Promagik - Ассоциации и диссоциации в НЛП. Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации»

Александр Любимов


Большинство из нас умеет делать замечательную вещь - наблюдать за собой «со стороны». Можете представить, как вы выглядите сбоку? А сверху? А с расстояния пять метров? Такой способ восприятия ситуации - наблюдение за собой со стороны - называется диссоциацией . В отличие от ассоциации , когда мы наблюдаем «своими глазами», «изнутри».

Асооциация и диссоциация - вид субмодальностей . Но довольно хитрый вид.
Ассоциация : вижу ситуацию своими глазами.

: вижу себя со стороны

При ассоциированном восприятии мы включены в ситуацию, переживаем её изнутри, чувствуем эмоции, связанные с ситуацией.

При диссоциированном восприятии - оцениваем происходящее как посторонний наблюдатель. И испытываем эмоции по поводу происходящего.

Играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице

смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель.

В первом случае (ассоциация ) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, тяжесть в желудке), тактильным (ветер на лице) и мета-ощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье). Во втором случае (диссоциация ) - только к мета-ощущениям. При чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится - не нравится, хорошо - плохо, раздражает, восторгает и т.д.

Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации».

В большинстве случаев диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность негативных переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций - это эффективный способ сделать свою жизнь серой и скучной.

У меня была одна клиентка, которая была диссоциирована во время секса. Описывала она это приблизительно так: «Я вижу двух людей занимающихся сексом. Ну а я тут при чём?»

Так что об использовании.

Диссоциация полезна, когда вам нужно переоценить ситуацию в прошлом, оценить текущий момент, уменьшить эмоциональную вовлечённость.

Например, воспоминание о падении с велосипеда или сложный разговор с начальником.

К тому же диссоциация может быть полезна, когда нам нужно оценить своё поведение или внешность. Например, при выборе одежды. Или в бальных танцах.
Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации.

Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для лучшего переживания текущего момента: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, хороший секс.

Я тут часть про ассоциацию в хороший секс, потому что пошла нынче мода - диссоциироваться во время секса. Что во многих случаях его автоматически превращает в плохой.
При этом обычно под диссоциацией понимают «вид себя со стороны». Если вас в картинке ситуации нет - то речи о диссоциации не идёт.
В большинстве случаев диссоциация связана с визуализацией, потому что это всегда конструирование. Визуально это сделать намного проще. Вы себе придумываете, как выглядите «со стороны». Именно поэтому Кинестетики более склонны к ассоциациированному восприятию событий, а Визуалы - к диссоциированному.
Но можно диссоциироваться аудиально : представьте, что слышите свой голос «со стороны». Например, записанный на диктофон. Но это несколько сложнее, по крайней мере для людей нашей культуры.

Да, ещё одно важное свойство диссоциации - много вариантов восприятия. Себя можно видеть сверху, сбоку, из-за уха, с высоты 500 километров или из под стула.

Не все эти способы наблюдения одинаково полезны, но такая возможность есть.

Сравнительная таблица

Ассоциация

Воспринимаю ситуацию как участник.

Воспринимаю ситуацию как наблюдатель.

Вижу своими глазами
Сам говорю

Вижу себя со стороны
Слышу себя со стороны

Единственно возможный вариант

Может быть несколько способов восприятия

Внутренние, тактильные и мета-ощущения.

Только мета-ощущения.

Речь о себе от первого лица:
- Я думаю, что…

Речь о себе от третьего лица:
- Он думает, что…
- Иван Петрович думает, что…

В Э /А Э

В К /А К

Если же воспринимать диссоциацию именно как «эмоциональное отсоединение от ситуации», то уход в дигитальный канал - это тоже вид диссоциации: «Я думаю, что в этой ситуации мои поступки не обладали взвешенностью и осторожностью».

Ещё один из достаточно простых способов диссоциироваться от ситуации - описать процесс при номинализаций:

Я сегодня разговаривал с Аней.
- У меня сегодня был разговор с Аней.

Вообще, номинализация - это «овеществлённый» процесс, глагол превращённый в существительное: любить - любовь, разговаривать - разговор, танцевать - танец, дружить - дружба. И тогда с процессом можно обращаться как с предметом: «Я выкинул любовь из своего сердца».

Многомерная диссоциация

Диссоциация может быть многомерной - мы ведь можем представить себя, наблюдающего за собой (2-х мерная диссоциация). А можно наблюдать за собой, наблюдающим за собой (3-х мерная диссоциация). И так далее. Каждый дополнительный уровень диссоциации позволяет уменьшить вовлечённость в ситуацию и переживания, с этим связанные. Многомерная диссоциация используется в случае с сильными травмирующими переживаниями, фобиями - так, многомерная диссоциация является одним из важных компонентов техники «Быстрое лечение фобий» (о которой чуть позже).

Упражнения

Вопрос как всегда в контроле: когда воспринимать окружающую действительность ассоциировано, а когда диссоциировано. Так что несколько упражнений на тренировку. Эти - на развитие диссоциации .

«Взгляд со стороны»

Представьте себя со стороны с различных точек зрения:

  • с потолка;
  • из-за уха;
  • со спины;
  • снизу
  • справа;
  • из дальнего угла комнаты.

«Примерка одежды»

Прежде чем надеть что-нибудь, представьте, как вы смотритесь со стороны в этом. Сравните с изображением в зеркале.

Но помните, что зеркало изображение переворачивает.

«Переоценка ситуации»

Возьмите ситуацию из вашего прошлого, которую вы довольно эмоционально оцениваете. Но при этом не слишком важную. Пересмотрите её всю ещё несколько раз диссоциированно с разных точек зрения. Если переживания слишком сильные, предварительно поставьте себе сильный ресурсный кинестетический якорь и удерживайте его в процессе перепросмотра.

«Аудиальная диссоциация»

Возьмите какую-нибудь нейтральную ситуацию из вашего прошлого, в которой вы что-то говорите. Потренируйтесь не только видеть себя «со стороны», но и слышать себя «со стороны».

«Взвешенная оценка»

Потренируйтесь воспринимать диссоциированно текущую ситуацию. Начать можно с моментов, когда вы просто идёте по улице, потом во время нейтрального общения и так далее. Цель - способность на время диссоциироваться даже во время эмоционально напряжённой ситуации.

На развитие ассоциации .

«Перепроживание приятного события»

Вспомните приятное событие из прошлого: поход с друзьями, удачное свидание, хороший секс. Перепроживите эту ситуацию три-четыре раза «изнутри». Ваша задача всё время быть «внутри» ситуации. И старайтесь с каждым перепросмотром замечать всё больше деталей.

«Здесь и сейчас»

Это упражнение на включённость в текущий момент. Просто последовательно пройдитесь по всем сенсорным модальностям:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас говорю себе.

«Включённость в ситуацию»

Ваша задача быть включённым в текущую ситуацию, не отвлекаться на оценку и взгляд со стороны. Начинать лучше с простых ситуаций: иду по улице, еду на велосипеде, ем, - потом чуть более сложные: говорю с продавцом, общаюсь с клиентом по телефону, - и самое крутое: разговариваю с мужем/женой, занимаюсь сексом, гуляю с друзьями в парке.

И на развитие переключение ассоциация - диссоциация и обратно .

«Все модальности»

Пройдитесь сначала по всем сенсорным модальностям в ассоциированном состоянии:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас чувствую (кожей, внутри, эмоции, вкус, запах);
  • я сейчас говорю себе.

А теперь пройдитесь по всем сенсорным модальностям в диссоциированном состоянии:

  • я выгляжу со стороны;
  • мой голос слышится;
  • я испытываю по поводу себя в этой ситуации эмоции.

«Переключение»

Тренируйтесь быстро переключаться между ассоциированным и диссоциированным восприятием ситуации. Например, 30 секунд - ассоциация, 30 секунд - диссоциация. И так раз десять подряд. При этом вы тренируетесь все эти тридцать секунд быть внутри себя (наблюдать за собой со стороны).

«Критерии выбора»

Напишите для себя список критериев и контекстов, когда вам лучше быть ассоциированным, а когда - диссоциированным. Например.

В начале статьи дадим парочку определений, чтобы сразу было понятно о чем пойдет речь. Итак, ассоциация – это погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств.
Диссоциация – выход из переживания в состояние наблюдателя за самим собой, рассматривающего и слышащего ситуацию со стороны. При этом отсутствует непосредственное кинестетическое восприятие.

Мы прекрасно умеем регулировать степень своей включенности в переживание. Бывает, мы с головой погружаемся в него, а порой – отстраняемся, словно это происходит не с нами. Мы можем буквально ассоциироваться со своими чувствами, а можем – диссоциироваться, отсоединиться от них. Иногда события буквально захватывают нас и мы несемся в бурном потоке жизни. В других случаях, мы остаемся безучастными наблюдателями на ее берегу.
Представьте, что вы видите себя со стороны стоящим под душем. Вы отсюда видите, как он там находится под прозрачными струями воды. Вы можете даже слышать звуки, которые доносятся из душа. Тот человек стоит и моется. Неожиданно на него полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключил...
Теперь немного по-другому. Вы стоите под горячим душем. Упругие струи воды приятно массажируют ваше тело и мягко стекают по нему вниз. Вы слышите шум бегущей воды и, может быть, собственное довольное мурлыканье… Неожиданно на вас полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключили.
Ощущения разные?
Возможно, вы уже и сами догадались, за счет чего появляется такая мощная разница. В первом случае вы были диссоциированы от своего тела. Вы буквально смотрели на него со стороны. Поэтому вы оказались оторваны от его переживаний и легко пережили даже очень резкое изменение ситуации. Максимум, что вы могли испытать – это ощущения по поводу происшедшего.

Сумасшедший пишет письмо себе.
– И что же ты там себе пишешь?
– Откуда я знаю! Я же его еще не получил!

Во втором случае вы ассоциировались с самим собой. Вы были в собственном теле, смотрели своими глазами, слушали своими ушами, чувствовали то, что происходит вокруг. И оказались связанными с собственными переживаниями. Не исключено, что вы пережили при этом легкий бодрящий стресс, не прерывая чтения.
Соответственно, вы получили представление об ассоциированных и диссоциированных состояниях. Набравшись некоторого опыта, можно достаточно легко обнаружить, ассоциирован или нет человек в свои переживания.
Так, для ассоциации характерны более интенсивное дыхание, покраснение кожи и легкий наклон корпуса вперед. Особенно показательно наличие микромоторики – мельчайших (и очень даже явных) движений телом, как в переживаемой ситуации. Это могут быть подрагивания пальцев, движения губ, смещения корпуса в ту или иную сторону. Иногда рассказчик может буквально "рисовать" обстановку вокруг себя.
Диссоциированный человек, как правило, легко читается по отклоненному назад корпусу. Он буквально отстраняется от ситуации в позицию наблюдателя. Его дыхание более поверхностное, кожа – намного бледнее. Он тоже может "рисовать" вам что-то, но он это делает, как на экране.

Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой. Все спят. Он показывает квартиру:
– Это моя гостиная, это – спальня, это – наша кровать. Вот спит моя жена, а это рядом с ней – я...

Особенно бросается в глаза момент перехода между этими состояниями. Вот он сидел, включенный в переживания, а в следующий момент – подается назад и буквально за минуту меняет цвет лица до более бледного. Лицо становится гораздо менее подвижным, словно кто-то переключил невидимый тумблер.
Перемены действительно разительны, поскольку переход между ассоциацией и диссоциацией дискретный – разрывный по своей природе. Можно или смотреть на мир своими глазами, или видеть себя со стороны. Промежуточного состояния конструктор мира не предусмотрел.
Зато можно регулировать степень диссоциации от переживаний. Главный способ – это изменение расстояния до собственного тела. Помните привычное: "Мне это совсем не близко", "Это далеко не так важно!", "Я бы хотел отодвинуться от своих проблем". Все эти фразы выражают буквальные процессы, происходящие в наших переживаниях. Мы действительно отодвигаем картинку с воспоминаниями на большее расстояние. И мы буквально можем войти в них, ассоциировавшись с собственным телом.

Полагаю, у вас уже вовсю заработала фантазия, как это можно использовать. Остается только описать те способы применения этого чудесного инструмента, которые уже давно применяются всеми НЛПерами. Первое – это работа с воспоминаниями. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. И то, как он там закодирован, может существенно повлиять на наше настоящее и даже будущее поведение. А может и не повлиять – береженого Бог бережет.

Возле травматологической больницы стоят перебинтованные муж и жена. Садятся в такси и просят шофера:
– Только, пожалуйста, не гоните! А то вчера нам достался такой лихач, что мы попали в аварию. Чтоб ему пусто было!
Таксист радостно оборачивается:
– Ой, это были вы! А я вас не узнал.

Можно, например, поработать с приятными и неприятными воспоминаниями. В жизни всякое бывает, и все это – наш жизненный опыт. Ценнейший, потому что пережитый. Это те уроки, которые щедро раздает наша жизнь. И из этих уроков можно многому научиться. Но что делать с теми событиями, одни воспоминания о которых причиняют нам боль? Не воспитывать же у себя мазохизм!
Ответ на поверхности – диссоциироваться от них. События были связаны с неприятностями – разорвите эту связь. Просто выйдите из своего тела. В воспоминаниях, естественно. Пусть все те события происходят с ним – более молодым. А вы будете на них учиться. Оставаясь на поверхности и не погружаясь лишний раз во всякие гадости.

Прорвало канализацию. Молодой и старый сантехники открывают люк, оттуда выплывают испражнения. Старший ныряет в люк, и через минуту показывается его голова и говорит напарнику:
– Ключ на двенадцать!
Взял ключ – снова нырнул. Через минуту:
– Ключ на семнадцать!
И так далее. Когда все было исправлено, старший сантехник не без гордости заявляет:
– Вот, учись! А то всю жизнь будешь ключи подавать!

Хорошо помогает зафиксировать диссоциацию довольно простой трюк – сделайте картинки черно-белыми. Или фильм – не знаю, что там у вас. При особенно мощных эмоциях помогает двойная диссоциация. Когда диссоциировавшись однажды, вы повторяете диссоциацию. И теперь смотрите на то, как он смотрит на того, кто сейчас переживает события.
Таким образом, вы перекодируете свои воспоминания, связанные с болезненными переживаниями, и научитесь более трезво относиться к подобным ситуациям в будущем. А скорее всего – сможете обойти их стороной.
А как вновь почувствовать вкус жизни? Насладиться всеми красками былых воспоминаний? Как возродить весь трепет лучших моментов жизни? С помощью ассоциации. Переживите сами раз за разом свои самые прекрасные воспоминания! Войдите в них, смотрите на все своими глазами, на этот объемный, красивый и цветной мир! Обратите внимание на то, какие звуки вас окружали в тот момент. Какие были ваши ощущения в теле? Насколько тверда поверхность, на которой вы стоите?
Подзарядитесь от прошлого теми чувствами, которые вы переживали тогда. Удивительно, но вспоминая события, произошедшие в прошлом, мы можем изменять свое состояние здесь и сейчас. Вспомнили радостное событие – порадовались прямо сейчас, огорчительное – огорчились, "не отходя от кассы".
Соответственно, ассоциация нам нужна тогда, когда мы возвращаемся в прошлое за нужными состояниями. Нужна уверенность – берем уверенность. Ярость – подыскиваем ярость. Любовь – переживаем любовь. Мы черпаем из прошлого то, что нам нужно сейчас.

– Дайте мне вон ту буханку хлеба.
– С сегодняшнего дня хлеб подорожал.
– Да? В таком случае, дайте мне вчерашнего.

Когда же нам нужна только информация – диссоциируемся. И хладнокровно собираем ее там, куда раньше не могли без дрожи даже заглянуть. Впрочем, искать нужную вещь на прибранном складе все равно приятнее, чем на помойке.

Александр Любимов

Наша голова – это совершенно восхитительные инструмент. Если ей научиться пользоваться правильно можно делать очень интересные вещи. Подумайте на сколько это забавно – видеть себя со стороны. Мы все умеем делать это. Одни это делают чаще, другие реже. Вы можете прямо сейчас взглянуть на себя с потолка. А как вы выглядите, если смотреть с большого пальца вашей правой ноги? Темно? Ну, представьте что вы сидите на ботинке. Не правда ли забавно. А если посмотреть с расстояния метров в сто. Из-за окна. Шторы мешают – мысленно можно убрать. А стены сделать прозрачными. Вот такой маленький человечек читает малюсенькую книжицу. А если взглянуть на себя с кончика собственного носа. Такие разные бугры, здоровенные волосищи (это кто их волосками называет?).

Теперь вы можете вернуться и посмотреть на всё это собственными глазами. Что изменилось?

- Когда я летал и смотрел на себя со стороны – там чувств практически не было. Но когда я вернулся – сразу стало больше ощущений.

- Смотришь на себя и как бы отдаляешься. Вот сидит человек.

Есть несколько способов воспринимать ситуацию. Можно быть внутри и видеть всё собственными глазами(ассоциация), а можно смотреть на себя в этой ситуации со стороны (диссоциация).

Естественно, для того чтобы диссоциироваться не нужно выходить в астральное тело или ещё чего-нибудь в таком же духе. Просто мозг может сконструировать такую точку зрения: вне ситуации . Как это использовать – об этом дальше.

Когда мы ассоциированы, мы эмоционально включены в ситуацию, мы в ней. Мы переживаем, двигаемся, радуемся или огорчаемся, чувствуем боль или восторг. Когда мы диссоциированы мы наблюдаем со стороны, можем взвешенно оценить то, что происходит. При этом чувства остаются внутри ситуации. Так же когда мы диссоциированны мы можем оценить, как мы выглядим со стороны. Есть даже такой прибор, которые мы постоянно используем для этого – называется зеркало.

Можно участвовать в драке и наблюдать за ней со стороны. Пусть эта драка называется боксом. И если человек на ринге, то он чувствует азарт, переживает эмоции, двигается, испытывает боль и напряжение. Зритель же просто наблюдает за этим со стороны – оценивает красоту движений, определяет куда надо двинуться и как ударить.

Какой удар. Надо было сильнее врезать. И снизу.

Понятно, что есть некоторое различие – получить удар по голове или посмотреть на это со стороны.

- То есть в диссоциированном состоянии человек не испытывает чувств?

Почему, испытывает. Только это чувства "по поводу". Оценочные переживания: хорошо, интересно, красиво. Они обычно действительно намного слабее, чем в ассоциированном состоянии.

У меня была одна клиентка. Она вообще из диссоциации не вылезала. Она на всё смотрела "со стороны". Это вызывало у неё определённые трудности.

Например, мы с мужем занимаемся сексом, - говорила она. – Я вижу двух людей, которые занимаются любовью. А я то тут при чём?

Ассоциация и диссоциация – это два разных опыта, два разных способа воспринимать одни и те же события. Диссоциация позволяет более взвешенно и спокойно относиться к происходящему, уйти от сильных неприятных переживаний и боли. Но одновременно с этим вы можете уйти и от приятных и восхитительных чувств.

Например, любовь (как и секс) лучше все-таки переживать изнутри. А не заниматься подглядыванием. Хотя некоторые это любят. Им настолько интересно подглядывать за другими, что они не могут расстаться с этой привычкой даже по отношению к себе. Это довольно интересный подход – вместо секса посмотреть плохонький порнофильм.

Вообще, хорошо бы научиться приятные моменты переживать изнутри, а неприятные – снаружи.

Не всегда, но чаще всего.

Как смотрится со стороны.

Диссоциация позволяет посмотреть на себя со стороны. Это важный навык, потому что есть довольно много вещей, где хотелось бы знать, как это всё со стороны то смотрится.

Был один молодой человек. Он очень любил танцевать. Он любил это настолько, что даже занимался бальными танцами. Когда он танцевал, он погружался в это полностью. Он плыл в этом ощущении, он пропускал эту музыку через себя и выражал в движении. Он прекрасно чувствовал партнёршу…

Но его никогда не брали на соревнования. Этот парень был настолько внутри танца, что то, как это выглядит снаружи его не интересовало. А зря. Для зрителей важно, как это смотрится со стороны. Смотрелся со стороны он достаточно неприглядно.

Вот его и научили смотреть на то, как он танцует со стороны и делать так, чтобы ему не только было внутри хорошо, но и красиво со стороны. И его быстренько начали посылать на все эти соревнования. И он там начал даже занимать какие-то места.

Прибор для взгляда со стороны – это зеркало. Но зеркало не всегда можно использовать, да и не со всех ракурсов оно вам показывает. А голова всегда с собой. И ею можно пользоваться в любое время. Подумайте над этим.

Взвешенная оценка ситуации.

Ещё одна вещь, которую даёт диссоциация – более спокойная и взвешенная оценка ситуации. При чём как текущей, так и прошлой. Сделайте прямо сейчас следующее – вспомните ситуацию, в которой вы спорили и считали, что вы совершенно правы. Сделали?

Хорошо. А теперь выйдите из этой ситуации и посмотрите о ней кино – вот люди спорят. Один из них даже носит ваше имя… Диссоциируйтесь то есть. Что изменилось?

- Я стал относиться к той ситуации с большим юмором.

- Я сейчас посмотрел – и чего собственно спорят!

- А мне стало смешно. Это тогда казалось для меня таким важным – а сейчас смотрю – женщина раскраснелась, кричит, руками размахивает! Итальянская комедия какая-то.

Итак, для большинства произошли определённые изменения в оценке.

- А у меня ничего не изменилось. Как было, так и есть.

Опиши, как ты это воспринимал раньше.

- Ну, я вспоминаю наш этот спор – я объяснял заказчику определённые вещи. Мы…

Сделай пожалуйста следующее – попробуй войти в ситуацию, прожить её изнутри. Вернись обратно туда…

- Сейчас попробую. О-о-о, чёрт! Как он меня тогда достал!

Хорошо. А теперь взгляни на неё так, как ты мне описывал перед этим.

- А, да! Получается я её с самого начала воспринимал диссоциированно. Интересно.

- А как вы узнали, что он диссоциированно её вспоминает? Он же этого не говорил.

Но показал. Всем своим видом. Человек выглядит совершенно по-разному в ассоциированном и диссоциированном состоянии. Вот сейчас вы и потренируетесь эти различия калибровать.

Калибровка.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Вы все по очереди будете Рассказчиками, а остальные в это время будут Наблюдателями.

Рассказчик выбирает какую-то эмоционально включённую ситуацию и рассказывает о нём. Проживая всё заново. Потом он рассказывает об этом же событии, но уже диссоциированно.

Задача Наблюдателей калибровать сенсорно очевидные различия между этими двумя состояниями, а так же следить, чтобы Рассказчик находился в нужном состоянии. То есть, если он рассказывает ситуацию изнутри, он делает это всё-время ассоциированно. А когда рассказывает диссоциированно – то он всё время это делает диссоциированно. Напоминайте ему об этом.

Как это было?

- У нас в группе некоторые рассказчики всё время пытались из диссоциации уйти в ассоциацию.

- При диссоциированном рассказе человек выглядит более спокойным, как бы застывшим.

- Когда диссоциируешься переживания как бы отдаляются, становятся нейтральными.

Замечательно. Теперь давайте суммируем результаты ваших калибровок.

Использование.

Когда вы пользуетесь разными способами восприятия, помните о том, что нет чётких правил того, где когда что будет наиболее подходящим. На мой взгляд наиболее эффективный подход – это когда вы умеете контролировать свой способ восприятия. Захотел – вошел в ситуацию, захотел – вышел. Вопрос именно в умении, способности выбирать нужную точку зрения. Вы можете, например, прыгать туда сюда для того, чтобы иметь практически одновременно и "включённость" и "трезвый расчёт". Можете "максимально погрузиться в переживания" или полностью "выйти из ситуации". Это зависит от того что происходит и от ваших целей. Естественно, для того чтобы вы это могли нужно натренировать умение как диссоциироваться, так и ассоциироваться (у одних лучше получается первое, у других – второе). А так же удерживать нужное состояние и по мере надобности переходить из одного в другое.

Упражнения.

Тренировка диссоциации.

Посмотреть на себя:

с потолка;

с кончика ваших ботинок;

из-за окна;

из космоса;

с кончика носа;

из-за плеча.

Какие различия в восприятии?

Калибровка собственного состояния.

Как вы можете определить, в ассоциированном или диссоциированном состоянии вы находитесь? Найдите не менее трёх признаков для каждого состояния.

Например. Ассоциация: более интенсивные переживания, наклон туловища вперёд, глубокое дыхание. Диссоциация: поза прямая, поверхностное мелкое дыхание, ощущение напряжения в коже лба.

Когда – где.

Определите для себя в какие события вам предпочтительно воспринимать ассоциированно, а какие – диссоциированно.

Удержание состояния.

Возьмите отрезок времени: 5-10-20 минут. И во время всего этого периода удерживайте либо ассоциированное, либо диссоциированное состояние.

Тренировка Диссоциации.

Так же в тройках: Клиент, Оператор и Наблюдатель.

Клиент старается вытащить Оператора на эмоциональный диалог. Он может плакаться, наезжать, просить, обвинять – на его вкус. Задача Оператора во время всего разговора быть в диссоциированном состоянии. Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь – на сколько хорошо работал Клиент и удалось ли Оператору удержать желаемое состояние.

15 мин.

Подстройка.

В тройках: Клиент, Оператор и Режиссёр.

Клиент с Оператором беседуют на любую интересную им тему. Но при этом Клиент находится то в ассоциированном, то в диссоциированном состоянии. А когда в каком – решает Режиссёр. Он же и подаёт сигналы в какое состояние перейти. Например: рука ладонью вверх – диссоциация, ладонью вниз – ассоциация. Оператор же калибрует состояние Клиента и подстраивается – Клиент в ассоциацию и Оператор за ним, Клиент диссоциировался – и Оператор тоже.

Задача Клиента – вызывать и удерживать нужное состояние.

Задача Оператора – калибровать и подстраиваться.

Задача Режиссёра – калибровать состояние обоих, следить, чтобы Клиент удерживал нужное состояние. А после упражнения дать качественную обратную связь – как это было, насколько хорошо Оператор калибровал и удерживал состояние и т.д. Так же Режиссёр следит за временем.

20 мин.

Изменение прошлого.

Ещё один способ использования ассоциации – диссоциации, это изменение способа восприятия прошлого. Есть хороший способ испортить себе жизнь – все ситуации, связанные с неприятными переживаниями вспоминать ассоциированно, а с приятными – наоборот. Я вам даю гарантию – жизнь станет вполне несносной.

Хотя может при этом она будет и достаточно насыщенной эмоционально. С адреналинчиком, так сказать.

К стати, есть люди которые именно так и поступают. Они берут кусок прошлого, живенько диссоциируются от всех приятных переживаний, но зато в страдания погружаются с полной самоотдачей. После этого процесса любые текущие неприятности покажутся сущей ерундой – когда сзади подпирает такая куча всякой мерзости. В этом есть определённый смысл. Ну, особенно если задача максимально испортить себе жизнь и помочь в этом другим.

- А не будет ли так, что если диссоциироваться от неприятных переживаний, то опыт теряется. И человек снова и снова наступает на одни и те же грабли?

Опыт то не теряется – вот он. Наблюдай сколько хочешь. Диссоциация как раз и позволяет организовать наш опыт так, чтобы им можно было пользоваться. При взгляде со стороны мы можем более взвешенно оценить собственное и чужое поведение, сделать выводы и так далее. А неприятных переживаний обычно хватает прямо на месте – не вижу смысла влезать в них каждый раз, как нужно что-то вспомнить. Это как если бы для того, чтобы взять нужный справочник сначала нужно было бы пройтись по горящим углям. Это конечно поможет проявиться характеру и подтвердит важность информации… Если кто решится. Скорее всего просто отобьётся всякое желание вообще туда лазить.

Но мне что-то не хочется иметь дома такую библиотеку.

Вопрос в обучении. Выводы сделал, научился – работа окончена. Естественно, если человек туп настолько, что не учится, то жизнь ему будет подкидывать задачки. Пока не научится: сюда нельзя. Но из плохих переживаний, находясь внутри, научиться обычно крайне сложно. Внутри плохо, а когда вышел – думать об этом уже не хочется. Пока опять не вляпаешься в ту же мерзость. От неприятных переживаний хочется уйти. А как обдумать событие, если оно связано с дискомфортным переживанием? Каждый раз проходить через это не очень хочется. Поэтому стараются просто не думать. Но проблема при этом никуда не денется – если ничего не поменять, в такой же ситуации будет то же самое.

К одесситу подходит приезжий с чемоданом:

- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный

вокзал?

- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Обычно, когда говорят об опыте, то подразумевается, что на событиях человек чему-то научился. Что-то изменил в себе, в своём поведении.

Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем того, что хотим.

Диссоциация как раз и помогает создавать опыт , воспринимать проблемные ситуации более взвешенно и менее эмоционально.

Переоценка прошлого.

Маленькое упражнение. У кого было трудное детство? Ира.

У тебя было плохое детство, а может жизнь у тебя подпорчена в другой период?

- Это скорее подростковый возраст.

Хорошо. Сделай сейчас следующее – вернись мысленно по времени назад, когда ты ещё не была подростком.

Замечательно. Подумай, приятные ситуации ты бы поместила скорее слева или справа?

- Приятные справа.

Тогда неприятные у нас будут слева, так?

- Да, конечно.

Хорошо. Представь что все события твоей жизни лежать на линии – лини времени. На ней есть и участок с твоим подростковым возрастом. Прямо сейчас мысленно пройдись по этому участку и рассортируй ситуации – приятные направо, неприятные налево.

- Что, абсолютно все ситуации?

Ты рассортируй те, которые тебе будут попадаться. Естественно, тебе не нужно это делать абсолютно со всеми – только со значимыми. Часть ты можешь сделать сознательно, а часть может отсортироваться вполне бессознательно. Просто мысленно пройдись и разреши этому произойти.

- Да, я сделала это.

Теперь сделай следующее – мысленно сойди с линии времени вправо и пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

Замечательно. А теперь ты можешь мысленно пройтись еще раз по линии времени, но ты будешь находиться на ней, а те ситуации, которые ты поместила налево будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают. Точно так же, можешь взять столько времени, сколько тебе для этого нужно.

Да, я и это сделала.

Теперь сделай следующее – положи приятные события обратно на линию времени, а неприятные события оставь слева. И, после того, как ты это сделаешь, ты можешь опять мысленно пройтись по линии времени, проживая приятные события и рассматривая, что делала Ира в неприятных событиях. Помни о том, что у тебя есть возможность при необходимости войти на экран и прожить ситуацию изнутри. Но пусть неприятные события хранятся у тебя в виде диссоциированных кинофильмов.

- О-о-о!

Что получилось?

- Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными – я на них посмотрела – они вроде даже как приятными стали. Я их направо поместила. И многое просто вспоминается. Оказывается хорошее было время.

Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как то повредить тебе?

- Я думаю нет.

И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться в связи с этой работой?

- Мне кажется я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.

Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?

- Да, спасибо!

Что мы сейчас сделали? Мы просто сменили точку зрения на опыт. Ира проассоциировалась с приятными переживаниями и диссоциировалась от неприятных. Не бывает так, чтобы было совершенно всё плохо. Или всё хорошо. Вопрос только в том, как мы это воспринимаем. Здесь мы обучили Иру воспринимать приятные события ассоциированно, а неприятные – диссоциированно. Правда только на одном кусочке её жизни. Но то же самое можно сделать и для других кусков, а можно и для всей жизни… Просто времени это займёт несколько больше.

- Может ли это как-то повредить?

В событии может быть много разных переживаний. Если человеку кажется, что неприятных больше он оценивает ситуацию как неприятную. И наоборот. А в там может содержаться и полезный опыт. Диссоциированно до него не добраться – он внутри. Если просто от всего отстраниться – этот опыт станет недоступен. Поэтому здесь важно умение человека если надо войти в ситуацию, которую он на данный момент воспринимает диссоциированно, и получить доступ к этим переживаниям. В этом случае скорее всего проблем быть не должно.

НЛП (нейролингвистическое программирование) популярное направление практической психологии и психотерапии, которое широко распространилось в различных сферах жизни. Человек, владеющий НЛП, воздействует на подсознание своих слушателей или на свое подсознание с помощью специально подобранных фраз – лингвистических конструкций. НЛП стала одной из самых популярных психологических практик, с помощью которых человек может менять свою психику и влиять на других людей с целью моделирования их поведения.

Влияние НЛП на подсознание происходит посредством мягкого эриксоновского гипноза. Он очень отличается от классической методики, которая полностью отключает сознание. Владеющий НЛП, может ввести своего собеседника в легкий транс с помощью подстройки по частоте дыхания, зрительного контакта, метафор и образных фраз, которые соответствуют психическим особенностям человека. Состояние транса помогает переместить внимание на внутреннее «Я», облегчает поступление информации в подсознание. Сознание собеседника не отключается. Но говорящий получает возможность обходить его «фильтры», что позволяет внушить симпатию и вызвать доверие.

Сфера применения НЛП

В последние десятилетия НЛП широко используется в психотерапии и повседневной жизни.

  • НЛП в психотерапии и психологическом консультировании. Элементы НЛП используют для лечения: психологических травм, фобий , депрессий , психосоматических расстройств , устранения вредных привычек. Его применяют в семейном консультировании и спортивной психологии. В психологических тренингах повышения стрессоустойчивости и других личностных качеств.
  • НЛП в повседневной жизни широко используется тренинговыми компаниями и коучами при проведении тренингов и семинаров по личностному росту, повышению эффективности персонала коммерческих компаний, специалистов, работающих в сфере продаж и рекламы. Пикап или современное искусство соблазнения также основывался на принципах НЛП.

Основным понятием в НЛП является «субъективный опыт» – познание окружающего мира через органы восприятия. Он включает три взаимосвязанных компонента: восприятие, идеи и убеждения. Опыт определяет чувства человека, его образ мыслей – следовательно, и поведение. Исходя из личного опыта, каждый строит свою картину мира, свою реальность. Наблюдая за поведением можно понять субъективный опыт и получить ключ к изменению поведения. Поэтому в НЛП подход к каждому человеку должен быть сугубо индивидуальный. Использование стандартных схем и шаблонных подходов вызывает отторжение и неприязнь к пользователю методики.

История появления НЛП

Методика разработана в 60-70-х годах в Калифорнийском университете. К ее созданию причастны три специалиста: психолог Ричард Бэндлер, лингвист Джон Гриндер, а также кибернетик и антрополог Грегори Бейтсон. Они анализировали работу трех известных и очень успешных психотерапевтов, работающих в разных направлениях: Ф. Перлза, В. Сатир и М. Эриксона (основателя эриксоновского гипноза). После изучения их методов работы с сознательным и бессознательным исследователи составили алгоритмы, которые впоследствии стали основой НЛП.

Как создавалось НЛП

Авторы НЛП, а в дальнейшем и их последователи, находили успешных психотерапевтов и людей, которые удачно справлялись с психологическими проблемами, и перенимали их секреты. Они анализировали полученную информацию, раскладывали на составляющие, а затем создавали пошаговую инструкцию по решению данной проблемы.

Как работает нейролингвистическое программирование

НЛП дает практические советы и четкие инструкции, пользуясь которыми можно понять мотивы действий человека и донести до него свою точку зрения, сделать своим сторонником, вызвать симпатию и изменить его повеление, избавить от психологических проблем.

Эффективность НЛП зависит от ряда факторов:

  • Некритичного восприятия основ НЛП. Сомневающиеся люди, которые критично относятся к пресуппозициям и требуют научных доказательств спорных высказываний, не смогут эффективно влиять на собеседника. Чтобы убедить оппонента нужно самому верить в то, что ты делаешь и говоришь.
  • Индивидуального подхода к каждому человеку . Не существует идеальных методик НЛП, подходящим всем людям и работающим во всех ситуациях. В каждом случае требуется анализировать, проявлять гибкость и выбирать то, что больше подходит.
  • Правильного подбора техник НЛП и их грамотного сочетания. Даже работая с одним человеком, требуется применять несколько техник. Одни из них могут оказаться неэффективными, другие со временем перестают действовать, поэтому требуется в совершенстве владеть многими методиками.
  • Точного соблюдения всех деталей методики. Все нюансы техники очень важны. Например, если указано, что во время психотерапии с помощью НЛП пациент должен находиться в состоянии транса, то пренебрегать этим правилом нельзя. В противном случае внушение не будет работать.
  • Мастерства и навыков общения. Быстро освоить НЛП могут люди, которые знают азы психологии, привыкли общаться и делают это непринужденно – психологи, психотерапевты, преподаватели, коучи. Тем, у кого нет подобных навыков, придется много практиковаться.

Основные принципы НЛП – пресуппозиции


Основные принципы НЛП
(их еще называют пресуппозициями) – это утверждения и постулаты, которые являются теоретической базой методики. Люди, практикующие НЛП принимают пресуппозиции как аксиомы, которые не требуют доказательств. Эти утверждения призваны изменить точку зрения человека на ситуацию, чтобы упростить решение проблем.

  1. Карта – это не территория. Как карта местности не является той территорией, которую она описывает, так и наше виденье реальности не совпадает с «объективной реальностью», существующей на самом деле. Наше виденье зависит от прошлого опыта, воспитания, настроения, установок и принципов. Поэтому одна и та же ситуация воспринимается разными людьми по-своему. НЛП учит понимать, что реальный мир шире той карты, которую нарисовал наш опыт. У каждого человека есть свое виденье, и это необходимо учитывать. Ничья карта не является подлинной и правильной, а лучше та, которая дает больше возможностей решения проблем. Чужие картины мира могут помочь увидеть проблему с новой стороны и найти неожиданное решение. Понимание того, как человек видит действительность, помогает выстроить эффективную модель общения с ним.
  2. Тело и «сознание» – единая система. Самочувствие зависит от мыслей человека, и одновременно самочувствие значительно влияет на ход мыслей. Изменения в сознании и эмоции влияют на телесные ощущения, поскольку способны снять или повысить тонус мышц, улучшить или ухудшить кровообращение и иннервацию. Например, вспоминая об отдыхе, человек испытывает умиротворение. Сам того не замечая, он расслабляет мышцы, что способствует снятию мышечных спазмов, улучшению кровообращения и облегчению боли.
  3. В основе любого поведения есть позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением. Человек всегда «хочет как лучше», то есть им движет позитивное намерение. А вот действия, которые он предпринимает для достижения цели, не всегда одобряются обществом. Например, чтобы обеспечить семью один будет воровать, а другой - работать. Выбор действия (поведения) зависит от ситуации, в которой принималось решение, воспитания, характера, моральных норм. Случается, что действительность меняется, и та модель поведения, которая раньше была приемлема, больше не работает. В этом случае необходимо понять, какое намерение стало основой данного поведения, а затем изменить поведение на положительное. Например, в основе энуреза лежит подсознательное намерение ребенка привлечь к себе внимание родителей. Поэтому, чтобы избавиться от нежелательного поведения нужно помочь ребенку достичь цели другим путем, предложив здоровую альтернативу – доброжелательно общаться с ним, проводить вместе больше времени.
  4. Весь жизненный опыт храниться в нервной системе . Все, что когда-то случалось с человеком, записывается в его нервной системе и остается в памяти, хотя иногда доступ к этим воспоминаниям может быть затруднен. В НЛП прошлое не всегда рассматривается как корень проблем. Опыт прошлого – это источник ресурсов, которые помогают найти решение в сложных ситуациях. Также примеры удачного поведения можно найти в опыте других людей и вымышленных персонажей.
  5. Субъективный опыт разделяется на зрительные образы, звуки, запахи, ощущения и вкус. В НЛП выделяют пять каналов восприятия информации – зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кинестетический (рецепторы тела и мимика). Один из органов чувств является ведущим, через него человек получает основную информацию. На основе информации он строит свои суждения и намерения, которые влияют на поведение. Зная, модальность человека, то есть какой анализатор у него ведущий, владеющий НЛП может эффективнее донести ему нужную информацию. Тем самым он влияет на поведение собеседника. Например: чтобы достучаться до подсознания человека, у которого ведущим является кинестетический канал, и убедить его поехать с вами, можно построить фразу таким образом: «Почувствуй, как обжигает кожу горячий песок, как освежает морская вода».
  6. Нет поражений, а бывает лишь обратная связь. То, что люди привыкли считать поражением или неудачей, на самом деле является новым опытом и полезной информацией, которая делает человека совершеннее и приближает к успеху. Например, после собеседования человека не взяли на работу. Ситуацию можно рассматривать как полезный опыт. Проанализировав ошибки, можно сделать выводы: как вести себя в следующий раз, какие навыки и умения требуются, чтобы собеседование прошло успешно.
  7. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает. Когда человек говорит, он имеет определенное намерение: передать или получить информацию, эмоциональную реакцию, побудить собеседника к действию. Случается и так, что слова вызывают реакцию противоположную той, на которую рассчитывал говорящий. В ответ на нейтральную фразу или похвалу собеседник может обидеться. Это означает, что действие (высказывание) не соответствовало вашему намерению. НЛП предлагает выход, который поможет получить от оппонента желаемую реакцию – изменить действие, подобрать другой тон, фразы, ситуацию. То есть, если по реакции человека видно, что ваши доводы его не убеждают, то следует сменить тактику. Например, не рассказывать, а задавать вопросы.
  8. Поведение – выбор лучшего варианта из того, что доступно на данный момент . Человек в любой ситуации выбирает самое лучшее и эффективное из того, что имеется. Обычно этот выбор закрепляется, и он ведет себя подобным образом в аналогичных ситуациях, даже если методика потеряла свою эффективность. Например, человек может постоянно отвечать криком на конструктивную критику, если это сработало один раз. Чем больше его возможности (умственные, финансовые, физические), тем богаче выбор стратегий поведения. Методика НЛП направлена на развитие поведенческой гибкости и новых нестандартных моделей поведения в различных ситуациях. Это повышает возможности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, и за счет этого стать более успешным. В рамках психотерапии эта пресуппозиция помогает научиться не жалеть о содеянном в прошлом – ведь это было лучшее решение в той ситуации, а руководствовались мы исключительно позитивными намереньями.
  9. У каждого есть все необходимые ему ресурсы . Под ресурсами в НЛП имеются в виду знания, умения, убеждения, способности, время, финансы, вещи и люди. Это все, что позволяет расширить выбор решений проблемы. Например, стоит задача сделать ремонт. Если у вас достаточно ресурсов, то вы можете выбрать один из трех вариантов: 1) можно сделать самостоятельно, затратив время и силы; 2) можно привлечь знакомых; 3)можно заплатить наемным рабочим. Если ресурсов недостаточно (нет времени, нет денег), то число вариантов снижается. Чем больше ресурсов, тем шире выбор и легче справиться с проблемой. Пресуппозиция утверждает, что необходимые ресурсы есть у каждого. На первый взгляд с этим утверждением сложно согласиться. Но сторонники НЛП утверждают, что человеку достаточно начать действовать, как будто ресурсы у него есть, и они и действительно появятся.

  10. Вселенная благоприятствует нам и изобилует ресурсами.
    Окружающий мир наполнен ресурсами. В процессе эволюции человечество научилось их использовать, что и поставило человека на вершину пирамиды. Если бы люди только избегали опасностей, а не пытались добиться большего, этого бы не произошло. Эта пресуппозиция говорит нам, что стоит верить в добрые намерения других людей и смело использовать все доступные ресурсы. В этом случае вселенная будет становиться еще более дружественной и щедрой.

Данные пресуппозиции достаточно общие, их сложно доказать при помощи научных экспериментов. Поэтому сторонники НЛП предлагают просто принять их на веру, или действовать так, как будто вы уверены в правоте этих тезисов. После смены поведения начинает меняться и ощущение мира, и ход мыслей. Таким образом, НЛП предлагает совершать сознательные действия, чтобы, влияя на глубинные структуры психики, получить подсознательные результаты.

На основе пресуппозиций создано большое количество моделей, техник и приемов НЛП. Каждый автор и тренер добавляет что-то свое. В данной статье будут рассмотрены самые популярные техники.

Применение НЛП

Обучение тому, как применять НЛП на практике проводят на семинарах и тренингах, но можно научиться этому и самостоятельно, имея достаточно времени и настойчивости. Для этого нужно ознакомиться с моделями, техниками и приемами НЛП, проходить онлайн тренинги и применять полученные знания на практике.

Модели НЛП

Модели НЛП – это различные варианты восприятия ситуаций. Модели – это способы мышления, применяя которые можно найти оригинальные и действенные подходы к людям.

Модель НЛП: ФОКУСЫ ЯЗЫКА

Модель «Фокусы языка» позволяет менять убеждения оппонента и работать с его возражениями. Таким образом, она дает преимущества в споре, применяющим НЛП в повседневной жизни. Знание ее приемов дает возможность улучшить свою публичную деятельность, что важно работающим в сфере обучения, продаж, в политике. А психологам и психотерапевтам эти приемы позволяют изменить позицию клиента по данному вопросу, сменить его мировоззрение на более позитивное и здоровое.

По сути «Фокусы языка» – это набор речевых моделей, которые помогают быстро переубедить собеседника. С их помощью можно заставить оппонента засомневаться в правильности его суждений, путем смещения фокуса внимания на новые аспекты обговариваемой проблемы.

Существует четырнадцать фокусов языка. Их используют в зависимости от ситуации и типа нервной системы собеседника.

  • Фокус языка – намерение

Суть метода – интуитивно определить цель, движущую человеком, которая скрывается за его высказыванием. Затем человеку предлагают совершить действие ради этой цели.

– Ценю вашу рациональность и ответственность, именно поэтому считаю, что Вы лучше других справитесь с этой задачей.

  • Фокус языка – переопределение

Суть метода – замена одного из слов в высказывании собеседника близким по значению, но имеющим другой контекст.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Вы не можете сказать: «я не хочу это делать», находясь на работе.

Или более позитивное:

– Действительно, это не ваш долг. Но не могли бы вы мне помочь?

  • Фокус языка – последствия

Суть метода – обрисовать собеседнику последствия его выбора. Они могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от того, в каком ключе строится разговор.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Хочу Вам напомнить, что сейчас рассматривается распределение премий лучшим работникам года. Ваше решение может повлиять на этот вопрос.

  • Фокус языка – разделение

Суть метода – разобрать по деталям каждый элемент высказывания оппонента.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Что именно из того, что я прошу, не прописано в Ваших обязанностях. Давайте разберем по пунктам.

  • Фокус языка – объединение

Суть метода – обобщить часть убеждения. Это дает возможность изменить взаимосвязи между частями высказывания.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Мы все здесь выходим за рамки должностных обязанностей. Иначе работа остановилась бы.

  • Фокус языка – аналогия

Суть метода – подобрать аналогию, которая придает высказыванию собеседника другой смысл. Хорошо если это будет анекдот, притча, пословица. Но подойдет любая метафора, которая ассоциируется с данной ситуацией.


– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– А Ной был виноделом. В его обязанности тоже не входило спасать мир от потопа.

  • Фокус языка – изменение размера фрейма

Суть метода – посмотреть на ситуацию с точки зрения прошлого или будущего.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Если бы Вам сказали, что придется выполнять эти функции, когда Вы устраивались к нам на предприятие? Вы все равно были бы заинтересованы в трудоустройстве?

  • Фокус языка – другой результат

Суть метода – показать, что у данного действия может быть результат более значимый, чем тот, что заявляет оппонент.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Возможно, это не прописано в Вашей должностной инструкции, но это способно на порядок увеличить наши прибыли, привлечь большее количество клиентов.

  • Фокус языка – модель мира

Суть метода – переоценить ситуацию с другой точки зрения, использовать другую модель мира. Желательно делать это с позиции значимого и авторитетного для оппонента человека.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Если бы Гаррисон Форд не выходил за рамки своих обязанностей, все бы еще ездили на паровых машинах.

  • Фокус языка – стратегия реальности

Суть метода – обращения к реальным фактам, которые постигаются через логику и аналитическое мышление. При этом отметаются домыслы, интуитивные выводы и эмоции оппонента.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Оставим эмоции и поговорим по существу. В действительности это входит в Ваши обязанности. Об этом говорится в пункте № .

  • Фокус языка – противоположный пример

Суть метода – требуется найти исключение из правил и привести его в качестве примера. Это делает убеждение собеседника менее весомым.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– В мои обязанности тоже не входит обучать сотрудников, но я сейчас этим занимаюсь. К тому же дополнительная нагрузка есть у многих в нашем коллективе.

  • Фокус языка – иерархия критериев

Суть метода – переоценить высказывание собеседника с точки зрения более важного критерия.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Мы здесь для того, чтобы помогать людям. Это важнее, чем следование должностным инструкциям.

  • Фокус языка – примените к себе

Суть метода – применяет ли собеседник к себе правило, которым он руководствуется на данный момент.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Тогда и Вы не должны просить для себя таких исключений, как гибкий график, возможность удаленной работы.

  • Фокус языка – мета-фрейм

Суть метода – время меняется, то, что раньше было правильным, потеряло свою актуальность.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Так можно было рассуждать до кризиса. Теперь необходимо всеми силами бороться за клиента и за свое рабочее место.

Модель НЛП: ЯКОРЯ

В НЛП под термином «якорь», подразумевают стимул , вызывающий реакцию или условный рефлекс. В свою очередь стимулом для создания якоря может быть любое слово, предмет, человек или что-либо другое (жест, поза, мелодия, запах), запускающее эмоцию или состояние. Если якорь устанавливается специально, то в качестве стимула используют нечто необычное, но что можно в точности повторить в нужный момент: непривычный жест, новый брелок.

Установка якоря НЛП имеет тот же принцип, что и формирование условного рефлекса. Например, в отпуске вы начали пользоваться новой туалетной водой. После этого впечатления об отдыхе ассоциируются с этим ароматом. Через некоторое время воспользовавшись этой туалетной водой вы, сами того не желая, вызовете воспоминания об отпуске. Так аромат стал якорем, запускающим приятные эмоции.

В зависимости от того, какое переживание вызывает якорь, он может быть положительный и отрицательный.

  • Положительный якорь вызывает приятные эмоции и ресурсные состояния, полезные для решения задач. Он помогает вызвать это состояние в нужный момент. Например, работоспособность на рабочем месте, бодрость в конце дня и т.д.
  • Отрицательный якорь вызывает негативно окрашенные переживания, которые усложняют деятельность. Он может использоваться для лечения вредных привычек (переедания, курения).

С якорями можно совершать различные действия:

  • Наложение якорей – действие, в результате которого один стимул вызывает два разных состояния. Так, для повышения работоспособности рабочий инструмент (например, планшет) можно сделать якорем, запускающим бодрость и интерес.
  • Коллапс якорей – это состояние, когда якоря, обозначающие противоположные эмоции и состояния (например, страх и спокойствие), нейтрализуют друг друга. В итоге оба рефлекса, связанные с ними больше не работают, а сам стимул не вызывает никаких эмоций.
  • Переякорение – замена состояния, которое раннее вызывал якорь, другим. Например, если школьный рюкзак вызывал у ребенка тревогу, связанную с возможными неприятностями в школе, то после переякорения он будет вызывать интерес или уверенность в своих силах.
  • Интеграция якорей – объединение нескольких позитивных или нескольких негативных состояний на одном якоре. Например, после интеграции якорей сигарета может стать якорем для отвращения, тошноты, неприязни, что поможет человеку справиться с вредной привычкой.

Модель якоря в НЛП является одной из наиболее востребованных. Подробнее об установке якоря и использовании этой модели на практике описано в технике «Якорение ресурсных состояний».

Модель НЛП: АССОЦИАЦИЯ – ДИССОЦИАЦИЯ

Представим себе ситуацию – вам нахамили на улице. В данном случае возможны два варианта восприятия ситуации.


  • Ассоциация – Вы видите ситуацию своими глазами и являетесь ее непосредственным участником. Вы смотрите на раскрасневшееся лицо оппонента, слышите его голос, чувствуете, как вас переполняют гнев и обида, как кровь приливает к лицу и стучит в висках. При ассоциации вы воспринимаете происходящее всеми органами чувств. Из-за этого возникает множество эмоций, которые могут, как помочь в разрешении ситуации, так и навредить.
  • Диссоциация – это способ восприятия, когда вы видите себя в этой ситуации со стороны. Вы смотрите на себя, конфликтующего, и на своего оппонента. Вы видите и слышите все происходящее, но при этом не ощущаете эмоций, которые мешали бы вам принять рациональное решение. Смотреть на себя можно сверху, из-за плеча, сбоку.

Для чего используется модель «ассоциация - диссоциация»? Ассоциация нужна, когда вы хотите вызвать эмоции, которые пережили в той ситуации. При разговоре с любимым человеком, на отдыхе, при сексе, в момент триумфа. Эти состояния используются для установки якоря.

Диссоциация помогает взглянуть на ситуацию без лишних эмоций. Это может помочь в момент, когда нужно держась себя в руках, например при ссоре с начальством. Отстраненный взгляд со стороны помогает снизить тревожность. Например, когда вы страдаете бессонницей из-за того, что беспокоитесь о событиях, которые могут случиться (или не случиться) в будущем. Также метод диссоциации используется при борьбе с фобиями и психологическими травмами.

Модель НЛП: МЕТАПРОГРАММЫ

Метапрограммы – это фильтры, которые определяют, какая информация попадет в сознание и на чем концентрируется внимание человека. Определив метапрограмму человека можно спрогнозировать его поведение, добиться понимания, эффективно мотивировать, определять должность, где он будет наиболее полезен.

Необходимо учитывать, что метапрограммы явление не стабильное. Один и тот же человек может проявлять разные метапрограммы в разных ситуациях. Например, на работе он полагается только на свое мнение, а семейных делах прислушивается к мнению супруги. Выраженность метапрограммы также зависит от состояния здоровья и других факторов. Поэтому требуется подбирать индивидуальный подход к одному и тому же человеку при каждой встрече.

Виды метапрограмм:

На данный момент насчитывается более 50-ти метапрограмм. Коротко опишем самые распространенные из них.

  1. Метапрограмма «мотивация ОТ-К»

Метапрограмма мотивация ОТ-К делит людей на две группы.

  • Мотивация К (у 30% людей). Люди, для которых свойственна мотивация К ориентируются на успех. По природе они лидеры. Их интересует, чего они могут достичь, что смогут приобрести. Например, человека будет больше интересовать, как продвинуться по карьерной лестнице. При этом вопрос: «как избежать гнева начальства и неприязни коллег», его не волнует.
  • Мотивация ОТ (у 60%) характерна для людей, избегающих неудач и негатива. Они склонны ставить перед собой небольшие цели, которые можно быстро достичь. Они ценят стабильность. Не любят риска и перемен, которые могут повлечь за собой изменения к худшему. Склонны избавляться от проблем и недостатков. Например, они скорее купят гипоаллергенный шампунь, обещающий избавление от перхоти и выпадения волос, чем шампунь для красивых пышных и густых волос.
  1. Метапрограмма «СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ»

Метапрограмма «способ мышления» описывает способ обработки информации. Людей делят на 3 группы, исходя из того, предпочитает ли человек укрупнять, разукрупнять или искать аналогии

  • Обобщение. Эти люди склонны выделять общие существенные свойства предметов и явлений. На основе наблюдений за мелким и частными случаями они делают выводы обо всей категории. Например, такая женщина будет утверждать, что все мужчины полигамны, на основе одной измены.
  • Разукрупнение. Для людей характерно дедуктивное мышление. Из знаний об общем с помощью умозаключений они делают выводы о частном. Например, попугаи умеют говорить, поэтому любого волнистого попугайчика можно научить разговаривать.
  • Аналогии. Люди с таким способом мышления делают выводы на основе схожести эквивалентов: если Маше 10 лет, то и ее одноклассникам тоже по 10 лет.
  1. Метапрограмма «МОТИВЫ»

Условно можно поделить людей на 4 категории, соответственно мотивам, которые ими движут.

  • Власть . Этих людей побуждает к действию власть, возможность влиять на эмоции и действия других. Они превыше всего ставят свой престиж, значимость и уважение со стороны окружающих. Они хорошие управленцы и прирожденные лидеры.
  • Причастность . Командные игроки. Они всегда настроены на общение, любят заводить новые знакомства, поддерживают старые связи. Эти люди всегда в центре внимания и нуждаются в признании и общении. Хорошо работают в группе, способны длительно выполнять монотонную работу, не стремятся занять ответственные должности.
  • Достижение . Люди такого склада предпочитают сложные задачи, исследования, новые проекты, которыми раньше никто не занимался. Они не нуждаются в соратниках и помощниках, предпочитая работать в одиночку. Постоянно стремятся к совершенствованию и развитию. Должны стать лучше других и лучше себя в прошлом.
  • Избегание . Эти люди, прежде всего, ценят безопасность. Они стараются избегать всех возможных рисков, часто чувствуют себя беспомощными. Программа страха у них запускается по самому незначительному поводу. Они исполнительны, но боятся проявить инициативу. Не высказывают свое мнение, стараясь не провоцировать конфликт.
  1. Метапрограмма «РЕФЕРЕНЦИЯ»

Метапрограмма «Референция» помогает разделить людей на две группы, учитывая, какие ценности являются ведущими в принятии решений: внутренние или внешние.


  1. Метапрограмма «ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ МОДАЛЬНОСТЬ»

Метапрограмма «Предпочитаемая модальность» описывает, по какому каналу человек предпочитает получать информацию о внешнем мире. Ведущим каналом может быть: зрение, слух, чувства (тактильные ощущения, вкус и запах) или внутренний диалог. Знание предпочитаемой модальности собеседника дает возможность подстроиться под его образ мышления, что дает преимущества при общении с ним.

Модальность

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Дигиталы

Численность среди населения

Ведущий канал

Телесные ощущения, запах, вкус, движение

Смысл, функциональность

Предикаты – ключевые слова

Сидеть, смотреть, яркий, красочный, цветной

Слушать, громкий, ритмичный, звучит

Чувствовать, касаться, теплый, нежный

Рациональный, эффективный

Характерные черты

При общении рассматривают собеседника. Внешний вид важнее функциональности. Для запоминания и восприятия им нужны: схемы, графики, изображения.

Очень общительны. Любят и поговорить, и послушать. Часто у них приятный выразительный голос и хороший музыкальный слух. Для запоминания проговаривают вслух или про себя.

При общении стремятся коснуться собеседника – пожать руку, поправить одежду. Не слишком разговорчивы. Ценят удобство и комфорт. Постоянно находятся в действии, редко сидят на месте, что-то вертят в руках. Импульсивны. Не любят планировать.

Предпочитают рассуждать, выделять важное, анализировать ситуацию, перенимать чужой опыт. Мышление критичное, верят только весомым доказательствам. Внешне спокойны, стараются избегать сильных эмоций, которые являются для них очень болезненными.

Что ценит

Посмотреть, увидеть, изображение, макет, нарисовать

Потрогать, пощупать, контактировать

Услышать обо всех сторонах вопроса, обговорить тему

Доказательства, справки, сертификаты

Воздействие на человека с помощью этой метапрограммы НЛП можно разделить на 3 этапа:

  1. Анализ человека. Определение его репрезентативной системы. Какой канал у него является ведущим: слух, зрение, чувства.
  2. Подстройка к репрезентативной системе субъекта. Например, визуалу мы говорим – «Я вижу, что вы правы», аудиалу – «Все, что вы говорите правильно», кинестетику – «Я чувствую вашу правоту», а дигиталу – «Вы правы по всем пунктам».
  3. Воздействие на субъект с помощью различных методик. После подстройки выбирают соответствующую ситуации методику.

Все метапрограммы в разной мере присущи каждому человеку. Например, ваш собеседник на 70% проявляет мотивацию «ОТ», на 80% ему характерна внутренняя референция, на 90% - визуал. Но в остальных случаях он может проявить мотивацию «к» или свойства кинестетика. Поэтому при общении требуется внимательно следить, какой отклик вызывают ваши слова.

Методики НЛП

Методики НЛП – это пошаговые инструкции, которые позволяют решить проблему, не углубляясь в причины ее возникновения. Рассмотрим самые продуктивные методики НЛП.

Техника ВЗМАХ

Техника «Взмах» одна из самых востребованных методик, действующих на уровне подсознания. Она помогает избавиться от вредных привычек: курения, алкоголизма, переедания, грызения ногтей.

Шаг первый

  1. Выяснение намерений : зачем вам это? Что вы от этого получаете? - Курю, чтобы успокоиться и получить удовольствие.
  2. Выяснение вторичных выгод : какие еще преимущества вы получаете? Для чего вы это используете? – Курение помогает общаться с коллегами и скоротать время на работе.
  3. Выгоды от нового состояния : почему вы хотите избавиться от этой привычки? Какие преимущества вы получите, если бросите курить? – Здоровье, самоуважение.
  4. Проверка экологии: возможны ли негативные последствия после избавления от этой привычки? Чем грозит отказ от нее? Можно ли как-то уменьшить негативные последствия?

Шаг второй

Составление репрезентаций. В зависимости от модальности человека, (что доминирует – зрение, слух, ощущения и т.д.) составляется две картинки. Одна символизирует образ или ощущение, возникающее при запуске нежелательной программы. Вторая – это образ человека свободного от вредной привычки.

Рассмотрим пример, попытка избавиться от никотиновой зависимости у человека с ведущим зрительным анализатором.

  1. Картина первая – рука, подносящая ко рту зажженную сигарету.
  2. Картина вторая – фото счастливого и успешного человека, сумевшего отказаться от курения.

Шаг третий

  1. Картина 1. Необходимо представить картину «рука с сигаретой» крупным планом, сделав ее максимально четкой, цветной, контрастной.
  2. Картина 2. В темный угол первой картинки необходимо поместить вторую – маленькую и тусклую.
  3. Выполнение «взмаха». Картинки моментально меняются местами. Картинка с сигаретой становится черно-белой, тусклой и маленькой. Картинка с идеальным образом разворачивается, наполняется цветами и деталями. Действие происходит за долю секунды.
  4. Черный экран. После того, как идеальная картинка была детализирована, требуется «очистить экран». Обе картинки исчезают, остается черный фон.
  5. Повторить смену картинок 12-15 раз. Упражнение повторять ежедневно, до тех пор, пока тяга к курению полностью не исчезнет.

Техника «ЯКОРЕНИЕ РЕСУРСНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Используя технику «якорение ресурсных состояний», в нужный момент можно вызвать состояние или эмоцию. Это дает возможность управлять чувствами в любой ситуации.

Шаг первый

  1. Выяснение цели: в какой ситуации необходим дополнительный ресурс? - при работе, при общении с противоположным полом.
  2. Определение необходимого ресурса : чего вам не хватает в данной ситуации, чтобы успешно с ней справиться? Например, спокойствие на экзамене, смелость при публичном выступлении, вдохновение во время творческой работы.
  3. Проверка экологии: будь у вас этот ресурс вы бы им воспользовались? Не ухудшило бы ваше поведение ситуацию?

Шаг второй

  1. Вспомните ситуацию , когда необходимый ресурс у вас был: когда вы чувствовали себя уверенно, спокойно, радостно. Если такого положительного опыта не было, можно придумать историю, в которой вы проявили нужное качество.
  2. Придумайте якорь . Это может быть не привычный для вас жест. Например, обхватить запястье правой руки большим и указательным пальцами левой руки или сплести руки в замок, выпрямив и соединив указательные пальцы.
  3. Якорение . Воспроизведите выбранную ситуацию в воображении до мельчайших подробностей: кто присутствовал, что говорил, запахи, атмосфера. Вспомните, ресурсное ощущение, которое бы вы хотели испытывать. Когда положительные переживания достигнут самой высокой точки, то в этот момент необходимо присоединить якорь. После якорения необходимо прервать воспроизведение ситуации.
  4. Закрепление якоря . Цепочку: «воспроизведение ситуации – пик ресурсного состояния – якорь – прерывание ситуации» повторяют 7-10 раз. Этого количества повторений обычно достаточно, чтобы закрепился условный рефлекс.

Шаг третий

  1. Проверка якоря . Займитесь повседневными делами. Через некоторое время выполните действие, служащее якорем. Вслед за этим непроизвольно должно возникнуть ресурсное состояние (спокойствие, уверенность). Если оно не возникло, то якорение повторяют еще 5-7 раз.
  2. Проигрывание проблемной ситуации . В воображении смоделируйте ситуацию, в которой вам раньше не хватало уверенности. Например, вы находитесь за столом, где разложены экзаменационные билеты, напротив сидит преподаватель. Вас переполняют волнение и тревога. Воспользуйтесь якорем, чтобы вызвать желаемое состояние.
  3. Закрепление условного рефлекса . Используйте якорь на практике как можно чаще, чтобы закрепить навык.
  4. Техника «БЫСТРОЕ ЛЕЧЕНИЕ ФОБИЙ» или «КИНОТЕАТР»

С помощью этой техники можно избавиться не только от навязчивых страхов и фобий, но и любых сильных эмоций: ненависти, злости, зависти.




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: