Что качать на су 100. Военное обозрение и политика. Слабые места техники

СУ-100 – советская САУ периода Второй мировой войны, относится к классу истребителей танков, средняя по массе. Самоходка была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторами Уралмашзавода в конце 1943 начале 1944 года. По своей сути является дальнейшим развитием САУ СУ-85. Разрабатывалась для замены СУ-85, которая обладала недостаточной возможностью борьбы с немецкими тяжелыми танками. Серийный выпуск САУ СУ-100 начался на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до марта 1946 года. Помимо этого с 1951 по 1956 год САУ производилась в Чехословакии по лицензии. Всего по разным данным в СССР и Чехословакии было произведено от 4 772 до 4 976 самоходок данного типа.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся у Красной армии средств борьбы с современными немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление бронетанковых войск. Данный вопрос попытались решить применением на САУ 100-мм орудия с баллистикой морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года был представлен Наркомату танковой промышленности, а уже 27 декабря 1943 года ГКО принял решение о принятии на вооружение новой средней САУ, вооруженной 100-мм орудием. Местом производства новой самоходки был определен «Уралмашзавод».

Сроки разработки были поставлены очень жесткие, однако, получив чертежи орудия С-34, на заводе убедились в том, что данная пушка для САУ не подходит: она обладает очень внушительными размерами, а при наведении влево упирается во вторую подвеску, не позволяя разместить на прежнем месте люк водителя. Для того чтобы установить на самоходке данное орудие, требовались серьезные изменения ее конструкции, в том числе и ее герметичного корпуса. Все это влекло за собой изменение производственных линий, смещения рабочего места водителя и органов управления на 100 мм. влево и изменение подвески. Масса САУ могла возрасти на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85.

Для того чтобы справится с возникшей проблемой, «Уралмашзавод» обратился за помощью к заводу №9, в котором в конце февраля 1944 года под руководством конструктора Ф. Ф. Петрова было создано 100-мм орудие Д-10С, разработанное на основе морского зенитного орудия Б-34. Созданное орудие обладало меньшей массой в сравнении С-34 и свободно монтировалось в серийном корпусе самоходки без каких-либо существенных изменений и увеличения массы машины. Уже 3 марта 1944 года первый прототип новой самоходки, вооруженный новым орудием Д-10С, был отправлен для прохождения заводских испытаний.

Тактико-технические показатели новой САУ СУ-100 позволяли ей успешно бороться с современными немецкими танками на дистанции в 1500 метров для «Тигров» и «Пантер» вне зависимости от точки попадания снаряда. САУ «Фердинанд» можно было поразить с расстояния в 2000 метров, но только при попадании в бортовую броню. СУ-100 обладала исключительной для советской бронетехники огневой мощью. Ее бронебойный снаряд на расстоянии 2000 метров пробивал 125 мм. вертикальной брони, а на расстоянии до 1000 метров пробивал большинство немецкой бронетехники практически насквозь.

Особенности конструкции

САУ СУ-100 была спроектирована на основе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Все основные узлы танка – ходовая часть, трансмиссия, двигатель были использованы без изменений. Толщина лобового бронирования рубки была увеличена практически вдвое (с 45-мм у СУ-85 до 75-мм у СУ-100). Рост бронирования в совокупности с увеличением массы орудия привел к тому, что подвеска передних катков вышла перегруженной. Проблему постарались решить, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм., но полностью ее ликвидировать так и не удалось. В данной проблеме отразилось конструктивное наследие отсталой подвески танка Кристи.


Корпус самоходки, заимствованный у СУ-85, подвергся хоть и немногочисленным, но очень важным изменениям. Помимо увеличения лобовой брони на САУ появилась командирская башенка со смотровыми приборами MK-IV (копия британских). Также на машине были установлены 2 вентилятора для лучшей очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом 72% деталей было заимствовано у среднего танка Т-34, 7,5% от САУ СУ-85, 4% от САУ СУ-122, а 16,5% были спроектированы заново.

САУ СУ-100 обладала классической для советских самоходок компоновкой. Боевое отделение, которое совмещалось с отделением управления, находилось в передней части корпуса, в полностью бронированной боевой рубке. Здесь были расположены органы управления механизмами САУ, комплекс основного вооружения с прицельными приспособлениями, боекомплект орудия, танкопереговорное устройство (ТПУ-3-БисФ), радиостанция (9РС или 9РМ). Здесь же располагались носовые топливные баки и часть полезного инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП).

Спереди в левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе корпуса имелся прямоугольный люк. В крышке его люка были смонтированы 2 призматических смотровых прибора. Справа от орудия располагалось место командира машины. Сразу за сиденьем механика-водителя находилось место наводчика, а в левом заднем углу боевой рубки – заряжающего. В крыше рубки находилось 2 прямоугольных люка для посадки/высадки экипажа, неподвижная командирская башенка и 2 вентилятора под колпаками. Командирская башенка имела 5 смотровых щелей с бронестеклами, перископические смотровые приборы МК-IV находились в крышке люка командирской башенки и левой створке крышки люка наводчика.


Моторное отделение находилось сразу же за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. В середине МТО на подмоторной раме был смонтирован дизельный двигатель В-2-34, развивавший мощность в 520 л.с. С данным двигателем САУ весом в 31,6 т. могла разогнаться по шоссе до 50 км/ч. Трансмиссионное отделение располагалось в корме корпуса самоходки, тут находились главный и бортовые фрикционы с тормозами, 5-ступенчатая коробка передач, 2 инерционно-масляных воздухоочистителя и 2 топливных бака. Емкость внутренних топливных баков САУ СУ-100 составляла 400 литров, этого количества топлива было достаточно для совершения 310-км марша по шоссе.

Главным вооружением самоходки была 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 года. Длина ствола орудия равнялась 56 калибрам (5608 мм). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 897 м/с, а максимальная дульная энергия – 6,36 МДж. Пушка оснащалась полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором, а также механическим и электромагнитным спуском. Для обеспечения плавности наводки в вертикальной плоскости пушка оснащалась компенсирующим механизмом пружинного типа. Противооткатные устройства состояли из гидропневматического накатника и гидравлического тормоза отката, которые были расположены над стволом орудия справа и слева соответственно. Полная масса орудия и откатывающих механизмов составляла 1435 кг. Боекомплект САУ СУ-100 включал в себя 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и осколочно-фугасными ОФ-412.

Орудие устанавливалось в лобовой плите рубки в специальной литой рамке на двойных цапфах. Углы наведения в вертикальной плоскости лежали в пределах от -3 до +20 градусов, в горизонтальной 16 градусов (по 8 в каждую сторону). Наводка пушки на цель осуществлялась при помощи двух ручных механизмов – поворотного механизма винтового типа и подъёмного механизма секторного типа. При стрельбе с закрытых позиций для наведения орудия использовалась панорама Герца и боковой уровень, при стрельбе прямой наводкой наводчик использовал телескопический шарнирный прицел ТШ-19, обладавший 4-х кратным увеличением и полем обзора в 16 градусов. Техническая скорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту.


Боевое применение

САУ СУ-100 начали поступать в войска в ноябре 1944 года. В декабре 1944 года в войсках приступили к формированию 3 отдельных самоходно-артиллерийских бригад РГВК, каждая из которых состояла из 3 полков, вооруженных самоходками СУ-100. Штат бригады включал 65 САУ СУ-100, 3 САУ СУ-76 и 1492 человека среднесписочного состава. Бригады, получившие номера 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я, были созданы на основе имеющихся отдельных танковых бригад. В начале февраля 1945 года все сформированные бригады были переданы фронтам.

Таким образом, бригады и полки, вооруженные самоходками СУ-100, приняли участие в заключительных сражениях Великой Отечественной войны, а также в разгроме японской Квантунской армии. Включение в состав наступающих подвижных групп данных САУ существенно повышало их ударную мощь. Часто СУ-100 использовались в завершении прорыва тактической глубины обороны немцев. Характер боя при этом был похож на наступление на противника спешно подготовившегося к обороне. Подготовка наступления занимала ограниченные сроки или не проводилась вовсе.

Впрочем, САУ СУ-100 довелось не только наступать. В марте 1945 года они приняли участие в оборонительных боях у озера Балатон. Здесь в составе войск 3-го Украинского фронта с 6 по 16 марта они участвовали в отражении контрудара 6 танковой армии СС. Все 3 сформированных в декабре 1944 года бригады, вооруженные СУ-100, были привлечены для отражения контрудара, также в обороне использовались отдельные самоходно-артиллерийские полки, вооруженные САУ СУ-85 и СУ-100.


В боях с 11 по 12 марта данные САУ часто использовались в качестве танков, из-за больших потерь бронетехники. Поэтому по фронту был отдан приказ об оснащении всех САУ ручными пулеметами для лучшей самообороны. По итогам мартовских оборонительных боев в Венгрии СУ-100 заслужила очень лестную оценку советского командования.

Без сомнения, САУ СУ-100 была самой удачной и мощной советской противотанковой САУ периода Великой Отечественной войны. СУ-100 была на 15 тонн легче и при этом имела сопоставимую бронезащиту и лучшую подвижность в сравнении с идентичной ей немецкой ПТ-САУ «Ягдпантера». При этом немецкая САУ, вооруженная 88-мм немецкой пушкой Рак 43/3, превосходила советскую по бронепробиваемости и величине боеукладки. Пушка «Ягдпантеры» за счет применения более мощного снаряда PzGr 39/43 с баллистическим наконечником обладала лучшей бронепробиваемостью на дальних дистанциях. Подобный советский снаряд БР-412Д был разработан в СССР только после окончания войны. В отличие от немецкой ПТ-САУ в боекомплекте СУ-100 не было кумулятивных и подкалиберных боеприпасов. При этом осколочно-фугасное действие 100-мм снаряда естественно было выше, чем у немецкой самоходки. В целом обе лучших средних противотанковых САУ Второй мировой не имели перед собой каких-либо выдающихся преимуществ, при том, что возможности применения СУ-100 были несколько шире.

Тактико-технические характеристики: СУ-100
Масса: 31,6 т.
Габаритные размеры:
Длина 9,45 м., ширина 3,0 м., высота 2,24 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 20 до 75 мм.
Вооружение: 100-мм орудие Д-10С
Боекомплект: 33 снаряда
Двигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-34 мощностью 520 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 50 км/час
Запас хода: по шоссе – 310 км.

СУ-100-Y – это экспериментальная тяжелая советская САУ на базе танка Т-100, выпущенная в единственном экземпляре в 1940 году.

История создания СУ-100У

Еще во время Зимней войны Красная Армия ощущала острую потребность в бронированных инженерных машинах. В 1939 году было решено создать инженерный танк на базе Т-100 с противоснарядным бронированием, чтобы перевозить взрывчатку и саперов, осуществлять наводку моста, эвакуировать поврежденные танки и выполнять другие подобные задачи.

В ходе проектирования был получен приказ – на базу Т-100 потребовали поставить пушку, чтобы бороться с фортификационными сооружениями противника. В результате на заводе попросили изменить планы, то есть начать проектировать не инженерную машину, а САУ. Разрешение было получено, и в январе 1940 года на Ижорский завод передали чертежи Т-100-Х, прототипа СУ-100-Y.

В ходе изготовления машины рубку заменили на более простую, чтобы ускорить сборку, и к марту 1940 года машина СУ-100-Y или Т-100-Y, как ее еще называли, отправилась на первый выезд.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-100У

Общая информация

  • Классификация – САУ;
  • Боевая масса – 64 тонны;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Количество выпущенных – 1 штука.

Размеры

  • Длина корпуса – 10900 мм;
  • Ширина корпуса – 3400 мм;
  • Высота – 3290 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 60 мм;
  • Борт корпуса – 60 мм;
  • Корма корпуса – 60 мм;
  • Днище – 20-30 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб башни – 60 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 130-мм пушка Б-13-IIс;
  • Тип пушки – корабельная;
  • Длина ствола – 55 калибров;
  • Боекомплект пушки – 30;
  • Углы ВН: 45°
  • Дальность стрельбы – 25,5 км;
  • Пулемёты — 3 × ДТ-29.

Подвижность

  • Тип двигателя — карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, жидкостного охлаждения ГАМ-34БТ (ГАМ-34);
  • Мощность двигателя – 890 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 32 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 12 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 120 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 60 км;
  • Тип подвески – торсионная;
  • Удельное давление на грунт — 0,75 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 42 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 1,3 м;
  • Преодолеваемый ров – 4 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,25 м.

Применение в бою

В марте 1940 СУ-100-Y отправили в Карелию, но к тому времени боевые действия там уже завершились, и испытать машину в боевых условиях не удалось. Самоходкой обстреляли оборонительные линии финнов. Машина проявила себя хорошо, но из-за большой массы и размеров ее было слишком трудно транспортировать по железной дороге.

Когда на вооружение приняли КВ-1 и КВ-2 все работы над машинами на базе Т-100 полностью завершили. Летом 1940 самоходку передали в Кубинку, а в 1941 году она участвовала в обороне Москвы вместе с СУ-14-1 и СУ-14. Другой информации об использовании СУ-100-Y нет.

Память о танке

СУ-100-Y, в отличие от своей базы, Т-100, сегодня сохранилась и выставлена в музее в Кубинке.

Более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100 ("Объект 138") была разработана в 1944 году конструкторским бюро УЗТМ (Уралмашзавод) под общим руководством Л.И. Горлицкого. Ведущим инженером машины был Г.С. Ефимов. В период разработки самоходная установка имела обозначение "Объект 138". Первый опытный образец установки был выпущен на УЗТМ совместно с заводом №50 НКТП в феврале 1944 г. Машина прошла заводские и полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе в марте 1944 г. По результатам испытаний в мае - июне 1944 г. был изготовлен второй опытный образец, который стал головным образцом серийного производства. Серийное производство было организовано на УЗТМ с сентября 1944 г. по октябрь 1945 г. За время Великой Отечественной войны с сентября 1944 г. до 1 июня 1945 г. было 1560 самоходных установок, которые широко использовали в боях на заключительном этапе войны. Всего за время серийного производства выпустили 2495 самоходных установок СУ-100.

Самоходная установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 и предназначалась для борьбы с немецкими тяжелыми танками T-VI "Тигр I" и T-V "Пантера". Она относилась к типу закрытых самоходных установок. Компоновочная схема установки была заимствована у самоходной установки СУ-85. В отделений управления в носовой части корпуса слева находился механик-водитель. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик, справа - командир машины. Сиденье заряжающего располагалось сзади сиденья наводчика. В отличие от предыдущего образца, были значительно улучшены условия работы командира машины, рабочее место которого было оборудовано в небольшом спонсоне правого борта боевого отделения.

На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Крышка люка командирской башенки с вмонтированным смотровым прибором МК-4 вращалась на шариковом погоне. Кроме того, в крыше боевого отделения был сделан люк для установки панорамы, закрывавшийся двухстворчатыми крышками. В левой крышке люка был установлен смотровой прибор МК-4. В кормовом листе рубки имелась смотровая щель.

Рабочее место механика-водителя находилось в передней части корпуса и было смещено к левому борту. Компоновочной особенностью отделения управления являлось расположение рычага переключения передач впереди сиденья механика-водителя. Посадка экипажа в машину производилась через люк в задней части крыши рубки (на машинах первых выпусков - двухстворчатый, расположенный в крыше и кормовом листе броневой рубки), люки командира и механика-водителя. Десантный люк размещался на днище корпуса в боевом отделении справа по ходу машины. Крышка люка открывалась вниз. Для вентиляции боевого отделения в крыше рубки были установлены два вытяжных вентилятора, закрытые броневыми колпаками.

1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 - педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 - баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 - щиток контрольных приборов; 9 - смотровой прибор; 10 - торсионы механизма открывания люка; 11 - спидометр; 12 - тахометр; 13 - аппарат № 3 ТПУ; 14 - кнопка стартера; 15 - рукоятка стопора крышки люка; 16 - кнопка сигнала; 17 - кожух передней подвески; 18 - рычаг подачи топлива; 19 - рычаг кулисы; 20 - щиток электроприборов

Моторное отделение располагалось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель с обеспечивавшими его системами. По обе стороны двигателя под наклоном располагались два радиатора системы охлаждения, на левом радиаторе был смонтирован масляный радиатор. По бортам устанавливалось по одному масляному радиатору и одному топливному баку. На днище в стеллажах по обе стороны двигателя устанавливались четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса, в нем размещались агрегаты трансмиссии, а также два топливных бака, два воздухоочистителя типа "Мультициклон" и стартер с пусковым реле.

Основным оружием самоходной установки являлась 100-мм пушка Д-100 обр. 1944 г., установленная в рамке. Длина ствола составляла 56 калибров. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа и была оснащена электромагнитным и механическим (ручным) спусками. Кнопка электроспуска располагалась на рукоятке подъемного механизма. Качающаяся часть пушки имела естественное уравновешивание. Вертикальные углы наводки составляли от -3 до +20°, горизонтальной - в секторе 16°. Подъемный механизм пушки - секторного типа со сдающим звеном, поворотный - винтового типа. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых позиций - орудийная панорама Герца и боковой уровень. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4600 м, наибольшая - 15400 м.

1 - пушка; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение пушки; 4 - спусковой рычаг; 5 - блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 - подъемный механизм пушки; 8 - маховик подъемного механизма пушки; 9 - маховик поворотного механизма пушки; 10- удлинитель панорамы Герца; 11- радиостанция; 12 - рукоятка поворота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 - командирская башенка; 15 - сиденье командира

В боекомплект установки входили 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-412 и БР-412Б), осколочно-морской гранатой (0-412) и осколочно-фугасной гранатой (ОФ-412). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,88 кг составляла 900 м/с. Конструкция этой пушки, разработанная КБ завода №9 НКВ под руководством Ф.Ф. Петрова, оказалась настолько удачной, что она свыше 40 лет устанавливалась на серийных послевоенных танках Т-54 и Т-55 различных модификаций. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1.

Броневая защита - противоснарядная. Броневой корпус сварной, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 20-мм, 45-мм и 75-мм. Лобовой броневой лист толщиной 75-мм с углом наклона 50° от вертикали был совмещен с лобовым листом рубки. Маска пушки имела броневую защиту толщиной 110-мм. В лобовом, правом и кормовом листах броневой рубки имелись отверстия для стрельбы из личного оружий, закрывавшиеся броневыми пробками. В ходе серийного производства была ликвидирована балка носа, соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на соединение "в четверть", а передних подкрылков с кормовым листом броневой рубки - с "шипового" на соединение "встык". Соединение командирской башенки с крышей рубки было усилено с помощью специального бурта. Кроме того, ряд ответственных сварных швов был переведен на сварку аустенитными электродами.

1 - опорный каток, 2 - балансир, 3 - ленивец, 4 - подвижная бронировка пушки, 5 - неподвижная бронировка, 6 - дождевой щиток 7 - ЗИП пушки, 8 - командирская башенка, 9 - бронеколпаки вентиляторов, 10 - наружные топливные баки, 11 - ведущее колесо,

12 - запасной трак, 13 - бронеколпак выхлопной трубы, 14 - моторный люк, 15 - трансмиссионный люк, 16 - трубка электропроводки, 17 - посадочный люк 18 - колпак стопора пушки, 19 - торсион крышки люка, 20 - люк панорамы, 21 - перископ, 22 - буксирные серьги, 23 - пробка револьверного отверстия, 24 - люк механика-водителя, 25 - запасные траки,

26 - пробка переднего топливного бака, 27 - антенный ввод, 28 - буксирный крюк, 29 - пробка револьверного отверстия, 30 - ЗИП механика-водителя, 31 - люк стопора кривошипа ленивца, 32 - пробка червяка кривошипа, 33 - фара, 34 - сигнал, 35 - пробка револьверного отверстия.

В остальном конструкция корпуса самоходной установки была аналогична конструкции корпуса установки СУ-85, за исключением конструкции крыши и кормового вертикального листа броневой рубки, а также отдельных лючков крыши моторного отделения.

Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ. Поджиг дымовых шашек производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.

Конструкция и компоновка силовой установки, трансмиссии и ходовой части в основном были такими же, как на танке Т-34-85. В кормовой части машины в моторном отделении устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 со сжатым воздухом; мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость шести основных топливных баков составляла 400 л, четырех запасных - 360 л. Запас хода машины по шоссе достигал 310 км.

В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения; пятиступенчатая коробка передач; два многодисковых бортовых фрикциона и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления - механические.
В связи с передним расположением рубки усиленные передние катки были установлены на трех шарикоподшипниках. Одновременно были усилены передние узлы подвески. В ходе серийного производства было введено приспособление для натягивания гусеницы направляющим колесом, а также приспособление для самовытаскивания машины при застревании.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 Ампч и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора MB-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа.

Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-З-БИС-Ф.
Большая величина вылета ствола (3,53 м) усложняла для самоходной установки СУ-100 преодоление противотанковых препятствий и маневрирование в ограниченных проходах.



Привет, танкисты!!! Давайте поговорим о советской ПТ-САУ 6-ого уровня: СУ-100.

История разработки

СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 - начале 1944 года как дальнейшее развитие СУ-85, ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на заводе Уралмаш в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951-1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно - в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю Основным оружием СУ-100 являлась 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» - самоходный вариант), имевшая длину ствола в 56 калибров / 5608 мм. Орудие обеспечивало бронебойному снаряду начальную скорость в 897 м/с. Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8° (в игре у нас ±12°). Техническая скорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту. В годы Великой Отечественной войны бронепробиваемость Д-10С позволяла ей поражать лобовую броню большинства германских танков и САУ. Д-10С оказалась способна пробивать лобовую броню «Тигра» и «Пантеры», включая верхнюю лобовую плиту последней, которая пробивалась на дистанции 1500 метров, превосходя расчётные возможности орудия. Бортовая броня немецких танков, даже на самых тяжёлых серийных образцах вертикальная или расположенная с незначительными углами наклона и не превышавшая 82 мм, как и лобовая броня основных массовых средних танков и САУ - Pz.Kpfw.IV и StuG.III/IV, пробивалась с расстояния 2000 метров и более, то есть практически на всех реальных дистанциях боя. Определённую проблему для 100-мм пушки представляла лишь лобовая броня танка «Тигр II» и выпущенных малыми сериями САУ «Фердинанд» и «Ягдтигр». Вместе с тем, как показали испытания обстрелом бронекорпуса трофейного «Тигра II», проведённые в Кубинке, попадание в лобовую броню 3-4 бронебойных или осколочно-фугасных 100-мм снарядов с дистанции 500-1000 метров приводило к образованию в ней трещин, сколов и разрушению сварных швов, приводивших в конечном итоге к выходу танка из строя. Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени.

(СУ-100 с орудием 100 мм Д-10С)

Прокачка

Характеристика орудий:

Орудие 85 мм Д-5С

13,3-13,6 Скорострельность (выстр/мин)
120/161/43 Средняя бронепробиваемость (мм)
160/160/280 Средний урон (ед.)
0,43 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 85 мм Д-5С-85БМ

10-10,5 Скорострельность (выстр/мин)
144/194/44 Средняя бронепробиваемость (мм)
180/180/300 Средний урон (ед.)
0,34 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 100 мм Д-10С

8,45 Скорострельность (выстр/мин)
175/235/50 Средняя бронепробиваемость (мм)
230/230/330 Средний урон (ед.)
0,4 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 122 мм Д2-5С

4,69 Скорострельность (выстр/мин)
175/217/61 Средняя бронепробиваемость (мм)
390/390/465 Средний урон (ед.)
0,43 Разброс на 100 м (м)
2,9 Время сведения (сек)

Характеристика радиостанций:

Радиостанция 9Р

325 Дальность связи (м)

Радиостанция 9РМ

525 Дальность связи (м)

Характеристика двигателей:

Двигатель В-2-34

500 Мощность двигателя (л.с.)

Двигатель В-2-34М

520 Мощность двигателя (л.с.)
15% Вероятность пожара при попадании

Характеристика ходовых:

Ходовая СУ-100

37,4 Максимальная нагрузка (т)
34 Скорость поворота (град/сек)

Ходовая СУ-100-60

38,7 Максимальная нагрузка (т)
36 Скорость поворота (град/сек)

Основные ТТХ:

580 Прочность
50 Максимальная скорость (км/ч)
75/45/45 Бронирование корпуса (лоб/борт/корма в мм)
350 Обзор (м)

Любое орудие устанавливается на стоковую ходовую. Если Вы, катаясь на СУ-85, исследовали орудие 85 мм Д-5С-85БМ, то ездим с ним, если нет, то мучаемся со стоковым орудием и копим 16.500 звездочек на историческое орудие 100 мм Д-10С (это орудие является достойным представителем СУ-100, но об этом напишу ниже). Далее исследуем орудие 122 мм Д2-5С за 17.000 опыта. Ну и в конце топ двигатель, топ ходовую, ну и 85 мм Д-5С-85БМ (если не исследовано). Топ рация нам достается от СУ-85. Совету сразу исследовать СУ-152 и СУ-100М1 (даже если Ваша цель какая-то одна ветка советских ПТ-САУ, открытый танк 7-ого уровня никогда не помешает).

(орудия сверху вниз: 85 мм Д-5С, 85 мм Д-5С-85БМ, 100 мм Д-10С, 122 мм Д2-5С)

Экипаж и перки

Командир, наводчик, механик-водитель, заряжающий.
Первым перком командиру лампочку, остальным ремонт. Вторым командиру ремонт, остальным маскировку, а потом сбрасываем и берем всем боевое братство. Третьим качаем то, что изначально было вторым. Четвертым перком командиру радиоперехват, наводчику снайпера, мех-воду виртуоза, заряжающему бесконтактную бк.

Модули

Естественно ставим рога, досылатель и приводы\вентиляцию на выбор.

Танк в игре

СУ-100, как и его предшественник СУ-85, это классический пример ПТ-САУ. Никаких особенностей, позволяющих этой машине делать «необычные» вещи в бою, нету. И как играть на это технике, думаю, знает любой танкист имеющий от 1к боёв. Находим куст и работаем по чужому засвету. Естественно надо знать все кусты, где можно набить дамаг и принципы маскировки, что позволит Вам не получать ненужный урон (все это приходит с ростом боевого опыта). Запас прочности у СУ-100 - 580 единиц, поэтому помним о правиле «трех плюх». Вопреки броне верней лобовой детали в 75 мм. и наклона в 50 градусов, соуровневые танки пробивают нас без проблем. Если ставить корпус ромбом, увеличивая тем самым приведенную броню, можно избежать урона. НЛД имеет 45 мм. и наклон 55 градусов, т.е. туда нас пробью наверняка. Самое прочное место во лбу – стык бронелистов (120 мм.) и маска орудия (75 мм.). Ну и всем известный люк в ВЛД, где 65 мм., и куда нас пробивают все, кто попадет.

(взято из программы WOT Tank Viever)

(взято из программы WOT Tank Viever, люк)

Вся задняя часть танка – это двигатель и баки, если обстреливают бока или корму, то большая вероятность крита или пожара. Также частенько «радует» боеукладка, расположенная в передней части танка.
Но в этом разделе я хотел бы уделить больше внимание теме выбора орудия для СУ-100. Что лучше: 100 мм. историческое орудие или 122 мм.? Предупреждаю ярых фанатов этой ПТшки: все нижеизложенное чисто ИМХО. Начнем.

В итоге мы получаем, что 122 мм. орудие выиграло только по одному показателю: средний урон. Но без сомнения, этого хватит, чтобы переплюнуть все плюсы 100 мм. орудия. Представим ситуацию: стоите Вы шотный в кустах, а на Вас едет КВ-1С с 350 ХП, он Вас не видит. Если Вы выстрелите орудием 122 мм., то наверняка КВ-1Са шотните. С орудием 100 мм. Вам понадобиться второй выстрел, чтобы добить КВ-1Са, но КВ-1С к этому времени Вас засветит и добьет. Но стоит помнить, что респ врага не рядом с Вами, а на другой стороне карты, и пока он едет к Вам, Вы будете работать по нем с дальних и средних дистанций, стоя в кустах и оставаясь вне засвета. С ролью снайпера 100 мм. орудие справляется лучше. Пробития в 175 ед. ббшкой у обоих орудий хватает для 6-ого и 7-ого уровня, а вот если Вас забросит в 8 уровень, то пробить в лоб того же Lowe в НЛД с пробитием 217 мм., при условии, что тот стоит ромбом, очень сложно. А вот 235 вполне хватает, чтобы весь 8-й лвл наказывать. Опросив 20 своих друзей, ездивших на СУ-100, выяснил: 16 из них все бои проездили с 122 мм. орудием и ни о каком 100 мм. орудии даже слышать не хотели. А вот остальные 4 друга утверждали: «Все кто ездит с 122 мм. орудием – нубы». Лично я, откатав пару боев с топовым орудием заметил, что у меня резко упал средний дамаг на танке, и оставшиеся бои так и проездил с 100 мм. пушкой. Ну и, естественно, вывод: 122 мм. и 100 мм. орудие в равной степени хороши. Да, в какой-то конкретной игровой ситуации 122 мм. орудие проявит себя лучше, а в другой – наоборот. Но в целом выбор орудия должен зависеть от стиля игры. Для этого надо поиграть и с тем орудием, и с другим, а потом просто сравнить результаты. Где результаты лучше, там и Ваше орудие . Ну и на последок, по традиции, предлагаю Вам ознакомиться с данным ВОДом:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: