Гд 6 созыв фракционная борьба. Государственная дума шестого созыва

С 1 сентября 2015 года российские детские дома начали функционировать по новым правилам.
Распорядок деятельности сиротских учреждений утвержден постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно документу, образовательные, медицинские и социальные организации рассматриваются как временное жилье перед устройством в приемные семьи. Также в постановлении прописано, что родители или иные законные представители могут добровольно поместить детей в спецучреждение, если в течение какого-то времени не могут исполнять свои обязанности. При этом учитывается мнение детей, достигших 10-летнего возраста.
Группа детского дома, согласно новым правилам, должна состоять не более чем из восьми разновозрастных детей (а если в группе есть дети младше четырех лет, численность воспитанников снижается до шести). Детей из одной семьи помещают в одну группу, а сам детский дом должен располагаться как можно ближе к прежнему месту жительства. Исключение может быть сделано лишь в том случае, если привычная социальная среда негативно влияла на ребенка.
Помещения, в которых проживают дети, должны быть устроены по квартирному типу. Личные вещи (одежда, книги, игрушки и др.) должны по возможности приобретаться с участием детей и все время находиться в открытом доступе.
Перевод воспитанников из одной группы в другую допустим лишь в исключительных случаях, когда это необходимо для защиты интересов ребенка. К каждой группе должно быть прикреплено ограниченное число педагогов. Их замена педагогами из других групп допускается лишь в случае отпуска, болезни или увольнения.
Согласно постановлению, сотрудники детского дома обязаны в доступной форме разъяснять детям их законные права и обязанности, сообщать о лицах, которым можно жаловаться в спорных ситуациях. Не допускается принудительное привлечение детей к участию в деятельности общественных, политических и религиозных организаций.
В особых случаях администрация детского дома может разрешить воспитаннику, достигшему 18 лет, продолжить бесплатно жить и питаться в учреждении. Это право он сохранит до 23 лет.
Администрация обязана не менее трех раз в неделю (в том числе в выходные и праздничные дни) обеспечивать возможность встречи детей с потенциальными усыновителями или опекунами. Также администрация должна обеспечивать общение детей с родственниками, стремиться к возврату воспитанников в родные семьи. Исключение сделано для случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства. Также дети должны иметь возможность поддерживать контакты с другими важными для них людьми (друзьями, бывшими соседями).

Спустя месяц после выборов в Госдуму начинают появляться отчетливые очертания ее новой структуры. Статистически и поименно новый созыв парламента заметно отличается от предыдущего, но главная интрига все еще сохраняется. Обретет ли этот созыв политическую независимость, реальные представительные функции, пока сказать сложно, политологи расходятся во мнениях по этому вопросу. Результаты выборов закрепили многопартийную систему с доминирующей партией. «Единая Россия» вновь вернула себе конституционное большинство и сможет проводить через Госдуму любые проекты, впрочем, как и в предшествующую четырехлетку. В качестве поощрения единороссы поделились с остальными фракциями думскими комитетами, сокращенными с 30 до 26 за счет слияния комитетов со смежными функциями. «Полит.ру» сравнил составы, руководящие должности и ключевые принципы работы нижней палаты шестого и седьмого созывов.

По итогам выборов, прошедших при низкой явке избирателей, из 450 мест в парламенте «Единая Россия» получила 343 места. 140 кандидатов прошли по партспискам, 203 единоросса выиграли в одномандатных округах. Заняв две трети мест в Госдуме, партия власти обеспечила себе конституционное большинство, что упростит процедуру прохождения некоторых законопроектов. В прошлом созыве у «Единой России» было простое большинство (238 депутатов).

Остальные партии прошли в Госдуму в том же порядке, что и в 2011 году. КПРФ займет 42 кресла (в новом созыве фракция больше не сможет направлять запросы в Конституционный суд и инициировать парламентские расследования), ЛДПР — 39, «Справедливая Россия» — 23. По одномандатным округам прошли также Алексей Журавлев из партии «Родина» и лидер «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов. Они отказались входить в какую либо из думских фракций. Еще один мандат получил самовыдвиженец Владислав Резник.

Новый состав Госдумы обновился на 48%. Столько новобранцев сразу в стенах парламента не видели давно. В шестом и пятом созывах количество новых депутатов составляло около 32% от общего состава. Больше всего обновилась «Единая Россия» — на 60%. Депутатские мандаты получили, в том числе, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская, космонавт Максим Сураев, сын актера Михаила Боярского Сергей и бывший депутат Заксобрания Петербурга Виталий Милонов. «Справедливая Россия» обновила ряды на 30%, в ЛДПР доля новеньких составила 28%, в КПРФ — 21%.

В новой Госдуме появилось еще больше общественных деятелей, спортсменов и космонавтов. Депутатские кресла заняли 12 призеров Олимпийских и Паралимпийских игр — в два раза больше, чем в шестой Думе. Мандаты получили также телеведущие Петр Толстой (ЕР), Оксана Пушкина (ЕР), Евгений Ревенко (ЕР), журналист Елена Ямпольская (ЕР). Остались в Госдуме такие именитые спортсмены, как Николай Валуев (ЕР) и Светлана Жукова (ЕР), а также режиссеры Станислав Говорухин (ЕР) и Владимир Бортко (КПРФ).

РБК на основании поданных деклараций и сведений о кандидатах составил средний портрет депутата-новичка. Ему в среднем 52 года, в Госдуму он пришел из бизнеса (таких 61 человек — Ростелеком, Уралхим, Дартс, Кофебук и т.д.). Многие из них заседали в местных или федеральных органах исполнительной власти (57 человек) или в местных законодательных органах (51 человек). Средний доход депутата-новичка в 2015 году составил 16 миллионов рублей. Это почти в два раза меньше, чем у среднестатистического депутата шестого созыва, чей доход за прошлый год составил 30, 3 миллиона рублей.

Впервые с 2003 года в Госдуме появились два человека от непарламентских партий благодаря возвращению смешанной системы выборов, хотя их независимость подвергается сомнению — Журавлев близок к «Единой России», «Гражданскую платформу» называют сателлитом партии власти. Тем не менее, приход в Думу одномандатников, среди которых около 80 региональных и муниципальных депутатов, вполне может изменить ее роль в следующие четыре года, считает политолог Александр Пожалов. По его мнению, прибавится вес регионально ориентированной повестки в работе палаты и увеличится доля социально-бытовой тематики в инициативах депутатов». Одномандатники знакомы с проблемами на местах и будут уделять меньше внимания чисто политическим инициативам.

Крупный региональный бизнес, представленный в Госдуме, также может привести к неожиданным результатам, считает политолог Александр Кынев: «Это торговые, строительные компании, бизнес, сильно зависящий от отношений с силовиками и властями, а в случае смены губернатора у них есть риск оказаться в опале. И не исключено, что перемены вытолкнут их в оппозицию».

Вячеслав Володин, переехавший на Охотный ряд из администрации Кремля, теперь будет регулировать все процессы в парламенте на расстоянии вытянутой руки. Смена Сергея Нарышкина на Вячеслава Володина, безусловно, самая важная перестановка в структуре парламента. С приходом бывшего кремлевского куратора, роль и значимость нижней палаты может сильно прибавить в весе. Собеседник «Ведомостей », близкий к Кремлю, отмечает, что Володин не только спроектировал избирательную систему, но также лично согласовывал и сопровождал процесс избрания депутатов. Вместе с подавляющим большинством «Единой России», это делает новую Думу в значительной мере институтом, лично подконтрольным ему, говорит собеседник издания.

Виктор Селиверстов

Все ключевые посты в руководстве Госдумы заняли близкие к Володину люди. За несколько дней до его перехода обновился состав исполкома «Единой России». Виктор Селиверстов, который работал с Володиным в УВП, занял место замсекретаря генсовета по оргвопросам вместо Виктора Кидяева. Кадровые перестановки в думском аппарате новый спикер начал с назначения на должность первого замглавы аппарата Сергея Поспелова, которого называют «человеком Володина».

Сергей Поспелов

Поспелов — выходец из «Молодой гвардии "Единой России"», ранее руководил Росмолодежью и был близок к замглавы управления внутренней политики (УВП) администрации президента Тимуру Прокопенко.

Джахан Поллыева, которая возглавляла аппарат нижней палаты в прошлом созыве, к тому моменту на Охотном ряду уже не появлялась, ее обязанности временно исполнял Поспелов. Ходили слухи, что в дальнейшем он может избавиться от приставки «врио», если только пост главы думского аппарата откажется занять руководившая УВП Татьяна Воронова, кстати, тоже выходец из «Молодой гвардии».

Татьяна Воронова

Однако эти слухи не подтвердились, вчера стало известно, что Воронова все-таки возглавит аппарат Госдумы, ее кандидатуру поддержал думский комитет по регламенту.

Таким образом, в руководстве УВП из команды Володина осталось только три чиновника. Бывший заместитель главы управления Игорь Дивейкин был назначен заместителем Вороновой, ответственным за дела нижней палаты, другой замглавы УВП Ольга Ситникова стала начальников думского управления по связям с общественностью и взаимодействиям со СМИ. Начальник аппарата Володина в администрации президента Вадим Маршалко стал руководителем его секретариата в Думе.

По сложившейся схеме посты вице-спикеров партии распределяют между собой пропорционально доле полученных мандатов по так называемому «пакетному соглашению». В Госдуме шестого созыва у «Единой России» было четыре вице-спикера и один первый вице-спикер. Свой первый вице-спикер был и у КПРФ. По одному вице-спикеру было у «Справедливой России» и ЛДПР. В новом созыве первыми вице-спикерами нижней палаты стали единоросс Александр Жуков и коммунист Иван Мельников. Обычными вице-спикерами назначены члены «Единой России» Сергей Неверов, Владимир Васильев, Ирина Яровая и Петр Толстой, а также представители фракции ЛДПР Игорь Лебедев и «Справедливой России» Ольга Епифанова.

По «пакетному соглашению» были назначены также председатели 26 профильных комитетов Госдумы. Пропорция при распределении должностей осталась такой же, как и в предыдущем составе: половину получили единороссы, половину — остальные фракции. При этом общее число комитетов сократилось на четыре за счет объединения некоторых из них. Комитет по образованию и науке был создан путем слияния двух комитетов; из трех разных комитетов был образован комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям; из двух разных комитетов также состоял комитет по транспорту и строительству. В итоге 13 комитетов получила «Единая Россия», три — эсеры и по пять — ЛДПР и КПРФ.

Профильные комитеты Госдумы

Комитет

Председатель ГД VII созыва

Председатель ГД VI созыва

По государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников (ЕР) Владимир Плигин (ЕР)

По труду, социальной политике и делам ветеранов

Ярослав Нилов (ЛДПР) Андрей Исаев (ЕР)

По бюджету и налогам

Андрей Макаров (ЕР) Андрей Макаров (ЕР)

По финансовому рынку

Анатолий Аксаков (СР) Наталья Бурыкина (ЕР)
По экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев (ЛДПР) Игорь Руденский (ЕР)

По природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

Николай Николаев (ЕР) Владимир Кашин (КПРФ)

По энергетике

Павел Завальный (ЕР) Иван Грачев (СР)

По транспорту и строительству

Евгений Москвичев (ЕР) Евгений Москвичев (ЕР)

По обороне

Владимир Шаманов (ЕР) Владимир Комоедов (КПРФ)

По безопасности и противодействию коррупции

Василий Пискарев (ЕР) Ирина Яровая (ЕР)

По международным делам

Леонид Слуцкий (ЛДПР) Алексей Пушков (ЕР)

По делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками

Леонид Калашников (КПРФ) Леонид Слуцкий (ЛДПР)

По федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Алексей Диденко (ЛДПР) Виктор Кидяев (ЕР)

По региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока

Николай Харитонов (КПРФ) Николай Харитонов (КПРФ)

По Регламенту и организации работы Государственной Думы

Ольга Севастьянова (ЕР) Ильдар Габдрахманов (ЕР)

По охране здоровья

Дмитрий Морозов (ЕР) Сергей Фургал (ЛДПР)

По образованию и науке

Вячеслав Никонов (ЕР) Александр Дегтярев (ЕР; образование)
Валерий Черешнев (СР; наука)

По вопросам семьи, женщин и детей

Тамара Плетнева (КПРФ) Елена Мизулина (СР)

По аграрным вопросам

Владимир Кашин (КПРФ) Николай Панков (ЕР)

По экологии и охране окружающей среды

Отлга Тимофеева (ЕР) Владимир Кашин (КПРФ)

По делам общественных объединений и религиозных организаций

Сергей Гаврилов (КПРФ) Алексей Островский (КПРФ)

По делам национальностей

Ильдар Гильмутдинов (ЕР) Гаджимет Сафаралиев (ЕР)

По физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи

Михаил Дегтярев (ЛДПР) Игорь Ананских (ЛДПР)

По жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Галина Хованская (СР) Галина Хованская (СР)

По информационной политике, информационным технологиям и связи

Леонид Левин (СР) Алексей Митрофанов (СР)

По культуре

Станислав Говорухин (ЕР) Станислав Говорухин (ЕР)

Шесть из 13 комитетов, доставшихся единороссам, возглавили представители Общероссийского народного фронта (ОНФ): врач Дмитрий Морозов (комитет по охране здоровья), руководитель проекта ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев (по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям), руководитель исполкома ОНФ в Коми Ольга Савастьянова (по регламенту) и сопредседатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева (по экологии), Станислав Говорухин и Евгений Москвичев продолжат руководить комитетами по культуре и транспорту соответственно.

Ранее состоялось заседание одного из ключевых думских комитетов — по госстроительству и конституционному, гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. После слияния двух прежних комитетов портфель законопроектов увеличился почти в два раза, при том, что в составе комитета оказалось всего шесть депутатов, уже работавших в двух комитетах по отдельности, и 10 новых депутатов, отмечают «Ведомости». Через оба комитета в прошлом созыве проходили наиболее резонансные законопроекты: поправки в Конституцию, перенос парламентских выборов, интеграция Крыма, «закон Димы Яковлева», изменения Уголовного кодекса и т.д. В следующие четыре года через новый комитет будет идти треть всех поступающих в Госдуму законопроектов.

Новый состав комитета Госдумы по осударственному строительству и законодательству

В среду, 22 июня, президент России Владимир Путин посетит нижнюю палату российского парламента и поблагодарит депутатов за проделанную в течение 5 лет работу. Как рассказали АиФ.ru сами парламентарии, они ожидают от президента объективной оценки своей деятельности, а также напутствия на грядущие выборы. С этим созывом они расстаются без сожаления, ожидая, что после выборов партийный состав Госдумы значительно поменяется.

«Этот созыв продуктивно и эффективно отработал. Поэтому сожалеть о его уходе не стоит. В его работе было как положительное, так и отрицательное. Может быть, не все законы, которые были приняты, народу нравятся. Я уверен, что таких законов большинство. Но, к сожалению, Госдума не всегда может принимать только те законы, которые нравятся, зачастую приходится принимать те законы, которые необходимы, но не вызывают всеобщего одобрения», — заявил АиФ.ru вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев.

По его словам, этот созыв отличается высоким уровнем управленческой работы спикера Госдумы Сергея Нарышкина, который сделал так, чтобы оппозиции было работать комфортно.

«Мы видим, что сейчас скандалов, ругани и выплеска эмоций в Госдуме стало меньше, чем в предыдущие созывы. Кроме того, Сергей Нарышкин провёл лично все пленарные заседания, лично я такого о других спикерах нашего парламента не знаю. Обычно все председатели уходили после начала работы и больше в зале не появлялись», — подчеркнул парламентарий.

«У меня крайне негативная оценка деятельности шестого созыва. Я считаю его наиболее антинародным, чем все предыдущие. Можно только согласиться с законами о присоединении Крыма и Севастополя, и плюс закон о запрете усыновления наших детей иностранцами. Все остальные законы были направлены на поддержку олигархов и банкиров. Фактически было принято решение, что приватизация не подлежит пересмотру, ужесточены законы о демонстрациях и митингах, об экстремизме, по которому можно привлечь каждого за любую критику власти. Поэтому я с этим созывом расстаюсь без сожаления, гудбай, гудбай», — заявил зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьёв, также отмечающий, что в социальном плане Госдуме этого созыва перед избирателями похвастаться нечем.

«С каждым созывом лично мне расставаться жаль, потому что были и хорошие моменты. Это ведь кусочек нашей жизни. Жалко, конечно, расставаться с коллегами, многих из которых в следующем созыве уже не увидим, жалко расставаться со своей борьбой, которую вёл в стенах парламента. Но лучшее, конечно, впереди…» — пояснил АиФ.ru первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов. По его словам, самым знаковым решением этого созыва стало голосование по воссоединению Крыма с Россией, которое единогласно поддержали не только парламентарии, но и российское общество.

Отметим, что 6 созыв Госдумы стал одним из самых продуктивных и ярких в работе российского парламента. Уже в первый год своей работы — 2012 — он запомнился принятием целого ряда революционных для страны законопроектов. Депутаты проголосовали за возвращение губернаторских выборов, а также за проведение партийной реформы, значительно облегчающей создание и регистрацию партий, а также участие их в выборах. Кроме того, были приняты законы о появлении «иностранных агентов», статус которых получили НКО с зарубежным финансированием, о возвращении статьи «Клевета» в Уголовный кодекс и о создании чёрного списка сайтов с запрещённой информацией. Также в этом году был принят так называемый «антимагнитский» закон, запрещающий усыновлять российских детей гражданам США.

Не менее ярким для законотворчества оказался 2013 год. Парламентарии запретили себе и чиновникам иметь зарубежные счета и акции, но оставили им квартиры и виллы. Заодно был разработан закон о защите частной жизни, который запрещает обнародовать сведения о личной и семейной жизни и месте проживания. В первом чтении Госдума утвердила новые правила своих выборов по пропорциональной системе: 50% депутатов будут избраны по партийным спискам, 50% — по одномандатным округам. Кроме того, законодатели запретили нецензурную лексику в СМИ и продажу SIM-карт для мобильных телефонов на улице. В этом же году был принят антипиратский закон, запрещающий нелицензионное распространение в интернете кинофильмов, книг и музыки, обязав операторов связи блокировать незаконно размещённую информацию. А также закон об объединении Верховного суда и Высшего арбитражного суда.

Самым значимым событием 2014 года стало голосование по присоединению к России Крыма и Севастополя, которое поддержали представители всех парламентских фракций. Среди резонансных законопроектов можно выделить закон о персональных данных, согласно которому в интересах безопасности россиян провайдеры, обрабатывающие персональные данные, должны хранить их на серверах в России, а также закон о снижении лимита иностранного капитала в СМИ до 20%. Также заслуживает внимания закон об уголовной ответственности за «публичную реабилитацию нацизма». Закон устанавливает штраф до 500 тысяч рублей либо лишение свободы до 5 лет, причём не только за реабилитацию нацизма, но и за «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны».

Знаковыми голосованиями 2015 года стали принятие закона о переходе на однолетний федеральный бюджет и о приостановке индексации пенсий работающим пенсионерам. Кроме того, Госдума разрешила досрочно лишать полномочий депутатов всех уровней, не предоставивших в срок декларации о доходах, а Конституционному суду — не признавать международные судебные решения, если они противоречат Конституции РФ. Также парламентарии разрешили россиянам иметь второй загранпаспорт. ФСБ была наделена большими полномочиями по применению оружия, а иностранным государствам ограничено права распоряжаться своим имуществом в России.

21 декабря в 12:00 начнется первое заседание Государственной Думы шестого созыва, выборы в которую состоялись 4 декабря.

Указ о созыве первого заседания был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым 13 декабря. В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания либо ранее, согласно указу президента РФ. С момента начала работы Думы нового созыва полномочия палаты прежнего созыва прекращаются.

Выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва состоялись 4 декабря 2011 года. По итогам выборов, партийный состав Думы не изменился. Из 450 депутатских мест "Единая Россия" получила 238 мандатов, лишившись конституционного большинства, которым обладала в Госдуме предыдущего созыва. Остальные партии увеличили свое представительство в парламенте: КПРФ получила 92 мандата, "Справедливая Россия" - 64 и ЛДПР - 56 мандатов.

В новый состав Думы вошли высокопоставленные чиновники - вице-премьер Александр Жуков и глава администрации президента Сергей Нарышкин. В депутатском корпусе есть также представители крупного бизнеса, в их числе владелец инвестиционно-финансовой компании "Метрополь" Михаил Слипенчук и совладелец "НОВАТЭК" Леонид Симановский. В Думу прошли и представители московского правительства - первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин и заместитель мэра Людмила Швецова. Среди народных избранников - знаменитые спортсмены Алина Кабаева, Ирина Роднина, Марат Сафин, Владислав Третьяк, Николай Валуев и Александр Карелин, а также актриса Мария Кожевникова, певец Иосиф Кобзон, оперная певица Мария Максакова-Игенбергс, кинорежиссеры Станислав Говорухин и Владимир Бортко, тележурналист Алексей Пушков. В Думу прошли известный политолог Вячеслав Никонов, председатель "Молодой гвардии" Тимур Прокопенко.

Согласно Регламенту Госдумы, первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. Старейшим избранным депутатом стал член фракции "Единая Россия", советский и партийный деятель, дважды Герой Соцтруда, председатель Совета ветеранов Москвы Владимир Иванович Долгих, которому 5 декабря исполнилось 87 лет.

Традиция, согласно которой первое заседание Думы нового созыва ведет старейший депутат, появилась в 1994 году. Работу Госдумы первого созыва 11 января 1994 года открыл 68-летний доктор философских наук Георгий Лукава /фракция ЛДПР/; первое заседание второго созыва 16 января 1996 года - 73-летний академик РАН Григорий Галазий /"Наш дом - Россия"/; третьего созыва 18 января 2000 года - 79-летний Егор Лигачев /КПРФ/. Первое заседание Госдумы четвертого созыва 29 декабря 2003 года открывал 80-летний Валентин Варенников /"Справедливая Россия-"Родина"/, генерал армии, Герой Советского Союза. 24 декабря 2007 года первое заседание пятого созыва провел академик РАН, лауреат Нобелевской премии 77-летний Жорес Алферов /КПРФ/.

Если председатель палаты или его заместители не будут избраны на первом заседании Думы, то вплоть до их избрания пленарные заседания ведут по очереди представители думских фракций.

На первом заседании большинством голосов открытым голосованием избирается Счетная комиссия, Временная комиссия по Регламенту и организации работы Госдумы и Временный секретариат. Временные комиссия и секретариат действуют до избрания председателя Думы, его первого заместителя и образования Комитета по Регламенту и организации работы Госдумы.

Выборы председателя палаты и его заместителей проводятся тайным или открытым голосованием. Кандидатов на должность спикера выдвигают парламентские фракции. Для избрания кандидату необходимо набрать более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если спикером Думы будет избран руководитель депутатской фракции, он вправе совмещать эти обязанности.

Если на должность председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал необходимого числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Если и во втором туре ни один из кандидатов не наберет необходимого числа голосов, Дума проводит повторные выборы председателя либо переходит к выборам первых заместителей и заместителей спикера. На повторных выборах допускается выдвижение тех же кандидатов.

Председателем первого созыва Государственной Думы являлся член фракции Аграрной партии России Иван Рыбкин. Спикером Думы второго и третьего созывов был избран член фракции КПРФ /с июля 2002 г. - независимый депутат/ Геннадий Селезнев. Пост председателя Госдумы четвертого и пятого созывов занимал руководитель фракции "Единая России" Борис Грызлов.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии. Их руководство и состав избираются большинством голосов депутатов Госдумы. Комитеты образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Общее число депутатов, избранных по представлениям одной фракции на должности председателя Госдумы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 проц. от общего числа членов данной фракции.

Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат, за исключением спикера, обязан состоять в одном из комитетов палаты и может быть членом только одного комитета.

В Думе четвертого созыва действовали 29 комитетов, все они возглавлялись представителями фракции "Единая Россия". В Госдуме пятого созыва число комитетов увеличилось до 32-х. Двадцать шесть из них возглавляли члены фракции "Единая Россия", по два комитета - представители фракции КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР.

Все депутаты состоят во фракции той партии, от списка которой они были избраны в Думу. Переход из фракции во фракцию запрещен. Депутаты одной фракции могут войти в состав другой только в одном случае: если политическая партия, от которой они прошли в Госдуму, прекратила свою деятельность. Если депутат выходит из состава фракции по собственному заявлению, его депутатские полномочия прекращаются.

Основной функцией Государственной Думы является законотворчество. Дума принимает федеральные и федеральные конституционные законы, а также постановления, отнесенные к ее ведению.

Федеральный закон принимается большинством голосов депутатов, а федеральный конституционный закон - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

Если принятый Думой федеральный закон был отклонен Советом Федерации или президентом РФ, он может быть рассмотрен нижней палатой в редакции согласительной комиссии и принят большинством голосов. Если закон в редакции согласительной комиссии не наберет необходимого числа голосов, то палата может рассмотреть его в прежней редакции. Закон будет принят, если за него проголосуют не менее двух третей депутатов, в противном случае он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.

Для пересмотра положений глав 1,2 и 9 Конституции РФ необходимо не менее трех пятых голосов от общего числа депутатов. Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются не менее чем двумя третями голосов.

Дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства, а также вопрос о доверии правительству РФ принимаются депутатами большинством голосов. Выдвижение обвинений в адрес президента РФ /импичмент/ принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Срок полномочий Государственной Думы шестого созыва составит пять лет.

Государственная Дума шестого созыва завершает работу. С чем войдет в историю российского парламентаризма ее работа? Чем запомнится деятельность народных избранников и каков их коэффициент полезного действия? Что важного сделали депутаты для страны, и кто поставит им оценку? Подводя черту, самое время задавать подобные вопросы и искать на них ответы.

Уничижительных эпитетов на долю нижней палаты парламента хватило с лихвой: и «бешеным принтером» ее блогеры обзывали, и в лодырничестве упрекали, и даже весьма хамски «госдурой» припечатали . Однако на одном из последних заседаний нижней палаты парламента президент Владимир Путин нашел для народных избранников совсем другие слова. Оценив в целом работу Госдумы как «достойную», он подчеркнул особенно:

Считаю поистине историческим итогом работы вашего созыва правовую интеграцию Крыма и Севастополя, которой предшествовала ваша искренняя, сердечная, моральная поддержка жителей полуострова накануне референдума вхождения в состав Российской Федерации.

Путин Владимир Владимирович

Прозвучала президентская похвала весьма искренне, а не просто как дань вежливости на прощанье — мол, всем спасибо, все свободны.

Ведь действительно, в кратчайшие сроки полностью адаптировать правовую базу целого региона, жившего по законам другой страны, крайне сложно. Чего стоило самим депутатам принять более 120 законов, позволивших крымчанам довольно безболезненно пережить переходный период? И таких форс-мажорных рывков на марафонской дистанции длиной в четыре с половиной года было немало.

Количество сопутствует качеству

На сайте Государственной Думы РФ приведена статистика законодательного процесса. Из итоговой таблицы можно почерпнуть немало интересных сведений. Так, за все время работы нынешнего состава парламента в ГД было внесено 6012 законопроектов; принято к рассмотрению — 5255 из них; после рассмотрения в трех чтениях одобрено 1817 законопроектов. О качестве законотворческой деятельности говорит конечная «отбраковка»: из всех одобренных Думой законов отклонен 21. Один из них на счету президента и 20 не понравились Совету Федерации. То есть «отсев» составил 1,1%.

Продуктивность Госдумы шестого созыва исследовали также в Институте анализа политической инфраструктуры (ИнАПИ). В исследовании говорится:

«Всего в Государственной Думе трудятся 450 депутатов из четырех фракций, главной задачей которых является законотворчество. За период работы VI созыва (с декабря 2011 по март 2016) депутаты внесли на рассмотрение Государственной Думы 3679 законопроектов. Из них принято 549 законопроектов, что составляет 15% от общего числа».

сайт

Если кто-то заметил несоответствие данных, представленных на сайте Госдумы и приведенных ИнАПИ, то никакими приписками тут не пахнет. Дело в том, что нижняя палата парламента рассматривает все законопроекты, в том числе представленные президентом, правительством, сенаторами в отдельности и Советом Федерации в целом, а также региональными заксобраниями и высшими судами по вопросам своей компетенции.

Оценивая результаты законотворчества по фракциям, аналитики получили такой расклад. Наиболее эффективной стала «Единая Россия». На ее счету 1699 внесенных законопроектов, из которых принято 505 (27,9%). Что, согласитесь, не так удивительно, учитывая убедительное парламентское большинство партии власти. От КПРФ внесено 755 законопроектов, из них одобрено 135 (17,9%). «Справедливая Россия» занималась законотворчеством активнее коммунистов. На ее счету 1356 законодательных инициатив, однако принято Думой лишь 171. И хотя этот результат тоже превышает достигнутый КПРФ, в процентном отношении справороссы проигрывают коммунистам с долей в 12,6%. Соколы Жириновского тоже времени зря не теряли, подав 1186 законопроектов, одобрение, увы, получили лишь 143 или 12% от общего числа.

Самыми активными депутатами стали Олег Михеев из «СР» - на его счету 423 законопроекта, а также Ринат Хайров из «ЕР» (248), Ирек Богуславский из «ЕР» (232), глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов (230) и Валерий Иванов из «ЕР» (213). Увы, далеко не все их законотворческие усилия были оценены коллегами.

«Лентяи» тоже были обнаружены исследователями. Десять человек за все эти годы не подали ни одной законодательной инициативы, просидев в депутатском кресле впустую за хорошую зарплату.

Председатель совета директоров ИнАПИ Евгений Туник подытожил:

«Данный анализ позволяет практически безошибочно определить парламентариев, которые пришли в нижнюю палату, чтобы заниматься законодательной работой, и тех, кто планировал постоять в сторонке».

Думается, «верстая» партийные списки на грядущую избирательную кампанию, руководство четырех думских фракций тоже с интересом изучает это исследование.

Покончить с белыми пятнами решили и в Центре информационных коммуникаций «Рейтинг». Здесь за десять месяцев до новых выборов начали проект «Национальный рейтинг депутатов».

«Мы пробовали делать замеры общественного мнения, чтобы понять, насколько народные избранники известны своим избирателям... Выяснилось, что россияне не очень хорошо осведомлены как о персональном составе Госдумы, так и о той деятельности, которой занимаются действующие законотворцы».

Хотя россияне, с большей или меньшей периодичностью интересующиеся политикой, наверняка знают о самых известных законах, принятых Государственной Думой. В обществе их воспринимают неоднозначно, но равнодушными они никого не оставляют, это точно.

Так, кроме уже упомянутого «крымского пакета», на днях появился-таки закон, ограничивающий действия коллекторов. Закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» внесли спикеры нижней и верхней палат парламента Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко в ответ на участившиеся в последнее время , связанные с выбиванием долгов и отдающие откровенной уголовщиной. Понятно, что взыскатели долгов недовольны. Однако процесс этот давно пора ввести в правовое русло. Слишком много крови портят людям, неосмотрительно взявшим кредит и попавшим в кабалу, коллекторы.

В окончательном третьем чтении был также принят и пакет президентских законов о создании Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардии). Деятельность новой правоохранительной структуры, столь необходимой в наше нестабильное время, теперь законодательно регламентирована. Функции у Росгвардии широкие: ее войска вместе с полицией участвуют в охране общественного порядка, обеспечивают общественную безопасность и режим ЧП, участвуют в борьбе с терроризмом и экстремизмом. На их плечах — охрана специальных грузов и важных гособъектов, а также помощь в охране государственной границы.

Это то, что сейчас на слуху. Но если вернуться в недавнее прошлое, можно вспомнить, какое яростное обсуждение в обществе вызвало принятие многих других резонансных законов. Среди них, к примеру, так называемый закон Димы Яковлева, запрещающий усыновление российских сирот американскими гражданами. Буря возмущений поднялась было среди правозащитников и либеральной оппозиции в связи с принятием законов об НКО - «иностранных агентах», финансируемых из-за рубежа. А закон, регламентирующий проведение митингов, похоже, окончательно похоронил мечты несистемной оппозиции о цветной революции. Запрет на гей-пропаганду среди несовершеннолетних россиян вызвал всплеск негативных эмоций на Западе, но с учетом и без того царящих там антироссийских настроений в сущности международная обстановка не изменилась. Антитабачный закон поначалу в штыки приняли миллионы курильщиков. Однако постепенно привыкли к новым правилам и уже не дымят на детских площадках, в больницах, аэропортах и ресторанах. Да и со здоровьем у них наверняка стало получше.

Экономические законы, принимаемые в условиях кризиса и санкций, помогли удержать от падения банковский сектор. Но объявленной амнистией капиталов бизнесмены воспользоваться не спешат, поэтом действие амнистии продлено до 1 июля 2016 года.

Одним словом, работали депутаты в действительности активно. Но отнюдь не в режиме «бешеного принтера», бездумно штампующего законы, а достаточно ответственно, взвешенно и кропотливо.

Тем не менее факт остается фактом: народ в большинстве своем мало знает о парламентской деятельности собственных избранников и оценивает их работу либо негативно, либо равнодушно. По данным «Левада-Центра», в настоящее время лишь 44% россиян собираются принять участие в грядущих выборах в Госдуму седьмого созыва. Причем лишь 19% «совершенно точно» планируют 18 сентября пойти на избирательный участок, а 25% «скорее всего» так поступят.

В какой-то степени понятно, почему законодательная ветвь власти не слишком популярна в народе. Депутаты перестали заниматься экстравагантным самопиаром, чем славилась , к примеру, Госдума первого созыва в лице того же Вячеслава Марычева, регулярно устраивающего костюмированные шоу. Заседания нынешней Государственной Думы РФ, с точки зрения российского обывателя и по сравнению с регулярными мордобоями в Верховной Раде, чопорны, скучны и не обладают зрелищностью. Хотя, надо отметить, отсутствие балагана явно идет на пользу законотворческой деятельности.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: