Долматовский евгений аронович биография. Да все это знают! Известные песни на стихи Е. А. Долматовского

Награды

орденами Октябрьской революции, 2-мя Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, орден "Почета", медаль "За Боевые Заслуги" и др. медалями.

Звания

старший батальонный комиссар

Должности

писатель фронтовой газеты "Красная Армия"

Биография

Евгений Аронович Долматовский -советский поэт, прозаик.

Евгений Долматовский родился в семье адвоката, члена коллегии защитников, доцента московского юридического института Долматовского Арона Моисеевича.

В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе.

В 1932-34 годах работал на строительстве московского метро.

В 1937 году закончил Литературный институт.

Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934 году.

Отец Евгения арестован 28 марта 1938, приговорён и расстрелян 20 февраля 1939 (обвинение - участие в контрреволюционной организации).

С 1939 по 1945 год Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях Советской армии.

Участники советско-финской войны 1939-1940.

В 1941 году попал в окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в повести «Зелёная брама»).

Наибольшую известность Долматовскому принесли написанные на его слова песни («Офицерский вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» Марка Фрадкина, «Сормовская лирическая» Бориса Мокроусова, «Моя любимая» Матвея Блантера,«Любимый город» Никиты Богословского), многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители», «Встреча на Эльбе» и др.).

За свою деятельность Евгений Долматовский был удостоен пяти орденов и ряда других правительственных наград.

Лауреат Государственной премии (1950, за цикл стихотворений «Слово о завтрашнем дне»).

Похоронен Долматовский Евгений на Донском кладбище г.Москва.

Известные песни на стихи Е. А. Долматовского

«А годы летят» (М. Фрадкин) - исп. Петр Щербаков, Валентина Левко, Людмила Зыкина

«А любовь всегда бывает первою» (М. Фрадкин) - исп. Алла Иошпе

«А может быть» (Я. Френкель) - исп. Андрей Миронов

«В добрый час» (М. Фрадкин) - исп. Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев

«Венок Дуная» (О. Фельцман) - исп. Эдита Пьеха

«Весна 45-го года» (А. Пахмутова) - исп. Юрий Богатиков

«Взрослая пора» (Я. Френкель) - исп. Иосиф Кобзон

«Возвращение» (О. Б. Фельцман) - исп. Вадим Мулерман

«Воспоминание об эскадрилье „Нормандия-Неман“» (М. Фрадкин) - исп. Марк Бернес, Владимир Трошин

«Всегда и снова» (М. Фрадкин) - исп. Людмила Сенчина и Иосиф Кобзон

«Всё стало вокруг голубым и зелёным» (Ю. С. Милютин) - исп. Вера Красовицкая

«Где ты раньше был?» (Э. С. Колмановский) - исп. Валентина Толкунова

«Добрые приметы» (М. Г. Фрадкин) - исп. Лев Лещенко и Валентина Толкунова

«Дорога на Берлин» (М.Фрадкин) - исп. Леонид Утесов

«Если бы парни всей земли» (В. П. Соловьёв-Седой) - исп. Марк Бернес, Эдуард Хиль, Ринат Ибрагимов

«За фабричной заставой» (М. Г. Фрадкин) - исп. Эдуард Хиль, Валентин Дьяконов

«И на Марсе будут яблони цвести» (В. И. Мурадели) - исп. Владимир Трошин, Виталий Марков

«Комсомольская площадь» (Э. С. Ханок) - исп. Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев

«Комсомольцы-добровольцы» (М. Г. Фрадкин) - исп. Александр Ворошило

«Ласковая песня» (М. Г. Фрадкин) - исп. Людмила Сенчина, Людмила Гурченко

«Ленинские горы» (Ю. С. Милютин) - исп. Иван Шмелёв, Владимир Нечаев

«Лизавета» (Н. В. Богословский) - исп. Борис Кузнецов и Лев Полосин

«Любимый город» (Н. В. Богословский) - исп. Марк Бернес

«Марш выпускников» (Н. В. Богословский)

«Марш советской молодёжи» (С. С. Туликов) - исп. Владимир Бунчиков

«Моя любимая» (М. И. Блантер) - исп. Юрий Гуляев, Виктор Вуячич

«Мы жили по соседству» (М. Г. Фрадкин) - исп. Владимир Трошин и Олег Анофриев

«Нет, мой милый» (М. Г. Фрадкин) - исп. Галина Ненашева, Людмила Гурченко

«Огонёк в твоём окне» (Н. В. Богословский) - исп. Владимир Макаров, Марк Бернес

«Он и она» (В. И. Мурадели) - исп. Нина Пантелеева, Эмиль Горовец

«Офицерские жёны» (А. П. Долуханян) - исп. Майя Кристалинская

«Песня единства» (М. И. Блантер) - исп. Владимир Бунчиков, Георгий Абрамов

«Случайность» (А. Экимян) - исп. Арташес Аветян, Вадим Мулерман

«Случайный вальс» (М. Г. Фрадкин) - исп. Леонид Утесов, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон

«Столица областная» (М. Г. Фрадкин) - исп. ВИА «Пламя»

Основные произведения

Поэзия

Лирика (1934, сборник стихов);

День (1935, сборник стихов);

Феликс Дзержинский (1938, поэма);

Дальневосточные стихи (1939, цикл стихотворений);

Московские рассветы (1941, цикл стихотворений);

Степная тетрадь (1943, цикл стихотворений);

Вера в победу (1944, цикл стихотворений);

Стихи издалека (1945, цикл стихотворений);

Одна судьба (1942-1946, поэтическая трилогия);

Слово о завтрашнем дне (1949, цикл стихотворений);

Песнь о лесах (1949, текст оратории);

Сталинградские стихи (1952, цикл стихотворений);

Добровольцы (1956, роман в стихах);

Кукуруза (19??, поэма);

Последний поцелуй (1967, поэма);

Верность (1970, цикл баллад);

Руки Гевары (1972, поэма);

Чили в сердце (1973, поэма);

Побег (1974, поэма);

Хождение в Рязань (1975, поэма);

Письма сына (1977, поэма);

У деревни «Богатырь» (1981, поэма).

Проза

Зелёная брама. Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны (1979-1989).

Литературная критика

Из жизни поэзии (1965)

Молодым поэтам (1981)

1939 - Истребители - «Любимый город»

1941 - Морской ястреб - «Уходит от берега «Ястреб морской»»

1949 - Встреча на Эльбе

1954 - Мы с вами где-то встречались - «Песня Ларисы»

1957 - Екатерина Воронина - «Здесь у нас на Волге»

1958 - На дорогах войны - «Песня о Севастополе»

1958 - Добровольцы - «Комсомольцы-добровольцы» «А годы летят…»

1963 - Мечте навстречу

1964 - Армия трясогузки

1987 - Поэма о сталинградцах. Волгоградтелефильм.

Литературная основа сценария (часть текста фильма).

1958 - Добровольцы - «Добровольцы», роман в стихах.

Персонаж (прототип)

Звезда эпохи - Долматовский.

Награды и премии

орден Октябрьской революции (1975)

два ордена Отечественной войны I степени (12.9.1944; 11.3.1985)

два ордена Трудового Красного Знамени

орден Красной Звезды (29.1.1943)

орден «Знак Почёта» (1939)

Сталинская премия третьей степени (1950) - за стихотворный сборник «Слово о завтрашнем дне» (1949)

Международные премии (1950, 1969)

медаль имени Александра Фадеева (1983)

премия Госкомиздата СССР и Союза писателей СССР имени П. Тычины (1985).

Воспоминания военного корреспондента Евгения Долматовского

«Мы вышли из избы, – вспоминал позже Долматовский, – в которой размещался Военный совет фронта, и тут же узнали, что надо собираться в дорогу. Ночь застала в пути. Эшелон двигался на север. Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс». Композитор и музыковед Юрий Бирюков пишет: «Эшелон шел медленно – от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов: перегоняя друг друга, они шли от берегов Волги в тот район, который летом 1943 года прогремел на весь мир, – знаменитая Курская дуга. Под Ельцом авторы уже слышали свою песню, опередившую их с проскочившим раньше эшелоном.

Так и пошел этот вальс кружить по фронтам». «Офицерский вальс» пели на фронтовых концертах многие артисты. Леонид Утесов записал его на пластинку. Предлагаем послушать запись 1943 года, нажав на кнопку с треугольником

На фронтах Великой Отечественной войны песня считалась народной. Ее разучивали друг от друга, поэтому она имеет несколько названий – «Офицерский вальс», «Солдатский вальс», «Случайный вальс» – и бесчисленное количество вариантов. Каждый исполнитель добавлял в нее что-нибудь свое, потому что в этой песне говорилось о том, что дорого и близко каждому человеку – о доме, о мире, о любви и о желании счастья.

Е. А. Долматовский родился 22 апреля (5 мая) 1915 года в Москве в семье адвоката, члена коллегии защитников, доцента Московского юридического института Арона Моисеевича Долматовского (1880, Ростов – 1939, Москва). В годы учебы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. В 1932-1934 годах работал на строительстве московского метро. В 1937 году закончил Литературный институт. Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934 году.

Отец Евгения арестован 28 марта 1938, приговорен и расстрелян ВКВС 20 февраля 1939 (обвинение

– участие в контрреволюционной организации). Прах захоронен на территории Донского монастыря в Москве. Реабилитирован 18 декабря 1954. Брат Евгения – Юрий Долматовский – известный советский конструктор автомобилей.

С 1939 по 1945 годы Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА. В августе 1941-го попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в поэме “Пропал без вести” и в воспоминаниях “Было. Записки поэта”. Боям под Уманью посвящена военно-историческая документальная повесть “Зеленая брама”).

Член ВКП(б) с 1941 года.

Наибольшую известность Долматовскому принесли написанные на его слова песни (“Случайный вальс”, “Песня о Днепре” , “Добровольцы” М. Г. Фрадкина, “Сормовская лирическая” Б. А. Мокроусова, “Моя любимая” М. И. Блантера, “Второе сердце”, “Любимый город” и “Лизавета” Н. В. Богословского), многие из которых звучали в популярных кинофильмах (“Истребители”, “Александр Пархоменко”, “Встреча на Эльбе”).

(No Ratings Yet)

  1. Отец Евгения Евтушенко геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (1910-1976). В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный...
  2. С. П. Щипачев родился 26 декабря 1898 (7 января 1899 год)а в деревне Щипачи (ныне Камышловского района Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913-1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В...
  3. Родился в имении Глебково Зарайского уезда Рязанской губернии (источники расходятся относительно того, был ли его отец помещиком или управляющим имением). Учился в Рязани в реальном училище, затем в частной гимназии...
  4. Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений...
  5. Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной...
  6. Прежде чем познакомить читателя с людьми, населяющими Москву, с их нравами, интересами, поэт не может не коснуться героического прошлого этого старинного города, не вспомнить годы лихолетья, которые уготовил Москве Наполеон....
  7. “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинные и живые образы русских людей начала XIX века. В произведении дано широкое художественное обобщение основных тенденций развития...
  8. А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального...
  9. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это...
  10. Родилась в Норском посаде в религиозной семье. Ее родной дядя (брат матери) – ярославский священномученик Димитрий Александрович Смирнов. Другой ее дядя – Иван Семенович Петровых, церковный деятель и духовный писатель,...
  11. А. С. Пушкин работал над своим самым значительным творением больше семи лет. Начинал роман поэт в 1823 году, а закончил в 1830-м, впрочем, знаменитое “письмо Онегина” было написано еще спустя...
  12. “Если мы сможем быть Рудиными, Базаровыми, если мы будем неустанно пропагандировать идею разрушения старого, то в будущем появятся люди настоящего дела или мы сами приобретем большой опыт”. Фатих Амирхан. Вот...
  13. “Евгений Онегин” – первый реалистический русский роман, в котором “отразился век и современный человек”, по словам самого автора. Для нас уже привычно то, что в таких произведениях изображаются типические герои...
  14. Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев В пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а...
  15. А. А. Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными...
  16. Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался...
  17. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН В образе главного героя романа A. C. Пушкина “Евгений Онегин” воплотился тип “современного человека” пушкинской эпохи. Над осмыслением и художественным воплощением этого образа Пушкин...
  18. Озеров Лев Адольфович родился в семье служащего. Окончил семилетку, рабфак, работал на заводе “Арсенал”. Был чернорабочим, чертежником, рисовал плакаты, играл на скрипке в симфоническом оркестре, работал в многотиражке и республиканских...
  19. КИР БУЛЫЧЕВ (1934-2003) Родился в Москве. В 1957 году окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом. Вернувшись в Москву,...
  20. Русская литература 1-й половины XIX века “В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина “Евгений...
  21. Матвеева Новелла Николаевна родилась в Детском Селе (ныне г. Пушкин) Ленинградской области в семье географа, историка-краеведа Н. Н. Матвеева-Бодрого и поэтессы Н. Т. Матвеевой-Орленевой. Дед Новеллы, Н. П. Матвеев-Амурский, также...
  22. Анчаров родился 28 марта 1923 года в семье инженера-конструктора Московского электролампового завода Леонида Михайловича Анчарова (у. 1968) и его жены, преподавателя немецкого языка Евгении Исаевны Анчаровой (у. 1959). Посещал музыкальную...
  23. Родился в деревне Блудново Вологодской губернии в крестьянской семье. Первыми наставниками поэта стали учителя школы-семилетки и педагогического техникума в районном городе Никольске, который Александр Яшин окончил в 1931 году. Печататься...
  24. Вера Инбер родилась 28 июня (10 июля) 1890 года в Одессе. Ее отец Моисей (Моня) Филиппович (Липович) Шпенцер был владельцем типографии и одним из руководителей научного издательства “Матезис” (1904-1925). Мать...
  25. Юрий Визбор родился 20 июня 1934 в Москве, в семье командира Красной Армии. Вот фрагмент автобиографии Юрия Визбора: “Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном...
  26. Роман “Евгений Онегин” отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой “энциклопедии русской жизни” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах...
  27. БОРИС ВИКТОРОВИЧ ШЕРГИН (1893-1973) Родился в 1893 году в Архангельске, умер в 1973 году в Москве. Знаток русского северного фольклора. По его сказкам снято несколько замечательных мультфильмов. Вот что он...
  28. Родился 1 (12) ноября 1767 года в Санкт-Петербурге. Происходил из старинного новгородского дворянства. Сын президента Адмиралтейств-коллегии Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова и Евдокии Ильиничны Бибиковой (1743-1807; на ее сестре был женат М....
Долматовский Евгений Аронович
Евгений Долматовский
Имя при рождении:

Евгений Аронович Долматовский

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:
Награды:
Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны I степени
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды Орден «Знак Почёта»
Медаль «За боевые заслуги» 40px Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 40px
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» 40px
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Евге́ний Аро́нович Долмато́вский (22 апреля (5 мая) 1915 - 10 сентября 1994) - советский поэт. Автор слов многих известных советских песен.

Биография

В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. В 1932-1934 годах работал на строительстве московского метро . В 1937 году окончил . Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934 году.

Отец Евгения арестован 28 марта 1938, приговорён и расстрелян ВКВС 20 февраля 1939 (обвинение - участие в контрреволюционной организации). Прах захоронен на территории Донского монастыря в Москве. Реабилитирован 18 декабря 1954. Брат Евгения - Юрий Долматовский - известный советский конструктор автомобилей.

С 1939 по 1945 год Е. А. Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА . В августе 1941-го попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в поэме «Пропал без вести» и в воспоминаниях «Было. Записки поэта». Боям под Уманью посвящена военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама»). Член ВКП(б) с 1941 года.

Наибольшую известность Долматовскому принесли написанные на его слова песни («Случайный вальс », «Песня о Днепре », «Добровольцы» М. Г. Фрадкина , «Сормовская лирическая » Б. А. Мокроусова , «Моя любимая » М. И. Блантера , «Второе сердце », «Любимый город » и «Лизавета » Н. В. Богословского), многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители» , «Александр Пархоменко» , «Встреча на Эльбе»).

Переписывался со многими писателями. По сведениям юриста, члена Союза журналистов РФ Андрея Былкова, Долматовский в своей книге «Было» опубликовал свою переписку с его дедом - писателем Алексеем Алексеевым .

На школьном вечере поэзии выступали поэты Гастев , Решин , Луговской . Во время чтения стихов Луговским один из школьников громко разговаривал. Луговской прервал своё выступление и спросил: «Вам неинтересно или вы можете предложить лучшие стихи?» Последовал ответ: «Да, могу». Луговской вытащил на сцену маленького мальчика лет четырнадцати. «Женя Долматовский», назвал тот себя и прочитал стихотворение. «Ну, это не лучше, - заметил Луговской, - но желаю Вам успеха». (по воспоминаниям Г. Н. Абрамовича)

Известные песни на стихи Е. А. Долматовского

  • «А годы летят» (М. Фрадкин) - исп. Петр Щербаков , Валентина Левко , Людмила Зыкина
  • «А любовь всегда бывает первою» (М. Фрадкин) - исп. Алла Иошпе
  • «А может быть» (Я. Френкель) - исп. Андрей Миронов
  • «В добрый час» (М. Фрадкин) - исп. Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев
  • «В земле наши корни» (А. Пахмутова) - исп. «Песняры»
  • «Венок Дуная» (О. Фельцман) - исп. Эдита Пьеха
  • «Весна 45-го года» (А. Пахмутова) - исп. Юрий Богатиков
  • «Взрослая пора» (Я. Френкель) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Возвращение» (О. Б. Фельцман) - исп. Вадим Мулерман
  • «Воспоминание об эскадрилье „Нормандия-Неман“» (М. Фрадкин) - исп. Марк Бернес , Владимир Трошин
  • «Всегда и снова» (М. Фрадкин) - исп. Людмила Сенчина и Иосиф Кобзон
  • «Всё стало вокруг голубым и зелёным» (Ю. С. Милютин) - исп. Вера Красовицкая
  • «Где ты раньше был?» (Э. С. Колмановский) - исп. Валентина Толкунова , Майя Кристалинская
  • «Добрые приметы» (М. Г. Фрадкин) - исп. Лев Лещенко и Валентина Толкунова
  • «Дорога на Берлин» (М.Фрадкин) - исп. Леонид Утесов
  • «Если бы парни всей земли» (В. П. Соловьёв-Седой) - исп. Марк Бернес, Эдуард Хиль, Ринат Ибрагимов
  • «За фабричной заставой» (М. Г. Фрадкин) - исп. Эдуард Хиль, Валентин Дьяконов
  • «И на Марсе будут яблони цвести» (В. И. Мурадели) - исп. Владимир Трошин, Виталий Марков
  • «Комсомольская площадь» (Э. С. Ханок) - исп. Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев
  • «Комсомольцы-добровольцы» (М. Г. Фрадкин) - исп. Александр Ворошило
  • «Ласковая песня» (М. Г. Фрадкин) - исп. Людмила Сенчина, Людмила Гурченко
  • «Ленинские горы» (Ю. С. Милютин) - исп. Георгий Виноградов , Иван Шмелёв , Владимир Нечаев
  • «Лизавета» (Н. В. Богословский) - исп. Борис Кузнецов и Лев Полосин
  • «Любимый город» (Н. В. Богословский) - исп. Марк Бернес
  • «Марш выпускников» (Н. В. Богословский)
  • «Марш советской молодёжи» (С. С. Туликов) - исп. Владимир Бунчиков
  • «Моя любимая» (М. И. Блантер) - исп. Юрий Гуляев, Виктор Вуячич
  • «Мы жили по соседству» (М. Г. Фрадкин) - исп. Владимир Трошин и Олег Анофриев
  • «Нет, мой милый» (М. Г. Фрадкин) - исп. Галина Ненашева, Людмила Гурченко
  • «Огонёк в твоём окне» (Н. В. Богословский) - исп. Владимир Макаров, Марк Бернес
  • «Он и она» (В. И. Мурадели) - исп. Нина Пантелеева, Эмиль Горовец
  • «Офицерские жёны» (А. П. Долуханян) - исп. Майя Кристалинская
  • «Песня единства» (М. И. Блантер) - исп. Владимир Бунчиков, Георгий Абрамов
  • «Случайность» (А. Экимян) - исп. Арташес Аветян, Вадим Мулерман, Анна Герман
  • «Случайный вальс» (М. Г. Фрадкин) - исп. Леонид Утесов , Эдуард Хиль , Иосиф Кобзон
  • «Столица областная» (М. Г. Фрадкин) - исп. ВИА «Пламя»

Основные произведения

  • Собрание сочинений в 3-х томах. М., Художественная литература, 1989-1990
  • Собрание сочинений в 3-х томах. М., Художественная литература, 1978-1979
  • Избранные произведения в 2-х томах. М., Художественная литература, 1971

Поэзия

  • Лирика. М., Жургаз, 1934
  • День. М., Советский писатель, 1935
  • Феликс Дзержинский (1938, поэма);
  • Стихи и поэмы. М., Советский писатель, 1938
  • Дальневосточные стихи. М., Советский писатель, 1939;
  • Московские рассветы. М., Гослитиздат, 1941;
  • Степная тетрадь. М., Молодая гвардия, 1943;
  • Вера в победу. М., Советский писатель,1944,
  • Стихи издалека М., Советский писатель, 1945;
  • Поныри. Курск, 1946
  • Книга ровесников. М., Молодая гвардия, 1947
  • Ровесники Октября. М., Детгиз, 1947
  • Одна судьба. М., Советский писатель,1947;
  • Созвездье. М., Московский рабочий, 1947
  • Слово о завтрашнем дне М., Советский писатель, 1949;
  • Песнь о лесах (1949, текст оратории);
  • Сталинградские стихи М., Советский писатель,1952;
  • О мужестве, о дружбе, о любви. М., 1954
  • Добровольцы. М., Советский писатель,1956;
  • На дорогах жизни. М., 1958
  • Африка имеет форму сердца. М, 1961
  • Всё только начинается. М., 1961
  • Годы и песни. М., воениздат, 1963
  • Последний поцелуй М., Советская Россия,1967;
  • Девушка в белом. М., Советский писатель, 1968
  • Всадники, песни, дороги. М., Воениздат, 1970
  • Пожелание счастья. М., Московский рабочий, 1970
  • Руки Гевары М., Планета, 1974;
  • Чили в сердце (1973, поэма);
  • Побег (1974, поэма);
  • Хождение в Рязань (1975, поэма);
  • И песня, и стих. М., 1975
  • Письма сына (1977, поэма);
  • У деревни «Богатырь» (1981, поэма).

Проза

  • Зелёная брама. Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны (1979-1989).

Литературная критика

  • Из жизни поэзии (1965)
  • Молодым поэтам (1981)

Фильмография

Автор песен
  • 1941 - Морской ястреб - «Уходит от берега «Ястреб морской» »
  • 1941 - Сердца черырех - «Всё стало вокруг голубым и зеленым »
  • 1942 - Александр Пархоменко - «Лизавета»
  • 1954 - Мы с вами где-то встречались - «Песня Ларисы»
  • 1957 - Екатерина Воронина - «Здесь у нас на Волге»
  • 1958 - На дорогах войны - «Песня о Севастополе»
  • 1958 - Добровольцы - «Комсомольцы-добровольцы», «А годы летят…»
Автор фильмов Литературная основа сценария (часть текста фильма).
  • 1958 - Добровольцы - «Добровольцы», роман в стихах.
Персонаж (прототип)
  • Звезда эпохи - Долматовский.

Награды и премии

  • два ордена Отечественной войны I степени (12.9.1944; 11.3.1985)
  • орден Красной Звезды (29.1.1943)
  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за стихотворный сборник «Слово о завтрашнем дне» (1949)
  • Международные премии (1950, 1969)
  • премия Госкомиздата СССР и Союза писателей СССР имени П. Тычины (1985).

Напишите отзыв о статье "Долматовский, Евгений Аронович"

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ссылки

  • Я. Хелемский . (о Евгении Долматовском). «Журнальный зал».

Отрывок, характеризующий Долматовский, Евгений Аронович

Сердце стыло в отчаянии и печали, судорожно цепляясь за крохотную надежду, что, возможно, Джироламо был первым и последним из моей несчастной семьи, кого этот изверг в папской сутане заставил страдать, и у которого он так просто и развлекаясь отобрал жизнь. Я знала, что ни смерть моего отца, и уж тем более – смерть Анны, я, вероятнее всего, не смогу пережить. Но меня ещё более пугало то, что я понимала – Караффа тоже это знал... И я ломала голову, составляя планы один фантастичнее другого. Но надежда уцелеть хотя бы на ближайшее время, чтобы попытаться помочь своим родным, таяла, как дым.
Прошла неделя, Караффа всё ещё не появлялся. Возможно, ему (так же, как и мне!) нужно было время, чтобы обдумать свой следующий шаг. А возможно его отвлекли какие-то другие обязанности. Хотя в последнее мне верилось с трудом. Да, он был Римским Папой... Но в то же время, он ещё был и невероятно азартным игроком, пропустить интересную партию для которого, было свыше его сил. А игра со мной в «кошки-мышки» доставляла ему, я думаю, истинное удовольствие...
Поэтому я изо всех сил старалась успокоиться и найти в своей измученной голове хотя бы какую-то «умную» мысль, которая помогла бы мне сосредоточиться на нашей неравной «войне», из которой, в реальности, у меня не остава-лось никакой надежды выйти победительницей... Но я всё равно не сдавалась, так как для меня «сдавшийся человек» был намного хуже, чем мёртвый человек. И так как я пока что была живой, это означало – я всё ещё могла бороться, даже если моя душа уже медленно умирала... Мне надо было хоть сколько-то продержаться, чтобы успеть уничтожить эту смертельно-опасную гадюку, коей являлся Караффа... Теперь у меня уже не оставалось никаких сомнений в том, что я смогу его убить, если только представится такая возможность. Только вот, как это сделать, я пока что не имела ни малейшего понятия. Как я только что печально убедилась на собственном опыте – моим «обычным» способом Караффу уничтожить было нельзя. Значит, приходилось искать что-то другое, а вот времени для этого у меня, к сожалению, почти что не оставалось.
Ещё я всё время думала о Джироламо... Он всегда был моей тёплой защитной «стеной», за которой я чувствовала себя надёжно и защищённо... Но теперь её больше не было... И заменить её было нечем. Джироламо был самым верным и самым ласковым мужем на свете, без которого очень важная часть моего мира померкла, став пустой и холодной. Моя жизнь постепенно заполнялась печалью, тоской и ненавистью... Желанием мстить Караффе, забывая про себя и про то, как мала была моя сила по сравнению с ним... Горе меня ослепляло, оно погру-жало меня в бездну отчаяния, выбраться из которой я могла, только его победив.
Караффа вернулся в мою жизнь примерно через две недели, в раннее солнечное утро, очень уверенный в себе, свежий и счастливый, и войдя в комнату, радостно произнёс:
– У меня для Вас сюрприз, мадонна Изидора! Думаю, он Вам очень понравится.
Меня сразу же прошибло холодным потом – я знала его «сюрпризы», они хорошо не кончались...
Как будто прочитав мои мысли, Караффа добавил:
– Это, правда, приятный сюрприз, я Вам обещаю. Вы сейчас увидите это сами!
Дверь открылась. А в неё, осторожно оглядываясь, вошла хрупкая высокая девочка... Ужас и радость на секунду сковали меня, не давая пошевелиться... Это была моя дочь, моя маленькая Анна!!!.. Правда, маленькой теперь её называть было уже трудновато, так как за эти два года она сильно вытянулась и повзрослела, став ещё красивее и ещё милей...
Моё сердце с криком рванулось к ней, чуть ли не вылетая из груди!.. Но спешить было нельзя. Я не знала, что задумал на этот раз непредсказуемый Караффа. Поэтому, надо было держаться очень спокойно, что было почти что выше моих человеческих сил. И только боязнь сделать непоправимую ошибку сдерживала мои ураганом рвавшиеся наружу бушующие эмоции. Счастье, ужас, дикая радость и страх потери одновременно рвали меня на части!.. Караффа довольно улыбался произведённым эффектом... что тут же заставило меня внутри содрогнуться. Я не смела даже подумать, что может последовать дальше... И знала, что, случись что-то ужасное, желание защитить Анну может оказаться слишком сильным, чтобы противиться Караффе... и я панически боялась, что не смогу отказать ему, чтобы он за это не попросил.
Но, к моему величайшему удивлению, его «сюрприз» оказался настоящим сюрпризом!..
– Рады ли Вы видеть дочь, мадонна Изидора? – широко улыбаясь, спросил Караффа.
– Всё зависит от того, что за этим последует, Ваше святейшество... – осторожно ответила я. – Но, конечно же, я несказанно рада!
– Что ж, наслаждайтесь встречей, я заберу её через час. Вас никто не будет беспокоить. А потом я зайду за ней. Она отправится в монастырь – думаю, это лучшее место для такой одарённой девочки, какой является Ваша дочь.
– Монастырь?!! Но она никогда не была верующей, Ваше святейшество, она потомственная Ведьма, и ничто на свете не заставит её быть другой. Это то, кто она есть, и она никогда не сможет измениться. Даже если Вы её уничтожите, она всё равно останется Ведьмой! Так же, как я и моя мать. Вы не сможете сделать из неё верующую!
– Какое же Вы дитя, мадонна Изидора!.. – искренне рассмеялся Караффа. – Никто не собирается делать из неё «верующую». Думаю, она может прекрасно послужить нашей святой церкви, оставаясь именно тем, кто она есть. А воз-можно даже и больше. У меня на Вашу дочь далеко идущие планы...
– Что Вы имеете в виду, ваше святейшество? И причём здесь всё-таки монастырь? – застывшими губами прошептала я.
Меня трясло. Всё это не укладывалось в голове, и я пока что ничего не понимала, только чувствовала, что Караффа говорит правду. Одно лишь меня пугало до полусмерти – какие такие «далекоидущие» планы у этого страшного человека могли быть на мою бедную девочку?!..
– Успокойтесь, Изидора, и перестаньте ждать от меня всё время чего-то ужасного! Вы провоцируете судьбу, знаете ли... Дело в том, что монастырь, о котором я говорю, очень непростой... И за пределами его стен, о нём не знает почти ни одна душа. Это монастырь исключительно для Ведунов и Ведьм. И он стоит уже тысячи лет. Я был там несколько раз. Я учился там... Но, к сожалению, не нашёл, что искал. Они отвергли меня... – Караффа на мгновение задумался и, к моему удивлению, вдруг стал очень печальным. – Но я уверен, что Анна понравится им. И ещё я уверен, что им будет чему научить Вашу талантливую дочь, Изидора.
– Не говорите ли Вы про Мэтэору*, Ваше святейшество? – заранее зная ответ, всё же спросила я.
От удивления брови Караффы поползли на лоб. Видимо он никак не ожидал, что я об этом слыхала...
– Вы знаете их? Вы там бывали?!..
– Нет, там бывал мой отец, Ваше святейшество. Но он потом многому научил меня (позже я дико пожалела, что сообщила ему это...). Чему Вы хотите обучать там мою дочь, святейшество?! И зачем?.. Ведь для того, чтобы объявить её Ведьмой, у Вас уже сейчас достаточно доказательств. Всё равно ведь позже Вы попытаетесь сжечь её, как всех остальных, не так ли?!..
Караффа опять улыбнулся...
– Почему Вы уцепились за эту глупую мысль, мадонна? Я не собираюсь причинять никакого вреда Вашей милой дочери! Она ещё сможет великолепно послужить нам! Я очень долго искал Ведунью, которая ещё совсем дитя, чтобы научить её всему, что знают «монахи» в Мэтэоре. И чтобы она потом помогала мне в поисках колдунов и ведьм, таких, какой была когда-то она сама. Только тогда она уже будет ведьмой от Бога.
Караффа не казался сумасшедшим, он БЫЛ им... Иначе нельзя было при-нять то, что он говорил сейчас! Это не было нормальным, и поэтому ещё больше страшило меня.
– Простите, если я что-то не так поняла, Ваше святейшество... Но разве же могут быть Ведьмы от Бога?!..
– Ну, конечно же, Изидора! – искренне поражаясь моему «невежеству», засмеялся Караффа. – Если она будет использовать своё знание и умение во имя церкви, это будет приходить к ней уже от Бога, так как она будет творить во имя Его! Неужели Вам это не понятно?..
Нет, мне не было понятно!.. И говорил это человек с совершенно больным воображением, который, к тому же, искренне верил в то, о чём говорил!.. Он был невероятно опасным в своём сумасшествии и, к тому же, имел неограниченную власть. Его фанатизм переходил все границы, и кто-то должен был его остановить.
– Если Вы знаете, как заставить нас служить церкви, почему же тогда Вы сжигаете нас?!.. – рискнула спросить я. – Ведь то, чем мы обладаем, нельзя приобрести ни за какие деньги. Почему же Вы не цените это? Почему продолжаете уничтожать нас? Если Вы хотели научиться чему-то, почему не попросите научить Вас?..
– Потому, что бесполезно пробовать изменить то, что уже мыслит, мадонна. Я не могу изменить ни Вас, ни Вам подобных... Я могу лишь испугать Вас. Или убить. Но это не даст мне того, о чём я так долго мечтал. Анна же ещё совсем мала, и её можно научить любви к Господу, не отнимая при этом её удивительный Дар. Вам же это делать бесполезно, так как, даже если Вы поклянётесь мне вере в Него – я не поверю Вам.
– И Вы будете совершенно правы, Ваше святейшество, – спокойно сказала я.
Караффа поднялся, собираясь уходить.
– Всего один вопрос, и я очень прошу Вас ответить на него... если можете. Ваша защита, она из этого же монастыря?
– Так же, как и Ваша молодость, Изидора... – улыбнулся Караффа. – Я вернусь через час.
Значит, я была права – свою странную «непробиваемую» защиту он получил именно там, в Мэтэоре!!! Но почему же тогда её не знал мой отец?! Или Караффа был там намного позже? И тут вдруг меня осенила ещё одна мысль!.. Молодость!!! Вот чего добивался, но не получил Караффа! Видимо он был наслышан о том, сколько живут и как уходят из «физической» жизни настоящие Ведьмы и Ведуны. И ему дико захотелось получить это для себя... чтобы успеть пережечь оставшуюся «непослушную» половину существующей Европы, а потом властвовать над оставшимися, изображая «святого праведника», милостиво сошедшего на «грешную» землю, чтобы спасать наши «пропащие души».
Это было правдой – мы могли жить долго. Даже слишком долго... И «ухо-дили», когда по-настоящему уставали жить, или считали, что не могли более никому помочь. Секрет долголетия передавался от родителей – к детям, потом – внукам, и так далее, пока оставался в семье хоть один исключительно одарённый ребёнок, который мог его перенять... Но давалось бессмертие не каждому потомственному Ведуну или Ведьме. Оно требовало особых качеств, которых, к сожалению, удостаивались не все одарённые потомки. Это зависело от силы духа, чистоты сердца, «подвижности» тела, и самое главное – от высоты уровня их души... ну и многого ещё другого. И я думаю, это было правильно. Потому что тем, кто жаждал научиться всему, что умели мы – настоящие Ведуны – простой человеческой жизни на это, к сожалению, не хватало. Ну, а тем, которые не хотели знать так много – длинная жизнь и не была нужна. Поэтому такой жёсткий отбор, думаю, являлся абсолютно правильным. И Караффа хотел того же. Он считал себя достойным...
У меня зашевелились волосы, когда я только подумала о том, что бы мог натворить на Земле этот злой человек, если бы жил так же долго!..
Но все эти тревоги можно было оставить на потом. А пока – здесь находилась Анна!.. И всё остальное не имело никакого значения. Я обернулась – она стояла, не сводя с меня своих огромных лучистых глаз!.. И я в то же мгновение забыла и про Караффу, и про монастырь, да и обо всём остальном на свете!.. Кинувшись в мои раскрытые объятия, моя бедная малышка застыла, без конца повторяя только одно-единственное слово: «Мама, мамочка, мама…».
Я гладила её длинные шелковистые волосы, вдыхая их новый, незнакомый мне аромат и прижимая к себе её хрупкое худенькое тельце, готова была умереть прямо сейчас, только бы не прерывалось это чудесное мгновение...

Биобиблиографическое пособие. Курган. 2015

Предлагаем вашему вниманию биобиблиографическое пособие из серии «Поэты поколения войны», посвященное жизни и творчеству поэта Евгения Долматовского. В пособии использованы материалы из периодических изданий, имеющихся в фондах библиотеки.

Евгений Аронович Долматовский (1915-1994), русский поэт, прозаик. Родился 22 апреля (5 мая) 1915 года в Москве. Сын адвоката. Учился в педагогическом техникуме. С 1929 года был детским корреспондентом пионерской периодики («Дружные ребята», «Пионер», «Пионерская правда», где в 1930 году состоялась его первая публикация). В 1932-1934 годах по комсомольскому призыву работал на строительстве 1-й очереди московского метрополитена. В 1933-1937 годах учился в Литературном институте им. А. М. Горького.

Первый сборник «Лирика» вышел в 1934 году. Затем был сборник «Дальневосточные стихи» (1939), отразившие впечатления Долматовского о командировке в 1938 году на Дальний Восток. В 1939 году Евгений Долматовский награжден орденом «Знак Почета».

С 1939 по 1945 годы Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях Красной армии. В августе 1941-го попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в поэме «Пропал без вести» и в воспоминаниях «Было. Записки поэта». Боям под Уманью посвящена военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама»).

Настоящую известность Евгению Долматовскому принесли песни на его стихи («Случайный вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы», «Сормовская лирическая», «Моя любимая», «Второе сердце», «Любимый город» и др.), Многие из песен Долматовского звучали в популярных кинофильмах («Истребители», «Александр Пархоменко», «Встреча на Эльбе»).

Неподдельным пафосом проникнуты и публицистические, и лирические, и «жизнеописательные» поэмы Долматовского («Феликс Дзержинский», 1938; «Последний поцелуй», 1967; «Руки Гевары», 1972; «Чили в сердце», 1973; «Побег», 1974; «Хождение в Рязань», 1975; «Письма сына», 1977; «У деревни «Богатырь», 1981), и поэтическая трилогия «Одна судьба» (1947).

Долматовский занимался также литературной критикой, переводами, редакторской и составительской работой.

Евгений Аронович Долматовский умер в Москве 10 сентября 1994 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Окидывая взглядом пройденный путь, Евгений Долматовский удивленно замечает: «Это б в прежнее время хватило биографий на десять»! Причем он не находит в своей биографии никакой исключительности, наоборот, видит и воспринимает себя в контексте своего времени и в среде сверстников, чья молодость, чья человеческая закалка прошла в годы первых пятилеток, а потом продолжена, в таких испытаниях, которые уже ни с чем не сравнимы.

Вот строки Долматовского — как анкета:

Я родился в войну мировую,

Зналось детство с гражданской войною,

И прошел полосу моровую,

Знакома со мною,

И разруха

Знакома со мною.

Старый мир напоследок калечил.

Но убить нас не смог он.

Одному поколенью на плечи —

Не слишком ли много?

Евгений Долматовский, пожалуй, в наиболее «чистом» виде проявлял черты своего поколения. На редкость мобильный, непоседливый, одержимый страстью действовать, спорить он хранил в себе дух молодости, комсомольского энтузиазма.

В нашей поэзии Долматовский один из тех, кто, вступив в возраст зрелости, осуществлял живую связь между своим поколением и только начинающими пробовать силы в литературе. Совсем еще мальчиком он читал свои стихотворные опыты Маяковскому, а затем ему приносили стихи молодые поэты. Если к этому добавить, что через семинар профессора Долматовского в Литературном институте за многие годы прошли десятки ныне хорошо известных поэтов (Е. Винокуров, В. Соколов, Ф. Искандер, В. Субботин), то эстафета преемственности будет выглядеть куда как внушительно.

Евгений Аронович Долматовский — коренной москвич. В Москве он родился. Здесь прошли его детство и юность. Вполне естественно, что в 1933 году, по призыву комсомола, он пошел строить московский метрополитен. И, конечно же, писал стихи.

Уже в 1934 году вышла первая книжка стихов Е. Долматовского — «Лирика», еще через год — вторая («День»). Конечно, стихи из первых книг не покажутся теперь поэтически совершенными, но они удивительным образом сохранили в себе дух времени.

Слова искренней благодарности, слова, идущие от самого сердца сказал Долматовский своей метростроевской молодости («Прощание со спецовкой»). Родились они чуть ли не сразу по выходе из шахты Мотростроя. А потом он много раз возвращался воспоминаниями к своей комсомольской юности, написал даже роман в стихах об этом времени, о товарищах-метростроевцах («Добровольцы»), снят фильм «Добровольцы» (1958 г.)

Но предвоенное творчество Е. Долматовского не исчерпывается стихами о Метрострое, о комсомольской юности. Обретя свободу творческого самочувствия и некоторый опыт, уверенность в себе, поэт ощутил страсть к передвижению которая кидала его в самые невероятные поездки по нашей стране и по другим странам и континентам.

В «Письме Рафаэлю Альберти», написанном в разгар гражданской войны в Испании, Долматовский с подкупающей непринужденностью говорит: «Взгляну в окно — увижу Барселону и ружья заряжающий Мадрид».

Он уже тогда, пока еще в воображении, прокладывал маршруты своих будущих путешествий, уже тогда зарождалась интернациональная тема. А мотив дороги буквально пронизыват его стихи и песни тридцатых годов.

В далекий край товарищ улетает,

Родные ветры вслед за ним летят.

Только вещи соберу я,

Только выйду за порог,

Сразу волосы развеет

Дальних странствий ветерок.

Кроме того, в стихотворениях тех лет выразилось предощущение войны, предощущение великой трагедии, которую предстояло пережить советскому народу. Долматовский был нравственно и психологически подготовлен к этим событиям. Служба в армии, жизнь и быт пограничников дали ему многое. Так началась армейская тема в творчестве Долматовского. («Разве я сумел бы стать поэтом, если б не был рядовым бойцом?»). Предощущение войны сказалось в стихотворениях «Письмо», «Перед грозой», «Дачный поезд». Надо считать само собою разумеющимся, что в начале Великой Отечественной войны Долматовский оказался на должности фронтового писателя в армейской газете.

Долматовский на войне испытал все, что можно было испытать человеку, попавшему на фронт с самого ее начала: был контужен и ранен и попал в плен, бежал из лагеря, пережил тяжкие дни и месяцы отступления, потерю друзей и близких, участвовал в Сталинградской битве и снова был ранен, испытал радость победы, прошел с Советской Армией до Берлина. Он был свидетелем полной и безоговорочной капитуляции немецко-фашистских войск и великого торжества правого дела, за которое беззаветно сражался советский солдат.

Как и все поэты, работавшие во фронтовой печати, Долматовский писал стихи-репортажи, стихи-очерки, стихи-призывы, писал срочно, по требованию момента, выполнял боевую задачу. Но вместе с этим рождались строки настоящей поэтической пробы, строки, в которых воплощались чувства и думы солдат, на долгие годы оторванных от дома.

В России багряная осень,

Прозрачная синь, листопад,

И ветер туда не доносит

Тяжелых орудий раскат.

На мирном холодном рассвете,

Курлыча, летят журавли.

Шумливыми стайками дети

В высокие школы пошли.

Печальные наши подруги

К семи затемняют окно.

Четвертую осень в разлуке

Им верить и ждать суждено.

В послевоенные годы Евгений Долматовский много ездит по стране, и стихи его, написанные в конце сороковых и начале пятидесятых годов, на редкость тематически разнообразны, в них трудно уловить какое-то внутреннее предпочтение. Но в стихах, в их лирическом герое отчетливо проявляется доминанта характера — активный интерес ко всему происходящему в нашей стране и в мире, ко всему новому.

Долматовский понимает, что стихи, написанные на злобу дня, далеко не всегда остаются жить долго, но это его, как и Маяковского в свое время, нимало не смущает. Он думает о сегодняшнем дне, о том, как сегодня приблизить будущее.

Поэт дает объяснение своему характеру в стихотворении «Всю жизнь я легкомысленным слыву...». Может быть, эпитет «легкомысленный» здесь не вполне точен, но Долматовский вкладывает в него вполне определенный смысл, выявляет им ярко выраженную черту характера.

Таким я падал в черную траву,

Шел через реку в грохот ледохода,

Таким рискну остаться навсегда,

Не взвешивая проторей и выгод.

Когда пожаром полыхнет беда,

Не побегу искать запасный выход.

Данную характеристику не надо понимать так, будто Долматовский пренебрегает прошлым, забывает о нем ради дня сегодняшнего. Военные сюжеты, постоянные фронтовые ассоциации опровергают это предположение. Но в середине пятидесятых годов поэт снова вернулся к поре своей метростроевской молодости, написав роман в стихах «Добровольцы». Это панорамное произведение с довольно разветвленным сюжетом, немалым количеством персонажей, с временной и пространственной перспективой особенно наглядно выразило его тягу к эпосу. В творческом багаже поэта эпические произведения занимают большое место, он автор многих поэм, и, пожалуй, главное в них — героическая тема. Долматовский именно в этом жанре ищет возможности воплощения героического характера («Руки Гевары», «Побег», «Чили в сердце»), а также в балладах («Баллада о памятнике», «Трое из легенды», «Баллада о покорении полюса» и др.).

И в этой позиции он находится на переднем крае жизни.

Передний край жизни для Долматовского — везде. Это потому, что он умеет в любой жизненной ситуации увидеть нечто самое важное, самое существенное.

Многим стихам Е. Долматовского присуща ораторская, призывная интонация, кстати, она тоже идет от общей атмосферы тридцатых годов... В лирической публицистике тридцатых годов меньше жесткости, нетерпимости, так как она адресована главным образом к соратникам по жизни. «Решило бюро, и возражать не вправе я, но все ж, друзья, у нас на метро никакого нет равноправия!»; «Товарищ по смене, сегодня мы вправе поговорить о победе и славе»; «Погодки, ровесники, единоверцы, бойцы Краснопресненского полка...»

Оттенки во всех этих обращениях, конечно, разные, не только трибунные, ораторские, но и выражающие романтическую приподнятость, эмоциональную насыщенность поэтической речи. В этом последнем качестве они чаще всего встречаются и в стихах пятидесятых и иногда шестидесятых годов.

Вот строки из напутствия коммунисту, уезжающему на родину, предстать перед неправым судом, написанные уже в шестидесятых:

— Береги себя, товарищ милый,

Воин мира, уходящий в бой.

Знаю, у тебя довольно силы,

Но возьми еще мою с собой!

Будучи характерной, весьма заметной, патетико-романтическая интонация не заглушает другие — спокойно-размышляющие, доверительные. А в стихотворении «Последняя вечеринка», написанном в 1942 году, поражает интонационный сплав интимности, дружеской, домашней доверчивости, печали, тревоги. Конечно же, речь идет о последней мирной вечеринке перед войной.

Поет, сверкает патефон,

Иголочкой скользя,

И ты уже почти влюблен

В хозяйкины глаза.

И так светло и горячо

Сиянье милых глаз.

И крупповская сталь еще

Не двинулась на нас.

Володя, злой соперник мой,

О, если б раньше знать,

Что возле гаубицы одной

Придется нам стоять!

Вразвалку, грузно входит в дверь

Угрюмый Ярослав.

Где ты, мой друг, лежишь теперь,

Как пламя отпылав?

Все вместе мы — в последний раз,

И облака молчат,

Что сто дивизий против нас

На западе стоят.

В интонационном разнообразии, а если сказать точнее, то в чуткости Долматовского к звучанию стиха, к его мелодической основе, наверное, кроется и талант песенности. Евгением Долматовским написано много песен. Во время войны зазвучали скорбно-патетическая и героическая «Песня о Днепре» и лирическая «Случайный вальс», «Попутная песня», исполнявшаяся в сопровождении джаза Л. Утесовым, и другие. В послевоенные годы родилась песня «Ленинские горы», песня проникновенная, соединившая в себе быль и мечту, ее пела вся страна, так же как «Сормовскую лирическую», хотя песни имели совершенно конкретную прописку. В «Рассказах о песнях» (есть такая книга у Е. Долматовского) мы находим очень любопытные сведения о том, как, где, в каких обстоятельствах рождались песни, сведения о их бытовании в народе.

В чем же обаяние песен Долматовского, например, «Сормовской лирической»? Если попробовать отстраниться от музыки, что, конечно очень трудно для такой популярной песни, и читать ее как стихотворение, то нельзя не почувствовать распевной широты строки, ритмической и интонационной завершенности, песенности самого сюжета.

На Волге широкой, на стрелке далекой

Гудками кого-то зовет пароход...

Песни Евгения Долматовского разнообразны по настроению, по характеру, по жанрам. Им написаны песни героические, лирико-патетические, им написаны марши и песни, которые поются в солдатском строю. А рядом с ними — трагическая «Старинная шахтерская» или совершенно камерная, интимная «Ласковая песня», в ритме вальса написанная «Дунайские волны», задорная «Уходил на войну сибиряк...»

Есть у Долматовского песня «Родина слышит, Родина знает» (музыка Д. Д. Шостаковича), которую пел в космосе Юрий Гагарин, когда он, облетев земной шар, спускался на землю. Ее мелодия стала позывными последних известий по радио.

Долматовскому удаются сюжетные песни, песни-баллады. К ним можно отнести песню «За фабричной заставой...». Песня эта развивает две традиции — традицию народных солдатских и традицию песен о гражданской войне.

Не застал врасплох Долматовского поэтический взлет середины пятидесятых годов. Больше того, явно выраженная в эти годы социальная активность поэзии казалась ему недостаточной, он обращается с призывом к поэтам проникнуться его тревогой, его страстью, он восклицает: «...Как парус ветром, должен стих любой наполниться присягой и призывом».

В стихотворении, обращенном к поэтам, вновь появляется знакомое: «Товарищи! Соперники! Друзья!» Снова на трибуну выходит пламенный агитатор, он не просто убеждает и призывает, он собственным примером увлекает других, стремясь как можно глубже окунуться в современность.

К концу пятидесятых и особенно в шестидесятые годы в творчестве Долматовского все большее место занимает зарубежная тема. Активно включившись в движение сторонников мира, поэт посещает многие страны и при этом стремится именно как поэт выполнить миссию доброй воли — страстным, убежденным словом призывать людей к миру, обличать тех, кто противостоит мирному сосуществованию между странами и народами.

Но сердце его по-прежнему в нашей бурной, кипучей жизни, и стихи Долматовского — это своеобразный лирический дневник повседневности, вехами которой были большие стройки, якутские алмазы, освоение целины, полет в космос, а в общественной жизни, например, дискуссии о взаимоотношениях отцов и детей. Это лишь некоторые конкретные упоминания того, что волновало в эти годы Долматовского, что находило отклик в его стихах. Отголоски той комсомольской романтики, что пронизывала стихи тридцатых годов, слышатся и ныне:

На приступ! Тут земля еще не знала

Такого взлета стройки и страстей.

Пейзаж Голодностепского канала

Развернут в марсианской красоте.

Личность поэта пронизана общественными идеями, общественной моралью, общественным сознанием — стихи его искренни и личны, о чем бы он ни писал — даже об очень важном и великом в своем всеобщем значении.

Таким личным делом для Долматовского стали стихи об Африке, которую он открывал в шестидесятые, а затем и в семидесятые годы, о Латинской Америке, где он был одним из писательских первопроходцев. Крылатым стало название одной из книг поэта — «Африка имеет форму сердца». Зная Евгения Долматовского, можно было не сомневаться, что он непременно окажется в сражающемся Вьетнаме.

Как позвоночник —

Сквозь весь Вьетнам

Дорога номер один.

Пылают деревни по сторонам.

Обгон. Давай погудим.

В опасную зону меня несет

Среди мезозойских глыб

Железный ульяновский вездеход,

Который зовется «джип».

Стихи о Вьетнаме напоминают лирику Долматовского времен Великой Отечественной войны. В них та же страсть, та же любовь, та же непримиримость, то же драматическое напряжение всей атмосферы жизни во время войны. Братская солидарность советского и вьетнамского народов, политическое словоблудие американских конгрессменов, бетонные бочки, врытые в землю в качестве бомбоубежищ... Живое ощущение войны, ее огненное дыхание, пламенная публицистика — вот что такое стихи Е. Долматовского о Вьетнаме.

В вошедших в книгу прозы «Было» «Записках с Вьетнамского фронта» Долматовский свидетельствует, что все стихи книги «Девушка в белом» (стихи о Вьетнаме) были написаны там, на месте событий, и при этом замечает: «Мне давно так запальчиво не писалось!» Так же «запальчиво» написаны и «записки», проза о Вьетнаме. Это репортаж с места событий, репортаж с фронта, которым в те годы был Вьетнам.

Еще далеко было до победы (поэт посетил Вьетнам в 1967 году), еще на землю многострадального вьетнамского народа обрушивалась все нарастающая военная мощь могущественнейшей капиталистической державы, лилась кровь патриотов, гибли мирные люди, но Долматовский вынес из этой поездки твердую веру в победу, он предощутил ее. «Мой кислород — твои победы», — сказал он, обращаясь к Вьетнаму.

Таково свойство натуры поэта. Живя сегодняшним днем, целиком отдавая себя именно сегодняшним делам и свершениям народа, Евгений Долматовский видит за ними будущее, чувствует себя накануне еще более значительных дел и событий.

Впрочем, об этом он сказал сам:

Остановку наметив в Коммуне,

Паровоз наш летит и летит

Накануне, всегда накануне

Новых станций и новых орбит.

Снова бури, бураны, буруны.

Пыль планет и ромашек пыльца,

И начала опять, и кануны,

И не будет канунам конца.

Евгений Долматовский обладал истинно многогранным талантом.

Кроме поэзии, Евгений Долматовский занимался литературной критикой, составительской и редакторской работой, а также переводами. В 1965 году он написал книгу «Из жизни поэзии». В 1981 году вышла его книга «Молодым поэтам». Евгений Долматовский также занимался преподавательской деятельностью, обучая молодых поэтов на собственном примере, также работал с прозой. Помимо повести «Зеленая брама», он написал документально-публицистическую трилогию «Было. Записки поэта» (1973-1988), а также повесть «Международный вагон» (1986).

Евгений Долматовский является лауреатом Сталинской премии третьей степени, которую он получил в 1950 году. Кроме того, он был лауреатом множества литературных премий, как отечественных, так и международных, награжден пятью орденами и медалями.

Евгений Аронович Долматовский оставил о себе добрую память. Он был по натуре мягкий, отзывчивый, щедрый человек. Был абсолютно равнодушен к официальным постам, но всегда имел свои принципы и позиции. Об этом лучше Константина Симонова, с которым Долматовский прошел многие фронтовые дороги, не скажешь: «Как человек и поэт, он всегда честно делил труды своего поколения — мирные и воинские, не уклоняясь ни от трудностей, ни от опасностей... За его стихами и песнями — жизнь, прожитая там, где происходило главное, безо всяких поблажек самому себе...»

Он прожил долгую и непростую жизнь.

Произведения Евгения Долматовского, имеющиеся в библиотеке

Книги:

  1. Долматовский, Е. А. Собрание сочинений: в 3-х т. / Е. А. Долматовский. — М. : Художественная литература, 1989.
  2. Долматовский, Е. А. Автографы Победы: [книга — альбом] / Е. А. Долматовский. — Изд. 2-е, доп. — М. : ДОСААФ, 1975.
  3. Долматовский, Е. А. Было: записки поэта. / Е. А. Долматовский. — М. : Советский писатель, 1982. — 800 с.
  4. Долматовский, Е. А. Всадники, песни, дороги: стихи, песни / Е. А. Долматовский. — М. : Воениздат, 1973. — 470 с.
  5. Долматовский, Е. А. Добровольцы: роман в стихах / Е. А. Долматовский. — М. : Современник, 1976. — 207 с.
  6. Долматовский, Е. А. Зеленая брама: документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны / Е. А. Долматовский. — 3 изд. — М. : Политиздат, 1989. — 315 с.
  7. Долматовский, Е. А. И песня и стих / Е. А. Долматовский. — М. : Молодая гвардия, 1975. — 158 с.
  8. Долматовский, Е. А. Интерстих / Е. А. Долматовский. — М. : Молодая гвардия, 1982. — 223 с.
  9. Долматовский, Е. А. Надежды, тревоги...: книга стихов. / Е. А. Долматовский. — М. : Советский писатель, 1977. — 160 с.
  10. Долматовский, Е. А. Пожелание счастья: баллады, стихи, песни / Е. А. Долматовский. — М. : Московский рабочий, 1970. — 119 с.
  11. Долматовский, Е. А. Поэмы / Е. А. Долматовский. — М. : Художественная литература, 1985. — 366 с.
  12. Долматовский, Е. А. Прошу слова: стихи и поэмы / Е. А. Долматовский. — М. : Советский писатель, 1974. — 118 с.
  13. Долматовский, Е. А. Путешествие в стихах / Е. А. Долматовский. — М. : Детская литература, 1976. — 127 с.
  14. Долматовский, Е. А. Руки Гевары: поэма и композиция из фотографий / Е. А. Долматовский. — М. : Планета, 1974. — 128 с.
  15. Долматовский, Е. А. Стихи из дневника / Е. А. Долматовский. — М. : Советский писатель, 1986. — 158 с.
  16. Долматовский, Е. А. Я вам должен сказать: книга стихов / Е. А. Долматовский. — М. : Современник, 1984. — 359 с.

Стихи в литературно — художественных журналах

  1. Долматовский, Е. А. Стихи / Е. А. Долматовский // Юность. — 1975. — № 5. — С. 14.
  2. Долматовский, Е. А. Стихи / Е. А. Долматовский // Юность. — 1971. — № 5. — С.15.
  3. Долматовский, Е. А. Стихи / Е. А. Долматовский // Юность. — 1967. — № 7. — С. 54.

Статьи об Евгении Долматовском в литературно-художественных журналах

  1. Огрызко, В. Без горечи, кислоты и соли / В. Огрызко // Литературная Россия. — 2010. — № 14. — С. 12-13.
  2. Ковальджи, К. Долматовский в литературном институте / К. Ковальджи // Октябрь. — 2008. — № 2. — С. 137-140.
  3. Хелемский, Я. Одна судьба / Я. Хелемский // Вопросы литературы. — 2005. — № 3. — С. 68-94.
  4. Долматовский, Е. А. Очевидец: писатели на войне: главы из книжных воспоминаний / Е. Долматовский // Октябрь. — 1995. — № 5. — С. 3-78.

Составитель Яковлева Е. Г.

Верстка Артемьевой М. Г.


Евге́ний Аро́нович Долмато́вский (22 апреля 1915, Москва - 10 сентября 1994, Москва) - советский поэт. Автор слов многих известных советских песен.
Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).
Биография
Евгений Долматовский родился в семье адвоката, члена коллегии защитников, доцента Московского юридического института Арона Моисеевича Долматовского (1880, Ростов - 1939, Москва). В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. В 1932-1934 годах работал на строительстве московского метро. В 1937 году окончил Литературный институт. Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934 году.
Отец Евгения арестован 28 марта 1938, приговорён и расстрелян ВКВС 20 февраля 1939 (обвинение - участие в контрреволюционной организации). Прах захоронен на территории Донского монастыря в Москве. Реабилитирован 18 декабря 1954. Брат Евгения - Юрий Долматовский - известный советский конструктор автомобилей.
С 1939 по 1945 годы Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА. В августе 1941-го попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в поэме «Пропал без вести» и в воспоминаниях «Было. Записки поэта». Боям под Уманью посвящена военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама»). Член ВКП(б) с 1941 года.
Наибольшую известность Долматовскому принесли написанные на его слова песни («Случайный вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» М. Г. Фрадкина, «Сормовская лирическая» Б. А. Мокроусова, «Моя любимая» М. И. Блантера, «Второе сердце», «Любимый город» и «Лизавета» Н. В. Богословского), многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители», «Александр Пархоменко», «Встреча на Эльбе»).
Е. А. Долматовский умер 10 сентября 1994. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Долматовский - опытный версификатор; его стих льётся в гладком ритме, он выбирает простую, чаще всего грамматическую рифму. «О партии немало громких слов и мною сказано и не одним поэтом», - службе партии и посвятил Долматовский своё поэтическое дарование.
- Вольфганг Казак

Известные песни на стихи Е. Долматовского
«А годы летят» (М. Фрадкин) - исп. Валентина Левко, Людмила Зыкина
«А любовь всегда бывает первою» (М. Фрадкин) - исп. Алла Иошпе
«А может быть» (Я. Френкель) - исп. Андрей Миронов
«В добрый час» (М. Фрадкин) - исп. Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев
«Венок Дуная» (О. Фельцман) - исп. Эдита Пьеха
«Весна 45-го года» (А. Пахмутова) - исп. Юрий Богатиков
«Взрослая пора» (Я. Френкель) - исп. Иосиф Кобзон
«Возвращение» (О. Фельцман) - исп. Вадим Мулерман
«Воспоминание об эскадрилье „Нормандия-Неман“» (М. Фрадкин) - исп. Марк Бернес, Владимир Трошин
«Всегда и снова» (М. Фрадкин) - исп. Людмила Сенчина и Иосиф Кобзон
«Всё стало вокруг голубым и зелёным» (Ю. Милютин) - исп. Вера Красовицкая
«Где ты раньше был?» (Э. Колмановский) - исп. Валентина Толкунова
«Добрые приметы» (М. Фрадкин) - исп. Лев Лещенко и Валентина Толкунова
«Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой) - исп. Марк Бернес
«За фабричной заставой» (М. Фрадкин) - исп. Эдуард Хиль, Валентин Дьяконов
«И на Марсе будут яблони цвести» (В. Мурадели) - исп. Владимир Трошин, Виталий Марков
«Комсомольская площадь» (Э. Ханок) - исп. Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев
«Комсомольцы-добровольцы» (М. Фрадкин) - исп. Александр Ворошило
«Ласковая песня» (М. Фрадкин) - исп. Людмила Сенчина, Людмила Гурченко
«Ленинские горы» (Ю. Милютин) - исп. Иван Шмелёв, Владимир Нечаев
«Лизавета» (Н. Богословский) - исп. Борис Кузнецов и Лев Полосин
«Любимый город» (Н. Богословский) - исп. Марк Бернес
«Марш выпускников» (Н. Богословский)
«Марш советской молодёжи» (С. Туликов) - исп. Владимир Бунчиков
«Моя любимая» (М. Блантер) - исп. Юрий Гуляев, Виктор Вуячич
«Мы жили по соседству» (М. Фрадкин) - исп. Владимир Трошин и Олег Анофриев
«Нет, мой милый» (М. Фрадкин) - исп. Галина Ненашева, Людмила Гурченко
«Огонёк в твоём окне» (Н. Богословский) - исп. Владимир Макаров, Марк Бернес
«Он и она» (В. Мурадели) - исп. Нина Пантелеева, Эмиль Горовец
«Офицерские жёны» (А. Долуханян) - исп. Майя Кристалинская
«Песня единства» (М. Блантер) - исп. Владимир Бунчиков, Георгий Абрамов
«Случайность» (А. Экимян) - исп. Арташес Аветян, Вадим Мулерман
«Случайный вальс» (М.Фрадкин) - исп. Леонид Утесов
«Столица областная» (М.Фрадкин) - исп. ВИА «Пламя»
Основные произведения
Поэзия
Лирика (1934, сборник стихов);
День (1935, сборник стихов);
Феликс Дзержинский (1938, поэма);
Дальневосточные стихи (1939, цикл стихотворений);
Московские рассветы (1941, цикл стихотворений);
Степная тетрадь (1943, цикл стихотворений);
Вера в победу (1944, цикл стихотворений);
Стихи издалека (1945, цикл стихотворений);
Одна судьба (1942-1946, поэтическая трилогия);
Слово о завтрашнем дне (1949, цикл стихотворений);
Песнь о лесах (1949, текст оратории);
Сталинградские стихи (1952, цикл стихотворений);
Добровольцы (1956, роман в стихах);
Кукуруза (19??, поэма);
Последний поцелуй (1967, поэма);
Верность (1970, цикл баллад);
Руки Гевары (1972, поэма);
Чили в сердце (1973, поэма);
Побег (1974, поэма);
Хождение в Рязань (1975, поэма);
Письма сына (1977, поэма);
У деревни «Богатырь» (1981, поэма).
Проза
Зелёная брама. Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны (1979-1989).
Литературная критика
Из жизни поэзии (1965)
Молодым поэтам (1981)
Фильмография
Автор песен
1939 - Истребители - «Любимый город»
1941 - Морской ястреб - «Уходит от берега «Ястреб морской»»
1949 - Встреча на Эльбе
1954 - Мы с вами где-то встречались - «Песня Ларисы»
1957 - Екатерина Воронина - «Здесь у нас на Волге»
1958 - На дорогах войны - «Песня о Севастополе»
1958 - Добровольцы - «Комсомольцы-добровольцы» «А годы летят…»
1963 - Мечте навстречу
1964 - Армия трясогузки
1971 - Молодые
Литературная основа сценария (часть текста фильма).
1958 - Добровольцы - «Добровольцы», роман в стихах.
Награды и премии
Орден Октябрьской Революции (1975)
2 ордена Отечественной войны 1-й степени (12.09.1944; 11.03.1985)
2 ордена Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды (29.01.1943)
Орден «Знак Почёта» (1939)
Медали
Сталинская премия третьей степени (1950) - за стихотворный сборник «Слово о завтрашнем дне» (1949)
Международные премии (1950, 1969)
Медаль имени Александра Фадеева (1983)
Премия Госкомиздата СССР и Союза писателей СССР имени П. Тычины (1985).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: