Вводные слова и предложения. Тема: запятая и восклицательный знак при обращении Диктант вводные слова и предложения

ДИКТАНТ
(вводные и вставные конструкции)

Дитя джунглей.

(1) Семнадцатого января тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года мир облетело сообщение, удивившее всех. (2) На вокзале одного из небольших индийских городов было найдено человеческое существо, выросшее, по всей вероятности, среди диких животных.
(3) Мальчик Раму (так решили назвать этого получеловека) двигался на четвереньках, вследствие чего на его ступнях и ладонях образовались толстые, как будто затвердевшие наслоения кожи. (4) На руках, напоминавших больше звериные лапы, были длинные ногти, загнутые вниз. (5) С их помощью он мог рыть землю, разрывать на части попадавшие к нему вещи.
(6) Ел Раму, как выяснилось вскоре, только сырое мясо, куски которого глотал, почти не прожёвывая. (7) Обладая сильно развитым обонянием, запах пищи он чувствовал на большом расстоянии.
(8) Если кто-либо пытался приблизиться к Раму, он издавал злобные гортанные звуки, похожие на рычание хищника. (9) При попытке кого-нибудь из людей дотронуться до него мальчик старался укусить протянутую к нему руку, вёл себя очень агрессивно.
(10) Врачи госпиталя (мальчик сразу же был помещён в одно из крупнейших медицинских учреждений Индии) и прибывшие со всех концов страны специалисты в конце концов пришли к общему заключению. (11) По их мнению, Раму в младенчестве оказался по неизвестной причине в джунглях и в течение всех лет своей небольшой жизни находился среди волков. (12)Очевидно, принявшая мальчика волчья стая не только выкормила человеческого детёныша, но и воспитала его по своим законам.
(13) Все попытки врачей научить Раму элементарным человеческим навыкам, к сожалению, ни к чему не привели, и через несколько месяцев ребёнок умер. (14) Учёные считают, что причина этого – резкая смена среды обитания. (15) «Дитя джунглей» так и не смог адаптироваться к неестественным для него человеческим условиям жизни.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

I вариант
1) Из предложения 4 выпишите страдательное причастие.
2) Из предложения 12 выпишите притяжательное местоимение.
3) Из предложения 3 выпишите производный предлог.
4) Замените подчинительное словосочетание со связью управление НАСЛОЕНИЯ КОЖИ из предложения 3 синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.
5) Назовите вид подчинительной связи слов в словосочетании ОБЛАДАЯ
ОБОНЯНИЕМ в предложении 7.
6) Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
7) Среди предложений 6-10 найдите такое, в составе которого есть обособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.
8) Среди предложений 1-7 найдите предложение, осложнённое вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

1)
З
А
Г
Н
У
Т
Ы
Е

2)
С
В
О
И
М

3)
В
С
Л
Е
Д
С
Т
В
И
Е

4)
К
О
Ж
А
Н
Ы
Е
Н
А
С
Л
О
Е
Н
И
Я

5)
У
П
Р
А
В
Л
Е
Н
И
Е

6)
Б
Ы
Л
О
Н
А
Й
Д
Е
Н
О
С
У
Щ
Е
С
Т
В
О

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
I I вариант
1) Из предложения 10 выпишите страдательное причастие.
2) Из предложения 3 выпишите притяжательное местоимение.
3) Из предложения 11 выпишите производный предлог.
4) Замените подчинительное словосочетание со связью согласование ЗВЕРИНЫЕ ЛАПЫ из предложения 4 синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
5) Назовите вид подчинительной связи слов в словосочетании СИЛЬНО РАЗВИТЫМ в предложении 7.
6) Выпишите грамматическую основу из предложения 5.
7) Среди предложений 3-7 найдите такие, в составе которых есть обособленные обстоятельства. Напишите номера этих предложений.
8) Среди предложений 8-15 найдите предложение, осложнённое вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

1)
П
О
М
Е
Щ
Ё
Н

2)
Е
Г
О

3)
В
Т
Е
Ч
Е
Н
И
Е

4)
Л
А
П
Ы
З
В
Е
Р
Я

5)
П
Р
И
М
Ы
К
А
Н
И
Е

6)
О
Н
М
О
Г
Р
Ы
Т
Ь
,
Р
А
З
Р
Ы
В
А
Т
Ь

***

Лешка бежал выбиваясь из сил. Добежав до поляны, он решил перевести дух, но вдруг услышал голоса. Он снова вскочил и бросился бежать.

"Лешка, постой, постой, постреленыш!" - кричала мать. "Не бойся, Лешка!" - вторил ей отец.

Мальчик решил остановиться. Бежать дальше у него не хватало сил, он задыхался.

"Сынок!" - крикнула ему подбежавшая мать и, упав на землю, зарыдала.

"Мам, ты что, не плачь, мам", - начал успокаивать ее Лешка.

"Родненький, зачем же ты убег?" - продолжала рыдать мать.

Тут вмешался в разговор отец: "Ну ты, Леха, даешь! Зачем бросился бежать?"

"Батя, я не виноват, я со страху бросился", - начал говорить Лешка.

(А. Беляков)

(101 слово)

Задания к тексту:

1) Обведите в тексте обращения.

2) Составьте схему предложения с прямой речью.

3) Выпишите фразеологизм.

ТЕМА: "ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ"

***

Здравствуй, дорогая моя бабушка!

Как ты живешь? Как твое здоровье?

Бабушка, я часто вспоминаю замечательные летние дни, проведенные у тебя в деревне. Как было хорошо бегать босиком по траве, купаться в речке, ходить с ребятами за ягодами и грибами в лес.

А сейчас зима, приближается праздник Нового года. За окнами падает снег. Представляю, бабушка, как здорово сейчас у тебя.

Я заканчиваю вторую четверть без троек, а по русскому языку и математике у меня пятерки. Немного недотянул до пятерки по истории, но буду больше стараться в следующей четверти.

Как поживает кот Васька и собака Жулька? Передавай им от меня привет, скажи, что скоро увидимся.

Дорогая бабушка, мы тебя все поздравляем с наступающим Новым годом!

Желаем здоровья, радости, счастья! До скорой встречи!

Саша

P.S. Бабушка, передай, пожалуйста, это письмо ребятам.

Здравствуйте, Аленка, Коля, Ваня и Леша!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Аленка, как твой маленький братишка? Коля, а как твои рыбки? Как ваши успехи в школе, Ваня и Леша?

Напишите мне, расскажите, как живете.

Будьте здоровы!

Сашка

(166 слов)

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выполните фонетический разбор выделенных слов.

ТЕМА: "ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ"

***

Ничего, мой друг, не сбылось из того, что нагадала мне эта старуха.

И право, что за глупость было ей поверить. Сначала я очень расстроился, места себе не находил, думал не доживу до того дня, который она обозначила.

Но сегодня уже 17-е и, мой дорогой друг, ничего не случилось.

Не верь, душа моя, этим гадалкам, не верь, а лучше всего и не ходи к ним вовсе.

Ежели будет скучно, дорогой мой, то лучше приезжай ко мне в деревню. Пойдем на охоту, на тетерева, например. Ух и люблю же я поохотиться. А места у нас какие! Загляденье!

Ну так что, Николаша, приедешь охотиться?

(В. Никольский-Стрено)

(102 слова)

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выпишите назывное предложение.

3) Выпишите вводное слово.

4) Как вы считаете, наш современник написал это письмо или нет? Обоснуйте свое мнение.

Контрольный диктант по русскому языку по теме: «Вводные слова» с грамматическим заданием по типу ГИА

МОРЕ

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море - капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы - нет, ничто не привлекает меня больше моря.

Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.

Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)

  1. Укажите способ образования слова беспредельной
  2. Обведите все обращения в овал.
  3. Выпишите из диктанта приложение
  4. Назовите средство синтаксической выразительности:

играют переливы синего неба

  1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу :

Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи .

  1. 1,2,
  2. 1,2,3,4
  1. Укажите правильный ответ. В слове друзья:
  1. 6 букв и 6 звуков
  2. 6 букв и 5 звуков
  3. 5 букв и 5 звуков
  1. Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей
  1. Управление
  2. Согласование
  3. Примыкание
  1. Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие
  2. Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) К сожалению, скоро облака заволокли все небо. 2) Как нарочно, к вечеру задул порывистый ветер. 3) Плаванье становилось однообразным и, признаюсь, скучноватым. 4) Но, к удивлению и удовольствию моему, на длинном столе стоял всего один графин. 5) Сообщения с берегом не было, и мы простояли, помнится, трое суток в печальном бездействии. 6) Жизнь наша, повторяю, опять потекла прежним порядком. 7) Ему, видишь ли, необходимо было привести в порядок коллекцию собранных растений. 8) Друг его, что важно, записывал все виденное и слышанное. 9) Садик, по обыкновению, был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами. 10) Он, казалось, ни во что не вмешивался. 11) Работали они, понятно, с восхода до захода солнца. 12) Встретили нас, действительно, как старых друзей. Пошли, разумеется, расспросы, толки, новости с той и с другой стороны. 13) Очевидно, хозяева отправились хлопотать об ужине. 14) Река эта, кажется, довольно глубока. 15) Итак, мы снялись с якоря. 16) Впрочем, капитан напрасно дорожил временем. 17) Впрочем, у нас были и развлечения. 18) Одним скучно сидеть дома, другие, напротив, любят это. 19) Между прочим, он подарил нашему доктору корень алоэ особой породы, который растет без всякого грунта. 20) А у него, говорят, прекрасный дом. 21) На этой горе, говорят, много змей (оттого и называется она Змеиной горкой).

(По И. Гончарову )

II. Никто не знал брода, поэтому ноги у всадников по колени ушли в воду. Они не предвидели этого обстоятельства, а то, может быть, и не поехали бы верхом. Один из них хотел, кажется, избавиться от этого неудобства, подбирая ноги, но кончил тем, что, к нашему немалому веселью, упал в воду.

(По И. Гончарову )

III. 1) Он действительно страдал в эту минуту. (Л. Толстой ) 2) И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручивания усов — все казалось теперь оскорбительным Пьеру. (Л. Толстой ) 3) Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. (Л. Толстой) 4) Шаги в кустах все шуршали, но не ближе, а, наоборот, дальше и глуше. (Б. Акунин) 5) Голос говорившего неуловимо переменился, потихоньку набирая упругость, силы и, пожалуй, скрытой угрозы. (Б. Акунин) 6) Небо бесшумно — и от этого еще страшней — полыхнуло ослепительно яркой зарницей. (Б. Акунин) 7) Телеграмма лежала на тумбочке в прихожей, а значит, предназначалась мне. (Е. Яковлева) 8) Я заметила большую медвежью шкуру (впрочем, я не до конца уверена в том, что она действительно медвежья), брошенную напротив камина. (Е. Яковлева) 9) Музыкальная память, пожалуй, один из самых распространенных типов ярко выраженной хорошей памяти. 10) Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой — я в этом не сомневался — пошла и она. (И. Тургенев) 11) Но, как оказалось, оставались еще какие-то формальности. В городе Краюхина срочно вызвали на радиостанцию, и, вернувшись оттуда, он сухо (так, по крайней мере, показалось Быкову) сообщил, что старт откладывается на утро послезавтра, а завтра прибывает комиссия. (Стругацкие) 12) Небольшая выставка — пожалуй, не более трех десятков работ — была устроена просто, но искусно. Чуть подрагивающий свет от газовых рожков не портил изображение бликами, а, наоборот, придавал черно-белым картинам вид подлинно живой реальности. (Б. Акунин)

IV. 1) Однако нынешней весной все шло как-то не так. 2) Лес поредел, однако дождь, как на грех, усилился. 3) Скоро, однако, лес впереди поредел, проглянула свободная даль. (Г. Федосеев) 4) Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удается: то, бывает, лисица понорится, то, бывает, уведет собак в такую даль, что не поспеешь до вечера. (М. Пришвин) 5) Как, однако, давно мы расстались. (И. Гончаров) 6) Однако я все-таки надеюсь к концу будущей недели непременно прибыть в Спасское. (И. Тургенев) 7) Становилось, однако, жарко. (И. Гончаров) 8) Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном. (И. Тургенев) 9) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров) 10) Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А. Пушкин) 11) Наконец необходимо срочно решить этот вопрос, иначе время будет упущено. 12) Люди изобрели много средств преодоления пространства: автомобиль, самолет, радио, телевидение и, наконец, космический корабль. 13) Он был даже рад случаю остаться наконец в одиночестве. (Л. Кожевников) 14) Когда телефон наконец затих, ей удалось успокоиться и собраться с мыслями. 15) Наконец звезды на востоке стали блекнуть и исчезать. 16) Наконец судно отказывается от битвы, идет ко дну.(И. Гончаров) 17) Долго кувыркалась она [шлюпка] в волнах и наконец пристала к борту. (И. Гончаров) 18) Мы долго поднимались в горы. Становилось заметно свежее. Наконец мы остановились на одной площадке. (И. Гончаров)

V. Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел сто лет назад Бежин луг? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка, конечно, течет по прежнему руслу. Вон с того берега Тургенев увидел ночной костер, и ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под крики чибиса идем по траве... Черный круг от костра. Кто-то из приезжих так же, как мы, видимо, вспоминая Тургенева, определил место, где когда-то горел костер, и тоже зажег огонек.

(По В. Пескову )

VI. Книга — великое чудо. Во-первых, в ней — весь необъятный духовный мир человечества. Во-вторых, она концентрирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум народов. Наконец, книга — могучее и универсальное средство общения людей, народов, поколений.

(По Е. Лихтенштейну )

VII. После воздуха и хлеба для человека самым необходимым в жизни является книга. Во-первых, книга — открытие мира, во-вторых, она собеседник, в-третьих — наставник, и, наконец, книга — отдых.

(По Л. Ошанину )

Текст диктанта после изучения темы

«Вводные и вставные конструкции» (8 класс)

(данный текст – основа для диктанта, учитель сам изменяет текст по своему усмотрению: по норме количества слов, по орфографическим и пунктуационным правилам, которые желает проверить, и т.п.)

Великие люди о пользе физических упражнений

По-моему, о пользе упражнений люди думали во все времена. Еще такие мыслители древности, как Платон, Аристотель, Сократ, отмечали пользу движений на организм и до глубокой старости занимались гимнастикой. А ожиревших римлян, к удивлению жителей, знаменитый врач Гален заставлял копать землю, косить траву, бегать, делать гимнастические упражнения.

Слово «гимнастика» греческое, произошло от «гимнос» - обнаженный. Оказывается, греки обнаженными выполняли упражнения.

Первым в России в защиту здоровья российского народа поднял голос Ломоносов, который сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. По Ломоносову, необходимо стараться всячески быть в движении тела, а движение вместо лекарства служить может. Он даже думал ввести в стране олимпийские игры.

Как считал Александр Радищев, физическим воспитанием можно укрепить тело, а с ними дух.

Великий Суворов ввёл и сам делал воинскую гимнастику, требовал тренировки и закаливания солдат. «Потомство моё, - обращался полководец, - прошу брать мой пример».

Пушкин, по словам современников, был крепкого сложения, мускулистый, гибкий, и этому во многом способствовала именно гимнастика.

Максим горький увлекался лыжами и коньками, любил плавать и играть в городки, к нашему удивлению, занимался греблей.

Знаменитый иван Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Много лет в Петербурге (именно там он и жил) руководил гимнастическим кружком врачей.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: