Что делать если нет возможности взять гусль. Молитва без омовения и очищения землей. Обстоятельства, нарушающие частичное омовение

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ,

ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

Если нет нужды и необходимости, надо соблюдать следующие десять положений:

1 - Безрукий человек не может очиститься от нечистот. Такой человек совершает таяммум (очищение песком), обтерев культи о землю или обтеревшись лицом о побеленную стену. Если и на лице имеются раны, то намазы не пропускаются, а совершаются без омовения.

2 - Больному совершить омовение помогает супруг(а), слуга(служанка), дети, братья или сестры.

3 - Очищение от нечистот камнем или чем-либо похожим приравнивается к очищению водой.

4 - Если душевнобольной или человек, находящийся в бессознательном состоянии, не приходит в себя в течение 24 часов, то после прихода в сознание не восполняет пропущенные намазы. Человек, потерявший рассудок в результате приема алкоголя, наркотиков, лекарств, всегда восполняет пропущенные намазы. Лежачий больной, который не в состоянии даже кивнуть головой, если не приходит в нормальное состояние более 24-х часов, то будучи даже в сознании, не обязан совершать намазы.

5 - Входя в туалет, пользоваться отдельными брюками и прикрывать голову является желательным действием (мустахаб).

6 - Нельзя заходить в туалет, держа в руках что-либо с надписями имен Аллаха, аятов Корана. Оно должно быть обернуто во что-либо, или находиться в кармане.

7 - Входить в туалет следует с левой ноги, а выходить с правой.

8 - Открывать запретные места (аврат) в туалете нужно после того, как сели на корточки. Не разговаривать.

9 - Не смотреть на запретные места и испражнения, не плеваться.

10 - Не справлять нужду на воду, стены мечети, могилы и дорогу.

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

Существует семь положений, нарушающих омовение:

1 - Все выделения из полового органа и заднего прохода:

а) Справление малой и большой нужды, испускание газов.

б) Если после использования клизмы или введения пальца в задний проход, вокруг места выхода распространилась наджаса (нечистоты) или влага, то омовение нарушается. Если даже сухо, то лучше обновить омовение.

в) Если наружный конец ватного тампона, используемого мужчинами и женщинами для удержания мочи намокает, то омовение считается нарушенным.

2 - Вышедшие изо рта нечистоты:

а) Рвота полным ртом.

б) Если при сплевывании слюна содержит больше крови, чем слюны.

в) Даже небольшое количество крови из желудка и легких, по мазхабу Ханафи нарушает омовение.

г) Если масло, закапанное в ухо, вытечет изо рта, омовение нарушается.

3 - Выделения из кожных покровов:

а) Кровь, гной и сукровица, вышедшая из кожных покровов.

б) Кровь, сукровица, выделяющиеся из высыпаний на коже больного корью или из любого другого гнойника и попавшие на места, подлежащие омыванию при полном омовении (гусль). Например, кровь из носа, кровь из ушей вышедшая за пределы ушных отверстий.

в) Вытянутая ваткой кровь, сукровица из гнойничка, раны.

г) Если кровь на мисваке или зубочистке испачкает рот.

д) Выделения из ушей, пупка, молочных желез, сопровождающиеся болезненными ощущениями, либо выделения, как следствие какого-либо заболевания.

е) Если пиявка высосет много крови, омовение нарушается.

Сон, лежа на боку, оперевшись на локти, или прислонившись к чему-либо, нарушает омовение.

5 - Потеря сознания, приступ эпилепсии, степень опьянения, при котором невозможно сохранять равновесие, нарушает омовение.

6 - Громкий смех при совершении молитвы, включающей руку’ и суджуд, нарушает и молитву, и омовение. Если в намазе рассмеются дети, то их молитва не нарушается. Улыбка во время молитвы не нарушает ни молитву, ни омовение. Если смех могут услышать те, кто рядом, то это - громкий смех . Если не слышно ни другим, ни самому, то это улыбка .

7 - Мубашират-и фахиша. Касание друг друга половыми органами, нарушает малое омовение и мужчины, и женщины.

Если человек помнит, что малое омовение совершалось, но сомневается в том, было ли оно нарушено, то считается, что омовение есть. Если же человек помнит, что омоевение было нарушено, но сомневается, было ли оно обновлено, то необходимо совершить омовение.

ДЕЙСТВИЯ, НЕ НАРУШАЮЩИЕ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

Действия, не нарушающие омовение:

1 - Черви, личинки, вышедшие изо рта, ушей, кожных ран.

2 - Рвота мокротой.

3 - При рвоте кровью, если рвота содержит крови меньше чем слюны.

4 - Если при кровотечении из десен, содержание крови меньше слюны.

5 - Если вначале выходят сгустки крови, даже в большом количестве.

6 - Сгусток крови, вышедший из желудка, легких не полным ртом.

7 - Если масло закапанное в уши, вытечет обратно из ушей или носа.

8 - Если что-либо втянутое в нос, выйдет даже через несколько дней.

9 - Если что-либо надкусанное окрасится кровью.

10 - Слезы, вышедшие не из-за боли, а из-за плача, газов, дыма, чистки лука.

11 - Кормление грудью.

12 - Выделение пота, даже обильное.

13 - Даже если комары, мухи, блохи, мокрицы и тому подобные насекомые высосут большое количество крови.

14 - Кровь, не растекшаяся за пределы раны, и рвота в малом количестве.

15 - Сон, при котором человек не падает, если убрать предмет, на который он опирался.

16 - Сон во время молитвы.

17 - Сон в сидячем положении, при котором голова находится поверх поджатых под себя колен.

18 - Сон, сидя на полу, вытянув ноги в одну сторону.

19 - Сон, верхом на неоседланном животном, при котором животное идет на подъем или движется по ровной плоскости.

20 - Улыбка во время молитвы.

21 - Смех при совершении молитвы, который слышен только самому смеющемуся называется «Дахк» . Дахк нарушает только молитву.

22 - Подстригать волосы, бороду, усы и ногти.

23 -- -Отставшая от раны корочка, омовение не портит.

Наилучшим благом для человека является наличие у него правильного , которое заключается в – одного и единственного Бога, который достоин поклонения и которому следует поклоняться, а также в вере в то, что является Посланником Аллаха, и в истинность всего того, с чем он пришёл и что передал народу от Аллаха.

После произнесения , означающей принятие единобожия, каждый совершеннолетний и умственно полноценный человек обязан выполнять определённые предписания, которые возложил на него Всевышний Аллах. Совершение пяти обязательных (ритуальных молитв) является самым высокочтимым и основным видом поклонения Аллаху (после правильного вероубеждения). Однажды Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил: «Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время ».

Когда мы говорим «намазы», то имеем в виду особый вид поклонения Всевышнему Аллаху, выполняемый таким образом, как было передано Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Он состоит из определённых выражений и действий, начинается с намерения и завершается произнесением заключительного приветствия – «Саляма». Совершать намаз Пророка (мир ему и благословение) научил ангел Джабраил (мир ему), а Пророк (мир ему и благословение), в свою очередь, научил мусульман. С тех пор намаз стал самым важным из обязательных деяний мусульман после веры в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). И каждый из нас должен планировать распорядок дня так, чтобы вовремя выполнять намаз. За его совершение Всевышний Аллах вознаградит мусульманина на том свете бесконечными, невиданными и неслыханными благами. Намаз является опорой мусульманской религии и деянием, за которое человек будет спрошен в Судный день в первую очередь. Всевышний Аллах обещал одарить Раем Своего раба, в совершенстве выполняющего обязательный намаз, соблюдая все его условия и обязанности.

Есть множество хадисов Пророка (мир ему и благословение), в которых подчёркивается важность намаза. Приведём некоторые из них:

«Намаз – опора религии »;

«Когда человек совершает омовение как следует, а затем совершает обязательный намаз, Аллах прощает ему все грехи, совершённые в тот день ногами, шедшими к плохому, руками, делавшими зло, ушами, слушавшими злое, глазами, смотревшими на зло, и сердцем, думавшем о зле »;

«Намаз – это ключ от Рая »;

«Человек в намазе стучится в дверь Царя царей, а дверь всегда открывается для того, кто стучится »;

«Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день, – это намаз ».

Все виды поклонения были переданы Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраиля (мир ему). А пятикратный намаз был передан Пророку (мир ему и благословение) Самим Всевышним Аллахом без посредника, как ценнейший подарок самому любимому Своему Пророку (мир ему и благословение) и лучшему из творений и его общине (умме). Вот в чём заключается мудрость такого возвеличивания значения намаза Всевышним Аллахом.

Виды намазов

Кроме обязательных (фарз) намазов существуют также и необязательные, но желательные (сунна) намазы, за выполнение которых Всевышним обещано дополнительное вознаграждение. Необязательные намазы требуют тех же приготовлений, что и пять обязательных намазов. Человек, который хочет выполнить намаз, должен отвечать нескольким требованиям: молящийся должен быть мусульманином, достигшим такого возраста, когда он понимает речь, обращенную к нему, и осмысленно на нее отвечает (мумаййиз ) – это обычно семь лет по лунному календарю. А с достижением совершеннолетия каждый умственно полноценный мусульманин (мукалляф ) обязан совершать намаз.

определенные действия, которые необходимо исполнить еще до вступления в намаз, а также во время его совершения. Если не выполняется хотя бы одно из условий, то намаз считается недействительным. Поэтому каждому мусульманину необходимо знать и соблюдать следующие условия намаза:

1. Совершающий намаз должен находиться в состоянии ритуальной чистоты.

2. Тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми.

3. Следует укрывать части тела (аврат), которые согласно Шариату должны быть укрыты.

4. Каждый намаз совершается в определенный для него промежуток времени.

5. Совершать намаз следует, обратившись грудью в сторону Каабы (Кибла).

Правила ритуального очищения

Первым условием намаза является нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты. Согласно Шариату, ритуальное очищение (тахара) – это выполнение определенных обязательных действий, для того чтобы мусульманину стало дозволенным совершение намаза. Оно включает в себя:

1. Удаление нечистот (наджасы).

2. Совершение частичного омовения тела (вузу).

3. Выполнение полного омовения тела (гусль).

4. Очищение чистой землёй (таяммум), если нет воды, а также в некоторых других ситуациях.

Воистину, изучение правил ритуального очищения и их выполнение соответствующим образом является одной из важнейших заповедей в религии. Потому что только при соблюдении всех этих правил можно добиться требуемой чистоты для намаза. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу». Следовательно, кто пренебрегает очищением, тот пренебрегает и намазом.

О подмывании

Подмывание (по-арабски истинджа) – это обязательное удаление до полного очищения всех мокрых выделений из переднего и заднего проходов.

Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно. Неполное очищение от мочи является одной из причин мучения в могиле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле – из-за пренебрежительного отношения к очищению от нее ».

После того, как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом, желательно (сунна) выполнить истибра путем откашливания, сдавливания мочеиспускательного канала, приседаний и т. п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения ее выделения. Если человек знает, что выделение мочи не прекратилось, то он обязан избавиться от нее до конца.

Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой либо подтиранием камушками (тремя или одним, который имеет не менее трех граней), последнее – при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода и не засохли. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.

Заменить камень может любой предмет, если он шершавый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязнённый наджасой), непочётный. Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Почетный предмет, например, лист бумаги, содержащий информацию об Исламе и т. п., также нельзя использовать для удаления нечистот. При их удалении необходимо протереть загрязненное место не менее трех раз, до полного очищения. Если нечистоты не удалились за три раза, то следует протереть четвертый раз. Если после этого нечистота была удалена, то желательно протереть и пятый раз (чтобы количество было нечётным).

Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твердый предмет – камень или бумагу, а потом воду. Можно использовать и одно из них: или воду, или камень, но лучше использовать воду.

При исправлении нужды в открытой местности, нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы. Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м) есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но лучше этого не делать. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты и испачкаться. Если же дерево принадлежит какому-либо чужому человеку, то опорожняться под ним (без разрешения) является грехом.

Также нежелательно опорожняться на дороге и в тени, где люди могут остановиться для отдыха, так как это может стать причиной проклятия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь двух проклятий ». Его спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), каких двух проклятий?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени ». Это правило также касается мест, где человек может согреться зимой под солнцем.

Говоря кратко, нужно избегать того, что создает неудобства для людей.

Нежелательно мочиться и опорожнять кишечник в норы, как в малые, так и в большие, потому что они могут быть жилищем джиннов, опасных зверей или других слабых живых существ. Также нежелательно разговаривать при исправлении нужды. Запрещается мочиться в мечети, даже в сосуд. Крайне порицается вносить с собой в туалет предметы, на которых написаны имена Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Аллаха, произнося следующие слова:

بِسْمِ اللهِ اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبُثِ وَ الْخَبائِثِ

«Бисмилляh , Аллаhумма инни а‘узу бика миналь-хубуси валь-хабаис ».

(Начинаю с именем Аллаха. О Аллах, я прошу у Тебя защиты от джиннов мужского и женского пола) .

Заходить в туалет желательно с левой ноги, а выходить с правой, в отличие от того, как заходят в мечеть и выходят из нее. После выхода из туалета желательно произнести:

غُفْرانَكَ اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي أَذْهَبَ عَنِّي الْأَذى وَعافاني

«Гуфранака, аль-хамду лилляhи-ллязи азhаба ‘анниль-аза ва ‘афани ».

(Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вреда и дал мне здоровье).

Частичное омовение тела

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين

Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно) ».

Знайте, что частичное омовение тела (вузу) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий даётся вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.

Условия частичного омовения

Условиями частичного омовения тела являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами).

Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы, совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:

1. Ждать наступления времени совершения намаза.

2. Подмываться.

3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу.

4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.

Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее бельё, должна быть чистой.

Порядок совершения частичного омовения

1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.

3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузу) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы.

4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.

6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.

8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой рукой моют левую ногу. Рекомендуется мыть их три раза, начиная с правой ноги.

На этом омовение завершается.

Обязательные действия частичного омовения

Из описанных выше действий частичного омовения тела обязательными являются шесть:

1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.

2. Полное мытье лица – от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), её достаточно помыть поверхностно.

3. Мытьё рук – от кончиков пальцев до локтей включительно.

4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

5. Мытьё ног, включая щиколотки.

6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности.

Обстоятельства, нарушающие частичное омовение

Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:

1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.

2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены, молочная сестра…). Прикасаться преднамеренно к коже чужой и не махрам женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести-семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).

3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.

4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз».

Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.

Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом».

Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

Желательные действия частичного омовения

Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:

1. сидеть лицом к Каабе;

2. произнести: «Истиазу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения.

3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);

4. чистить зубы сиваком (лучшим сиваком являются веточки и корни дерева арак);

5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;

6. мыть лицо за его границами;

7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);

8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные – ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно;

9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;

10. протирать между пальцами рук и ног;

11. промывать густую бороду до корней волос;

12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);

13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;

14. мыть с протиранием;

15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;

16. не расходовать сверх меры воду;

17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;

Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершённые (в отрезок времени между двумя обязательными намазами) малые грехи ».

Нежелательные действия частичного омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. омовение частей тела более или менее трех раз;

2. мытьё вначале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);

3. встряхивание воды с частей тела;

4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;

5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;

6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);

7. ведение посторонних разговоров при омовении;

8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;

9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;

10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;

11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).

Полное омовение тела

Полное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.

Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т. п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.

Передал имам аль-Бухари в своем сборнике, что Абу Саляма сказал: «Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах), засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). Аиша (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.

Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухари: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был, о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О Абу Хурайра, воистину верующий не становится наджасой».

Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:

1. После выделения спермы.

2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.

3. После смерти человека.

4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.

5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).

6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.

Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.

Примечание : Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения. Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны.

Обязательные действия купания

Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:

1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (ибада), его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть её заново, вместе с намерением.

2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.

Примечание : Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.

Желательные действия купания

Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:

1. обращение лицом в сторону Киблы;

2. произнесение: «Истиазы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Желательно произносить эти слова перед полным омовением;

3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытьё ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;

4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;

5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;

6. мытье тела с протиранием;

7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;

8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);

9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).

Тому, кто моется полностью обнажённым, при раздевании желательно сказать:

بِسْمِ اللهِ الَّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ

«Бисмилляhи-ллязи ля иляhа илля hува»

(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.

Правила омовения для тех, у кого наложена повязка

Повязкой называется материал, который накладывается на рану. Мусульманские законоведы под этим словом подразумевают любой материал, которым можно покрыть рану или травмированное место по необходимости, например, гипс, бинт и т. п.

Если накладываемая повязка покрывает и здоровую часть тела, то это допускается только для закрепления повязки, наложенной на травмированное место, при условии, что будет занята минимально необходимая здоровая часть тела.

У кого наложена повязка, которую опасно снимать, тот протирает её рукой, смоченной в воде, затем выполняет таяммум. Например, если у кого-то больна правая нога, и ему необходимо совершить омовение, то он моет лицо, руки и протирает голову. Затем моет здоровые участки правой ноги. После этого мокрыми руками поглаживает повязку. Затем омывает левую ногу и после этого совершает таяммум. Этот таяммум заменяет мытьё больного места, а протирание повязки заменяет мытьё здоровой части тела, которая ею изолирована.

Если повязка была наложена на те части тела, которые не протираются при таяммуме, и в это время человек был в состоянии омовения (тaхapa), ему не надо возмещать намаз. А в том случае, если повязка была наложена не в состоянии омовения, ему необходимо повторить намаз. В любом случае намаз нужно возместить, если повязка была наложена на части тела, которые протираются при таяммуме (руки или лицо).

Человек, которому повязка наложена в состоянии осквернения (джунуб), может выбрать: или совершать полное омовение перед таяммумом, или, наоборот, таяммум перед полным омовением, так как в полном омовении нет порядка последовательности мытья тела. Но желательно начать с таяммума. Совершая полное омовение, моют открытые (без гипса или повязки) части тела, а повязку поглаживают мокрой рукой.

Примечание . Не нужно возмещать намаз в следующих случаях:

При совершении таяммума из-за отсутствия воды там, где она бывает редко;

При совершении таяммума по той причине, что воды достаточно только для питья;

Если есть вода за деньги, но нет возможности ее приобрести;

Если вода продается дороже, чем обычно бывает в данной местности;

Доступ к воде закрыт врагом или есть какая-либо другая опасность;

Использование воды может привести к осложнениям, замедлению выздоровления, ухудшению состояния здоровья, потере работоспособности какого-либо органа.

Виды таяммума

Таяммум бывает следующих видов:

1. Дозволенный, но не обязательный. Если у человека нет воды, кроме той, которая продаётся дороже, чем обычно, ему дозволено не покупать её, даже если он имеет такую возможность, а совершить таяммум.

2. Обязательный. Таяммум обязателен в случае отсутствия воды или в том случае, если при использовании воды будет нанесён явный вред организму, то есть если человек может заболеть или болезнь может продлиться.

Отсутствие воды означает, во-первых, её недоступность по причине каких-либо препятствий, например, из-за хищных зверей или врага. Или же вода есть, но её хватает только для питья, в этом случае можно делать таяммум.

Во-вторых, явное отсутствие воды, когда человек не находит её в близлежащей местности радиусом около 150 метров. В этом случае с него снимается обязанность поиска воды, если он убеждён, что её нет. Если же он предполагает, что у его спутников есть вода, то он должен попросить её у них или даже купить, если имеет возможность. Если у них воды нет, то он осматривает территорию вокруг в радиусе 150 метров. Если он уверен в наличии воды на расстоянии не больше 6000 шагов, то он обязан искать её, а если ему не удалось достать воду, то только после этого разрешается таяммум.

Условия, необходимые для выполнения таяммума:

1. Наступление времени намаза.

2. Определение Киблы до начала совершения таяммума.

3. Использование чистой земли, содержащей пыль.

Нельзя совершать таяммум землёй, в которой содержатся нечистоты (например, в неё попала моча); использованной землёй, то есть той, которой уже был совершён таяммум; смешанной с такими веществами, как, например, мука и т. п.

Порядок выполнения таяммума

Выполняющий таяммум должен быть уверен, что земля содержит пыль и не использована ранее для совершения таяммума.

1. Обязательно ударить ладонями по земле и сделать намерение: «Я намереваюсь совершить таяммум, чтобы иметь право выполнить обязательный намаз». Намерение возникает в момент прикосновения рук к земле и продолжается до прикосновения к лицу.

2. Протереть всё лицо пылью, оставшейся на ладонях от земли.

3. Ещё раз ударить ладонями по земле и протереть ими обе руки (ту часть, которая омывается при частичном омовении).

Рекомендуется сначала протирать правую руку, а затем левую. Обязательно нужно быть уверенным в том, что земля достигла всех протираемых частей правой и левой рук, а также лица. В противном случае таяммум необходимо выполнить заново.

Обязательные действия таяммума

1. Перенесение земляной пыли на протираемую часть тела.

2. Намерение (например, совершение таяммума для того, чтобы иметь право выполнять обязательный намаз, или иметь право для совершения хождения вокруг Каабы (таваф), или иметь право прикасаться к Корану). Намерение необходимо сделать в момент прикосновения рук к земле, и оно должно сохраниться до прикосновения к любой части лица.

3. Протирание лица: если у человека есть борода, она протирается поверхностно.

4. Протирание рук до локтей включительно.

5. Соблюдение данной последовательности. Если руки были протерты до того, как было протерто лицо, то такой таяммум считается недействительным.

Желательные действия таяммума

1. Произнести «Истиазу» и «Басмалу».

2. Растопырить пальцы перед каждым ударом.

3. Вначале протереть правую руку, затем левую.

4. Не делать длительных перерывов между протиранием частей тела.

5. Совершить намаз сразу после выполнения таяммума. Однако это условие становится обязательным для тех, у кого постоянный хадас. Потому что при постоянном хадасе намаз необходимо выполнять сразу после совершения омовения.

6. При первом ударе желательно (сунна) снять кольцо с пальца, если оно имеется, и обязательно снять его при втором ударе, для того чтобы палец не был изолирован от земляной пыли.

Обстоятельства, нарушающие таяммум

1. Таяммум нарушает всё, что нарушает частичное омовение тела (вузу).

2. Обнаружение воды во время намаза.

Если человек сделал таяммум, не найдя воду там, где её обычно бывает много, и затем во время совершения намаза увидел воду, то его таяммум нарушается. Если в этом месте появление воды редкость, то он продолжает намаз. Но лучше в этом случае совершить омовение, а затем выполнить намаз.

3. Вероотступничество.

Кто сделал таяммум, не найдя воду в местности, где она обычно бывает, то ему необходимо повторить все намазы, выполненные с таяммумом. А если он находился в местности, где вода является редкостью, то он не должен возмещать намазы.

Таяммум необходимо делать перед каждым обязательным намазом, и нельзя, выполнив один раз таяммум, совершать более одного обязательного намаза. Однако с одним таяммумом дополнительные намазы (навафиль) можно совершать сколько угодно.

Передано от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) следующее: «Таяммум совершается для каждого обязательного намаза, даже если не было хадаса (обстоятельств, нарушающих омовение)» .

При отсутствии воды и земли или возможности соблюдать другие условия намаза, обязательный намаз совершается в знак уважения ко времени намаза даже без омовения (или без соблюдения других условий). Но потом, когда найдётся вода (но не земля) или предоставится возможность исполнить другие условия, этот намаз выполняется в качестве долга.

По толкованию мазхаба Абу Ханифы, тахарат – это очищение от нарушения омовения и от того, с чем нельзя совершать намаз. Эту чистоту можно навести всякими водами (дождевой, минеральной (вышедшей из-под земли), речной, морской, колодезной, проточной (из оврагов и т. д.), талой (снег, лед).

ВОПРОС: АссаламуАлейкум уа рахматуллахи уа баракатух, Мейрам!
Огромное спасибо Вам за Ваш сайт. Нет необходимиости искать по другим сайтам, в поисках нужной информации. Достаточно одного вашего сайта, субханаллах, здесь можно найти ответы на все интересующие вопросы. И ни один вопрос не оставлете без внимания, даете полный ответ.
У меня два вопроса: 1) по поводу азана и икамата. Одна сестра рассказывала, что сразу после рождения ребенка, сама(т.е. роженица) произнесла азан и икамат. Я думаю это неправильно. Потому что женщина после родов, не может принять ни тахарат, ни гусль.Разве можно произносить азан без гусля? Поясните пожалуйста. Может ли мама ребенка еще в роддоме произнести азан и икамат.
2) Знакомые сестры- мусульманки не всегда делают гусль после полового акта, считая что грех пропустить намаз и читают его. А я пропускаю намаз, не имея возможности принять гусль.Что более грешно, читать намаз без гусля или пропуск намаза. Вопрос, конечно, неправильный. Я понимаю, что и так и эдак нельзя. Но вот я не могу читать намаз без гусля и у меня пропускаются намазы.
Заранее спасибо. Лилия

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуха сестра!

Большое спасибо за доверие и за теплые слова! Отвечаю:

1) Если не было мужчин рядом или некому было произнести азан и икамат, ничего страшнего нет в том, что мать сама их произнесла в ухо своего ребенка. При этом не обязательно наличие омовения, т.к. азан и икамат можно произнести без омовения в таких случаях. Но при этом есть в этих вопросах свои ньюансы, как например, перед намазом азан можно произнести без омовения, а икамат без омовения нельзя, т.к. после икамат сразу же начинается фард намаз! Дополнительно можете прочесть -

2) Сейчас много женщин, одев хиджаб и совершая намаз, прочитав маразмы лжеученых, считают себя праведными и грамотными мусульманками. Всевышний Аллах сказал: « Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз » (87:14-15). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “ Ключом к молитве является чистота, началом – такбир, а концом – приветствие” и “Чистота, - половина Веры” и “Не будет принята чья-либо молитва, если у него было нарушено омовение, а он его предварительно не восстановил ” (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Ахмад). Сами подумайте пожалуйста, если без омовения, тем более без гусль не принимается намаз, то какой толк от таких намазов без очищения?! Получается, что ваши подружки на самом деле не совершали намаз !!! Грех как раз совершать намаз без очищения. Многими вами любимый такфирист Абу Ханифа считал, что кто без тахарата совершает намаз, зная, что так нельзя, тот кафир!!! Хотите доказательства?! Пожалуйста! Имам ан-Науауи сказал: “Если человек совершил молитву без омовения, зная о том, что это запрещено, то он совершил великий грех. Однако, мы не считаем что он становится неверным, если только он не счел подобное действие дозволенным. А Абу Ханифа считал, что такой человек становится неверным за издевательство над религией ” (См. “Раудату-тталибин” 10/67 и «аль-Маджму’» 2/84). Совершение намаза в начале своего времени желательно. Но в то же время не забывайте пожалуйста, что время каждого намаза наступает в свое время и продолжается до начало следующего намаза. Поэтому надо сначала провести полное омовение и только потом начать намаз. Мне также непонятны действия ваших подружек, которые именно перед намазом занимаются сексом или после секса ложаться спать, не очистившись. В крайнем случае, если совсем нет возможности принимать полное омовение, проведите таяммум.

Аллаху алим!

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

1. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза
2. Вспомнил об отсутствии омовения вовремя намаза
3. Будучи в намазе сомневается о наличии омовения
4. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза будучи имамом

1. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза

Если человек совершил намаз один, затем после намаза вспомнил, что он не имел омовение, молитва его недействительна, он должен совершить омовение и повторить молитву.

Сказано в «Нур ‘аля ад-Дарб» : «Кто подумал в намазе о том, что у него нет омовения, а затем для него стало очевидно, что он действительно без омовения, он должен возобновить свою молитву (совершив омовение). Это согласно словам пророка:

لا يقبل الله صلاة بغير طهور
«Аллаh не принимает молитву без омовения» . 1

А также согласно хадису:

«لا يقبل الله صلاة أحدكم إذا أحدث حتى يتوضأ
« Аллаh не принимают вашу молитву без омовения до тех пор, пока вы не совершите омовение» . 2

И это согласно единогласному мнению ученых».

2. Вспомнил об отсутствии омовения вовремя намаза

Если он вспомнил об отсутствии омовения во время молитвы, то он должен уйти с молитвы, совершить омовение и повторить молитву.

«Если вовремя молитвы он точно понял, что у него нет омовения, то молитва его аннулируется. Он должен совершить омовение и повторить молитву».

3. Будучи в намазе сомневается о наличии омовения

Сказано в марказе, фетва №257092: «А если этот человек усомнился в наличии омовения будучи в намазе или после намаза, то намаз в этих обоих случаях действителен, он не должен ничего переделывать, так как основа — это наличие омовения (после его совершения), и не нарушается эта (убежденность) не иначе как с убежденностью».

4. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза будучи имамом

Если имам совершил намаз с коллективом, и ни он, ни коллектив не знали, что он без полного или малого омовения, то намаз коллектива действителен, а его намаз не действителен. Это передается от ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh. На этом мнении Малик и аш-Шафи’и». 3

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, совершил утренний намаз имамом, но после обнаружил, что он без полного омовения, люди не стали переделывать молитву, а он переделал. 4

‘Усман, да будет доволен им Аллаh, совершил утренний намаз имамом, но когда уже рассвело понял, что он без полного омовения, он переделал молитву а людям не приказал делать тоже самое. 5

‘Али, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Если человек совершит коллективную молитву имамом без полного омовения, то пусть он завершит с ними молитву, затем пусть искупается и возобновит молитву, а повелевайте остальным делать тоже самое» . 6

Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, совершил обеденную молитву имамом и вспомнил, что он без малого омовения, после этого он возобновил свою молитву а остальные нет». 7

5. Вспомнил об отсутствии омовения во время намаза будучи имамом

Почти все ученые на том, что если имам понял, что у него нет омовения или он не в состоянии продолжать молитву, то он должен молча подтянуть к себе близ стоящего молящегося, а тот уже продолжает молитву.

Сказал имам ан-Науауи у себя в «аль-Маджму»: «Ибн аль-Мунзир передал это мнение от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али, ‘Алькъама, ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха’и, ас-Саури, Малик, от приверженцев мнения (т.е ханафиты) и Ахмада. И ни от кого не передается запрет этого».

Аль-Бухари передал, что когда ‘Умара ранили в мечете, он подтянул позади стоящего ‘Абду-Рахмана ибн ‘Ауфа, и тот продолжил молитву, и никто из сподвижников не возразил ему, что указывает на единогласие сподвижников.

Вопрос: Можно ли беременной женщине выйти замуж?

Ответ: Если женщина забеременела, будучи в законном мусульманском браке, она освобождается от уз брака только после рождения ребенка и, следовательно, не может выйти замуж.

А если зачатие произошло вне брака (никаха), то можно выйти замуж, будучи беременной.

Вопрос: Можно ли украсть девушку, если она не хочет выходить за меня замуж? Я её люблю.

Вопрос: Можно ли использовать спирт в медицинских целях? Например, если лекарство нужно настоять на спирте и пить по столовой ложке в день?

Ответ: Употреблять нечистоты, к коим относятся любая опьяняющая жидкость, строго запрещено. Исключением может быть только употребление при невыносимом голоде ради спасения жизни или для лечения, когда нет дозволенной альтернативы.

Вопрос: Засчитывается ли намаз без гусля (большое омовение)?

Ответ: Если вы попали в ситуацию, после которой по Шариату нужно обязательно искупаться, например, совершили близость с женой, то для действительности молитвы вам необходимо искупаться. Совершив молитву без омовения, вы впадете в грех, а исполненная вами молитва будет недействительной.

Вопрос: Мы с мужем не живем вместе, интимных отношений на сегодняшний день нет уже 9 месяцев. Два месяца назад я родила от него, и неделю назад он дал мне второй талак. Сегодня он пришел с другом и сказал, что возвращает меня.

Считаюсь ли я его женой после возвращения или нам надо обновлять никах с новым махром?

Ответ: Согласно шафиитскому мазхабу, отсутствие интимной близости между супругами не расторгает брак. Если вам был дан развод (муж произнес слова развода) до рождения ребенка, то с рождением ребенка брак между вами распадается. Поскольку с момента произнесения слов развода прошла всего неделя, ваш муж имеет право вернуть вас. Обновлять брак (никах) нет необходимости, достаточно его слов «я вернул тебя», и с этого момента вы вновь считаетесь мужем и женой.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли по исламу менять обручальное кольцо на другое, то есть продать его и взять другое или же обменять на новое? И можно ли менять его не один, а два или три раза? Я слышала, что это якобы плохая примета. Так ли это или это просто суеверие? Хотелось бы знать, как Шариат к этому относится. Заранее благодарна!

Ответ: В Исламе нет такого понятия, как обручальное кольцо, эту традицию мусульмане переняли у иноверцев, поэтому в смене кольца или в том, чтобы его снять, нет ни запрета, ни порицания.

Хочу обратить ваше внимание на то, что мужчине нельзя носить золотые украшения, в том числе, золотое кольцо.

Вопрос: В последнее время во сне вижу волков, что бы это могло значить? Я вижу их не дома, а в горах или на поляне, я ходил с ними, будто я один из них, а они подходили ко мне и играли. Что могло бы значить это?

На вопросы ответил Мухаммад-Амин хаджи Магомедрасулов



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: