Какие эпизоды диалоги поступки героев. Вопросы и заданияразберемся в прочитанном. Вопросы и задания

Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

Цель:

1.Углубить представление учеников о комическом в литературе;

2.Совершенствование навыков работы по комплексному анализу текста, развитие речи;

3.Воспитание чувства уважения к людям.

Методические приемы: работа по учебнику, рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I .Орг. момент

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон». На этом уроке определим, в чем же смысл названия рассказа, почему рассказ назван «Хамелеоном» и кого же считает А.П. Чехов «хамелеоном».

II .Выразительное чтение рассказа «Хамелеон»

Читает учитель. Потом по цепочке сами учащиеся.

III . Работа над рассказом

Словарная работа: анализ слов в сносках

    Хамелеон – вид ящериц, способных быстро менять окраску (цвет кожи) в зависимости от окружающей среды; переносное значение – человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии.

    Городовой (устарелое) – в царской России: низший чин городской полиции.

    Конфискованный – здесь: отобранный у торговца на базаре.

    Не пущай (просторечное) – не пускай.

    Борзой щенок – щенок собаки охотничьей породы.

    Золотых дел мастер (устарелое) – мастер по изготовлению предметов из драгоценных металлов, ювелир.

    Мировой (устарелое) – в царской России: судья, разбиравший мелкие дела.

    Лягавый – относящийся к особой породе охотничьих собак.

    Вестимо (устарелое, просторечное) – конечно, известно, разумеется.

    Шинель – это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.

    Пальто – это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)

    Аналитическая беседа

- Смысл названия рассказа, дать определение: кто такой хамелеон.

Кто герои рассказа?

О каком событии повествует рассказ?Ученик: (Героями рассказа Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное – человека укусила собака.)

Как начинается рассказ «Хамелеон»? (Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин – это говорящие фамилии.)

Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении – это художественный деталь . Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем?(чтение первого абзаца).

Комментарий учителя:

Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов – от слова очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества.

А узелок и конфискованный крыжовник, что означает эти детали?(Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку. Очень важная деталь – крыжовник – мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован (отобран)).

Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин – пальто?(Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)

Еще какими способами раскрывается образ героя?(Его поступками.)

Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

Ученик: (В рассказе наблюдается 6 таких смен. Первое, так сказать, законное решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: «… как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская…» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все.» Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.)

В чем сущность характера Очумелова?

Ученик: (Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстоит перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести.)

В какой форме написан рассказ?

Ученик: (В форме диалога.)

Слово учителя

Ребята, вы, наверно, устали. Давайте немножко отдохнем и сделаем физминутку.

Физминутка

Поверните голову направо, потом налево;

Наклонитесь вперед – назад;

направо-налево;

вперед-назад.

Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу .

Ну, а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

Достаточно ли знать только прямое значение слова?

(Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон – это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.)

Кого еще из героев рассказа можно назвать « хамелеоном» ?

(В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.)

IV . Итоги урока

Опираясь на сегодняшнюю нашу беседу, сделайте вывод. Если бы вы были на месте Очумелова, как бы вы поступили и почему?

Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

Как с помощью речи героев определяется их характер?

Домашнее задание

Нарисовать портрет Очумелова.

Выставление оценок

На этом уроке вы очень хорошо, активно работали. Многие смогли заработать хорошие оценки и высказать свое мнение. Тем, кто хорошо отвечал, ставлю «пятерки» и «четверки». Молодцы, ребята!

Использованная литература:

    Учебник-хрестоматия для 7кл. нац. шк.: в 2-х частях. Ч. I /авт.-сост.: Е.В.Ефремова, А.М.Мансурова, К.М.Нартов и др.; Под ред. К.М.Нартова. – 5-е изд.- СПб.: «Просвещение», 2001.- 367с.

    Литература. 7 класс: поурочные планы по ученику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Изд. 2-е, 2009. – 255с.

    Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. Авт.-сост.: Золотарева И.В., Егорова Н.В. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2007. – 400с.

Вопросы и задания

Разберемся в прочитанном. Будьте внимательны к слову


  1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными , ка­кие - горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помо­гают ли их имена лучше понять героев?

  2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и поду­майте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?

  3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах? Почему рассказ назван «Хаме­леон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (ху­дожественные подробности)* помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?

  4. Как с помощью речи героев определяется их характер?

  5. Прочитайте самостоятельно рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Подумайте, над чем смеется автор и что его огорчает.
ЗЛОУМЫШЛЕННИК

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрю­мой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.


  • Денис Григорьев! - начинает следователь.- Подойди по­ближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля желез­нодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-ой версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

  • Чаво?

  • Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?

  • Знамо, было.
    Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

  • Чаво?

  • Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?

  • Коли б не нужна была, не отвинчивал бы,- хрипит Денис, косясь на потолок.

  • Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

  • Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

  • Кто это - мы?

  • Мы, народ... Климовские мужики, то есть.

  • Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а го­вори толком. Нечего тут про грузила врать!

  • Отродясь не врал, а тут вру...- бормочет Денис, мигая глазами.- Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру...- усмехается Денис.- Черт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет? Окунь, щука, налим завсегда на донную идет , а которая ежели поверху пла­вает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В на­шей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит.

  • Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

  • Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...

  • Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

  • А то что же? Не в бабки же играть!

  • Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

  • Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки не найтить... И тяжелая, и дыра есть.
    Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет
это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

  • Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хо­роший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с!

  • А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвин­ти две-три гайки, вот тебе и крушение!
Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза.

  • Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хра­нил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!

  • Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

  • Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... остав­ляем... Не без ума делаем... понимаем...
Денис зевает и крестит рот.

  • В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов,- говорит следователь.- Теперь понятно, почему...

  • Чего изволите?

  • Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошел поезд с рельсов... Я понимаю!

  • На то вы и образованные , чтобы понимать, милостивцы наши... Господь знал, кому понятие давал... Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит... Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано - мужик, мужицкий и ум... Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди.

  • Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку... Эту в каком месте ты отвинтил и когда?

  • Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала?

  • Не знаю, где она у тебя лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил?
    Я ее не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундучком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с Митрофаном вывинтили.

  • С каким Митрофаном?

  • С Митрофаном Петровым... Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек тре­буется. На каждый невод, почитай, штук десять...

Послушай... 1081 статья Уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные ра­боты.


  • Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем?

  • Все ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься!

  • Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите... Без грузила только уклейку ловят , а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила.

  • Ты еще про шилишпера расскажи!-улыбается следова­тель.- Шилишпер у нас не водится... Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.

  • Ну, молчи...
Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол с зеленым сукном и усиленно мигает глазами, слов­но видит перед собой не сукно, а солнце. Следователь быстро пишет.

Мне идтить? - спрашивает Денис после некоторого мол­
чания.

Нет. Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму.
Денис перестает мигать и, приподняв свои густые брови,

Вопросительно глядит на чиновника.


  • То есть как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить...
    Молчи, не мешай.

  • В тюрьму... Было б за что, пошел бы, а то так... здорово живешь... За что? И не крал, кажись, и не дрался... А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте... Вы господина непременного члена спросите... Креста на нем нет, на старосте-то...

  • Молчи!

  • Я и так молчу...- бормочет Денис.- А что староста на­брехал в учете, это я хоть под присягой... Нас три брата: Кузьма Григорьев, стало быть, Егор Григорьев и я, Денис Григорьев...

  • Ты мне мешаешь... Эй, Семен! - кричит следователь.- Увести его!

  • Нас три брата,- бормочет Денис, когда два дюжих солдата берут и ведут его из камеры.- Брат за брата не ответчик... Кузь­ма не платит, а ты, Денис, отвечай... Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям... Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...
Вопросы и задания

  1. Как вы объясните название рассказа? Виновен ли Денис?

  2. Подготовьте выразительное чтение по ролям, подчеркнув смешное и горест­ное в рассказе «Злоумышленник», подумайте над сценарием фильма.
Литература и жизнь

В очерке М. Горького «А. П. Чехов» приводится сцена разго­вора Чехова с юристом. Прочитайте этот эпизод:

«Другой раз я застал у него молодого, красивенького това­рища прокурора. Он стоял перед Чеховым и, потряхивая кудря­вой головой, бойко говорил:

Рассказом «Злоумышленник» вы, Антон Павлович, ставите
передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в Денисе
Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я
должен, без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как этого требуют
интересы общества. Но он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я не отнесусь к нему как к субъекту,

действовавшему без разумения, и поддамся чувству сострадания,
чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит гайки
на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?

Он замолчал, откинул корпус назад и уставился в лицо Антону Павловичу испытующим взглядом. Мундирчик на нем был новень­кий, и пуговицы на груди блестели так же самоуверенно и тупо, как глазки на чистеньком личике юного ревнителя правосудия.


  • Если бы я был судьей,- серьезно сказал Антон Павлович,- я бы оправдал Дениса...

  • На каком основании?

  • Я сказал бы ему: «Ты, Денис, еще не дозрел до типа созна­тельного преступника, ступай - и дозрей!»
Юрист засмеялся, но тотчас же вновь стал торжественно серьезен и продолжал:

  • Нет, уважаемый Антон Павлович,- вопрос, поставленный вами, может быть разрешен только в интересах общества, жизнь и собственность которого я призван охранять. Денис - дикарь, да, но он - преступник,- вот истина!

  • Вам нравится граммофон? - вдруг ласково спросил Антон Павлович.

  • О да! Очень! Изумительное изобретение! - живо отозвался юноша.

  • А я терпеть не могу граммофонов! - грустно сознался Антон Павлович.

  • Почему?

  • Да они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит , мертво...»
Вопросы и задания

  1. Почему не совпали точки зрения юриста и писателя? Как Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурора?

  2. Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Де­ниса был невозможен?

  3. Подготовьте инсценированное чтение рассказа «Злоумышленник», под­черкнув при чтении смешное, наивное в поведении Дениса и горечь, которой окрашен рассказ А. П. Чехова.
    Какие эпизоды из сказок, повестей, прочитанных вами в классе и дома, вызвали у вас веселый, добродушный смех? Против чего были направлены эти «веселые стрелы смеха»? Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?

  4. Объясните, какую роль выполняет смех в художественных произведениях, включенных в вашу хрестоматию. Отвечая на этот вопрос, внимательно пере­читайте в справочнике по теории литературы раздел, посвященный сатире и ю м о -ру (с. 371, 372). Подготовьте статью для школьного сатирического альманаха в духе произведений Щедрина или Чехова.

  5. Из записных книжек А. П. Чехова... Прочитайте, объясните, как вы понимаете эти записи.
«Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас».

«Лучше от дураков погибнуть, ч е м принять от них похвалу».

«Умный любит учиться, дурак - учить».

Можно ли отнести последнее высказывание к знакомым нам героям? К кому?

Литература, живопись, театр, кино


  1. Каких иллюстраторов произведений А. П. Чехова вы знаете? Какие произ­ведения Чехова вы видели в театре и в кино? Какие из н и х показались вам наибо­лее интересными?

  2. К каким чеховским героям можно отнести пословицу: «Он из воды сухим выйдет».

  3. Рассмотрите иллюстрации к рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник». Какая из них вернее, по вашему мнению, передает характер героев?

В майские дни 1887 года из почтового отделения в Озерках, Елецкого уезда, Орловской губернии, шел семнадцатилетний юноша, рвал в лесу росистые ландыши и перечитывал стихотворе­ние, напечатанное в журнале «Родина».

Стихотворение кончалось так:

Грустно видеть, как много страданья , И тоски, и нужды на Руси!

Это было первое опубликованное стихотворение Ивана Бу­нина, связанное с впечатлениями его детства и юности.
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в 1870 году; детство и юность провел в деревне. Он так писал о себе: «Я про­исхожу из старого дворянского рода, давшего России немало вид­ных деятелей..., где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев 1 русской литературы, сын Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи».

Отец Бунина, Алексей Николаевич, в молодости был офицером, участвовал в обороне Севастополя в 1854-1855 годах, потом жил беззаботно, широко... Это был вспыльчивый, беспечный, но в об­щем добродушный человек. Разорившись, он поселился на хуторе Озерки...

Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отра­зились в лучших произведениях Бунина. «Тут,- писал он,- в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной...» На развитие литературного дара юноши влияла не только окружающая его природа, но и среда, близкие люди. Бунин говорит о влиянии, которое имел на него его воспитатель, обедневший дворянин, ски­тавшийся по деревням и усадьбам, начитанный, образованный, много видевший на своем веку человек. От него Бунин слышал о Гоголе. Мальчик запомнил этот рассказ после того, как прочитал «Страшную месть» Гоголя...

С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал своего старшего брата, Юлия Алексеевича. Именно Юлий Бунин пробу­дил в младшем брате любовь к книгам...

С 1888 года имя Бунина начинает появляться в книжках «Не­дели», где часто печатались произведения Льва Толстого и Щед­рина.

Литературная судьба Бунина складывалась счастливо. Кри­тика в общем хвалила его произведения, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», отдавали должное его прекрас-Корифёй - выдающийся деятель какой-нибудь отрасли, например корифей русской науки.

Ному языку. От бывших крепостных крестьян Бунин услышал рас­сказы о печальном прошлом, о крепостном праве, услышал на­родные поэтические сказания.

В рассказах Бунина о деревне поражает точность, подлин­ность крестьянской речи, в других рассказах восхищает язык раз­ных слоев общества, переход к повествованию от автора, высокие достоинства его переводов с английского, французского...

В начале 1905 года Бунин поселяется в Москве, сближается с А. М. Горьким, А. П. Чеховым и другими видными писателями. Он много странствует по Европе и Азии.

Признанный мастер прозы, Бунин был верен и поэзии.

Долгие годы большой русский писатель Иван Бунин прожил вдали от родины, с которой был связан лучшими своими произве­дениями, и умер в Париже 8 ноября 1953 года. До конца жизни он тосковал о родине. В стихотворении 1922 года с горечью писал:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

Это был даровитейший художник слова, замечательный рус­ский писатель, создавший правдивые картины ушедшей в прошлое русской жизни.

По Л. В. Никулину*

В творческой лаборатории И. А. Бунина

Я всю жизнь испытываю муки Тантала 1 . Всю жизнь страдаю оттого, что не могу выразить того, что хочется... как сказать обо всей этой красоте , как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба...

Какая мука наше писательское ремесло... А какая мука най­ти звук, мелодию рассказа,- звук, который определяет все по­следующее!

И. Бунин

" Тантал - по древнегреческому мифу - лидийский царь, осужденный Зевсом на вечные муки голода и жажды.

Срединная наша Россия предстает у Бунина в прелести серых деньков, покое полей, дождях и туманах, а порой - в бледной лучезарности, в тлеющих широких закатах,- писал К- Г. Паустов­ский.*- Здесь уместно будет сказать, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения.

Мир состоит из великого множества соединения красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения,- счастливей­ший человек, особенно, если он художник или писатель.

В этом смысле Бунин был очень счастливым писателем. С оди­наковой зоркостью он видел все - и среднерусское лето, и пасмур­ную зиму, и «скудные, свинцовые, покойные дни поздней осени», и море, «которое из-за диких лесистых холмов вдруг глянуло на меня всей своей темной громадной пустыней»...

В записках Бунина есть одна короткая фраза. Она относится к началу лета 1906 года. «Начинается пора прелестных обла­ков»,- записал Бунин и этим как бы открыл нам одну из «тайн» своей писательской жизни. Эти слова - о приближении неизбеж­ного и милого труда, связанного у Бунина с летней порой, «порой облаков», «порой дождей», «порой цветения».

Этими четырьмя словами Бунин отмечает начало своей работы по наблюдению за небом, по изучению облаков, всегда таинствен­ных и притягательных.

Бунин одинаково остро и тонко видел все, что привелось ему увидеть в жизни. А видел он очень много , с юных лет заболев скитальчеством, непокоем, жаждой непременно увидеть все, до той поры невиданное.

Он признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрас­но, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога.

Глядя из окна вагона на тень от паровозного дыма, таявшую в прозрачном воздухе, Бунин сказал: «Какая радость - сущест­вовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счаст­лив этим. Одно нужно -только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски. Я привык смотреть. Художники научили меня этому искусству... Поэты не умеют описывать осень, потому что они не описывают красок и неба».

Бунин говорил, что, начиная писать о чем бы то ни было, преж­де всего он должен «найти звук»: «Как скоро я его нашел, все остальное дается само собой...»

Что это значит - «найти звук»? Очевидно , в эти слова Бунин вкладывал гораздо большее, значение, чем кажется на первый взгляд.

«Найти звук» - это найти ритм прозы и найти основное ее звучание. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и как музыка...

Это чувства ритма прозы и ее музыкального звучания, оче­видно, органично и коренится также в прекрасном знании и

Тонком чувстве родного языка. Даже в детстве Бунин остро чувст­вовал этот ритм. Еще мальчиком он заметил в прологе к пушкин­скому «Руслану» кругообразное легкое движение стихов («ворож­бу из кругообразных непрестанных движений»):

И днем - и ночью - кот - ученый - все ходит - по цепи - кругом...

В области русского языка Бунин был мастером непревзойден­ным... Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наибо­лее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые.

Каждый рассказ и каждое стихотворение Бунина подобно маг­ниту, который притягивает из самых разных мест все драгоценные частицы, нужные для этого рассказа. Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях...»

Чтобы ответить на основные вопросы, стоит не только знать краткое содержание Хамелеона Чехова, но и особенности поведения каждого героя, а также некоторые тонкости возникающих в рассказе ситуаций.

Вопросы и задания

Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие - горестными, грустными?

Эпизоды:

Грустно становится при созерцании картины, которую рисует Чехов - «открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти». Еще более заунывно понимание того, что здесь не может произойти ничего интересного. Зеваки стягиваются даже на такой непримечательный случай, как решение судьбы бродячей собаки.

Не случайно рассказ назван «Хамелеон». Как и ящерица, способная менять свой окрас, ситуация в начале повествования (жара и пустынная базарная площадь) приобретает совершенно иной характер. Стоило только Хрюкину нарушить тишину, и любопытные зеваки создают вокруг него целую толпу.

Диалоги:

Невольную усмешку также вызывает его обращение к борзой - «Так ты кусаться, окаянная? Нынче не велено кусаться!». Полупьяный герой Чехова оказывается наравне с бедной собакой, ведя с ней этот бессмысленный разговор.

Поступки:

Смешным кажется величественное вознесение Хрюкиным окровавленного пальца вверх, выставление его напоказ.

Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять героев?

Имена, которые Чехов давал своим героям, очень хорошо характеризуют их типаж. В рассказе «Смерть чиновника» имеется герой по фамилии Червяков. Он стал символом раболепства и чинопочитания.

В «Хамелеоне» Очумелов будто находится в трансе, в очумелом состоянии. Его мнение очень изменчиво.

Главный герой рассказа Чехова «Унтер Пришибеев» беспрекословен. Его мнение непоколебимо.

Краткое содержание Хамелеона Чехова, которое будет представлено ниже, позволит узнать его главных героев поближе.

Совершенствуйте свою речь

1. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию?

Очумелов движется как истинный служитель народа, прямолинейный и дисциплинированный. Это понятно из слов: «делает полуоборот налево». Такие движения присущи людям с военной выправкой.

Также полицейский городовой всячески пытается показать, что он владеет ситуацией. Очумелов не только властно задает вопросы и отдает распоряжения. Он делает это, «кашляя и шевеля бровями». Так его лицо приобретает еще более строгие очертания.

Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?

Очумелов является закоренелым блюстителем порядка. Ему приходится быть и судьей, и учителем нравов, и полицейским одновременно. Но хамелеоном он назван не из-за этого. Стараясь поскорее разобраться в ситуации, надзиратель говорит отрывками: «Почем тут? Это ты зачем палец?»

Затем, когда Очумелов слышит, что собака - генерала, он старается всячески ее оправдать, обвиняя Хрюкина во лжи: «Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!»

Также забавно смотреть на попытки Очумелова держать ситуацию под своим контролем. Он говорит: «Не рассуждать!» Также вызывает легкую улыбку следующее выражение главного героя рассказа Чехова: «Ишь ты, Господи!» Так он отзывается о приезде брата генерала.

Чтобы вникнуть в характер Очумелова подробнее, стоит также посмотреть краткое содержание Хамелеона Чехова.

2. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах?

Очумелов по-разному относится к ситуации с собакой. Его мнение зависит от мнения толпы.

Когда городовой отрицает, что собака является генеральской, Очумелов встает на сторону золотых дел мастера: «Ты, Хрюкин, пострадал, дела этого так не оставляй. Надо проучить…» Если вокруг говорят, что борзая принадлежит генералу, он всячески ее выгораживает. К примеру, главный герой рассказа Чехова говорит Хрюкину: «Собака - нежная тварь. А ты, болван, опусти руку! Сам виноват!»

Почему рассказ назван Хамелеон?

Хамелеон - это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. Так же и Очумелов, главный герой рассказа, отличается крайней изменчивостью своего решения. То он хочет истребить борзую, то отправляет ее к хозяину (генералу) с наилучшими пожеланиями.

Кого из героев можно назвать хамелеоном, и какие детали текста (художественные подробности) помогают понять это?

Главный хамелеон рассказа - Очумелов. Ему не важно, что произошло на самом деле. Главное - не попасть под немилость генерала. Хамелеоном также является ситуация в целом. С каждой минутой в историю добавляются новые факты, которые меняют ход беседы ее участников. Это можно понять с помощью некоторых художественных особенностей текста:

  • Сначала надзиратель уверен в себе;
  • затем - задает городовому и толпе уточняющие вопросы;
  • в процессе разговора про генерала пытается ему угодить.

Что бы вы могли сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?

Очумелов - это человек, знающий свое место в общественной системе и точно следующий ее инструкциям. Хрюкин представляет собой ушлого предпринимателя, который везде ищет выгоду. Толпе в рассказе просто интересно, что ж произойдет дальше.

3. Как с помощью речи героев определяется их характер?

Диалоги в рассказе определяют характер каждого героя. К примеру, Очумелов предстает перед читателем своеобразным хамелеоном, лицемерным и непостоянным.

Хрюкин оказывается алчным и ленивым: «Пущай мне заплатят… Я этим пальцем, может, неделю не пошевельну!»

Краткое содержание Хамелеона Чехова

Полицейский надзиратель Очумелов, проходя базарную площадь, слышит неподалеку крики и собачий визг. Решив разобраться, он подходит к толпе зевак. В центре стоит золотых дел мастер Хрюкин с окровавленным пальцем и сидящей рядом собакой породы борзых. Оказывается, она его укусила.

Сперва Очумелов говорит, что собаку нужно уничтожить, а ее хозяина - наказать. Затем, после выкрика из толпы, что борзая принадлежит генералу, полицейский меняет свое мнение. Он обвиняет Хрюкина во лжи. Мнение толпы меняется несколько раз. Очумелов, как хамелеон, меняющий цвет, очень быстро перескакивает с одного решения на другое.

В конце рассказа повар генерала Прохор, проходящий мимо, сообщает, что собака эта принадлежит брату генерала, который приехал погостить. Тогда Очумелов велит доставить собаку в генеральский дом, а Хрюкину говорит, что ему так и надо.

Похожие материалы:

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой 2 с решетом, доверху наполненным конфискованным 3 крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А...а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

Никак беспорядок, ваше благородие!.. - говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. - Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вой какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для cмexa, а она - не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом... А ежели я вру, так пущай мировой 4 рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

Не рассуждать!

Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. - У генерала таких нет. У него всё больше легавые...

Ты это верно знаешь?

Верно, ваше благородие...

Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой. - На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.

Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. - Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и всё.

Это не наша, - продолжает Прохор. - Это Генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления. - Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?

В гости... - Ишь ты, Господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

    1 Хамелеон - порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды.
    2 Городовой - нижний чин полицейской охраны в городе.
    3 Конфискованный - от конфисковать; здесь: отобрать, отнять.
    4 Мировой - судья, разбиравший единолично мелкие дела, устанавливавший мир между спорящими сторонами.

Вопрос и задание

  • Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие - горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять героев.

Совершенствуйте свою речь

  • Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
  • В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах? Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные подробности) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
  • Как с помощью речи героев определяется их характер? Прочитайте самостоятельно рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Подумайте, над чем смеется автор и что его огорчает.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: