Правописание гласных в суффиксах глаголов. Гласные в суффиксах глаголов Безличные глаголы правописание гласных в суффиксах глаголов


*Познакомиться с правописанием суффиксов –ова-(-ева-),

-ыва-(-ива-).

* Научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.


Если в настоящем или в будущем времени

глагол оканчивается на –ываю(-иваю), то в

времени пишется –ыва-(-ива-).

рассказываю-рассказывать-рассказывал

Если в настоящем или будущем времени

глагол оканчивается на –ую(-юю), то в

неопределенной форме и в прошедшем

времени пишется –ова-(-ева-)

командую-командовать-командовал


ОВА-(-ЕВА-)

Н.вр. и Б.вр.

Участвовать-

участвую

ЫВА- (-ИВА-)

Н. вр. и Б.вр.

– ываю-(иваю-)

Воспитывать -

воспитываю


Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)

гор.вать, доклад.вать

  • Ставлю глагол в форму

наст. или буд.вр 1-го лица ед.ч.

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

Ую, -юю -ываю, -иваю

Ова-, -ева- -ыва-, -ива- .


докладЫВАЮ -докладЫВАть

  • горЮЮ - горЕВАть
  • командУЮ - командОВАть
  • настаИВАЮ - настаИВАть

  • Рассказ ЫВАю
  • рассказЫВАешь
  • рассказЫВАет
  • рассказЫВАем
  • рассказЫВАете
  • рассказЫВАют

  • командОВАть
  • командУю
  • командУешь
  • командУет

Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см.слова для справок ) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

  • На уроки нельзя являться с опозданием.
  • Раненому сделали операцию.
  • Улицу покрыли асфальтом.
  • Два часа я гулял на улице.

Слова для справок : з..асфальтировали, пр..оперировали, опаздывать, пр..гуливался.


1.-ЫВА- Оправд…вать - атак…вать

2 –ОВА- Воспит..вать – торжеств..вать

3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать

4.-ОВА- Доклад..вать – исслед..вать

5.-ОВА- Запис…вать – чувств..вать

6.-ОВА- Негод…вать – откус..вать

7.-ЫВА- Действ…вать – образов…вать

  • проверка

Простой карандашик написал слова и попросил своих друзей проверить эти слова. Друзья были очень рады, что карандашик справился со всем отлично.

Проверка.

О правдывать

Т оржествовать

Л акировать

И сследовать

Ч увствовать

Н егодовать

О бразовывать


Уча..тв..вать (в) сост..заниях,

чу..тв..вать боль (в) сер..це,

наказ..вать жестоко,

всматр..ваться (в) ночную мглу,

одол..вать противника,

совет..вал другу,

бесед..вал (с) мамой,

инт..рес..ваться техникой,

ра(з,с)в..вался красный фла(г,к),

заноч..вать (в) лесу.

  • ПРОВЕРКА

Проверка:

Уча с тв о вать в сост я заниях,

чу вс тв о вать боль в сер д це,

наказ ы вать жестоко,

всматр и ваться в ночную мглу,

одол е вать противника,

совет о вал другу,

бесед о вал с мамой,

инт е рес о ваться техникой,

ра з в е вался красный фла г,

заноч е вать в лесу.


Используя данные глаголы составьте простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке .

Образов..вали, тренир…вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

  • СмОтреть –рассмАтривать
  • УмОлчать – умАлчивать
  • смОтр, мОлча!

Цель урока:

  • познакомить с правописанием суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);
  • научить учащихся писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь, память;
  • воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.

Перспективы урока:

учащиеся должны знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов;

учащиеся должны уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

Оборудование урока: индивидуальные карты, схема морфологического разбора глагола.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие учащихся, определение целей и задач урока, включение учащихся в деловой ритм.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Словарная работа. (Один учащийся выполняет работу у доски.)

Бетон, объединил, искусство, маляр, профессия, приобретаю, фасоль, терраса, придумать.

Дополнительные вопросы отвечающему.

Найди в словарном диктанте глаголы. Определи их вид, время, число, лицо/род.

– Что ты сделал для того, чтобы определить вид глагола?

– Почему в глаголе объединил ты определил род, а в глаголе приобретаю – лицо?

(Учащийся садится на место. Ему выставляется оценка с мотивацией.)

III. Знакомство с новым материалом.

1. Работа с индивидуальной картой . Приложение 1 . (Карта есть у каждого учащегося.)

Задание 2 индивидуальной карты. Определите: вид глагола, время, число, лицо/род; поставьте ударение; выдели суффиксы (выполняется по цепочке.).

Вопросы к классу:

Что мы выяснили, выполнив это задание? (у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). А в форме настоящего времени 1 лица единственного числа - суффиксы -у- (-ю-), -ыва- (-ива-).

– Как вы думаете, для чего мы это выясняли? (чтобы узнать, от чего зависит такое написание суффиксов).

– Каких суффиксов? (-ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).

– Есть ли отличия в написании суффиксов в форме 1 лица ед. ч. настоящего времени у пар советовать – горевать, рассказывать – заканчивать ? В чем оно состоит?

2. Работа с индивидуальной картой .

Учитывая ответы на вопросы предыдущего задания, выполните задание 3.

Задание 3. Сделай самостоятельно то же, что и в предыдущем задании. (Самостоятельная работа.)

Проверка задания.

– Можем ли мы теперь вывести правило?

– Попробуйте это сделать (если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов есть суффиксы -у- и -ю-, то в инфинитиве и форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-).

Если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов пишется суффикс -ыва- (-ива-), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени этот суффикс сохраняется).

– А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

3. Работа с учебником.

Давайте сверим с учебником ваши ответы. (Работа с учебником)

4. Составление опорной схемы.

Для работы по этому правилу нам надо составить опорную схему. Поставьте вопросы, которые помогут в составлении схемы.

Учащиеся задают вопросы:

– Что мы будем проверять? (суффиксы глаголов)

– Для написания каких форм глагола нам важно делать проверку? (для начальной формы и формы прошедшего времени).

– Что выявляем в ходе проверки? Что может происходить в суффиксах глаголов? (могут меняться, а могут сохраняться).

Задание 4 в индивидуальной карте.

IV. Упражнения для закрепления.

(Учащиеся используют опорную схему).

Задание 5. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму и форму ед. числа м. р. прош. вр.

– Обоснуйте свое решение (отвечающий ученик получает отметку)

Задание 6. Образуй от данных слов глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). Объясни выбор суффикса.

Уговорить
Окутать
Команда
Расход

Проверка задания с последующим выводом.

– От каких частей речи образуются глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

Задание 7. Работа по развитию речи.

Прочитай текст. Определи тему. Сформулируй и запиши его основную мысль. Найди в тексте слова на изучаемое правило. Подчеркни их, выдели суффиксы. Проверь, все ли эти слова написаны правильно.

«Захотелось мне однажды родителей обрадывать и к их приходу обед приготовить. Продукты долго разыскивать не пришлось: мама всегда все аккуратно по полкам раскладывает. Я решил приготовить борщ и картошку. Вспомнил, как мама советовала все при варке помешивать. Я все сделал, как надо. Попробовал – получилось вкусно.

Только родители не обрадывались. Оказалось, что вся плита грязная, а на полу очистки от овощей валяются. А я их вроде не разбрасывал!

Оглядывает меня мама с ног до головы, а у меня рубашка и штаны от свеклы красные. А папа говорит: «Сделать хорошее дело – это еще половина дела. Нужно так делать, чтобы…»

V. Домашнее задание (дифференцированное).

1 группа учащихся. Написать мини-сочинение на свободную тему, используя глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

2 группа учащихся. Придумать 10 слов с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

3 группа учащихся. Упр. 522.

VI. Итог урока.

– От чего зависит написание суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) в глаголах?

§ 98. Правописание гласных в суффиксах глаголов - Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Краткое описание:

При употреблении глаголов в письменной речи особое внимание следует уделить их правописанию, в частности – правописанию глагольных суффиксов. Поскольку от того, насколько грамотна будет ваша речь, зависит то, насколько доступно будет ваше высказывание для других.
Нередко при употреблении глаголов в форме первого лица единственного числа возникает вопрос о том, в каких случаях в суффиксах необходимо писать буквы «ы-и», а в каких «о-е». Для того, чтобы это определить. Необходимо применить следующее правило. Если глагол в форме настоящего (будущего) времени оканчивается на «ую(юю)», то в таком случае в форме инфинитива и прошедшего времени надо писать суффикс «ова(ева)». Например: советую – советовать, советовал. Если же в форме настоящего (будущего) времени глагол будет оканчиваться «ывю(иваю)», то надо писать «ыва(ива)». Например: опаздываю – опаздывать, опаздывал.


Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);

Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.

Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.

Х о ду р о к а.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

Осенний ---осеньвидел ---- видеть

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил -----выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.

Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командОВАть

настаИВАЮ – настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)

Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.

4. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму.

1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)

Его усиленно угощали (потчевали – потчую )

Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )

Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )

Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать

2.Слайд « Фразеологическая пауза».

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:

Подливать масла в огоньусердствовать

Набрать в рот водыподзадоривать

Из кожи вон лезтьбезмолвствовать

5. Промежуточный контроль

Слайд «Самостоятельная работа»

Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.

1. –ыва-оправд..вать – атак..вать

2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать

3. –ова-лакир..вать – испыт..вать

4. –ова-доклад..вать – исслед..вать

5. –ова-запис..вать – чувств..вать

6. –ова-негод..вать – откус..вать

7. –ыва-действ..вать – образов..вать

Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку

Слад «Проверь себя» (самопроверка)

о правдывать

т оржествовать

л акировать

и сследовать

ч увствовать

н егодовать

о бразовывать

Разбираем допущенные ошибки.

6. Слайд «Самостоятельная работа»

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,

расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,

высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,

склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,

проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.

Самопроверка по слайду:

ООЕ

ИЫЫ

ЫИЫ

ЫОИ

ИЕЕ

7. Подведение итога урока.

Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:

[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)

8. Домашнее задание (на карточках)

1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда -_______________________

расход - ________________________

Зависть - _______________________

участие - _______________________

Горе - __________________________

сочу..ствие - ____________________

2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

обвинять- __________________________

копить - _____________________________

печалиться - _________________________

молчать - ____________________________

3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

торжественно идти - __________________________

покрывать лаком - ____________________________

быть шефом - _______________________________

принимать участие - _________________________

ездить по новым местам - __________________________

проводить расследование - _________________________

посылать телеграмму -____________________________

дать совет -___________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 37»

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе

« Правописание гласных в суффиксах глаголов»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Васильева Наталья Викторовна

г. Кемерово

2011

Тема урока: « Правописание гласных в суффиксах глаголов» (Урок дифференцированного обучения).

Цели урока : познакомить обучающихся со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов; формирование умения правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов.

Тип урока: комбинированный (т. е. изучение нового материала с закреплением полученных знаний)

Методы : коммуникативно - ситуативные, объяснительно- иллюстративные, практические.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Опрос.

- Что обозначает глагол?

(Глагол обозначает действие предмета или процесс).

- На какие вопросы отвечает?

(Отвечает на вопрос: что делать? что сделать?)

- Какие постоянные морфологические категории есть у глагола?

(Постоянными морфологическими категориями являются следущие: спряжение, вид, переходность).

- Какие морфологические категории могут меняться?

(Непостоянными признаками являются: наклонение, число, время, лицо, род (если есть)).

- В роли какого члена предложения выступает глагол?

(В предложении глагол выступает обычно в роли сказуемого).

У доски работают четыре человека.

1.Синтаксический разбор.

Негромким шепотом перекликнулись между собой столетние сосны.

2.Разбор слов по составу. Негромким, столетние, перекликнулись.

3.Р.Н.О. (работа над ошибками). Вставить и объяснить пропу-

щенные орфограммы. Дог…рает, предл…гать, р…стить, рас- ст…лил, прик…саться, приг…рет, выб…рать,прим…рить (друзей).

4.С.Л.Р.(словарная работа, ее выполняет весь класс)

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.

Вопрос ученику:

-От чего зависит выбор гласной перед суффиксом –л- глаголов прошедшего времени?

ІІІ. Изучение нового материала.

Работа в группах. Класс разделен на 3 группы по рядам: слабые(1ряд), средние (2 ряд), сильные (3 ряд).

1ряд : читаем правило, разбираем примеры, отрабатываем приемы выделения орфограммы.

2 ряд: работа по готовому алгоритму, с разбором примеров.

Алгоритм работы. (выдаю на каждую парту).

Ова-/-ева- или -ыва-/ -ива-

У глаголов прошедшего времени пишите суффикс

Ова-/-ева- , если

глагол в 1-м лице единственного

числа настоящего времени заканчивается на

Ую,-юю.

советовал - советую

танцевал - танцую.

Ыва- /-ива -,если

глагол в 1-м лице единственного числа настоящего времени

заканчивается на

Ываю, - иваю.

рассматривал - рассматриваю

подписывал - подписываю.

Для первичного закрепления 2-му ряду:

(Записать пары слов, выделить орфограмму)

Ночевать - ночую, командовать-командую, развешивать-развешиваю,докладывать-докладываю.

3 ряд: Самостоятельно читают и составляют конспект. Затем вместе с учителем обсуждают, корректируют и записывают в тетради для конспектов. Этот конспект пишет весь класс.

Конспект примерно такого вида:

Если: То:

в настоящем времени в неопределенной форме,

(1 л. ед. ч.) в прошедшем времени

оканчивается имеет суффиксы

    Ую (- юю) - ова - (-ева-)

советую советовать

2.-ываю (-иваю) - ыва - (-ива-)

опаздываю опаздывать

Завершая данный этап работы, подводим итоги:

1 ряд - связный ответ с примерами

2 ряд - образец рассуждения с примерами

3 ряд-демонстрация работы с конспектом и примеры.

ІV. Закрепление нового материала.

Можно проводить по рядам, а можно и всем вместе. Но тогда оговариваю, что работающие самостоятельно, в конце урока подают тетрадь для проверки.

    Поставьте глаголы в форму 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы .

NB! Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва- (-ива-) всегда безударный

заигр…вать - ослаб…вать-

запазд…вать - приб…вать-

оправд…вать - вскрик…вать-

обмен…вать - повел…вать-

2.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы, используя алгоритм рассуждения.

Проповед…вать, исповед…вать, команд…вать, намер…ваться, обур…вать, потч…вать, заноч…вать, раскорч…вать.

    Запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам, затем образуйте от них форму 1-го лица ед. числа настоящего времени. Выделите суффиксы глаголов.

Марш - цитата-

салют - зима-

модель - риск-

телеграф - совет-

премия - аплодисменты-

адрес - группа-

след - чувства-

маска-

4.Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса и объяснением.

Например: дал совет – посоветовал.

Проводил беседу, подводил итог, проводил расследование, производил расчет.

5.Если останется время, можно выполнить из учебника упражнение № 525.

(С 1 ряда вызвать к доске, а учащиеся 2,3 рядов выполняют самостоятельно.)

V. Подведение итогов урока.

1. -Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чем нужно воспользоваться,чтобы правильно написать гласный в суффиксе глаголов?

Как лучше запомнить изученную нами орфограмму?

2.Оценки за урок.

3. Перспектива на следующий урок.

На следующем уроке мы продолжим изучение правописания суффиксов глаголов.

VІ. Домашнее задание.

    §90,конспект выучить, уметь восстанавливать и рассказывать по памяти.

    По группам:

1ряд-№ 526 (из учебника по заданию)

2ряд-составить диктовку из 10 словосочетаний на изученную орфограмму

3 ряд-работа с деформированным текстом из сборника.

Текст № 27 ,с. 81,задания под № 1,3,4.7,9,10,11,12.

Список использованной литературы.

1.Козулина М. В. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы. -Саратов: Лицей,2004.

2.Книгина М. П. Тесты по русскому языку.6-й класс-Саратов: «Лицей» 2001.

3. Леденева В. В.Русский язык: Тесты. 5-7 классы. / Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

4.Малюшина А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.6-й класс. -М.: ТЦ.Сфера. 2006-96с.

5.Макарова Б. А. Абсолютная грамотность за 30 дней.-М.:АСТ:Астрель,2010.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: