Танк М4 Шерман Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение. Удобная восьмёрка (американский танк Шерман M4A3E8) Размеры М4 Шерман

Первые 26 «Шерманов» прибыли в СССР в ноябре 1942 года. Первой новые танки получила 5-я гвардейская танковая бригада и 563-й отдельный танковый батальон Северо-Кавказского фронта. 5 января 1943 года 563-й отдельный батальон насчитывал девять «Шерманов» и 21 МЗ «Стюарт», а 5-я гвардейская танковая бригада 17 января 1943 года имела только два «Шермана», четыре МЗ «Ли», 16 МЗ «Стюарт» и 18 «Валснтайнов».

В соответствии с приказом № 08/ ОР командующего фронтом 563-й отдельный батальон вошел в состав 5-й гвардейской танковой бригады. При этом все «Шерманы» из обеих частей были собраны в составе 5-й ГвТБ, а 563-го батальон получил девять танков МЗ «Стюарт» из состава 5-й гвардейской бригады.

Эти перестановки имели целью полностью перевести батальон на легкие танки, поскольку его планировалось испольювать в морском десанте в Южной Озерейке.


Танк М4А2 «Шерман» старшего лейтенанта Сумарокова, 3-й Украинский фронт, зима 1944 года.


БТ-5 и М3А1 «Стюарт», 192-я танковая бригада. Калининский фронт, декабрь 1942 года.


Танки М4А2 «Шерман», 71-й отдельный танковый полк, 5-й гвардейский кавалерийский корпус, 2-й Украинский фронт, Румыния, сентябрь 1944 года.


М4А2 «Шерман», 6-я танковая армия 2-го Украинского фронта, Ботошаны, Румыния, август 1944 года.


Танки М4А2 «Шерман», 6-я танковая армия, Румыния, август 1944 год.


Подбитые и брошенные тачки М4А2 «Шерман» из неустановленной части, район Ковеля, апрель 1944 года.


Немецкий танк М4А2 «Шерман» из 14-й танковой дивизии. Прежде танк принадлежал части 2-го Прибалтийского фронта, октябрь 1944 года.


Колонна танков М4А2 «Шерман», 5-я гвардейская танковая армия, май 1944 г.


М4А2 «Шерман», 2-я танковая армия, район Люблина, июль 1944 года. Колонна польской пехоты из 1-й пехотной дивизии.


M4A2(76W) «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус. Танк поддерживает действия пехоты, Вена, апрель 1945 года.


Лейтенант И. Г. Дронов и сержант Н. Идрисов на фоне «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус, Вена, 16 апреля 1945 года.


Танки М4А2(76) «Шерман», 9-й гвардейский механизированный корпус 6-й гвардейской танковой армии, Вена, апрель 1945 года.


M4A2(76)W «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус, Вена, апрель 1945 года.


M4A2(76)W «Шерман», 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.


Танки М4А2(76) «Шерман», 2-й Украинский фронт, Берлин, май 1945 года.


Верхний снимок - Средние танки М4А2 «Шерман», неизвестная кавалерийская часть, Польша, осень 1944 года. Танк оснащён гусеницами Т49.

Нижний снимок - M4A2(76)W «Шерман», 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.


М4А2(76) «Шерман», 64-й гвардейский танковый полк 2-го Белорусского фронта, район Гданьска, январь 1945 года.


М4А2 «Шерман», неизвестная часть. Переправа в районе Нарвы, февраль-март 1944 года.


Верхний снимок - «Шерман», 2-я танковая армия, предместья Люблина, 26 июля 1944 года.

Нижний снимок - M4A2(76)W «Шерман», 9-й механизированный корпус, 6-я танковая армия, Забайкальский фронт, Манчжурия, август 1945 года.


Советские танкисты хорошо приняли танки М4А2 «Шерман». 23 октября 1943 года 5-я гвардейская танковая бригада докладывала:

«Благодаря большой скорости, танк М4А2 очень удобен для преследования, имеет большую маневренность. Вооружение вполне соответствует его конструкции, так как имеет осколочные и бронебойные снаряды (болванки), пробивная способность которых очень высокая. 75-мм пушка и два пулемета „Браунинг“ в работе безотказны. К недостаткам танка относится большая высота, что является мишенью на поле боя. Броня, несмотря на большую толщину (60 мм), недоброкачественна, так как были случаи, когда на дистанции 80 метров она пробивалась из ПТР. Кроме того, был ряд случаев, когда Ю-87 при бомбёжке обстреливали танки из 20-мм пушек и пробивали боковую броню башни и бортовую броню, в результате чего были потери среди экипажей. По сравнению с Т-34 М4А2 более легко управляемы, более выносливы при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо».

Плавность хода «Шерманов» оценили пехотинцы-десантники. Старые солдаты вспоминали, что во второй половине 1944 года танки М4А2 использовались для охоты на немецких фаустников. На танк взбиралось шесть-восемь автоматчиков, которые привязывали себя ремнями к скобам на броне. Танк ехал, а солдаты обстреливали все подозрительные объекты на расстоянии 100–150 м от танка.

Такой тактический приём получил прозвище «метла». Для его выполнения подходили только «Шерманы». На Т-34 из-за слишком жёсткой подвески десант трясло и ни о какой прицельной стрельбе не могло идти и речи. Следует также отметить больший комфорт для экипажа «Шермана» по сравнению с «тридцатьчетвёркой».

В июле 1943 года в 48-ю армию Центрального фронта прибыл 299-й отдельный танковый полк, располагающий 38 танками М4А2. Но массовое оснащение танковых частей Красной Армии танками «Шерман» началось только весной 1944 года.

Можно выделить два типа частей, оснащенных танками М4А2 «Шерман»: отдельные смешанные танковые полки и танковые или механизированные корпуса. Полки обычно имели в составе 11 танков М4А2 и десять «Валентайнов IX». Они действовали в составе общевойсковых армий на различных фронтах.

Танковые и механизированные корпуса входили в состав танковых армий. Например, 3-й Сталинградский гвардейский механизированный корпус действовал в составе 3-го белорусского фронта 22 июня 1944 года, располагал 196 танками: 110 М4А2, 70 «Валентайнов IX», 16 Т-34. 2-й и 4-й гвардейские механизированные корпуса были полностью оснащены советскими танками.

3-й гвардейский танковый корпус (1-й Прибалтийский фронт) также оснащался союзническими танками. 15 августа 1944 года в корпусе имелось 99 «Шерманов» и 23 «Валентайна IX». В мае 1944 года союзническими танками оснастили 1-й механизированный корпус им. Красной Гвардии 1-го Белорусского фронта. В бригадах и полках корпуса находилось 136 танков М4А2, 44 «Валентайна IX», пять «Валентайнов X», 21 самоходка СУ-76, 21 самоходка СУ-85, 43 бронеавтомобиля БА-64 и 47 «Скаут каров». С 29 июля 1944 года корпус участвовал в боях под Слуцком и Барановичами, а позднее участвовал в освобождении Бреста. 5-я гвардейская танковая армия - главная ударная сила 3-го Белорусского фронта во время операции «Багратион» - была наиболее крупным ударным соединением, оснащённым заметным числом западной техники. Всего в армии имелось 350 танков Т-34. 64 «Шермана», 38 танков «Валентайн IX», 29 танков ИС-2, 23 самоходки ИСУ-152,42 СУ-85:, 22 СУ-76, 21 М10 и 37 СУ-57.

С освобождения Белоруссии начинается качественное развитие советских танковых войск. По степени подготовки, опытности и умению проводить боевые операции советские танковые части сравнялись с частями и соединениями всех уровня вермахта и войск СС.

2 июля 1944 года пять танков «Шерман», ведомых гвардии старшим лейтенантом Г. Г. Кияшко (из 9-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса) атаковали противника и в первом эшелоне форсировали Березину. Тут танкисты получили приказ сходу ворваться в местечко Красное, а в случае отсутствия сопротивления противника, занять местечко. Гарнизон противника не ожидал атаки, поэтому танки ворвались на улицы городка, забитые немецкими грузовиками. Стреляя из пушек и пулеметов, метая ручные гранаты, давя гусеницами танков, танкисты уничтожали гитлеровскую технику. Несколько танков прорвались к соседней железнодорожной станции.

Командир другого взвода, лейтенант Смирнов, получил от Кияшко сообщение по радио и сумел перехватить два паровоза и несколько вагонов, из которых выгружалось военное имущество. Вскоре гитлеровцы были окончательно выбиты из городка. В ходе боя гвардейцы уничтожили четыре полевые пушки, почти 30 автомобилей, убили 80 немецких солдат, потеряв при этом только один «Шерман» старшины А. Е. Башмакова. Танкисты перерезали шоссе и железную дорогу, ведущую на Минск. Кияшко приказал, что три исправные «Шермана» организовали засаду, а машина Е. Н. Смирнова, которая в результате тарана получила повреждение механизма оборота башни, забрала раненых и отступила в расположение основных сил бригады.

Вскоре оставшиеся советские танки были атакованы немецкой группировкой, отходящей из Минска на Молодечно через Красное. Против экипажей трех советских танков было брошено 20 танков и САУ (в том числе несколько «Пантер») и до батальона пехоты. За несколько часов боя три «Шермана» подбили шесть немецких танков PzKpfw IV, одну «Пантеру» и самоходно-артиллерийскую установку StuG III, уничтожили до роты пехоты. Но силы были не равны. Все советские танки были подбиты, остатки экипажей сумели пробиться к своим.

Между тем, с подходом основных сил бригады бои за г. Красное разгорелись с новой силой. 3 июля, потеряв семь «Шерманов», танкисты город не взяли. Немецкая оборона была прочной. На следующий день, обойдя город с флангов, наши части заставили противника начать отход, а 5 июля в Красное ворвалась советская кавалерия генерала Осликовского и полностью очистила город от немцев.


Шасси танка M4A2(76)W HVSS «Шерман» с 23-дюймовыми гусеницами. Шасси использовалось для пуска генераторов вплоть до конца 60-х гг. Отдельные машины применялись на практике еще в 1996 году! Летом 1945 годи СССР успел получить партию таких танков, которые использовал в войне с Японией.


Танки M4A2(76)W «Шерман», 9-й механизированный корпус 6-й танковой армии. Забайкальский фронт, построение перед началом войны с Японией, 8 августа 1945 года.


Танки «Шерман» использовались в Красной Армии до конца войны. Например, 8-й гвардейский Александрийский механизированный корпус 2-го Белорусского фронта на 14 января 1945 года имел 185 М4А2, пять Т-34, 21 ИС, 21 СУ-85, 21 СУ-76, 53 «Скаута», 52 БА-64 и 19 ЗСУ M17. 9-й гвардейский мехкорпус 2-го Украинского фронта на 10 августа 1944 года насчитывал 100 М4А2, 40 «Валентайн IX» и три СУ-76, а 5-й гвардейский кавалерийский корпус на 5 августа 1944 года имел 26 Т-34, 41 М4А2 и 19 СУ-76. Танки «Шерман» брали Вену (в составе 1-го гвардейского мехкорпуса) и участвовали в Берлинской операции (в составе войск 2-й танковой и 33-й армий). Свой боевой путь в Красной Армии они закончили на Тихом океане: во время войны с Японией в составе войск Забайкальского фронта находилось более 250 этих машин, в 9-м гвардейском мехкорпусе 6-й гвардейской танковой армии было 137 «Шерманов», в 201-й танковой бригаде - 65, а в 48-м отдельном танковом батальоне два Т-34, два «Шермана» и две СУ-100.

Как известно, во время Второй мировой войны выпускалось несколько модификаций самого массового американского среднего танка М4 «Генерал Шерман». Следует подчеркнуть, что все они по своим тактико-техническим характеристикам от базового варианта принципиально не отличались. Причины, побудившие заводы пойти на их выпуск, носили скорее технологический характер с учетом возможностей того или иного предприятия, традиционных заводов-смежников и т.д. С февраля 1942 по июль 1945 года в серийном производстве состояли шесть основных модификаций танка М4. главными отличительными особенностями которых были тип силовой установки и способ изготовления корпуса. Так, модели М4 и М4А1 оснащались звездообразными карбюраторными двигателями Continental R-975 и имели соответственно сварной и литой корпуса На танках варианта М4А2 устанавливались дизеля General Motors 6046, М4АЗ - карбюраторные двигатели Ford GAA, М4А4 - блоки из пяти карбюраторных автомобильных моторов Chrysler А57 и, наконец, на М4А6 - дизеля RD-1820. Все эти модификации имели сварные корпуса.

С точки зрения компоновки силового отделения наиболее удачными оказались двигатели General Motors 6046 и Ford GAA. Однако первый, представлявший собой спарку автомобильных дизельных моторов, не соответствовал требованиям армии США, в которой стандартным считался карбюраторный двигатель. Поэтому танки М4А2 в основном поставлялись союзникам Соединенных Штатов по антигитлеровской коалиции и лишь в незначительных количествах поступили на вооружение корпуса морской пехоты США. Что же касается второго, то он стал «сердцем» самой массовой модификации «Шермана».

Первый экземпляр нового танка, получившего обозначение М4АЗ, изготовила фирма Ford Motor Company в конце мая 1942 года. Серийные машины раннего выпуска еще имели смотровые щели в лобовой части корпуса, но крышка трансмиссионного люка была уже цельнолитой, а верхний лобовой лист корпуса, в отличие от других моделей, сваривался из меньшего числа деталей. Выпуск первой серии М4АЗ с 75-мм пушкой и сухой боеукладкой завершился в сентябре 1943 года, а в феврале 1944-го к производству этих танков, но уже с мокрой боеукладкой (модель M4A3(75)W) приступил завод Fisher Tank Arsenal. Танки с 76-мм пушкой начали покидать цехи завода Detroit Tank Arsenal, входившего в концерн Chrysler, в марте 1944 года. До конца сентября было изготовлено 1400 M4A3(76)W, имевших еще вертикальную подвеску и гусеницы шириной 421 мм. Но уже с августа стали выпускать вариант M4A3(76)W HVSS с горизонтальной подвеской, в производстве которого с сентября по декабрь 1944 года принимал участие и завод Fisher Tank Arsenal, изготовивший 525 единиц. Выпуск M4A3(76)W HVSS в Детройте завершился в июне 1945 года, когда из ворот завода вышел последний 1217-й танк этой модификации. Таким образом всего было вылущено 1742 танка M4A3(76)W HVSS.

При этом сразу стоит оговориться, что официальный индекс, присвоенный Военным департаментом, - M4A3(76)W HVSS, содержавший в себе в зашифрованном виде все основные этапы модернизации танка М4АЗ («76» - 76-мм пушка, W - мокрая боеукладка, HVSS - горизонтальная система подвески), в войсках не прижился. Более простой вариант индекса - M4A3E(J, которым этот танк обозначался на стадии испытаний, напротив, завоевал широкую популярность. Так эту машину называли все - от солдата до генерала. Букву «Е» в индексе, которую в американской системе обозначений получают опытные образцы, солдаты расшифровали по-своему, присвоив полюбившемуся им танку прозвище Easy Eight - «удобная восьмерка». На этой машине, заслуженно считающейся лучшей версией М4АЗ, имеет смысл остановиться поподробнее.

Корпус танка М4АЗЕ8 сваривался из катаных броневых листов. Его лобовая часть состояла из массивной литой детали, служившей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота, и верхнего листа толщиной 108 мм, располагавшегося под углом 56° к вертикали. В нижней его части справа монтировалась шаровая установка 7,62-мм пулемета Browning М1919А4. Борта корпуса были вертикальными и имели толщину 38 мм.

Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных (10°...12°) листов - верхнего и нижнего. Верхний был смещен по отношению к нижнему так, что между ними образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов. В передней части крыши корпуса над отдепением управления находились овальные посадочные люки механика-водителя и его помощника, располагавшиеся поперек корпуса и имевшие встроенные в крышки приборы наблюдения Мб; между люками - вытяжной вентилятор. В средней части крыши корпуса крепился неподвижный погон башни, вокруг которого был приварен защитный броневой козырек. В кормовой части крыши имелся большой надмоторный люк, закрытый двустворчатой решетчатой крышкой.

На крыше литой башни Т23 имелись командирская башенка с шестью стеклоблоками «триплекс» и перископическим прибором наблюдения Мб, овальный люк заряжающего, лючок прибора наблюдения Мб, кронштейн зенитного пулемета и антенный ввод. В левом борту башни находился лючок для стрельбы из личного оружия, на корме монтировался вентилятор боевого отделения. Стенки башни имели толщину 63,5 мм, крыша - 25,4 мм. В передней части башни в маск-установке М62 (толщина броневого щита - 90 мм) размещалась 76-мм пушка М1А1С или М1А2 с длиной ствола 52 калибра. Ствол орудия оснащался двухкамор-ным дульным тормозом. Вертикальная наводка была возможна в пределах от -10° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. Рядом с пушкой в маске устанавливался спаренный пулемет Browning М1919А4, а на крыше башни - 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ. В левой передней части крыши башни размещался 2-дюймовый дымовой гранатомет МЗ. Наведение орудия в цель осуществлялось с помощью телескопического прицела M71D и перископического М4А1 со встроенным телескопическим прицелом М47А2. Пушка была стабилизирована в вертикальной плоскости наведения. Стабилизатор «Вестингауз» относился к типу гироскопических стабилизаторов с индикаторными маятниковыми гироскопами и силовой гидравлической следящей системой.

Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или вручную. С помощью гидроэлектрического механизма башню можно было повернуть на 360° за 15 с. Механизм имел дополнительный привод к командиру танка, при включении которого отключался привод наводчика.

Боекомплект танка состоял из 71 артвы-стрела, 600 патронов калибра 12,7 мм, 6250 патронов калибра 7,62 мм и 12 дымовых фанат. Танк М4АЗЕ8 имел боеукладку так называемого мокрого типа, о чем свидетельствует буква W в его обозначении (W - wet - мокрый). Боекомплект хранился в двух ящиках, расположенных на днище корпуса и залитых водой. Дабы вода зимой не замерзала, в нее добавляли этиленгликоль. Размещение боекомплекта на полу боевого отделения повышало живучесть машины, а заливка водой помогала спасти его от детонации.

В силовом отделении устанавливался 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Ford GAA максимальной мощностью 500 л.с. при 2600 об/мин. Емкость топливных баков составляла 635 л бензина с октановым числом не меньше 80.

Крутящий момент от двигателя, располагавшегося в кормовой части, с помощью карданного вала, проходившего под вращающимся поликом башни, передавался на размещенные в отделении управления в носовой части танка двухдисковый главный

фрикцион сухого трения, коробку передач, двойному цилиндрическому дифференциалу и бортовым передачам Коробка передач пятискоростная, механическая с..осозубы-ми шестернями постоянного зацепления с синхронизаторами на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода

Ходовая часть танка М4АЗЕ8 применительно к одному боту состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три баланоирные тележки подвешенные на двух горизонтальных буферных пружинах каждая, трех одинарных и двух удвоенных поддерживающих катков обрезиненного направляющего колеса ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) В каждой гусенице имелось 79 одногребневых тоаков шириной 584,2 мм (23 дюйма) шаг трака - 152 мм. Траки металлические или резинометаплические с сайлент -блоком. В каждой тележке подвески устанавливался гидравлическии амортизатор

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли 33,7-т боевой машине развивать максимальную скорость по шоссе 42 км/ч Запас хода при этом составлял 160 км

На всех танках устанавливались радиостанции SCR 508, 528 и 538 Радиостанция SCR 506 имелась только на командирских танках.

Танки М4АЗЕ8 начали поступать в американские войска в Европе i декабре 1944 года - в разгар немецкого контрнаступления в Арденнах. В частности, 4-я танковая дивизия 3-й американской армии с успехом использовала их в тяжелых боях у Бастони в конце декабря - .начале января 1945 года От предшествующего варианта - М4A3(76)W - эти танки отличались только ходовой частью, но и этого оказалось немало. Широкие гусеницы облегчала новым танкам движение по снегу и раскисшему грунту за что они сразу полюбились танкистам. И немудрено - //тельное давление у М4АЗЕ8 составляло 0,77 кг/см2 против 1 кг/см2 у М4А3! Использование сальных гусениц Т66 с развитыми грунтозауепами еще больше улучшало проходимость. Оценили экипажи и характеристики горизонтальной подвески - она оказалась существенно мягче вертикальной. При движении по пересеченной местности танк избавился от продольной раскачки, а на шоссе по комфортабельности хода стал сравним с автомобилем. Возросшая плавность хода положительно отразилась и на точности стрельбы, снизив нагрузки.на стабилизатор наведения пушки. Все эти преимущества М4АЗЕ8 в сочетании с традиционными для «шерманов» надежностью и простотой в эксплуатации, по-видимому, и стали причиной возникновения его прозвища.

В войсках «удобные восьмерки» никаким переделкам и доработкам не подвергались, за исключением, пожалуй постоянного желания экипажей хоть как го усилить их броневую защиту И не то чтобы она была слишком слабой - - лобовая броня «Шерманов» превосходила как минимум соответствовала таковой у других среднич. танков тех лет советского Т-34-85 и немецкого Pz.IV. С последними М4АЗЕ8 вообще мог сражаться на равных! Но у немцев были еще «Пантера» и 88-мм пушка Рак 43 - самый страшный кошмар американских танкистов И та и другая с.лёгкостью «протыкали» американский танк на дистанции 1000 м и даже больше, Фактически с момента высадки в Нормандии американские танкисты начали навешивать на борта боевых машин гирлянды гусеничных траков В 14-й Taнковой дивизии пошли еще дальше и навари на борта рамочные конструкции заполнявшиеся мешочками с песком. Но пожалуй, наиболее профессионально и основательно подошли к решению этого вопроса в 3-й армии генерала Джорджа Паттона После окончания боев в Арденнах здесь на корпуса М4А3Е8 начали наваривать броневые листы. вырезанные из подбитых американских и немецких танков. Причем на наклонный побовои лист наваривался точно такой же, что удваивало его толщину На литую крышку трансмиссии бopтa корпуса и башни крепили листы потоньше Очень быстро в 3-й армии поняли, что силами одних армеиских ремонтных мастерских с такой работой cправиться не удастся Поэтому в февралe 1945 года к усилению бронезащиты танков были привлечены бельгийские предприятия в Бастонм До конца месяца на них переоборудовали 106 танков М4АЗЕ8 для трех танковых дивизий - 4-й, 6-й и 11-й. Таким образом каждая получила по 36 машин.

Работы по усилению бронирования танков оказались очень популярны у экипажей Так наппимер. по отзывам танкистов из 6-й танковой дивизии, танки с дополнительной броней свободно выдерживали обстрел 75-мм пушки танка «Пантера». В итоге в марте 1945 года добронирование боевых машин продолжилось Примеру 3-й армии последовали отдельные соединения 7-й и 1-й армий. В некоторых например в 3-й танковой дивизии, дополнительную брониировку осуществляли пс обращу разработанному в армии генерала Патона, в других создавали свои схемы.

Тем временем в 3-й армии, ридимо не удовлетворившись одним добронированием, занялись довооружением «удобных восьмерок» На части машин спаренный 7.62-мм пулемет за иенили на крупнокалиберный - 12,7-мм При этом его ствол заметно выступал за габариты маск-установки Зенитный крупнокалиберный пулемет переместили вперед приварив его кронштейн перед люком заряжающего Ну а перед командирской башенкой разместили кронштейн нештатного 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 При таком довооружении возможности пВО возросли незначительно, поскольку стрелять по самолетам сразу из обоих пулеметов было нельзя - они просто мешали друг другу Зато для боя в населенном пункте, для обстрела рерхних этажей зданий, где могли засесть немецкие «фаустники». два пулемета были как нельзя кстати

Танки М4АЗЕ8 как, гпрочем, и «шерманы" других модификаций воевали вплоть до свершения Второй мировои воины, а затем состояли на вооружении батальоноь средних танков танковых дивизий до середины 1950-х годов. Эти боевые машины активно применялись в войне в Корее

Надо сказать что положение с танковыми частями р США к лету 1950 года было плачееным Многочисленные американские бронетанкорые воиска после окончания Второй мгровой воины были почти полностью демобилизованы. На территории страны нахочились всего три (!) танковых батальона 6-й (танки М26", 70-й учебный в Форт-Ноксе (М4АЗ и М26/ и 73-й в пехотной школе в Форт-Бениинге (М26; В этих условиях командовачие 8-и армии, Воиска. которой находились р Японии и Южной Корее, сняло с хранения и отремонтировало 54 танков М4АЗЕ8 и сформировало из них 89-й батальон, который прибыл на Пусанский плацдарм в конце июля 1950 года, а 2 аргуста вступил в бой. Рота «шерманов» атаковала серерокорейские позиции близ Масана, «напоролась» на позиции взвода 45-мм противотанковых пушек потеряла 8 танков и отошла

Танковых боев в Корее было мало. Основные потери стороны несли от огня артиллерии, «базук» и противотанковых ружей Поотив Kopeйских танков Т 34-85 американцы стремились использовать свои М26 и М46, превосходившие советскую машину как по огневой мощи, так и по броневой защите. Пеовое же столкновение Т-34-85 и М4АЗЕ8 пооизошло в конце сентября 1950 года, когда американские войска, высадившиеся у Инчхона пробивались навстречу войскам с Пусанского плацдарма Десять тридцатьчетверок атаковапи «шерманы» 2-го взвода роты «С» 70-го танкового батальона Три М4АЗЕ8 были подбиты в считанные секунды. Затем один Т-34-85 «проутюжил» транспортную колонну, разнеся в щепы 15 грузовиков и джипов, и был подбит выстрелом в упор из 105-мм гаубицы. Еще четьпе Т-34-85 стали жертвами огня «базук», а дра серерокореиских танка подбили с тыла подошедшие основные силы 70-го танкового батальона

В конце 1950 года американские войска в Корее насчитывали 1326 танков, 679 из которых были М4АЗЕ8 Войска китайских народных добровольцев перешедшие в наступление в октябре 1950 года, сначала вообще не имели танков. Однако, бросив 31 пехотную дивизию против 18 американских китайцы к началу 1951 года оттеснили их за 38-ю параллель. К середине января в 8-й армии осталось 670 танков, из них 317 М4АЗЕ8 и М4АЗЕ5). В апреле активные боевые действия на сухопутном фронте в Корее закончились Одновременно практически закончилась и боевая карьера «удобной восьмерки».

В другие страны они поставлялись мало - там хватало «шерманов» других модификаций, оказавшихся в избытке в США Великобритании и Франции после Второй мировой войны Судя по всему, наибдолее поздний и заметный боевой эпизод с их участием связан с Кубой. Семь М4АЗЕ8 находились на вооружении режима Батисты и использовавались против повстанцев. В декабре 1958 года в г. Санта-Клара партизаны без боя захватили пять «шерманов» - Че Гевара сагитироовал танкистов и они перешли на сторону повстанцев. 1 января 1959 года восстала Гавана, режим Батисты был сметен. А 8 января в город вступила Повстанческая армия. Фидель Кастро приветстрорал ликующих гаванцер, стоя в открытом люке удобнои восьмёрки».

М. Барятинский,
«Моделист-конструктор» № 3"2006

Американский средний танк M4 Шерман активно использовался в нескольких войнах и стал по-настоящему массовым, уступив в количестве лишь Т-34 вместе с Т-54. Своё название он получил в честь генерала Уильяма Шермана, причём его дали британцы и, лишь со временем, оно закрепилось окончательно, хотя в СССР его привыкли называть "эмча".

Появившись в 1942 году, М4 Шерман попал на вооружение нескольких стран и получил 8 модификаций, а также послужил основой для ещё большего числа специальных машин и САУ .

Создание

Когда началась Вторая мировая война, Америка не имела на вооружении современных средних танков. Поэтому инженеры попытались создать новую машину на базе М2, позже получившую название М3 Ли. Однако, ещё во время разработки, стало ясно, что он не подходит армии, поэтому пришлось разрабатывать новый танк.

2 сентября 1941 года был разработан прототип Т6, в котором решили использовать узлы М3 и новую компоновку.

Очень быстро прошли испытания и в середине февраля следующего года первый Шерман был выпущен под индексом М4.

Конструкция

Как уже говорилось, танк много позаимствовал у своего предшественника. Например, двигатель, трансмиссия, ходовая часть и основное вооружение. В то же время он получил совершенно новый корпус традиционной для США и Германии компоновки с трансмиссией спереди и вооружением во вращающейся башни, избавившись таким образом от основного недостатка М3.

Экипаж машины составлял 5 человек, механик-водитель вместе со стрелком-радистом располагались в передней части корпуса, а остальные 3 - в башне.

Весил Шерман около 30 тонн.

Корпус

Как уже говорилось, компоновка стала более традиционной по сравнению М3, с трансмиссионным отделением спереди, боевым посередине и моторным сзади.

Несмотря на то, что вооружение оказалось в башне, корпус остался очень высоким из-за того, что в него вертикально устанавливался звездообразный двигатель, разработанный для авиации.

Такая особенность повлияла далеко не лучшим образом на Шерман, снизив возможности его маскировки и устойчивость.

Корпус всех модификаций кроме М4А1 изготавливался из катанных бронеплит, соединённых между собой с помощью сварки, поскольку литьё оказалось слишком сложным для серийного производства.

Верхняя лобовая деталь составлялась из 7 частей, поэтому сварка производилась очень качественно, а нижняя из 3, но соединённых между собой болтами. Позже НЛД стали сразу делать цельной.

Толщина верхней лобовой брони у Шерманов первой серии составляла 50 мм под углом 47° но была ослаблена лючками смотровых приборов. Чуть позже их убрали, но изменили и угол наклона, ставший равным 56°.

Борта корпуса получили толщину 38 мм и располагались вертикально, корма получила такую же толщину, но при этом угол наклона около 10°, а днище - 13-25 мм.

Особенностью брони стала её вязкость, немного снижающая прочность, но значительно уменьшающая число осколков внутри танка.

В днище корпуса имелся люк, повышающий шансы на спасение экипажа из подбитого танка.

Ещё один люк, механика-водителя, находящийся на крыше корпуса, оказался очень неудачной конструкции, поскольку откидывался наверх, из-за чего его могло задеть орудие и буквально прихлопнуть им механика-водителя, свернув тому шею. Позже этот недостаток устранили, сделав люк сдвижным в сторону.

Часть боекомплекта располагалась по бортам корпуса, из-за чего пороховые газы легко возгорались при попадании снаряда в корпус.

Позже, примерно в середине 1944 года, появилась новая боеукладка, перенесённая на пол боевого отделения и с водой между гнёздами для боеприпасов, что значительно повысило её защиту.

Башня

Литая башня получила цилиндрическую форму, кормовую нишу и пистолетную амбразуру слева. Толщина её лба составила 76 мм, а угол наклона 60°, дополнительной защитой служила маска орудия толщиной 89 мм. Борта и корма башни получили одинаковую толщину 51 мм.

Поворот осуществлялся с помощью электрогидравлического или электрического привода в зависимости от модификации Шермана, также имелась возможность ручного привода, причём всего за 15 секунд производился поворот на 360°.

Внутри слева расположили место заряжающего, а с другой стороны находились наводчик и командир за ним.

На крыше башни ранних модификаций имелся один люк, позже появился второй для заряжающего, а на крышке командирского - турель зенитного пулемёта.

Часть боезапаса располагалась на полике башни, а ещё одна часть в задней части корзины.

Вооружение

В роли главного орудия первой серии танков оказалась 75 мм пушка M3 L/37,5, устанавливаемая на М3, чуть позже, в октябре 1942 года, на Шерман установили улучшенную маску пушки, спаренный пулемёт и телескопический прицел для наводчика.

У вооружения было несколько интересных особенностей, а именно вертикальная стабилизация с помощью гироскопа, установка пушки, с поворотом на 90° для того, чтобы управлять затвором в горизонтальной а не вертикальной плоскости и большие углы наводки от -10° до +25°.

В целом, такое орудие по своей эффективности примерно соответствовало Ф-34, устанавливаемой на советский Т-34 и было способно поражать всю раннюю немецкую технику, лишь поздние версии PzKpfW VI были относительно защищены от неё.

Позже, с появлением среднего танка Пантера и тяжёлого Тигр , пришлось устанавливать длинноствольную нарезную пушку M1 калибром 76,2 мм и длиной ствола 55 калибров. Она также получила несколько вариантов, например, с резьбой для съёмного дульного тормоза, со смещёнными цапфами или изменённым шагом нарезов.

Пользующаяся Шерманами английская армия устанавливала свои 17 фунтовые пушки MkIV, не требующие переделки башни.

Американские танки, использующиеся для артиллерийской поддержки пехоты, получили нарезную 105 мм гаубицу М4 и лишились стабилизатора из-за плохого баланса орудия.

Боекомплект разных орудий сильно различался, например, для М3 он составлял 90 снарядов, для MkIV 77, для гаубицы М4 66.

В качестве вспомогательного вооружения на Шерман устанавливалось несколько пулемётов.

Наводчик имел спаренный с пушкой M1919A4 калибром 7,62 мм с электроспуском, стрелок-радист такой же, установленный в шаровой установке на ВЛД, их общий боекомплект составлял 4750 патронов.

На командирском лючке находилась турельная установка с зенитным пулемётом M2H калибром 12,7 мм и боезапасом 300 патронов.

В июне 1943 года Шерман получил 51 мм дымовую мортиру М3 на крыше башни слева с казённой частью под бронёй и управляемую заряжающим.

Двигатель и трансмиссия

Как уже говорилось, большую высоту корпуса танк получил из-за вертикальной установки звездообразного авиационного двигателя Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с.

Помимо него, Шерман получил ещё 4 варианта силовой установки, в итоге появилось 6 модификаций.

М4 и М4А1 получили описанный выше двигатель, а вариант М4А2, использующийся в СССР по ленд-лизу, пришлось установить спарку шестицилиндровых двигателей GM 6046 мощностью 375 л. с., поскольку советские войска привыкли использовать дизельное топливо.

М4А3 получил мощный V8Ford GAA, развивающий 500 л. с., а М4А4 интересную силовую установку Chrysler A57 multibank мощностью 470 л.с., собранную из 5 автомобильных бензиновых двигателей L6 и заставившую разработчиков удлинить корпус.

Последним вариантом стал М4А6 с дизельным двигателем Caterpillar RD1820 мощностью 450 л.с., но заказ на него вскоре аннулировали, поскольку дизель отличился низкими эксплуатационными характеристиками.

Для прогрева двигателя и зарядки аккумулятора на Шерман установили вспомогательную одноцилиндровую силовую установку, позволившую обойтись без запуска основного двигателя.

Расположенная спереди трансмиссия дополнительно защищала экипаж, но, в случае пробития, могла обжечь раскалённым маслом и повышала риск обездвиживания даже без пробития.

На танк установили механическую пяти ступенчатую коробку передач с задней передачей, а повороты осуществлялись за счёт двух раздельных тормозов, управляемых рычагами с сервоприводами.

Момент передавался с помощью карданного вала и двойного дифференциала Cletrac.

Особым изменения трансмиссия не подвергалась, разве что её защита стала полностью литой, а управление стояночным тормозом изменили с ручного на ножное.

Ходовая часть

Подвеску позаимствовали у М3 с минимальными изменениями, поэтому с каждой стороны танк получил привычные три опорные тележки к которым крепились два обрезиненных опорных катка и две буферные пружины, установленные вертикально.

Эта подвеска получила название VVSS (Vertical Volute Spring Suspension), то есть "вертикальная", в марте 1945 года она прошла модернизацию, получив двойные катки и горизонтальные пружины вместе с гидравлическими амортизаторами, более широкие гусеницы и обозначение HVSS (Horisontal Volute Spring Suspension), то есть "горизонтальная".

Она дала Шерману лучшую проходимость и надёжность вместе с ремонтопригодностью.

В целом подвеска оказалась удачной, обеспечив более плавный ход и меньшую шумность по сравнению с Т-34, что позволило пехоте, располагающейся на броне, вести огонь на ходу.

Боевое применение

Этот танк активно участвовал во Второй мировой, позже в Корейской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах.

Впервые Шерман попал в бой 23 октября 1942 года в составе британской армии. Сражение произошло под Эль-Аламейном, в ходе которого новым танкам пришлось столкнуться с немецкими PzKpfw III и PzKpfw IV. Здесь была продемонстрирована удачная конструкция, имеющая разумное сочетании защиты, огневой мощи и подвижности.

С ноября он начал поступать в СССР, где оказалось, что он весьма схож с Т-34, имеет более слабую защиту бортов, но значительно превосходя в комфорте, но Т-34-85 начал превосходить американский танк в защищённости и огневой мощи.

Армия США применила Шерманы чуть позже, 6 декабря того же года в Тунисе, их неопытность привела к большим потерям, однако сам танк показал себя с хорошей стороны.

Радость военных прекратилась 14 февраля следующего года, когда новые PzKpfw VI Тигр показали, что Шерман не способен им противостоять.

6 июня 1944 года, когда началась известная высадка в Нормандии, американцы в очередной раз столкнулись с Тиграми и Пантерами, потеряв за 10 месяцев боёв 1348 Шерманов и ещё 600 танков по иным причинам.

Окончательно стало понятно, что у Шерман плохо подходит для противотанковой борьбы или городских боёв из-за слабой защиты и вооружения, однако имеет отличную подвижность и хорошие условия для экипажа.

В Корее Шерманы получили 76 мм орудие, что позволило им сравняться с советским Т-34-85 по огневой мощи, превосходя их при этом по обзору, комфорту, имея стабилизатор и более опытные экипажи.

Эпилог

М4 Шерман был произведён в количестве более 49000 единиц, став самым массовым американским танком. Его с удовольствием использовали в других странах, например, в СССР и Великобритании, поскольку он получился вполне удачным.

Шерман имел чрезмерную высоту корпуса, его первые версии легко возгорались, броня не слишком хорошо защищала, мощности орудий первых версий часто не хватало, а сама конструкция не принесла ничего революционного или нового, но была вполне современной и оставляла большое пространство для модернизации.

Конструкторы приложили много усилий для удобства экипажа, ремонтопригодности, надёжности и облегчения серийного производства, а это многого стоит на войне.

Его вооружение соответствовало Т-34 или PzKpfw IV, уступая Пантере с Тигром, бронирование также было на уровне средних танков, уступая лишь тяжёлым.

Весомыми преимуществами оказались мобильность, надёжность, неприхотливость невысокий уровень шума, позволившие применять танк в любых операциях. Единственным недостатком в этом плане оказался высокий расход топлива, ограничивший дальность хода 190 километрами, но хорошая система обеспечения вполне решала эту проблему.

М4 Шерман не даром многие называют одним из лучших танков Второй мировой войны, ведь он удачно совместил в себе все необходимые черты среднего танка, не получив при этом сильных недостатков.

14-02-2017, 13:27

Привет, танкисты и танкистки, с вами сайт! Сейчас речь у нас с вами пойдет об интересной, сильной и универсальной машине, американском среднем танке пятого уровня – это M4 Sherman гайд .

Когда-то этот аппарат вселял страх в технику своего и меньшего уровня благодаря опасному фугасному орудию. Сейчас его грозные кумулятивы уже не столь сильны, да и точность у пушек понерфлена, но все равно у M4 Sherman ТТХ достойны уважения. Если понимать преимущества и недостатки этого танка, играть на нем правильно, можно получать массу удовольствия и показывать хорошие результаты.

ТТХ M4 Sherman

Как обычно, начинать анализ параметров танка мы будет с того, что наш американец является обладателем стандартного по меркам сверстников запаса прочности, но в то же время у M4 Sherman обзор изначально равен 370 метрам, что значительно лучше, чем у большинства СТ-5.

Ситуация с живучесть у нашего американца спорная. В первую очередь хочется отметить тот факт, что машина имеет большие и высокие габариты, то есть попасть по M4 Sherman WoT не такая уж сложная задача, да и светимся мы на весьма приличных расстояниях.

Если говорить о броне, она есть, но только когда мы вверху списка. Номинально у данного аппарата бронирование слабое, однако, во лбу корпуса весь ВЛД имеет неплохой наклон, что позволяет 50-миллиметровой бронеплите достигать даже 120 миллиметров в самом толстом месте. Если вы еще довернете корпус, что у M4 Sherman характеристики бронирования еще немного возрастут, что позволит отбивать некоторые снаряды одноклассников, но от техники 6-7 уровней не защитит.

Башня в лобовой проекции тоже способна удивлять. Тут есть большая 90-миллиметровая маска орудия, да и щеки у M4 Sherman World of Tanks за счет приятных скосов достегают около 120 миллиметров приведенки. Все это тоже не дает гарантированных рикошетов или непробитий, но иногда может спасать.

А вот о боковой проекции ничего хорошего сказать не получится. С бортов M4 Sherman танк защищен крайне слабо, поворачиваться к врагу нельзя, как и слишком сильно доворачивать корпус.

Что же касается подвижности, она у нас неплохая и нехорошая – средняя. Тут следует отметить, что M4 Sherman WoT имеет достойную максимальную скорость, динамику и маневренность, но сильно динамичным или резвым его не назовешь.

Орудие

Ситуация с вооружением в нашем случае достойна не меньшего внимания, хотя бы потому, что на выбор владельцам этого американца предоставляется две абсолютно разные пушки.

В первую очередь рассмотрим M4 Sherman орудие калибром 105 миллиметров, которое называют фугасницей. С этим стволом у нас есть очень мощный альфастрайк, что позволяет отправлять в ангар многие машины своего и меньшего уровня в ангар с одной выстрела.

Однако сильная эта пушка только когда средний танк M4 Sherman попадает вверх списка, ведь тут слабенького пробития часто будет хватать для нанесения ощутимого урона. Но чем выше уровень противника и крепче у него броня, тем меньше урона вы будете наносить, да и кумулятивы не дают никаких гарантий, хотя, возить около 10 штук с собой стоит.

Как и полагается фугасным орудиям, этот ствол плох тем, что имеет плохую точность, выраженную в огромном разбросе, плохой стабилизации и длительном сведении. Но зато углы вертикальной наводки у M4 Sherman WoT шикарные – мы можем опустить пушку на 10 градусов вниз, что очень комфортно.

Второе орудие считается классическим. Оно имеет вполне стандартный по меркам одноклассников альфастрайк, но скорострельность у него настолько низкая, что с ним M4 Sherman танк способен выдавать жалкие 1437 единиц чистого урона в минуту.

Хорошей стороной 76-миллиметровой пушки является пробитие, даже обычным бронебойным снарядом вы сможете уверенно воевать против пятерок и шестерок и только для крепких семерок M4 Sherman World of Tanks должен иметь при себе около 20 подкалиберов.

В плане точности тут нас снова ждет небольшое разочарование, так как разброс опять довольно большой, сведение хотелось бы иметь более быстрое, да и со стабилизацией дала обстоят не лучше.

Подводя итог по вооружению, хотелось бы сказать, что с фугасницей американский танк M4 Sherman превращается в веселую машину, которая в идеальном топе будет приносить вам массу веселья, а внизу даст возможность стабильно сбивать даже с крепких целей хоть какой-то урон и часто повреждать модули. Вторая же пушка подходит для более стабильной игры, но помните, что ее ДПМ очень низок, это самая большая проблема.

Преимущества и недостатки

Без понимания сильных и слабых сторон своего танка, играть будет гораздо сложнее, ведь вы не будете знать, как укомплектовать машину и на что можно полагаться в бою. Давайте же выделим основные плюсы и минусы M4 Sherman World of Tanks , но с учетом установленной фугасницы.
Плюсы:
Отличный базовый обзор;
Очень хорошие углы вертикальной наводки;
Мощный альфастрайк;
Неплохая подвижность.
Минусы:
Все-таки слабая броня;
Большой силуэт;
Плохая точность;
У фугасницы слабое пробитие.

Если же говорить об альтернативном орудии, то к преимуществам танка можно будет отнести хорошее пробитие, а к недостаткам крайне слабый урон в минуту.

Оборудование для M4 Sherman

Без правильного и сбалансированного выбора дополнительных модулей не обходится ни один уважающий себя танкист, ведь это отличный способ улучшить свой танк. В нашем случае упор следует делать на повышения комфорта стрельбы, а в целом на танк M4 Sherman оборудование лучше ставить такое:
1. – превосходный вариант для обеих пушек, ведь с ним мы сможем чаще стрелять, а значит и наносить больше урона.
2. – иного способа улучшить точность на этой машине нет, а ведь она очень сильно нуждается в повышении данного параметра.
3. – стандартный вариант для подвижного среднего танка, который в нашем случае позволит сделать и без того хороший обзор отличным.

Однако некоторые игроки захотят пренебречь обзором в пользу повышения огневой мощи и комфорта нанесения урона, в таком случае предпочтительнее заменить последний пункт на , которая даст 5-процентный буст к наиболее важным характеристикам.

Обучение экипажа

Разумеется, на это придется потратить больше времени и сил, но при прокачанном экипаже игра сильно меняется в лучшую сторону, так как вы можете не только улучшить необходимые для нанесения урона параметры, но также повысить выживаемость танка. Для достижения хороших результатов на M4 Sherman перки лучше качать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для M4 Sherman

Выбор расходников, как всегда, остается полностью. Стандартным аспектом, в котором если у вас недостаточно серебряных кредитов, лучше отдать предпочтение , , . Но для тех, кто привык полагаться в бою на надежность и не скован в средствах, мы рекомендуем возить на M4 Sherman снаряжение из , , . Кроме того, поставить вместо огнетушителя тоже можно, машина эта горит нечасто.

Тактика игры на M4 Sherman

Все мы прекрасно понимаем, что стратегия поведения в бою, прежде всего, строится на понимании и использовании в своих интересах сильных и слабых сторон танка. По этим причинам важно понимать, что для M4 Sherman тактика не может сводиться к ведению боя на ближних дистанциях, виной тому довольно слабое бронирование.

Кроме того, мы по-разному себя чувствуем в зависимости от того, с кем приходится воевать. Если говорить о боях в топе, средний танк M4 Sherman тут является очень грозным противником. Благодаря фугаснице у вас есть шанс отправлять слабо бронированных противников 4 и даже 5 уровня в ангар с одного выстрела, удовольствия при этом получается масса. Но даже тут сильно рассчитывать не броню нельзя и действовать нужно осторожно.

В боях против шестых и тем более седьмых уровней ситуация сильно меняется. Урона M4 Sherman танк сможет наносить гораздо меньше и действовать придется в разы осторожнее. Тут мы превращаемся в танк поддержки, который должен либо вести огонь со второй линии, либо стрелять, высовываясь из-за спин союзников.

Что касается нанесения урона, важно всегда сводиться до конца, а для того, чтобы выбить из противника побольше очков прочности, играя на M4 Sherman WoT старайтесь выцеливать слабые места, ведь чем тоньше броня в месте попадания нашего снаряда, тем больше урона нанесет фугас.

Остальные прописные истины вы знаете: следите за мини-картой, берегите свой запас прочности, пользуйтесь подвижностью для совершения разумных маневров и почаще прибегайте к хитрости. Помните, танк M4 Sherman World of Tanks силен и сейчас, просто действовать на нем нужно разумно и осмотрительно.

В этой серии псто я расскажу о основных серийных модификациях, особенностях эксплуатации и историю разработки и применения сего заморского агрегата. (всего планирую 3-4 части. В первой части о основных модификациях производимых в США)

M4 «Шерман » - основной средний танк США периода Второй Мировой, ну или чуть ли не основной танк вообще ибо модификаций под разные задачи они напилили туеву хучу и я решил раскопать всю эту кучу во имя Сатаны человечества.

История создания (кратко, нет серьезно, очень кратко):

К началу Второй мировой войны США подошли, не имея в производстве и на вооружении ни одной адекватной модели среднего или тяжёлого танка, была лишь горстка "средних" "танков" М2. Разработаный в авральном порядке танк М3 "Ли" считали устаревшим по конструкции уже на этапе разработки, потому уже появились требования к танку который придет ему на замену... Решили (не безосновательно) что использовать узлы и агрегаты танка "Ли" будет хорошей идеей- потому и началась разработка 1 февраля 941, прототип появился уже 2 сентября того же года.

Танк унаследовал ходовую, нижнюю часть корпуса и орудие предшественника, однако отказались от упоротой конструкции с пушкой в фюзеляже корпусе и запихнули её в башню. Правда габариты остались примерно прежними. Танк получил обозначение M4 , и в феврале 1942 года было начато его серийное производство. M4 оказался проще, технологичнее и дешевле в производстве, чем M3.
На этом историю создания можно заканчивать и начинать разбирать по тихоньку- какие же они были, "Шерманы"?

Т6 Sherman Prototype

Модификации:

Тут будут лишь серийные американские машины, канадские, английские и инжинерные машины я опишу в другом псто. Различия будут указаны только ключевые, заклепочники могут даже не писать ничего в каментах

Для начала стоит сказать, что собенностью производства M4 стало то, что практически все его варианты не являлись следствием модернизаций, а имели чисто технологические отличия и производились практически одновременно. То есть отличие M4A1 от M4A2 не значит, что M4A2 обозначает более поздний и более совершенный вариант, это лишь значит, что данные модели производились на разных заводах и имеют различия в конструкции (о чем будет ниже). Модернизациям, таким как изменение боеукладки, оснащение новой башней и пушкой, изменение типа подвески, все типы подвергались в целом в одно и то же время, получая армейские обозначения W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличаются, и включают букву E и числовой индекс. Например, M4A3(76)W HVSS имел заводское обозначение M4A3E8.

Число в скобках указывало на орудие установленное на танк, если числового обозначения нет- то установленно стандартное 75мм орудие а к примеру в маркировке М4А1(105) ясно, что это "Шерман" со литым корпусом и 105мм гаубицей.


М4 (а так же М4А1, различие которого лишь в наличии литого корпуса)


Литой корпус. М4А1 (пожалуй самый привычный для меня внешний вид, когда представляешь себе самый первый М4 "Шерман")


Сварной корпус танка М4


Пожалуй самая интересная версия с завода в Детройте: М4 Сomposite Hull (литой лобовой лист с остальными сварными частями)

По сути танк практически полностью отвечал прототипу Т6 Prototype (в варианте литого корпуса) Различалось лишь орудие (на прототипе стояло орудие М2) и отсутствием двух неподвижных и нахрен никому не нужных пулеметов. Его основным вооружением была американская танковая пушка 75 mm M3 с длинной 37,5 калибров. Пушка позволяла бороться с большинством танков противника на момент принятия на вооружение, хотя танк в целом рассматривался как машина поддержки пехоты потому фугасное действие снаряда было важнее.

Изюминкой танка М4(и последующих модификаций с "обычным" орудием а не гаубицей)- был стабилизатор вертикальной наводки, довольно примитивный однако он сокращал время до полной стабилизации орудия после остановки (этому способствовала и довольно мягкая подвеска). Так же- танк М4 вооружали 105мм бабахалкой гаубицей М4 и оказался несколько эфективнее как танк поддержки пехоты, но потерял противотанковые свойства и стабилизатор вертикальной наводки.

В ходе войны, ВНЕЗАПНО, оказалось что у немцев появились как новые модели танков, так и усовершенствованные старые, потому в 1944 году на танки стали устанавливать 76 мм орудие М1 с длинной ствола 55 калибров. Правда для установки орудия пришлось вкарячить новую башню (от опытного танка Т23), но это всяко проще и дешевле чем пилить новый танк. (На сколько я понял, стабилизатор на этом орудии остался, но я могу ошибаться). По противотанковым свойствам она была на уровне с 85мм пушкой Т-34-85, уступая 75мм пушке "Пантеры" и 88мм пушки "Тигра", превосходя Панцер 4 поздних модификаций.


М4А1 с 76мм пушкой

Двигатель на танке был 350-сильным звездообразным, бензиовым. Он в целом отвечал требованиям по подвижности, хотя и немного повышал пожароопасноть машины.
Бронирование составляло 51/38/38мм, лобовой лист установлен под углом в 56 градусов.

M4A2


M4A2(76)W. Пускай из всех выпущеных М4А2 их была только 1\3- но пикча тут для разнообразия. (к стати тут можно увидеть дульный тормоз на 76мм пушке. А так же на заднем плане можно увидеть то ли СУ-85М то ли СУ-100. Отсюда мы можем понять что это советские ленд-лизовские машины)

По сути модификация А2 отличалась лишь спаркой дизелей общей мощностью 375 поней коней (к стати танк вполне мог двигаться с одним двигателем, об этом будет немного позже в рассказе про "Шерманы" в СССР). Именно М4А2 поставлялся в СССР по ленд-лизу так как одно из требований к танку было наличие дизельного мотора. Танк производили только в его сварном варианте, производство литого корпуса было более трудоемким и не имело преимуществ перед сварным. Бронирование идентично М4

М4А3 (и его модификации)


M4A3E8 "Easy Eight" ( "Easy Eight" - новый тип подвески, о которой чуточку позже)


М4А3

Снова таки- по сути тот же М4 со сварным корпусом, но изюминкой танка является 500сильный, 8-ми цилиндровый V- образный бензиновый мотор фирмы Ford, что при примерно той же массе заметно повышало подвижность. Вооружение как и на предыдущих модификациях варьировалось от 75-76мм до 105мм орудий. Бронирование идентично М4.

Отдельно стоит отметить модификацию М4A3E2 "Sherman Jumbo" и M4A3E8 "Easy Eight" .

М4A3E2 "Sherman Jumbo" отличался он от "простого" "Шермана" усиленным лобовым бронированием в 100мм лобовом листе и толстой литой башней, так же увеличили бортовую броню до 76мм, однако из-за того что модификация задумывалась как штурмовая то выбор орудий пал на 75мм и 105мм пушку а от 76мм пушки отказались из-за слабого фугасного воздействия снаряда (как бы это не странно было, но 75мм фугасный снаряд был мощнее чем 76мм). Позже по многочисленным просьбам военных было поставлено некоторе количество 76мм пушек для борьбы с танками и на танк, практически без сещественных доработок установили длинноствольную пушку. За повышение бронезащиты Джимбо расплатился значительным снижением подвижности. Макс скорость по пересеченке составляла всего 22км\ч. По шоссе же скорость осталась практически прежней Так же выросло и удельное давление на грунт что снизило его проходимость.


М4A3E2 (на фото мы можем наблюдать 76мм пушку М1)

M4A3E8 "Easy Eight"- Отличался от М4А3 наличием новым, горизонтальным типом подвески. В конце марта 1945 года подвеска была модернизирована, катки стали двойными, пружины горизонтальными, была также изменена форма и кинематика балансиров, введены гидравлические мортизаторы. Подвеска получила более широкие, 58 см, гусеницы . Танки с такой подвеской (получившей название Horisontal Volute Spring Suspension, «горизонтальная») имели аббревиатуру HVSS в обозначении. «Горизонтальная» подвеска отличается от «вертикальной» меньшим удельным давлением на грунт, и даёт модернизированным танкам несколько бо́льшуюпроходимость . Кроме того, эта подвеска более надёжна и менее требовательна к обслуживанию. Из-за несколько меньшего давления на грунт они и получили прозвище "Easy Eight"

М4А4


М4А4(76)W

Отличается упротой двигательной установкой состоящей из 5 бензиовых двигателей общей мощностью 470 лошадей. Корпус пришлось удлиннить что бы это чудо влезло что немного сказалось на росте массы танка. Так же (как видно на фото выше) место Механика-Водителя и его помощника было защищено дополнительными бронелистами из-за того что они расположены под меньшим углом наклона при той же толщине.
В основном машину использовали в английской армии под индексом Sherman V и шел на переделку под Шерман Файрфлай (о котором в другом псто)

М4А6


M4A6
Отличается многотопливной моторной установкой. Подобен по конструкции к М4А4. Выпущено было всего 75 штук, потому особо информации о нем нет. М4А6 участие в боях не принимали и использовались для подготовки экипажей в 777-м танковом батальоне в Форт-Нокс

На этом с основными модификациями я закончу. О инжинерных машинах и машинах зарубежного производства- в следующем псто

P.S. прощу прощения за некоторые нестыковки с М4А3Е2, все пофиксил прочитав кое какую дополнительную инфу



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: