Что надо читать при входе на кладбище. Правила посещения могил в исламе. Узаконенные деяния при посещении могил

Самое подробное описание: молитва у мусульман при посещении могилы - для наших читателей и подписчиков.

Посещение могил усопших считается сунной в Исламе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о том, что мусульманам предписано посещать могилы своих родственников и друзей, обращаться к ним с приветствием и посвящать им дуа. Ведь мусульмане не забывают об ушедших после смерти. Посещая могилы предков, мы просим прощения за грехи усопших.

В одном из хадисов сказано: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».

Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах), любимая жена Пророка, увидела, что он возвращается с кладбища, и спросила его: «Коль мне придется пойти на кладбище, что нужно говорить?» Он ответил ей: «Скажи: «Приветствия мира вам, правоверные, обитающие в этих жилищах. Воистину, скоро мы присоединимся к вам. Да простит Аллах и нас, и вас, и всех мусульман»».

Умар ибн Аль-Хаттаб спросил Пророка об умерших в битве при Бадре: «Посланник Аллаха, как можно разговаривать с бездушными телами?». Он ответил: «Они слышат мои слова не хуже, чем вы, но они не могут мне ответить».

Когда мы читаем Коран для покойников на могилах или в других местах, при этом савабы от прочтения будут записаны умершим. (Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Хадисы свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносил в жертву животных от имени своей общины, говорил о том, что разрешается чтение суры “Ясин” за покойников. Кроме этого Пророк говорил о том, что разрешается совершать хадж и раздавать милостыни от имени покойников. Также он говорил о том, что разрешено читать “Ясин” и “Ихлас” у могил.

В своей книге «Аль-Азкаре» имам Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше».

Молитва у мусульман при посещении могилы

Вход пользователя

Посещение могил, его правила, и порицаемые действия, распространенные при этом

Посещение могил было запрещенным в начале Ислама, но потом было узаконено Посланником Аллаха, как пришло в хадисе: “Я запрещал вам раньше посещать могилы, но теперь посещайте же их, воистину, они напоминают вам о загробной жизни” (Абу Дауд, 2816, Муслим, 1623, Ан-Насаи, 4354, Тирмизи, 974, и др)

Сказал Аль-Альбани: “У посещения могил две цели: первая – получение пользы посещающими от напоминания о смерти, и о том, что их исход – либо Рай, либо Огонь, и это первая цель от посещения, как указывают на это предшествующие хадисы. Вторая же – это польза для мертвого, и проявление благочестия к нему через приветствие ему, и мольбы за него, и просьбы прощения у Аллаха для него, и это – только для мусульман” см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-189

Сказал ан-Навави: “Собрались все ученые на том, что посещение могил – Сунна для мужчин, что же касается женщин, то касательно этого есть разногласие” (см. “Шарх Навави аля Муслим”, 7/46-47)

Однако, посещение могил, как и указал Посланник Аллаха, узаконено с целью размышления и напоминания о загробной жизни, а не с какой либо иной, как делают в наше время различные невежественные люди, устраивая на могилах праздники, маулиды, и тому подобное. И мы перечислим в этой краткой статье некоторые деяния, запрещенные при посещении могил.

Узаконенные деяния при посещении могил

Как и сказал Посланник Аллаха, посещение кладбищ узаконено для размышления о смерти и вечной жизни, поэтому нужно сконцентрироваться на мыслях об этом, и отстраняться от пустых мыслей и разговоров.

Также узаконено дуа за мертвых мусульман, об их прощении и милости к ним.

Передал имам Ахмад, от Аиши, что Посланник Аллаха выходил на кладбище Баки, и делал дуа за погребенных там, и она спросила его об этом, и он сказал: “Было мне приказано делать дуа за них” (Ахмад, 6-252, сказал шейх Аль Альбани: “Сахих”)

И Сунна – делать дуа Всевышнему Аллаху за умерших мусульман, прося Его о милости к ним, и прощении для них.

Разрешается поднятие рук для дуа, поскольку передала Аиша, что Посланник Аллаха делал так. (Ахмад, 6-92, Малик, 1-239, Насаи, 1-287, с хорошим иснадом)

И перечислим те дуа, что пришли в Сунне, при прохождении у ворот кладбищ или при входе на них.

1. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَلَاحِقُونَ أَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ)

(Ассаламу алейкум ахляддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа инна, ин ша’Аллаху ляляхикун. Ас’алю Ллаха ляна уа лякум аль-афия)

“Мир вам, о обитатели жилищ, верующие мусульмане! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Прошу Аллаха для нас и для вас благополучия!” (Передал Муслим, 1620)

2. (السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَلَاحِقُونَ)

(Ассаламу аля ахли ддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа йархаму Ллахуль мустакдимина минна уаль муста’хирин, уа инна инша’Аллаху бикум ляляхикун)

“Мир обитателям жилищ из числа верующих мусульман! И да смилуется Аллах над предшествующими из нас, и задержавшимися! И воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам” (Передал Муслим, 1619)

3. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ أَنْتُمْ لَنَا فَرَطٌ وَنَحْنُ لَكُمْ تَبَعٌ أَسْأَلُ اللَّهَ الْعَافِيَةَ لَنَا وَلَكُمْ)

(Ассаламу алейкум ахля ддияри миналь му’минина уаль муслимин. Уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун. Антум ляна фаратун, уа нахну лякум табаун. Ас’алю Ллахаль афията ляна уалякум)

“Мир вам, о люди жилищ, верующие мусульмане! Воиистину, мы если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Вы для нас предшественники, а мы за вами последуем. Прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас” (Ан-Насаи, 2013, иснад достоверный)

4. السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ وَدِدْتُ أَنَّا قَدْ رَأَيْنَا إِخْوَانَنَا)

(Ассаламу алейкум дара коумин му’минин, уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун, уадидту анна код ра’айна ихванана)

“Мир вам, о жилище народа верующего. Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Хотел бы, чтобы мы увидели наших братьев (в вечной жизни) (Муслим, 367)

Разрешено ли женщине посещать могилы?

Ученые разошлись на три мнения в этом вопросе: запретность, разрешенность с нежелательностью, и разрешенность без нежелательности. И третье мнение – это риваят от Ахмада, и также сказал Малик, и некоторые ханафиты. И это мнение более правильное. И на дозволенность следующие аргументы:

1. Хадис Анаса: «Прошел Посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, мимо женщины, которая плакала около могилы, и сказал ей: «Бойся Аллаха, и терпи!» (Бухари, 1283, Муслим, 927) . И Посланник Аллаха приказал ей не плакать, однако не запретил ей само посещение.

2. Аиша посещала могилу своего брата. И передается от Ибн Аби Маликата, что Аиша пришла с кладбища однажды, и он спросил ее: «О мать правоверных, откуда ты пришла?» И она ответила: «С могилы своего брата, АбдурРахмана ибн Аби Бакра». Он сказал ей: «А не запрещал ли Посланник Аллаха посещать могилы»? Она ответила: «Да, запрещал, а затем приказал посещать их» (Хадис достоверный, Хаким, 1-386, Бейхакы, 4-78, и основа его есть у Ибн Маджи (1569))

3. Обобщенность на мужчин и женщин слов Посланника Аллаха: «Раньше я предостерегал вас от посещения могил, но теперь посещайте их..» (Муслим, 977, Абу Дауд, 3235, Ан-Насаи, 4-89, Тирмизи, 1054)

“Основа в обращении – то что оно идет одновременно к мужчинам и женщинам, и не разрешено разделять между ними кроме как имея доказательство на это” (см. “Дурус Аби Исхак”, 4-18)

Деяния, запрещенные при посещении могил

Сюда входит дуа к мертвым об удовлетворении нужд и прощении грехов, обет им, закалывание для них жертв, тауаф (обход) вокруг их могил, и тому подобное. Все эти обряды являются видами поклонения, которые нельзя отдавать никому кроме Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах: “Скажи: “Воистину, моя молитва, мое жертвоприношение, и моя жизнь, и моя смерть – все это для Аллаха, Господа миров, нет Ему сотоварища.” (сура аль-Анам 172-173)

Сказал также Аллах: “Кто же более заблудший, чем тот, кто взывает к кому-либо помимо Аллаха, кто не ответит ему вплоть до Судного Дня”. (аль-Ахкаф, 5-6)

Передал Муслим от Али ибн Аби Толиба в своем Сахихе, что тот сказал: “Сказал мне Посланник Аллаха о четырех: проклял Аллах того, кто режет для кого-либо помимо Аллаха… (Муслим 1978)

Также сказал Посланник Аллаха: “Кто умер и при жизни он делал дуа к кому-либо помимо Аллаха, тот будет в Огне.” (Передал Бухари 4137)

Сказал Посланник Аллаха: “Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения!” (Аль-Бухари 1/144, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим 531)

Также сказал: «Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети» . (Этот хадис также передал Абу Хатим в “ас-Сахихе” Ахмад 1/435. Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным)

Аиша передала о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: “Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле мечеть и рисуют в ней его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха” (Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим 528)

3. Проведение на могилах каких-то праздников и маулидов

Запрещается проведение на могилах каких-то празднеств и маулидов. Сказал Посланник Аллаха: “Не делайте мою могилу местом для сборищ и празднеств” (Абу Дауд, 1/319, Ахмад, 2-367, и др, назвали хорошим шейх-уль Ислам Ибн Теймия, хафиз Ибн Абдуль Хади, и др.)

И если Посланник Аллаха запретил устраивать праздники на его могиле, то что говорить про могилы кого-то другого?

Сказал аль-Альбани: “Этот хадис – доказательства на запрет устраивания праздников на могилах Пророков и праведников” см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-220

К тому же, устраивание на могилах празднеств и маулидов противоречит цели посещения могил, о которой сказал Посланник Аллаха, а это напоминание о загробной жизни.

Этому деянию нет подтверждения в достоверной Сунне, поэтому это является порицаемым нововведением.

Сказал Аль-Альбани: “Что же касается чтение Корана при посещении могил, то это из того чему нет основы в Сунне, однако упомянутые хадисы о посещении могил указывают на отсутствие законности этого, ведь если бы это было узаконено, то непременно делал бы это Посланник Аллаха, и научил бы этому своих сподвижников, особенно когда спросила его Аиша, что ей говорить, когда она будет посещать могилы, и он научил ее лишь саляму и дуа” (см. “Ахкамуль джанаиз”, 1 /191)

И также, ясное указание на то, что на кладбищах не читается Коран, содержится в хадисе, который передал имам Муслим: “Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину, шайтан убегает из дома, в котором читается сура “Аль-Бакара” (Муслим, 2-188, Тирмизи, 4-42, и др)

И сравнил Посланник Аллаха дом, в котором не читается Коран, с кладбищем, и это подкрепляет тот смысл, о котором идет речь.

Сказал имам Абу Бакр аль-Марузи, один из главных учеников имама Ахмада:

القراءة عند القبر بدعة، وإن نذر أن يقرأ كفر عن يمينه، ولم يقرأ لما روى أبو هريرة عن النبي ـ صلى الله عليه وسلم أنه قال: لا تجعلوا بيوتكم مقابر، فإن الشيطان ليفر من البيت يقرأ فيه البقرة فلولا أن المقبرة لا يقرأ فيها لم يشبه البيت الذي لا يقرأ فيه بالمقبرة

“Сказал имам Ахмад : “Чтение у могилы – нововведение. И если кто то дал обет так делать – пусть искупит его, но не читает. И довод на это – то что передал Абу Хурейра от Пророка (мир ему): “Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину шайтан бежит из дома где читается сура аль-Бакара”. И уподоблен дом в котором не читается Коран кладбищу, лишь потому что на кладбище нельзя читать”

Источник: “Ар Риваятейн уаль уаджхейн”, стр. 92

Что же касается “хадиса”: “Читайте вашим мертвым суру “Ясин”, то он является недостоверным, по причине наличия в его иснаде неизвестных передатчиков. Признали его таковым имам Ад-Даракутни, хафиз Ибн Каттан, и многие другие алимы. (см. “Сильсиля Ад-Даифа”, 5861, “Арадатуль ахузи”, 6-34, “Аль-уахм уаль ихам”, 5-49, “Аль-Азкар”, 1-122, “Талик аля сахих Ибн Хиббан”, 7-269, Ат-Тальхыс, 2-104, и др)

5. Обращение в сторону могил для дуа к Аллаху за умерших

Сказал Посланник Аллаха: “Не молитесь в сторону могил” (Муслим, 1613)

Сказал Аль-Альбани: “Не следует обращаться в сторону могил во время дуа, по причине предостережения от молитвы в сторону могил” см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-194

Сказал аль-Куртуби в разьяснении слов “..Не молитесь в их сторону..” : “То есть: не примайте их за киблу, не молитесь на них или в направление их, подобно тому, как поступали иудеи и христиане. Потому что это рано или поздно приводит к тому, что начинают поклоняться тем, кто в этих могилах. Это же послужило тому, что стали поклоняться идолам” см. «Джамиуль ахкамуль куран» 10/573.

Поэтому для молитвы за мертвых нужно обращаться в сторону Киблы.

Сказал Посланник Аллаха: “Ходить по горячим углям или по лезвию меча, или чинить сандалии своими ногами (поскольку это трудно действие – прим.) было бы лучше для меня, чем ходить по могиле мусульманина” (Ибн Маджа, 1567, его иснад достоверный)

Сказал Посланник Аллаха: “Нет для меня разницы между тем, чтобы опорожниться среди могил или посреди рынка (имеется ввиду, в степени отвратительности и порицаемости) (Ибн Маджа, 1567)

Передал Абу Дауд, и другие, от Башир Ибн Хасасия, что Посланник Аллаха увидел на кладбище человека, идущего между могил в двух сандалиях, и сказал ему: “О обладатель обуви, сбрось твою обувь!”

И тот, когда узнал Пророка, снял свои сандали и отбросил их в сторону. (Абу Дауд, 2-72, Ан-Насаи, 1-288, Ибн Маджа, 1-474, Ибн Аби Шейба, 4-170, и др)

Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль: “Снятие сандалий на кладбище – приказ Пророка” см. “Масаиль ан-Найсабури”, 953

Однако если состояние климата не позволяет проходить иначе, как в обуви, то в этом нет проблем инша Аллах.

Передал Муслим, от Джабира, что тот сказал: “Запретил Посланник Аллаха покрывать могилы гипсом, сидеть на них, строить на них возвышения, поднимать их уровень, и писать на них” (Муслим, 3-62, Тирмизи, 2-155, Бейхакы, 4-4)

Передал также Муслим, от Абу Хурейры: “Воистину, сидеть на горящих углях для вас так, что загорится ваша одежда, и дойдет до вашей кожи, лучше, чем сидеть на могиле” (Муслим)

Сказал шейх Ибн Усаймин: “Этот хадис доказывает, что запрещено сидеть на могиле мусульманина, и если он хочет присесть, то пусть сядет сзади могилы, или спереди, или слева, или справа, что же касается того, чтобы сидеть на ней, то это запретно” (см. “Шарх рияд ас-солихин”, 1-2112)

10. Громкий плач и причитания о покойном

Сказал Посланник Аллаха: “Воистину, мертвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных” (Бухари 1292, Муслим 927)

Сказала Умм Атыйя: «Когда мы клялись в верности Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он взял с нас обещание не причитать по покойникам” (Бухари, 1306)

Сказал Посланник Аллаха: “Двое из людей в куфре: громко оплакивающая мертвого..” (Муслим, 1-45)

И пришло много хадисов, предостерегающих от плача и причитания по мертвым, и это считается из больших грехов.

Что же касается грусти, и слез, без подобных громких проявлений, то это разрешено, по причине хадиса Анаса, который сказал: «Я присутствовал на похоронах дочери Пророка. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел возле ее могилы, а из его глаз текли слезы». (Бухари, 1285)

Сказал имам Ибн Абдуль Барр: “Что же касается слез из глаз, и грусти в сердце, то Сунна утверждена о том, что это дозволено, и на этом большое количество ученых” (см. “Аль-истизкар”, 3-67)

11. Выделение специального дня для посещения могил

Выделение специального дня для посещения могилы является также новшеством, не узаконеным в Шариате, и дозволено посещать могилы в любое время, не выделяя для этого какой-то особенный и специальный день. Было спрошено у Постоянной Комиссии по фетвам: “Первый и последний день месяца Раджаб люди выделяют для посещения могил, это разрешено или нет?”

Ответ: Не разрешено выбирать какой-то особенный день из года, ни джума, ни первый день месяца Раджаб, ни последний, специально для посещения могил, по причине отсутствия доказательства на это. И лишь узаконено посещать их тогда, когда облегчится это, без конкретизиации какого-то особенного дня для посещения, согласно словам Посланника Аллаха: “Посещайте могилы, поистине, они напоминают вам о будущей жизни” шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, шейх Абдур-Раззак аль Афифи, шейх АбдуЛлах аль Гудаян, фетва 8818 ‏

12. Паломничество к могилам лишь с целью посещения их

Не разрешено совершать специальные путешествия и паломничества к каким-то могилам с целью их посещения, согласно хадису: Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса» (Муслим, 2475, Бухари, 1858, и др)

­ Сказал имам Ибн Акиль: “Такое путешествие запрещено” см. “Мугни”, 2-93

И также это мнение сподвижников Абу Хурейры, Басры аль-Гифари, Ибн Аббаса, и многих ученых последующих поколений.

13. Жертвоприношение Всевышнему Аллаху на могилах

Сказал Посланник Аллаха: “Нет жертвоприношения на могилах в Исламе” (Абу Дауд, 2-71, Бейхакы, 4-57, Ахмад, 3-197, сказал шейх Альбани: иснад сахих, на условиях Бухари и Муслима)

Сказал мухаддис-саляф Абдур-Раззак: “Мушрики приносили в жертву овцу или корову на могиле” (Абу Дауд, 2-71)

Поэтому является запрещенным приносить жертву на могиле даже ради Лика Всевышнего Аллаха.

14.Табаррук (обтирание об могилы и целование их с целью получения благословения)

Данное деяние не узаконено в нашем Шариате, и не передается побуждений к этому, либо подобных действий, ни от Пророка, ни от его сподвижников, поэтому все это является порочным нововведением, запрещенным в Шариате.

Сказал Посланник Аллаха: “Каждое нововведение – это заблуждение” (Дарими, 95, Ибн Маджа, 42, Ибн Хузейма, 1785, и др, иснад достоверный)

15. Зажигание светильников над могилами

Передал Тирмизи, и другие, от Ибн Аббаса, что сказал он: “Проклял Посланник Аллаха зажигающих над могилами светильники” (Бейхакы, 934, Тирмизи, 294, Ан-Насаи, 2016, Ибн Хиббан, 3179, и назвали его достоверным имам Тирмизи, и другие)

Разрешено ли посещение могил кафиров?

Посещение могил кафиров разрешено, но лишь с целью получения урока и размышления, однако нельзя делать за них дуа о прощении, и просить для них милости. Из доказательств этому – хадис, который передал Муслим, от Абу Хурейры: “Посетил Посланник Аллаха могилу своей матери, и заплакал, и заплакали все кто был вокруг него, и он сказал: “Я попросил разрешения у моего Господа попросить прощения за нее, и Он не разрешил мне, и попросил у него разрешения посетить ее могилу, и Он разрешил мне, так посещайте же могилы, поистину в них напоминание о смерти” (Муслим, 3-65, Абу Дауд, 2-72, Ан-Насаи, 1-286, и др.)

И в конце работы– просим Аллаха простить нам, и нашим мертвым братьям и сестрам, и всем мусульманам – и дать нам хороший конец!

И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

Какие аяты и дуа желательно читать на кладбище?

Посоветуйте, какие дуа и аяты Корана желательно читать для умершего на кладбище? В какой стороне у могилы лучше встать?

Когда вы посещаете кладбище, лучше всего начинать с чтения следующего дуа:

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا، إِنْ شَاءَ اللهُ لَلَاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

Перевод: Мир вам, верующие мужчины и женщины из обитателей этого места. Поистине, по воле Аллаха, мы присоединимся к вам. Мы просим Аллаха облегчить для вас и для нас (Муслим) (1).

Первые пять аятов суры Бакара;

Последние пять аятов суры Бакара;

Сура Ихляс (3, 7 или 12 раз).

Затем сделать дуа о том, чтобы Аллах передал вознаграждение за чтение этих сур и аятов умершему (или умершим).

Если возможно, лучше встать у ног умершего, обратившись к его голове. В противном случае, можно встать у головы умершего.

А Аллах знает лучше.

Ахмад Джафари, студент Даруль Ифта

Атланта, Джорджия, США

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار)- دار الفكر (2/ 242)1

وإن كان للاعتبار والترحم من غير بكاء والتبرك بزيارة قبور الصالحين فلا بأس إذا كن عجائز. ويكره إذا كن شواب كحضور الجماعة في المساجد اهـ وهو توفيق حسن (قوله ويقول إلخ) قال في الفتح: والسنة زيارتها قائما، والدعاء عندها قائما، كما «كان يفعله - صلى الله عليه وسلم - في الخروج إلى البقيع ويقول: السلام عليكم» إلخ.

وفي شرح اللباب للمنلا على القارئ: ثم من آداب الزيارة ما قالوا، من أنه يأتي الزائر من قبل رجلي المتوفى لا من قبل رأسه لأنه أتعب لبصر الميت، بخلاف الأول لأنه يكون مقابل بصره، لكن هذا إذا أمكنه وإلا فقد ثبت «أنه - عليه الصلاة والسلام - قرأ أول سورة البقرة عند رأس ميت وآخرها عند رجليه» ومن آدابها أن يسلم بلفظ: السلام عليكم على الصحيح، لا عليكم السلام فإنه ورد: «السلام عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا - إن شاء الله - بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية» ثم يدعو قائما طويلا، وإن جلس يجلس بعيدا أو قريبا بحسب مرتبته في حال حياته……..(من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ، وكان له بعدد من فيها حسنات) بحر. وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي - وآمن الرسول - وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا، ثم يقول: اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم

(4/196) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی

شامی کی عبارت جو اوپر مذکور ہے نقل کی ہے قران پڑھنے کے بارے میں

(4/222) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی

قبرستان میں داخل ہو کر یوں سلام کہے «السلام عليكم دار قوم مؤمنين وانا انشاء الله بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية»، پھر میت کے پاؤں کی طرف سے چہرے کے سامنے آکر کھڑا ہو۔۔۔۔۔

(9/192)فتاوی محمودیہ-ادارہ الفاروق کراچی

قبرستان عورتوں کیلۓجانا جائز ہے لیکن نہ جانا ہی بہتر ہے

(3-92)الفتاوي التاتارخانيه-مكتبه زكريا ديوبند

سئل القاضي عن جواز خروج النساء الي المقابر فقال لا يسئل عن الجواز والفساد في مثل هذا وإنما يسئل عن مقدار ما يلحقها من اللعن فيه. واعلم بانها كلما قصدت الخروج كانت في لعنة الله وملائكته

Какую молитву читают мусульмане на кладбище?

Вопрос: Добрый день. Живу в Казахстане. Когда проезжаем в автобусе мимо кладбища, местные жители раскрывают ладони рук и затем протирают лицо. Я спрашивала, какую молитву они читают. Отвечают, что молятся за тех, кто там захоронен, но конкретно никто не смог ответить. Какую молитву надо читать, когда едешь мимо кладбища? (Фарида)

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

По поводу того, что можно читать Коран и посвящать награду усопшим, написано множество авторитетных трудов. Ханафиты считают, что читать Коран для покойников на могилах или в других местах разрешено и при передаче саваба от прочтения, савабы будут записаны умершим. (См. Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Доказательством этому ученые приводят хадисы, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) закалывал животных от имени своей общины, говорил о разрешенности чтения суры “Ясин” за покойников, указывал на разрешенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника и говорил о разрешенности читать “Ясин” и “Ихлас” у могил. К этим ученым относятся почти все знатоки фикха ханафитского мазхаба, начиная от мухаддиса и факыха Айни (умер в 855/1451 г) и до Ибн Абидина (умер в 1252/1836).

А шафииты считают так. Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) указал: “В мазхабе Шафии большую известность получило мнение, что саваб за прочитанный Коран не достигнет покойника. Однако, предпочтительная версия гласит, что саваб – в особенности с прочтением дуа (молитвы) – достигнет умершего”. Почти все поздние ученые мазхаба Шафии, такие как Аль Газали, Ибн Салах, Навави, Мухиббу’ Табари, Ибн Рифат, Ибн Хаджар, Суюти и Ширбини считали разрешенным чтение Корана над покойниками.

В своем «Аль-Азкаре» (см. страницу 137) Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше». А после приведения этой цитаты, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафии положительно относился к чтению Корана на могилах.

Что же касается описанного вами случая, то это обычай, и в таких случаях как правило читают первую суру Священного Корана – “аль-Фатиха”.

А Аллах знает лучше.

Алексей Гришин. «Турецкий гамбит-3»

Для того чтобы вернуть утраченные позиции нурджулар были вынуждены искать новые способы и инструменты влияния на российских мусульман. Таким инструментом в середине 2000-х годов стал государственный чиновник «по делам ислама» Алексей Гришин

  • Нужно ли сообщать первой жене о намерении взять в жены вторую? (Видео)

  • Факты, которые должен знать каждый мусульманин

    Хвала Аллаху, мы мусульмане. Наш Господь – Аллах, наша Книга – Коран, наша кибла – Кааба, наш Пророк – Мухаммад Мустафа (да благословит его Аллах и приветствует!). Первый человек и первый Пророк – Адам Алейхиссалям. Имя отца Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) – Абдуллах, имя деда – Абдульмуталлиб, имя матери – Амина. Имя жены, с которой он прожил до 50 лет – Хадижа.

  • На сегодняшний день у мусульман-суннитов сохранились всего 4 мазхаба: ханбалитский, маликитский, ханафитский и шафиитский.

  • 6 важнейших обязанностей супругов

    Семья – это самая маленькая и самая важная социальная группа. Семья представляет собой основу общества. Исходя из важности семьи, как фундамента здорового общества, наша религия облегчает то, что связано с бракосочетанием, побуждая таким образом людей к созданию семьи. Однако ислам не ограничивается лишь побуждением к созданию семьи, но в то же самое время устанавливает основополагающие принципы семейной жизни, возлагая на каждого из ее членов определенные обязанности и ответственность.

  • 7 дуа от головной боли

    С увеличением числа страдающих от этого недуга, стоит обратиться к Корану и его способу лечения головной боли. Ниже представлены дуа на случай возникновения головных болей.

  • Дуа, которую следует читать, увидев дурное предзнаменование

    В соответствии с Исламским вероубеждением, ни один лист не может упасть с дерева, без позволения Аллаха Всевышнего. Поэтому ни один мусульманин не станет привязывать свой успех или неудачу.

  • Как избавиться от постоянной тревоги и беспокойства?

    Я постоянно нахожусь в состоянии тревоги и беспокойства. Есть ли какая нибудь молитва, чтобы избавиться от этого состояния?

    Обсуждения

    Молитвы для усопших мусульман

    60 сообщений

    Агузу билляhи минаш-шайтанир-раджим.

    Альхамду лилляhи роббил-*алямин.

    Маликийаумеддин. Ийака нагбуду уа ийака настагин.

    Сыроталь-лязина ангамта галайhим.

    Гайрил магдуби галайhим уа ляддаооллин. Аминь

    Алиф.Лям.ми-и-им. Валикяль-китабу ля райбя фииh, худаль лильмутакиналь лязина йуъминуна билгайби.

    Уа йукимунас салята уа мимма разакнаhум йунфикун.

    Уаль лязина йуминуна бима унзиля иляйка.

    Уа ма унзиля мин каблик.

    Уа биль ахирятиhум йукиунун.

    Уляяикя *аля hудам мир-раббиhим,

    Уа уляяика hумул муфлиhун.

    Уаль hукму шаhун уахидул ля иляhа, илля hуарр рахманур-рахим. Амиль

    Аллаhу ля илляhи, илля hуаль хаййул-каййум.

    Ля тахузуhу синату уа ля наум.

    Лаhу мафис Самауати уа мафил ард.

    Ман зяль-лязи йашфа гу индаhу илля би-изниh.

    Йаламу ма байня айдиhим.

    Уа ма хальфаhум.

    Уа ля йухитуна би шаим мин ильмиhи.

    Илля бима шаа уасиа курсийhус самауати.

    Уаль ард. Уа ля йаудуhу хифзуhума, уа hууаль аллийул газим. Аминь

    3. иннакаламинал мурсалина

    4. гъаля сираддин мустакъим.

    6.Ли тунзира къауман ма унзира абаухум фахум гъафилюн.

    7.Ля къад хакъкъаль къаулю гъаля аксарихим фахум ля ю"минун.

    8.Инна джагъальня фи агънакъихим агълялян фахия илаль азкъани фахум му"махун.

    9.Уаджагъальна мимбайни айдихим саддан, уамин хальфихим саддан, фаагъшайнахум фахум ля юбсирун.

    10.Уасауа ун гъаляйхим а анзартахум амлям тунзирхум ля ю"минун.

    Инна ма тунзиру манитабагъазикра уахащияррахмана биль гъаиб,

    11. фабаширху биммагъфиратин уааджрин карим.

    Инна нахну нухьи маута уаннактубу ма къадда му асарахум

    12.уа кулля щайин, ахсайнаху фи имамин муббин.

    Куль hуу Аллаhу ахад. Аллаhус самад.

    Лям иялид. Уа лям йуляд.

    Уа лям иакуллаhу куфуан ахад.

    Куль агузу биррабил фаляк.

    Мин шарри ма халяк

    Уа мин шарри гасикин изя уакаб.

    Уа мин шаррин наф-фасати фил гукад.

    Уа мин шарри хассидин изя хасад. Аминь

    Куль агузу биррабин нас.

    Мин шарил уасуасил хан-нас.

    Аллязи уасуису фи судурин нас.

    Мин аль жиннати уан-нас. Аминь.

    Иззати амма йа-сифун.

    Уа салямун аляль мурсалин.

    Альhамду лилляhи роббил галямин. Аминь

    Раббана атина фиддуния хасаната. Уа филь ахирати хасанатан уа киня гезабенар. Бирахматика рахманир рахим, альхамду лилляхи роббиль галямин

    2. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или стараться, чтобы части пальцев под ними оказались промыты.

    3. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

    4. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь левой.

    5. Трижды вымыть лицо.

    6. Протереть мокрыми руками волосы на голове (минимум 1/4 часть волос)

    7. Протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.

    8. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначало правую, затем левую).

    9. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначало правую ступню, затем – левую.

    Какая молитва читается на кладбище у мусульман

    Посещение могил усопших считается сунной в Исламе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности».

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о том, что мусульманам предписано посещать могилы своих родственников и друзей, обращаться к ним с приветствием и посвящать им дуа. Ведь мусульмане не забывают об ушедших после смерти. Посещая могилы предков, мы просим прощения за грехи усопших.

    В одном из хадисов сказано: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».

    Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах), любимая жена Пророка, увидела, что он возвращается с кладбища, и спросила его: «Коль мне придется пойти на кладбище, что нужно говорить?» Он ответил ей: «Скажи: «Приветствия мира вам, правоверные, обитающие в этих жилищах. Воистину, скоро мы присоединимся к вам. Да простит Аллах и нас, и вас, и всех мусульман»».

    Умар ибн Аль-Хаттаб спросил Пророка об умерших в битве при Бадре: «Посланник Аллаха, как можно разговаривать с бездушными телами?». Он ответил: «Они слышат мои слова не хуже, чем вы, но они не могут мне ответить».

    Когда мы читаем Коран для покойников на могилах или в других местах, при этом савабы от прочтения будут записаны умершим. (Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

    Хадисы свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносил в жертву животных от имени своей общины, говорил о том, что разрешается чтение суры “Ясин” за покойников. Кроме этого Пророк говорил о том, что разрешается совершать хадж и раздавать милостыни от имени покойников. Также он говорил о том, что разрешено читать “Ясин” и “Ихлас” у могил.

    В своей книге «Аль-Азкаре» имам Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше».

    Ислам в Азербайджане

    Какие молитвы следует читать при посещении могилы?

    При посещении могил, при входе на кладбище надо приветствовать души всех покоящихся там людей, и желательно 11 раз прочитать суру аль-Ихлас.

    Было бы хорошо, чтобы человек, стоя вдоль могилы лицом к Кыбле, положил руки на могилу и семь раз прочитал суру Аль-Кадр. Чтение сур аль-Фатиха и аль-Ихлас, вслух суры Йа-син также приветствуется, то есть является мустахабом. Эти молитвы являются своего рода подарком для души умершего. Пророк всегда настаивал: «Посылайте дары усопшим».

    Он говорил, что души умерших спускаются с небес и приходят к дверям того дома, где жили. Они голосом, которого не слышат их близкие, родственники, дети, просят от них подарка.

    Самым хорошим подарком для усопших является молитва Аллаху для их прощения, раздавать милостыню, садага, а саваб дарить их душам, посещать их могилы, читать на могиле Коран.

    Также рекомендуется три раза прочитать у могилы такую молитву: «Аллахумма инни асалюка бихагги Мухаммадин ва али Мухаммадин ан ла туаззиба хазал-меййит» (О, Всевышний, ради Мухаммеда и Али-Мухаммеда я прошу Тебя не причинять страданий этому усопшему).

    В Азербайджане запрещается обследование беременных с целью определения пола ребенка

    ПВО Саудовской Аравии отразили ракетную атаку по Эр-Рияду

    В Йемене погибли 115 человек

    Владимир Путин: Террористы в Центральной Азии и на Ближнем Востоке угрожают СНГ

    Война с коррупцией по-саудовски Фото

    Нетаньяху поблагодарил США за блокировку резолюцию СБ ООН по Кудсу

    Ирак оценил ущерб, нанесенный ИГ, в 47 млрд долларов

    В ООН заявили, что более 258 млн человек в мире являются мигрантами

    Очистится ли оскверненная одежда, если ее не промыть, а высушить на солнце? Ислам в вопросах

    Турция подвергла критике решение США заблокировать резолюцию СБ ООН по Кудсу

    США заблокировали в СБ ООН резолюцию по Кудсу

  • Дуа – молитвенное обращение к Всевышнему. Как посещение мечети, оно является неотделимой частью духовной жизни последователей ислама. Мусульмане совершают молитвы для различных случаев, в том числе и для облегчения участи души в потустороннем мире. Приходя на кладбище, родственники усопших читают Дуа при посещении могил.

    В мусульманской вере важна забота о душе, ее участь после телесной смерти. Родственники покойного совершают обязательные дуа за умершего во время посещения могил, просят Аллаха упокоить дух, поселить его в раю, смягчить участь, простить грехи.

    Вечная жизнь начинается с могилы. Душа покидает тело, но продолжает видеть, чувствовать, испытывать грусть, радоваться, переживать. Родственники могут высказать свои мысли умершему во время посещения его могилы.

    Души усопших нуждаются в молитвах. После смерти все дела человеческие прекращаются, за исключением трех, награда за которые зачитывается и после смерти: постоянная милостыня, познания, от которых живущие имеют пользу и истинно верующие потомки, которые возносят молитвы за предков.

    Мольба за ушедших близких напоминает спасательный круг, который не позволяет загробные мучения. Дуа потомков при посещении могил помогут возвысить праведников в глазах Аллаха.

    Обращение к Всевышнему возможно словами Пророка или своей молитвой.

    Человек, обижавший живых родителей, приносивший им муки, но усердно совершающий дуа за них после смерти, посещающий их могилы может быть прощен Всевышним.

    Мольбы живых за ушедших:

    • дойдут до умерших, принесут им радость;
    • облегчат долю души в загробной жизни;
    • принесут очищение живым.

    Виды дуа для чтения после смерти близкого

    Дуа важна для верных мусульман. Она не настолько бескомпромиссна как намаз. Молитву при посещении могил можно совершать на любом языке. Во время мольбы человек смирен, признает, что бессилен перед Всевышним, принимает посланное им – болезни, здравие, печали, радости. Верующий смиренно просит помощи, защиты. Мольбы читают в любое время.

    Время скорби, прощания с ушедшим, часы посещения могилы покойных сопровождают обращением к Аллаху.

    Порядок действий:

    В момент кончины, когда усопшему закрывают глаза, совершают мольбу к Всевышнему:

    Алаххумягъфир дярраджяттаху виль-маддийння уаххлювху фи аккъыбиххи филь-габбириня уггфирляня уа ляхху йа рабялль алляямин. Уаффси ляхху фи кабрихи уа няуир ляхху ффиих.

    Аллах, прости усопшего, подними его степень, прости и нас, и усопшего, о Всевышний. Сделай могилу его широкой, освети ее для него.

    1. Тело заворачивают в саван, имам совершает заупокойный намаз.
    2. Покойного перекладывают в торбут, мусульмане используют гроб в редких случаях.
    3. Пока тело несут к могиле, совершают дуа.
    4. Необходимо читать дуа при входе на кладбище за похороненных.
    5. Обращаются к Аллаху за покойного с просьбой простить грехи, когда ляхд закрыт, могила засыпана.
    6. После погребения сопровождающие покидают кладбище, остается имам, он читает над могилой талкин.
    7. Мольбы совершают при посещении могил, дома умершего.

    Во время погребения, при посещении могил соблюдают подобающую атмосферу. Мольбы читают тихим голосом с благоговением, не допуская мирских тем в разговорах, не допуская нарушения покоя мертвых. Для женщин наложен запрет присутствия на погребении, так как они могут не сдержать эмоций при прощании.

    Процесс погребения пронизан чтением дуа.

    При входе на кладбище

    Посещение усопших – сунна. Ранее зияраты к могилам были запрещены по причине сильных языческих традиций. В дальнейшем посланник указал на желательность посещений кладбища. В зияратах скрыта мудрость. Человек думает о смерти и душе, возносит мольбы для усопших. Рядом с могилами крепнет сила веры истинного мусульманина.

    Совершать посещение могил дозволено в любое время. На кладбище и возле него стоит приветствовать умерших так, как приветствовали при жизни. Затем надо вознести дуа к Всевышнему за усопших.

    Айша передавала, что посланник Аллаха выходил на кладбище Аль-Баки и говорил:

    Мир вам, находящиеся в мире верующих. Вы обрели то, что всем обещано. А завтра наступит наше время. И коли так решит Аллах, мы будем с вами. О, Всевышний, прости усопших.

    На вопрос Айши о том, что говорить при входе на кладбище, пророк велел приветствовать лежащих в могилах, возносить дуа к Аллаху за них.

    Мусульманские дуа на кладбище дозволено делать своими словами. Посещение могил усопших родных и близких сопровождается молитвами и просьбами к Аллаху сделать их загробную жизнь приятной.

    На похоронах

    После захоронения присутствующие совершают мольбу о прощении Всевышним грехов усопшего.

    Запрещено произносить суры из Корана во время похорон. Посланник Аллаха не возносил суры на месте погребения, и последователи на похоронах и при посещении могил читают дуа.

    Текст дуа на похоронах произвольный, воздается благодарность Аллаху, просьба позаботиться о душе усопшего.

    В мусульманской религии не разрешено проводить поминки. После похорон совершают мольбы за умершего, посещение святых мест, раздают милостыню, совершают хадж, читают дуа. Поминальные обеды – нововведение, которое не приветствуют истинные мусульмане.

    Смысл дуа на похоронах возле могилы:

    О, Всевышний, прости грехи его и освободи от мук могильных. Сделай милость ему, сотвори могилу просторной, освободи от прегрешений.

    Аллаха молят одарить ушедшего домом и семьей на небе, просят простить его грехи, избавить душу от страданий.

    При посещении могил

    Человеку, совершающему зиярат на могилу, следует вести себя, будто бы он пришел навестить живого. Во время посещения живой возносит дуа, просит милости за лежащих в земле. Необходимо много читать Коран, проявлять адам к похороненным.

    Мусульманскую молитву за усопших при посещении могил читают своими словами. Условия:

    • слова произносят искренне, с чистыми мыслями;
    • муслим совершает мольбу усердно, смиренно;
    • слова дуа возносят на могиле без мирских помыслов, думая об ахирате;
    • искренне желают похороненным благословения Всевышнего.

    При посещении дома умершего

    Соболезнование родственникам покойного – сунна. Посланник Аллаха выражал соболезнования. Пророк выразил сочувствие сподвижнику, потерявшему дитя.

    Посещение дома родственника в тяжелый час укрепит, успокоит человека. Он легче перенесет утрату, примет волю Всевышнего.

    Мусульманин обязан напомнить родственникам усопшего о терпении, о смирении с горем. Не стоит досадовать на судьбу, роптать на волю Аллаха.

    Текст дуа при посещении дома умершего содержит мольбу об облегчении страдании родственников:

    Воздаст Всевышний Вам большее вознаграждение, облегчит горе и дарует прощение умершему.

    Посланник во время посещения дома выразил сочувствие дочери, потерявшей ребенка, словами:

    Аллаху принадлежит то, что взял к себе он, что даровал он тебе. Для всего определил Всевышний срок. Прояви смирение и возблагодари Аллаха в надежде на награду.

    Человек, принимающий соболезнования, должен попросить Аллаха вознаградить посетившего его дом.

    Тексты дуа на кладбище

    Аллах слышит все обращения и просьбы. Он знает о намерениях тех, кто читает дуа, независимо от языка молитвы. Всевышнему известны слова и мысли просящего. Главное – искренность, поклонение Аллаху, покорность, вера. Этикет посещения усопших:

    1. У входа на кладбище приветствуют тех, кто там захоронен.
    2. Нельзя ходить между могилами во время посещения. Мусульмане хоронят умерших в нише в боковой стенке погребальной ямы. Усопшие лежат в стороне от холма.
    3. К усопшим обращаются почтительно. Читают им тексты из Корана, затем совершают мольбу.
    4. Дуа читают на любом языке. Допустимы при посещении могил заученные тексты, дуа произнесенные своими словами.

    На кумыкском языке

    Дуа при посещении кладбищ и могилы умершего на кумыкском языке произносят по тем же принципам, что и на других языках. В них слышно призыв к смирению Этме кюй екъ:

    Ассаламу ‘аля аххли-д-диярри минна-ль-муъмининна валь-муслимина, ва йархаму- Ллахху-ль-мустакдиминна минна валь-мустаъхирина, ва ин-на ин шаа-Лаху бикум ляхыкунн.

    Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам.

    На аварском языке

    Основные дуа при посещении кладбища на аварском языке:

    Болъон дуниял болъон дуниял нужее, пребывающие нижер обители уверовавших ниж, захочет всевышний, Аллах, присоединимся нужее нижехъе.

    Мусульманская традиция предполагает частое чтение молитв. Дуа являются обращениями к Всевышнему и такие воззвания могут иметь произвольную форму, в отличие от намаза. Общение с Господом сопровождает все сферы жизни верующего, в том числе и посещение могил умерших.

    Мусульмане чтят своих предков, согласно Корану, уважают праведников даже после их смерти. Перед посещением могилы родных и близких, мусульманин читает дуа, которые напоминают, что все люди смертны и все предстанут перед Аллахом, каждый в свой час.

    Вопрос: У меня есть несколько вопросов относительно посещения кладбищ:

    1. Хотелось бы узнать - какой метод посещения кладбищ соответствует Сунне: какие суры и дуа следует читать, в какие дни это лучше делать и т.д.?

    2. У меня есть привычка регулярно посещать могилу своего отца. Я совершаю это как желательное действие с надеждой на вознаграждение - правильно ли я поступаю?

    3. Есть ли доказательства из Сунны, что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение посещать могилы?

    4. Можно ли приносить цветы на могилы, и какие добрые дела мы можем сделать для умерших?

    Ответ:

    Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

    1. Что касается правил посещения кладбища:

    Можно посещать кладбище в любое время, однако предпочтительно совершать это в пятницу, находясь при этом в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Если человек находится в состоянии джанаба (большого осквернения), ему нельзя читать Коран в таком состоянии, даже если он не прикасается к Корану. Тем не менее, посещать кладбище в таком состоянии ему разрешается, и он может читать дуа.

    Когда человек заходит на кладбище, ему следует вначале поприветствовать обитателей могил, сказав им:

    السلام عليكم دار قوم مؤمنين ، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون

    «Мир вам, о, обитатели могил из числа верующих. Мы тоже присоединимся к вам по воле Аллаха».

    (Раддуль Мухтар, т. 2, с. 242).

    Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в хадисе:

    من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ ، وكان له بعدد من فيها حسنات

    «Если кто-то входит на кладбище, читая суру Ясин, Аллах облегчает наказание (в могиле) в это время, и вознаграждение распределяется по числу людей (в могилах)».

    (Шарх ас-судур фи ахваль аль-маута валь-кудур ли Суюты, с. 304)

    Однако, если это представляет трудность, можно прочитать следующие отрывки из Корана:

    • Суру аль-Фатиха и первые пять аятов суры Бакара;
    • Последние аяты суры Бакара;
    • Суру аль-Мульк;
    • Суру ат-Такасур;
    • Суру аль-Ихляс три, семь, одиннадцать или двенадцать раз.

    После чтения Корана следует просить Аллаха передать вознаграждение за чтение обитателям могил. Можно также сделать дуа для умерших во время посещения кладбищ:

    وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي - وآمن الرسول - وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا ، ثم يقول : اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم .

    (Раддуль Мухтар, т. 2, с. 242, Фатава Махмудийя, т. 9, с. 191).

    В посещении могил содержится множество пользы: посетитель вспоминает о смерти, о краткости своей жизни и бренности мирского (дунья). Умершие также получают пользу, поскольку посетители делают для них дуа и передают им награду за чтение Корана.

    3. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение посещать кладбище аль-Бакы в Медине и делал дуа за тех, кто там похоронен

    Мусульманские кладбища – это специальная территория (участок земли) для захоронения умерших, придерживавшихся в жизни исламской религии; при этом не имеет значения их расовая или национальная принадлежность.

    Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населённого пункта и окружены забором, служащим ограждением от животных.

    Согласно Шариату, разрешается установка на могилах надмогильных плит для того, чтобы люди знали, что это могила, и не ходили по ней, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Указанием на это служит следующий хадис, в котором сообщается, что когда похоронили Усмана ибн Мазуна, (мир ему и благословение) повелел одному человеку принести камень, но тот не смог. Тогда Посланник (мир ему и благословение) пошёл и сам принёс этот камень и, положив его у изголовья, сказал: «Благодаря этому я узнаю могилу своего брата и буду хоронить здесь тех, кто умрёт из числа членов моей семьи ».

    Следует помнить об умерших родственниках, посещать их могилы, просить прощения за их грехи. Следует также по возможности ухаживать за могилами всех других мусульман, приучать к этому своих детей и родственников.

    Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а немусульманина – на мусульманском строго запрещено.

    Требования в отношении мусульманского кладбища :

    1. На мусульманском кладбище не могут быть захоронены представители других религий .

    2. Выделение на мусульманском кладбище отдельного участка для захоронения членов одной семьи допускается , если это не ведёт к затруднениям при захоронении других людей.

    3. Между могилами на кладбище необходимо предусмотреть проходы , чтобы люди, посещающие кладбище, могли легко подходить к могилам, не переступая и не наступая на соседние могилы мусульман. Не следует также сидеть на могилах верующих.

    4. Могила сооружается таким образом, чтобы было возможным положить в неё умершего лицом в сторону Каабы .

    Обычно, придя на кладбище, приветствуют мусульман, похороненных на нём, следующими словами:

    «Приветствие вам, о обитатели могил! Да простит Аллах вам и нам грехи! Вы ушли раньше нас, а мы следуем за вами ».

    В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сказано:

    «Если мусульманин, проходящий мимо могилы своего брата (мусульманина), которого знал при жизни, передаёт ему салям, то умерший узнаёт его и отвечает на это приветствие ». Этот хадис передал Ибн Абд аль-Барр.

    Мусульманам, проходящим по кладбищу, желательно читать суры из , ибо умершему приносят пользу многие добрые деяния мусульман, если их совершают с намерением передать вознаграждение за них умершему. К таким благодеяниям относятся милостыня (садака), намаз и др. Обо всём этом более подробно мы расскажем ниже.

    (мир ему и благословение) советовал нам посещать кладбища, т. к. это напоминает о смерти и Конце Света. При посещении могил нельзя совершать такие греховные деяния, как потреблять спиртное, ставить свечи и т. п.

    О сидении на могиле, наступании на неё ногой и т. п.

    Сидеть на могиле мусульманина и наступать на неё Шариат запрещает. В соответствии с этим же нежелательно и ложиться на неё.

    В достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле ».

    Однако при возникновении необходимости, например, если невозможно дойти до могилы родственника или другого, которого вы хотите посетить, кроме как путём перехода через другие могилы, тогда это не возбраняется.

    Не возбраняется и ходить между могилами в обуви. Если на обуви имеются нечистоты, то нежелательно в них переходить через могилы.

    Испускать мочу возле могилы возбраняемо, а делать это на могилу – запрещено. Также греховно (харам) справлять малую нужду на землю, которая смешалась с частями тела покойного.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: