Школьная форма: за и против. Плюсы и минусы школьной формы Эссе плюсы и минусы старой школьной формы

Екатерина Пирожок | 5.08.2015 | 2755

Екатерина Пирожок 5.08.2015 2755


Разбираемся вместе в плюсах и минусах школьной формы.

Накануне учебного года я все чаще слышу споры по поводу того, должны ли дети носить школьную форму. Одни родители ностальгируют по советским временам, когда все школьники были равны в синих костюмах и коричневых платьях. Другие же защищают индивидуальность детей и поддерживают их право носить на уроки ту одежду, которую хочется.

Что касается меня, то я выступаю за школьную форму. Я, разумеется, не хочу, чтобы моя дочка одевалась в невзрачные коричневые наряды советских времен. Но строгая красивая форма, которая дисциплинирует и придает учебному процессу серьезность, необходима.

Все же предлагаю рассмотреть эту «школьную медаль» с обеих сторон.

Плюсы школьной формы

Единая школьная форма советского времени.

Приведу весомые аргументы в поддержку школьной формы.

  1. Школьная форма помогает сгладить существующее социальное неравенство среди детей, когда одни ребята вынуждены носить в школу одежду из магазина секонд-хенд, а другие щеголяют по коридорам в дорогих брендовых вещах. Но я употребила слово «сгладить», а не полностью искоренить. Ведь все равно дети состоятельных родителей смогут выделиться наличием дорогих аксессуаров или гаджетов.
  2. Форма помогает поддерживать дисциплину во время уроков. Дети меньше отвлекаются на обсуждение нарядов и разглядывание деталей платьев и костюмов одноклассников, а уделяют больше внимания учебному процессу. А еще форма накладывает некую внутреннюю ответственность: в школе ты не просто ребенок, а ученик с соответствующим набором обязанностей.
  3. Школьная форма способна значительно облегчить жизнь и родителям, и ребенку. Для взрослых это отличная экономия денежных средств. А для детей – экономия времени: не придется долго стоять перед шкафом и решать, что сегодня надеть в школу. Лучше потратить это время на драгоценный сон.
  4. Школьная форма чаще всего изготавливается по строгим госстандартам из добротных материалов, с учетом особенностей детского организма. В ней достаточно удобно, движения не стеснены. Чего не скажешь о любимых большинством тинейджеров джинсах и узких брюках, длительное сидение в которых может привести к нарушению кровообращения и проблемам со здоровьем.

Минусы школьной формы

  1. Моя подруга Марина, выступающая против школьной формы, в споре со мной утверждает, что одинаковая одежда лишает ребенка возможности проявить свою индивидуальность. Я думаю, что она говорит так потому, что сама выросла в советское время, когда дети носили единую школьную форму. А Марина была той еще бунтаркой!
  2. Еще один аргумент «против» – это то, что дети в школьной форме выглядят неестественно, как уменьшенные копии взрослых. А одежда все-таки должна соответствовать возрасту.
  3. Однообразная школьная форма нравится далеко не все детям. Многим надоедает каждый день ходить «под копирку», и школа начинает вызывать неприятные ассоциации.
  4. Также многие родители недовольны тем, что белые блузки и рубашки, которые во многих школах являются обязательными, быстро пачкаются. Их приходится часто стирать, и они в короткие сроки изнашиваются и приобретают неприглядный вид.

Единая школьная форма введена только в некоторых учебных заведениях. А в целом дети и родители могут слегка экспериментировать с одеждой в рамках делового стиля. Девочки могут разнообразить строгий костюм или сарафан симпатичной водолазкой или блузкой с интересной отделкой, а мальчики – надеть под пиджак рубашку темного или пастельного оттенка.

После того, как ребёнок родился, родители мечтают увидеть, как он растёт и пройдёт через различные этапы жизни. Одним из начальных и самых важных жизненных шагов к росту и познанию мира является школа. Школа является центром обучения и храмом знаний, который ребёнок посещает, чтобы разгадать различные тайны и загадки бытия. Школа помогает в его развитии и стать абсолютно независимой личностью. Таким образом, школа является наиболее важным местом для ребёнка. Ввиду важности школы есть несколько вопросов, которые являются необходимыми для того, чтобы школа стала лучшим местом для учеников. Одним из важных вопросов является дресс-код в школе. Многие считают, что школьная форма необходима в такой обстановке как школа, тогда как другие считают это ограничением, налагаемым на детей. Это очень спорный вопрос, причем обе стороны имеют равное количество веских причин. Таким образом, на данный момент вопрос о том, следует ли записывать своих детей в школу, которая следует строгому дресс-коду, стала вопросом выбора для родителей. Чтобы узнать плюсы и минусы ношения школьной формы, читайте далее.

Плюсы школьной формы

  • Фиксированный дресс-код помогает школьникам учиться лучше. Ученики больше концентрируются на учёбе, а не о решении своего гардероба.
  • Школьная форма принуждает учеников более серьёзно относится к школьной среде.
  • Дети, как правило, недооцениваются и высмеиваются другими из-за того, какую одежду они носят. Таким образом, униформа уменьшает социальные конфликты и насилие в школах. По некоторым исследованиям стандартное платье/униформа в школах снижает насилие в школе. Замечено, что насилие проявляется из-за споры модной одежды.
  • Одним из самых важных преимуществ школьной формы является то, что они экономически эффективны и избавляют родителей от необходимости покупать модные и дорогие вещи время от времени. Многие родители согласны тем, что школьная форма более долговечна, поскольку они более стойкие к частой стирке и износу.
  • Считается, что ученики в школах с дресс-кодом учатся лучше, потому что они не отвлекаются на свои гардеробы.
  • Ещё одно общее предположение, что ученики, которые носят униформу ведут себя более адекватно и более склонны следовать правилам школы.
  • Кроме того, в школах, где поддерживают использование школьной формы считают, что дизайнерская одежда не определяет индивидуальность или талант.
  • Некоторые считают, что школьная униформа помогает построить школьный дух или чувство принадлежности.

Минусы школьной формы

  • Школьная форма безусловно сдерживает самовыражение ребёнка. Социологи считают, что это может привести к нежелательным способам самовыражения детей, таким как неправильное использование украшений и макияжа.
  • Ещё одна причина в отношении школьной формы — это то, что она лишает детей их индивидуальности. Упор на единый дресс-код в школе противостоит духу единства в разнообразии и его праздновании. Так же утверждают, что ограничивает социализацию, важнейший аспект человеческой природы.
  • По сравнению с обычной одеждой, школьная форма оказывается бесполезным и расточительным, когда ребёнок находится вне школы. Некоторые родители считают, что одежда для школы — это пустая трата денег.
  • Еще один пагубным эффектом школьной формы является то, что лишает ребёнка комфорта, который возникает при ношении одежды разного типа по индивидуальному выбору. Этот дискомфорт может негативно отразиться на успеваемости ребёнка.
  • Ребёнок в школьной форме может быть нацелен как объект издевательства детей из других школ.
  • Некоторые ученики не любят быть связанными каким-либо правилам и принуждать таких детей носить форму — это всё равно, как разжигать враждебность в них. Форма только усугубит их мятежный характер.
  • Противники настаивают на том, что нет достоверных доказательств того, что униформа улучшает школьную дисциплину ребёнка или поощряет к более высокие академическим успехам.

Ребёнку должно быть позволено сделать своё решение, когда дело доходит до школьной формы. Если ребёнок не обеспокоен или не подвержен влиянию того факта, что он должен носить форму, то у родителей нет причины беспокоиться. С другой стороны, если ребёнок сопротивляется идее носить униформу, то лучше, чтобы родители не заставляли его. Ребёнку должно быть позволено принять собственное решение о том, носить или не носить школьную форму.

Школьная форма: за или против? Тысяча статей, сотни трансляций на телевидении и радио ― и до сих пор ни одного конкретного ответа на этот вопрос. В преддверии каждого нового учебного года эта тема многократно поднимается в совершенно разных кругах, начиная от учителей, часто недовольных порой слишком современным видом своих учеников, родителей, за чьи деньги и приходится покупать саму форму, и заканчивая школьниками, которые никак не могут привыкнуть к строгим рубашечкам и штанам.

Вначале изучения этой темы, я, как и все школьники, не понимающие смысла формы, первым же делом отправилась в Интернет. Оказывается, главным доводом является дисциплина. Главный аргумент против ― ущемление прав детей. Но об этом чуть позже. А как было у них? У тех самых учителей, завучей, директоров и наших родителей.

Впервые понятие школьная форма появляется ещё в дореволюционной России. Если быть точным, то принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров, был принят в 1834 году. Однако тогда, форму гимназиста могли себе позволить только дети интеллигенции, дворян и крупных промышленников. И поэтому она была своеобразным предметом гордости: форму носили не только в будние в самих школах, но так же и на все праздники.

Уже в 1918 году школьную форму отменяют как буржуазный пережиток, но вновь вводят через 30 лет. (Кстати, значительно она не отличалась от дореволюционной). Существовало даже наказание для учеников, которые не соблюдали правила, то есть не носили форму. В СССР школьная форма менялась несколько раз. В 60-х синие брюки и куртки у мальчиков, у девочек коричневые платья с черными воротниками (на праздники белые воротники и банты). Что очень удивило меня, запрет был даже на многие прически. Все девочки обязательно носили косы, об окраске волос и речи идти не могло. Вначале 80-х была введена новая форма – темно-синий костюм-тройка. Носили ее ученики после окончания семи классов, а с первого по седьмой у девочек ― коричневое платье, у мальчиков ― брючный костюм. Правила по отношению к прическам были ослаблены. В 1992 году форма отменена.

Правильно ли было это решение? Уже многие годы споры не прекращаются.

Плюсы школьной формы:

  • Форма ― знак принадлежности к чему-то. В данном случае, к школе.
  • Форма своеобразный синоним к слову дисциплина.
  • Форма объединяет, делает детей частью одного большого коллектива.
  • Форма снижает конкуренцию и зависть.
  • Форма скрывает социальное различие.

Минусы школьной формы:

  • Форма не дает развиваться индивидуальности.
  • Форма ― элемент уравнения всех детей.
  • Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
  • Форма крайне неудобна, да и не модна.
  • Форма ― порой может создавать комплексы.

Пока вопрос о возвращении школьной формы не поднимался, большинство школ обязывают своих учеников носить деловой стиль. Деловой стиль ― один из стилей одежды, близок к консервативному и мало подчиняется веяниям моды. Строгий, сдержанный и простой, таким должен быть правильный костюм. В школах, однако, это понятие стало очень расплывчатым. И что, по мнению детей, относится к деловом стилю, то, по мнению учителей, порой даже на улицу лучше не надевать.

Оптимальное ли решение деловой стиль или нужно вернуться к хорошо проверенной ранее школьной форме? Об этом мы решили поинтересоваться у разных сторон.

Родитель:

Школьная форма бессмысленна. В других странах мира ее, в основном, носят по желанию. Психологами давно доказан тот факт, что одежда школьника не влияет на его восприятие и учебу. Что касается делового стиля в школе, то это неплохо, на мой взгляд. Но дело в том, что в подростковом возрасте у мальчиков совершенно не сложена фигура, и костюм, как правило, смотрится несуразно. Это может смущать детей, формируя у них комплексы, вследствие чего развивается замкнутость и потом, нежелание находиться в кругу сверстников. Поэтому я считаю, что школьная форма или деловой костюм следует рекомендовать учащимся, но не насильственно обязывать носить в школе.

Учитель:

Непосредственно к школьной форме отношусь положительно. На мой взгляд, это стирает неравенства между детьми. Во-первых, когда ты надеваешь школьную форму, то ты уже как-то мысленно подготавливаешься к трудовому дню. Во-вторых, школьная форма не отвлекает внимание детей на уроках, и они полностью сосредоточены на предмете. В-третьих, своеобразная сплочённость коллектива. Форма – признак принадлежности к чему-то, в данном случае к школе.

Ученица:

Ученица:

Как приятно порой смотреть американские, английские или, к примеру, испанские сериалы про школьников. Все они в обязательном порядке носят форму. Когда показывают класс, все одеты одинаково, опрятно и в итоге получается очень красиво. Деловой стиль по моему мнению большая глупость.

Родитель:

Я за школьную форму. Школа – это не подиум или показ мод. Это учреждение образования, где нужно непосредственно учиться. Форма будет создавать дисциплину. Деловой стиль абсолютно непонятное мне явление, и само понятие в школе стало слишком расплывчатым. Хотя мальчикам я бы разрешила свободный стиль. Настоящий деловой костюм порой смотрится очень нелепо. А девочкам школьная форма пойдёт только на пользу.

Ученица:

Раньше я всегда злилась, когда учитель в очередной раз отчитывал меня за „неделовой” стиль одежды. Я искренне не могла понять, почему же они заставляют нас носить эти нелепые школьные костюмы, ведь те же джинсы очень удобны и практичны! Но в прошлом году я решила перейти на этот странный для меня тогда деловой стиль, дабы понять, каково это. Мои родители предложили мне компромиссный вариант: не покупать готовые фабричные костюмы(которые, к слову, выглядят совсем непривлекательно!), а купить то, что мне нравится, так сказать не отставая от моды. Сначала было очень неудобно и непривычно:то рубашка из брюк вылезет, то затяну очередные колготки. Но через два месяца „мучений” я до такой степени привыкла, что даже забыла о любимых джинсах! Я наконец-то поняла, почему учителя нас принуждают носить школьную форму – чтобы мы привыкли. Ведь далеко не каждый работодатель или просто человек будет серьезно относится, допустим, к адвокату в кроссовках и джинсах. К тому же, надевая строгую одежду, я чувствую себя старше и серьезнее. А джинсы и на прогулку надеть можно!

Что по-настоящему меня удивило, так это то, что большая часть и детей, и родителей, и учителей за школьную форму. И если брать округленные цифры, то из 10 опрошенных 6 будут за школьную форму, 1 за деловой стиль, и всего только 3 за свободу в одежде. Встретившись с девятиклассницами, на которых была аккуратная форма голубого цвета, я была поражена ещё больше. Девочки были полностью довольны, однако позже признались, что одеваться по своему собственному усмотрению им все-таки хотелось бы больше.

Так что же лучше, одинаковая школьная форма или свободный стиль? Конкретного ответа на этот вопрос я так и не нашла. Да и сейчас мне стало казаться, что правильного ответа просто не существует. Однако компромиссных решений много. Примером является школьная форма одинаковых цветов, из одинаковых материалов, но разных фасонов. В результате, каждый школьник пошьёт себе то, что он с удовольствием будет потом носить. У кого-то кардиган, у кого-то — плиссированная юбка, а может это будет интересная жилетка? Тут и воображение, и дизайнерские способности можно потренировать.

Выбор за администрацией, а всем школьникам остается только хорошо учиться.

Разница в достатке семей все равно будет проявляться. Помимо комплекта формы есть также обувь, верхняя одежда, телефон и гаджеты. Дети ходят друг к другу в гости, разговаривают о том, кто и где отдыхает. «Уравнять» эти показатели форма не в состоянии. К тому же, среди детских психологов бытует мнение, что скрытое социальное неравенство не идет ребенку на пользу. Оно существует в обществе, а форма - лишь попытка «замаскировать» его искусственно. Задача родителей и учителей - научить детей достойно принимать разные обстоятельства и ставить на первое место человеческие качества, а не стоимость одежды.

Развитие индивидуальности

Для развития вкуса, стиля и индивидуального подхода к одежде необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем просто разрешать ребенку надевать то, что ему вздумается. Это совокупность множества факторов, в которых ежедневная образцовая одежда играет далеко не первостепенную роль. Важно путешествовать с детьми, развивать в них чувство прекрасного. У семьи должно возникать желание хотя бы время от времени устраивать по выходным культурную программу и ходить в музеи. Если одежда для школьника - один из способов проявить себя и эмоционально разрядиться, почему бы не сделать это в выходные , причем в подходящей культурной обстановке?

Школьная форма убивает любое проявление индивидуальности. Человек с детства должен научиться организовывать свой внешний вид, овладеть этикетом, одеваться удобно, к месту. У ребенка должна быть возможность подумать и оценить, что больше подходит под определение приличия, строгости и скромности: рваные джинсы, футболка с дурацкой надписью или что-то другое. Родители должны учить детей одеваться адекватно ситуации, а не только давать указания. А это большая работа. Если хочется уйти от этих важных семейных обязанностей, переложив всю ответственность за формирование вкуса на «третью сторону» - форма самое простое решение.

Дисциплина

Форма помогает ребенку лучше контролировать эмоции, поведение, соблюдать дисциплину. В большинстве случаев школьный костюм мальчиков и девочек включает пиджак или жакет. Такой вид одежды, ее фасон, в котором присутствует фиксированная линия плеч и лацканов на груди, как говорится, «держит форму» - посылает сигнал телу выпрямить спинку, делать более сдержанные движения. Такая одежда создает определенный психологический настрой: школьник понимает, что, надев форму, он идет не отдыхать, а учиться. Для этих же целей компании используют дресс-код.

Школьная форма заставляет детей чувствовать себя не дисциплинировано, а скованно и во многом ограничивает их свободу , не дает важным эмоциям выхода. Большую часть времени ребенок проводит в учебном заведении, а деловой костюм, зачастую, не создает малышам чувство удобства, комфорта и важной в его возрасте естественности и раскованности во время активного движения, общения или игр.

Стоимость

Купив строгий комплект, не нужно думать, во что одеть ребенка. Это, несомненно, плюс для родителей. Аккуратный и универсальный вариант всегда наготове. К тому же, он обходится семье дешевле, чем 3-5 вариантов повседневной одежды.

На самом деле, хорошая школьная форма - это всегда дорого . Хотя бы принимая во внимание тот факт, что за неделю ребенок успевает несколько раз испачкать одежду, иногда приводя ее в совершенно непригодное состояние. Купить несколько пар джинсовых брюк и десяток кофт/футболок/свитеров на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта одежды. В противном случае ее придется бесконечно стирать. Помимо этого, купленная вами одежда (не форма) будет пригодна и для других мероприятий, а не только школьных занятий.

Деловой стиль

Деловой костюм - важный статусный элемент современного общества. В детстве он воспитывает в ребенке чувство стиля, который может пригодиться ему в работе. Ребенок привыкает в повседневной жизни выбирать для себя деловую одежду.

Ребенку может и не понадобиться носить на работу строгий офисный костюм. Не стоит заранее решать за него, как ему стоит одеваться в будущем и вообще как жить. К тому же, необходимо помнить, что строго ограниченный стиль и фасон одежды идет не всем. Разница в телосложении, которую можно скрыть, подобрав ребенку правильные джинсы и трикотаж, форменный костюм только подчеркивает. Что порождает немало поводов для насмешек одноклассников и развития комплексов.

Корпоративный дух

Школьная форма - прерогатива и отличительный признак элитарных учебных заведений. Ученики престижных гимназий и лицеев всегда выглядели опрятно и интеллигентно. Своя форма есть у именитых Оксфорда и Кембриджа. С введением обязательной школьной формы школа повышает свой статус.

Это маскировка реальной ситуации в школе. Если утрировать ситуацию, получается, что без наличия формы школе гордиться решительно нечем? Вряд ли лучше изображать, что стандарты у нас как в «элитной Европе», чем сформировать такую атмосферу и обстановку, которую ученики и без формы будут любить и которой будут гордиться.

Качество

Правила пошива школьной формы утверждены ГОСТом и проходят очень серьезную проверку. А значит, сомнений в безопасности и качестве предоставляемых материалов, их практичности во время ежедневной носки у родителей быть не должно.

В целях экономии некоторые школы заказывают одежду недорогую и, как следствие, ненадлежащего качества. Это факт. Такие вещи быстро теряют форму и внешний вид. Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичны: либо она мнется, либо (синтетика) оставляет затяжки и катышки. Все это требует очень деликатного ухода, ручной стирки и тщательной глажки, что будет отнимать много сил у родителей, которые следят за тем, чтобы их ребенок выглядел в школе чисто и опрятно.

Все мы проходим школьный период. Проходим сами, следуем вновь школьной дорогой вместе с детьми, внуками. И если спросить, у каждого, из нас: какие ассоциации со школой приходят нам на ум? То, большинство ответов будет: школьная форма.

Да, от ежедневного школьного прикида никуда не деться. Школьная форма, как заурядность плотно оседает и надолго остаётся в памяти нашего сознания. Поэтому, быть может, от её обыденного однообразия нам всегда и хотелось избавиться, скинуть и одеть что-то другое. И как же нам, тогда ещё детям, было радостно, когда школьную форму отменяли, и становилось грустно при её новом введении.

Годы прошли, а ничего не изменилось. Споры по поводу её обязательного ношения как были, так и остались. По-прежнему общество разделено на сторонников школьной формы и их оппонентов, выступающих за повседневную одежду. Что же вызывает такие бурные и нескончаемые разногласия? Ответ: наверное, всё же плюсы и минусы школьной формы. Их мы и попробуем в доступной и понятной форме отразить в этой статье.

Плюсы школьной формы

1. Ежедневный строгий уклад в форме одежды – положительно сказывается на ответственности и серьёзности школьника к занятиям. Во-первых, он не отвлекается на собственный внешний облик и не гонится за модой остальных сверстников. Во-вторых, не тратит времени на всевозможные прихорашивания. Надевая строгую форму, школьник сразу настраивается на учёбу и результат.

2. Школьная форма не нарушает равновесия в финансовой обеспеченности. В жизни школьника и его одноклассников исчезают трения по поводу вкуса и моды на одежду. Конфликтные ситуации на этом фоне, при ношении школьной формы, сводятся на нет.

3. Школьная форма выгодна своей экономической составляющей. Средства, затраченные на школьную форму, какой бы дорогой она ни была, всё равно будут ниже затрат на массу другой повседневной одежды.

4. Школьная форма не даёт повода излишнему раскрепощению. Разнообразие и вольность в одежде будут настраивать учащегося не на знания, а на соревнования между сверстниками и привлечение их внимания только на свою персону. Открытость нарядов девочек в старших классах и взбалмошное одеяние мальчиков явно не создаст атмосферы для их учёбы.

Минусы школьной формы

1. Школьная форма не позволяет себя выразить, раскрыть свою индивидуальность. Творческое самовыражение через одежду в случае со школьной формой не пройдёт. С психологической точки зрения – это, может, и вовсе подавить порывы ребёнка на самовыражение, а в дальнейшем заставит слиться с толпой.

2. Форма не всем одинаково подходит по своему пошиву и поэтому может вызывать неудобство в ношении. Дискомфорт же, явно не настроит на деловой лад и будет мешать сосредоточиться на процессе обучения.

Из общего описанного фона плюсов и минусов школьной формы, видно, что первые всё же преобладают. Можно, конечно, исправить положение дел, продолжив список минусов другими доводами, но вряд ли они будут столь объективными. Как здесь ни крути, всё же школьная форма дисциплинирует, призывает принимать общественные нормы и воспитывает уважение к образовательной деятельности. В дальнейшем эти качества пригодятся, и их придётся проявить среди рабочего коллектива, а дисциплинированное равновесие и порядок в работе не менее важны.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: