Что относится к объектам неживой природы примеры. Какова связь между живой и неживой природой – схема и примеры. Что такое живая и неживая природа

Мы с самого рождения окружены природой, ее красота и богатство формируют внутренний мир человека, вызывают восхищение и упоение. Да что говорить, сами мы также ее часть. И наряду с животными, птицами, растениями являемся составляющими так называемой живой природы. Сюда же относятся грибы, насекомые, рыбы и даже вирусы и микробы. Но каковы в таком случае объекты неживой природы?

Изучением этой части мира занимаются естественные науки. И если, как можно логично предположить, к живой природе относится все, чему присуща жизнь, то к неживой можно причислить все остальное. Что именно, обсудим далее. И самое первое, о чем стоит рассказать, это четыре основные стихии.

Объекты

В первую очередь, неживая природа - это сама земля, а также части земного ландшафта: песок, камень, ископаемые и минералы. К этой же "компании" можно отнести даже пыль, ведь она является скоплением мелких частичек всего вышеперечисленного. Также неживая природа - это мировой океан и каждая капля воды в нем. Вообще, наша планета покрыта влагой на 71%. Она встречается и глубоко под землей, и в которым мы дышим. И все это - тоже объекты неживой природы.

Воздух тоже относится к данной категории. А вот населяющие его микроорганизмы - это уже природа вполне живая. Зато запахи и ветер попадают под описываемые нами явления. Также неживая природа - это огонь. Хотя его, пожалуй, чаще других стихий представляют одушевленным в человеческой культуре.

Примеры

Ну и хочется наглядно показать, что представляет собой неживая природа. Примеры ее объектов крайне разнообразны: это и все ветры, дующие на планете, и каждое озеро или лужа, и горы, и пустыни. К неживой природе относится солнечный свет и лунное сияние. Она же представлена всеми видами погодных явлений: от дождика до торнадо и В общем и целом неживая природа - это та совокупность факторов и условий, в которых мы с вами проживаем.

Заключение

При этом отделять ее от живой природы было бы неправильно: обе разновидности являются симбионтами и влияют друг на друга. Так, люди, животные, бактерии - все виды в процессе своего существования эволюционируют, то есть приспосабливаются к существующим условиям. В свою очередь, жизнедеятельность каждого существа формирует и изменяет природу неживую. В случае с животными - это удобрение почвы, рытье нор. В случае с людьми - более глобальная обработка ландшафта, использование полезных ископаемых, строительство городов. Практически вся деятельность человека направлена на изменение неживой природы в угоду собственным целям. К сожалению, именно такого рода поступки не всегда приводят к положительным результатам. Из-за человеческого воздействия пересыхают водоемы, истощается слой почвы в результате неправильно организованной сельскохозяйственной деятельности, разрушается А потому следует помнить, что не только животные и птицы требуют защиты от вымирания. Объекты неживой природы также нередко нужно ограждать от варварского использования человеком.

Цель: дать понятия о живой и неживой природе; её роли в жизни человека.

Задачи: усвоить понятия (изложить в логической последовательности):

– Природа – живая – неживая;

– Объект природы;

– Предмет;

– Явления природы;

– Правила наблюдения за природой;

– Правила поведения на природе;

– Охрана природы

– Развивать речь, логическое мышление.

Должны уметь:

– Объяснять понятия и отвечать на вопросы;

– Сравнивать и делать выводы;

– Определять по определенным признакам виды природы.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Оборудование:

  • учебник Дмитриева и Казаков “Мы и окружающий мир”, 1-й класс;
  • картины;
  • диски с записью явлений природы и голосов птиц.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

– Интересным, веселым, сложным.

– Это будет зависеть то того, как мы будем помогать друг другу.

2. Показать картину Левитана “Октябрь”.

– Ответьте на вопрос “Что вы видите на картине?” одним словом.

– Природу.

Сейчас я прочту стихотворение, а вы послушайте и мысленно представьте то, о чем я буду читать.

“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется”.

– Какое время года написал Левитан?

Назовите признаки осени, услышанные вами в стихотворении.

– Желтые листья, птицы улетели, небо в черных тучах, идет дождь.

3. Беседа “Природа вокруг нас”.

а) Дети, кто из вас бывал в лесу, у реки, на море? Поделитесь своими впечатлениями.

– Рассказы детей.

б) Кто наблюдал за бабочками, муравьями, птицами?

– Рассказы детей.

– Какой же вывод можно сделать? (подвести детей к тому, чтобы они сами ответили, что такое природа).

Вывод: все, что мы видим и наблюдаем – это природа.

– Назовите природу на картине.

– Деревья, гнездо, трава, небо.

– Подумайте, как можно разделить природу на две группы?

На доске запись ПРИРОДА ПРИРОДА
Гнездо небо Живая Неживая.
Деревья трава

– Показываю картинки и прошу детей разделить их на группы.

У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.

Назовите признак живой природы:

Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).

– Назовите объекты живой природы.

– цветок, бабочка, человек, кошка и т.д.

– Назовите объекты неживой природы.

– Камни, солнце, небо, радуга.

Физминутка:

“Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше”.

– О каком живом объекте природы мы говорили?

– О дереве.

– Докажите, что дерево относится к живой природе.

– Оно имеет все признаки живой природы. Оно рождается (появляется росток), растет, дышит, питается, размножается, умирает.

– О неживом?

– О ветре.

– Я сейчас покажу вам картинку, а вы скажите, какое дерево на ней.

– Это береза.

– А вы знаете, что листья и почки этого дерева являются лечебными? Отвар этих листьев помогает при ангине, при заболевании почек. Воздух в березовом лесу целебный.

Работа по учебнику (стр. 18)

– Назовите объекты живой природы и неживой.

– Дети называют и доказывают (почему тот или иной объект относится к живой или неживой природе).

Помогите мне решить задачу:

– Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы?

– Неживой.

– Почему? Ведь был один камень, стало много.

– Нет признаков живой природы.

– Да, ребята. Камень – это тело природы. Тела в природе могут изменяться.

Текучая вода в реке – это объект живой природы?

– Но ведь вода в реке движется?

– Вода движется потому что, что земля круглая.

Прослушайте грамзапись. “Дождь в лесу”.

– Какую природу вы услышали?

– Услышали птиц, лягушек. Это живая природа (назвали признаки живой природы)

– А еще что услышали?

– Шум воды (это неживая). Еще услышали дождь.

– А куда же дождь отнесем? К какой природе?

– Это явление неживой природы.

Беседа: Дерево – объект живой природы, а бревно?

– Объект неживой природы.

– Почему? А указка? (дети ведут дискуссию в парах, в четверках)

– А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

Вывод: это просто предметы, которые сделал человек из объектов природы.

– А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?

– Из природы.

Живой – дерево – бревно, указка, стол.

Неживой – песок – стекло, вода в кране.

Вывод: живая природа влияет на неживую природу. Дерево растет в земле. Растениями питаются животные.

Сейчас прослушайте стихотворение, а вы подумайте, как неживая природа помогает живой.

“Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
– Он у мамы под крылом.

– Назовите объекты живой природы, неживой.

– Дети называют.

Беседа о роли природы в нашей жизни.

Вывод: Природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.

Беседа о правилах наблюдения за природой.

Работа по учебнику.

Беседа о правилах поведения в природе (можно прочитать стихотворение).

Вывод: “Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!”

Итог урока:

  1. Так какая же была тема нашего урока?
  2. Какую же проблему вы увидели на уроке?
  3. Что было удачного на уроке?
  4. Что не получилось на уроке?
  5. Отобразите свое настроение на листочках различных деревьев. (Раздать шаблоны листьев)

Окружающий нас мир, богат и разнообразен. Леса, озера, горы, степи, солнце, вода, воздух — все то, что человек не создавал своими руками, это и называется природой.. Ее познанию посвящали свою жизнь ученые разных стран мира. В результате изучения, исследований и опытов, сформировались науки, каждая из которых изучает определенные направления в природе. Более подробно рассмотрим в статье.

Греческое слово — «биология», переводится как учение о жизни, т.е. обо всем живом, что нас окружает.А окружает нас природа. Все живое имеет способность рождаться и умирать. Для поддержания жизни, всему живому, необходимо питаться, пить, дышать. Таким образом, биология изучает ту часть природы, которая живет.

Зародилась эта наука во времена античности, только, в то время, она не имела такого названия. В 19 веке был введен термин «биология», рядом ученых. С тех пор биологию стали выделять из наук естественных. Биология имеет много направлений — генетика, биофизика, анатомия, экология, ботаника и др.

Какая наука изучает неживую природу

Чтобы лучше понять законы неживой природы, науки были распределены следующим образом:

  • физика — изучает общие вопросы природы, ее законы;
  • химия — изучает вещества, их строения и свойства;
  • астрономия — изучает планеты, их происхождение, свойства, строение;
  • география изучает поверхность земли, климат, экономическое и политическое положение стран и их населенность.


Признаки живой природы

Каждый представитель живой природы обладает организмом, в котором происходят сложные химические процессы. Понять что перед вами — представитель живой или неживой природы, можно, если подумать:

  1. Откуда взялся этот объект;
  2. Нуждается ли он в еде и воде;
  3. Есть ли у него способность двигаться — ходить, ползать, летать, плавать, поворачиваться к солнцу;
  4. Нужен ли ему воздух;
  5. Каковы сроки его жизни.

Свойства тел живой природы

Любые растения, животные, птицы, насекомые и даже человек имеют организм, который нуждается в питании, воде, воздухе.

  • Рождение и рост — с появлением на свет, у каждого живого существа начинают делиться клетки, за счет чего происходит рост организма.
  • Размножение — производство себе подобных, передача им генетической информации.
  • Питание — для роста и развития необходима пища и вода, за счет чего растут клетки.
  • Дыхание — если не будет воздуха, все живое умрет. Внутри клеток, которые есть у всех живых организмов, образуются химические процессы — высвобождение энергии.
  • Способность двигаться. Все живые организмы передвигаются. Человек, при помощи ног, животные при помощи лап, рыбам помогают плавники, растения реагируют на солнечный свет и поворачиваются к нему. Движение некоторых организмов заметить достаточно трудно.
  • Чувствительность — реагирование на звуки, свет, изменение температуры.
  • Умирание — завершение жизни. Ничто живое не живет вечно, умирание может происходить по разным причинам. Естественная смерть настает, когда организм постареет и теряет способность к дальнейшей жизни.

Объекты живой природы примеры

Окружающий нас мир очень разнообразен. Все его объекты можно разделить на царства, их четыре: бактерии, грибы, растения, животные.

Царство животных, в свою очередь, делится на виды и подвиды.

Самые простейшие организмы в животном мире — простейшие. Они имеют одну клетку, которая имеет способность к обмену веществ, передвигается, имеет, в основном не четкие границы. Их размеры до того маленькие, что разглядеть их без микроскопа, практически невозможно. В природе их насчитывается 40000. К ним относятся: амеба, инфузория-туфелька, зеленая эвглена.

Следующий подвид — это многоклеточные животные. К ним относится большинство объектов животного мира — рыбы, птицы, животные домашние и дикие, пауки, тараканы, черви.

Все растения имеют возможность размножаться и расти. Они синтезируют солнечный свет, за счет чего происходит обмен веществ. Вода так же нужна растениям, без нее они погибнут.

К растениям относятся:

  • деревья и кустарники;
  • трава;
  • цветы;
  • водоросли.

Бактерии — самые древние жители нашей планеты, имеющие простейшее строение. Но, не смотря на это, они обладают функцией размножения. Среда обитания бактерий очень разнообразна — вода, земля, воздух и даже ледники и вулканы.

Признаки неживой природы

Оглянитесь вокруг и вы увидите много признаков неживой природы: солнце, луна, вода, камни, планеты. Им не требуется для жизни воздух и пища, они не могут размножаться, относительно устойчивы к изменениям. Горы стоят тысячи лет, солнце постоянно светит, планеты вращаются неизменно вокруг солнца, не меняя свой курс. Только глобальные катаклизмы могут разрушить объекты неживой природы. Несмотря на то, что эти объекты относятся к природе неживой, мы бесконечно восхищаемся их красотой.

Объекты неживой природы примеры

Объектов, которые представляют природу неживую, великое множество, некоторые из них способны видоизменяться.

  • вода при пониженных температурах, преобразуется в лед;
  • сосулька начинает таять, если на улице плюсовая температура.
  • вода способна превращаться в пар при кипении.

К неживой природе относятся:

камни могут лежать на одном месте тысячи лет.

планеты неизменно крутятся вокруг солнца.

песок в пустыне — перемещается только под действием ветра.

Природные явления — молния, радуга, дождь, снег, солнечный свет — так же относится к неживой природе.

Отличительные признаки живой и неживой природы


Нуклеиновые кислоты — признак живого организма. Они хранят и передают генетическую информацию (наследственность).

  • Основой всего живого является клетка, из которой образуется ткань, а из нее система органов.
  • Обмен веществ и энергии поддерживает жизнь и осуществляет связь с окружающей средой.
  • Размножение — воспроизведение себе подобных, к примеру, у камней такой возможности нет, только если расколоть его.
  • Раздражительность — если пнуть ногой камень, он вам не ответит, а если пнуть собаку, она начнет лаять и может укусить.
  • Живые организмы способны приспосабливаться к окружающему миру, так, например, жираф имеет длинную шею, чтобы добывать пищу там, где другие животные ее не достанут. Если жирафа отправить в Арктику, он там погибнет, а вот белый медведь чувствует там себя прекрасно. Приспособляемость, в живом мире, называется эволюцией, которая, по большому счету, бесконечный процесс.
  • Живым организмам свойственно развиваться — увеличиваться в размерах, расти.

Все, перечисленные выше, факторы, отсутствуют у объектов неживой природы.

Связь между объектами живой и неживой природы, рассказ на примерах

Невозможность существования друг без друга, живой и неживой природы, обуславливает их взаимосвязь. Все живое нуждается в воде, солнце и воздухе.

Человек, как особь живой природы, нуждается в воде — чтобы пить, в воздухе — чтобы дышать, земле — растить продукты питания, солнце — чтобы согреваться и получать витамин D. Если исчезнет хотя бы один из компонентов, человек погибнет.

Утка — птица, представитель живой природы. Свой дом она создает в зарослях камыша — связь с растительным миром. Пищу она добывает в воде, так как питается рыбой. Солнце ее согревает, ветер помогает летать. Вода и солнце вместе позволяют вырастить потомство.

Цветок растет из земли, для его роста нужна вода в виде дождя, для энергии нужен солнечный свет.


Корова — пасется на лугу (земле), питается травой, сеном, пьет воду. Трава и сено перерабатываются в ее организме и удобряют землю.

Схема связи живой и неживой природы

Природой принято называть все, что не создано человеком, и она является главным объектом изучения естественных наук. Природа разделяется на живую и неживую. Что относится к живой природе, а что – к неживой? В первом приближении ответ на поставленный вопрос очевиден. Однако грань живого и неживого в природе – это не четкая линия, а, скорее, размытая полоса.

Живая и неживая природа по школьной программе

В младших классах на уроках природоведения школьников учат четко различать: цветок, медведь, бацилла – это живая природа. Камень, облако, звезда – неживая. Наверное, начинать изучать окружающий нас мир надо именно так, иначе неподготовленный человек просто заблудится в нюансах и определениях, что негативно скажется на усвоении материала. Итак, по школьному определению, живая природа – это совокупность всех живых организмов, населяющих окружающий нас мир. Живые организмы способны расти, размножаться и нести наследственную информацию.

Все неживое лишено этих признаков. К телам живой природы относятся организмы, входящие в пять царств: вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Такое положение общепринято, и его разделяет большинство ученых. Но именно большинство, а не все! Например, вирусы, согласно этой классификации, считаются живыми организмами, но они проявляют «живые» свойства, только попадая в живую клетку, а вне ее они – всего лишь набор молекул ДНК или РНК (или даже просто их фрагменты), не выказывающих никакой активности. То есть они признаны представителями упомянутой «размытой полосы».

Ноосфера

Ноосфера, или сфера разума (в переводе с греческого), – это, предположительно, новая, более высокая стадия развития биосферы, или совокупности всех живых организмов нашей планеты. Понятно, что классическое определение живого организма к биосфере не подходит, так как в ней нет ни ДНК, ни РНК. Учение о ноосфере создал советский ученый В. И. Вернадский (1863-1945). В структуре ноосферы и биосферы он выделял несколько разновидностей вещества:

  • живое;
  • биогенное (то есть происходящее от живого);
  • косное (происходящее из неживого);
  • биокосное (частично живое, частично неживое, то есть та самая «размытая полоса»);
  • радиоактивное;
  • атомарно-рассеянное;
  • космическое.

Таким образом, мы видим, что в мире однозначного мало, и порой так сразу и не определишь, что относится к живой природе, а что – нет. Без сомнения, по мере развития естественных наук критерии определения «живого» и «неживого» будут меняться. Уже сегодня существует теория, согласно которой вся Земля – единый живой организм. Четкое разделение на живую и неживую природу приемлемо лишь для школьной программы как база, как отправная точка для изучения всего многообразия окружающего нас мира.

Как детям в начальной школе рассказать про объекты природы так, чтобы им было не только все понятно, но и интересно? Лучше пояснить на реальных примерах, чем говорить научным языком или определениями. Ведь то, что можно самому пощупать и почувствовать, запомнить и понять гораздо легче.

Энциклопедии, фильмы и образцы

Не каждый ребенок во время урока в школе поймет, вообще, не только природа. Сказав слово "объект", учитель или родитель должен показать фотографию, плакат, например, с птицами, животными в лесу. Пусть ребенок поймет, почему птица является объектом природы, причем живым.

Объекты живой и неживой природы желательно демонстрировать на примерах. Можно это делать и на словах. Но, как правило, ребенку интереснее воспринимать информацию зрительно, чем на слух. Если же вы все-таки выбрали второй вариант, то лучше рассказать интересную историю, сказку, а не сделать сухое перечисление.

Родителям желательно приобрести красочные детские энциклопедии, в которых прекрасно проиллюстрированы растения, животные, птицы, облака, камни и так далее. Ребенку можно сказать, что рыбка живет в воде и питается водорослями. Это все объекты природы. Рекомендуется показать, например, стакан, ноутбук и одеяло и сказать, что они не относятся к объектам природы, ведь эти вещи создал человек.

Живая и неживая природа

Как отличить Что она представляет собой? То, чего человек не создавал, это и есть объекты природы. Примеры можно приводить до бесконечности. Как дети смогут отличить живую и неживую природу? Следующий раздел статьи полностью посвящен тому, как привлечь внимание малышей к тому, что их окружает. А сейчас можно лишь объяснить словами, как вообще отличить живое и неживое.

Детям желательно показать обучающее видео о природе, во время просмотра которого указывать на различные объекты и говорить, какие из них являются живыми. Например, в кадр попали облака, лиса, дерево. Желательно нажать на паузу и показать, что из них является неживым объектом, а кто относится к живым. Заодно нужно добавить: животные, птицы, насекомые являются одушевленными и отвечают на вопрос "кто", а растения, грибы, камни, тучи, соответственно, - "что".

Наглядные примеры вокруг

Сельские дети могут природу лицезреть каждый день, поэтому им можно устроить прогулку и там показать, что является живым, а что нет. Городским же ребятам можно продемонстрировать цветы на подоконнике, ведь эти растения - тоже живые объекты природы. Их вырастил человек, но они все равно остаются частью растительного мира. Домашние животные, попугаи, тараканы и пауки тоже являются объектами живой природы.

Не обязательно выезжать за город, чтобы продемонстрировать неживые объекты. Тучи, которые движутся по небу, ветер и дождь - хорошие примеры. Даже почва под ногами, лужи или снег являются объектами неживой природы.

Хорошим примером может стать аквариум с рыбками или черепахой. На дне его лежит природный грунт, имитирующий дно. Водоросли настоящие, камушки и ракушки - тоже. Но в них нет улиток. В аквариуме плавают рыбки. Детишки смотрят на них, радуются им. На данный момент здесь имеются объекты живой и неживой природы. Учитель, воспитатель или родители должны сказать, что рыбка - это живой объект природы, водоросли тоже. А вот песочек на дне, камушки и ракушки - неживые. Они не дышат, не размножаются, просто существуют. У них свое предназначение - создавать все условия для жизни живых объектов. Если бы не было песочка, то растения бы не росли.

Прогулка на природе

Какой повод может появиться для вылазки на природу? Рыбалка, охота, сбор грибов, ягод, орехов. С детьми лучше всего выезжать на природу просто для отдыха. Конечно, будет полезно также и собирать грибы. Но делать это следует строго под присмотром взрослых. Родители смогут наглядно показать объекты живой природы, например, деревце, кусты, траву, грибы, ягоды, зайца, муху и комара. То есть, всё что дышит, растет, перемещается, может чувствовать.

являются неживыми? Про тучи, дождик и снег говорилось выше. Камни, сухие ветки и листья, земля, горы, реки, моря и озера с океанами - это неживая природа. Точнее сказать, вода - это неживой объект, но созданный природой.

Что создано природой, а что человеком

Не нужно детское внимание заострять только на объектах природы. Ребенок может запутаться, подумать, что все относится к этой категории. Но ведь это не так.

В школе педагог может привести примеры того, что не является объектом природы: учебники, тетради, парта, доска, здание школы, дом, компьютер, телефон. Все это создал человек. Объект природы же существует и без его участия.

Будет, наверное, справедливо возражение по поводу того, что карандаш сделан из дерева, а оно - живое. Но дело в том, что дерево уже срублено, оно уже не живет. Ведь карандаш не растет на глазах и не дышит. Это неодушевленный предмет и неживой в том числе.

В школе можно сделать забавную игру: вырезать из журналов или распечатать на принтере картинки, где будут изображены объекты природы, а затем наклеить их на лист бумаги (сделать карточки). Учитель может проверить, что же вырезал ребенок. Может быть, он не заметил камушек внизу страницы или он не знал, что неживой природы? А другой ученик пропустил фотографию с озером, зато вырезал самолет. Придется одному объяснить, что камень - это объект неживой природы, а второму - что самолет создан людьми и к игре никакого отношения не имеет.

Когда карточки все будут готовы, можно их смешать. Каждый ученик будет доставать наугад одну, показывать ее у доски всему классу и говорить, какие изображены на ней живые объекты природы. Примеры могут быть разными. Важно обратить внимание на все, что присутствует на картинке. Интерес детей при этом обязателен. Неинтересный урок не запоминается, а поданная скучно информация не усваивается.

Не нужно в один период заострять внимание ребенка на объектах природы. Лучше делать это ненавязчиво. Дети, которые слушали внимательно, быстро поймут. Но если педагог не сумел объяснить тему, но ребенку интересно, остается только родителям приводить примеры. Главное, чтобы было все в форме игры.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: