Удивительные факты о животном мире. Носороги, девственницы и сердце обезьяны. Конрад Геснер о животных Конрад геснер тритоны и сирены

Научная работа Конрада Геснера "История животных" была написана более четырехсот лет назад (1551 г.). Она родилась в те давние времена, когда многие виды африканской фауны жили в воображении людей только как предполагаемые, известные по рассказам, часто таинственные, а порой и просто выдуманные. Поэтому не следует удивляться, что иногда эти описания были просто искажены и не имели под собой научной основы. И все же работу профессора Геснера мы относим к числу ценных научных публикаций в области зоологии.

Книга Геснера явилась важным шагом вперед на пути познания различных видов животных, которые до этого были мало изучены или о них ничего не было известно. Геснер занял достойное место среди прогрессивных деятелей, которые в самых различных формах и в самых различных областях науки, на протяжении веков, расширяли знания и опыт человечества и тем самым оказывали влияние на его развитие.

Труд Геснера можно рассматривать как эксперимент, который положил начало последующим, постоянно расширяющимся исследованиям.

Ниже приведены множество комичных по современным взглядам убеждений. Читая их можно получить массу удовольствия.

Введение. "Общая книга о животных" - это настоящие и якобы существующие подобия четвероногих, как укрощенных, так и диких, живущие в Африке, подробное описание их внешнего вида, внутреннего устройства, врожденных качеств, случайных болезней и их лечения, особенной и многосторонней их полезности. На латинском языке написал известный ученый Д. Конрад Геснер.

Буйвол.

  • Читать дополнительно: буйвол африканский (кафский)

Буйвол совершенно черный и высокий, как стройный венгерский вол, однако, у него более сильные конечности и грубая кожа. У него крутой широкий лоб, а на нем, вокруг рогов, - много кудрявой шерсти. Говорят, что это животное было сначала дикой коровой и жило в диких местах Африки, откуда и попало в Европу. Слухи ходят еще такие, что буйвол - мирное и спокойное животное, однако он может впасть и в ярость. Поэтому буйволу вставляют в нос кольцо, чтобы его можно было куда угодно отвести. Когда он разъярится, страшно кидается и бешено копытами разбрасывает землю вокруг себя. И хотя буйвол не умеет хорошо бегать, в бешенстве он несется на каждую стену и не обращает внимания ни на огонь, ни на стрелы, ни на мечи. Но теленком он очень игривый, ласковый и кроткий. Как только вырастает - становится злым и упрямым.

Буйвол очень полезное животное. Молоко буйволицы столь же хорошо, как и коровье, из него делают вкусный сыр, в Риме мучачо называемый. Мясо буйволов жесткое и не очень для еды пригодное. Буйволов используют особенно как рабочий скот, потому что один буйвол может потянуть столько, сколько две лошади. Из рогов и копыт буйвола изготавливают кольца, которые носят на пальцах, и браслеты, которые носят на руках и ногах, они охраняют от судорог.

Если кто-нибудь проходит около стада буйволов, должен следить, чтобы не было на нем или у него в руках чего-нибудь красного. Красный цвет особенно сильно буйволов раздражает.

Дева-обезьяна

Дева-обезьяна, по-латыни Sphinx, имеет каштановые волосы, два соска на груди, а внешность ее напоминает деву нежной красоты. Диодор Сицилийский говорит, что эти обезьяны страшно любят разные проказы устраивать. Никогда их не удается укротить до такой степени, чтобы они не вредили тем, кто их мучает. Но с теми, кто их в покое оставляет, они в мире живут. Некоторые ученые мужи утверждает, что голова, плечи и руки у них, как у девы, верхняя часть тела похоже на собаку, крылья, как у птицы, голос человеческий, когти львиные, а хвост, как у дракона.

Палефат рассказал об этом животном интересную историю: некий Кадм имел жену амазонку по имени Сфинкс, которую он взял с собой в военный поход против фиванцев, королем которых был Дракон. Кадм короля убил, страну его покорил и на его сестре Гармонии женился. Сфинкс, узнав о том, что Кадм взял себе в жены другую женщину, дворец его разгромила, и народ против Кадма подняла. Многие жители пошли за ней, в горах лагерь разбили. А тем временем Сфинкс побывала у Кадма и его любимую собаку забрала, чтобы тоска его сердце измучила. Укрепилась она на горе, каждый день на подданых Кадма нападала, в плен их брала и сжигала потом, пока Кадм высокое вознаграждение не пообещал тому, кто Сфинкса убьет. Взялся за это юноша по имени Эдип. Ночью на коне на гору поднялся и женщину у бил, тем войне положил конец.

Обезьяна

Обезьяна, внешне похожа немного на человека, однако по внутренностям отличается от человека из всех животных больше всего. Обезьяны чаще всего живут в варварских странах, особенно в Мавритании. Там их можно видеть многочисленными стадами, как описывают Страбон и Посидоний. Все обширные земли между Египтом и Нубийским королевством полны удивительных обезьян.

Из всех животных обезьяна самая любопытная, она хочет во всем подражать, но делает все всегда наоборот. Митаний утверждает, что обезьяна может научиться играть в шахматы.

Обезьян ловят следующим образом: поскольку обезьяна является животным, которое хочет во всем подражать человеку, ее можно легко поймать. Охотник, который хочет поймать обезьяну, садится под дерево, на котором сидит обезьяна, наполняют кубок водой и умывают лицо. Потом этот кубок наполняет снова, но клеем. Обезьяна подойдет и захочет, как и охотник, тоже помыть глаза. При этом она их так залепит, что перестанет видеть, после чего ее легко поймать.

Если кого-нибудь укусит обезьяна, хорошо приложить к ране растертую и высушенную кожуру редиски. Помогает также желчь вола, если вовремя приложить ее к ране.

Врачам и фельдшерам может послужить сердце обезьяны - высушенное и растертое в порошок, оно вылечит сердечные болезни, помогает, также, при начинающейся чахотке. Если положим спящему человеку сердце обезьяны под голову, ему будут сниться кошмары.

Китайцу делают из обезьяньей крови прекрасную коричневую краску.

http://www.kulichki.com/plife/PLIFE.htm

Иллюстрация из книги Геснера «История животных»

Швейцарский ученый энциклопедист Конрад Геснер (Гесснер), живший 500 лет назад, одним из первых попытался систематизировать и свести в один научный труд известные на то время сведения о животных. Поскольку сам он в разных там Африках и Индиях не бывал, то полагался на рассказы тех, кто бывал или рассказывал, что бывал. Вот и получилось так, что несмотря на неоспоримую научную ценность, книга Геснера «Жизнь животных» изобилует разного рода забавными описаниями. В этой публикации собраны лучшие из них 🙂

Из Истории животных Геснера.

Швейцарский ученый-энциклопедист Конрад Геснер

Леопард

Леопард является зверем страшным, прожорливым и ловким, готовым всегда пролить чью-либо кровь. Страшно вино любят, могут выпить его огромное количество, и обычно ловить их надо, когда они находятся в состоянии опьянения.

Эпиан описывает коварный способ, которым леопарды обезьян заманивают: леопард, выследив стадо обезьян, подходит к ним поближе и ложится на землю, широко раскинув ноги, открыв пасть и глаза, — не дышит, прикидывается мертвым. Когда это обезьяны увидят, их охватывает большая радость, но, недоверчивые по натуре, они сначала посылают самую смелую обезьяну, чтобы все разузнать. Обезьянка с колотящимся от страха сердцем подкрадывается к леопарду, заглядывает ему в глаза, обнюхивает его, чтобы убедиться, что он действительно не дышит. Обезьяны, видя, что ничего не случилось, бояться перестают и от радости начинают танцевать и прыгать вокруг неподвижного врага. Когда леопард увидит, что обезьяны много сил потратили и всякую осторожность потеряли, он вскакивает, нескольких обезьян разрывает на куски, а самых жирных из них съедает. Человека леопард ненавидит страшно, даже нарисованных людей разрывает на части. Но если увидит голову мертвого человека, уходит.

Лев.

Лев из книги Геснера

Лев является царем четвероногих, что видно по его широкой и лохматой спине, его величественной осанке, его походке и важному виду и по его сильным когтям. Это смелый, красивый, мужественный и веселый зверь.

Львы не выносят запах чеснока, а поэтому никогда не нападут на человека, натертого чесноком.

Если мы повесим детям вокруг шеи львиные глазные зубы, то до старости у них зубы не будут болеть.

Жираф.

Жираф из книги Геснера

Жираф — это разновидность верблюда. Он большой любитель музыки. Даже если очень устанет, заслышав песню, сразу же свой путь продолжает.

Носорог

Эпиан пишет, что носороги однополые и ничего неизвестно об их размножении.

Если носорог захочет напасть на слона, то сначала рог о скалу поточит , а потом вобьет рог слону в живот и распорет его. Но если не попадет, а рогом другое место заденет, слон его повалит хоботом своим и клыками своими на куски разорвет. Страшную ненависть питают эти животные друг к другу. В городе Лиссабоне, где много народу и среди них почтенных купцов, как-то можно было увидеть носорога, который заставил слона бежать от него, а потом ходило много историй, свидетельствующих о ловкости, хитрости и быстроте этого зверя. Когда носорог ранен, он носится в лесу с грозным воем и шумом вокруг большого куста или дерева и хрюкает при этом, как свинья.

Носорог ищет девственницу 🙂

Исидор пишет, что этого зверя нельзя поймать иначе, как с помощью чистой девушки. Неизвестно только, не спутал ли он этого зверя с единорогом?

Обезьяна

Из всех животных обезьяна самая любопытная , она хочет во всем подражать, но делает все всегда наоборот. Митаний утверждает, что обезьяна может научиться играть в шахматы.

Обезьян ловят следующим образом: поскольку обезьяна является животным, которое хочет во всем подражать человеку, ее можно легко поймать. Охотник, который хочет поймать обезьяну, садится под дерево, на котором сидит обезьяна, наполняют кубок водой и умывают лицо. Потом этот кубок наполняет снова, но клеем. Обезьяна подойдет и захочет, как и охотник, тоже помыть глаза. При этом она их так залепит, что перестанет видеть, после чего ее легко поймать.

Если положим спящему человеку сердце обезьяны под голову, ему будут сниться кошмары.

Слон.

Геснеровский слоник

Если слон съест червя, который называется хамелеоном, то он тут же погибает от отравления. Здесь его могут спасти только дикие оливки. Эти плоды содержат противоядие. Если слон проглотит пиявку, огромная опасность ему грозит. Уставшему слону полезно помазать спину растительным маслом с солью и с водой смешанным.

Считается, что слоны поклоняются звездам , Солнцу и Луне. Когда солнце восходит, они поворачиваются к нему и хоботы поднимают, как-будто солнце вызывают.


Он был врач и лучше других понимал, что уже больше никогда не встанет с постели. Впрочем, для этого не надо было быть врачом: чума, свирепствовавшая в Европе и не миновавшая в 1565 году и Цюрих, уносила с собой сотни жизней. И признаки этой страшной болезни были известны почти всем. Но Геснер как врач понимал, что не только болен, он понимал: часы его сочтены. И попросил:

Отнесите меня в мой кабинет.

Люди в длинных грубых халатах и просмоленных масках, покрывавших лица, исполнили желание умирающего и вышли, плотно прикрыв за собой двери. В комнате остался тяжелый запах. Но Конрад не чувствовал его - он уже привык к этому запаху, как привык к маске и халату, с которыми не расставался в последнее время. Он надел эти доспехи и ринулся в бой со страшной болезнью. Его никто не заставлял идти в это сражение - дело его жизни тут, в этом кабинете, и за окнами кабинета - в саду. Но Геснер всегда помнил, что он врач. И ринулся в бой.

Халат и маска не спасли - он заразился. Геснер знал, что не встанет, и последние часы жизни захотел провести в своем кабинете.

…Сознание то и дело покидало больного - он впадал в забытье. И тогда комнату наполняли причудливые существа. Они летали, садились на шкафы, на столы, на подоконники. И Геснер узнавал их: ну, конечно же, это «морские монахи». А вон там, в углу, - морской черт с собачьей головой, с козлиными рогами и рыбьим хвостом. «Вот они!» - кричал Геснер, - а может быть, ему только казалось, что он кричит? - но сейчас это не имело значения: главное - вот они, морские чудовища, теперь он видит их собственными глазами. А ведь до этой минуты ему так и не удалось увидеть их!

Сознание возвращалось к больному, и морские чудовища исчезали. Вместо них приходили воспоминания.

Да, вот здесь, в этом кабинете, побывало немало людей, приносивших ученому «драконов» и «морских чертей», «морских монахов» и базилисков. Одни чудовища стоили дороже, другие дешевле. Но Геснер отдал бы все деньги, которые у него были, за подлинного «морского черта» или «морского монаха». Однако каждый раз оказывалось, что приносили ему подделки, ловко сфабрикованные, сшитые из частей различных животных, чудовищ.

Ученый обнаруживал обман, прогонял мошенников. Но появлялись другие. Снова возникала надежда - и опять обнаруживался обман!

Но Геснер все-таки верил, что такие чудовища существуют, - он был доверчивым человеком, а вокруг него всегда кружили люди, видевшие этих животных «собственными глазами». Да, Геснер верил, что эти чудовища существуют. И надеялся сам увидеть их. А если и не удастся самому - их увидят другие. Но так или иначе - потомки оценят труд ученого, стремившегося во что бы то ни стало открыть и описать «морских монахов».

Потомки убедились, что ни «морских монахов», ни «морских чертей» не существует. И простили ученому его доверчивость и наивность. Но они оценили его огромный титанический труд, труд человека, впервые после Аристотеля и Плиния создавшего «полную зоологическую энциклопедию», собравшего все сведения, накопленные человечеством за две тысячи лет.

Время, в которое жил Геснер, называется сейчас эпохой Возрождения. В XV–XVI веках снова возродился интерес к античной культуре - к искусству, литературе, философии.

Это было время Великих географических открытий, крупнейшим из которых стало открытие Америки.

Это было время изобретения книгопечатанья - величайшего рубежа в истории человеческой культуры.

Наконец, это было время церковных реформ - Мартин Лютер поднял бунт против католической церкви, появилось лютеранство.

Однако все это вовсе не значит, что церковь сдала свои позиции. Она чуть-чуть отступила, но по-прежнему еще пылали костры инквизиции, пытки и тюрьмы - проверенное оружие церковников - продолжали преследовать всех инакомыслящих. И сотни мыслителей, ученых были обвинены в «ереси» и погибли на плахах или в тюрьмах. Но уже ничто не могло сдержать развитие науки.

В XV–XVI веках - в эпоху Возрождения - делается множество замечательных открытий, появляется немало блестящих ученых. Но на первом месте все-таки стоял Геснер. Он не сразу нашел свой путь, путь, прославивший его имя.

Конрад рано остался без родителей, и воспитывал его дядя - бедный малограмотный ремесленник. Видимо, судьба ремесленника ждала и Конрада, если бы не проявившаяся с раннего детства жажда знаний, стремление к наукам.

Неизвестно, кто надоумил Конрада отказаться от профессии ремесленника, кто указал ему путь в университет. Но известно, что в 1537 году в Цюрихском университете появился молодой профессор греческого языка Конрад Геснер. Ему шел тогда двадцать второй год. Казалось, Геснер достиг того, к чему стремился, - он стал ученым, стал профессором. Но Конрад стремился не к званиям и не к деньгам. Не ради этого он пошел в науку. Изучение греческой грамматики не увлекло - его страстно тянуло к естествознанию. И через четыре года в Цюрихе появился врач и натуралист, в недавнем прошлом - профессор греческого языка Конрад Геснер.

В двадцать пять лет люди не чувствуют своего возраста. А Геснер чувствовал - он выглядел гораздо старше своих лет и часто болел. Сказывались годы недоеданий, непосильного труда, годы, когда ему приходилось учиться и зарабатывать на жизнь.

И все-таки Конрад, несмотря на болезни, не мог сидеть на месте: натуралист должен собственными глазами, насколько это возможно, увидеть растения и животных других стран.

Геснер побывал во многих странах и всюду собирал растения - ботаника была его первым увлечением в естествознании. Правда, за пределы Европы он не выезжал, но и в Европе тогда для натуралиста был непочатый край работы. И неудивительно, что, вернувшись в родной город, он привез с собой огромное количество папок с растениями. Потом организовал ботанический сад, который содержал на собственные средства, хотя сад этот очень скоро стал гордостью Цюриха.

Как естествоиспытатель-ботаник он изучал растения, стараясь найти принцип, по которому можно было бы их систематизировать, как врач он искал растения, которые можно было бы использовать в качестве лекарств.

Геснер издал несколько книг по ботанике, но он не забывал и прежнюю специальность: писал и издавал книги по языкознанию. Потом увлекся минералами и написал о них книгу. Это были очень значительные для того времени работы - и по ботанике, и по языкознанию, и по минералогии. И все-таки своей славой он обязан зоологии. Видимо, Геснер понимал это - недаром же последние часы жизни он захотел провести в своем кабинете.

Кабинет Геснера был необычный. Скорее это был музей. Первый в мире зоологический музей.

Больной уже не мог видеть экспонаты этого музея, даже когда на короткое время приходил в себя, - не было сил открыть глаза. Но для того чтоб увидеть кабинет и все, что находится в нем, Конраду не надо было даже открывать глаза - он прекрасно знал и представлял себе каждую вещь, каждый предмет, находящийся здесь. Чучела зверей и птиц смотрели на него из застекленных шкафов, на полках, на специальных подставках стояли скелеты животных, лежали гербарии, коллекции насекомых. Но главной, самой большой ценностью кабинета-музея были четыре больших (каждая форматом с современную газету) книги и груда исписанных листов - материал для пятого, последнего тома. Этот том в основном будет посвящен насекомым. Точнее, должен был бы быть посвящен… Увы, Геснеру не суждено было закончить пятый том и увидеть его изданным - его издадут после смерти ученого друзья и ученики. Но четыре тома Геснер успел выпустить при жизни.

Четыре тома, один из которых посвящен млекопитающим, второй - яйцекладущим четвероногим, третий - птицам, четвертый - водным животным. Эти тома включали в себя все, что было известно в то время людям о животном мире нашей планеты. Геснер изучил все труды, начиная от Аристотеля и Плиния, кончая работами своих современников. Геснер свободно владел французским, английским, итальянским, немецким, греческим языками, он знал латынь, древнегреческий и несколько восточных языков. И если находил интересующую его книгу на одном из этих языков, читал ее в подлиннике. Проделывая огромную, буквально титаническую работу, Геснер из множества прочитанных книг, причем читал он книги и не имеющие отношения к естествознанию, выбирал все, что относилось к животным.

Он был честным человеком, честным ученым и, используя чужой труд, всегда ссылался на автора, называя его фамилию, а к каждому тому был приложен еще и список использованных книг.

Цитируя некоторых авторов или заимствуя у них факты, Геснер иногда оговаривался, что сам он не очень верит первоисточнику. То же было и с рисунками - в книге их около 1000. Иногда рисунки сопровождались такими подписями: «Этот рисунок такой, каким его сделал художник, я не имею данных о его точности».

Но Геснер все-таки страдал излишней доверчивостью. И в его книгах наряду с достоверными описаниями животных, достаточно точными наблюдениями имеются описания «морских монахов» и прочих чудес, записанных со слов людей, видевших эти чудеса «собственными глазами».

Что ж, здесь Геснер был сыном своего века. И все-таки, создав энциклопедию животного мира, он обогнал свое время.

Современные книги по зоологии - если это не словари и справочники - не составляются по алфавитному принципу. Иначе, допустим, кенгуру, кузнечик, кукушка - все будет идти подряд, все будет свалено в одну кучу - и млекопитающие, и насекомые, и птицы. Сейчас в зоологии есть строгая и определенная система. И все животные распределены в ней на классы и семейства, роды и виды. Определены признаки каждого класса и рода.

Но это сейчас. А как должен был поступить Геснер, если в его время никакой системы не было, а то, что имелось, было очень запутано? Ни разобраться в этой путанице, ни придумывать свою систему Геснер не имел, видимо, ни времени, ни желания. Пришлось ему расположить животных по алфавиту. Но от этого книга его не превратилась ни в словарь, ни в справочник. Внутри каждого тома, даже внутри каждой статьи, была своя система: сначала Геснер говорил, как называется это животное на разных языках - ведь в каждой стране или на каждом языке одно и то же животное называется по-разному. Уже это делало книги Геснера очень полезными. Но это было далеко не все. За названиями следовало описание животного, его распространение. Затем - следующий параграф - его образ жизни, потом - описание повадок. Следующий параграф - своего рода прикладная зоология: охота, дрессировка, использование мяса животных, и, наконец, в конце статьи говорилось о происхождении названия этого животного, о его месте в религии, приводились пословицы, стихи, легенды и басни о нем.

Четырехтомник Конрада Геснера (Conrad Gessner), названный, как и полагалось ученым трудам своего времени, на латыни «Historia animalium» («История животных»), оказал огромное влияние на целые поколения зоологов всего мира. И тем досаднее, что этот швейцарский ученый, который родился в Цюрихе и проработал там всю жизнь врачом и университетским профессором, у себя на родине до сих пор мало кому известен. Именно поэтому к его 500-летнему юбилею город решил исправить ситуацию и помочь всем желающим вновь открыть для себя труды этого самого настоящего универсального гения, который вполне может занять место в ряду таких выдающихся персонажей, как Леонардо да Винчи.

Конрад рос в довольно бедной семье, и тем не менее, все его выдающиеся таланты были открыты довольно быстро. К числу тех, кто оказывал ему поддержку, принадлежит, кстати, и знаменитый цюрихский религиозный реформатор Ульрих Цвингли (Huldrych Zwingli). «Конрад Геснер — одна из важнейших личностей в истории швейцарской, да и мировой, науки, ведь именно его трудами были заложены основы, в частности, современных зоологии и библиографии. А еще он активно занимался ботаникой, физикой, химией, да и в целом он прекрасно ориентировался во всех основных отраслях тогдашнего научного знания», — подчеркнул в разговоре с порталом swissinfo.ch Алекс Рюбель (Alex Rübel), директор Цюрихского зоопарка.

Зоология как наука в 16 веке находилась еще в зачаточном состоянии. Тем не менее, именно тогда в ней происходили поистине сенсационные вещи, например, ученые сумели открыть для науки сразу несколько новых видов животных, обитавших в Южной Америке. В этой-то «прорывной» атмосфере Конрад Геснер и приступил к своей книге «Historia animalium», задумав «населить» ее всеми известными на тот момент представителями фауны. В итоге в книгу вошло более 1 тыс. видов животных, среди которых, правда, попадались и откровенно сказочные создания, что, впрочем, совершенно не умаляет значения этого труда, четыре тома которого выходили в период между 1551 и 1558 гг.

Рисунок индийского носорога (лат. Rhinoceros unicornis), сделанный К. Гесснером в 1560 году с гравюры Альбрехта Дюрера. Сам Гесснер ни разу в жизни не видел живого носорога.

Подход к созданию этой энциклопедии был у К. Геснера строго научным. Методологию своей работы он описывал следующим образом: «Исследователь (который берет на себя труд написать такого рода работу — прим. ред.) должен собрать все тексты и рисунки о (существующих на данный момент в мире) животных — как старинные, так и современные — и начать наблюдать, буквально разбирать (животных) на части, затем описывать их, делая при этом (как можно более точные) иллюстрации. После этого ученый должен систематизировать весь полученный массив данных и выстроить (информацию) в (удобном для употребления) порядке».

Внимательные посетители юбилейной геснеровской выставки, проходящей сейчас в Цюрихском зоопарке, обязательно заметят, что Конрад Геснер в своих описаниях нередко попадал в самую точку. Например, опираясь всего лишь на уже опубликованную научную литературу, он сумел очень точно описать, в частности, верблюдов и работу их пищеварительного аппарата. Единственная допущенная им ошибка состояла в предположении, что ноги верблюда ни в коей мере не приспособлены для долгого пути.

«Он вел переписку с учеными со всей Европы, вплоть до самой России, и все они охотно присылали ему научные образцы, описания и иллюстрации. Он сумел по-новому взглянуть и на информацию, дошедшую к нам в трудах Аристотеля и Плиния, дополнив и модернизировав данные, собранные этими великими античными учеными», — рассказывает А. Рюбель. Большое количество иллюстраций Конрад Геснер, который был еще и талантливым рисовальщиком, изготовил собственноручно.

К ним относятся, например, изображения таких «экзотических» животных, как слоны и носороги, а также совсем тогда недавно открытые броненосцы и морские свинки. Особенно точными получились у него рисунки морских свинок, не в последнюю очередь потому, что несколько свинок жили в его собственном домашнем мини-зоопарке. Свинки, подарок коллеги-врача из германского Аугсбурга, прибыв в Цюрих, стали здесь настоящей научной сенсацией.

Как уже указывалось, некоторые существа из геснеровской энциклопедии вполне способны немало удивить современного человека. Таков, например, единорог, упомянутый в его труде и который, кстати, встречает посетителей сразу на входе в Зоологический музей Цюрихского Университета. «Его „История“ учитывает животных, которые, по предположению К. Геснера, вполне могли действительно жить где-то на свете», — поясняет директор Музея Лукас Келлер (Lukas Keller).

«Оценить вероятность существования, например, единорога Геснеру было довольно трудно, но в итоге такое животное показалось ему реальным, ведь выглядело оно как лошадь, на голове у него был рог, а такие ведь животные и в самом деле существуют. Поэтому, по мысли К. Геснера, могла существовать и некая их гибридная форма, которую он и занес в свою энциклопедию». А вот в реальности такого существа, как «Seemönch» (дословно «озерный монах») Конрад Гесснер очень сильно сомневался, опять-таки опираясь на свой научный подход.

«Он подчеркивал, что науке еще не были известны случаи удачного скрещивания человека и рыбы. Тут-то как раз он был прав на все сто процентов, при этом, что интересно, доказав, что никаких „озерных монахов“, или „русалок“, в природе не существует, он все равно оставил это создание в энциклопедии, наверное, просто ради порядка и полноты книги, а может быть и в назидание», — говорит Л. Келлер. По его мнению, тогда такая энциклопедия играла ту же роль, какую уже в нашу эпоху играет поисковик Google, поскольку основная цель издания заключалась именно в том, чтобы любой, как бы мы сейчас сказали, пользователь, мог получить всю необходимую ему информацию «быстро, точно и эффективно».

Вплоть до 18 века было просто невозможно было издавать новые энциклопедии и другие систематизирующие научные труды, не учитывая достижений Конрада Геснера. Много сил вложил он и в проект создания столь же прекрасно иллюстрированной Ботанической энциклопедии. К сожалению, завершить этот труд ему было не суждено. Во время эпидемии чумы в 1565 году он работал врачом. Спасая своих пациентов, К. Геснер заразился и умер.

«Будучи завершенной, Ботаническая энциклопедия вполне могла бы превзойти даже его труд о животных», — считает Урс Лой (Urs Leu), глава Фонда редких печатных изданий и рукописей («Alte Drucke und Rara») Центральной библиотеки Цюриха. Именно здесь и хранится большая часть творческого и научного наследия К. Геснера, включая более 60-ти наименований изданных им книг. Недавно под редакцией Урса Лоя в свет вышла современная научная биография К. Геснера. Очень активно помогал Урс Лой и в подготовке масштабной экспозиции, организованной швейцарским Национальным историческим музеем (Schweizer Landesmuseum) по случаю 500-летнего юбилея швейцарского ученого.

«Изюминкой» этой выставки является ряд совсем недавно открытых ботанических рисунков Геснера, включая удивительное по точности и жизненности изображение цветка тюльпана. Представлена на ней и самая первая научная работа К Гесснера обобщающего характера «Bibliotheca Universalis» («Универсальная библиография»), которая является на сегодняшний день старейшим известным библиографическим справочником по рукописным и печатным работам на иврите, греческом и латинском языках. Книга была издана в 1545 году и имела громадный успех, с которого и пошла научная слава К. Геснера.

Жить Конраду Геснеру пришлось в очень бурное время эпохи Ренессанса, зарождения принципов гуманизма, а также изобретение книгопечатания. Он родился на завершающем этапе Средневековья, а умер уже на переходе Европы к Новому времени. «Удивительно, но этот швейцарский „Леонардо да Винчи“ за границей имел большую известность, чем у себя на родине», — говорит У. Лой, которому уже неоднократно доводилось выступать с докладами о Конраде Геснере в Англии, Германии и США. Почему так получилось?

Урс Лой считает, что немаловажную роль могло сыграть здесь то обстоятельство, что К. Геснер писал на латыни, а персональной биографической информации о нем было известно довольно мало. Из его писем становится понятно, что был К. Геснер человеком ровного и спокойного нрава и — как об этом нетрудно догадаться — настоящим трудоголиком. А еще заметно, что он всерьез верил в Бога. Остается надеяться, что благодаря выставке в Национальном музее в Цюрихе ученый-энциклопедист Конрад Геснер выйдет из тени и станет в прямом смысле пророком в своем отечестве.

Все юбилейные торжества

Выставка «Конрад Геснер, 1516-2016» пройдет с 17 марта по 19 июня 2016 г. в цюрихском Национальном музее (Landesmuseum Zürich). Экспозиция организована совместно с Центральной библиотекой (Zentralbibliothek) города Цюрих.

Выставка «Конрад Геснер, отец зоологии» («Conrad Gessner: Vater der Zoologie») пройдет в Цюрихском зоопарке с 17 марта по 23 октября 2016 г.

Выставка «Животные от А до Я — Книга животных Конрада Геснера, 1516-1565» пройдет в Зоологическом музее Университета Цюриха с 17 марта по 11 сентября 2016 г.

Выставка «Из тропиков в лабораторию ученого — геснерианское многообразие», пройдет в Ботаническом саду Университета Цюриха с 27 мая до 2 октября 2016 г.

Международный конгресс, посвященный Конраду Геснеру, организованный Институтом истории швейцарской реформации при Теологическом факультете Университета Цюриха (Institut für Schweizerische Reformationsgeschichte, Theologische Fakultät der Universität Zürich), пройдет 6-9 июня 2016 г.

В издательстве «NZZ Libro Verlag» под ред. Урса Лоя (Urs Leu) вышла новая научная биография К. Геснера под названием «Конрад Геснер, 1516-1565» («Conrad Gessner, 1516-1565»). Недавно о К. Гесснере был также снят документальный фильм.

Также можно посетить выставку о К. Геснере в цюрихском Национальном музее (Landesmuseum Zürich) с сопровождением на русском языке.

Перевод на русский и адаптация: Людмила Клот,



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: