Мусульманская молитва на четках. Четки мусульманские назначение, использование, материалы, где купить Мусульманские четки сколько бусин

В этой статье мы постараемся с помощью Аллаха раскрыть и разобрать вопросы, касающиеся разногласий по поводу дозволенности и желательности использования чёток, которыми мусульмане пользуются для ведения счёта и контроля количества поминаний Аллаха, а также благословления Пророка ﷺ .

Здесь мы приведём слова великих учёных Ислама, которые подробно разъясняли нам практически все аспекты Ислама и указали на путь правильного понимания и применения на практике всех норм шариата.

Прежде чем приступить непосредственно к вопросу чёток, необходимо дать определение самому термину. Что это такое и каким образом они дошли до нас? В связи с этим наше основное внимание будет приковано к трудам некоторых учёных и их разъяснению данного вопроса на основе Сунны Пророка Мухаммада ﷺ и действий Его великих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).

Итак, термин «чётки» в арабской лексикологии обозначается выражением «ас-субха(т)».

Определение чёток (субха) в арабском языке

Великий учёный шафиитского мазхаба Имам Мухйиддин Ан-Навави , перу которого принадлежит множество трудов, в числе которых и комментарии к сборнику достоверных хадисов «Сахих Муслим», в своей энциклопедии арабских терминов и выражений «Тазхиб аль-асмаи ва ал-люга» пишет, что термин «ас-субха» означает чётки, как мы отмечали выше, и это нанизанные на нить бусинки, при помощи которых обычно поминают Аллаха и используют для счёта.

В арабском словаре пишется, что выражение «ас-субха» означает собранные на нить зёрна (бусинки) для контроля количества того или иного поминания.

1. передаётся от Абдулы ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), который сказал: «Я видел, как Пророк ﷺ поминал Аллаха, ведя счёт на пальцах своей благословенной руки ». (Тирмизи, 3411; Абу Давуд, 1502)

2. Пророк ﷺ повелел женщинам вести счёт на пальцах, сказав: «Благословляйте Всевышнего, говорите "Ля илаха иля Ллах" и "Субхана Ллах" и считайте количество упоминаний кончиками своих пальцев, поистине, с них спросят, и они заговорят в День Суда ». (Абу Давуд, 1501; Тирмизи, 3583; Ахмад, 370/6)

3. Передаётся со слов Сафии, что Пророк ﷺ как-то зашёл к ней, и перед ней было 4000 финиковых косточек, с помощью которых она прославляла Аллаха, и он спросил: «Что это, о дочь Хайя? », на что она ответила: «Я на них благословляю Всевышнего ». И сказал Пророк ﷺ : «Я благословил Аллаха, пока стоял у твоей головы, больше, чем ты на них ». Она сказала: «Научи меня тоже, о посланник Аллаха ». Пророк ﷺ ответил:

«Скажи Субхана Ллахи ʻадада хальки-хи (Пречист Аллах числом его творений) ». (Тирмизи, 3554)

4. Имам Ахмад в своей книге «Аз-Зухд» передаёт от Уббайда, что его мать сказала: «Я увидела, как сподвижник посланника Аллаха Абу Сафият (он был нашим соседом) благословлял Аллаха на камушках ».

5. Имам Ахмад привёл в той же книге «Аз-Зухд» слова Абдурахмана, который сказал: «У Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) были финиковые косточки в кармане, и каждый раз после утреннего намаза он вытаскивал их по одной и благословлял Аллаха на них, пока они не заканчивались у него в кармане ».

6. От Абу Назрата передаётся, что ему рассказал его шейх: «Я гостил у Абу Хурайры в Медине, и не видел сподвижника Пророка ﷺ более гостеприимного и заботливого по отношению к гостям, чем он. Однажды, когда я гостил у него, он сидел на своей постели, и с ним был мешочек, в котором были камушки (косточки), на которых он поминал Аллаха, а у него в ногах сидела его чёрная рабыня, которой он бросал эти косточки, и когда они заканчивались, он кидал мешочек к ней, она заполняла мешочек косточками и снова подавала к нему ». (Абу Давуд )

7. Также Ибн Абу Шайба передал от Абу Саида аль Худрий (да будет доволен им Аллах), что тот благословлял Всевышнего на камушках, а также является достоверным, что и у Абу Хурайры была нитка, завязанная тысячей узелков, и он не засыпал, не благословив на ней Аллаха.

8. Также передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он занимался поминанием Всевышнего с помощью разноцветных финиковых косточек.

Слова учёных о дозволенности использования чёток

Умар аль Маккий сказал: «Я видел моего устаза Хасана аль Басри (да будет доволен им Аллах), и у него в руках были чётки, и я спросил его: "О учитель, ты до сих пор ходишь с чётками, несмотря на твоё положение перед Аллахом и несмотря на твоё усердие в поклонении? ", на что шейх ответил: "Этой вещью (имея в виду чётки) мы пользовались в начале нашего пути и не оставим её в конце пути. Поистине, я люблю поминать Всевышнего своим сердцем, рукою и языком "».

Мухаммад аль Амир в книге «Рисалат» приводит слова шейха Абу Аль-Аббаса: «Из слов Хасана аль Басрий (да будет доволен им Аллах) становится ясным, что чётками пользовались со времён сподвижников Пророка ﷺ , так как путь его начинался со времён сподвижников ».

В книге «Аз-Заваджир ʻан иктираф аль-Кабаир» Ибн Хаджар Аль-Маккий Аль-Хайтами, поясняя вопрос использования шёлка, пишет: «Дозволяется, к примеру, сидеть на шёлковом покрывале, даже если оно тонкое, но использовать шёлк для покрытия тела не дозволяется, однако дозволяется делать вышивку на рукавах одежды, если её размер не превышает четыре пальца, и также разрешается использовать шёлковую нить для чёток и изготовления чехла для Корана ». Отсюда понимается, что Ибн Хаджар счёл дозволенным использование шёлковой нити для чёток.

Ибн Джавзий также сказал: «Использование чёток являются желательным, исходя из того, что Сафият в вышеприведённом хадисе пользовалась финиковыми косточками, и Пророк ﷺ не стал порицать это. А чётки подобны им (косточкам), так как цель одна и у чёток, и у косточек, несмотря на то что в чётках бусины упорядочены нитью ».

Также сказал ʻИкримат: «Чётками пользовались великие люди, на которых ссылаются в вопросах религии, у которых берут доводы и за которыми следуют, например, Абу Хурайра – у него была нитка с 2000 узелочками, и он не засыпал, пока не поминал Аллаха на них 12 тысяч раз ».

В книге «Ад-Дурар аль-мухтар» (книга ханафитского мазхаба) пишется: «Можно использовать чётки, но только не для показухи, как это разъяснено в книге "Аль-Бахр "».

Имам Ас-Суюти пишет: «Поистине, чётками пользовались благочестивые люди, на которых ссылаются и чьи слова приводят в качестве доводов. Если бы использование чёток не обосновывалось ничем, кроме следования этим имамам и следования их пути, то и этого было бы достаточно в качестве довода ».

Кади Абу Аббас Ахмад бин Халкан в книге «Вафая Аль-Айян» рассказал, что как-то в руках Абу Аль-Касима Аль-Джунайда ибн Мухаммада он заметил чётки и спросил его: «Ты, несмотря на своё благородство, держишь в руках чётки?», на что тот ответил: «Это путь, который привёл меня к моему Господу, и я не расстанусь с ними ». («Аль-Хави», 2/37-40)

Великий учёный ханафитского мазхаба Ибн ʻАбидин в своей известной книге «Хашия Ибн ʻАбидин» пишет следующее: «Не порицается использование чёток, и доводом к их дозволенности является хадис, который передали Абу Давуд, Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Хиббан и Хаким (и сказано, что по достоверной цепочке) от Саʻда ибн Абу Вакаса, согласно которому он зашёл вместе с Пророком ﷺ к одной женщине, и перед ней были финиковые косточки (по другой версии – камушки), на которых она благословляла Всевышнего, и сказал ей Пророк ﷺ : "Я расскажу тебе то, что легче и ценнее для тебя, чем это", и сказал: "Субхана Ллахи ʻадада ма халяка фи-с-самаи ва субхана Ллагьи ʻадада ма халяка фи-ль-арзи ва субхана Ллагьи ʻадада ма байна залика (Пречист Аллах числом своих творений на небесах, пречист Аллах числом своих творений на земле, пречист Аллах числом своих творений между небом и землёй )".

Заметьте, что Пророк ﷺ не запретил поминать Аллаха таким образом, он лишь указал на более лёгкий и ценный путь. Если бы это было порицаемым, то он отметил бы это.

Чётки ничем не отличаются от финиковых косточек, кроме сборки с помощью нити. В подобных действиях нет запрета, и, несомненно, чётками пользовались избранные люди суфийской общины и другие праведники». («Хашия Ибн ʻАбидин», 1/457)

А теперь мы развеем сомнения, возникающие вокруг использования чёток.

1. Если бы в чётках было благо, то Пророк ﷺ сам пользовался бы ими, и сподвижники указали бы на это.

Ответ на это будет следующий: не всё, что не делал сам Пророк ﷺ , является ошибочным, а те деяния, в которых Пророк ﷺ проявил солидарность, когда они происходили перед ним, и которые он не порицал, также являются благом. Доводом к этому служит тот факт, что Пророк ﷺ сам вёл счёт на кончиках пальцев и также повелел женщинам вести счёт на кончиках пальцев, как мы это описали в начале наших доводов.

2. Некоторые учёные установили, что ведение счета как такового в азкарах является нововведением, и может возникнуть вопрос: «Какая необходимость в использовании чёток?»

Ответ на это: Поистине, слова тех, кто говорит, что ведение счёта является нововведением, опровергнуто самим Пророком ﷺ , так как он сам вёл счёт, и великие сподвижники тоже вели счёт.

А что касается мнения, что чётки дошли до нас от иноверцев или из неисламских стран, то оно не достоверно, так как мы уже подробно установили, что их возникновение и распространение берёт своё начало ещё в эпоху расцвета исламской мысли и мусульманской культуры.

Если использование чёток относится к благим деяниям с намерением возвеличить зикр и восхвалять Аллаха, то нет вреда и порицания в этом, но если использовать их в плохом деле, с намерением обрести известность и приковывать к себе внимание людей, то это является харамом.

Интересным случаем и прекрасным примером служит рассказ имама Ас-Суюти о том, как он с группой людей был на пути в Иерусалим, и их настиг отряд арабов, которые лишили его и остальную группу всего имущества, что у них было, и когда они сняли чалму с его головы, то оттуда выпали чётки. Заметив их, арабы сказали: «Он носит с собой чётки», и всё вернули ему, и ушёл он оттуда целый и невредимый. И сказал Ас-Суюти: «Смотри, о мой брат, на обладателей этих благодатных и прекрасных чёток и на то, что содержат они в себе из благ этого мира и ахирата ». («Нузхат аль-фикр фи субха аз-зикр»)

Из всего вышеприведённого необходимо сделать итоговый вывод : обоснование дозволенности использования чёток для счета зикра утверждено в нашей религии, изменился лишь их вид – косточки и камушки, а узелки на нитках и чтение зикра на кончиках пальцев преобразовались в бусинки, нанизанные на нитку, которые носят с собой праведники и на которых поминают Всевышнего, соблюдая с их помощью вирды (азкары, читаемые в определённое время в определённом порядке).

Мнений и доводов всех этих учёных достаточно для тех, кто хочет удостовериться в дозволенности чёток. Да поможет нам Всевышний.

Джалал Забихов

Количество бусинок в православных четках может быть самым разным: от 10 зерен до 500 и даже до тысячи. Характерным признаком православных четок будет их кратность «декадам» (т.е. четки будут поделены на десятки) Вообще, важно запомнить принцип - количество бусин в православных четках напрямую связано с тем или иным событием в двухтысячелетней христианской истории.

По сложившейся традиции наиболее распространенными оказались следующие четки с фиксированным количеством зерен:

Четки на 10 зерен или «перстные четки» . (). Так называют православные четки в которых будет всего десять зерен. Материал, из которых изготовлены такие четки, может быть различным - узелковые четки (сутажные или из шерсти) природный камень, кожаная узкая лента (или вощеный шнур) а также различные породы дерева. Как правило, диаметр каждого зерна у таких четок небольшой - от 6 до 11 мм. Перстные четки представляют из себя замкнутый круг с крестом (редко висячим) помещают их на указательном пальце. Число "10" символизирует "Скрижали Свидетельства" (Декалог - это заповеди данные Господом на Синайской горе Моисею)

Считаем уместным еще раз напомнить о них:

  1. "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего."

Православные четки на 20 зерен. () Удобны для совершения краткого молитвенного правила. Сами четки разделены посредине на два десятка (разделителем служит либо бусина, либо небольшой крестик) Могут быть как в форме замкнутого круга, так и с крестом, иногда такие четки украшают небольшой кисточкой. Материал изготовления так же различен: камень, шерсть, кожа, дерево. Число "20" в христианской традиции не носит какого-либо определенного, сакрального смысла. История возникновения данного количества зерен до конца не выяснена.

Православные четки на 30 зерен (). Они же «четки на тридцать». Содержат в себе зерен на «три декады».
Число «тридцать» символично связывают с Евангельскими словами: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк. 3-23)
Представляют собой замкнутую окружность с двумя бусинами-разделителями (могут быть заменены крестиками) Православные четки всегда венчает Крест (обязательно) как символ искупления человека и победы над смертью.
Такие четки нередко украшают кистью с дополнительными элементами в виде бусин. Материал изготовления так же традиционен: сутаж, шерсть, камень, дерево, кожа.

Православные четки на 33 зерна (бусины)
В память о земных годах Иисуса Христа, включая годы (3,5 г.) Его общественного служения до момента Его славного Вознесения. На Балканских четках так же будет 33 узла (т.н. «малая брояница») Устроение «четок на тридцать три» будет следующим: в продолжение круга из 30 зерен будут три дополнительные бусины (как правило, такого же диаметра) замыкать такие четки будет либо крест (подвеска), либо декоративная кисточка.

Православные четки на 40 зерен . (). Такие четки получили свое распространение в память о сорокадневном посте проведенном Спасителем в пустыне. (Мк. 1-13,. Лк. 4-2,. Мф. 4-1) Могут быть изготовлены из дерева, камня, сутажа, шерсти (из кожи практически не встречаются) Могут быть как в форме замкнутого круга (напр. православные можжевеловые четки) так и с крестом и кистью.

Православные четки на 50 зерен. ()
Четки на пятьдесят зерен делаются на молитвенную память в честь сошествия Св. Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы один из главных праздников христиан и торжественно отмечается на 50 день после Пасхи, в России праздник носит название «Троицы»)
Так же эти четки символически посвящают пятидесятому покаянному псалму «Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…» (Библия, книга Псалтирь)
Изредка встречаются четки на 70 зерен - в память о призвании Христом на служение семидесяти апостолов.

Православные четки на 100 зерен . ()
Один из самых распространенных вариантов православных четок. Основные используемые материалы: дерево, сутаж, шерсть (зачастую - камень) У монашествующих такие четки ("монашеская сотница") служат для ежедневного выполнения молитвенного правила. Что бы совершать молитву по таким четкам мирянам - по возможности, следует брать благословление у священства. Четки «на сто зерен» являют собой замкнутую форму круга, каждые десять зерен следует бусина разделитель (крестик) Венчает такие четки традиционно - православный крест (на сутажных, деревянных - напр. можжевеловых, и шерстяных возможно украшение кистью.

Старообрядческие четки на 109 бобочков (ступеней) Изготавливаются из кожи, либо из плотной материи. Подробнее, о том какой бывает лестовка читайте в статье размещенной в левом углу верхнего рубрикатора.
Перечисляемые внизу православные четки имеют меньшее распространение, но тем не менее, отметим и их.

«Богородичные четки» - число зерен там будет составлять 150 ед. соответственно рассчитаны такие четки на 150 молитв. По таким четкам читают Богородичное правило («Богородице Дево радуйся…») Почитаемый Церковью св. Серафим Саровский рассказывал о необходимости такой молитвы во время прохождения «Дивеевской канавки» по которой обошла святую обитель сама Богородица.

Православные четки на 300 зерен называют еще «Афонской трехсотницей». Распространены в монастырях Греции и Афона. В России такими четками пользуются монашествующие. В России изготавливаются из сутажа или шерсти.

Православные четки на 500 и 1000 зерен. Такие четки необходимы монахам для выполнения своего ежедневного молитвенного правила. Встречаются редко. Материал изготовления: шерсть или сутаж.
Итак наиболее часто встречающиеся православные четки будут с следующим количеством зерен: 10, 20,30, 33, 40, 50 и 100.

Благодарим за внимание. Всего самого доброго и храни Вас Бог.
Ваши "Православные четки. ру"

P.S. Данный материал можно копировать и распространять, и если честно, мы будем этому только рады. Единственно небольшая просьба - ставить ссылку на первоисточник. Спасибо.

Тасбих

Проживая в стране, где переплетаются мировые религии, мы невольно окунаемся в загадочный мир, где голоса верований поют в унисон, но голос ислама всегда будет интриговать своей особой таинственностью и неизведанностью. Неважно, где мы находимся в этот момент – на прогулке по парку, в очереди на кассу или попиваем кофе в уютном ресторанчике. Каждый раз мы вдыхаем частицы далекого, но манящего Востока, сталкиваясь с живописной архитектурой храмов, изящным плетением на страницах Корана, в гостях, где мир и покой дома охраняет шамаиль... Часто руки мусульман обвивает великолепное украшение – . Но украшение ли это? Знаете ли вы, каково их назначение?

Мусульманские четки олицетворяют собой ряд бусин, узелков или зерен, нанизанных на нить, соединяющую их воедино, образуя кольцо, которое разделяется на три равных звена (в зависимости от количества шариков). На концах нити нередко можно увидеть привески, часто – пушистые шелковистые кисти. Классические мусульманские четки состоят из 99 бусин. Это число не взято из пустоты – именно таково количество имен Аллаха. Чаще встречаются изделия из 11 и 33 бусин, разделенных привеской или же своеобразным замком – шариком большего размера. Такие четки считаются традиционными.

Интересным является факт, что любое количество нанизанных бусин делится на одно и то же число – 11. Это обусловлено тем, что мусульманская молитва состоит из 11 частей: намерение, стояние на ногах, воздаяние похвалы Аллаху, преклонение колен, падение ниц, слова молитвы, повтор имени Бога, утверждение, что нет Бога кроме Аллаха, приветствие, повторение имен Аллаха, повторение частей молитвы вместе с имамом.

Кстати, мусульманские четки носят особое название – «тасбих», что означает « повторять», « вспоминать». Нередко их шутливо называют «плеткой для шайтана».

На первый взгляд может показаться, что эти ряды идеально отполированных шариков служат лишь украшением, но это не так. История тасбих насчитывает тысячи лет. Как повествует один из хадисов, Пророк Мухаммад увидел, как одинокая женщина, сидевшая на берегу реки, пользовалась при молитве абрикосовыми косточками, и, на данный момент считается, что Пророк, одобрив это занятие, разрешил пользоваться четками и в дальнейшем. Также дозволенности перебирания четок во время совершения намаза посвящены труды известных мусульманских ученых.

Как можно догадаться основная функция тасбих – ритуальная. Перебираемые ловкими пальцами они создают определенный настрой, задают темп молитве, служат для счета прочитанных зикров (восхвалений Аллаха), способствуют духовной концентрации при совершении намаза. На данный момент четки – неотъемлемая часть каждого верующего человека.
Но этим достоинства сего гениального изобретения не ограничиваются. Еще в древности люди замечали, что перебирание четок способствует духовному умиротворению, снятию напряжения и концентрации внимания, а также с невероятной скоростью уходят стрессы, неврозы и бессонница. Также четки широко используются для подавления внезапных вспышек гнева, что необходимо правоверному мусульманину. Такое удивительное свойство вполне объяснимо – на кончиках наших пальцев находятся нервные окончания, связанные с мозговыми центрами, и воздействие на эти точки положительно сказывается на психике, обеспечивает хорошее самочувствие.

Удивительно, но такое компактное и простое изобретение способно оказывать влияние и на физическое здоровье: оно играет роль своеобразного массажа не только для рук, но и для всего организма. Тасбих способны восстановить моторику пальцев после травм, облегчить боли при артритах (а то и вовсе вылечить), стабилизировать кровяное давление. Четки – просто клад для людей, страдающих от перепадов погоды и магнитных бурь, ибо они развивают устойчивость кровеносной системы к данным явлениям.

Ислам, с присущей ему яркостью цветов и великолепием форм, награждает четки еще одной функцией – эстетической. Человек, перебирающий тасбих, приковывает внимание окружающих, вызывает интерес к своей персоне, как к серьезной и духовной личности, а также к исламу непосредственно, ведь четки – показатель религиозного статуса. В настоящее время они становятся модным аксессуаром каждого верующего.

Стоит помнить, что интерес к четкам обусловлен еще и богатым разнообразием материалов, из которых они изготавливаются. Это могут быть драгоценные и полудрагоценные камни, минералы, горные породы, а также дерево, кожа и даже шерсть. Несомненно, четки, высеченные из страстного коралла, нежной бирюзы, солнечного янтаря или царственного аметиста служат показателем материального достатка человека, но это не первостепенная их цель. Микрочастицы материала, попадающие на кожу при перебирании тасбих, усваиваются организмом и обеспечивают его необходимыми веществами, микроэлементами, эфирными маслами, минералами металлами.

Пользу четок нельзя переоценить, а достоинства нельзя измерить определенным количеством. Несомненно, тасбих – это искра веры сквозь время, средоточие энергии и здоровья на кончиках наших пальцев.

История возникновения прообраза современных четок уходит корнями во II тысячелетие до н.э. Далеко не все монахи, которые посвящали себя религиозному служению, были грамотными и умели считать. Чтобы прочитать молитву или священный текст определенное количество раз, им выдавались веревочки или полоски кожи, на которых завязывали узелки. Для этих же целей использовались и различные природные материалы, которые нанизывали на нить и перебирали пальцами: ракушки, семена, деревянные брусочки, косточки плодовых растений.

В наше время четки изготавливают из бусин. Они могут быть стеклянными, каменными или костяными, но самыми популярными по сей день остаются . Этот природный материал обладает собственным энергетическим полем, который успокаивает и защищает человека, пополняя его запас сил.

Из каких пород деревьев делают четки

Четкой регламентации по использованию того или иного дерева для изготовления четок не существует. Вы можете выбрать породу лично для себя, исходя из энергетического посыла каждой породы:

  • обладают мощной силой, которую чувствует человек, беря в руки изделие из дуба. Не зря друиды считали его энергетическим донором. Дуб излучает жизненную силу, нормализует сердечную систему и продлевает жизнь;
  • подойдут для тех, кто жаждет понять божественную природу человека, ведь это дерево считается проводником знаний небесных ко всему земному;
  • обладает сильным защитным действием, оберегая владельца деревянного аксессуара от внешнего негатива и потусторонней нечисти;
  • помогут обрести ясность сознания и ускорят процесс понимания божественных и сакральных текстов. Это дерево знаний и просветления;
  • способны научить терпению и кротости, умерить свою гордыню и найти радость в служении Богу и людям.

Чем отличаются четки мусульманские от православных

В мире много различных религий, которые помогают людям обрести свое место в жизни и стать добрее. В каждой есть свои каноны и предписания, поэтому универсальных изделий, подходящих для всех учений одновременно, не существует.

Отличие православных четок от мусульманских кроется во внешнем виде: разное число бусин и атрибутика, а также в материале изготовления. Например, православные нанизывают бусины на шерстяную нить, а последователи ислама – на шелковую.

Православные четки

На церковнославянском языке четки принято называть «вервицею». Это слово произошло от древнеславянского «вервь» – что значит «веревка» или «шнурок». На веревочку нанизывали деревянные шарики, чтобы не сбиться со счета, когда читали молитвы.

Сколько бусин должно быть в православных четках

Это зависит от того, для каких молитв они предназначены, существует два варианта:

  • Число шариков в православных четках равно количеству земных лет Иисуса. 33 бусины за каждый год, проведенный сыном Божьим с людьми;
  • Четки для христиан с числом бусин, кратным десяти – 30, 50, 100 шариков. Число десять символизирует число заповедей.
четки для православных в нашем каталоге

Для удобства использования, каждые десять бусин на нити разделены более мелкой деталью, либо миниатюрным крестиком. Это позволяет не сбиваться, и не отвлекаться на подсчет, а погрузиться в молитву полностью. Часто у монахов или священнослужителей можно видеть на шее длинные четки из 100 шариков, сомкнутых в кольцо и украшенных деревянным крестиком. Их также носят на руке, обмотав вокруг запястья в несколько рядов.

Четки для мусульман

В исламе четки называют «субха», что в переводе означает «свет» или «раннее утро». Шарики для мусульманских четок изготавливают не только из дерева, но и часто применяют такие природные материалы, как полудрагоценные камни, янтарь или стекло. Они отличаются от православных внешней роскошью и привлекательностью.

Сколько бусин должно быть в мусульманских четках

В писаниях пророка Мухаммеда указано, что их число должно быть кратно 11, именно из стольких частей состоит молитва приверженцев ислама. Чаще всего в четках мусульман можно встретить 33 или 99 шариков (по количеству имен Аллаха).


четки для мусульман в нашем каталоге

Каждые 11 бусин разделены между собой перемычкой из детали, отличающейся по форме или размеру. Замкнутые в кольцо четки на конце имеют большую продолговатую бусину, которая, в свою очередь, украшена кисточкой из нитей.

Четки и здоровье

Хотя четки и являются исконно религиозным атрибутом, и имеют цель постоянно напоминать верующему, чему он посвятил свою жизнь, нередко люди покупают себе этот аксессуар совсем не для того, чтобы отсчитывать количество произнесенных молитв.

Многим известно, и это не раз доказывали научные исследования, что разминание пальцев на руках очень благотворно влияет на общее состояние организма. Существует целая наука, которая изучает воздействие нажатия на определенные участки тела для гармонизации энергетического баланса человека, а также для снятия боли, лечения и профилактики многих заболеваний.

Неспешное перебирание гладких бусин успокаивает нервную систему, помогает дистанцироваться от внешних факторов, концентрируясь на своем внутреннем состоянии. Четки могут помочь тем, кто бросает курить снять напряжение, либо их можно использовать для проговаривания собственных позитивных установок.

Чётки, как вспомогательный инструмент для обращения к Богу, существуют в любой религии мира. Они могут быть различных цветов и фактур, старинные и новомодные. Но предназначение у них одно - каждая бусина означает определенную молитву.

Изначально для прочтения необходимого количества священного текста использовались подходящие под перебирание пальцами рук природные материалы - камешки, семена или косточки растений. Создателем чёток, прототипом нынешних, является основатель схимничества Пахомий Великий.

Проживающий в IV веке монах заметил, что большинство послушников безграмотны и не могут прочесть молитву без книги, и для облегчения запоминания текста и числа поклонов предложил завязывать узелок на куске простой веревки.

Позднее, с развитием монашеского движения, на нить стали нанизывать деревянные брусочки. С тех пор чётки являются защитой от бесовского нападения, духовным мечом и вручаются послушнику при постриге в монахи.

Значение чёток для православных христиан

Современным православным христианам чётки служат так же, как и духовным предкам:

Для истинного верующего правильное использование чёток с прочтением молитв при невозможности посетить храм заменяет церковные службы.

Количество бусин на православных чётках

Современные чётки для православных христиан представляют собой замкнутую цепь из бусин, чаще всего нанизанные на шерстяную нитку. Сколько их должно быть? Количество бывает разным, от десяти до ста, либо содержат 33 горошины, по числу земных лет Спасителя.

Каждые десять бусин служат напоминанием заповедей Христа и разделены отличными по фактуре или размерам шариками. Это позволяет полностью погрузиться в молитву, не сбиваясь на подсчет. Венчает чётки православный крест с образом Христа, который напоминает о смирении и призыве совершать духовные дела во благо. Иногда под крестом Христовым располагается нитяная кисточка, которую священники используют для окропления святой водой.

Различия в христианских и мусульманских чётках

Мусульманские четки. Главным признаком христианских чёток является наличие креста в концах соединения нитей. Поэтому отличить православные чётки от мусульманских довольно просто.

Кроме того, в звене мусульманских чёток насчитывается 11 бусин, согласно писанию Пророка Мухаммеда. Соответственно общее количество бусин может насчитывать от 11-ти до 99-ти штук, по числу имен Аллаха.

Если православные чётки чаще всего изготовлены из дерева, то мусульманские изделия делают из стекла и полудрагоценных камней. Нанизывают, как правило, на шелковую нить. Часто чётки для мусульман выглядят как произведение искусства и поражают роскошью. Место соединения нити украшают кисть, полумесяц или родовой талисман.

Как правильно молиться по четкам

Строгих правил и особенных молитв с использованием чёток не существует. Каждый мирянин сам определяет порядок моления, главное, чтобы молитва исходила от сердца и души со всей искренностью. Если ум мирянина занимает душевная тревога за близкого человека, помогут молитвы за здравие, упокой или здоровье болящего.

Однако есть общепринятая церковная практика, которая направляет на правильное сочетание молитвы и чёток.

Каждая бусина на религиозном атрибуте символизирует молитву за Иисуса Христа. Зажав большим и указательным пальцем первую бусинку, прихожанин читает Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» или молитву Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Дойдя до разделительного шарика, мирянин произносит «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть», Символ Веры или Пятидесятый псалом. Можно добавлять молитву Ангелу Хранителю, своему святому и не забывать осенять себя крестным знамением.

По окончанию всей нити чёток читается главная молитва всего христианства «Отче наш».

Многократная молитва помогает глубже вникнуть в смысл и дает возможность соприкосновения с Господом.

Чтобы не отвлекаться от прочтения молитвы, верующему нужно принять удобное расположение тела и сфокусировать внимание. Только с полным посвящением в молитву можно получить радость и успокоение от близости с Господом.

Нужно ли брать благословение

Строгого запрета на использование чёток мирянином у Церкви нет, поэтому применение без индивидуального благословления допустимо. Однако человеку искреннему и глубоко верующему следует обратиться к священнику за разрешением и напутствием для использования чёток.

Духовное лицо, наблюдая за жизнью мирянина и выслушивая исповедь сам определяет, насколько важна для православного уединенная молитва с чётками. Желающий спасти свою душу скорее обретёт благословление, а человек ищущий забаву получит отказ.

Как сделать православные четки своими руками

Изготовить чётки для себя достаточно просто. Для начала нужно определить, из какого материала они будут сделаны, ведь столь индивидуальный предмет религии накапливает силу веры и обладает сильнейшим энергетическим полем, способным успокоить человека и привести его в душевное равновесие.

Самым простейшим вариантом изготовления чёток будет обычный шнурок с завязанными на нём узелками.

Число узлов будет означать:

Так же, не трудным способом является изготовления чёток из купленных в магазине для рукоделия готовых бусин разной величины и шерстяной нити. После каждого нанизанного шара на нити завязывается узел. Законченная цепочка оформляется кистью.

Бусины для чёток бывают стеклянными, каменными или из янтаря. Но чаще всего используют натуральное дерево. Теплая текстура дерева способна давать жизненную энергию, уберегать от нечистых сил и негатива, учит терпению и кротости и даёт просветление ума.

Для изготовления изделия понадобятся:

  • Нить для бисероплетения, либо тонкая леска.
  • Брусок выбранного дерева.
  • Дрель с тонким сверлом по дереву.
  • Наждачная бумага, напильник с тонкой насечкой.
  • Лак или морилка для покрытия готового изделия.
  • Крестик.
  • Лобзик.

Вначале приготовления следует обдумать, какое количество бусин будет в чётках. Порядок действий:

Для удобства перебора чёток желательно оставлять небольшой промежуток между бусинами.

Из чего бы ни были сделаны чётки, важно помнить, что они являются личным оберегом и дают душевное спокойствие в сочетании с молитвой, идущей от всего сердца.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: