Называться чеченцем – привилегия. Там, где все кавказцы - черкесы

От редакции. "Русский журнал" публикует вторую часть беседы с писателем Германом Садулаевым . На этот раз мы поговорили с Германом Умаралиевичем о проблемах чеченцев, живущих внутри России.

Русский журнал: Вам принадлежит фраза «трудно быть чеченцем». Что значит быть чеченцем за пределами Чечни? Ведь, с одной стороны, СМИ постоянно ретранслируют информацию об участии молодых чеченцев в хулиганских конфликтах или криминальных преступлениях (от драки в лагере «Дон» до убийства А. Политковской), а с другой, многие крупные российские бизнесмены и федеральные политики подчеркивают свое чеченское происхождение.

Герман Садулаев: Прежде всего, уже по традиции хочу отметить, что я не чеченец. Это официально установлено и публично заявлено высшим должностным лицом соответствующего национально-государственного образования. Поэтому я не могу знать, что значит быть чеченцем – ни в самой Чечне, ни за её пределами. Действительно, большую часть сознательной жизни я провёл в духовно родном и близком мне городе Санкт-Петербурге, от чеченской идентичности во мне остались разве что некоторые атавизмы и лёгкий акцент. Книгу с провокационным названием «Я – чеченец!» мы с издателем, покойным Ильёй Кормильцевым, выпускали когда определение «чеченец» ещё звучало как приговор, и многие крупные российские бизнесмены и федеральные политики тщательно скрывали своё чеченское происхождение, даже меняли имена, фамилии и паспорта. В то время я называл себя чеченцем и отстаивал честь и достоинство этой народности перед стереотипными обвинениями в дикости, варварстве, врождённой склонности к преступлениям и прочей чуши. Теперь называться «чеченцем» - как бы привилегия, и многие крупные российские бизнесмены и федеральные чиновники вспомнили о своём чеченском происхождении. Я же со спокойным сердцем отказываюсь от этого высокого звания. Я человек левых убеждений, социалист, а потому противник всех и всяческих привилегий.

РЖ: Какую «чеченскую идентичность» пытается выстроить руководство Чеченской республики или чеченское общество, если можно так назвать ревнителей шариата? Учитывая негласное табу на межнациональные браки (в отличие от советского периода), мононациональность республики и высокий уровень исламизации? К чему приведет то, что Вы назвали модернизацией через архаизацию? Возможна ли в Чечне исламская демократия?

Г.С.: Исламская демократия в принципе возможна везде, в том числе и в Чечне, но дело в том, что такого вопроса в политической повестке дня для чеченского общества не стоит. Государственная форма, которая де-факто принята чеченским обществом – это национально-религиозная монархия. Видимо такая форма отвечает реальному уровню социально-политического развития этой народности. Вопрос о демократии если и будет включён в повестку дня, то очень и очень не скоро. Любых более или менее демократических правителей чеченское общество воспринимает как «слабых» и реагирует на демократизацию единственным способом – полным игнорированием государственной власти, дезорганизацией и самоуправством. Это печальный факт. Та чеченская идентичность, которую я знал и к которой имел отношение, была в большой степени советской или советизированной национальной идентичностью. В новой идентичности я ничего не понимаю. Это именно результат модернизации через архаизацию: причудливое смешение традиционных моделей поведения с радикальной трансформацией индивида и общества.

РЖ: В своей книге «Шалинский рейд» Вы пишете о том, что молодой человек, закончив университет, особенно в крупном городе, столице, возвращался в родные места и сразу получал высокий социальный статус, хорошую работу. Так ли это в современной Чечне, какие ценности прививает чеченское общество своей молодежи?

Г.С.: Это, конечно, не так. И не только в современной Чечне, но и во всей современной России. Ценность образования вообще и высшего образования в частности стремительно девальвировала. Никакой диплом не является больше гарантией никакого статуса. Мы поняли это ещё в 1991 году, я тогда был на 2-м курсе юрфака ЛГУ. Год назад будущее виделось определённым и обеспеченным, год спустя оказалось, что никакие дипломы не имеют никакого значения, значение имеют только одни бумажки – деньги – при этом не имеет никакого значения, как они получены. В современной Чечне чудовищная безработица. Найти работу по специальности выпускнику ВУЗа проблематично. Вопросы трудоустройства решаются не средним баллом в дипломе, а связями и деньгами. Ценности молодёжи прививаются очень хорошие: патриотизм, религиозность, следование законам государства, нравственность, трудолюбие, скромность. По местным телеканалам часами идут религиозные и нравственные проповеди. И в мечетях, и в школах, и на собраниях учат только хорошему. Да только дети, они не слушают, что говорят им взрослые, они смотрят, что эти взрослые делают, как старшие сами живут. И когда видят все эти дворцы и кавалькады из порше, когда видят, что взяточники и лжецы процветают, а честные люди живут в нищете, то делают выводы. Немногие, самые радикально настроенные, выбирают самый радикальный – и тупиковый – путь борьбы с окружающим лицемерием: становятся жертвами другой лжи, уходят «в лес». Большинство – приспосабливается к тому обществу, которое есть.

РЖ: Какие они – молодые чеченцы? В своих интервью Вы четко разводите молодых «беспредельщиков» - детей авторитетных родителей, которые «беспределят» (например, выезжая на автомобиле к Вечному огню) осознавая возможности родителей, и рядовых чеченских ребят, которые не имеют возможности выехать в другие регионы. Но если вспомнить ситуацию в лагере «Дон», в которой участвовала обычная чеченская молодежь, возникает ощущение, что молодые чеченцы в принципе являются носителями повышенного заряда агрессии и поклонниками «культа силы». Это отражение воинственного менталитета или результат милитаризации современной Чечни?

Г.С.: Я, знаете ли, не верю в «генетическую предрасположенность» к нравственному или безнравственному поведению. Байки об этом в лучшем случае – ненаучный бред, в худшем – расизм. Некоторым породам собак поколение за поколением отрезают хвосты, но щенки всё равно рождаются с хвостами. Приобретённые признаки не наследуются – это постулат науки. Чезаре Ломброзо больше века назад пытался доказать, что есть некий тип «врождённого преступника», которого можно определить по антропологическим признакам. Его теория не подтвердилась. Чеченцы, или аварцы, в силу «происхождения» не являются ни более, ни менее «агрессивными», или «свободолюбивыми», или «нравственными», или, наоборот, «распущенными», чем русские или осетины. Все подобные внешние социальные признаки приобретаются в процессе воспитания. Я полагаю, что современная чеченская молодёжь слишком часто ведёт себя за пределами республики недостойно. И причина этого – в плохом воспитании. То есть, на словах детям всё объясняют правильно, вот только собственным положительным примером нравоучения не подкрепляют. Молодёжь видит коррупцию, безнаказанность, безнравственность, вседозволенность властей и угнетение слабых, на молодёжь сильно действуют образцы поведения, транслируемые через современные средства массовой информации – спутниковое телевидение, интернет – основанные на культе силы и наслаждения; всё это входит в системное противоречие со строгой моралью традиционного общества и порождает «вывихи» сознания, а вслед за ними – неадекватность поведения. Я резко критиковал чеченское общество именно за такие «вывихи». Конечно же, «вывихнутое» сознание отреагировало на мою критику по собственной логике – была поднята масштабная кампания по очернению и дискредитации скромного меня. Какую только ложь ни громоздили, какие только обвинения не придумывали! Специально обученный андроид Нухажиев написал целый трактат «молот Садулаева». Даже удивительно, что столько внимания было уделено моей незначительной персоне. А потом была «Манежка», и официальным лицам пришлось публично признать, что проблемы есть, и их надо решать. И совсем недавно премьер-министр Путин на встрече с молодёжью в Кисловодске сказал практически то же самое, что год назад говорил я о недостатках нашего поведения. Но андроиды теперь почему-то молчат. Не возражают.

РЖ: Как вы относитесь к росту в последнее время внимания к «черкесскому вопросу»? Не напоминает ли усиленное внимание к Кавказской войне, поиск виноватых и жертв при одновременном признании «геноцида черкесов» Грузией возгонки националистических настроений в Чечне начала 1990-х гг.?

Г.С.: О, с черкесами отдельная длинная и интересная история. Я против определения царской российской политики на Кавказе как «геноцида черкесов». Вообще, так всё что угодно можно назвать геноцидом. Войны, как правило, велись на уничтожение, война сама по себе есть преступление против человечности, и никаких дополнительных ярлыков вроде «геноцида» не требуется. Есть понятие «этнической чистки» - она может быть и не связанной с войной. Но давайте тогда сначала определимся с ближайшими к нам событиями. В Чечне в 1991-94 проходила масштабная этническая чистка, уничтожение и изгнание русскоязычного населения. Исход продолжился и после. Не само собой получилось так, что из около 300 000 русскоязычных к настоящему времени в Чечне остались 3 000. Минус 99%. Где остальные? Власти говорят «они уехали». Конечно, русские уехали, подводная лодка «Курск» утонула. Всё случилось само собой. Около 297000 русских жили в Чечне, а сейчас они там не живут. По гораздо менее значимым поводам НАТО объявляет об этнических чистках и вводит войска. Так что давайте разберёмся, что это было, как, куда и почему «уехали» 297000 русских. Это было недавно. Это можно расследовать. Можно расследовать историю каждой семьи, почему она «уехала», и сколько русских «уехало» из Чечни сразу на тот свет. Вот что актуально по поводу этнических чисток на Кавказе. Актуальнее, чем ворошить дела прошлых веков, где мало было правды, мало гуманности, много зла и насилия – это понятно. Только не надо винить во всём «Россию» и тем более русских.

И ещё, кстати, вы, наверное, заметили, что большинство стереотипов, которые теперь российское сознание (и сами чеченцы, некоторые, недалёкие) приписывают чеченскому обществу (у каждого в подвале пара русских рабов, работать не умеют – только воевать, и т.д.) полностью основаны на достоверных исторических реалиях – только на реалиях из жизни не чеченского, а черкесского народа, и не в 20-21, а в 17-19 веках. А сами чеченцы в это время были в большинстве своём тихими забитыми тружениками, пахарями, кузнецами, скотоводами. Гнули спину на черкесских феодалов на равнине. Или страдали от скудости в «свободных», но голых и бедных горах. Только постепенно (и с помощью «проклятых русских») стали избавляться от черкесского ига, и – вот причуды истории – видимо, в виде психологической компенсации за века рабства и унижения, приписали себе качества и признаки своих бывших поработителей, а скоро и сами поверили в то, что никаких черкесов и не было, что они сами всегда были вот такими гордыми и свободными воинами-разбойниками, а ещё быстрее в это поверили русские, которые вообще не очень хорошо отличали черкесов от чеченов и прочих диких горцев.

Так что эта возгонка черкесского национализма сейчас бессмысленна и бесполезна. Великому адыгскому народу стоит заниматься культурным объединением всех своих ветвей, сохранением и развитием своей великой национальной культуры, а не расчёсывать исторические обиды. Иначе можно дойти и до «справедливого» требования вернуть черкесам их феодальные владения и рабов из всех окрестных народов.


Кавказ всегда был ареной противоборств великих держав. Его пытались покорять, истреблять населяющие его народы. Ушедший в историю «черкесский вопрос» неожиданно нашел своё воплощение в теме спорта. Благо тема Олимпиады, её проведения в Сочи подстегнуло антироссийские настроения. Спорт уже не выглядел так безобидно в глазах тех, кто питает злобу. Само проведение олимпийских игр черкесскими радикалами воспринимается, как вызов их национальному чувству.
Война - это всегда кровь. Помнить об этом должен каждый. Очевидно, что на теме «геноцида», «черкесского вопроса» политиканы национальных движений пытаются обрести крепкую почву под ногами. Пока кроме заявлений, шествий, петиций некоторые черкесские лидеры не предпринимали никаких активных действий. Эта первоначальная фаза мне напоминает национальное движение в Чечне образца 1991 года. Все помнят, как неистово местными националистами пропагандировалась тема геноцида чеченского народа в годы Кавказкой войны и депортации 1944 года. Эти два успешных тренда позволили тогда замутить сознание народа. Они сыграли на самой кровоточащей странице народа. Их ставка была беспроигрышной! Живо еще было старшее поколение, видевшее гибель и ужасы лишений. Боль требовала признания. И этим воспользовались «лекари»: лекари, к сожалению, искавшие выгоды для себя, а не излечение для больного. Ситуация сродни чеченской: разношерстная клика, так называемых, лидеров играет тем, что может привести не к процветанию Черкессии, а к её гибели, так и не оформившейся.
Одним из признаков отсутствия единства черкесского национального движения является то, что нет единой концепции, нет единого плана действий. Науськиваемые, то западными, то грузинскими стратегами это движение показывает лишь одно - попытка легитимизоваться в глазах простых черкесов и преподнести свои цели, как светские, демократические. При этом, со стороны этого движения слышны также экстремистские возгласы. Для примера, «Великая Черкессия». Хочется спросить, неужели историческая память о трагедии настолько затмила сознание, что авторы этого проекта готовы, как чеченские сепаратисты идти до конца? Касаемо, чеченских сепаратистов. В декабре прошлого года было распространено видео, на котором всем известный «моджахед всея Кавказа» Д. Умаров призвал к срыву «сатанинских» игр», организованных «на костях предков, похороненных на нашей земле». Очевидно, что издыхающему подпольному вооруженному движению требуется новая заначка в виде черкесской темы. Чем и пытается бандподполье воспользоваться. При этом, сами черкесские лидеры, («Адыгэ Хэкужь - Черкесия», «Право на Родину», «Адыгэ Хасэ-Черкесский парламент», «Хасэ», Черкеcский научно-исследовательский институт «TIM», «Насып», «Патриоты Черкесии» и «Черкесский Союз»), поспешили отмахнуться от новоявленного «черкеса», моджахеда всех времен и народов Д. Умарова. Так в обращении от 12 января 2014 года: «В связи с этим мы, представители черкесских национальных организаций, заявляем, что отвергаем любые криминальные действия, включая терроризм и экстремизм. Мы ведем борьбу за право на единство, сохранение и развитие черкесского народа исключительно в рамках правового поля - с учетом законодательства стран проживания черкесов, в рамках международного права, гарантирующего права человека и права коренных народов». Действительно, каким образом чеченцу Д. Умарову достались черкесские земли…? Да и кто его, бандита уполномочивал делать заявления от имени чеченского народа в адрес черкесского? Ясно, что представители подполья пытаются использовать в своих целях черкесский вопрос. Шанс у них не велик, но заявить о себе в качестве защитников религии и народов - чистой воды пропаганда: если бы рядом жили зулусы, то и в защиту их выступил бы неутомимый борец за «чистую религию». Своими заявлениями бандиты в лишний раз доказывают, что им близко то, что творят, творят пока на словах и бумаге черкесские лидеры. Путь неизбежно тупиковый, ведущий к созданию очередной зоны нестабильности уже в западной части Кавказа. Попытка перенести вооруженное сопротивление на черкесские земли может иметь под собой почву, зная, что «горячие головы» есть и в среде вроде светского движения. Но, это на первый взгляд. При всем отмежевании от религиозности есть еще и национальный фактор. Крайне религиозные воззрения здесь заменены национальными. При этом накал страстей ничем не уступает религиозному радикализму, окрепшем, к примеру, в восточной части Кавказа. При удачном сценарии «оранжевых революций» эти два элемента могут, соединившись, показать мощную разрушительную силу.
С учетом ситуации на Украине и недвусмысленных заявлений украинских националистов касаемо южных областей России, шансы на дестабилизацию в западной части Кавказа и подстегивание напряженности по всему региону растут. Это - не преувеличение, учитывая то, что к развитию черкесского вопроса по экстремальному пути прилаживают усилия различные западные организации, а в недавнем прошлом и подопечная Запада солнечная Грузия. То, что черкесы всего лишь разменная монета в политических играх можно увидеть по грузинским «телодвижениям». Все помнят, что грузинский парламент еще в 2011 году поддержал резолюцию, в которой говорилось о геноциде черкесов во второй половине 19 века. Грузия стала единственной в мире страной характеризовавшей те события, как геноцид. После этого, был даже создан Минкультом Грузии Черкесский культурный центр, Черкесское телевидение, в сети интернет заработала пропагандистская машина, обличающая Россию, требующая не допустить Олимпиаду в Сочи и прочее. Всплеск интереса со стороны Грузии был обусловлен известными событиями в российско-грузинских отношениях. До последнего лелеял надежду стать кавказским жандармом М. Саакашвили. Его антироссийские выпады дополнительно укрепляли веру черкесских лидеров в то, что Грузия их не бросит. Но планам М. Саакашвили не посчастливилось сбыться: парламентские выборы в октябре 2012 года разрушили его планы кавказского гегемона. Он не только не стал выразителем чаяний черкесского национального движения, но и собственный народ, уставший от его «жеваний галстука», сделал выбор в пользу улучшения отношений с Россией, страной когда-то спасшей их от ликвидации. Новое правительство Грузии в «14 пунктах Иванишвили» провозгласило, что «отношения Грузии с народами Северного Кавказа будут основаны на принципах добрососедства, которое не будет использовано для конфронтации с Москвой». По словам многих экспертов, этот тезис говорит о том, что новая Грузия может отказаться от признания геноцида черкесов. На фоне более критических политических провалов (Абхазия, Южная Осетия) для Грузии тема геноцида не актуальна. Единственно, ясно, что Грузия будет готова аннулировать это признание, если северный сосед вплотную подойдет к этому вопросу, и начнет диалог по нему. Более того, в свете внутригрузинских событий очевидно, что для черкесского движения произошла крупная потеря - Грузия уже не надежный партнер. Это можно увидеть хотя бы по затуханию работы пропагандисткой машины в той же Грузии. Как по указке спала назойливость слоганов, нет уже зажигательных речей.
Кому это всё не нужно в виду того, что это может обернуться крупными осложнениями, так это самой России. Потеряв грузинский тыл, некоторые черкесские лидеры не устают распространяться, что, мол, после Олимпиады Россия возьмётся за Кавказ. Излюбленная тактика провокаторов. Именно так по большому счёту и уничтожались села в той же Чечне: обстрелять федералов, успешно сбежать, а с людьми, коими они «мужественно» прикрылись, будь, что будет… Такая тактика успешна особенно в плане пропаганды. Убитый мирный житель активно будет муссироваться и продаваться как новость по разным информационным каналам. Прикрыться, образно говоря, трупом как форма информационной атаки - распространенное явление в стане сепаратистов.
Говоря о сепаратизме, к сожалению, следует отметить, что потенциал на западном Кавказе есть. Нет ничего плохого, что домой возвращаются черкесы со всего мира, в частности, из горячих точек, Сирия, Ливия. Помощь в этом по мере сил оказывает сама Россия! Но заявления радикалов из числа лидеров черкесского движения не оставляет сомнений, что они рассматривают эту репатриацию, как базис для создания, нет не республики черкесов в составе России, а отдельного государства. Опять-таки своеобразным идеологическим «трамплином» следует считать тему Кавказской войны 19 века. То, что всякое политическое движение, основывающееся на боли, трагедии исторической памяти, обречено на провал можно увидеть по соседям по региону - чеченский сепаратизм. Окончательно умерший в сознании людей и саморазоблачивший себя. Стоит ли идти по этому пути? Если черкесские лидеры готовы пожертвовать жизнями людей, то пусть в начале этого «человеческого конвейера» поставят своих родных и близких! А так, оперировать как мальчишка с солдатиками, уж позвольте, на то и власть, чтобы пресечь. Нагнетать ситуацию могут лишь радикалы национальных движений, и лишь им будет выгоден даже открытый конфликт. Задача властей не допустить этого.
Касаемо Запада. Черкесская тема не вызывает пока большого интереса в сравнение темы гомофобии в России. Известно, что ряд стран выразили нежелание участвовать в Олимпиаде в виду, так называемой, дискриминации геев. Но это не значит, что вопрос свободы извращенных отношений вообще закрыл возможность того, что Запад в будущем может использовать в диалоге с Россией черкесскую тему. Фокусирование внимание Запада на этой теме возможно в случае, если провокационные возгласы материализуются в акции, вооруженное сопротивление. Что опять-таки на руку, и свободной от морали Европе и лишенных разума и чести некоторых черкесских лидеров. По сути, неоднородность такого движения играет на руку тем, кто видит Россию разделенной и в конфликтах, перманентных и управляемых. Всегда же удобно обвинить тех или иных лидеров в пророссийских настроениях и с позором выгнать из стана. Ситуация политической грызни украинской оппозиции тому пример. Ничего нового за высокопарными словами черкесских лидеров нет. Вопрос - цена противостояния, как далеко новоявленные «спасители Великой Черкессии» готовы пойти? Слащавые слова о независимости, умопомрачающей уникальности зачастую чреваты, и оборачиваются национальной катастрофой. Очередной повод Западу уколоть Россию за национальную политику. Задача России, как мне видится, вовлечение черкесских движений в общероссийский политический процесс. Не отталкивать готовых на диалог, поиск даже общих точек соприкосновения в стане радикалов с целью смягчения в стане непримиримых, и окончательной маргинализации идей сепаратизма.
Председатель Черкесского национального общественного движения «Адыгэ Хэкужь - Черкесия» Абубекир Мурзаканов: «Черкесские национальные активисты не раз заявляли о неприемлемости проведения Олимпийских игр на костях предков черкесов, однако и Россия, и мировое сообщество игнорировало чаяния коренного народа Сочи - черкесов. Фактически, имеет место ущемление прав и свобод целого этноса. Ситуация эта еще более усугубляется тем, что 90% черкесов по сей день живут в изгнании, не имея возможности вернуться на свою историческую родину» . Внимательно читая такие заявления, понимаешь, что до осознания того, что черкесы могут и должны жить в единой стране далеко. Далее: «В этом контексте особенно странно видеть отказ мировых лидеров посетить Олимпиаду из-за ущемления прав сексуальных меньшинств. Для нас непонятно почему права гомосексуалистов превалируют над правами целого народа, подвергшегося жесточайшему геноциду, подвергающемуся и по сей день ущемлению естественных прав любого этноса, декларируемых международным правом». Действительно, пока Западу ближе тема извращенных радостей, чем судьба вообще какого-нибудь народа. Преисполненная щенячьей наивности воззрения А. Мурзаканова никак не трогают Запад. Подождите, г-н Мурзаканов, Запад и на Вас обратит внимание! А пока, геи и террористы - «сладкая парочка» для Запада.
P . S .: По сообщениям СМИ, на Олимпиаду приглашены ряд представителей черкесского народа. По словам начальника управления внешних связей Кабардино-Балкарского государственного университета Анатолия Кодзокова: «Всего в открытии зимних Игр примут участие 26 черкесов из-за рубежа. Более половины уже приехали сегодня в Сочи». По его словам, это жители Сирии, ОАЭ, Палестины, Израиля, Турции, Германии. Все они являются членами Ассоциации зарубежных выпускников и друзей КБГУ. «На протяжении зимних Игр в Олимпийском парке Сочи будет открыт "Дом адыга", также сообщил Кодзоков. "Это обширный павильон в сердце города, где все участники и гости игр смогут ознакомиться с культурой, традициями, историческим наследием и современной жизнью черкесов в России и за рубежом, - пояснил сотрудник КБГУ. - Идея создания "Дома адыга" и ее воплощение принадлежит администрации Краснодарского края, а также Оргкомитету «Сочи 2014»:

Выходцы с Северного Кавказа часто идентифицируют себя в Турции как "черкесы", не будучи этническими черкесами. Черкесы действительно являются наиболее крупной группой среди мухаджиров (кавказцев, переселившихся или высланных российскими властями в Османскую империю во время Кавказской войны – примечание "Кавказ.Реалии" ). Количественный фактор сильно повлиял на идентификацию северокавказцев в Турции, но степень и глубина этого влияния варьируется в зависимости от региона страны.

Ведя репортаж о сирийских беженцах в турецкой провинции Хатай на границе с Сирией, автору данной статьи довелось посетить местные кавказские семьи, среди которых были кабардинцы, осетины, абхазы и кумыки. Узнав, что я прибыл с Северного Кавказа, они начинали говорить со мной на черкесском. Мои объяснения, что я не понимаю этого языка, вызывали недоумение. Хатайские кавказцы были убеждены в том, что на Северном Кавказе все говорят на черкесском языке, а этнические деления – не более, чем внутричеркесское племенное разделение. "А что, у кумыков есть свой отдельный язык?", - спрашивали меня. При этом собеседники отмечали чеченцев, о них они знали чуть больше и выделяли эту этническую группу как отличающуюся от черкесов.

Общение с выходцами из центральной Анатолии показало, что здесь акценты в самоидентификации немного другие. Разговор с Уналом Озером из Сиваса пролил свет на сложности самоидентификации выходцев с Северного Кавказа.

"Мухаджиры с Северного Кавказа все вместе прибыли сюда, основали селения рядом друг c другом и начали держаться вместе. Таким образом, название "черкес" стало общим для выходцев из этого региона. Способствовало этому и то, что кавказские народы имеют очень схожие культуры, кухню, одинаково справляют свадьбы, при этом говорят на разных языках", - рассказывает Озер. Собеседник "Кавказ.Реалии" при перечислении народов ставит знак равенства между кавказскими этническими группами и субэтническими делениями адыгов. "Есть абазины, лезгины, абадзехи, шапсуги и т.д. Все они разные. Около 10-11 национальностей", - отмечает житель Сиваса. В отличие от Хатая, где "черкес" - это название этнической группы, в центральной Анатолии в это понятие вкладывают скорее территориальное значение. "У нас нет такого этноса как черкес, это наше общее символическое обозначение", - заявляет турецкий кавказец.

Так же интерпретирует понятие "черкес" чеченец Кахир Акдениз из того же региона Сивас. "Турецкие чеченцы, как и все кавказцы, относят себя к черкесам. Но в Турции под "черкесом" следует понимать кавказца", - заявляет Акдениз. Чеченец также отмечает, что "черкес" не этническое понятие, а идентичность по региону происхождения.

В свою очередь осетинка из Анкары заявляет, что всех выходцев из Северного Кавказа турки называют черкесами. "Мы сами тоже туркам представляемся как черкесы. Но между собой мы называем себя по этническому происхождению. Например, я в кавказском кругу говорю, что я осетинка, а туркам часто представляюсь черкешенкой, так как они мало что знают об осетинах", - признается Джерен. При этом, по словам девушки, культурные мероприятия все "черкесы" проводят вместе. "Мы собираемся в одних и тех же местах", - говорит она.

Студентка из Газиантепа Нурхан оказалась кавказкой из Сирии, которая переехала в Турцию из-за войны на родине. Несмотря на то, что она не знает родного языка, идентификация у собеседницы довольно точная. Она себя не считает черкешенкой и заявляет, что для сирийских кавказцев эта проблема не так актуальна, как для турецких. "Когда меня кто-то спрашивает о происхождении, я отвечаю, что я кумычка из Дагестана. Правда такой ответ всегда вызывает вопрос о том, из России ли я родом. Некоторые спрашивают, не являюсь ли я представителем адыгского народа. Но я каждый раз даю отрицательный ответ. Я никогда себя не считала представителем адыгского народа. Да и в Сирии такого не наблюдала", - сказала Нурхан в интервью "Кавказ.Реалии". По всей видимости, самоидентификация кавказцев различается не только в между жителями разных регионов Турции, но и между гражданами разных стран Ближнего Востока.


«Мне, русской, начхать на вашу историю»

Сплетения «кавказского узла» третьей части цикла: 1. Грузия и горцы Кавказа: преданная любовь. 2. «Русский взгляд: Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией » ; 3.»Евреи здесь не живут? Непорядок, значит, скоро будут жить! Черкесы, русские и избранный народ»; 4. «Абхазы и чеченцы против русских? Абхазо-чечено-черкесо-русский клубок»;

Грузия и горцы Кавказа: преданная любовь.

Черкес:
Аджарии независимость! Армянскую автономию в Грузии! Менглелы не грузины. Независимую Менгрелию!

Черкес - Грузину:
То, что я сейчас напишу, читай очень внимательно! Когда восстановим Черкессию, мы вас уродов обязательно сотрём с лица земли. Ни одной мрази грузинской не оставим и нам без разницы, с кем вы будете и в состав какого военного блока. Вы мрази и есть причина русско-черкесской войны, и мы этого не забыли и никогда не забудем.

Черкес для Черкеса:
Мы это никогда не забудем. Но коллективной ответственности не бывает. Как в Библии сказано, кто старое вспомнит тому глаз вон. А кто забудет тому два.

Черкес для Черкеса и Грузина:
Тыл всегда должен быть защищённым и потому в первую очередь мы позаботимся о безопасности своего тыла а это значит что вас грузинских шалав за нашими спинами не должно быть.... Мы вас вырезать и убивать не будем, мы вас обратно в Персию отгоним как баранов и пусть ваши братья персы с вами разбираются

Черкес:
Грузинская армия сдалась в ЮО на 3-й день. Интересно сколько героических художественных фильмов снимут грузины по этой теме. Фильмы они умеют снимать это факт.

Мегрел - Черкесам:
Чтобы воровать, надо мозги и талант иметь, а вы только сухой кусок сулугуна занюхивать умеете, около дуба, бездари. во что превратили цветущий край. Бездельники, наркуши. представляю как русских тошнит от ваших рож, ничего, недолго осталось ждать и вас они порешат как ваших братков бульдыгов, правильно и сделают, флаг им в руки.

Черкес:
Сулугуни это бледная тень черкесского сыра.

Черкес для Грузина:
Абхазский и Осетинский проекты состоялись очередь за Мингрельским и Аджарским. Так что встретимся в Зугдиди и Батуми. Тем более в Батуми я 2 года прожил. Люди там хорошие, ненавидели вас, тбилисских. Мы им поможем.

Черкес - для Черкеса:
Грузия серьезно больна нацизмом весь XX в, просто максимум его внешних проявлений пришлись на 1990-2000-е гг. Ты им ничего не докажешь, ничего не объяснишь. По истории - у них до сих пор официально не разоблачена концепция Ингороквы. (Павле Ингороква (1893-1983) - выдающийся грузинский литературовед, историк и этнограф, внес огромный вклад в формирование современной грузинской государственности. Именно он сформулировал господствующую в грузинской мысли теорию грузинской нации и концепцию исторических границ Грузии. Признан в Грузии как один из лучших специалистов по классической грузинской литературе (в частности, расшифровал значение древне-грузинских певческих знаков) и истории грузинского средневековья. По некоторым сведениям - абазин по национальности. Входил в состав «Комиссии по установлению границ между Грузией и Абхазией» (в ее состав вошли К. Церетели, Д. Ониашвили, П. Ингороква и генерал Одишелидзе), созданной в июне 1918 г. в рамках « Договора между правительством Грузинской Демократической Республики и Абхазским Народным Советом». Сформулировал концепцию, согласно которой абхазы происходят от одного из грузинских племен, абхазы мигрировали на территорию Абхазии только в XVII веке, «спустившись с гор Северного Кавказа», а Абхазия - это исконно грузинская земля. Впервые его концепция была оглашена22 июня 1917 г. в докладе Павле Ингороква «О территории Грузии» на учредительном съезде Национально-демократической партии Грузии. На основании доклада Съезд постановил, что «территорию Грузии составляют провинции Картли, Кахети, Самцхе-Саатабаго, Имерети, Гурия, Менгрелия, Сванетия и Абхазия, составляющие объединенную многовековыми государственными, культурными и экономическими отношениями единицу». Эта формула являлась и является определяющей для руководства Грузии во все периоды ее государственности: при меньшевистском правительстве, в Советский период и после восстановления независимости. В законченном виде в приложении к Абхазии изложена в напечатанном в 1954-м г. на грузинском языке фундаментальном исследовании «Гиорги Мерчуле» (издание книги не разрешалось долгие годы). Выход книги вызвал в Абхазии массовые выступления протеста. С конца 1988 г. лидеры тогдашней грузинской оппозиции З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе на митингах и в периодической печати активно пропагандировали эту теорию, сделав ее обоснованием идеи «Грузия для грузин», с обретением независимости концепции Ингороквы стали идеологическим обоснованием вооруженных действий правительств Грузии против Абхазии. Идеи П. Ингороквы ныне широко распространены среди грузинской интеллигенции, ученых-историков и всего населения Грузии, их, так или иначе, разделяют сегодня почти все ведущие медиевисты Грузии. Похоронен в пантеоне выдающихся общественных деятелей в Дидубе, в Тбилиси. - Авраам Шмулевич). Нормальные грузины (а таких не мало, Слава Богу) конечно, признают, что так, как «школа Ингороквы», никто грузинскую историческую школу не скомпрометировал, но это практически официальная грузинская доктрина и 99% грузин будут с пеной у рта нести бред про «абхазов не абхазов» - не могут простить абхазам Абхазское царство и основание Кутатиса (Кутаиси). Когда грузины перестанут домогаться абхазов - тогда черкесы им будут лучшие братья, как и было не раз в истории. Но абхазов мы не сдадим никогда , как не сдали тогда, когда Россия вам, грузинам, летом и осенью 1992 г помогала по полной программе (о чем грузины предпочитают не вспоминать). У абхазов из родни есть только черкесы, а у черкесов только абхазы. Поэтому ради аутсайдеров типа грузин , даже когда-то любимых , мы кровную родню не предадим никогда.

Черкес для Грузина:
Зачем нам Тбилиси? Задай себе вопрос. Зачем? Если бы вы не начали войну в 1992, Кавказ был бы другим. Вы ответственны за все. Вы разрушили Кавказское единство и ввергли регион в геополитические игры. Здесь уже кто с кем. От ситуации зависит.

Горец для Черкеса:
Абсолютно точно - все народы Кавказа смотрели в 1980-е гг на Тбилиси как на символ Кавказской Мечты. А на рубеже 1980/90-х гг грузины своими руками уничтожили Кавказскую Мечту, сделав ставку на Грузинский нацизм. Теперь обратной дороги нет.

Черкес - Грузину:
На самом деле сегодня, когда два больных зуба у Грузии вырвали, дела должны пойти к лучшему. Все авантюры вылетят из головы. Российские пограничники обеспечат это безусловно. И власть в Тбилиси со скрипом, но займется проблемами страны. Главное, не упустить время. Пока еще есть интерес великих держав. Но я не уверен в адекватности власти в Тбилиси. Хотя в России все отмечают успешную борьбу с коррупцией. Думаю, если об этом говорят в России, видимо успехи впечатляющие.

Черкес:
Пусть Грузия осудит геноцид черкесов. Если Грузия признает независимость Абхазии и осудит геноцид и депортацию черкесов она откроит новую страницу во взаимоотношениях абхазо-черкесского и грузинского народов. Но, боюсь, нынешние грузинские власти не доросли до уровня Ильи Чавчавадзе осудившего геноцид и депортацию еще в 19 веке.

Грузин - Черкесу:
Абхазию не признает. Геноцид - обязательно и, наверное, в скором будущем.

Черкес - Мегрелу:
Если Грузия признает независимость Абхазии и осудит геноцид черкесов и вайнахов, на Кавказе произойдут глобальные перемены. Это откроет путь к подлинному примирению и решению всех проблем.

Мегрел:
Абрек, ты вообще историю Абхазии знаешь? Эгрисские земли это где? до Сухуми это апсуйцы, далее что не ваше видно и сейчас. поезжай и посмотри сам. только знай, пока твои продажные соплеменники у власти, а других они с русскими будут истреблять (как это делалось в войну 93-го), все пустая болтовня. А могли бы свою часть Абхазии заселить черкесами и мы признали бы. Что и предлагала Грузия все последнее время.

Абхаз - Мегрельцу:
Слущай дарагой, Грузия так долго пользовалась не принадлежащими ей землями от Сухуми до Псоу, так можно мы теперь попользуемся немношка эгрисскими землями, ну немножко, чут-чут, лет 200-300, а потом обратно отдадим.

Русский взгляд: Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией.

Русский:
Поговорим о черкесах. Вы огреблись по полной в Кавказскую войну, еще хотите? Тогда вас мало рассеяли, вы опять мутите? Так вот, бараны, мы всегда били всех, кто на русских нападал, побьем и в этот раз. Не проблема.

Русский:
Да скорей бы уже этот Кавказ потерять! Со всеми кавказцами! Сколько можно платить русской кровью и русскими деньгами...

Русский:
Да задолбал ты, Шмулевич, завтраками кормить. Когда же, наконец, КОГДА Россия потеряет Кавказ? Форсируйте события. Зае»али горногоблины со своими комплексами. Пшли нах из России!

Русский:
Разве это потеря?

Русский - Русскому:

«Разве это потеря?» Извините, если иметь в виду Сочи и Красную Поляну, то да.

Русский:
Эх, дал бы Бог, Россия взяла бы и потеряла Кавказ на самом деле.

Русский:
Как вы уже все надоели со своим геноцидом, русские были сильнее и умнее поэтому и завоевали от Балтики до Тихого океана, так же вели себя и англичане, испанцы - поэтому и создали великую белую цивилизацию - плодами которой сейчас все пользуются. Рано или поздно вы получите свою свободу как весь Кавказ - дальше что вы же не на что не способны, будете ходить с протянутой рукой по всему миру как бывшие республики СССР, и кроме как мытье туалетов больше ничего не умеете.

Русский - Чеченцу:

Если потребуется, и в Грозный приеду снова - это один из городов Федерации, рядовой городишко, основанный русскими. А еще лучше, если мы туда придем вновь с «миротворческой миссией») Блин, ну хоть бы Рамзан скорее мятеж начал! Надеюсь, впрочем (надежда умирает последней), что до мятежа дело не доведут и «бравых ичкерийцев» подрежут заранее. Почему надеюсь - ведут слишком нагло себя даже по отношению к «элите», а этого Кремль не прощает. За себя то они побеспокоятся всегда) Поэтому гонки в центре Москвы со стрельбой или зарубежный расстрел противников Кадырова могут быть восприняты как посягательство на святое))) Перебор. Пронина разве из-за Евсюкова сняли? Скорее повод, а причина - именно безнаказанность вайнахского автопробега в центре столицы, когда участников, попрессовав, отпустили. Теперь начнут ограничивать. Главное - чтобы жестко, иначе не понимают.

Русская:
Читала я эти ваши мужские споры, и так смешно стало. Я понимаю, что русские тут просто стебутся и прикалываются. Понимаете, вы, адыги, чеченцы, черкесы и прочие - малые народы. Мне, русской, начхать на вашу историю, на ваши потери, на якобы геноцид, потому что мы победили. И если надо, опять победим и устроим еще один геноцид. Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией . Пока Россия стоит вам ничего не светит. А Россия вечна, непоколебима, незыблема. Сильна ли Русь? Война, и мор, И бунт, и внешних бурь напор Ее, беснуясь, потрясали - Смотрите ж: все стоит она! А вкруг ее волненья пали - И Польши участь решена...

Интернационалист до 1991 г.:
Потомки разбойников и работорговцев хотят снова разбойничать и торговать рабами! Если Россия пойдёт на уступки, то потеряет не только Кавказ, но и сама потеряется. Поэтому никаких уступок. Ни шагу назад!

21 мая 1864 г. - это тоже наш День Победы. Отметим его, как подобает: помянём тех русских героев, которые отвоевали для России эти благодатные места, очистив их от дикарей. Слава России!

Русский:
Поговорим о недоумках-черкесах. Вы огреблись по полной в Кавказскую войну, еще хотите? Тогда вас мало рассеяли, вы опять мутите? Так вот, бараны, мы всегда били всех, кто на русских нападал, побьем и в этот раз. Не проблема. Хотите, чтобы и последние ошметки ваши исчезли? Тогда мутите под предводительством «добрых» евреев, они вас заведут куда надо. Это такие братцы. Вы, черкесы, живете, как хотите, никто не щимит вас, вы рубите лес, сколько вам влезет, продаете, обогащаетесь, никто вас ничего не говорит, но эта лавочка может легко быть прикрыта. Как только немного наши хлопцы врубятся, что этот лес и они могут так же продавать себе в прибыток. Да и луга ништяк, скот там хорошо пасти. Хотите всего этого халявного преимущества лишиться - тогда побольше пойте под еврейскую дудочку.

«Евреи здесь не живут? Непорядок, значит, скоро будут жить!»

Черкесы, русские и избранный народ.

Антисемитизм в русском интернет-пространстве зашкаливает. Авторы-русские интернет-форумов умудряются связать с евреями, конечно в отрицательном контексте, любую обсуждаемую тему: от полетов на Луну до ловли пескарей в реках Грузии. Ситуация в кавказском интернет-пространстве, в том числе и в «адыгнете», несколько иная. Накал страха иудейска среди народов Кавказа сильно отличается от русских (включая русские кавказские субэтносы - терских и кубанских казаков). Антисемитизм существенно заметен лишь у чеченцев. Среди черкесов антиизраильские и вообще антисемитские позиции занимают исламисты. Но антисемитизм, ненависть к Израилю становится общим, объединяющим дискурсом среди мирового исламизма, как бы отличительным признаком «вахаба».

Черкес:
Русский, в черкесском вопросе нет еврейского заговора и давайте прекращать постоянно везде виновными выставлять евреев. Ты считаешь, что евреи искусственно пытаются объединить адыгейцев черкесов и кабардинцев в нацию адыги? Если ты так считаешь, то ты ничего не соображаешь в черкесском вопросе... Между прочем своими публикациями Авраам Шмулевич вам русским даёт ценный совет не пытаться спрятать проблему, а решить побыстрей пока вы русские полностью и окончательно не потеряли весь Кавказ.

Черкес:
А можно огласить весь список кабмина в изгнании? А то не понятно кто есть кто. Я уверен что половина из них это родня шмуля!

Черкес - Черкесу:
Ты че антисемит что-ли? Это редкий зверь среди черкесов, не «вымирающий», а даже не «родившийся»)))))))) Я за всю жизнь третьего только встречаю - тебя))))))))

Черкес:
Правда мы здесь думаем что целесообразней будет возвратить Крым Одесу Херсон Поволжье и Астрахань с прилигающими территориями Еврейскому народу. Нам гораздо желаней иметь соседями евреский народ чем вас оккупантов и тем более ненадо будет от кого то огорожатся калючей проволкой и китайскими стенами

Мы уже жили по соседству с Хазарами и наши предки расказывают что это были спокойные и очень мирные времена и наши народы процветали:)

Казак из Сочи:
Всегда плохо пахнет, когда проблемную ситуацию между двумя народами пытается разруливать представитель третьего народа. Какое отношение жид Шмулевич имеет к русско-черкесским отношениям?

Черкес:
Мы, черкессы диаспоры, считаем что евреям на Ближнем Востоке не будет спокойствия, потому целесообразней им переселится с Израиля в Крым и образовать на этих территориях, которых я привёл, землю обетованную. Тем более что их в Одессе и Херсоне и в окрестностях живёт несколько миллионов. Если тебе известно то когда задумывали образовать Израиль, то рассматривали два варианта и одним из них был Крым и как я слышал Американцы уже проплачивали Совку большие деньги за Крымский полуостров но евреи выбрали Ближний Восток.

Русский - Черкесу:
Не живут в Одессе и Херсоне миллионы евреев, не пизди... Посмотри данные последней всеукраинской переписи, сколько на Хохляндии всего жидочков. Так что все еврейцы идут в Эфиопию, а лучше на Марс!

Черкес:
Не живут говоришь евреи миллионами в Одесе и Херсоне? Непорядок, значит, скоро будут жить!

Абхазы против Русских? Абхазо-чечено-черкесо-русский клубок.

Абхаз: Грузины, такие же, как русаки, на наши земли зарятся .

Абхаз - для Чеченца:
Ты меня войной не удивишь, мы тоже 15 лет воюем, и конца не видно, от кикелов еле отмахались, щас русаки на голову садятся. Во-вторых, ты нормально, без русских матов говорить не можешь, что ли? И что за чушь ты несешь про восточных кавказцев, которые воинственнее западных, вас просто в пять раз больше. Сравни: абхазов сто тысяч, а чеченцев сам знаешь сколько. Так что придет время, и мы все увидим, кто че стоит. Насчет не помогли чеченцам в войну: знаешь, абхазы до сих пор по этому поводу комплексуют. Но у нас свои причины были, мы сами воевали, и нас очень мало, все на счету. Будущее у нас будет, если мы будем действовать согласованно.

Чеченец - для Абхаза:
Ваша так называемая война была просто бандитской перестрелкой по сравнению с нашей, ето во 1х, во 2х нас тоже всего 1млн против всей рашки, 143млн, к тому же оружия у русаков помощнее чем у грузинов, на нас испробовали все оружие кроме ядерного. Ну а против вайнахов тут печатают ваши адыги, обвиняя нас в нелояльности к русакам, вот какие видите ли вайнахи, толко последнее чмо могло такое написать, с какого перепоя мы должны быть лояльны к русакам? или вы? за геноциды? или за неповторение етих геноцидов? Только у последнего ган..на будут такие мысли в голове, ну а воинственными западно-кавказцев не назовешь никак, единственно вы посмели выебнутся на грузин заранее спрятавшись за русаков, я не считаю ето воинственностью, когда вижу так называемого президента Абхазии и Кокойты, то невольно вспоминаю шакала из Маугли, который тоже на север уходил с Шерханом

Абхаз - Чеченцу:
Про президентов я на вашем месте с вашим Кадыровым молчал бы. А я могу сказать, и ты своими сообщениями подтвердишь, что основная масса восточных кавказцев непроходима тупа.

Абхаз - Абхазу:
Почему я должен все русакам простить и любить их. Нет, я их ненавижу так же как, кикелов, и желаю им всего плохого.

Абхаз - Русскому:
Вы все мясо пушечное и никто больше. Тут мне один парень со смехом рассказывал, как недавно сбил русских солдат, два трупа, двое калеки без ног. Так вот его наши менты приняли и сразу отпустили что за скот людей сажать. а солдаты эти раненые валялись в больнице безхозные для части своей они уже списанный материал. Держи! www.rg.ru/2009/04/29/reg-jugrossii/mirot vorcy-anons.html Вот скот. там еще сгладили не написано что пацана отпустили а че эму за скот сидеть.

Авраам Шмулевич - Очень характерна реакция русских, которые вдруг стали всячески пытаться выгородить абхазов. Еще интересная черточка: для абхаза естественно, что сельский парень ездит на своём мерсе, хоть мерс этот и «не ахти».

С моей же еврейской точки зрения наибольшего внимания и возмущения заслуживает то, что родственники убийцы «договорились» с командиром русских солдат, и тот не только не стал преследовать убийцу, но и просто бросил своих искалеченных солдат на произвол судьбы. У русских-националистов же этот факт не вызвал вообще никакой реакции, и не помешал им предаваться мечтаниям про «нормального командира», который должен «найти и похоронить».

Русский:
Все верно: Совок везде Совок, а номенклатура в Совке - везде номенклатура. В Абхазии просто у местных есть роды, да еще это воевавшие, вооруженные люди-победители - с такими лучше не беспредельничать властям открыто, и это единственный ограничитель, которого в других регионах Совка в основном нет.

Русский - Абахзу:
Вопрос не национальный, а социальный. Такого дерьма на «Мерсах» хватает по всей стране... «реальные пацаны», хозяева жизни. Таких бесполезно учить. Если в части был командир нормальный, единственный выход - самим найти и похоронить.

Абхаз - Русскому:
Как раз национальный. Если бы он абхазов сбил, ему был пиздец в прямом смысле. А так его привезли в отдел, приехали его родственники, договорились с командирами солдат . И пацана отпустили. А мерс у него тоже не ахти, и парень он сельский . Просто, когда вы сами к себе как к скоту относитесь все вокруг также и к вам относятся .

.

Други мои, представляю Вам интересную публикацию о малоизвестных событиях. Честно говоря, я, например, ранее не знал, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа. И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно...

________________________________________ _________________


Массовые протесты в городе Пугачев чуть-чуть не дотянули до совпадения с десятилетним юбилеем октябрьских погромов 2003 года в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. Это малоизвестные события, сведений в интернете о них почти нет. Намного больше информации о сентябрьских столкновениях кабардино-балкарских и чеченских студентов в сентябре 2005 года.

Предыстория.

В советское и первое постсоветское время чеченцев в Кабардино-Балкарии было немного. Но во время и сразу после Первой Чеченской войны в Кабардино-Балкарию приехало значительное количество беженцев. В республике их хорошо принимали, власти обеспечивали жильем и питанием. Но уже тогда некоторая напряженность возникала. Были жалобы на буйное поведение «жертв войны» размещенных в санаториях Нальчика.


Но в начале 2000-х годов, - с окончанием Второй Чеченской войны, - ситуация резко изменилась. С возвращением Ичкерии в «российское конституционное поле» начались компенсационные выплаты «за утраченное в результате боевых действий» жилье. Пострадавшим чеченцам выплачивалось порядка 300 000 рублей. Русским платили по 120 000. Причем чеченцы получали деньги практически сразу после окончания войны, русские минимум через 2-3 года, когда масштаб цен сильно изменился.


Однако в начале 2000-х годов 300 000 были большими деньгами. В КБР цены на жилье были очень низкими, даже по сравнению с соседней Северной Осетией или Ставропольем. Двухкомнатная квартира на окраине Нальчике стоила порядка 150 000 рублей. Причем предложение жилья намного превышало спрос, люди порой годами не могли продать жилье.


Вскоре после начала компенсационных выплат в Кабардино-Балкарию хлынул поток беженцев скупавших дешевое жилье. Приоритетом пользовались типовые квартиры на окраинах городов, переселенцы старались при этом селиться группами, в пределах одного подъезда или двора.


Больше всего чеченцев переселилось в Нальчик, где окраинный микрорайон «Горная» быстро получил народное имя «Малая Ичкерия». Немало беженцев поселилось и в других городах-райцентрах: в близкой к Нальчику Нарткале, Тереке и даже в отдаленном поселке Залукокоаже. Но быстрое заселение чеченцами Нальчика и других мест, вскоре обернулось рядом проблем. На Кавказе, и в Нальчике в частности, люди с многоквартирных домах живут как бы большой семьей, все друг с другом знакомы, дети вместе играют допоздна, старики общаются. Чеченцы вливаться в «жилищный коллектив» не спешили. Как утверждали аборигены, они вели себя высокомерно и дерзко. В домах и дворах начались конфликты, порой серьезные. При этом новоприбывшие всегда поддерживали друг дург: даже в случае словесной перепалки двух старух немедленно подтягивалась многочисленная «группа поддержки». Вечерние игры детей и посиделки стариков допоздна во дворах многоэтажек быстро прекратились.


В «Малой Ичкерии» и по всему Нальчику стали обыденностью уличные грабежи и избиения, совершаемые, как писали в местной прессе некими «группами молодых людей». Нередко таксистов некие наглые «молодые люди» угрозами принуждали бесплатно себя возить. Коренные нальчане винили в этих действиях почему-то именно чеченцев.

Взрыв.

Как рассказывал автору пожилой нальчанин, в один из октябрьских дней 2003 молодой парень-кабардинец шел вдоль «Ореховой рощи»: парка в 10 минутах ходьбы от здания Правительства республики. До окраины «Малой Ичкерии» - района «Горная» было недалеко.


Навстречу одинокому прохожему двигалась группа «разговаривающих на некабардинском языке молодых людей». Поравнявшись, они сбили одинокого прохожего с ног и избили, попутно вывернув карманы и забрав все что в них было. После чего с хохотом веселая компания двинулась в направлении «Малой Ичкерии». Побитый парень сумел как-то дойти до центрального проспекта Ленина, где вокруг него, окровавленного и едва стоящего на ногах, быстро образовалась толпа возмущенных горожан. Пострадавшего отвезли на «Скорой» в больницу, но толпа не расходилась. Начался своеобразный митинг: эмоциональные выступления, крики, проклятия. В какой-то момент состоящая уже из десятков, или даже соте людей двинулась в сторону «Горной».


В самой «Малой Ичкерии» толпа распалась на группы в по нескольку десятков погромщиков, и начался «подворный обход». В окна квартир где жили недавно приехавшие «новоселы» летели камни, жильцов, если те не смогли спрятаться, били. Погром продолжалось до ночи. Тогда серьезно пострадало около 30 человек.


На следующий день были новые разгромы квартир и избиения, хотя и в меньшем количестве.


После октябрьских событий 2003 года октябрьских погромов избиения на улицах и буйное поведение во дворах почти прекратились. Топоним «Новая Ичкерия» постепенно забылся, его сейчас уже мало кто помнит.


Что побудило нальчан к погромам можно понять из сказанных через год после событий слов

Хачима Шогенова, возглавлявшего в то время министерство внутренних дел Кабардино-Балкарии: «Почему они покупают квартиры в Нальчике любыми способами? Сколько мы просили: не давайте им внедряться в нашу экономику. Почему студенты, которых мы встретили с распростертыми объятиями, себя так ведут: там, где ступила нога чеченца, его земля. Я имею право это говорить, так как потерял двух парней в первую чеченскую войну, во вторую многие контужены, ранены. Я люблю наших соседей, но не больше своего народа». http://www.gazetayuga.ru/archive/2004/39.htm

Студенты.

Глава кабардино-балкарского МВД в 2004 году упомянул о проблемах с чеченскими студентами. Через год после этих слов в Нальчике проихошла новая вспышка насилия. С начала 2000-х годов в Кабардино-Балкарию было направлено для обучения множество чеченских студентов-целевиков. И почему-то снова возникли специфические проблемы: драки и грабежи. Как утверждали местные студенты, одинокому парню было опасно ходить вечером по студгородку, некие «группы молодежи» нападали на одиночек, избивали, отбирали деньги и дорогие тогда мобильные телефоны. Из общежитий начали массово съезжать местные, из районов, студенты.


В сентябре 2005 года, после каникул, начался массовый заезд старых и новых жильцов в общежития. Естественно сразу «новоприбывшие» стали сразу показывать «кто в доме хозяин». После нескольких драк, 22 сентября местные студенты из КБР предложили «пришельцам» выяснить отношения на нейтральной территории у кинотеатра «Восток». Вечером этого дня там произошла массовая драка, в которой победа осталась за «местными». Побитые «пришельцы» ретировались в студгородок, но решили взять реванш на следующий день, вызвав подмогу с родины. К середине дня, когда шли занятия, несколько машин с вооруженными чеченцами (говорилось о бойцах кадыровского ОМОНА) выстроились перед входом в главный корпус университета.


Расчет был на демонстрацию силы, но там где другие предпочли бы остаться внутри здания, кабардинцы и балкарцы, - кавказская кровь, - не испугались. Поток студентов бросивших занятия выплеснулся на улицу, началась словесная перепалка. Как рассказывал спустя несколько лет участник событий, один из приехавших «десантников», - как говорили командир, - выйдя из машины, достал пистолет и начал стрелять в воздух. Но стоявшая в нескольких метрах плотная толпа после первого выстрела ринулась вперед. Стрелка разоружили, а машину перевернули несколько раз. По словам моего собеседника, командира успели затащить в другую машину и увезти. Пистолет остался студенческим трофеем.


Большая часть студентов, несколько сот человек направилась к Дому Правительства КБР. Однако подходы туда перекрыла милиция. Тогда толпа двинулась на площадь 400-летия присоединения Кабарды к России, к зданию республиканского МВД. Там у них произошла интересная встреча и разговор с уже упоминавшимся министром Хачимом Шогеновым.


Чего хотели студенты и как развивались события можно узнать из публикаций центральной прессы сентября 2005 года.

Так «Известия» писали:«После драки студенты кабардинской и русской национальностей организовали стихийный митинг, на котором звучали требования к правоохранительным органам «жестче привлекать к ответственности проживающих в КБР выходцев из Чечни за нарушение ими правил общежития».http://izvestia.ru/news/306500#ixzz2Z1MwoG81

Более подробно писал «Коммерсант»: «После этого студенты госуниверситета КБР вышли на площадь, требуя, чтобы власти убрали из города чеченцев… Когда вы (милиционеры.- Ъ) начнете что-то делать? - сказал министру другой студент.- Ваши были там (на месте драки. - Ъ) с самого начала. Смотрели и не вмешивались!

Я не меньше, чем вы, устал от этой (чеченской.- Ъ) проблемы,— ответил генерал Шогенов.— Вы показали, что в состоянии себя защитить. А теперь идите домой. Уступите место закону. А потом приходите ко мне, все обсудим, разберемся. Студенты, поверив министру, стали расходиться. «Кадыровцы приехали в университет со стволами, устроили погром», - говорили они журналистам. «То, что Россия за годы не сделала с Чечней, кабардинцы сделают за час, - обещали студенты.- Чеченцев уже давно надо убрать из Нальчика, они всех здесь достали». http://www.kommersant.ru/doc/611932

Студенческие волнения продолжались до глубокой ночи. Но на следующий день в Нальчик приехал сам Рамзан Кадыров. Представители студентов и руководства КБР встретились ним за закрытыми дверями. О чем там говорилось, никто не знает, все участники встречи хранили молчание. Но факт: после визита Руслана Ахмадовича в учебных заведениях Нальчика стало спокойно и тихо.


А вскоре, - чуть больше чем две недели после студенческих волнений, - Нальчик взорвало ваххабитское «Восстание 13 октября 2005 года».

События 2003-2005 года в столице Кабардино-Балкарии произошли задолго до волнений в русском городе Пугачев. Проводить или не проводить параллели между ними - это пусть решает читатель.

Юрий Сошин



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: