Последний Пророк Мухаммад, мир Ему. Его предки Пророка. Наше отношение к Пророку, мир Ему. Мухаммад мир ему Пророк мухаммед мир ему и благословение

Джабир ибн Самура (радыйаллаху анху) передал от Пророка (мир ему):

* «Когда приблизилось время моего пророчества, очень часто какое-нибудь дерево или камень обязательно приветствовали меня».

* «Незадолго до начала ниспослания откровений, в тех местах, где я оставался один, мне слышались голоса : «О, Мухаммад». Я оглядывался и никого не видел вокруг. И тогда я сказал Хадидже: «У меня возникли опасения». Хадиджа сказала: «Упаси Аллах! Тебя не коснется беда, будь спокоен. Тебя ждет только добро».

В одном риваяте говорится, что он начал слышать голоса за три года или пять лет до прихода откровений. И каждый раз рядом он никого не видел, только на расстоянии семи миль появлялся какой-то свет и наполнял его душу радостью.

* Аиша-и Сыддика передает: «До начала откровений Расулюллах (мир ему) видел правдивые сны. На следующий день они обязательно сбывались. Всё это началось с двенадцатого числа месяца рабиуль-авваль. Видимо, это было подготовкой к получению откровений и к его встрече с ангелом.

* Согласно преданию, когда Посланнику (мир ему) исполнилось семь лет, Исрафил (алейхи салям) взял его под свою защиту и три года служил ему. Время от времени он показывался ему и что-то говорил. Когда Мухаммаду (мир ему) исполнилось одиннадцать лет, по воле Аллаха с ним начал беседовать Джибриль (алейхи салям). Он служил ему двадцать лет, но не показывался ему воочию. Когда ему исполнилось сорок лет, Джибриль (алейхи салям) показался ему по воле Аллаха, о чем мы расскажем в скором времени, ишнааллах.

* Когда приблизилось время прихода откровений, Расулюллаху (мир ему) была внушена любовь к уединению. В пещере на горе Хира он провел много дней и ночей в одиночестве, предаваясь размышлениям и поминанию Аллаха. Соскучившись по своим домашним, он возвращался домой и некоторое время оставался с ними.

Хадиджа (р.а.) собирала ему немного припасов, и он снова уходил в пещеру на горе Хира. Ширина той пещеры составляла чуть больше четырех аршин, а местами была еще уже. От Мекки до пещеры было около трех миль. По дороге из Заповедной мечети в Мину пещера оставалась с левой стороны.

Согласно преданию, Мухаммад (мир ему) очень любил уединяться в пещере и проводил в ней большую часть своего времени. Женщины племени курайш уже стали стыдить Хадиджу (р.а.), говоря ей: «Эй, госпожа арабов! Ты оказала Мухаммаду столько почестей, столько добра потратила на него, а теперь он даже не любит тебя».

Хадиджа (р.а.) отвечала им: «Меня не тронут эти ваши предположения, у меня даже в мыслях нет ничего такого. Вы ошибаетесь, он не потеряет интереса ко мне. Поистине, в нем проявляются признаки величия и знамения пророчества. В скором будущем проявится то, чего я ждала много лет».

В преданиях говорится, что один месяц в году он оставался в пещере в одиночестве, затем возвращался, совершал семикратный таваф вокруг Святой Мекки, потом приходил в дом Хадиджи (р.а.).

Среди видных имамов нет единого мнения относительно того, как именно поклонялся тогда в пещере Мухаммад (мир ему). Некоторые из них полагали, что он размышлял о творениях Всевышнего Аллаха, о царящих в мироздании совершенном порядке и гармонии. В результате таких размышлений в его благословенной душе рождался свет.

Кто-то из имамов говорил, что обряды поклонения ему тогда сообщал Всевышний. Существовали разногласия и по поводу того, какому из прежних шариатов соответствовало его тогдашнее поклонение. Некоторые сказали, что такого соответствия не было, поскольку Мухаммад (мир ему) является тем, кому все должны следовать, а сам он не может быть ничьим последователем.

Были и утверждавшие, что он соблюдал один из прежних шариатов, однако неясно, какой именно. Некоторые говорили, что он соблюдал шариат пророка Ибрахима (алейхи салям). По мнению великих имамов, эта последняя точка зрения является самой предпочтительной. Но были и говорившие, что он следовал шариату пророка Исы, или шариату пророка Мусы, или шариату пророка Нуха. Некоторые говорили, что он следовал религиям всех пророков.

В благословенном сердце Посланника Аллаха (мир ему) не осталось ничего присущего сотворенным. Он настолько забылся в той пещере, что рассудительные арабы стали говорить: «Мухаммад (мир ему) влюбился в своего Господа».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – последний из пророков, после него не родится другой пророк, он завершает посланническую миссию и является печатью пророков.

Каждый мусульманин следующий по пути Пророка (мир ему и благословение), дабы заслужить восхваление и счастье на этом и на Том свете, не может обойтись без знаний о жизни, прекрасных качествах и красоте поведения Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всевышний Аллах одарил Своего Посланника всеми совершенствами этого и потустороннего миров, которыми не одаривал более никого.

Родился Избранник Аллаха (мир ему и благословение) на рассвете 12 числа месяца Раби‘-уль-авваль (20 апреля) 571 года по григорианскому календарю, в понедельник в городе Мекка.

Его рождение сопровождалось чудесами и знамениями, возвещавшими необыкновенного младенца. Он происходил из благородного и знаменитого рода Хашима из племени Курайшитов. Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил так: «Всевышний, сотворив народ, разделил его на две части – арабов и неарабов (аджамы). Затем разделил арабов на йеменцев, музаров и курайшитов, и избрал из них курайшитов и вывел меня из лучших среди них».

Отца Пророка (мир ему и благословение) звали ‘Абдуллах , мать – Амина .

Все мусульмане должны знать родословную Пророка (мир ему и благословение):

По отцу – ‘Абдуллах, ‘Абдул-Мутталиб, Хашим, ‘Абду-Манаф, Кусайй, Килаб, Муррат, Ка‘аб, Луайй, Галиб, Фихру, Малик, Назар, Кинана, Хузайма, Мудрика, Ильяс, Музар, Низар, Му‘адд, ‘Аднан;

По матери - Амина, Вахб, ‘Абду-Манаф, Зухрат, Килаб.

Килаб был общим предком родителей Пророка (мир ему и благословение), следовательно, далее все предки у них общие и они являются потомками пророка Исма‘ила (мир ему), сына пророка Ибрахима (мир ему).

Отец ‘Абдуллах умер в возрасте 25 лет, еще до рождения Пророка (мир ему и благословение). По исполнении шести лет он становится круглым сиротой. Два года после смерти матери Мухаммад жил со своим дедом Абдул-Мутталибом. Когда ему было восемь лет умер и дед, после чего опекуном Мухаммада (мир ему и благословение) стал его дядя Абу-Талиб, отец будущего халифа ‘Али-асхаба (да будет доволен им Аллах).

В те времена у арабов был обычай отправлять детей на воспитание к кочевникам и нанимать для них кормилиц, дабы дети росли развитыми, крепкими; и дедушка Мухаммада (мир ему и благословение) поступил так же. Кормилицей Пророка (мир ему и благословение) была Халима (мир ему и благословение). Она еще в раннем возрасте обнаружила его физические и умственные способности: в два месяца он ползал, в три – встал на ноги, четыре – ходил, держась за что-либо, в шесть – стал свободно передвигаться, в семь – бегал, на восьмом месяце довольно внятно произносил слова, на девятом месяце мог вести плавную беседу, в которой обнаруживал такую мудрость, что поражал изумлением всех, кто слушал его, в десять – стал стрелять из лука.

Халима помнила, как он, впервые заговорив, восхвалял Всевышнего Аллаха, и с того дня он не прикасался ни к чему, не упомянув Аллаха, и не брался за что-либо левой рукой.

Мухаммад (мир ему и благословение) рано приобщился к труду, пас овец мекканцев. Он был очень чист и искренен, свободен от всякой дурной мысли. Великое доверие, питаемое к его рассудительности и праводушию, было причиной того, что сограждане часто выбирали его посредником в своих спорах. Он отличался добронравием, справедливостью, надежностью, решительностью, добропорядочностью и умом.

Еще с детства его всегда сопровождало белое облачко на небе, создавая ему тень. Он никогда не жаловался на судьбу и всегда восхвалял Всевышнего Аллаха.

На Мухаммада (мир ему и благословение) было возложено пророчество в Мекке, когда ему было сорок лет. Он был послан как пророк ко всему человечеству, к ангелам и джиннам.

Он стал долго и терпеливо проповедовать Ислам.

В начале пророчества знать курайшитов ополчилась против Пророка (мир ему и благословение), почуяв угрозу своим устоям и традициям. Его и первых мусульман стали притеснять, преследовать, ущемлять морально и физически.

Величайшей трудностью, с которой он сталкивался, были насмешки его противников. На него клеветали, называя поэтом, другие решили, что он одержим дьяволом, обвиняли его в колдовстве и чародействе. Он подвергался тем насмешкам, брани и оскорблениям, какими неверные всегда готовы осыпать человека, не подходящего ни по уму, ни по деятельности под их уровень. Неверные все свои силы направили на противодействие Истине, которую он распространял. Над ним посмеивались, натравливали детей, умалишенных и женщин, чтобы они забрасывали его камнями, набрасывались на него, пытаясь убить его. Мухаммад (мир ему и благословение) и его сподвижники терпели все это ради Аллаха и Его религии.

В 620 году, на десятом году пророчества, Всевышний Аллах вознес его на небеса. Сначала Аллах перенес его ночью из Мекки в Иерусалим, в мечеть Байт-уль-Мукаддас (исра’), а затем вознес на небеса (ми‘радж), где ему было показано множество чудес. Он увидел людей, которых наказывают за их деяния, встретился с пророками, ему были открыты многие тайны Аллаха, в которые Он не посвящал больше никого, его возвысили так особо, как Аллах не возвышал более никого, и тем самым ему была оказана особая честь.

В 622 году по христианскому летосчислению, в тринадцатом году пророчества, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с дозволения Всевышнего вместе с первыми мусульманами переселился из Мекки в Ясриб, впоследствии названный городом Пророка – Мадинат-ун-Наби (Медина). С этого переселения (по-арабски «хиджра») начинается мусульманское летоисчисление (по Хиджре).

Между первыми мусульманами и неверными произошло множество войн и сражений. Но никогда войну мусульмане не начинали первыми. Впоследствии Ислам постепенно распространился по Аравийскому полуострову. Пророк (мир ему и благословение) учил людей исламской религии, разъяснял обязанности и запреты, указывал им полезный для обоих миров правильный путь, показал людям множество чудес (му‘джизат). Разумные следовали за Пророком (мир ему и благословение). Через десять лет после Хиджры Ислам стал господствующей религией на всем Аравийском полуострове.

Умер Пророк (мир ему и благословение) после полного доведения до людей религии Ислам в возрасте 63 лет, 12-го числа месяца Раби‘-уль-авваль 11-го года Хиджры, (632 год гр.к.) в Медине, и похоронен там же, в комнате своей жены ‘Айши (да будет доволен ею Аллах), рядом с Мечетью Пророка (мир ему и благословение). (В настоящее время Мечеть Пророка (мир ему и благословение) расширена, и его могила оказалась внутри этой Мечети).

Пророк (мир ему и благословение) родился, вышел из Мекки мухаджиром в Медину, прибыл в Медину и умер в понедельник.

Сподвижников Пророка (мир ему и благословение) называют асхабами. Наиболее высокочтимыми среди них являются Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али (да будет доволен ими Аллах), впоследствии, в перечисленном порядке, ставшие халифами (наместниками Пророка (мир ему и благословение)), то есть правителями мусульман.

От Ибн ‘Аббаса (Аллах доволен ими обоими) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других:
➡ молодостью прежде старости,
➡ здоровьем прежде болезни,
➡ богатством прежде бедности,
➡ свободным временем прежде занятости,
➡ жизнью прежде смерти!»

(аль-Хаким:4/341, Ибн Абу Шайба:34319. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захабий и шейх аль-Альбаний. См. “Сахих ат-таргъиб”:3355, «Сахих аль-джами’»:1077).

Когда человек начинает понимать религию Ислам, это меняет его жизнь. Путь ислама переворачивает всю жизнь человека. Некоторые люди произносят шахаду одни, некоторые переходят в Ислам целыми семьями. Если муж и жена, у которых есть маленькие дети, решают принять ислам или начать соблюдать, то, скорее всего, их дети станут мусульманами. Для тех, у кого дети постарше, тем более подростки, переход может оказаться более сложным.

Иногда подростки полностью и с открытым сердцем следуют примеру родителей, другие принимают ислам с некоторой осмотрительностью, и много таких, кто вообще не хочет перемен. Впрочем, членам семьи, которые решили принять ислам и тем, кто присоединился к ним на пути к тому, чтобы стать правоверными мусульманами, следует помнить Сунну, в которой Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о молодежи. Она облегчит переход в новую веру и сделает его более позитивным для всей семьи.

Когда Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) получил первое откровение в пещере на горе Хира, ему тогда было сорок лет. Пророк обладал определенными лидерскими качествами. Значительная часть последователей Ислама в то время были молодыми людьми. Пророку Мухаммеду пришлось выполнить самую важную миссию, которая может быть возложена на человека: изменить убеждения язычников-арабов, отвратить их от безбожных занятий, жестоких привычек, развращенного поведения и убедить их принять религию ислам как образ жизни.

История ислама открывает нам, что это была трудная попытка изменить культуру черствых сердцем язычников, которые давно сроднились со своими традициями. Но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) пришел с посланием Аллаха, и его целевая аудитория, в то время была по большей части молодежью.

Анас бин Малик (да благословит его Аллах) был одним из молодых людей, которые росли рядом с Пророком. Анас (да благословит его Аллах) упоминает, что Пророк никогда не позволил себе ни одного неуважительного слова ни в его адрес, ни в обращении с другими членами этого молодежного сообщества. Он трудился для Пророка и взрослел, учась религии и наукам на примерах поступков и поведения Пророка. В свое время Анас был признан одним из лучших рассказчиков хадисов.

Пророк никогда не оставался безразличным к делам молодёжи своего времени. В одном хадисе Пророк (мир ему и благословение) призывает сподвижников приобрести знание по обучению чтению Корана от четырёх молодых сподвижников: Ибн Умму Абда, Муаз бин Джабала, Убаю Ибн Кааба и Салима – вольноотпущенника Абу Хузайфы.

Пророк Мухаммед имел и других молодых спутников, которые тянулись к нему. Он часто шутил, называя Али ибн Аби Талиба «Абу Турааб» (отец пыли), за то, что тот спал на пыльной земле. Он также был хорошо знаком с его семьей, особенно его младшей дочерью Фатимой, и, как известно, при всех восхищался ею. Много раз, когда Фатима входила в комнату, где находился Пророк, он устремлялся к ней, брал ее за руки, целовал и провожал на место. Известно, что Фатима отвечала ему взаимностью. Но, насколько бы ни были светлыми и радостными отношения Пророка с молодыми людьми, он непрестанно готовил их к тому, чтобы они стали лидерами будущего.

Нет сомнений в том, что жена Пророка Аиша (да благословит его Аллах), занимала высокое положение уже в молодом возрасте, потому что она пережила своего мужа почти на полвека и стала учителем, каких до неё не знала история. И до наших дней мусульмане во всем мире читают её повествования и относятся к ней с высочайшим уважением как к одной из самых достопочтимых женщин ислама.

Другая жена Пророка Хафса (да благословит её Аллах), дочь Умара (да благословит его Аллах), была назначена хранительницей свитков Священного Корана, а это огромная ответственность для молодой женщины. Это доказывает, что хотя многие соратники Пророка во времена его жизни были подростками, они были готовы к зрелости.

Как добился этого Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)?

Али говорил, что молодые люди в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года нуждаются в дружбе, к ним нужно относиться как к друзьям.

Учим ли мы свою молодежь таким же образом? Заслуживаем ли мы доверие дружбой с ними, уважаем ли их мнение, помогаем ли им в трудностях как добрые друзья? Или мы продолжаем ругать их за ошибки, наказывать за незнание, относиться с высокомерием, игнорировать их, когда они нуждаются в помощи, оправдываясь тем, что это просто «подростки с их вечными проблемами»?

Сегодня молодёжь впитывает в себя все болезни нашего общества: наркотики, проституция, воровство, а всё начинается с прогулов школы, низкого уровня образования, от одержимости поп-культурой, а через неё желание денег, славы, доступных женщин. Чрезмерная подверженность мнению ровесников создаёт трудность молодому мусульманину оставаться верным исламским принципам.

Родители подростков, принадлежащие к религии Ислам, должны понимать, что процесс образования выходит далеко за стены школы. Молодежь, находившаяся рядом с Пророком, была постоянно в окружении добронравных взрослых кристальной честности. У взрослых молодые люди учились заключать торговые сделки по шариату, заниматься дааватом (призывом), учить неграмотных людей, выполнять работу по дому и т.д.

Неправильно отбирать у молодежи право принимать собственные решения, участвовать в жизни общества, учиться на примерах реальной жизни, открывать свои собственные интересы и черты, которые помогут преуспеть во взрослом мире.

Пророк также настойчиво наставлял молодых мусульман, уважал её взгляды, и разрешал молодым сопровождать его даже в самых опасных ситуациях. Молодежь, окружавшая пророка, занимала активную позицию в жизни мусульманского общества.

Сегодня родители не должны смотреть на подростков как на детей с какими-то странными гормональными выбросами.

Мусульманам из числа молодежи важно знать, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) относился к подросткам вокруг него: всегда готовый на похвалу за добрые дела и мягко предостерегающий против дурных поступков.

Принять ислам всей семьёй – непросто, особенно, если в семье есть взрослые дети, и здесь им важно показать, как ценят то, что они делают, способствовать развитию их индивидуальности, независимости и автономии в принятии решений.

Самый лучший вариант для семьи, которая пришла в ислам или начала соблюдать, это совместное и взаимное обучение родителей и детей на пути к тому, чтобы стать хорошими мусульманами. Даже если старшие дети решат не следовать примеру родителей в выборе веры, к ним все равно следует относиться с любовью и уважением в свете заповедей Сунны, потому что со временем они могут открыть для себя красоту веры, то, насколько важное место она отводит молодежи.

Пророк Мухаммед считал молодежь важной частью общества. Он способствовал тому, чтобы они учились и взрослели, участвуя в торговых сделках, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), ученых дискуссиях, как Али (да будет доволен и м Аллах); переговорах с другими народами, как Усама ибн Зайд (да будет доволен и м Аллах), возглавивший мусульманскую армию, в которой были и мужчины, годившиеся ему в деды, и пятнадцатилетние подростки.

Девушки тоже не были в стороне. Дочь Пророка Рукайя (да будет доволен ею Аллах) участвовала в организации первой хиджры в Абиссинию во время самых серьезных гонений на мусульман. Асма (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), рисковала жизнью, помогая Пророку(мир ему и благословение Всевышнего) и Абу Бакру, когда им пришлось покинуть Мекку. Ее могли убить, но непоколебимая решимость, основанная на любви к Аллаху и страхе перед ним, помогла ей выполнить ее долг и защитить Пророка и её отца, когда их преследовали курайшиты.

Узнавая ислам, человек меняет своё отношение к людям, и к старикам, и к детям, и к подросткам. Многие считают, что подростки слишком молоды, чтобы принимать собственные решения, поэтому их удел «наслаждаться жизнью», ходить на вечеринки, сплетничать о знаменитостях и т.д. На самом деле молодежь нужно поощрять к тому, чтобы они были сильными и активными членами общества. Сегодня молодёжь не знает трудностей, которые приходилось испытывать спутникам Пророка, но ей определенно известны искушения и внутренние противоречия.

Существует много способов сделать молодых людей активными участниками общины: им только нужна дружеская поддержка взрослых, которые хотят вырастить из них богобоязненных людей и не допустить, чтобы они попались в ловушку шайтана. И здесь нужно действовать в соответствии с Сунной. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) всегда проявлял доброту и терпение к молодым, относился к ним с уважением, ценил их мнение, разрешал самостоятельно принимать решения.

Новым мусульманам также важно, чтобы их подростки могли обрести близких им по духу товарищей, независимо от возраста и культуры. Как только молодой мусульманин обретает ощущение принадлежности к исламу и умме, у него формируются правильные приоритеты, и он, Инша Аллах, сможет достичь настоящего счастья в обоих мирах.

Религия Ислам уделяет огромное внимание подрастающему поколению, так как его здоровье – это и есть здоровье общества. Всё зависит только от нас самих, изменяя себя и своё окружение, мы сможем достичь блага.

Более 1400 лет назад, 12 раби аль-авваля 570 года, во влиятельном семействе Бану-Хашим, принадлежавшем к племени Курайш, родился ребенок. Его мать Амина происходила из другого уважаемого клана племени Курайш, Бану Зухра. О предстоящем рождении будущего великого реформатора Ахмада, «достославного, восхваляемого» на небесах, ей возвестил ангел Господень, явившийся к ней во сне. Родившегося ребенка она назвала Мухаммадом (что значит «восхваляемый»).

Известно, что родословная Мухаммада (мир ему и благословение) восходит к пророку Ибрахиму (мир ему). Отец Мухаммада, Абдуллах умер за несколько месяцев до его рождения, а когда мальчику исполнилось пять лет, умерла и его мать. Фактически, его вырастил дед Абд аль-Мутталиб.

Во времена безбожия Всемогущий Аллах многократно избирал среди людей пророков, чтобы они вели народы к добродетели и почитанию Единого Бога. Не были исключением и арабы, поэтому Мухаммад (мир ему и благословение), благодаря своим выдающимся личным качествам был избран Творцом Вселенной Своим последним Посланником. На тот момент, когда он был призван к пророчеству и распространению религии мира, то есть ислама, Мухаммаду исполнилось 40 лет.

За короткий промежуток времени Мухаммаду (мир ему и благословение) удалось перевернуть жизнь людей не только с помощью Корана и заповедей ислама, но и благодаря своей исключительности как личности.

Сегодня, под воздействием западных СМИ многие думают, что этот человек нес свое слово силой, в подтверждение приводятся бесчеловечные действия движений, якобы руководствующихся учением Пророка (мир ему и благословение). Вне всяких сомнений, эти обвинения не имеют под собой никакой почвы.

Давайте обратимся к жизни Мухаммада (мир ему и благословение) и вспомним, кем же на самом деле он был и что проповедовал.

Правдивый и надежный

С самого детства Мухаммад (мир ему и благословение) пользовался уважением соплеменников за свою безупречную репутацию и честность в делах. Эти его качества подтверждали даже злейшие враги. Других он тоже призывал говорить правду, считая это залогом успешной борьбы с аморальностью.

Однажды один человек пожаловался ему на множество вредных привычек и попросил помощи. Одной из таких привычек была ложь, поэтому Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал ему для начала всегда говорить правду. Человек пообещал и ушел. Вскоре после этого он собрался совершить кражу, но вспомнил, что теперь ему придется в ней признаться. Поэтому он решил не красть. В другой раз он захотел выпить вина, что было предосудительным, но не сделал этого, не желая скрывать правду в ответ на возможные вопросы. Так он постепенно избавился от злейших пороков, и это стало возможным благодаря дальновидному совету Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Честности Пророка доверяли не только мусульмане, но и немусульмане: они спокойно поручали ему свое имущество. Этим объясняется то, что на момент переселения из Мекки в Медину у него были кое-какие пожитки. Поэтому он велел Али (мир ему) вернуть все вещи их хозяевам после его отъезда. За эти качества его называли Ас-Сидик (правдивый) и Аль-Амин (достойный доверия).

Объединение племен во время отстройки Каабы

Поскольку Кааба всегда почиталась у арабов как святыня, когда она пострадала от наводнений, арабские племена начали бороться за право ее восстановления. Когда после строительства пришло время водворить на место Хаджр аль-Асвад, «черный камень» – реликвию времен Адама и Евы – старейшины решили поручить уладить спор о том, кому достанется эта честь, первому, кто назавтра войдет в Каабу. Этим человеком оказался Мухаммад (мир ему и благословение). Он предложил, чтобы камень несли главы сразу всех племен, взявшись за края полотна, на которое положат «черный камень». Когда это было сделано, Мухаммад (мир ему и благословение) собственноручно водрузил камень на место.

Этот случай наглядно показывает его умение мудро разрешать конфликты так, чтобы никого не обидеть. Кроме того, мы видим, что будущий Пророк был склонен стремиться ко всеобщему благу и гармонии еще до того, как ему было ниспослана весть об исламе.

Забота о чувствах людей

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) на собственном примере учил сподвижников самоотверженности и уважению к людям. Обычно после сбора урожая ему подносили в дар какие-нибудь плоды, и один бедняк тоже принес ему единственный плод со своего маленького участка. Мухаммад(мир ему и благословение) принял его, попробовал и начал есть. Тогда один из сподвижников напомнил, что они тоже имеют право на этот плод, так как он всегда делился с ними подарками. В ответ на это Пророк, дождавшись, когда тот человек ушел, с улыбкой объяснил: «Этот плод еще зеленый и кислый. Если бы его попробовал кто-то из вас, он показал бы, что ему невкусно, и тем обидел бы этого человека». На примере этого эпизода мы видим, насколько Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не был равнодушен к людям и как заботился о том, чтобы не ранить их чувства.

Внимание к правам тружеников

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также подчеркивал необходимость справедливого отношения к слугам, и это в то время, когда зажиточные люди бывали весьма жестоки с теми, кто находился у них в услужении. Пророк, напротив, собственноручно привязывал своего верблюда, чтобы никого не беспокоить.

«Аллах дал вам ваших братьев в подчинение. И тот, у кого в подчинении есть брат, пусть поделится с ним едой и одеждой, и не поручает ему труд непосильный. Если же поручит – пусть поможет ему» (Бухари)

Таким образом, это урок каждому, чтобы никто из нас не ущемлял других людей, особенно тех, кто от нас зависит. К сожалению, в наши дни нередко приходится наблюдать прямо противоположное этому хадису: состоятельные люди, не стесняясь, показывают свое пренебрежение к обслуживающему персоналу. Это противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение), которая призывает видеть в помощниках по хозяйству, прежде всего, людей, обладающих своими правами.

Защита животных

Мухаммад (мир ему и благословение) защищал права не только людей, но и животных. Так, когда кто-то залез в птичье гнездо и забрал птенцов, Пророк велел ему вернуть их на место, так как мать, должно быть, уже в тревоге ищет их. Кроме того, он велел проявлять сострадание к животным, предназначенным в пищу.

«Не режьте одно животное на глазах у другого и не режьте его дважды» (Муслим)

Это значит, что Мухаммад (мир ему и благословение) сам относился к животным гуманно и призывал к этому других. До него никто не уделял такого большого внимания заботе о людях и животных и не был в этом так последователен.

Уважение женщин

В доисламскую эпоху у арабов было принято несправедливое отношение к женщинам. Они даже могли похоронить живьем родившуюся девочку, считая ее бесполезным созданием. За женщинами не признавали доли в семейном имуществе и относились к ним не намного лучше, чем к рабыням.

Наперекор этим варварским обычаям Пророк (мир ему и благословение), в соответствии с заповедями Аллаха, наделил женщин имущественными правами и запретил мужьям самовольно распоряжаться имуществом жен. Более того, он вменил мужчинам в обязанность заботиться о жене и детях и относиться к ним как к равноправным членам семьи. В случае, если муж требует у женщины развода, она имеет право на махр. Женщина также может получить развод, если недовольна семейной жизнью. До того женщина никогда не пользовалась такими привилегиями, мужчины имели столько жен, сколько хотели, и обращались с ними, как с собственностью. Но с приходом последнего Пророка (мир ему и благословение) женщины получили защиту, так как мужчинам было разрешено иметь не более четырех жен и при условии равноценного к ним отношения.

Что касается хиджаба, то в доисламские времена женщины носили одежду, не скрывающую их красоту и привлекательность, поэтому они выглядели в глазах мужчин как сексуальный объект. Но Мухаммад (мир ему и благословение), по приказу Аллаха, велел женщинам одеваться так, чтобы беречься от домогательств мужчин и чтобы по хиджабу каждый мог узнать в женщине мусульманку.

Из всего этого ясно, что последний Пророк (мир ему и благословение) только улучшил положение женщин, ничего им не навязывал, а его нововведения служили только их пользе.

Справедливость во время войны

Единственной целью пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение) было распространение послания Всемогущего Аллаха. Поэтому Пророк, когда только было возможно, старался не нарушать мира. Например, когда ангел Джибриль предложил ему пойти войной на Таиф, где Пророка (мир ему и благословение) оскорбили и ранили, он не стал этого делать. Более того, он призвал на его жителей милосердие и руководство Господне.

В Мекке первые мусульмане подвергались жестоким гонениям, противники Посланника Аллаха даже хотели его убить, поэтому он принял решение переселиться в Медину. Но после этого неверные еще больше ожесточились против оставшихся в Мекке верующих. Поэтому мусульманам было приказано воевать с ними и добиться мира в обществе.

В связи с этим Пророк (мир ему и благословение) ввел определенные правила ведения войны, которые предписывали:

  • Обращаться за помощью к Одному только Аллаху
  • Стараться сначала разрешать конфликты путем переговоров
  • Если сражение неминуемо, не пользоваться нечестными средствами
  • Не уродовать тела погибших
  • Не причинять вреда женщинам, детям, старикам и больным
  • Не трогать монахов, аскетов и духовных лиц
  • Не разорять и не использовать в своих целях посадки на земле противника
  • Отпускать пленных, попросивших защиты, на волю после уплаты выкупа
  • Позволять тем, кто оказался в осаде, заключать мир.

Благодаря такой справедливости мусульманские войска проявили милосердие после решающей победы над жителями Мекки. Это убеждает нас в беспочвенности бытующего нынче представления о мусульманах как о кровожадных убийцах. Те, кто убивает невинных и воюет, нарушая все принципы гуманности, не настоящие последователи ислама, так как своими действиями они попирают все законы Аллаха.

Выдающиеся качества такой незаурядной личности, как наш Пророк (мир ему и благословение), оценили даже авторитетные мыслители и ученые других культур и вероисповеданий. Например, великий духовный лидер индийского народа Махатма Ганди, считал непревзойденные личные качества Мухаммада (мир ему и благословение) средством распространения ислама более действенным, чем меч.

Можно сказать, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) коренным образом преобразовал жизнь миллионов людей как на религиозно-нравственном, так и на социальном уровнях, и не случайно признан величайшим реформатором из всех людей, когда-либо живших на земле.

quranreading.com via islam.com.ua



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: