Фидия садака. Восполнение пропущенного поста. Фидья-садака

Фидия садака (фидья) – особый вид милостыни, которая выплачивается в качестве искупления за пропущенные дни поста в месяц Рамазан по объективным причинам.

Особенно в жаркие летние дни, становится серьёзным испытанием для человеческого организма. Воздержание от приёма пищи и питья, зачастую, не могут себе позволить верующие, страдающие определёнными недугами. Люди без медицинского образования, не всегда могут понять, насколько их состояние здоровья позволяет соблюдать пост. В подобных ситуациях следует адекватно оценить возможности своего организма, чтобы, с одной стороны, не совершить грех, а с другой – не навредить себе.

Организм каждого человека имеет свои отличительные особенности, и поэтому каждый должен принимать решения самостоятельно. Но при этом существует перечень заболеваний, при которых человек явно не сможет поститься:

1. Болезни, предусматривающие соблюдение строгой диеты

Например, при сахарном диабете, заболеваниях кишечника, гастрите, язве желудка и т.д. Воздержание от приёма пищи у людей, страдающих подобным недугом, может вызвать ухудшение состояния здоровья или нарушение процесса выздоровления. По этой причине данная категория верующих освобождается от поста.

2. Болезни почек

Отсутствие регулярного притока влаги в организм при этих недугах может негативно сказаться на состоянии здоровья. Почки, как известно, нуждаются в воде, а с её недостатком может справиться только крепкий организм.

3. Заболевания, при которых нужно регулярно принимать лекарства

Если употребление препаратов ограничено одним или двумя приёмами в день, и человек в целом чувствует себя хорошо, то ему следует поститься. Но если же пить лекарства надлежит на протяжении всего дня, то в таком случае человек от поста освобождается.

4. Резкое ухудшение состояния здоровья

Если же человек, страдающий недугом, всё же решил поститься, имея на то позитивный настрой, то не следует впадать в крайность. При резком ухудшении самочувствия во время уразы и если боли не проходят пост следует прервать.

В каких случаях платится садака фидия

Выплачивать фидия садака вправе лишь те верующие, которые страдают хроническими заболеваниями или болеют в течение долгого времени. Например, человек, страдающий от диабета всю жизнь, не может восполнить пропущенный пост, и поэтому он должен выплатить данный вид пожертвования. Если же болезнь человека носит краткосрочный характер, то ему после выздоровления необходимо восполнить пропущенные дни, и желательно это сделать до наступления следующего Рамазана.

Правом выплаты фидия садака также наделены женщины, которые регулярно рожают детей и не постятся, поскольку они постоянно либо беременны, либо . В подобной ситуации мусульманка не имеет возможности восполнить пропущенный пост и поэтому также может платить фидия.

В случае, если человек болел и скончался в месяц Рамазан, восполнение его пропущенных дней уразы ложится на плечи родных, которые также выплачивают фидия. Однако, по мнению большинства богословов, поститься за другого человека не следует, и поэтому выплата фидия – единственный возможный вариант.

Кроме того, важно помнить, что эту милостыню должны выплачивать те верующие, которые обладают нисабом, то есть прожиточным минимумом. Его размер равняется стоимости 84,8 грамма золота. Если какой-либо верующий страдает от заболевания, не позволяющего ему поститься, и при этом он не обладает минимальным нисабом, то с него полностью снимается обязанность в посте и выплате фидии.

Ра змер, получатели и срок выплаты фидия садака

Величина милостыни приблизительно равняется фитр садака и устанавливается местной религиозной организацией (духовным управлением мусульман или муфтиятом). Получателями фидии могут быть те же категории, что и при выплате садака фитр. Это нуждающиеся, бедные (факиры), сборщики и распорядители , новообращённые мусульмане, люди, освобождающие рабов, крупные должники, люди, пребывающие на пути Господа и путники. Но, в отличие от фитр садака, фидию дозволено выплачивать и нуждающимся немусульманам.

Заплатить фидия садака можно как единовременно всей суммой за месяц, так и ежедневно кормя нуждающихся.

Величина фидия садака, установленная муфтиятами России и СНГ на 2018 год :

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совета муфтиев России) – 250 рублей за один день поста;

Татарстан, Крым, Пензенская область и ряд др. регионов (ДУМ РТ, РК, ДУМПО) – 200 рублей;

Башкирия (ДУМ Башкортостана) – 180 рублей;

Казахстан (ДУМК) – приблизительно 300 тенге (размер фитр садака);

Киргизия (ДУМ Кыргызстана) – приблизительно 30 сомов (размер фитр садака).

Наиб имам мечети "Нұр Астана" Нариман Исенов рассказал о существующих правилах и запретах касательно благотворительности во время Рамазана и дал рекомендации о том, каким людям предпочтительнее давать милостыню, а также разъяснил другие обязанности верующих в священный месяц, передает корреспондент Today.kz .

- Какие правила и запреты существуют касательно благотворительности во время Рамазана?

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Благодаря милости Всевышнего Аллаха мы встречаем благословенный месяц Рамазан, который считается султаном всех месяцев. Все мы знаем, что ислам - это религия добра и милосердия. Мусульмане всегда стремятся делать добро, проявлять милосердие и сострадание ко всем окружающим людям. Ведь Всевышний Аллах обещал награду за каждое благое деяние. Пророк Мухаммад сказал: "Люди, проявляющие милость к другим, познают милость Всемилостивого Аллаха".

Поэтому в этом месяце нужно больше совершать добрых дел, давать садака (пожертвования - Прим. автора) малоимущим, оказывать помощь нуждающимся. Садақа не всегда выражается в деньгах или материальных вещах. К примеру, угостить кусочком хлеба голодного человека на улице, погладить сироту по голове, даже улыбка, подаренная человеку, считаются в нашей вере садака, то есть милосердием. Самое главное - намерение человека сделать добро, принести кому-то пользу.

Любое хорошее деяние, совершенное в священном месяце Рамазан, вознаграждается во много раз больше, поэтому именно в это время мусульмане спешат совершить больше добрых дел, чтобы заслужить довольство Аллаха

Пост является большой милостью Всевышнего и аманатом для верующих. Поэтому к аманату нужно относиться бережно, оберегать его от харама. Видов запретного очень много, не буду их перечислять, назову лишь кратко - человеческие пороки.

В одном из хадисов посланник Аллаха сказал: "Сколько есть тех, кто, соблюдая пост, не приобрел ничего, кроме голода и жажды". Это сказано о людях, которые держали пост, но не отказались от вредных привычек. Необходимо приложить все усилия, чтобы заслужить вознаграждение Всевышнего, очиститься от грехов. Ведь Ораза оздоравливает человека не только физически, но и способствует воспитанию благого нрава.


- Расскажите, пожалуйста, о существующих двух видах милостыни, которые должны раздать верующие: сада қа и закят, а также о других обязанностях верующих в этот месяц.

Да, действительно, садақа и закят являются благими деяниями для мусульман. Слово "садақа" означает чистосердечие, благонравие, праведность и любовь ко Всевышнему. Совершая садақа, мусульманин доказывает чистоту своих намерений перед Всевышним.

Закят, фитр, фидия, каффарат - это то, что причитается бедным, малоимущим людям, выдается только данной группе людей. Не следует путать это с такими добрыми делами, как прокладывание дорог и мостов, рытье колодцев, постройка мечетей и медресе, которые совершаются ради общего блага.

Нафиль (дополнительное - Прим. автора) садақа также является мустахабом - желательным действием, за которое можно получить большое вознаграждение

Во многих аятах священного Корана и хадисах посланника Аллаха сказано, что садақа является средством прощения грехов. И при этом садақа ограждает верующего от неприятностей, невзгод и бед. Однако если человек действительно нуждается в еде или одежде, то ему разрешено просить милостыню. Но является харамом - большим грехом, если просит милостыню человек, который не нуждается.

Что касается закята. Само слово "закят" означает преумножение, возрастание, очищение. С помощью закята происходит очищение имущества выплачивающего. В исламе долгом каждого взрослого мусульманина, находящегося в здравом уме, является выплата закята на имущество один раз в год.


Человек, выплачивающий закят, должен на протяжении года обладать имуществом, которое по стоимости превышает размер нисаба - в этом году 1,18 миллиона тенге.

Не выплачивается закят с имущества, которое не достигает нисаба, а также с таких необходимых предметов, как дом, одежда, средства передвижения и так далее, всего, что требуется в быту человека. Кроме того, с взятого у кого-то взаймы или взятого временно скота закят не выплачивается.

Однако отданное кому-то в долг считается собственным имуществом. С отданного в долг надежному человеку, который вернет взятое в нужный момент, закят выплачивается

Кроме того, закят выплачивается на серебряную и золотую посуду, монеты и другую различную утварь, сделанную из драгоценных металлов. На женские украшения, если их вес достигает 85 граммов, тоже выплачивается закят, и на мужские украшения из золота, несмотря на то, что мужчинам запрещается ношение золота. Также закят выплачивается на ценные бумаги, используемые в обороте, и на такие виды животных, как овцы, козы, волы, коровы и верблюды.

В священном Коране сказано: "Поистине милостыня закят выплачивается: бедным, нищим, тем, кто занимается сбором и распространением закята, тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности, для выкупа и освобождения рабов, на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними, на пути Господа, путникам. Это обязательно для вас, Господь Всезнающий и бесконечно мудр".

Закят выплачивается малоимущим людям, путникам, оставшимся без денег, людям, имеющим большие долги. Также можно выплатить закят людям, отвечающим за сбор закята. Оплата их труда устанавливается из фонда закята. Лучше всего отдавать закят своим бедным родственникам, женщинам-вдовам, людям с ограниченными возможностями, которые не в состоянии выплачивать закят.


Категорически запрещается выплачивать закят своим родителям, дедушкам, бабушкам, детям и внукам, супругам, богатому человеку. Если человек в качестве закята отдает домашнее животное, то хозяин должен делать это с намерением совершить закят и полностью передать получателю. Животное, отданное без намерения и полной передачи, не будет считаться закятом.

Скот и имущество, выделенные для закята, считаются закятом, даже если не было намерения при передаче.

Также можно собрать общую сумму и выплатить закят благотворительному фонду для раздачи нуждающимся

Садақа фитр - это милостыня разговения, которая отдается до наступления Ораза айта. Выплата садака за себя и своих детей является ваджибом (обязанность - Прим. автора) для человека, имущество и скот которого достигает серебряного нисаба - 103 тысячи тенге. Это садақа, которая наполняет сердца бедных людей радостью, выплачивается ради довольства Аллаха, для восполнения недостатков поста в месяц Рамазан.

Фитр садака происходит от слова "фитра" - "человеческая природа". Казахи называют это "жан садақасы" - "милостыня души". Размер фитр садақа измеряется двумя килограммами пшеницы или муки либо четырьмя килограммами фиников, ячменя, изюма. Фитр садақа этого года утверждена в размере 300 тенге.


Если супруга и старшие дети в состоянии оплачивать, то сами выплачивают фитр садақа. Хотя человек, выплативший эту милостыню за свою супругу и детей, также не останется без саваба (награды - Прим. автора).

Выплата фитр садақи для бедного человека необязательна. Если он все же решит выплатить, правильным будет отдать ее людям, которые находятся в более низком социальном положении.

Выплата фитр садака начинается с первого дня Рамазана и до праздничной молитвы.

Освобождается ли верующий от дачи милостыни, если у него низкий уровень доходов? К примеру, ежемесячный заработок человека составляет меньше 50 тысяч тенге.

Шариат разделяет людей по состоянию на три категории: богатый, бедный и нищий. Богатым считается человек, который имеет кроме своего необходимого имущества 1,18 миллиона тенге. Получать такому человеку садака категорически запрещается. Он выплачивает закат, фитр садақа и другие пожертвования.


Кто освобождается от поста? И что необходимо сделать человеку, если он не может держать пост или прервал его из-за хронической болезни или в силу возраста?

К сожалению, люди, страдающие хроническими заболеваниями, по состоянию здоровья не могут держать пост. Вместо этого они могут выплатить фидию садақа. Что такое фидия? В исламе это называется выплатой милостыни вместо исполнения требуемых шариатом видов поклонения. Для этого должны быть уважительные причины, указанные в шариате. Есть люди, которым сложно держать пост. Например, страдающие такими серьезными заболеваниями, как туберкулез, злокачественная опухоль, болезни сердца, астма и другие, а также люди преклонного возраста. В виде искупления они могут выплатить фидию, а также восхвалять Аллаха и просить у него прощения.


Всевышний Аллах в Коране сказал: "А тем, кто способен поститься с трудом (люди старческого возраста, а также люди с хроническими заболеваниями за каждый пропущенный день), следует в искупление накормить (два раза за один день) бедняка (или выплатив фидию)".

Фидия садака - это накормить досыта одного человека на завтрак и ужин либо отдать искупительную милостыню в средней сумме. На сегодня минимальный размер фидии утвержден в размере тысячи тенге за каждый день

Допускается высчитать фидию в размере фитр садака. Фидию за несколько дней можно отдать одному человеку или разделить между несколькими. Данная садака раздается бедным людям, малообеспеченным многодетным, людям с ограниченными возможностями, находящимся в трудной жизненной ситуации. Если человек не имеет возможности выплачивать фидию, то освобождается от этого.


Если постящийся испытывает временные трудности в связи со здоровьем, он может прервать ораза и восполнить эти дни после месяца Рамазан. Не обязательно восполнять пропущенные дни подряд. Можно разделить их на части или же восполнять непрерывно, исходя из своих возможностей, жизненной ситуации. Желательно эти дни восполнить до наступления следующего месяца Рамазан, но если не успели, можно выполнить этот долг после следующего поста Ораза.

- Спасибо за интервью!

Пусть Всевышний Аллах примет наши посты и благие деяния, совершенные в священном месяце Рамазан. Мира, добра и благополучия каждому из вас, мои дорогие братья и сестры!


Айгерим Тукушева

Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнить не соблюденный по той или иной причине пост только постом . Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что «зима - это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи - молится» . Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.

Срок восполнения поста

Необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан . Кормящие матери, конечно же, являются исключением.

Если человек не успел восполнить до наступления следующего Рамадана, то как быть? Обязательность восполнения остается на нем долгом, который следует безотлагательно погасить. Чего-то дополнительного при этом он не делает - лишь восполняет пропущенный пост постом .

Можно ли соблюдать дополнительный, желательный (сунна, нафиля) пост , не восполнив долговой обязательный? Такое канонически возможно, но восполнение долгового все-таки первостепенно .

Фидья-садака

А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .

Восполнение поста за умершего

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени .

«Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья . Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья» .

В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: «Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста» . В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима передается от ‘Аиши о том, что Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник» .

Большинство мусульманских ученых (джумхур) считает, что родственник не обязан поститься за покойного, даже если за последним остался долговой пост. Основным мнением ученых (в том числе мнением богословов шафиитского и ханафитсткого мазхабов) является то, что «за умершего пост, как и молитва-намаз, не соблюдается», лишь можно накормить нищих, передать фидью от его имени в счет погашения долгового поста. Упомянутое в хадисе «пусть за него постится родственник» они трактуют именно так. Опираются они в этом на слова Ибн ‘Аббаса о том, что «один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост». Также опираются на слова ‘Аиши, приведенные в св. х. ‘Абдур-Раззака: «Не поститесь за ваших умерших, а накормите от их имени (выплатите фидью)». Известный мухаддис имам аль-Аскаляни отмечает низкую степень достоверности обеих приведенных цитат, а слова ‘Аиши о недопустимости относит вообще к недостоверному (да‘иф джидден), то есть не имеющему на самом деле к ней отношения. К тому же слова Ибн ‘Аббаса («один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост») можно отнести как к «при жизни», так и к «после смерти». Отмечу, что переданный ‘Аишей и приведенный выше хадис из св. х. аль-Бухари (№ 1952) и Муслима является абсолютно достоверным хадисом от Пророка, недвусмысленно дозволяющим соблюдение поста от имени покойного его родным или близким. Также обращу внимание читателя на то, что в комментарии имама аль-‘Аскаляни к хадису № 1953 св. х. аль-Бухари говорится, что им (соблюдающим пост от имени покойного) может быть не только кровный родственник, но любой близкий человек.

Напомню основополагающее мнение мусульманского богословия относительно «может ли один заменить другого»: недопустимо совершать какие-либо формы физического (телесного) поклонения за другого ни при жизни, ни после смерти. Исключением являются те случаи, относительно которых имеются прямые аргументы, например достоверный хадис. Именно таковым и является рассматриваемый нами случай .

Вопросы по теме восполнения поста и выплаты фидьи-садаки

Я не держал пост до последних 3 дней Рамадана. В дни, когда не держал, безбожно курил марихуану, были на то причины. Только с последней недели Рамадана я завязал и продержал пост последние 3 дня. А после окончания я позволил себе расслабиться один день, но очень сожалею об этом.

У меня есть хороший друг, который сказал, что я могу держать пост и после Рамадана. Сейчас я уже второй день соблюдаю пост. Не курю даже сигареты. Подскажите, правильно ли я делаю? Радик.

Вам необходимо восполнить все пропущенные дни обязательного поста один к одному.

Что касается курения марихуаны и сигарет, то настоятельно советую вам прочитать мою книгу «Мужчины и Ислам». Изучите, какие качества и характеристики должны быть присущи мужчине-мусульманину.

Мы проспали сухур и намаз, к сожалению. Мама встала, когда солнце уже взошло, и попила воды, сказав, что надо закрыть рот (то есть начать пост). Потом произнесла намерение. Об этом она слышала у своей знакомой. Я прочитал всю информацию о посте на сайте нашего муфтията и вопросы-ответы на вашем сайте и пришел к выводу, что маме следует восполнить пост за этот день. Один к одному. Как правильно? Максат, Казахстан.

Ей нельзя было пить воду, если намеревалась поститься. Придется восполнить этот день.

Уважаемый Шамиль Рифатович, дело в том, что я пропустил сухур, а родители и так были не рады, что я держал пост, поэтому настояли на том, чтобы я поел завтрак. Мне 16 лет. Как искупить свою вину? Что бы вы посоветовали, чтобы впредь избежать таких ситуаций? Азамат.

Непродолжительный дневной сон поможет вам вставать ранним утром на сухур. Если пост в упомянутый день был пропущен, тогда восполните его по завершении месяца Рамадан.

Я проспал утренний прием пищи, и поэтому пост в этот день не держал, Можно ли мне восполнить этот день после окончания месяца Рамадан? Я думал, что так можно делать! Руслан.

Вам нужно восполнить этот день после окончания месяца поста. Если вы вдруг проспали утренний прием пищи, то все равно следует поститься.

Когда я в прошлом году держал уразу, то пропустил несколько дней (4–7 дней) из-за лечения. Как мне возместить, я не помню, сколько дней я пропустил. Ф.

Возместите предположительно пропущенное количество дней. Главное, чтобы в предстоящий месяц Рамадан вы не пропустили ни одного дня. Восполнение пропущенных дней не откладывайте на неопределенное «потом».

У меня несколько дней долга по посту, но времени осталось очень мало, и я подсчитала, что один день все равно останется долгом. Можно ли его восполнить после этой уразы. Будет ли считаться пост за прошлый год полноценным или нет? Молдир.

Вам следует восполнить после завершения предстоящего месяца Рамадан, и все будет считаться полноценным.

Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail.

Если человек соблюдает религиозную практику на протяжении нескольких лет, а потом бросает, в том числе не постится в Рамазан, получается, что он должен будет восполнить каждый пропущенный день 60-ю днями поста? Алибек.

Неправда. Каждый пропущенный день необходимо восполнить одним днем поста .

У меня небольшие проблемы со здоровьем по урологической части, и, так как я сам учусь на врача (студент 5 курса), решил не затягивать и заняться этим вопросом. Но проблема в том, что я в учебное время не успевал сходить сдать анализы и оставил до лета. Летом же освободился только к 1 августа .

Врач предложил мне оперативное вмешательство, однако совсем не хотелось бы пропускать более недели поста. Я решил сдать спермограмму и в зависимости от результатов решить, делать все-таки операцию сейчас или подождать до зимних каникул. Я сдал в тот день анализы на спермограмму, а насколько мне известно, это нарушает пост. Если нарушает, то как мне восполнить это? Ислам.

Восполните одним днем поста.

У меня обнаружили неизлечимое наследственное заболевание, мне необходимо быть на пожизненной специальной диете и пожизненном приеме лекарств. Лекарства следует принимать 4 раза в день. В случае отказа от них может наступить смерть или тяжелые осложнения. Я каждый год держала пост в священный месяц Рамадан и хотела бы продолжать это делать, но моя болезнь не дает мне такой возможности. Я даже не смогу возместить пост в другое время, так как, повторюсь, прием лекарств назначен пожизненно. Слышала, что человек в таком случае должен накормить бедняка за каждый пропущенный день поста.

1. Скажите, права ли я и как следует это сделать? То есть я должна ежедневно раздавать еду или могу подсчитать, сколько в среднем трачу на еду в день, и каждый день отдавать эту сумму нуждающимся людям? Или можно подсчитать, сколько трачу на еду в месяц, и в начале Рамадана отдать всю эту сумму?

2. Если я отдаю людям деньгами, а не раздаю еду, то имеет ли значение, пойдут эти деньги на еду или нет? А если они пойдут на лекарства, к примеру? К.

1. Все три варианта возможны. В третьем лучше дождаться завершения месяца Рамадан.

2. Главное - с каким намерением вы передаете эти деньги неимущему либо по иным направлениям передачи закята . То, как он или они их потратят, вас не касается.

Я - новообращенный мусульманин. Держу пост, но почувствовал боль в области печени, предположил, что это из-за моего хронического гепатита B. Врач наверняка скажет воздержаться от поста. Если прекращу поститься, то правильно ли я рассчитал фидью-садаку: каждый день надо давать 1,75 кг муки. Ее цена 15 руб. за кг. Значит 1,75х15х31(день)=813,75 - моя фидья за Рамадан. Верно ли? Для меня этот вопрос важен, так как это мой первый Рамадан и я имел искреннее намерение соблюсти пост. Leon.

Вы неверно и не точно информированы. Если вы в состоянии поститься, то восполните пост постом. А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .

У меня сахарный диабет второго типа. Если не поем вовремя, начинается гипогликемия. Как мне быть в такой ситуации? Денис.

Не поститесь и выплачиваете фидью-садаку.

Я собираюсь держать пост в Рамадан, но проблема в том, что я пью таблетки 3 раза в день во время еды (соответственно, запиваю их водой). Как мне быть? Принимать таблетки или воздержаться от поста, а когда закончу курс лечения, поститься? Орхан.

Если данный курс лечения крайне необходим для вас с точки зрения поддержания здоровья и жизни, тогда вам нужно его завершить, а пропущенные дни поста восполнить после месяца Рамадан один к одному.

Я читаю намаз с 26 лет, держу уразу с 27 лет. Мой друг, читающий намаз, сказал, что у меня есть долг за намаз 13 лет (с 13 до 26 лет) и за уразу - 14 лет (с 13 до 27 лет). Прав ли он? Жомарт.

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, тогда все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить, начиная с периода полового созревания.

В этом году я постилась только первую неделю Рамадана. Потом пришлось прервать пост из-за насморка, который до сих пор продолжается.

Будет ли мне такой же саваб за пост в восполняемый день, как и за день поста в месяц Рамадан? Дина.

Вам в любом случае нужно восполнить пропущенные дни поста, и это - обязанность пред Богом, а то, насколько будет вознаграждаемо, одному Всевышнему ведомо. Насморк я все-таки не отнес бы к тяжелым заболеваниям, из-за которых нужно прерывать пост.

Здесь полезно напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» .

Возможные исключения перечислены в моем материале «Пост женщины».

См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 3. С. 263.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если человек восполняет пропущенный обязательный пост, то ему выбирать: либо в разбивку, либо подряд [все пропущенные дни один за другим]». См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 248, хадис № 1690.

По этому поводу есть несколько хадисов. Степень достоверности у них не высокая, но в общей массе они имеют вес, дают основание именно для такого богословского заключения, а потому большинство ученых (джумхур) были согласны с возможностью выбора в данном вопросе. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 248; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 236.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1735; аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 47.

Следует упомянуть о наличии авторитетного мнения, что если человек просрочил восполнение пропущенного до наступления очередного месяца обязательного поста, то он постится в наступивший Рамадан, а после восполняет ранее пропущенное, дополнительно кормя при этом по одному бедняку за каждый день (фидья). Замечу, что достоверных хадисов на этот счет нет. В богословской литературе это упоминается как мнение нескольких сподвижников. Большинство мусульманских богословов (в том числе богословы-шафииты) говорят о необходимости этого. Часть ученых, среди которых богословы ханафитского мазхаба и имам аль-Бухари, не соглашались с этим, говоря, что достаточно поста, а относительно чего-то большего соответствующих аргументов нет. Так же считал и имам аш-Шавкяни. Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237–239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1735, 1746; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 41.

О том, в какие дни помимо месяца Рамадан предпочтительно, желательно соблюдать пост, читайте в соответствующем материале.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1746.

Можно перевести это в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1700.

См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 236, хадис № 717; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, хадис № 1693; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, хадис № 2034.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9038, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 580, хадис № 1952; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 251, хадис № 1696; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 4. С. 1408, хадис № 2033.

Подробнее обо всем этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 241–243, хадисы № 1952, 1953 и комментарии к ним; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 250–253, хадис № 1696 и комментарии к нему; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, 1409, хадисы № 2033–2035 и комментарии к ним.

Отмечу, что касательно молитвы-намаза мнение ученых едино, то есть разногласия отсутствуют относительно того, что один не может совершать намазы за другого ни при жизни того, ни после смерти. Ныне здравствующие не совершают долговые обязательные молитвы-намазы за покойных. См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 60.

Подробнее об этом читайте в моем материале «60 дней или нет? Преднамеренное нарушение поста».

Фидью можно передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях см. в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

«…Те же, кто не сможет восполнить пост [именно постом] в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка [из среднего, обычного, чем кормят семью]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого…» (см.: Св. Коран, 2:184). Также см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

«…Из среднего [обычного], чем вы кормите семью» (см.: Св. Коран, 5:89). Подробнее о том, чем может измеряться фидья, и о том, что Сунной размер ее не определен и не ограничен каким-то продуктом питания, см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 247; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 244; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1408.

Можно перевести это (среднесуточные расходы на питание) в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях смотрите в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

Неофит - новый приверженец какой-нибудь религии.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.

Новости из мусульманских республик

04.07.2015

В казанской мечети «Тынычлык» состоялось заседание Совета Улемов ДУМ РТ, посвященное предстоящему месяцу Рамадан. На заседании приняли участие члены Совета Улемов, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и главный казый республики Джалиль хазрат Фазлыев.

На основании решения Совета Улемов время начала священного месяца Рамадан в 2015 году приходится на 18 июня, а таравих-намаз в 20 ракаатов в мечетях республики начнут читать 17 июня.

Для выплаты закята Советом Улемов был установлен размер нисаба - 170 000 рублей (по золоту 85 граммов) и 18000 рублей (по серебру 592 граммов), размер садака-фитр (закят аль-фитр - милостыни разговения) - при расчете на ячмень 100 руб., а по изюму 500 руб. В качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой день установлена фидия - за каждый пропущенный день в размере 200 рублей. Выбор размера садака остается за плательщиком.

Также была утверждена дата празднования в 2015 году Ураза-байрама, который приходится на 17 июля.

_________________________________

«Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Поэтому Ид (праздник) после поста месяца Рамадан называется Ид-уль-Фитр, так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой садакат-уль-фитр.

Передается хазратом Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сделал милостыню Фитр обязательной в качестве очищения постов от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных (Абу Дауд). Поэтому раздать садакат-уль-фитр для очищения поста является ваджиб. Другой целью раздачи садакат-уль-фитр в этот счастливый день является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли возрадоваться вместе с обладающими достатком.

В хадисе Тирмизи передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке: «Внимание, милостыня фитр — ваджиб для каждого мусульманина, мужчины или женщины, свободного или раба, молодого или старого — два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур».

Раздать определенное количество денег, ячменя, фиников и т.д. в день Ид-уль-Фитр является ваджиб. Такая раздача милостыни в этот знаменательный день называется садакат-уль-фитр. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал раздавать садакат-уль-фитр в тот же год (2-ой год после хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц Рамадан. Причинами для раздачи садакат-уль-фитр являются следующие:

1. Раздача садакат-уль-фитр для принятия поста.
2. Благодарность Аллаху Та"аля за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в Рамадан.
3. Очищение поста и получение всех благ от поста.
4. Празднование завершения поста.
5. Демонстрация величия дня Ид.
6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр — это обязательная милостыня, которую необходимо уплатить в Ид-уль-Фитр. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Ид.

Правила садакат-уль-фитр

Садакат-уль-фитр (или фитра) — ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, - которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята.

Фитра становится ваджиб с рассветом дня Фитр. Поэтому, если кто-то умрет до рассвета дня Ид, фитра не будет выплачиваться из его наследства, так как фитра не будет ваджиб для него.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если ребенок родился после рассвета (в день Ид), фитра за него не является ваджиб.
Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей, т.е. тех, которые не достигли половой зрелости.
Не является обязательным для мужа платить фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.
Если у несовершеннолетнего имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Ид). Однако если она не была роздана в день Ид или ранее, обязательство сохраняется и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца Рамадан. Фитру можно раздать даже до Рамадана. Садакат-уль-фитр — ваджиб для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т.е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как на раздачу бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Хадис Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) иллюстрирует важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Аллахом Та"аля только тогда, когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Примечание

Размер садакат-уль-фитра (закят уль-фитра) составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки, или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении - примерно, сто рублей на наши деньги, но пусть каждый в своей местности уточнит цену на эти продукты, и по ним выплачивает).

В 2015 году, размеры обязательной милостыни садакат-уль-фитр составляют:

100 рублей для людей со скромным достатком (минимум столько же и фидия-садака);
- 300 рублей для людей со средним достатком;
- от 500 рублей для состоятельных мусульман.

По решению ДУМКБР, минимальный размер садакат-уль-фитр (по республике) составляет 50 рублей (уточняйте у своего муфтията). И Фидия-садака (кто по старости или по хронической болезни не держал пост), также минимум 50 рублей.

Как сказано в книге «Энциклопедия норм и правил Ислама», намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака. Также, нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким и дальним родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Да смилуется над нами Всевышний Аллах, даст дожить до конца Рамадана, примет наши поклонения, и сделает из числа тех, кто получит книгу своих деяний с правой стороны, и увидит Аллаха в Раю. Аллахумма аамиинь. Уассалам



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: