Конспект урока на тему «Когда наступит лето? «Когда наступит лето?» план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему Проверка домашнего задания

Бабье лето наступает каждый год примерно в одно и то же время. Начинается 13-14 сентября и заканчивается 23-27 сентября. По данным синоптиков, в этом году бабье лето будет поделено на 2 части. Между ними будут похолодания и осадки в виде дождя, сообщает сайт Vsepirojki.ru

Основная суть – тёплая сухая солнечная погода. А почему она возникает? Вся причина в устойчивом антициклоне. В традициях восточных славян этот короткий период солнечной погоды неразрывно связан с уборкой урожая. Сюда же можно отнести обряды, связанные с проводами лета и встречей осени.

Приметы

Самая известная примета – эта летающая паутина («тенетник»). Если вам в лицо попала паутинка, или если вы ее замечаете в большом количестве на различных растениях, в лугах, на ветвях деревьев, значит, будет хорошее начало осени: тёплое и без дождей. Если же так получилось, что всё бабье лето ненастно, то последующая осень будет более сухой. И наоборот. «От выезда в Семён-день лошади смелеют, собаки добреют и не болеют». Чем больше летающей паутины, тем теплее и светлее окажется осень.

Почему оно так называется?

В старину женщинам приходилось очень туго. Тут и работы в поле, и сбор урожая, и заготовка продуктов на зимнее время, а еще и семейные хлопоты. Не будем упоминать и ужасный крепостной период…

Так вот, эти теплые сентябрьские денечки были коротким временем отдыха для всех женщин. Потом начинали стлать лён, рукодельничать, в общем, шли новые работы. Другая версия касается той самой летающей в полях паутинки. Паутина чем-то похожа на длинный седой женский волос. В это время на небе можно разглядеть созвездие Плеяд. В народе же его называли кратко – Бабой.

Урок в 1 классе по окружающему миру учитель Нестерова Лариса Николаевна.

Тема. Когда наступит лето?

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.

Оборудование и средства обучения:

    Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. А. А.Плешаков. Москва. Просвещение. 2011г.

    А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Москва «Просвещение» 2011 г..

    Призы смайлики

    Конверты с загадками

    Снеговик

    Картинки с Муравьём вопросиком и Мудрой черепахой

    Мелодия скрипа снега под ногами.

    Таблицы с днями недели.

1 Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Предметные Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Личностные Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.

Познавательные: анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; - наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

Коммуникативные работать в паре; участвовать в диалоге; составлять рассказ.

Регулулятивные Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану;

ΙΙ. Актуализация знаний

А начнём урок с загадки.

Жду я ваши тут отгадки.

Думайте не торопясь

Что загадать я собралась.

Это насекомое в книге поселилось

И вопросов у него к нам много накопилось. (Муравей вопросик.)

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением муравья.

Отгадайте загадку Муравьишки:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

Назовите по порядку все дни недели.

Игра «Какой день недели». – Через сколько дней придет суббота?

Игра «Неделька, стройся»

Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову. Сколько дней в недели? Сегодня какой день недели? Какое время года?

ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности.

Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает Когда это бывает?-А когда же придет лето? Предположите, о чем сегодня пойдет речь нашего урока?(О лете). Прислушайтесь, кажется, кто- то сюда идёт.

Что вы слышите, ребята? (скрип снега под ногами).

Проигрывается мелодия скрип снега.

А теперь закройте глазки и подумайте, кто бы мог к нам прийти сегодня в гости?

Дети закрывают глаза, учитель показывает снеговика.

Откройте, пожалуйста, глаза. Кто пришёл к вам в гости? (снеговик)

Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).

Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять).

А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)

А когда же потеплеет (весной, летом).

Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)

Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где холодно).

Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.

Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Ι V . Применение нового знания

Физминутка.

Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?

А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).

Учитель вывешивает на доске изображение Мудрой черепахи.

А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

Ребята, кто догадался, о чём загадка? (о временах года).

А какое сейчас время года? (Зима)

Рассмотрите рисунок-схему на стр. 10. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень).

Мудрая Черепаха приготовила конверты с загадками о временах года.

К доске выходят ученики с конвертами и читают загадки. Дети отгадывают и показывают это время года на схеме.

Кто догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).

Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)

Можем ли мы ответить на его вопрос?

Когда наступит лето? (После весны)

А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок?

Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев».

Учитель вывешивает иллюстрацию из сказки «12 месяцев».

Отгадайте загадку:

12 братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются. (месяцы).

Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)

Прочитайте их названия по цепочке.

А сколько месяцев в каждом времени года? (три)

Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.

Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (Ответы детей).

Рассмотрите рисунки Муравьишки на стр.11. Найдите ошибки, которые он допустил?

Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

Молодцы! Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.

Посмотрите задание №1. стр. 9.

Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки

в правильном порядке.

Картинку с каким временем года нужно наклеить первой?

Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

Задание №2.

Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

В задании №3 прочитайте названия первых трёх месяцев. К какому времени года они относятся?

Посмотрите задание №4

Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?

С какого месяца начинается год? (С января)

Поставьте в кружок рядом с январём цифру 1. Аналогично

расставляем цифры над остальными месяцами.

V. Итог урока

Рефлексия.

Ребята, а снеговик для вас приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это огромное сердце.

У каждого из вас на столе есть маленькие сердечки. Я предлагаю вам выбрать сердечко и подарить снеговику.

А выбираем, какое сердечко подарить мы с вами следующим образом:

Красное сердечко – я всё понял, урок понравился.

Жёлтое сердечко – остались вопросы по теме

Синее сердечко – я ничего не понял.

А так же у меня для вас тоже есть подарки. Это смайлики.

Спасибо за урок!

Загадка

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

Загадка

Идёт красавица,

Земли касается,

Где снег был, лёд,

Трава цветёт.

Загадка

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться...

Загадка

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

1-З 1-О 1-В

2-И 2-С 2-Е

3-М 3-Е 3-С

4-А 4-Н 4-Н

5-Ь 5-А

Катание на коньках

Пускание корабликов

Купание в речке

Бег по лужам

Тема: Когда наступит лето?

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые результаты : учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определенной последовательности; характеризовать явления природы в разные времена года.

Оборудование:

учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир»;

Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков;

тетрадь не печатной основе А.А.Плешаков;

картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи;

листы с днями недели; с месяцами;

«волшебные годовые круги», цветные карандаши;

«мультимедийный проектор»;

раскраски на темы: зима, весна, лето, осень (для подарков учащимся).

Ход урока

1. Организационный момент . Ребята, сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Им очень захотелось вместе с нами окунуться в мир знаний, узнать, что-то новое и необычное.

Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.

– Итак, мы начинаем наш урок.

2.Актуализация знаний.

1.Беседа

Дети, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка и приготовил он нам загадки и вопросы. Послушайте их.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.(Дни недели .)

2.Игра «Какой день недели?»

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет послезавтра?

Через сколько дней придет суббота? Воскресенье?

3.У каждого ученика лист с днями недели.

Расставьте цифры от 1 до 7,соответствующие дням недели.

Среда

Пятн.

Понед.

Четв.

Вторн.

Воскрес.

Суббот.

4.Работа по теме урока .

Узнал нетерпеливый Муравьишка, когда придёт суббота и захотелось узнать, а что, догадаемся из кроссворда, который нам приготовил.

Слайд 1.

Яркое, круглое, светит днем.

Летом он длиннее, а зимой короче.

С приходом лета они появились на лугах, в садах на клумбах.

Он подает с неба маленькими капельками

Так что же хочет узнать Муравьишка?(Когда же наступит лето?)

Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».

Дети, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?

А сейчас отправимся в путешествие – в путешествие по временам года.

5. Работа по теме урока.

У каждого ученика «волшебные годовые круги».

Слайд 2 -3 .

Положите перед собой круг.

Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.

«Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)

Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)

Какое это время года? (Зима)

Слайд 4-6 .

Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.

Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)

Какое это время года? (Весна)

Слайд 7-9 .

Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.

Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето)

Слайд 10-11

Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.

Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)

Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень)

Слайд 12-14

Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.

Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)

Слайд 15 .

После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг.

Почему эта схема называется годовым кругом?(Времена года идут друг за другом так,что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий и так без конца.)

* У каждого ученика лист с названиями месяцев.

Слайд 16

Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным). - Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)

6. Работа по теме урока (продолжение ).

а)Игра «Бывает – не бывает».

Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, жара, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

1.Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр. 10 и приготовьте карточки с изображением времён года.

Отгадайте загадки и положите нужную картинку на годовой круг.

Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

Слайд 17 .

Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

Слайд 18

Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
Слайд 1 9

Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая.

Слайд 20

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)
- Что же происходит в природе осенью?

(Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)

2. Работа по учебнику.

Посмотрите, на стр.11 Муравьишка нарисовал картинки. Он очень старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки. (…)

Послушайте стихотворение И.Суркова и скажите, что описал автор в своем стихотворении:

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют яркие цветы.
Золотом облиты
Травы и кусты
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок звонко
В воздухе звенит. (Лето)

Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето? В каком месяце? - (Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)

Послушайте загадки и перечислите название летних месяцев.

1.Теплый длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь ).

2.Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль ).

3.Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи! (Август ).

– Итак, какие же признаки характерны для лета? (Ответы).

4.Игра Слайд 21

Дети, лето - это еще и ягодная пора.

Лето угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики. Может быть, по этому лесам и полям ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка. Триста лет может жить кустарник черники. Так пусть он живет все времена!

Представьте, что вы сидите на лесной полянке, вокруг много красивых цветов, спелых ягод, бежит маленький ручеек, вы затихаете и слышите…(запись "Пение птиц")

– Что же вы услышали? (Ответы).

– Правильно ребята это птицы.

– Что происходит в жизни птиц летом?

– Правильно.

Работа в учебнике.

– Дети, кто может сказать какого цвета лето ? (Ответы).

5.Работа по учебнику .

Откройте учебник на с. 42 , рассмотрите рисунок, что вы на нем видите?

– Какие же цвета нужно добавить к рисунку, чтобы получилось лето?

– А теперь раскрасьте рисунок.

IV. Закрепление изученного на уроке.

– Мы много сегодня говорили о лете.

Посмотрите на доску и продолжите цепочки

Слайд 22

Дни недели:понедельник…

Времена года:весна…

Весенние месяцы:март..

Летние месяцы:июнь..

Зимние месяцы:декабрь…

Сколько месяцев в каждом времени года?

Какое время года наступает после весны?

Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.

(Слайд 16)

Зима,весна,лето,осень-это четыре времени года.В году двенадцать месяцев.Первый-январь.Последний-декабрь.

7. Итог урока .

– О чем мы говорили сегодня на уроке?

Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)

Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы, осенние месяцы.

Так что же мы можем сказать Муравишке, когда придет лето?

Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – веточку мимозы, а кто родился летом - ромашку.

* Дети выходят к доске по временам года и получают подарки.

Тема. Когда наступит лето?
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах их последовательности.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Учить выделять характерные признаки времен года.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать времена года по характерным признакам.
Ход урока.
Адаптационный этап урока
Организация начала урока
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают.
- Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат.
- И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума.
- А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»
Выявление предварительных знаний и определение их границ
Кто приходит к нам в гости на урок окружающего мира и говорит нам что мы узнаем и чему научимся? (муравей)
Он путешествует вмести с нами во времени
Перед вами на столах лежат листы. Найдите там табличку. Вам предстоит расставить цифры от 1 до 7 в порядке следования дней недели.
Какой первый день недели? Поставьте там цифру 1.
Среда Пятница Понедельник Четверг Вторник Воскресенье Суббота
Подскажите-ка нам звери,
Как запомнить дни недели?
Первый понедельник,
Зайка – рукодельник.
А за ним приходит вторник,
Соловей – задорник.
После вторника – среда, лисичкина еда.
За средой – четверг,
Волк глазами сверк!
За четверг к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье!
С вашей помощью Муравьишка запомнил дни недели. Узнал Муравьишка, когда придет суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы». Но теперь его интересует другой вопрос.
Постановка проблемного вопроса. Сообщение темы и задач урока.
Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.
Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какое время года вы любите?
Давайте вспомним, какие есть времена года, поработав в группе.
Соберите пазл, и скажите какое время года изображено на вашей картинке.
(собранные картинки вывешиваются на доску)
А Муравьишка торопится узнать: Когда наступит лето? Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос уже сейчас? А можно сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас?
Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето? (мультфильм 12.40 – 14.00)
- Не может прийти лето, потому что это закон природы, все месяцы следуют друг за другом в определенном порядке.
2. Основной этап урока.
У каждого из вас на парте «волшебные годовые круги». Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик – годовик. Послушайте сказку о нем.
Первичное чтение сказки «Старик – годовик»
– Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
Послушайте еще раз первый абзац. Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку. (повторяем хором, повторяет 2 – 3 ученика)
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?
- закрасьте в годовом круге зимние месяцы синим цветом.
Немного отдохнем, выполнив зимнюю зарядку.
Мы погреемся немножко,
И похлопаем в ладошки.
Ножки тоже мы погреем
И попрыгаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились!
- Послушайте вторую загадку (второй абзац). О чем она? (О весенних месяцах.)
- Назовите из текста признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Какие еще вы знаете признаки весны?
- Перечислите названия весенних месяцев. Закрасьте в годовом круге весенние месяцы розовым цветом.

Послушайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?
Жарко – жаркая, горячая (погода).
Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание.
Знойно – сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как называются такие слова? Слова – приятели или слова – неприятели.
- какие еще признаки лета вы знаете?
– Закрасьте летние месяцы в годовом круге зеленым цветом
– Как вы думаете, почему автор использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Послушайте четвертый абзац. Про что эта часть сказки? Назовите признаки осени. Перечислите по порядку осенние месяцы.
- Закрасьте часть годового круга оранжевым цветом, где написаны осенние месяцы
Выполним осеннюю зарядку
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерева смахнул
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.
– Итак, скажите, наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите все времена года по порядку. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)
- Послушайте последний абзац.
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь – сутки.)
– Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
– А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - старик-годовик.)
– кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему автор назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (автор хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)Совмещаем на доске картинки-пазлы в одну круговую картинку, и делаем вывод, что времена года сменяются друг за другом, по кругу.
Практический этап урока.
Первичное закрепление ЗУН
Практическая работа в тетради.
Задание 1
- какое сейчас время года? Когда наступит лето? Какое время года должно пройти после зимы, чтобы наступило лето? Чтобы лучше запомнить последовательность времен года и месяцев предлагаю вам составить ленту времени.
(Дети вырезают из приложения рабочей тетради картинки с изображением времен года и наклеивают их в рабочей тетради (с. 9, №1).Задание 2
Отгадайте загадку
Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
– Месяцы
Воспользуйтесь рисунком – схемой в учебнике (с.10), пронумеруйте названия месяцев в правильной последовательности (тетрадь, с.10 №4). Подчеркните красным цветом первый месяц в году, синим – последний, месяц вашего рождения подчеркните желтым цветом. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работы друг друга.
Повышение уровня знаний на основе творческих заданий.
Задание 3
Класс делится на четыре группы. Каждая группа придумывает значок для времени года, зарисовывает, представляет его классу. (Четыре значка вывешиваются на доске)
Задание 4.
Определение времени года по одежде Муравьишки (тетрадь, с.9). Беседа о сохранности здоровья в различные времена года.
Как нужно одеваться, чтобы не заболеть? (по погодным условиям, не переохлаждаться и не одеваться сильно тепло в жаркий день)
Летом обязательно нужно надевать панамку или кепку, чтобы от палящего жаркого солнца не болела голова. Весной во время оттепели нужно обувать резиновые сапоги, чтобы не промокали ноги. Зимой надеваем теплую шапку и рукавицы, обязательно утепляем горлышко шарфом. Осенью защищайся от холодных ветров и дождей плащом с капюшоном, ходи под зонтом, когда идет дождь. Нарисуйте по одному предмету своей одежды, подходящее для каждого времени года.
Работа по учебнику (с.11)
Муравьишка очень любит рисовать. Для вас он сделал четыре рисунка. Каждый рисунок посвящен какому-то времени года. Но Муравей торопился и на его рисунках есть неточности. Попробуйте найти ошибки нашего Муравья.
Итог урока.
Давайте прочитаем вывод всего нашего урока (с.11 учебник).
Что мы узнали сегодня на уроке?
Было ли нам сложно выполнять задания?
Ответим на главный вопрос нашего урока, когда же наступит лето?
За ваши старания на уроке и ответы, вручаю вам значки с вашим временем года, приклейте к себе в тетрадь.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: