Мифические существа (40 фото). Как выглядит мантикора

Бестиарий древней мифологии богат на интересных существ. Мантикора - это образ зверя, зародившийся в греческой мифологии. С древних времен сохранилось множество сведений об этом загадочном создании, имеющим отношение к хищным зооморфам.

Происхождение

Хищник впервые появился в Индии. Там его название немного отличается - индейцы именуют существо мантихорой. Первые записи о мифическом создании принадлежат греческому врачу Ксетию. Он передавал знания о внешности зверя, голосе и манере охоты. Он преследовал добычу, прячась в зарослях, и тихо нападал на жертву, используя не только жало на хвосте, но и мощные когти и зубы для быстрой расправы.

Долгое время записи Ксетия не воспринимались всерьез - зоологи считали, что индейцы испугались обыкновенного тигра и придумали нового зверя. Эту точку зрения поддержал географ Павсания Он писал, что перепуганные индейцы перепутали стандартный тигриный окрас с ярко-красным в закатном свете, а мистические отличия внешнего вида придумали, чтобы оправдать свое поражение.

Опровергает мысль об искусственном происхождении хищника появление упоминаний о нем в летописях других известных личностей. О мантикоре писали Аристотель и Солин, ссылаясь на записи Ксетия и добавляя новые сведения. Описание существа немного отличается у разных авторов, но в них всегда присутствуют самые яркие черты, присущие мифическому животному.

Внешний вид зверя

Упоминания о том, как выглядит мантикора, можно найти Но в каждом из них обязательно присутствуют главные характеристики внешности

  • размер тела, сопоставимый с размером крупной лошади;
  • туловище существа напоминает львиное, а лицо похоже на человеческое;
  • насыщенный однотонный окрас, кроваво-красного цвета;
  • крепкие зубы, размещенные в три ряда и отличающиеся особой остротой;
  • скорпионов хвост, имеющий острое жало на кончике, длиной в 30 см.

Авторы, занимающиеся исследованиями зверя, отмечают пронзительный взгляд голубых глаз, которые завораживали глубиной и человечностью. В древней живописи мифическое создание изображали с какой-либо частью человеческого тела в зубах, что подчеркивало его охотничьи способности и наводило ужас. Плиний описывал его следующим образом:

«Ктесий сообщает нам, что среди тех же эфиопов, есть зверь, которого он называет мантикора; у него тройной ряд зубов, которые заходят друг в друга, как гребни, лицо и уши как у человека, голубые глаза, сам - цвета крови; у него тело льва, и хвост заканчивающийся жалом, как у скорпиона. Его голос напоминает смесь звука флейты и трубы; он поразительно быстр, и особо любит человеческое мясо.

Юба рассказывает нам, что мантикора в Эфиопии также может подражать человеческому голосу».

Труд Клавдия Элиана из Рима описывает древнее существо более точно, учитывая мельчайшие подробности. Автор отметил волосатые уши твари, похожие на человеческие. Он также уточнил действие жала - оно выпускалось и в упор, и на дальнее расстояние в разных направлениях.

Мифологи отмечали особую волосатость зверя и неимоверную скорость передвижения, сопоставляя ее со скоростью дикого оленя. Голос считался похожим на помесь звуков, издаваемых свирелью и трубой.

Современные исследователи и фантасты приписывают ему большие кожистые и перепончатые крылья, с помощью которых мантикора быстро исчезает с места охоты и становится недосягаемой.

Мантикора и химера

Химера - сущность из греческой мифологии. Согласно одной из версий, она . Проживало существо в Ликии и было обезврежено Беллерофонтом.

Внешность химеры чем-то похожа на мантикору. Отличается химера козьим туловищем, львиной головой и змеиным хвостом. Мифологи проводили множество исследований о схожести двух мифических существ, и нашли отличия не только во внешнем виде, но и в особых способностях. Химера обладала возможностью драться не только с помощью клыков, когтей и хвоста, она умела плеваться огнем, что делало ее не менее страшным зверем, чем мантикора.

Мантикора в Средневековье

Средневековый бестиарий не обошелся без мантикоры. В это таинственное время зверя наделили особенным змеиным шипением, который использовался для приманивания потенциальных жертв - как животных, так и человеческих. Тогда же мифическому существу заменили ряды острых зубов на частокол, исходящий из горла животного.

Охота зверя поражала воображение кровавостью и жестокостью. Животное раздирало жертву мощными когтями, разрывало тело острыми зубами и жалило сопротивляющихся с помощью грозного хвоста. Жало достигало цели даже на больших расстояниях, что исключало любые шансы на спасение.

Средневековье наделило хищного зверя особой кровожадностью, существо стало своеобразным символом зла и войны. В это время хищник был особо популярен, его можно было встретить в бестиариях различных народов. В некоторых из них, мифическое создание наделялось новыми способностями, особыми деталями внешности и изощренными методами заманивания жертв в свое логово.

В Средние века животное считали существующим в реальном мире, а отсутствие задокументированных встреч с ним объясняли приверженностью созданий к одинокой жизни в необитаемых местах.

Легенды о мантикоре

Таинственное существо почти не упоминается во всемирно известных легендах, но во многих странах выдвигались свои версии о его происхождении и умениях. Отсутствие известных легенд объясняют невозможностью убежать от разъяренного зверя - описывать встречи и слагать легенды было просто некому.

Так, в Персии мантикору считают страшным монстром, который отпускает потенциальных жертв только в том случае, если им удастся отгадать загадку.

Еще один вариант - происхождение мифического существа от бога Вишну, который был наделен способностью перевоплощаться в любого необычного зверя. Выбрав образ льва с лицом человека, Вишну одолел в бою демона Хираньякашипу, после чего этот образ Бога стали называть Нарасимхой мантикор.

Мантикора в современном искусстве

Упоминание о таинственном животном можно встретить и в современной литературе. Джоан Роулинг наделила зверя умением летать, добавила ему способность мило мурлыкать после победы над очередной жертвой. Мантикора в произведении Роулинг обладает иммунитетом к магии и является особо опасным хищником по вымышленной классификации.

Подробнее об этом виде животного можно прочитать в произведении «Фантастические твари и где они обитают». Ольга Громко в книге «Профессия: ведьма» добавила существу кисточки на ушах, а Николай Басов наделил животное важной способностью к регенерации.

В культовой книге «Игра престолов» и в снятом по ней сериалу, мантикора присутствует в совершенно непривычном виде. В сериале - это насекомое, которое водится на континенте Эссос. Одна из частей тела насекомого напоминает человеческое лицо. С помощью маленького монстра колдуны Кварта пытались убить Дейнерис Таргариен.

В книге мантикоры жили на островах Нефритового моря и обладали ядовитым жалом, убивающим человека в то же мгновение, в которое яд достигал сердца жертвы. Но учеными было придумано специальное противоядие, позволяющее отсрочить смерть ужаленного.

Сериал «Гримм» представляет сущность в виде оборотня, способного превращаться в человека. Точку зрения сценаристов поддерживает Кирилл Королев, автор «Энциклопедии сверхъестественных существ»:

«Считается, что некоторые люди обладают способностью превращаться в мантикор: по ночам они бегают вокруг поселений в поисках жертв».

Мифическое существо упоминают в мультфильмах и компьютерных играх, во всемирной литературе и музыке. На Украине создается огромный альманах, посвященный истории и возможностям легендарного зверя.

В реальном мире есть хищное насекомое с названием «бугорчатая мантикора». Представляет собой оно крупного жучка коричневого цвета, длина его тела достигает 7 см. Водятся эти насекомые в Африке, особую активность проявляют в ночное время. Имеют крепкие челюсти с зубцами. Упоминается конкретно этот вид в книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Там с мантикорой встречается энтомолог, который с ужасом бежит из ее плена.

Заключение

Древние мифы наделяют мантикору особой устрашающей внешностью, склонностью к кровожадности и людоедству. Мифическое животное не потерялось в стародавних записях, его упоминают в современных произведениях, наделяя его новыми умениями и повышая значимость зверя. Исследования, посвященные этому существу, продолжаются, и ученые не теряют надежду найти новую информацию о таком загадочном и интересном создании.

Мантикора (чудовище) Мантикора (чудовище)

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии . Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV - Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».

В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами. А в романе английской писательницы Дж. Роулинг «Волшебные твари и где их искать» мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг, «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия». В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны. В фильме «Мантикора » (2005) мантикору ничем невозможно убить и только взгляд другой мантикоры (или её отражение) может превратить её в камень. В сериале «Гримм » (s3e11 «Хороший солдат» и s4e12 «Жандарм») мантикоры изображены как опасные и смертоносные существа, лишённые страха смерти. Образ Мантикоры также встречается и в современной мультипликации. К примеру, в мультипликационном американском сериале «Удивительные злоключения Флэпджека », в одном из эпизодов мантикора представлен в образе льва с лицом мужчины и небольшими крылышками, который становится смирным, если его пощекотать. Мантикора встречалась в компьютерных играх серий «Disciples », «Dark Souls » и «Might and Magic » - в «Heroes of Might and Magic III » и «Might and Magic 7 » выглядела как лев с хвостом скорпиона и крыльями (аналогично выглядит в мультсериале «My little pony » (s1e2 и s5e6)), в «Heroes of Might and Magic V » к образу прибавилось человеческое лицо, а также является неигровым монстром в игре «Аллоды Онлайн » (также лев с хвостом скорпиона и крыльями). Мантикора - один из ключевых символов в одноимённом романе канадского писателя Робертсона Дэвиса . Мантикора, также нашла своё отражение в одном из альбомов популярной,Британской группы (Cradle Of Filth),а именно в альбомe 2012 года "The Manticore And Other Horrors".

Напишите отзыв о статье "Мантикора (чудовище)"

Примечания

Ссылки

  • Мантикора - Фантастические существа вики - Викия

Отрывок, характеризующий Мантикора (чудовище)

– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.

Manticora, Epibouleus Oxisor ) - вымышленное существо - чудовище с телом красного льва , головой человека и хвостом скорпиона . Существо с рыжей гривой, имеет три ряда зубов и голубые глаза. Хвост мантикоры заканчивается шипами, яд которых убивает мгновенно. Полагали, что мантикора является хищником и может охотиться на людей. Поэтому на средневековых миниатюрах часто можно увидеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.

Первое упоминание о мантикоре встречается в книгах греческого врача Ктесия , благодаря которому грекам стали известны многие персидские мифы. Аристотель и Плиний Старший в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Он (Ктесий) уверяет, что индийский зверь «мартихора» имеет тройной ряд зубов на обеих, - нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, - в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать так же быстро как олень и ещё он дикий и людоед.

Аристотель «История животных»

Однако наиболее полное из древних описаний мантикоры сделано во II веке н. э. Клавдием Элианом («О природе животных»). Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на её хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Во II веке н. э. Флавий Филострат Старший упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний Тианский расспрашивает Иарха на холме мудрецов.

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии . Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV - Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».

В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами. А в романе английской писательницы Дж. Роулинг «Волшебные твари и где их искать» мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг, «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия». В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны. В фильме «Мантикора» (2005) мантикору ничем невозможно убить и только взгляд другой мантикоры (или её отражение) может превратить её в камень. В сериале «Гримм » (s3e11 «Хороший солдат» и s4e12 «Жандарм») мантикоры изображены как опасные и смертоносные существа, лишённые страха смерти. Образ Мантикоры также встречается и в современной мультипликации. К примеру, в мультипликационном американском сериале «Удивительные злоключения Флэпджека », в одном из эпизодов мантикора представлен в образе льва с лицом мужчины и небольшими крылышками, который становится смирным, если его пощекотать. Мантикора встречалась в компьютерных играх серий «Disciples », «Dark Souls » и «Might and Magic » в «Heroes of Might and Magic III » и «Might and Magic 7 » выглядела как лев с хвостом скорпиона и крыльями (аналогично выглядит в мультсериале «My little pony » (s1e2 и s5e6)), в «Heroes of Might and Magic V » к образу прибавилось человеческое лицо, а также является неигровым монстром в игре «

Мантикора - легендарный зверь. Впервые её описали ещё древние греки, побывав на индийской земле. Особого распространения в те века она не получила, зато обрела заслуженную популярность в наши дни, став монстром из многочисленных фэнтези-книг, компьютерных и настольных игр, а также украсив обложки металл-групп.

В статье:

Описание мантикоры у разных авторов

У неё львиное тело, человеческая голова и скорпионий хвост. Грива тоже львиная, огненно-рыжая, во рту зубы в три ряда, а глаза ярко-голубые. На конце хвоста - ядовитые шипы. Яд убивает взрослого человека на месте. Средневековые миниатюры нередко изображали мантикор с человеческой ногой или головой в пасти. Впервые о звере заговорил греческий врач Ктесий , распространитель многих персидских мифов. Ктесий послужил первоисточником для Аристотеля и Плиния Старшего в их описаниях мифических зверей - , и многих других.

По уверениям Ктесия, чудовище зубасто до крайности - зубы в три ряда на челюстях сверху и снизу, размерами с крупного льва, со львиными лапами и гривой. Голова же походит на человеческую. Шерсть существа - ярко-красная, а глаза - голубые. От земляного скорпиона мантикоре достался хвост с ядовитым жалом, способный выстреливать. Она издает звуки, которые могли бы издавать свирель и труба вместе, а бегает быстрее дикого оленя. Приручить мантикору невозможно, а пищей ей служит человеческая плоть. Так описывает мифического зверя и Аристотель. Некоторые авторы добавляли к образу чудовища крылья, похожие на драконьи.

Самое полное древнее описание этого создания принадлежит перу жившего во втором веке до н.э. Клавдия Элиана , написавшего трактат «О природе животных». Он писал, что любого приблизившегося зверь атакует с помощью хвоста. Шипы на его хвосте толстые, как камышовые стебли, длинной почти тридцать сантиметров. В бою мантикора одолеет любого зверя, кроме льва. Сохранились записи Филострата Старшего о чудесах, рассказанных Иархом Аполлонию Тианскому на холме мудрецов. Мантикора в их числе.

Многие относились к описанию зверя со скепсисом. Павсаний, географ из Греции , в своём «Описании Эллады» сказал, что его, скорее всего, путают с тигром. Павсаний считал, что чистый красный цвет зверя появился из-за наблюдений за тиграми в вечернее время и во время движения. А все остальное, вроде человеческого лица и скорпионьего хвоста - итог выдумок индийцев, ведь у страха глаза велики.

Объяснить заблуждение можно острыми и слегка зазубренными краями зубов во рту хищника, создающими ощущение присутствия дополнительных рядов зубов. У тигров кончик хвоста черный и может ороговеть - тогда его кончик начинает походить на скорпионье жало. Индусы верили, что тигриные усы и хвост ядовиты. Иногда на стенах храмов тигров изображали с человеческими лицами, а потому персидская армия могла увидеть их во время завоеваний. От персов описание мантикоры перешло в греческие мифы.

Древнегреческие книги редко описывают мантикору. Зато в средневековье она была непременной частью бестиариев. Из них зверь перешёл в народный фольклор. В восьмом веке её описывал Варфоломей Английский , в четырнадцатом - Уильямом Кэкстоном была написана книга «Зеркало мира». Кэкстон изменил облик зверя, заменив тройной частокол зубов на пасть в горле, а сладкозвучный голос превратив в змеиное шипение, притягивающее людей к себе. Мантикору по-прежнему считали людоедом.

Особенности поведения мантикоры

Греки считали, что мантикора столь же свирепа, как и химера . Они боялись её, но куда меньше, чем других прославленных монстров. Индусы до сих пор верят в существование зверя-людоеда («мантикора» переводится с фарси как «людоед»). Иногда так прозывают тигров, начинающих охотиться на людей.

Нередко средневековые авторы описывали ее как разорителя и уничтожителя. Но легенд о схватках с мантикорой практически не сохранилось. Считалось, что она предпочитает безлюдные места и избегает людей. В течении всего средневековья мифический зверь украшал эмблему пророка Иеремии. В геральдике он воплощает тиранию, зависть и зло.

Существование мантикоры подтверждалось регулярными исчезновениями людей. Каждый пропавший бесследно считался жертвой мифического зверя. Ведь мантикора пожирала добычу вместе с костями, всеми потрохами и одеждой. Суеверия подкреплялись климатом Индии и Индонезии, где, как считалось, обитает чудовище. Исчезновениями людей в джунглях никого не удивишь и в наши дни.

В тринадцатом столетии был написан роман «Король Александр» о завоеваниях Александра Великого. В романе потеря тридцати тысяч воинов приписывается змеям, львам, медведям, драконам, единорогам и мантикорам. В живописи мантикора символизировала грех мошенничества, ибо была она химерой с лицом прекрасной девы.

Мантикора в наши дни

Нынешний век и конец двадцатого принесли новые трактовки. Бестиарий Анджея Сапковского , писателя-фантаста, известного по серии книг «Ведьмак», подарил мантикоре крылья и умение метко стрелять отравленными шипами в любом направлении. Отечественный фантаст Николай Басов в одном из своих рассказов пишет, что чудовище с легкостью регенерирует после любых повреждений и является практически неуязвимым. Одноименный фильм 2005 года показывает зверя как практически бессмертное существо. Сразить его может лишь другая мантикора или взгляд собственного отражения.

Не осталась в стороне Джоан Роулинг с её «Фантастическими тварями и местами их обитания». В ее версии мантикора при трапезе издает тихое мурлыканье. Её шкура отражает почти все заклинания. Одержимый опасными животными хогвартский лесничий Хагрид скрестил мантикору с огненным крабом. В результате вышел соплохвост, сочетающий черты обоих родителей.

Сериал «Гримм» показывает их как смертоносных существ, не боящихся гибели. Не осталась в стороне современная мультипликация. Сериал об «Удивительных злоключениях Флэпджека» описывает мантикору как мужчину со львиным телом, у которого растут маленькие крылья. Если их пощекотать, то зверь присмиреет.

Мантикора появлялась в таких играх как «Disciples», «Герои меча и магии», а также в знаменитой «Dark Souls» . Нюансы её облика разнятся в зависимости от целей разработчиков, но общим остается наличие львиного тела, крыльев и скорпионьего хвоста. Появлялась мантикора в мультипликационном сериале «My little pony» - там у мантикоры было каноничное лицо человека. Игра «Аллоды online» сделала ее одним из неигровых монстров. Канадский писатель Дэвис Робертсон написал целый одноименный цикл, сделав зверя ключевым символом. Популярная британская группа Cradle Of Filth в 2012 году выпустила альбом «The Manticore And Other Horrors».

Мантикора, возможно, самое кровожадное и опасное из существ. У нее туловище льва, человеческое лицо, голубые глаза и голос, подобный звучанию свирели. Но главные и самые ужасные ее черты – три ряда зубов во рту, ядовитое жало на конце хвоста, как у скорпиона, и отравленные шипы на хвосте, которые мантикора может выстреливать в любом направлении. Наконец, «мантикора» в переводе с фарси означает – «людоед».

Первое упоминание о мантикоре мы встречаем в книгах уже хорошо знакомого читателю греческого врача Ктесия. Благодаря Ктесию грекам стали известны многие персидские мифы. Дальнейшие греческие и римские описания повторяют основные признаки ман тикоры, данные Ктесием, – покрытое рыжей шерстью львиное туловище, три ряда зубов и хвост с ядовитым жалом и отравленными шипами. Аристотель и Плиний в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Однако наиболее полное древнее описание мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на ее хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Хотя очевидно, что Элиан, как Аристотель и Плиний, черпал свои знания о мантикоре у Ктесия, он добавляет, что подробные сведения об этом чудовище содержатся в труде историка Книда. Во II веке н. э. Филострат из Лемноса упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний расспрашивает Иарха на холме мудрецов.

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, ее описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в естественнонаучные труды и фольклорные произведения. В XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV – Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в ее горле», а ее голос, подобный мелодии свирели, становится «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их». Это, по видимому, единственный случай, когда мантикора оказалась перепутанной с сиреной.

В эпоху Возрождения мантикора попадает на страницы «Истории животных» Конрада Геснера и «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла. Начиная с XVIII века мантикора не упоминается ни в одном серьезном научном труде, за исключением посвященных исследованию мифов.

Как уже говорилось, на протяжении веков в описание мантикоры были привнесены лишь малозначительные детали. К примеру, Плиний пишет, что ее глаза не голубые, а зеленые, Варфоломей Английский говорит о том, что «у нее покрытое шерстью тело медведя», а на некоторых средневековых гербах мантикора изображена с кривым или спиралевидным рогом на голове, а иногда с хвостом и крыльями дракона. Однако такие изменения, сделанные разными авторами, мало сказались на общем представлении о мантикоре – со времен Ктесия существует только одна «разновидность» мантикоры.

Хотя происхождение мантикоры неоднократно пытались связать с индийским зверем «макара», европейским волком оборотнем и другими существами, правильнее всего, очевидно, будет сказать, что она «происходит» от индийского тигра. Это предположение высказал еще во II столетии н. э. комментатор Ктесия греческий писатель Павсаний. Он считал, что челюсти с зубами в три ряда, человеческое лицо и хвост скорпиона – не что иное, как «фантазия индийских крестьян, испытывающих ужас перед этим животным». По мнению Валентайна Болла, легенда о трех рядах зубов могла возникнуть из за того, что коренные зубы некоторых хищников имеют несколько острых рядов на каждом, а жало мантикоры – ороговевший участок кожи на кончике хвоста тигра, напоминающий своим видом коготь. Кроме того, по индийскому поверью, усы тигра считаются ядовитыми. Уилсон полагает, что древние персы увидели человеческое лицо мантикоры на индийских скульптурах тигра божества.

В средние века мантикора стала эмблемой пророка Иеремии, поскольку она – существо подземное, а Иеремия был сброшен врагами в глубокую яму. В фольклоре мантикора стала символом тирании, зависти, зла вообще. Еще в конце 30 х годов нашего столетия испанские крестьяне считали мантикору «зверем плохих предзнаменований».

Начиная со средних веков мантикора приходит в художественную литературу. В романе XIII века «Царь Александр» говорится о том, что у берегов Каспия Александр Македонский потерял в битвах со львами, медведями, драконами, единорогами и мантикорами 30 тысяч своих воинов. В поэме Джона Скелтона «Воробей Филипп» (XVIII век) маленькая девочка, обращаясь к коту, убившему ее любимую птичку, говорит: «Пусть твой мозг съедят горные мантикоры». В пьесе Джорджа Уилкинса «Несчастья насильственного брака» один из героев с «мантикорами, врагами человечества, у которых два ряда зубов» сравнивает ростовщиков.

Мантикора – один из зверей искусителей в новелле Флобера «Искушение святого Антония». У Флобера мантикора – тоже рыжий лев с человеческим лицом и тремя рядами зубов; кроме того, она распространяет чуму.

В фантастическом рассказе Пирса Энтони «Заклинание хамелеона» мантикора, «существо, размером с лошадь, с головой человека, телом льва, крыльями дракона и хвостом скорпиона», охраняет дом доброго волшебника.

Изображения мантикоры встречаются не чаще, чем упоминания о ней в литературе. Большинство из них книжные иллюстрации. В отличие от ученых и писателей художники позволяли себе относиться к образу мантикоры с большей долей фантазии. Мантикору изображали и с длинными женскими волосами, и со стрелами на хвосте. Единственное изображение трех рядов зубов можно увидеть в вестминстерском бестиарии. Мантикора украшает карту мира Герефорда XIII века. Самая подробная иллюстрация воспроизведена в бестиарии XVII века. На ней изображено существо с головой мужчины, туловищем льва, хвостом скорпиона, крыльями и когтями дракона, коровьими рогами и козьим выменем.

Картинки из бестиариев вдохновляли многих декораторов христианских храмов. Изображение мантикоры можно увидеть на восьмигранной колонне в аббатстве Сувини, на мозаиках в кафедральных соборах в Аосте и в Каоре, где мантикора олицетворяет святого Иеремию.

За свою более чем двухтысячелетнюю историю мантикора мало изменилась и, несмотря на предпринимавшиеся в нынешнем веке попытки придать ей добродетельные черты, остается символом кровожадности.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: