Актриса александра завьялова личная жизнь. Биография и личная жизнь александры завьяловой. Уколы от агрессии

Александра Завьялова - актриса, имя которой было широко известно в 60-х гг. Эту красивую женщину с удовольствием снимали фотографы как советских журналов, так и зарубежных. Режиссеры предлагали Завьяловой исключительно главные роли. А потом всё в один день закончилось и артистка навсегда исчезла с экранов. Почему?

Александра Завьялова: биография. Ранние годы

Александра родилась в феврале 1936 г. в Тамбовской области. Практически ничего не известно о ее детстве, об увлечениях будущей актрисы. Известно только, что Александра Завьялова в 1958 г. окончила Ленинградский театральный институт и переехала в Брест работать по распределению в местный театр. Однако молодая актриса с экзотической внешностью очень хорошо показала себя на дипломном спектакле «Женитьба» и ей регулярно стали поступать предложения о съемках в кино.

Александра долгое время отказывалась, потому что желала сосредоточиться только на своей работе в театре. Но в 1959 г. актриса не устояла и впервые дала свое согласие на съемки.

Фильмы 1959 г.

Александра Завьялова дебютировала в фильме «Песнь о Кольцове», где ей сходу досталась главная роль.

В центре сюжета картины - биография известного российского поэта Алексея Кольцова, а точнее отрезок жизни, умещающийся в 30-е гг. XIX века. Биография Кольцова примечательна тем, что практически всю свою жизнь поэт посвятил предпринимательству, продолжая семейное дело (что не свойственно для литераторов). Единственной отдушиной для Алексея были стихи и любовь к крепостной девушке, которую и сыграла Александра Завьялова. Но главных героев разлучила судьба, Кольцов вскоре женился на нелюбимой женщине, а через некоторое время умер в возрасте 33-х лет.

Сразу же после роли Дуни роковой красавице с черными, как смоль волосами, предложили еще одну главную роль - в драме «Люди на мосту». Героиня Завьяловой - подрывница Лена. Женщина смелая, красивая, с определенным прошлым (у героини есть Она привлекает внимание молодого сына (Олег Табаков) начальника строительства моста (Василий Меркурьев). Эта связь становится Героиня Завьяловой превращается в злого гения для интеллигентной семьи Булыгиных. В финале картины Лена погибает, спасая жизни других людей.

Надо сказать, что после роли темпераментной Лены, за актрисой закрепилось амплуа «бедовой» женщины. И все ее последующие героини были не менее сильными, привлекательными, но в каком-то смысле опасными.

Фильмы 1960-х гг.

Александра Завьялова в 60-х была очень популярна. Во многом благодаря роли Зинки из мелодрамы «Алешкина любовь». Тогда партнером актрисы по съемочной площадке был Леонид Быков («В бой идут одни старики»). Он играл того самого Алешку, который без ума был от стрелочницы Зинаиды. Завьялова в одном из своих немногочисленных интервью вспоминала, что жена актера очень его ревновала к ней и постоянно присутствовала на съемках.

Еще бы не ревновать: фото Александры Завьяловой красовались не только на обложках «Советского экрана», но даже в американском журнале «Лайф». Американские журналисты называли актрису советской а российские режиссеры предлагали артистке исключительно главные роли.

В 60-е на экраны с участием Завьяловой вышли такие фильмы, как «Ждите писем» Ю. Карасика, «Хлеб и розы» Ф. Филиппова, «Фро» Р. Эсадзе и многие другие картины. Актрису приглашали на званые ужины в посольство США и доверяли ей почетную миссию встречи иностранных гостей, прибывающих на советские культурные мероприятия.

Последние кинопроекты в карьере актрисы

Однако именно тесное общение артистки с иностранцами, а также интерес, который к ней проявляли зарубежные СМИ, сыграли роковую роль в судьбе Александры.

В 65-х КГБ начало регулярно вызывать Завьялову на допрос. Чуть позже спецслужбы запретили директору «Ленфильма» снимать актрису в своих картинах. Но Александра Завьялова не отчаивалась и продолжала сотрудничать с другими кинокомпаниями.

В 70-х гг. артистка сыграла свою последнюю роль в кино - Пистимеи Морозовой. Этот образ стал одним из самых колоритных в советском кино. Настоящее имя Пистимеи - Серафима Клычкова. Она наследница богатого рода, которая вынуждена скрываться под чужим именем в сибирской тайге.

В фильме героиня Завьяловой демонизирована, ведь об аристократах в советское время говорили или никак, или плохо. Артистка подбросила еще «дров в огонь», мастерски исполнив свою работу, и на экране перед зрителем предстало воплощение зла. Учитывая ярлык «неблагонадежности», который уже довлел над Александрой, ничего хорошего ждать не приходилось. Худшие опасения оправдались: после роли Пистимеи Завьяловой перекрыли ход в любое советское кино.

Александра Завьялова: личная жизнь

Единственный официальный муж актрисы - художник Дмитрий Бучкин. От него у Завьяловой родилась дочь Татьяна.

Александра Завьялова - актриса с незабываемой внешностью. И именно красота сыграла с женщиной злую шутку. В 1964 г. в Одессе она познакомилась с американским миллиардером и приняла его ухаживания. Впоследствии американца обвинили в шпионаже и выставили из страны, Завьялова была вынуждена развестись с Бучкиным и впервые попала на допрос в КГБ.

После того как путь в кино для актрисы был перекрыт, она родила второго ребенка и начала вести уединенный образ жизни. С тех пор об Александре мало что известно.

Александра Завьялова родилась в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области. В 1958 году она окончила Ленинградский театральный институт им. А.Н.Островского, после чего ее по распределению направили в Брестский драматический театр.

В этом театре Александра успешно работала около года, отказываясь от периодически приходивших приглашений на съемки. Не то чтобы ей совсем было неинтересно кино, просто себя она считала театральной актрисой. Но однажды ей, недавней выпускнице, передали личное приглашение режиссера Александра Зархи на роль в фильме «Люди на мосту». Отказать она не смогла.

Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась, - поскольку уже вслед за этим получила новое предложение. В лирической комедии «Алешкина любовь» актриса сыграла стрелочницу Зинку, в которую влюблен робкий парень, геолог-буровик Алешка (Леонид Быков). Ничем не примечательный, нескладный, он с настойчивым упрямством добивается любви гордой красавицы. Итог фильма - влюбленные глаза девушки, прошедшей пешком долгий путь, чтобы увидеть его, Алешку…

Удивительно добрая и светлая картина «Алешкина любовь» не могла оставить равнодушной зрителей. Об Александре Завьяловой заговорили, посыпались приглашения от режиссеров. Один за другим вышли фильмы с ее участием: мелодрама «Ждите писем», социальная мелодрама «Хлеб и розы», молодежная киноповесть «Будни и праздники». Впрочем, все они большого успеха не имели.

Международный успех

В 1961 году фотография Александры Завьяловой попала на страницы американского журнала «Лайф». Дело в том, что известный фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова. С одной стороны, это был первый шаг к международной известности. С другой - встречи с иностранными журналистами не могли пройти бесследно, и актриса попала в поле зрения соответствующих спецслужб.

Тем временем, произошли изменения в личной жизни актрисы. В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. Как признавалась сама актриса, вышла не по большой любви, а просто потому, что давно знала Дмитрия и не смогла устоять перед его красивыми ухаживаниями. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и Александра перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.

Однако об актрисе не забыли, и спустя год она получила приглашение на Московский международный фестиваль. В один из вечеров Александру Завьялову пригласили на званый дипломатический ужин. Красивая, темноволосая, с миндалевидным разрезом глаз, она произвела настоящий фурор у дипкорпуса. А американский посол после целого часа беседы официально пригласил ее посетить США.

После этого волне можно было оказаться вместо Америки где-нибудь на Колыме, но спецслужбы решили, видимо, пока повременить. Мало того, после успеха на том приеме руководство кинофестиваля поручило актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде итальянских коллег Джульетту Мазину, Антонеллу Луальди, Джоджио Молли. И Александра Завьялова не ударила в грязь лицом.

Лучшие дня

Роман с иностранцем

Спустя год Александра Завьялова познакомилась с 50–летним американским бизнесменом, совладельцем крупной пароходной компании. Эта встреча печальные последствия. Американец влюбился в актрису, между ними вспыхнул роман, который тут же был отмечен КГБ. Спецслужбы заподозрили в бизнесмене в шпионаже и, объявив его персоной нон-грата, предложили ему в 24 часа покинуть СССР.

Что же касается Александры Завьяловой, то за ней закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино на некоторое время ей пришлось распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец ее семейной жизни – Александра развелась с мужем...

Серафима-Пистимея

В 1969 году об Александре Завьяловой вспомнили на «Мосфильме». В то время режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). В романе, носящем, кстати, крайне антирелигиозную направленность, Серафима-Пистимея была выведена настоящим воплощением зла, наделенной просто звериной жестокостью. Все это книжная героиня цинично прикрывала верой в бога.

В сериале режиссеры несколько сгладили тенденциозность романа, однако Серафима по-прежнему осталась крайне отрицательным персонажем. Для Александры Завьяловой, глубоко верующей в Бога с детства, этот фильм стал настоящим испытанием - и моральным и физическим. Съемки продолжались три года. Она начинала играть семнадцатилетнюю девушку, а в последней серии ее героине было уже 70. Александра выкладывалась полностью, и потому образ, созданный ею, действительно вышел демоническим. Ей же это стоило первых седых волос в жизни, а уже после окончания съемок Александра замаливала свой грех в церкви.

Расплата

Фильм «Тени исчезают в полдень», вышедший на экраны в 1971 году, оказался роковым в жизни Александры Завьяловой. После этой картины актрису совершенно перестали приглашать на съемки. Полное забвение в кино вылилось у нее в глубокую депрессию. И тогда в 40 лет Александра Завьялова решилась родить сына. «Мне нужен был ребенок, которому бы я отдала всю свою нерастраченную нежность», - признавалась позже Завьялова.

Но спецслужбы не забыли об опальной актрисе. Вскоре по всей Москве разлетелась новость, что Александру Завьялову, оторвав от детей, забрали в психбольницу. Поползли слухи, что это высшие силы наказали Сашу Завьялову за роль Пистимеи в «Тени исчезают полдень». Спустя два месяца Завьялова вернулась из больницы. За это время ее квартиру успели ограбить. Вынесено было все, что бывшая актриса успела заработать: меха, бриллианты, фарфор, деньги. Не было и детей. Дочь Татьяну забрал к себе ее отец, а маленького сына спецслужбы определили в детский дом.

Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год ее снова увезли в лечебницу, теперь уже вместе с ребенком. Там с помощью угроз и шантажа врачи заставили ее написать заявление о выходе на инвалидность. Это был уже окончательный приговор.

Спустя 25 лет Александра Завьялова вновь промелькнула в кино. В 1992 году она сыграла роль секретарши в драме «Белые одежды». А в 1994 году Завьялову даже удостоили звания заслуженной артистки России. Но затем актриса вновь исчезла из поля зрения.

Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.

Уже в пожилом возрасте Завьялова сыграла в картине «Белые одежды», но после вновь наступило забвение. Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально. Она была убита накануне дня рождения, и в преступлении обвинили ее собственного сына.

Детство и юность

Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области. Дата рождения – 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».


Уже в школьные годы с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.

Окончив школу, девушка перебирается в Ленинград и поступает в театральный институт (позднее переименован в ЛГИТМиК). Учась здесь, она не мыслит себя актрисой кино – ее привлекает работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей достается служба в Драмтеатре Бреста, Завьялова довольна поворотом судьбы.

Фильмы

Играя в театре, актриса отвергает предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удается уговорить артистку: в независимой Александре кинематографист видит своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск Завьялова столь удачно попадает в образ, что следом за ней в Сибирь прибывает увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспомнит, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им образ.


Уже в Москве Антонов знакомит Александру с писателями и мастерами кино. Ее поклонниками становятся и . После дебюта в 1959 году предложения по съемкам сыплются на 23-летнюю актрису как из рога изобилия. В том же году выпускает «Песню о Кольцове» - биографическую ленту о поэте, где Завьяловой снова достается главная женская роль.

В 1960 году биография артистки пополняется сразу тремя фильмами, самым заметным из которых становится «Алешкина любовь». Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством , посмотрели 24 миллиона зрителей. Александра Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым , превращается в звезду советского кинематографа.


Ее лицо не сходит с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снимает фотограф американского «Лайфа», работающий только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводится в одном из номеров гостиницы «Националь». Во время кинофестиваля в Москве ее приглашают на званый ужин в посольстве США.

Любимой ролью актрисы становится Фро – главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария – рассказ . В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она играет нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра соглашается стать блондинкой.


Роман с режиссером картины привел к тому, что в 1967 году Завьялова появляется в другой его ленте – фильме «Четыре страницы одной молодой жизни». Но пиком карьеры становится многосерийная картина « », показывающая жизнь народа в первой половине 20-го столетия.

Игра Завьяловой, которую приглашают на роль Серафимы Клычковой, впечатляет не только создателей фильма, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» артисты рассказывают, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.


При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.

После громкого успеха обрушивается тишина: Завьялова вдруг оказывается в негласной изоляции. Ей больше не предлагают ролей, не приглашают на светские мероприятия. Артистка переживает сильнейший кризис. Пытаясь выбраться из него, несколькими годами позже Завьялова посещает киностудии, но никто не дает ясного ответа о причине негласного бойкота.


Только 30 лет спустя, когда артистку приглашают на встречу с поклонниками кино, ее замечает режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включает Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды» с и в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказывается для актрисы последним. Больше Александра Семеновна не снимается.

Личная жизнь

Еще в годы учебы в институте Александра знакомится с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени В. И. Мухиной, куда студентки ЛГИТМиКа приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара женится, хотя родители Дмитрия выступают против его выбора, предвидя будущие трудности.


В том же году на свет появляется дочь Таня. Заботясь о ней, Александра делает паузу в карьере. Но уже в следующем году у нее разгорается роман с Резо Эсадзе. Завьялова признается в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара решает развестись спустя два года после регистрации брака.

Отношения с Эсадзе оказываются такими же недолговечными. С одной стороны, Завьялову не устраивает ревность возлюбленного, с другой – дочь Татьяна отказывается воспринимать нового спутника мамы как отца. Пара расстается.


Следующий роман Завьяловой стоит ей карьеры. Вскруживший ей голову бизнесмен из США проводит с актрисой две недели в Одессе. Однако обоим ясно, что роман обречен: Александра не переедет в Америку, ее избранник не останется в СССР.

После того как иностранец возвращается на родину, Завьялову вызывают на допрос в КГБ, а после устанавливают слежку. Случайно или нет, поток предложений по съемкам иссякает после допроса в правоохранительных органах.


В 1976 году у Александры рождается сын Петр. Кто отец ребенка, актриса не признается ни журналистам, ни родным. В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.

Смерть Александры Завьяловой

В 2016 году, накануне 80-летия, актрису в принадлежащей ей квартире. Смерть наступила от раны, нанесенной ножом. Как позднее выяснили следователи, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. Известно, что Петр присваивал деньги, которые выделяли Завьяловой в качестве материальной помощи.

Документальный фильм «Александра Завьялова. Затворница»

В убийстве признали виновным Петра. Приговором суда ему определен . Восемь лет сын Александры проведет в колонии строгого режима.


Могила актрисы находится на Смоленском кладбище в Северной столице. Средства на похороны собирал Союз кинематографистов.

Фильмография

  • 1959 – «Люди на мосту»
  • 1959 – «Песня о Кольцове»
  • 1960 – «Алешкина любовь»
  • 1960 – «Ждите писем»
  • 1964 – «Фро»
  • 1967 – «Клятва Гиппократа»
  • 1967 – «Сергей Лазо»
  • 1971 – «Тени исчезают в полдень»
  • 1992 – «Белые одежды»

Её боготворили Расул Гамзатов и Юлиан Семенов. За ней ухаживали Юрий Любимов и Аркадий Райкин. Ею восхищалась Белла Ахмадулина. Одна из самых трагических судеб в истории советского кино, одна из самых красивых отечественных актрис.

Общественность узнала об этом 6 февраля, хотя сам факт ухода из жизни зафиксирован медиками 2 февраля!

4 февраля 2016 года, в день своего 80-летнего юбилея, в своей Петербургской квартире была обнаружена мертвой Александра Завьялова - заслуженная артистка РСФСР, некогда блистательная кинозвезда СССР - страны, которая дала ей всё, а потом и отобрала данное. Экспертиза показала, что актриса умерла ещё 2 февраля. Впрочем, российские СМИ и телевидение проигнорировали смерть знаменитой русской актрисы.

Ещё ребенком я запомнил демоническую красоту Пистимеи Морозовой в культовом советском многосерийном фильме "Тени исчезают в полдень". Роль богатейшей наследницы сибирских фабрикантов, потерявшей все после революции, но поклявшейся бороться с советской властью изнутри, стала вершиной актерского мастерства Завьяловой.

В начале картины героиня Завьяловой предстала перед зрителем 17-летней девушкой, а в конце ей было уже за 70. Разумеется, это не первая роль актрисы а, скорее, уже закат ее карьеры.

В 1960 году Александра Завьялова снялась в главной роли в знаменитой советской лирической комедии " Алёшкина любовь", где ее партнером был талантливейший кумир миллионов- Леонид Быков. Полюбили зрители и Завьялову. Картина имела успех. В том же 1960 году ее снова ожидает успех после исполнения главной женской роли в фильме "Люди на мосту", снятым легендарным Александром Зархи. Но, конечно, визитной карточкой актрисы стала Пистимея Морозова/ Серафима Клычкова (в картине героиня Серафимы становится Пистимеей после того, как ею были украдены чужие документы). Кто бы мог подумать, что эта роль, по сути, станет и последней для заслуженной артистки России.

Её воистину демоническая красота особняком выделялась даже среди первых красавиц советского кино. Бабушка актрисы была гречанка. Видимо, от неё Александра унаследовала столь нетипичную, яркую внешность.

Её лицо украшало обложку американского журнала Life. Завьялову, ещё восходящую звезду, стал снимать модный фотограф Филип Хальсман. Представляя советскую делегацию за рубежом, актриса снискала любовь публики. В самолете актриса познакомилась с американским адмиралом в отставке военно-морских сил США Отелло Черезолли, который владел пароходной компанией. Они полюбили друг друга. К тому времени актриса была замужем за художником Дмитрием Бучкиным, у них росла дочь Таня.

Органы госбезопасности с самого начала следили за актрисой и Отелло. Черезолли объявили персоной нон грата и он был вынужден на собственном пароходе уплыть в США. Мужу актриса рассказала, что полюбила другого, и они расстались. А в 1963 году в её жизнь вошёл образ Пистимеи. Съёмки шли 3 года. Эта роль стала испытанием для актрисы, счастьем и проклятьем.

(Следует добавить, что после расставания с американцем актриса снова влюбилась, и снова это был иностранец - югослав Мома Кошич. Он красиво ухаживал, заботился и помогал актрисе во время тяжелейших съемок сериала. Пара решила пожениться, но бывший муж не дал Александре разрешения на выезд за границу с дочерью Татьяной. Ехать без дочери - об этом не могло быть и речи.)

Сложно сказать, почему наступило забвение, вероятно, режиссёры видели в ней только образ демонической женщины, при этом понимая, что всё внимание в картине будет доставаться актрисе за её уникальную внешность.

У актрисы началась депрессия. Она попала в психиатрическую больницу. Незадолго до этого она родила второго ребенка - сына. Ей было тогда 40 лет. Попав снова в психиатрическую больницу уже вместе с сыном, Александра под давлением написала заявление о выходе на инвалидность. Дочь Татьяну во время болезни актрисы забрал её отец - бывший супруг актрисы. Полностью оправиться от столь тяжелого недуга Завьялова так и не смогла. Временами она чувствовала себя очень хорошо. Общалась с людьми, давала интервью, но болезнь возвращалась.

Последний раз на экране Александра Семеновна появилась в 2000 году в передаче Оксаны Пушкиной "Женские истории", где искренне рассказала о своей жизни и судьбе.

Светлая ей память. Мир и покой её светлой душе.

Появились официальные данные, что актрису убил собственный сын

В управлении Следственного комитета по Санкт-Петербургу подтвердили информацию о том, что обвинение в убийстве заслуженной артистки России Александры Завьяловой предъявлено ее сыну – 40-летнему Петру Завьялову. Сообщается, что он арестован и уже дал признательные показания.

По версии следствия, ночью 3 февраля, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в квартире дома номер 6 по Гаврской улице "на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений" Петр Завьялов ударил ножом свою мать. Она скончалась на месте. Заслуженная артистка России Александра Завьялова не дожила всего несколько дней до своего 80-го дня рождения.

В результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий обвиняемый был задержан, сообщает региональное управление СК РФ. Петру Завьялову избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Расследование уголовного дела продолжается.

Александра Завьялова, Заслуженная артистка РСФСР. Сыграла в телефильме «Тени исчезают в полдень» и во многих других.

Имя Александры Завьяловой известно многим людям, не только знатокам советского кино. Она блистала в шестидесятые годы, многие сравнивали ее с Гретой Гарбо. Но, конечно, у неё была своя неподражаемая красота и творческая поступь. Александра Завьялова родилась в феврале 1936 года. Родители не имели отношения к искусству и были простыми рабочими, поэтому многих удивляло, откуда у неё столь благородная аристократическая внешность.

Фото Александра Завьялова

О детстве ее известно мало, но она не сомневалась, что станет актрисой и выдержала весьма серьезный конкурс в Ленинградский театральный институт имени Островского, который успешно закончила в 1958 году.

Первые шаги в искусстве

Многие говорят о том, что Александра Завьялова считала себя не актрисой кинематографа, а сугубо театральной. Она проработала некоторое время в Брестском драматическом театре, оттачивала мастерство. Ее привлекательная внешность, волевые черты привлекали режиссеров, они видели в ней талант, который прекрасно будет смотреться на экране. Долгое время она отказывалась от предложений, однако Александр Захри сумел уговорить ее сняться в своем фильме «Люди на мосту».


Фото: Александра Завьялова в юности

Это стало дебютом актрисы, после которого режиссеры смогли воочию убедиться в том, что ее талант, колоритная внешность идеально подходят для кинематографа. Предложения стали сыпаться один за другим, и актриса плавно, но органично перешла в кинематограф.

Далее последовал фильм «Песня о Кольцове», где ей досталась главная роль, с которой она справилась на отлично. «Песня о Кольцове» непростой фильм, который повествует о судьбе поэта, вынужденного всю жизнь заниматься предпринимательством, купечеством, чтобы идти по стопам отца. Но единственная отдушина его жизни — стихи и любовь к простой крестьянской девушке. Поэту так и не дали быть счастливым, он умер в возрасте 33 лет. Главную роль в картине сыграла Александра Завьялова и сделала это так мастерски, что о ней всерьез заговорили, а публика стала узнавать ее, проявлять больше внимания к творчеству.

Пик славы

Далее в фильмографии последовали фильмы «Алешкина любовь», «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники» и многие другие. Эти фильмы выходили один за другим, и режиссеры делали ставку на красивую внешность женщины, ее колдовской взгляд, который словно гипнотизирует зрителей.

Несомненно, Александра Завьялова настоящая актриса кинематографа, хотя, как она думала изначально, она являлась сугубо театральной актрисой. Жизнь всё расставила по местам. Пик популярности ее приходится на середину шестидесятых годов.

В мелодраме «Алёшкина любовь» она сыграла очаровательную и озорную девушку, которая работала простой стрелочницей, но умело влюбляла в себя мужчин. Можно сказать, что это психологическая драма, которая созвучна многим простым людям страны. Актриса так филигранно вжилась в роль, что жена , исполнявшего главную мужскую роль, очень ревновала и всегда находила повод, чтобы присутствовать на съёмках.

Самый главный фильм

Одним из самых культовых фильмов в ее фильмографии можно отметить «Тени исчезают в полдень». Это очень сложная картина, которая требует большого мастерства и самоотдачи. Возможно, эта работа сказалась на психике актрисы, ведь известно, что она неоднократно пребывала в психиатрической клинике в начале 70-ых годов прошлого века. В этом фильме она сыграла красивую наследницу богатого рода, но очень коварную, умную. Актриса перевоплощалась в разные возрастные категории: представала молодой особой и женщиной в солидном возрасте. Она была очень убедительна на экране.


Фото: Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень»

К сожалению, во многом этот образ также наложил отпечаток, как сейчас принято говорить, на имидж актрисы. К тому же, Комитет государственной безопасности признал ее неблагонадежность, и вскоре все возможности сниматься в фильмах были перекрыты. Так, если посмотреть на фильмографию актрисы, то картина «Тени исчезают в полдень», снятая в 1971 году, стала предпоследней в фильмографии. После этого актриса исчезла с экранов почти на 20 лет, она появилась только в 1992 году в фильме «Белые одежды», который и стал последним в ее фильмографии. Этот фильм был снят уже после развала Советского Союза, когда хватка КГБ и контроль государства за творчеством ослабли.

Неблагонадежность

К сожалению, актриса попала в список неблагонадежных, и произошло это из-за ее романа с американским гражданином. Актрису считали визитной карточкой СССР, она была вхожа во многие круги, присутствовала на разных мероприятиях, которые организовывало советское посольство.

В результате вспыхнул роман с одним американским бизнесменом, крупным предпринимателем, который был настолько очарован актрисой, что был готов даже оставить свою жену в США. Конечно, советские спецслужбы не могли допустить такого, он сразу был выслан из страны. А Александра Завьялова получило клеймо неблагонадежной. Это сказалось и на её последующем профессиональном пути, что заметно по ее фильмографии.

Личная жизнь

Официально брак у Александры Завьяловой только один. Она вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, и в этом браке родилась дочь Татьяна. Они прожили вместе до начала 60-ых годов, а затем произошла эта бурная встреча и роман с американским гражданином.


Фото: Александра Завьялова и ее муж

Известно, что у актрисы был и сын Пётр, но кто является его настоящим отцом, неизвестно, а сама артистка тщательно скрывала эту тайну. Однако с первым мужем Дмитрием отношения были хорошие, и когда впоследствии у неё начались проблемы с карьерой, с КГБ, она лежала в психиатрической больнице, то ее первый муж усыновил Петра.

В 1975 году она попала в психиатрическую клинику, ей не разрешили видеться с детьми. Это было огромным ударом для неё. Доподлинно неизвестно, что послужило причиной такого срыва, но можно догадаться, что актриса устала от постоянного прессинга, слежки и клейма неблагонадежной. Это помещение в стационар было не единственным.

Трагическая смерть

В последние годы талантливая исполнительница вела замкнутый образ жизни. Возможно, она просто устала от повышенного внимания, может быть, настало время переосмыслить свою судьбу, биографию. Ее дочь Татьяна стала работать художником-оформителем, она пошла по стопам своего отца. А сын Пётр не проявлял творческие способности, он работал на обыкновенных работах, связанных со строительством. Известно, что из-за проблем актрисы с властью некоторое время Пётр воспитывался в детском доме. Возможно, трагическая биография Александры Завьяловой сказалась и на его психике. Считается, что сын ее был несколько странным, отчуждённым, он злоупотреблял алкоголем. Все последние годы женщина присматривала за ним, они проживали вместе. Конечно, она понимала, что ему будет тяжело в жизни и, возможно, он никогда больше не восстановится, не оправится и не избавится от вредных привычек. Конечно, она переживала из-за этого.


Фото: могила Александры Завьяловой

Сложно сказать, какие были отношения у неё с сыном, но в 2016 году произошла трагедия. Александра Завьялова была убита, и, как показало следствие, это было дело рук ее сына. Следствие длилось долго, многие люди не могли поверить в реальность случившегося. Но, так или иначе, суд признал виновным в этом деянии именно Петра и приговорил его к 8 годам заключения.

Актриса умерла в возрасте 79 лет, она была похоронена в городе Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. До сих пор не утихает интерес к ее творческой биографии, личной жизни и к этой трагедии. Периодически появляются статьи, выходят фильмы-воспоминания, а картина «Тени исчезают в полдень», возможно, одна из самых лучших, что были сняты за время существования СССР.

Можно рассматривать удивительное творчество Александры Завьяловой, в частности, в этом фильме, как учебное пособие для начинающих артистов, ведь это настоящий высший пилотаж в искусстве, образец для подражания.

Избранная фильмография

  • 1959 - Люди на мосту
  • 1960 - Алёшкиа любовь
  • 1961 - Будни и праздники
  • 1964 - Одиночество
  • 1964 - Фро
  • 1965 - Клятва Гиппократа
  • 1969 - Встреча у старой мечети
  • 1992 - Белые одежды

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: