Шехтель архитектор работы. Шехтель — звезда русской архитектуры. Печальное завершение жизненного пути


Один из современников говорил о Шехтеле: «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского… ». Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору, работал при этом он очень легко, весело и вдохновенно, проявляя потрясающую фантазию. Не зря Шехтеля называли «Моцартом русской архитектуры ». 66 зданий в столице были выполнены по его проектам, к счастью, многие из них сохранились до сих пор. И все они являются настоящим украшением города.

Судьба и творчество Шехтеля неразрывно связаны с Москвой, которую он любил всем сердцем. Творчество Федора Осиповича Шехтеля во многом определило архитектурный облик дореволюционной Москвы. Сегодня Шехтель по праву считается отцом чисто русского явления - московского модерна. Антон Павлович Чехов, друживший с Шехтелем, назвал его талантливейшим из всех архитекторов мира.


На самом деле имя Шехтеля Франц-Альберт, но в 1914 году он принял православие, получив при этом имя Федор. Немец по происхождению, Шехтель навсегда связал свою судьбу с Россией. А судьба его была непростой.

Переехав в Россию еще в 18-ом веке, Шехтели поселились в Саратове. Вначале дела шли неплохо, семья была довольно состоятельной, но, после того, как умер отец, для них настали тяжелые времена. Мать уехала на заработки в Москву, устроившись экономкой к знаменитому коллекционеру П.Третьякову, Федор же остался в Саратове заканчивать гимназию. Впоследствии он тоже переехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Но поскольку на его плечи легли заботы по содержанию семьи, Федору приходилось подрабатывать, и за частые пропуски занятий его отчислили с 3 курса. Но отсутствие художественного образования не помешало ему в 1901 году получить за свои работы звание академика архитектуры.
Хотя Шехтель и считается отцом московского модерна, уместить его творчество в определенные стилевые рамки очень сложно. Он творил, играя элементами разных стилей и направлений, смешивая и противопоставляя их, придумывая новые элементы.

«Избушка» Шехтеля


Говоря о работах великого зодчего, нельзя обойти стороной особняки, которые Шехтель построил для себя. Один из них находится в Ермолаевском переулке, рядом со станцией метро «Маяковская». В этом романтическом миниатюрном особняке-замке Шехтель с семьей прожил 14 лет своей жизни. Это были самые плодотворные годы архитектора.

Здание состоит из нескольких частей, заметно различающихся по своему внешнему виду. Шехтель любил экспериментировать, а уж в своём-то доме он вполне мог себе это позволить. К этому своему дому Шехтель относился с юмором, и в письме к А.П. Чехову писал: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу ».



На золотистом фоне мозаики, украшающей главный вход, изображены три ириса – распускающийся, цветущий и увядающий - символизирующие сущность бытия.






Сегодня в здании расположена резиденция посла республики Уругвай.

Особняк Шехтеля на Большой Садовой

В 1910 году семья переезжает в более просторный дом, построенный Шехтелем неподалеку, на Садовой улице. Дети подросли, поступили учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, то самое, которое так и не закончил их отец, поэтому и требовались дополнительные помещения.
Этот дом получился в более спокойном стиле, тяготеющем к классицизму.



У здания оказалась очень непростая судьба. В советское время дом переходил из рук в руки, а с 1991 года вообще оказался заброшенным. В 1991 году в нем поселились бомжи, и два года там жили, сжигая в камине все, что могло гореть. А в 1993 году выяснилось, что дом построил Федор Шехтель и что он здесь жил. Здание начали потихоньку реставрировать. Закончена реставрация была лишь в 2016 году, после чего дом предстал во всей своей красе.


Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке (Особняк Зинаиды Морозовой)


В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Известный меценат Савва Тимофеевич Морозов, с которым Шехтеля связывала настоящая дружба, заказал архитектору строительство роскошного особняка для своей молодой супруги, который он видел готическим замком. Cам Морозов был достаточно неприхотлив и даже аскетичен, а Зинаида Григорьевна, не считаясь с деньгами мужа, вела исключительно расточительный образ жизни. Новый дом Морозовых был призван поразить столицу. Поскольку строительство особняка на Спиридоновке не ограничивалось никакими финансовыми рамками, многие именовали его не иначе, как «пляска миллионов».

Особняк действительно вышел великолепным, став истинным украшением Москвы.
Шехтелем были разработаны абсолютно все детали внешнего интерьера: решетки, фонари, ворота, замки, ручки и т. д.


Внутри дом также был поистине роскошным: к оформлению его пышных интерьеров Шехтель привлек тогда еще начинающего художника Михаила Врубеля, с которым они были хорошо знакомы.



Зинаида Григорьевна осталась довольна: подобных замков в Москве ни у кого из купцов еще не было.



Ещё одно великолепное творение Шехтеля - Товарищество скоропечатни А. А. Левенсона. Это здание было возведено в 1900 году в Трёхпрудном переулке. Оно по праву считается одним из красивейших домов в Москве.

В 2016 году здание скоропечатни Левенсона было открыто после 4-х летней реставрации.


Особенность внешнего оформления - вплетение природных элементов в архитектуру здания, повсюду можно увидеть изображение чертополоха.



Особняк Рябушинского на Малой Никитской


Особняк Рябушинского – еще одно уникальное здание, выполненное по проекту Шехтеля.



Особняк Рябушинского являет собой классический образец модерна, автор c беспрецендентной смелостью игнорирует все традиции классицизма, симметрию и четкость форм. Однако смелость и новаторство Шехтеля оценили не все:

"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина ", - так писал К. Чуковский об этом здании.

Здание Художественного театра в Камергерском переулке


Еще один шедевр Шехтеля, над которым он трудился безвозмездно– это всем известный МХТ им. А. П. Чехова, расположенный в Камергерском переулке. Затраты по строительству взял на себя Савва Морозов, известный русский меценат.

Задуманная перестройка довольно безликого на тот момент здания по замыслу Федора Осиповича была подчинена созданию в театре особой эмоционально насыщенной атмосферы. При этом было учтено все до мелочей – размеры помещений, цвет стен, пола, мебель, светильники, дверные ручки. Все это Федор Осипович спроектировал лично. А также совершенно уникальный по тем временам зрительный зал с вращающейся сценой. И в качестве последнего штриха росчерком пера он нарисовал чайку, которая по сей день является эмблемой этого театра.

Ярославский вокзал

Самым глобальным проектом и венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал в Москве, который строили с 1902 по 1904 год. Выглядит здание, как сказочный дворец.



Его внутренне убранство также было роскошным, но это было до революции.


После революции для семьи Шехтеля настали тяжелые времена. Знаменитый архитектор остался без работы, причиной было то, что всякое строительство в стране прекратилось, заказов просто не было. Строить начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель до этого времени не дожил, в 1926 году он умер…

В советское время про Шехтеля мало кто знал, но сейчас интерес к его творчеству неуклонно растет.
Реставрируются созданные им здания. В Москве появилась аллея Шехтеля и установлен его бюст около Ярославского вокзала.



Огромный интерес вызывают сегодня и дворянские «гнезда» Москвы - .

Архитектор Федор Осипович Шехтель появился на свет 7 августа 1859 года в городе Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Осипа Шехтеля. При рождении ребенка нарекли Франц-Альберт. Помимо Федора в семье было еще три девочки и два мальчика.

Детские годы Шехтель провел в Саратове. Его мать - Дарья Карловна - принадлежала к купеческой саратовской семье Жегиных.

Отец Федора Осиповича рано ушел из жизни. Семья после этого, в прямом смысле, бедствовала.

В 1871 году Франц-Альберт, получавший до этого домашнее образование, был принят в Саратовскую мужскую гимназию во второй класс. Учился будущий архитектор весьма посредственно. Приличные оценки у него были лишь по рисованию и черчению, а также по чистописанию. Стоит отметить, что эти предметы читал гимназистам А.С. Годин, учеником которого немного ранее Шехтеля был сын военного Михаил Врубель.

За явную неуспеваемость по некоторым предметам, молодого человека оставляют на второй год, и уже в новый учебный период он показал весьма хорошие результаты, после чего и был переведен в следующий гимназический класс.

В 1875 году (доподлинно неизвестно) Федор Шехтель отправляется в Москву. Жить он начал вместе с матерью в доме Павла Третьякова, который зная саратовскую семью Жегиных, взял на себя покровительство над жизнью юноши.

Именно в те годы состоялось знакомство Шехтеля с родственником Третьяковых . Известный к тому времени архитектор принял его к себе в мастерскую и поспособствовал поступлению в «Московское училище живописи, ваяния и зодчества» на архитектурное отделение.

К сожалению, в сентябре 1878 года молодого человека исключают из учебного заведения с формулировкой «за непосещение классов». Пропуски занятий объяснялись тем, что к тому времени его мать тяжело заболела и он был вынужден ей помогать, тем более, что Дарья Карловна к тому времени оставила работу в семье Третьяковых.

Далее Шехтель поступает на работу в театр Лентовского на должность художника. Принимают его, как сегодня говорят, по знакомству. Дело в том, что Лентовский в юношеские годы жил в городе Саратове и работал в театре, который принадлежал Францу Осиповичу Шехтелю - родному дяде Федора.

В обязанности будущего зодчего входили дизайн многочисленных афиш, оформление нотных обложек, возведение различных временных сооружений.

Театральные эскизы архитектора Шехтеля того времени практически не сохранились - он просто не ценил их.

Стоит отметить, что Федор Осипович так и не получил в полном объеме архитектурное образование. Все свои навыки он приобрел, работая с архитектором Каминским, а позже и с другим зодчим - Константином Терским.

В 1894 году Шехтель получил право на производство различных строительных работ и приступил к самостоятельному творчеству. Уже к концу столетия он пользовался высоким авторитетом и строил, преимущественно, для знатных и богатых семей, среди которых были Феррейны, Кузнецовы, Морозовы и Рябушинские.

Вначале своей архитектурной карьеры Федор Осипович Шехтель работал в готическом стиле, но после Всемирной выставки, прошедшей в 1900 году в Париже, где зодчий получил серебряную медаль, выбор был сделан в пользу модерна.

В 1902 году Федор Осипович получил звание «Академика архитектуры». Затем стал бессменным председателем «Московского архитектурного общества», а также почетным членом подобных обществ в Берлине, Париже, Лондоне и Риме.

В 1914 году Шехтель принимает православие. Именно тогда он получил имя Федор Осипович вместо Франца-Альберта.

После революции 1917 года архитектор пытался найти себя при новой власти, но, к сожалению, уже не был востребован.

Родился в Петербурге. Окончил Саратовскую гимназию. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1876-78) по классу Дмитрия Чичагова. Образование продолжил за границей. Сдал экзамен на право производства работ в Технико-строительном комитете (1894).

Помощник А. Каминского и К. Терского. Вместе с последним им был возведен «Парадиз» на Большой Никитской в Москве (1885) . В 80-х работал с М. Лентовским, арендатором и устроителем спектаклей в парках Москвы.

В 1890 году началась его самостоятельная деятельность, в которой он показал себя как лидер московского модерна . В это время были сооружены его знаменитые «готические» особняки: особняк А. Зименой в Штатном переулке; дом Морозовой на Спиридоновке (1893); дом Морозова во Введенском (1895), дом Морозовых в Леонтьевском переулке (1895); дом Кузнецовых на 1-й Мещанской, ныне проспект Мира (1896).

Начиная с 1896 году зодчий занимался главным образом возведением общественных сооружений, а также построек промышленно-торгового характера, сумев и в них внести поэтику модерна: торговый дом Кузнецова на Мясницкой 8 (1898-99) ; торговый дом и гостиница «Боярский дом» Московского страхового общества (1890-1900); Московский художественный театр (1900); Электротеатр на Арбатской площади, ныне кинотеатр «Художественный» (1900); Скоропечатня товарищества Левенсон А. Трехпрудный переулок, 9 (1900); перестройка здания Большого театра Лианозова в Камергерском переулке (1902); здание Ярославского вокзал а (1902-04) .

В 1896-1923 году преподавал в Строгановском училище.

В 1902 получил звание академика за проект Русского отдела международной выставки в Глазго .

С 1905 – преподаватель Московского комиссариатского технического училища и Константиновского межевого института. В 1903 году – член комитета по устройству музея изящных искусств, попечитель Александровского приюта ведомства Совета детских приютов, приюта принца Ольденбургского, преподаватель комиссии Технического училища.

В конце 10-х выстроил несколько сооружений: староверческая церковь в селе Балакове Самарской губернии (1911) ; церковь Тульской дружины в Петровско-Разумовске (1916) ; церковь Спаса в Иванове-Вознесенске ; Музей и читальня Чехова в Таганроге .

1919-21 годах – заведующий архитектурным отделением ирригации Туркестана. В этот период им был построен Туркестанский павильон на Всероссийской сельскохозяйственной выставке , а также завод и поселок в Болшеве (1923) . В 1924-25 – заведующий архитектурным отделение Днепростроя.

Являлся членом комитета по постройке Музея изящных искусств; комиссии по постройке памятника Александру III в Кремле; комитета по устройству международного конгресса.

Происхождение

Родился в Петербурге 26 июля (7 августа) в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат Осип (1858) и сестры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). Отец Осип Осипович (1822-1867) в 1855 году женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, происходившей из купеческой семьи, будущей матери Фёдора Осиповича. Мать происходила из семьи саратовских купцов Жегиных и позже служила экономкой в семье Третьяковых. Федор Осипович был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым .

26 августа 1873 года Фёдор Шехтель стал одним из 43 «казеннокоштных» воспитанников местной Тираспольской римско-католической семинарии (католическая семинария была открыта в Саратове 11 февраля 1856 года и предназначалась для подготовки детей колонистов в священнослужители) и окончил её в 1875 г. Свидетельство № 168 об окончании полного курса приготовительного четырёхклассного училища при Тираспольской римско-католической семинарии было выдано Шехтелю с большим опозданием, когда ему шёл уже 22-й год. Позаботиться о получении свидетельства заставила сама жизнь. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф. О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьевку в Саратовское городское по воинской повинности присутствие . Лица, окончившие училище, имели определённые льготы при прохождении воинской службы. Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено Шехтелем 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии им был получен документ, по которому он был «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобождён от службы» .

В 1875 Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. Н. Чичагова, которое он оставил в 1878 г., не окончив курса (на основании рапорта инспектора К. А. Трутовского «за плохую посещаемость» ). В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А. С. Каминского (зятя П. М. Третьякова) и К. В. Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник » (под псевдонимом Финь-Шампань ), вместе со своим другом Н. П. Чеховым (братом А. П. Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей, участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, особенно после того как Фёдор Осипович оформил виньетками первый его сборник «Пёстрые рассказы» в 1886 году. До начала 1890-х годов работал и в театре, оформляя спектакли под руководством художника К. Ф. Вальца (Большой театр) и антрепренёра, также уроженца Саратова, Михаила Валентиновича Лентовского (народный театр «Скоморох»). Свою карьеру Лентовский начинал в "летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича. Построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле открытый театр «Антей», пожалуй, самая крупная его работа тех лет. Сложная механическая начинка сцены была специально предназначена для постановки всякого рода «чудес, полетов, превращений» , и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Лентовского. В Петербурге для Лентовского Шехтель строил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть», а в Москве - множество временных сооружений. Н. А. Попов - замечательный русский театральный деятель, режиссёр, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик - так вспоминает о Шехтеле: Ф. О. Шехтель очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома - «Люди-звери» и ещё один альбом с набросками костюмов. Остальная сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в своё время пришёл архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось выделить значительную коллекцию работ Шехтеля, которая состояла из афиш, рисунков, программ . Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.

Самостоятельное творчество

В 1894 году, сдав экзамен на право производства строительных работ, начал работать самостоятельно. Видимо, самой первой постройкой Шехтеля можно назвать жилое помещение на углу Немецкой (ныне Бауманской), 58 и Денисовского переулка. Будучи учеником Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (1884?) году выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова на это строительство. Свой первый личный дом на Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом.

Он участник выставки «Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля» в Москве (1902-1903 гг.).

Среди других его значительных работ - особняк А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (1901), дом «Московского общества страхования от огня» и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902 г.) (собственно, именно благодаря Шехтелю он обрёл свой «фирменный» дизайн), банк «Товарищества мануфактур» П. М. Рябушинского на Биржевой площади (1903-1904), Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища (1904-1906 гг.), типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907-1909 гг.), торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском переулке (1909 г.), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912 г.). В последних трёх случаях артистический изыск уступил место так называемому «рациональному модерну» - с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А. П. Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге (1914 г.).

Среди нестоличных проектов архитектора можно отметить старообрядческую Белокриницкую церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии, построенную по заказу купцов братьев Мальцевых. Эта церковь - прекрасный образец национально-романтического варианта модерна - неорусского стиля . Шехтель получил право постройки этой церкви, победив в 1909 году в конкурсе Московского архитектурного общества, в котором, кстати, участвовали и будущие лидеры советской архитектуры, студенты Института гражданских инженеров Виктор и Александр Веснины (они получили за свой проект третью премию). Зодчий предложил Анисиму Мальцеву проект храма на 1200 молящихся с просвирней и оградой. Идея была одобрена, и всего через два года на высоком берегу реки Балаковки в завершении Амбарной площади поднялось фантастическое сооружение из бетона и камня. Журнал «Зодчий» за 1911 год поместил заметку о строительстве церкви Шехтеля в селе Балакове.

Проекты Ф. О. Шехтеля

  • Часовня Михайловской церкви, г. Таганрог (1887)
  • Часовня в Куркине у Владимирской церкви (фамильное захоронение Захарьиных.) (1899)
  • Станция «Петровский парк» городской конки (??). Видимо, сгорел около 1915 г.
  • Народный дом. 1897 г. (неосуществлён)
  • Мемориальная часовня-памятник В. Е. и Е. Н. Морозовым на Преображенском кладбище (1897 г.)
  • Особняк З. Г. Морозовой на ул. Спиридоновка, Москва (1893 г.)
  • Усадьба Локалова, с. Великое Ярославской обл., Ярославская ул., 14 (1888 − 1890 гг.)
  • Часовня - памятник Т. С. Морозову (1889 г.) и железная сень над фамильным участком Морозовых (1891 г.) на Рогожском кладбище
  • Усадьба «Одинцово-Архангельское» В. Е. Морозова близ Домодедова Московской области (1892 г.)
  • Собственный дом, Петербургское ш., 20 (1889 г.) (не сохр.)
  • Церковь Спаса Всемилостивого в г. Иваново-Вознесенск (1899). Была снесена в 1937 г.
  • Часовня лютеранской кирхи в Старо-Садском , 7 (около 1900),
  • Никольская часовня в память о дне бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны во имя Николая Чудотворца при храме Василия Кесарийского в Москве на углу 1-й Тверской-Ямской и Фучика
  • Усадьба (городская) Харитоненко П. И., г. Москва, Софийская наб. , д.14/12, Болотная пл. , д.12/14, стр.1,2,3,4, инженер-архитектор В. Г. Залесский, художник Ф. Фламенг
  • Театр МХАТ, Камергерский пер. , (1902), перестроен из здания Лианозова(1902)
  • Мавзолей мукомольных заводчиков Эрлангеров на Немецком кладбище (Введенское кладбище), Наличная ул., д.1 (1914) фото
  • Особняк Паисия Михайловича Мальцева, г. Балаково , ул. Коммунистическая, 75 (1900 гг.)
  • Усадьба С. П. Дервиза в Кирицах Рязанской губернии (1889)
  • Усадьба фон Дервиза в Сохе Рязанской губернии
  • Усадьба П.П. фон Дервиза в Старожилове Рязанской губернии (1891-1897)
  • Троицкая церковь, г. Балаково , ул. Ленина, 1 (1906-12гг.) худ. Н. К. Рерих
  • Особняк Константина Кондратьевича Рейнеке, г. Саратов , Соборная ул. 22 (1911?)
  • Особняк А. И. Дерожинской-Зиминой, Кропоткинский пер., 13 (1901-1904)
  • Здание по заказу депутата С. П. Патрикеева на Химке (1907 г.). Ныне больница № 1 («Белые столбы») по адресу: Правобережная ул., 6
  • Дача С. Т. Морозова в Городище (Киржач) 1892 г.
  • Конторские помещения торгового дома «В. Ф. Аршинов и Ко» в Старопанском, 5 (1899)
  • Здание скоропечатни товарищества «Левенсон А. А.», Москва, Трёхпрудный пер., 9, 1900 г.
  • Усадьба Покровское-Рубцово, п. Пионерский МО, главный дом, интерьеры оформлял Ф. О. Шехтель (1900), пострадала от пожара в 1999 г.
  • Магазин Строгановского училища на Рождественке , 9
  • Торговый дом Московского страхового общества «Боярский двор», г. Москва, Старая пл. , 8 (1901 г.)
  • Доходный дом Кана на Малой Никитской , 35 (1901)
  • Усадьба, г. Саратов, Коммунарская ул., д.22 (1900-е гг.)
  • Дача Левенсона А. А., г. Москва, Чоботовский пр-д, 4 (1900-е гг.)
  • Дом П.Смирнова, Тверской б-р , 18 (перестроен из особняка в стиле ампир)
  • Доходный дом Строгановского училища на Мясницкой , 24 (1904)
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской старообрядческой общины, г. Москва, Турчанинов пер., д.4, стр. 2 «Дом-притча» (1905-1907 гг.)
  • Здание типографии газеты «Утро России», Путинковский Большой пер., 3 (1907 г.)
  • Здание Зимнего театра, г. Краснодар , Красная ул., 55 арх. Шехтель Ф. О., Козлов А. А. 1908 г.
  • Здание Зимнего театра, г. Орехово-Зуево (1908-1912)
  • Торговый дом Московского купеческого общества, Москва, Черкасский Малый пер., 2, Новая пл., 6 (1909 г.)
  • Доходный дом № 13 на Пятницкой ул., г. Москва (1909)
  • Памятник Гоголю (скульптор Н.А. Андреев), г. Москва (1909)
  • Банк Рукавишниковых (ныне здание Волжского речного пароходства), г. Нижний Новгород , ул. Рождественская, д. 23(1913-16 гг.)
  • Доходный дом Шамшина на Знаменке , 8/13 (1909)
  • Ансамбль больницы Захарьина, пос. Куркино (1909-1914 гг.), арх. И. Э. Грабарь, арх. Ф. О. Шехтель
  • Усадебный дом Рукавишниковых на Большой Покровской, 39-а, (ныне к/т «Орленок»), г. Нижний Новгород (1911-1912 гг.)
  • Кинотеатр «Художественный», Москва, Арбатская площадь (1912)

Особняк Е.И. Шаронова, Таганрог

Удивительно, но факт: один из своих лучших проектов, дом Морозова, Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования. Савва Морозов имел особое чутьё на людей и умел видеть то, что сегодня мы называем «тренд». Морозов, выпускник Кембриджского университета, выбрал для особняка стиль английской неоготики, в оформлении же предоставил Шехтелю полную свободу и неограниченные возможности. Большой удачей можно назвать то, что Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем. Шехтель с Врубелем тщательно проработали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты. Интересный факт: в своём доме Морозов укрывал Баумана. На приёме, устроенном для московского генерала, революционер, представленный как «друг семьи», сидел за одним столом с «хозяином Москвы», в то время как его искала вся московская полиция.

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского – уникальное здание, настоящее произведение искусства. По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад. Как и во всех своих проектах, здесь Шехтель тщательно продумывал все детали. Интерьер дома поражает своей продуманной эклектичностью. Один из символов особняка Рябушинского – мраморная лестница, выполненная в форме волны, но и кроме неё здесь есть, на что посмотреть и чему восхититься. Поражают огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой. Сегодня в особняке Рябушинского находится дом-музей Горького, который жил здесь с 1931 года. Очень советуем сходить, не пожалеете.

Ярославский вокзал

Глобальный проект Шехтеля – здание Ярославского вокзала. Ярославская железная дорога связывала Москву с Белым морем и северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный, конечно, архитектором в индивидуальной манере. В 1901 году Шехтель проектировал павильоны для международной выстави в Глазго, где он впервые занялся переработкой древнерусских мотивов в архитектуре. В проекте вокзала сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой, вокзал напоминает северные погосты-тройники . Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской – всё это отражает гениальный замысел Шехтеля.

МХТ им. А. П. Чехова

Над проектом МХТ имени Чехова Шехтель работал безвозмездно. Финансировал работу Савва Морозов. Преданный ценитель театра, Шехтель, отложив все заказы, перестроил старое здание МХТ и выполнил внутреннюю художественную отделку. Биограф Шехтеля, Кириченко писал: «Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений. Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели» светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного". Интересный факт: Шехтелю принадлежит идея оливкового занавеса со стилизованным мотивом волны и с серо-коричневой тканью панно, где на фоне волн летит чайка - та самая, которая осталась навсегда эмблемой МХТ.

Церковь Николая Чудотворца

В 1915 году Шехтель принимает православие и на следующий год создаёт своё лучшее, как он сам считал, творение – деревянную церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки. Деньги на строительство шли из пожертвований, всего было собрано 3000 рублей. Строение было выполнено по одному из любимых Шехтелем мотиву – древнерусского Вологодского зодчества. Виртуозно исполнив историческое начало, Шехтель почти буквально воспроизвел формы и принципы деревянного зодчества прошлого. Постройка церкви заняла месяц. Такой краткий срок объясняется тем, что Шехтель отказался от тождества технологий и построил эту шатровую церковь по каркасной системе. В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны, потом здесь находилось общежитие, к 60-ых годам церковь была окончательно разрушена и снесена. На её месте было построен пятнадцатиэтажный дом для сотрудников милиции. В 1997 году храм был восстановлен, в 300 метрах от его прежнего места расположения.

Усадьба Локалова

Ещё одно шехтелевское творение в неорусском стиле – усадьба купца Локалова в селе Великое Ярославской области. Красивое, будто пряничное здание, с кокошниками и башенками, с массой элементов, характерных для древнерусского зодчества, со шпилем, украшенным затейливым флюгером. У этой усадьбы судьба непростая. С 40-ых годов XX века здесь расположен детский дом, первыми «поселенцами» стали ребятишки, привезенные из блокадного Ленинграда. Не смотря на то, что усадьба Локалова внесена в реестр памятников культуры, сегодня она находится в плачевном состоянии. Изразцовые печи и украшенные коваными дымниками трубы разрушены, бронзовые элементы оформления фасадной ограды и ворота были сняты и сданы в металлолом, сохранилась только сама кованая ограда и массивные столбы ворот. Двухэтажная пристройка кладовки разобрана. Вырублены сады на приусадебном участке. Ситуация, к сожалению, типична для нашего времени…

7 пророческих видений Солженицына

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: