Секрет заклинателя змей. Почему музыка так чарует кобр? Тайны заклинателей змей Дрессировка змей

Змеиные шоу широко распространены в Таиланде. Змей и вообще любых пресмыкающихся приручить нельзя. Любых – даже тех, которых «воспитывали» с детства: кормили, лечили и всячески обхаживали. Они в любой момент могут напасть на своего воспитателя. Поэтому работника змеиного шоу нельзя назвать дрессировщиком – он заклинатель. Заклинатель змей!

Многих туристов умиляет зрелище огромного питона, висящего на шее своего хозяина. Владелец змеи дружески улыбается и предлагает повесить питомца на любопытного зеваку – за определённую мзду, конечно. И невдомёк гостю, что в действительности питон – не такой уж и смиренный тихоня. Просто в природе змея привыкла не есть очень подолгу. А тут её постоянно, до отвращения «накачивают» кормом. И питон всегда сыт. Поэтому у него появляется стойкое нежелание что-то глотать и стискивать в своих железных объятиях. Много нелепых суждений ходит и о кобре. Дескать, кобра, участвующая в змеином шоу, безопасна, потому что у неё удаляют клыки. Но это заблуждение. На самом деле у этой змеи кроме клыков есть ещё и сплошная зубная гребёнка, причём яд стекает по бороздке позади неё. Кобра кусает клыками, а удерживает жертву гребёнкой. Так что если даже удалить клыки, а змея укусит человека, яд всё равно попадёт в кровь, поскольку гребёнка расцарапает кожу. Так что рвать клыки у змей не имеет никакого смысла, более того – это даже вредно для их здоровья, поскольку может воспалиться надкостница. Тогда змея издохнет.

Секрет дрессировщиков в том, что они руководствуются инстинктами змей. Некоторые заклинатели в Таиланде дразнят змею руками – эти движения им заменяют знаменитую индийскую флейту, В Индии же и Марокко факиры и заклинатели, не мудрствуя лукаво, достают незамысловатый музыкальный инструмент и принимаются играть на нём. Змея, только что высунувшая голову из коробки, вдруг начинает покачиваться в такт музыке. И вроде бы успокаивается. Но если вокруг туристов нет, то змей не дразнят и не играют им мелодии. Все эти фокусы с флейтами – шоу для зрителей. Ведь змеи глухи, у них нет ушей. А флейта нужна лишь для того, чтобы в случае надобности огреть музыкальной палкой ползучую гадину. Так её воспитывают, приучая к определённому ритму движения рук и флейты. И когда змея видит инструмент или руки заклинателя, готовые её ударить, она исполняет танец страха. Достаточно часто змеи всё-таки добираются до своих хозяев и кусают их. Для кого-то карьера на этом и заканчивается: страх ~ дело серьёзное. Если подобное случается, змею обычно убивают и несут вместе с раненым заклинателем в больницу, чтобы подобрать противоядие. Бедолаге придётся какое-то время провести в реанимации. Работать с плюющимися ядом змеями ещё сложнее. Как правило, они норовят попасть в глаза человеку (или любой другой жертве). На этой особенности основан ещё один номер в шоу. Заклинатель надевает очки, поднимает крышку ящика и, потряхивая головой, приближает лицо поближе к змее, демонстрируя затем яд на стёклах очков.

Считается, что работать с маленькими, менее полутора метров, змеями вообще нельзя – их движения неожиданные. Большое же пресмыкающееся не бросает мгновенно вперёд всё тело, его перемещения вполне предсказуемы.

Ответ от Василиса кыуеапнгшощжд [активный]
Порой нам встречаются изображения орла, держащего в когтях змею, что отражает господство духовного над природной злой силой змеи и архетипным представлением о конфликте между добром и злом.
Змеи ассоциируются также с сексуальной энергией.
Ядовитые змеи с древнейших времен были предметом особого поклонения. Офиолатрия – так называется обожествление змей. Змеепоклонничество сохранилось: в наши дни можно видеть живописный полный риска леденящий душу танец, который исполняют жрецы знаменитых культов змей Мьянмы (Бирма) . Объектом поклонения является королевская кобра - крупнейшая в мире ядовитая змея: ее длина достигает пяти метров. Кобра считается одной из самых агрессивных змей. Намереваясь атаковать, она встает на хвост, и передняя ее часть тела, поднятая почти вертикально, составляет в длину не менее метра. Встречаясь с этой величественной представительницей фауны, человек старается увеличить расстояние, отделяющее его от кобры. У жрицы змей из Мьянмы совершенно другая задача - станцевать со своим ядовитым божеством.
Лишь только определено место нахождения королевской кобры, жрица начинает свое представление прямо перед коброй, на расстоянии одного-двух метров. Подолом своего длинного платья она манипулирует наподобие матадора и очень умело уклоняется от смертоносных бросков. Вскоре одеяние жрицы становится сырым, по нему стекают золотистые капельки яда. Самая главная опасность еще впереди. В конце своего представления жрица внезапно наклоняется вперед и целует кобру. Иногда в голову, иногда прямо в губы. Девушка повторяет это дважды. Затем медленно пятится, присоединяясь к остальным змеепоклонникам и давая возможность змее ретироваться. Змея это совершает, причем весьма поспешно. Танец завершен, божество удалилось.
Как же учатся танцам с коброй? Девочки с раннего возраста проходят подготовку на неядовитых видах змей или «холодных» (лишенных ядовитого зуба) кобрах. Их задача - досконально изучить поведение и движение змеи, чтобы суметь заранее, за долю секунды предвосхитить их нападение. Танец жрицы имеет особое музыкальное сопровождение. Оно отвлекает внимание или даже гипнотизирует змею, снижает скорость, точность ударов.
У жрецов змеепоклонников переняли опыт заклинатели змей.
Английский писатель Лоуренс Грин в своей книге «Последние тайны Африки» пишет:
«Заклинание змей - удивительная и опасная профессия. Почти все заклинатели, которых я знал, умирали от укусов своих змей. Эти бесстрашные люди никак не могли овладеть одним секретом - как остаться в живых. Мне кажется, что искусство заклинания змей возникло в Египте, который был колыбелью многих искусств. Змеи - бич египетской деревни. Может быть, именно поэтому там появились самые искусные охотники за змеями и заклинатели. На берегах Нила я видел представления куда более сложные, чем в Индии.
...Кобры были символом царского величия. Тиары в виде кобр венчают головы египетских статуй. Клеопатра погибла от укуса кобры. Маги при дворе фараонов могли превращать змею в палку, повторяя чудо, некогда сотворенное пророком Моисеем. Видимо, они сдавливали змее шею так, что парализовывался мозг и змея становилась твердой, как палка.
Африканские колдуны превосходно знают повадки змей. Европейцы в тропической Африке нередко обращаются к колдунам, если заподозрят присутствие змеи в своем доме. И почти никогда не бывает, чтобы мганга не обнаружил змеи и ушел без вознаграждения. А что значат пять или десять шиллингов, когда дом избавляется от мамбы? Обычно колдун приносит с собой свирель и начинает наигрывать свою мелодию в разных частях помещения, ожидая, когда мамба выскользнет на открытое место. Гибкое, грациозное создание, но оно несет в своем зубе достаточно яда, чтобы укусить слона. Колдун улучает момент, быстро захватывает змею раздвоенной на конце палкой и бросает в свою сумку. В наши дни это почти всегда мошенничество. Колдун обычно подбрасывает в дом прирученную змею, у которой вырваны ядовитые зубы, а затем силами «чар» вызывает ее из убежища.

Заклинатели змеи

У многих народов символом молнии - поражающей энергии - издревле служат змеи. Змея, благодаря своему поразительному сходству с молнией и разящей быстроте, приобрела символическое значение карающей, но мудрой воли богов.

Говоря о полумистической, сверхъестественной связи между верующими и их божеством, вспоминают об офиолатрии - обожествлении змей, древнейшем примере поклонения животным. Змеепоклонничество сохранилось. И сейчас можно увидеть живописный, полный риска, леденящий душу «змеиный» танец, который исполняют юные жрицы знаменитых культов змей Мьянмы (Бирма).

Объектом поклонения здесь является королевская кобра othiphagus hannan, крупнейшая в мире ядовитая змея: ее длина достигает пяти метров. Кобра считается одной из самых агрессивных змей. Намереваясь атаковать, она встает на хвост, и передняя часть ее тела, поднятая почти вертикально, составляет в длине не менее одного метра. Встречаясь с этой величественной представительницей фауны, человек старается увеличить расстояние, отделяющее его от кобры. У жрицы змей из Мьянмы совершенно другая задача - станцевать со своим ядовитым божеством.

Лишь только определено местонахождение королевской кобры, жрица начинает свое представление прямо перед коброй, на расстоянии одного-двух метров. Подолом своего длинного платья она манипулирует наподобие матадора и очень умело уклоняется от смертоносных бросков. Вскоре одеяние жрицы становится влажным, по нему стекают золотистые капельки яда. Но самая главная опасность еще впереди. В конце своего представления жрица внезапно наклоняется вперед и целует кобру. Иногда в голову, иногда прямо в губы. Девушка повторяет это дважды. Затем медленно пятится, присоединяясь к остальным змеепоклонникам и давая возможность змее ретироваться. Змея это и совершает, причем весьма поспешно. Танец завершен, божество удалилось.

Как же учатся танцам с коброй? Девочки с раннего возраста проходят подготрвку на неядовитых видах змей или «холодных» (лишенных ядовитого зуба) кобрах. Их задача - досконально изучить поведение и движения змеи, чтобы суметь заранее, за долю секунды предвосхитить их. Танец жрицы имеет особое музыкальное сопровождение. Оно отвлекает внимание или даже гипнотизирует змею, снижает скорость и точность ее ударов.

Двойное жало змеи, которое хочет достать до тела юной жрицы, говорит о дуальности. Его еще больше усиливает образ двух змей, свитых между собой. Дуальность - это две половины, взаимодействующие между собой. Любое взаимодействие порождает энергетическую волну. Являясь символом дуальности, змея обозначает «Зазеркалье», отраженный мир материала, притягивающий к себе. Бытует легенда о свойстве змей гипнотизировать свои жертвы взглядом или мерным покачиванием, т. е. ритмом.

Английский писатель Лоуренс Грин в своей книге «Последние тайны старой Африки» писал: «Заклинание змей - удивительная и опасная профессия. Почти все заклинатели, которых я знал, умирали от укусов змей. Эти бесстрашные люди никак не могли овладеть одним секретом - как остаться в живых.

Искусство заклинания змей возникло в Египте, который был колыбелью многих искусств. Змеи - бич египетской деревни. Может быть, именно поэтому там появились самые искусные охотники за змеями и заклинатели.

Кобры были символами царского величия. Тиары в виде кобр венчают головы египетских статуй. Клеопатра погибла от укуса кобры. Маги при дворе фараонов могли превращать змею в палку, повторяя чудо, некогда сотворенное пророком Моисеем. Видимо, они сдавливали змее шею так, что парализовался мозг и змея становилась твердой, как палка.

Африканские колдуны превосходно знают змей. Европейцы в тропической Африке нередко обращаются к колдунам, если заподозрят присутствие змеи в своем доме. И почти никогда не бывает, чтобы мганга не обнаружил змеи и ушел бы без вознаграждения. А что значат пять или десять шиллингов, когда дом избавляется от мамбы?

Обычно колдун приносит с собой свирель и начинает наигрывать свою мелодию в разных частях помещения, ожидая, когда мамба выскользнет на открытое место. Гибкое, грациозное создание, но оно несет в своем зубе достаточно яда, чтобы убить слона. Колдун улучает момент, быстро захватывает змею раздвоенной на конце палкой и бросает в свою сумку. В наши дни это почти всегда мошенничество. Колдун обычно подбрасывает в дом прирученную змею, у которой вырваны ядовитые зубы, а затем силами «чар» вызывает ее из убежища.

Лучшим заклинателем своего времени был, вероятно, шейх Муса из Луксора, известный многим тысячам туристов. Дед и отец Мусы тоже были заклинателями и погибли от змеиных укусов. Та же участь постигла младшего сына Мусы, когда он отправился в пустыню за змеями. Муса всегда считал, что и его ожидает такой же конец. И действительно, он умер в 1939 г., когда слишком настойчиво пытался извлечь кобру из ее гнезда.

Шейх Муса никогда не прибегал к обману. До начала представления он разрешал обыскать и даже раздеть себя. Змеи, которых он извлекал из нор под глинобитными хижинами, не были ручными. Он мог почуять скорпиона, затаившегося под камнем, или змею в ее убежище. По словам Мусы, запах змеи напоминает нашатырный спирт.

Монотонным пением он выманивал змей из их гнезд и подзывал к себе. Иногда кобра бросалась на него. Муса мягко отгонял ее своей палочкой. Потом кобра поднималась и пристально смотрела на заклинателя змей. Муса ждал этого момента. Продолжая напевать, он медленно приближался к змее. Затем опускал руку на землю, и кобра клала свою голову ему на ладонь.

Такие представления могли показывать и другие заклинатели, в том числе главный смотритель лондонского зоопарка по имени Бадд. Номер со змеей был гвоздем программы очень способного заклинателя Хусейна Миа, который многие годы показывал его в Кейптауне. Но у старого Мусы были и другие поразительные номера, и их могли повторить лишь немногие заклинатели прошлого и настоящего.

Очертив палочкой круг на песке, Муса сажал туда только что пойманную кобру, и она оставалась в этом круге как привязанная до тех пор, пока Муса не отпускал ее. В конце Муса сажал в такой же круг четыре или пять змей и всех их завораживал. Зрители хорошо видели, что змеи пытались выбраться из круга, но ни одна не уползала далеко, пока Муса на нее смотрел.

Несомненно, что своим пением Муса просто хотел воздействовать на публику, так как змеи почти ничего не слышат. Однако они воспринимают высокие звуки флейты. Существует мнение, что кожа змеи или кончики ее ребер реагируют на определенные колебания воздуха, например от шагов по земле. А звуки флейты скорее возбуждают кобру, чем усыпляют.

Понаблюдайте за заклинателем и его плоскими корзинками, и вы увидите, что он выманивает змей не звуками флейты. Заклинатель слегка постукивает по корзинке, и тогда появляется змея. В искусстве заклинателя змей нет ничего сверхъестественного. Но зрители редко понимают, что происходит на самом деле. Им кажется, что змея извивается и покачивается в такт музыке, а в действительности она следует за движениями руки человека. Присмотритесь внимательно к заклинателю, и вы увидите, что умелые движения его руки и тела направляют действия змеи. Он всегда извлекает змею медленно, боясь возбудить ее. Если же змея проявляет признаки раздражения, он кладет ее обратно в корзинку и выбирает для представления другую.

Еще один известный египетский заклинатель змей, Хадж Ахмед, друг Рассел-паши, утверждал, что может заворожить змею свистом. Он поставлял редких змей зоопаркам и производителям вакцины. Хадж Ахмед был членом «Рифан» - тайного общества заклинателей змей, которое носило религиозный характер и имело строгий устав. Он сделал себе прививку, как и остальные члены общества. Однако полного иммунитета против укуса змей не существует. Его карьера была весьма успешной вплоть до того дня, когда он погиб от укуса кобры.

Рассел-паша держал в штате каирской городской полиции специального эксперта - англичанина Бейна. И Рассел, и Бейн изучали технику заклинателей и пришли к одним и тем же выводам. Они считали, что секрет выманивания змей из их убежища нередко заключается в умении заклинателя подражать звукам змеи. Конечно, во время спячки змею ничем нельзя пробудить, но в брачный период заклинатель, имитируя специфическое шипение самки, заставляет самца выползать на звук.

Однако я слышал и другое объяснение, пока был в Египте. Мне сказали, что опытный заклинатель использует змеиные экскременты, запах которых привлекает других змей. По-моему, это объяснение имеет под собой научную основу. Говорят, этот способ эффективен при ловле гадюк.

Рассел-паша отмечал, что у заклинателя должен быть зоркий глаз и быстрые руки. Я бы добавил к этому и способность в любом возрасте ни на миг не отвлекаться от танца змеи. Многие заклинатели погибли лишь потому, что во время представления думали о чем-то другом.

Когда я впервые столкнулся с песками и странностями Египта (это было через пять лет после Первой мировой войны), мне встретился особый тип молодых заклинателей змей, представления которых были настолько возбуждающими, что правительству пришлось ограничить их деятельность. В кафе на бульваре Порт-Саид или даже на священной веранде отеля «Шеферд» эти отчаюги подходили к вашему столику и предлагали посмотреть, как они будут заглатывать живую кобру.

Всегда находились любители острых ощущений, готовые заплатить за такое зрелище. Но даже сильные мужчины чувствовали себя при этом плохо, а женщины падали в обморок. А в фешенебельных отелях подобные артисты больше не появлялись.

Я помню одного молодого парня, который держал в своих длинных черных волосах скорпионов и носил на себе кобру. Некоторые заклинатели смазывали свое тело змеиным жиром, надеясь тем самым снискать милость у змеиного племени. Возможно, это им удавалось. Заклинатель хватал кобру за шею, сдавливал ее так, что раскрывалась огромная пасть, и плевал туда. Не очень эстетичное зрелище. Но реакция змеи была совершенно неожиданной: она мгновенно деревенела и ею можно было манипулировать, как тросточкой. Оказывается, в слюне заклинателя был наркотик, который и оказывал на змею мгновенное действие. Это как раз один из тех трюков, которые кажутся сверхъестественными.

Некоторые заклинатели, показывая две маленькие ранки на пальце, делают вид, будто их укусила кобра. Можете быть уверены, что «укус» был там еще до начала представления. Они обычно прикладывают к ранке пористый «змеиный камень» - средство, которое они никогда бы не применили, если бы их действительно укусила змея.

Заклинатели всегда отдают предпочтение кобре. Несомненно, зловещий капюшон усиливает впечатление от зрелища. Надо сказать, что кобра раздувает свой капюшон лишь в возбужденном состоянии. Следовательно, двигаясь за дудочкой заклинателя, змея не находится под гипнозом и, конечно, она не танцует. Скорее всего, она следит за движениями заклинателя. Разумеется, и заклинатель тоже внимательно наблюдает за глазами змеи, чтобы знать, не собирается ли она вцепиться ему в руку.

В Африке водятся семь видов кобр и их повсюду так много, что заклинателю ничего не стоит наловить столько, сколько ему надо. Так называемая египетская кобра, которая встречается от Средиземного моря до Южной Африки, не относится к плюющимся змеям, так же, как и канская кобра. Но рин-гал и черногорлая змея нацеливаются прямо в глаза жертве и поражают ее на расстоянии семи футов. Представления с ними были бы равносильны самоубийству.

Египетские заклинатели часто демонстрируют очень ядовитую рогатую гадюку. Ловят они и опасную ковровую гадюку. Но это очень редкие виды.

Заклинатель Хусейн Миа время от времени посылал за королевcкими кобрами в Бирму. Это необычайно эффектная и самая крупная змея среди ядовитых змей. Во время представления она выглядит очень внушительно среди более мелких (но не менее смертоносных) собратьев. Крупнейшие королевские кобры достигают восемнадцати футов в длину. Это каннибалы, они поедают себе подобных. Поэтому заклинатель, имеющий королевскую кобру, может лишиться остальных змей, если будет неосторожен.

К сожалению, королевская кобра не может долго жить в Южной Африке. Хусейн Миа потерял одну за другой четырнадцать дорогих змей. Но когда у него бывали королевские кобры, представления оживлялись. Одни кобры имеют добродушный характер, другие - злобный. И все же каждый заклинатель жаждет той бури аплодисментов, которые ему может принести лишь огромная послушная королевская кобра. Эта змея используется в номере «Смертельный поцелуй». Иногда его демонстрируют заклинательницы. Чтобы поцеловать кобру в раскрытую пасть, действительно нужен какой-то гипнотизм.

Хусейн Миа очень любил Кейптаун и называл себя Чарли из Кейптауна. Он, как и подобает потомственному индийскому магу, окончил Пунский университет по магии, глотанию огня и заклинанию змей. В Южную Африку Хусейн Миа приехал в конце XIX в., и вряд ли найдется хоть одна деревня в Северной и Южной Родезии и в Южно-Африканском союзе, где бы не видели этого бородатого, улыбающегося артиста в тюрбане, с маленьким тамтамом и змеями. Он утверждал, что выступал в Букингемском дворце. «Я заставлял змей танцевать для короля Эдуарда и короля Георга», - хвастал он.

Среди номеров Хусейна Миа была одна комическая сценка. Хусейн ставил на землю небольшую корзинку с крышкой. Затем выбирал в толпе подходящую жертву, обычно какого-нибудь зубоскала, который насмехался над представлением. Ему предлагалось тщательно осмотреть корзинку и показать всем присутствующим, что она пуста. Хусейн накрывал крышку куском ткани, играл на флейте несколько таинственных тактов, доставал корзинку из-под покрывала и просил вызванного человека опустить в нее руку и взять себе все, что там есть. Ему намекали, что корзинка таинственным образом наполнилась деньгами. В этом и заключался особый успех номера. В следующее мгновение перепуганная «жертва» обнаруживала в своей руке живую змею. Это была неядовитая змея, но выглядела она отнюдь не безобидно.

Хусейн Миа мог давать представление по нескольку часов подряд, не повторяя ни одного номера. Когда его сын Ибрагим был маленьким, Хусейн Миа демонстрировал исключительно отработанный номер с плетеной корзиной. Ибрагим забирался в корзинку, а отец пронзал ее плетеные бока кинжалом. Но прежде всего Хусейн был заклинателем змей. Он послал сына в Пуну, чтобы тот как следует отшлифовал свое искусство и продолжил дело отца.

Представления Хусейна Миа развлекали меня с самого детства. Когда он умер, я был уже зрелым человеком. Дожил Хусейн Миа до семидесяти лет. Вероятно, это рекордный возраст для людей такой опасной профессии. Во время Второй мировой войны на представлении около отеля «Маунт Нельсон» его укусила в большой палец правой руки канская кобра. Срочно вызвали его сына, который в этот момент давал представление в другом месте. Когда он прибыл, Хусейн был уже без сознания, в больницу его доставили слишком поздно.

Доктор Гамильтон Фэрлей, который интересовался этим опасным занятием, проследил судьбу двадцати одного заклинателя на протяжении пятнадцати лет. За этот срок девятнадцать из них умерли от змеиного яда.

Самым знаменитым из них был Берти Пирс, известный ученым всего мира. Его основным занятием была продажа змей музеям, а также «выдавливание» змеиного яда для сывороток.

Для Пирса с его слабым сердцем это было неподходящее занятие. Каждый укус заставлял его думать, сможет ли он выдержать лечение. Однажды его укусила в руку африканская гадюка. Вакцины у него не оказалось, и он выжег укушенное место. На руке остались ужасные шрамы. Как-то в Кейптауне в отсутствие своего помощника Пирс для развлечения публики вошел в яму со змеями. Маленькая кобра укусила его в лодыжку - очень опасное место из-за множества расположенных там мелких кровеносных сосудов. Пирса лечили, но на этот раз лечение не помогло. Это был десятый и роковой укус.

Почему же заклинатели не «выдавливают» змеиный яд перед тем, как брать змею в руки? Дело в том, что ядовитые мешочки очень быстро вновь заполняются ядом. А заставлять змею перед представлением без конца кусать тряпочку, пока не опустошится весь мешочек, - процедура утомительная и долгая. Конечно, заклинатель может вырвать у змеи зубы. Но тот, кто гордится своей профессией, редко идет на это. К тому же лишенные зубов змеи долго не живут.

Однажды доктор Десмонт Фитцсимонс, южноафриканский специалист по змеям, увидел представление с гадюкой. Это было настолько необычно, что он стал внимательно приглядываться. Гадюка оказалась безобидной ковровой змеей. Но она была так искусно подкрашена, что издали почти не отличалась от африканской гадюки.

В Южной Родезии, в местечке Синоя, жил колдун, прославившийся тем, что бесстрашно брал в руки зеленых мамб. Во время одного из представлений он получил смертельный укус. Местный хирург послал одну из змей колдуна Фитцсмонсу для определения ее вида. Это оказалась светло-зеленая разновидность бумсленга, или древесной змеи. У бумсленга ядовитые зубы расположены глубоко во рту, на заднем крае верхней челюсти, так что ему редко удается укусить кого-нибудь и пустить свой смертельный яд. Колдуну не повезло. Это и был как раз такой редкий случай. Но когда установили вид змеи, тайна колдуна раскрылась. Ни один заклинатель, каким бы искусным он ни был, не смог бы безнаказанно устраивать столько представлений с мамбой, подпуская ее к самой флейте.

Заклинание змей восходит, вероятно, к древнему культу поклонения змеям. Каждый храм имел своих змей. Знахари были одновременно и заклинателями, и до сих пор змея символизирует медицину. Поэтому неудивительно, что рифан - наиболее искусные заклинатели змей Египта - религиозны.

Несомненно, у заклинателей змей до сих пор еще есть тайны, и они не открывают их никому из посторонних».

В этом убедился французский натуралист Арман Дени, который в 30-х гг. XX в. снимал фильм в Сингапуре.

Для финала фильма он приобрел около дюжины королевских кобр. Это были взрослые, очень воинственные особи. Дени посместил их в крепко сколоченный ящик с прочной крышкой из проволочной сетки. Вскоре она была обильно залита смертоносным ядом: змеи яростно протестовали против неуважительного отношения к ним.

Через некоторое время в гостинице появился мальчик-китаец, одетый в странный белый наряд с длинными широкими рукавами. Он предложил Дени свои услуги по работе со змеями и попросил в качестве оплаты одну из королевских кобр.

Мальчик сказал, что для него обращение со змеей, в каком бы состоянии она ни была, не представляет ни труда, ни опасности. Потом он приподнял край ящика. Дени страшно заволновался и попросил, чтобы мальчик оставил змей в покое. В ответ мальчик на мгновение опустил ящик и достал из складок рукава маленькую бутылочку с жидкостью зеленого цвета.

Когда он вынул пробку, помещение наполнил запах свежескошенной травы. Мальчик набрал немного жидкости в рот и опустился к ящику настолько, что его лицо оказалось совсем близко к решетке. Змея приготовилась к броску, но мальчик опередил кобру, причем совсем неожиданно. Подвигаясь еще ближе к ящику, он внезапно выплюнул жидкость, облив выбранную им кобру. Затем немного подождал и, к удивлению и безграничному ужасу Дени, сунул руку в ящик и вынул «свою» кобру, держа ее обеими руками посередине длинного тела. Зеленая жидкость непонятным образом сделала кобру неестественно вялой. Змея подняла голову, равнодушно посмотрела на мальчика, но не сделала ни одной попытки броситься на него.

Техника действий в данном случае еще более необъяснима, чем в случае с танцующей коброй. Науке неизвестны субстанции, способные повлиять на поведение змей. Около ста лет назад журналисты сообщали, что в некоторых районах штата Огайо (США) гремучих змей отгоняют листьями белого ясеня, но современные исследования опровергли эти данные.

Род заклинателей змей Миа и в наше время продолжает свое дело. Известен такой случай.

…Полиции Бангладеш никак не удавалось обезвредить банду головореза Нисара Шаха. После очередной вылазки бандиты бесследно исчезали в густых тропических лесах.

Правоохранительным органам удалось все-таки внедрить в банду своего агента. Вскоре он сообщил, что Нисар Шах затеял вооруженное нападение на сельскохозяйственный кредитный банк в городке Нырыян-Ган.

Ночью, накануне налета, в банке была скрытно устроена засада. Когда два грузовика с бандитами, стрелявшими в воздух, промчались по главной улице к зданию банка на центральной площади, из окон полицейские обрушили на налетчиков шквал огня. Почти все бандиты были убиты на месте. Сам Нисар Шах не пострадал. Из предосторожности вместе со своим подручным Якки Ханом он следовал на легковом автомобиле за грузовиками на некотором удалении. Когда засада обнаружила себя, Нисар Шах развернулся и рванул к выезду из горо-да. Не ожидавшие этого полицейские не преследовали его.

Главарю удалось бы уйти, если бы у последних домов Нырыян-Гана его машину не остановил полицейский пост. Бандиты выскочили из автомобиля и скрылись в небольшом каменном доме метрах в ста от края рисового поля.

В это время к месту стычки подоспел руководитель операции капитан Афзал. Он предложил неожиданный план, как заставить Нисара Шаха и Якки Хана сдаться.

…На вид еще не старый, с пышной ярко-рыжей шевелюрой и тоненькими усиками, Дуду Миа ничем не похож на кинозвезду, но его лицо знает весь Бангладеш. Ни один ученый-герпентолог не может сравниться с ним в знании змей и умении ловить их. Дуду Миа непостижимым образом умеет и управлять ядовитыми гадами. Говорят, что он знает змеиный язык и может с ними общаться на сверхнизких звуковых частотах, неслышных обычному человеческому уху.

Незадолго до полицейской операции против банды Нисара Шаха городок Нырыян-Ган подвергался нашествию кобр. Приехавший по вызову Дуду Миа часть змей переловил, а остальные куда-то исчезли сами собой. После этого Дуду Миа на некоторое время остался в городке на случай, если рептилии задумают повторить нашествие.

Необычные способности Дуду Миа и предложил использовать смекалистый капитан. Через полчаса его помощник привез Дуду Миа, который захватил с собой две закрытые крышками корзины с кобрами. По дороге полицейский посвятил змеелова в намеченный план. Тот заявил, что сможет послать гадов в дом, где засели бандиты. И вот рыжеволосый кудесник, пригибаясь, осторожно подкрался к дому метров на пятьдесят, волоча за собой свои корзины. В бинокль капитан хорошо видел, как Дуду Миа доставал из них кобр и, что-то сказав, опускал в траву. Капитану не верилось, что после этого кобры поползут именно в дом, а не к соседнему рисовому полю.

Результатов действий ползучей «группы захвата» долго ждать не пришлось. Прошло не более получаса, как в доме началась беспорядочная стрельба, а потом из него с поднятыми руками выскочили оба бандита и бросились к полицейским. «Это было какое-то дьявольское наваждение. Проклятые кобры вдруг полезли из всех щелей, причем пули их не брали», - едва шевеля губами после перенесенного ужаса, признался Нисар Шах, когда на него надевали наручники.

Из книги автора

Змеи Змеи олицетворяют первобытную энергию бессознательного, они ядовиты. Яд некоторых змей (особенно относящихся к семейству кобр) вызывает экстатические видения. Возможно поэтому змея является также и символом мудрости. С древнейших времен змеиный яд применялся как

Заклинание змей - необычная и опасная профессия. Почти все заклинатели, которых я знал, приняли смерть от своих собственных змей. Единственный секрет, который незнаком этим бесстрашным людям, - секрет выживания.

Я думаю, что искусство заклинания змей зародилось в Египте, стране, давшей миру множество изобретений. Змеи - сущее проклятие египетских деревень, и, возможно, поэтому именно там можно встретить самых опытных охотников на змей и заклинателей в мире. На нильских берегах мне доводилось видеть представления, гораздо более интересные и изощренные, чем те, что наблюдая в Индии.

Кобры служили символом королевского достоинства, как тиары на египетских статуях. Змеей Клеопатры была кобра. Волшебники фараонов могли обращать змей в жезл, имитируя чудо, которое демонстрировал Моисей. Это, как я думаю, удавалось сделать, сжав голову змеи настолько, что оказывался пораженным ее мозг, и змея как бы деревенела.

Колдуны по всей Африке знают многое о повадках змей. Белые люди, живущие в тропической Африке, нередко зовут на помощь колдуна, когда им кажется, что в их жилищах завелись змеи. И знахарю мганге редко когда не удается обнаружить змею. За это его ждет заслуженное вознаграждение. А что такое пять или десять шиллингов, когда дом надолго избавлен от ядовитых мамб?

Вот и приходит знахарь со своими тростниковыми дудочками. Он произносит традиционное заклинание и играет на дудочке в разных углах дома до тех пор, пока мамба не выползает на открытое место. Это извивающееся создание очень красиво, но яда у него в зубах столько, что им можно сразить слона. В нужный момент знахарь устремляет к ней свою раздвоенную на конце палку, хватает змею и бросает в свой мешок. Теперь подобная операция почти всегда оказывается результатом мошенничества. Это, как правило, дрессированная змея без зубов, которую подложили в бунгало, а затем "выманили" из укрытия.

Вероятно, самым лучшим заклинателем змей в свое время был Шейх Мусса (арабский эквивалент имени Моисей) из Луксора, знакомый многим тысячам туристов. И отец, и дед Муссы были заклинателями змей, и оба они погибли от их укусов. Однажды младший сын Муссы отправился в пустыню собирать змей и был смертельно ужален. Мусса всегда был готов к тому, чтобы разделить ту же участь. Так оно и произошло в 1939 году, когда он как-то полез в нору кобры.

Мастерство Шейха Муссы было непревзойденным. Перед началом представления он позволял раздеть и обыскать себя. Змеи, которых он вытаскивал из нор под глинобитными хижинами, были недрессированными. Он мог почувствовать запах скорпиона, сидящего под камнем, или змеи, прячущейся в норе.

Запах змеи, по его словам, напоминает запах нашатырного спирта.

Произнося заклинания и напевая, Мусса выманивал змей из нор и подзывал их к себе. Иногда кобра пыталась напасть. Мусса аккуратно отбрасывал змею своей палкой. Тогда кобра поднималась и внимательно наблюдала за заклинателем. Это, наверное, и давало Муссе возможность сделать то, что он хотел. Он, ни на мгновение не прекращая своего пения, медленно приближался к змее. Наконец, он клал руку на землю, и кобра опускала голову и клала ее Муссе на ладонь.

Другие заклинатели змей, включая и старшего смотрителя Балда из Лондонского зоопарка, тоже умели устраивать такое же представление, когда змея клала голову на ладонь. Это и был самый захватывающий момент выступления, который многие годы устраивал мудрый заклинатель Хусаин Миа в Кейптауне. Но у старого Муссы были и другие сенсационные трюки, которые могли показать лишь немногие заклинатели настоящего и прошлого.

Мусса клал дикую, только что пойманную кобру в круг, который он очерчивал палкой на песке. В этом круге кобра оставалась словно запертая до тех пор, пока Мусса не разрешал ей покинуть его. Я, конечно, понимаю, что почти каждый может подобным образом загипнотизировать курицу, но попробуйте проделать это с коброй! Закончив операцию по поимке змей, Мусса клал четыре или пять из них в круг и начинал заклинать их всех вместе. Их попытки ускользнуть были явно видны любому, кто наблюдал представление, но ни одна змея не могла уползти далеко, когда на нее смотрел Мусса.

Вне сомнения, Мусса просто-напросто создавал заклинаниями особую атмосферу для выступлений, ибо у змей очень слабый слух. Тем не менее они действительно реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Существует теория, что определенная вибрация воздуха ударяет по чешуйкам кожи или кончикам ребер змеи - примерно так же, как ступни о землю при ходьбе. Так что игра на флейте скорее возбуждает кобру, нежели околдовывает ее.

Понаблюдайте за заклинателем змей с его корзинами для кобр, и вы увидите: он не полагается на свою дудочку, когда ему нужно выманить оттуда змей, чтобы начать представление. Он слегка ударяет по каждой корзине, и тогда появляется змея. Заклинатели змей действительно обладают подлинным мастерством, но зрители редко осознают, что на самом деле происходит вовсе не то, что им кажется. Покачивание кобры в такт с музыкой заклинателя не что иное, как попытки змеи следить за движениями человеческой руки. Стоит внимательно изучить поведение заклинателя змей, и вы увидите: продуманные движения его руки и тела как бы контролируют поведение змеи. Он приближается к ней не спеша, всегда стараясь при этом не встревожить животное. И стоит лишь ей проявить признаки раздражения, он кладет ее обратно в корзину и, чтобы продолжить представление, выбирает другую.

Хагг Ахмад, еще один знаменитый египетский заклинатель змей и друг Рассел-паши, заявлял, что способен гипнотизировать змей с помощью свиста. Он ловил редких змей для зоопарков и изготовителей сыворотки. Хагг Ахмад был членом "Рифаи" - тайного общества заклинателей змей, деятельность которого носит религиозную направленность и регламентируется своими правилами. Он сделал себе прививку, как и другие члены "Рифаи", но тем не менее полного иммунитета к змеиным укусам добиться невозможно. Его карьера была очень успешной - до того самого дня, когда он погиб от укуса кобры.

У Рассел-паши в штате каирской городской полиции был эксперт по змеям - англичанин по имени Бейн. Рассел и Бейн изучали приемы заклинателей змей независимо друг от друга, но пришли к очень схожим выводам. Они решили, что секрет выманивания змей из нор часто заключается в способности заклинателей к имитации. Ничто, конечно, не может заставить змею, находящуюся в спячке, двигаться, но в период спаривания заклинатель имитирует специфический свист, издаваемый самкой, и выманивает им самца на открытое место.

Другое объяснение, которое я слышал в Египте, сводилось к тому, что опытные заклинатели использовали какое-то вещество, выделяемое змеями, которое обладает свойством привлекать других особей. Я думаю, что у этой теории есть какое-то научное подтверждение. Говорят, что средство действует особенно эффективно при сборе змей.

Рассел-паша подчеркивал, что заклинателю необходимы острое зрение и быстрые руки. К этим качествам я бы добавил способность концентрироваться на своей работе в любое время и в любом возрасте. Много заклинателей погибло просто потому, что они думали о чем-то постороннем, вместо того чтобы внимательно следить за змеями.

Когда пять лет спустя после Первой мировой войны я впервые познакомился с экзотикой Египта, там можно было встретить своеобразный тип моложавых заклинателей змей, чьи представления были настолько отвратительными, что правительству пришлось ограничить этот род деятельности. Эти сорви-головы могли подойти к вашему столику в кафе на порт-саидском бульваре или даже на террасе роскошной гостиницы "Шепард" и предложить показать, как они живьем проглатывают кобру. Хотя всегда находились люди, готовые платить за такое зрелище, от его вида крепких мужчин начинало тошнить, а женщины падали в обморок. Такие артисты больше не появляются в фешенебельных гостиницах.

Я помню одного молодого парня, который носил скорпионов в своих длинных черных волосах и держал кобру, прижав ее к коже. Некоторые из таких людей намазывали свои тела змеиным жиром, считая, что благодаря этому они как бы входят в доверие к змеиному племени. Возможно, так оно и есть. Один трюк, который они проделывали, очень долго оставался для меня загадкой. Заклинатель хватал кобру за горло, заставлял ее раскрыть свой отвратительный рот и плевал в него. Скажем прямо, не самое изысканное развлечение, но эффект на змею это производило просто потрясающий. Через секунду она становилась словно окаменевшей, и ее можно было держать как трость. Лишь несколько лет спустя мне сказали, что у заклинателя во рту находился какой-то наркотик, который срабатывал, как только попадал в рот змеи. Это еще один из тех трюков, которые внешне выглядят как волшебство.

Некоторые заклинатели могут сделать вид, что их укусила кобра, и показать два маленьких пореза на пальце. Будьте уверены: этот "укус" был там еще до того, как началось представление. Эти люди обычно прикладывают к пальцу пористый "змеиный камень" - средство, которое они никогда бы не применили, будь укус настоящим.

Змеи, которым заклинатели отдают предпочтение повсюду, - это кобры. Несомненно, их зловещего вида "капюшон" придает дополнительную остроту представлению. Необходимо заметить, что кобра расправляет свой "капюшон", только когда она возбуждена. Значит, змея не находится под влиянием гипноза, когда раскачивается под дудочку заклинателя, и конечно же не "танцует". Скорее всего, ей просто интересно, что собирается сделать заклинатель, и вы можете быть уверены: заклинатель пристально наблюдает за глазами змеи, чтобы видеть, не целится ли она ему в руку.

В Африке водится семь видов кобры, и они распространены настолько широко, что заклинатели змей без труда собирают свой "инвентарь". Так называемая египетская кобра, которая встречается от Средиземного моря до Южной Африки, не относится к плюющимся змеям, равно как и капская кобра. Но вот рингхальс и черношеяя кобра метят своей жертве в глаз и могут попасть в цель с расстояния семи футов. Так что вам долго придется порыться в сумке заклинателя, прежде чем вы обнаружите плюющуюся змею. Использовать ее для представления было бы чистым самоубийством.

Египетские заклинатели змей часто показывают очень ядовитую рогатую гадюку. Они также ловят опасную ковровую гадюку, но этот вид встречается крайне редко.

Хусаин Миа, заклинатель змей, о чьих представлениях в Кейптауне я упоминал выше, иногда просил прислать из Бирмы королевскую кобру. У этой змеи весьма впечатляющий вид: это самая большая ядовитая змея в мире, и она кажется огромной среди более мелких (ноле менее смертельно опасных) собратьев. Крупнейшие королевские кобры достигают длины 18 футов. Они пожирают своих собратьев, и заклинатель, который держит у себя хотя бы одну, может потерять всех остальных змей, если не будет внимателен.

К сожалению, королевская кобра в Южной Африке долго не живет. Хусаин Миа потерял 14 дорогих рептилий одну за одной, но они сильно оживляли его выступления. Некоторые из них - добродушно-спокойные, некоторые - норовистые. Но тем не менее каждый заклинатель змей жаждет аплодисментов, которые ему способна принести лишь огромная и послушная королевская кобра. Это змея, с которой проделывают номер, известный как "смертельный поцелуй". Его могут исполнить лишь единицы среди женщин-заклинательниц. Похоже, действительно необходим какой-то гипноз, чтобы поцеловать морду королевской кобры.

Хусаин Миа так любил Кейптаун, что сам называл себя "кейптаунским Чарли". Он был выпускником университета магии, глотания огня и заклинания змей в Пуне, как и приличествовало выходцу из семьи наследственных индийских волшебников. Хусаин Миа прибыл в Южную Африку в конце прошлого века, и едва ли в Родезии и Южно-Африканском Союзе можно найти населенный пункт, где бы не видели этого бородатого улыбающегося артиста в тюрбане с маленьким тамтамом и змеями. Он заявлял, что выступал даже в Букингемском дворце. ("Я заставлял змей плясать для короля Эдуарда и короля Джорджа", - хвастался он.) Он действительно выступал в здании парламента в Кейптауне, но обычным местом его представлений был вход на мол у Эддерли-стрит. Когда этот мол разобрали, он обычно выступал на Парейде (одной из центральных улиц Кейптауна).

Среди моих воспоминаний о Хусаине Миа есть полный детского юмора эпизод, который я, должно быть, наблюдал десятки раз, и он мне так и не наскучил. Хусаин показывал собравшимся небольшую корзинку с крышкой. Затем он выбирал в толпе подходящую жертву - желательно какого-нибудь грубияна, который насмехался над его представлением. Он просил "жертву" внимательно осмотреть корзину и показать всем, что она пуста. Хусаин закрывал корзину тканью, играл несколько таинственных тактов на флейте, выставлял корзину вперед и просил жертву подставить под нее ладони "чашечкой" и поймать то, что оттуда появится. Этот номер имел полный успех, если ему удавалось убедить "жертву" в том, что корзина волшебным образом наполнилась деньгами. В следующий момент у напуганной жертвы в руках оказывалась живая змея. Змея эта была совсем неопасной, но безобидной она не выглядела. Возможно, у меня примитивное чувство юмора, но редко в своей жизни я смеялся более искренне. Хусаин Миа мог устраивать представления, которые длились часами, и при этом не повторять ни одного трюка или шутки дважды. Он демонстрировал также еще один номер с корзиной: его сын Ибрагим обвивался словно змея вокруг нее, а Хусаин вонзал кинжал в плетение. Но все-таки Хусаин был прежде всего заклинателем змей. Он отправил своего сына в Пуну, чтобы тот совершенствовал свое мастерство и затем мог продолжить семейное дело.

Хусаин Миа развлекал меня до тех пор, пока я не стал совсем взрослым. Он прожил до 75 лет, что, вероятно, является рекордом для людей столь опасной профессии. Капская кобра, которую он дрессировал, укусила его в большой палец на правой руке во время выступления у входа в гостиницу "Маунт Нельсон" в годы Второй мировой войны. Позвали сына, который давал самостоятельное представление со змеями в миле от этого места. Но когда он пришел, Хусаин был уже без сознания, а в больницу его доставили слишком поздно.

Доктор Хамилтон Фэарли, который интересовался этим смертельно опасным занятием, проследил жизненный путь 25 заклинателей змей за 15-летний период. За это время 19 из них погибло от змеиного яда. В Южной Африке было немало заклинателей, которые теряли бдительность, работая со змеями. Берти Пирс, известный ученым и натуралистам всего мира, был самым знаменитым среди них. Его основным занятием была продажа змей для музеев и "доение" змеиного яда, используемого для приготовления сыворотки от укусов.

Пирсу никогда не следовало бы заниматься этим делом. У него было слабое сердце, в после каждого укуса он сомневался, сможет ли он перенести лечение. Однажды гадюка укусила его в руку, когда поблизости не оказалось сыворотки. Поэтому он решил выжечь яд, и с тех пор рукав его рубашки скрывал жуткие шрамы. А как-то однажды он отправился на свое привычное место в Кейптауне, где он устраивал представления со змеями, чтобы развлекать собравшуюся, как обычно, толпу, когда его помощник-африканец отсутствовал из-за болезни. Маленькая кобра укусила его в лодыжку - а укусы в это место всегда особенно опасны, так как там находится множество мелких кровеносных сосудов. Пирсу оказали медицинскую помощь, но на этот раз она не помогла. До этого змеи кусали его девять раз.

Вы можете задать вопрос, почему заклинатели не "доят" змей перед тем, как начать представление. Дело в том, что яд в специальном мешочке накапливается у змей достаточно быстро. А заставлять змею кусать кусочек ткани снова и снова, пока ее мешочек для яда не опустеет, довольно кропотливое занятие. Конечно, заклинатель может совсем вырвать у змеи зубы, но люди, которые по-настоящему гордятся своей работой, редко делают это. Такие змеи становятся вялыми, больными и живут недолго.

Десмонду Фитцсаймонсу, южноафриканскому специалисту по змеям и сыну знаменитого Ф. У. Фитцсаймонса из серпентария в Порт-Элизабете, во время одного из представления по заклинанию змей показалось, что одна из них очень похожа на гадюку. Это было столь необычно, что он стал рассматривать ее внимательно. Она оказалась безобидной ковровой змеей, раскрашенной настолько естественно, что на расстоянии выглядела точь-в-точь как южноафриканская гадюка.

Был еще один знахарь в Синае, в Южной Родезии, который добился большой славы тем, что без страха проделывал разные фокусы с зелеными мамбами. Во время одного из представлений этот человек был укушен и умер. Местный хирург послал одну из вмей Фитцсаймонсу, чтобы тот определил ее породу. Она оказалась разновидностью древесной змеи, или, как ее называют в Южной Африке, бумслэнга, очень яркой зеленой окраски. Бумслэнг - змея, у которой ядовитыми являются задние зубы. Тому знахарю сильно не повезло: бумслэнгу редко удается схватить кого-то своими зубами и убить. Но когда ученые выяснили вид змеи, тайна сразу развеялась. Ни один заклинатель змей, каким бы искусным он ни был, не смог бы остаться в живых после стольких представлений с участием настоящей мамбы.

Искусство заклинания змей, вероятно, появилось как результат поклонения змеям в древнем мире. Врачи были одновременно и заклинателями змей, и поныне символом профессии врача является змея. Поэтому не удивительно, что члены "Рифаи", самые искусные заклинатели змей в Египте, - глубоко религиозные люди. Они очистят ваш дом от змей, но при этом оговорятся, что змей заберут в пустыню и отпустят на волю. Вне сомнения, заклинатели змей по-прежнему обладают секретами, которые все еще неведомы никому, кроме членов их касты.

| | |

Змеи – удивительные существа, которые не оставляют никого из людей равнодушными. Змеи издревле ассоциировались с физическим и духовным исцелением. В греческой античной мифологии бог врачевания Асклепий изображался в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея. Изображение змеи стало символом медицины во всем мире.

Сбрасывающие кожу змеи ассоциируются с обновлением и воскрешением. В Библии (псалом 57) говорится о том, что гадюки не слышат. Отталкиваясь от принципа, согласно которому подобное лечат подобным, яд гадюки использовался для исцеления от глухоты и различных заболеваний уха. Известно, что в случае опасности гадюка-самка заглатывает своих детенышей, а когда угроза минует, она выталкивает их из себя.

В Талмуде змеи ассоциируются с благосостоянием и богатством. Если во сне убьешь змею, это служит предупреждением о возможной потере всего состояния.

Змея соблазнила Еву съесть яблоко, сорванное с Древа познания добра и зла, что привело к изгнанию Адама и Евы из рая. Они потеряли свою невинность и впервые ощутили стыд и вину. Змея указывает на то, что непослушание ведет к серьезным последствиям.

Порой нам встречаются изображения орла, держащего в когтях змею, что отражает господство духовного над природной злой силой змеи и архетипным представлением о конфликте между добром и злом.

Змеи ассоциируются также с сексуальной энергией.

Ядовитые змеи с древнейших времен были предметом особого поклонения. Офиолатрия – так называется обожествление змей. Змеепоклонничество сохранилось: в наши дни можно видеть живописный полный риска леденящий душу танец, который исполняют жрецы знаменитых культов змей Мьянмы (Бирма). Объектом поклонения является королевская кобра - крупнейшая в мире ядовитая змея: ее длина достигает пяти метров. Кобра считается одной из самых агрессивных змей. Намереваясь атаковать, она встает на хвост, и передняя ее часть тела, поднятая почти вертикально, составляет в длину не менее метра. Встречаясь с этой величественной представительницей фауны, человек старается увеличить расстояние, отделяющее его от кобры. У жрицы змей из Мьянмы совершенно другая задача - станцевать со своим ядовитым божеством.

Лишь только определено место нахождения королевской кобры, жрица начинает свое представление прямо перед коброй, на расстоянии одного-двух метров. Подолом своего длинного платья она манипулирует наподобие матадора и очень умело уклоняется от смертоносных бросков. Вскоре одеяние жрицы становится сырым, по нему стекают золотистые капельки яда. Самая главная опасность еще впереди. В конце своего представления жрица внезапно наклоняется вперед и целует кобру. Иногда в голову, иногда прямо в губы. Девушка повторяет это дважды. Затем медленно пятится, присоединяясь к остальным змеепоклонникам и давая возможность змее ретироваться. Змея это совершает, причем весьма поспешно. Танец завершен, божество удалилось.

Как же учатся танцам с коброй? Девочки с раннего возраста проходят подготовку на неядовитых видах змей или «холодных» (лишенных ядовитого зуба) кобрах. Их задача - досконально изучить поведение и движение змеи, чтобы суметь заранее, за долю секунды предвосхитить их нападение. Танец жрицы имеет особое музыкальное сопровождение. Оно отвлекает внимание или даже гипнотизирует змею, снижает скорость, точность ударов.

У жрецов змеепоклонников переняли опыт заклинатели змей.

Английский писатель Лоуренс Грин в своей книге «Последние тайны Африки» пишет:

«Заклинание змей - удивительная и опасная профессия. Почти все заклинатели, которых я знал, умирали от укусов своих змей. Эти бесстрашные люди никак не могли овладеть одним секретом - как остаться в живых.

Мне кажется, что искусство заклинания змей возникло в Египте, который был колыбелью многих искусств. Змеи - бич египетской деревни. Может быть, именно поэтому там появились самые искусные охотники за змеями и заклинатели. На берегах Нила я видел представления куда более сложные, чем в Индии.

Подготовила А.Митрофанова. http://ezo.sestrenka.ru



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: