Забытая нечисть: кот-баюн. Кот Баюн. Славянская мифология Кот баюн интересные факты

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать , убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей . В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги .

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю - сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит - идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову - один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным - и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: - Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. - А пойдёшь со мной? - Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

- «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», русская сказка

Как ни взглянешь на Русь, - вкривь да вкось испокон, На полях вместо ржи - лебеда и вьюн, На иконах - упырь, и с дубинкой - закон, На железном столбе - кот Баюн.

Сергей Есенин

Примечания

Ссылки

  • «Кот Баюн», скульптура в национальном парке «Зюраткуль» , Россия

Литература

  • «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки/Пересказ А.И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл.Л.Яценко.-2-у изд.-Л.:Дет., лит., 1991-336с. ил.
  • «Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л.П. Шувалова; Худ.А.Сорокин.-М.:Дет.лит., 1988.-175с.: ил.
  • «Василиса прекрасная», «Русские детские сказки, собранные А.Н. Афанасьевым», М., Детгиз, 1961 (АФ.Д.)
  • «Василиса прекрасная», «Народные русские сказки», М., Гослитиздат, 1957, тт. 1-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кот-Адду
  • Кот-Нор

Смотреть что такое "Кот Баюн" в других словарях:

    Кот-Баюн - Баюн Кот Баюн персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты кота и сирены. Кот Баюн является чудовищем людоедом, обладающим волшебным голосом; он усыпляет своими сказками и песнями случайно встретившихся ему путников и… … Википедия

    Кот учёный - Кот ученый Создатель: Александр Пушкин Произведения: Сказка о царе Салтане, Руслан и Людмила Раса: кот Место жительства: Лукоморье Род занятий: ходит по цепи, рассказывает сказки … Википедия

    Баюн - Баюн: Баюн, Лилия Семёновна (р. 1946) лингвист, доктор филологических наук. Кот Баюн персонаж русских народных сказок Баюн трава народное название ряда растений, обладающих усыпляющим действием. «Баюн трава» литературное… … Википедия

    Кот (значения) - Кот: В Викисловаре есть статья «кот» Кот самец кошки. Дикие коты Дальневосточный лесно … Википедия

    КОТ - (кошка) символ хитрости, обмана, тьмы и злобы. В средневековых суевериях считалось, что Сатана ловит человеческие души, подобно коту, хватающему когтями мышь. Согласно многим преданиям, кошка приносит несчастье, потому что дьявольски изворотлива … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Кошка - У этого термина существуют и другие значения, см. Кошка (значения). Запрос «Кот» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Кошка … Википедия

    Ивашка из Дворца пионеров - Тип мультфильма Рисованный Жанр Сказка Режиссёр Геннадий Сокольский Автор сценария … Википедия

    Bajun - Der Kater Bajun („Кот Баюн“, Kot Bajun) ist eine Gestalt des Russischen Volksmärchens, der auf einem hohen Baum auf der sibirischen fiktiven Insel Kidan wohnt. Bajun Seine Kraft und Größe sind gewaltig; mit seinen Krallen vermag er Eisenpanzer zu … Deutsch Wikipedia

    Сказка о царе Салтане - У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Иллюстрация И. Я. Билибина (1905) Жанр … Википедия

    Там, на неведомых дорожках… - В Викицитатнике есть страница по теме Там, на неведомых дорожках… … Википедия

Книги

  • Кот Баюн , . Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников. В этот сборник вошли одни из самых популярных…

Кот явно лесной житель. Это указывает на то, что источник образа - лесной кот, это может быть сибирский дикий кот или рысь.Скорее всего, место происхождения образа - Урал и Сибирь, когда там жили предки русских - арии. Было это 5 -7 тысяч лет назад. Следовательно, история кота в русской мифологии насчитывает не менее 5 тысяч лет, это старше древнеегипетской культуры. Так что говорить о том, что кошка родом из древнего Египта - значит игнорировать русскую историю. В ней образ кота (не кошки) значительно древнее.

Кота зовут баюкать деток. Значит, он не живет вместе с людьми (его надо позвать!), он дикий лесной житель, более того, житель потустороннего мира. Или скорее пограничного мира. Отсюда в тридевятом царстве, отсюда у Бабы Яги, отсюда в мертвом лесу, который всегда был границей между царством живых и царством мертвых.

Кот заговаривает, усыпляет, гипнотизирует - Баюн от слова «баять» - рассказывать. Значит, Баюн - сказитель. Того, кто засыпает, он убивает и съедает. Но Кот Баюн - не просто колдун и людоед. Того, кто устоит перед его чарами, он исцеляет от всех болезней. Он и убийца, и лекарь. Все зависит от человека, с чем он пришел к коту. Кот - великий целитель. Добыть кота - великий подвиг. В разных сказках его совершает Иван-царевич или Андрей- стрелок. Для этого он надевает несколько железных колпаков, которые кот разбивает своими железными когтями, один за другим, но наконец, обессилев, дает себя пленить. И после этого служит великому князю, исцеляя своим баяньем - сказами.

Баян (великий легендарный сказитель, русский Гомер) и Баюн - одно и то же слово. Кот - это сказитель, он рассказывает о делах далекого прошлого, но не просто прошлого, а об истории предков, о которых никому из живых неведомо. Это посредник между цивилизацией, которая исчезла, и нынешней цивилизацией людей - русских, между Гипербореей и Русью.

Размеры Кота Баюна значительно превосходят размеры обычной домашней кошки. Это скорее размеры сибирского лесного кота или амурского лесного кота (длина тела 75- 90 см, хвоста - 35- 37 см), или даже амурского тигра (возможно отсюда представление о трехцветной кошке - желто-черно-белой - как о Настоящей, приносящей удачу) - ареал обитания этих диких кошек в глубокой древности мог простираться значительно севернее нынешних границ.

У Пушкина Кот Баюн ходит по дубу «направо-налево», но это искажение русской мифологии, в которой Кот ходит вверх-вниз. Идет вверх - рассказывает сказку, предание, идет вниз- поет песню. Дерево, по которому ходит Кот Баюн - то самое Мировое Дерево, которое растет на горе Меру на Северном Полюсе, в стране Гиперборее. В других мифах Кот Баюн ни по какому дереву не ходит, а восседает на высоком железном столбе (возможно представление о планетарной оси вращения Земли). Это было в те времена, когда хребет Ломоносова еще не ушел под воду, и гора Меру возвышалась над океаном.

После гибели Гипербореи Кот Баюн переселяется в мертвый лес (или лес мертвых), на границу между Явью и Навью, где он опять же сидит на высоком железном столбе.

И откуда столько железа в древнерусской мифологии? Баба Яга летает на ступе из железа, Кот Баюн сидит на железном столбе посреди леса на границе мира живых и мира мертвых. И когти у Кота Баюна железные. Железо - всегда точное и однозначное указание на механизм, инструмент, машину. Откуда могло взяться представление о железе, летательных аппаратах и железных машинах у наших далеких предков, которые, если верить официальной истории, жили чуть ли не в каменном веке?

С другой стороны, Кот Баюн = Гамаюн, или Гам Баюн (гам - гимн, предание, баюн - сказитель) - вещая птица. Но вещая не потому что предсказывает будущее, а потому что ведает прошлое. Такое глубокое и древнее прошлое, которое неведомо никому из людей и не описано ни в какой летописи. Это история прародины русских или Ариев - Гипербореи.

Так что Кот в русской мифологии - образ нисколько не заимствованный, а скорее, один из древнейших в мировой цивилизации, более древний, чем образ кошки в древнеегипетской мифологии.

Кот Баюн - исконно русский персонаж, идущий от прародины Руси - древней Гипербореи, хранитель ее тайн и ее истории. А если учесть, что Гиперборея погибла примерно 17 тысяч лет назад, то сколько же лет Коту Баюну?

Фараоны Египта, древние евреи, шумеры, не говоря уже о римлянах и греках и всей наспех сколоченной европейской цивилизации - неразумные младенцы по сравнению с котом Баюном, которого каждая русская мать запросто приглашает побаюкать детку «за рюмочку вина да конец пирога».

Между прочим, именно за пирог и вино приглашали кота баюкать деток в древней Руси. Это уже потом рюмка вина была заменена на «кринку молока», по мере того как изначальный образ Баюна забывался и приближался к домашнему коту. А прежде расплачивались вином, как с человеком.

Приди, котик, ночевать,
Приди детку качать,
Я те, котик, заплачу:
На неделю дам харчу,
Дам те рюмку вина
И конец пирога.

А вот еще странное:

Придет серенький коток,
Сынка схватит за бочок
И утащит во лесок
Да зароет во песок,
Под ракитовый кусток.

Ничего себе, да? И все так ласково, нежно, баюкая. Почему так притягательна смерть в древнерусской мифологии? Интересный вопрос, но уже иная история…

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает.

Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Из всех персонажей русских народных сказок и народного же фольклёра Кот-Баюн реже всех поминается в сказках. Почему? Давайте разберемся.


Главный источник современных славянских нечистиков - это по-прежнему русские народные сказки в оформлении Афанасьева, Толстого и т.д. В них и оформился образ Кота-Баюна, и на что же он похож?

Кот Баюн.
Иллюстрация К.Кузнецова к сказке "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что"

... пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных , руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит -- идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову -- один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным -- и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
-- Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
-- А пойдёшь со мной?
-- Куда хочешь пойду.
Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.
("Пойди туда, не знаю куда", русская народная сказка)


Новокрещенных О. И. «Кот Баюн»

В сказке вроде бы описаны все основные детали этого персонажа: сидит на столбе, способен разбить железный колпак, иначе как клещами (тоже железными) его не возьмёшь, и, что самое главное, он разумен , хотя бы на уровне рOботов Азимова, иначе бы с ним нельзя было проводить конструктивный диалог.


Тихонов Игорь Всеволодович «Кот-Баюн»

Стоп. Мы же забыли ещё кое-что - размеры Кота. С какого-то момента принято считать, что Кот-Баюн не только людоед, но и огромадных размеров, с лошадь, наверное.

Гм. Кот... Людоед... Огромного размера... Что же это за животное получается?!
Да известно какое: тигр, лев, другие крупные кошачьи хищники. Все кошачьи, от мала до велика, и домашние, и дикие, похожи: все они хищники, нападающие на свою добычу из засады, добывающие её не только зубами, но и когтями...


Кот Баюн похож на Джека Николсона

Вернёмся к размерам. Огромен ли Кот-Баюн? Более старые рисунки - К. Кузнецова - например - не дают нам возможности судить об этом, но более новые рисунки - О.И. Новокрешённых или И.В. Тихонова - считают, что да, огромен.


Чижиков, который иллюстрировал повесть-сказку Успенского "Вниз по волшебной реке" просто изобразил Баюна огромным чёрным котом (и впрямь, ведь не белым персом и не черно-белым сиамом его ведь изображать?), больше не только лошади, но и лошади со всадником.

Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Э. Успенского "Вниз по волшебной реке."

Одним словом, Кот-Баюн не то "просто" домашний кот "размером со слона", не то просто сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто.

В выше приведённой сказке, например, о размерах Баюна не говорится, но то, что он вскочил главному герою на голову, всё-таки указывает, что он меньше тигра, и даже леопарда, пумы и рыси.


Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Э. Успенского "Вниз по волшебной реке."

Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот-Баюн в битве со своим супостатом (Андреем, Федотом, Иваном) этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем - не больше домашней кошки, раз главный герой (скажем, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке. (Правильно, ведь кошка на поводке - это нонсенс и смертельная обида животному к тому же.)

При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными-железными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены.
Да, но при всём этом он ещё и обладал не только разумом и речью, но и рассудком, порядочностью, что ли: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, Кот царя и не тронул.
Кот-Баюн - это кот в квадрате, и победа Андрея над ним - это мечты людей об окончательной победе над кошками - кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака. (Не дождётесь!)

Кот-Баюн, как не крути, как не верти, он - людоед. (Как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный.)
И вот мы вернулись к изначальному вопросу? Почему Кот-Баюн так не популярен? Е. Прокофьева, которая написала некий справочник о нечистой силе, смогла упомянуть его в только двух инстанциях: в "Руслане и Людмиле" Пушкина и "Вниз по волшебной реке" Успенского.

Что до "Кота учёного" Пушкина, то он не очень похож на Баюна: людей не губит, сон не насылает, хотя подобно Баюну он рассказывает сказки, а также поёт песни-песенки. Вот только в отличие от Баюна - "Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту, поведаю теперь я свету..." Т.е. данный кот не только Пушкина не тронул, но и рассказывал ему свои сказки без таких аргументов, как те прутья, которыми Баюна охаживал Андрей.

Кот Баюн в славянской мифологии является котом-проводником..По преданию, кот Баюн сидит на железном столбе возле золотой мельницы за тридевять земель. Этот столб (у Пушкина это вековой могучий дуб) является пограничной осью между миром живых и миром мертвых .
Спускаясь, кот поет, поднимаясь - рассказывает сказки. У баюна настолько сильный и громкий голос, что слышно его очень далеко.

А сейчас рассмотрим чудо-кота с современной точки зрения. Точнее, его голос .

Голос по сути это звук . Звук, как и цвет, имеет спектр различных частот. А мы слышим только малую их часть. Существуют такие понятия как ультразвук и инфразвук. Они находятся за пределами восприятия человеческого уха, но его слышат некоторые животные. Здесь-то мы и будем копать…

Может, некоторым известно такое понятие, как «голос моря». Именно этим феноменом объясняют внезапное исчезновение или смерть экипажей кораблей. Голос моря губителен для человека, как и песни Баюна. Тем же самым объясняют и гибель животных в аномальных зонах, называемых «чертовыми полянами».

Дело в том, что некоторые частоты могут оказывать вредное воздействие и не на органы слуха, а на весь организм в целом. Самое страшное то, что человек не слышит эти частоты и не может вовремя удалиться от источника на безопасное расстояние. Сначала болит голова, потом самочувствие ухудшается, человек теряет сознание… и за тем наступает смерть... Но животные могут слышать на этих частотах, и исчезают из опасного места. Все сходится!

А с фантастической точки зрения образ Кота – Баюна, можно даже рассматривать, как древнее - оружие массового поражения с использованием звуковых волн!

И всё-таки Баюна позабыли. Почему? Слишком зыбкий образ он оставил в сказках; у Пушкина он только в прологе, а Успенский сейчас тоже подзабыт, и "помочь" Баюну не может.
А жаль!
В книгах жанра славянского фэнтэзи он бы занял не последнее место, не хуже, чем какого-нибудь Змея Горыныча... Но видно - не судьба.

Но вот домашние кошки процветают и поныне, и быть поласковей с ними не мешает - а вдруг они свою обиду раскажут такому вот Баюну? Худо тогда будет! Т.ч. обращайтесь с ними по-человечески - и вам воздастся сторицей.
Конец

У Лукоморья дуб зеленый.Златая цепь на дубе том.И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

Это стихотворение А.С Пушкина знакомо с детских лет каждому жителю нашей страны, но кто же этот загадочный кот ученый,который идет направо песнь заводит налево сказку говорит? Образ этого ученого кота Александр Сергеевич заимствовал из русских сказок где был похожий персонаж Кот Баюн. Именно о нем мы с вами сегодня и поговорим этот персонаж в сказках в основном упоминается вскользь и находится так сказать на вторых ролях. И естественно за долгое время его образ не то что бы исказился,но приобрел множество новых черт и найти истинный облик теперь не представляется возможным. Но давайте посмотрим что у нас есть на этого невероятного персонажа.

Наверное начать стоит с отношения людей к кошкам в общем. Ведь кошка зверь любимый народом! С нею связано множество примет и пословиц: Например:«Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь!»

А вот если кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребет лапами стену — к ветру, умывается — к приходу гостей, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку сулит.

Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия. А вот версия происхождения кошек на земле: Странствовал когда-то Велес, покровитель животных, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Велес, швырнул в мышь свою рукавицу — а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.

А теперь перейдем к нашему ученому коту Баюну этот персонаж обладает волшебным голосом и огромными размерами. Сидит он на столбе и заговаривает подошедших к нему путников сказками да песнями, голос его за семь верст слышно. Как замурлыкает, так напускает, на кого захочет, заколдованный сон. Видения во сне не отличаются от обычных переживаний, и всё происходит словно в реальной жизни. Говорят что когда путник засыпает кот без угрызений совести его съедает. Вот и получается что Баюн – это огромный кот людоед безжалостный и беспощадный. Но есть у него и другая сторона уж не знаю способен ли кто- то с ним договорится, но вот подчинить себе это да. И тогда в хозяйских руках сказки кота Баюна приобретают целебные свойства.

Видео версия статьи:

Но вот что интересно с размерами Баюна все не так ясно как следовало бы если судить по рисункам на которых изображен Баюн. Ведь на более старых судить о его размере довольно сложно, а в современных он уже изображен огромным и злобным котом.

А вот отрывок из русской сказки «Пойди туда не знаю куда» , который возможно даст нам ключ к разгадке:

.. пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит - идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову - один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным - и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:

- Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.

- А пойдёшь со мной?

- Куда хочешь пойду.

Андрей пошел в обратный путь и кота с собой прихватил.

Вроде бы в этой сказке о размерах кота не говорится, но тот факт что он прыгнул на голову героя, явно указывает на то что он все таки небольшого размера. Но с другой стороны он разбил два железных колпака своими стальными когтями, что говорит о его огромной силе.

Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной кот Баюн проживал у Бабы-Яги. Кстати рассказ о бабе Яге и других персонажах славянской мифологии вы сможете найти в плейлисте в подсказках и по ссылке в описании. Также не забудьте поддержать славянскую мифологию в группе канала в контакте. Там же в обсуждениях вы сможете предложить тему для новых видео. В общем советую вам на нее подписаться.

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью.. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю - сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

Но не во всех сказках кот Баюн выступает в роли злобного и жуткого персонажа вот например сказка из книги «Мифы русского народа» атором которой является Георгий Науменко:

Смеркается. На улице становится темно и пустынно. По улице идёт Кот Баюн. На хвосте у него два узелка висят. На спине два котёнка сидят.Подходит он к дому, отворяет окно и подаёт котёнка. Девочка увидала, обрадовалась и говорит:– Какой котёнок хорошенький, пригоженький! Возьму его себе!Забрала девочка котёнка, легла спать. Кот Баюн доволен. Развязал один узелок, выпустил сон и дрёму на волю и мурлыкает:– Мурр-мурр-мурр, усни! Мурр-мурр-мурр, усни! Девочку сладкий сон стал одолевать. Дрёма на глаза накатилась. И видится ей, что она белочка с золотым орешком, с ветки на ветку прыгает. Чудится, что она рыбка – серебряная спинка, по морю-океану плывёт и корабли обгоняет. Снится, что она жаворонок, над полем летает, песенки распевает и солнышко крылышками достаёт. Идёт дальше Кот Баюн. Отворяет в другом доме окно. Подаёт котёнка. Мальчик увидал и говорит:– Не люблю котят! Мучить буду рад!Кот Баюн не дал ему котёнка. Мальчик лёг спать. Кот Баюн недоволен, напустил сон-угомон, мурлыкает:– Мурр-мурр, усни! Мурр-мурр, усни!

Мальчика сон стал одолевать, Угомон глаза закрывать. Видится мальчику, что он заяц и за ним волк гонится, вот-вот зубами схватит. Заяц споткнулся, через голову перевернулся, в голубя превратился и в небо полетел. Увидал голубя коршун, за ним погнался, так и хочет когтями вцепиться. Голубь в воду нырнул и превратился в карася. И в море поплыл. Увидала карася щука, пасть открыла, острые зубы показала, за ним погналась. Не хочется карасю от щуки смерть принимать. Выбросился он на берег и прямо к рыбаку в горшок попал. Рыбак увидал рыбу, поставил горшок на огонь и говорит:– Славная уха будет!Страшно и жутко стало мальчику, и он закричал:– Спасите! Я пропал!И тут проснулся, глаза открыл. Кот Баюн затворил окно и пошёл дальше.

Конечно это сказка является современной интерпретацией этого персонажа, но такой образ тоже имеет место быть.

И на этом я думаю стоит закончить мой рассказ, если вам есть чем его дополнить пишите комментарии



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: