Интервью о своей жизни. «Надо жить». Васильев Михаил. Интервью с мамой

Ирину Муравьеву все считают очень великой актрисой. Она снялась в целой куче великих и популярных фильмов. Ее ценят и уважают все, до сих пор актрису приглашают сниматься в новых фильмах, но она уже соглашается не всегда. Как сама актриса выразилась, «я уже не такая, как раньше, годы идут и свое они берут»

В начале ноября у Ирины состоялась довольно приятная беседа с журналистами. Журналисты были с многих телеканалов и из различных интернет-журналов. Ирина рассказывала им о своей жизни. Жизнь актриса прожила тихую и спокойную, был только один муж. Никогда не было любовников, хотя молодые люди за ней практически толпами бегали.

Детство актрисы было неплохим, только жили как по уставу. Но на это она не жалуется, а наоборот считает правильным. Папа ее был военным, с самого детства приучал к строгой дисциплине. Эту дисциплину до сих пор сохранила и в своей семье.

В семейной жизни все спокойно и уютно, а в актерской жизни приключений известной актрисе хватало всегда. Ирина рассказывала, что мало было случаев, чтобы она не попала в какие-нибудь приключения, вечно что-то загадочное случалось.

Ирина много рассказывала про своего мужа, которого она очень любила. Почти сорок лет они прожили вместе и прожили бы еще немало, если бы не случилось несчастье. В 2014 году у мужа Ирины приключился инсульт, после которого он совсем недолго прожил. Ирина долго переживала потерю мужа, но жизнь продолжается и ей пришлось смириться с этой потерей и жить дальше.

На протяжении всей беседы с журналистами Ирина улыбалась и смеялась. Но были и моменты, когда на ее глазах появлялись слезы, когда она вспоминала про мужа. Это еще раз доказывает то, насколько сильно она его любила и продолжает любить, даже несмотря на то, что его уже нет.

Она может сыграть Медею и леди Макбет, и, наверное, это еще впереди. Героини Виктории Исаковой проживают не жизни, а судьбы, и за все платят по самому суровому счету - таким женщинам скидки не полагаются. Ее новая роль в фильме "Жги!", который вышел на экраны 7 декабря, - из того же ряда.

Профессиональная история Виктории Исаковой складывалась непросто. Жизнь долго вглядывалась в актрису, выдавая авансы и кредиты, но с карт-бланшем не торопилась. Так опытный ювелир внимательно рассматривает камень - достоин ли тот стать драгоценностью? Потом начинается кропотливая огранка, и еще не факт, что камень не разлетится на мелкие осколки, не обманет ювелира. У всего настоящего должна быть внутренняя прочность.

Знаменитой Исакову сделала "Оттепель", сериал появился в декабре 2013-го, к этому времени в ее фильмографии было почти 40 ролей и ей исполнилось 36 лет. На сцене она уже успела сыграть в легендарной (почти музейной к 2000 году) "Чайке" Олега Ефремова в МХТ им. Чехова, успела пережить в этом театре свою личную актерскую катастрофу, сумела найти новую себя. И скоро театральная Москва заговорила о ее Панночке в "Вие", об "Откровенных полароидных снимках", о "Бесприданнице". Все - на сцене Театра имени Пушкина, куда она ушла вслед за Романом Козаком, своим педагогом в Школе-студии МХАТ, и где познакомилась с Кириллом Серебренниковым, ставшим ее профессиональным соратником в будущем.

В том же 2013-м почти одновременно с "Оттепелью" вышел фильм "Зеркала", но эффектная красавица 60-х Инга Хрусталева отодвинула героиню "Зеркал" на второй план. Получилось несправедливо. Ведь героиня эта - Марина Цветаева, и сыграла ее Исакова так, что любые эпитеты в оценке ее работы будут недостаточными, да и какой мерой можно измерить чувство абсолютной художественной правды? 2017 год - юбилейный, цветаевский, и хотя Марина Ивановна памятники на дух не переносила - ни в слове, ни в бронзе, но именно этот фильм стал настоящей, искренней и живой данью ее памяти.

Эпохи, в которых живут героини Исаковой, сменяют одна другую, актриса путешествует по временам, как по странам. Этой осенью она - Донна Анна и Лаура ("Маленькие трагедии") и Вера ("Светлый путь. 19.17") - в театре, Инесса Арманд ("Демон революции") и наша современница Star ("Жги!") - в кино.

Виктория, в каком времени вам самой интереснее всего?

Самое интересное и самое болевое — 20-30-е годы прошлого века. Когда я играла Марину Цветаеву, почувствовала это время как свое. Там шел такой яростный художественный спор с миром, противостояние с властью. Мне кажется, это всегда было и всегда будет — художник выламывается из любых рамок. Своим талантом он стремится к высокому обобщению, ему открывается истина в конце концов. Сегодня таких истовых людей мало, или мы просто не видим их из-за близости происходящего? И надо прожить еще лет 50 и оглянуться? Не знаю… В искусстве идет яркая и бурная жизнь, а мало кто поднимается на высокий художественный уровень, преодолевает публицистику. Вот Кирилл Серебренников поднимается. Безусловно.

Его последняя работа, "Маленькие трагедии" в "Гоголь-центре", где у вас сразу две центральные роли, стала самым большим театральным событием сезона. Мы так часто говорим "Пушкин — наше все", что эти слова уже ничего не значат. А ведь оказалось — так и есть. Пушкин — современник, и написанное им — о нас. Вы часто работаете с Серебренниковым. Это ваш режиссер?

Да, и я абсолютно его актриса. Я ему бесконечно доверяю. Ну, это очевидно, иначе я бы не стремилась попасть в любую его работу. Может быть, он сам и ушел бы от меня с легкостью, но я всегда его догоняю. (Улыбается.) В дуэте с ним, в соединении с ним я получаю что-то гораздо большее для себя — не только как актриса, но и как человек. Он открывает мне саму себя, еще неведомую. А "Маленькие трагедии" — это и для него новая и этапная работа, по режиссуре безупречная. В соединении с пушкинской энергией это дает ошеломительный результат, они просто попали друг в друга.

Что Серебренников в вас открыл? Или для вас?

Первая наша работа — "Откровенные полароидные снимки" в начале нулевых. Я впервые тогда поняла, что такое власть актера. На сцене ты можешь управлять эмоциями и энергией многих людей. Они пришли в театр, они разные, но в твоей власти, чтобы на время, отпущенное спектаклю, они стали одним целым. Серебренников именно тот мастер, которому удается создавать такие энергетические поля, управлять ими. Я просто физически чувствую какой-то невероятный поток, идущий из зрительного зала.

В самом начале карьеры вы работали с Олегом Ефремовым, вашим мастером в Школе-студии МХАТ. Именно он, решив омолодить изрядно постаревший состав "Чайки", предложил вам роль Нины Заречной. Был успех, а потом, когда Ефремова не стало, вы были вынуждены уйти из Художественного театра. Вам предложили уволиться без объяснения причин.

Да, тяжелый был для меня период. Но не думаю, что сегодня стоит говорить об этом… Нынешней осенью я вернулась на эту прекрасную сцену, поддавшись напору и энергии молодого и дико талантливого режиссера Саши Молочникова, стало интересно — смогу ли и я прорваться во что-то новое, юное? Теперь в Художественном театре идет спектакль "Светлый путь. 19.17" с моим участием.

МХТ, как и Большой театр, обладает определенным свойством мучить воспоминаниями тех, кто ушел не по своей воле. У вас были фантомные боли?

Были. Но, к удаче моей актерской, я сразу попала в хорошие руки — к режиссеру Роману Козаку, который возглавил в то же время Театр имени Пушкина. Это было счастье, а могла просто оказаться на улице. Но идея-фикс еще долго не отпускала: вот придет время - и я вам всем покажу! (Смеется.) А потом это чувство исчезло. Абсолютно. Когда почувствовала себя уверенно, когда пришли спокойствие, свобода и востребованность, прошедшее стало казаться такой нелепостью!

То, что не убивает, делает нас сильнее?

Да, и те, кто нас отвергает, становятся в результате нашими учителями. Так, из успешной девочки, у которой все мило и хорошо и которая вдруг жестко отвергнута, я превратилась во взрослого человека, спровоцированного на активные и нужные, как показало время, действия.

А вы, вероятно, всегда были хорошей девочкой?

Да, я была очень хорошей девочкой. А они постоянно ждут одобрения, они всем хотят нравиться. (Смеется.)

Сегодня это уже не так? Вы свободны от стороннего мнения?

Скажем так — я меньше в нем нуждаюсь. Но нуждаюсь все равно. Скрываю это ужасно и всегда говорю, что мне безразлично, кто и как на меня реагирует, но это неправда. Если в театре или на съемочной площадке я не чувствую, что меня любят, я не могу существовать. А если чувствую, что только я и никто другой, что я необходима, то у меня реально вырастают крылья.

Важно ли вам, чтобы в тех сценариях и пьесах, где вы играете, была любовь?

Да. Я вообще "про любовь". Только там и раскрываюсь, где она есть. Такая-сякая, счастливая-несчастливая, кривая-косая. Любая.

А Инесса Арманд, которую вы сыграли в "Демоне революции", любила Ленина?

Любила, конечно. Как идею. Она же была не обычной женщиной и любила не обык-новенного мужчину. А идею, заключенную в конкретном и исключительном для нее че-ловеке.

И она занималась сексом с идеей?

А почему нет? Можно заниматься сексом с идеей. Правда. (Смеется.) Я думаю, у Ленина была невероятная харизма, он умел властвовать людьми, их мыслями, судьбами. А это такая энергия, уверенность, свобода! Это очень заманчиво, очень привлекательно.

В фильме "Жги!" вы играете девушку по имени Star, она осуждена и прибывает в колонию, где происходит ее встреча с героиней Инги Оболдиной, судьбоносная для них обеих. Не будем в преддверии премьеры раскрывать детали, но, как по-вашему, там тоже про любовь?

Там очень явная любовь. Она не сексуального характера, но это любовь. Эти два человека — пара, они друг в друге как в зеркале отражаются.

Ваша героиня вызывает сочувствие, но она совершила преступление и платит за это. Есть закон, по которому человека карает его предыдущая жизнь?

Я уверена в этом. Любой человек ответит за зло.

Это ваш личный опыт говорит?

Все в жизни исходит из опыта. У меня есть правда, принадлежащая лично мне. Как я веду себя с близкими и неблизкими, как общаюсь, как проживаю свою жизнь. Не могу сказать, что я очень хороший человек, но, наверное, совершенных людей и не существует. Одно могу сказать точно: я человек чести. Мы с вами не говорим сейчас о "не убий", "не укради". Это для меня очевидные вещи. Но в актерской жизни есть много сложнейших переживаний, с которыми люди мучительно живут. И чувство собственного достоинства, порядочность — единственная своего рода охранная грамота от этого.

Актерская профессия — это такая огромная провокация человека.

А этот страшный момент, когда актер вдруг становится знаменит? К счастью для меня, я стала узнаваема довольно поздно. Уже была взрослым человеком, сформировавшимся, пережившим и мучения, и радости, и равнодушие… И в тот момент, когда я впервые услышала на улице: "Ой! Это вы! Здравствуйте!" — я засмеялась: "Ну, классно". Я избежала испытания, которое случается с другими в молодости и ломает страшно. Мало кому удается по-настоящему справиться.

Вы верно говорите, но все же достоинство, порядочность, честь не приобретаются с опытом. С опытом они могут развиться, но закладывается это только в детстве, в семье.

Вы думаете? Наверное. Мне, конечно, очень много дали в детстве, безусловно. Воспитание было строгое. Папа жестко с нами, детьми, обходился. Можно-нельзя, это не обсуждалось. Я родилась на юге, в Да-гестане, и там это было абсолютно естественно. В Москву мы переехали, когда мне было 11 лет, но семейный уклад не поменялся. Я выросла, неожиданно для себя и для всех оказалась в театральном институте, моя жизнь двинулась в своем направлении.

А какая мама у вас?

Мама фантастическая, любящая, и чем дальше, тем больше я понимаю, что более любящего и полного света человека я не встречала. Моя мама — эталон любви. И мама, и папа. Ведь все, что он делал, тоже диктовала его любовь к нам, стремление защитить.

Ваши детские "можно-нельзя" повлияли на профессию? Вы одна из немногих актрис, кто категорически не раздевается на экране и не участвует в постельных сценах.

А мне их постоянно предлагают. (Смеется.) И даже где-то я раздевалась очень осторожно. Но это, конечно, такая странная штука… Невозможно расслабиться и просто сыграть сцену, будучи обнаженной. У нас с Кириллом Серебренниковым была одна история… Единственная, пожалуй, когда я поняла, что не смогу сделать то, что он предлагает. Он снимал фильм "Измена", позвал на роль и сказал, что надо будет совершенно раздеться. Я дала сценарий мужу (Юрий Мороз, кинорежиссер. — Ред.) и говорю: "Читай, только сразу не ругайся, в обморок не падай, там героиня абсолютно голая". А он в жизни никогда не ругается и поддерживает меня в любых начинаниях. Юра прочел и говорит: "Вик, если тебе нравится роль, то почему бы нет? Тело — это тоже инструмент, с помощью которого ты достигаешь того или иного художественного результата". Это верно, я понимаю, но все равно такие роли играть не могу. В театре, в спектакле "Братья" в "Гоголь-центре", я переодеваюсь прямо на сцене, но там это так органично вытекает из всего действия, что я совершенно не чувствую неловкости, даже не думаю об этом никогда. А кино снимается дублями, разными кусками, и внутренне я не в состоянии простроить это как цельную историю.

Вы, как актриса, чувствуете свою ответственность за то, что делаете в кино или на сцене?

Конечно. Ответственность очень велика у артистов. Считается, что актер не обязательно должен быть умным и талант, как бородавка — извините! — на жопе, у любого может вскочить, как говорила Фаина Георгиевна Раневская. Но я думаю, что актер должен быть умным. Потому что он влияет на умы и эмоциональное состояние людей. Невольно становится проводником тех или иных идей.

Очень давно Валерий Тодоровский, ваш друг и режиссер "Оттепели", говорил нашему журналу, что искусство ни на кого не влияет и цели такой у него вообще нет.

Да? Мне кажется, что он ошибается. Поспорим с ним как-нибудь на эту тему. (Смеется.)

Вика, вы сыграли Марину Цветаеву. Вы ее оправдали? Измены мужу фактически на его глазах, боль, которую она причиняла своим близким.

Оправдала.

И даже по отношению к младшей дочери, которая умерла в приюте?

Оправдала. Однажды у меня был разговор с друзьями, и кто-то сказал: "Цветаева — чудовище, что она сделала со своими детьми…" А я считаю, что у нее масштаб таланта был такой, что он разрывал ее телесную оболочку и она уничтожала сама себя. Она была гением, к ней неприменимы общие стандарты человеческой жизни.

"Путь комет — поэтов путь"?

Да, и это оправдывает все. Я ее и полюбила, и жалела ужасно.

Вы влюбчивы?

Я влюбляюсь в таланты. Смотрю иногда и думаю: "Боже, а мне этого вообще не дано — такое направление таланта!" В фильме "Жги!" я впервые встретилась с Ингой Оболдиной. Мы много времени проводили вместе, и я ее полюбила всей душой. Она фантастическая актриса, потрясающей доброты и широты человек.

И по-актерски никому не завидуете?

Это не про меня. Умение ждать своего — вот это точно про меня. Я всегда верю, что где-то есть то, что достанется только мне. Вовсе не потому, что я лучше кого-то, просто это судьба. Так и получается.

А в отношении мужчин это правило работает?

Работает.

Как вы думаете, любовь женщины к мужчине, равно как и наоборот, — она вообще или она за что-то?

Я думаю, что влюбляешься вообще. А любишь за что-то.

Вы можете назвать в своем муже какие-то самые важные для вас качества?

Он бесконечно порядочный. Он не эгоистичный в отношениях, при том, что он художник и может себе позволить иногда быть эгоистом. Юра мой друг, он дает возможность существовать параллельно с ним. Не "под" ним, не "за" ним, а рядом.

У вас в доме не бывает ситуации, когда большой художник в депрессии и все вокруг ему служат?

Нет, он не бывает в депрессиях, он бывает в раздумьях. И никогда не делает так, чтобы весь мир страдал рядом с ним. Мы 15 лет в браке, нас связывает одна профессия, один взгляд на мир, мы в постоянном диалоге находимся. Иначе невозможно. Если люди перестают разговаривать, слышать и понимать друг друга, то все останавливается. И чувства тоже.

Ассистент фотографа: Даниил Дрогичинский. Стиль: Александр Панченко. Прически: Наталья Коваленкова. Макияж: Андрей Шилков

Задайте их себе, пока еще не поздно.

Шанталь Гербер — сооснователь проекта Want2Discover, посвященного саморазвитию.

Вы можете прямо сейчас закрыть эту статью, сделать вид, что вы никогда ее не видели, и жить дальше, как жили. Но когда же вы планируете бросить себе вызов — начать жить более масштабной, более осмысленной, более удовлетворенной и содержательной жизнью?

Видите ли, многие из нас живут на автопилоте. Мы уже не направляем ход своей жизни, а становимся частью стандартных схем и рутины. И что самое неприятное, нас начинает устраивать этот комфорт, мы перестаем подталкивать себя к более осмысленной жизни. Если и у вас появляется чувство, что вы живете на автопилоте, то наверное, пора задать себе несколько важных вопросов — которых мы часто избегаем, потому что они могут вытолкнуть нас из нашей зоны комфорта. Но изменить ход своей жизни никогда не поздно. И вопросы из нижеследующего списка — это первый шаг к тому, чтобы осознать, что вам стоит поменять и в чем действовать иначе. Но обязательно отвечайте честно и не бойтесь сложных, противоречивых эмоций — это как раз и необходимо, чтобы подтолкнуть себя к столь необходимым переменам.

1. Нравится ли вам тот человек, которым вы стали?
2. Что люди скажут о вас на ваших похоронах?
3. О чем вы будете сожалеть, что не сделали в своей жизни?
4. Какова самая мудрая мысль, которую вы когда-либо слышали?
5. Чему вас научил ваш личный горький опыт?
6. Как часто реализуются ваши самые сильные тревоги и страхи?
7. Если бы вам осталось жить год, чего бы вы попытались достичь?
8. Вы служите деньгам, или деньги — на службе у вас?
9. Боитесь ли вы быть самим собой в кругу других людей? Почему?
10. За что вы благодарны?
11. Сделали ли вы недавно что-то, чем гордитесь?
12. Сделали ли вы недавно что-то доброе?
13. Если бы вы знали, что завтра умрете, какие бы вопросы задали себе?
14. Если бы сбылись ваши худшие страхи, имело бы это значение пять лет спустя?
15. Как бы вы описали себя?
16. Пользуетесь ли вы чужими советами?
17. Вы быстро обижаетесь?
18. Считаете ли вы себя приятным человеком?
19. «То, что мы получаем, обеспечивает нам существование. То, что мы отдаем, творит нашу жизнь» – Что эти слова Уинстона Черчилля значат для вас?
20. Обогащаете ли вы чем-то жизнь других?
21. Живете ли вы осмысленной жизнью?
22. Что такое осмысленная жизнь?
23. Отдали бы вы свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого человека?
24. Многим ли вы готовы пожертвовать ради людей, оказавшихся в нищете?
25. Если бы вы могли проживать один и тот же день снова и снова, что бы вы предпочли сделать в этот день?
26. Считаете ли вы себя человеком важным и достойным привязанности и любви?
27. Что поможет вам чувствовать себя более достойным человеком? Что в вас должно стать иначе?
28. Что вас чаще всего расстраивает?
29. Согласились бы вы работать меньше (и заниматься любимыми делами) и меньше зарабатывать?
30. Что приносит вам мир?
31. Каково главное качество, которое вы ищете в других?
32. Какова ваша главная мечта?
33. Каков ваш главный страх?
34. Как изменился бы мир, если бы вы не родились?
35. Какие жизненные уроки вы хотели бы знать десять лет назад?
36. Если бы вы могли сказать самому себе в молодости что-то одно, что бы это могло быть?
37. Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?
38. Если бы ваша жизнь была фильмом, понравилось бы вам его смотреть?
39. Что для вас значит успех?
40. Если бы вы могли стать другим человеком, то каким бы стали?
41. Каким был лучший день вашей жизни? Почему вы так считаете?
42. Чего вы больше всего ждете в жизни?
43. От каких дурных привычек вы хотели бы отказаться?
44. Кто для вас авторитет и почему?
45. Знаете ли вы язык любви своего партнера?
46. Знают ли люди, которых вы любите больше всего, как вы их любите?
47. Удовлетворены ли вы глубиной своих отношений с людьми?
48. Что вы должны себе?
49. Учитывая вашу нынешнюю повседневную жизнь, чего вы рассчитываете добиться через пять лет?
50. Часто ли вы говорите «да», хотя на самом деле хотите сказать «нет»? Почему?
51. Что вы узнали вчера?
52. Что вам нравится в себе?
53. Назвали бы вы себя щедрым человеком?
54. Когда люди с вами говорят, вы действительно слушаете?
55. Что самое главное, что вам нужно изменить в своей жизни в этом году?
56. Сколько часов в неделю вы проводите в интернете?
57. Каковы ваши самые распространенные негативные мысли? Есть ли в них логика?
58. Считаете ли вы, что за некоторые вещи вам уже поздно браться? Почему?
59. Если бы вы могли стать самым влиятельным человеком в мире, что бы вы изменили?
60. Сколько времени вы проводите с семьей и друзьями?
61. Где вы хотите оказаться через пять лет?
62. Осложняют ли вашу жизнь вещи, в которых нет необходимости?
63. Как вы могли бы упростить свою жизнь и сосредоточиться на самом важном?
64. Что вызывает у вас стресс?
65. Что делает вашу жизнь проще?
66. Как часто вы делитесь чем-то, не ожидая получить что-то в ответ?
67. Каков главный вызов в вашей жизни?
68. Что самое главное для вас в жизни? Уделяете ли вы этому достаточно времени?
69. Если бы вы могли отправить всему миру послание, что бы вы сказали за 30 секунд?
70. О чем вы никому не рассказываете и очень сожалеете об этом?
71. Когда вы в последний раз попробовали что-то новое?
72. Боитесь ли вы выражать собственное мнение?
73. Не слишком ли часто вы поддаетесь на уговоры других, а потом чувствуете обиду и сожаление?
74. Держитесь ли вы за что-то, что нужно оставить позади?
75. Как часто вы позволяете своим страхам удержать вас от действий?
76. Помогают ли люди в вашей жизни вам проявить себя с лучшей стороны?
77. Как часто вы отделываетесь от других оправданиями?
78. Какую ошибку вы больше никогда не повторите?
79. Что хуже — потерпеть неудачу или вовсе не пробовать?
80. Что больше помогло вашему личному росту — вызовы и испытания или приятные и уютные мгновения жизни?
81. Если бы вы могли сделать так, чтобы в вашей жизни больше не было вызовов и препятствий, согласились бы вы на это?
82. Что стоит между вами и вашей самой главной целью? Дайте ответ одним словом.
83. Как часто вы ложитесь спать с ощущением злобы или гнева?
84. Плохо ли красть, чтобы накормить голодного ребенка?
85. Если бы вы уделяли больше внимания грустным аспектам жизни, испытывали бы вы больше внутренних конфликтов?
86. Если на ошибках учатся, почему так плохо терпеть поражение?
87. Чему в жизни вы могли бы уделять больше внимания?
88. Почему мы больше всего думаем о других людях, когда их нет рядом?
89. Что это значит — выжать из вашей жизни максимум?
90. В чем вы сдались, опустили руки?
91. Сколько людей вы действительно любите и что вы делаете для них?
92. Достаточно ли вы задаете вопросов, или вы счастливы и тем, что и так уже знаете?
93. Что вы делали в последний раз, когда потеряли счет времени?
94. Будете ли вы счастливы, если вам больше не придется работать?
95. Если бы вы могли попросить об исполнении одного желания, каким бы оно было?
96. Что вдохновляет вас в жизни?
97. Без чего вы больше всего не можете жить?
98. Что вам нравится делать снова и снова?
99. Когда вы в последний раз смеялись до боли в животе?
100. Что мешает вам жить той жизнью, какой вы хотите жить? Надеюсь, после изучения этих вопросов ваш мозг сходит с ума от всевозможных мыслей и идей. Это как раз то, что нужно! Потратив время и усилия на ответы на эти вопросы, вы практически наверняка сможете найти в своей жизни большую глубину. Если бы мы всегда избегали важных вопросов, провоцирующих нас на жизненные перемены, ничего бы не менялось!

Всем респондентам задавался один и тот же вопрос: «В чем смысл жизни человека?»

(00.08) Считается, что это один из самых главных существенных вопросов для человека. И он интересен тем, что на него пытались ответить на многих исторических этапах, во многих поколениях.

(00.25) Нам, молодежи сейчас навязали вообще какое-то ложное представление о так называемых общечеловеческих ценностях. В переводе на русский язык, общечеловеческие ценности звучат примерно так, их с экранов американских фильмов нам пропагандируют, эти ценности. В чем их смысл? – Иди, набивай брюхо! Иди, набивай карманы! И занимайся сексом! Вот с точки зрения русского человека это сон смертных грехов. Вот эти общечеловеческие ценности – это просто то дно, то болото, в которое можно упасть, и с головой пропасть.

(01.04) Если бы я знал. Нет единого ответа. Нет единого ответа, поскольку люди разные все.

(01.21) Серьезный и большой вопрос, который, я так думаю, скорее должен задавать не человек, а должен задаваться человеку в отношении со стороны жизни. Когда жизнь спрашивает человека, как ты можешь оправдать свое существование? Зачем ты пришел в этот мир? Что ты можешь реализовать из того, что ты из себя представляешь? Как ты можешь использовать весь тот потенциал, который есть у тебя?

(01.48) Человеческое бытие постоянно находится в процессе развития, постоянно находится в каких-то системах изменений. Именно поэтому, наверное, нельзя сказать, что смысл есть, и он такой. Скорее, он в том, чтобы его искать. И находить его для себя в каждый конкретный период времени.

(02.16) Виктор Франкл, который и основал эту смысло-ориентированную психотерапию, он рассказывал часто, когда он в Америке делал доклады, люди подходили к нему. Это были, может быть, иногда менеджеры, у которых не хватает времени, эти менеджеры за недостатком времени говорили: «Господин профессор, у меня нет времени послушать Вас, могли бы Вы сейчас кратко сказать, в чем смысл жизни, я доклад не могу слушать?» «И я Вам дам ответ, — говорил Виктор Франкл, — если Вы мне ответите, а какой ход в шахматной игре является самым удачным?» И ответы были разные. Они говорили: «Зависит от того, как располагаются фигуры, кто является игроками в шахматы», и т.д. И в одинаковой степени каждый человек уникален, он один раз встречается.

(03.40) Если бы вдруг умудрились бы прожить всю свою жизнь от начала до конца абсолютно клишировано и по схемам, вот тогда бы ваша жизнь была бы бессмысленна.

(03.52) Я, может быть, скажу такую вещь, немного непривычную. Но смысл жизни объективный, без всяких чувств, желаний и хотений человеческих. Смысл жизни человека – это смерть. Мы помрем, и от смерти еще никто никуда не уходил, поэтому смысл жизни каждого человека – смерть. Значит, подготовка к смерти. Если коротко, это так звучит.

А как готовиться к смерти?

Готовиться к смерти – это еще более сложный вопрос. Потому что для подготовки к смерти нужно пройти школу, я бы сказал даже институт, а может даже академию. Потому что святые отцы говорят, что православие – это наука из наук, и искусство из искусств. Мы в течение всей своей жизни до смерти, учимся. Мы не кончаем обучение в школе, в техникуме, в институте. Мы учимся до смертного одра. И эти уроки, они каждый день, без остановки, проходят с нами, и проходят.

В чем смысл жизни человека?

(05.01) Я полагаю, что для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал. Все-таки, каждый из нас творит свой мир, свой внутренний мир. Это мои чувства приязни, неприязни, любовь, интерес, нравится – не нравится, по моему нраву – не по моему нраву. Я его творю. Каждый творит свой собственный мир. И конечно, мы создаем вокруг себя пространство, доме, в стране, в мире, в космосе. Мы творим свой мир, мы свой творческий потенциал реализуем. И уподобляемся творцу как-то.

(05.47) Смысл жизни заключается в том, что все эти этапы ты должен пройти и убедиться в правильности своих решений, в правильности своих действий.

(05.59) Чтобы успеть любить. Чтобы успеть стать счастливым. Времени мало. И надо именно все успеть, а его так мало. А кончину мы свою не знаем.

(06.14) Смысл жизни заключается в том, я так думаю, я верю в это, чтобы встретиться и соединиться с Богом.

(06.29) Вопрос смысла жизни дробится на несколько вопросов. Смысл жизни как таковой, как итог моего существования, ответ на который я могу дать, когда уже никаких других возможностей у меня не будет, что называется, на смертном одре. И такие промежуточные вопросы о смысле жизни, которые я задаю в каждый момент своего бытия.

(06.54) Смысл жизни с самой жизни, в ее продолжении с биологической точки зрения. И нет необходимости ее доказывать и искать. Когда человек живет, ему смысл жизни искать не надо. И действительно, когда у него теряется какая-то цель, когда он видит свою бесполезность, он начинает задумываться и искать смысл жизни, который для него всегда существовал независимо от его желания.

(07.29) Смысл всегда приходит позже, смысл – это попытка осознать. Смысл нельзя сконструировать заранее. Цели мы конструируем заранее. Смысл невозможно. Мы оглядываемся на жизнь простого московского педиатра, сама она, вот, Людмила Владимировна оглядывается на свою жизнь, и задается вопросом: «Так и чего? И ради чего я живу?» Самое главное, этот вопрос. «И вдруг понимаю – ух ты! В этом что-то было! В этом что-то есть, в том, что я прожила!» И я в это вглядываюсь! У меня нет однозначного ответа. Например, если говорят «Ах, это было прекрасно!», — это не о чем. Потому что все было сложно. Я могу дать такой ответ: «Прекрасно!» Самое главное – я понимаю, что все было больше, чем я предполагала. И это на самом деле страшно интересно. Значит, смысл был в моей жизни.

В чем смысл жизни человека?

(08.28) Опять же, возвращаемся к Евангелию. Там Господь приводит притчу в пример о безумном богаче, который накопил себе огромное богатство, у него бывает так, что год голодный, а тут странно как-то. Посеял как обычно, а взошло в 10 раз больше, чем обычно. Кто не умилится сердцем, не возликует душой? Он думает, «ну вот теперь-то, теоретически я могу 10 лет не сеять». Очень хорошо. Вопрос теперь куда это все деть? Он говорит: « а теперь я сломаю свои хранилища, и построю новые, и буду ешь, пей, веселись душа моя!» а Господь отвечает: «Безумец! В эту же ночь твоя душа будет забрана от тебя!» Смысл жизни какой? Успеть. А что успел? Что успел этот богач? Успел подумать о временном, о том, что вот теперь я буду счастлив.

(09.36) Как бы жизнь не была прекрасна и замечательна, и полна всякими дарами, она все равно кончается. И этот конец жизни висит над каждым, как топор. Когда мы молоды, топор далеко. Когда постарше становимся, топор ближе. Это страх смерти, он несколько все отравляет все, что мы накопили, что собрали, все что сделали, особенно то доброе, что мы сделали. Все это должно с нами исчезнуть. И смысл жизни – найти эту нить, которая нас соединит с вечностью. А вечность для меня заключена в боли человека, во Христе.

(10.24) Самый основной профилирующий предмет в нашей жизни – это смирение. Терпение, смирение, из которых складывается любовь. Потому что Бог есть любовь, и чем мы ближе к божественному естеству подходим, чем больше у нас любви. А к ней приблизиться можно только через смирение и терпение. Соответственно, тем мы больше нравимся нашему преподавателю, как в институте, и нас ставят более высокую оценку.

(10.54) Для меня (10.56) достаточно близких и извилистых, я для себя смысл нашел в служении Богу и Божему. Это коротко, но для меня здесь все. Я родился в безбожной семье, о Боге никогда не слыхал в юности, но достаточно быстро эти вопросы смысла жизни стали меня занимать, и я понял, что если я не найду в себе ответы на этот вопрос, жизнь будет бессмысленной. А значит – никчемной. Вот так вот случилось, через движение хиппи, через музыку, через контркультуру, я пришел в православную церковь. И здесь получил все ответы на свои вопросы достаточно удовлетворительные.

(11.41) Человек, который имеет детей, внуков, и т.д., он всеми силами старается передать свой опыт, с ними взаимодействует. Ему там что-то не нравится, он хочет свой багаж богатый и полезный в то время, когда он жил, передать в той степени, в которой он нужен в нашем времени. И пока он имеет возможность взаимодействовать со своими детьми и внуками, у него нет проблемы смысла жизни.

(12.19) Именно жертвенность, если угодно. Вот отец Василий, наш духовник, он жертвенно служил. И он заразил очень многих духовных человек, может несколько тысяч людей, вот этой своей любовью, дарением. И мне бы не то, что хотелось повторить его путь, у нас разный путь, но основа одна – это любовь к ближнему.

В чем смысл жизни человека?

(12.55) Смысл жизни заключается в том, чтобы исполнить свои обязанности и удовлетворить Бога, потому что он создал эту всю систему. И мы являемся частями этой системы, которая в конечном итоге предназначена для удовлетворения вот этого целого. И приводится такая аналогия для характеристики, скажем, рука, или палец. Прекрасно в организме взаимодействуют. Но если отделить палец от тела, он станет бесполезным, он не будет выполнять свой долг, свои обязанности.

(13.38) Что касается счастья, то оно естественно вытекает из смысла жизни. Если у человека есть высокий смысл жизни, и вообще есть смысл жизни, вот достижение этого смысла и есть состояние счастья, когда человек его достиг.

И в этом смысле мне нравится очень, наверное, лучше всех на эту тему сказал наш замечательный Святой Серафим Саровский. С точки зрения нынешнего обывателя, он был вообще нищим. У него не было ничего, домотканая рубаха одна. Сам срубил избушку, в которой жил. Он 3 года питался отваром травы сныть, пост держал, он ничего не ел. Но он был самый наисчастливейший человек на земле. И вот Серафим Саровский, потому что божья благодать на него с небес текла рекой, она даже материализовалась. Иногда вечерами люди от него сияние видели, исходило. Так вот Серафим Саровский в трех словах выразил смысл жизни православного русского человека, вообще русского человека. Он сказал: «Стяжание духа святого».

То есть, надо так жизнь прожить, и так добрыми делами стяжать этот святой дух, подготовить душу, очистить ее. Вот это. Человеку брать можно до бесконечности. И чем больше человек берет, тем больше ему не хватает. А вот отдать он может только то людям, что у него есть. Отдал, и этим он счастлив. Если люди ему за это воздали, так это еще и совсем хорошо. Поэтому, я считаю, что разговор о счастье у нас у всех еще далеко впереди. У нас есть свое понятие о добре и зле. О грехе и добродетели. Конечно, человек должен в жизни сделать как можно больше добра. И надо спешить делать это добро, иначе жизнь не такая уже и большая. Для этого, мы, наверное, и пришли сюда, чтобы творить добро. Обрести любовь, ближних, детей, внуков, в общем, продлить эту жизнь, привнести пользу и своей родине, и своему государству. Вот тогда человек действительно будет счастлив. Я, например, себя считаю счастливым человеком. У меня есть дело, которому я положил жизнь на него. Борьба за отрезвление нашего народа.

Это интервью могло бы сплошь состоять из ремарок« Неожиданно расхохоталась» или« Звонко рассмеялась». Искренностью и непосредственностью Пелагея очень полюбилась зрителям вокального шоу« Голос» и за последние три года превратилась из фолк-певицы формата« Нашего радио» в яркую наставницу музыкальных талантов, которая появляется в прайм-тайм на «Первом канале».

Пелагея стала известной еще совcем ребенком. С девяти лет ее жизнь похожа на стремительный полет. Она успела окончить школу в 14 лет, потом — ГИТИС с красным дипломом, сколотить рок-группу имени себя, прогремевшую по всей стране, выступить перед тремя президентами, заручиться поддержкой Галины Вишневской, назвавшей ее «надеждой мировой оперной сцены». Пелагея выступала на фестивале« Нашествие» и на сцене Альберт-холла, объездила всю страну с концертами и наконец заняла достойное место в шоу« Голос». На смену бойкой девочке с русой косой в народном сарафане пришла новая Пелагея, элегантная и свободная, однако все такая же веселая и непосредственная.

В 28 лет она может похвастаться безусловной народной любовью и узнаваемостью, но при этом вынуждена мириться с обсуждениями личной жизни и секретов диеты. Оно и понятно: с одной стороны, вот она как на ладони каждую пятницу, а с другой — что мы знаем о ней на самом деле?

Популярное

Расскажи, я правильно понимаю, что за последние пару лет ты себя фактически перепридумала?
Понимаешь, это скорее связано с мнением, которое существует обо мне у разных людей. У кого-то я ассоциировалась с КВН, у кого-то с президентами, у кого-то с фольклором. Почти все воспринимали меня как некий материал, из которого в правильных руках могло получиться что-то особенное. А я ощущаю себя достаточно цельной личностью. Более того, я вообще против каких-то категоричных рамок и всегда стремилась к эклектике: в одежде, в музыке или в книгах. Поверь, это не лицемерие, просто я за поиски гармонии. Так получилось, что благодаря« Голосу» люди стали меня регулярно наблюдать, и для большой аудитории я появилась именно три года назад. К тому же я там не пою, я живу — переживаю сильные эмоции, общаюсь с людьми. Я прекрасно помню, как посмотрела записи слепых прослушиваний второго« Голоса». Я была в ужасе! Неужели я на самом деле так выгляжу на экране? Неужели нельзя перестать кривляться, нести, что в голову придет? Но я не идеальная женщина, я иногда устаю в кадре, могу забыть, что меня снимают, и почесать нос.

И тебя не раздражает, что ты, при всей своей разноплановости, всегда будешь проходить под грифом« фолк-певица»?
Нет, напротив! Не вижу в этом ничего дурного или стыдного. Наоборот, я всем сердцем люблю народную песенную традицию и всю жизнь отстаиваю свое место в этом жанре на нашей сцене. Я уверена, что для каждого музыкального стиля найдется свой ​​слушатель. Группа« Пелагея» всегда была где-то между: не совсем андерграунд, но и не попса. Этот баланс удается сохранять до сих пор. Я, например, жутко люблю Инну Желанную, но признаю, что делаю более понятную музыку, и совершенно осознанно.

То есть в творческом плане ты перемен не ищешь?
Хочется эволюционировать, ничего кардинально не меняя. Я с юмором отношусь к многочисленным советам вроде того, что мне надо уже забить на фольклорную музыку и начать заниматься современной. Я ведь знаю, что именно в этом жанре могу себя отпустить, мне в нем комфортно. И при этом я не хожу в сарафане, подвязавшись пояском, и не живу в лесу! У меня был достаточно серьезный внутренний перелом прошлым летом. Я уверена, что пережила кризис среднего возраста, такое не спутаешь ни с чем. Удивительное сосредоточение вопросов, которые сваливаются на тебя одновременно. И тогда я решила, что пора принять себя и начать действовать.

И какая ты сейчас?
Более взрослая, более свободная. Ушел комсомольский задор и одновременно боязнь ошибиться. Довольно сложно избежать внутреннего противоречия, когда тебя идеализируют совершенно незнакомые люди. Я же на самом деле гораздо проще! В какой-то момент осознала, что очень люблю разговаривать о том, какой хочу быть, что хочу изменить в своей жизни. Я сказала себе: «Хватит болтать, пора действовать». Ведь чем дольше это тянется, тем меньше себя уважаешь. Слишком велик соблазн вообще не перейти к действию: достаточно прекрасно все рассказать, чтобы окружающие оценили твою мудрость. Можно жить только этим ложным восхищением, ничего при этом не делая. И я просто испугалась, что скоро проснусь и осознаю, что все пропустила, проболтала, промечтала.

В личных отношениях твое поведение тоже претерпело метаморфозы?
В этом вопросе я веду себя, как на «Голосе», когда сажусь в кресло и думаю: «Сейчас я включу мозг и найду такие-то определенные вокальные данные». В реальности же все происходит ровно наоборот. Я просто поворачиваюсь на энергию. Я вообще всегда живу эмоциями и интуицией. Прямо скажем, я недостаточно умна, чтобы жить рациональной жизнью. Мое иррациональное гораздо богаче, гораздо интереснее.

Насколько я знаю, твоя мама не просто самый близкий тебе человек, но и твой главный продюсер. Как выстраиваются ваши личные и рабочие отношения?
Мама — мой большой товарищ, и я очень рада, что даже в 28 лет могу к ней прийти и абсолютно все рассказать. Она знает меня лучше всех на свете. Конечно, мы очень разные, у нас разные жизни, и я не могу использовать ее жизненный опыт. В том же, что касается работы, это целиком авторитарные отношения. Я уже вышла из того возраста, когда можно бунтовать, просто есть вопросы, которые я могу решить сама, но во многих моментах мама понимает больше, глубже. Кто-то сказал в интервью, что важно, когда рядом с тобой еще существуют люди, которые помнят тебя маленьким. Именно они знают тебя настоящим. Глобально ведь мы не меняемся вообще. Я приезжаю каждый год в Новосибирск на мою бывшую дачу, сажусь на мост с семечками в руках и возвращаюсь в детство. Такое постоянство для меня — как фундамент. А без фундамента, как известно, обязательно наступает катастрофа.

Ты с детства существуешь в бешеном ритме. Как ты с этим справляешься?
Естественно, мне иногда хочется закрыться в квартире и отключить телефон, но не больше, чем на сутки. Я постоянно пребываю в состоянии благодарности за то, как складывается моя жизнь. По сравнению со многими я не работаю. Это не работа, а невероятный кайф, за который мне еще ​​и деньги платят. Каждый раз, когда я ловлю себя на мысли: «Ах, я так устала, пора на Мальдивы!», То сразу же осекаюсь, так это стыдно. А детство у меня было восхитительным! Меня окружали фантастические люди, благодаря которым я такая, какая сейчас. И знаешь, я в целом довольна тем, что получилось. Люди и книги сделали из меня человека. Первую книгу я прочитала в три года, это был роман Рабле« Гаргантюа и Пантагрюэль». В девять я проглотила« Мастера и Маргариту». И теперь ужасно радуюсь, когда молодой человек пишет смс без ошибок и выделяет деепричастные обороты, черт возьми! Хотя, стой, еще бы я проверила его аудиозаписи и уточнила, читает ли он книги. Как правило, своих людей выделяешь из толпы именно такими маркерами. Никакие политические разногласия не могут разделить нас сильнее, чем разные пристрастия в искусстве или — особенно — отсутствие оных. Человек может любить автора, который мне не очень близок. Но главное, что у него есть интерес. Мне этого достаточно.

Что бы могло тебя заставить остановиться ненадолго, вырваться из этой кутерьмы?
Безусловно, ребенок, да и то на какое-то время. Я не смогу жить без работы, это главный мой кайф, наполнение моей жизни. Уверена, что ничего, кроме, пожалуй, физической невозможности работать, не может заставить меня отказаться от музыки навсегда.

То есть гипотетически ребенок и семья вполне вписываются в твою нынешнюю жизнь?
Конечно, вписываются. Не сомневаюсь, что меня хватит и на работу, и на семью.

Что ты будешь делать, когда почувствуешь усталость? Куда отправишься после окончания съемок третьего« Голоса»?
Поеду куда-нибудь, где будет большая вода и где я смогу молчать. Прочитаю наконец то, что давно запланировала. Сейчас вот на очереди« Мораль XXI века» чилийского мыслителя, исследователя, писателя и философа Дарио Саласа Соммэра. Прекрасная, между прочим, книга!

Ты действительно очень изменилась, и не только внутренне. Какие у тебя сейчас отношения с внешностью?
У меня был довольно мощный конфликт, и в этом году я решила с ним разобраться. Я даже не ставила перед собой цель похудеть, мне хотелось поправить здоровье в целом. Как выяснилось, это правда работает. Конечно, я не ожидала, что моими внешними переменами заинтересуется такое огромное количество людей. Тем не менее для меня момент принятия себя важнее результатов.

А как насчет подруг? Ты легко сходишься с женщинами?
Как-то так вышло, что у меня их мало. Есть всего несколько по‑настоящему близких. Все они очень разные, как будто каждая — это какая-то составляющая моей личности, возведенная в абсолют. Но в основном мои друзья мужчины. Причем я не какая-то пацанка. Просто мне с ними интереснее. Они часто говорят, что в некотором отношении я больше мужик, чем какие-то их знакомые! И я понимаю, что они имеют в виду, потому что девочки иногда очень сильно тупят, к сожалению. Мне кажется, они абсолютно осознанно не хотят знать больше, как будто боятся. Но при этом я очень люблю настоящих женщин, красивых, воплощающих идеал женственности — от внешности до повадок. Я не совсем такая, поэтому я у них учусь.

Есть ведь еще такая вещь, как психология красивой девушки и психология некрасивой. Я, например, не ощущаю себя красивой. Интересной, симпатичной — может быть, да и то это зависит от настроения. Но у меня всегда были только красивые подруги. Я часто говорю комплименты женщинам. Могу даже на улице совершенно искренне сказать незнакомой девушке, что она прекрасна. Причем красота для меня очень относительна. Можно быть далеким от канонических идеалов, но при этом обладать индивидуальностью. Самое главное — это энергия красоты, исходящая от человека.

Текст: Елена Замятина

Интересно...
Хочу знать все, что происходит в жизни звезд.

ОК

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: