Две главные реки китая. Какие существуют крупные реки и озера Китая? Известная китайская река

Янцзы – это самая длинная река в Китае и на всем Евразийском континенте. Ее длина около шести тысяч километров, что может позволить ей соперничать с такими большими реками, как Нил и Амазонка. Исток реки находится в центре тибетского нагорья.

Свое название река, скорее всего, получила от древней паромной переправы, название которой было Янцзы. Обычно это было первое слово, которое могли услышать прибывшие сюда купцы из Европы, таким образом, это название прижилось к реке. Однако в Китае Название Янцзы уже давно устарело, и теперь такое название применяют лишь поэты в своих поэмах и стихах. А нынешнее название у реки – Чан Цзян, и переводится оно, как «длинная река ».

Исходя из того, что река Янцзы очень длинная, то местные жители на разных ее участках называли по-разному, ведь времена были древние и перемещения народов, особого не было, поэтому каждый называл свой участок реки так, как считал нужным и принимал это за истину. Например, в своем верховье река называлась Дангку (что в переводе значит – болотная река). Несколько ниже по течению, местные жители дали реке название Туотуо, а еще ниже, Тонгтиан (это скорее философское название, которое значит - река, которая проходит через небо).

И подобных названий существует очень много. И это не случайно. Ведь река выходит из гималайских льдов, на высоте более чем пять тысяч метров над уровнем мирового океана, затем она проделывает сравнительно небольшое расстояние и доходит до отметки тысячи метров над уровнем моря. Естественно, что такие перепады и особенности не могли пройти мимо жителей, которые селились вдоль берегов реки, и они давали этой великой реке свои названия.

Протекая бурным течением среди гор, Янцзы очень хорошо подпитывается от своих притоков, после чего ее русло заметно расширяется. А доходя до границ горного хребта Янцзы, сталкивается с самым великим гидротехническим сооружением в мире – плотиной, которая называется «Санься». Надо сказать, что китайцы используют потенциал этой реки, как говорится на всю катушку. Тут выстроен целый ряд плотин, а еще несколько находится в стадии планировки и разработки.

Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое общество и возникает первое рабовладельческое государство в Северном Китае. Это имело огромное значение для истории народов, населявших как Китай, так и другие страны Дальнего Востока. К этому времени восходят древнейшие предания китайского народа, начатки его иероглифической письменности, рост и распространение влияния его высокой культуры. С этого времени берёт своё начало многовековая история великого китайского народа.

Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства Шан (Инь)

Русское название «Китай» заимствовано у среднеазиатских народов, которые дали стране это наименование по имени китаев (народа монгольского происхождения), владевших в Х-XII вв. н. э. северной частью Китая. Западноевропейские и ближневосточные названия Китая восходят к слову «Чин», таджикско-персидскому обозначению названия страны. Это название происходит от наименования древнекитайского царства Цинь, распространившего свою власть на большую часть Китая в III в. до н. э.

Сами китайцы называли свою страну по-разному, чаще всего по имени царствовавших династий, например: Щан, Чжоу, Цинь, Хань и т. д. С древних времён было распространено также название «Чжун го» («Срединное государство»), которое сохранилось до настоящего времени. Другое китайское название страны-«Хуа» («Цветущая») или «Чжун хуа» («Срединная цветущая»); ныне оно входит в состав наименования Китайской Народной Республики.

Природа и население

По географическим и экономическим особенностям современный Китай обычно делят на две части: западную и восточную. Территория Западного Китая представляет собой обширное плоскогорье с такими мощными горными системами, как Гималаи, Куньлунь и Тянь-Шань. Высочайшие в мире горные хребты Гималаев, имеющие местами высоту более 8 км над уровнем моря, образуют как бы барьер между Китаем и Индией.

Восточный Китай не имеет таких мощных горных систем, как Западный; значительную часть территории здесь составляют низменности, приморские равнины, к ним примыкают горы средней высоты и плато.

В Восточном Китае более благоприятные природные условия, чем в Западном, значительно мягче климат, разнообразнее растительность и т. п. Все эти условия способствовали тому, что именно в этой части Китая зародилась древнейшая земледельческая культура, появились первые очаги китайской цивилизации, раньше, чем в других частях страны, возникло государство.

Китай обладает значительной речной сетью, но все крупные реки находятся в восточной части страны. Главные реки Китая текут с запада на восток. Долины рек - самые плодородные и наиболее населённые области страны. Древнее население Китая сосредоточивалось в речных долинах. Бассейн главной реки Северного Китая - Хуанхэ, протяжённость которой составляет более 4 тыс. км, был центром древнейшей китайской цивилизации. Хуанхэ - бурная река. Она неоднократно меняла своё русло, затопляла огромные пространства земли, принося большие бедствия населению. Самой большой рекой Китая является Янцзыцзян, имеющая протяжённость свыше 5 тыс. км, её бассейн - Центральный Китай. Крупнейшей рекой Южного Китая является многоводная Сицзян (около 2 тыс. км).

Недра Китая изобилуют полезными ископаемыми. Реки, озёра и моря богаты рыбой. В древности обшинрые территории в Катае были покрыты лесами.

Климат восточной части Китая весьма благоприятен для сельского хозяйства, так как на самое жаркое время года - лето приходится наибольшее количество атмосферных осадков, осень же тёплая и сухая. Климат западной части Китая отличается значительной сухостью: здесь длинная холодная зима и короткое знойное лето.

Население Китая в древности не было однородным. Собственно китайские племена, носившие, согласно указаниям более поздних литературных источников, названия ся, шан, чжоу и др., уже в очень ранние времена занимали значительную часть Восточного, Северного и Северо-Западного Китая. На юге и юго-западе страны обитали в основном родственные китайцам различные племена сино-тибетской группы языков. Запад, север и северо-восток Китая заселяли преимущественно племена тюркской, монгольской и маньчжуро-тунгусской групп языков.

Основными районами расселения китайцев в древние времена были области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ, а также равнина, примыкающая к Бохайскому (Чжилийскому) заливу. Здесь преобладала плодородная наносная (аллювиальная) почва, образовавшаяся главным образом из речного ила. Плодородная почва и умеренный климат Великой Китайской равнины способствовали развитию здесь земледелия у древних китайских племён.

В менее выгодном положении находились древние племена, заселявшие район лёссовых почв, которые занимают огромное пространство в Северном и Северо-Западном Китае. Лёсс, представляющий собой отложения частиц минеральной пыли, сдуваемой зимними муссонами с горных возвышенностей, содержит питательные вещества (органические остатки и легкорастворимые щёлочи), которые позволяют обходиться без удобрений. Но в районе лёссового плато осадков выпадает сравнительно мало, поэтому здесь для развития земледелия требуется искусственное орошение. В силу отмеченных выше условий у племён, населявших в древние времена лёссовое плато, земледелие было менее развито, чем в районе нижнего течения Хуанхэ.

Разложение первобытно-общинного строя

По данным китайских литературных источников можно сделать вывод о сохранении в Китае в III тысячелетии до н. э. пережитков материнского рода. Это видно из того, что древние источники, сообщая о происхождении первых родоначальников племен шан, чжоу и цинь, не говорят об их отцах, а приводят лишь имена матерей, счет родства вёлся тогда по материнской линии. Известно, что при материнском роде (матриархате) сыновья не могли наследовать отцу, так как они принадлежали к другому роду, именно к роду матери. Согласно данным Сыма Цяня, автора «Исторических записок» 1(«Исторические записки» («Ши цзи»), состоящие из 130 глав, представляют собой первую по времени в Китае сводную историю страны, охватывающую период от легендарной древности до I в. до н. э. Сыма Цянь (II-1 вв. до н. э.), автор этого труда, использовал источники, доступные в его время и утраченные впоследствии. «Исторические записки» освещают большой круг вопросов: внутриполитические события, внешние связи Китая в древние времена, экономический строй страны (главным образом II-1 вв. до н. э.), культурное развитие и др.), легендарные правители Яо и Шунь перед смертью избирали себе преемников не из числа своих сыновей.

«Исторические записки» доносят до нас воспоминания о периоде, когда существовал совет родовых старейшин. Вождь племени часто советовался с ним по важнейшим вопросам. Родовые или племенные вожди по решению совета старейшин могли быть освобождены от своих обязанностей. Из преданий, приводимых литературными источниками, можно сделать вывод, что в конце III тысячелетия выборное начало было заменено наследственным правом: племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, передававшаяся от отца к сыну. Семья вождя, обособившаяся от остального племени, стала в дальнейшем носительницей царской власти. Но и в этих условиях совет старейшин ещё существует, хотя его права ограничиваются, а его решения становятся необязательными для наследственных вождей племени.

Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что во II тысячелетии, когда в Китае появляется бронза, происходит разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к классовому, рабовладельческому обществу.

Источники не дают возможности проследить весь процесс разложения родового строя и перехода к классовому обществу в Китае; они сообщают об этом лишь отрывочные данные. По ним можно сделать вывод, что ещё в недрах родового общества появляется рабство. Пленных, захваченных во время войн между отдельными племенами и родами, использовали в качестве рабочей силы, превращали в рабов. Этот процесс происходил на базе дальнейшего развития производительных сил, появления частной собственности на средства производства и продукты труда, на основе роста имущественного неравенства и проходил в непрерывной борьбе как внутри племён, .населявших Китай в древнейшее время, так и между племенами. На основании китайских литературных источников можно предполагать, что борьба внутри племён сопровождалась борьбой родовых старейшин против вождей племён.

К концу III тысячелетия, как можно предположить на основании древних преданий, решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В конечном счёте победителем оказалось племя шан, с именем которого связано создание первого государства в истории Китая. О племени ся наука не располагает достоверными археологическими данными. О нём мы можем судить лишь по некоторым данным литературных источников.

Создание государства Шан(Инь)

Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям: на запад - на территорию современной провинции Шаньси, на юг - в Хэнань, на юго-восток - в Шаньдун, на северо-восток - по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова.

К XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шаи стоял Чэн Taн, относится окончательное покорение им племени ся.

Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. В более поздние времена, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и государство в целом, а также коронное население его, впервые стали обозначать иероглифом «инь». Это название получило широкое распространение как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Поэтому мы тоже применяем для обозначения одного и того же государства или периода два названия: Шан и Инь.

Название Шан, приме нявшееся вплоть до уничтожения этого царства в XII в. до н. э., происходит от названия местности, где, повиди мому, находились родовые владения вождей племени Шан. Это название применялось и для обозначения племени, затем оно было принято в качестве названия государства и страны.

Основным источником сведений о царстве Шан (Инь) являются данные, почерпнутые из раскопок остатков последней столицы этого царства, города Шан, найденных близ города Аньян, у деревни Сяотунь (в современной провинции Хэнань). Особое значение имеют найденные здесь кости с надписями. Эти надписи представляют собой в основном гадательные записи - вопросы иньских царей к оракулам и ответы последних. Надписи сделаны на костях различных животных (чаще всего быков и оленей) и щитках (панцырях) черепах и могут быть отнесены к XIV-XII вв. до н. э.

На основании данных этих надписей некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шан (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан.

Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель - цаофан и др., и, наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.

Орудия труда. Сельское хозяйство.

Материалы археологических раскопок дают известное представление о развитии производительных сил в период Шан (Инь). Прежде всего широкое распространение получают изделия из бронзы, но одновременно ещё сохраняют большое значение каменные и костяные орудия.

При раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие - мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы. Если учесть, что в доиньский период сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие -из камня и кости, то следует сделать вывод, что в период Шан (Инь) был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил. Об этом же свидетельствует и большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, в частности сосудов, богатая роспись на них.

Хотя в жизни населения древнего Китая в этот период попрежнему сохраняли значение примитивные формы хозяйства - рыболовство и частично охота, однако они уже не играли решающей роли. Их вытесняли скотоводство и земледелие, причём последнее стало играть основную роль.

Для обозначения различного рода понятий, связанных с земледелием, в надписях на костях применяется ряд знаков, означающих: «поле», «колодец», «пашня», «межа», «пшенипа», «просо» и др. Знак «поле» (тянь) изображался в виде соединённых вместе правильных четырёх квадратов, или в виде прямоугольника, разделённого на несколько частей, или же в виде неровного пяти-шестиугольника.

Главными зерновыми культурами в Северном Китае были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ. Надписи на костях свидетельствуют о наличии в период Шан (Инь) садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. По преданиям, шелковичные черви разводились в Китае с глубокой древности. Шёлковые коконы были обнаружены при раскопках одной из неолитических стоянок в деревне Синьцунь (провинция Шаньси). В надписях на костях часто встречаются знаки, изображающие шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были в почёте у иньцев Их духам даже совершали жертвоприношения. В гадательных надписях часто встречаются также знаки, изображающие шёлковые нити (продукт шелкопряда), платье и т. д.

О дальнейшем развитии земледелия свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, повидимому примитивное и ещё в небольших размерах. Этот вывод подсказывают как древние предания, сообщающие о зачатках искусственного орошения ещё в доиньский период, так и надписи на костях. В последних встречается ряд иероглифов, выражающих идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды, являвшиеся как бы оросительными каналами.

В земледелии применялись уже и металлические орудия. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в окрестностях Лояна и близ Аньяна медные лопаты. Интерпретация ряда знаков в надписях на костях даёт возможность предположить, что иньцы использовали скот при обработке земли. Так, один из знаков, «у», изображал вола, стоящего сбоку земледельческого орудия. Другой знак, «ли» (плуг, пахать), в своём составе также имеет вола, а иногда, но редко-лошадь. В гадательных надписях встречаются также сочетания двух иероглифов, обозначающих плуг и быка.

Согласно китайским преданиям, в глубокой древности существовала так называемая «спаренная вспашка», когда два человека пахали вместе. Это давало больше эффекта при разрыхлении земли. Понятие «спаренная вспашка» имело и более широкий смысл: оно означало соединение усилий двух и более человек при обработке земли, т. е. коллективную обработку поля.

Охота и рыболовство теперь уже не играли основной роли в хозяйстве иньцев, однако продолжали сохранять существенное значение. Об этом свидетельствуют многие надписи на костях.

В иньском обществе значительное место занимало скотоводство. Об этом свидетельствует количество животных, приносившихся в жертву духам. Иногда оно числе и белая каолиновая. В эту пору уже существовал гончарный круг, хотя глиняные сосуды производились и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, иногда покрывались глазурью, часто украшались тонким орнаментом.

Мы уже говорили о развитии в иньские времена шелководства. Об изготовлении шёлковых тканей и развитии ткацкого дела свидетельствует существованитаких иероглифов, которые обозначали понятия «шёлковая нить», «одежда», «платок» и др.

Существование различных отраслей ремесла и особых мастерских, а также высокое мастерство иньских ремесленников свидетельствуют о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своём развитии.

Развитие обмена.

С появлением разделения труда между земледелием и ремеслом и ростом избыточных продуктов сельского хозяйства и изделий ремесла получает развитие обмен. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными. От племён с побережья Бохай иньцы получали рыбу, морские раковины; повидимому, из современного Синьцзяна - яшму. Из областей, находившихся в верхнем течении реки Янцзыцзян и в Южном Китае, привозились медь и олово, из которых выплавлялась бронза. Кочевые и полукочевые племена получали от иньцев продукты земледелия и изделия ремесла, в частности оружие. Находки на реке Абакане сосудов, а на реке Енисее- бронзового оружия, однотипных с изделиями шанских ремесленников, свидетельствуют о связях иньцев с племенами Сибири.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что по крайней мере после XIV в. до н. э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури.

В развалинах иньской столицы найдено много таких раковин с гладкой, отполированной наружной стороной. Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, повидимому, была значительной. В надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти. В дальнейшем, по мере расширения обмена, количество имевшихся в обращении морских раковин стало недостаточным, добывать их было трудно. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ драгоценности, богатства. Понятия, означающие драгоценность, богатство, накопление и многие другие, близкие им по смыслу, стали обозначаться иероглифами, в которых основной составной частью являлась раковина.

Классовый характер иньского общества.

Остатки жилищ и погребений указывают на значительное имущественное расслоение. В то время как бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Погребения также отражают классовую дифференциацию. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских парей были найдены трупы с отрубленными головами. Есть основания предполагать, что иногда рабов хоронили и живыми.

До сравнительно недавнего времени учёные единодушно считали иньское общество доклассовым, отмечая при этом, что к концу его существования (XII в. до н. э.) произошло разложение первобытно-общинных отношений и совершился переход к рабовладельческому строю. Однако дальнейшие исследования по расшифровке иньских надписей на костях и археологические раскопки, произведённые китайскими учёными за последние годы, позволили сделать другой вывод, а именно: иньское общество было классовым, рабовладельческим обществом. Но установить точное время перехода от родового общества к классовому весьма трудно. Хотя данные археологических раскопок, отражающие классовые отношения, и относятся к периоду после перенесения столицы царём Пань Гэном в Шан, т. е. к XIV в. до н. э., можно предположить, что классовое общество возникло ещё до этого времени. В течение длительного времени этот строй, разумеется, сохранял значительные пережитки первобытно-общинных отношений.

Наиболее достоверным литературным памятником, данные которого об иньцах проливают свет и на период, предшествовавший созданию династии Шан, является глава «Основные записи об Инь» из «Исторических записок» Сыма Цяня. Характерно, что приводимый Сыма Цянем список иньских ванов (правителей, царей) в основном подтверждается надписями на костях. Это и даёт основание считать материалы Сыма Цяня достаточно достоверными. Как сообщает Сыма Цянь, Чэн Тан, обращаясь к чжухоу (военачальникам) и к населению, говорил: «Тех из вас, кто не будет уважать мои приказы, я сурово накажу и уничтожу. Никому не будет пощады». Так мог говорить правитель, уже полностью распоряжавшийся жизнью подчинённых.

Янцзы – это самая длинная река в Китае и на всем Евразийском континенте. Ее длина около шести тысяч километров, что может позволить ей соперничать с такими большими реками, как Нил и Амазонка. Исток реки находится в центре тибетского нагорья.

Свое название река, скорее всего, получила от древней паромной переправы, название которой было Янцзы. Обычно это было первое слово, которое могли услышать прибывшие сюда купцы из Европы, таким образом, это название прижилось к реке. Однако в Китае Название Янцзы уже давно устарело, и теперь такое название применяют лишь поэты в своих поэмах и стихах. А нынешнее название у реки – Чан Цзян, и переводится оно, как «длинная река ».

Исходя из того, что река Янцзы очень длинная, то местные жители на разных ее участках называли по-разному, ведь времена были древние и перемещения народов, особого не было, поэтому каждый называл свой участок реки так, как считал нужным и принимал это за истину. Например, в своем верховье река называлась Дангку (что в переводе значит – болотная река). Несколько ниже по течению, местные жители дали реке название Туотуо, а еще ниже, Тонгтиан (это скорее философское название, которое значит - река, которая проходит через небо).

И подобных названий существует очень много. И это не случайно. Ведь река выходит из гималайских льдов, на высоте более чем пять тысяч метров над уровнем мирового океана, затем она проделывает сравнительно небольшое расстояние и доходит до отметки тысячи метров над уровнем моря. Естественно, что такие перепады и особенности не могли пройти мимо жителей, которые селились вдоль берегов реки, и они давали этой великой реке свои названия.

Протекая бурным течением среди гор, Янцзы очень хорошо подпитывается от своих притоков, после чего ее русло заметно расширяется. А доходя до границ горного хребта Янцзы, сталкивается с самым великим гидротехническим сооружением в мире – плотиной, которая называется «Санься». Надо сказать, что китайцы используют потенциал этой реки, как говорится на всю катушку. Тут выстроен целый ряд плотин, а еще несколько находится в стадии планировки и разработки.

Янцзы - крупнейшая река Китая, берет свое начало в заснеженных горах Гэладаньдун горной системы Танггла, протекает через 11 провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и впадает в Восточно-Китайское море, ее общая протяженность - 6300 км, по длине она занимает 3-е место в мире. Янцзы имеет множество притоков, главные из них: Ялунцзян, Миньцзян, Цзялинцзян, Ханьцзян, Уцзян, Сянцзян, Ганьцзян и т.д. Площадь бассейна - 1,8 млн. кв. км, или 18,8% общей площади территории Китая. Ее суммарный сток - 951,3 млрд. кубометров, или 52% суммарного стока страны. Будучи крупнейшей рекой страны, Янцзы представляет собой важную судоходную магистраль Китая. На участке реки Янцзы от уезда Фэнцзе города Чунцин до Ичана провинции Хубэй расположен Саньсяский каньон протяженностью в 193 км. Строительство известного Саньсяского гидроузла началось в 1994 году и завершится в 2009 году, который сможет обуздать редкие паводки, а производство электроэнергии в год составит 84,7 млрд. квт-ч. , гидроузел также улучшит фарватер, обеспечит предоставление воды для городов и поселков в среднем и нижнем течении реки, для орошения полевых угодий.

Хуанхэ - вторая по величине река в Китае, берет свое начало в северных отрогах гор Баяньгла в провинции Цинхай и протекает через девять провинций и автономных районов, впадает в Бохайское море. Протяженность Хуанхэ - 5464 км, ее бассейн охватывает площадь в более 750 тыс. кв. км, годовой сток достигает 66,1 млрд. кубометров. Численность ее главных притоков - более 40. Главные из них - Фэньхэ и Вэйхэ. В почве Лессового плато, через которое протекает Хуанхэ, содержится много карбоната кальция, который очень твердый в сухом виде, но стоит пройти дождю, как он моментально превращается в жидкость, легко смывается водой. Большое количество ила и песка вместе с водой попадают в Хуанхэ, превращая ее в реку с самым большим содержанием ила в мире, в результате высота русла реки Хуанхэ ежегодно повышается на 10 см. В настоящее время в верхнем течении реки Хуанхэ уже построено много гидроузлов, такие, как Лунъянсяский, Люцзясяский, Цинтунсяский. А в среднем течении реки, в пределах провинции Хэнань строится Сяоландийский гидроузел.

Хэйлунцзян протекает по северной части страны, пограничная река между Китаем и Россией, ее бассейн охватывает площадь в более 900 тыс. кв. км, длина реки в пределах Китая - 3420 км.

Сунхуацзян: площадь бассейна - 557,18 тыс. кв. км, общая протяженность - 2308 км, годовой сток -76,2 млрд. кубометров.

Ляохэ: площадь бассейна - 228,96 тыс. кв. км, общая протяженность - 1390 км, годовой сток - 14,8 млрд. кубометров.

Чжуцзян представляет собой крупнейшую реку Южного Китая, площадь бассейна - 453,69 тыс. кв. км, общая протяженность - 2214 км, годовой сток - более 333,8 млрд. кубометров, по водным ресурсам она занимает второе место в Китае, уступает лишь Янцзы.

Хуэйхэ: площадь бассейна - 269,238 тыс. кв. км, общая протяженность - 1000 км, годовой сток - 62,2 млрд. кубометров.

Великий канал Пекин - Ханчжоу прорыт в 5 веке до н. э., ведет из Пекина в г. Ханчжоу провинции Чжэцзян. Он тянет с севера на юг на 1800 км, протекает через города Пекин, Тяньцзинь, провинции Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, что делает его самым ранним и самым длинным искусственным каналом в мире.

На вопрос Какие две самые большие реки находятся в Китае? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это





Источник:

Ответ от ДИК [гуру]
Янцзы и Хуанхэ.
Хуанхэ - "Желтая река" - из-за цвета воды,в которой лёссовая взвесь.
Янцзы - нет ассоциаций в мозгу.


Ответ от Ёветлана Панфилова [гуру]
Хуанхэ(Желтая река) и Янцзы.
Все. Прости.


Ответ от Анастасия [активный]
Хуанхэ и Янцзы
Хуанхэ течет по лесовому плато и обладает самой большой мутностью в мире, во время половодья вообще превращается даже не в реку, а в грязевой поток


Ответ от Леонид Ярошевский [гуру]
Крупнейшая река Китая - Янцзы, по протяженности - 6300 км - уступает только Нилу в Африке и Амазонке в Южной Америке. Верхнее течение Янцзы пролегает через высокие горы и глубокие долины. Оно таит богатые гидроресурсы. Янцзы - основная и самая удобная судоходная магистраль страны, проходящая с запада на восток. Ее фарватер самой природой приспособлен для судоходства, недаром в Китае Янцзы называют "золотой транспортной артерией". Районы среднего и нижнего течения Янцзы отличаются теплым и влажным климатом, обилием дождей и плодородием почвы, что создает идеальные условия для развития сельского хозяйства. Именно здесь находится главная житница страны. Второй крупнейшей рекой Китая является Хуанхэ, общая протяженность - 5464 км. Бассейн Хуанхэ богат плодородными полями, тучными пастбищами, недра таят огромные залежи полезных ископаемых. Берега Хуанхэ считаются колыбелью китайской нации, отсюда прослеживаются истоки древнекитайской культуры. Хэйлунцзян - крупная река на севере Китая. Общая протяженность - 4350 км, из них 3101 км - на территории Китая. Река Чжуцзян - самая полноводная в Южном Китае, общая протяженность - 2214 км. Кроме естественных водных артерий, в Китае есть известный рукотворный Великий канал, соединяющий водные системы рек Хайхэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы и Цяньтанцзян. Он проложен в V веке до н. э., тянется с севера на юг из Пекина в город Ханчжоу провинции Чжэцзян на 1801 км, это самый древний и самый протяженный искусственный канал в мире.


Ответ от Lady X [мастер]
А еще китайцы называли Хуанхэ рекой девяти бедствий)


Ответ от Aivar Kink [гуру]
Особенности рельефа отразились прежде всего на распредилении водных
ресурсов страны. Наиболее влажными являются Южная и Восточная части,
имеющие густую и сильно разветвлееную систему. В этих районах протекают
крупнейшие в Китае реки - Янцзы и Хуанхе. К их числу относятся так же:
Амур, Сунгари, Ялохэ, Сицзян, Цагно. реки восточного Китая в большинстве
своем многоводны и судоходны, а режим их характерезуется неравномерностью
сезонного стока - минимальных расходов зимой и максимальных - летом. На
равнинах нередки паводки, вызванные бурным весенним и летним таяньем
снегов.
Западная, засушливая часть Китая бедна реками. В основном они
маловодны, судоходство на них развито слабо. Большинство из рек этой
местности не имеют стока в море, а течение их носит эпизодических характер.
Наиболее крупные реки этого района - Тарим, Черный Иртыш, Или, Эдзин-Гол.
Крупнейшие в стране реки, несушие свои воды в океан, зараждаются в
Тибетском нагорье.
Китай богат не только реками, но и озерами. Выделяют два основных
типа: тектонические и модно эрозионные. Первые расположены в центрально
азиатской части страны, а вторые в системе реки Янцзы. В западной части
Китая крупнейшими озерами являются: Лобнор, Кунунор, Эби-Нур. Особенно
многочисленны озера на Тибетском нагорье. Большинство же равнинных озер,
также как и реки, маловодны, многие без ссточны и засолены. В восточной
части Китая наиболее крупные Дунтинху, Поянху, Тайху, расположенные в
бассейне реки Янцзи; Хунцзоху и Гаойху - в бассейне реки Хуанхе. В
половодье многие из этих озер становятся естественными водохранилищами
страны.


Ответ от Людмила [активный]
В Китае только 2 реки Янцзы и Хуанхе
1 Янцзы
2 Хуанхе


Ответ от Ўрий Пан [новичек]
1. Янцзы - самая большаярека Кита и одна из самых длинных рек в мире, ее протяженность составляет более 6300 км. , площадь бассейна кв. , 1 807 199 км. , общий годовой сток 979,353 млрд. куб. м. , средний слой стока 542 мм.
Янцзы берет начало в предгорьях Тибета, на западе Китая и, протекая через всю страну, впадает в море около Шанхая. Вдоль берегов Янцзы протянулись в виде террас зеленые деревеньки и маленькие города, овеянные мифами и легендами. Янцзы минует глубокие ущелья на равнинах Сычуани, протекает по удивительно живописным ущельям и каньонам между городами Чунцин и Ухань - это пожалуй самое красивое место на реке.
В настоящее время эту необычную достопримечательность скоро уже нельзя будет увидеть: китайцы возводят дамбу, которая скоро затопит все ущелья, а вместе с ними исчезнет и тот отрезок жизни, который оставался нетронутым на протяжении стольких поколений.
2. Хуанхэ - вторая по величине река в Китае, берет свое начало в северных отрогах гор Баяньгла в провинции Цинхай и протекает через девять провинций и автономных районов, впадает в Бохайское море. Протяженность Хуанхэ составляет 5464 км, ее бассейн охватывает площадь в более 750 тыс. кв. км, годовой сток достигает 66,1 млрд. кубометров. Главные притоки - Фэньхэ и Вэйхэ, а вообще численность притоков составляет более 40.
Хуанхэ получила свое английское имя как "Желтая Река" за цвет воды, которая богата илом, который вымывается из лессовых почв с территории, по которой она протекает. За последние две тысячи лет река более тысячи раз выходила из берегов и прорывала дамбы и, как минимум, 20 раз значительно меняла траекторию своего русла.
В настоящий момент на реке Хуанхэ построены 18 плотин, еще 7 плотин строятся. Гидроузлы сосредоточены в верхнем течении реки, такие, как Лунъянсяский, Люцзясяский, Цинтунсяский и в среднем течениях Хуанхэ, там строится Сяоландийский гидроузел, в нижнем течении реки гидроузлы отсутствуют.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: