Про детей во время революции. Революция для самых маленьких

25 октября (7 ноября) 1917г. в результате вооруженного восстания было свергнуто Временное правительство и к власти пришла партия большевиков (РСДРП(б) ) и партия левых эссеров. Главными организаторами переворота были В. И. Ленин, Я. М. Свердлов. Восстанием руководил Военно-революционный комитет Петроградского Совета.

Краткое содержание истории России.

Часть 6 (1917-1941 гг.)

Революция 1917 года. Гражданская война. Кратко

Революция 1917 года. Создание РСФСР. Брестский мир. Гражданская война.

Военный коммунизм. Продразвёрстка. Кронштадтское восстание.

Революция 1917 года. Гражданская война.
СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация.

НЭП. ГОЭЛРО. Коллективизация, индустриализация. Образование. Репрессии.

Международная обстановка. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-Финская война.

СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация. Кратко

В 1921 году правительство объявило новую экономическую политику (НЭП) и ввело некоторые элементы рыночной экономики. В результате начинает восстанавливаться промышленность и намечается рост производства. 30 декабря 1922 года прошел первый съезд депутатов советских республик, который объявил о создании СССР .
В январе 1924 года принята первая Советская Конституция .

Революция 1917 года.
Гражданская война.
СССР перед войной.

1300-1613 гг.

1613-1762 гг.

1762-1825 гг.

9-13 века

1825-1917 гг.

1917-1941 гг.

1941-1964 гг

1964-2014 гг

Краткая история России. Краткое содержание истории России. Истории России в картинках и фото. Основные даты и события истории России. История России для детей. Революция 1917 года.
Гражданская война. СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация.

В здании Смольного института открылся 2-ой Всероссийский
съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, где было
сформировано новое правительство - Совет Народных
Комиссаров
, во главе с В. Лениным. Первыми документами
новой власти стали декреты «О мире» и «О земле».

В январе объявлено о создании нового государства -
РСФСР (Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика), в котором главным
органом власти стал Всероссийский съезд Советов. В начале ноября советская власть была провозглашена в Москве, а к весне 1918 года - в основных российских регионах.

Стране требовалась передышка для восстановления экономики и государственных институтов. 3 марта 1918 г. новое правительство подписало крайне «болезненный»
мирный договор с Германией (Брестский мир ). Россия
теряла Финляндию, Прибалтику, западную Украину,
Польшу, теряла флот на Черном Море и частично на
Балтике, должна была выплатить огромные репарации.
Договор был аннулирован в ноябре 1918 года, после
победы Антанты в войне.

17 июля 1918 года, по решению УралСовета Николай II,
его жена, дети и прислуга были убиты в Екатеринбурге,
где они находились под арестом в ожидании суда.

Следствием октябрьского переворота стала Гражданская война (1917-1923 гг.).
В Сибири сформировалась армия атамана Семенова, на Кубани - Краснова, на
юге - Добровольческая армия генерала Деникина. С востока наступали войска Колчака, которым удалось занять Уфу и Ижевск. Одновременно в России началась интервенция :
на севере высаживаются войска Антанты, а на Дальнем Востоке - японцы.










Положение молодой республики оказалось крайне сложным, однако в декабре 1918 года большевики смогли отразить наступление атамана Краснова, а летом 1919 г. - отбросить армию Колчака за Урал. В это время возникла угроза Петрограду - к нему подходили войска Юденича. Остановить
их получилось в июне 1919 г. а полностью разбить - в ноябре.

В середине лета армия Деникина предприняла наступление на центральную часть России и заняла Одессу, Киев, Курск
и Орел. Красная армия смогла ценой больших потерь остановить наступление. Зимой 1920 года Красная армия отбила у Колчака Красноярск и Иркутск.

В 1920-м году удается вытеснить Белую армию с Донбасса
и Украины на Крым, который также был освобожден в конце осени. Дольше всего боевые действия продолжались в
Средней Азии, последние отряды «басмачей» были разбиты
в 1930-х годах.

К 1921 году от бывшей Российской империи отошли: Польша, Финляндия, Латвия, Эстония, Литва, Западная Украина, Белоруссия, часть Армении, Бессарабии. Из-за разрушенных угольных и нефтяных предприятий сложилась нехватка топлива
в стране, промышленное производство сократилось в 5 раз. Население страны (без учета потерянных регионов) сократилось почти на 20% (война, эммиграция, болезни и др.).

В условиях Гражданской войны 1918-1921гг. проводится политика военного коммунизма. Выстраивается жесткая вертикаль власти, происходит национализация природных богатств, промышленности, ликвидация частной торговли и банков, вводится продразвёрстка - сдача государству зерна, мяса и др. с/х продуктов по установленной властью цене. Сильнейшая засуха 1921 года, последствия гражданской войны, продразвёрстка стали причинами массового голода в стране, особенно пострадали регионы Поволжья.

В областях подконтрольных советской власти происходят крестьянские восстания, переходящие в крестьянские войны - на Тамбовщине, Кубани, Поволжье, Украине, Сибири и др. Крестьяне требуют отмены продразвёрстки, выступают с политическими требованиями. Для подавления бунтов
задействуют Красную армию.

Антисоветские выступления происходят на предприятиях
в армии и на флоте. Наибольшую известность получило
Кронштадтское восстание в феврале 1921 года. Моряки
и красноармейцы выступили с поддержкой митинговавших
рабочих Петрограда и выдвинули ряд политических и
экономических требований. После безрезультатных
переговоров, крепость была взята штурмом, большая
часть восставших погибла.

Желание Польши восстановить государство в границах Речи Посполитой (на 1772 г.) и получить контроля над Белоруссией, Украиной и Литвой стали причинами Советско-Польской войны 1919-1921 гг. Сокращение военно-финансовой помощи от Антанты и отсутствие заметных успехов на фронте привели к остановке военных действий. В марте 1921 года был заключен Рижский мирный договор. Польша получила часть территорий Западной Украины и Белоруссии (восточнее линии Керзона), где большую часть населения составляли поляки. РСФСР обязана была выплатить репарации.

сайт 2017 г. Контакты: [email protected]

В 1922г. Генеральным секретарём ЦК РКП(б) был назначен
И. В. Сталин. После смерти В. И. Ленина (январь 1924г.)
во Всероссийской коммунистической партии большевиков
(ВКП(б)) обостряется внутрипартийная борьба. Сталину
удаётся оттеснить своих главных соперников - Троцкого
и Зиновьева и занять лидирующее положение в партии.

В 20-е годы начинается реализация плана ГОЭЛРО - плана
по электрификации страны. В результате его реализации к
середине 30-х годов были построены десятки ГЭС и ТЭС,
что позволило приступить к масштабной модернизации
промышленности в СССР.

Большие изменения произошли в сфере образования, науки
и медицины. Для ликвидации безграмотности в 1920-е годы создаются (больше половины населения страны было безграмотным). В 1920-30-е годы формируется система обязательного начального и среднего школьного образования.
К 1940 году в СССР было открыто более 800 ВУЗов. Активно создаются НИИ, конструкторские бюро, лаборатории и др.

Жесткая внутрипартийная борьба, антигосударственная деятельность, борьба с "вредительством", раскулачивание и др. стали причинами массовых арестов (репрессий )
и судебных процессов (Шахтинское дело, Кремлёвское дело, дело Тухачевского и др.).
Пик репрессий пришелся на 1937-1938гг. (ежовчина), когда НКВД возглавлял Н.Ежов
(как и его предшественник Г. Ягода, был расстрелян). С 1938 г. главой НКВД стал
Л. Берия, с его приходом масштаб репрессий резко сократился.

До сих пор нет единого мнения о количестве жертв репрессий и степени вины
многих осуждённых. Согласно справке, подготовленной для Хрущева в 1954 году,
за антигосударственную деятельность к высшей мере наказания в период с 1921
по 1954 гг. были приговорены около 650 тыс. чел. (включая осуждённых за военные
преступления в годы Гражданской войны и ВОВ), к содержанию в лагерях (ГУЛАГах) около 2,4 млн. чел.

К началу 30-х годов СССР восстановил дипломатические отношения с большинством стран, а с 1934 года вошел
в Лигу Наций.

1938 году обстановка в мире стала напряженной. Япония дважды провоцировала вооруженные конфликты с Советским союзом (озеро Хасан и Халхин-Гол). Подписание европейскими странами Мюнхенского соглашения , признающего права Германии на оккупированную Судетскую область Чехословакии, вызвало у СССР настороженность
и недоверие к Западным странам.

В 1939 году была предпринята попытка заключить оборонительный союз с Англией
и Францией, которая провалилась. Советский Союз вынужден пойти на сближение
с Германией и подписать 23 августа пакт о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа ).

Однако конфликт с Германией был неизбежен, и Советский Союз делает все, чтобы отодвинуть свои границы. 1 сентября 1939г ., Германия вторглась в Польшу, началась Вторая Мировая Война .

В 1938-1939 гг. СССР ведёт переговоры с Финляндией, их цель совершить обмен территориями, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда (проходила в 20-30 км).
В итоге Финляндия ответила отказом. 30 ноября начинается Советско-финская
война
(Зимняя война), за которую СССР в декабре исключали из Лиги Наций.

В феврале 1940 года, Красной армии удалось прорвать линию Маннергейма (3 ряда оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, протяженностью более 130 км). Финляндии пришлось заключить мирный договор и отдать СССР часть территории. В результате граница была отодвинута от Ленинграда на 132 километра.

В 1927 году принимается решение по свёртыванию политики НЭПа. Главной задачей государства становится осуществление индустриализации промышленности, коллективизация
сельского хозяйства, реформы в образовании и армии.








С 1928 по 1937 гг. была проведена массовая коллективизация
сельского хозяйства - ликвидация и объединение частных хозяйств
в большие коллективные хозяйства (колхозы ). Для обеспечения колхозов техникой (тракторами, комбайнами и др.) создавались МТС (машинно-тракторные станции).

Первый этап - сплошная коллективизация (1928-1931гг.) сопровождался раскулачиванием - изъятием излишков зерна у зажиточных крестьян-ростовщиков
и ликвидацией их хозяйств. В эти же годы происходит активная миграция населения
в города. Эти факторы и ошибки при внедрении новых методов ведения хозяйства привели к сокращению посева и сбора зерна, что стало причиной массого голода
в 1932-33гг
во многих регионах СССР.

Принятый в 1927 году первый 5-летний план развития
был выполнен в 1932 году по всем показателям. Началась индустриализация страны - к концу 30-х годов было
запущено свыше 6 тысяч промышленных предприятий. Наибольший рост был достигнут в металлургии, машино-
станко- строении, добычи энергоносителей.

7 ноября… День, который десятки лет подряд наши бабушки и дедушки, мамы и папы, да и кое-кто из нас в детстве, – отмечали как большой праздник. Военный парад и демонстрация, флажки и шарики, праздничные столы со вкусными блюдами… И вот завтра – обыкновенный рабочий день, наши дети ничего не знают о нем.
– Ленин? А кто это, напомни, – обращается к своему товарищу парень-студент в маршрутке.
– Ты что, правда не знаешь?! – удивляется тот.
Этот диалог я слышала пару лет назад своими ушами.
И в самом деле, чему удивляться? Сейчас другое время, другие герои. Не вспоминают о Ленине. Может, это и хорошо, что дети ничего не знают? Но ведь замалчивание – та же ложь. А что если рассказать им правдивую сказку про этот день? Мы тут попробовали представить, как могла бы выглядеть такая сказка.

С праздником Великого Октября! Художник С. Адрианов, 1954 год.

Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!

Октябрь. Поздравляем! Художник А. Брей, 1962 год.

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.

Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.

И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне-декабристы, потом разночинцы-народовольцы, которые даже пытались убить царя.

Александр Ульянов, один из организаторов покушения на царя Александра III

А потом, больше ста лет назад, появилось много разных революционеров – и такие, что создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье угнетенных народов, или – крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму, или вешали.

Покушение на царя.

Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше. «Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат, студент Володя Ульянов.

Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой, но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться. Ради партии и победы революции можно было грабить банки, убивать жандармов и предателей, и многое другое. Светлое будущее после победы революции эта партия называла коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами, или большевиками. Многие ее вожди до революции жили за границей, многие отбывали срок в ссылке.

Владимир Ульянов (Ленин) в октябре 1917 года

Владимира Ульянова, который стал главой этой партии, товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин.

Вроде бы хорошее намерение – сделать так, чтобы все жили одинаково хорошо, не было ни богатых, ни бедных, все дети учились и выбирали себе специальность – по способностям и по желанию?

Но, к сожалению, все получилось иначе.

Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго. Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.

Матросы революции

По всей стране открыто принимали решения Советы – народное самоуправление. Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах, с оружием в руках. А правительство – из разных революционеров и деятелей, богачей и политиков, все заседало: «Нет сейчас в России такой партии, которая бы сказала: дайте в наши руки власть, а сами уйдите!»

– Нет, есть такая партия!» – ответил Ленин. Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. На общем съезде петроградских Советов большевики сказали: «Вот, революция, о которой мы так долго говорили – произошла!». Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Как бы не показывали «Октябрьскую революцию» фильмы 20 века, она произошла тихо и не кроваво, солдатские Советы и Красная гвардия – вооруженные рабочие, уже с лета были хозяевами Петрограда (Санкт-Петербурга).

Большевики сказали уставшим солдатам: «Солдаты, возвращайтесь домой, хватит сидеть в окопах, прогоняйте своих хозяев капиталистов!», они говорили: «Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим!». Это было понятно для людей, многие из которых были неграмотны, жили в бедности, голодали, а мясо впервые попробовали в армии. Эти было понятно простым людям, которые не имели прав, ничего не знали о законах, а другую, светлую, чистую, сытую жизнь видели издалека. Коммунизм они так и воспринимали – как рай на земле.

Ради того, чтобы своими руками построить коммунизм себе или своим детям, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок.

Потом началась гражданская война: не захотели молодые дворяне и военные отдавать свою страну в руки безграмотных разбойников – стали драться за нее. То есть граждане одной страны начали убивать друг друга – поэтому такая война и называется гражданская, а еще ее называют братоубийственная. Потому что иногда члены одной семьи, братья оказывались по разные стороны баррикад и должны были стрелять друг в друга. В войне за убеждения погибло очень много людей.

Бедная крестьянская семья

После двух войн – Первой мировой и гражданской – страна оказалась разорена. Нищета, разруха, голод. И тут большевики начали так называемое «раскулачивание помещиков». Они приходили во дворы к крестьянам, у которых были какие-то запасы, называли таких крестьян «кулаками» – и отбирали все. Зерно, лошадей, коров, овощи… Потом приходили еще раз и отнимали то, что осталось, находили все спрятанное – и целые семьи погибали от голода. Надо сказать, что очень часто все, что было в таких «богатых» крестьянских семьях, было нажито честным трудом. Если люди были трудолюбивые, хозяйственные, здоровые – они строили крепкий дом, обрабатывали землю, заводили домашнюю живность и жили неплохо.

Ленин и Сталин

Иосиф Сталин

В 1924 году умер Ленин. Власть захватил другой человек – Иосиф Сталин. Он очень любил власть и боялся ее потерять. И он приказал своим верным людям арестовать и потихоньку убить всех, кто делал революцию вместе с ним. А потом приказал уничтожить и этих людей – потому, что они знали о его злодеяниях. И снова завертелась карусель убийств и арестов…

В российской империи накануне революции жило более 160 миллионов человек, 8 человек из 10 были крестьянами, а значит – были самой бесправной, голодной, забитой и неграмотной частью страны.

Октябрьская революция была надеждой этих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, власть коммунистов, пообещала им это – и обманула.

Праздновать 7 ноября начали с 1918 года. Этот день отмечался в СССР как главный праздник страны – День Великой Октябрьской социалистической революции. При Сталине окончательно установился праздничный порядок: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея, военный парад на Красной площади. Даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, парад состоялся: войска, прошедшие по Красной площади, отправлялись прямо на фронт.

В 70-х годах ХХ века 7 ноября перестало восприниматься как полноценный праздник, народ больше любил День Победы и Новый год. На праздничную демонстрацию люди уже шли не добровольно, а по приказу начальства – от предприятий. Но люди радовались двум выходным дням и отмечали 7 ноября утренним семейным застольем и просмотром трансляции парада. К революции это отношения уже не имело.

Детям о революции 1917г.
Выполнила:
Карпенкова София,
ученица 5а класса МБОУ СШ №9
Руководитель: Маслобойникова Нелли Ивановна
2017


7 ноября… День, который десятки лет подряд наши бабушки и дедушки,
мамы и папы, – отмечали как большой праздник.
Военный парад и демонстрация, флажки и шарики,
праздничные столы со вкусными блюдами.
Сейчас другое время, другие герои.
Не вспоминают о Ленине. Может, это и хорошо, что дети ничего не знают?
Но ведь замалчивание – та же ложь.
А что если рассказать им правдивую сказку про этот день?


И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского,
очень и очень много, – не десятки, а сотни!
И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный
строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя,
самодержца.
Когда­то давно Россия была огромной страной, не просто страной,
а империей, потому что объединяла она земли не только современной
России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии
и еще многих других стран.
Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо.
Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили­ели на золоте,
веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие…
и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым
приходилось тяжело работать, чтобы как­то прокормить свои большие семьи.


Восстание декабристов 14 декабря 1825 года
Покушение на царя
И всегда находились в России думающие образованные люди,
которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели,
чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах,
а не только дети дворян и помещиков;
чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10;
чтобы равные права были у всех граждан России.
Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами.
Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне­декабристы,
потом разночинцы­народовольцы, которые даже пытались убить царя.


Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень,
который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше.
«Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат,
студент Володя Ульянов.
Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой,
но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться.
Ради партии и победы революции можно было убивать жандармов
и предателей, и многое другое.
Светлое будущее после победы революции эта партия называла
коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами,
или большевиками.
Многие ее вожди до революции жили за границей,
многие отбывали срок в ссылке.


Владимир Ульянов (Ленин)
в октябре 1917 года
Владимира Ульянова, который стал главой этой партии,
товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин.


Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война.
Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах,
недовольство народа росло. Недоволен был не только народ,
но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем­то недовольны.
И, как не менялось правительство – лучше не становилось.
Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство.
Революционеры могли вернуться в страну, были отменены
многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал,
солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов»,
крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней,
они надеялись выплатить долги и не голодать больше.


Недовольство росло. Общее число бастующих
в сентябре-октябре составило 2,5 млн. человек -
почти в 8 раз больше, чем весной.
Крестьяне захватывали помещичьи земли,
громили усадьбы, не подчинялись властям.


Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде
В такой обстановке большевики с их понятными,
доходчивыми лозунгами:
Вся власть Советам!
Вся власть Советам!
Мир народам!
Мир народам!
Земля крестьянам!
Земля крестьянам!
Фабрики и заводы рабочим!
Фабрики и заводы рабочим!
приобрели все большую популярность в массах.


По всей стране открыто принимали решения Советы –
народное самоуправление.
Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах,
с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание,
и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября,
они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф,
мосты и банки города Петрограда.
Правительство в Зимнем дворце было арестовано.


В советских источниках утверждалось,
что якобы именно залп "Авроры" стал сигналом к началу восстания,
однако холостой выстрел из орудий крейсера в сторону Зимнего
был лишь небольшим эпизодом в масштабном противостоянии,
проходившем в течении нескольких дней.


7 ноября (25 октября по старому стилю)
1917 года в Петрограде
произошло вооруженное восстание,
закончившееся
взятием Зимнего дворца,
арестом членов Временного правительства
и провозглашением власти Советов,
которая просуществовала
в нашей стране
семьдесят с лишним лет.местные Советы обладали реальной властью
еще до октябрьских событий.
Они лишь узаконили и упрочили свое положение.


Иллюстрации:
taday.ru
varjag­2007.livejournal.com/640390.html
actualhistory.ru/russ_army_before_1917
www.biografii.ru/biogr_dop/trock..._d_1.php
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1664

11.
www.s_103.edu54.ru/p67aa1.html
antikclub.ru/load/63­1­0­404
www.pln­pskov.ru/society/47131.html
korabley.net/news/2008­10­08­14
myrt.ru/news/public/1214­kak­na­...rca.html
www.s_103.edu54.ru/p67aa1.html
madeinpiter.ru/2008/12/15/%25D0%...D0%25B5/
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1005598
feminisnts.wordpress.com/2009/09...D1%2582/
den­king.livejournal.com/62451.html\
www.vokrugsveta.ru/vs/article/6116/
otkritka­reprodukzija.blogspot.c..._14.html

19.07.2017 Тексты / Рецензии

​«Мы живём в 1917 г.»: энциклопедия о революции

Текст: Евгения Шафферт

Облохка предоставлена ИД «Пешком в историю»

рассказать друзьям:

0

0

Литературный критик Евгения Шафферт о том, стоит ли читать первую детскую энциклопедию о революции.

Рогозный П. Мы живём в 1917 году: энциклопедия для детей. - М.: Пешком в историю, 2017. - 72 с. - (Россия в 1917 году).

Сколько книг для детей о революции вышло в год её столетия? Пожалуй, если не говорить о переизданиях художественной литературы минувших лет, тематические издания можно посчитать по пальцам одной руки. Причин тому немало, дело не столько в том, что мы не слишком хорошо понимаем, что именно нужно рассказывать ребёнку о революции, мы не решили даже, какой цели хотим добиться своим рассказом. Ответы «нужно знать свою историю» или «понимать ошибки прошлого, чтобы не совершать их в будущем» звучат красиво, но - увы! - не работают, особенно с подростками. Собственно, поэтому, как мне кажется, и книжек мало, а на целую детскую тематическую серию (взрослых-то изданий вышло достаточно) о России в 1917 г. замахнулось только одно издательство - «Пешком в историю». Не то чтобы они ответили на заданные выше вопросы о смысле подобных текстов, скорее нашли единственно приемлемый путь в нашей общей ситуации неоднозначных оценок исторического прошлого - рассказывать о событиях того периода по возможности объективно и занимательно. А там уж мы посмотрим, зачем нам все эти знания.

Серия «Россия в 1917 году» состоит из нескольких книг. По примеру других тематических серий издательства, в ней есть сочетание интерактивных, познавательных и художественных текстов: книжка с заданиями, путеводитель и энциклопедия. Предлагаю чуть более пристально всмотреться в энциклопедию П. Г. Рогозного «Мы живём в 1917 году».

Кто автор?

Автор детской познавательной книги - вовсе не обязательно профессионал в выбранной теме. В конце концов, даже взрослые популяризаторы науки зачастую более-менее в курсе текущей ситуации в выбранной области знаний, хорошо разбираются в базах научных публикаций и умеют работать с информацией, и не более того. Мы знаем немало случаев, когда отличные познавательные книги пишут не специалисты, например, врачу-нейрофизиологу Светлане Лавровой хорошо удаются книжки о русском языке. Но в случае с Рогозным нам в принципе не нужны никакие оговорки, потому что книгу о русской революции написал профессиональный историк, специалист по этой теме.

Павел Геннадьевич Рогозный - научный сотрудник группы истории российских революций и общественных движений Института истории РАН в Санкт-Петербурге. Есть у него и опыт преподавания в средней и высшей школе. В базе данных РИНЦ без труда обнаруживаются его 24 публикации, так или иначе связанные с темой русской революции или ее историографией. В Интернете нетрудно найти также популярные статьи Рогозного, например, не так давно он показывал «Революцию в картинках» на «Арзамасе» , а в 2011 г. в журнале «Нева» был его материал «Российская церковь и красная смута».

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Совершенно очевидно, что в теме революции 1917 г. автор ориентируется на профессиональном уровне. Во введении к своей первой детской энциклопедии он предлагает читателям «вместе разобраться, что же произошло в 1917 году, настолько беспристрастно, насколько возможно».

Какова структура книги?

На первом развороте приведена лента времени, к которой читателю, если он не очень хорошо ориентируется в датах, придется постоянно возвращаться, ведь повествование выстроено не хронологически, а по тематическому принципу.

Каждый разворот (в редких случаях два) издания посвящен какой-то одной теме, связанной с экономической, политической, культурной жизнью Российской империи перед революцией или Советского государства сразу после неё. Немало места отведено описанию обычной жизни российских обывателей (акцент на истории повседневности - общая черта всех энциклопедий «Пешком в историю»). Автор чередует главы, освещающие общие темы, с главами о событиях. Например, вслед за пассажами «Жизнь в деревне», «Жизнь в городе: дворянская семья», «Мы едем на дачу», «Сапоги, матроска, френч: детская и взрослая мода» и другими подобными будет раздел «Империя под ударом: русско-японская война и революция 1905 года». После читатель увидит главу об императорской семье, затем прочитает два раздела о событиях Первой мировой войны и вновь вернётся к общим темам: «Русская наука», «Виды войск и вооружений русской армии» и др.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Подобное расположение глав и тем вызывает вопросы. Почему сначала автор многократно упоминает разных деятелей русской революции и лишь в конце помещает раздел «Лица 1917 года»? Почему о моде говорит в самом начале, а о церкви - в конце? С большой вероятностью у Рогозного есть ответы, заметим к тому же, что вряд ли можно найти идеальный рецепт подобной энциклопедии. Впрочем, редакторы постарались, книгу удобно читать. Каждая глава открывается лидом или хронологией, а самое важное в тексте выделено цветом, так что читатель без труда кратко перескажет любой фрагмент.

Что с оформлением?

Примерно полкниги отведено под иллюстрации, дополняющие текстовую информацию, они также сопровождаются подписями, правда, без указания источников для архивных документов и фотографий. Забегая вперёд, уточним, что в данной энциклопедии полностью отсутствуют справочный и научный аппараты: в конце книги нет именного и географического указателя, исключен словарь терминов (даже значение слова «революция» автор не поясняет), нет списка источников и литературы.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Очень удачно подобраны картинки. Использовано много архивных фотографий, с помощью которых проиллюстрированы события и бытовые подробности. Авторы показывают фрагменты журнальных и газетных публикаций, политические карикатуры, фрагменты исторических карт. Изображения архивных документов дополнены иллюстрациями современного художника Е. Гавриловой. По всей видимости, источником для нее стали многочисленные фотографии тех лет, так что картинки адекватно отражают эпоху. Рисуя в ретротонах некую условную, сглаженную реальность начала прошлого века, художница ошибается (или сознательно отступает от правды) лишь единожды, когда изображает убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда: на иллюстрации он умирает на руках у жены, хотя, как мы помним, все было наоборот, беременная женщина, в которую террорист выстрелил сначала, умерла на руках уже истекающего кровью мужа.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Будем ли придираться к содержанию?

Задача уместить все аспекты жизни общества, приведшие страну к насильственному слому существующего государственного строя менее, чем на ста страницах, кажется практически невыполнимой. Стоит помнить не только об ограничениях, заданных жанром, но и, возможно, недостаточной эрудиции целевой аудитории - энциклопедия должна быть понятна читателям 10-15 лет. Трудно писать подобную книгу для детей: нужно избегать усложнений, но не упрощать до предела, сказать самое важное, но остаться интересным и занимательным, охарактеризовать ведущих деятелей, но ещё и продемонстрировать объективные условия, внутри которых они жили. В некоторых местах Рогозный великолепно справился со всеми этими задачами, в других получилось хуже.

Одна из первых глав энциклопедии посвящена индустриализации страны начала века. Промышленность Российской империи представлена на удивление безлико, как в параграфе из школьного учебника: «Появлялись не виданные ранее отрасли промышленности: электротехническое производство, автомобилестроение и авиастроение». Конечно, общих слов не избежать, но, чтобы они хоть как-то отложились у читающего подростка, даже такие простые вещи следует пояснять на примерах. Что именно производили российские электротехнические заводы? Какие автомобили и самолёты они собирали? А сколько в год, больше, чем какие-нибудь англичане, или меньше? Понятно, что автор ограничен объёмами, но примеры продукции российской промышленности можно показать и на иллюстрациях, впрочем, в качестве таковых, видимо, приведены фотографии паровоза и железнодорожного моста.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Тем же досадным отсутствием понятных ребёнку примеров страдают абзацы, посвящённые жизни рабочих. Автор пишет, что рабочий на свой годовой заработок мог купить «вдвое больше продуктов, чем производила крестьянская семья», также указывает, что зарплата квалифицированного рабочего была высокой. При этом остаётся совершенно непонятным: высокая зарплата рабочего - это сколько, что может позволить себе такой человек? Достаточно было назвать эти цифры и сопоставить их со стоимостью ряда потребительских товаров (хлеб, одежда, билет в кино), чтобы читатель выстроил в голове более-менее понятную картину и заодно оценил, на чём был основан рост упомянутого в главе забастовочного движения: на объективно тяжёлых условиях жизни, нужде и нищете, или же оно развилось в результате упомянутой в главе политической пропаганды?

Описывая революционное движение в России, автор выбирает общепринятую схему, отлично сформулированную В. И. Лениным в его статье «Памяти Герцена», запомнившуюся нам в основном по цитатам «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа» и «декабристы разбудили Герцена». Там Владимир Ильич выделил три этапа развития общественно-политической оппозиции: дворянский, разночинский и пролетарский. В упрощённом варианте, не углубляясь в нюансы, вроде идейных отличий «Союза спасения» от «Союза благоденствия» или содержания «Голосов из России», Рогозный излагает ту же самую схему, которая, впрочем, выгодно отличается от ленинской отсутствием указания на преемственность одних революционных идей другим.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


В целом ряде основных вопросов автор скрупулезен и не забывает сообщить важные, подчас основательно подзабытые подробности. Мало кто из нынешних подростков знает о невероятной популярности поэта С. Надсона или деятельности Марии Александровны Спиридоновой, а ведь гимназисты 1913 г. мечтали походить именно на неё. Из глав о повседневной жизни Российской империи до революции читатель узнает, во что одевались граждане и чему учились, какие фильмы смотрели и когда начали болеть за футбол (выяснится, что тогда хорошего футбола в России тоже не было). Автор касается не самых очевидных, но невероятно важных тем: описывает практику общественных объединений и систем взаимопомощи в годы Первой мировой войны, говорит об уровне развития медицины, отдельно касается вопросов символики и послереволюционной эмиграции. Читатель, пожалуй, удивится, когда узнает, что математические методы в гуманитарных науках начали применяться именно тогда, накануне революции, а открытые лекции обо всём на свете и митинги были крайне популярной формой досуга, ну в точности, как теперь!

Подробный рассказ о событиях Первой мировой войны выглядит более чем уместно, ведь обычно эти события меркнут в тени грядущих революции, гражданской войны и интервенции. Автор пишет: «Макаров вспоминал, что один раз им поступил приказ атаковать без артиллерийской подготовки, что было равносильно самоубийству. Понимая, что старейший полк русской армии не может не исполнить приказ, офицеры решили идти в атаку без солдат. Приказ будет считаться выполненным, они погибнут, но солдаты останутся в живых. Преступный приказ атаковать без артиллерии отменили в последний момент».


По ходу занимательного повествования, Рогозный не забывает развенчать самые распространённые мифы, касающиеся этого периода, и за это стоит его поблагодарить дополнительно, в конце концов, неверная трактовка тех или иных событий в немалой степени делает нас сегодня «страной с непредсказуемым прошлым». Когда начинать идейную профилактику, если не в подростковом возрасте? В частности, Рогозный уточняет, когда и в связи с какими обстоятельствами появилось понятие «Великая Отечественная война» (школьники почти наверняка не знают, что вовсе не в 40-е годы ХХ века), и объясняет, почему называть Февральскую революцию «великой и бескровной» не вполне справедливо. Он пишет: «После освобождения заключённых из тюрем Петрограда город захлестнула волна грабежей и убийств. Много оказалось и случайных жертв - кто в кого стрелял было не разобрать». Рассказывает и о кровавом погроме в Твери, ставшем результатом февральских событий. Не забывает он лишний раз упомянуть о расхожих, сотни раз опровергнутых, но удивительно живучих мифах о бегстве Керенского в женском платье и о Ленине - «немецком шпионе».

Некоторые события, например, путь страны от Февраля к Октябрю, изложены более кратко, чем хотелось бы, другим и вовсе не нашлось места в книге. Автор чуть менее, чем полностью игнорирует национальный вопрос в России (впрочем, в самом начале говорится о необходимости для граждан при регистрации указывать не национальность, а религиозную принадлежность), забывает рассказать подробности жизни представителей других конфессий. Он сосредотачивается на Центральной России, лишь случайно упоминает другие регионы огромной страны или же пытается вывести условный, усреднённый портрет «города» и «деревни», не уточняя, что жизнь крестьян в Сибири существенно отличалась от жизни таковых, например, в Поволжье. Рассказывая об образовании в Российской империи, Рогозный не говорит, сколько всего было грамотных людей (и как позже, уже в Советской России, пришлось устраивать массовый ликбез), описывая вкратце гражданскую войну, не пишет подробно об иностранной интервенции. Наверное, можно было бы и продолжить список важного, но не нашедшего отражения в книге, если бы не ряд обстоятельств, которые целиком и полностью оправдывают автора: объёмы энциклопедии невелики, а претензии по поводу тематических лакун вызваны практически полным отсутствием книг на эту тему на детских и юношеских книжных полках.

Что в итоге?

У автора и редакторов издательства «Пешком в историю» (А. Литвиной, Е. Степаненко и Е. Сусловой) получилась хорошая энциклопедия, подходящая любому читателю, не знакомому ещё с историей русской революции. Задача сделать беспристрастный и непротиворечивый портрет эпохи кажется выполненной, и наш школьник может отправляться рассуждать над последними словами книги: «Страшные дела творились в революцию и Гражданскую войну и память о них страшна». Тут бы и отослать его к дальнейшим размышлениям с помощью хорошего списка литературы или хотя бы интерактивной промоакции в социальных медиа, однако этот потенциал издания не реализуется, то ли у издательства не хватает ресурсов для целенаправленной работы в данном направлении, то ли она сознательно не ведётся.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Есть у нас опасение, заданное историческим мифом, которое не даёт спокойно воспринимать всё, что хоть как-то связано с победой большевиков. А ну как все возьмутся рассказывать о событиях 1917 года на каждом шагу, и в стране вырастет поколение революционеров, знаем же, какие последствия повлёк за собой известный роман Н. Г. Чернышевского? Впрочем, для подобных результатов энциклопедии П. Г. Рогозного очевидно недостаточно. И дело тут вовсе не в небольшом тираже или высокой стоимости издания для среднестатистической интеллигентной семьи, а в невозможности для юного читателя эмоционально соотнести себя с героями и событиями книги. Автор слишком старался быть беспристрастным, так что Николай II, Распутин, Ленин, Троцкий и десятки других упомянутых в книге исторических деятелей никого не воодушевят, они прочно заняли места давних персонажей на выцветшей фотографии, которая, признаемся честно, не так уж интересует современников.

Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.

Я не умею врать

1917 год как поворотная веха в истории России и последовавшая за ним братоубийственная гражданская война на протяжении долгих лет являлись объектом пристального внимания не только со стороны историков-профессионалов, но и многих современников тех событий. По существу, «вспоминать» начали почти сразу, почти синхронно происходящему. И это нельзя было объяснить лишь воздействием политической конъюнктуры: то, что случилось в стране, прямо и непосредственно затронуло каждого из ее граждан, полностью перевернуло, а подчас и просто сломало их жизни, заставляя вновь и вновь переосмысливать недавнее прошлое, ища ответ на трудноразрешимые или вовсе не разрешимые вопросы, поставленные революционной эпохой столь неожиданно и остро. Может показаться удивительным, но в нестройную «вспоминающую» многоголосицу первых послереволюционных лет постоянно вплетались голоса тех, кого, казалось бы, трудно было там услышать — детей, которым довелось взрослеть в это непростое время.

Действительно, мальчики и девочки 1920-х годов оставили после себя немало письменных текстов, в которых шла речь о том, что произошло с ними самими, с их родителями, с другими близкими и не очень близкими им людьми после революции 1917 года. В большинстве своем такие детские воспоминания сохранились в форме школьных сочинений. Не отрицая тот факт, что воздействие взрослых на эту форму детского мемуарного творчества было достаточно велико — даже само их появление инициировалось взрослыми, — значение таких воспоминаний трудно переоценить. Мало того что наблюдательные дети подчас подмечали и фиксировали то, что оставалось не увиденным взрослыми, мало того что они предлагали свои, «детские» интерпретации многих явлений, фактов и событий, они писали так откровенно, так искренне и открыто, что изложенное ими на простых тетрадных страницах немедленно превращалось в своеобразные исповеди. «Я не умею врать, а пишу, что правда», — это признание 12-летней девочки из Ярославской губернии могло бы быть распространено на преобладающее большинство детских воспоминаний, написанных вскоре после окончания Гражданской войны в России.

Дети 1917-го

Наиболее ранние детские воспоминания о революции 1917 года восходили к письменной культуре «бывших» и создавались детьми «чужих». Тексты эти были явно политизированы, что и понятно: прошлое быстро превращалось для этих детей в «утраченный рай», зачастую вместе с потерянной Родиной и обретенным эмигрантским эпилогом — недаром один из русских педагогов-эмигрантов, писатель и публицист Н. А. Цуриков называл их «маленькими перелетными птичками». По подсчетам созданного в 1923 году в Праге под председательством выдающегося богослова, философа и педагога В. В. Зеньковского Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, к середине 1920-х годов за рубежом насчитывалось около 20 тысяч русских детей только школьного возраста. Из них в зарубежной русской школе обучались не менее 12 тысяч человек. Педагоги-эмигранты не без оснований полагали, что обучение в русских школах будет способствовать сохранению у детей национальной идентичности, в том числе за счет сохранения родного языка и православного вероисповедания. Заметим, что православные церковнослужители и лично, и как руководители общественных организаций сыграли огромную роль в создании и деятельности русских беженских школ. Немалый вклад в разработку психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей и юношества и непосредственно в жизнь русской школы в эмиграции внесли религиозный мыслитель, богослов и философ Г. В. Флоровский, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митрополит Антоний (Храповицкий) и его будущий преемник митрополит Анастасий (Грибановский), епископ Пражский Сергий (Королев), его ближайший соратник, на которого было возложено в первую очередь, преподавание Закона Божьего в русских эмигрантских школах, архимандрит Исаакий (Виноградов), почетный председатель Епархиального управления Русскими православными церквями в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевского), начальник Российской духовной миссии в Китае митрополит Иннокентий (Фигуровский) и многие другие. Под покровительством РПЦ за границей существовали и действовали различные детские и молодежные организации: скауты, соколы, детские хоры, оркестры и театральные коллективы, регулярно проводились Дни русской культуры и отмечавшиеся на Благовещение Дни русского ребенка, во время которых проходил сбор средств на нужды детей путем церковных тарелочных сборов и подписных листов.

В декабре 1923 года в одной из самых больших русских эмигрантских школ — русской гимназии в Моравской Тшебове (Чехословакия) — по инициативе ее директора неожиданно были отменены два урока и всем учащимся предложили написать сочинение на тему «Мои воспоминания с 1917 года по день поступления в гимназию» (среди прочих участников опроса была и дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, о чем она много лет спустя написала в своих мемуарах). Позднее Педагогическое бюро распространило этот опыт на ряд других русских эмигрантских школ Болгарии, Турции, Чехо-Словакии и Югославии. В результате к 1 марта 1925 года в Бюро было собрано 2403 сочинения общим объемом 6,5 тысячи рукописных страниц. Результаты анализа воспоминаний были изданы в нескольких брошюрах, однако сами воспоминания долгое время не публиковались и хранились вначале в Русском заграничном историческом архиве в Праге, а после передачи его в Россию по окончании Второй мировой войны — в ЦГАОР СССР (ныне — Государственный архив Российской Федерации). Часть этих документов (свыше 300) была опубликована лишь в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова).

Собранные сочинения были очень разными, что не случайно: ведь их писали учащиеся разных возрастов, причем возрастной диапазон колебался от 8 (ученики приготовительных классов) до 24 лет (молодые люди, возобновившие обучение после вынужденного перерыва). Соответственно, и объемом своим эти сочинения сильно отличались друг от друга — от нескольких строчек, с большим трудом выведенных самыми маленькими, до 20-страничных сочинений старшеклассников, написанных убористым, мелким почерком. По мере взросления ребенка и совершенствования его письменной речи прослеживалось естественное усложнение текстов, когда на смену фиксации отдельных, часто разрозненных автобиографических фактов приходили попытки осмысления прошлого, рассуждения о судьбах покинутой Родины, причем зачастую патриотические настроения и чувства прямо подпитывались религиозными установками и религиозным сознанием писавших. Россия и православная вера сплетались воедино, и именно в вере Христовой видели эти отвергнутые новой советской властью дети надежду на воскрешение своей Отчизны: «Попросим же мы Бога о том, чтобы он взял под свою защиту поруганную и униженную, но не забывшую, несмотря на все гонения, христианскую веру, нашу дорогую Святую Русь»; «Где-то там, в глубине необъятной России, появятся люди старинного уклада, которые с именем Божьем на устах пойдут спасать Россию»; «Я верю, что правда восторжествует и Россия спасется светом Христовой Веры!».

Бог был с детьми

При всем их многообразии основная масса детских воспоминаний содержательно и оценочно укладывалась в довольно стабильную противополагающую схему: «было хорошо — стало плохо». Добольшевистское прошлое представало в сочинениях детей эмиграции как красивая, добрая сказка, в которой всегда было место религии и Богу. Вспоминая «золотое», «тихое», «счастливое» детство в России, мальчики и девочки подробно описывали с таким нетерпеньем ожидаемые «светлые праздники» Рождества и Пасхи, когда обязательно ходили в церковь и получали подарки, наряжали елку и красили пасхальные яйца, когда рядом были родители и друзья, а еще — «Кто-то Милосердный, Который простит и не осудит». «…Рождество, — пишет ученик 6-го класса Английской школы для русских мальчиков в Эринкее (Турция) Иван Чумаков. — Изучаешь тропарь, рассказываешь отцу, матери, сестрам, и даже младшему братишке, ничего еще не понимающему. А мать так за три дня попросишь разбудить к заутрене. В церкви стоишь спокойно, ежеминутно крестишься и читаешь тропарь. Кончилась церковная служба. Не возвращаясь домой, бежишь “Христа славить”. Тут конфеты, пряники, копейки — все карманы. Потом — домой разговляться. После этого — опять славить, и так целый день… А вскоре и Пасха. Это праздник… неописуемый. Весь день колокольный звон, катание яиц, “христосование”, поздравления, подарки…»

Бог был с детьми, а дети — с Богом не только в дни религиозных праздников, но постоянно, ежедневно, ежечасно. Некоторые из них прямо признавались в «глубокой религиозности», унаследованной от родителей. Молитва неизменно занимала свое особое, устойчивое место в детских рутинных повседневных практиках: «Наутро я просыпался всегда веселый, одевался, умывался, молился Богу и шел в столовую, где уже был накрыт стол… После чая я шел заниматься, решал несколько задач, писал две страницы чистописания и т. д.». Бог хранил, Бог защищал, Бог умиротворял, Бог вселял надежду: «Вот отдельные картины из дальнего детства. Ночь, перед образом Божьей Матери горит лампадка, ее дрожащий неверный свет освещает всепрощающий лик Прелестной Девы, и кажется, что черты ее лица движутся, живут, а прелестные глубокие глаза смотрят на меня с лаской и любовью. Я, маленькая девочка, в длинной ночной рубашке лежу в кровати, мне не хочется спать, я слышу храпенье моей старушки-няни, и мне представляется в ночной тишине, что я одна в огромном мире, где нет ни одной человеческой души, мне делается страшно, но, смотря на чудные черты Божьей Матери, страхи мои понемногу уходят, и я незаметно для себя засыпаю».

И вдруг внезапно, в один миг все это — такое «свое», такое привычное, такое устоявшее — было разрушено, а безбожие, как это ни кощунственно звучит, было возведено в ранг новой веры, где молились новым революционным апостолам и следовали новым революционным заветам. «Большевики проповедовали, что Бога нет, что нет красоты жизни и все дозволено», и не просто проповедовали, а воплощали эту вседозволенность на практике. Запрет на преподавание Закона Божьего и замена висящих в классных комнатах икон — «этих безделушек», как называли их красные комиссары, — портретами вождей революции были, пожалуй, наиболее безобидными из того, что предприняли новые власти. Осквернение религиозных святынь происходило повсеместно: и во время обысков, свидетелями которых были дети («Несколько пьяных, разнузданных матросов, с ног до головы увешанных оружием, бомбами и перевитыми пулеметными лентами, ворвались в нашу квартиру с громкими криками и бранью: начался обыск… Все подверглось разрушению и разгрому, даже иконы срывали эти богохульники, били их прикладами, топтали ногами»), и за пределами их дома. «Большевики в храмы Божьи вторгались, убивали священников, вынимали мощи и разбрасывали по церкви, ругались по-большевистски, смеялись, но Бог терпел и терпел», — с горечью свидетельствует 15-летний ученик Русской гимназии в Шумене (Болгария). «Свет от пожара освещал церковь… на колокольне качались повешенные; их черные силуэты бросали страшную тень на стены церкви», — вспоминает другой. «На Пасху, вместо звона, стрельба. Страшно выйти на улицу», — пишет третий. И таких свидетельств было немало.

Именно на Бога и уповали дети в самые тяжкие, самые страшные минуты своей жизни, когда надеяться было не на что, и именно Ему возносили хвалу, когда испытания оказывались уже позади: «Нас ввели в большую светлую комнату (ЧК. — А. С. )… Я помню, что в то мгновение я только молилась. Сидели мы не долго, пришел солдат и нас куда-то повел; на вопрос, что с нами сделают, он, гладя меня по голове, отвечал: “Расстреляют”… Нас привели на двор, где стояло несколько китайцев с ружьями…Это было похоже на кошмар, и я только ждала, когда он кончится. Я слышала, как кто-то считал: “Раз, два”… Я видела маму, которая шептала: “Россия, Россия”, и папу, сжимающего мамину руку. Мы ждали смерти, но… вошел матрос и остановил готовых стрелять солдат. “Эти еще пригодятся”, — сказал он и велел нам идти домой. Вернувшись… домой, мы все трое стали перед образами, и я в первый раз так горячо и искренно молилась». Для многих молитва становилась единственным источником жизненной силы: «В ночь под Благовещение была страшная канонада; я не спала и всю ночь молилась»; «Я никогда раньше не молился, никогда не вспоминал Бога, но, когда я остался один (после смерти брата), я начал молиться; я молился все время — где только представлялся случай, и больше всего молился на кладбище, на могиле брата».

Помилуй Россию, помилуй меня!

Между тем были среди детей и совершенно отчаявшиеся, утратившие жизненный стержень, а вместе с ним — как им казалось — и веру во Всевышнего: «Я хуже волка, вера рухнула, нравственность пала»; « Я… с ужасом заметил, что ничего того святого, того доброго, что вкладывали в меня папа и мама, — у меня нет. Бог для меня перестал существовать как что-то далекое, заботящееся обо мне: Евангельский Христос. Встал передо мною новый бог, бог жизни… Я стал… полным эгоистом, который готов для своего счастья поступиться счастьем других, видящего в жизни только борьбу за существование, считающего, что высшее счастье на земле — это деньги». Именно таких детей и подростков имел в виду В. В. Зеньковский, когда, анализируя сочинения, утверждал, что «религиозный путь преодоления» открылся пока еще далеко не всем, и нужна очень кропотливая работа, чтобы помочь детям «подойти ближе к Церкви».

В эмиграции дети оказались в какой-то степени ограждены от кровожадного революционного молоха. Им вернули многое из того, что они сами хотели бы вернуть из недавнего прошлого. Но, по их собственным словам, даже Рождество стало каким-то «грустным», не таким, как в оставленной России, которую они никак не могли забыть и куда они так хотели бы вернуться. Нет, им отнюдь не нужно было новое советское отечество, враждебный и непривычный для них «антимир» советской власти и большевизма. Они стремились в ту, прежнюю Россию, о которой писали в своих сочинениях и которую изображали на своих рисунках: тихие, заснеженные дворянские усадьбы, кремлевские стены и башни, маленькие деревенские церквушки. Особенно трогает среди сохранившихся рисунков один: маковки православных церквей с крестами и лаконичная надпись «Я люблю Россию». Большинству из этих детей так никогда и не удалось осуществить свою мечту. Но они продолжали верить и истово молиться за Родину — так же истово, как за самих себя: «Боженька, неужели все так и останется? Помилуй Россию, помилуй меня!»

При подготовке статьи были использованы материалы книг «Дети русской эмиграции (Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники)» (М.: ТЕРРА, 1997) и «Дети эмиграции: Воспоминания» (М.: Аграф, 2001), а также монографии автора «Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования». (Казань: Казанский гос. ун-т, 2007).


Построение русских скаутов. Марсель. 1930 год


Занятие музыкой с детьми в русской коммуне Монтгерон. Париж. 1926 год


Учителя и учащиеся прогимназии Всероссийского союза городов в лагере Селимие. 1920 год


Преподаватели и студенты Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 1945 год. В центре — схимонах Савватий. Справа от него — Владимир Вейдле. Александр Шмеман, Константин Андроников и Сергей Верховский. Крайний справа — отец Василий Зеньковский

Текст: Алла САЛЬНИКОВА



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: