Дворец где хранится меч пророка мухаммеда. Очень древний дворец топкапы. Мифы и факты

Сегодня вышел очередной выпуск «АиФ» № 36 от 6 сентября 2017 года и мы подготовили вопросы и ответы на этот выпуск кроссворда.

По горизонтали:

1. Сказочная блондинка.
5. Юбилейное застолье.
9. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны?
10. «Тамбовский волк тебе … !» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
11. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи?
12. «В огороде бузина, а в Киеве … ».
13. На чем играет Джо из фильма «В джазе только девушки»?
16. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»?
18. Товар на автозаправке.
19. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр?
20. «Типун тебе на …!».
26. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина?
29. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда.
30. «Травяное ассорти» из аптеки (4 буквы).
31. Шоу на небе.
32. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»?
36. «Жесточайший надзор» за «свободой слова».
39. Затейник при отеле.
40. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков?
44. «Каждый мой душу зверя лечит».
47. Внешняя государства.
48. «Чужое не ведает твоей боли».
51. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого?
52. Химический ингредиент.
53. Немецкий мещанин.
54. «Начальство надо знать в … ».
55. «Орган чувств» у прибора.
56. Военный художник.
57. Четвертый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова.

По вертикали:

1. Где дебет с кредитом сводят?
2. «Разводит лохов».
3. Сущая безделица.
4. Предел утомления.
6. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»?
7. Самая престижная марка обручальных колец.
8. Кто стащил амброзию у олимпийских богов?
12. «Райское наслаждение» для коммерсанта.
14. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену?
15. Увлечение певца Александра Маршала.
17. Грех продавца.
21. Живой символ Белоруссии.
22. Приговор с небес.
23. «Отъявленный … ».
24. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой.
25. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом!
27. Благородный олень из Северной Америки.
28. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона?
33. «Бритва жнеца».
34. «Пульсация музыки».
35. Страна вокруг Вьентьяна.
36. Ритм «из-под копыт».
37. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли».
38. Из какого города страной рулят?
41. «Венецианское кружево» ныне.
42. Таблетки «сексуального аппетита».
43. Нельзя!
45. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия).
46. Чем лиса следы заметает?
47. Аромат «собачьей жизни».
49. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова?
50. «Дорога к сердцу» для крови.
53. «Мы живем, чтобы давать … каждому новому дню».

Правильные ответы на кроссворд «АиФ» №38

По горизонтали: 1. Белоснежка 5. Банкет 9. Фрунзе 10. Боярин 11. Риттер 12. Дядька 13. Саксофон 16. Овцеводство 18. Бензин 19. Орган 20. Язык 26. Аллилуев 29. Топкапы 30. Сбор 31. Салют 32. Астрал 36 Цензура 39. Аниматор 40. Актёрство 44. Стих 47. Политика 48. Тело 51. Вист 52. Вещество 53. Бюргер 54. Лицо 55. Сенсор 56. Баталист 57. Гафт.

По вертикали: 1. Бухгалтерия 2. Аферист 3. Пустяковина 4. Изнеможение 6. Акопян 7. Картье 8. Тантал 12. Доход 14. Остракизм 15. Авиаспорт 17. Обвес 21. Зубр 22. Кара 23. Плут 24. Ёлка 25. Гомер 27. Вапити 28. Мюрат 33. Серп 34. Ритм 35. Лаос 36. Цокот 37. Гантели 38. Столица 41. Гипюр 42. Виагра 43. Запрет 45. Тутси 46. Хвост 47. Псина 49. Кеша 50. Вена 53. Бой.

Многие считали, что «Серебряный плащ» - это всего лишь слухи, пока на улицах города не стали появляться трупы самых отпетых отморозков. Тогда-то все поверили. Тогда-то и начали оглядываться в страхе. Ужас, охвативший бандитские группировки, заставлял одних бежать без оглядки, а других - нанимать толпы телохранителей. Но ничто не остановит Мстителя, пока тот не совершит свое правосудие.

Кратко об игре

Игра Fallout 4 вышла осенью 2015 года. И она является продолжением серии игр Fallout, разработанных компанией Bethesda Softworks. Только на этот раз местом действия стала Бостонская область, где будут воссозданы несколько реальных достопримечательностей этого места. События игры разворачиваются через 6 лет после Fallout New Vegas.

Игровой процесс очень схож с предыдущими частями, хотя есть и несколько важных отличий. Например, добавлена система строительства, которая позволяет создать собственное поселение. Также предусмотрен крафтинг, который способствует созданию и модернизации предметов при помощи специальных компонентов. А герой, наконец-то, получил озвучку, поэтому теперь отмалчиваться не собирается.

Fallout 4 имеет не только интересный основной сюжет, но и много, очень много побочных миссий. Некоторые из них много времени не займут, но есть такие задания, на прохождение которых понадобится не один час. Причем по интересности они не уступают сюжетным миссиям Fallout 4. «Серебряный плащ» является одним из таких квестов.

Добро пожаловать в Добрососедство!

В самом центре Бостона есть поселение под названием Добрососедство. Оно было основано 2240 году одной бандитской группировкой. Все здания в городе старого типа, так как построены еще до войны. Они расположены так близко, что между ними остаются лишь маленькие переулки. Есть несколько интересных заведений, в которых можно найти журналы, предоставляющие определенные бонус. В игре Fallout 4 квест «Серебряный плащ» практически полностью привязан к локации поселения.

Его население составляют гули, роботы, бродяги, дружинники и различные криминальные личности. Это очень опасное место. Даже Институт со своим огромным влиянием не является для них авторитетом. Там не существует какой-либо правоохранительной системы. Поэтому если оступился - жди самосуда.

Особо опасные

Городом правит мэр - Хэнкок Он гуль, он может в одинаковой степени стать как другом, так и врагом персонажа. Ему нравится, когда жертвуют вещи, выбирают мирные и щедрые варианты диалога, и, что странно, когда персонаж пребывает в наркотическом состоянии или ходит голышом. Но есть вещи, которые он терпеть не может. Хэнкок не любит воровства, не терпит убийства невинных граждан и отговоров от употребления наркотиков.

Следующий персонаж - гуль Кент Конноли. Он тот, кто активирует квест. Он сидит в Доме воспоминаний в Добрососедстве. Кент транслирует популярное шоу на радио «Новости Галактики», которое называется «Серебряный плащ». Хорошо зная историю довоенного периода, он задумал возродить одну забытую легенду, чтобы навсегда покончить с преступностью в городе. И помощь персонажа как раз кстати.

Уайтчепел Чарли (Мистер Помощник) - робот-бармен-уборщик. Работает в заведении под названием «Третий рельс». Он инициатор пары заданий в Добрососедстве, одним из которых является квест «Серебряный плащ». Fallout 4 - единственная часть серии, где имеется данный персонаж.

Есть и еще несколько персонажей: Уэйн Дилэнси, Эй-Джей, Кедра, Норти, Улыбка Кэт и Синьцзынь. Это просто цели, криминальные личности, что-то вроде местной ОПГ.

Описание квеста

Если кратко, то однажды, находясь в окрестностях Добрососедства, Pip-Boy героя поймает новую радиочастоту, на которой транслируется популярное шоу «Серебряный плащ». Ведущим рубрики будет Кент Конноли, который попросит Выжившего встретиться с ним в Доме воспоминаний.

Кент расскажет, что герой его шоу на самом деле существовал раньше, и, чтобы продолжить его деятельность, необходимы некоторые из вещей борца с преступностью. Собственно, с этого и начнется миссия.

Игра Fallout 4 «Серебряный плащ»: прохождение

Итак, после разговора с радиоведущим Конноли придется отправиться в старое офисное здание Добрососедства - «Хьюбрикс Комикс». Там с манекена «Серебряного плаща» снимаются его вещи. Также на одной из разбитых витрин будет лежать фотография грозы преступного мира, а за манекеном, обойдя стенд, можно найти его пистолет-пулемет. Вроде все просто, если бы не толпа гулей, которые давно облюбовали здание.

Кент Конноли бесконечно рад, что теперь обладает предметами «Серебряного плаща». Но в тоже время объясняет, что не готов стать им, так как не обладает необходимыми для этого навыками. Поэтому просит героя сыграть эту роль. А значит, квест «Серебряный плащ» (Fallout 4) еще не окончен.

Дальнейшие действия будут связаны с искоренением преступности в Добрососедстве. Кент по своей частоте будет определять цель, которую необходимо устранить, обосновывая свой выбор списком преступлений, которые ею были совершены.

Искать долго не придется, главное, следовать маркеру на карте. Бандиты прятаться не собираются, ведь они привыкли оставаться безнаказанными. Первая цель - Уэйн Дилэнси, убивший женщину и ребенка. Вторая - Эй-Джей, наркоторговец, продающий свой товар детям. Только он будет не один, так что придется запастись патронами для двух его телохранителей. Третья бандитка, женщина по имени Кендра, уже будет знать, о своей участи, поэтому будет готова. Найти ее сразу не получится, но информацию можно получить у бармена в заведении «Третий рельс». Он сдаст убийцу, даже не задумываясь. Важно помнить, что после каждой казни необходимо на телах оставлять специальные визитки, которые выдаст Кент.

После стольких расправ «Серебряным плащом» начинает интересоваться местный мэр - Хэнкок. Но он не против его деятельности, а наоборот, собирается в своих целях воспользоваться его услугами. Поэтому дает наводку на двух рейдеров - Норти и Улыбку Кэт. С ними проблем не будет. Только нужно быть осторожнее, так как эти ребята уже давно в одиночку не гуляют.

Стоит отметить, что слава «народного мстителя» потихоньку начинает распространяться и по другим локациям игры Fallout 4. Костюм «Серебряного плаща» начинают воспринимать серьезнее, а ведь совсем недавно без смеха о нем не вспоминали. Но в этом есть и отрицательная сторона. Серьезные люди решают разобраться с ним и чтобы выманить, похищают Кента Конноли.

Чтобы продолжить квест, необходимо вернуться в «Дом воспоминаний», где Ирма, подруга Кента, расскажет о похищении. Далее, нужно настроиться на соответствующую станцию, чтобы понять, где держат радиоведущего. Из сообщения становится понятно, что за этим стоит несколько рейдеров во главе с Синьцзынем. Что ж, придется встретиться с ними.

Квест «Серебряный плащ» (Fallout 4) продолжится в окрестностях универмага «Фэллонс». Чтобы добраться до места встречи, придется проломить достаточно толстую стену из рейнджеров и супермутантов. Заложника держат в подвальном помещении, а присматривают за ним четыре надзирателя, включая Синьцзыня. Дело за малым - пустить злодеев в расход. Только может сначала поговорить? Ведь на линии огня находится Кент Конноли.

Fallout 4 «Серебряный плащ». Как спасти Кента Конноли?

Сохранение жизни радиоведущего - условие не обязательное. Но есть же те, кто захочет еще раз увидеть справедливого гуля в добром здравии? На такой случай есть два варианта. Первый заключается в правильном общении, правда, если хватит красноречия. Выбирая определенные реплики в диалоге, можно заставить врагов разбежаться в ужасе. Причем даже Синьцзынь поспешит испариться.

Второй вариант, в принципе, тоже заключается в общении. Только спугнуть банду вряд ли получится, а вот хорошенько разозлить - очень легко. Они решат сначала напасть на героя. И тогда необходимо быстро ликвидировать Синьцзыня, так как именно он угрожает Кенту, а затем спокойно разобраться с остальными.

Завершение задания

После разборок следует навестить мэра. Хэнкок с героем оценят идею Кента и попросят его бороться с преступностью дальше. Только Конноли, пережив последние события, уже не разделяет их радости. Он себе представлял все по-другому, поэтому решает устроить себе отпуск, чтобы залечить раны. Возвращаться, конечно, он не собирается, но обещает при следующей встрече прокачать герою костюм. И он действительно это сделает. Это и есть концовка миссии «Серебряный плащ». Fallout 4, кстати, еще не раз познакомит игроков с интересными и продолжительными квестами.

Организация путешествия | День 1 | День 2 | День 3 | Музейная карта Стамбула | Топкапы

Топкапы - главная достопримечательность султанского Стамбула. Это как Красная площадь в Москве, Эйфелевая башня в Париже и Колизей в Риме. Дворец Топкапы можно назвать своеобразным городом в городе, который таит огромное количество тайн: там вершились великие османские дела, оттуда Султан управлял почти половиной мира.

В первый день путешествия по Стамбулу, конечно, мы отправились в дворец Топкапы.

Как добраться до дворца Топкапы

Дворец Топкапы находится в центре исторической части Стамбула Султанахмет. Пройти мимо невозможно, но вот, на всякий случай, ссылка на карту .

История возникновения дворца Топкапы

Как известно, дворец Топкапы с 1467 года являлся резиденцией Османской правящей семьи. Территория Топкапы представляет собой огромный комплекс зданий, равный примерно половине Монако. Это своеобразный город внутри Стамбула, который создавали веками: дворы, павильоны, мечети, фонтаны, бани и бассейны. На осмотр Топкапы отводите не менее 4-х часов, потому что все это должен увидеть каждый турист. И не жалейте лишних 15 лир - обязательно зайдите в Гарем.

Дворец Топкапы начали строить при султане Мехмеде II Фатихе. Именно ему в 1453 году удалось завоевать неприступный Стамбул, вернее сказать Константинополь. Конечно, суотан сразу озаботился вопросом, где будет размещен его дворец. Обветшавший дворец византийских императоров пришелся не по вкусу Мехмеду II и он приказал построить резиденцию на третьем городском холме. Однако, султан предпочел жить в Эдирне, откуда было гораздо удобнее руководить походами и завоеваниями Европы.Да и маловат оказался дворец для широкой султанской души.

Новый дворец, или Топкапы, начали строить на мысе Сераглио в 1463 году, видимо из-за стратегически хорошего месторасположения с видом на Золотой рог и Мраморное море. Кстати, в одном из путеводителей прочитала, что на месте строительства был византийский акрополь.

Строительство Топкапы было завершено в 1467 году и султан сразу же перебрался во дворец. Однако, Топкапы вплоть до конца 16 века использовался в качестве места для официальных приемов. Женщины же оставались в старом дворце, в Эдирне.

Топкапы оставался официальной резиденцией османских султанов вплоть до 1839 года, когда султан Абдул Мержид I переехал в новый роскошный дворец Долмабахче, смотрящий на воды Босфора.

Название Топкапы - это современная версия, означающая дословно "пушечные ворота". Однако, Османы называли Топкапы Сарай Джедит-и-Амирэ или, проще говоря, Дворец Султанов.

В годы расцвета Османской империи в дворце проживало около 4 000 человек. Сейчас дворцовый комплекс - музей, состоящий из самого дворца, четырех дворов и здания гарема.

Экскурсию по дворцу Топкапы я разделю на части:

По дороге во дворец
Первый двор
Второй двор
Третий двор
Четвертый двор
Гарем

По дороге в дворец Топкапы

Дворец расположен в самом сердце Стамбула - в районе Султанахмет. Мы обогнули Святую Софию и увидели богатые ворота, через которые Султан из дворца Топкапы проходил в Святую Софию для пятничной молитвы.


Вдоль стен Топкапы расположились милые деревянные домики, которые отреставрировали и открыли в них гостиницы, рестораны и кафе. Если пойти по этой улице, то придете к Цистерне Базилика. Но нас сейчас интересует Топкапы, куда мы и целенаправленно идем.

Перед входом в ворота, обратите внимание на фонтан Ахмеда III в стиле рокко или так называемого османского барокко.


Ну вот, наконец мы оказались у входа через Высочайшие ворота (Bab-i Humayun), от которых начинается территория Топкапы. Надпись над воротами гласит, что они были построены при султане Мехмеде II, и перестраивались при Махмуде II и Абдул Азиза. По обе стороны ранее стояли казармы привратников, а над воротами была башня.

Ворота открывались с первым призывом к молитве и закрывались с последним. И только иностранные послы и визири имели право въезжать через эти ворота верхом на лошади. У нас лошадей не было, да и на визирей слабо тянем, поэтому чапаем пешком... и вот, пару шагов и мечта идиота сбывается - МЫ В ТОПКАПЫ!


Первый двор дворца Топкапы

Первый двор дворца Топкапи раскинулся между высочайшими воротами и Воротами приветствия. Ранее первый двор использовался в качестве места для хранения угля, сена, дров, здесь были пекарня, монетный двор, янычарская больница и служба водоснабжения дворца. В наше время здесь касса музея Топкапы.

Кстати, о стоимости посещения дворца Топкапы.

Мы в кассе Топкапы купили музейную карту (Istanbul museum pass), которая действует 72 часа и стоит 72 лиры (около 35 долларов). Во-первых, она дает право прохода в музеи без очереди, а во-вторых экономит деньги (подробнее о Museum Pass).

Можно купить отдельно билет на посещение Топкапы (25 лир) и на вход в Гарем (15 лир). Повезет или нет с отсутствием очереди сложно сказать, поэтому я рекомендую купить билет онлайн - https://www.muze.gov.tr/buy_e_ticket

Если вес же решите покупать билеты в Топкапы на месте, то не забудьте, что билеты в Гарем продаются непосредственно около входа в него.

Главная достопримечательность первого двора - древнейшая церковь Стамбула Святой Ирины. Более того, ее считают одним их старейших христианских строений во всем мире. Несмотря на то, что церковь расположена внутри стен дворца, она никогда не была переделана в мечеть. Странно это, конечно, потому что турки всегда были большими любителями все замазать, настроить минаретов и превратить христианскую церковь в мечеть.


Со временем янычары устроили в церкви хранилище оружия, может, поэтому сейчас здесь музей оружия. А благодаря прекрасной акустике, время от времени в Святой Ирине проводят концерты и различные выставки.

Итак, мы наконец подошли к кассам, которые расположились перед входом во второй двор, перед воротами Приветствия. Эти ворота вы наверняка видели в рекламных буклетах. Приветственные ворота являются центральными в дворце, поддерживаемые восьмиугольными башнями и стрельчатыми окнами. Эти башни надстроил султан Сулейман I Великолепный. Никто, кроме султана, не имел права проезжать через ворота верхом.


Второй двор дворца Топкапы (Дипломатический)


Примечателен фонтан, расположенный во Втором дворе. Его называют фонтаном палача, потому что они мыли в нем руки после казни. Кстати, головы казненных выставлялись в этом дворе.

От Ворот приветствия ведут 6 дорожек (справа налево):

1. Дорожка, ведущая к султанской конюшне

В конюшне обычно содержалось около 30 породистых лошадей. Мы не дошли до конюшни, поэтому не увидели комнаты главного конюха, где сейчас выставлена драгоценная упряжь царской семьи.

2. К гарему

О гареме можно говорить бесконечно...поэтому, расскажу я о нем в отдельном отчете .

3. К залу заседаний Тайного совета

Совет обычно собирался по вторникам сразу после окончания утренней молитвы. Вельможи были одеты в нарядные одеяния и двор превращался в важную политическую площадку. Здание Дивана было построено при Сулеймане Великолепном и состояло из нескольких сообщающихся между собой комнат: палата Совета, кабинета для составления судебных документов и кабинета великого визиря.

Может Совет и был тайным, но только не для султана. В комнате было специальное решетчатое окно, за которым прятался султан и подслушивал, о чем говорят его подданные. Да и территория отлично просматривалась с башни, которая возвышалась над Диваном.


К Дивану примыкает Оружейная палата (бывшая сокровищница). Из покон веков здесь хранилась государственная казна и личное имущество султана. Сюда же свозили все щедрые подарки, которые султан получал со всех уголков мира.

4. К воротам счастья (к Третьему двору)

Ворота белых евнухов или Ворота счастья ведут к Третьему двору Топкапы.

5 и 6. К дворцовой кухне (сейчас там выставка посуды)

Во дворце Топкапы было три кухни. В главной дворцовой кухне отряд поваров (от 800 до 1 000) ежедневно готовили на 4 000 человек. В соседнем здании располагалась кондитерская (хелвахане), ведь османы были знатными сладкоежками. Ну и отдельное помещение занимала кухня, где готовились блюда для султанской семьи.

В настоящее время в десяти комнатах кухни расположилась самая крупная выставка китайского и японского фарфора после пекинской и дрезденской.

Третий двор Топкапы (Эндерун)

Эндерун в переводе означает "внутренний". Здесь располагались покои султана, где он занимался повседневными делами, вдали от гарема. В домах, окружавших двор, жили пажи, которых с детства специально воспитывали для службы султану. Эти мальчики имели шанс продвинуться по карьерной лестнице до должности хас одалы ага или даже до самого визиря. 40 пажей делились на несколько категорий:

Хас одалы ага - пажи, которым доверяли охранять мощи пророка Мухаммеда

Хазине ага - охраняли казну

Сеферли ага - отвечали за купание султана

Килерли ага - отвечали за питание султана

Третий двор встречает гостей залом аудиенций. Султан, восседая на троне с подушками, принимал здесь великого визиря и важных иностранных послов. А чтобы никто не мог подслушать разговоры, около входа установили журчащий фонтан.

Следующее великолепное здание дворца Топкапы - библиотека султана Ахмеда III.


Прекрасное здание с большим количеством окон располагали султана на чтение. По-моему, отлично так, развалиться на диванах.

Перед входом в библиотеку расположен шикарный фонтан.

В восточной части Третьего двора работает выставка одежды в здании школы пажей. Здесь можно увидеть халаты султанов, которые сшиты из дорогущих тканей и щедро украшены самыми дорогими камнями. Халаты в Стамбуле шились из специальной ткани, которую производили в Бурсе, и они были двух видов. Повседневные халаты выглядели несколько скромнее парадных, которые украшались драгоценностями и мехами.

После смерти султана его одежду аккуратно складывали в сокровищницу и каждую весну проветривали.

Жемчужина Третьего двора - это сокровищница. Представьте, в сокровищнице нет копий, все экспонаты подлинные, хотя в это и сложно поверить. Фотосъемка в сокровищнице запрещена, поэтому верьте на слово - там круто! Вы можете представить себе трон, расшитый 25 000 жемчужин? А знаменитый бриллиант 20 карат? Кстати, он пятый в мире по величине. Кроме всего прочего, в одном из залов можно увидеть картины с изображением султанов. В основном это копии европейских картин, ведь ислам запрещал изображение человеческого лица.


Еще один необычный комплекс комнат представляет собой залы, где хранятся священные реликвии. Основа коллекции была привезена в 16 веке после завоевания османами Египта султаном Селимом I.


Фотографировать в этих залах нельзя, за чем следят бдительные охранники. Но я сделала несколько фото, ведь эти залы считаются одними из лучших в Топкапы.


Что же за священные реликвии, спросите вы? В залах дворца выставлены персональные реликвии пророка Мухаммеда и реликвии других пророков, халифов и масульманских святых. Например, одной мз гордостью коллекции является персональная мантия пророка Мухаммеда, которая попала в руки Селима I. Возраст святой мантии составляет около 1 400 лет и его бережно хранят с 16 века в золотом ковчеге, выставленном на серебряном пьедестале. Ежегодно в 15-й день Рамадана Священную мантию навещал султан, визири и обитательницы гарема.

Принято считать, что у пророка Мухаммеда было 9 мечей, 2 из которых сейчас хранятся в музее Топкапы. Кроме того, в Топкапы вы увидите письмо на кожаном лоскутке, написанное самим пророком, его печать, знамя, отпечаток ноги и даже зуб, бороду и усы.

Из ценных вещей, принадлежащих другим видным деятелям масульман сохранились мечи, рукописные Кораны и различные реликвии из Каабы. Нам повезло, и в момент осмотра реликвий в помещениях раздавался живой звук, кто-то читал Коран. Это одновременно завораживающее и пугающее ощущение.

Четвертый двор дворца Топкапы.

Поднявшись по лестнице, мы увидели Диван-мечеть.


Далее расположен Дворец Меджида, являющийся самой поздней постройкой в Топкапы. Это своеобразный прощальный подарок Абдул Меджида I, который он сделал Топкапы незадолго до переезда в новый султанский дворец Долмабахче. Дворец совсем не типичен для османов, он больше напоминает европейские дворцы. Это не удивительно, ведь европейская культура оказывала значительное влияние на вкусы османских султанов. Смотрите сами, этот дворец кардинально отличается от всего остального в Топкапы.


Важным зданием для султанской семьи являлась палата главного лекаря. Здесь раньше располагалась аптека, где готовили всякие "зелья" для султанского двора. Думаю, что яды, чтобы травить друг друга женщины добывали тоже здесь.


Лестница ведет к единственному деревянному зданию Топкапы - Диван-дворец или Павильону с террасой. Изначально эти помещения служили местом отдыха, а позднее превратились в покои для гостей.


Аудиогид и схема дворца Топкапы

Думаю, что многие со мной согласятся - ходить по музеям гораздо интереснее в компании русскоязычного аудиогида. К счастью, в Топкапы этот самый аудиогид есть.

Покупаете билет, заходите внутрь и видите небольшой киоск, где за залог и 15 лир (около 7 долларов) дают в аренду аудиогид. Залогом может быть 50 евро или паспорт.

Здесь дают русский аудиогид в Топкапы

Вместе с аудиогидом нам вручили схему дворца Топкапы.

Скачать схему-план дворца Топкапы

1. Кассы музея Топкапы и Сокровищницы
2. Первый двор, двор Войска, двор Янычар, Алай Мейданы (Alay Meydan?)
3. Церковь Св.Ирины (Aya Irini Kilisesi)
4. Вход в Монетный двор Дарпхане (Darphane-i Amire) и Археологический музей (Arkeoloji M?zesi)
5. Ворота Приветствия Баб-юс Селям (Bab-?s Selam)
6. Второй двор, двор Дивана, Диван Мейданы (Divan Meydan?)
7. Выставка дворцовых экипажей
8. Выставка китайского фарфора
9. Выставка европейского фарфора
10. Кухонный дворец Сарай Мутфаклары (Saray Mutfaklar?)
11. Выставка турецкого фарфора
12. Ворота Счастья, ворота Блаженства, Баб-юс Саадет (Bab-? Saadet)
13. Выставка оружия (Silah Seksiyonu Sergi Salonu), здание Внешней казны Дыш Хазине (DИ Hazine)
14. Зал Дивана Диван-ы Хумайюн (Divan-? H?ayun)
15. Вход в Гарем, ворота Араба Капы (Araba Kap?)
16. Гарем дворца Топкапы (Harem Torkap?)
17. Двор матери султана Валиде Султан
18. Покои матери султана Валиде Султан
19. Салон Мурада III (III. Murat KИk?)
20. Покои Ахмеда III (III. Ahmet KИk?)
21. Двор фавориток Гёзделер (G?zdeler Meydan?)
22. Тронный зал, зал Аудиенций (Arz Odas?)
23. Библиотека Ахмеда III (III. Ahmet K?t?phanesi)
24. Дворцовая библиотека Топкапы (Topkap? K?t?phanesi)
25. Третий двор Эндерун (Enderun)
26. Сокровищница Хазине Кошугу (Hazine Ko?u?u)
27. Галерея портретов султанов
28. Выставка часов
29. Павильон Священной мантии и святых реликвий (Hirka-? ?erif)
30. Летний дворец Абдул-Меджида, павильон Меджидийе (Mecidiye Saray?), ресторан Konyalt?
31. Домик главного лекаря
32. Павильон Разговлений, беседка Ифтарийе (Iftarye)
33. Ереванский павильон, летний дворец Реван (Revan KИk?)
34. Багдадский павильон, летний дворец Багдат (Ba?dat KИk?)
35. Диванный павильон (Sofa KИk?), фонтан и терраса Султана (Sofa-i H?mayun)
36. Зал обрезания Сюннет Одасы (S?nnet Odas?)

В христианстве есть множество реликвий, связанных с Иисусом: гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту, обломки самого креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», плащаница (погребальный саван), наконечник копья, которым проткнул бок Христа римский легионер, терновый венец... Мусульманские святыни, связанные с именем Мухаммеда, - это в основном оружие. И самая важная из них - меч Зульфикар.

Христианские реликвии, связанные с Иисусом, относятся главным образом не к жизни, а к смерти Спасителя: крест и гвозди - орудия казни; издевательская дощечка, которую прибили над головой казненного; саван, в который его завернули. Даже наконечник копья - не оружие Иисуса, а свидетельство окончания земной жизни Сына Божия. Путь ранних христиан зачастую заключался в том, чтобы пострадать во имя Христа и принять мученическую смерть с надеждой затем войти в Царство Небесное. Главная цель мусульман была совсем другой - победить во имя Аллаха.

Священный арсенал

Даже смерть мусульманина была другой - смерть шахида, смерть в бою. Неудивительно, что и реликвии основателя ислама несколько отличались от христианских. Ведь Мухаммед был не только проповедником и пророком. Ему пришлось отстаивать свою веру и приобщать к ней соотечественников далеко не мирным путем. Реалии VII века были таковы, что за веру приходилось биться насмерть. И Мухаммед был воином. А главное достояние каждого воина - его оружие.

Так что вполне логично, что от пророка остались не гвозди и щепки, а его мечи числом девять. Большинство из них хранится в стамбульском дворце Топкапы, где находилась резиденция султанов Османской империи. Хотя, конечно, вряд ли это оружие действительно принадлежало Мухаммеду. Но мусульмане верят, что это так. В арабском языке оружие и доспехи имеют множество названий. Каждый клинок отличается от другого. И каждый меч знатного воина имел собственное имя, помимо принадлежности к какому-либо типу. Так было и с мечами Мухаммеда.

Самый ранний меч пророка - Аль-Маатур («разящий»). Он принадлежал Мухаммеду еще в те времена, когда тот не считался пророком и не общался со своим небесным наставником Аллахом. Этот меч достался ему от отца, и с ним Мухаммед отправился в изгнание из Мекки в Медину. Меч очень простой, без изысков, с длиной клинка почти в метр и с золотой рукоятью, украшенной самоцветами. Он и на самом деле очень старый - местами его изъела ржавчина.

Второй меч - Аль-Баттар (то есть «задира») - достался Мухаммеду после сражения с выступившим против него еврейским войском. На этом мече выгравированы имена девяти пророков: Давид, Соломон, Моисей, Аарон, Иисус Навин, Захария, Иоанн Креститель, Иисус Христос, Мухаммед. Именно поэтому его нередко так и называют - «Меч пророков». На клинке также есть рисунок: Давид отрубает голову Голиафу. Считается, что прежде меч принадлежал как раз Голиафу. Он такой же почти длины, как Аль-Маатур, но вдвое шире и тяжелее. На клинке начертано «Меч справедливости» и «Воздаяние».

Третий меч - Хатф («несущий смерть»), который Мухаммед тоже добыл в бою. Мусульмане верят, что Хатф был выкован самим царем Давидом после победы над Голиафом и повторяет внешне меч Аль-Баттар. Действительно, мечи похожи, но Хатф даже больше и шире Аль-Баттара.

Четвертый меч пророка, Аль-Микдам («дугообразный»), тоже длинный, но более узкий и выгнутый по центру. Некогда он принадлежал Мухаммеду, а потом перешел к его преемнику Али и его потомкам.

Пятый меч - Аль-Расуб («повергающий»), длиной 140 сантиметров, широкий и тяжелый. Его ножны украшены золотыми кругами, а лезвие у рукояти покрыто золотом.

Шестой меч Мухаммеда Аль-Адб («острый») сослужил пророку хорошую службу в битвах при Бадре и Ухуде. На нем позже последователи Мухаммеда давали клятву на верность исламу. Сегодня это единственный меч, который хранится не в . Его можно увидеть в мечети имама Хусейна в Каире.

Седьмой меч Аль-Кадиб имеет такой тонкий клинок, что больше напоминает длинный стилет или рапиру. Недаром его называли «Прутом». Это специальный меч для защиты во время странствий. Ножны этого меча сделаны не из металла, а из дубленой кожи. Долгое время он тоже находился в .

Восьмой меч - Кали (или Кулай). Его происхождение связывают с тайником близ священного колодца Замзам.

По одной версии, меч был добыт Мухаммедом в битве, по другой - он был найден в тайнике дедом пророка. Клинок покрыт волнообразным узором, а ножны украшены золотыми кругами. Как именно переводится название меча, исследователи спорят. По одному мнению, оно означает «лист из белого металла», возможно, олова. По другому - это наименование местности в или .

Однако самым священным и знаменитым, конечно же, является девятый меч - легендарный Зульфикар.

Страж ислама

Зульфикар, или Дху-аль-Факар (то есть «бороздчатый», или «имеющий позвонки»), был добыт пророком в битве при Бадре. Потом Мухаммед подарил оружие своему зятю Али, будущему праведному халифу. Меч особо чтут последователи Али и рассказывают, что этот меч помог ему одержать победу при Ухуде. Тогда он был полностью, от рукояти до острия, покрыт кровью врагов.

Некоторые мусульмане верят, что Мухаммеду вручил этот меч сам архангел Джабраил (Гавриил), когда сражение стало яростным и опасным для сторонников пророка. Тогда якобы архангел спустился с небес с оружием в руках. А Мухаммед отдал полученный клинок Али, которого считал непревзойденным воином. Именно тогда Мухаммед и произнес, что Зульфикар - ключ небес и ада. Али, который успел уже сломать девять мечей, бросился в битву. Его противником был вызывающий ужас предводитель врагов Амра ибн Абдауд, человек невероятной силы. Но Али страха не знал. И первым же ударом раскроил вражеские щит и шлем. Мухаммед тут же произнес вторую эпохальную фразу: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара!»

Меч овеян множеством легенд. По одной из них, его первым владельцем был сам Адам: когда первые люди были изгнаны из рая, Аллах снабдил Адама оружием для защиты - Зульфикаром. По другой легенде, меч обладает волшебными свойствами. Он может зависать в воздухе, может возрождаться, даже будучи сломанным в бою. Для того чтобы меч воскрес, нужно похоронить его, собрав все обломки. Отдохнув в земле и набравшись сил, обломки срастутся, и меч станет сильнее прежнего. Зульфикар мог разломиться и в том случае, если тело мусульманина оказалось не погребенным в положенный срок. Тогда его клинок вдруг начинал распадаться на две части. Но стоило только предать мертвеца земле - и меч снова «срастался». По третьей легенде, Зульфикар хранит целостность мусульманского мира. И стоит только врагам перейти границу, как меч оживает и рвется в битву.

Секретное оружие

По всей длине клинка, который хранится в музее Топкапы, идут две параллельные линии. Это символ того, что меч может разделяться надвое. Но последователи Али, в семье которого Зульфикар передавался по наследству, думают, что это все-таки другой меч. Они верят, что подлинный Зульфикар на самом деле имел два клинка, то есть состоял как бы из двух частей с пространством между ними. По легенде, такую форму Зульфикар получил после того, как Али повредил его в тяжелом бою - металл раскололся. Но расколотый меч обрел новые чудесные свойства, он стал еще более разящим.

В арабском мире некоторые мечи изготавливали с расщепом в верхней части, так что получалось действительно два клинка. Современные исследователи думают, что прорезь делалась для того, чтобы перехватывать вражеский меч и выбивать его из руки нападающего. И настоящий Зульфикар имел именно такую особенность.

Но ни волшебные свойства меча, ни особенная его форма не помогли потомкам Али добиться победы. В битве при Кербеле в 680 году последний сын Али Хусейн был убит, а все его сторонники погибли. Зульфикар оказался «в плену». Одно время он принадлежал победившей династии Омейядов, затем - в руках турецких янычар. Более того, янычары сделали этот меч своей эмблемой. Производство мечей с раздвоенным клинком поставили на поток. Все они назывались зульфи-карами. На всех клинках гравировалось изречение: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара».

Но последователи Али верили (и верят), что настоящий Зульфикар таинственно исчез и не достался врагам. И что он хранится в некоем потаенном месте и дожидается своего часа.

У входа в старинный пражский Сословный театр гостей поджидает необычный привратник. На пьедестале восседает закутанная в плащ фигура. Но это вовсе не трюки уличных артистов! Если приглядеться, то мурашки поползут по спине - под бронзовыми складками плаща никого нет...

Табличка под скульптурой поясняет: статуя изображает призрачного Командора, персонажа оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера музыкального шедевра состоялась в 1787 году именно в этом театре, причем автор лично дирижировал оркестром. В наши дни это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, стены которого лицезрели великого австрийского композитора. Ходили слухи, что Моцарт консультировался в Праге с легендарным сердцеедом Джакомо Казановой, ставшим прототипом Дона Жуана.

Знаменитая драма, завязкой которой стала дуэль распутного повесы и севильского вельможи, вдохновила не одно поколение деятелей культуры и известна нам, прежде всего, по пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость». Отец, стремясь защитить честь дочери от поругания, пал жертвой Дона Жуана, но вернулся с того света в виде надгробной статуи, чтобы отомстить убийце. Мятежный бестелесный дух Командора, активно вмешавшийся в дела смертных, стал источником вдохновения для чешского скульптора Анны Хроми, автора статуи возле Сословного театра.

Авторский замысел гораздо шире и не ограничивается духом мщения. С юности увлекавшаяся творчеством сюрреалистов, Анна Хроми разработала целую концепцию «Плащей совести». Пустоту, обрамленную плащом, она трактует, как нематериальные следы, остающиеся в нашем мире после ухода человека. Ими может быть любовь, творческое наследие, мстительность, обида... Они не существуют материально, о чем говорит пустота под плащом, но их импульсы продолжают трансформировать реальность, придавая ей формы, подобно складкам ткани поверх духовной сущности Командора.

Творческая идея была воплощена в цикле идентичных мраморных скульптур возле кафедрального собора Зальцбурга, перед Сословным театром в Праге, перед средневековой церковью Св. Северина на фрисландском острове Силт, в Королевском дворце князей Монако и около Национального археологического музея в Афинах, где в 2007 году прошла выставка работ Хроми.

Проект длился с 2005 по 2011 год и вызвал огромный интерес как у простых обывателей, так у знаменитостей. Персональные копии «Плаща» приобрели римские папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, певец Андреа Бочелли, семьи итальянских бизнесменов Ферреро и Феррагамо.

В 2010 году Хроми создала юбилейную коллекцию «Плащ для мира» со статуями, выкрашенными в геральдические цвета 200 стран мира. По идее автора под плащом оказались неуловимый национальный менталитет каждого народа и дружеские чувства, объединяющие их в человечество.

Таким образом, каждый волен наполнить содержимое плаща любыми эмоциями, что делает эту скульптуру универсальным отображением безграничной человеческой души.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: