Северокорейские самолеты. Пво и авиация северной кореи. Корейская Народно-Демократическая Республика

1. На этом фото лидер Северной Кореи Ким Чен Ын сидит в кабине пилотов истребителя. Его отец боялся летать, но сам Ким Чен Ын наоборот, имеет небывалую тягу к небу и, порой, сам управляет самолетами. Он даже построил несколько небольших взлетно-посадочных полос возле своего дворца.

2. Сотрудница наземных служб авиакомпании Air Koryo в аэропорту Пхеньяна

4. Ким Чен ЫН беседует с чиновниками на борту своего личного самолета в аэропорту Пхеньяна.

5. Стюардесса прибирает салон на самолете авиакомпании Air Koryo, прилетевший в Пхеньян из Пекина.

6. Двое северокорейских мужчины проходят мимо туриста в аэропорту Пхеньяна

7. Работница аэропорта Сунан в Пхеньяне возле самолета авиакомпании Air Koryo

8. Ким Чен Ын с супругой прибыл к месту соревнований среди командного состава Военно-воздушных сил Северной Кореи

9. На этом фото Ким ЧЕн Ын фотографируется рядом с женщинами пилотами истребителей военно-воздушных сил Северной Кореи.

10. Работник аэропорта Сунан в Пхеньяне

11. В 62-ю годовщину победы над милитаристской Японией состоялся конкурс среди командирского состава военно-воздушных сил и сил ПВО. На этом фото штурмовик пролетает мимо трибуны, на которой присутствует лидер Северной Кореи Ким Чен Ын.

12. В этот же день но уже два истребителя пролетают мимо трибун.

13. А на этом фото самолет стоит на стоянке в новом терминале аэропорта Пхеньян.

В связи с новым накалением обстановки, хочу проанализировать соотношение вооруженных сил РК и КНДР.


Республика Корея

ВВС Республики Корея не очень велики численно, но весьма современны и находятся в хорошем состоянии.

Их основу составляют 42 тяжелых истребителя F-15K (на 60% состоящих из местных компонентов). Аппараты являют собой переработанную и улучшенную версию F-15E дополненную современным инфракрасным оборудованием, улучшенными радарами и интерактивной шлемовой системой управления.

Наиболее массовой машиной является F-5E "Tiger" (174 машины в составе ВВС). Значительная часть машин местного производства. Все машины - модификации E.

Следующей по массовости машиной является истребитель F-16, коих в наличии 170 (35 F-16C, 90 KF-16C и 45 KF-16D, последние машины местной сборки). Все машины адаптированы под современные боеприпасы. Модификация всех машин - блок 32 и выше.

Старых машин на вооружении сравнительно меньше. В настоящее время в наличии 68 истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom-2, переквалифицированных в штурмовики.

Легкая тренировочная-штурмовая авиация представлена, в первую очередь, 64 легкими трейнерами KAI T-50. Еще около 80 таких машин планируется к производству. Эти легкие штурмовики имеют скорость до 1,4-1,5 МаХа, радиус действия - 1851 километров, и могут нести разнообразную нагрузку, включающую лазерные бомбы, ракеты "воздух-воздух" и аналоги.

Парк вертолетов сравнительно невелик, и включает в себя, в основном, старые американские модели транспортных, легких и многоцелевых вертолетов.

В ведении ВВС также находится система ПВО страны. На 2010 год, она представлена 6 батареями по 8 пусковых установок "Пэтриот" PAC-2 (бывшие германские, всего имеется 148 ракет) и 24 батареями MIM-24 HAWK (около 600 ракет). Все ракетные установки интегрированы в систему радаров AN/MQP-64 Sentinel

Корейская Народно-Демократическая Республика

ВВС КНДР, по контрасту, поражают количеством наличных машин, но их качество далеко от идеального. Всего имеется около 1500 самолетов, большей частью - устаревших.

Наиболее новыми машинами ВВС являются 35 истребителей МИГ-29S с улучшенной системой управления огнем. Эти машины, по сути дела, являются единственными современными истребителями. По существующим данным, большая часть этих машин сконцентрирована в ПВО Пхеньяна, что может быть объяснено лишь параноей властей страны (т.к. ПВО Пхеньяна и так является достаточно сильным, и 35 истребителей мало что к нему прибавляют). Вероятно, машины поддерживаются в хорошем состоянии.

Следующим по возрасту истребителем является Миг-23МЛ, коих имеется 46 (еще 10 Миг-23Р). Эта машина представляет собой облегченную высокоманевренную версию обычного Миг-23, ориентированную на ракетные дуэли. В теории, машины могут нести Р-23 и Р-60, которые есть на вооружении.

Самым массовым истребителем является Миг-21, коих на вооружении около 190 (включая лицензионные китайские). Предположительно - из-за проблем с запчастями - лишь часть этого авиапарка является летнопригодной. Это полностью устаревшие, сильно изношенные модели, составлявшие основу авиапарка КНДР в 1960-1980. Вероятнее всего, в настоящее время для них еще и трудно найти пилотов, так как из-за проблем с горючим, большая часть авиапарка простаивает.

Также, в наличии имеется около 200 совершенно устаревших истребителей класса Миг-17 китайского производства. Эти машины не представляют никакой боевой ценности, и, в соответствии с их характеристиками, не более боеспособны чем современные легкие тренировочные самолеты. Предположительно, они имеют только пушечное вооружение. Трудно понять смысл поддержания парка столь устаревших самолетов, если из-за проблем с горючим, их пилоты давно уже не совершали вылетов. Единственным возможным применением для них является роль штурмовиков в прифронтовой полосе.

По неизвестным причинам, на вооружении ВВС КНДр все еще имеются свыше 80 старых реактивных бомбардировщиков ИЛ-28. Трудно понять, какую роль отводят этим машинам генералы КНДР. Возможно, их роль предполагается в доставке массового поражения, хотя трудно понять, как эти старые медлительные самолеты могут вообще выжить в современной войне.

Штурмовая авиация КНДР представлена большим числом самолетов, в основном - старых моделей. Это Су-7, Су-22, Q-5 - общим числом свыше 98. Хотя для штурмовиков моральное устаревание не столь важно, как для истребителей, все же эти машины в настоящее время вряд ли боеспособны (из-за сильного износа и плохой обученности пилотов)

Единственными современными штурмовиками являются L-29 (12 штук) и Су-25, в количестве 36 машин.

Вертолетный парк КНДР достаточно силен, хотя все же весьма малочисленен. Его основу составляют вертолеты старых моделей - Ми-2 и Ми-4 (около 200 машин), в большинстве своем устаревшие. Наиболее современными машинами являются боевые Ми-24 (24 штуки), транспортные Ми-26 (4 штук), транспортыне Ми-8 (15 штук) и милитаризованные гражданские вертолеты MD 500D американской постройки (87 штук)

В целом, судя по состоянию ВВС КНДР, они представляют собой весьма незначительную боевую силу. Хотя ОТДЕЛЬНЫЕ машины и пилоты, вероятно, не уступают южанам, в целом, уровень подготовки пилотов, скоере всего, ниже, из-за нехватки топлива. Помимо этого, значительная часть машин физически устарела, и отличается низкой безопасностью.

До определенной степени, это компенсируется мощной и продуманной системой ПВО страны. Система ПВО КНДР является одной из самых насыщеных и глубоко эшелонированных в мире. Хотя она не имеет по-настоящему эффективных комплексов, она все же поражает своей насыщенностью.

Основу ПВО КНДР составляют 24 пусковые установки ракет С-200. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, они дополнены локально производимым аналогом С-300, но данная информация - в лице очевидных неудач КНДР в ракетостроении и электронике - не выглядит достоверной.

Наибоеле массовыми комплексами ПВО страны являются комплексы С-125 (128 пусковых установок) и С-75 (240 пусковых установок)

Парадоксально, но на вооружении КНДР еще состоит комплекс С-25, снятый с вооружения во всех странах. Трудно объяснить почему, но эти неуклюжие и дряхлые ракеты составляют основу ПВО Пхеньяна. Сохранение их на вооружении объясняется или отсутствием какой-либо возможности замены (что явно говорит не в пользу предположительного производства в КНДР С-300) либо некомпетентностью военного руководства, считающего, что "главное-количество". Вне всякого сомнения, ресурсы, пожираемые этим безнадежно устаревшим комплексом, могли бы быть гораздо более разумно использвоаны на поддержание С-200!

Полевая представлена комплексами "Круг", "Куб", "Стрела", "Игла" и "Бук", всего свыше 1000 единиц ракет. Точное количество пусковых неизвестно.

В наличии также имеется свыше 11000 единиц зенитной артиллерии. По большей части, это устаревшие образцы самого разного происхождения. Ни одна из них не является современной, и их реальная боеспособность близка к нулю.

В целом, ВВС КНДР, представляют собой мощную силу, но исключительно благодаря системе ПВО. Собственно истребительный элемент очень слаб, что усугубляется еще и недостаточной подготовкой летчиков.

В конце сентября в КНДР прошло первое авиашоу "Авиационный фестиваль дружбы народов" в городе Вонсан на восточном побережье страны на базе нового аэропорта Калма. Мне удалось посетить это мероприятие, вот несколько снимков.



2. Подобные мероприятия в облегченном формате проводятся в Северной Корее регулярно, туристы со всего мира приезжают посмотреть на классическую советскую гражданскую авиацию. Это единственное место на земле где турист может полетать на Ил-62М, Ту-154Б, Ту-134, Ил-18.


3. На авиашоу впервые публично была продемонстрированна военная авиация КНДР. Хозяева показали самые современные образцы техники находящиеся на вооружении, истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25. Для любителей авиации настоящим подарком стали легендарные МиГ-21бис.


4. Местные жители на фестивале.


5. После церемонии открытия фестиваля в небе появились Хьюзы.


6. Hughes 369E вертолеты американского производства, были приобретены в США окольными путями в середине восьмидесятых годов.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13. Без преувеличения, интерес местных жителей к авиашоу был огромным. Кроме специально выделеных площадей, для посетителей на территории аэродрома, народ наблюдал за происходящим с окресных сопок. Прямо как у нас на МАКСе, наверняка там шашлычки жарили, корейцы тоже любят шашлычки:)


14. Илюшин Ил-62М, регистрационный номер Р-885, серийный номер 3933913. По данным ресурса russianplanes, самолет построен 1979 году Казанским авиационным производственным объединением им. Горбунова (КАПО).


15. За самолетом возвышаются очертания горного участка Кымгансан, сразу за которым начинается Корея Южная где в эти дни также проходило авиашоу. "Совпадение? Не думаю" (с)


16. Ил-62 первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт, флагман Аэрофлота, ныне корейской авиакомпании Air Koryo.


17.


18.


19. Ан-24


20.


21. Местная пресса. Также на фестивале была аккредитована масса иностранных журналистов, заметил Рейтерс, Франс Пресс. Россию представлял корреспондент ТАСС Юрий Сидоров, который живет в КНДР не первый год, объему знаний об этой стране позавидует любой кореевед. Еще были наши дипломаты с семьями, видимо приехали отдохнуть.


22. Местные фотографы поголовно сидят на Никонах. Это те самые ребята чьи фото/видео материалы мы так любим рассматривать.


23.


24. Экипаж транспортника Ил-76


25.


26.


27.


28. Штурмовик Су-25 "Грач". На красных табличках написано что технику лично осматривал глава государства. Заголовник оформлен очень самобытно, в Азии такое любят. Пушка хромированна, фонарь зачихляется бархатом. Красиво!


29.


30.


31. Вся "техничка" на русском языке.


23. Поскольку русская цивилизация больше не оказывает влияние на этот регион, знание русского языка постепенно уходит.


33.


34. Военная авиация недавно получила модный серенький камуфляж, раньше самолеты носили зеленую "термоядерную" окраску.


35.


36. Посадка, выход тормозного парашюта.


37.


38. Иностранные споттеры возбудились на Ми-8, как мало надо людям для счастья.


39. Ми-8, контрольное висение.

Восьмерка безусловно машина интересная и заслуженная, но теплилась надежда что хозяева покажут Ми-4, этот вертолет произвел бы настоящий фурор. В стране эксплуатируются машины которых в рабочем "живом" состоянии больше нигде в мире не осталось: Ил-28, Су-7, МиГ-15. Думаю, было бы не плохо передать нам в парк "Патриот" один экземпляр МиГ-15 с бортовым номером 325, например.


40. Р-750 XSTOL из Новой Зеландии.


41. Илюшин Ил-18Д, P-835, серийный номер 188011205. Построен на Московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» в 1969 году.


42.


43. МиГ-29, истребители поставлялись в КНДР в конце 80-х годов.


44.


45.


46.


47.


48. Опознавательный знак ВВС КНДР на МиГ-29. "Трубины" чтож поделать!?


49. Ан-2


50. На шильдике прикрепленном к двигателю обозначения на русском языке, т.е. это не "китаец".


51. Пролет на фоне сооружения с которого командование наблюдает за проведением воздушных парадов и учений, с обратной стороны которого открывается замечательный вид на Японское море.


52. На "Кукурузниках" так же как и на гражданских бортах активно катали всех желающих.


53.


54.


55. Ту-154Б, летает с 1976 года. Говорят, это старейший летающий Ту-154!


56.


57.


58. Хедлайнеры фестиваля МиГ-21бис.


59.


60.


61.


62.


63. МиГ-21 — советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Так же надо заметить что у соседей, Южной Кореи и Японии, на вооружении стоит ровесник Мига американский F-4 Phantom II.



64.


65.


66.


67. На посадке девушка допустила ошибку и ударила гребнем о бетонку, но все обошлось благополучно. Это был единственный инцидент на авиашоу.


68. 21-е Миги покрыты множеством слоев краски, зачем так сделано непонятно, в результате после полета краска начинает отваливаться кусками, см. подфезюляжный гребень.


69. Честно говоря, перед началом фестиваля, ожидал увидеть МиГ-21 в неокрашеном виде.
Миг должен "Греметь огнем, сверкая блеском стали" как на картинке


70. Данная эмблема вероятно имеет значение такое же как наш знак "Гвардия". На красном флаге изображен символ правящей партии ТПК и гора Пэктусан.


71. Выход к прессе.


72.


73.


74. Самое интересное место можно было наблюдать только издалека. 92-й борт был резервным у мигарей, видимо.


75. УАЗик "Таблетка" и МиГ-21, классика.


Видеосюжет местного Первого канала.

В наше время КНДР частенько сравнивают с великим и страшным Мордором. Как и о последнем, о Корее практически ничего не известно, но все знают, как тяжело и страшно там жить. Между тем хотя и уступает по Республике Корея, значительно превосходит по этому показателю ту же Индию, Пакистан, да и некоторые страны Восточной Европы. Кроме того, КНДР являются одними из наиболее мощных, пусть и вооружены они далеко не самым современным оружием.

Нет помощи и нет надежды?

Как и вся экономика этого закрытого государства, ее ВС строятся по весьма неглупому принципу. На русский он переводится как «опора на собственные силы». Конечно, эта страна в свое время получала военную помощь от СССР и Китая. Вот только сейчас «лафа» закончилась: Пхеньяну попросту нечем платить России за новую технику, а КНР не в восторге от «идей чучхе», хоть официально их поддерживает. Впрочем, есть одна страна, которая действительно помогает КНДР. Речь идет об Иране. Подозревают, в частности, что именно от КНДР получили технологии, позволившие создать ядерное оружие.

Таким образом, не стоит недооценивать корейцев. Страна имеет мощный промышленный комплекс, который может производить с нуля практически все типы более-менее современного вооружения. Не могут корейцы делать только самолеты и вертолеты, но легко занимаются их отверточной сборкой при условии наличия импортных комплектующих. Так как КНДР - государство крайне закрытое, точных сведений об имеющихся там войсках и технике нет, вся информация приблизительная, основанная на оценках аналитиков.

Но не стоит недооценивать их работу и работу разведки: в последние годы мы узнали немало секретов, которые хранит армия КНДР. Численность войск чучхе, кстати, составляет около 1,2 млн человек! У нашей страны размер армии примерно такой же, но вот если сравнивать размеры государств… Считается, что у северян служит едва ли не каждый третий взрослый мужчина и женщина. Но! КНДР значительно уступает таковому показателю у Юга. Преимущество КНДР в том, что практически все взрослое и дееспособное население страны так или иначе имеет отношение к армии, а вот в РК ситуация с этим намного плачевнее. Так что силы противников примерно равны.

В настоящее время министр Вооруженных сил КНДР - Хён Ён Чхоль. Кстати, не так давно в прессе РК и мировых СМИ старательно муссировались слухи о том, что его расстреляли… Вот только «невинно убиенный» министр вскоре после этого появился на экранах и наглядно продемонстрировал, что слухи о его смерти были несколько преувеличены.

Ракетные войска

Известно, что северяне имеют немало ядерных ракет с приличной дальностью. Есть сведения о трех дивизионах «Нодон-1». Каждая такая ракета может нести ядерную боеголовку на расстояние не менее 1,3 тысячи километров. Имеется также целый «выводок» оружия, созданного на базе советской модели Р-17. Среди них - ракеты «Хвасонг-5» (дальность не менее 300 километров). Несколько лучше модель «Хвасонг-6» (дальность действия - до 500 километров). Не обошли вниманием корейцы и ракету «Точка-У», создав на ее основе KN-02. Есть на вооружении КНДР и настоящий антиквариат в виде модели «Луна-М».

В последние годы поступали также сведения о том, что в стране полным ходом идет разработка межконтинентальных ракет модели «Тэпходон». Практически все специалисты сходятся во мнении, что Вооруженные силы КНДР не имеют специалистов, способных создавать ядерные боеголовки для них. Дело в том, что такие боевые части ракет имеют чрезвычайно жесткие требования к надежности и устойчивости к перегрузкам, а таких технологий нет даже у того же Ирана.

Два эшелона обороны

Сразу заметим, что костяком корейской эшелонированной обороны являются спецвойска, причем в таких количествах, которые другим странам даже не снились. Известно, что в силах специальных операций северян числятся до 90 тысяч человек, так что они вполне могут опережать по этому показателю даже США. Есть как сухопутный, так и морской спецназ. Конечно, и другие войска у северян имеются в избытке. Вот так в общих чертах устроены Вооруженные силы КНДР, состав которых более подробно будет рассмотрен далее.

Первый эшелон их располагается на границе с Южной Кореей и состоит из пехотных и артиллерийских формирований. В случае если первой в войну вступит именно Северная Корея, Вооруженные силы КНДР должны будут приступать к прорыву пограничных укреплений южан. Если же войну начнут последние, этот же эшелон станет преградой, препятствующей проникновению в глубь страны войск противника. В первом эшелоне числятся четыре пехотных и один артиллерийский корпус. В состав пехотных подразделений входят танковые и авиационные полки, а также отделения самоходных артиллерийских установок.

Во втором эшелоне находятся наиболее мощные танковые и прочие моторизированные подразделения. Его задача при вступлении в войну КНДР первой - развить прорыв и уничтожать те группы противника, которые будут оказывать сопротивление. В случае если на северян нападут южане, танковые соединения должны будут ликвидировать прорвавшиеся войска врага, которым удастся пройти сквозь первый эшелон. В состав этих подразделений входят не только танковые и самоходные полки, но и отделения РСЗО.

Третий и четвертый эшелоны

В этом случае армия КНДР не только должна защищать сам Пхеньян, но и является учебной базой. В состав входит пять пехотных и один артиллерийский корпус. Имеются танковые, мотопехотные полки, несколько отделений РСЗО и ПРО. Четвертый эшелон располагается на границе с КНР и Россией. Сюда относятся отделения танкистов, самоходчиков, зенитчиков, артиллеристов, легкой пехоты. Как и третий, четвертый эшелон является учебным и резервным.

Броня крепка

Считается, что армия КНДР имеет не менее пяти тысяч ОБТ и около полутысячи легких танков. Костяк составляет около трех тысяч Т-55 и их китайских клонов (Тип-59). Также имеется около тысячи Т-62. Они послужили основой для создания собственной корейской модели «Чонма». Скорее всего, этих машин в войсках насчитывается значительно меньше тысячи единиц.

Не стоит считать, что на вооружении корейцев стоит только «антиквариат». Есть более-менее современная разновидность ОБТ, называемая «Покпун-хо». Этот танк также ведет свою родословную от старичка Т-62, но при его создании использовались технологии, лежащие в основе значительно более современных Т-72 и Т-80.

В качестве вспомогательного вооружения представлен КПВТ, оснащенный мощной 125-миллиметровой пушкой. Отступая от темы, скажем, что данный пулемет у северян вообще пользуется непередаваемым почетом. Для превентивной защиты от вражеской бронетехники может быть использован ПУ ПТРК «Балсо-3» (не что иное, как наш «Корнет») и ПЗРК «Хва Сон Чон» (абсолютный аналог «Иглы-1»). Сложно сказать, как все это поведет себя в бою, но больше ни один танк в мире такого вооружения не имеет в принципе. Предположительно, армия КНДР имеет не более 200-300 танков «Сонгун-915».

Легкая броня

На вооружении страны имеется около 500 легких советских ПТ-76, а также около сотни ПТ-85 «Шиньхэнь» (созданный на базе советского плавающий танк, оснащенный 85-миллиметровым орудием). Сколько у корейцев БМП-1, неизвестно, но наверняка много. Не меньше и БТР. Предполагается, что у КНДР есть не менее тысячи совсем уж антикварных БТР-40 и БТР-152. Но все же имеется около 150 аналогов советского БТР-80А (как советских машин, так и собственных разработок).

Боги войны

На вооружении армия КНДР имеет не менее пяти тысяч САУ, около четырех тысяч буксируемых орудий, примерно восемь тысяч минометов различных конструкций, примерно столько же - систем РСЗО. Настоящая гордость северян - М-1973/83 «Чучхе-по» (170 мм). Эти стволы позволяют легко доставать до территории южан из глубокого тыла.

Таким образом, по уровню оснащенности армия КНДР, вооружение которой мы рассматриваем, находится на довольно высоком уровне. Все бы хорошо, но вся эта техника (по большей части) очень сильно устарела. Но не стоит презрительно морщиться. По количеству артиллерийских орудий КНДР находится на втором месте в мире, уступая эту честь только НОАК. Даже если войска РК при поддержке США и двинутся в бой, эти пушки способны создать в прифронтовой полосе настоящее море огня. Здесь не поможет даже американская авиация. Подавить все это можно только направленным ядерным ударом, а на такое вряд ли кто-то пойдет.

Авиация «на подхвате»

Вооруженные силы КНДР, фото которых неоднократно встречаются в статье, оснащены сравнительно неплохо, но вот с авиацией у северян настоящая беда. Всего на вооружении Севера имеется не более 700 самолетов. Все бомбардировщики и штурмовики очень старые, практически ровесники века. В качестве истребителей используются уж совсем допотопные МиГ-21... и даже МиГ-17. Понятно, что ни с одним современным самолетом этого класса им невозможно тягаться чисто физически. Но все же имеются данные, что в КНДР есть некоторое количество МиГ-29. Но никаких точных сведений о числе и базировании этих самолетов нет.

Транспортников Вооруженные силы Корейской Народно-Демократической Республики не имеют вовсе. Как ни странно, в стране есть некоторое количество Ил-76, Ту-154 и подобных самолетов, но все они предназначаются исключительно для перевозки высокопоставленных государственных лиц, а также для экстренных перебросок каких-то особенно нужных грузов. Известно, что у северян имеется около 300 Ан-2 («кукурузников»), а также некоторое количество их китайских копий. Самолеты эти предназначены для скрытной переброски групп спецназа. Кроме того, ВВС корейцев насчитывают что-то около 350 многоцелевых и ударных вертолетов. Среди них есть не только советские Ми-24, но и несколько американских моделей, для приобретения которых пришлось задействовать целую цепочку посредников.

ПВО

Итак, чем же закрывает небо армия КНДР? Вооружение ПВО принадлежит ВВС (даже наземные части). В составе имеются действительно антикварные модели, включая ЗРС С-75, С-125. Наиболее современным является комплекс ЗРС С-200. Впрочем, на вооружении стоит также KN-06, который представляет собой местную вариацию российской С-300. Имеется также не менее шести тысяч ПЗРК (в основном «Иглы»), а также до 11 тысяч разного рода зенитных орудий и ЗСУ.

В отличие от сухопутных войск, устаревшая техника которых более-менее может справляться с поставленными перед ней задачами, в авиации все плохо. Практически все машины являются очень старыми, они совершенно не приспособлены для современных условий ведения боя. Опять-таки даже фактор количества здесь практически не играет никакой роли, потому как даже устаревших самолетов у корейцев попросту мало. Впрочем, совсем сбрасывать авиацию со счетов попросту глупо: большое количество гор, сложный ландшафт и прочие факторы позволят в случае необходимости с высокой эффективностью использовать даже этот «зоопарк» технического антиквариата.

Так что армия КНДР, численность которой указана выше, в случае начала полномасштабных боевых действий наверняка доставит много проблем противникам.

Южная Корея

Войска южан обучены американцами, да и вооружены их же оружием. Принято считать, что армия РК намного меньше, нежели чем у ее воинственного северного соседа, но это совсем не так: да, численность постоянно мобилизованных не превышает 650 тысяч, но в резерве есть еще 4,5 миллиона человек. Словом, силы по человеческому ресурсу практически равны. Кроме того, на территории РК постоянно дислоцированы подразделения американской армии. А потому неудивительно, что сама структура войск южан заметно отличается от привычного нам советского построения. Так что Вооруженные силы КНДР и РК представляют собой два антипода: северяне обладают многочисленным, но устаревшим оружием, тогда как юг имеет меньше «средств демократизации», но качество вооружения у них много лучше.

Наиболее многочисленными являются сухопутные войска, в рядах которых служит до 560 тысяч человек. Их классификация весьма сложна, в состав «сухопутки» входят бронетанковые, химические, артиллерийские соединения, части радиологической защиты, ПВО, прочие разновидности войск. Итак, чтобы провести сравнение Вооруженных сил КНДР и Южной Кореи, нам будет небесполезно узнать о тех ресурсах, которыми обладает Юг.

Основные сведения по вооружению

Танков у южан имеется не менее двух тысяч единиц. Артиллерийских стволов - порядка 12 тысяч. Противотанковая артиллерия, включая ПТРК, - также около 12 тысяч. Имеется около тысячи зенитных комплексов. Также одной из основных ударных сил являются около полутора тысяч БМП различных модификаций. К сухопутным же войскам приписано не менее 500 боевых ударных вертолетов.

Всего насчитывается 22 дивизии. Они поделены на три армии, руководство которых является одновременно начальством над всеми учебными заведениями, в которых готовятся молодые кадры для армии. Заметим, что именно сухопутные войска являются ядром системы общей безопасности РК и США, причем командование объединенными корейскими и американскими силами осуществляется посредством общего командного центра, работают в котором офицеры обеих стран.

Взаимодействие армий

Конечно, Вооруженные силы КНДР и Южной Кореи в равной степени понимают важность взаимодействия между различными в бою, но южане подошли к этому вопросу с большим старанием. Практически постоянно проводятся учения, на которых отрабатывается практика взаимодействия между армиями и войсковыми подразделениями, причем работа ведется не только с США, но также Японией и прочими союзниками РК в данном регионе.

Ставка на современность

Южане опираются на самые новые разработки в области военной науки и технологий. Особое внимание уделяется совершенствованию войсковой разведки и связи. Причем упор делается не только на собственные разработки, но и на те образчики, которые были приобретены у США в виде готовых изделий или технологий. Именно у американцев были куплены пусковые комплексы ПУ М270 и М270А1, с которых можно запускать американские же ракеты ATACMS первой модификации и ATACMS модификации 1А. В первом случае дальность огня - 190 километров, во втором - 300 километров.

Проще говоря, Вооруженные силы КНДР и Республики Корея в этом плане полностью равнозначны: они могут достать столицы противника со своей территории, не прикладывая к тому особенно много усилий. Северянам для этой цели приходится модернизировать старинные советские разработки, тогда как правительство Юга предпочитает просто покупать все обходимое у своих союзников. Шаг, впрочем, весьма спорный.

Армия РК не слишком любит раскрывать сведения о своем вооружения. Известно лишь, что южане имеют не менее 250 пусковых установок обеих модификаций. Кроме того, имеются сведения о ведущихся разработках в области создания собственного ракетного оружия.

Новая броня

Все наиболее мощные армии в регионе, то есть армия КНДР и Южной Кореи, придают огромное значение созданию и развитию мощных бронетанковых войск. Но если у северян нет ресурсов для создания собственных танков с нуля, то у РК такие возможности имеются. Именно так была создана модель К1А1 («Черная пантера»). Предшественником нового танка послужила старая модификация KI. Заметим, что оставшиеся 200 единиц этих танков в настоящее время проходят модернизацию до уровня «Пантер». Гордостью южан являются 155-миллиметровые самоходные гаубицы К-9 их собственной разработки, отличающиеся прекрасной скорострельностью и точностью стрельбы.

Кроме того, сейчас ведутся работы по созданию южнокорейских боевых машин "Пихо" и ЗРК "Чхонма". Ранее созданные корейцами БМП К200А1 продолжают сравнительно активно поставляться в войска. Парк боевой авиации также продолжает обновляться: в частности, недавно стало известно о полной модернизации парка ударных вертолетов. Кроме капитального ремонта имеющихся машин руководство РК намерено закупить за границей новые. Также южане всерьез хотят избавиться от допотопных UH-1 "Ирокез" и "Хьюз" 500MD, а потому одновременно начали вестись работы по созданию нового многоцелевого вертолета военного и гражданского назначения.

Беспилотная авиация

Еще в 2001 году РК совместно с Израилем создала БПЛА модели "Найт Ингрудср". Это многофункциональный аппарат, который может использоваться в военных и мирных целях, в том числе для разведки, нанесения ударов по локальным целям, метеорологических исследований и т. д. В 2010 году были сформированы несколько батальонов БПЛА, в каждом из которых имеется по 18-24 дрона и до 64 единиц транспортной и коммуникационной техники. Все эти меры позволили резко улучшить взаимодействие между различными родами войск за счет прекрасно поставленной разведки.

Эта статья о ВВС Северной Кореи, см. также статью о ВВС Южной Кореи.

один из видов Вооружённых сил КНДР. Были сформированы 20 августа 1947 года. Первое боевое применение произошло 25 июня 1950 года. Самолёты Северной Кореи участвовали в Корейской войне. Основу технического парка составляют советские самолёты и вертолёты, в основном, 50-х — 70-х годов выпуска. Однако на вооружении находятся и более современные самолёты, такие как МиГ-29.

КНДР обладает около 1100 военными самолётоми и вертолётами.

История

Флаг ВВС КНДР

Формирование северокорейских военно-воздушных сил началось через несколько месяцев после освобождения Кореи от японских оккупационных войск. Этот процесс осложнялся тем, что авиабазы и авиаремонтные предприятия японской авиации располагались в основном в Южной Корее, а служившие в ВВС Японии корейцы рассматривались как изменники родины. Таким образом, подготовка кадров для авиации проводилась на базе авиаклубов в Пхеньяне, Синджу, Чхонджине. Техническое оснащение авиаклубов и инструкторов для них предоставляли советские войска, располагавшиеся после войны на территории северной Кореи. Первыми самолётами, на которых обучались корейские лётчики, были По-2, УТ-2, Як-18. Проблема квалифицированных кадров решалась также за счёт перешедших в корейскую армию офицеров-корейцев Советской армии. В авиаклубы и созданные позже военно-авиационные училища коммунисты старались привлекать наиболее грамотных юношей и девушек молодежь, в первую очередь, из числа студентов. Позднее летно-технический персонал обучался в СССР и Китае.

Деятельность новых ВВС на севере Кореи началась в конце 1947 года, когда смешанные советско-корейские экипажи стали совершаться регулярные рейсы военно-транспортных самолётов Ли-2 и C-47 из Пхеньяна в СССР и Китай.

После создания в 1948 году Корейской народной армии и образования Корейской народно-демократической республики численность ВВС стала быстро расти. К середине 1950 года военную авиацию КНДР составляла одна смешанная авиадивизия — 93 Ил-10, 1 истребительный — 79 Як-9. 1 учебный — 67 учебных самолётов и самолётов связи) и 2 авиатехнических батальона. В каждом полку было по три, четыре эскадрильи, в учебном была эскадрилья двухместных Як-11. 56-м ИАП командовал известный северокорейский летчик Ли Дон Гю, ставший во время войны асом. Транспортная авиация, скорее всего, состояла из одной эскадрильи Ли-2 и C-47. Общая численность ВВС составила 2829 человек. Военно-воздушными силами КНДР командовал генерал Ван Лен, его советником был полковник Советской армии Петрачев.

Памятник корейским лётчикам — участникам войны 1950-1953 гг.

После начала Корейской войны ВВС КНДР обеспечивали поддержку с воздуха наступающих на юг танковых и пехотных соединений. За бои в районе Тэджона звания «Гвардейский Тэджонский» удостоился и истребительный полк ВВС КНДР. Однако после вмешательства в войну армии США и их союзников большая часть авиации КНДР была уничтожена, а остатки ВВС перелетели на территорию Китая. К 21 августа 1950 года авиация КНА все ещё имела в своём составе 21 боеготовый самолёт, из которых 20 были штурмовики и 1 истребитель. Зимой 1950-51 годов активно действовали полк ночных бомбардировщиков, летавший сначала на По-2, затем на Як-11 и Як-18, наносившие американцам достаточно серьёзные удары. Позднее к ночной работе подключили пару эскадрилий из 56-го истребительного авиаполка и некоторые китайские, летавшие в основном на Ла-9/Ла-11.

В ноябре-декабре 1950 г. началось формирование китайско-корейской Объединенной воздушной армии под командованием под командованием китайского генерала Лю Чжэня. На 10 июня 1951 года в ВВС КНА имелось 136 самолётов и 60 хорошо подготовленных летчиков. В декабре к боевым действиям приступили две китайские истребительные дивизии на МиГ-15. Позже, к ним присоединилась авидивизия КНА. Авиация передовой линии базировалась на аэродромах Аньдун, затем к июлю 1951 года — Мяогоу и в 1952 году — Дапу, а также в Дагушань.

Основой противовоздушной обороны КНДР были советские лётчики-«добровольцы». В разное время истребительными соединениями командовали прославленные советские летчики И. Кожедуб, А. Алелюхин, А. Куманичкин, А. Шевцов и др. Основным самолётом советской истребительной авиации был тогда реактивный МиГ-15. Также по приказу Ким Ир Сена от 2 декабря 1950 года в стрелковых полках КНА в массовом порядке создавались группы «стрелков-охотников за самолётами», ведшие борьбу с самолётами противника с помощью станковых и ручных пулеметов, а также тросов, натягиваемых между вершинами близлежащих сопок.

Во время войны в Корее произошли первые воздушные бои между реактивными истребителями.

По официальным данным, ВВС КНДР сбили за войну 164 самолёта противника. Некоторые пилоты КНДР добились значительных успехов в воздушных боях:

Ким Гин Ок — 17 побед.
Ли Дон Чу — 9 побед.
Кан Ден Дек — 8 побед.
Ким Ди Сан — 6 побед.

Были среди северокорейских лётчиков и женщины-пилоты. Одна из них, командир эскадрильи Тхя Сен Хи, стала Героем КНДР.

На момент подписания перемирия 27 июля 1953 года авиация КНА количественно уже превышала довоенную и составляла порядка 350-400 самолётов, в том числе не менее 200 МиГ-15. В силу того, что аэродрому и прочая инфраструктура КНДР была разрушена бомбардировками, корейская авиация базировалась на китайской территории. Ещё до конца войны поступили первые реактивные бомбардировщики Ил-28, десять из них приняли участие в Параде победы 28 июля 1953 года над Пхеньяном.

Транспотрный Ан-2 ВВС КНДР

Началась глубокая реорганизация ВВС, сопровождавшаяся обширными поставками из СССР новой военной техники. Началось строительство десятков авиабаз, вдоль демаркационной линии с Южной Кореей создавалась единая система ПВО, зенитной артиллерией закрывались крупные города. В 1953 году начался полный переход ВВС КНДР ни реактивную технику.

Организационные изменения прошли в военной авиации. Из состава ВВС были выделены: командование ПВО, морская и армейская авиация. В подчинение штаба ПВО вошли система обнаружения воздушных целей, зенитная артиллерия и истребительная авиация. Морская авиация включала несколько истребительных эскадрилий, прикрывавших крупные порты, и небольшое количество Ил-28, предназначенных для разведки и атаки морских целей. Армейская авиация с 1953 г. вела и все гражданские авиаперевозки внутри КНДР, особенно в первые послевоенные годы. Армейская авиация получила Ан-2, Ил-12 и Як-12.

После окончания войны авиации как Северной, так и Южной Кореи участвовали в разведывательно-диверсионных операциях стран друг против друга. Авиация КНДР играла важную роль в снабжении и связи с многочисленными партизанскими отрядами, действовавшими в Южной Корее. Разведывательная деятельность и нарушение авиацией сторон демаркационной границы имели место в течение всего послевоенного периода.

МиГ-17 ВВС КНДР

После 1956 г. на вооружение ВВС поступили несколько десятков истребителей МиГ-17Ф, вертолёты Ми-4 и Ми-4ПЛ. В 1958 году корейцы получили из СССР истребители-перехватчики МиГ-17ПФ, после подписания Договора о взаимопомощи и оборонном сотрудничестве между СССР и КНДР ВВС КНДР получили в 1961-62 годах сверхзвуковые истребители МиГ-19С и зенитно-ракетные системы С-25 «Беркут», после 1965 года — истребители МиГ-21Ф и зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина».

Шестидесятые — семидесятые годы для ВВС КНДР стали временем многочисленных пограничных инцидентов с участием ВВС:

  • 17 мая 1963 г. наземными средствами ПВО над территорией КНДР был сбит американский вертолёт OH-23 8-й армии. Оба пилота были взяты в плен и были освобождены через год.
  • 19 января 1967 г. сторожевое судно Tang Po ВМС Южной Кореи было атаковано северокорейскими кораблями севернее демаркационной зоны, и затем потоплено истребителями МиГ-21.
  • 23 января 1968 г. авиация КНДР участвовала в задержании разведывательного судна ВМФ США «Пуэбло». Судно было захвачено северокорейскими моряками и отбуксировано в порт Вонсан.
  • 15 апреля 1969 г. два МиГ-17 ВВС КНДР сбили самолёт дальнего радиолокационного обнаружения ЕС-121 ВМС США. Самолёт с 31 военнослужащими на борту упал в Японское море.
  • 14 июля 1977 г. самолёты МиГ-21 сбили американский вертолёт СН-47 Chinook в воздушном пространстве КНДР. Через два дня выжившего пилота и тела трёх других членов экипажа выдали США.
  • 17 декабря 1994 г. из ПЗРК «Wha-Sung» был сбит американский вертолёт OH-58D, углубившийся на 4 мили в воздушное пространство КНДР. Один пилот погиб, второй был взят в плен и освобождён через 13 дней.

К началу 80-х годов произошла очередная модернизация ВВС. В дополнение к имевшимся ранее 150 МиГ-21, на боевую службу вступают 60 истребителей-перехватчиков МиГ-23П и фронтовых истребителей МиГ-23МЛ, а из КНР — 150 штурмовиков Q-5 Nanchang. Пополнился список вертолётов: ещё 10 Ми-2 и 50 Ми-24. В мае-июне 1988 года в КНДР поступили первые шесть МиГ-29, к концу года завершилась передача всей партии из 30 самолётов и ещё 20 штурмовиков Су-25К. В конце 80-х через третьи страны были приобретены 87 американских вертолётов Hughes MD-500, из них как минимум 60 были переделаны в боевые.

МиГ-29 ВВС КНДР

С развалом социалистического лагеря в конце 1980-х — начале 1990-х годов военная авиация КНДР стала испытывать значительные затруднения. Самолёты советского и китайского производства, находящаяся на вооружении ВВС КНДР, в своей массе физически и морально устарели, а их экипажи, обучающиеся по устаревшим методикам и в условиях острого дефицита топлива, действительно имеют мало опыта. Вместе с тем, северокорейские самолёты надёжно укрыты в подземных ангарах, а взлетно-посадочных полос для них имеется с избытком. В КНДР построены многокилометровые шоссе с бетонным покрытием и арочными железобетонными туннелями, которые в случае войны могут использоваться в качестве военных аэродромов. Исходя из этого, можно утверждать, что уничтожить северокорейскую авиацию первым ударом вряд ли удастся. Мощная система ПВО, которую американская разведка считает «самой плотной системой противоракетной и противосамолётной обороны в мире», насчитывает более 9 тысяч зенитных артсистем: от лёгких зенитно-пулеметных установок до самых мощных в мире 100-мм зенитных орудий, а также самоходные зенитные установки ЗСУ-57 и ЗСУ-23-4 «Шилка». Имеется несколько тысяч пусковых установок зенитных ракет — от стационарных комплексов С-25, С-75, С-125 и мобильных «Куб» и «Стрела-10» до переносных установок. Для обучения летного состава к началу 90-х годов имелось более 100 поршневых самолётов CJ-5 и CJ-6, 12 реактивных L-39 чехословацкого производства, а также несколько десятков учебно-боевых МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. На них, в первую очередь, летают летчики элитных 50-го гвардейского и 57-го истребительных авиаполков, вооружённых самолётами МиГ-23 и МиГ-29; они базируются вблизи Пхеньяна и осуществляют прикрытие столицы КНДР с воздуха. Немалый опыт накопили и инструкторы, обучавшие авиаспециалистов во многих странах «третьего мира». ВВС Северной Кореи на сегодняшний день представляют собой довольно внушительную силу, с которой вынуждены считаться вероятные противники.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: