Самоуправление в отряде как организовать самоуправление в. Организация самоуправления в отряде отчет

Организация самоуправления - достаточно сложный воспитательный процесс. Особенно, если охватываются дети всех возрастов. Модели детского самоуправления существуют во многих образовательных учреждениях, в дополнительном образовании они чаще всего присутствуют в подростковых клубах и в лагерях летнего отдыха. Наш лагерь Колос не стал исключением.

Самоуправление в лагере предполагает самостоятельность детей в организации себя, деятельности, которая происходит на смене, а также самоконтроль результатов этой деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать сложность социальных отношений, сформировать свою социальную позицию, определить свои собственные возможности в развитии лидерских функций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила педагог-организатор МБОУ «ОСОШ №2» СП «УДЮЦ» Шулятикова В.Н. 1 квалификационная категория Особенности детского самоуправления в летнем оздоровительном лагере «Колос»

Цель: создание условий для развития самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Задачи: Возможность самовыражения для каждого ребенка; Развитие лидерских качеств детей; Приобщение к разнообразному опыту социальной жизни через участие в деятельности.

Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления Поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом; Взаимную ответственность вожатых перед детьми и детей перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений; Взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива к друг другу; Совместную работу вожатского и детского коллективов; Информирование ребят о проблемах, возникающих в процессе подготовки и проведении мероприятий.

Система самоуправления смены Совет смены Службы смены (по 2 чел. о т отряда) Комиссар смены (синий галстук) Комиссар отряда (оранжевый галстук) Дежурный командир отряда - ДКО (красный галстук) Совет дела Отряд

Службы в лагере ЛЭП– любите эти песни. УЮТ – уют и чистота территории. ГРИН – группа информации. ГРУЗД - группа здоровья

Законы смены Поднятой руки Территории Без дыма и огня Песни Чистоты Доброго отношения Галстука Активности Закон О: О Закон законов

Мастерские и секции в лагере

День самоуправления Зарядка «В здоровом теле - здоровый дух». Линейка - «Всё наоборот». Смотр отрядных уголков «Здоровье всему голова». Митинг «За здоровый образ жизни». Костюмированный футбол. Мастер-классы от « Дети-детям »: «Карта желаний», работа с микрофоном, «коллаж – моя профессия». Дискотека. Вечерний огонёк.

Вечерний огонёк

Правила ведения огонька и свечи. Голоса звучат приглушённо. Право голоса имеет только тот человек, у кого в руках символический предмет – талисман. Исполняются тихие лиричные песни. Присутствует весь отряд. Нельзя запрещать или заставлять говорить. После огонька все разговаривают вполголоса. Откровенность и принципиальность - норма разговора.

Традиции и ритуалы огонька и свечи Традиция круга Традиция доброго отношения друг к другу Ритуал зажжения свечи Традиция ведущего Традиция доброго отношения к песне Традиция легенд Традиция сюрпризов Выбор «человека дня»

Типы огоньков: Огонёк – знакомство Огонёк – откровенный разговор Тематический огонёк Огонёк прощания Огонёк - сюрприз

Типы свечек: Свечки знакомства «Карта знакомства, Памятный день» Свечки – откровения «Разговор с игрушкой, Письмо другу» Свечки анализа «Цепочка, Отряд для меня» Свечки адаптации «Расскажи мне о себе, Расскажи мне обо мне»

Спасибо за внимание!


Самоуправление в лагере

Под самоуправлением в отряде подразумевается соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством вожатых.

Как организовать самоуправление в отряде?

Одно из обязательных дел в отряде – организация органов самоуправления. Это дает возможность вожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива, а детям предоставляется самостоятельность в деятельности. Основа самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений. Собирайте весь отряд.

Говорите ребятам, что для интересной жизни в отряде вы предлагаете им разбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. Говорите, что группы будут сменные, т.е. каждый ребенок побывает во всех группах. Смену групп удобней всего проводить раз в три дня.

Перечисляете ребятам группы и их функции. Пускаете листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться. Чтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. И первые 5-6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.
Как определить лидеров?

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Лидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми. Поэтому вожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение. Вот основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:



· достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;

· мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.

Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т.д. Ваша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

Лидер отряда становится первым дежурным командиром.

Как провести отрядное планирование?

Ребятам выдается задание придумать название дел, которые они хотели бы провести в отряде. Минуты 2-3 даете на размышление, затем каждый по кругу предлагает свои варианты. Последними вы предлагаете свои варианты дел. Вы все фиксируете, потом пускаете листочек по кругу, и каждый ставит отметку напротив понравившегося ему дела. Зачитываете результаты и расставляете вместе с детьми дела в план-сетку отряда. При составлении необходимо учитывать дружинные дела, бытовые вопросы, родительский день, экскурсии т. д. Затем вы формируете творческие группы, которые будут отвечать за подготовку данных дел. Дети могут объединяться по симпатиям, единственное ограничение – количество человек в группе. Списки творческих групп вносите в отрядный уголок.
Особенности самоуправления в условиях лагерной смены

В детском лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно играть участие детей в управлении коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.

Функции самоуправления детей в лагере.

1. Самоактивизация

2.

3. Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.
Представим модель самоуправления в детском коллективе, где основа – принцип цикличности (цель – результат – анализ – цель):

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.

2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.

3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.

4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.

5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.

6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

· поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

· взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

· взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

· совместную работу вожатского и детского коллективов;

· информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:

1. Поиск . Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)

2. Планирование коллективной деятельности . Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)

3. Форма организации КТД . Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:

· Ответьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?

· Какие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда?

· Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?

· Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?

· Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.

· Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

Основные дела отряда готовятся по следующей схеме:

1. Коллективное планирование дела (высказываются предложения, составляется план реализации, организуется работа в микрогруппах 5-7 человек).

2. Определяются творческие группы, которые отвечают за тот или иной аспект реализации (оформление, написание сценария, работа актеров, режиссера), при этом важно, чтобы каждый ребенок был занят какой-либо деятельностью.

3. Проведение дела.

4. Анализ дела (устный, письменный, цветопись и т.д.). Наиболее предпочтителен анализ дела на вечернем огоньке в кругу, где каждый ребенок может высказать свои эмоции, отношение, оценку своей и чужой деятельности. Задача вожатого – сделать этот разговор открытым и продуктивным, снять чувство неудовлетворенности, помочь детям найти положительные моменты для каждого ребенка и для отряда в целом, наградить отличившихся и создать атмосферу «мы».

Развитие самоуправления в отряде и лагере

Сами строим жизнь свою...

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей .

1. Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

2. Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

3. Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

§ поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

§ взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

§ взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

§ совместную работу вожатского и детского коллективов;

§ информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде .

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

§ уметь спланировать работу,

§ правильно распределить обязанности среди участников дела,

§ не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.
Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии , время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

1. Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

2. Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.
Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов . Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.
Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере . Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

Двадцать вопросов о самоуправлении

Двадцать вопросов о детском самоуправлении в «Орленке». «Вопросов?!» - скажете Вы. Именно вопросов, потому что тема детского самоуправления вызывает наибольшее количество вопросов вожатых, потому что эта тема – основа основ педагогической системы «Орленка» и краеугольный камень, о который спотыкаются как начинающие, так и опытные педагоги. Ответы на вопросы, которые чаще всего задают вожатые, представлены здесь и в теоретических рассуждениях и в практических разработках и рекомендациях. Это опыт многих вожатых: и тех, кто работал в «Орленке» несколько лет назад, и тех, кто сейчас с современными детьми осваивает науку самоуправления.

Вопрос первый: Существует множество определений понятия «самоуправления». Какое из них наиболее приемлемо для отрядного вожатого?

Под детским самоуправлением одни педагоги понимают самообслуживание, другие - обычное проявление инициативы и самодеятельности, не связанное с принятием и реализацией управленческих решений, третьи ограничивают самоуправление временными рамками - чаще всего одним днем.

Очень удачно определили три основных типа детского самоуправления.

Первый можно назвать имитационным (игровым). Для него характерно создание детской общности в подражание государственному устройству: с республиками, парламентами, прокурорами, полицией и т.д. Отличительная черта этого типа самоуправления - преобладание формы над содержанием. Но это не означает, что его следует оценивать только со знаком минус.

Второй тип самоуправления - псевдоделовой, или бюрократический. Этот тип самоуправления моделирует в детской среде бюрократический аппарат. Под видом подготовки лидеров, организаторов, расширения детского актива создаются многочисленные советы, штабы, комиссии, избираемые на длительный срок, но не занятые реальной деятельностью. Этот тип самоуправления носит формалистический характер, состоящий в тщательно скрываемой игре в начальство.

Третий тип самоуправления - демократический, творческий. Этот тип самоуправления, при грамотном его воплощении, воспроизводит демократические принципы отношений и самоорганизации, а не только формы.

Самоуправлением называют детскую самодеятельность, которая направлена на руководство, разработку, принятие и осуществление решений, от которых что-то зависит. Это своего рода «самодеятельность в осуществлении руководства».

Определяют две важнейшие функции детского самоуправления:

· обеспечение нормальной работы коллектива, оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;

· подготовку к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, т.е. приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Вопрос второй: Какие органы самоуправления могут быть в отряде? Каковы их функции?

Одна из основных задач педагога - помочь подростку в его становлении как самостоятельного человека. Подростки, говоря после смены, что «стали более самостоятельным», чаще всего подразумевают, что смогли прожить вдали от родителей некоторое время и при этом самостоятельно принимать решения во всех жизненных ситуациях.

В детском отряде могут оказаться ребята с разными уровнями самостоятельности: очень активные, опытные (участвующие в работе лагерей актива, в школьном самоуправлении, члены детских объединениях и т.д.), имеющие опыт самодеятельности, и не имеющие понятия о самодеятельности, самостоятельности и самоуправлении.

У отрядного вожатого имеется достаточно много способов для обучения подростков самостоятельности и самоуправлению. Один из способов - организация различных форм органов самоуправления в отряде:

· дежурный командир, когда каждый ребенок один день исполняет обязанности командира (или несколько ребят - общепризнанных или по желанию - руководят отрядом, меняясь через 3-4 дня);

· постоянный командир;

· чередование традиционных поручений;

· творческие группы, связанные с подготовкой конкретных дел;

· игровые модели и т.п.

Каждая форма по-своему формирует детскую самостоятельность. Выбор формы зависит от уровня подготовленности заехавших ребят. Каждая форма способствует развитию определенного уровня самостоятельности (см. таблицу).

форма действия педагога действия детей педагогический результат
постоянный командир обучение алгоритму планирования дня; обеспечение информационного пространства; совместное планирование; консультации. при планировании дня учитывают интересы всех членов объединения; учатся планировать день; владеют информацией по дню, делам; организуют режимные моменты удовлетворение детских интересов; реализация опыта детей, их активной позиции; приобретение опыта самоуправления; самостоятельности;
дежурный командир обучение алгоритму планирования дня; совместное планирование дня; консультации владение информацией по дню; учатся планировать день; организация режимных моментов погружение в активное обучающее пространство; приобретение опыта самоуправления, ответственности за временный коллектив; реализация опыта; самоконтроль; навыки общения; повышение самооценки; приобретение нового организаторского опыта
игровые модели создание игровой ситуации, ее поддержка; создание соответствующих структур управления игрой участие в игре погружение в активное обучающее пространство; реализация опыта ребенка; учет интересов, имеющихся возможностей ребенка; активная позиция ребенка; приобретение опыта самоорганизации, ответственности за коллектив
творческие группы обучение коллективному планированию; обучение различным вариантам организации и проведения дел; консультации планирование своей деятельности; умение организовывать подготовительную работу погружение в активное обучающее пространство через творческую работу; приобретение опыта организаторской деятельности; навыки аналитической работы; самоконтроль; реализация творческих возможностей.

Для того чтобы самоуправление в отряде было действенным и вожатому удалось решить задачу практического обучения ребят самоорганизации и самодеятельности, необходимо:

· Обеспечить ребят полной информацией о смене, ее программе, научить выбирать дела и деятельность.

· Научить ребят самостоятельно планировать и организовывать день, готовить и проводить дела.

· Повысить компетентность ребенка в вопросе руководства своими сверстниками, помочь освоить умения вести дискуссию, планировать работу, распределять поручения, анализировать свою деятельность, договариваться, согласуя свои личные интересы с интересами других членов группы, действовать конструктивно и не допускать конфликтов.

Вопрос третий: Как и в какое время выбирают органы самоуправления в отряде?

В «Орленке» для выбора отрядных органов самоуправления и для передачи некоторых полномочий подросткам проводится организационный сбор отряда.

Организационный сбор - это ключевое дело оргпериода, решающее целый комплекс задач:

1. Закрепление норм и правил жизни в отряде.

2. Определение перспектив совместной жизни.

3. Выборы органов самоуправления.

В подготовке и проведении сбора должны активно участвовать все ребята отряда.

Введение

Глава I. Детское самоуправление: понятие, признаки, типы, принципы, задачи, функции, условия формирования

1.1. Понятие, признаки, типы, условия развития детского самоуправления

1.2. Принципы, функции, задачи самоуправления

Глава II. Органы самоуправления в детском оздоровительном лагере: виды, функции. Работа вожатого по формированию органов самоуправления.

2.1 Виды, функции органов самоуправления

2.2 Формирование органов самоуправления в отряде

Заключение

Введение

Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка молодого человека к жизни в обществе, формирование в нем позитивных качеств, помощь в выборе своего места в современном мире. Одним из факторов, который позволяет процессам самореализации развиваться в школьном возрасте, является детское самоуправление в лагере.

Е.Е. Решетова считает, что в условиях детского лагеря дети получают возможность приобретения нового социально значимого опыта. Поэтому, в лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый воспитанник чувствует свою сопричастность к решению задач, стоящих перед всем коллективом. Детское самоуправление в лагере помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, формированию лидерских качеств. Организация условий для развития самоуправления заключается в вовлечении ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе .

Л.М. Тарантей утверждает, что участвуя в решении проблем отряда, ребенок вырабатывает у себя качества, необходимые для преодоления трудностей лагерной жизни .

В.М. Коротова, воспитательное значение самоуправления в лагере состоит в подготовке ребенка к участию в общественном самоуправлении, в формировании у него главных качеств нового человека .

Согласно Н.И. Приходько, благодаря самоуправлению, у воспитанников развиваются такие умения, как:

1) умение проводить анализ создавшиеся управленческие ситуации и выявлять причины их возникновения;

2) умение предвидеть результаты своих действий;

3) умение оценивать возникшую ситуацию и находить выход из нее;

4) умение воспринимать и анализировать воспринимаемую информацию;

5) умение обосновывать и логично защищать свою точку зрения;

6) умение объективно оценивать действия органов самоуправления;

7) умение планировать работу органов самоуправления, определять перспективы их развития .

Так же Н.И. Приходько пишет, что самоуправление в лагере предполагает совместную деятельность вожатых и воспитанников, с помощью которой удовлетворяются творческие и духовно-нравственные потребности и интересы, складывается гармонично развитая и социально-активная личность .

Тема самоуправления в детских оздоровительных лагерях затронута в работах О.С. Газмана, В.Д. Иванова, А.С. Прутченкова, М.И.Рожкова, Л.И. Уманского и других.

Цель исследования: изучить органы самоуправления, их деятельность в детском оздоровительном лагере.

Объект исследования: детский лагерь.

Предмет исследования: органы самоуправления в лагере и их деятельность.

Задачи исследования:

1) изучить понятие «детское самоуправление» и раскрыть его сущность;

2) определить принципы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере, его задачи и функции;

3) охарактеризовать деятельность органов самоуправления в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Заключение

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические данные в организации детского самоуправлении, можно прийти к выводу, что его многогранность причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности самоуправления ведущих педагогов, возможно определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

При организации деятельности органов лагерного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. Воспитанники должны делать только то, что входит в функционал представляемых ими органов. Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию.

Основное предназначение детского самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов. Участие самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Самоуправление открывает для многих возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Участие детей в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Органы самоуправления в лагере «Бригантина»

Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива смены входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами, и взрослые.

Цели и задачи актива:

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

Содействия в создании благоприятного психологического климата.

Организация деятельности актива

Актив лагеря – это Совет лагеря и Советы отрядов, которые являются органами самоуправления.

Права и обязанности:

Каждый член актива имеет право:

На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

На защиту своих прав и интересов.

Каждый член актива обязан:

Ответственно исполнять порученное дело;

Соблюдать законы общения и культуру поведения.

Деятельность советов:

Совет лагеря:

Совет лагеря собирается 1 раз в 9 дней (в начале, в средине и конце лагерной смены)

Координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.

Совет помощников организаторов (вожатые):

заседание совета проходит ежедневно:

Разработка идеи, сценария праздника, событий;
-распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу;
- контроль за выполнением поручений;
-проведение самого события;
- анализ проведенного события;


Планирование следующих событий в лагере.

Принципы подведения итогов:

На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов (ответственные командиры отрядов),

Проводит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:

Начисление баллов:

трудовой десант – 5 жетонов максимально;

подготовка и участие в мероприятии - 1 балл максимально;

1 место в любом мероприятии –3 балла;

2 место – 2 балла;

3 место – 1 балл.

Снятие баллов:

опоздание на мероприятие – 1балл;

нарушение дисциплины в отряде – 3 балла;

органическое сочетание различных видов досуга и оздоровления с формами образовательной деятельности

реализацию интересов и потенциалов личности

формирование собственных представлений о самом себе и окружающем мире

развлечения, игры, свобода в выборе занятий

развитие творческого потенциала

разрядка накопившейся за год напряженности

Ваши предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назначение летнего пришкольного лагеря с точки зрения учащихся

В пришкольном лагере я имею возможность

затруд-няюсь ответить

физически и интеллектуальное оздоровиться

расширить культурное пространство

творчески и интеллектуально развиваться во внеурочное время

формировать собственные представления о самом себе и окружающем мире

развлекаться, играть, свободно выбирать занятия

делать все, что мне нравится

получить разрядку от накопившейся за год напряженности

В пришкольном лагере «Бригантина» этим летом я мечтаю

приобрести новых друзей

в неформальной обстановке ближе узнать своих одноклассников

получить эмоциональный заряд

развить свой творческий потенциал

оздоровиться

провести время с пользой для себя

встретиться с интересными людьми

посетить любимые занятия

ощутить состояние счастья и праздника, развлечения и веселья

путешествовать (экскурсии, поездки)

получить возможность отдохнуть от уроков

Твои пожелания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.
Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей. В режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное ученическое самоуправление направлено не на копирование существующих «пирамид власти», создание различных властных «органов», но складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно – творческих дел.

Ученическое самоуправление в нашей школе определяется работой детских общественных объединений «Росинка», «Радуга», «Единство».

Начнем с того, что объединение младших школьников «Росинка» является первоначальной ступенькой в формировании детского коллектива в прямом понимании этого слова. В объединении нет сложной структуры детского самоуправления как, например, в среднем и старшем звене школьников.

Ребят принимают в детское объединение, они получают первые поручения, а «лидером» классного коллектива учащихся является классный руководитель. В 4 классе детям доверяют первое общественное поручение (уборка Братской могилы), школьники вступают в пионерскую организацию района, участвуют во всех общешкольных мероприятиях.

Таким образом, можно сказать, что работа детского объединения «Росинка» является подготовительным этапом в структуре ученического самоуправления нашей школы.

Объединения «Радуга» и «Единство» отличаются наиболее сложной и отлаженной системой ученического самоуправления.

Каждое объединение имеет свою символику, атрибуты, устав. За основу деятельности выбран вариативно – программный подход работы со школьниками. С учетом системы этого подхода разработаны и адаптированы программы деятельности общественных объединений. Это программы «Память», «Милосердие», «Сотрудничество», «За здоровый образ жизни», «Живи, земля», «Трудовые дела», «Учеба и мы», «Красотою мир спасется», «Свой голос», «Игра –дело серьезное».

Учащиеся каждого класса (кроме начальной школы) выбирают своих представителей (т.е. командира и его заместителя) которые представляют свой отряд в системе ученического самоуправления школы (Совет детских общественных объединений).

Самоуправление в молодежном объединении «Единство» строится на демократических отношениях между школьниками и педагогами. Приняты демократические принципы: личной ответственности, стремления к согласию, свободы мнения, сменяемости управленческих позиций, равенства возможностей.

Ученическое самоуправление работает во взаимосвязи с «Фондом поддержки» куда входят педагоги, школьная администрация, районные детские организации, поселковое объединение «Молодость Белгородчины», сельская администрация, и т.

Работа Совета объединений строится на взаимодействии нескольких блоков ученического самоуправления. Это Советы командиров детских объединений «Радуга», «Единство», Советы ответственных за работу программных направлений, например, Совет программы «Игра – дело серьезное» или Совет программы «Свой голос».

Основой отрядного самоуправления является актив класса и ответственные за работу направлений, которые выбираются на первом заседании классного коллектива. Определяется план работы на четверть, оформляется классный уголок. Формируются рабочие группы детей ответственные за организацию и проведение классных мероприятий.

Самоуправление является непременным признаком коллектива, его функцией, но если нет коллектива – бесполезно говорить и о самоуправлении. Значит, самоуправление не цель, а средство воспитания. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Ученическое самоуправление – одна из форм управления детским коллективом .

Классификация форм управления коллективом школьников

Самоуправление в детском отряде возникает только тогда, когда в отряде есть какая – то общая цель, имеющая значимость не только для отряда, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить самоуправление как демократическую форму организации коллектива школьников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации для достижения отрядных целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова:


  • развитие самостоятельности;

  • принятие и реализация управленческих решений;

  • отрядные цели.
Проанализируем каждое из них:

Развитие самостоятельности. Поэтапная передача пионерам прав и обязанностей по мере развития ученического коллектива и формирование готовности лидеров – организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Давайте проанализируем самостоятельности на конкретном примере. Пронаблюдаем рост или спад в умении лидеров (т.е.командиров) организовать деятельность своих товарищей на примере Совета командиров. Я оценила индивидуальную работу каждого командира за два года, получилась диаграмма «Уровень самостоятельности командира»

Исходя из результатов этой диаграммы, можно сказать, что командиры этих классов самостоятельно могут организовать коллектив детей на то или иное дело. Они являются активными участниками Совета командиров и помощниками для классных руководителей, у этих детей есть накопленные знания и опыт в работе системы ученического самоуправления. Поэтому для эффективной и полноценной деятельности классного и школьного актива я предлагаю выбирать командира класса 1 развв3 года.

Принятие и реализация управленческих решений. Принятие и реализация управленческих решений – обязательный признак развивающегося самоуправления. Он говорит о реальной вовлеченности школьников в управлении делами своего коллектива.

В работе Совета командиров мы используем стандартные управленческие функции ученического самоуправления: мотивация, планирование, организация, анализ, оценка деятельности.

В начале учебного года активом разрабатывается и утверждается план работы Совета на год. Исходя из мотивации « нам это интересно» осуществляется планирование коллективно – творческих дел. Определяются цели, формируется «коллектив дела», где командирами собирается команда единомышленников со всех объединений. Актив решает как в общих чертах, так и конкретно, что надо делать для достижения поставленных целей. Затем происходит реализация, например, подготовка к конкурсу – проектов «Мусору - вторую жизнь!». В каждом классном коллективе учащимися разрабатываются костюмы из сырья вторичного использования (пластиковые бутылки, пакеты, конфетные обертки т.д.) После мероприятия на Совете командиров учащимися анализируются удачные и неудачные моменты. Дается оценка деятельности Совета в реализации данного конкретного дела. Настоящая команда рождается лишь в процессе работы над задачами ученического самоуправления, преодолев препятствия, стоящие в начале ее развития, такие, как неуверенность, нерешительность. Но именно борьба с трудностями развивает доверие и сплачивает команду актива.

Отрядные цели. Наличие отрядных целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой стороны – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Главный показатель изменений, которые происходят в ученическом коллективе в процессе самоуправления, - это развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений. Необходимо создать условия, чтобы каждое организуемое в объединении дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей. И в помощь классным руководителям, для правильного развития ученического самоуправления я хочу предложить модель развития самоуправления в детском коллективе .

Модель развития самоуправления в детском коллективе.

Цель работы органов самоуправления определяется общей целью, стоящей перед ученическим коллективом. Если для процесса управления желательно, но не обязательно принятие этих целей, то для развития самоуправления это условие непременно. Будучи общественной, по своей направленности, работа органов самоуправления зависит от отношения каждого учащегося к цели деятельности, наличия у него мотивов участия в этой деятельности.


Этапы развития самоуправления в отряде.

1этап (первый год членства в объединении)

Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления.

Пути достижения целей определяются на основе совместного решения коллективом педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.
Основные направления на данном этапе:


  • Сплочение коллектива отряда;

  • Формирование актива отряда;

  • Участие отряда в делах объединения и общешкольных мероприятиях
2этап (второй, третий годы членства в объединении)

Цели деятельности определяются совместно педагогами и школьниками. Постепенно пионерам предоставляется возможность самостоятельно определять цели своей деятельности.

Пути достижения целей определяются при консультативной роли педагога.

Основные направления работы на данном этапе:


  • Участие в организации и проведении общих мероприятий в объединении.

  • Участие в самоуправлении школьных объединений

  • Самостоятельное планирование работы отряда.

3этап (третий и последующие годы членства в объединении)

учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагога.

Пути достижения целей также определяются ими самостоятельно.

На данном этапе деятельности любое отрядное событие должно стать самостоятельным и самоуправляемым. Развертываться событие может по следующим этапам:


  • Объявление конкурса на лучший проект коллективно – творческого дела.

  • Создание временных групп по разработке проектов.

  • Складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь.

  • Работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.
Данные этапы развития ученического самоуправления (по Григорьеву к.п. наук) возможно использовать для формирования любого детского коллектива.

Кроме этого существуют другие методики по работе с детским коллективом «Сделай себя сам» - позволяет учащимся точно определить цель своей деятельности. Ж., «Воспитание школьника» №4 2003 год, стр.56.

«Найди свое место» - определение основных тенденций поведения человека в реальной группе. Ж., «Воспитание школьника», 2003 год №3, стр48.

Таким образом, развитие детского самоуправления можно регулировать посредством планомерного обучения пионеров и предоставления им свободы действий.


Мастер- класс «Определение лидера в классном отряде»

  1. «Мозговой штурм» как динамичная форма мониторинга.

  2. Анкета «Лидер ли я»


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: