Сценарии к дню рождения маршака. Сценарий праздника «путешествие по произведениям с.я.маршака. Остановка «И в шутку, и всерьез.»

Ведущий:

Человек рассеянный

С улицы Бассейной…

Любой, услышав знакомые слова, улыбнувшись, обязательно продекламирует:

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Дети (хором):

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Ведущий: Конечно же, ребята, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь.

Игра «Составь слово»

Вам буквы выданы не зря,

Несложен их секрет.

Из них составьте вы, друзья,

На наш вопрос ответ.

Перу какого поэта принадлежат названные хором строки?

(Из 6 карточек, на которых написаны буквы, дети составляют слово «Маршак».)

Самуил Яковлевич Маршак – замечательный поэт, мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний.

Родился 3 ноября 1887 года на окраине Воронежа в доме при мыловаренном заводе братьев Михайловых, на котором работал мастером его отец – одарённый от природы человек, человек – самоучка, достигший высокого мастерства. В поисках настоящего дела ему часто приходилось переезжать с места на место. Но как бы не складывалась жизнь, он первый привил своим детям стремление к знанию, интерес и уважение к человеческому труду, ко всякому мастерству.

Книга была в этой семье любимым другом. Маленький Маршак рано полюбил стихи. С детских лет у него складывались уже свои вкусы и пристрастия. «Я любил в детстве смешное и героическое», — вспоминал поэт впоследствии.

Ребёнок (1):

Начинается рассказ:

В сто тринадцатой квартире

Великан живёт у нас.

На столе он строит башни,

Строит город в пять минут.

Верный конь и слон домашний

Под столом его живут…

Полон силы богатырской,

Он от дома до ворот

Целый поезд пассажирский

На верёвочке ведёт…

(«Великан».)

Ведущий: Сочинять стихи С. Я. Маршак начал с четырёх лет. К одиннадцати годам написал несколько длиннейших поэм и перевёл древнеримскую оду.

Эти первые литературные опыты поощрялись учителем гимназии. Именно под влиянием этого человека у Маршака и родилась страсть к поэзии, любовь к язык, стремление познакомиться с мировой поэзией и первые попытки переводить стихи иноплеменных авторов.

В дальнейшем судьба была щедра к мальчику, одарив его встречами с замечательными людьми русского искусства. Из провинциального захолустья подросток, как в сказке, был перенесён в северную столицу — Петербург, учился в одной из лучших гимназий, жил в доме, где бывали художники, писатели, артисты

Чтобы основательно изучить английский язык, заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, Маршак уезжает в Англию, где продолжает обучение. Чтобы слушать разговорную речь, совершал пешие прогулки по стране, слушает английские песни, живёт в лесной школе. Пребывание в Англии дало молодому поэту то подлинное знание языка, литературы, тот запас личных впечатлений, то своё особое ощущение страны, народа, без которых он не смог бы стать таким глубоким и проникновенным переводчиком английских поэтов!

Ребёнок (2):

Два маленьких котёнка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И выгнала из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

— Ну что? – она спросила. — Не ссоритесь теперь?

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.

Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном.

А вьюга до рассвета шумела за окном.

(Английская песенка «Котята».)

Ведущий: Летом 1914 года, перед самым началом первой мировой войны, С. Я. Маршак вернулся в Россию. В эти военные годы судьба столкнула его со множеством детей-беженцев, для которых писатель провёл большую работу по организации помощи. Так в Краснодаре Маршак организовал целый «Детский городок» — классы, мастерские, кружки и, в центре всего этого детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки.

Инсценировка сказки «Старуха, дверь закрой»

Входят старик и старуха. Старик ложится на диванчик, старуха начинает стряпать.

Под праздник, под воскресный день,

Пред тем, как на ночь лечь,

Хозяйка жарить принялась,

Варить, тушить и печь.

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

В распахнутую настежь дверь

Он залетал порой.

Старик:

Старуха, дверь закрой!

Старуха поворачивается к старику, руки в боки.

Старуха:

Мне только дверь и закрывать,

Другого дела нет.

По мне – пускай она стоит

Открытой сотню лет!

Старик садится.

Старик:

К чему ругаться меж собой,

Вести ненужный спор?

Я предлагаю, старая,

Такой вот уговор:

Давай-ка лучше помолчим,

А кто откроет рот

И первый вымолвит словцо,

Тот двери и запрёт!

Старуха:

Топтаться нечего напрасно,

С тобой я полностью согласна.

Старуха садится, затем они ложатся.

Проходит час, за ним другой.

Хозяева молчат.

Давно в печи погас огонь.

В углу часы стучат.

Вот бьют часы двенадцать раз,

А дверь не заперта.

Два незнакомца входят в дом,

А в доме темнота.

Появляются два незнакомца.

Незнакомец (1):

А ну-ка, есть ли здесь народ?

Кто в домике живёт?

Молчат старуха и старик,

Воды набрали в рот.

Незваные гости осматриваются.

Незнакомец (2):

Смотри-ка, вон в печи

Стоят два пирога.

Подходят к печке.

Незнакомец (1):

Да здесь ещё петух.

А рядом потроха.

Ставят на стол, садятся есть.

Незнакомец (2):

Ну, до чего вкусна еда.

Вот нам бы так всегда

Незнакомец (1):

Спасибо дому за обед,

Нам снова надо в путь.

Встают.

Незнакомец (2):

В дорогу дальнюю пирог

Ты взять не позабудь.

Берут пирог,идут к выходу, Незнакомец 1 разламывает пирог пополам, пробует.

Незнакомец (1):

Мне кажется, мой друг и брат,

Пирог немного сыроват.

Старуха:

Нет! Пирог мой не сырой!

Старик:

Старуха, дверь закрой!

Ведущий: Найдя своё настоящее дело в жизни, С. Маршак стал работать только для детей, чтобы книжки помогали учиться, расти, радоваться. Поэт хотел, чтобы его стихи воспитывали детей и те вырастали умными, честными добрыми, смелыми и просвещёнными людьми, чтобы книга помогала им жить.

Ребёнок (3):

…Побывал у них я дома,

Видел полку над столом,

Пятьдесят четыре тома

Там стояли за стеклом.

(«Книжка про книжки».)

Ведущий: В стихах Маршака так точно выбрано и поставлено в строку каждое слово, как тончайший винтик или колёсико в механизме часов. Оттого так чёток, пружинист ритм стиха, и так легко и весело произносить вслух эти звонкие строчки.

Ребёнок (4):

Помчался

Не угнаться

За тобой!

Пятнадцать

Ты покатился

Не воротился…

Ведущий: Самуил Яковлевич всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он с малых лет подружил их с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова, с помощью которого можно отлично высмеять врага или вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать и даже рисовать цветные картинки мира.

Ребёнок (5):

Эта страница зелёного цвета,

Значит на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилёг.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт стрекоза…

(«Разноцветная книга».)

Ребёнок (6):

А эта страница – морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода…

(«Разноцветная книга».)

Ребёнок (7):

…Вот жёлтая страница –

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,

Несётся, как волна.

Неведомо откуда,

Неведомо куда

Бредут по ней верблюды –

Степные поезда…

(«Разноцветная книга».)

Ведущий: Самуил Яковлевич считал, что стихи позволяют увидеть многое по-иному, например…

Ребёнок (8):

Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

(«Круглый год».)

Ведущий: Жизнь Маршака – пример удивительной работоспособности, трудолюбия, сосредоточенности, настойчивости. Он не терпел пустого времяпрепровождения, не умел отдыхать; самым естественным и приятным для него было работать. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах крупным красивым подчерком Маршак писал статьи для газет и журналов, весёлые комедии для театра, загадки, песни, стихи и письма – ответы своим читателям.

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.

(«Почта».)

Ведущий: Миллионы детей любят стихи поэта, запоминают их наизусть, а затем, став взрослыми, знакомят с ними своих детей.

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не киска!

Ребёнок (9):

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

(Из цикла «Детки в клетке».)

Ведущий: Ребята, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию загадки, составленные по произведениям С. Я. Маршака.

Есть одна игра для вас.

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно, отвечайте.

От меня помчался вскачь

Мой весёлый, звонкий… (мяч).

В зоопарке у зверей

Кто обедал? (Воробей.)

Обучить медведя стирке

Очень сладко ты поёшь!

Отвечает ей спросонок

Глупый маленький… (мышонок).

Кто совсем не хочет мыться,

Убегает из корытца.

А в углу за сундуком

Моет лапку языком?

Серый и усатый…

(Котёнок полосатый).

Я учиться не хочу.

Сам любого научу.

Я – известный мастер,

Мастер — … (ломастер).

Вот гвоздь,

Вот подкова.

Раз, два —

И готово!

Не хромает жеребец.

Подковал его … (кузнец).

Спать кто-то не хочет,

Приляжет и вскочит,

Одеяла все – прочь,

И стоит он всю ночь.

Ах, бедные няньки

У… (Ваньки – Встаньки).

Вечно делает не то,

Но известен всем зато

С улицы Бассеянной…

(Человек рассеянный.)

Газеты, письма и журналы –

Все по адресам,

Рано утром, спозаранку,

Он разносит сам.

Это он, это он …

(Ленинградский почтальон.)

Ведущий: Вы, ребята, хорошо знаете стихи Маршака, поэтому без особого труда разгадаете кроссворд.

По горизонтали:

1. Смотала старушка

(Клубок) для чулок,

А пудель тихонько

(Клубок) уволок.

2. Открываем календарь

Начинается … (январь).

3. Встречаясь на всех перекрёстках,

Бегут фонари через … (мост).

А небо над городом — в блёстках

Далёких, чуть видимых звёзд.

4. Старушка сказала:

Открою буфет

И косточку пуделю

Дам на … (обед).

5 Вот тёмно-красная божья … (коровка) ,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

6. Словом, каждый старый том

Отыскал свой новый … (дом) .

По вертикали:

7. Это снежная страница.

Вот прошла по ней … (лисица),

Заметая след хвостом.

5. Стала петь мышонку … (кошка):

— Мяу, мяу, спи, мой крошка.

8. За обедом, за обедом

Не болтаем мы с соседом,

Забываем обо всём

И жуём, жуём, жуём.

Это трудная … (работа)

Щёки лоснятся от пота.

9. Вы любите, ребята,

Пересыпать песок.

В руках у вас лопата,

Ведёрко и … (совок).

10. Охотник, не мигая,

С неё не сводит глаз.

Вот-вот она умчится,

А вместе с ней … (алмаз).

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы все сегодня отлично поработали.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

Алексеенко Светлана Анатольевна Кузнецова Галина Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 968 г.Москвы

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Путешествие по произведениям С.Я.Маршака»

1 ведущий : - Здравствуйте, ребята! 2 ведущий : - Здравствуйте, дорогие гости! Вместе : - Начинаем наш праздник! вбегает опоздавший мальчик (растрёпан, неаккуратно одет…) Мальчик: - Извините, я опоздал! 1 ведущий : - Почему ты так одет? Мальчик : - Я очень торопился 2 ведущий: Какой же ты рассеянный! Ребята, а где ещё вы встречали такого рассеянного человека? (ответы детей) 1 ведущий : - Правильно, в произведении С.Я.Маршака. Сегодняшний вечер мы посвятим поэту, переводчику, литературному критику С.Я.Маршаку. 2 ведущий : - Посмотрите, сколько замечательных произведений написал Маршак (1 слайд ) На сцену выходят герои произведений 1 ученик : - Вот дом, который построил Маршак. Я- Твистер, я прибыл в Россию туристом, Но надо, друзья, быть всегда реалистом. Показан в стихах я Большим эгоистом В книге, которую создал Маршак!

2 ученик: Я очень рассеян и все это знают Чего только, братцы, со мной не бывает, Но я очень добр, это все понимают В книге, которую создал Маршак! 3 ученик: Я – глупый мышонок - я очень наивен. 4 ученик: Я – кошка, мне случай представился дивный. Ведь надо же знать зоологию, братцы, Мы, кошки, мышатами любим питаться. Поведала вам содержание вкратце Книга, которую создал Маршак. 5 ученик: Я - дама, имею багаж я приличный. 6 ученик: А я – королева, весьма симпатична. 7 ученик: Я – мышка, судьба моя очень трагична 8 ученик : Профессор я, очень умён и тактичен 1 ученик : И вы убедитесь, что полон он счастья, Добра, благородства, любви и участья Вместе : Дом, который построил Маршак! 1 ведущий : Самуил Яковлевич Маршак был большим тружеником 2 ведущий : И большим другом детей (2 слайд ) 1 ведущий : - А что мы знаем о его биографии? (3 слайд ) Давайте послушаем. Биография: Родился С.Я.Маршак в 1887 году в Воронеже. Его отец был талантливым изобретателем и поддерживал в детях стремление к знаниям. В детстве С.Я.Маршак ( 4 слайд ) очень редко был хорошим мальчиком. То ввязывался в драку, то уходил без разрешения из дому, то что то разбивал… В детстве он не ходил, а только бегал – да так стремительно, что всё хрупкое, бьющееся как будто само подворачивалось ему под руки и под ноги. В гимназии ( 5 слайд ) Маршак впервые начал писать. После окончания гимназии он знакомится с М.Горьким и тот приглашает его на свою дачу, где Маршак много читал и учился. ( 6 слайд ). Через несколько лет, для завершения образования Маршак уезжает учиться в Англию, сначала в техникуме, а затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует по Англии. В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В 1923 он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - ( 7 слайд ) , "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т. д. Кроме того, он возглавил один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон".
В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов «Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я".
( 8 слайд )
Книги Маршака переведены на многие языки мира.
Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня. ( 9 слайд ) 1 ведущий : - Стихи Маршака нам известны с раннего детства. Они полны юмора и радости 2 ведущий : - Но Маршак и настоящий учитель. Он ненавидит зависть, жадность 1 ведущий : - Его герои – славные, может немного смешные, но хорошие, добрые люди. Инсценировка «Вот какой рассеянный» 2 ведущий : С.Я.Маршак написал замечательную сказку о глупом мышонке. 1 ведущий : Да, но у неё печальный конец? 2 ведущий : А давайте посмотрим сказку и сделаем конец счастливым Иснценировка «Сказка о глупом мышонке» 1 ведущий : Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать А мышонок? Что мышонок? Он молчит, решил поспать! 2 ведущий : - Ребята, кто назовёт произведение Маршака, которое является продолжением этой сказки? 1 ведущий : - Стихи Маршака никогда не бывают скучными 2 ведущий : - Да, вот одно из них «Дама сдавала в багаж» Чтение стихотворения «Дама сдавала в багаж» (во время чтения стихотворения на экране клип по этому произведению) 1 ведущий : - А английский как С.Я.Маршак знал! 2 ведущий : Он перевёл много замечательных стихов с английского языка. А на эти стихи даже написали песни! Исполнение песни «На далёкой Амазонке» 1 ведущий : Мы проводим наш вечер в канун Нового года и без новогодней сказки нам не обойтись. Инсценировка отрывка «12 месяцев» После просмотра отрывка, зрителям предлагается ответить на вопросы викторины по произведениям С.Я.Маршака. Исполнение песни «Новогодняя» (на слова С.Я.Маршака) 2 ведущий : Завершить наш вечер хочется словами из стихотворения Маршака

Пусть каждый час вам новое добудет

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Путь добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Пятеркой мерится успех,
Но лучшая отметка -
Всего лишь яблочко для тех,
Кто в цель стреляет метко.

Ценой упорства и труда
Рука становится тверда
И верен глаз твой зоркий,
И так заслуженно тогда
Приходят к нам пятерки!

Под Новый год желаю я
Друзьям всего хорошего,
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

Источники:

    С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак «Багаж» С.Я.Маршак «12 месяцев»

Сценарий утренника, посвященного 125-летию со дня рождения писателя С.Я.Маршака.

Цель: углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика Самуила Маршака; развитие творческих способностей детей; привитие навыков дружбы, доброты, взаимопомощи.

Наглядность: портрет писателя, оформление шарами, слайд, выставка книг, макет теремка, костюмы, музыкальное сопровождение.

Ведущий 1 : Добрый день, уважаемые учителя и дорогие ученики! С 22 по 27 октября в нашей школе проходит неделя русского языка и литературы, посвященная 125-летию со дня рождения великого русского писателя Самуила Яковлевича Маршака. А чтобы узнать кто он такой, давайте послушаем его биографию.

Ведущий 2: Маршак Самуил Яковлевич – годы жизни – тысяча восемьсот восемьдесят седьмой и тысяча девятьсот шестьдесят четвертый - поэт, переводчик, великий русский писатель. Родился третьего ноября в Воронеже, в еврейской семье. Первое образование Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Затем он получает образование в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить произведения на русский язык. Самуил Маршак является автором очень многих детских произведений.

Ведущий 1: Например, он является автором таких произведений, как: «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Теремок», «Кошкин дом», «Где обедал воробей», «С улицы Бассейнной» и многих других. В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев, затем открыл детский театр. Он много занимался переводами произведений Шекспира, Киплинга, Китса. Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество.

Ведущий 2: Итак, ребята, мы узнали много интересного о жизни писателя, а теперь познакомимся с его творчеством. Стихотворение «На улице Бассейной».

Вот какой рассеянный!

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто -

Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши,

Говорят ему: не ваши.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внёс узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном...

Увидал большой вокзал,

Удивился и сказал:

Это что за остановка -

Бологое иль Поповка?

А с платформы говорят:

Это город Ленинград.

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал,

Потянулся и сказал:

Что за станция такая -

Дибуны или Ямская?

А с платформы говорят:

Это город Ленинград.

Закричал он:

Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Ведущий 1: Вы прослушали одно из его знаменитых стихотворений, а теперь послушаем стихотворение «Где обедал воробей.

Где обедал, воробей?

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у нoсорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Ведущий 2: Вот мы познакомились с некоторыми его стихотворениями, а теперь перенесемся в мир сказок и посмотрим сказку «Теремок» в исполнении учеников.

Теремок

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

-

- Я, мышка-норушка! А ты кто?

- А я лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка!

- Я, лягушка-квакушка!

- А ты кто?

- А я, зайчик-побегайчик.

- Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- А я лисичка-сестричка.

- Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- А ты кто?

- А я волчок-серый бочок.

- Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- Я, волчок-серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь косолапый.

- Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

- А я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь.

- Нет, не раздавлю.

- Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Ведущий 1: Ребята, кроме сказок и стихотворений он еще писал загадки. Давайте попробуем их отгадать.

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб. зуб.

(Пила)

Вверх и вбок его кидают

На лугу.

Головой его бодают

На бегу.

(Мяч)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

(Лук)

Бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал -

Там и пропал.

(Сахар)

Ведущий 1: Ребята, мы с вами сегодня познакомились с творчеством великого писателя. Скажите пожалуйста, чему учат вас его произведения?

(Доброте, дружбе, честности).

Ведущий 2: На этом наш творческий вечер подошел к концу.

Вместе: До новых встреч, друзья!























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
  • Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
  • Развивать навыки сознательного чтения.
  • Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.

Оборудование:

  • мультимедиа,
  • презентация “Игра-путешествие “В гости к С.Я. Маршаку”,
  • портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964),
  • книги,
  • сборники произведений С.Я. Маршака,
  • рисунки детей к произведениям, плакаты:
  1. С книгой жить - век не тужить.
  2. Испокон века книга растит человека.
  3. Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  4. Хорошая книга - лучший друг.
  5. Кто много читает, тот много и знает.
  6. Ум без книги - что птица без крыльев.
  7. Книга - книгой, а своим умом двигай.
  8. Больше узнаешь - сильнее станешь.
  9. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  10. Легко забыть то, чего не знаешь.

Ход мероприятия

1ю Организационный момент

Как бы жили мы без книгОшибка! Закладка не определена.(С. Михалков)

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг.

Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
“Чиполино”, например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
“Тихий Дон” и “Дон Кихот”!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!

2. Сообщение темы и целей мероприятия (2 слайд)

Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

Мы предлагаем вашему вниманию игру - путешествие, посвящённое С.Я. Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

3. Знакомство с биографией С.Я. Маршака (2 слайд)

(Кнопкой мышки перелистываем фотографии Маршака на 2 слайде)

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Он родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших гимназий. Целые дни он проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Горький пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с интересными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905 года, Маршак вернулся в Петербург. Туда же к тому времени перебрался его отец.

Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его.

В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя.

В 1923, вернувшись в Петроград, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка оглупом мышонке" , "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т. д. Кроме того, он возглавил один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собрались талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшего Издательство детской литературы (Детгиз).

В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я".

Маршак много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта и др. За переводы из Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".

Книги Маршака переведены на многие языки мира. Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня.

Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. И все-таки это не главное. Главное – это читательское признание, которое у Маршака несомненно есть.

4. Подготовка к игре-путешествию (3 слайд)

Путешествовать будем по Маршрутному листу, где вы будете сами выбирать конкурс.

5. Загадки С.Я. Маршака (4 слайд)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

6. Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (5 слайд)

Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (6 слайд)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (“Багаж”) (7 слайд)

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! (“Двенадцать месяцев”) (8 слайд)

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”) (9 слайд)

7. Из какого произведения предметы? (10 слайд)

  1. Конверт (“Почта”)
  2. Кольцо (“Двенадцать месяцев”)
  3. Собачонка (“Багаж”)
  4. Котёнок (“Усатый полосатый”)
  5. Сковорода (“Вот какой рассеянный”)

8. Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?” (11 слайд)

Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк)

9. Музыкальная пауза (12 слайд)

Дети поют и танцуют под песню “Шли куда попало” на стихи С.Я.Маршака.

День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.

Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.

А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.

Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.

Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!

10. Исправь ошибки в названиях произведений (13 слайд)

  • “Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”
  • “Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”
  • “Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?”
  • “Урок грубости” - “Урок вежливости”
  • “Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”
  • “Мышкин дом” - “Кошкин дом”

11. Реши кроссворд (14 слайд)

  1. Животное, с которым обедал воробей (Морж)
  2. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
  3. Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
  4. Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
  5. Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
  6. Как звали пожарного из стихотворения “Пожар”? (Кузьма)

12. Вспомни “Сказку о глупом мышонке” (15 слайд)

Вспомни пропущенных персонажей из сказки (Жаба и щука)

13. Доскажи словечко (16-17 слайды)

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”

Из какого произведения строки? (“Почта”)

“Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)”

Из какого произведения строки? (“Пожар”)

14. Прощальная (18 слайд)

Песня про книги(на мотив “Песенка мамонтёнка”)

Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)

Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)

Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.

15. Итог мероприятия. (19-20 слайды)

Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького “Любите Маршака, учитесь у него!”



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: