Почему в мире плохо относятся к евреям. Почему во всем мире не любят евреев

ВОПРОС:
Почему ЕВРЕЕВ никто не любит??!!
Дмитрий Смирнович
Санкт-Петербург

Прежде всего, внесу некую поправку: встречаются и неевреи, которые испытывают к евреям искренние дружелюбные чувства. Однако в целом психологический настрой, назовем его «нелюбовь» - в различных градациях и оттенках: от смутных негативных чувств до злобы и ненависти - удел большинства людей во всех странах, где проживают евреи.

Первое, что приходит в голову - искать причину в каких-то достаточно активно проявляющихся отрицательных чертах, присущих основной массе евреев. Или - наоборот: в их особых способностях, порождающих зависть окружения.

Однако «методологически» это неверно.

Не любят евреев не зависимо от того, какие черты доминируют в их поведении. Не любят их замкнутость, стремление жить обособленно. Не любят и в том, случае, когда евреи жаждут ассимилироваться - забыть о своих традициях, «раствориться в среде обитания».

Точно также реальные или вымышленные «особые способности» евреев не могут играть в этом решающую роль. Ведь в нееврейском мире нет ненависти, к примеру, к армянам или китайцам, которые (казалось бы, на зависть окружающим) демонстрируют не меньшие способности. Хотя, естественно, им иногда приходится сталкиваться с основанной на «конкуренции» ксенофобией. Точнее - могут не любить тех или иных удачливых, обладающих выдающимися способностями армян, китайцев, японцев и т.п. Но эта нелюбовь на поднимается на уровень массового явления (отношения к целой нации).

Негативное отношение к евреям невозможно приписать и к «характерным особенностям» той или иной существующей народности. Хотя окраска и конкретные проявления ненависти к евреям могут быть различными в разных странах и в разные времена.

Не любят евреев и во флегматичной Скандинавии и в темпераментной Италии. О той активной враждебности по отношению к евреям, на массовом уровне, которую проявили немцы, поляки, литовцы, украинцы и другие во время Второй мировой войны, получив от властей «свободу действий», я уже не говорю.

Какой из всего этого следует вывод?

Приходится констатировать, что причины повсеместного возникновения нелюбви к евреям бесполезно искать в материалистической плоскости. Они - выше соображений выгоды, выше простой человеческой зависти, выше неприятия «чужаков»…

Попробуем сформулировать сущностное, корневое определение причины такого «отрицания» еврейского народа. А для этого нам, естественно, необходимо вспомнить о корнях, смысле существования народа Израиля.

Кратко смысл существования еврейского народа можно выразить таким образом: «Евреям предопределено сохранять Мудрость, открытую нам Творцом на горе Синай, передавать ее следующим поколениям, а тем самым - нести на себе печать знания о существовании Всевышнего».

Из этого следуют далеко идущие выводы. Если Всевышний существует, не все дозволено. Значит, в поведении и в мировоззрении людей есть установленные Им границы. И человек перестает быть «хозяином мира».

Это мешает (точнее - кажется, что мешает) человеку быть «самим собой». И, естественно, поскольку нельзя совсем выбросить из головы идею существования Всевышнего (в самой потаенной глубине души каждого человека живет эта идея), проще всего - «свалить вину» на носителей этой идеи. То есть - на народ Израиля.

В этом и заключается духовный корень антисемитизма. Все остальное - лишь варианты и «краски» этого явления.

Остается выяснить вопрос, как все, о чем мы только что говорили, объясняет ненависть к евреям, которую испытывают религиозные люди (христиане, мусульмане и т.д.). Ведь они, казалось бы, вполне официально «подписываются» под признанием идеи существования Творца мира...

Давайте вернемся к фрагменту сказанной выше фразы - «…в самой потаенной глубине души каждого человека…».

На уровне сознания человек подписывается под доктриной своей религии. Но «в самой потаенной глубине» его душа знает, что все религии - рукотворны и придумали их люди. Так называемые «основатели» той или иной религии.

Но с горы Синай Сам Всевышний говорил со всем народом Израиля. И «основателей иудаизма» у нас нет. С тем, Кто дал Тору, открыл нам свою Мудрость, нет возможности договориться. Нельзя забыть о Нем, нельзя - проигнорировать Его. И в этой ситуации перед человеком встает выбор: либо - признать Его (сделав весьма глубокие практические выводы), либо - обратить свою ненависть (разных оттенков) на тех, кто напоминает о Нем. А ведь о Нем - фактом своего существования - напоминает каждый еврей (и присоединившийся к нему гер-цедек). Прямой потомок тех, кто стоял у горы Синай.

Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи - это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, но агрессивное государство.

Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией - занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи - прежде всего благодаря своей идеологии.


Во-первых, от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.

Во-вторых, они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.


А в-третьих, они имели собственное, весьма ревнивое божество, которое не терпело никаких соперников и не любило иноплеменников. Иегова был личным Богом одного-единственного народа и к прочим народам относился с неприязнью. (То, что в результате Иегова стал Богом и христиан, и мусульман, превратившись в самое космополитическое божество планеты, - это, конечно, знатная шутка истории.) Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.

При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев - все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.

В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались - кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.


Почему евреи есть, а других - нет


Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.

Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд - сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I-II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью - сохранить еврейский народ в его странствии.

Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем - очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.

Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить - легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.

Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.

Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением - медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).

Почему евреев так часто не любили

Диаспора - группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе - всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения. Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.


Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках


На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев - ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы - очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой. В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы - потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты. После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши - прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.

В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы - ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.

Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.

Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти - тоже да, ты знал?

Как стать евреем


В отличие от христиан или мусульман евреи никогда не стремились превращать в евреев всех окружающих. Наоборот, они старались таких метаморфоз всемерно избегать. Тем не менее у них существует обряд «гиюр», который делает прошедшего его стопроцентным евреем - как в религиозном, так и в социальном и юридическом смысле.

Пройти гиюр - дело чрезвычайно утомительное. Сперва тебе нужно найти трех раввинов, которые согласятся сделать тебя евреем. Причем раввины будут тебе отказывать, запугивать, отговаривать и рассказывать, какая это жуткая вещь - быть евреем. Но если кандидат в евреи упрям как бык и ничего не боится, он должен выучить 613 заповедей Торы (ага, это тебе не десять христианских), пройти обучение религиозному канону и потом перед религиозным судом четко вслух произнести кабалат - присягу о принятии этих заповедей. Если он не может ее произнести (например, он глухонемой), то не может стать евреем. Кроме того, мужчинам придется расстаться с одной деталью своего тела, сам знаешь какой. Прошедший гиюр окунается в ритуальную емкость (микву) и становится евреем, «гером» - так называют тех, кто принял еврейство, будучи от рождения гоем. Да, кстати, если тебе доподлинно известно, что у тебя в роду были древние амаликитяне, воздержись сообщать об этом. В Торе четко сказано, что амаликитянин быть евреем не может. Правда, сейчас никаких амаликитян в природе нет, и точно неизвестно, кто они вообще такие.


Правда ли, что евреи презирают гоев


А ты презираешь слонов? Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция - поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Они - избранные, они отличаются от других людей, как остальные люди отличаются от животных. В идеальном мире, который наступит после пришествия Мессии, евреи будут только и делать, что молиться беспрестанно. А кормить и обслуживать их будут другие народы в благодарность за то, что евреи спасают этот мир, который вообще существует только потому, что Бог любит евреев. Но быть любимцем еврейского Бога - занятие само­убийственное, ибо этот всемогущий садист жестоко наказывает свой народ за любое непослушание. Поэтому удел еврея - по крайней мере, на данный исторический момент, до Пришествия, - это страдание. Все прочие народы живут лучше, потому что они не считаются. Слоны, знаешь, тоже очень неплохо устроились.

10 ошибочных представлений о евреях


Ненависть к евреям как способ самозащиты

Вряд ли можно дать однозначный ответ на вопрос, почему не любят евреев. История еврейской нации начинается еще до Христа, и поэтому ключ к ответу стоит искать в Библии. Книга Книг рассказывает о том, что еврейский народ был спасен из рабства, называя его "избранным". Не удивительно, что многие евреи до сих пор считают себя особенными - ведь слов из песни (в данном случае из Библии) не выкинешь. Более того, Талмуд гласит: "Все не евреи - животные". Не трудно представить, почему такое вероисповедание вызывает известные эмоции к этой нации. Логичным является предположение, что другие народы не совсем согласны на роль "остальных" - не особенных, не избранных, поэтому и "бесятся". Вполне возможно, что всемирная ненависть к евреям - это просто самозащита от довольно агрессивных иудейских статутов.

Успех евреев - причина нелюбви?

Много раз за всю историю евреев выгоняли из различных стран Европы. Сложно представить, что это только потому, что кто-то не согласен с написанным в книге. В таком случае: почему? Евреев не любят еще и из-за того, что, кроме теоретического превосходства, этот народ и на практике всегда преуспевал больше, чем остальные. Они всегда были богаче, умнее, талантливее. Сложно связать этот факт с чем-то, кроме как с национальной особенностью, генофондом. Однако когда в Европе только начинали накапливать капитал, евреи-ростовщики, чье вероисповедание не мешало заниматься займом, свой капитал уже имели, и притом приличный. А если проверить лауреатов Нобелевской премии на наличие евреев, то получим весомое число.

Поиск виноватых

Нередко евреям приписывали вину за экономические коллапсы, да и вообще: чуть где какая проблема - виноваты евреи. Это было одной из причин, почему в середине ХХ века началась самая большая охота за этой нацией - Холокост. Обычная человеческая зависть - чем не еще один ответ на вопрос «почему не любят евреев»? Важную роль в вопросе играет также и тот факт, что везде (кроме Израиля, конечно) евреи являются чужеземцами, а к ним спрос всегда выше. Это касается не только евреев, всплески ненависти мы наблюдаем всегда, когда кто-то "не отсюда" обогащается за наш счет. Так, грузин, продавший вам зимой яблоки по 3 доллара за килограмм, вызовет у вас больше негативных эмоций, чем продавец со славянской внешностью.

Отрицаем то, что не понимаем

Тяжело любить тех, кто лучше тебя, особенно, когда этот успех необъясним. К слову сказать, необъясним с первого взгляда, равно как и с первого взгляда непонятно, почему не любят евреев. Другие нации всегда хотели постигнуть секрет их успеха. Книги про евреев, а также про их капитал, говорят, что помогать своим братьям (стало быть, по крови) - святое. Книга "Бизнес по-еврейски" Михаила Абрамовича рассказывает об этом и других явлениях, сопутствующих коммерческому успеху у евреев. Для многих народов такое явление сложно понять, а то, что мы не понимаем, - отрицаем. И начинаем ненавидеть.

Каковы же выводы?

Современному обществу стоит пересмотреть свои взгляды. Истоки проблемы, почему не любят евреев, можно искать вечно, но смысл не в этом. А в том, чтобы прекратить наконец судить людей по национальному или любому другому признаку. Научиться воспринимать человека как индивидуума - вот путь к цивилизованному современному обществу.

Наверное, невозможно найти такую страну на карте, где не проживали бы представители еврейской национальности. И во всех этих странах коренные жители относятся к этой нации если не с явным пренебрежением, то с настороженностью и антипатией. В чем причины того, что евреев не любят? Тут нужно перечислить политические, религиозные, экономические и моральные факторы.

Политика

Израиль является одной из самых спорных стран в мире, он был создан почти случайно по воле англичан. В настоящее время пост премьер-министра Израиля занимает Биньямин Нетаньяху – представитель правого крыла консервативно-националистической партии Ликуд. Программа этой партии полностью отвергает создание Палестины в качестве суверенного государства.

С течением времени, и, прежде всего, вследствие давления со стороны администрации США, Нетаньяху немного смягчает свою радикальную позицию – это, очевидно, связано с внутренней и внешней критикой. Но действия Израиля в отношении Ирана, где обе стороны заражены манией величия, играют явно не на пользу евреев. Вследствие такой политики немало людей осуждают израильтян.

Агрессивные государства не могут нравиться представителям других стран. Поэтому евреи автоматически воспринимаются как жестокая и упрямая нация. Конечно же, это не совсем правильное мнение, ведь политика и люди – это разные понятия.

Образ страдальца

История подчас жестоко обращалась с евреями. Особенно это касается периода Второй Мировой Войны, когда во многих странах эта нация подвергалась гонениям и истреблению. Бесспорно, это постыдная страница нашей общей памяти. Но ведь в войну страдали не только евреи – погибло много русских, поляков, украинцев, белорусов, армян, итальянцев, в конце концов, немцев. Но образ «страдальца» активно эксплуатируют только евреи, что и вызывает неприязнь у других наций.

Миф о «богоизбранности»

Теперь перейдем к религиозному вопросу. Евреи не скрывают, что считают себя народом, избранным Богом. Откуда возникла такая идея – не будем подробно рассказывать, дабы не увязнуть в дебрях теологии и философии. Скажем только одно – теория «богоизбранности» присутствует во всех религиозных еврейских течениях.

Мы не имеем права осуждать ту или иную веру. Но мнение евреев об их исключительности вполне логично вызывает неприятие у других стран и национальностей.

Обособленный образ жизни

Евреи всегда живут обособленно, общинами, и неохотно пускают в свой круг общения «чужаков». Как правило, они очень дружны между собой и всегда выручают друг друга в тяжелые минуты. Некая нелюдимость и скрытость этой нации порождает антипатию и недоумение – особенно у славян, которые отличаются широтой души и открытостью ко всем людям.

Финансовый успех

Если проанализировать списки самых богатых и успешных людей планеты, то вы найдете в них много евреев. Это действительно одна из самых успешных в финансовом плане наций. Евреи очень экономны, и даже жадны. Кроме того, они имеют хорошо развитую коммерческую жилку, умеют получить выгоду во всем, и никогда не упускают шанса заработать. В этом, видимо, и кроется секрет их богатства.

Если же говорить о славянской ментальности, то у нас на первом плане всегда стоят нематериальные вещи – семья, друзья, дружба, приятные минуты отдыха, душевное тепло и пр. Поэтому русский человек никогда не поймет и не воспримет мировоззрения представителей еврейской национальности. Хотя, чего греха таить, к этому добавляется еще и простая человеческая зависть.

Кстати, в мире очень распространены теории о «всемирном заговоре евреев», всевластии клана Ротшильдов, и прочие домыслы, которые доливают масла в огонь неприязни к евреям. Насколько правдивы эти теории – вопрос спорный. Но, безусловно, у нас есть много миллионеров и миллиардеров еврейской национальности, которые так или иначе влияют на многие события в мире и пользуются огромной властью.

Нечистоплотность

Наверняка вам приходилось слышать мнение о том, что евреи – самая нечистоплотная нация в мире. Так ли это на самом деле?

Мы действительно можем найти много еврейских семей, у которых дома царит беспорядок и антисанитария. С другой стороны, в любой нации есть неряшливые и неаккуратные люди. Если задаться этим вопросом, то вы найдете и немало евреев, которые тщательно следят за порядком, выглядят ухоженными и свежими. Так что данное утверждение считается самым безосновательным и спорным.

Проанализировав все упомянутые причины, вы сами ответите на вопрос, есть ли причины не любить евреев? Ведь политика и религия других народов не должна стать фактором, провоцирующим антипатию. И еще, есть хорошая фраза о том, что плохих наций не бывает. В каждой стране есть честные и порядочные люди, а есть и маргиналы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: