Описание одинцовой в романе отцы и дети. Образ Анны Сергеевны Одинцовой в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети. Общие черты с Базаровым

1. Загадка женской души в литературе.
2. Неординарная личность Одинцовой.
3. Новый тип женщины в литературе.

Во все времена писателей интересовало состояние и загадки женской души, отсюда такое большое разнообразие женских образов в русской литературе. Представительница слабого пола с ее подвижной психикой, склонностью к эмоциональному выражению собственных чувств представлялась авторам идеальным объектом для исследования и изучения, не говоря уже о таинственности и непредсказуемости именно русского женского характера. При этом каждый писатель наделял свою героиню теми качествами, которые бы хотел видеть в ней в идеале, в зависимости от того, какое место и предназначение в этой жизни он ей предусматривал.

К примеру, Л. Н. Толстой видел представительницу прекрасного пола в качестве хранительницы домашнего очага, матери многочисленного семейства. Именно такая участь была уготовлена его самой любимой героине Наташе Ростовой из романа «Война и мир» после замужества с Пьером. Если же женщина по тем или иным причинам не желала вписываться в строгие рамки, это сурово каралось справедливым возмездием. Достаточно вспомнить несчастную Анну Каренину, завершившую свою жизнь под колесами поезда.

Совсем иное мнение о предназначении женщин у другого великого мастера слова Ф. М. Достоевского. Он видел представительницу слабого пола прежде всего преданной спутницей мужчины, нежной и заботливой подругой, для которой возлюбленный и муж, и отец, и ребенок. Именно поэтому героини писателя склонны разделять мировоззрения своего избранника, а еще более мягко направлять, нравственно облагораживать его и заботиться о духовном развитии. Достоевский считал, что настоящая женщина по складу своего характера более остро способна ощутить несправедливость и ложь, а значит, она должна ограждать своего мужчину и своих близких от неприятностей, идти ради этого даже на самопожертвование.

В произведениях Н. В. Гоголя женщины, как правило, умны, задорны и держатся с мужчинами на равных. Они могли и схитрить, поплакав для дела, и проявить чудеса выдержки и бесстрашия. В целом это расчетливые особы, которым приходилось выживать в этом нелегком мужском мире. В большинстве рассказов А. П. Чехова представительница прекрасного пола выступала как легкое, воздушное создание. Многие его героини отличались миловидными личиками, детскими выходками и легкомысленностью. Но это совершенно не мешало им прекрасно разбиваться в событиях общественной жизни и верно оценивать обстановку. Блистая на балах и семейных торжествах, очаровывая сослуживцев и начальство мужа, прелестница нередко становилась чуть ли не единственным аргументом, продвигающим ее суженного вверх по карьерной лестнице.

У И. С. Тургенева, несомненно, было свое видение характера представительниц прекрасного пола. В своих произведениях он мастерски нарисовал немало женских образов, что послужило поводом для выделения среди реально существующих дам типа так называемой тургеневской девушки.

Одной из ярких представительниц авторской галереи являлась Анна Сергеевна Одинцова из романа «Отцы и дети». С первых мгновений знакомства с героиней читатель может понять, что перед ним предстала сильная, неординарная и цельная личность. Она разительно отличается от городских дам своей уверенностью, чувством собственного достоинства, даже некоторой властностью. При первом же взгляде на нее Аркадий мгновенно сделал вывод, что «она много уже передумала и перечувствовала» в этой жизни. Его интуиция не подвела. Рано осиротевшей и оставшейся с малолетней сестрой на руках, Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть и самой заняться небольшим имением, оставшимся в наследство, долгами отца и препятствиями, которые непременно всегда встречаются на пути неопытных девушек. Однако Одинцова не позволила отчаянию взять вверх. Она сама нашла выход из сложившегося положения: занялась хозяйственными делами, выписала престарелую тетку. Ради благополучия маленькой семьи Анна Сергеевна вышла замуж за богатого старика, который вскоре оставил ей хорошее наследство.

Молодая женщина с несвойственной многим дамам высшего света рассудительностью взялась за управление своих владений и даже ввела в своем имении строгий порядок, полагая, что без этого в деревне «со скуки умрешь». Анна Сергеевна сразу поразила главных героев своим умом, независимостью, отсутствием предрассудков, а также равнодушием к различным сплетням и пересудам, распространяющимся по местному светскому обществу: «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения». Молодая женщина, сознательно поселившаяся в деревне, сторонилась городской суеты, редко показывалась на балах, однако живо интересовалась всеми новыми идеями и достижениями науки. Отличаясь прекрасным образованием, она старалась вести свое хозяйство в ногу со временем. Для сего даже выписывала из столицы и внимательно изучала некоторые научные издания. Безусловно, ее внимание не мог не привлечь новый молодой человек, отличающийся суждениями, идущими вразрез общепринятых представлений. Молодых людей сближало то, что каждый из них старался жить своим умом, не признавая общественные авторитеты.

Однако Анна Сергеевна быстро рассмотрела в Базарове бунтаря, который никогда не удовлетворится спокойной и размеренной жизнью, так оберегаемой женщиной. Добившись определенной внешней и внутренней гармонии, Одинцова сильно дорожила этим своим состоянием: «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них». Свое спокойствие и благополучие Одинцова ставила на первое место. Именно поэтому женщина никогда не позволяла себе увлекаться чем или кем-либо: «Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию». Ее боязнь разрушить однажды уже созданную гармонию и рассудочность в самом зародыше гасит ее душевные порывы. Анна Сергеевна производит впечатление холодной неприступной особы. «Эко, как она себя заморозила», — подмечает Базаров при знакомстве с этой женщиной. Однако по-другому, Одинцова возможно бы и не выжила. Ей пришлось принять такой стиль поведения, чтобы с одной стороны вполне сносно уживаться в окружающем мире с другими его обитателями, а с другой духовно не чувствовать себя в чем-то ущербной, оставить себе пространство для внутреннего развития. Вполне понятно, почему временами Анна Сергеевна чувствует себя одинокой. Ей, как и любой женщине, хотелось бы настоящей любви, сильных чувств и увлечений, о чем она и говорит Базарову. Однако это могло бы угрожать устроенности ее жизни, поэтому минутная слабость быстро преодолевается и не оставляет никаких следов в ее душе: «Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле».

Таким образом, можно сделать вывод, что Тургенев воспринимал женщин, как равных себе по складу ума и положений, он оставлял за ними право на свободолюбие и независимость. Именно такие характеры были ему интересны. С цельной натурой, рассудительной и спокойной, на любое явление жизни имеющей свое собственное мнение, всегда приятнее иметь дело, нежели с прелестной, но легкомысленной кокеткой. В произведениях Тургенева явно просматривалось и такое общественное явление XIX века, как женская эмансипации. Прекрасные дамы становились более независимыми от мужчин. Они довольно трезво понимали, что удачное замужество просто необходимо любой женщине, поскольку способно придать некоторый вес в обществе. Однако добившись определенного благосостояния, они были склонны отказаться от брачного союза, освещенного церковью.

Эти женщины прекрасно знали себе цену и не позволяли чувствам взять верх над разумом. То есть в России складывался совершенно новый тип женщин, способных прекрасно обходиться без сильной половины, самостоятельно управлять хозяйством, и обретать экономическую независимость.

Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети» играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Локтева – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.

Кто такая Анна Сергеевна Одинцова

Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.

Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.

Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.

Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.

Тест по произведению

И. С. Тургенев не случайно ввел в свое произведе­ние образ Анны Одинцовой. Базаров должен был пройти испытание любовью. Любовь - это самое чи­стое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества.

В начале романа автор представляет нам своего ге­роя как нигилиста, человека, «который не склоняет­ся ни перед какими авторитетами, который не при­нимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм - это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глаза­ми, положить на язык, словом, только то, что можно ос­видетельствовать одним из пяти чувств».

И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой го­нит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спра­шивает об Одинцовой: «Это что за фигура? На осталь­ных баб не похожа». Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукши- ной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в го­сти, они соглашаются. Базаров пытается быть рав­нодушным. Он ведет себя очень развязно в ее при­сутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это «белибер­да, непростительная дурь», болезнь. В душе Базаро­ва бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучит и раздражает его, но все-таки он мечтает об от­ветной любви.

Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разго­вор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтиче­ском.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее «глупо, безумно», по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей интересен Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Один­цовой и едет к родителям. Там, помогая отцу, База­ров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он отбрасывает все сомнения и убежде­ния и посылает за Одинцовой. Перед смертью База­ров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Базаров жертвует всем ради любви - своими убеждениями и воззрениями. Он готов к этому чув­ству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, ох­ватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В 1983 году вышла еще одна экранизация романа Тургенева – четырехсерийная лента «Отцы и дети» с Натальей Даниловой в роли Одинцовой. Фильм снял режиссер Вячеслав Никифоров на киностудии «Беларусьфильм».

В 2008 году четырехсерийную экранизацию «Отцов и детей» сняла режиссер . В образе Анны Одинцовой выступила актриса . Богатую усадьбу Одинцовой снимали под Брянском в поместье Тютчева, которое сейчас стало музеем-заповедником. Это большой каменный дом с колоннадой в стиле русского классицизма.


В фильме Авдотьи Смирновой сцена объяснения Базарова и Анны разворачивается в комнате, которая заставленная богемским стеклом, хрупкими бокалами и кувшинчиками. Дребезжание тонкого стекла подчеркивает напряженность сцены и хрупкое изящество дворянского мира, в который Базаров врывается, как слон в посудную лавку.

Цитаты

«По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо».
«Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти».
«В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет».

Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети » играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Одинцова – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.

Кто такая Анна Сергеевна Одинцова

Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.

Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж.
От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.

Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.

Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: