Шерлок Холмс в жизни и на экране: кто был прототипом легендарного литературного и киногероя. Кто был прототипом шерлока холмса Был ли прототип у шерлока холмса

Шерлок Холмс Мишаненкова Екатерина Александровна

Прототип Шерлока Холмса - доктор Джозеф Белл

В 1876 году Конан Дойл решил стать врачом и поступил в Эдинбургский университет, где одним из его преподавателей стал доктор Белл, чья личность произвела на будущего писателя огромное впечатление.

Доктор Белл в своей работе использовал то, что впоследствии стало называться дедуктивным методом. Он учил студентов замечать любые мелочи, потому что именно они могут помочь поставить верный диагноз. Например, он прекрасно разбирался в акцентах и мог быстро определить, из какой части страны приехал человек. Знал морские татуировки, местные традиции и особенности поведения людей той или иной профессии.

Внешность доктора Белла тоже совпадает с описанием Холмса. «Он был высок, жилист, темноволос, с длинноносым проницательным лицом, внимательными серыми глазами, худыми плечами и дергающейся походкой, - говорил о своем преподавателе Конан Дойл. - У него был резкий голос». Кроме того, Белл курил трубку и проводил химические опыты. А его любимой фразой было: «Вы видите все, но не даёте себе труда поразмыслить над тем, что вы видите!»

Впрочем, сам Белл, когда его спрашивали, правда ли, что он прототип Шерлока Холмса, отвечал, что ему до такой гениальности далеко, а настоящий прообраз великого сыщика - тот человек, который его придумал, Артур Конан Дойл.

Во мне заложены качества и великого лентяя и отъявленного драчуна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Дневник библиотекаря Хильдегарт автора Автор неизвестен

14 июль 2011 г. И опять про Шерлока Холмса Всё, всё. Больше не буду на детективную тему. Ещё по маленькой – и завязываю.Это Моэм меня раздразнил, на самом-то деле. Моэм, на эссе которого мне любезно кинули ссылку, (http://demosfera.by.ru/library/33.html) был решительно несправедлив, хотя и

Из книги Откровения знаменитостей автора Дардыкина Наталья Александровна

17 сентябрь 2011 г. Кто о чём, а я всё про Шерлока Холмса Если вы думаете, что я угомонилась с Шерлоком Холмсом, то – вы же ведь так не думаете, я надеюсь?Теперь я смотрю фильмы с Бэзилом Рэтбоуном. И сама себе завидую, потому что посмотрела пока только три, а впереди ещё целых

Из книги Шерлок [На шаг впереди зрителей] автора Бута Елизавета Михайловна

В амплуа Шерлока Холмса Стартовый тираж бестселлера Веллера - 100 тысячВеллер улыбается, смеется, испытывает удовольствие от возможности, пусть только литературного, общения с де Голлем, с юным партизаном времен войны, что переиграл самого Рудольфа Абеля. Автор

Из книги Шерлок Холмс автора

Глава 6. Лондон Шерлока Холмса Лондон подобен огромной сточной яме, в которую неумолимо влечет всех преступников, перекупщиков и бродяг. Порой вопрос не в том, что кто-то готовит, а в том, кто об этом знает. Шерлок Бенедикт Камбербэтч о своем Лондоне «Лондон все еще

Из книги Шерлок. По следам детектива-консультанта автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Появление Шерлока Холмса В 1886 году двадцатисемилетний врач Артур Конан Дойл написал повесть «Этюд в багровых тонах» и предложил ее разным издательствам. Почти везде он получил отказ, однако издательство «Уорд, Локк и Ко» в конце концов купило повесть за 25 фунтов

Из книги автора

Как Конан Дойл все-таки убил Шерлока Холмса Теперь, когда имя Конан Дойла было уже всем известно, он мог весьма успешно издавать свои исторические романы, и Холмс стал тяготить его уже по-настоящему. Его раздражало, что читатели хотят все новых детективов. «Мне думается,

Из книги автора

Как Конан Дойл воскресил Шерлока Холмса Убив Холмса, Конан Дойл смог наконец посвятить себя историко-приключенческой литературе, причем достаточно успешно. Его серия рассказов «Подвиги бригадира Жерара» пользовалась большой популярностью и приносила хорошие деньги.

Из книги автора

Ненавидел ли Конан Дойл Шерлока Холмса? Принято считать, что да. Тем более что сам он говорил: «Я написал о нем куда больше, чем намеревался, но мое перо подталкивали добрые друзья, которым все время хотелось узнать, что было дальше. Вот и получилось, что из сравнительно

Из книги автора

О семье Шерлока Холмса известно мало В четырех рассказах появляется его старший брат Майкрофт Холмс, важный государственный чиновник, который по словам Холмса обладает большими дедуктивными талантами, но не интересуется раскрытием преступлений, а занят серьезными

Из книги автора

Музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, 221B Здание музея вполне соответствует эпохе - это четырехэтажный дом, построенный в 1815 году. С 1860 по 1934 год в нем располагались сдаваемые внаем меблированные комнаты, поэтому теоретически Холмс мог жить и там, почему бы нет.Снаружи на

Из книги автора

Другие музеи-квартиры Шерлока Холмса Квартира на Бейкер-стрит - не единственный музей Холмса. В пабе «Шерлок Холмс», открытом в 1957 году неподалеку от вокзала Чаринг-Кросс есть «гостиная Холмса». Она была создана специалистами Марилебонской городской библиотеки в 1951

Из книги автора

Тщеславие Шерлока Холмса В «Знаке четырех» Холмс говорит Ватсону: «Я не ищу славы. Когда мне удается распутать дело, мое имя не фигурирует в газетах. Я вижу высшую награду в самой работе». Но действительно ли он совсем лишен тщеславия?В «Подрядчике из Норвуда» Ватсон

Из книги автора

Скрытность Шерлока Холмса Одной из характерных черт Холмса, присутствующей во всех его киновоплощениях и действительно взятой из рассказов Конан Дойла, является скрытность. Он почти никогда не утаивал от полиции улики, но вот своими выводами не всегда делился даже с

Из книги автора

Визуализация Шерлока Холмса Несмотря на то, что Конан Дойл описал своего героя довольно подробно, два первых иллюстратора изображали его не слишком похожим на описание - то слишком толстым, то бородатым. Неудивительно, что популярности эти иллюстрации не

Из книги автора

Кепка Шерлока Холмса Второй неизменный атрибут Холмса после его знаменитой трубки - это кепка-двухкозырка. Он носит ее практически во всех фильмах, его рисуют в ней на иллюстрациях, и в общем-то чтобы изобразить Холмса, достаточно надеть такую кепку, взять в зубы трубку, и

Шерлок Холм"с - вымышленный персонаж или реальный прототип? и получил лучший ответ

Ответ от Баимова Гульнара[гуру]
Шерлок Холмс- вымышленный персонаж Конан Дойля, англиийского писателя, НО имеющий реального прототипа. В юношеские годы Конан Дойль учился на медицинском факультете Эдинбургского университета, где преподавал известный в то время профессор, хирург Джозеф Белл. Он учил студентов не только искусству врачевания, но и наблюдательности. Джозеф Белл сам отличался исключительной наблюдательностью- умел рассказать о занятиях, привычках людей, даже не разговаривая с ними, основываясь только на результатах наблюдения. Позднее, окончив университет, но испытывая трудности в медицинской практике, Дойль решил заняться сочинительством, а именно- попытать счастья в детективном рассказе. Но при этом Конан Дойль хотел, чтобы его герой не был похож на известных в то время персонажей- Дюпена Эдгара По, Лекока Эмиля Габорио. Конан Дойль хотел, чтобы его герой обладал необычайной наблюдательностью, умел видеть, анализировать и на основе наблюдений делать единственно правильные выводы. Вот тогда -то Конан Дойль и вспомнил своего преподавателя. Впоследствии и сам Джозеф Белл не отрицал своего сходства с Шерлоком Холмсом. В дедуктивном методе знаменитого сыщика он признал свою школу, а в авторе - способнейшего своего ученика. А вот в имени героя соединились имена двух людей- Шерлоком звали известного англиийского игрока в крикет, а фамилию Холмс носил известный американский врач Оливер Уэнделл.

Ответ от Дмитрий Голуб [гуру]
Реально был такой человек и кстати доктор Ватсон тоже!


Ответ от Лора [эксперт]
вымышленный персонаж


Ответ от Workstation workstation [гуру]
Ше́рлок Холмс (англ. Sherlock Holmes) - литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлем. Его произведения, посвященные приключениям Шерлока Холмса, знаменитого лондонского частного сыщика, по праву считаются классикой детективного жанра.Конан-Дойль описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека. Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере.Холмс - многогранная личность. Одновременно талантливый скрипач, хороший боксер, искусный актёр, химик, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически.В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Неприхотлив, безразличен к удобствам и роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире и тренируется в стрельбе по стене комнаты (выбивает выстрелами вензель королевы) .У Шерлока есть родной брат - Майкрофт, но они с ним редко видятся. Других родственников нет. Холмс - убежденный холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь. Только один раз в жизни Холмс был, можно сказать, влюблен.Холмс курит крепкий табак. В романе «Этюд в багровых тонах» Уотсон заявляет, что Холмс не употребляет наркотики, но в «Знаке четырёх» мы видим его употребляющим кокаин внутривенно.Холмс не тщеславен, его не интересует благодарность за раскрытое преступление. - Как несправедливо распределился выигрыш! […] Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остается вам? - Мне? - сказал Холмс. - А мне - ампула с кокаином.Однако он довольно ревностно относится к сравнению своего таланта сыщика с другими европейскими детективами («Собака Баскервилей»)Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. Даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии приходят лично к нему на приём. Холмс - театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона) .По версии Артура Конан Дойля Холмс владеет секретным боевым искуством баритцу (baritsu). Боевого искусства с таким названием никогда не существовало, однако во времена Конан Дойля некий Эдвард Вильям Бартон-Райт давал в Лондоне уроки некого бартитсу, собственной адаптации джиу-джитсу и некоторых других единоборств.


У каждого есть свой любимый Шерлок : кто-то утверждает, что ни одна экранизация по силе художественного мастерства не может соперничать с литературным оригиналом Артура Конан Дойля , кто-то остается фанатом блестящей игры Василия Ливанова в советской киноверсии, кто-то восхищается современной британской интерпретацией известного сюжета. Но споры о том, какой Шерлок «более настоящий» становятся бессмысленными, если рассмотреть факты, свидетельствующие о том, что у литературного героя действительно был реальный прототип . «Самого настоящего» Шерлока звали Джозеф Белл .



Писатель не отрицал, что у его героя был прототип в реальной жизни, о чем свидетельствуют слова из его письма Джозефу Беллу: «Безусловно, именно вам, доктор, я обязан Шерлоком Холмсом! В книге я ставил своего героя в разные преувеличенно драматические ситуации, однако уверен, что аналитический талант, им продемонстрированный, ничуть не превосходит ваши способности, которые я имел возможность наблюдать в амбулаторной палате».



Джозеф Белл был профессором Эдинбургского университета, известным хирургом и изобретателем знаменитого дедуктивного метода. Артур Дойл учился на медицинском факультете этого учебного заведения, и профессор Белл стал для него кумиром, как, впрочем, и для большинства студентов.



На лекции профессор приглашал пациентов и в первую очередь давал студентам задание – определить род занятий, место проживания и причину заболевания по внешнему виду человека. Однажды перед ними предстал мужчина в шляпе с явными признаками лихорадки. Джозеф Белл обратил внимание студентов на то, что он не снял шляпу, а значит отвык от цивилизованных манер. Наверняка он служил в армии, где не принято снимать головной убор, когда отдают честь. А поскольку симптомы указывали на лихорадку, характерную для Вест-Индии, человек предположительно прибыл из Барбадоса.



Профессор часто акцентировал внимание студентов на характерных привычках представителей той или иной профессии, учил их замечать детали. Если перед ними был матрос, его татуировки могли указать на ту местность, из которой он прибыл. Джозеф Белл даже советовал студентам-медикам изучать акценты, употреблявшиеся в английской разговорной речи. По акценту можно определить, уроженцем каких мест является человек, установить его вредные и полезные привычки.





Из всех студентов профессор выделил Артура Дойля и даже предложил ему место своего ассистента. В будущем писатель использовал полученные знания и навыки работы с людьми как в медицинской, так и в литературной деятельности.





На то, что прототипом Шерлока Холмса стал именно Джозеф Белл, указывает ряд фактов. Во-первых, это приемы дедуктивного метода, которые литературный герой вслед за своим реальным двойником применяет на практике. Во-вторых, описанная автором внешность Шерлока напоминает профессора: высокий рост (более 180 см), худощавое телосложение, тонкий орлиный нос, пронизывающий взгляд, чуть выступающий вперед подбородок, резкий голос. Джозеф Белл увлекался химическими опытами, курил трубку, любил спорить, часто на него нападала хандра. Те же привычки были у Шерлока Холмса.

«Существовали живые прообразы как Холмса, так и Уотсона. Дойл всегда говорил, что моделью для образа Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл , хирург из Эдинбургской больницы, но Белл однажды признался, что Дойл «мне обязан намного меньше, чем он думает». Судя по всему, Белл пробудил воображение Дойла, которое потом намного превзошло оригинал. У Белла, худого, жилистого, смуглого человека, были острый, пронизывающий взгляд, орлиный нос и высокий, резкий голос. Сидя, откинувшись в кресле, сложив руки, он быстро отмечал характерные особенности пациентов, которых Дойл, назначенный им амбулаторным клерком, вводил в его комнату, и сообщал студентам и ассистентам что-нибудь вроде: «Господа, я не могу сказать точно, кто этот человек - резчик пробки или кровельщик. Я вижу легкое callus, или затвердение, на одной стороне его указательного пальца и лёгкое утолщение на внешней стороне большого пальца. А это точный признак обеих профессий».

Другой случай был проще: «Я вижу, вы злоупотребляете спиртным. Вы даже носите фляжку во внутреннем кармане вашего пальто». Третий пациент с открытым ртом слушал, как Белл, заметив: «Вы, я вижу, сапожник», повернулся к студентам и обратил их внимание на то, что брюки пациента были порваны с задней стороны штанины под коленом, где он зажимал выколотку, что характерно только для сапожников. Один диагноз Белла произвёл на Дойла такое впечатление, что он помнил его всю жизнь.

Итак, вы служили в армии.
- Да, сэр.
- Демобилизовались недавно?
- Да, сэр.
- Шотландский полк?
- Да, сэр.
- Унтер-офицер?
- Да, сэр.
- Служили на Барбадосе?
- Да, сэр.

Видите, господа, - объяснил Белл студентам. - Это вежливый человек, но он не снял шляпу. В армии головной убор не снимают, но он бы привык к гражданской жизни, если бы демобилизовался давно. В нём чувствуется властность, и он явно шотландец. Что же касается Барбадоса, то он пришёл по поводу элефантиаза, а это - заболевание, свойственное Вест-Индии, а не Англии.

Белл описывает свои методы по-холмсовски: «Самым важным фактором любого удачного медицинского диагноза являются точное и внимательное наблюдение и оценка малейших деталей... Глаза и уши, которые видят и слышат, память, которая мгновенно запоминает, чтобы по первому требованию воссоздавать замеченное органами чувств, и воображение, способное соткать теорию, или воссоединить разорванную цепь, или распутать хитросплетение сведений, - таковы требования, которые предъявляет хорошему диагносту его профессия».

Но отцами Холмса также можно назвать нескольких литературных героев, а его метод расследования впервые возник, вероятно, в вольтеровском «Задиге». Человек, потерявший верблюда, спрашивает Задига, не видел ли он его. «Ты говоришь про одноглазого верблюда с выпавшими зубами, наверно? - уточняет Задиг. - Нет, я его не видел, но он пошел на запад». Но если он не видел верблюда, откуда же он знает про его физические недостатки, не говоря уже о том, в какую сторону верблюд пошел? Элементарно, мой дорогой Уотсон. «Я понял, что у него один глаз, потому что он ел траву только с одной стороны дороги. Я знал, что у него выпала часть зубов, потому что травинки не обкусаны. Я понял, что он пошёл на запад, по его следам». Д"Артаньян восстанавливает обстоятельства дуэли в «Луизе де ла Вальер» также по-холмсовски.

Некоторые находят предков величайшего из всех сыщиков у Диккенса и Уилки Коллинза . «Поскольку я был воспитан на инспекторе Бакете Диккенса, сержанте Карре Уилки Коллинза и Дюпене Эдгара По , я был невысокого мнения о Шерлоке Холмсе, - сказал мне Бернард Шоу , - но рассказы о бригадире Жераре первоклассны». Дойл сам неоднократно признавал, что он многим обязан По , но кое-кто проводил сравнения с Дюпеном не в пользу Холмса и делал ничем не подкрепляемые заявления. Например, мисс Дороти Сайерс, которая утверждает, что в рассказах Дойла нет «чистоты аналитического метода» По . Она пишет о «строгом правиле По показывать читателю все ключи» к разгадке тайны. Однако сыщик Эдгара По , Дюпен, показывает своему другу важнейшую улику после раскрытия преступления, когда все факты уже стали известны. «Я едва вытащил этот маленький пучок волос из судорожно сжатых пальцев мадам Л"Эспане», - говорит он. А потом, когда его друг поражается дедукции, благодаря которой Дюпен узнал, что владелец орангутанга - моряк, сыщик показывает маленький кусочек ленты, «который с виду напоминает те, какими матросы завязывают волосы». Ленту он подобрал на месте преступления. Но его друг и читатели должны были видеть, как он ее подбирает. Это к вопросу о «строгих правилах» По, и если, как нас уверяет мисс Сайерс, в рассказах Дойла нет «чистоты аналитического метода» Эдгара По , то нет ее и у Эдгара По.

Дойл, однако, первый был готов признать, что кое-какие мелочи он взял у По . Дюпен, как Холмс, обожает курить трубку; у него бывают приступы «грустной задумчивости»; иногда он отказывается обсуждать дело, о котором думает; продолжает вслух мысли другого человека; заманивает в ловушку человека, который может пролить свет на преступление, помещая объявление в газете; организует переполох на улице и, пока внимание спутника отвлечено, успевает подменить одно письмо другим; и, как Холмс, довольно низкого мнения о своём профессиональном коллеге, который «слишком хитер, чтобы быть умным».

Но всё это не имеет значения и отношения к сути дела, которая заключается в том, что Дойл был первым писателем, наделившим сыщика живым человеческим характером , и, наверное, окажется последним писателем, который подарил читателям рассказы, столь же интересные и захватывающие, сколь достоверны и правдоподобны его главные герои. Дюпен - мертворождённый, просто говорящая машина, самый длинный рассказ, в котором он появляется, «Тайна-Мари Роже», просто скучен, и ни один из героев По так и не ожил. На самом деле последователи Дойла испытали влияние По намного больше, чем сам Дойл.

Научный подход к проблеме, масса подробностей, тщательная реконструкция событий, многословие и профессиональные приёмы современных детективов - всего этого, к счастью, нет в саге о Холмсе, потому что в этом случае Дойл не путал развлекательность с познавательностью. И хотя он испортил свои исторические романы, сделав в них историю более важной, чем романтику, он не допустил такой ошибки с детективными рассказами, где рассказ всегда важнее детективного расследования. Кажется даже, что он писал историю пером Холмса, который предпочитал научный трактат интересному рассказу; но о Холмсе он писал пером Уотсона, который предпочитал интересный рассказ научному трактату. Очень несхожи, пойми наконец, Герои рассказа и их творец, - писал Дойл критику, который предположил, что взгляды Холмса на Дюпена были схожи с точкой зрения писателя. Мы должны быть внимательны, чтобы не совершить такую же ошибку и не решить, что доктор Уотсон - это доктор Дойл. Тем не менее в Уотсоне достаточно много от Дойла, чтобы мы могли не искать дальше прообраз. Он часто и бессознательно изображал в нем себя. «Ваша фатальная привычка смотреть на всё с точки зрения рассказа, а не научной работы испортила то, что могло стать познавательной и даже классической серией доказательств», - говорит Холмс Уотсону, и это подчёркивает то, о чем мы только что говорили. Дойл был прирождённым рассказчиком, и всегда, когда он жертвует действием ради точности, его власть над читателем слабеет. Дойл снова думает о себе, когда заставляет Холмса сказать Уотсону: «Вы должны понять, что среди ваших многочисленных талантов притворству места нет». И снова: «Мой дорогой Уотсон, вы по натуре своей человек действия. Умение притворяться не входит в число ваших многочисленных талантов». И когда в рассказе «Убийство в Эбби-Грейндж» Шерлок Холмс решает отпустить убийцу, он решительно объединяет Уотсона и Дойла: «Вы, Уотсон, - английский суд присяжных, - я не знаю человека, который был бы более достоин этой роли», - одним предложением нам обрисовывают характер Дойла».

Хескет Пирсон, Конан Дойл: его жизнь и творчество, в Сб.: Д.Д. Карр, Х. Пирсон,Писатели о писателях: Артур Конан Дойл, М., «Книга», 1989 г., с. 282-284.

Сэр Артур Конан Дойл родился в Шотландии в 1859 году. Он изучал медицину в Эдинбургском университете, где имел честь познакомиться с харизматичным профессором Джозефом Беллом. Свободное от докторской практики время Конан Дойл посвящал написанию рассказов. Мы не зря заговорили о профессоре Джозефе Белле. Гениальный сыщик Шерлок Холмс, обладающий недюжинным интеллектом и поистине сверхестественными способностями, был отнюдь не выдумкой Конан Дойла.

Первые творения Конан Дойла сразу же обрели популярность

Как вы, вероятно, догадались, ловкость для раскрытия преступлений путем наблюдений разума была заимствована автором именно у его профессора. Первый роман с участием Шерлока Холмса «Этюд в багровых тонах» был представлен публике в 1887 году. Полное собрание сочинений о лондонском детективе насчитывает в общей сложности 4 романа и 56 рассказов. Такой внушительный послужной список произведений стал возможен благодаря фантастической популярности начальных историй.

В свое время Конан Дойл даже устал от создания новых рассказов и «убил» своего героя в произведении «Последнее дело Холмса», датированном 1893 годом. Однако общественность негодовала, и автору ничего не оставалось делать, как воскресить великого сыщика и продолжать публиковать рассказы вплоть до 1927 года.

Прототип Шерлока Холмса

Но вернемся к профессору Джозефу Беллу, который произвел неизгладимое впечатление на будущего автора в период обучения Конан Дойла в медицинской школе. Шотландец, родившийся в 1837 году, просто ослеплял своих учеников демонстрациями недюжинных умственных способностей. Он был в состоянии визуально определить профессию пациента, а также их личные данные вплоть до мельчайших подробностей.

Проходя стажировку в Королевской больнице Эдинбурга, Конан Дойл получил возможность глубже изучить диагностические методы своего наставника. Несколько лет спустя автор одного из самых известных литературных персонажей Англии писал своему учителю Джозефу Беллу следующие строки: «Это, безусловно, только благодаря Вам я создал Шерлока Холмса. В рассказах у меня есть преимущество, которое позволяет отразить его во всевозможных драматических аспектах. Но я не думаю, что его аналитическая работа является преувеличением тех эффектов, что Вы демонстрировали в амбулаторной палате».

Заключение

В 1891 году Конан Дойл полностью оставил медицинскую практику и посвятил себя литературной работе. Он умер в Англии в 1930 году спустя 19 лет после смерти своего наставника.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: