Город где родился д артаньян. Д`Артаньян о трех головах. Мещанин во дворянстве

Его звали Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan). Родился в 1613 году, рядом с замком Кастельмор, Гасконь, Франция, геройски погиб в 25 июня 1673, Маастрихт, Нидерланды. Всемирно известный гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

Прототип главного героя знаменитых «Трех мушкетеров» появился на свет в Гаскони, в семье дворянина Бертрана де Батц Кастельморо. Мальчика назвали Шарль. У старого Кастельморо было только одно богатство - пятеро сыновей, отличавшихся храбростью и умом. Каждый из них в свой срок отправился в Париж, чтобы стать королевским мушкетером. Для того, чтобы их имена звучали более благородно, при дворе молодые Кастельморо представлялись фамилией Д’Артаньян - названием одного из поместий в Гаскони. Но прав на эту фамилию молодые гасконцы не имели.

Шарль де Батц, самый младший сын Кастельморо, появился в Париже в 1640 году. По дороге в столицу он пережил немало приключений - он был несколько раз избит, успел посидеть в тюрьме, кроме того, исчезли все его деньги и вещи, в том числе и рекомендательное письмо к командиру роты мушкетеров господину де Тревилю. До Парижа Шарль добирался пешком. В городе он рассчитывал встретить старших братьев, но выяснилось, что один из них погиб, а остальные находятся на войне в Италии.

В одной из харчевен Шарль познакомился с юношей по имени Исаак Порто (в «Трех мушкетерах» он превратился в Портоса). Шарль представился ему под именем Д’Артаньян и рассказал о своих злоключениях. Порто служил в роте гвардейцев и тоже мечтал стать королевским мушкетером. Для этого он сводил знакомства с нужными людьми. Так, его приятелями были близкие родственники де Тревиля - мушкетеры Анри Арамиц и Арман де Силлек д’Атос д"Отевилль, которые позже вошли в историю литературы как Арамис и Атос.

В тот же день Шарль познакомился с обоими этими господами, и в отличие от книжных перипетий, молодые люди сразу, без всяких дуэлей и разборок согласились принять участие в судьбе бедного гасконца. На другой день Арамиц и д’Атос представили юного Шарля господину де Тревилю. Тот с радостью взял бы в свою роту Д’Артаньяна, потому что его братья очень хорошо зарекомендовали себя на службе королю. Но мушкетеры должны были покупать вооружение, обмундирование и коня на свой счет, а у Шарля не было денег даже на еду. Поэтому де Тревиль направил его в ту же гвардейскую роту, где служил Исаак Порто.

Если начало жизни Шарля в Париже совпадает с приключениями вымышленного Д’Артаньяна, то дальнейшие события на увлекательный роман походили очень мало. Став гвардейцем, Шарль оказался не в гуще королевских интриг, а на передовом крае. Он участвовал во множестве сражений, осаждал крепости, побывал во многих странах - и всегда рядом был его верный друг Порто.

В 1643 году скончался Людовик XIII, и был произведен новый набор в роту мушкетеров. Д’Артаньяну и в этот раз не повезло, а Исаак Порто примерил новый мундир. Вскоре выяснилось, что Шарля на службу королю не отпустил кардинал Мазарини. Д’Артаньян за три года службы кардиналу показал себя очень ловким и надежным человеком. И поэтому Мазарини решил приблизить его к себе.

Множество поручений, которые выполнял юноша, до сих пор покрыты тайной, известны лишь некоторые из них. Так, Арамиц и Д’Артаньян тайком ездили в Англию с письмами кардинала к изгнанной королевской семье.

Вскоре после этого поручения на Шарля было организовано покушение - семь наемных убийц напали на него на пустынной улице. Д’Артаньян принял бой, убил одного из наемников, но сам истекал кровью. По счастью, мимо проходили несколько мушкетеров, которые бросились защищать Шарля. Вскоре все убийцы были мертвы, но в этом бою погиб близкий друг Д’Артаньяна - Арман де Силлек д’Атос д"Отевилль.

Прибытие д’Артаньяна. Alex De Andreis

Военная служба Шарля продолжалась, он участвовал во всех сражениях, которые приходились на долю французской армии. Среди своих сослуживцев он превратился в легенду - из самых кровавых сражений он всегда выходил совершенно невредимым, хотя храбро бросался в гущу событий.

А судьба тем временем преподнесла Д’Артаньяну подарок - 1 ноября 1644 он стал королевским мушкетером. Но кардинал Мазарини вовсе не забывал о своем преданном слуге. Д’Артаньян оставался курьером кардинала и выполнял его секретные поручения. Кроме того, Шарль докладывал кардиналу об отношении к кардиналу в народе и в армии. Именно поэтому Д’Артаньян не пострадал от решения Мазарини распустить королевских мушкетеров, которое тот принял в 1647 году. Шарль остался на службе у кардинала.

Но вскоре самому кардиналу пришлось бежать из Франции вместе с Анной Австрийской и Людовиком XIV - в Париже началась Фронда. Карету с беглецами сопровождал Шарль Д’Артаньян.

Все время, пока кардинал был в изгнании, Шарль был для него глазами и ушами - он скакал по всей стране, собирая сведения для своего хозяина, тайком пробирался в Париж. Когда Фронда закончилась, кардиналу все же пришлось покинуть Францию - королевская семья решила избавиться от него. И Шарль опять последовал за ним в ссылку.

Сам гасконец все это время оставался так же беден, как и в те времена, когда он только что вошел в Париж. И при этом Мазарини готов был осыпать своего верного слугу дарами, драгоценностями и землями, но он сам потерял практически все.

Лишь в 1652 году Людовик XIV призвал к себе Мазарини и кардинал вновь получил власть и деньги. Он дал Д’Артаньяну звание лейтенанта и должность «привратника Тюильри» - царского дворца. Это было очень выгодное место, где платили огромное жалование, но не надо было практически ничего делать.

Но Д’Артаньян вовсе не скучал - он по-прежнему выполнял самые ответственные и секретные поручения Мазарини. Так однажды под видом священника-иезуита он отправился в Англию, где разведывал планы Оливера Кромвеля. Он так удачно выполнил это задание, что вскоре стал еще и «смотрителем птичьего двора» - еще одна высокооплачиваемая и непыльная должность. Немало славных дел совершил Д’Артаньян.

И когда Людовик XIV решил опять восстановить роту мушкетеров, то именно отважный гасконец занял место их командира. В подчинении Шарля было 250 человек, в том числе и сам король. У всех 250 человек были серые лошади и серые костюмы, поэтому их прозвали «серыми мушкетерами». Сам Д’Артаньян, наконец-то, к 37 годам стал богатым человеком.

Он жил в роскошном доме и получил графский титул. При этом Д’Артаньян отнюдь не заискивал перед кардиналом и королем. Однажды Людовик предложил Шарлю должность коменданта Бастилии, на что Д’Артаньян ответил: «Я предпочитаю быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком». Но Шарль был отнюдь не последним солдатом, а одним из самых первых - бесстрашный и сильный. И погиб он как солдат - при штурме голландского города Маастрихт в 1673 году.

Жизнь д’Артаньяна, обильнейше сдобренная различного рода фантастическими эпизодами, легла в основу трёхтомных «Мемуаров г-на д’Артаньяна», изданных в 1700 году. В действительности этот текст (как и ряд других псевдомемуаров) сочинён писателем Гасьеном де Куртиль де Сандра; сам д’Артаньян ничего не писал и вообще, как показывают его бумаги, был малограмотен.

В XIX веке, когда Александр Дюма-отец создавал на основе этой книги свой цикл о мушкетёрах («Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), фантастичность «мемуаров д’Артаньяна» была уже хорошо известна. Для того чтобы сделать свои книги более правдоподобными, в предисловии к «Трём мушкетёрам» он добавил факты, якобы доказывающие реальность «мемуаров». Дюма включил в героизированную биографию д’Артаньяна ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века, изначально с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской, попытка спасти Карла I, легенда о Железной Маске - якобы брате Людовика XIV и др.). Также д’Артаньян Дюма в период между событиями, описанными во второй и третьей книгах трилогии, появляется в пьесе «Молодость короля Людовика XIV».

У Шарля был и знаменитый двоюродный брат Пьер де Монтескью, граф д’Артаньян, позже - граф де Монтескью (фр. Pierre de Montesquiou d"Artagnan, 1640 - 12 августа 1725). В отличие от Шарля, так и не ставшим маршалом как в книге Дюма (он был «полевым маршалом», по современному ранжиру - генерал-майор), получивший это звание.

Потомок знаменитого французского рода Монтескью, он был четвёртым сыном Генриха I де Монтескью, господина д’Артаньяна и его жены Жанны, дочери Жана де Гассиона. Он был двоюродным братом Шарля де Бац де Кастельмора, которому он обязан одним из своих титулов - граф д’Артаньян - и который был прообразом для героя Александра Дюма в романах о трёх мушкетёрах. Монтескью служил двадцать три года как мушкетёр во Французской гвардии до того, как стал бригадиром в 1688 году. Затем был повышен до «Maréchal de camp» (генерал-майора) в 1691 году и генерал-лейтенанта 3 января 1696 года до того, как стал маршалом Франции 15 сентября 1709 года в награду за выдающееся командование в битве при Мальплаке 11 сентября, в которой он был ранен, а под ним были убиты три лошади.

История о Д"Артаньяне и трех мушкетерах, принадлежащая перу , стала классикой мировой литературы. Захватывающий сюжет, романтика XVII века, описание придворных интриг и яркие образы делают роман привлекательным для читателей любой эпохи. Главным героем произведения французского писателя стал гасконец Д"Артаньян, сумевший нахальностью и самоуверенностью покорить читательниц. Его удаль и отвага поражают и мужскую аудиторию. Книгой зачитываются подростки, прикоснуться к ее страницам не прочь и люди зрелого возраста. Но мало кто знает, что образы, запечатленные Дюма, были списаны с реальных персон.

История создания

Историки доказали, что кажущееся вымышленным имя главного героя принадлежало Шарлю де Бац Кастельмору, жившему в 1611-1673 годах. Дюма вдохновился книгой под названием «Мемуары господина Д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого». Она издана в Голландии в начале восемнадцатого столетия, и писатель черпал из произведения мотивы для своего труда. Текст, на который опирался романист, создан Гатьеном де Куртиль де Сандра. Автор собирал байки и сюжеты для книги, опираясь на чужие рассказы.

Некоторые читатели уверены, что герой был армянином. Но прототипом Д’Артаньяна оказался дворянин Шарль де Бац Кастельмор. На момент его рождения семейству принадлежало большое состояние, которое сумел сколотить дед Кастельмора и удержал в своих руках отец. В 1608 году Кастельморы были богатым и знатным родом Гаскони.

Переехав в Париж в 1630-ых годах, Шарль взял себе фамилию матери – Д"Артаньян. Как гласит сюжет романа Дюма, юноша отправился в столицу, пользуясь покровительством капитан-лейтенанта де Тревиля. Там он попал в мушкетерскую роту и был облагодетельствован вниманием кардинала Мазарини, который был министром Франции с 1643 года. Несмотря на скорое расформирование роты, Д"Артаньян остался верен покровителю и продолжал нести службу в качестве курьера.


Гвардеец кардинала, покоряющий сердца прелестниц в романе Александра Дюма, в реальности имел кроткий нрав и был примерным семьянином.

Благодаря мушкетеру было передано бесчисленное множество тайных поручений. Посланник сопровождал Мазарини в изгнании. В 1652 году за свою верность отчизне получил чин лейтенанта французской армии. Карьера Д"Артаньяна быстро развивалась. К 1658 году он был заместителем командира в восстановленной мушкетерской роте. В 1667 году он – уже командир роты. В это же время ему пожаловали титул графа. Несколькими годами позже Шарль занял пост губернатора Лилля, но не стремился к политической карьере, чувствуя себя на месте только на поле брани.


Причина смерти Шарля Д"Артаньяна кроется в возвращении в армию. В период франко-голландской войны он принимал активное участие в атаке противника. В одной из вылазок герой принял смерть от мушкетной пули, попавшей в голову. Уважение однополчан не дало Д"Артаньяну быть похороненным на чужой земле. Его вывезли в расположение французских войск и оплакивали всей страной. После смерти образ героя стал легендарным, ему посвятили не одну новеллу. История жизни мушкетера легла в основу произведения Александра Дюма и была увековечена.

Биография и сюжет

Главным персонажем романа «Три мушкетера» является гасконец Д"Артаньян. Ища славы и богатства, он отправляется в Париж, чтобы вступить в полк мушкетеров. Смекалистый и харизматичный персонаж отличается отвагой и смелостью. Он остер на язык и готов постоять за себя, бравируя молодостью.


Д"Артаньян

В столице Франции он попадает в быстротечный водоворот придворных интриг, дуэлей, скандалов и приключений. Благодаря хитрости и удачливости юноша умудряется выпутаться из любой ситуации. Его отличают благородство и прямолинейность, склонность к достижению поставленных целей. Сам и королева Франции признают заслуги гасконца.

Постоянно находясь в центре событий, герой ищет приключений и возможности для подвигов. Образ авантюриста отличается притягательностью, хотя рядом со своими новыми приятелями он выглядит неотесанным провинциалом.


Д"Артаньян и три мушкетера

Темпераментный и горячий, Д"Артаньян знакомится с новыми приятелями, вызывая их на дуэль. В результате трех поединков, назначенных на один день и час, у героя появляются друзья: , и . Войдя в новый коллектив, персонаж принимает установленные правила игры.

Автор не возносит своего героя над другими. Наоборот, делает простым порядочным человеком с индивидуальными недостатками и достоинствами. Его девушка была бы обречена на жизнь в вулкане страстей, но обаятельный Д"Артаньян играет симпатиями прелестниц. Интриги прекращаются, стоит ему познакомиться с Констанцией.


Д"Артаньян и Констанция

В сюжете романа переплетаются несколько линий, связанных с любовными отношениями героя и его долгом перед отечеством, который изображен в виде передачи подвесок для королевы. Фигурирует и мотив мужской дружбы, подкрепляемый тесным товариществом мушкетеров. Роман Александра Дюма наполнен коллизиями и деталями, подчеркивающими особенности описываемых образов.

Актеры и роли

Роман «Три мушкетера» представляет собой богатый материал для интерпретаций. Книга насчитывает 120 экранизаций, среди которых полнометражные картины, мини-сериалы и мультипликационные фильмы. Большинство лент снято за рубежом, и в одной популярной картине в образе Миледи предстала . В России создан знаменитый фильм 1978 года «Д"Артаньян и три мушкетера», его продолжение и вариации на тему в нескольких версиях.

В сердцах зрителей навсегда сохранится образ хвастливого, задорного и смелого Д"Артаньяна в исполнении . Любопытно, что на эту роль актера утвердили не сразу. Режиссер имел план по подбору актеров. В него пришлось внести изменения из-за некоторых обстоятельств. Предполагалось, что Михаил Боярский исполнит роль графа Рошфора.


Чарли Шин в роли Д"Артаньяна

Но, опоздав однажды на репетицию, запыхавшийся актер предстал перед режиссером в облике, который соответствовал образу мушкетера в представлении постановщика. Боярский с трудом забирался на лошадь, но в кадре выглядел настоящим гасконцем. Роль готовили для , но она досталась не ему. На решение режиссера повлияло и то, что Абдулову было сложно работать с музыкальными произведениями, написанными специально для картины.


Логан Лерман в роли Д"Артаньяна

В американской кинокартине 1993 года в образе главного героя предстал . В «Мушкетере», вышедшем в 2001 году, роль исполнил Джастин Чэмберс. А в фильме «Мушкетеры» 2011 года Д"Артаньяна воплотил . В российской ленте 2013 года в образе лихого мушкетера появился . И только для Михаила Боярского эта роль стала символичной.

Любопытно, что, кроме Д"Артаньяна, достоверными оказались и другие персонажи. У Атоса, Портоса и Арамиса имелись прототипы. Арман де Селлек д"Атос д"Отевиль из купеческой семьи, получившей дворянский титул, стал прообразом Атоса. Исаак де Порте, Портос, был сыном нотариуса. Д"Арамис, чье имя осталось неизменным, – офицерским сыном. Мушкетеры служили в роте в разное время и не были знакомы. Их объединил литературный замысел Александра Дюма.


Российская публика неизменно ассоциирует образ Д"Артаньяна с Михаилом Боярским, которому в юности, как и его герою, не приходилось занимать удали. В ходе съемок актер подвергал жизнь опасности. Так, в сцене поединка на шпагах рапира попала актеру в лицо и угодила в ротовую полость, едва не затронув жизненно важные органы.


Госкино предоставило для съемок советской картины скромный бюджет. Художникам по костюмам и реквизиторам приходилось использовать подручный материал, чтобы сделать кадры визуально привлекательными. На съемках в Одессе Юнгвальд-Хилькевич самостоятельно соорудил подвески королевы, скупив на местном рынке яркую бижутерию. Его авторству принадлежит также эфес шпаги Д"Артаньяна, сделанный из консервной банки.

Цитаты

Какие альтернативные вариации ни предлагал бы кинематограф, представители нескольких поколений навсегда запомнили цитаты из советского фильма. Поклонники не раз просили Боярского повторить знаменитые фразы:

«Каналья!», «Тысяча чертей!».

Бравый девиз мушкетеров:

«Один за всех и все за одного!» – повторяют мальчишки в дворовых играх.

Произведение Георгия Юнгвальд-Хилькевича наполнено остротами и юморесками, которые не набивают оскомину после многочисленных просмотров.

«Провинциальный, зато принципиальный», – сообщает о себе Д"Артаньян тем, кто смеет подшучивать над происхождением.

Гордый и самолюбивый герой не даст себя в обиду, а крылатая фраза повторяется гостями крупных городов. Любимым выражением растратчиков становится принадлежащее главному герою романа выражение:

«Скупость сушит душу».

«Три мушкетера» – приключенческий роман, главное действующее лицо которого не может усидеть на месте, когда вокруг происходят увлекательные события. Автор вкладывает в уста Д"Артаньяна слова:

«Я чувствую себя пыльной статуей, забытой в подвале. Такая жизнь, Портос, может убить похлеще пушечного ядра».

Эта описательная фраза выражает суть личности героя и характер произведения.

«Это правдиво, как вымысел, и невероятно, как сама жизнь»

(гасконская поговорка)

Д’Артаньян в книгах, фильмах и памятниках

С лёгкого пера классика французской литературы Александра Дюма Д’Артаньян на протяжении трёх веков остаётся одним из самых известных героев книг и фильмов (всего их снято в разных странах не менее 35), любимым персонажем и образцом для подражания для сотен миллионов людей во всем мире, прежде всего, конечно же, школьников. Но на самом деле и Дюма не был первым его литературным «отцом».

Самые первые трёхтомные «Мемуары г-на д’Артаньяна» были изданы ещё в 1700 году и в них, конечно же, правда тоже причудливо переплеталась с откровенной фантастикой. Несмотря на название - «мемуары» - сам мушкетёр написать их не мог по причине малограмотности, сочинителем был французский писатель Гасьен де Куртиль де Сандра. Именно эта книга и попала в руки Дюма, который ещё более «усовершенствовал» историю д’Артаньяна уже в своём цикле книг о мушкетёрах XVII столетия.

Чтобы сделать свои книги более яркими, Дюма включил в героизированные биографии д’Артаньяна и его друзей ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века, в реальности с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской, попытка спасти Карла I, легенда о Железной Маске - якобы брате Людовика XIV и т.д.). У Дюма д’Артаньян перед смертью получает жезл маршала Франции, но в действительности он дослужился только до «полевого маршала» (аналог генерал-майора). Маршалом же был с 1709 года другой д’Артаньян, двоюродный брат прототипа нашего любимого героя по матери.

Помимо Дюма свои произведения о д’Артаньяне писали французский поэт Эдмон Ростан, современный русский писатель Александр Бушков и другие авторы. Мушкетёр, в реальности погибший на полях сражений в 1673 году продолжает жить «виртуальной» жизнью. Всем бы такую славу!

Вымышленный д’Артаньян обессмертил имя настоящего гасконца, в жизни которого не было потери любимой Констанции и ему не мстила коварная Миледи. На его свадьбе не гуляли Атос, Портос и Арамис, зато в качестве свидетеля был капитан гвардейцев кардинала. Женился д’Артаньян на богатой вдове, заключив с ней брачный контракт, как и положено буржуа.


Граф Шарль де Бац де Кастельмор д’Артаньян (Charles de Batz-Castelmore, comte d’Artagnan) как минимум трижды попал в историю. Сначала как реальный гасконский дворянин, потом в написанных после его смерти и от его имени мемуарах Куртиля де Сандра и, наконец, всемирную известность ему принесла трилогия Александра Дюма-отца и последующие ее экранизации.Пересказывать последние нет нужды, а вот напомнить про настоящего д’Артаньяна вкратце придется, поскольку на страницах истории редко можно найти жизнеописание “маленького человека”.

Дата его рождения неизвестна. Часть историков помещают это событие в период между 1611 и 1615 годами, другие относят к 1620-1623 годам. Когда Джордж Вильерс, герцог Бекингемский, увез алмазные подвески королевы Анны Австрийской в Англию, Шарль де Бац — еще не д’Артаньян — подростком дрался со сверстниками, а не с гвардейцами кардинала. Покорять Париж юный гасконец отправился не ранее 1630 года и спустя два или три года стал мушкетером. Вступая в роту мушкетеров, Шарль де Бац взял имя своей матери.

Историк Жан-Кристиан Птифис указывает: “Если быть совсем точным, следовало бы говорить не д’Артаньян (d’Artagnan), а Артаньян (Artagnan), или Артеньян (Artaignan), или уж по меньшей мере ставить перед фамилией какой-нибудь титул: шевалье или месье д’Артаньян”. Первый документ, в котором упоминается Шарль д’Артаньян, датируется 10 марта 1633 г.

Однако чем занимался д’Артаньян с этого времени (т. е. с момента поступления в роту мушкетеров) и до 1646 г. нам ничего неизвестно. Благодаря капитану королевских мушкетеров и его подчиненным Людовик XIV за несколько дней получил под свой скипетр город Дуэ, затем Безансон и Доль во время Деволюционной войны, а также во время Голландской войны город Маастрихт (д’Алиньи).Следует отметить, что Констанция Бонасье из “Трех мушкетеров″ имеет своим прототипом не настоящую женщину, а квартирную хозяйку д’Артаньяна на улице Старой Голубятни из “Мемуаров г-на д’Артаньяна”, вышедших из-под пера Куртиля де Сандра.

Сюжет у него, в отличие от Дюма, лишен всякого романтизма и малейшего намека на трагедию. Произошедшее больше смахивает на водевиль. Бывший пехотный лейтенант своими частыми отлучками предоставил своей половине время на любовные шашни, но как-то раз застал ее в постели с любовником. Когда вооруженный пистолетом и кинжалом ревнивый трактирщик ворвался в спальню, д’Артаньян в одной рубашке выпрыгнул в окно и приземлился на подмастерьев торговца жареным мясом, которые “воспользовались прекрасным лунным светом, чтобы наворовать себе мясо”.

Выдумал Куртиль и “Миледи”, преследовавшую резвого гасконца за то, что тот однажды под покровом ночи посмел выдать себя за ее любовника маркиза де Варда. Клейма на плече в виде лилии у нее нет. Заклейменной проституткой ее сделали Дюма и его соавтор Огюст Маке, почерпнув эту деталь из других, но тоже вымышленных “Мемуаров графа Рошфора” все того же Куртиля.

Со своей будущей супругой Анной-Шарлоттой-Кристиной де Шанлеси, дочерью сельского дворянина из древнего шаролезского рода. На гербе ее отца Шарля Буайе де Шанлеси, барона де Сент-Круа была изображена “на золотом фоне лазурная колонна, усеянная серебряными каплями” и начертан девиз по-латыни Virtus mihi numen et ensis (“имя и суть мои — добродетель”).

В октябре 1642 г. Анна-Шарлотта, получившая самое примитивное образование, вышла замуж за благородного сеньора Жана-Леонора де Дама, барона де Ла Клайетт, Клесси, Бенн и Тремон, чей род, один из древнейших в Бургундии, восходил к 11 веку. Вскоре его призвали в действующую армию и капитан кавалерии в полку Юкселля погиб при осаде Арраса. Детьми в браке они не обзавелись.Отец Анны-Шарлотты скончался за много лет до этого и оставил ей многочисленные имения в провинции. “Кроме того, у нее была долговая расписка на 60 тысяч ливров, по которой основная сумма долга должна была выплачиваться в виде ренты, назначенной герцогом д’Эльбефом, и 18 тысяч ливров, полученных от дяди, — пишет Птифис. — К этим богатствам следует добавить прекрасную меблировку замка, оценивавшуюся в 6 тысяч ливров.

Младшему отпрыску гасконского рода, не имевшему за душой ни гроша, трудно было ожидать такой партии!” От описания богатств перейдем к внешности вдовы, оказавшейся столь благосклонной к мушкетеру. Сохранился портрет графини д’Артаньян: “Она была молода, но уже носила на лице следы неизбывной печали. Ее глубоко посаженные черные глаза поблекли от слез, и ровная матовая бледность заливала ее лицо. При этом она была красива, но скорее красотой изящества, нежели красотой формы”.

Брачный контракт д’Артаньян и Анна-Шарлотта заключили 5 марта 1659 года. Согласно нему устанавливалось общее владение супругами всеми доходами и приобретенной совместно недвижимостью, что оставляло баронство Сент-Круа в полном владении вдовы капитана Дама. Предусмотрительная госпожа д’Артаньян настояла на упоминании в дополнении к контракту, что совместное супружеское хозяйство не должно зависеть от долгов, сделанных до вступления в брак. Поздравить новобрачных пришло незначительное количество довольно значительных персон. Причем все со стороны невесты. Поздравить д’Артаньяна не пришли даже братья Поль и Арно и дядя Анри де Монтескью, лейтенант короля в Байонне. Как не было и неразлучной троицы Атоса, Портоса и Арамиса.На церковной церемонии, состоявшейся спустя месяц в церкви Сент-Андрэ-дез-Ар, был только один свидетель — капитан гвардии господина кардинала и комендант Бастилии.Автор биографии гасконца Жан-Кристиан Птифис отмечает, что о любви не могло быть и речи: “Став вдовой, г-жа де Шанлеси мечтала уехать из своей удаленной провинции Брес и вновь обосноваться “в свете”.

Что до нашего мушкетера, который не мог до бесконечности продолжать свою холостяцкую жизнь, то он, помимо сотояния, обретал благополучное положение в обществе”. У супругов было двое сыновей. Первый родился в начале 1660 года, возможно, в Париже. Второй появился на свет в июле 1661 года в Шалоне-на-Соне. Неизвестно по какой причине, но дети д’Артаньяна были крещены только в 1674 году после его смерти. Супруги, судя по всему, часто ссорились. Дочери барона были не по нутру бродяжническая жизнь и легендарная расточительность гасконца.

Вполне вероятно, как о том писал Куртиль, мушкетер бегал за чужими юбками.Биограф сообщает о семейных злоключениях мушкетера: “Во всех документах, сохранившихся в архивах того времени, г-жа д’Артаньян предстает как женщина с мстительным характером, склонная к сутяжничеству и всегда настаивающая на своих правах. Можно понять, что при такой супруге д’Артаньяну не приходилось бороться с собой, выбирая между своими профессиональными обязанностями и домашним очагом”.

«12 июля в городе Ош люди чествовали память истинного человека, проведшего полную и бурную жизнь... Он до седин оставался пылким гасконским капитаном, небогатым воином, верною шпагой прекрасной Франции». Это слова из статьи Александра Куприна . 12 июля 1931 г. русский классик с трепетом и благоговением присутствовал при открытии памятника Д’Артаньяну .

«Было мне лет десять-одиннадцать. Д’Артаньян мне снился... Мой же дальнейший жизненный путь был уже прочерчен без малейших колебаний. После школы — только истфак Московского университета...» Под этими словами известного советского учёного Анатолия Левандовского может подписаться не только тот, кто связал свою жизнь с изучением истории, но и каждый, кто хоть сколько-нибудь ею интересуется. Как ни крути, а у истоков всё равно будет стоять подбоченившийся гасконец со шпагой.

И в ореоле цитат. «Смеётся над лошадью тот, кто не осмеливается смеяться над её хозяином!», «Разучилась пить молодёжь... А ведь это ещё один из лучших», «Любовь — это игра, в которой выигравшему достаётся смерть», «Я дерусь просто потому, что дерусь», «Я прибыл в Париж с четырьмя экю в кармане и вызвал бы на дуэль всякого, кто осмелился бы сказать мне, что я не в состоянии купить Лувр». Ну и, конечно, прекрасное и вечное: «Один за всех, и все за одного!»

Д’Артаньян. Иллюстрация из книги Дюма. Фото: www.globallookpress.com

Сила мифа

Желающих развеять этот блестящий образ, созданный Александром Дюма , по-прежнему навалом. С пафосом единственного хранителя истины и ехидной улыбкой вам расскажут, что всё-то Дюма наврал. Что — да, был такой Д’Артаньян, гасконец и мушкетёр. Но действовал не так, не с теми, и не тогда. Что всё было много скучнее. Появление на свет предположительно в 1613 г., затем, после непонятного детства, только служба, приказы, казарменная лямка и смерть от голландской пули в 1673 г.

Когда-то археолог-любитель Генрих Шлиман решил искать легендарную Трою, руководствуясь «Илиадой» Гомера . Над ним смеялись. И совершенно зря. Кое-какие мелочи, донесённые слепым сказителем, оказались чистой правдой. То же самое можно сказать и о романе Дюма. Да, он передвинул действие лет на двадцать назад — во время истории с алмазными подвесками реальному Д’Артаньяну было то ли три годика, то ли все пять. Серьёзное прегрешение. Однако есть нюанс. При детальном рассмотрении почти все строки Александра Дюма оказываются чистой правдой.

Мещанин во дворянстве

Больше того — ею являлись даже вопли наших мальчишек, которые, насмотревшись на приключения Михаила «Тысяча чертей» Боярского в роли гасконца, устраивали поединки на шпагах из прутиков.

И немилосердно коверкали имя любимого героя. Оно звучало то каким-то реверансом в сторону «Звёздных войн» — «Дарт Аньян», то приобретало отчётливо армянский колорит — «Дыр-Танян».

Как ни странно, все эти варианты имеют право на существование. Написание родовых имён во Франции XVII в. — настоящий цирк с конями. Вполне респектабельной версией фамилии главного мушкетёра всех времён было нелепое, но зафиксированное в документах Artanga (Артанья). А также Dartagnan, то есть Дартаньян — именно так, в одно слово. Сам Шарль Ожье де Бац де Кастельмор , а именно таким было имя нашего героя по отцу, предпочитал называть себя d’Artaignan. Стильно и архаично. В честь деда со стороны матери, что автоматически удревняло его родословную чуть ли не до времён Крестовых походов.

«Я не верю их хитрым рожам. Особенно вон тому, с физиономией гасконца. Подойдите-ка сюда, сударь мой!», — так в романе Дюма описана первая встреча нашего героя с королём, Людовиком XIII . Вообще-то речь идёт о том, что король не верит раскаянию Д’Артаньяна, который нарушил запрет на дуэли. Но его величеству нельзя отказать в прозорливости. То же самое он мог бы сказать о происхождении гасконца.

Его прадед со стороны отца, Арно де Бац , был всего лишь разбогатевшим виноторговцем, который скупал земли и замки. Он очень хотел втереться в высшее по рангу сословие — дворянство — но так и не смог. Это удалось сыну торговца, Пьеру , деду мушкетёра. Да и то жульническим способом. В брачный контракт от 1 апреля 1578 г. слово «дворянин» перед именем Пьера было вписано позже и другим почерком.

Мушкетёры и кардинал Ришелье. Иллюстрация из книги. Фото: www.globallookpress.com

Сало для мушкетёра

Прибыв в Париж, Д’Артаньян Дюма прежде всего озаботился тремя важными делами. Продал коня, снял комнату и занялся своим гардеробом. О коне разговор ещё будет, а пока вот что говорится о том, как провинциал старался соответствовать столичной моде: «Весь остаток дня занимался работой — обшивал камзол и штаны галуном, который мать спорола с почти совершенно нового камзола г-на Д’Артаньяна-отца и потихоньку отдала сыну».

Реальный Д’Артаньян вполне мог не только получить от матери в подарок старую тесьму, но и считать её довольно ценной вещью. Наследство, которое оставил после себя Бертран де Бац , настоящий отец настоящего мушкетёра, судя по описи 1635 г., было откровенно скудным. Из оружия: «Три аркебузы, семь мушкетов, две шпаги». Из кухонной утвари и припасов: «Два малых котла и один большой, три кастрюли, шесть дюжин бывших в употреблении салфеток, шесть кусков свиного сала и двенадцать засоленных гусей». Из домашнего обихода: «Две потёртые скамьи, старый буфет для посуды, пять кожаных кресел, покрытых мало пригодным к употреблению стаметом». К слову, стамет — это такая шерстяная ткань, которую, как правило, употребляли на подкладку. В доме отца мушкетёра ею накрывают парадные кресла — это о многом говорит.

А вот конь «редкой масти», которого в романе называют то «апельсиновым», то «ярко-рыжим», был вполне в порядке вещей, несмотря на то, что ему исполнилось уже 13 лет. В конце концов, маршал Жан де Гассион , почти ровесник реального Д’Артаньяна, прибыл в Париж на тридцатилетней кляче. И, тем не менее, наш герой этого коня продаёт. А ведь отец умолял его этого не делать. Отчего же такой казус?

Когда настоящий Д’Артаньян всё-таки стал мушкетёром, а произошло это в 1644 г., этот конь уже не соответствовал регламенту. Королевским мушкетёрам были положены только серые кони. Как вариант — серые в яблоках. Эту роту так и называли — «серые мушкетёры», поскольку впоследствии появилась ещё одна, «чёрные мушкетёры». Те разъезжали уже на вороных. Так что герой романа, продав «негодного» коня, просто торопил события.

Мушкет и фуршет

Теми же резонами — поскорее стать мушкетёром — руководствовался книжный Д’Артаньян, когда нанимал слугу. В других ротах отсутствие личного слуги не было камнем преткновения. Есть — хорошо, нет — обходились одним лакеем на десятерых. А вот мушкетёрам слуга был необходим. Здесь — суровая проза жизни. Средний рост мужчины того времени — 165 см. Длина мушкета могла доходить до 175 см. Вес — до 9 кг. Стрелять из такой дуры можно было только при помощи сошки-стойки. Была и она, только называлась «фуршет», дав впоследствии имя закусочному столу. И весила тоже немало. Так что если положенные два пистолета и шпагу можно было таскать на себе, не утруждаясь, то для оружия, давшего имя роду войск, был необходим слуга.

«Планше , слуга Д’Артаньяна, с достоинством принял выпавшую на его долю удачу. Он получал 30 су в день, целый месяц возвращался домой веселый, как птица, и был ласков и внимателен к своему господину». Здесь к Дюма обычно придираются, указывая на то, что жалованье мушкетёра составляло всего лишь 39 су в день. Не мог же наш герой почти всё отдавать какому-то лакею!

На самом деле мог. Потому что реальный Д’Артаньян выполнял ряд весьма щекотливых поручений, которые если и не оплачивались наличными сразу, всё-таки сулили весомый доход.

«Д’Артаньян шёл между Атосом и Портосом…», рис. Мориса Лелуара (1894). Maurice Leloir Фото: Commons.wikimedia.org

Деньги-деньги, дребеденьги

«В те времена понятия о гордости, распространенные в наши дни, не были еще в моде. Дворянин получал деньги из рук короля и нисколько не чувствовал себя униженным. Д’Артаньян поэтому без стеснения опустил полученные им сорок пистолей в карман и даже рассыпался в изъявлениях благодарности его величеству». Так поступил гасконец из романа Дюма.

Реальный Д’Артаньян с точно такой же благодарностью принимал странные для военного должности. Одна называлась «привратник Тюильри», а другая — «смотритель королевского птичника». На первый взгляд — страшное унижение. Но это не значит, что наш герой открывал-закрывал двери или выгребал навоз за курами и павлинами. Обе должности представляли собой чистую синекуру, которой тщетно добивались люди познатнее гасконского выскочки. Жалованье смотрителя птичника составляло 2 тысячи ливров в год, а привратника — все 3 тысячи, да ещё и давало право на бесплатную квартиру при дворце.

«Атос узнал товарища и разразился хохотом... Капор набекрень, съехавшая до пола юбка, засученные рукава и торчащие усы на взволнованном лице». К этому маскараду с переодеванием книжному Д’Артаньяну пришлось прибегнуть, спасаясь от разъярённой миледи. Реальный тоже был не прочь позабавиться подобным образом. Но с более серьёзными целями. Скажем, привратником он стал так. В 1650 г. мушкетёр, переодевшись нищим, проникает в мятежный город Бордо. Потом втирается в доверие к властям и уговаривает их сдать крепость. За должностью птичника ему пришлось съездить в Англию, чтобы разведать планы вождя тамошней революции Оливера Кромвеля . На этот раз Д’Артаньян был переодет священником.

Памятник д’Артаньяну в Маастрихте.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: