Проектно-исследовательская работа "Сбор и систематизация материала к сочинению-описанию «Дождь»". Исследовательская работа "дождь - загадочное явление природы" Проект на тему почему идет дождь

Надежда Богданова
Детский исследовательский проект «Почему идет дождь»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 »

Копейского городского округа

(МДОУ «ДС № 10» )

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ :

«Почему идет дождь

Участник проекта :

Шполянская Екатерина – 5 лет

Руководители проекта :

Богданова Надежда Геннадьевна-воспитатель

Шполянская Ирина Валерьевна– мама

Копейск, 2018 год.

Введение

Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя . Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы. Мне очень интересно, почему идёт дождь ? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём ? Почему дождь бывает разный ? Нужен ли дождь ?

Цель и задачи.

Цель исследования :

Выяснить, как образуется дождь .

Задачи исследования :

Объяснить, что такое дождь , и почему он идет ?

Найти рассказы о дожде , о природных явлениях.

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя .

Какие бывают дожди .

Объектом исследования : является дождь

Предметом исследования : образование дождя .

Гипотеза исследовательской работы .

Гипотеза моего исследования : что будет если не будет дождя ?

Методы исследования :

1. Наблюдение

2. Проведение опытов.

Оборудование : для опытов вода, стакан для воды, блюдце, вата.

Результат.

Мои выводы.

На основе проведенных опытов я узнала, что вода проходит два состояния : жидкость, водяной пар. Из горячей воды образуется водяной пар, который поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, собирается в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём .

Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – это обычная вода , которая выпадает с неба, из туч, и одно из удивительных явлений, которое существует в природе.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе» . Дождь образуется , когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

После наблюдении и опытов моя гипотеза подтвердилась если не было бы дождя – высохли бы реки , моря и озера, и всё живое бы погибло.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Мой родной Нижневартовск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №61 «СОЛОВУШКА» Название номинации:.

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский исследовательский проект «Почему море не замерзает?» (старшая группа) Однажды я была свидетелем беседы мамы с сыном когда они собирались идти домой из сада. Речь шла о прогулке по берегу моря для того чтоб.

Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.

Детский исследовательский проект «Что такое дрожжи?» Я Исследователь – «Что такое - дрожжи?» Орлова Вероника, 6 лет Я очень люблю кушать пирожки, булочки, ватрушки и хлеб. Мне стало интересно.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь цветным карандашом.

Конспект занятия по рисованию карандашами во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Образовательная часть: Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь.

МБОУ ЛОСЕВСКАЯ СОШ № 1

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Два человека, стоящие рядом, видят каждый свою радугу! Потому что в каждый момент радуга образована преломлением солнечных лучей в новых и новых каплях. Капли дождя падают. Место упавшей капли занимает другая и успевает послать свои цветные лучи в радугу, за ней следующая и так далее

Подготовила: Стёжкина Анастасия, ученица 8 класса (297-484-170)

Научный руководитель: Запорожцева Ольга Ивановна (учитель физики) 9289-089-552)

с. Лосево 2015 год

1.Введение ……………………………………………………………………………………………….3

2.Что такое радуга, история исследования …………………………………………………………….4

3.Радуга в мифологии и религии ……………………………………………………………………….5

4.История исследования ………………………………………………………………………………..6

5.Физика радуги …………………………………………………………………………………………7

5.1.Откуда же берётся радуга? Условия наблюдения ……………………………………………….7

5.2.Почему радуга имеет форму дуги ………………………………………………………………..8

5.3.Окраска радуги и вторичная радуга ……………………………………………………………..10

5.4.Причина радуги – преломление и дисперсия света …………………………………………….11

5.4.1.Опыты Ньютона ………………………………………………………………………………11

5.4.2.«Ньютон» в капле …………………………………………………………………………….11

5.4.3.Схема образования радуги …………………………………………………………………...11

6.Необычные радуги ……………………………………………………………………………………14

7.Радуга и ассоциированные термины ………………………………………………………………...15

8.Заключение ……………………………………………………………………………………………16

9.Использованная литератур …………………………………………………………………………...17

1.ВВЕДЕНИЕ

Однажды, оказавшись на природе (в походе), мы наблюдали довольно красивое явление – радугу. Красота увиденного нас просто заворожила, хотя мы не первый раз видели радугу. В этот раз она была необыкновенно сочной, большой, и от этого казалась ещё красивее. А через некоторое время за первой радугой проявилась вторая. Вот это то нас и поразило. У нас сразу же возникло довольно много опросов, которые позже мы и сформулировали в нашем проекте.

Цели проекта:

Понять как образуется радуга.

Почему она образуется всегда под одним углом?

Почему радуга имеет форму дуги?

Радуга: главная и побочная. Чем отличаются?

Почему связывают в ученом мире имя Исаака Ньютона с радугой?

И вот наше исследование началось.

2.ЧТО ТАКОЕ РАДУГА

Радуга - это вообще не объект, а оптическое явление. Возникает это явление вследствие преломления лучей света в каплях воды, и все это исключительно во время дождя. То есть, радуга - это никакой не объект, а всего лишь игра света. Но какая красивая игра, надо сказать!

На самом деле привычная для глаза человека дуга является лишь частью разноцветной окружности. Целиком же это природное явление можно лицезреть лишь с борта самолета, да и то лишь при достаточной степени наблюдательности

Первые исследования формы радуги еще в XVII веке проводил французский философ и математик Рене Декарт. Для этого ученый использовал стеклянный шар, заполненный водой, что давало возможность представить, как отражается солнечный луч в капле дождя, преломляясь и тем самым становясь видимым.

Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге (или спектре) есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

  • К ак О днажды Ж а к - З вонарь Г оловой С ломал Ф онарь.
  • К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан.

Запомните их - и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу!

Первым, кто объяснил природу радуги был Аристотель . Он определил, что "радуга - это оптическое явление, а не материальный объект".

Элементарное объяснение явления радуги дано было еще в 1611 г. А. де-Домини в его сочинении "De Radiis Visus et Lucis", развито затем Декартом ("Les météores", 1637) и вполне разработано Ньютоном в его "Оптике" (1750).

Радуга от одной капли слабая, и в природе ее невозможно увидеть отдельно, так как капель в завесе дождя много. Радуга, которую мы видим на небосводе, образована мириадами капель. Каждая капля создает серию вложенных одна в другую цветных воронок (или конусов). Но от отдельной капли в радугу попадает только один цветной луч. Глаз наблюдателя является общей точкой, в которой пересекаются цветные лучи от множества капель. Например, все красные лучи, вышедшие из различных капель, но под одним и тем же углом и попавшие в глаз наблюдателю, образуют красную дугу радуги. Также образуют дуги все оранжевые и другие цветные лучи. Поэтому радуга круглая.

3.РАДУГА В МИФОЛОГИИ И РЕЛИГИИ

Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления природы. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака и оттуда она падает живительным дождем.

Суеверные люди считали, что радуга является дурным знаком. Они считали, что души умерших переходят в потусторонний мир по радуге, и если появилась радуга, это означает чью-то близкую кончину.

Радуга также фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.

Конечно, с самых давних времен люди пытались дать объяснение радуге. В Африке, например, считали, что радугой является огромная змея, которая периодически вылезает из небытия для совершения своих темных дел. Однако, вразумительные объяснения относительно этого оптического чуда смогли дать только к концу семнадцатого века. Жил тогда себе помаленьку знаменитый Рене Декарт. Именно он впервые смог смоделировать преломление лучей в водяной капле. В своих исследованиях Декарт использовал стеклянный шар, наполненный водой. Однако, до конца секрет радуги он объяснить так и не смог. Зато Ньютон, заменивший это самый шар призмой, сумел-таки разложить луч света в спектр.

ОБОБЩЕНИЕ:

  • В скандинавской мифологии радуга - это мост Биврёст , соединающий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов).
  • В древнеиндийской мифологии - лук Индры , бога грома и молнии.
  • В древнегреческой мифологии - дорога Ириды , посланницы между мирами богов и людей.
  • По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.
  • Ирландский лепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга коснулась земли.
  • По чувашским поверьям, если пройти сквозь радугу, то можно поменять пол.
  • В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза (на иврите- брит) бога и человечества (в лице ноя) о том что потопа никогда больше не будет.(глава бейрешит)

4.ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАДУГИ

Персидский астроном Qutb al-Din al-Shirazi (1236-1311), а возможно, его ученик Kamal al-din al-Farisi (1260-1320), видимо, был первым, кто дал достаточно точное объяснение феномена .

Общая физическая картина радуги была описана в 1611 году Марком Антонием де Доминисом в книге «De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride». На основании опытных наблюдений он пришел к заключению, что радуга получается в результате отражения от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления - при входе в каплю и при выходе из нее.

Рене Декарт дал более полное объяснение радуги в году в своем труде «Метеоры» в главе «О радуге».

Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон , для которого число имело специальное символическое значение (по пифагорейским , богословским или нумерологическим соображениям). Причём первоначально он различал только пять цветов - красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей "Оптике".Но вспоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.

5.ФИЗИКА РАДУГИ

5.1. Откуда же берется радуга? Условия наблюдения

Радугу можно наблюдать только перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Что при этом происходит? Лучи Солнца проходят через капельки дождя. А каждая такая капелька работает как призма. То есть она разлагает белый свет Солнца на его составляющие - лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, глубого, синего и фиолетового цвета. Причем капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в разноцветную полосу, которую называют спектром .

Вы можете видеть радугу только в том случае, если находитесь строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть!

Иногда, очень редко, радуга наблюдается в тех же условиях и при освещении дождевой тучи луною. То же явление радуги замечается иногда и при освещении солнцем водяной пыли, носящейся в воздухе вблизи фонтана или водопада. Когда солнце закрыто легкими облаками - первая радуга кажется иногда совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более светлой, чем фон небосвода; такую радугу называют белой.

Наблюдения явления радуги показали, что дуги ее представляют правильные части кругов, центр которых лежит всегда на линии, проходящей через голову наблюдателя и солнце; так как таким образом центр радуги при высоко стоящем солнце лежит ниже горизонта, то наблюдатель видит лишь небольшую часть дуги; при закате и восходе солнца, когда солнце на горизонте, радуга представляется в виде полудуги окружности. С вершины очень высоких гор, с воздушного шара можно увидеть радугу и в виде большей части дуги окружности, так как при этих условиях центр радуги расположен над видимым горизонтом.

ВЫВОД: Радуга появляется только тогда, когда для этого создаются подходящие условия. Солнечный свет должен светить вам в спину, а капли дождя падать где-то впереди. (Поскольку для образования радуги нужен яркий солнечный свет, это означает, что ливень уже ушел дальше или вообще прошел стороной, а вы стоите к нему лицом.)

5.2. Почему радуга имеет форму дуги.

Почему радуга полукруглая? Люди давно задавались этим вопросом. В некоторых мифах Африки радуга - это змея, которая охватывает Землю кольцом. Но теперь-то мы знаем, что радуга - это оптическое явление - результат преломления лучей света в капельках воды во время дождя. Но почему мы видим радугу именно в форме дуги, а не, например, в форме вертикальной цветной полосы?

Здесь вступает в силу закон оптического преломления, при котором луч, проходя через каплю дождя, находящуюся в определенном положении в пространстве, претерпевает 42-кратное преломление и становится видимым человеческому глазу именно в форме окружности. Вот как раз часть этой окружности вы привыкли наблюдать.

Форма радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. А капельки воды - более или менее сферические (круглые). Проходя через каплю и преломляясь в ней, пучок белых солнечных лучей преобразуется в серию цветных воронок, вставленных одна в другую, обращенных к наблюдателю. Наружная воронка красная, в нее вставлена оранжевая, желтая, далее идет зеленая и т. д., кончая внутренней фиолетовой. Таким образом, каждая отдельная капля образует целую радугу.

Конечно, радуга от одной капли слабая, и в природе ее невозможно увидеть отдельно, так как капель в завесе дождя много. Радуга, которую мы видим на небосводе, образована мириадами капель. Каждая капля создает серию вложенных одна в другую цветных воронок (или конусов). Но от отдельной капли в радугу попадает только один цветной луч. Глаз наблюдателя является общей точкой, в которой пересекаются цветные лучи от множества капель. Например, все красные лучи, вышедшие из различных капель, но под одним и тем же углом и попавшие в глаз наблюдателю, образуют красную дугу радуги. Также образуют дуги все оранжевые и другие цветные лучи. Поэтому радуга круглая.

Радуга и есть огромный изогнутый спектр. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга - часть окружности, И чем выше находится наблюдатель, тем радуга полнее. С горы или самолёта можно увидеть и полную окружность!

Интересно отметить, что два человека, стоящие рядом и наблюдающие радугу, видят ее каждый по-своему! Все это от того, что в каждый отдельный момент просмотра, радуга образуется постоянно в новых каплях воды. То есть, одна капля падает, а вместо нее появляется другая. Также, вид и цвет радуги зависит от размера капель воды. Чем капли дождя крупнее, тем ярче будет радуга. Самым насыщенным цветом в радуге является красный. Если капли мелкие, то радуга будет более широкой с ярко выраженным оранжевым цветом с краю. Надо сказать, что самую длинную волну света мы воспринимаем как красную, а самую короткую - как фиолетовую. Это касается не только случаев наблюдения за радугой, но и вообще всего и вся. То есть, вы теперь сможете с умным видом комментировать состояние, размер и цвет радуги, а также всех других видимых человеческому глазу предметов.

Два человека, стоящие рядом, видят каждый свою радугу! Потому что в каждый момент радуга образована преломлением солнечных лучей в новых и новых каплях. Капли дождя падают. Место упавшей капли занимает другая и успевает послать свои цветные лучи в радугу, за ней следующая и так далее.

Вид радуги зависит и от формы капель. При падении в воздухе крупные капли сплющиваются, теряют свою сферичность. Чем сильнее сплющивание капель, тем меньше радиус образуемой ими радуги.

На самом деле радуга - это не полукруг, а окружность. Просто мы не видим этого в полном объеме, потому что центр окружности радуги лежит на одной прямой с нашими глазами. Вот, например, с борта самолета можно увидеть полную, круглую радугу, правда бывает это крайне редко, потому что в самолетах обычно смотрят на красивых соседок, или жрут гамбургеры, играя в AngryBirds. Так почему же радуга имеет форму полукруга? Все это потому, что капли дождя, образующие радугу, представляют собой сгустки воды с закругленной поверхностью. Свет, выходящий из этой самой капли, отражает ее поверхность. Вот и весь секрет.

ВЫВОД: Вид радуги зависит и от формы капель. При падении в воздухе крупные капли сплющиваются, теряют свою сферичность. Чем сильнее сплющивание капель, тем меньше радиус образуемой ими радуги Дуга радуги - это всего лишь отрезок световой окружности, в центре сектора обзора которого находится наблюдатель, то есть вы. И чем выше вы стоите, тем более полной будет радуга

Вид радуги - ширина дуг, наличие, расположение и яркость отдельных цветовых тонов, положение дополнительных дуг - очень сильно зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли дождя, тем уже и ярче получается радуга. Характерным для крупных капель является наличие насыщенного красного цвета в основной радуге. Многочисленные дополнительные дуги также имеют яркие тона и непосредственно, без промежутков, примыкают к основным радугам. Чем капли мельче, тем радуга становится более широкой и блеклой с оранжевым или желтым краем. Дополнительные дуги дальше отстоят и друг от друга и от основных радуг. Таким образом, по виду радуги можно приближенно оценить размеры капель дождя, образовавших эту радугу.

5.3.Окраска радуги и вторичная радуга

Окрашенность радужного кольца обуславливается преломлением солнечных лучей в сферических каплях дождя, отражением их от поверхности капель, а также дифракцией (от лат. diffractus – разломанный) и интерференцией (от лат. inter – взаимно и ferio – ударяю) отраженных лучей разной длины волн.

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов - снаружи находится фиолетовый, а внутри красный:

Внутренняя, наиболее часто видимая дуга окрашена с наружного края в красный цвет, с внутреннего - в фиолетовый; между ними в обычном порядке солнечного спектра лежат цвета: (красный), оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Вторая, реже наблюдаемая дуга лежит над первой, окрашена обыкновенно более слабо, и порядок расположения цветов в ней обратный. Часть небосвода внутри первой дуги кажется обыкновенно очень светлой, часть небосвода над второй дугой кажется менее светлой, кольцевое же пространство между дугами кажется темным. Иногда, кроме этих двух главных элементов радуги, наблюдаются еще дополнительные дуги, представляющие слабые цветные размытые полосы, окаймляющие верхнюю часть внутреннего края первой радуги и реже - верхнюю часть внешнего края второй радуги

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов - снаружи находится фиолетовый , а внутри красный. Угловой радиус вторичной радуги 50-53°. Небо между двумя радугами обычно имеет заметно более темный оттенок.

В горах и других местах, где очень чистый воздух, можно наблюдать третью радугу (угловой радиус порядка 60°).

Нерезкость и размытость красок радуги объясняется тем, что источником освещения является не точка, но целая поверхность - солнце, и что отдельные более резкие радуги, образуемые отдельными точками солнца, налагаются друг на друга. Если солнце светит сквозь пелену тонких облаков, то светящимся источником является облако, окружающее солнце, на протяжении 2 -3° и отдельные цветные полосы настолько налагаются друг на друга, что глаз уже не различает цветов, а видит лишь бесцветную светлую дугу - белую радугу.

Так как дождевые капли увеличиваются по мере приближения к земле, то дополнительные радуги могут быть хорошо видимы лишь при преломлении и отражении света в высоко расположенных слоях дождевой пелены, т. е. при небольшой высоте солнца и только у верхних частей первой и второй радуги. Полная теория белой радуги дана была Пертнером в 1897 г. Часто возбуждался вопрос о том, видят ли различные наблюдатели одну и ту же радугу и представляет ли радуга, видимая в тихом зеркале большого водного резервуара, отражение непосредственно наблюдаемой радуги.

ВЫВОД: Радуга возникает, когда солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, медленно падающих в воздухе . Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов , в результате чего белый свет разлагается в спектр . Нам кажется, что из пространства по концентрическим кругам (дугам ) исходит разноцветное свечение. При этом источник яркого света всегда находится за спиной наблюдателя. Позже измерили, что красный свет отклоняется на 137 градусов 30 минут, а фиолетовый на 139°20’)

5.4.Причина радуги – преломление и дисперсия света

Совсем просто: Говоря просто, появление радуги можно вывести в следующую формулу: свет, проходя сквозь капельки дождя, преломляется. А преломляется он потому, что вода имеет плотность более высокую, чем воздух. Белый цвет, как известно, состоит из семи основных цветов. Вполне понятно, что все цвета имеют разную длину волны. И вот тут как раз и кроется весь секрет. Когда солнечный луч проходит сквозь каплю воды, он преломляет каждую волну по-разному.

А теперь подробнее.

5.4.1.ОПЫТЫ НЬЮТОНА

Ньютон при усовершенствовании оптических приборов заметил, что изображение окрашено по краям в радужный цвет. Его заинтересовало это явление. Он начал исследовать его более подробно. Через призму пропускался обычный белый свет, а на экране можно было наблюдать спектр, подобный цветам радуги. Сначала Ньютон думал, что это призма окрашивает белый цвет. В результате многочисленных опытов удалось выяснить, что призма не окрашивает, а раскладывает белый цвет в спектр.

ВЫВОД: лучи разных цветов выходят из призмы под разными углами.

5.4.2.«НЬЮТОН» В КАПЛЯХ

Проходя сквозь капли дождя, свет преломляется (отклоняется в сторону), поскольку вода имеет более высокую плотность, чем воздух. Известно, что белый цвет состоит из семи основных цветов - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Эти цвета имеют разную длину волны, и капля преломляет каждую волну в разной степени, когда солнечный луч проходит через нее. Таким образом, волны различной длины и, значит, цвета выходят из капли уже в слегка отличающихся направлениях. То, что вначале было единым пучком лучей, теперь рассыпалось на свои естественные цвета, каждый из которых путешествует своим путем.

Цветные лучи, ударившись о внутреннюю стенку капли и еще больше изогнувшись, даже могут выйти наружу через ту же сторону, что и вошли. И в результате вы видите, как радуга рассыпала по небу свои цвета дугой.

Каждая капля отражает все цвета. Но с вашего фиксированного положения на земле вы воспринимаете только определенные цвета от определенных капель. Наиболее четко капли отражают красный и оранжевый цвета, поэтому они доходят до ваших глаз от самых верхних капель. Голубой и фиолетовый отражаются хуже, поэтому их вы видите от капель, расположенных чуть ниже. Желтый и зеленый отражают капли, которые находятся посередине. Сложите все цвета вместе - и вы получите радугу.

5.4.3.СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РАДУГИ

1) сферическая капля ,

2) внутреннее отражение ,

3) первичная радуга,

4) преломление ,

5) вторичная радуга,

6) входящий луч света,

7) ход лучей при формировании первичной радуги,

8) ход лучей при формировании вторичной радуги,

9) наблюдатель, 10-12) область формирования радуги.

Чаще всего наблюдается первичная радуга , при которой свет претерпевает одно внутреннее отражение. Ход лучей показан на рисунке справа вверху. В первичной радуге красный цвет находится снаружи дуги, её угловой радиус составляет 40-42°.

ОБЪЯСНЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ

Наблюдения над радугой показали, что угол, образуемый двумя линиями, мысленно проведенными из глаз наблюдателя к центру дуги радуги и к ее окружности, или угловой радиус радуги, есть величина приблизительно постоянная и равная для первой радуги около 41°, для второй 52°. Элементарное объяснение явления радуги дано было еще в 1611 г. А. де-Домини в его сочинении "De Radiis Visus et Lucis", развито затем Декартом ("Les météores", 1637) и вполне разработано Ньютоном в его "Оптике" (1750). Согласно этому объяснению явление радуги происходит вследствие преломления и полного внутреннего отражения (см. Диоптрика) солнечных лучей в каплях дождя. Если на шаровую каплю жидкости упадет луч SA, то он (фиг. 1), претерпев преломление по направлению АВ, может отразиться от задней поверхности капли по направлению ВС и выйти, снова преломившись, по направлению CD.

Луч, иначе упавший на каплю, может, однако, в точке С (фиг. 2) второй раз отразиться по CD и выйти, преломившись, по направлению DE.

Если на каплю упадет не один луч, но целый пучок параллельных лучей, то, как доказывается в оптике, все лучи, претерпевшие одно внутреннее отражение в капле воды, выйдут из капли в виде расходящегося конуса лучей (фиг. 3), ось которого расположена по направлению падающих лучей В действительности пучок выходящих из капли лучей не представляет правильного конуса, и даже все составляющие его лучи не пересекаются в одной точке, только для простоты на следующих чертежах эти пучки приняты за правильные конусы с вершиной в центре капли

Угол отверстия конуса зависит от коэффициента преломления (см. Диоптрика) жидкости, а так как коэффициент преломления для лучей различного цвета (различной длины волны), составляющих белый солнечный луч, неодинаков, то и угол отверстия конуса будет различный для лучей разного цвета, именно для фиолетовых будет меньше, чем для красных. Вследствие этого конус будет окаймлен цветным радужным краем, красным извне, фиолетовым внутри, причем, если капля водяная, то половина углового отверстия конуса SOR для красного цвета будет около 42°, для фиолетового (SOV ) 40,5°. Исследование распределения света внутри конуса показывает, что почти весь свет сосредоточен в этой цветной кайме конуса и чрезвычайно слаб в центральных частях его; таким образом мы можем рассматривать лишь яркую цветную оболочку конуса, так как все внутренние лучи его слишком слабы, чтобы быть восприняты зрением.

Подобное же исследование лучей, дважды отразившихся в капле воды, покажет нам, что они выйдут такой же конической радужной оболочкой V"R" (фиг. 3), но красной с внутреннего края, фиолетовой с внешнего, причем для водяной капли половина углового отверстия второго конуса будет равна 50° для красного (SOR" ) и 54° для фиолетового края (SOV ) .

Представим себе теперь, что наблюдатель, глаз которого находится в точке О (фиг. 4), смотрит на ряд вертикальных дождевых капель А, В , С, D, E... , освещенных параллельными солнечными лучами, идущими по направлению SA, SB, SC и т. д.; пусть все эти капли расположены в плоскости, проходящей через глаз наблюдателя и солнце; каждая такая капля будет, по предыдущему, излучать две конических световых оболочки, общей осью которых будет падающий на каплю солнечный луч.

Пусть капля В расположена так, что один из лучей, образующих внутреннюю оболочку первого (внутреннего) конуса, при продолжении пройдет через глаз наблюдателя; тогда наблюдатель увидит в В фиолетовую точку. Несколько выше капли В будет расположена такая капля С, что луч, идущий от внешней поверхности оболочки первого конуса, попадет в глаз и даст в нем впечатление красной точки в С ; капли, промежуточные между В и С, дадут в глазу впечатление точек синих, зеленых, желтых и оранжевых. В сумме - глаз увидит в этой плоскости вертикальную радужную линию с фиолетовым концом внизу и красным наверху; если проведем через О и солнце линию SO, то угол, образуемый ею с линией ОВ , будет равен полуотверстию первого конуса для фиолетовых лучей, т. е. 40,5°, а угол КОС будет равен полуотверстию первого конуса для красных лучей, т. е. 42°. Если поворачивать угол КОВ вокруг OK, то OВ опишет коническую поверхность и каждая капля, лежащая на круге пересечения этой поверхности с дождевой пеленой, даст впечатление светлой фиолетовой точки, а все точки вместе дадут фиолетовую дугу окружности с центром в К ; точно так же образуется красная и промежуточные дуги, и в сумме глаз получит впечатление светлой радужной дуги, фиолетовой внутри, красной извне - первой радуги.

Приложив те же рассуждения ко второй внешней световой конической оболочке, излучаемой каплями и образованной солнечными лучами, дважды в капле отраженными, получим более широкую вторую концентрическую радугу с углом КОЕ, равным для внутреннего красного края - 50°, а для внешнего фиолетового - 54°. Вследствие двукратного отражения света в каплях, дающих эту вторую радугу, она будет значительно менее яркой, чем первая. Капли D, лежащие между С и Е, совершенно не излучают света в глаз, и потому пространство между двумя радугами будет казаться темным; от капель, лежащих ниже В и выше Е, в глаз попадут белые лучи, исходящие из центральных частей конусов и потому весьма слабые; это объясняет, почему пространство под первой и над второй радугой кажется нам слабо освещенным.

ВЫВОД: Элементарная теория радуги очевидно указывает, что различные наблюдатели видят радуги, образованные различными каплями дождя, т. е. разные радуги, и что кажущееся отражение радуги есть та радуга, которую видел бы наблюдатель, помещенный под отражающей поверхностью на таком расстоянии от нее вниз, на каком он находится над нею. Наблюдавшиеся в редких случаях, в особенности на море, пересекающиеся эксцентричные радуги объясняются отражением света от водной поверхности за спиной наблюдателя и появлением, таким образом, двух источников света (солнца и отражения его), дающих каждый свою радугу.

6.НЕОБЫЧНЫЕ РАДУГИ

В яркую лунную ночь можно увидеть бледную радугу от Луны . Однако человеческое окружность .

Обычной наблюдается простая радуга-дуга, но при определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, а с самолёта - перевёрнутую или даже кольцевую.

радуга в лесу радуга с борта самолёта

радуга в облаках радуга над морем

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу. На самом деле эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Целиком же это природное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с борта самолета.

Есть такая группа оптических явлений, которая называется гало. Они вызваны преломлением световых лучей крошечными кристалликами льда в перистых облаках и туманах. Чаще всего гало образуются вокруг Солнца или Луны. Вот пример такого явления - сферическая радуга вокруг Солнца: 8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование окончено. Радуга – дуга «разложена» на семь цветов – спектр. Получены ответы на все вопросы. Мне очень интересно было проводить это исследование. Я узнала много нового про это красивейшее явление. Когда я описывала двойную радугу, то мне очень захотелось пронаблюдать самой это явление, а не увидеть его на картинках. И мне повезло. Недавно, после дождя, мне посчастливилось наблюдать двойную радугу. Это ещё более прекраснейшее завораживающее явление. Раньше я и не подозревала в чём причина появления радуги, почему её цвета располагаются именно в определённом порядке… Когда я изучила более подобно это явление, то мне даже показалось, что я чаще стала его наблюдать, а самое главное, я стала ПОНИМАТЬ это прекрасное явление.

9.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.широко использовались материалы Интернета

2.физика для 11 класса

3.физическая энциклопедия


Данную тему я выбрала, потому что - страница №1/1

Введение

Данную тему я выбрала, потому что:

Во-первых, посчитала её очень интересной и занятной, не только для себя, но и для окружающих.

Во-вторых, мне хотелось бы открыть для себя новые факты из жизни моих любимейших писателей.

В-третьих, получить возможность взглянуть на образы с разных сторон, понять - о чём думал автор во время создания данного образа.

В-четвёртых, моё желание есть почувствовать то громадное напряжение творческих поисков, которое создавал сам Петербург, столкнувший сознание русских писателей с вопросами мирового развития, заставивший русскую художественную мысль работать с небывалой остротой и углубленностью.

В-пятых, Санкт-Петербург в моих глазах - сказка, которая существует в реальном мире. Мне ни разу в жизни ещё не посчастливилось побывать в этом прекрасном городе - на Родине великих поэтов, писателей, критиков, художников мне предстоит побывать летом, чего я с нетерпением жду.

Актуальность данной темы я приметила в обществе. В нашем многочисленном нынешнем окружении появилась потребность в высоких чувствах. Культурная столица нашей страны, как известно и общепризнано - город Санкт-Петербург. Но буквально несколько лет назад я не чувствовала, что этот величайший город так уж востребован среди людей, я не видела отклика, блеска в глазах своих сверстников, обсуждая чей - то очередной визит в этот город. Со временем, я поняла, что некоторые люди, путешествуя в «Град Петров» не осознают всё величие и гениальность города, монументальность построек и сдержанный крик истории. Поэтому, изучив образы Санкт-Петербурга сквозь призму творчества великих писателей, люди сами смогут почувствовать атмосферу того времени, и понять - насколько это важно знать.

Санкт-Петербург имеет огромную культурную историю, которая объясняет причину того, что этот город во времена культурного рассвета вдохновлял очень разных писателей, художников, поэтов, философов и многих других творческих деятелей. И даже на сегодняшний день этот удивительный город не сдаёт позиции и по-прежнему остаётся эпицентром достопримечательностей нашей страны и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Например: у кого-то источником вдохновения была девственно-чистая и невероятно-красивая природа, у кого-то это были красоты города, возможно, некоторых вдохновляли люди и окружение, а кто-то посещала Муза от впечатления весёлых безудержных балов…Можно продолжать очень долго. Ведь вдохновение было во всём, но для каждого оно своё. А вот для одного величайшего поэта 18 века - Александра Сергеевича Пушкина - Петербург был городом его друзей и соратников, символом величия России. Именно эти критерии восприятия Пушкиным Петербурга объясняют столь различные образы города в творчестве писателя. Писатель, не менее гениальный, чем Пушкин - Николай Васильевич Гоголь - считал Петербург храмом души человека. В этом великолепном городе он написал, как мне видится, самые лучшие свои произведения. В Петербурге он познакомился с Пушкиным и прославился своими первыми шедеврами. В этом городе процветали и поражали общество две величайшие вершины русской литературы, без которых и по сей день, человечество было бы не так развито в области чувств и восприятий прекрасного.

В своей работе я бы хотела рассмотреть актуальную на мой взгляд тему: Образы Петербурга в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Цель моей работы: рассмотреть подробно образы Петербурга со стороны А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя основываясь на некоторых произведениях и личном отношении писателей, и сравнивая их отметить сходства и отличия. Разобрать, как развиваются метаморфозы Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Увидеть отношения авторов к городу и людям. Постараться открыть новые стороны данной темы, опираясь на редкие факты. Полностью погрузиться в смысл того или иного образа и понять, почему автор представляет нам именно в таком свете город.

Пушкинские метаморфозы Петербурга.

У А.С.Пушкина существует огромное количество стихов и произведений в форме прозы о Петербурге. Но в своей работе я бы хотела рассмотреть, на мой взгляд, безупречные произведения. Такими являются роман «Евгений Онегин», повести «Станционный Смотритель» и «Пиковая Дама» и поэма «Медный Всадник».

Петербург в романе «Евгений Онегин»

Рассмотрим образы Петербурга в романе «Евгений Онегин». Здесь мы видим, как изображена богатая русская география - от лиц провинции до светских горожан - яркие картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба. И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга - воспетый многими поэтами и прозаиками. В произведениях Пушкина это не просто город - «Петра творение» - воспроизведенное как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками. Получается, что город в глазах автора становится непосредственным героем романа, который может повлиять на поворот событий.

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отображены разные стороны человеческой культуры, души, характера, образа жизни того времени. Времени, когда влюблённые писали друг другу письма и боялись заглянуть в глаза, когда хорошее образование получали только люди высоких чинов, когда жизнь была отдыхом для светской части общества.

И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку. Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник - краски. Например: «…прозрачно и светло Ночное небо над Невою », «Дыханьем ночи благосклонной безмолвно упивались мы». Нева, неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова.

Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо ему знакомы. Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным. Несомненно, Петербург у автора вызывает приятные ощущения и эмоции, которые сильно преобладают над горестными. И всё – же здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море - теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил». «Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы. Исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспоминает другие места. В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург – город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным.

В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы – новизна, мода, современность: «Вот мой Онегин на свободе, острижен по последней моде.» В кабинете у героя: «янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале.» Для петербургского дворянства характерны суета, мишурность: «везде поспеть немудрено». Каждый день главного героя: Евгения Онегина начинается и заканчивается одинаково: «Бывало он еще в постели: К нему записочки несут, Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут...» В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создаёт особенный тип поведения. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чём вертится мир!»

Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. Заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна. В Татьяне сосредоточено все достойное и красивое, что есть в светском обществе. Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая в своём роде энциклопедию русской жизни, не мог не привезти свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность. Пушкин не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.

В романе Александр Сергеевич повествует о своих самых лучших чувствах о Петербурге. «Евгений Онегин» написан автором в промежуток с 9 мая 1823 г. по 5 октября 1831 г., который падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта. Я считаю, что роман самое лучшее воплощение Петербурга во все времена.

Петербург в повести «Станционный смотритель»

«Станционный смотритель» относится к циклу «Повестей Белкина». События главного героя проходят в Петербурге. Петербург представлен в повести в социальном и нравственном контрасте - на окраине, в Измайловском полку, жил бедный и обиженный Вырин, в центре в дорогой гостинице жил богатый офицер Минский.

Когда Вырин развернул сверток и увидел деньги – оплата за Дуню, Вырин в горечи и гневе бросил их наземь и притоптал каблуком. Отойдя несколько шагов, он остановился и решил вернуться за деньгами, но их уже не было. “Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал: “пошел!”. Действие не случайно перенесено на улицу центральной части Петербурга – теперь в нем, городе, оказались сфокусированы силы, исходящие от обидчиков, проживающих в центре столицы и определяющих ее лицо. Реноме Минского, респектабельного, богатого, благородного дворянина, оказалось фальшивым.

В данной повести Петербург предстаёт перед читателем в образе этакого злого и холодного города, где все думают только о деньгах, где все друг другу чужие. Жестокий город. Он жесток к главному герою. Там живут одинокие люди, которые забыли что такое теплота и любовь. Социальный быт и нравы пушкинского Петербурга можно рассматривать как исторические свидетельства той эпохи.

Образ Петербурга в поэме «Медный Всадник»

Поэма "Медный всадник" – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Поэма открывается "Вступлением", в котором образ города занимает господствующее место, оно написано в официальном стиле. По своему стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего, своим торжественно-ликующим тоном. “Вступление” часто называют гимном великому городу. Все другие изображения Петербурга – будь то Петербург Гоголя, Некрасова или Достоевского – зачастую сопоставляются с Петербургом “Вступления” к поэме «Медный всадник» Пушкина.

Весь интерес в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэт в произведении с небывалой силой и смелостью показывает исторически закономерные противоречия жизни во всей их наготе. В поэме в обобщенной образной форме противопоставлены две силы - государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и человек в его личных, частных интересах и переживаниях. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

«Люблю тебя, Петра творенье.

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы, державное теченье,

Береговой её гранит…»

В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный город: новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга. Поэт видит "спящие громады пустынных улиц", слышит "шипенье пенистых бокалов", но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный "юный град", а "омраченный Петербург". Город превращается в крепость, осажденную Невой. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:

«Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гробы с размытого кладбища»

Говоря о наводнение, Пушкин очень ярко описал разбушевавшуюся Неву:

«Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Черны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревна, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!


Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! все гибнет: кров и пища!»

И только после такого мёртвого затишья, город оживает: "теснится кучами" на берегах Невы, которая соотнесена с людской суетой "как больной в своей постели беспокойной", то рвется "к морю против бури" ,"пени…как челобитчик у дверей".

Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура "кумира на бронзовом коне", который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

В поэме прославляются: «великие думы» Петра, его творенье – «град Петров, «полночных стран краса и диво», новая столица русского государства, выстроенная в устье Невы, «под морем», «на мшистых, топких берегах», экономика «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам» и для установления культурной связи с Европой «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы. В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя. Пушкин живо описывает ежедневные заботы горожан разных сословий.

«…А Петербург неугомонный

Уж барабаном принужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином остинка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Уж отворял свой васисдас».

Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Все образы здесь многозначны, символичны. Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.

Я считаю, что «Медный Всадник» это самое загадочное произведение А.С.Пушкина. В произведении заложен исторический фундамент. И образы Петербурга исходят именно из истории. В Произведении затронута тема правления Петра. Автор рассуждает о городе, преподнося его в образах. Так же здесь присутствует невероятно красивая символика. Совокупность всех качеств произведения даёт первое впечатление сказки, но если вдуматься в смысл и знать историю, то произведение можно считать исторической поэмой.

Петербург и «Пиковая дама»

«Пиковая дама» написана в Болдинскую осень 1833 года. В основе мистический сюжет. Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург - город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. Описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои. Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина. Под наслоениями перестроек, постигших особняк Голициной, угадывается «дом старой архитектуры» в одной из главных улиц Петербурга.

В столице много сумасшедших.Трудно назвать нормальной жизнь выжившей из ума старой графини и мучимой ею воспитанницы Лизаветы Ивановны. Молодые дворяне - офицеры так же ночи напролет играют в карты или танцуют до утра... Пуста и бессмысленна жизнь столичной аристократии. В «Пиковой даме» был создан новый, впервые явленный в литературе образ Петербурга. Столица империи города абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь. Слепая и дикая власть города над человеком объяснена Пушкиным.

Сюжет может показаться преувеличенно трагичным, но на самом деле Пушкин ничуть не преувеличивал. Известен пример нашумевшей в Петербурге 1802 г. истории, когда князь А.Н.Голицин – знаменитый мот и картежник, проиграл свою жену, княгиню Марию Григорьевну, московскому барину Л.К.Разумовскому. Если одни и те же сюжеты возникают в литературе и в жизни, то, значит, введен некоторый механизм, ограничивающий разнообразие возможных поступков. Пушкин сам был карточным игроком, поэтому изнутри видел психологию игры, ее омут, расчет, азарт. Петербург дарил Пушкину массу сюжетов из жизни о воле случая.

Мысль о призрачности существования города безумия, фальши и неистовой враждебности к человеку получает окончательное оформление в последних размышлениях героя: его мучит один уже совершенно бессмысленный вопрос: «Вот они все кидаются и мечутся, а почем знать, может быть, всё это чей-нибудь сон, и ни одного-то человека здесь нет настоящего, истинного, ни одного поступка действительного? Кто-нибудь вдруг проснется, кому это всё грезится,- и всё вдруг исчезнет».

Многозначность образных символов позволяла понять особый характер фантастики этого города, причины враждебности человеку столицы империи, смысл безумия, нелепости, призрачности жизни людей в этом городе-обидчике, городе, фальши и лжи. Но символические образы присущи не только сфере Жизни старинного дворянства, аристократии двух стоит, - Парижа и Петербурга. Основа поэтики повести - именно символические образы.

В повести «Пиковая Дама», по моему мнению, описан фальшивый Петербург, затронута тема людской лжи и азарта. Пушкин повествует о духовно-низком менталитете людей высоких чинов. В каждом герое есть символ того или иного образа Петербурга. Писатель раздражён такими, людьми и чтобы придать своей мысли «изюминку», он использует различные образы людей и символов. Нужно быть гениальным, чтобы завуалировать всё в такую форму.

Вывод по всей главе: Александр Сергеевич Пушкин возносил Петербург очень высоко. Этот город он считал своей Родиной, хоть и родился в Москве. Свой город он любил всей его широкой душой, что подтверждается его стихами. Но в тоже время он вполне реально оценивает жителей, общество, культуру и знает историю. Свои размышления об истории Петрограда он описывает в поэме «Медный Всадник». Абсолютно все светлые и тёплые чувства, писатель выкладывает в романе «Евгений Онегин». Антитезой для романа является повесть «Станционный Смотритель». Ну и конечно любой, даже самый сказочный город не без грехов, это описано в повести «Пиковая Дама». В разное время Пушкин по-разному описывает Петербург, его мысли меняются по мере изменения его жизни в нём.

Петербург Гоголя

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. Собственно, с него я и хочу начать. К работе я добавлю: повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Ночь перед Рождеством»(из цикла: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и пьесу «Ревизор».

Образы Петербургских повестей

В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет, Гоголь впервые увидел Петербург во взрослом возрасте. Автор делится с нами своими первыми впечатлениями от северной столицы: «...Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее...» Писатель описывает районы, где когда-то ему довелось жить.

«Невский проспект»

Темой Невского, проспекта открывается первая из «Петербургских повестей»; страницы, посвященные главной улице города, играют роль пролога к циклу в целом. Автор произносит ироничный гимн Невскому проспекту, где «пахнет одним гуляньем», где «жадность, корысть и надобность выражаются на идущих и летящих в карстах и на дрожках» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Невский проспект - лишь красивая причина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах «Петербургских повестей».В повседневной жизни Петербурга Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а в душах горожан - соединение уродливого, трогательного и смешного.

Облик города – не только фон, который оттеняет разыгрывающиеся в нем события, он раскрыт в своем социальном качестве, показан в резких и непримиримых контрастах. Передавая эти контрасты, Гоголь рисует Петербург то в патетико-романтических тонах, то в его будничной «физиологии», в его жестокой повседневности, приниженной и бедственной жизни, которая является уделом бедняка. Невский проспект – это зеркало столицы, отражающее ее контрасты. За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка жизни, ее безобразные и мучительные стороны.

Невский проспект является «выставкой», местом для показа всего этого наглого, пошлого, лицемерного, что отличает обладателей чинов и богатства. После двадцати часов на Невском проспекте появляются те, кто отличается «благородством своих занятий и привычек». Например: один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление». «Лучшие произведения человека» - это лишь внешние его признаки – его одежда и черты его наружности: щегольской сюртук, греческий нос, превосходные бакенбарды, усы, галстук, повергающие в удивление. За всем этим нет человека, его внутреннего содержания – вернее, человек здесь исчерпывается этими внешними, показными чертами. Блеск и великолепие Невского проспекта – лишь видимость, лишь ложь и фальшь. За его парадною внешностью скрывается трагическая судьба скромного труженика. Для Гоголя «призрачность» и лживость Невского проспекта выражают самую реальность общественных отношений, несоответствие внешнего великолепия и внутренней пустоты и бесчеловечности. Поэтому-то столь часты в повести образы, подчеркивающие эту призрачность, неуловимость Невского проспекта: вечернее освещение, искусственный свет ламп придают всему «какой-то заманчивый, чудесный свет».

«Нос»

«Шинель»

Несколько другим изображен Петербург в повести «Шинель». Это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.

В «Шинели» образ Петербурга создается при помощи описания грязных улиц, сырых дворов, убогих квартир, зловонных лестниц, «проникнутых насквозь тем «спиртуозным запахом, который ест глаза», серых невзрачных домов, из окон которых выливаются помои.

Стихия у Гоголя тоже играет важную роль в раскрытии образа Петербурга: зима продолжается чуть ли не круглый год, дует постоянный ветер, леденящий, фантастический, непрекращающийся холод сковывает все. У Гоголя субъективное ощущение превращается в объективную реальность, время как бы останавливается, и холод начинает восприниматься как непреходящее состояние Петербурга. Нечто подобное происходит и с ветром, который, «по петербургскому обычаю», дует сразу «со всех сторон». Эта философия всеобщего равнодушия, безразличия к человеку, власть денег и чинов, царящие в Петербурге, превращают людей в «маленьких» и незаметных, обрекают их на серую жизнь и гибель. Петербург делает людей нравственными калеками, а потом убивает их. Для Гоголя Петербург - это город преступлений, насилия, тьмы, город ада, где человеческая жизнь совсем ничего не значит. Это город, похожий на страшный сон.

«Ночь перед Рождеством»(из цикла: «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проанализируем образ: Петербург описан в духе народной сказки. Петербург предстает перед нами как красивый, сказочный город, где живет величественная и могущественная императрица. Кажется, что образ Петербурга основан на вере народа в доброго, справедливого царя. Но все-таки в образе Петербурга присутствуют некоторые признаки чего-то неестественного. В «Ночи…» Петербург еще не город ада, а фантастический город, чуждый Вакуле. Вакула, прилетевший на черте, видавший по дороге и колдунов, и колдуний, и нечистую силу, попав в Петербург, очень удивляется. Для него Петербург - город, где могут сбыться все желания. Все для него необычно и ново: «… стук, гром, блеск; по обоим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, стук копыт коня, звук колеса… домы росли… мосты дрожали; кареты летали, извозчики кричали». Здесь присутствуют мотивы беспорядочного движения, хаоса. Характерно, что черт себя чувствует в Петербурге вполне естественно. Гоголь показывает город через звуки и свет. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло». Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина, и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

«Ревизор»

Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством», это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге - Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: «Галантерейное, черт возьми, обхождение!» Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова - это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают. Герой настолько заврался, что сам уже не осознаёт, где правда, а где его нескончаемая ложь. Он уже не в этом мире, а где-то в недрах своих мечтаний и лжи. Пытаясь быть во всем похожими на светских законодательниц мод, провинциалки теряют свое истинное лицо, поэтому их поведение выглядит неестественно и несколько смешно. Гоголь высмеивает эту порочную черту не только провинции, но и обеих столиц, так как и образ Петербурга, и Москва во всем равнялись на стандарт западно-европейской жизни и тоже тем самым утрачивали свои национальные корни.

Описанный в «Ревизоре» уездный город - это собирательный образ, это вся Россия в миниатюре. По изобилию здесь всяких злоупотреблений его нельзя назвать реальным, но в то же время он типичен. Гоголю удалось в сравнительно небольшом творении отобразить все стороны русской жизни 30-х годов XIX столетия, все ее насущные проблемы. На страницы комедии автор вывел все слои городского населения. Это и чиновничество, и купечество, и мещанство, и городские помещики. Здесь отсутствуют лишь армия и духовенство, которые не подчинялись городским властям.

Индивидуальный проект в детском саду «Отчего идет дождь»

Автор: Хабибуллина Равиля Мирхатовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №69 «Радуга» города Набережные Челны республики Татарстан
Описание материала: Предлагаю вам индивидуальный проект «Отчего идет дождь» для детей подготовительно к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тип проекта : исследовательский
Сроки проекта: 1 месяц
Цель проекта: расширить и уточнить представления детей о дожде,
причины их возникновения.
Задачи проекта:
- научить ребенка видеть и понимать взаимосвязей в природе (солнце - пар-туча-дождь)
- формирование предпосылок поисковой деятельности, создать необходимые для этого условия
- развитие умения добывать знания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- развитие умения формулировать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения
- способствовать творческому развитию личности и коммуникативных навыков
- привлечение родителей к участию в совместной деятельности
- развивать умение работать на равных в паре «взрослый – ребенок»
- воспитывать стремление к познаниям, трудолюбие, целеустремленности и настойчивости.
Актуальность проекта:
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «почему». Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Лилиана - любознательный ребенок. У нее обширный круг интересов. Родители всегда поддерживают интересы ребенка, расширяют кругозор.
Одним из объектов внимания Лилианы стало одно из природных явлений. Много раз наблюдая за дождем ее заинтересовал вопрос «Отчего идет дождь». Так и возник наш проект.
Содержание проекта:

1 этап подготовительный

Выявление проблемы – отчего идет дождь?
- разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности
- определить цели и задачи проекта
-сбор материала по данной теме (использование словаря, специальной литературы, интернет)
- консультация для родителей « Проектная деятельность в детском саду»
- подготовка оборудования и создание условий для проведения опытов дома

2 этап основной(практический):

Наблюдения за дождем
- рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях
- заучивание стихотворения «Дождик» О.Масловой
- чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча»
- разучивание песни «Дождик» музыка и слова М.М.Еремеевой
- рисование «Большая туча»

- загадывание загадок о дожде
- проведение опытов дома с родителями

3 этап заключительный

Презентация
- итог - видеосъемка опытов в домашних условиях
Ожидаемый результат
- Лилиана приобретет знания и представления о природном явлении - дождь
- повысится интерес к исследовательской деятельности
- научатся проводить простые опыты с родителями, а потом и самостоятельно
- научатся планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы
- родители заинтересованные и активные участники проекта,ориентированы на развитие у ребенка потребности к познании.
Постановка новой проблемы:
Лилиана хочет узнать как можно больше об удивительном природном явлении- дождь.
- Какие бывают дожди?
- Каких дождей не должно быть на земле?
- Нужен ли дождь?

Описание опытов

(Опыты проводились дома с помощью родителей соблюдением правил безопасности)
Опыт №1 Плотно сжать сухой комочек воды. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Рассказ Лилианы: Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
Туча, туча, что несешь?
Отвечает туча «Дождь». Вот так появляется дождь.
Опыт №2 Требуется: металлическая кастрюля, металлическая крышка, газовая плита
Ход опыта: 1.Налить воды в кастрюльку, попросить взрослых поставить ее на плиту.2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой
Результат:
На крышке образовались капли воды. Потрясти крышку, и падают капли «дождя». Это потому,что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость (вот так можно объяснить появление дождя).

Используемая литература:

1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6, 2013
2. И.Э,Куликовская,Н.Н.Совгир,Детское экспериментирование,2003
3. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность среднего и дошкольного возраста,2007
4. Т.А. Короткова Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего возраста, 2009
5. Л.В.Ковинько Секреты природы –это так интересно М. 2004
6. Джанни Родари Сказки
7. Методик кулланма Балалар бакчасында проект эшчэнлеге Яр Чаллы 2012

Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №19» го Саранск

Исследовательская работа

«Что такое дождь?»

Выполнила:

Пронькина Анна

ученица 1Б класса

Научный руководитель:

Овчинникова Людмила Васильевна

САРАНСК 2015

Содержание

Введение………………………………………………...2

Основная часть

1. Что думали о дожде наши предки……………….....3

2. Что такое дождь……………………………………..3

3. Как образуется дождь……………………………….3

4. Почему идет дождь………………………………….4

5. Подробнее о дожде………………………………….5

6. Какие бывают дожди………………………………..6

7. Приметы дождя……………………………………...7

8. Интересные факты о дожде……………….…….….8

9. Загадки о дожде……………………………………..8

10. Мои опыты……………………………………..…..9

Заключение……………………………………..…….13

Список литературы……………………………………14

Введение

Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды м не стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.

Объект исследования: дождь

Предмет исследования: процесс образования дождя

Цель исследования: выяснить, как образуется дождь

Задачи исследования:
- найти рассказы о дожде, о природных явлениях;

- прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
- пронаблюдать образование дождя;

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;

Сделать выводы;

Записать интересные факты о дожде.

Для решения поставленных задач, я использовала следующие методы:

    Изучение познавательной литературы по выбранной теме.

    Наблюдение.

    Проведение исследовательского эксперимента.

    Отбор фотографий, материалов по теме.

    Обобщение результатов и выводы.

На основе наблюдений я выдвинула гипотезу : дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.

1. Что думали о дожде наши предки.

Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.

Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.

Появлялись боги и духи, управляющие дождём, заклинания для вызывания или прекращения осадков. Во многих культурах выполняется специальный , исполняемый во время засухи. В засушливых районах, например, в Африке, , дождь считается благословением.

2. Что такое дождь.

Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.

3. Как образуется дождь.

От солнечного тепла вода с поверхности лужиц, ручейков, озер, рек, морей и океанов и ручьев испаряется и превращается в пар. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.

Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Туда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе. Собираясь вместе, эти капельки образуют облака. Облака парят в небе и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.



4. Почему идёт дождь.

Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются в более крупные – образуются тучи. В тучах капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.

5. Подробнее о дожде

Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Если капли меньше – такой дождь называется . Капли с диаметром больше 7 мм разбиваются, пока летят из облаков, на меньшие капли, поэтому даже при сильнейшем ливне капли не будут крупнее.

Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».

6. Какие бывают дожди

    Грибной дождь - мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца

    Слепой дождь - дождь, идущий при свете солнца;

    Грозовой дождь (дождь с грозой);

    Дождь с градом;

    Снежный дождь (дождь со снегом);

    Купальный (окатный) дождь

    Ливень (проливной дождь)

    Моросящий дождь (изморось)

    Полосовой дождь (идущий полосами)

    Косой дождь, косохлёст;

    Ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь »;

    Затяжной (обложной) дождь;

    Спорый дождь.

7. Приметы дождя

8. Интересные факты о дожде

1. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата.

2. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.

3. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

4. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду».

5. Наиболее дождливые места на земле – это Индия, Китай, Япония, Бразилия, страны Центральной Америки. Наиболее засушливые – пустыни , а также значительные территории , западные территории и Америки.

6. В России наибольшее годовое количество осадков – на восточном берегу и на (более 2 м в год). Самое малое количество осадков – на северном побережье (менее 20 см в год), и островах

9. Загадки о дожде

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь )

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь )

10. Мои опыты

Опыт 1.

Представим что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца нам поможет электричество.

Когда чайник закипает, вода превращается в пар (рис.4).

Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.

Мы охлаждаем пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).

Пар превращается в капельки воды, которые стекают вниз (рис.6), так же как из тучи идет дождь.



В
ывод:
При кипении вода превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду

Опыт 2.

Плотно сжали сухой комочек ваты. Затем опустили его в блюдце с водой (рис.7). Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняли вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце (рис.8).

Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать (рис.9). Идет дождь.



В

ывод:
облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Заключение

В ходе этой работы я узнала, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.

Я, вместе с родителями, провела опыты, которые помогли увидеть, как происходит образование капелек дождя, и почему начинают капать капли из туч.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.

Список литературы.

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006 г.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

3. Интернет- сайты:

    allforchildren.ru

    genon.ru

    iceybiblio.amoti.ru

    meritnation.com

    minitigra.com



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: