Социальная помощь семьям в россии. Государственная помощь для молодых семей Социальная поддержка семьи в российской федерации

Государственная семейная политика - комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством.

Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.

Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.

Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы ХХ столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.

Основные принципы семейной политики:

  • - автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
  • - приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
  • - равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
  • - партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
  • - доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;
  • - комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнидеятельности семьи, все ее функции;
  • - профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Представленные принципы государственной семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения.

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в Рос- сии: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

В последние годы в России в целях укрепления семьи как основы государства и формирования условий, при которых семья могла бы чувствовать себя защищенной и уверенной в будущем, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.

Данные меры позволили обеспечить рост заработной платы работников бюджетных учреждений, улучшить положение дел в сфере охраны здоровья женщин и детей, семейного устройства детей-сирот, повысить доступность дошкольного образования.

Важной и результативной мерой поддержки, предоставляемой как на федеральном, так и на региональном уровне, стал материнский капитал.

В развитие федеральных мер в большинстве субъектов Российской Федерации введены дополнительные меры поддержки в виде пособий в повышенном размере на ребенка из многодетной семьи, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и иные меры поддержки.

Безусловно, реализуемая сегодня государственная политика в сфере семьи, материнства и детства, направлена на создание благоприятной основы для устойчивого развития страны.

Несмотря на позитивные тенденции, в рассматриваемой сфере сохраняется ряд серьезных проблем, а значит, система государственной поддержки нуждается в дальнейшем совершенствовании. Она должна быть адекватной вызовам времени.

Наиболее острой проблемой, характерной для большинства регионов, является дефицит доходов семей с детьми.

Рождение ребенка усиливает для семьи риски попасть в категорию бедных. По данным Росстата с 2010 по 2012 годы доля малоимущих семей с детьми выросла на 4,7%, при том, что общая доля бедного населения в России снизилась.

По данным экспертов, ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье:

на 16% - среди полных семей с 1 ребенком;

на 30% - среди полных семей с 2-мя детьми;

на 50% для полных семей с 3-мя детьми и более.

Не так давно появилась новая мера социальной поддержки - ежемесячное денежное пособие семьям при рождении третьего или последующих детей.

Одним из направлений поддержания экономической устойчивости семьи, повышения уровня ее доходов является создание условий занятости. Проблема совмещения родителями семейных и профессиональных обязанностей тесно связана с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку процент необеспеченности местами остается высоким.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации по итогам 2013 года очередь в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет ликвидирована только в одиннадцати субъектах Российской Федерации.

Потребность семей в местах в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте до 3 лет оценивается экспертами как не менее значимая, чем для детей в возрасте старше трех лет. Доля детей до трех лет составляет 77,3% от общего числа детей, нуждающихся в устройстве в детские сады.

К примеру, по данным Роспотребнадзора, в настоящее время ясельные группы сохранены менее чем в 50% дошкольных образовательных учреждений страны. При этом численность детей в возрасте от полутора до трех лет, нуждающихся в этой услуге в 2013 году, составляет 1 млн. 600 тыс. детей.

Кроме этого еще одной важнейшей проблемой остается отсутствие жилья и высокая нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Жилье - одна из основных предпосылок молодых семей к рождению детей, наиболее значимое социальное благо, о чем свидетельствует востребованность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми.

В ряде субъектов Российской Федерации предоставляется региональная поддержка молодых и многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, например в 23 регионах предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения.

Но, очевидно, что принимаемые государством меры пока еще не привели к желаемому результату. Потребность семей в улучшении жилищных условий в целом по стране остается высокой.

Еще одной острой проблемой, характерной для большинства регионов страны, является недостаточный уровень поддержки социально уязвимых семей с детьми.

Очевидно, что нужны действенные технологии сохранения социальной, воспитательной, экономической функции семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, такие, когда поддержка семье предоставляется комплексно, как говорится, «всем миром».

Система поддержки семьи должна выстраиваться на основе комплексного, целенаправленного подхода. Для того чтобы преодолеть вызовы ближайших десятилетий, семья, государство, гражданское общество, бизнес-структуры, средства массовой информации должны стать партнерами в решении этой важнейшей государственной задачи.

  1. Площадь существующего жилья на каждого члена семьи меньше, чем установленный региональный минимум.
  2. Все члены семьи, включая детей, должны иметь российское гражданство.
  3. Минимальный суммарный доход семьи не должен превышать 21 621 рублей.
  4. В семье должен быть как минимум один ребенок.
  5. Участники программы признаны как потребующие улучшения жилищных условий.
  6. Возраст обоих супругов не должен быть более чем тридцать пять лет.
  7. Супруги должны проживать совместно.
  8. Семья не должна иметь собственной жилой недвижимости.

Льготы для молодых семей в Российской Федерации от государства

  • на жильё – бесплатное получение квартиры или участка под застройку;
  • на социальные услуги – скидки при оплате коммунальных счетов, материальную помощь;
  • на медицинские услуги – дети бесплатно питаются в дошкольных и школьных учреждениях, обследуются в медучреждениях, полностью получают необходимые медикаменты;
  • на налог – полный возврат НДФЛ;
  • на личный транспорт – можно не платить налог на собственный автомобиль.

Государственная программа — Молодая семья — 2019-2020 гг

Госпрограмма «Молодая семья» 2019-2020 гг. нацелена на улучшение жилищных условий новоиспеченных ячеек общества, а также закрепление их позиций в финансовом плане. Этот проект действовал с 2011 по 2015 год. Однако, Дмитрий Медведев сообщил о возможном продлении программы до 2020 года. Продление этой программы поможет осуществить многим семьям их заветную мечту – приобретение собственной жилплощади. Жильем планируется обеспечить более 170 000 российских пар.

Какие программы поддержки молодых семей существуют в России

Что касается местных властей и их озабоченности теми же вопросами, то на региональном уровне социальные программы тоже развиваются. Молодежи с детьми и бездетным супружеским парам дают возможность встать в очередь и дождаться момента, когда администрация вручит сертификат на оплату части стоимости собственного дома или квартиры.

Условия программы Молодая семья — кто имеет право участвовать, документы, порядок их подачи и рассмотрения

Условия участия в проекте не менялись на протяжении последних лет, что дает всем кандидатам одинаковые права. Если есть соответствие необходимым требованиям и предоставлены все документы, участник может претендовать на субсидию. Квартира в ипотеку молодой семье – вот самое распространенное применение социальной выплаты, которая будет первоначальным взносом по кредиту.

Государственная помощь для молодых семей

  1. Написание заявления (стандартная форма находится в любом отделении Пенсионного Фонда РФ);
  2. Предоставление следующего пакета документов:
    • Паспорт родителя/опекуна;
    • СНИЛС заявителя;
    • Свидетельства о рождении детей;
    • Подтверждение российского гражданства (выдает паспортно-визовая служба);
    • Документы, подтверждающие право лица на получение сертификата в том случае, если за ним пришла не мать детей.

Программа «Молодая семья» 2019: условия господдержки

  1. Семья обращается в жилищный отдел местной администрации с пакетом документов (список смотрите ниже);
  2. Чиновники признают семью нуждающейся в улучшении жилых условий и вносят в Реестр молодых семей и присваивают дату постановки на учёт;
  3. Когда подходит очередь, необходимо найти подходящее жильё и заключить сделку по его покупке;
  4. В течение следующих 2 месяцев на счёт продавца поступают деньги от государства а семье выдаётся свидетельство о праве собственности (выписка из реестра недвижимости).

Государственная поддержка семьи в России

Разрушение системы общественного воспитания . Можно сейчас спорить о том, хороша ли она была или плоха. По-моему, вопрос можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это давало возможность женщине и семье работать и зарабатывать деньги, с другой стороны система общественного воспитания фактически снимала ответственность семьи за воспитание детей. У нас не были приняты совместные отпуска, у нас никогда родители не отдыхали вместе с детьми в санаториях и домах отдыха, а муж и жена, работая на разных предприятиях, а тем более на одном, очень редко, могли получить отпуск одновременно.

Социальные программы для поддержки молодых семей

Органы местного самоуправления в 10-дневный срок от даты подачи документов, проверяют все сведения, которые содержатся в этих документах, и принимают окончательное решение. Молодая семья оповещается о принятом решении органами местного самоуправления письменно.

Государственная программа молодая семья в 2019 году

Стать участником жилищной программы в 2019 году можно так же после онлайн обращения через сайт Госуслуги или отделение МФЦ. При этом статус заявления можно отслеживать прямо на сайте в разделе «заявки» или непосредственно в здании МФЦ. В течение 10 суток представители власти обязаны ответить на заявление.

Жилищные программы для молодых семей

Наглядно описанный выше программный принцип Правительства хорошо иллюстрируется на примере всем знакомой программой Материнский капитал, в соответствии с которой семьям с детьми Пенсионный фонд выдает государственные сертификаты в размере 453026 руб. в 2019 году. Эту сумму полностью или по частям можно направить по нескольким разрешенных законом направлений, среди которых - улучшение жилищных условий (приобретение или строительство жилья).

Меры социальной поддержки и льготы семьям с детьми в 2019 году

Норма о предоставлении матерям с двумя и более детьми ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время не работала даже в советские годы, заявили РИА Новости в пресс-службе Минтруда России, комментируя сообщение о якобы отмене для матерей соответствующего права.

Список программы государства поддержка семьи

В настоящее время, в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и поручениями Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, содействие устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Субсидия для молодой семьи: условия, документы

Государственная поддержка молодых семей это не только помощь нуждающимся и малообеспеченным категориям граждан. Это, прежде всего, вклад в будущее развитие российского общества в целом. Именно поэтому правительство страны не только не снижает размер субсидирования, а планирует наращивать объёмы материальной помощи по программе «Молодая семья», которая рассчитана до 2020 года.

О проекте федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации»

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по информационному обеспечению государственной поддержки семьи в Российской Федерации, информированию граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации их прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь находящимся в трудных жизненных ситуациях, поддержку молодых семей, а также общественных объединений, занимающихся проблемами семьи.

29 января 2019 , О внесении в Госдуму законопроекта об уточнении условий предоставления гражданам ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка Распоряжение от 28 января 2019 года №87-р. В целях приведения Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в соответствие с Гражданским кодексом законопроектом предлагается уточнить, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка может быть подано гражданином не только по месту жительства, но также и по месту его пребывания или фактического проживания на территории России.

28 декабря 2018 , Социальная поддержка семей с детьми Президент России подписал Федеральный закон, направленный на поддержку семей в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №568-ФЗ. Федеральным законом установлено, что плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на ежемесячную выплату в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка, не взимается.

9 ноября 2018 , Социальная поддержка семей с детьми Об официальном отзыве Правительства на законопроект, направленный на поддержку семей в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» положением о том, что плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка, не взимается. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.

11 октября 2018 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Президент России подписал Федеральный закон об изменениях в порядке предоставления отпуска гражданам, имеющим трех и более детей Федеральный закон от 11 октября 2018 года №360-ФЗ. Федеральным законом вносятся изменения в Трудовой кодекс, предусматривающие предоставление работникам, имеющим трёх и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время.

27 августа 2018 , Государственная программа «Социальная поддержка граждан» Об утверждении перечня субъектов Федерации, в которых в 2019 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 24 августа 2018 года №1747-р. Позволит регионам с неблагоприятной демографической ситуацией продолжить в 2019 году поддержку семей при рождении третьего ребёнка или последующих детей, направленную на создание условий для повышения рождаемости.

14 августа 2018 , Жилищная политика, рынок жилья Об использовании социальных выплат для участия в долевом строительстве Постановление от 14 августа 2018 года №940. Для участия граждан в долевом строительстве жилья разрешено использовать социальные выплаты, право на которые имеют эти граждане.

10 января 2018 , Демографическая политика О субсидировании процентной ставки по ипотечным кредитам для семей с детьми Постановление от 30 декабря 2017 года №1711. В целях стимулирования выдачи кредитов по ставке ниже рыночного уровня утверждены правила предоставления субсидий кредитным организациям и АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по ипотечным кредитам, которые предоставлены гражданам, имеющим детей. Правила предполагают субсидирование ставки до уровня 6% в течение трёх или пяти лет при рождении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года соответственно второго или третьего ребёнка у заёмщиков, которые возьмут кредит или рефинансируют действующий кредит на покупку жилья на первичном рынке. Это позволит выдать гражданам, родившим второго и третьего ребёнка, до 600 млрд рублей жилищных кредитов с пониженной процентной ставкой.

9 октября 2017 , Социальная поддержка семей с детьми О дополнительных субсидиях на ежемесячные денежные выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 6 октября 2017 года №2184-р. Распределены дополнительные субсидии 25 субъектам Федерации в объёме 526,3 млн рублей на софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребёнка или последующих детей.

20 августа 2017 , Социальная поддержка семей с детьми Об улучшении жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей Работа Правительства: факты и цифры. В целях бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, 43 субъектам Федерации переданы федеральные полномочия по управлению и распоряжению земельными участками общей площадью 10,35 тыс. га, что позволит обеспечить жильём не менее 78 тыс. семей. В 31 субъекте Федерации выполнены мероприятия по образованию 29,8 тыс. земельных участков, из них 16,5 тыс. земельных участков в 19 субъектах Федерации предоставлены гражданам, имеющим трёх и более детей.

1

20 февраля 2019 года Владимир Путин обратился к федеральному собранию, в ходе которого президент предложил ряд социальных мер для поддержки семей с детьми и других граждан России.

Создавая семью, граждане сталкиваются с некоторыми проблемами. Касаются они различных сфер жизни. Государством принят ряд нормативных документов, направленных на предоставление поддержки незащищенным членам общества . Специальные программы РФ призваны облегчить жизнь этой категории и создать им достойные условия существования.

В особой защите нуждаются молодые семьи России, ячейки с несколькими детьми или граждане, которые только планируют их завести.

Поддержка многодетных семей

Семьи, которые воспитывают , не достигших восемнадцатилетнего возраста, считаются многодетными. Меры социальной описаны , и 81-ым законодательным документом,датированным маем 1995 года . Они заключаются в следующем:

  • предоставление скидки на оплату услуг ЖК направленности, платы за квартиру и топливо – не меньше 30% их стоимости;
  • дети до момента достижения ими шести лет имеют право на получение бесплатных медицинских препаратов;
  • наличие привилегий в области финансирования для организации фермерского хозяйства;
  • льготы в уплате специального/регистрационного сбора с ИП;
  • безвозмездное обеспечение детей, обучающихся в учреждениях системы школьного образования, следующим: полноценным приемом пищи, формой не только школьной, но и спортивной;
  • льготный проезд в транспорте внутригородского, внутрирайонного и пригородного направления;
  • отнесение детей к группе первоочередного зачисления в дошкольные детские учреждения;
  • предоставление возможности для культурного развития – однодневное ежемесячное бесплатное посещение парка, выставок, музеев;
  • привилегии для родителей, имеющих более трех несовершеннолетних детей: приоритет при трудоустройстве, гибкий график, дополнительный отпуск.

Социальная поддержка семей с детьми реализуется через специальные государственные проекты:

  1. в рамках социального найма . Процедура осуществляется в несколько этапов, порядок которых таков:
    • подтверждение отсутствия собственной жилой площади либо необходимости ее расширения/улучшения;
    • получение статуса многодетной и малоимущей семьи;
    • обращение в территориальную муниципальную организацию для постановки в очередь на квартиру.
  2. Согласно ЗК, семьи, имеющие статус «многодетных», обладают правом на бесплатное , который находится во владении государства или муниципалитета. При этом торги не проводятся, согласование местоположения участка тоже исключено.
  3. проводится по заявлению многодетных родителей. Она может быть следующей:
    • единоразовое финансирование на определенные нужды;
    • снабжение семьи продуктами;
    • материальная выплата, осуществляемая один раз в месяц.

    Для получения такого вида помощи необходимо собрать пакет документов и предоставить их в ответственный орган.

Социальная поддержка малообеспеченных семей

81-ый закон о социальной поддержке семей распространяется и на . Таковыми признаются семьи, в которых доход на одного члена не достигает минимума, необходимого для жизни, установленного на территории их пребывания. Продление статуса носит периодический характер и производится ежеквартально.

Алименты

Одной из социальных гарантий являются . Они представляют собой материальное или натуральное содержание, предназначенное для обеспечения членов семьи достойным проживанием и питанием.

Выплаты алиментов предоставляются в добровольном или принудительном порядке. Часто лицам, которым положено финансирование в виде алиментов, приходится обращаться в суд. Особенности и порядок выплат оговорены с .

Финансирование предоставляется:

  1. , не достигшим восемнадцатилетнего возраста – от одной четвертой до половины заработка .
  2. Несовершеннолетним лицам, родители которых лишены прав на их воспитание. В этом случае содержание предоставляется опекунам.
  3. Детям, которым исполнилось восемнадцать, но их физические возможности ограничены.
  4. Дети тоже обязаны содержать своих или тяжелобольных. Их участие в расходах на медицинские препараты и услуги обязательно. Лишаются такой поддержки только зависимые от алкоголя или наркотиков граждане.
  5. являются родными людьми, которые обязаны обеспечивать и поддерживать друг друга. Такое право сохраняется за ними в течение некоторого времени после расторжения брака: на период родов и ухода за малышом до трехлетнего возраста; при потере трудоспособности бывшего супруга; в случае присмотра и воспитания ребенка с ограниченными физическими возможностями.
  6. Алименты назначаются : братьев и сестер, бабушек и дедушек, внуков, отчимов, мачех и опекунов.

Материнский капитал

Рождение ребенка влечет за собой неизменные траты на его содержание, которые посильны не каждой семье. Одной из разновидностей социальной поддержки семей с детьми является .

Этот вид финансирования делает материнство еще более счастливым фактором. Его оформление возможно после предоставления в ПФ таких документов:

  • удостоверение личности – паспорта;
  • свидетельства о рождении детей;
  • заявления на получение специального сертификата;
  • решение об усыновлении малышей, если они не кровные родственники матери.

Материнский капитал предназначен. Таковым является:

  1. в части расширения площади, покупки квартиры или дома.
  2. Обеспечение ребенку или ДОУ.
  3. Приобретение медицинских препаратов, дорогостоящих услуг, средств адаптации детей с .
  4. Будущее .
  5. Погашение займов и .

Размер материнского капитала в 2019 году составит 453 026 рублей . Его повышение состоится только в 2020 году на 4% до 471 147 рублей .

Больничный лист

Период временной потери трудоспособности в связи с каким-либо заболеванием или другой причиной медицинской направленности приводит к тому, что сотрудник предприятия определенный период будет отсутствовать на работе.

Для подтверждения факта нетрудоспособности и предоставления возможности не выполнять свои обязанности на законных основаниях, такому гражданину выдается .

Субсидии на приобретение жилья

Государственная поддержка распространяется и на такой важный аспект, как жилье. Существуют , позволяющие:

  • приобрести квартиру;
  • оплатить первоначальный взнос за жилую площадь;
  • взять ипотеку на покупку жилья;
  • начать возведение собственного дома.

Данная помощь может быть предоставлена как , так и . При этом в первом случае один из супругов должен быть не старше 35-ти лет, наличие детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, не играет никакой роли. Во втором случае наиболее распространенный вид субсидии – социальное кредитование , то есть предоставление во временное пользование средств под минимальные проценты.

Размер выплаты зависит от количества членов семьи и составляет от 600 тысяч до 1 миллиона рублей. Многодетные семьи могут рассчитывать на 100% оплату жилого помещения.

Заключение

Социальная поддержка семей и молодых родителей позволяет им жить полноценно. Государство помогает:

  1. Улучшить бытовые условия.
  2. Обеспечить полноценное питание и достойный внешний вид членов семьи.
  3. Культурно развиваться не только детям, но и их родителям.
  4. Получить квалифицированные услуги в плане оздоровления и медицинского обслуживания.
  5. Улучшить жилищные условия.

В последние годы прослеживается тенденция выделения семейной политики в качестве относительно самостоятельного направления социальной политики, имеющего свою идеологию, структуры управления, основные формы, механизмы реализации, законодательную, кадровую, научную и информационную основы.

Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке семьи в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственной семейной политики.

Цель государственной поддержки семьи заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Государственная поддержка семьи основывается на следующих принципах:

1. Самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и иные меры государственной семейной политики должны способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.

2. Равенстве семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

3. Приоритета интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры поддержки семьи должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.

4. Равноправия между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.

Основными направлениями современной государственной семейной политики в Российской Федерации являются:

1. правовое обеспечение семейной политики,

2. экономическая поддержка семьи,

3. создание условий для сочетания семейных и производственных функций,

4. обеспечение здоровья семьи,

5. социальное обслуживание семьи,

6. поддержка семей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах.

Государственная поддержка семьи осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:

Социальному обслуживанию, социальной защите семей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях, включая детские дошкольные учреждения;

Бесплатному медицинскому обслуживанию;

Обеспечению питанием, включая обеспечение питанием детей в соответствии с возрастными физиологическими нормами;

Обеспечению бесплатным обслуживанием в области культуры и физической культуры;

Обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлению норм оплаты коммунальных услуг;

Оказанию квалифицированной юридической помощи.

Однако, можно констатировать, что семейная политика в нашей стране в недостаточной степени затрагивает молодые семьи и практически не занимается молодежью как демографической группой, формирующей семью будущего.

В настоящее время определен комплекс первоочередных мероприятий по реализации Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации «утвержденным приказом Минобрнауки России N39 от 31 января 2007 года».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006г. N 765 утвержден порядок предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Таким образом, в Российской Федерации около 80% детей рождаются в семьях, где супруги не достигли 30 лет.

По данным социологических обследований, основными причинами, по которым молодые семьи откладывают рождение ребенка или отказываются от рождения детей, являются отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов. Практика государственного содействия семьям в связи с рождением ребенка активно применялась в России в начале 80-х годов.

Молодые супруги после рождения первого ребенка имели право на получение беспроцентного кредита на приобретение жилья в сумме до 1,5 тыс. рублей сроком на 8 лет. При рождении 2-го ребенка сумма кредита погашалась на 200 руб., при рождении 3-го - еще 300 руб.

Введение в 1980-х годах системы пособий на ребенка, а также частично оплачиваемых, включаемых в трудовой стаж, отпусков по уходу за ребенком, было направлено на государственную поддержку семей, имеющих детей, увеличение их доходов.

По оценкам экспертов, именно эти меры сыграли решающую роль в подъеме рождаемости в 80-е годы, так как были выгодны для семьи с экономической и психологической точек зрения. Их введение позволило получить в 1982-1985 годах ежегодно дополнительно около 300 тысяч рождений.

В 2001 году были приняты определенные меры по улучшению материального положения семей, имеющих детей, и стимулированию рождаемости. С 1 января 2002 года повышены размеры пособий: по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными со 100 до 300 рублей; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности со 100 рублей до 300 рублей; единовременного пособия при рождении ребенка с 1500 рублей до 4500 рублей; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 рублей до 500 рублей (Федеральный закон от 28 декабря 2001 года № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Таблица. Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей. Таблица

Виды пособий Размер Основание Примечание
Пособие по беременности и родам (*) Средний заработок, в других случаях - в размере 300 руб., стипендии, денежного довольствия - ст.8 Закона РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - п.7 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей Пособие по беременности и родам устанавливается в размере: - среднего заработка (дохода) по месту работы (***)- женщинам, подлежащим гос. социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (****); - 300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными; - стипендии - женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; - денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (*) 300 руб. ст.10 Закона РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - п.14 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей
Единовременное пособие при рождении ребенка (*) 8000 руб. - ст.12 Закона РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - п.20 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (*) 700 руб. - ст.15 Закона РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - п.27 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей Независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход
Ежемесячное пособие на ребенка (**) - ст.16 Закона РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными норм. правовыми актами субъекта Российской Федерации

(*) Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При этом ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается за весь период, в течение которого работник находился в отпуске по уходу за ребенком, в размерах, определяемых исходя из 100 рублей на соответствующий период отпуска (ст.17.2 Закона РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

(**) Ранее (до 1 января 2005 года) размер и порядок выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливались на федеральном уровне, размер пособия был 70 рублей, а выплачивалось пособия до достижения ребенком возраста 16 лет (на учащегося образовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет). Было также установлено, что размер пособия увеличивался - на 100% на детей одиноких матерей, на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, на 50% на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Теперь размер, порядок назначения и выплаты пособия устанавливаются на местах - правовыми актами субъекта Российской Федерации. До 1 января 2006 года размер пособия был 500 рублей, а с 1 января 2006 года - 700 рублей.

(***) По месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

(****) Ст.6 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ устанавливает: "Приостановить на 2006 год действие... статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части исчисления пособия по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию".

Однако, молодые семьи, особенно в первые годы брака, чрезвычайно зависимы от старшего поколения, даже если проживают отдельно. Следует отметить, что лишь 4,9 % респондентов отметили, что не получают помощи со стороны родителей. 62,0 % молодых супругов отметили, что получают натуральную помощь от родителей (продукты питания, предметы интерьера), 52,0 % - помощь в воспитании детей, 50,0 % - помощь деньгами. Также родители оплачивают обучение членов молодой семьи (12,0 %) и аренду жилья (4,9 %).

Участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, имеющие одного или более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В современных условиях молодая семья создается, в среднем, ближе к 35 годам. Минобрнауки России считает возможным увеличить предельный возраст молодых семей-участников подпрограммы до 35 лет.

В настоящее время, в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и поручениями Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, содействие устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 866 г. Москва О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Принят Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которым вводится новый вид пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью размером не менее 8 тысяч рублей.

Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" предусматриваются, в том числе, следующие направления расходов федерального бюджета на решение проблем демографического развития Российской Федерации в части содействия устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан:

Субвенции из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью (в сумме 677, 0 млн. рублей);

Субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей (в сумме 6 174, 358 млн. рублей).

Правительством Российской Федерации утвержден порядок предоставления указанных субвенций и субсидий (постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 847 "О предоставлении субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью" и от 30 декабря 2006 г. N 842 "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 865 утверждена новая редакция Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, регламентирующего, в том числе, вопросы назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

В целях повышения эффективности деятельности по защите личных и имущественных прав детей, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан, Минобрнауки России разрабатывает концепцию федеральных законов "Об общих принципах работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации".

Молодежный проект «Молодая семья России» реализуется в рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Адресной аудиторией проекта являются демографические целевые группы 6-12 лет

Молодежный проект «Молодая семья России» направлен на создание условий для социального, психолого-педагогического, материально-экономического благополучия молодых семей, через координацию и совместную деятельность государственных и негосударственных структур, причастных к обеспечению социальной поддержки молодой семьи.

Главные направления реализации проекта:

Популяризация идей материнства и отцовства, как высших духовно-нравственных ценностей социума;

Формирование позитивной установки молодежи на брак, семью и ответственное родительство;

Создание информационной базы данных о потребностях молодой семьи в юридических, психолого-педагогических, экономических и других консультационных услугах;

Расширение сети консультативных центров по оказанию услуг в решении проблем молодой семьи;

Содействие расширению инфраструктуры района, округа, региона в решении бытовых проблем молодой семьи;

Развитие и поддержка эффективной модели помощи молодой семье на всех уровнях государственного управления;

Создание межведомственной экспертно-консультативной группы (комиссии) с целью распространения и проведения государственной политики по отношению к молодой семье во всех социальных сферах.

Цели и задачи

Укрепление института молодой семьи, подготовка молодых людей к сознательному, ответственному родителю.

Информационно-аналитическая поддержка управленческих решений в интересах укрепления молодых семей;

Мониторинг потребностей целевых групп: определение установок по отношению к семейно-брачным отношениям;

На основании исследований создание программы социального маркетинга, формирующей положительную мотивацию по отношению к семейным ценностям и конструктивное отношение к браку и семье;

Проведение кампании социального маркетинга, пропагандирующей ценности семьи, материнства, отцовства и детства с ориентацией на благополучную семью.

Осуществление экспертизы законопроектов субъектов РФ, связанных с мерами государственной поддержки молодых семей. Разработка нормативной правовой базы деятельности учреждений органов по делам молодежи, оказывающих поддержку молодой семье. Разработка проекта Концепции государственной поддержки молодой семьи. Разработка концепции и технического задания федеральной целевой программы «Молодая семья России (2008-2012 годы)»;

Проведение ежегодного социологического исследования молодых семей в Российской Федерации, подготовка доклада «О положении молодой семьи в Российской Федерации»;

Подготовка Аналитической записки для Правительства РФ «Реализация основных направлений государственной семейной политики» в Российской Федерации;

Создание базовых информационных материалов, пропагандирующих семейные ценности. Организация взаимодействия с руководителями основных федеральных и региональных телевизионных каналов, печатных средств и радиостанций с целью создания и распространения информации, основанной на утверждении ценностей материнства, отцовства, детства. Формирование раздела «Молодая семья» в рамках федерального портала информационной поддержки детей и молодежи;

создание системы конкурсного отбора проектов из регионов;

Увеличение количества благополучных семей в России и профилактика разводов среди молодых супружеских пар.

Развитие семейного сетевого взаимодействия;

Организация молодыми семьями сетей взаимопомощи по основным проблемам их жизнедеятельности;

Поддержка и поощрение благополучной молодой семьи государственными структурами, общественными объединениями и бизнес-сообществами;

Развитие межпоколенных связей молодой семьи в различных типах поселений;

Стимулирование экономических механизмов создания благоприятных стартовых возможностей для развития молодой семьи.

Организация научно-исследовательской работы «Молодая семья: проблемы и перспективы». Использование научного потенциала и методических разработок государственных научных учреждений для информационной поддержки и проведения государственной молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации (ИСЭПН РАН, Научный центр социальных технологий РАН, ИСПИ РАН, Государственный НИИ Семьи и воспитания Кафедра социологии молодежи МГУ, кафедра социологии семьи МГУ и др.);

Разработка предложений по формированию государственного заказа на подготовку специалистов в области семейной политики. Разработка вариантов учебных планов и программ спецкурсов для системы образования по различным направлениям государственной семейной политики;

Организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов органов по делам молодежи по работе с молодыми семьями.

Повышение рождаемости в стране и обеспечение психологического комфорта в семье для воспитания, подрастающего поколения.

Развитие семейного социокультурного пространства;

Развитие всех форм семейного образования и просвещения;

Организация комплексного консультирования молодых семей по основным вопросам их жизнедеятельности;

Развитие досуговой сферы в местах проживания молодых семей и организация их семейного досуга;

Привлечение общественных организаций к работе с молодыми семьями для развития их социальной активности;

Привлечение общественных организаций для расширения сферы социальных услуг, обеспечивающих возможность возвращения матери к активной трудовой деятельности.

Сокращение рабочего дня для матерей, имеющих детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

Организация мониторинга деятельности региональных и муниципальных общественных объединений, клубов молодых семей и других подобных организаций;

Поддержка деятельности общественных организаций и объединений семей, центров (клубов) молодой семьи в федеральных округах Российской Федерации;

Организация и проведение семинаров, конференций по вопросам молодой семьи и фестивалей молодых семей в субъектах РФ. Организация Всероссийского Конкурса эффективных моделей служб по трудоустройству членов молодой семьи.

Менеджмент проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

· разработка критериев и показателей эффективности реализации программ по работе с молодыми семьями;

· управление конкурсными процедурами реализации проекта;

· мониторинг и оценка реализации проекта в местах его реализации;

· подготовка предложений в федеральные целевые программы по оптимизации работы с молодыми семьями;

· информационное обеспечение реализации проекта на всех уровнях;



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: