Украинские казаки. Появление украинского казачества

Попытки сравнения украинского и российского казачества предпринимались с давних пор и при этом редко были корректными. В последние же годы, когда все русское объявлено на Украине «враждебным», «неправильным» либо, наоборот, «украденным у украинцев», о каком-то объективном сравнении и речи быть не может. Однако мы все же попытаемся найти главные различия между теми людьми, которые в разные века в двух соседних землях именовали себя казаками.

Речь, естественно пойдет не о том, кто носил шаровары – а кто галифе с красными лампасами, и не о наличии или отсутствии на казацких головах «оселедцев» (с каковыми, если верить летописям, первыми стали красоваться еще воины Князя Киевского Святослава – общие предки обоих народов). Поговорим о вещах, так сказать, основополагающих и наиглавнейших.

Верность присяге

Российских казаков не зря называли в Империи опорой трона и порядка. В подавлении всяческих бунтов и заварушек в России они принимали самое активное участие вплоть до падения монархии, да и после такового десятками тысяч сражались и гибли за Белое движение. При этом нельзя не вспомнить о том, что два восстания самих казаков в свое время сотрясли Россию сильнее, чем все «крестьянские войны», вместе взятые. Речь, естественно, о событиях, связанных с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева. Бунтовать казаки умели, да еще как! Но…

После принесения Донским казачеством присяги на верность Государю с крестным целованием ни о каких заговорах и бунтах в нем и речи быть не могло! Слово – Е.П. Савельеву, автору книги «Древняя история казачества»: «Донское войско … как народ прямой, непосредственный и честный и притом искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска…»

Украинские казаки были в этом отношении полной противоположностью своим русским собратьям. Антиподами, можно сказать! С кем только они не заключали договоров «о вечной дружбе», кому только не клялись в верности, и каким только правителям не присягали… Чтобы потом нарушить все собственные клятвы при первой же подвернувшейся возможности. «Патриотические» историки Украины могут сколько угодно твердить о том, что гетман Мазепа был анафемствован Православной церковью за то, что «хотел сделать Украинцу свободной» (что само по себе – бред, ибо Мазепа просто продавал ее королю Швеции!). Но правда заключается в том, что церковному проклятию гетман был предан за измену не царю, а как раз данной ему клятве, считавшейся в те века абсолютно нерушимой – крестного целования. Эта клятва, собственно говоря, давалась не Государю, а Богу – отсюда и наказание.


Впрочем, подобное «вольное отношение» к взятым на себя обязательствам (вечным и нерушимым, а как же!) украинские казаки проявляли не только с Государями России, но и Речи Посполитой, а также прочими европейскими монархами. О всяких там ханах и султанах вообще говорить нечего. Эти парни были настоящими «хозяевами своего слова»: сами давали – сами и обратно забирали…

Сотрудничество с иноземными завоевателями

Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий – пособничество разнообразным чужеземным ордам и, говоря в современных терминах, «военное сотрудничество» с таковыми. Уже упомянутый выше Мазепа со своим запроданством шведскому королю Карлу – пример общеизвестный. Гораздо меньше историки любили вспоминать (особенно в советские времена, дабы не рушить «дружбу народов») о той страшной и кровавой роли, которую украинские казаки сыграли в Смутное время, совместно с поляками грабя, убивая, насилуя и сжигая все, что только можно на Руси. Их орда под предводительством Сагайдачного и Дорошенко бесчинствовала от Путивля (сейчас – территория Украины) до Москвы, оставив по себе жуткую и позорную память.

Еще меньше сказано о том, что потомки считающихся «эталоном» украинского казачества запорожцев долгие годы, точнее – века, усердно и прилежно служили Османской империи. И отнюдь не занимаясь хлебопашеством. Казаки так называемых Второй и Третьей сечи, основанных на территории Турции ренегатами, участвовали в русско-турецких войнах на стороне Оттоманской порты, и под ее же знаменами подавляли восстание в Греции в 1821 году, пролив реки православной крови.

На совести русского казачества имеется лишь одно позорное пятно – сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Тут уж ничего не попишешь – как бы не пытались некоторые историки подводить под эту гнусность «базу» в виде мести за «расказачивание» и прочие жестокости, творимые большевиками на тех же Дону и Кубани, оправдания сотрудничеству с фашистами быть не может никакого и никогда. Впрочем, подчеркну еще раз – русские казаки (да и то – далеко не большинство их) оказались под вражескими знаменами единожды. Для украинских это было совершенно нормальной практикой.

Наемничество

Неудивительно, что при таком отношении к морали самым, что ни на есть обыденным делом для украинских казаков было наемничество. Русское казачество воевало за Веру, Царя и Отечество. Могло воевать даже между собой… Но, исключительно за деньги – никогда! Не были русские казаки наемниками. Украинские же «лыцари» отметились по всей Европе и за ее пределами. Причем даже на этом поприще они умудрились снискать, мягко говоря, не самую лучшую славу.

Войны в Саксонии, Люксембурге, Франции, Австрии, на Балканах и в Молдавии – далеко не полный перечень мест, где украинские казаки выступали в качестве «солдат удачи». При этом девизом их было – «Казаки в долг не воюют!» Стоило кому-то из нанимателей задержать выплаты, или же выдать слишком маленькую, по мнению казаков, сумму, как те преспокойно бросали войну и отправлялись по домам. Но это – в лучшем случае! Запросто могли и на сторону противника перейти.

Именно так поступила половина казаков, нанятых на Украине кардиналом Франции Мазарини для войны с засевшими в Ла-Рошели гугенотами и их союзниками – испанцами. После взятия Дюнкерка, обидевшись на нанимателя (вроде бы «кинувшего» их с деньгами), половина «лыцарей» вернулась по домам, а вторая … переметнулась к испанцам. Те, как видно, платили неплохо, и по свидетельствам некоторых историков, украинские казаки воевали на их стороне против французов еще лет десять.

При всем при этом, превозносимые кое-кем боевые качества казаков-наёмников были более, чем сомнительными. Будучи, по сути своей, не более чем иррегулярной легкой кавалерией, дисциплину и выучку они имели, говоря по-нынешнему, «ниже плинтуса», зато склонностью к мародерству и грабежу отличались необычайной.

Родная кровь

Как бы не драли отнюдь не отличавшиеся кротостью нрава и мягкостью характера русские казаки собственных «революционных» соотечественников нагайками, случаев массового пролития ими крови таковых до Гражданской войны, в общем-то, не было. Ну, разве что, за исключением все тех же бунтов Разина и Пугачева. Впрочем, это тоже, можно сказать, были гражданские войны в миниатюре… В особой жестокости русское казачество упрекают разве что по отношению к «инородцам» и «иноверцам».


Совсем не то казаки украинские. В свое время они особо любили «резвиться» на территории нынешней Белоруссии, входившей тогда, кстати, как и Украина, в состав Речи Посполитой. Казацкие атаманы Кошка и Куцкович, вообще-то отправленные польским королем в поход против Швеции, взяв штурмом, разграбили Витебск и Полоцк. Кстати, несколько ранее в тех же землях чумой прошелся другой атаман – Северин Наливайко, начисто разоривший Могилев. Зверства и бесчинства, творимые украинскими казаками в белорусских землях, заставили тогдашних летописцев заклеймить их определением «хуже татаровей».

Для того чтобы забрать эдакую «пальму первенства» у татар, считавшихся «абсолютными чемпионами» по грабежу и насилию не только на Руси, а и в Европе, нужно было очень постараться. Кстати, с самими татарами у украинских казаков была (по крайней мере, в определенные периоды истории) тесная и взаимовыгодная дружба. Большинством побед над поляками Богдан Хмельницкий обязан именно татарам – при этом в качестве трофеев угонявших в рабство и жителей Украины. Впрочем, доставкой в Крым невольничьих караванов не брезговали и некоторые казаки – исторических свидетельств тому предостаточно...


За Веру и Отечество

На протяжении всей своей истории украинское казачество, особенно – запорожское, неизменно провозглашало себя «опорой и защитой Православной церкви». Во всяком случае, именно этим оправдывались совершенно невообразимые зверства, творимые его представителями в отношении евреев и католиков. Широко известны случаи убийства украинскими казаками католических священников и монахов, которых впоследствии даже запрещали хоронить, как полагается. Однако, это лишь одна сторона медали...

В отношении православных храмов и духовенства «лыцари» творили те же самые жуткие вещи. Разграбление ими церквей и расправы над священниками отмечены на всем их кровавом пути. Казаки Дорошенко в Смутное время проделывали это по всей Русской земле, где прошлись, а с татарами украинских казаков сравнил как раз белорусский священник. Наверняка, знал, о чем писал. Участие в войнах с единоверцами на стороне страшнейшего врага Православия – османской империи и резня вместе с ее янычарами православных греков также говорят о многом.

Роль русского казачества в истории России кому-то может показаться неоднозначной и иногда противоречивой. Однако бесспорным является то, что именно русское казачество своей кровью добыло для России многие земли – Сибирь, Урал, Дальний Восток, веками стояло на страже ее рубежей на Юге и Кавказе. Украинское казачество не то, что не принесло породившей его земле ни малейшего приращения – оно ее едва не погубило окончательно. Страшнейший период с 1657 по 1687 год, названный в украинской истории «Руина», был порожден именно безумной жаждой власти гетманов – предводителей украинского казачества. За это время их, присягавших то России, то Польше, то Турции, сменилось полтора десятка. На территории Украины разграблено и разрушено было все что можно, а человеческие жертвы вообще не поддавались исчислению…

В итоге украинское казачество окончательно выродилось в откровенную банду, носившую имя Запорожской сечи и совершенно справедливо ликвидированную императрицей Екатериной ІІ. К истинному служению Отчизне в условиях нормального, цивилизованного государства оно оказалось просто неспособно. Наверное, в этом и состоит главное отличие украинского казачества от русского…

Главной причиной возникновения казачества на украинских землях стал растущий социальный, национальный и религиозный гнет украинского народа. На защиту его прав стало казачество. "Казачество в Украине получило широкого развития и, сложившись в определенный общественный класс, из бытового явления, по сути разрушительного, даже антикультурного, стало представителем национальных интересов своего народа и взяло на себя государственное строительство Украины..." - писал М. Грушевский.

Малозаселенные просторы Юго-Восточной Украины граничили с землями, где кочевали татарские орды, которые постоянно опустошали этот край, на территорию Южной Киевщины (район Черкасс и Канева) и Брацлавщины (южное Побужье) бежали из далекой Галичины, Волыни и Подолья крестьяне и городская беднота от притеснений панов и шляхты, ксендзов и арендаторов. Они занимались земледелием, охотились на диких зверей, выращивали скот, ремісникували, основывали новые поселения и возрождали старые, разрушенные захватчиками. Беглецы, совершенствуя военное мастерство, приобретая организованности, начинали защищать Украину от национально-религиозного и социально-экономического гнета польской шляхты и становились казаками.

Первые сведения о походы украинских казаков появились в 80-е годы XV в. В польских хрониках 1489 г. е записи о казаках, которые помогали полякам бороться против татар. Первым письменным источником, подтверждающим использование слова "казак" в отношении украинцев, е "Польская хроника" Мартина и Иоахима Бельских. Рассказ о казаках датируется 1489 г. Ведя речь о походе королевича Яна Альбрехта на Восточное Подолье, польские хронисты Бельські отмечали, что польские войска могли успешно продвигаться в степях лишь благодаря тому, что путь им показывали тамошние казаки, которые хорошо знали местность. В российских источниках под той же датой вспоминают казаков, во главе с атаманами Богданом, Голубцем и Жилой сражались против татар у Таванської переправы на Днепре.

Летом отряды казаков отправлялись на Северский Донец, Оскол, где занимались промыслами и совместно с донскими казаками воевали против Ногайской орды. 1492 г. они напали на татарские корабли под Тягинкою на Днепре. В 1494, 1496 и 1498 гг. вместе с донцами они совершили несколько походов против татар. Нападали казаки и на турецкие крепости. 1521 г. они отправились в поход на Молдову; 1528 г. - разрушили в Крыму Очаков; в 1523 - 1524 гг. - ходили на Тавань, 1528 г. - опять под Очаков. А в 1645 г. казацкое войско еще раз напали на Очаков и получило его.

Украинское казачество возникло в те времена, когда Украина потеряла государственность, а ее богатые земли находились под властью нескольких государств, как правило, враждующих, поскольку украинские земли были расположены в зоне так называемого Большого границы - условной границы или линии, которая разделяла два мира: европейский (христианский) и азиатский (кочевой, мусульманский). Сказывалось и то, что после распада Золотой Орды в причерноморских степях хозяйничали татары, которые постоянно нападали как на украинские земли, так и на земли других государств-соседей Украины. Кровавые и опустошительные набеги татар на украинские территории особенно усилились после того, как Турция установила свою власть над Крымским ханством в 1478 г. Польско-Литовское государство оказалось неспособным защитить от нападений татарских орд как свои этнические земли, так и захваченные украинские. Начиная с 1482 г., когда крымчаки опустошили Подолье и Киевщину, приступы не прекращались: 1485 - 1487 гг. (Подолье), 1488 г. (Подолье), 1489 г. (Киевщина, Малая Польша), 1490 г. (Волынь и Галиция), 1493 г. (Киевщина), 1494 г. (Подолье, Волынь), 1497 г. (Волынь, Киевское Полесье, Брацлавщина), 1498 г. (Галичина, Подгорье, Подолье), 1499 г. (Белзчина, Подолье, Брацлавщина), 1500 р. (Берестейщина, Киевщина, Волынь, Галичина, Малая Польша), 1502 г. (Волынь, Берестейщина, Галичина, Малая Польша, Покутья) и т. д. Почти ежегодно татарские орды опустошали славянские земли, истребляя десятки тысяч людей, забирая молодежь в рабство. Это продолжалось вплоть до Второй русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., разгрома Турции и Крымского ханства. Важную роль в борьбе с этими нашествиями играли украинские казаки.

На заселенных казачеством территориях постепенно сформировалась социальная организация, в которой не было принуждения, хотя существовала определенная социальная неравенство. Казацкая голытьба служила в зажиточных казаков, которых называли дуками. Они владели хуторами, угодьями и т.д. Были еще и городские казаки (в Чигирине, Корсуне, Черкассах). Казаки составляли общество - общину, которая на советах решала важнейшие вопросы, выбирала атаманов, есаулов, судей.

Казаки были глубоко верующими людьми и исповедовали православие. Они давали приют людям разных наций, но те должны были принимать православную веру. У запорожцев церковь стояла в центре площади, вокруг нее было расположено 38 куреней.

в Конце XVI в. польское правительство отдал реестровым казакам (которые были у него на службе и на которых был составлен реестр) городок Трахтемиров. Здесь они построили собственную церковь, которая стала первой приходом украинского казачества. Впоследствии, во времена крестьянско-казацких восстаний, она обветшала и приходом для запорожцев стал Межигорский Спасо-Преображенский монастырь в Вышгороде под Киевом.

К середине XVII в. Запорожская Сечь, ее церковь и духовенство, которое готовили в Межигорском монастыре, подчинялись киевскому митрополиту. А1688 г. патриарх Иоаким издал грамоту на имя межигорского игумена Феодосия, по которой запорожская церковь подчинялась прихода этого монастыря. Он находился в непосредственной зависимости от патриарха. Это позволило запорожцам сделать свою церковь независимой от митрополии, а поскольку патриарх находился далеко, то независимой вообще. Подчиняясь московскому патриарху номинально, запорожская церковь была в безусловном ведении Коша - органа управления в Сечи, который ведал административными, военными, финансовыми, судебными и другими делами.

Со временем казаки создали систему укреплений в низовьях Днепра, за порогами, на днепровских островах. До того они жили в районе Канева, Черкасс, Чигирина, на Восточном Подолье. Спрятаны в плавнях, густых зарослях лозы и камыша, их крепости были неприступными для татар и турок.

Двенадцать порогов - гранитные хребты высотой от 4 до 7 м - перерезали Днепр от правого до левого берега и тянулись вдоль реки (примерно от нынешнего Днепропетровска до Запорожья). За этими порогами казаки жили свободно, не зная панского гнета. Крупные феодалы-магнаты и пограничные королевские старосты и властители пытались распространить свою власть и за пороги. Еще большей была опасность нападений татар и турок. Поэтому казаки должны были жить по-военному, организовывались в общины, ватаги, всегда были вооружены, а для лучшей обороны строили в разных местах укрепления - городки, или сечи, сделанные из бревенчатых или рубленых бревен.

Название "Сич" происходит от слова "сечь", или "рубить". Иногда рядом с этой использовалось название "Киш". Слово "киш" тюркского происхождения, у татар оно означало местонахождение вождя, военную ставку. Первые казаки, создавая свои военные объединения, выбирая главарей, строя укрепления оборонного характера, использовали эти слова для обозначения столицы Войска Запорожского и его правительства.

Впоследствии, где-то в 40-е годы XVI в., отдельные сечи объединились в одну Запорожскую Сечь, или Киш. Первое письменное упоминание о ней найдено в "Польской хронике" (Краков, 1551) М. и И. Бельских.

Возникновение казачества оказало огромное влияние на всю последующую историю украинского народа.

УКРАИНСКИЙ КАЗАК. СТРУКТУРА УКРАИНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА. РЕГАЛИИ. СТАРШИНА


Храбростью своею имели удовольствие прославлять себя...

Из летописей

Версий происхождения слова «казак» существует несколько - слишком большую память они оставили в истории. Казачество впервые появилось в степях юга будущей Российской империи - на Днепре и на Дону.

Николай Сементовский писал в своем исследовании «Старина малороссийская, запорожская и донская», вышедшем в 1846 году в Санкт-Петербурге:

«В безграничных степях между Черным, Аральским и Каспийским морями от неизвестных времен появляется народ, носящий имя «казаки». О происхождении и начальной судьбе этого народа нет правдивого сказания ни в летописях, ни в истории. Истинно только то, что казаки в X веке существовали уже в землях Русских - Малороссии и далее по Днепру, Дону и Бугу.

Подобно началу истории всех политических обществ и история казаков начинается появлением витязей, дела которых переживают многие столетия, записываются в летописи и служат потом первыми страницами в истории народов».

Петр Симоновский писал в работе «Краткое описание о казацком малороссийском народе и военных его делах, собранное из разных историй иностранных, немецкой - Бишенга, латинской - Безольди, французской - Шевалье и рукописей русских 1765 года», вышедшей в типографии Московского университета в 1847 году:

«Довольно, что имя оное казак, есть древнее и всем вестимое. Сие слово, казак, есть сложено из двух наречий - Каспиум, то есть Каспийское море, и Саки, то есть скифский народ, ибо саками именовали их, по автору Плинию.

Малороссийские казаки, без сомнения, суть древнейшие от Донских, яко сии в 1579 году, в государствование царя Ивана Васильевича, стали быть известны, а оные начали быть еще в 1340 году, когда Польша Чермную Русь себе покорила».

Когда знаменитый князь литовский Гедимин, в 1320 году, татарскому владению над Киевом конец учинил, взял без малейшего сопротивления град Киев и учредил в нем воевод своих, что обывателей земли той привело в страх и многие из них принуждены были оставить дома свои и искать поселения себе внизу по Днепру, где как скоро поселились, то поляки, литва, татары, будучи теперь их соседями, беспрестанно делали на малороссиян нападения и обиды, от чего они, защищая себя, приобрели от мала до велика привычку к воинскому искусству.

Обыкновенно украинские казаки назывались тогда запорожцами, потому что по той стороне днепровских порогов все жили.

Король польский Сигизмунд I (1507-1548) взял оттуда некоторую часть того военного народа и поселил их в вершине днепровских порогов, для защиты границ от турецких и татарских нападений, когда те казаки размножились так сильно, что в состоянии были, в согласии с братиею своею запорожцами, разбивать на Черном море турок и татар.

Король Стефан Баторий, которому Польша, за многие добрые учреждения, много должна, рассуждая, как нужны и полезны казаки на войне, сделал из них в 1576 году воинский корпус, разделя его на 6 полков, в каждом полку по 1000 человек, а те полки разбил на сотни, с тем чтобы каждый казак, принадлежащий к полку, вписан был в сотню и, когда потребуется, в оной непременно должен быть. Всякой полк и всякая сотня имели себе определенного от короля начальника, который тогда по определению королевскому был без перемены. Над всеми же теми полками король сделал им главней него командира с титулом гетмана, которому для лучшего уважения и почитания, жаловал Королевское знамя, бунчук, булаву и печать с изображением казака, стоящего в поле, которою и ныне Малороссия печатается. Тогда же быть определил и войсковым старшинам - Обозному, Судье, Писарю, Есаулу».

М.А. Караулов 2-й писал в «Очерках казачьей старины» в 1910 году: «Слово «казак», несомненно, не русского происхождения. Слово это давало повод различным ученым и исследователям строить самые разнообразные догадки для выяснения его происхождения и первоначального значения. Некоторые пытались сопоставить его с названием племени касогов, живших в IX-XI веках в предгорьях Северного Кавказа и с Казахией, Закавказьем, пограничной грузинской областью, упоминаемой византийским императором X века Константином VII Багрянородным, и с хазарами, жившими на низовьях Дона и Волги в VIII-X веках. Производили это слово и от туркотатарского слова «коз» - «гусь», и от монгольских слов «ко» - «броня, латы, защита», и «зах» - межа, граница, рубеж, откуда «козах» должно бы означать «защитник границы». Историк Голубовский считает это слово половецким, словом «страж». Однако же, несмотря на все старания ученых, вопрос о происхождении слова «казак» остается все еще спорным и неясным. Не трудно заметить, что в русских исторических памятниках на первых же порах слово «казак» употребляется то в общем смысле «бездоленика», «изгнанника», то в более узком значении «одинокого вольного человека», служащего по доброй охоте государству или отдельным его членам.

Казачество является по духу и целям своим прямым продолжением богатырства святорусского, а потому его нужно считать столь же древним, как и самое русское государство. Можно смело сказать, что казачество - это Русь, но не безвольная холопская Русь, стонущая под иноземным игом и бессильно тонущая в междоусобной борьбе, а Русь свободная, победоносная, широко распространяющая свои орлиные крылья по стенному простору и смело смотрящая в очи соседям - врагам».

Российская энциклопедия конца XIX века писала: «Как один из видов избавления от гнета помещиков развивалось бегство крепостных. Крепостные крестьяне и беднейшее мещанство уходили в восточные, слабо заселенные степные районы, в низовья Днепра, где поступали на службу в пограничные замки, а также занимались охотой, рыболовством. Такие неоседлые люди стали называться казаками. Они фактически становились свободными людьми. Казаки становились организаторами походов против татар, которые были вызваны их постоянными набегами.

Во второй половине XVI века казачество за Днепровскими порогами создало свой военный центр - Запорожскую Сечь».

Казаки сами себя в документах называли Храбрыми Рыцарями, Христолюбивым войском.

В Гетманщине - Левобережной Украине - казаки имели дворянские права, выбирали гетмана, полковников, сотников, имели свой суд, закон, судей. Казаки владели переходившей по наследству землей, имели право винокурения и продажи вина, меда, право торговли. Суд мог исключить казака из сословия.

Казаки имели - лошадь, копье, ружье, пистоль, саблю. Оружие получали из Швеции, Польши, Турции. Часть казаков входили в реестр - были служащими.

Во время войны казаки получили жалованье, одежду, в дальних походах - продовольствие, фураж. Обязательная служба длилась до 7 лет, и почти всегда продолжалась добровольно. Добровольцы назывались товариществом. Товарищи имели преимущество при голосовании, при выходе из службы их именовали старшинами. В первый период казачества их одежда была простая - рубаха, шаровары, юфтовые сапоги, пояс, кафтан, свита (верхняя одежда), шапка из овечьего меха с суконным верхом.

Запорожцы были все неженатыми, православными. С времен короля Стефана Батория права их также были такими же, как у польской шляхты - дворянства.

Запорожцы избирали кошевого атамана, куренных, войскового судью. Собственности не имели. Одежда запорожцев состояла из козьей куртки, черкески с разрезанными рукавами - вылетами, суконных шаровар, шелкового пояса, очень широкого, сафьяновых сапог, шапки-кабардинки с галуном. Имели копье, саблю, четыре пистоля, перевязь с патронами, ружье. Были и пушки. Украинские казаки подбривали волосы на голове чуть выше ушей, подстригая их в кружок, носили длинные усы. Запорожцы всю головы брили, оставляя на макушке чуб - оселедец, по-русски хохол. Иногда чуб заплетали как косу и завертывали за левое ухо. Усы запорожцев, огромные, служили знаком казачества. Нереестровых казаков называли и охочекомонными, гайдамаками. Они собирались в большие отряды и под началом атамана делали набеги на Турцию, Крым. Питались пшенной кашей с толчеными сухарями. Турки, татары и поляки боялись казачьих набегов, ибо их невозможно было предупредить - по степи «казак шел в траве с травою ровен». Реки переплывали на скопах из тростника, держась за коня. При преследовании позади себя рассыпали «чеснок» - металлические шарики с четырьмя шипами, которые калечили лошадей врага. Если пеших становилось много, казаки возвращались и рубили противника. Все казаки любили свободу и рабству предпочитали смерть - поэтому их так боялись. «Сегодня пан, а завтра пропал», - говорили запорожцы.

Много украинских казаков жило по жилищам в селениях, по околицам, по хатам, называемым также и куренями. Селение казацкое состояло из шляхты куренной и околичной. Курень управлялась куренными атаманами. Несколько куреней составляли сотню, несколько сотен - повет. Были сотенные и поветовые атаманы. В сотнях и поветах знамена и войсковые значки хранили хорунжие, наблюдавшие и за военной службой. Они при необходимости собирали казаков в сборное место - в Батурин, Черкассы, Чигирин, Переяславль, Конотоп, Нежин, Чернигов. На общем сборе войска выбирали полковых старшин - походных.

2 "(шюрожская сечь 33

Запорожье имело около сорока куреней, в каждом из которых могло жить более полутора тысяч казаков. Главное место сбора запорожцев называлось Кошем - в Сечи, укрепленном городе, окруженном валом и палисадом с пушками.

На Левобережье, у Днепра, были построены караульные стоянки, вокруг которых на высоких местах располагались т.н. фигуры - по двадцать просмоленных бочек одна на другой - при приближении татар они поджигались, и население, оповещенное о враге, уходило в укрепленные места, которые охраняли казаки, сражавшиеся с татарами. Казаки хорошо знали военное дело, иначе не было бы их славных побед.

Если встречались большие группы войск, то казаки вместо каре строились треугольником в три шеренги, имея по углам пушки, в средине находились знамена и старшина.

В походе казаки шли колонной по трое в ряду, впереди знамя - хоругвь. Лагерь-табор был окружен возами, между которыми помещались пушки. Шатры стояли на пиках.

В начале XVI века Евстафий Рожинский, казачий гетман, разделил куренных и окольничих казаков на полки, каждому полку дал в резиденцию город, назвав по его имени и полк - около 2000 воинов. Двадцать полков были поделены на сотни; полковники и сотники избирались пожизненно. Баторий сократил количество полков вдвое.

Полковой город был укреплен валом, рвом, палисадом, внутри - укрепленный «замок» с частоколом, валом с пушками. Всегда в городе существовал подземный ход - выход к воде. Такая организация оставалась /ці правления Екатерины II. Богдан Хмельницкий провел і ногобразную перепись населению- нобилизацию,- Ні г побилированные (претендовавшие на казацкое дос-и инк то) и произведенные в казаки были вписаны в ре-I II* 1ры и приведены к присяге.

11 ри гетмане Скоропадском было десять полковых городов Киев, Полтава, Нежин, Чернигов, Переяславль, Миргород, Гадяч, Лубны, Прилуки, Стародуб.

И период Руины, в середине XVI века, много казаков переселилось на Слободскую Украину, где были построены Харьков, Сумы, Ахтырка и получили наименование нилмжых городов. Позже звание полкового получил город И пом.

I г і мам И. Мазепа учредил в Батурине - своей став-|ч і ри к"рдюцких полка, личную гвардию.

111 >м К І"а іумот ком нее казаки получили одинаковую *| и 1 1 1 м\ "Ці і |\ ін рміин длинный кафтан- жупан, тем-

11111111 і кр.п 11 і.і м и щ порогами и обшлагами, белое су-

I інини пмлукафі .ип.с и белые суконные шаровары, красным пот кушак, польскую низкую шапку, разноцветную и каждом полку.

Нее предводители казаков были выборными.

Ясновельможный пан гетман в Гетманщине имел прано правителя страны, несмотря на нахождение Речи По-

Гетманы пользовались всеми своими правами - вер-хонного судьи, имевшего власть казнить и миловать, санкционирование выборов казацкой старшины, раздача земель и деревень, чеканка монеты, иностранные дела, объявление войны и заключение мира. Отчет гетман никому

не отдавал, но по общему казацкому суду он мог быть смещен, заключен в тюрьму, казнен - до 1654 года.

После смерти Богдана Хмельницкого власть гетмана постоянно ограничивалась Москвой - «чтоб явно было всему свету, что монарх, а не гетман землею владеет». Гетманство было ликвидировано в 1803 году, после смерти последнего гетмана Кирилл Разумовского.

Николай Сементовский писал: «Обряд избрания гетмана малороссийского был таков. Собиралось по повестке куренных атаманов среди обширного майдана рыцарство и соглашалось между собою, кого избрать на Гетманский уряд. Войсковой старшина отбирал голоса по полкам и имена названных произносил во всеуслышание, а тогда казачество, из двух или трех названных после долгих споров, а иногда и драк, избирало одного и выбранного выводили на средину площади, ставили на возвышение, и старшина, взявши со стола булаву и знамя, подавал новоизбранному, который по обычаю отказывался от уряда, говоря, что не достоин такой чести, что не может управлять рыцарством. Старшина и народ просил его принять булаву и в четвертый раз новоизбранный брал булаву и кланялся народу на четыре стороны. В радости казаки кричали, бросали вверх шапки и стреляли из ружей. По окончании выбора старшины вводили новоизбранного в церковь, где служили молебен и по окончании службы Божией гетмана окропляли святой водой и он прикладывался к кресту и иконам. Потом вводили его во дворец, и вслед за этим начиналось пиршество и в домах и на площадях, продолжавшееся несколько дней сряду».

После реформ Стефана Батория выборы гетмана стали намного торжественней. У гетмана появились булава, войсковая печать, -бунчук, хоругвь.

Гетманы владели на Украине ранговыми и поместьями «на булаву».

На войне гетманы пользовались шлемом, панцирем, латами. Вооружение - сабля и два кинжала.

Если гетман шел в военный поход, то оставлял за себя Наказного гетмана и наоборот.

На Запорожье обряд избрания кошевого атамана был таким же, только проще.

Регалии гетманские - клейноды - были такими.

Бунчук - самый важный штандарт казацкого войска - состоял из множества конских хвостов, сплетенных вместе и окрашенных красной, белой, черной краской. Навершием бунчука была искусно сплетенная из тонких волосяных веревок головка, на которую была сверху насажена большая позолоченная маковка. Малый бунчук давался Наказному гетману.

Бунчук означал власть и победы, использовался в торжественных случаях, при выходах гетмана, во время рад, во время походов. Бунчуки хранил Генеральный войсковой бунчужный и его помощники - бунчуковые товарищи, в период военных походов бывшие адъютантами гетмана.

На Запорожье бунчуки хранил хорунжий.

Булава являлась жезлом правления. Булавы были большие, малые, жезлы, шестоперы, перначи.

Гетмановская булава длиной менее полуметра состояла из палки орехового дерева, имела в навершии серебряный шар, и предмет другой формы, но всегда разнообразный. Шар серебряный был покрыт жемчугом, изумрудами, бирюзой, вызолочен. На булаве были и тексты из Священного Писания. Рукоять булавы также окантовывалась в серебряную оправу, а иногда была вся серебряная.

У полководцев были перначи или шестоперы - жупы, носившиеся за поясом.

Знамена - хоругви украинского казачества, делались из ярких шелковых материй, часто красного цвета. С одной стороны хоругви часто писали лик Богородицы, с другой - крест и название полка; изображались и святые, ангелы. Позднее на знаменах появились и орлы, львы, мечи. Сотни имели свои значки. Знамена охранялись хорунжими.

Казацкие печати были известны с XVI века: «На сей печати малороссийской войсковой герб: воин в кошаку перекривленном, на плечах мушкет, а при боку сабля и казацкий рог с порохом и пулями. Дан Войску от Короля Польского и Венгерского Стефана Батория в 1576 году». Потом были печати от московского царя. Войсковая печать находилась в ведении Генерального Войскового Писаря, запорожская печать - у Войскового Судьи. Полковники имели свои печати, которые хранились у есаулов.

В число регалий входили и литавры, трубы, тарелки, барабаны, которыми заведовали есаулы.

Украинское казачество - гетманское, правобережное, запорожское, - управлялось Генеральными старшинами - Вельможными панами, заседавшими и судившими в Генеральной Войсковой канцелярии, находившейся в ведении гетмана. Генеральный обозный был начальником обозов и артиллерии, ему подчинялись полковые обозные. Генеральный Войсковой писарь заведовал всеми войсковыми делами, исполнял повеления гетмана. Генеральный Войсковой есаул управлял полками. Генеральный судья вел гражданские дела, а иногда и военные. Зазе морожскими казаками управляли под началом кошевого атамана Войсковой судья, Войсковой писарь, Войсковой (ч аул.

Полк состоял из области с городами, местечками, сечами, деревнями, хуторами. Практически в руках полковников была вся военная сила, во многом от них зави- (ело избрание казачьей Генеральной старшины. Полком управляли полковые писарь, обозный, есаул.

Казачья сотня представляла большой уезд. Ей управляли есаул, хорунжий, обозный, атаманы сельские. Н. Се-ментовский писал: «На поле брани всякий казак летал на врагов в одном ряду со всеми, на поле битвы он искал как истинный рыцарь славы и только лично мог ее достигнуть. Воинская слава была главная цель, к которой все стремились, все старались заслужить, не щадили своей жизни».

«Украинские казаки, - писал Н. Березин, - представляли не только свободное, но собственным порядком устроенное войско, но войско своевольное. В казаки мог попасть всякий, так что ряды войска, особенно запорожского, пополнялись многими беглыми холопами, и потом их невозможно было оттуда извлечь. Казачество и тесно связанное с ним Запорожье являлось, таким образом, убежищем, укрыться в котором мог рассчитывать исякий. Своеволие казаков проявлялось в том, что они совершенно не считались с верховной властью. Они заключали договоры с московскими царями об охране их границ, гетман их вел переговоры с немецким императором, точно самостоятельный властелин».

Пальму первенства на верность высшей власти историки отдали украинским казакам. Они смогли организовать свою военную и обычную жизнь под знаменем Запорожской сечи быстрее, чем русские казаки, которые жили по берегам реки отдельными отрядами и не смогли создать крупное военизированное поселение. В 1572 году часть украинских казаков из Запорожского Низовья встала под знамена польского короля и получала от него неплохое жалованье. В 1625 годуукраинцы вошли в новообразованный реестр казачества в соответствии с Куруковским договором: под единое знамя вошло пять полков. Донские казаки присягнули в служении на верность своему государю Алексею Михайловичу в 1671 году. Самый первый свой военный поход донцы совершили в 1552 году. Тогда как украинцы смогли собраться централизованно намного раньше, в 1516 году. В истории развития казачьих войск пальму первенства можно отдать донцам за их умение впервые ввести в свои войска не только искусство владения мечом и шашкой, но и более грозным оружием 18 века – регулярной артиллерией. Умение пользоваться этим оружие прославило донских казаков во время русско-турецких войн. Благодаря сотрудничеству с властями о подвигах донских казаков было больше известно потому, что о них в благосклонном тоне писала правительственная печать, а вот украинцы не могли иметь такую возможность и упражнялись в эпистолярном жанре сами. Картина «Письмо турецкому султану» верное тому доказательство.

Казачество Украины в датах

X век В былинах Киевского цикла, записанных на русском Севере, воспетое Ильей Муромцем (Украинская версия "Муромец" по названию села вблизи Киева), который нес приграничную службу при князе Владимире. В былинах Илья называется "старый казак", "атаман".

1103 В "Повести временных лет" говорится про высадку в мае княжеских войск па о.Хортица в Протолче первое летописное упоминание о поселении, в пределах современного г. Запорожья возможно заселенное казаками, по одной из версий, бродниками, которые несли приграничную и таможенную службу в Киевской Руси. С этого момента можно считать основанием г.Запорожья.

1143-1147 В "Хронике Польши, Литвы и всея Руси" упоминании о казаках, которые помогли Великому князю Изяславу вернуть престол, захваченный его дядей Юрием Владимировичем: Не мог того закончить с угорцами и поляками, но все вернул с помощью волынских казаков" цитата летописи.

1182 Польский король Казимир II появляется возле Галича с намерением посадить на престол племянника Мстислава. Волынские казаки выступили на стороне русских князей.

1212-1214 Литовские князья Монтил Гимбутович и Живинбуд "казацкими путями" посылают на Русь войска, которые вмешиваются в княжеские междоусобицы. (Когда есть казацкие пути, то очевидно, что есть и казаки, которые этими путями ходили).

1223 Битва на р.Калка в Запорожских степях. Казаки-бродники (по одной из версий предки запорожских и донских казаков) сыграли решающую роль в победе монголов над русским войском. Атаман бродников Пласкиня будто бы выманил из укрепленного лагеря русских князей, после чего их войско было уничтожено.

1297 600 казаков воевали в Пруссии против крестоносцев.

1363 Князь Ольгерд с войском, которое состояло в большинстве из украинских воинов, на р. Синяя Вода разгромил Орду и поставил татар в зависимость от Русско-Литовского княжества. В Низовьях Днепра создаются военные базы укрепленные города. Русский разведчик князь Мышецкий насчитал более 25 городищ, в которых вероятнее всего жили и несли приграничную и таможенную службу казаки.

1380 В Куликовской битве на стороне Мамая, столицей которого был город на Великом Луге за 18 км от о.Хортица, воевали запорожские казаки ("черкаси"), на стороне Москвы волынские казаки Боброка.

1399 В битве на р. Ворскла после поражения Литовско-Русского войска от орды Эдигея и Тимура казак Мамай спас великого князя Витовта.

1410 В битве при Танненберге против крестоносцев рядом с литовскими и польскими военными формированиями берут участие 37000 казаков.

1419-1437 Казаки с Украины во главе с князем Федором Остроским берут участие в гуситских войнах в Чехии.

1450 Гетман Ружинский с украинских казаков сформировал 10 казацких полков по 2000 казаков в каждом.

1489 Черкасский староста князь Богдан Глинский преобразовывает г. Черкаси в главную украинскую военную базу, создает казацкую речную эскадру. Начало развития "классического" запорожского казачества.

1492 В августе этого года в низине Днепра под Тягинью запорожские казаки захватили турецкий военный корабль.

1494 Запорожский флот и десант под командованием Богдана Глинского штурмом взяли турецкую крепость Очаков, уничтожив осаду, рассеяв по степи татарские отряды и освободив из плена сотни людей.

1502-1504 Два успешных штурма запорожскими казаками под командованием Богдана Глинского турецкой крепости Гавань.

1556 Дмитрий Вишневецкий сооружает укрепления на о. Малая Хортица.

1558-1560 Совместные походы казаков и московского войска во главе с Дмитрием Вишневецким на Северный Кавказ и в Крим.

1572 Создание королем Речи Посполитой Стефаном Баторием казацкого реестрового войска (в реестре 300 казаков).

1578 Увеличение казацкого реестрового войска до 600 казаков. Передача реестровцам Трахтимирова, в котором был казацкий госпиталь, арсенал, собор.

Универсал польского короля Стефана Батория, которым устанавливалась блокада Запорожья; приписывалось всем без исключения приграничным старостам помогать киевскому воеводе князю Острожскому "выгонять низовиков с Днепра", параллельно вводились санкции на торговлю с казаками боеприпасами, продуктами и запрещалось пускать запорожцев "в волость".

1583 Казаки захватили и разрушили г. Тягин (Бендеры) военную базу Турции в Приднестровье.

1590 Принятие польским сеймом постановления "Порядок относительно Низовикое и Украины", реорганизация казацкого реестра, отделение его от Низового.

1592-1596 Начало казацких войн в Украине, которые продолжались 174 года. Казацкие восстания под руководством К. Косинского, С. Наливайко, Г. Лободы, М. Шаулы.

1593 Разрушение восьмидесятитысячным татарским войском Томаковской Сечи.

1593-1638 Базавлуцкая Сич.

1594 Миссия на Запорожье посла австрийского императора Эриха Лясоты.

1606-1607 Участие запорожского казачества в восстании донских казаков во главе с Иваном Болотниковым.

1611-1612 Участие реестровых и запорожских казаков в войне с Московским царством.

1616-1622 Гетманство великого и славного организатора Петра Сагайдачного. Создание регулярного казацкого войска.

1616 Походы запорожского Войска в Крым и Турцию. Взятие Варны, Синопа, Еафы (под руководством П. Сагайдачного).

1618 Поход казацкого войска на Москву в поддержку кандидата на московский престол королевича Владислава. Осада Кремля и отмена его штурма Петром Сагайдачным.

1620 Посольство от реестрового казацкого войска и Петра Сагайдачного к московскому царю с предложением установить дружеские отношения.

1621 Хотинская война между Польшей и Турцией. Решающая роль Петра Сагайдачного и Войска Запорожского Низового в разгроме турецкого войска.

1625 Казачье восстание под руководством М.Жмайла, разгром его войсками коронного гетмана С.Конецпольского, ограничение реестра до 6 тыс. казаков.

1630-1638 Казачьи антипольские восстания под руководством Тараса Федо-

ровича (Трясила), Павла Бута (Павлюка), Яцка Острянина, Дмитрия Гуни, Карпа Скидана. Поражения восстаний приводят к ликвидации казачьего самоуправления, вместо гетмана назначается польский комиссар.

1637-1642 Участие запорожских казаков совместно с донскими казаками во взятии и удерживании турецкой крепости Азов ("Азовское сидение"). Весной 1640 г . Бой казацкой эскадры из 23 чаек под командованием Гунка (Грыцка) Черкашенина с 40 турецкими галерами.

1638-1652 Никитинская Сич.

1645 Переговоры с французским послом в Речи Посполитой графом де Брежи о найме казаков на службу во Франции вел в Варшаве сотник Богдан Хмельницкий. В осаде и захвате крепости Дюнкерк (Франция) принимали участие 2500 реестровых и запорожских казаков во главе с Иваном Сирком.

1645-1648 Казаки брали активное участие в завершении 30-летней всеевропейской войне.

1648-1657 Гетманство Богдана Хмельницкого. Создание независимой Украинской казацкой державы.

1648-1654 Освободительная война украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого.

1652-1709 Чертомлинская Сич.

1654 Переясловская Рада. Решение о военном и политическом союзе Украины с Московским царством.

1654-1657 Войско Запорожское воюет с Польшей на стороне Московского царства.

1656 Мирный договор Московского государства и Польши в Вильно. Украинская делегация на переговоры не была допущена.

1657-1659 Гетманство И.Выговского.

1657 Оборонный союз Украины со Швецией. Носил оборонительный характер. Швеция признала Украину независимым государством.

1658 Гадячский договор, по которому Украины в статусе Великого княжества Русского вступала в конфедеративные отношения с Польшей и Литвой.

1659 Декларативное подтверждение польским сеймом Гадячского договора. Провозглашение Украины Великим княжеством Русским.

1659-1663 Гетманство Юрия Хмельницкого.

1660 Договор Юрия Хмельницкого о переходе Украины под протекторат Польши. Раскол Украины на Левобережную и Правобережную. Начало гражданской войны между казаками, которая называлась Руина.

1663-1722 Действие Малороссийского приказа, который управлял делами Левобережья как автономно созданную в составе Московского царства, в последствии Российской империи.

1667 Андрусовское перемирие между Польшей и Московским царством, по которому Левобережная Украина отходила к Москве, а Правобережная кроме Киева к Польше.

1692-1695 Восстание запорожцев под руководством избранного ими гетмана Петра Иваненко (Петрика) против гетмана Левобережной Украины Ивана Мазепы.

Программой восстания было возродить исконную автономию Запорожья, установить казацкое самоуправление. Восстание носило антифеодальный характер и отображало недовольство большей части казаков авторитарным правлением гетмана Ивана Мазепы. Закончилось после гибели Петрика от руки наемного убийцы.

1705 Работа русско-турецкой межевой комиссии по установлению границы. Нарушение территориальной целостности земель Войска Запорожского Низового, что вызвало резкие протесты казаков и спровоцировало их участие в восстании Ивана Мазепы против Петра I.

1707-1708 Участие Запорожцев в восстании Кондрата Булавина.

1708-1709 Участие части запорожцев во главе с кошевым атаманом Костей Гордиенко в восстании гетмана Ивана Мазепы.

1709 Русское войско под командованием полковников П.Яковлева и Г. Галагана разрушили Чертомлинскую Сич.

1709-1734 Пребывание Войска Запорожского Низового на территории Крымского ханства.

1709-1711, 1728-1734 Каменская Сич. 1711-1734 Олешкивская Сич.

1710 Первая в Европе демократическая конституция подписана гетманом Филиппом Орликом в г.Бендеры. Принята и разработана Запорожскими казаками во главе с Костей Гордиенко.

1711 Военный поход запорожцев во главе с Филиппом Орликом и Костей Гордиенко на Правобережную Украину.

1734-1775 Новая Сич. Войско Запорожское Низовое по просьбе императрицы Анны Иоанновны возвращается на свои исконные земли. Вольности Войска Запорожского Низового признаются правительством Российской империи как независимая территория с правами самоуправления. В составе Вольностей 8 административно-территориальных единиц паланок, в составе Войска 38 куреней.

1735-1739 Русско-турецкая война. Запорожская казацкая флотилия и морская пехота штурмуют с моря и берут Очаков. Казаки на протяжении всей войны обеспечивают разведку, подвоз боеприпасов, перевоз войска. На о. Хортица и Малая Хортица казацкие верфи для строительства боевых суден.

1762 Первое избрание Петра Калнышевского кошевым атаманом.

1764 Отмена Гетманщины властью Российской империи.

1765-1775 Десятилетие правления Войском Запорожским Низовым, великим государственным и военным деятелем Украины, кавалером ордена Андрея Первозванного, генерал-лейтенантом российской армии Петром Ивановичем Калнышевским (1690-1803 гг.)

1768 Участие части запорожцев во главе с Максимом Зализняком в восстании против Польши "Колиивщина".

1768-1774 Русско-турецкая война в которой принимают участие запорожцы под руководством кошевого атамана Петра Калнышевского. Рейды запорожского казачьего флота на Дунай.

1772-1774 Участие части запорожцев в восстании Емельяна Пугачева.

1775 Разрушение Новой Сечи и ликвидация Войска Запорожского Низового.

1775-1828 Задунайская Сич.

1785-1817 Бужское казачье войско. Его возникновение связано с формированием в 1769 году полка украинских казаков, который участвовал в русско-турецкой войне 1768- 1774 г . В 1775 году казаков полка было поселено на приграничных землях по р. Южный Буг. В 1797 году полк ликвидирован, а казаков переведено на положение государственных крестьян. В 1803г. Войско восстановлено в составе трех полков по 500 казаков. Центром войска стал Вознесенск. Бужские казаки брали участие в войне против Турции (1806-1812 гг.) и Франции (1812-1814 гг.). В 1817 г . Войско окончательно ликвидировано, а казаков переведено на положение военных поселенцев.

1787-1796 Екатеринославское казачье войско. Казацкий корпус, созданный по царскому указу от 03(14).06.1787 г. на юге Украины. В 1790 г . к Екатеринославскому казачьему войску включен Херсонский пикинерский полк, сформированный в 1776 г . из запорожцев, переведенный в 1783 г . в легкоконное Екатеринославское казачье войско организованное князем Г. Потемкиным из бывших запорожцев и военных поселенцев Екатеринославска (современный Днепропетровск). Сформировано из 10 полков по образцу Донского казачьего войска. Для поселения получены земли в межречье Ингула и Южного Буга. В 1790 г . "великим гетманом" Катеринославского и Черноморского войска было назначено Г. Потемкина. В 1802 г . казачье население бывшего Екатеринославкого казачьего войска было переселено на Кубань. 3000 человек стали основой Кавказского полка Кубанского казачьего войска.

1788-1860 Черноморское казачье войско, созданное из бывших запорожских казаков.

1807 Усть-Дунайское Бужское казачье войско. Казачье формирование создано в 1807 г . из задунайских казаков, черноморцев и др. категорий украинского, российского, сербского населения, которые жили на территории Бессарабии, Молдовы, Валахии. Причина создания война с Турцией. В мае 1807 г . насчитывалось около 15000 человек (на момент ликвидации -1387 казаков). После ликвидации 500 казаков переселились на Кубань.

1828-1869 Дунайское (Новороссийское) казачье войско. В состав войска входили бывшие усть-дунайские бужские, черноморские казаки и задунайские запорожцы, которые поселились в Бессарабии и Херсонщине до 1828 года и волонтеры из Дунайских княжеств и Балканского полуострова, что служили добровольцами в русской армии во время русско-турецких войн конца ХУШ начало XIX ст.

1832-1866 На юге современной Запорожской области (Бердянский район) создается Азовское казачье войско из бывших казаков Задунайской Сечи, часть которых под руководством кошевого атамана Иосипа Гладкого (со временем генералмайор русской армии) перешла на сторону Русской империи. С 1864-1866 гг. казаков переселяют на Кавказ, а в 1866г. Азовское казачье войско ликвидируется.

1860 Создание Кубанского казачьего войска путем объединения Черноморского казачьего войска и части Кавказского линейного казачьего войска.

1917 Создание Украинского Вольного казачества с законами и традициями Запорожского казачества.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: