Стихи для запоминания ударений в словах. Как запомнить, где в слове делать ударение

ико́та
Икота, ико та,
Уходи на Федо та.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.


и́ксы
1. Играли весело реми ксы,
А мы все вычисляли и ксы.
2. По улице гуляли фи ксы,
Мы в школе вычисляли и ксы.


инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Ве ры
Обе мамы - инжене ры.


инструме́нт
Предъявите докуме нт -
Мы дадим вам... (инструме нт).


и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро -
Коль неверно, то искра́,
Если верно - и́ скра!
(С. Белорусец)


катало́г
1. Ударение в слове катало г
Падает всегда на третий сло г!
2. Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смо г,
В ней бывает картотека,
Специальный катало г.
3. Подарок выбрать мне помо г
Один хороший катало г.


кварта́л
1. Мы прошли нема ло -
Целых два кварта ла.
2. В бухгалтерии авра л -
Завершается кварта л.
3. День отчётности наста л,
Время закрывать кварта л.


кладова́я
- Что стоишь, завхоз, зева я?
- Опустела кладова я.


кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожида ла,
Ведь ложку сахару я кла ла.
2. Бережно я книги протира ла,
Потом в коробочку их кла ла.


ко́гтя
В бочке есть и ложка дё гтя:
Кошки нет без остренького ко́ гтя.


коры́сть
Всё мыши смогут перегры зть,
Коль будет с этого коры сть.


краси́вее
1. Чем человек счастли вее,
Тем выглядит краси вее.
2. Тот из нас счастли вее,
В ком душа краси вее.


креме́нь
1. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый де нь.
Не расколется креме нь.
2. Я купил себе реме нь
Крепкий, будто бы креме нь.


ле́ктор
Будет новый «ле ктор» -
Предупредил проре ктор.


ло́ктя
1. Царапинка у ло ктя
От кошачьего ко гтя.
2. А собачка не без ко гтя -
Вот царапина у ло ктя!


ломо́та
Тяжела была рабо та -
В теле всём теперь ломо та.


ломо́ть
Жалко весь, но дайте хо ть
Хлеба вашего ломо ть.


мастерски́
Лишь потёр слегка виски ,
Выпил виски мастерски .


мозаи́чный
Подарок мозаи чный,
Вполне себе прили чный.


мусоропрово́д
На площадке - хорово д,
Чистят - мусоропрово д.


нача́в
Я понял весь уста в,
Только читать нача в.


нача́вший
1. Он был уже уста вший
И отступать нача вший.
2. Хоть он и много повида вший,
Но чувством проникаться был нача вший.


нача́вшись
1. Мы разошлись не попроща вшись,
Окончился роман и не нача вшись.
2. Ты ушёл, её и не дожда вшись,
Встреча закончилась и не нача вшись.


новорождённый
Я ужасно утомлё нный,
Брат не спит новорождё нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)


новосте́й
1. Я жду своих госте й
И с ними новосте й.
2. Услышать я хочу весте й,
Хороших добрых новосте й.


облегчи́ть
Непросто ударенья заучи ть!
Стихи задачу могут облегчи ть!


опто́вый
1. Построили в городе но вый
Красивый магазин опто вый.
2. Возле улицы садо вой
Магазин открыт опто вый.


оркестро́вая
Была уже совсем не но вая
В театре яма оркестро вая.


осве́домить
Чтоб территорию иссле довать,
Жильцов надо осве домить.


парте́р
1. В доме - чудесный интерье р,
Возле него цветной парте р.
2. Премьера фильма про моде рн,
Билеты взяли мы в парте р.


плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спроси ть:
Будет ли яблоня плодоноси ть?
2. Дерево можно исцели ть,
Будет оно плодоноси ть.


пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же жда ть?
Надо трубу пломбирова ть!
2. Зубик болит. Не горева ть!
Пошли его пломбирова ть!


позвони́шь
1. Ну, почему же ты молчи шь,
Ведь я спросила: позвони шь?
2. Ему ты этим отомсти шь,
Если ему не позвони шь.


премирова́ть
1. Директор должен написа ть:
Кого, за что премирова ть.
2. За труд не надо забыва ть
Работников премирова ть.


прину́дить
1. Свет солнечный её разбу дит,
Гулять на улице прину дит.
2. Холодный ветерок осту дит,
Одеться потеплей прину дит.


при́няли
Всё они предпри няли,
Решение уже при няли.


развите́е
1. Учись-ка ты быстре е,
И будешь развите е.
2. Считай, читай скоре е,
И будешь развите е.


реме́нь
Я купил себе реме нь
Крепкий, будто бы креме нь.


свёкла
1. Мы у тёти Фё клы
Ели борщ из свё клы!
2. Свёкла плакать начала,
До корней намо кла:
- Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свё кла.
(П. Синявский)


сверли́т
1. У соседей голова боли т -
Он стену целый день сверли т.
2. Он на лавочке сиди т,
Взглядом все её сверли т.


сли́вовый
1. Несу в корзине и вовой
Пирог с начинкой сли вовой.
2. Сок я сли вовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.


сори́т
Тот природу не храни т,
Кто на улице сори т.


столя́р
Красит здания маля р,
Мебель делает столя р.


танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессо нница,
Не устала ещё танцо вщица.


тво́ро́г
Бабка испекла пиро г
Да забыла про творо г.


то́рты
1. В музее - натюрмо рты:
На них - цветы и то рты.
2. Не налезли шо рты -
Часто ели то рты.
3. Сперва -
Их на кусочки режьте.
А следом -
Открывайте рты -
И с наслажденьем
То́ рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)


трансфе́р
1. Запотел секундоме р -
Столь тяжёлым был трансфе р.
2. Грустил дядя офице р,
Не прибыл его трансфе р.


ту́фля
Слово «ту фля» я прочту
С ударением на «ту ».


убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты твори ть!
Известность надо убыстри ть.


углуби́ть
1. Чтобы было легче жи ть,
Знания нам нужно углуби ть.
2. Корабли не смогут плы ть -
Канал здесь нужно углуби ть.


украи́нский
Харчо - суп грузи нский,
А борщ - украи нский.


уме́рший
1. Он был какой-то потускне вший,
Как лебедь в опере уме рший.
2. И сад был полностью сгоре вший,
Наверное, он был уже уме рший.


фено́мен
1. Вынесли приговор: он невино вен.
Столь странный это был фено мен.
2. Зверь этот был просто огро мен,
Такой загадочный фено мен.


фети́ш
1. Нет, ему не угоди шь.
Думает, что он - фети ш.
2. А куда ты так спеши шь?
Ведь работа не фети ш.


хво́я
1. Елкё не было поко я -
Нравилась котёнку хво я.
2. После солнечного зно я
Свежестью одарит хво я.


цеме́нт
Для строителей в моме нт
Машина привезёт цеме нт.


ша́рфы
А у нашей Ма рфы -
Все в полоску ша рфы.


шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси .


щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шме ль
И уселся на щаве ль.
2. Срубили е ль,
Сорвали щаве ль.


щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля .


Тренировка памяти
>
Как запомнить, где в слове делать ударение

Наверняка вы хотя бы раз испытали чувство смущения, когда сомневались, правильно ли поставили ударение в том или ином слове. А сколько раз пытались запомнить правильный вариант! Вспомните, как режет слух, когда кто-то делает в слове неправильное ударение. Тем не менее есть слова, в произнесении которых ошибаются даже очень образованные люди, часто сами себя поправляя, но так и не будучи до конца уверены в правильности своего варианта.

Например, как правильно сказать слово "торт" во множественном числе? ТортЫ или тО рты? А слово "туфли" в единственном числе? ТуфлЯ или тУ фля? Говорят, что, чтобы писать грамотно, надо много читать, а что же делать для того, чтобы ставить в словах правильное ударение, ведь в книгах ударение не указано? А вокруг все говорят по-разному, вот мы и не можем запомнить, как же правильно. Особенно тяжело, конечно, приходится детям. И хотя таких слов в русском языке не так много, они могут вызывать трудности всю жизнь.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У " можно составить такой сюжет: "ТУ фля выпала из самолета "ТУ ". Или представить такую картинку: "ТУ ча, похожая на ТУ флю". Или: "ТУ шью измазали ТУ флю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О ", можно составить коротенький сюжет: "ТО лстый, потому, что любит ТО рты", - или придумать Рифму: "Долго ели тО рты - не налезли шО рты". Другой вариант: "Не пошли на кО рты - стали кушать тО рты".

Перед вами слова, в которых часто допускаются ошибки в ударениях и фразы, которые могут помочь запомнить, где его правильно ставить. Посмотрите, быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.


ДоговО р (а не дО говор)

ДогоВОР украл ВОР.


КаталО г (а не катА лог)


КатаЛО г съела ЛО шадь
В катаЛО ге ЛО жка вместо закладки.


АлфавИ т (а не алфА вит)


Заучив весь алфаВИ т,
он имел усталый ВИ д.


ЗвонИ т (а не звО нит)


Добрый доктор АйболИТ
спрашивает: "Кто звонИТ ?"


ШассИ (а не шА сси)


Пилот потратил много СИ л,
но всё же выпустил шасСИ .


ЖалюзИ (а не жА люзи)

На ЗИ му жалюЗИ купил.

БаловА ть (а не бА ловать)


БалоВАТ ь сладкой ВАТ ой.


КоклЮ ш (а не кО клюш)


КЛЮШ ка в углу отдыхает,
а мальчик коКЛЮШ ем страдает.


КремЕ нь (а не крЕ мень)

Меняю креМЕНЬ на реМЕНЬ .


КУ хонный (а не кухО нный)

Полотенцем кУХО нным вытер УХО .

ПЕ тля (петлЯ )


В ПЕТ ле трудно ПЕТ ь.

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна (МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района)

Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек.Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог
Ел и твОрог, и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.(наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва" Просвещение"2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
(Б. Успенский).
Для уроков по теме "Окончания существительных" можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.

Инструкция

Ударение - это выделение одного из слогов слова, имеющего наибольшую силу. Литературная речь подразумевает соблюдение определенных правил, в том числе и в постановке ударения. Однако в нет четких инструкций по этому поводу. Ударение в нем, в отличие от многих других языков, свободное, или плавающее. В отличие от французского, где, согласно правилам, всегда падает на последний слог, в может попадать на любой из них.

Чтобы определить, на какой слог должно падать ударение, подставьте тыльную сторону ладони под и произнесите нужное слово. На каком слоге ваш подбородок коснется ладони, тот слог и будет ударным.

Однако в русском языке есть особенные слова, правильная постановка ударения в которых всегда вызывает вопросы. Таких слов всего лишь 20 и их называют исключениями.

Наиболее часто ударение ставится в слове «звонИт». Вам необходимо запомнить, чтоударение в словах с этим всегда ставится на букву «и». Еще одно каверзное слово русского языка - «договОр». В этом всегда ставится на последнее «о». Слово «красИвее» также может вызвать затруднения. Здесь ударение падет на букву «и». Запомнить подобные слова достаточно просто: выпишите их и как можно чаще читайте вслух.

Сложности при постановке ударения вызывают и иноязычные слова. Для того чтобы расставить в них акценты правильно, вам достаточно запомнить, что ударение чаще всего сохраняется на слоге, который был ударным на его родном языке.

Чаще обращайтесь к орфографическому и орфоэпическому словарям, чтобы уточнить слово, постановка ударения в котором вызывает у вас затруднения.

Обратите внимание

Красивая грамотная речь существенно влияет на имидж человека. На своем родном языке вы просто обязаны говорить правильно, так как ошибки в произношении слов значительно снижают культуру общения.

Связанная статья

Ударение в русском языке нефиксированное, то есть оно не падает всегда на какой-то определенный слог, как, например, в венгерском или финском языках. Определенных правил того, как ставить , тоже не существует, поэтому вопросы русского произношения зачастую волнуют не только иностранцев, но и самих носителей языка.

Нередко люди, слышащие русский язык с детства, полагают, что у них нет проблем с расстановкой ударений. Но так ли это? Проверьте, правильно ли вы произносите слова, которые относятся к категории наиболее «проблемных»: алфавИт, баловАть, бряцАние, вероисповЕдание, ворожеЯ, диспансЕр, заржАветь, звонИть, Иконопись, каталОг, килоМетр, квартАл, кОмпас, мизантрОпия, нАбело, Обнял, процЕнт, сантимЕтр, облегчИть, придАное, свЁкла, созЫв, освЕдомиться, сосредотОчение, пломбировАть, принУдит.В словах « », «порты», «банты», «борты», а также в их формах, всегда ставится на первый слог. А вот слова « » можно так, как вы привыкли: в нем допускается двоякое расположение ударения. То, куда ставить ударение, может зависеть и от контекста: например, в «атлас» оно падает на первый слог, если речь идет о собрании географических карт, и на второй, если имеется в виду ткань. Другой пример: харАктерный человек и характЕрный танец. В некоторых случаях русское ударение подчиняется определенным закономерностям. Например, во ударение ставится на первом слоге, но в форме ед. числа женского рода обычно падает на окончание: вЕсел – вЕселы – веселА; глуп – глУпы – глупА; нАчат – начатА. Это относится и к глаголам прошедшего времени женского рода ед. числа: брАло – бралА, жИли – жилА, лИло – лилА. Но есть исключения: клАла, крАла и т.д.Иногда (за, под, по, на, из, без) принимают ударение на себя, оставляя безударным следующее после них . Примеры: нА воду, нА руку, нА сто, пОд ноги, пО морю, Из носу, дО ночи, час От часу и др. Но таких правил немного. В большинстве случаев ударение приходится запоминать, а если сомневаетесь, лучше всего проверять себя по словарям. Среди них существуют те, которые полностью посвященные произношению, – орфоэпические. Но если такового под рукой не оказалось, ударение в словах можно проверить по любому другому словарю, например, орфографическому или толковому. Можно также воспользоваться ресурсами.

Связанная статья

Источники:

  • Розенталь Д. Э. Основные правила русского произношения
  • ударение в слове веселы

Совет 3: Как правильно ставить ударение в слове «оптовый»

Слово «оптовый» принадлежит к числу так называемых «ошибкоопасных» слов: его написание обычно не вызывает проблем, но при произношении часто допускаются ошибки в ударении.

«Оптовый» – правильное ударение

В современных словарях русского языка нормативным признается только один вариант ударения в «оптовый» – на втором слоге. Причем это правило действительно для всех падежных форм этого прилагательного, для всех родов и чисел. Например, «заниматься оптОвыми закупками», «сложности оптОвой торговли», «оптОвые цены».


Никаких исключений не существует, поэтому на первый слог в любом случае может считаться орфоэпической ошибкой. Некоторые словари даже особо подчеркивают недопустимость такого произношения.


Почему ударение в слове «оптовый» на втором слоге

Прилагательное «оптовый» – производное от существительного «опт». И у этого существительного во всех формах ударение падает на первый слог (например, «Оптом»). Неудивительно, что в других словах с тем же корнем хочется поставить ударение на его «привычное» место.


Однако в русском языке , образованных от односложных существительных, ударение чаще всего падает на суффикс или окончание, а не на основу слова. Например, «хор» – «хоровОй», «пух» – «ПухОвый», «тигр» – «тигрОвый», «кость» – «костянОй» и так далее. И слово «опт» не стало исключением – при образовании прилагательного «оптовый» ударение также перешло с основы на суффикс.


Кстати, в старых словарях можно встретить вариант произнесения слова «оптовый» с ударением на последнем слоге, но с несколько измененным окончанием – «оптовОй». Например, эту форму можно увидеть в этимологическом словаре Фасмера, вышедшем в середине XX века. Сейчас эта форма уже устарела и ударение на окончание не является нормативным. Однако интересно, что вариант, который часто можно услышать в речи – «Оптовый» (ударение на первый слог) _ и в тот период не считался правильным.


Совет 4: Как правильно ставить ударение в слове «эксперт»

В слове «эксперт» ударение может вызвать затруднение: это слово принадлежит к числу «ошибкоопасных», и достаточно часто можно услышать произнесение с акцентом как на первом, так и на втором слоге. Как же правильно?

Какое ударение в слове «эксперт» и однокоренных словах

Все словари русского языка единодушны – в « » должно ставится на второй слог, на гласную Е – «экспЕрт». На это указывают такие популярные издания, как словарь Ожегова или Даля, орфографические и орфоэпические словари.


При этом акцент на первом слоге считается достаточно грубой орфоэпической ошибкой, и некоторые справочные издания (например, «Русское словесное ударение») даже особо отмечают недопустимость такого произношения.


Ударение на втором слоге сохраняется и во всех падежных формах этого слова: экспЕрта, экспЕртам, экспЕрту и так далее.



В прилагательном « », как и в слове «эксперт» ударение будет падать на второй слог: «экспЕртная комиссия», «экспЕртные заключения» и так далее. Ударение на «е» сохранится и в сложносокращенных словах (например, «судмедэкспЕрт»). А в слове «экспертиза» акцент смещается на третий слог. Главное, что необходимо запомнить – гласный «э» в первом слоге в таких словах всегда будет безударным.

Как запомнить правильное ударение «экспЕрт»

Для того чтобы запомнить правильное произношение слова «эксперт», можно воспользоваться проверенными мнемоническими приемами. Так, ударения хорошо запоминаются при помощи коротких двустиший – тогда ритмика стиха сама «подталкивает» к постановке правильного ударения.


В слове «эксперт» ударение запомнить можно при помощи такого двустишия:


Запечатал наш эксперт


Заключение в конверт.



Ждет художник у мольберта


Заключения эксперта.


Для запоминания правильного произношения можно вспомнить и о значении слова «эксперт». Оно происходит от латинского expertus (опытный), и эксперт по определению всегда является специалистом в какой-либо из областей. Если – «спец». Поэтому можно запомнить, что «эксПЕрт – сПЕц», а значит, именно второй слог здесь главный, поэтому в слове «эксперт» ударение должно падать именно на Е.

Совет 5: Как правильно ставить ударение в слове «украинский»

Многие считают, что в слове «украинский» ударение можно ставить как на «А», так и на «И» – и тот, и другой вариант является правильным. Однако это не так – в соответствии с современными правилами русского языка нормативным является только один вариант.

«Украинский» – правильное ударение на «И»


В некоторых изданиях (например, «Русское словесное » Зарвы) даже специально отмечено, что вариант ударения «укрАинский» является неверным. Произнесение этого с ударением на втором слоге считается орфоэпической ошибкой.


Ударение на «И» сохраняется при склонении и изменении по родам или числам: «украИнский борщ», «украИнские территории», «украИнская литература», «украИнский костюм».

«Украинец» и «Украина» – ударение на третий слог

В названии страны – Украина, а также таких словах, как «украинка» или «украинец» ударение в соответствии с нормами русского литературного языка также ставится на «И», на третий слог. Это также является единственным нормативным вариантом, который фиксируют как орфографические, так и орфоэпические словари.

Ударение «укрАинский» – устаревшая норма

Мнение о том, что в прилагательном «украинский» ударение может (или даже должно) падать на «А» хоть и является ошибочным, но все-таки легко объяснимо. Дело в том, что правила произношения слов со временем меняются, и в прошлом в русском языке ударение в слове «украинский» ставилось именно на второй слог. И это было логично – ведь устаревшее название Украины звучало как «Украйна», с ударением на «А» во втором слоге.


Потом нормы изменились. И до середины XX века многие словари русского языка фиксировали двойную норму ударения в слове «украинский» – как на втором, так и на третьем слоге.


И вариант «укрАинский» с ударением на «А» (так же, как и произношение «Украйна») можно встретить в русской поэзии – например, у Осипа Мандельштама («…перекличка поездов,/ да укрАинская мова / их растянутых гудков» ). И почти у всех на слуху первая строчка знаменитой поэмы Пушкина «Полтава»: «Тиха укрАинская ночь » . Именно ее часто приводят в качестве аргумента люди, считающие это ударение правильным. Классик же не мог ошибаться!


Действительно – классик не ошибался, и это произношение не является поэтической вольностью и полностью соответствует правилам русского языка того времени. Но с тех пор русский язык значительно изменился, и в XXI веке в прилагательном «украинский» ударение должно ставиться на третий слог.


Совет 6: Как правильно ставить ударение в слове «алфавит»

С изучения алфавита начинается знакомство с чтением и письмом – но, несмотря на это, произнося само слово «алфавит», многие допускают ошибки в постановке ударения. На какой слог его нужно ставить?

«Алфавит» – ударение по современным нормам

Не секрет, что слово «азбука» образовано от названий первых двух букв – «аз» и «буки» (так раньше именовались «А» и «Б»). Слово «алфавит» образовано точно так же, но только в качестве составляющих использовались буквы греческого алфавита. Первая – «альфа», вторая – «бета». В позднегреческом название «бета» стало произноситься как «вита» – так и получился «алфавит» (ἀλφάβητοσ).


В греческом ударным был второй слог, вторая «А». Одно время произношение сохранялось и в русском. Однако языковым нормам свойственно меняться, сейчас произносить «алфАвит» с ударением на втором слоге считается недопустимым.


Все словари русского языка указывают на то, что в слове «алфавит» надо ставить на последний слог – это единственный вариант произношения, соответствующий нормам русской литературной речи и являющийся правильным.


Часть справочных изданий даже особо обращает внимание на то, что «алфАвит» с ударением на втором слоге – ошибка. Такие запретительные пометки, предостерегающие от орфоэпических ошибок в этом слове можно увидеть, например, в словаре «Русское литературное произношение и ударение» или в «Словаре трудностей произношения и ударения в современном русском языке».


При склонении слова «алфавит» ударение будет оставаться неизменным – оно всегда будет падать на основу слова, на гласную «И».



Устаревшее ударение «алфАвит» иногда можно встретить в поэтической речи или услышать со сцены. В таких случаях, как правило, использование устаревшей нормы является стилизацией – или же способом подчеркнуть невысокий культурный уровень героя, делающего грубые орфоэпические ошибки.

Правильное ударение в слове «алфавитный»

В прилагательном «алфавитный» ударение падает на тот же слог, что и в существительном, от которого оно образовано, на гласную «и»: «в алфавИтном порядке», «алфавИтные списки», «алфавИтный каталог ».


Совет 7: Как правильно ставить ударение в слове «по средам»

Слово «среда» – многозначное. И то, на какой слог надо ставить ударение – «по срЕдам» или «по средАм» (а именно дательный падеж множественного числа вызывает больше всего вопросов), зависит от того, что имелось в виду: день недели, или же окружение.

Как ставить ударение «по средам», если речь идет о дне недели

Еще несколько десятилетий назад единственно верным вариантом, указываемым словарями в качестве литературной нормы, было непривычное для многих «по средАм». Однако правилам русского языка свойственно со временем меняться, и сейчас «по срЕдам» с ударением на «Е» уже не считается ошибкой или вариантом, допустимым только в разговорной речи. Многие авторитетные справочники, вышедшие в последнее десятилетие, указывают оба этих варианта как равноправные. В качестве примера можно привести орфографический словарь Лопатина, издающийся под эгидой РАН или Резниченко, входящий в официальный справочных изданий, рекомендованных при использовании русского языка как государственного.


Таким образом, официальнои ударение «по срЕдам», и «по средАм» считается правильным . Однако ударение не «Е» пока еще не является «признанным» всеми без исключения справочными изданиями, да и многие люди по привычке считают его ошибкой.


Поэтому, если хочется, чтобы литературная речь звучала безупречно, из двух равноправных вариантов произношения пока еще советуют использовать старую, бесспорную академическую норму ударения «по средАм» . Именно это произношение (которое многим кажется непривычным и «режущим слух») рекомендуют использовать диктором радио и телевидения:



  • по средАм в проводятся танцевальные вечера для любителей танго,

  • «Фиалки по средАм » – один из известнейших рассказ Андре Моруа,

  • я предпочитаю совершать поездки в супермаркет по средАм , в середине рабочей недели.

При склонении слова «среда» в значении «день недели» в творительном и предложном падеже множественного числа «академическое» ударение также должно падать на второй слог, на гласную «А».


На какой слог ставится ударение «по средам», если речь идет об окружении

Слово «среда» может означать:

В третьем значении слово «среда» используется только в единственном числе. А в первых двух случаях в падежной форме «по средам» ударение может падать только на «Е» в первом слоге – по «срЕдам» . Именно этот вариант является единственно правильным и фиксируется в качестве нормы всеми без исключения справочными изданиями.


При склонении во всех формах единственного числа ударенным будет окончание, а во множественном – основа:


  • обеспечены питательными срЕдами на все время эксперимента,


  • срЕды обитания у этих животных существенно отличаются,

  • эмоции человека во многом обусловлены городской средОй ,

  • над мещанской средОй иронизировали многие русские писатели.

Таким образом, при постановке ударения в «по средам» ударение на «Е» не будет ошибочным ни в одном из значений. Однако, если имелся в виду день недели – предпочтительней использовать «старшую» акцентологическую норму с ударением на второй слог – «по средАм».


В русском языке есть группа слов, постановка ударения в которых в единственном числе не вызывает никаких сложностей, но при склонении или изменении по числам возникают вопрос. К их числу относится и слово «кран». Как правильно ставить ударение в форме множественного числа – «кранЫ» или «кранЫ»?

«Краны» - на какой слог ударение

При образовании множественного числа от слова «кран» ударение будет падать на первый слог – «крАны» . Именно такое произношение приводится во всех словарях русского языка. И только оно является правильным, соответствующим нормам русского литературного языка. Ударение «кранЫ» считается ошибкой , причем довольно грубой.


Слово «кран», принадлежит к группе существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением на основе. Это означает, что при склонении таких существительных вне зависимости от числа и падежной формы ударение всегда будет оставаться на одном и том же слоге. Например:


  • на горизонте виднелись строительные крАны ,

  • из неплотно закрытых крАнов капала вода,


  • по пользованию пожарными крАнами ,

  • для ремонта надо купить крАны , трубы и смесители.

Как запомнить правильное ударение «крАны»

К группе существительных с фиксированным ударением принадлежит и еще ряд слов, произношение которых во множественном числе порой вызывает ошибки. Например:


  • бАнт – бАнты – бАнтами – бАнтов,

  • вОзраст – вОзрасты – вОзрастами – вОзрастов,

  • склАд – склАды – склАдами – склАдов,

  • тОрт – тОрты – тОртами – тОртов,

  • хлЕбец – хлЕбцы – хлЕбцами – хлЕбцев.

Для слов этой группы надо просто постараться запомнить, что ударение во всех формах в них будет таким же, как и в именительном падеже единственного числа.


Для того, чтобы облегчить процесс запоминания правильной формы произношения, можно придумать короткие стихотворения-подсказки, срифмовав «сложные» слова с теми, ударения в которых не вызывают сомнения.


Например, для того, чтобы запомнить правильное ударение «крАны», можно использовать в качестве рифмы катамараны, экраны, рестораны, мембраны, а также баранов, тиранов, варанов и т.д.


Например:


Домашние тирАны не закрывают крАны.



На экрАнах ресторАнов не найти подъемных крАнов.

Зависит ли ударение в слове «кран» от значения

Слово «кран» в русском языке имеет несколько значений. Это может быть:


  • запорное устройство для жидкостей или газов,

  • механизм для подъема или перемещения тяжелых предметов,

  • устройство для управления тормозной системой.

Иногда можно встретить утверждения, что, если речь идет о сантехническом оборудовании, то правильно произносить «кранЫ», а во всех остальных случаях – «крАны». Это не так: в соответствии с правилами русского языка вне зависимости от значения этого слова ударение в нем должно падать на «А» .


Ударение «кранЫ», достаточно распространенное в профессиональной речи, к примеру, сантехников, выходит за рамки литературной нормы языка. Некоторые словари фиксируют такой вариант произношения как профессиональный жаргонизм. При этом, к примеру, в орфоэпическом словаре И. Резниченко содержится специальное примечание, снабженное восклицательным знаком о неуместности вариантов ударения «кранЫ» и «кранОв» в строгой литературной речи.

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер ;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ .

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр , ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр .

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод .

4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг .

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть .

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.


2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.


3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ- :
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ :
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ :
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить , образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвш ий, налИвш ий, посмотрЕвш ий.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлот ый, колОть – кОлот ый, согнУть – сОгнут ый, завернУть – завЁрнут ый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв , отдАв , поднЯв , прибЫв , начАвши сь.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя .
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: