Формальное и неформальное управление: проблемы сочетания. Афоризмы о моде и стиле Статусы индивидуума

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Представления о социальном статусе

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status — положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе определяют как: о положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;

  • положение субъекта в системе межличностных отношений,
  • определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Лычный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Понятие и виды социального статуса

Содержательное различие между сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

  • предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  • достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  • личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  • групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

На основании социологических опросов установлено, что большинство россиян в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. Это очень значимая положительная тенденция последних лет, так как удовлетворенность своим положением в обществе — не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социально-психологического состояния в целом. Среди тех, кто оценивает свое место в обществе как «хорошее», почти 85 % считают, что жизнь у них складывается хорошо. Этот показатель мало зависит от возраста: даже в группе старше 55 лет около 70 % разделяют это мнение. Среди тех, кто недоволен своим социальным статусом, картина оказалась противоположной — почти половина из них (при 6,8 % по массиву в целом) считает, что жизнь у них складывается плохо.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным , которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным , которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

Ещё один результат социализации – приобретение людьми различных статусов, т.е. определённых позиций в обществе. Различают статусы социальный и личный .

Социальный статус – это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д. (студент, пенсионер, директор, жена).

В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: предписанный и достигнутый .

Предписанный статус – это тот, который получен от рождения, по наследству или по стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека (пол, национальность, раса и т.п.).

Достигнутый статус – статус который приобретается благодаря воле и усилиям самого индивида (образование, квалификация, должность и т.п.).

Личный статус – это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. (трудолюбивый, старательный, доброжелательный).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.).

Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы - структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы. С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства. Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемые обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальным статусом являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т.д.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения.

Страница
3

Вторым среди факторов, воздействующих на развитие групповой сплоченности, является групповая история успеха в выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше спло­ченность.

Некоторые характеристики самой группы также ведут к групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы какой-то общей цели ведет к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Послед­ний вклад в групповую сплоченность вносят личностные характе­ристики членов группы. Мы уже знаем, что люди больше любят тех из своих знакомых, чьи взгляды ближе к их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.

Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы.

Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, воз­растает и количество, и качество группового взаимодействия. Второе последствие - это то, что сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.

Еще одно последствие заключается в том, что в сплоченной груп­пе ее члены получают большее удовлетворение работой, что имеет очень большое значение.

И наконец, групповая сплоченность тесно связана с производи­тельностью. Члены более сплоченной группы будут в большей сте­пени придерживаться групповых установок, касающихся производи­тельности, чем члены менее сплоченной группы. При этом следует помнить, что групповые нормы могут способствовать как повыше­нию, так и понижению производительности.

Статус индивида в группе

Статус относится к индивидуальному рангу, ценности или престижу в группе, организации или обществе. Статус отра­жает иерархическую структуру группы и создает вертикальную дифференциацию, так же как роли разделяют разные занятия. Это еще один путь уменьшить неопределенность и прояснить, что же от нас ожидается. Так же как и роли и нормы, статус существует и внутри и снаружи организационной среды. На самом широком уровне анализа мы называем его общественным статусом. При разделении людей по их общественному статусу, мы получаем общественные классы.

Кроме общественного уровня существует еще рабочий уровень разделения на статусы. Профессиональный престиж - это относительный статус чьей-то профессии. Профессиональный престиж - это не то же самое, что общественный статус, поскольку он за­висит только от одной переменной, тогда как общественный ста­тус включает в себя все. Но здесь возникает вопрос: почему тогда все люди не стремятся получить работу, связанную с высоким престижем? Ответ, базирующийся на результатах исследований, заключается в том, что индивидуально воспринимаемый престиж той или иной профессии зависит от семейного восприятия (family background).

Другая важная концепция статуса, имеющая отношение к рабо­те, называется организационным статусом. Организационный ста­тус относится к неформальному делению, имеющему место внутри организации. Также как и общественный статус, организационный статус включает в себя не одну переменную, а несколько (напри­мер, позицию в организационной иерархии, профессиональную при­надлежность и производительность).

Статус относится к признанному группой рангу индивидуума в организации. Статус помогает прояснить, как человек должен себя вести по отношению к остальным и как они должны себя вести в ответ.

Символы статуса - это объекты или отличительные знаки, которые определяют чей-либо уровень статуса в группе или организации. К символам статуса относятся знаки различия у военных, особая одежда судей и врачей, а также, например, меблировка кабинета и наличие или отсутствие личного секретаря у управляющих. При этом следует отметить, что неко­торые символы могут повышать статус человека в одних обстоя­тельствах и понижать его в других.

Как правило, люди с более высоким статусом, стремятся играть доминирующую роль в ор­ганизации, захватывают большую инициативу. Здесь, однако, есть одна проблема. Поскольку организационный статус образуют мно­гие переменные, то представляется непонятным, какая именно вы­зывает эти различия в поведении.

В течение нашей жизни статус изменяется множество раз. И изменения в статусе подразумевают, что чело­век должен подчас кардинальным образом изменить свое поведе­ние. При этом вопрос о том, что именно должно быть изменено, а что выучено, остается открытым. Ситуации, в которых нет явно заданной последовательности событий, всегда вызывают тревогу.

Состояние, называемое несоответст­вием статуса, возникает, когда человек по некоторым своим ха­рактеристикам удовлетворяет, а по некоторым не удовлетворяет требованиям, предъявляемым статусом. Эта же проблема возникает при принятии решений о продвижении по служебной лестнице. Лю­дям не нравится, что кто-то, кто ниже их по некоторым характе­ристикам, занимает более высокое, чем они, положение. Все это предполагает, что несоответствие статуса может вести к мотива­ционным и поведенческим проблемам. Два очевидных решения этой проблемы заключаются в выборе или назначении только тех людей, которые полностью удовлетворяют требованиям статуса, и изменении мнения группы по поводу того, что является соот­ветствующим высокому положению и что должно вести к его дости­жению. Но следует признать, что оба эти способа слишком сложны для применения на практике.

Нормы поведения

В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили назва­ние общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми члена­ми группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведе­нии. Отличие норм от ролей заключается в том, что роли разде­ляют людей, заставляют их действовать отлично одного от друго­го, тогда как нормы, наоборот, объединяют членов группы, пока­зывая, как члены группы поступают одинаково.

В самом определении норм даны две их важных характеристики. Во-первых, нормы включают в себя достаточно четкие представления о том, какое поведение является приемлемым. Во-вторых, существует некие соглашения между членами группы, касающиеся этих представлений. Кроме этих двух характеристик могут быть выделены еще несколько свойств норм. Первое из них заключается в том, что нормы, в основном, включают в себя элемент долженствования, то есть описания того, как кто-то "должен" себя вести. Во-вторых, нор­мы являются более очевидными и более легко распознаваемыми людьми, что является очень важным для группы. В-третьих, нормы приводятся в жизнь самой группой. Многие виды рабочего поведе­ния устанавливаются и контролируются самой организацией, тогда как номы регулируются внутри групп. В-четвертых, существует большой разброс в принятости норм группой и в степени, в кото­рой считается допустимым отклоняющееся от норм поведение

Приведенное выше последнее свойство норм требует дополнительных пояснений. Важно отметить, что сущест­вует некоторый разброс в нормах, то есть нормы задают не точ­ные параметры поведения, а лишь диапазон допустимых значений. Второй аспект заключается в том, что разные нормы (например, время прихода на работу и время самой работы) имеют неодинако­вую важность для членов группы.

Социальные статусы и роли - важные элементы структуры личности. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» устойчиво вошли в словарь терминов социальных и гуманитарных наук. В научный оборот в 1930-е гг. их ввел американский социальный антрополог и социолог Ральф Линтон (1893-1953).

Социальный статус. Слово «статус» заимствовано социологией (социальными науками) из языка римской юриспруденции. В Древнем Риме status означал правовое положение лица. Таким образом, под социальным статусом понимается позиция (положение) индивида в обществе или группе, связанная с его правами и обязанностями. Выделение статусной позиции позволяет:

  • а) увидеть место , которое занимает человек в обществе, группе, в том числе через призму общепризнанных показателей социальных достижений у шансов на успех;
  • б) показать окружающую его социально-статусную среду ;
  • в) понять объем социальных благ (ресурсов), а также прав и обязанностей , которыми он обладает.

Социальные статусы принято определенным образом различать.

Социально-демографические статусы (их также называют социобиологическими или естественными) могут быть связаны:

  • 1) с возрастом человека (возрастные статусы) - ребенок, подросток, юноша, человек зрелого, преклонного возраста;
  • 2) родством (родственныеу семейные статусы) - отец, мать, сын, дочь и т.д.;
  • 3) полом человека (половые статусы) - мужчина, женщина;
  • 4) расой (расовый статус). Эта социальная категория возникла в XIX веке, когда биологи и антропологи попытались классифицировать разнообразие физических типов человека по трем группам - европеоиды, негроидны, монголоиды;
  • 5) здоровьем (статус здоровья) - например, инвалид, человек с ограниченными физическими возможностями.

Собственно социальные статусы - их образование и существование возможно только в социуме; они продукт системы социальных связей, сложившихся в обществе. К ним относят статусы:

  • ? экономические (собственник, арендатор, рантье, землевладелец, наемный работник и т.д.);
  • ?политические (отражают то или иное отношение социальных позиций людей к власти);
  • ? правовые (принадлежность к статусу часто связана с соответствующим юридическим объемом прав и обязанностей лиц);
  • ?профессиональные (к ним относятся все профессии и специальности внутри них);
  • ? социокультурные (состоят из четырех базовых сфер: наука, образование, искусство, религия);
  • ?территориальные (например, горожанин, селянин; сибиряк, житель Дальнего Востока и т.д.).

Социальные статусы также подразделяют на формальные и неформальные.

Формальный статус -

это социальная позиция, которая зафиксирована и прописана в том или ином официальном документе. Например, генеральный директор акционерного оби 1ества, тон-менеджер торговой компании, ректор высшего учебного заведения, директор лицея.

Неофициальный (неформальный) статус не имеет отражения в официальных документах. Обычно неофициальные статусные позиции складываются в процессе межличностных отношений в малых группах, между друзьями, знакомыми, коллегами, родственниками. Например, мы говорим о человеке, что он «ответственный» или «безответственный», «трудолюбивый» или «бездельник», «выскочка» или «заслуженно занимает высокую управленческую должность», «душа компании» или «себе на уме» и т.д.

Выделяют предписанные (аскриптивпые ), достигаемые и смешанные социальные статусы.

> Предписанными называют статусы, которые индивид получил и обладает ими, не прилагая собственных усилий для их обретения. Например, статус социального происхождения, наследуемые аристократические титулы, социальнодемографические статусы.

> Достигаемыми называют статусные позиции, которые индивид приобрел благодаря своим собственным усилиям. Так, образовательный и профессионально-должностной статусы являются примерами достигаемых статусных позиций. Современные открытые общества ориентированы на то, чтобы в социуме главное, определяющее значение имели достигаемые статусы (self-made-man - человек, который сделал сам себя), а не предписанные, как в традиционных и закрытых обществах.

> Смешанными называют статусы, которые одновременно обладают признаками предписанного и достигаемого статуса. Например, дети решили пойти по стопам старшего поколения и выбрали ту же профессию, что и их родители, под влиянием их примера, гласного или негласного воздействия, явного или неявного согласия, содействия. Такое не является редкостью в семьях юристов, врачей, актеров, музыкантов, финансистов, преуспевающих бизнесменов. К смешанному статусу также могут быть отнесены должности, желаемые человеком, но полученные им по протекции, благодаря различным социальным связям.

В совокупности статусов принято выделять главный статус, т.е. статус, наиболее характерный для данного индивида; та социальная позиция, по которой его выделяют окружающие и он сам себя в первую очередь идентифицирует. В современном обществе главный статус часто совпадает с профессионально-должностным статусом человека (финансовый аналитик, главный научный сотрудник, адвокат, безработный, домохозяйка).

Различают личный и социальный статусы.

Социальный статус - это положение (позиция) человека в обществе , в значительной мере обусловленное тем, представителем какой социальной группы он является.

Личный статус - это положение (позиция) человека в первичной группе, в зависимости от того, как он (его качества) оценивается другими членами группы.

Социальный статус имеет преобладающее значение в системе безличных формальных отношений, в больших организациях, среди незнакомых людей. Личный статус преобладает среди знакомых человеку людей. Личные статусы - неформальные; их влияние и эффективность определяются тем обстоятельством, что большинству людей важно сохранить и преумножить свой личный статус в группе. Люди весьма чувствительны к ожиданиям и требованиям тех, кого они лично знают и уважают, и, чтобы сохранить их доверие, иногда рискуют навлечь на себя возмущение официальных лиц.

Отличие личного статуса от статуса социального соответствует различию, которое китайцы проводят между двумя способами «сохранить лицо». Социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, основывается на том, к какой социальной категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной оценки, престижа. Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с нормами этой социальной категории. Когда китайцы говорят о сохранении «мянь», они имеют в виду сохранение репутации, которая закрепилась за человеком благодаря его положению в обществе. Так, от преуспевающего коммерсанта ожидается, что он обеспечит свою дочь прекрасным приданым, даже если ради этого ему придется влезь в долги.

Китайцы также говорят о сохранении «лянь». Человек не может жить без «лянь», от этого зависит, как он будет оцениваться в качестве человеческого существа, потеря «лянь» приведет к тому, что он окажется в изоляции. Человеку вряд ли простят, если он будет изобличен в нечестности, подлости, предательстве, если у него обнаружится непростительная скудость ума, неумение держать слово. Сохранение «лянь» не связано с социальным статусом, его утверждение зависит лично от самого человека .

В середине XX века Роберт Мертон ввел в научную лексику термин «статусный набор» (в качестве синонима данного понятия используется термин «статусный портрет» человека). Под статусным набором понимается совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

К примеру, господин N является мужчиной средних лег, преподавателем, доктором наук, ученым секретарем диссертационного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом одной из партий, христианином, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков статусный набор, или портрет, человека N.

С точки зрения рангового значения выделяют социальные статусы высокого , среднего , низкого ранга. По ранговому значению, например, различаются статусные позиции топ- менеджера, управляющего среднего или низшего звена.

Анализируя социальные статусы, нужно помнить о статусной несовместимости. Выделяют две формы статусной несовместимости:

  • 1) когда человек занимает высокую позицию в одной группе и низкую - в другой;
  • 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат, исключают или мешают осуществлению прав и обязанностей другого статуса.

Примером первой формы статусной несовместимости является ситуация, когда генеральный директор крупной компании в своей семье не является главой семьи, эту роль выполняет его супруга. К примерам второй формы статусной несовместимости можно отнести то, что чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, полицейский не может быть членом мафиозной группы. Преступников, являющихся служителями закона, считают «оборотнями в погонах».

Статусной несовместимостью

называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги - высокие, средние, низкие.

В отличие от этого статусной совместимостью называется положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает примерно одинаковые ранги - все высокие, все средние или все низкие .

Социальная роль. Если ключом к пониманию социального статуса является слово «позиция», то когда мы говорим о социальной роли, то исходным здесь является слово «поведение». Социальные статусы описывают положение, позицию людей в социальном мире, а социальные роли раскрывают поведение людей в мире социальных статусов. Мы занимаем статус, но играем (исполняем) роль, поэтому роль выступает динамическим аспектом социального статуса.

Социальная роль - это своего рода модель, шаблон, формат поведения индивида, занимающего тот или иной статус. По своему происхождению слово «роль» связано с латинским словом persona (персона, особа), которое в древности означало актерскую маску , изображавшую характер персонажа (или роль): злодея, шута, героя, титана и т.н. В определенном смысле роль - это маска, которую надевает на себя человек, выходя в люди, общество.

Американский социолог II. Бергер пишет: «...человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли» .

Роль - это ожидаемое поведение индивида, занимающего определенный статус (Р. Линтон). Все моменты определения социальной роли связаны между собой. Так, роль - это поведение индивида, но не всякое, а ожидаемое , т.е. такое поведение, которое соответствует сложившимся в группах, обществе представлениям относительно нормальности, адекватности, правильности, достойности действий человека в связи с его статусной позицией. Таким образом, ролевым является поведение человека, рассмотренное в системе координат ожиданий и статусных позиций. Иными словами, лишь поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью; иное поведение ролью не является.

Толкотт Парсонс отмечал, что каждая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик - с точки зрения: 1) ее эмоциональности; 2) способа получения; 3) масштаба; 4) формализации; 5) мотивации.

С учетом указанных характеристик сравним две роли: роль полицейского и роль матери.

  • 1. Роль полицейского значительно менее эмоциональна, чем роль матери. В общем-то, от полицейского ожидается эмоциональная сдержанность, в то время как роль матери может быть связана с весьма ярким проявлением чувств.
  • 2. По способу получения роль полицейского является связанной с достигаемым статусом. Роль матери включает предписанный (так как матерями являются женщины) и достигаемый (нс все женщины становятся матерями) аспекты.
  • 3. Роль полицейского является формальной; он может делать лишь то, что предписано законом, инструкциями, определяется приказами. Роль матери в значительной мере является неформальной, хотя, конечно, она является формальной в части положений, зафиксированных в нормативноюридических актах, документах.
  • 4. Роль матери масштабнее роли полицейского, поскольку роль полицейского ограничена лишь сферой исполнения им его профессионально- должностных обязанностей, тогда как между матерью и ребенком складывается значительно более широкий спектр отношений.
  • 5. С точки зрения мотивации роль полицейского в первую очередь ориентирована на реализацию общественных интересов в законности и безопасности. Но эта роль включает и личностную мотивацию. Она связана с общественным признанием полицейской службы, достойным воз- награждением работы полицейских, их карьерными интересами. Однако определяющим в роли полицейского является служба законным интересам граждан, закону, т.е. в первую очередь роль полицейского является общественно мотивированной. Роль матери включает мотивацию на личные и общественные интересы. Первичной здесь выступает личностная мотивация женщины иметь детей, которая может совпадать с заинтересованностью общества в воспроизводстве населения.

Помимо понятия «статусный набор» Роберт Мертон ввел в научную лексику термин «ролевой набор». Под ролевым набором понимается совокупность ролей (ролевой комплекс), связанных с одним статусом. Как правило, каждый статус включает несколько ролей. Например, статус университетского профессора связан с ролями преподавателя, исследователя, руководителя аспирантов, наставника молодежи, научного консультанта, эксперта, автора научных работ и др. Таким образом, вместе с понятием «статусный набор» применяется понятие «ролевой набор», которое описывает все многообразие шаблонов поведения - ролей, закрепленных за одним статусом (рис. 10.1).

Является ли роль частью «Я» человека, его личностной структуры или это лишь внешняя для внутреннего «Я» оболочка, маска, ярлык? В какой мере «Я» идентифицирует (отождествляет) себя с ролью?

Роль может быть и частью «Я», и лишь внешней маской. Если кто-то из родителей исполняет роль Деда Мороза на новогодней елке в детском саду, то это роль - не более чем маска, которая с «Я» данного человека может быть совершенно не связана. Для профессионального же актера исполнение роли Деда Мороза уже нечто другое. Для него эта

Рис. 10.1.

роль, конечно, маска, но маска, связанная с его профессией; здесь исполнение роли уже в определенной мере включено в «Я» человека.

Возможна еще большая идентификация внутреннего «Я» человека с ролью. Актер исполняет разные роли: сегодня роль принца Гамлета, завтра короля Лира, затем обитателя социального дна Сатина. Но в действительности актер не является ни Гамлетом, ни Лиром, ни Сатиным, никем из этих и других драматургических персонажей. Но для врача, адвоката, музыканта их профессиональная деятельность - не театральное представление; то, чему они служат, - это роли всей их жизни. Так, врач себя называет, считает и идентифицирует именно с врачом, а не с маскарадным ролевым персонажем в белом халате. Во враче роль врача глубоко укоренена в его «Я».

У ролей неожиданно может оказаться второе дно, когда они словно бы начинают жить своей отдельной от людей жизнью. Здесь существует две основные опасности. Первая заключается в том, что жить в обществе и уклониться от исполнения ролей нельзя. Роли помимо прочего есть форма социального отбора, установления общественных фильтров, контроля. Если человек не желает или не способен освоить ролевое поведение, то ему грозит непризнание, отторжение, социальная изоляция. Вторая опасность: люди склонны думать, что роли, которые они играют, находятся под их полным контролем; они считают, что по своему желанию всегда могут войти в любую нужную им роль или выйти из нее. Однако можно ведь и заиграться и однажды обнаружить, что роли командуют людьми, а не люди ролями; что роли поставили людей под свой контроль и превратили в пепел их внутреннее «Я».

  • См.: Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.С. 351-356.
  • См.: Бельский В. Ю., Кравченко А. И., Курганов С. И. Социология дляюристов. М., 2009. С. 154.
  • Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. С. 99-100.

Понятие статуса в обиходе приравнивается к характеристике индивида, связанной с его экономическим капиталом, общественным престижем и возможностью влияния в определенных сферах жизни. Вместе с тем, социологическая трактовка данного понятия исходит из особого социального положения человека внутри группы или общества, определяемого спецификой прав и обязанностей для индивида. Статус позволяет нам идентифицировать любого человека, причисляя его к какой-либо группе и вписывая в социальную структуру общества. Примеры статусов могут быть различны: священник, руководитель, женщина, ребенок, клиент, профессор, заключенный, отец, мэр и т.д. Каждый человек волен формировать свой статус, однако он ограничен своим финансовым положением, социальными отношениями и национальной культурой в целом. Любое государство предлагает своим индивидам определенный набор статусов, соответствующих и возможных на каждом историческом и общественном этапе развития общества. Более того, общество создает поле конкурентной борьбы за статус. На специфику этой борьбы влияет возраст, пол индивида, его социальная и профессиональная принадлежность. Само понятие социальный статус личности имеет три составляющих: социология (прилаг.: социальный), статус и личность. · Социология -это наука об обществе. · Личность - это индивид, который является носителем не только биологических и психологических качеств, но и социально значимых особенностей. Много личностей составляет общество. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. · Статус - это социальная позиция занимаемая личностью в обществе. Виды статусов: · Личный статус - это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. · Социальный статус - это положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной). · Статусный набор - это совокупность статусов принадлежащих одному индивиду. · Предписанный статус - статус который человек приобретает по факту рождения (напр.: титул, который по наследству) · Достигаемый статус - положение которого человек достигает благодаря своим усилиям. · Естественный статус - этостатус, который опирается на биологический признак. (мужч., женщ.) Итак: социальный статус личности - это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей. Социальный статус зависит от: · возраста; · пола; · профессии; · происхождения; · семейного положения; · дохода; · образования. Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один единственный социальный статус. Каждый человек может занимать несколько различных статусов, однако какой-нибудь из них будет превалировать над другими. Такой статус социологи называют основным. Основной статус доминирует в сознании человека, влияя на его жизнедеятельность и мотивы поведения, а также окружающие люди воспринимают этот статус как ведущий для индивида. Таким образом, заметно влияние социального статуса на человека. Не меньшее влияние на него оказывают социальные роли. Социальный статус и социальные роли - это взаимосвязанные понятия. Любой статус содержит в себе определенные модели поведения, культуру отношений и обязательств. Другими словами, ожидаемые действия. Именно эти действия и то, что формирует поведение внутри социального статуса, называется социальной ролью. В каждом статусе возможно проявление нескольких ролей, которые в социологии принято называть «ролевой набор». Ожидаемое поведение, связанное с той или иной ролью, выполняет для общества функции нормы, регуляции прав и обязанностей. Все общество основывается на ролевых отношениях, что еще раз закрепляет социализирующую роль общественности для каждого индивида. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: жена, мать, дочь, сестра, сотрудник компании, христианка, участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д. Существуют противоречия статусов, что ведет человека к дискомфорту, следовательно, он стремится к изменениям. Например: в США долгое время существовала расовая дискриминация афроамериканцев. Со временем представитель этой расы становится президентом США. Это значит, что статусная система общества изменилась. Соотношение предписанных и приобретенных статусов отражается в социальной структуре. В рабовладельческом, феодальном и кастовом обществе преобладают предписанные статусы, т.к высоко ценятся родственные связи для статусности. В демократическом обществе приобретенные статусы преобладают. Социальная роль личности- это совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию. Аспекты социальной роли: · способ поведения; · формализация: а) можно общаться формально (пр-р.: лектор- студент на занятии); б) общение в не формальной обстановке (пр-р.: те же при случайной встрече на улице); · приобретенные роли - в детстве это игрушки, а во взрослой жизни это осознанный выбор профессиональной деятельности; · масштаб связей - одни роли предполагают широкий круг общения (пр-р.: журналист), а другие роли ограниченный круг (пр-р.: родитель по количеству детей в семье); · эмоциональный аспект - судья, актер; · мотивационный аспект - интерес, финансы, престиж или иное. Деление социальных ролей: · поведение личности; · ролевое ожидание окружающих от поведения личности. (Под призмой профессии, звучит примерно так, что можно актеру, нельзя судье.) · социальные роли (деятельность человека в группах); · межличностные роли (семья, друзья). Процесс социализации. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Человек наблюдает за окружающими, а затем подражает им, принимая правила. Но у человека существуетет определенная степень свободы, которая не должна нарушать свободы других людей и системы общества. Социализация - это процесс формирования личности, в ходе которой человек усваивает умения, образцы поведения и установки свойственные его социальной роли. (Индивид либо действует так как от него ждут, либо совершенствуется в соответствующей ему роли). Идет совмещение внешних факторов и внутренних качеств человека. Агенты социализации - это члены общества, которые оказывают влияние на формирование личности. В детстве родители, а с 3-х лет количество агентов социализации увеличивается. Конформизм - пассивное принятие существующего порядка. Формы социализации: · Адаптация - пассивное приспособление к среде; · Интеграция- активное взаимодействие личности со средой, в результате которой не только среда влияет на личность, но и личность изменяет среду. Степень завершенности социализации определяется: · Умением распоряжаться финансами независимо от других. · Возможностью обеспечить себя средствами к существованию. · Способностью проживать отдельно от родителей. · Способностью в выборе образа жизни. Вопросы для самоконтроля: 1. Что значит понятие социальный статус личности? 2. Назвать три составляющие социального статуса личности. 3. Назвать виды социальных статусов. 4. От чего зависит социальный статус личности? 5. Какова суть понятия социальная роль? 6. Что входит в статусный набор человека? 7. Каковы основные аспекты социальной роли личности? 8. Социализация личности, что это?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: