История испании. Молодость и личные качества


Участие в войнах: Завоевание империи Сонгай.
Участие в сражениях: Битва при Тондипи.

(Ahmad I al-Mansur) Военачальник марокканской династии Шерифов, сформировавший армию европейских наемников для завоевания государства Сонгай

У арабской династии Шерифов , контролировавшей в середине 16 в. территорию современного Марокко, были серьёзные намерения по расширению своих владений на юге. Желание это усиливалось ещё и оттого, что каждый поход в африканские земли сулил богатейшую добычу.

Однако для походов такого рода недостаточно было иметь только племенную лёгкую конницу. Здесь требовались по-европейски обученные регулярные войска. Ахмад аль-Мансур понимал, что для завоевания севера Африки его государство должно было иметь современнейшую на тот момент армию. Поэтому им было создано хоть и немногочисленное, но сильное регулярное войско.

В армию шерифа вошли европейцы, которые приняли ислам, и мавры из тех, кто бежал или был изгнан из Испании христианами. Офицеры и беглые солдаты турецкого султана занимались обучением шерифской армии. Когда определённый уровень был достигнут, Ахмад аль-Мансур приступил к походам, которые далеко не всегда являлись завоевательскими, поскольку у династии Шерифов была скорее потребность в захвате военной добычи, чем новых территорий.

Наиболее значительным походом армии Ахмад аль-Мансура стало вторжение в африканское государство Сонгай , расположенное на берегах Нигера. К тому моменту, в конце столетия, страна, которая когда-то была могущественной и сильной, находилась в упадке из-за внутренних распрей и борьбы за царский престол между членами правящей династии. Тысячи местных воинов гибли в этой бессмысленной кровавой междоусобице.

Правители-шерифы были неплохо осведомлены о том, что происходило в Сонгае, благодаря арабским купцам, которые хорошо знали западное и восточное побережье Африканского континента. Надо сказать, что в те века купцы нередко (и не безвозмездно) играли роль лазутчиков, привозя информацию о сопредельных странах.

Начиная данный поход (его точнее можно было бы назвать набегом), Ахмад аль-Мансур принял решение воздержаться от набора конного ополчения из арабских племён, подвластных ему. После некоторых размышлений полководец решил, что он ограничится небольшой, но сильной армией, созданной по европейским военным стандартам.

Армию в основном составляли испанские (включая мавров) и португальские наёмники, вооружённые мушкетами. Главный расчёт делался на то, что во внутренних областях Африки чернокожее население ещё не было знакомо с огнестрельным оружием. Это относилось и к сонгайцам. Всё это позволяло вождю династии Шерифов рассчитывать на успех и хорошую военную добычу. Марокканская армия пришла на юг Африки не по пустыне Сахаре, а по её западной границе, то есть вдоль Атлантического побережья. Поэтому нападение на Сонгай никак нельзя было назвать внезапным, поскольку в пути всё время происходили столкновения с небольшими кочевыми племенами, которые, мягко говоря, не очень приветливо встречали чужеземцев.

Последний в истории Сонгая правитель имел достаточно времени, чтобы собрать внушительное по численности войско. Сонгайская армия после быстрого перехода от столицы встретила неприятеля на северо-западной границе страны. Здесь произошло крупное приграничное сражение, так как сонгайцы с ходу пошли в атаку на шерифских европейцев, которые успели встать в боевой строй.

На атаку многотысячной толпы полуголых воинов, вооружённых копьями и плетёными из веток щитами, европейские наёмники произвели убийственный мушкетный залп прямо - в упор. Грохот от выстрелов, облака порохового дыма и многочисленные убитые и раненые окровавленные тела на земле повергли сонгайцев в совершенный ужас. Такого врага они до тех пор никогда не встречали. После второго мушкетного залпа, огромное по количеству, если сравнивать с армией шерифа Ахмада аль-Мансура , сонгайское войско обратилось в паническое бегство, включая и самого правителя Сонгая. Победители даже не преследовали разбегающихся африканских воинов, поскольку они думали о гораздо более ценной добыче, чем могли быть военнопленные, которых затем продавали в рабство.

Больше в Сонгае европейцам-марокканцам никто организованного сопротивления не оказывал, хотя во время грабежей и сожжения местных селений в них, конечно, метали копья и пускали стрелы. Пришельцы захватили, разграбили и сожгли крупнейший на то время к югу от Сахары город Томбукву, который был известен как торговый центр. То же самое было проделано и со столицей сонгайского государства, городом Гао. Он был разрушен практически до основания. Взятая добыча испанских и португальских солдат, наёмников арабского шерифа Ахмада аль-Мансура, во многие разы окупила расходы, которые понесла шерифская казна при организации этой военной экспедиции в далёкие от марокканского государства земли.

1591 год стал годом гибели древнего африканского государства Сонгай, которое имело богатую историю. Последнюю точку в этой истории поставил правитель и полководец Ахмад аль-Мансур , чьё имя прославилось в средневековых летописях войн благодаря Сонгайскому походу . Но арабская династия Шерифов не сумела закрепиться на берегах Нигера. В самом Марокко вскоре после описываемых событий начались внутренние раздоры. Шерифам пришлось забыть о территориях царства Сонгай, которое было стёрто с карты Африки.

Абу Абдуллах ал-Хусайн ибн Мансур ал-Халладж (858-922) – суфий из южной Персии.

Детство и юность провёл в Васите и Тустаре, где его отец, по всей видимости, был чесальщиком хлопка (халладж). Халладж стал учеником известного суфия Сахля ат-Тустари и переехал с ним в Басру. Позже, уже в Багдаде, его наставником был также выдающийся мистик Амр ал-Макки. Вскоре Халладж женится на дочери суфия, и у него рождается трое сыновей и дочь. После ссоры с ал-Макки в 878 г. встречается с крупнейшим суфийским авторитетом того времени Абу ал-Касим ал-Джунайдом, у которого проходит заключительный этап своего обучения мистическому пути. Затем разрыв с Джунайдом и нарастающая враждебность других багдадских суфиев вынудили Халладжа уехать из столицы. Он совершает свое первое паломничество в Мекку, где пребывает около года во внутреннем дворе святилища, подвергая себя суровой аскезе. Переживает духовное единение с Богом и всем сотворенным. При этом, в отличие от других суфиев, хранивших в тайне свой мистический опыт, открыто делится им с другими людьми. Однажды он произносит: “Я – Истина” (ана ал-хакк) и “В моем тюрбане нет ничего, кроме Бога” Его поняли так, что он объявил себя Богом (поскольку Ал-Хакк – одно из 99 имен Аллаха). Его бывшие наставники отрекаются от него, считая, что непосвященным нельзя рассказывать о сокровенных тайнах, открываемых Богом своим возлюбленным. Борясь против элитарности суфизма c его правилами и нормами, носит не суфийскую одежду, а простой халат воина. В публичных проповедях призывает обратиться к поиску Бога в собственном сердце. Его публичные проповеди вызывают преследования со стороны светских и религиозных властей. Покидает Багдад и отправляется в Тустар. В 899г. в возрасте 40 лет в одиночку пускается в пятилетнее странствие по Персии. Во время второго паломничества в Мекку Халладжа сопровождают 400 учеников. После хаджа (паломничества) в 905 г. отплывает на корабле в Индию, где поднимается вверх по Инду, проходит через Кашмир. Останавливается в Туркестане, затем отправляется в Китай и возвращается в Багдад. Вокруг него собираются ученики. Изучает медицину, алхимию, творит чудеса – в Мекке он будто бы сотворил из ничего сладости, а в пустыне накормил людей манной небесной. Предпринимает третий хадж в Мекку и остается в ней на 2 года. По возвращении в Багдад (около 908г.) ведет себя как опьяненный Богом. По ночам молится на кладбищах, а в дневное время на улицах и базарах возвещает о своей безмерной любви к Богу. Публично провозглашает путь экстатического единения с Богом единственно истинным и не нуждающимся в дополнении к нему внешнего обрядового благочестия. Его обвиняют в проповедях, направленных против хаджа, цитируя его высказывание, что каждому верующему надлежит “семь раз совершить обход вокруг Каабы своего сердца”. В конце концов его казнят за ересь, отведя на площадь, где дают 500 плетей, потом отрубают руки и ноги, а затем язык и голову. Последние слова Халладжа были: “Любить Единого – значит сделать Его единственным”. Иначе говоря, “любящий” должен быть стерт с пути Любви.

Правитель Андалузии - Аль-Мансур (Победоносный) Мухаммад Ибн Абу Амир

Имя и родословие

Аль-Мансур Мухаммад ибн Абдалла ибн Абу Амир. Его предок вступил в Андалузию вместе с Тарик ибн Зиядом. Сыграл значимую роль в завоевании Андалузии, будучи посредником в своем народе. Он прибыл на зеленый остров в первом походе и правил жителями этой новой страны. Со временем увеличились его последователи, которых он смог, с помощью Аллаха, сделать просвещенными и знатными.

Его отец был одним из приверженцев аскетизма, проводившего свою жизнь вдали от султанского дворца. Читал хадисы и отправлял свои обязанности. Он умер в городе Триполи (Ливия) на обратном пути из хаджа в Мекку. Его мать была из рода Таймия, а отец из рода Муафирия.

Детство и воспитание

Вырос Мухаммад ибн Абу Амир у деда - завоевателя Андалузии, которому возводили воспоминания джихада и славу завоевания, и у отца-аскета (оставившего прелести мирских благ). Поэтому с детства он получил хорошее и благородное воспитание, вселившее в него глубокие чувства достоинства и чести. Родом он был из селения Тораш (вблизи Альхесираса), где его родители, отец Абдалла и мать Борайха, владели небольшим поместьем.

Мухаммад ибн Абу Амир переехал в Кордову и получил образования уже там. Во время учения он отличился своим стремлением познать больше знаний и усидчивостью в изучении хадисов. С раннего возраста он устроился писарем, и записывал тех, кто хочет передать какое-то послание султану. Люди, знавшие Мухаммада в это время, описывают его как способного, но крайне честолюбивого юношу, уже в то время считавшего себя предназначенным для великих дел. Пользуясь своим правом посещать по долгу службы семью халифа, Мухаммад вскоре завязал тесное знакомство с матерью Хишама аль-Муайида, любимой женой аль-Хакама султаншей Субх, которая начала оказывать покровительство добропорядочному и услужливому придворному.

По просьбе Субх султан назначил Мухаммада управляющим её поместьями, а затем в следующем году дал ему должность начальника монетного двора Кордовы (ответственным по вопросам закята и наследства) — одну из важнейших должностей в государственной администрации Кордовского вилаята. Взлёт карьеры Ибн Абу Амира был стремительным: с момента его первого появления при дворе и назначения начальником монетного двора прошло всего 7 месяцев. В 969 году Мухаммад получил также должность кадия Севильи и Ниеблы. В своей трудовой деятельности он отличился своими способностями и благородством, благодаря чему получил повышение по службе. Он верой служил визирю аль-Хаджиби аль-Мусхафи и не злоупотреблял своим служебным положением. Затем умер султан аль-Хакам и на его место пришел его сын Хишам аль-Муайид, которому на то время было всего двенадцать лет.

После смерти аль-Хакама возобновились активные военные действия между Кордовским вилаятом и коалицией христианских государств севера Пиренейского полуострова, в которую вошли королевство Леон, королевство Наварра, графство Кастилия и графство Барселона. Тогда визирь аль-Мусхафи поручил Ибн Абу Амиру дать отпор врагам. И Всевышний Аллах одарил его победой над римлянами и любовью в сердцах мусульман. Благодаря доблести, отважности, неустрашимости, проницательности, мудрости и военной смышлёности, а также благородному и великодушному отношению к людям его назвали аль-Мансур (победоносный). Он продолжил газаваты против франков и других неверующих, а в его стране вновь воцарились спокойствие и стабильность.

Аль-Мансур - правитель Андалузии

История увековечила мужей, считавших себя предназначенными для великих дел. Их пыл не остывал даже на апогеях великих дел. Одним из них был Мансур ибн Абу Амир, которого историки считают самым великим правителем Андалузии. Он начал свою жизнь учеником, жаждущим знания, затем вырос до степени судьи, затем в его руки пришла сама власть.

Его битвы

Сердце аль-Мансура ибн Абу Амира было одержимо любовью к джихаду, с которым он не мог расстаться. Аль-Маракаши в своей книге «аль-Мъуджаб», рассказывая о любви Ибн Абу Амира к военным походам (газавату) и военному делу (джихаду), пишет: «Его безмерная любовь к военному походу (газавату) дошла до такого, что однажды, выйдя в мечеть в праздничный день, он намерился не возвращаться во дворец, а напротив, отправиться сразу после намаза на джихад. За ним пошли его войска, присоединяясь к нему одно за другим. И пока его войска не достигли территорий Рима, к нему присоединились все воины, желавшие выступить вместе с ним в бой на пути Аллаха. Он не ленился вести джихад даже во время болезни. Известно, что однажды он сильно заболел по дороге в военный поход. Но, несмотря на это, болезнь не свернула его назад, напротив, он попросил Всевышнего даровать ему смерть на поле битвы и продолжил свой путь. Что желал, то и случилось. Его намерение было чистым, и Аллах удостоил его честью - исполнением его заветной мечты».

Ибн Абу Амиру удалось покорить такие крепости на территории Испании, которые еще никому не удавалось покорить со времен завоевания Андалузии Тариком ибн Зиядом. Удачные походы Мухаммада привели к значительному росту его авторитета в войске, так как это был первый за последние годы столь успешный поход мусульман вглубь христианских владений. Он дошел до самого крупного оплота христианства в Испании.

Каждый год он совершал два военных похода: зимой и летом. Всего он совершил более пятидесяти военных походов, и ни разу не проиграл своему противнику.

Достижениями его военных походов было завоевание крепости аль-Мула, откуда привел большое количество пленных и колоссальные богатства для мусульман. И это произошло в 366 году по хиджре.

В 367 году по хиджре он взял Толедо (Талитала - на арб. яз.). Затем объединился со своим кузеном Галибом аль-Насири, валием Средней Провинции. Возглавляемая им армия взяла в феврале принадлежавший королевству Леон город Саламанка, а затем в трёх последовавших одна за другой битвах разбила войска правителей-христиан: король Леона Рамиро III потерпел поражение при Сан-Эстебан-де-Гормасе, граф Кастилии Гарсия Фернандес при Ланге, а король Наварры Санчо II Абарка при Эстеркуэле. Дойдя до границ Астурии Ибн Абу Амир повернул назад и возвратился в Кордову, привезя с собой богатую добычу и множество пленных, а вместе с ними и большое количество лидеров неверующих врагов. И этот свой военный поход он осуществил в течение тридцати четырех (34) дней со дня выхода из своего города.

Прежде чем начать разговор о походе на Сантьяго-де-Компостела — главную христианскую святыню всей Испании, стоило бы бросить взгляд на значимость этого города для христиан. Этот город считался самым величественным городом для христиан в Андалусии. Христиане возвеличивали его церковь подобно тому, как мусульмане возвеличивают достопримечательную Каабу. С самых отдаленных уголков Византии христиане совершали в этот город паломничество, считая, что в нем находится гробница Иакова, одного из апостолов Иисуса, мир ему. Никому из мусульманских завоевателей Андалусии не удавалось покорить этот город, пока Всевышний Аллах не свершил это руками славного муджахида аль-Мансура Мухаммада ибн Абу Амира.

Аль-Мансур Мухаммад вышел из Кордовы в военный поход в субботу месяца джумада аль-ахира 387 года по хиджре, направившись к северо-западным областям королевства Леон, ещё не затронутым его походами. По пути он вошел в селение Касильяс-де-Кориа. И когда аль-Мансур достиг границ города Галиция, к нему прибыло большое количество португальских графов, которые вступили в союз с мусульманами под знаменем Ислама. Аль-Мансур приказал соорудить флот, и когда завершилось строительство, он приказал своим пехотинцам плыть по морю, загрузив корабли провизией, боеприпасами, продовольствием и оружием. Аль-Мансур добрался до устья реки Дуэро. Пехота мусульман плыла морем, конница двигалась по суше. Затем приблизившись к крепости, он приказал из флота сделать мост, чтобы подойти к стенам города.

Аль-Мансур раздал войску оставшееся у него продовольствие. Они подкрепились силами, и с вдохновением своего полководца покорить Сантьяго-де-Компостела двинулись к землям врага. Завладев находившимися на их пути городами (в том числе Визеу, Брагой, Эль-Бьерсо, Вигой и Ирией) и не встречая никакого сопротивления, мусульмане 10 или 11 августа 997 года (по христианскому летоисчислению) вошли в покинутый всеми жителями город Сантьяго. И после сбора трофеев по приказу аль-Мансура город был подвергнут полному разрушению. Колокола Компостельского собора на плечах пленных христиан были доставлены в Кордову, где они стали светильниками в главной мечети этого города Меските. Из Сантьяго-де-Компостела отряды мусульман совершили газаваты и на другие области королевства Леон, во время которых разорили Ла-Корунью и взяли откуп со столицы.

Его нравы

Когда аль-Мансур вошел в Сантьяго - главную христианскую святыню, он не встретил там никого, кроме пожилых священников, сидевших у гробницы Иакова. Он спросил о том, чья эта гробница. Они ответили ему: «Иакова». Услышав это, аль-Мансур не стал трогать гробницу Иакова и повелел сохранить её в неприкосновенности. И нет ничего удивительного в этом, таковы нравы Ислама. Ведь сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал войскам не убивать детей, женщин, стариков, священнослужителей в своем храме, не добивать раненого, не ломать деревья и кусты. Это же завещали и другие праведные халифы после него.

Раннее юношество аль-Мансура ибн Абу Амира сыграло значимую роль в формировании его жизненной стези. Еще с ранних лет он обучался хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он воспитывался на этих хадисах, полностью приняв все нравы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Его смерть

Период его правления государством продлился двадцать шесть лет, в течение которых он совершил пятьдесят два военных похода (в год по два похода: один - зимой, другой - летом). Свою смерть он встретил в битве при Калатаньясоре в месяце сафар 392 году по хиджре. В свой последний поход аль-Мансур отправился будучи очень больным человеком. Он уже не мог ездить верхом и его перевозили на носилках. Дойдя до Мединасели, он почувствовал приближение смерти.

После каждого своего похода он приказывал выбивать с его военной одежды пыль, которую складывали в специальный сундук. И этот сундук с пылью он всегда брал с собой в военные походы. Перед последним вздохом аль-Мансур завещал засыпать его могилу этой пылью, чтобы она свидетельствовала о его джихаде в день Воскресения. И когда он скончался, его тело было обёрнуто в саван, сшитый его дочерьми, который он всегда возил с собой, и погребено в Мединасели. Тело было положено в могилу, которую засыпали пылью, собранной во время джихада на пути Аллаха. Да смилуется Аллах над аль-Мансуром и поселит его в необъятных просторах садов Блаженства. Да простит Аллах его ошибки и упущения!

Высказывания о нем

Аль-Мансур ибн Абу Амир был опытным политиком, деятельным, энергичным и жаждущим великих дел человеком. Благодаря своей амбициозности и обдуманной политике он смог добиться своих целей. Исламский ученый историк аз-Захаби пишет: «Он был одним из роковых мужей, обладая своим мнением, решительностью, маневром, храбростью и мужеством, что позволило ему привлечь на свою сторону амиров и войско, а также подчинить себе мужчин. Он имел твердую решимость и принципиальность, будучи справедливым, доброжелательным и мудрым политиком».

Говоря о его мудрой политике, можно привести случай из его жизни. Однажды аль-Мансур отправился на земли франков как завоеватель, и прошел к ним через горный проход. Идя вглубь по землям противников, он брал с собой пленных и скот. И когда захотел вернуться назад, то заметил, что они (т.е. франки) перекрыли этот горный проход, встав на защиту его от мусульман. Тогда он сделал вид, что желает обосноваться в их стране. Со своими солдатами он начал строить жилища, сеять зерно, собирать дрова, сено и необходимы продукты. Увидев, что аль-Мансур решил обосноваться, противники решили пойти на мир. Он отправили ему послание с предложением оставить скот и вернуться на свою родину. Однако аль-Мансур заявил, что намеревается обосноваться здесь. Тогда они согласились отдать ему скот, но он не пошел на перемирие с ними. Затем они согласились отдать ему деньги (золото) и верховых животных, нагруженных теми трофеями, которые он собрал в их странах. И только тогда он пошел на перемирие, и они открыли горный проход, через который он гордо вернулся в свою страну.

Исламский ученый Ибн аль-Асир, упоминая о нем, говорит: «Аль-Мансур ибн Абу Амир был образованным в Исламе человеком. Он с уважением относился к обладателям знаний (улемам), любил сидеть и беседовать с ними. Ученые в своих трудах упоминают множество его заслуг и похвальных качеств. Было написано много книг о его достоинствах. Он был глубоко верующим, добропорядочным, набожным и справедливым мусульманином. Его время, в действительности, можно назвать эпохой процветания, где царили благополучие, безопасность и стабильность.

Полководец марокканской династии Шерифов, создавший армию европейских наемников для завоевания государства Сонгай


Ахмад аль-Мансур. Неизвестный художник. XVI в.


Утвердившаяся в середине XVI столетия у власти на территории современного Марокко арабская династия Шерифов была не прочь расширить свои владения на юге. Тем более, что каждый поход в земли африканцев обещал богатую добычу.

Но для того чтобы совершать походы, требовалась не только племенная легкая конница, но и регулярные войска, обученные на европейский лад. То есть арабскому государству на севере Африки требовалось в военном деле шагать в ногу со временем. Это прекрасно понимал шериф-правитель Ахмад аль-Мансур. Озаботившись такой первейшей государственной задачей, он создал сильное регулярное, хотя и немногочисленное войско.

Оно состояло из европейцев, принявших ислам, мавров, бежавших или изгнанных христианами из Испании. Обучение шерифской регулярной армии вели беглые солдаты и офицеры турецкого султана. После этого полководец Ахмад аль-Мансур стал совершать походы, которые далеко не всегда можно было назвать завоевательскими: династия Шерифов больше нуждалась в военной добыче, чем в новых территориях.

Наиболее значительный поход армия Ахмад аль-Мансура совершила в далекое африканское государство Сонгай. Время для похода было выбрано как нельзя самое удачное. Некогда могущественная страна Сонгай, расположенная на берегах реки Нигер, к концу столетия пришла в упадок благодаря участившимся внутренним беспорядкам и борьбе в правящей династии за царский престол. Династическая борьба часто выливалась в кровавую междоусобицу, в которой гибли тысячи воинов-сонгайцев.

О том, что происходит на земле Сонгай, правители-шерифы были хорошо осведомлены от арабских купцов, которым была хорошо известна немалая часть западного и восточного побережья Африканского континента. В ту эпоху купцы (разумеется, небезвозмездно) прекрасно играли роль хорошо осведомленных лазутчиков в сопредельные страны.

Перед началом похода, вернее – набега, за военной добычей, Ахмед аль-Мансур решил не собирать конное ополчение подвластных ему арабских племен. Полководец, взвесив все «за» и «против», решил ограничиться созданной им на европейский лад, пусть и небольшой по численности, но сильной армии.

По национальному составу армия состояла преимущественно из испанских (в том числе мавров) и португальских наемников, вооруженных мушкетами. Расчет успеха строился на том, что чернокожее население внутренних областей Африки не знало огнестрельного оружия. Не знало его еще и население государства Сонгай. Поэтому военный вождь династии Шерифов мог рассчитывать и на успех похода, и на богатую военную добычу.

Арабская (марокканская) армия прошла на африканский юг не через саму пустыню Сахару, а по ее западному краю, то есть по побережью Атлантического океана. В силу этого внезапного нападения на Сонгай не получилось, поскольку на пути постоянно попадались небольшие кочевые племена, которые, как правило, встречали чужеземцев не самым приветливым образом.

Последний для истории правитель Сонгая успел собрать значительное по числу войско. Оно совершило быстрый переход от столицы страны к ее северо-западным границам и там встретило неприятельскую армию. Состоялось большое приграничное сражение: сонгайцы сразу же, с ходу, бесстрашно атаковали шерифских европейцев, успевших принять боевой строй.

Европейские наемники встретили тысячные толпы атакующих полуголых воинов, размахивающих копьями и прикрывающихся плетеными из веток щитами, мушкетным залпом в упор. Грохот выстрелов, облако порохового дыма и сотни убитых и раненых на окровавленной земле привели сонгайцев в неописуемый ужас. Их охватило полное замешательство: с таким врагом они еще не сражались.

Второй мушкетный залп поверг огромное по сравнению с армией Ахмеда аль-Мансура войско правителя Сонгая, да и его самого, в паническое бегство. Бежавших африканских воинов, рассеивавшихся во все стороны, победители не преследовали – впереди их ждала гораздо более ценная добыча, чем военнопленные, проданные в рабство.

Европейцы-марокканцы больше не встретили на земле Сонгай организованного сопротивления, хотя при грабеже и сожжении встречных селений в них летели и копья, и стрелы. Пришельцами был захвачен, разграблен и предан огню самый большой тогда к югу от Сахары торговый город Томбукву. Эта же участь постигла и столицу сонгайского государства город Гао. Он был варварски разрушен завоевателями до основания.

Испанские и португальские солдаты-наемники арабского владыки Ахмеда аль-Мансура возвратились обратно с богатой добычей. Которая в золотом исчислении во много раз превышала расходы шерифской казны на организацию далекой от марокканской земли военной экспедиции.

Так в 1591 году прекратило свое существование древнее африканское государство Сонгай, имевшее богатую историю. И «виной» тому стал правитель-полководец Ахмед аль-Мансур, создатель армии европейских наемников, прославивший Сонгайским походом свое имя в летописи войн Средневековья.

Однако арабской династии Шерифов не удалось утвердиться на берегах реки Нигер. В Марокко вскоре начались внутренние неурядицы. О землях стертого с карты Африки царства Сонгай шерифам пришлось забыть.

Выходец из слоёв мелкопоместной знати, аль-Мансур путём интриг и убийств своих соперников смог возглавить государственный аппарат Кордовского халифата, а впоследствии, изолировав от управления страной халифа Хишама II, сосредоточить в своих руках всю власть в государстве. Предпринятые им 57 походов против христианских государств севера Пиренейского полуострова, привели к установлению доминирования Кордовского халифата в регионе. Жестокость аль-Мансура по отношении к своим противникам и успешность его походов стали причиной того, что он (под именем Альмансор) стал персонажем эпоса христианских стран Западной Европы.

Первоисточники

О жизни и деятельности аль-Мансура сохранилось довольно много сведений в источниках, однако большинство дошедших до нашего времени подобных свидетельств содержится не в сочинениях современников событий, а в более поздних компиляциях.

Полнее всего период правления аль-Мансура освещён в сочинениях мусульмано-испанских авторов. Из них наиболее ценным является труд Ибн Хаййана (XI век) «История Амиридской державы». Полностью это произведение до нас не дошло, но большие извлечения из него сохранились в сочинениях более поздних авторов (Ибн Изари, Ибн аль-Аббара и аль-Маккари). Также данные о временах аль-Мансура содержатся в трудах Ибн аль-Хатиба, Ибн Иби и других авторов.

Сведения испано-христианских источников освещают, в основном, военную сторону деятельности аль-Мансура и не лишены предвзятости по отношению к нему. Из современных концу X века источников больше всего данных содержится в «Хронике Нахеры», «Хронике Силоса», «Анналах Компостеллы» и «Хронике Бургоса». Из сочинений авторов XI века наибольшее внимание аль-Мансуру уделяется в хронике Сампиро. Автор другой хроники, Пелайо из Овьедо (XII век), в своём труде использовал более ранние источники. Написанное в первой половине XIII века сочинение Родриго де Рада, содержит дополнительные сведения о последних годах жизни аль-Мансура (в том числе о битве при Калатаньясоре), но современными историками эти сведения, ранее считавшиеся истинными, подвергаются серьёзному сомнению.

Биография

Детство и юность

Мухаммад ибн Абу Амир (аль-Мансур) родился около 939 года в селении Тораш (вблизи Альхесираса), где его родители, отец Абдалла и мать Борайха, владели небольшим поместьем. Согласно семейному преданию, род Мухаммада происходил от прибывшего из Йемена одного из соратников Тарика ибн Зияда. Отец ибн Абу Амира умер в Триполи, на обратном пути из хаджа в Мекку. Дед Мухаммада со стороны матери был придворным врачом и министром халифа Абд ар-Рахмана III.

Так как семья ибн Абу Амира была небогатой, ему пришлось переехать в Кордову под опеку своего дяди, который для получения Мухаммадом образования определил его в местный университет, где тот изучил юриспруденцию и через несколько лет получил должность нотария. Люди, знавшие Мухаммада в это время, описывают его как способного, но крайне честолюбивого юношу, уже в то время считавшего себя предназначенным для великих дел. По окончании обучения ибн Абу Амир поступил на службу к кади Кордовы Мухаммада Ибн аль-Салиму. Однако Мухаммад пробыл на этой должности недолго: кади по неясным причинам посчитал юношу неспособным к должности и, чтобы избавиться от него, рекомендовал Мухаммада одному из визирей Джафару аль-Мусхафи. Тот взял ибн Абу Амира к себе в качестве секретаря и, таким образом, ввёл его в круг лиц, близких к халифу ал-Хакаму II.

При дворе ал-Хакама II

В феврале 967 года, почти сразу же после поступления на службу к Джафару аль-Мусхафи, Мухаммад ибн Абу Амир был предложен тем ал-Хакаму II в качестве кандидатуры на должность управляющего имениями старшего сына и наследника халифа, 5-летнего Абд ар-Рахмана. Пользуясь своим правом посещать по долгу службы семью халифа, Мухаммад вскоре завязал тесное знакомство с матерью Абд ар-Рахмана, любимой женой ал-Хакама Субх, которая начала оказывать покровительство привлекательному и услужливому придворному. Ходили слухи, что Мухаммад и Субх были любовниками. По просьбе Субх халиф назначил Мухаммада управляющим и её поместьями, а затем в следующем году дал ему и должность начальника монетного двора Кордовы (главного казначея халифа) - одну из важнейших должностей в государственной администрации Кордовского халифата. Взлёт карьеры ибн Абу Амира был стремительным: с момента его первого появления при дворе и назначением начальником монетного двора прошло всего 7 месяцев. В 969 году Мухаммад получил также должность кади Севильи и Ниеблы.

Став главой монетного двора, Мухаммад ибн Абу Амир получил неограниченный доступ к налоговым поступлениям и казне халифа, из которых он стал регулярно присваивать себе деньги и ценности, чтобы на них делать подарки ал-Хакаму II и членам его семьи, а также тем лицам из высшей знати, благосклонности и дружбы которых он хотел добиться. Подарки сделали своё дело и вскоре Мухаммад стал одним из влиятельнийших лиц при дворе халифа. Особенно тесными было его отношения с Субх: когда в 970 году скончался её сын Абд ар-Рахман, она предприняла меры, чтобы ибн Абу Амир был назначен на должность управляющего имениями нового наследника престола, её младшего сына Хишама. Однако рост влияния Мухаммада создал ему и несколько знатных недоброжелателей, которые обратились с жалобой к халифу, в которой сообщили о казнокрадстве Мухаммада. Ал-Хакам II потребовал провести проверку средств, находящихся в казне, но один из друзей ибн Абу Амира снабдил его необходимой суммой, которой тот покрыл недостачу. Таким образом Мухаммад был признан невиновным, а его враги понесли наказание. Это ещё более укрепило доверие халифа к ибн Абу Амиру и тот в 972 году, в дополнение к своим прежним должностям, получил пост начальника полиции Кордовы.

На заимствованные из казны средства Мухаммад построил в окрестностях Кордовы роскошный дворец Аль-Русафа, а сделанное в это же время ал-Хакамом II назначение его управляющим имениями халифа в Африке, позволило ибн Абу Амиру вступить в тесные связи с вождями местных берберских племён.

В 973 году Мухаммад ибн Абу Амир был направлен ал-Хакамом II в Северную Африку, где военачальник Халиб аль-Насири вёл войну с Идрисидами, однако тратил на это, по мнению халифа, слишком много казённых средств. Поездка Мухаммада завершилась полным успехом: он сумел одновременно сократить расходы на содержание войска и сохранить размеры жалования воинов. К тому же ибн Абу Амиру удалось завязать тесные отношения со многими воинами-берберами, составлявшими основу северо-африканской армии Кордовского халифата, и добиться среди них авторитета. По возвращении в Кордову Мухаммад стал в глазах халифа ещё более необходимым чиновником, что выразилось в новых назначениях, которые он получил. В том числе, он был назначен командиром наёмников, составлявших гарнизон столицы.

Смерть ал-Хакама II

1 октября 976 года в своём дворце в Кордове скончался халиф ал-Хакам II. «Славянская партия» во главе с командующими телохранителями-сакалиба Джаузаром и Фаиком, не захотела признать новым халифом 11-летнего сына умершего, Хишама II, опасаясь, что при нём власть в стране перейдёт к сторонникам «арабской партии». Скрыв от всех известие о смерти халифа, сакалиба явились к хаджибу Джафару аль-Мусхафи и под угрозой смерти заставили его поклясться, что новым халифом станет их кандидат, младший брат покойного, 27-летний аль-Мугира. Однако аль-Мусхафи, являясь одним из лидеров «арабской партии», собрал своих сторонников (в том числе и Мухаммада ибн Абу Амира) и настоял на том, чтобы аль-Мугира был казнён. Совершить эту казнь вызвался Мухаммад, заинтересованный, чтобы у власти оказались Субх и её сын, на которых он имел огромное влияние. Взяв отряд наёмников, командиром которых он был, ибн Абу Амир прибыл в дом аль-Мугиры, который всё ещё не знал о смерти ал-Хакама II. Мухаммад потребовал от аль-Мугиры признать новым халифом Хишама II, что тот, опасаясь за свою жизнь, и сделал. Ибн Абу Амир сначала хотел сохранить Мугире жизнь и даже послал просить об этом аль-Мусхафи, но тот потребовал, чтобы аль-Мугира был убит. После этого отказа, Мухаммад отдал приказ своим воинам и те повесили аль-Мугиру в его собственных покоях (впоследствии расследование обстоятельств смерти аль-Мугиры было поручено самому ибн Абу Амиру и тот завершил его тем, что объявил смерть аль-Мугиры самоубийством). Когда лидеры «слявянской партии» узнали о смерти своего претендента, они временно смирились с тем, что халифом станет Хишам II.

2 октября состоялось торжественное восхождение на престол нового правителя Кордовского халифата Хишама II, хотя мусульманская традиция запрещала возведение на трон несовершеннолетних. Мухаммад ибн Абу Амир провёл церемонию присяги жителей столицы халифу, за что получил должности начальника полиции Средней Провинции и управляющего имениями Хишама. 8 октября новый халиф подтвердил назначение Джафара аль-Мусхафи хаджибом и назначил ибн Абу Амира одним из визирей.

Таким образом в Кордовском халифате верховная власть при малолетнем Хишаме II была поделена между Джафаром аль-Мусхафи и Мухаммадом ибн Абу Амиром, принимавшими решения только после их одобрения матерью халифа Субх. Из двух высших чиновников страны аль-Мусхафи имел более высокую должность, а ибн Абу Амир пользовался большим влиянием на халифа и его мать.

Желая окончательно лишить вождей сакалиба влияния на халифа, Мухаммад ибн Абу Амир и аль-Мусхафи приняли меры, чтобы привлечь на свою сторону евнухов, игравших важную роль при дворе правителей Кордовского халифата. Это позволило им в начале 977 года добиться от Субх одобрения отставки наиболее влиятельных из сакалиба.

Первый поход

Ещё в 974 году возобновились активные военные действия между Кордовским халифатом и коалицией христианских государств севера Пиренейского полуострова, в которую вошли королевство Леон, королевство Наварра, графство Кастилия и графство Барселона. В начале 977 года Мухаммад ибн Абу Амир впервые лично возглавил войско мавров, выступив на помощь Халибу аль-Насири, в это время получившему должность губернатора Средней Провинции. Хотя ранее Мухаммад никогда не командовал войском, в первый же свой поход он показал, что обладает талантом полководца. Возглавляемая им армия взяла в феврале принадлежавший королевству Леон город Саламанка, а затем в трёх последовавших одна за одной битвах разбила войска правителей-христиан: король Леона Рамиро III потерпел поражение при Сан-Эстебан-де-Гормасе, граф Кастилии Гарсия Фернандес - при Ланге, а король Наварры Санчо II Абарка - при Эстеркуэле. Дойдя до границ Астурии, ибн Абу Амир повернул назад и возвратился в Кордову, привезя с собой богатую добычу и множество пленных. Первый же удачный поход Мухаммада привёл к значительному росту его авторитета в войске, так как это был первый за последние годы столь успешный поход мавров вглубь христианских владений. Летом ибн Абу Амир и Халиб аль-Насири совершили ещё один успешный поход против христиан. В результате совместных походов между двумя военачальниками сложились дружеские отношения, основой которых стало желание сместить с должности хаджиба Джафара аль-Мусхафи и самим возглавить управление страной.

Союз с Халибом аль-Насири

По возвращении из своего второго похода, Мухаммад ибн Абу Амир добился от Субх одобрения решения о снятии с поста градоначальника Кордовы сына Джафара аль-Мусхафи Мухаммада. Этот пост занял сам ибн Абу Амир, что привело к разрыву его союза с хаджибом. Желая заручиться новым союзником, аль-Мусхафи предложил Халибу аль-Насири заключить брак между своим сыном и дочерью военачальника Асмой. Пытаясь воспрепятствовать хаджибу, ибн Абу Амир сам попросил руки дочери Халиба, на что тот дал согласие. 16 августа 977 года состоялось торжественное бракосочетание Мухаммада и Асмы. Семейный союз с прославленным военачальником ещё больше поднял авторитет ибн Абу Амира в войске, в то время как аль-Мусхафи остался без какой-либо военной поддержки. Благодаря этому союзу под контролем Мухаммада и Халиба оказались почти все войска, размещавшиеся в столице халифата и её окрестностях, кроме личной гвардии халифа, состоявшей из рабов-сакалиба и находившейся под командованием врагов ибн Абу Амира.

Захват верховной власти

В 978 году Мухаммад ибн Абу Амир совершил ещё два успешных похода против христиан: первый ранней весной, а второй 31 мая-6 августа этого года. Один из этих походов был направлен против королевства Наварра и графства Барселона, где мавры атаковали крепость аль-Далия. Походы Мухаммада на христианские владения стали ежегодными.

После завершения первого похода ибн Абу Амир почувствовал себя достаточно влиятельным, чтобы сместить с должности хаджиба Джафара аль-Мусхафи. С помощью матери халифа, Субх, аль-Мусхафи было предъявлено обвинение в растрате средств из государственной казны. Джафар, оставшийся без влиятельных сторонников, был 26 марта смещён с должности и арестован. Ибн Абу Амир был назначен новым хаджибом. Ему же было поручено вести следствие по делу аль-Мусхафи. Мухаммад не стал искать доказательств вины своего бывшего союзника: 5 лет он всюду (даже в походах) возил с собой закованного в кандалы Джафара, всячески истязал и унижал его, а в 983 году приказал убить.

Ещё в 977 году Мухаммаду ибн Абу Амиру удалось отстранить от командования телохранителями халифа, состоявших из воинов-сакалиба, своих врагов Джаузара и Фаика. Позднее из охраны халифа были изгнаны и все их сторонники, а оставшиеся сакалиба принесли новому хаджибу клятву верности. При этом число телохранителей-сакалиба было сокращено, а в охрану халифа были введены верные хаджибу наёмники-берберы. Также Мухаммад принял меры для ограничения влияния на Хишама II его слуг-евнухов, всегда игравших важную роль в управлении Кордовским халифатом. Это вызвало сближение почти всех врагов ибн Абу Амира: сторонников свергнутого аль-Мусхафи, лидеров «славянской партии», а также мусульманских богословов (факихов), недовольных недостаточным, с их точки зрения, благочестием Мухаммада. В конце 978 или начале 979 года был составлен заговор с целью убийства ибн Абу Амира, халифа Хишама II и его матери Субх. Новым халифом предполагалось сделать Абд ар-Рахмана ибн Убейдулу, одного из внуков халифа Абд ар-Рахмана III. Убить халифа вызвался бывший командир сакалиба Джаузар. Он добился аудиенции у Хишама II, во время которой набросился на халифа с кинжалом, но был схвачен придворными, так и не успев нанести правителю какой-либо вред. Во время следствия, порученного ибн Абу Амиру, Джаузар выдал всех своих сообщников. Все они были схвачены и казнены.

«...Там, где сжигают книги, кончают тем, что сжигают людей...»

Не желая портить отношения с влиятельным духовенством, Мухаммад ибн Абу Амир не тронул только факихов. Чтобы продемонстрировать своё благочестие, он призвал мусульманских богословов провести проверку обширнейшей библиотеки халифа, чтобы изъять из неё те книги, которые противоречат нормам ислама. Проверка обнаружила в библиотеке множество книг светского характера (в основном по философии и астрономии), которые ибн Абу Амир повелел прилюдно сжечь на одной из площадей Кордовы, при этом он сам бросал книги в огонь.

Намереваясь сохранить власть над страной и после совершеннолетия Хишама II, Мухаммад ибн Абу Амир и Субх начали убеждать халифа в том, что главное предназанчение государя мусульманской державы - подавать подданным пример истинно благочестивой жизни, а управление халифатом должно находиться в руках преданных ему лиц. Подверженный влияниям Хишам вскоре действительно углубился в жизнь, полную молитв и изучения Корана. Одновременно, под предлогом возможности нового покушения на жизнь халифа, началась его изоляция от внешнего мир



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: