Экономсовет. Сравнение себя с другими

В этой части работы мы положили своей целью определить, в каких границах находятся бедные слои общества в современной России и какие количественные показатели соответствуют этим границам. Бедные слои общества, это социальные группы, которые по своим характеристикам и, прежде всего низкому уровню жизни, качеству и структуре потребления значительно отличаются от других групп (слоев) населения, что и позволяет обозначить их, как БЕДНЫЕ, в отличие от БОГАТЫХ или СРЕДНИХ СЛОЕВ.

Как известно, основными показателями уровня жизни являются денежные доходы на душу населения, а также соответствующие им расходы , позволяющие поддерживать определенный уровень и структуру потребления товаров и услуг, а также уровень и динамика цен на основные предметы потребления, жилье, транспорт и.т.д.

Для бедных слоев населения характерен низкий уровень жизни, низкие доходы и расходы в условиях определенного предложения товаров и услуг и определенного уровня цен.

Понятия высокий, средний, низкий уровни обозначают качественные характеристики, на основе которых важно выявить количественные показатели.

Употребляя термин “определенное предложение и уровень цен” мы исходим из того, что эти переменные могут быть совершенно разными. Так, например, доходы в качественных характеристиках мы можем описывать как “высокие”, “средние” или “низкие”. Однако, например, высокие денежные доходы в условиях насыщенного предложения товаров и услуг дают один показатель уровня жизни. А высокие денежные доходы в условиях дефицита товаров и услуг, по сути номинальные, а не реальные, дают иной (меньший) показатель уровня жизни. К этим показателям добавляется фактор высоких, средних или низких цен на товары и услуги. При высоких доходах и высоких ценах уровень потребления снижается. При высоких доходах и низких ценах уровень потребления увеличивается.Таких примеров можно привести множество.

Важно, что на реальный уровень жизни влияет множество факторов, таких как уровень доходов, уровень и качество потребительского предложения, а также уровень цен на предлагаемые товары и услуги, уровень инфляции и так далее.

Для нас задача вычленения бедных слоев общества сводится к выявлению и описанию количественных показателей (отражающих материальную структуру потребления бедных слоев) соответствующих низким доходам и уровню потребления в условиях имеющегося предложения товаров и услуг и уровня цен.

Ниже мы обозначим некоторые подходы, и соответствующие им критерии, которые в настоящее время существуют в научной теории и социальной практике для описания и изучения бедных слоев общества.

1. Прожиточный минимум. Это важнейший показатель, применяемый для определения уровня бедности (нищеты). Важность его заключается в том, что он указывается не в описательных, а конкретных количественных показателях (рублях, долларах, евро и т.д.).

В социальной практике уровень бедности измеряется (определяется) через прожиточный минимум при помощи двух подходов: жизненного (физиологического) и социального минимумов. Жизненный минимум рассчитывается только для удовлетворения главных физиологических потребностей. Социальный же минимум включает в себя физиологический минимум, а также затраты на минимальные духовные и социальные запросы, характерные для уровня развития данной страны. Главными физиологическими потребностями, безусловно, являются потребности в воде и пище. К числу главных потребностей относятся также потребности в одежде и жилище.

При физиологическом подходе определяется некий набор продуктов питания, непродовольственных товаров, а также жилище определенного качества, которые позволят на минимальном уровне удовлетворить главные потребности.

Отметим, что, по мнению ряда специалистов, способ определения прожиточного минимума через так называемую "стандартную потребительскую корзину" страдает произвольностью. Состав такой корзины зависит от сугубо субъективного мнения эксперта относительно того, какие именно товары являются необходимыми для повседневного потребления, а какие - служат предметами роскоши.

Так во время Великой Отечественной Войны в СССР была введена карточная система на продовольствие и промтовары, устанавливавшая жесткие нормы. Из продовольствия рядовому потребителю исправно отпускали лишь хлеб и еще немного продуктов по нескольким талонам. Когда нормы становились ниже биологически допустимых (150 граммов хлеба), люди умирали, как, например, в Ленинграде, от голода.

Международные критерии исходят из того, что нищетой считается доход менее 2 долларов в сутки на человека (менее 60 долларов в месяц). Но применяются эти критерии только для стран с теплым климатом.

В 1990 году (по данным Госкомстата СССР) прожиточный минимум в СССР составлял порядка 70 руб.–75 руб. в месяц, что приравнивалось к 200 западногерманским маркам или $125 долларам США по курсу, действовавшему в то время.

Прожиточный минимум в России (по данным Федеральной службы государственной статистики) составлял в 2005 году приблизительно 3500 рублей, что также приблизительно равно на сегодняшний день 125 долларов США. Мы говорим о среднем прожиточном минимуме, имея ввиду, что он рассчитывается для разных категорий населения. Так например, величина прожиточного минимума за четвертый квартал 2005 года в Московской области составила 3227 рублей, для трудоспособного населения – 3670 рублей, пенсионеров – 2319 рублей, детей – 3040 рублей.(по материалам Интерфакс от 14.02.2006 г.)

Перечисленные примеры отражают подходы, основанные на физиологическом минимуме.

Всеобщая декларация прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Соответственно примером социального минимума может служить так называемый “бюджет Геллера” используемый в США. Статистический прожиточный минимум в США исчисляется исходя из понятия “среднестатистическая семья”: муж, жена и двое детей. При таком подходе глава семьи может содержать всех четверых. Другой взрослый член семьи (как правило женщина) при таком подходе работает по желанию, а не экономической необходимости.

2. Среднедушевой уровень доходов . Одним из подходов к определению бедности является сравнение среднедушевого уровня доходов для разных социальных групп. Эта характеристика также является очень важной, но она должна применяться в сочетании с другими. Сам по себе уровень доходов не учитывает других параметров, таких как размер материальных накоплений и время необходимое для достижения уровня более высокой потребительской группы.

Так, величина текущего дохода не всегда точно свидетельствует об уровне потребления, которое может иметь своим источником не только текущие, но и прошлые доходы (сбережения, оснащенность домашнего хозяйства и т.д.), а также будущие доходы (кредиты). Также они могут, например, получать помощь родственников, использовать средства от продажи части имущества и т. д.

Часть семей, могут оказаться в соответствии с показателями текущих доходов в более низкой группе потребления, и при этом иметь расходы большие, чем текущие доходы, например, вследствие того, что несут вынужденные расходы, связанные, с болезнью одного из членов, необходимостью аренды жилья и др.

Уровень доходов необходимо рассматривать в сочетании с такими показателями как размер материальных накоплений и время. Только тогда можно будет правильно определить соответствующую потребительскую группу.

Под материальными накоплениями понимается следующее:

  1. текущий доход:
  • доходы прошлых периодов (сбережения: вклады и иные наличные деньги, облигации и иные ценные бумаги);
  • доходы будущих периодов (кредиты);
  • материальная помощь;
  • Недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость, в том числе земельные участки, обособленные водные объекты, здания и.т.д.), иное движимое имущество.
  • Рассмотрим это на конкретном примере. Некто родился и живет в крупном городе. Он получил образование и устроился на работу. С этого времени начинается отсчет пребывания его, в какой либо потребительской группе. Предположим, он обеспечен жильем, которое досталось ему по наследству или куплено родителями. Другой приехал в этот город и получил значительно более высокооплачиваемую работу. Но он не имеет жилья, которое вынужден арендовать, отвлекая часть своих доходов. Может оказаться так, что при разном уровне доходов оба эти человека будут какое-то время находится в одной потребительской группе. Далее, допустим, доходы первого растут несколько выше, чем уровень инфляции и постепенно (в течении ряда лет) он переходит в более высокую потребительскую группу. Второй за счет более высоких доходов тоже постепенно перешел в более высокую потребительскую группу. А затем второй воспользовался ипотекой и купил себе жилье качеством сопоставимое с первым. Пока он будет выплачивать кредит за это жилье (временной фактор) первый и второй будут находиться в одной потребительской группе. Но, когда кредит будет выплачен, второй имеет все шансы перейти в еще более высокую потребительскую группу за счет своих более высоких доходов. Примеров подобного рода с разными условиями можно привести множество. Главное в нашем примере то, что помимо уровня доходов, имеют значение иные сопутствующие показатели. Так важен некий момент старта (начало получения стабильных доходов), когда человек фиксируется в определенной потребительской группе. Важен также начальный капитал (состояние) в момент старта. В сочетании с уровнем доходов можно будет отследить изменение благосостояния (переход в иную потребительскую группу), а также изменения размера стоимости материальных ресурсов.

    3. При использовании метода относительных лишений бедность определяется через категорию доступа к качественным услугам и инфраструктурам развития.

    Обычно речь идет о доступе к следующим инфраструктурам развития: жилью, чистой воде, источникам энергии/теплу, образованию (получению знаний, приобретению квалификации), здравоохранению (культура одних стран понимает это как доступ к здоровому образу жизни, других - как к бесконечному, все более дорогому лечению), рабочим местам и финансовым инструментам (огромное значение имеют программы кредитования), к объектам социальной инфраструктуры; а также доступ к информации, в т.ч. к информации о доступе к перечисленным сферам.

    Возможность применения этого подхода основана на выработке четких качественных показателей потребления в разных социальных группах и строго фиксированных общественных стандартов.

    Данный подход рассматривает бедность, как состояние, при котором невозможно следовать современным общественным стандартам определенного уровня жизни. В этом случае бедность измеряется не через доходы, а непосредственно через оценку потребительских характеристик домохозяйства и, соответственно, используется критерий потребления (или недопотребления).

    Человек не может изменить свое социальное положение и перейти в более высокую потребительскую группу из-за существующих ограничений и невозможности доступа к определенным потребительским благам в силу этих ограничений.

    Рассмотрим это на примерах. Отсутствие программ кредитования, в том числе ипотечных программ не позволяет приобрести жилье (какое либо или более высокого качества) в силу дороговизны жилья и отсутствия или неразвитости финансовых инструментов накопления.

    Дороговизна качественного образования не позволяет получать его потребителям из низших социальных групп в силу их низких доходов.

    Высокая профессиональная квалификация человека не позволяет ему получать более высокие доходы в силу относительно низких зарплат сложившихся на определенных рынках труда. Или высокая профессиональная квалификация человека не позволяет ему получать более высокие доходы на рынке труда, где эти доходы возможны, в силу невозможности попасть на этот рынок (случай, когда на данную работу могут попасть только “свои люди, по знакомству”).

    4. Бедность определяется через категорию мобильности. В свою очередь мобильность обозначается как готовность рассчитывать только на свои силы, соответствовать требованиям, которые предъявляет человеку быстро меняющийся мир. Мобильности противостоит стагнация (застой), когда человек, домохозяйство не в состоянии осуществить социально – статусные, имущественные изменения в лучшую сторону в силу существующих ограничений или внутренней пассивности.

    Весьма важно разграничить то, что называется “внешними ограничениями” и внутреннюю пассивность, а также понимать мотивы этой пассивности.

    “Внешние ограничения” не позволяющие изменить социально-статусные и имущественные изменения чаще всего основываются на внеэкономическом принуждении, когда непосредственный производитель трудится на хозяина не потому, что хочет заработать себе на жизнь, а потому, что его заставляют трудиться. В таких условиях, труд непосредственного производителя подневолен, принудителен. Внеэкономическое принуждение характерно для рабовладельческого и феодального общества, но также применялось в СССР и других странах социализма. М.Восленский * дает характеристику принудительного труда “Принудительный труд, - пишет он, - это когда: 1) работать заставляют. В СССР трудящиеся не имели возможности уйти от своего работодателя, так как работодатель государство, а эмиграция не разрешается. 2) условия труда и оплату безраздельно определяет заставляющий; 3) уход с работы или отказ от нее не допускается мерами физического принуждения”. Так колхозники в СССР не имели права покидать колхозы без разрешения начальства, то есть подобно крепостным были прикреплены к земле.

    Если внешние ограничения отсутствуют, то мобильность может выступать как психологическая характеристика бедности.

    Однако, определять богатых или бедных людей на основе уровней мобильности невозможно. Вероятно, можно изучать разные слои населения, используя факторы мобильности.

    По видимому, то, что называют социальной мобильностью, является аналогом этнической пассионарности так как энергичны и предприимчивы люди в силу своей природы. Определение уровня (степени) пассионарности людей основано на теории выработанной Л.Н. Гумилевым**. Но изучение пассионарности людей никак не связано с бедностью или богатством. Этот подход вообще не применим для изучения социальных процессов, но служит для изучения этносов.

    5. Использование субъективного критерия идентификации бедности.

    Этот подход предполагает использование субъективных оценок самих людей. Исследователи бедности сталкиваются с тем, что люди определяют (меряют) свою “бедность” в сравнении с соседями и в рамках господствующей культуры.

    Субъективный подход определения бедности исходит из мнений самих членов общества относительно того, к какому социальному слою (классу, страте) они принадлежат, или из самозачисления индивида в тот или иной класс.

    Так профессор Дилигинский Г.Г.*** отмечал по этому поводу: “Люди относят себя к ступенькам социальной лестницы почти совсем независимо от своего реального социально-экономического положения. Человек самоидентифицирует себя не на основании каких-то объективных показателей, а в зависимости от того, с какой референтной группой он сравнивает свое положение”.

    Такой подход вряд ли можно назвать научным в силу его очевидной субъективности, основанной чаще всего на слабой подготовленности респондентов. Данный подход используется в основном при проведении разного рода опросов, по сути, для сбора первичного материала. Тем не менее, представления людей об уровне собственной обеспеченности, ее динамике и соотношении с другими группами важны, прежде всего, как индикаторы не только соответствующих объективных процессов, но и социального настроения разных групп.

    6.Также бедность может определяться через психологические черты присущие бедным людям как социальному слою.

    7. Бедность определяется на основе комбинированных критериев

    Очевидно, что бедность как состояние находится в рамках каких-то границ . Суть границы в том, что, пересекая ее люди, переходят из одного жизненного состояния в другое. Эти перемены ведут к изменению не только в уровне, но и качестве жизни. По сути, они меняют образ жизни и чаще всего человеческую психологию.

    Нам представляется, что границы – это плавающий критерий. Они меняются в зависимости от тех представлений, которые существуют в определенное историческое время, в определенной географической, социальной и политической среде.

    Нам представляется также, что нижняя граница бедности (нищета) и верхняя граница бедности – это условно расчетные величины. Отсюда следует, что корректное определение границ бедности, а также, богатства или среднего класса может быть дано достаточно условно.

    И все же очевидно, что нижняя граница бедности: нищета или беспросветная бедность лежит в рамках физиологического выживания.

    Резюмируем вышесказанное. Бедность определяется через уровень доходов, материальные накопления,которые создаются в течении определенного времени.

    При бедности низкий уровень доходов влечет за собой низкие возможности и часто некачественное потребление. Однако возможность качественного потребления не зависит напрямую от низких доходов или высоких доходов. Потребление зависит также от имеющегося предложения за определенную (низкую) цену, а также от культуры потребителя. В качестве примера можно привести великого кулинара Вильяма Похлебкина. Он жил очень в стесненных условиях, по сути, относился к бедному слою людей, но он оставил всем нам образцы высокого кулинарного мастерства, высокого потребления пищи.

    Исходя из мировых стандартов, бедный человек должен иметь жилище, источники энергии, одежду, воду и пищу. Он должен иметь возможность поддерживать свое здоровье, получить минимальное образование, профессиональную квалификацию, рабочее место, а также информацию обо всем вышесказанном и возможность изменить свой социальный статус, получив более высокое образование и/или повысив профессиональную квалификацию.

    Помимо понятия бедность в социальной практике существует понятие нищета. Исходя из общепринятых норм, нищетой называется состояние ниже уровня бедности позволяющее оставаться в рамках биологически допустимых норм. Основную характеристику нищеты можно выразить фразой “влачить жалкое существование”.

    Бедность – психологическое состояние и социальное положение индивида, его семьи, характеризуется скромным уровнем жизни, основанным на экономии материальных ресурсов. Как потребители бедные люди ориентируются, как правило, на единственно возможный выбор. Основной императив: “низкая цена важнее качества”.

    Материальные условия жизни бедных людей.

    Отсутствие жилища (“крыши над головой”), не позволяют относить человека к бедным слоям населения. Этот уровень жизни мы относим к нищете. Обязательным является постоянное наличие хотя бы какого-то социального жилища. Это может быть койко-место в общежитии, бараке, комната в коммунальной квартиры и т.п. Но это не может быть, например, место в ночлежке, т.к. определяющим является фактор постоянства. Вот почему, например бродяги, бомжи фактически за чертой социальной градации и относятся к деклассированным, антисоциальным элементам. Также надо иметь ввиду, что жилье должно обладать качественными характеристики. Так проживание в “аварийном фонде” нельзя признать соответствующим минимальным стандартам, а, следовательно, наличие такого “жилья” характеризуется состоянием “за чертой бедности”.

    Наличие не социального жилья, а жилья находящегося в собственности значительно повышает уровень жизни. Собственное жилье можно продать или обменять на социальное жилье и услуги по уходу и содержанию. Но надо иметь в виду, что и бедность неоднородна. В рамках границ бедности могут находиться самые различные социальные группы населения. Поэтому однозначно сказать, что наличие собственного жилья переводит человека из категории бедных в более высокую потребительскую группу нельзя. При “классическом” подходе, применяемом в западных странах, бедный человек просто не может приобрести жилье в собственность. Ему не позволяет низкий уровень доходов. В России законодательство о приватизации позволило многим, в том числе и неимущим слоям, приобрести свое жилье в собственность. Данная историческая реальность затрудняет идентификацию человека по критерию “жилище”.

    Также во многих странах мира, в том числе России существует практика аренды жилья. При аренде жилья невозможно зачислить человека в категорию бедных или богатых. Можно говорить лишь об определенном качестве потребления (так арендовать можно и комнату в коммунальной или отдельной квартире, а можно и прекрасно обставленную многокомнатную квартиру,дом,особняк и.т.д.

    Важным критерием принадлежности к бедному или иным классам служит так называемая социальная норма жилья. В СССР эта норма составляла 10 – 12 кв. метров на человека. В настоящее время в России минимальная социальная норма составляет 18 кв. метров на человека, что говорит о положительной динамике изменения стандартов нормативной площади. Если семья состоит из одного человека, ему полагается 33 кв.метра. На двоих – 42 кв. метра. Норма жилой площади для семьи из трех и более человек считается так: 18 кв. метров умножается на количество членов семьи. То есть,на семью из трех человек должно приходиться 54 кв. метра, а на семью из 4-х человек 72 кв. метра.

    Социальная норма, она потому и социальная, что, как известно, определяет нижнюю границу потребления. Очевидно, что к бедным слоям населения будут относиться те, кто живет ниже, а также на границе социальной нормы.

    Таким образом, исходя из существующих общественных стандартов те люди, которые живут в муниципальных или ведомственных квартирах и домах относятся к бедным слоям. К ним относятся проживающие в комнатах в общежитиях, а также проживающие в коммунальных квартирах (независимо от количества занимаемых метров), так как однозначно будет страдать качество их жизни.

    Мы видим, что даже один важнейший показатель такой как “обеспеченность жильем” включает в себя множество дополнительных показателей, по которым человека можно причислять к бедным или иным социальным слоям.

    Резюмируем эти дополнительные показатели:

    • категория жилья (комната/ квартира);
    • статус жилья (муниципальное/ служебное/ в собственности);
    • качество жилья;
    • норма жилья из расчета на 1 человека.

    ЕДА (полноценное питание и доступ к чистой воде).

    Мы понимаем полноценность питания как сочетание полезности и самоограничения , высоких вкусовых качеств (вкусная еда) и разнообразия .

    Полезность основана на сочетании калорий и витаминов, полезных для употребления данным человеком. Вкусовые качества еды должны обеспечивать по выражению великого русского кулинара В. Похлебкина “незабываемые кулинарные впечатления ”.

    Самоограничение связано с полезностью. Ряд людей любящих вкусно поесть вынуждены самоограничивать себя в силу недостатка материальных ресурсов. Другие, не испытывающие никаких материальных проблем также вынуждены самоограничивать себя, что бы не вредить здоровью. Только в этом случае принцип полноценности будет реализовываться полностью. Разнообразие , основано на многообразии выбора продуктов питания.

    Отметим, что вода не только утоляет жажду, удовлетворяя физиологическую потребность, но и на основе чистой воды реализуется принцип “вкусности” абсолютно во всех напитках и в большинстве готовых блюд. Доступ к чистой воде во многих городах, особенно крупных затруднен для бедных слоев населения. Употребление даже кипяченой водопроводной воды значительно снижает стандарты потребления, влияя и на полезность и на вкусовые качества еды и напитков.

    Однако если исходить только из полезности, то больших материальных ресурсов не требуется. Хотя даже в этом случае существует небезосновательная точка зрения, что чем полезней продукт, тем он дороже так как на производство качественного и полезного продукта нужно больше затрат и усилий нежели на производство некачественного продукта.

    Если исходить из того, что любая еда из-за своих вкусовых качеств должна приносить незабываемые кулинарные впечатления, то для поддержания этого принципа нужно быть либо великим кулинаром, либо тратить определенные, часто значительные материальные средства, чтобы вкусно питаться.

    Если бы не было разнообразия, то проблема полноценного питания решалась бы в рамках натурального хозяйства. Разнообразие обеспечивает многообразие выбора. И ограничением в многообразии может быть только медицинские показания. Материальные ограничения свидетельствуют о принадлежности к низкому уровню потребления – бедным слоям.

    Существует еще определенная связь, между качеством продуктов и ценой. Но нам представляется, что это связь косвенная, так как однозначно нельзя сказать, что более дорогой продукт является более качественным.

    Уловить четкую разницу между питанием бедных людей и людей живущих, например, в достатке совсем не просто. Многое зависит от культуры питания (потребления воды и пищи). Но, тем не менее, на одном полюсе некий нищенский прожиточный минимум, позволяющий едва не умереть с голода. А на другом полюсе неограниченные материальные возможности потребления любых приготовленных и готовых продуктов питания и напитков.

    Что же отличает бедных и богатых в вопросах полноценного питания? Существуют, например представления, основанные на статистике, которые говорят о том, что бедные слои тратят на продукты питания 40% и более своего бюджета.

    Для большинства жителей это необходимость дополнительных затрат на доступ к чистой воде. Невозможность дополнительных трат на чистую воду приводит этих людей в категорию бедных.

    Бедность однозначно идентифицируется как состояние, при котором отсутствуют или испытывается периодическая нехватка денег на необходимые продукты питания. У бедных людей больше вероятности купить некачественные продукты (мы исходим из того, что дешевые продукты чаще бывают некачественными, чем дорогие). Бедные люди с трудом могут реализовать принцип разнообразия, т.к. вынуждены экономить на чистой воде и продуктах питания.

    ЗДОРОВЬЕ.

    В СССР медицинская помощь была бесплатной. Однако поликлиники и больницы для рядового населения были переполнены, в очередь на прием к врачу приходилось ждать часами. Врачам в поликлиниках была установлена жесткая норма времени на прием больного, примерно половина этого времени уходила на записи в истории болезни. И, тем не менее, лечение было возможно. Помимо городских поликлиник и больниц существовали ведомственные больницы, существовал институт участковых врачей. Качественное лечение зависело в основном не от денег, а от возможности доступа к хорошим врачам “по знакомству” и от подарков, которые выражались в материальной форме, но были не сопоставимы по величине с реальными затратами.

    Современное состояние в России значительно хуже. Лекарства дорогостоящи и часто неэффективны. Для того, что бы только попасть на прием к врачу специалисту нужно записаться в очередь и дожидаться ее неделями. Института участковых врачей не существует. Медицина почти полностью перешла на платную основу. При такой ситуации доходы бедных людей не предусматривают или предусматривают минимальные затраты на поддержание здоровья. В то же время, подавляющее большинство такой социальной группы как пенсионеры, относящихся в современной России к категории бедных людей, вынуждены тратить значительную часть своих доходов на поддержание здоровья.

    ОБРАЗОВАНИЕ

    Известно, что успешность перехода в более высокую потребительскую группу зависит от правильного выбора образовательно-квалификационных стратегий. Именно они в конечном итоге могут привести к соответствующему уровню материальной обеспеченности. Возможность получения бесплатного образования в пореформенной России осталась, но существует она, прежде всего, для особо одаренных людей. В принципе для поступления в престижный ВУЗ (дающий качественное образование) необходимы и репетиторы (которые стоят денег) и чаще всего деньги для поступления. Возможность поступления в десятку социально престижных ВУЗов без репетиторов и денег, или хороших связей, т.е. финансовых затрат, существует, но весьма призрачная. Повышение квалификации также связано определенными материальными затратами (исключением может быть ситуация, когда повышение квалификации оплачивает Работодатель). Чаще всего возможности бедных людей ограничиваются получением среднего или среднего специального образования. Путь для получения высшего образования для них не закрыт, но весьма затруднен.

    Если бедный человек имеет работу, то он имеет также право на отпуск. Исходя из строжайшего режима экономии, чаще всего бедные люди проводят свой отпуск дома, посвящая себя домашним делам. Многие проводят время на приусадебных участках, занимаясь садоводством и огородничеством. Возможен также отдых “отдых на море”, в санаториях и домах отдыха. В советское время большое распространение имели профсоюзные путевки за 10-25% от стоимости. Если семья из бедных социальных слоев выбирается “на море”, то чаще всего она проживала на так называемом частном секторе с минимальными удобствами. Если использовать гостиничную классификацию, несомненно, имеющую маркетинговый оттенок, то отдых людей из бедных слоев можно охарактеризовать как на уровне 1* – 2*.

    УРОВЕНЬ ДУШЕВОГО ДОХОДА

    При каком уровне среднедушевых доходов семья попадает в категорию бедных? Попытаемся ответить на этот вопрос, используя некоторые косвенные показатели.

    Мы отмечали уже, что прожиточный минимум в СССР на конец 80-х годов составлял 70-75 рублей. В этот период курс западногерманской марки составлял 35,4 рубля за 100 марок и 22,0 рубля за 100 долларов. Таким образом, прожиточный минимум в СССР был равен 123 доллара США или 198 западногерманских марок. Прожиточный минимум в России составляет приблизительно 3500 рублей, что также уже по сегодняшнему валютному курсу эквивалентно 125 долларам США. Данный прожиточный минимум рассчитывается исходя из физиологического, а не социального минимума, но даже, несмотря на это определенное число людей (возможно, 10-12%) имеют доход ниже прожиточного минимума, - “черты бедности”. Проиллюстрируем, как это происходило, на следующем примере. Например, в семье, состоящей из
    4-х человек, 2-е работающих с зарплатой 140 руб. и 130 руб. Соответственно на каждого приходится 67,5 руб. меньше минимальной нормы. Любой здравомыслящий человек понимает, что получение доходов в размере так называемого “прожиточного минимума” ставит человека в несомненную зависимость от других членов семьи или в сочетании с жилищными проблемами обрекает человека на жалкое существование. Доказательств этому и не требуется, нужно только внимательно приглядеться к жизни пенсионеров завершивших свой трудовой путь в СССР или пореформенной России. Часто их жизнь это беспросветная нищета, а иногда действительно просто бедность, если они имеют приличный кров и заботу домашних, но не один прожиточный минимум.

    Отметим, что прожиточный минимум с 1990 года не изменился. Он как тогда (в СССР) составлял 125 долларов США, так и теперь в России в 2005 году составлял 125 долларов США. Из данных цифр получается, что 70 рублей в 1990 году и 3500 рублей в 2005 году это сопоставимые величины. Они обозначают, во-первых, величину прожиточного минимуму, а во-вторых, соответствуют одной и той же величине доллара США. Разница между величинами составляет 50 раз.

    В СССР средняя зарплата рабочих, служащих и колхозников после всех вычетов составляла порядка 215 рублей или 379 долларов США, что в 2005 году должно составить 10750 рублей. Среднедушевые доходы населения в России в 2005 году составили 8300 рублей****. При среднем курсе 28,5 рублей за $1 это составляет порядка $291 США или применительно к зарплате конца 80-х годов должно было составить порядка 166 руб. Из данных примеров видно, что средняя зарплата в СССР была выше средней зарплаты в современной России. Но те, кто получал в СССР среднюю зарплату в размере 215 рублей, безусловно, относились к бедным слоям населения. При этом помимо зарплаты люди еще могли пользоваться резервами так называемых фондов общественного потребления: низкой квартплатой, дешевым городским транспортом, бесплатной медициной, бесплатными яслями и детскими садами и пионерскими лагерями для детей, профсоюзными путевками в дома отдыха и.т.д. Это реально увеличивало доходы большинства советских людей на 10 -50%. В пореформенной России из этого мало, что сохранилось. Очевидно, что в России 8300 рублей это уровень бедных слоев населения. Он даже не дотягивает до уровня средних зарплат в СССР. Дополнительным доказательством этого служат также следующие данные. Существует нормативный документ (в частности постановление правительства Москвы от 30 января 2001г.№99-пп) на основании которого граждане (семьи) признаются нуждающимися в получении жилищной субсидии. Понятно, что субсидия предоставляется только низкооплачиваемым и поэтому малоимущим (то есть бедным) категориям населения. В частности жилищные субсидии предоставляются на оплату жилищных и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья (о которой мы упоминали выше) и нормативов потребления коммунальных услуг. Считается, что доля предельно допустимых расходов на потребление коммунальных услуг не должна превышать 10% от совокупного дохода семьи. Субсидия выплачивается, если расходы на “коммуналку” превышают 10% от совокупного дохода семьи. Размер коммунальных услуг в настоящее время составляет 900 руб. и выше. В Москве для расчета субсидий с 2004 года используется так называемый компенсационный стандарт, установленный московским законом №71 от 19 ноября 2003 года “ О стандарте максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи”. В соответствии с этим документом максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии с 1 марта 2006 года составляет: на одного человека – 8970 рублей; на двоих 14348 руб., на троих 20244 рубля, на четверых – 26992 рубля. Мы видим, что среди бедных (малоимущих) слоев населения есть разные группы людей, исходя из уровня доходов.

    Имеющие доход ниже прожиточного минимума (в среднем менее 3500 рублей);

    Имеющие доход равный прожиточному минимуму (в среднем 3500 рублей и чуть больше) ;

    Имеющие доход (зарплату, пенсию, пособие, стипендию) позволяющий рассчитывать на определенную денежную субсидию (меньше или равный 8970 руб. на одного человека).

    Таким образом, мы имеем законодательно подтвержденные границы бедного класса (по критерию среднедушевых доходов).

    Нижняя величина нам известна - 3500 рублей для очень бедных и бедных, а верхняя величина эмпирически выводится нами и составляет в пределах 15000 – 16000 рублей для “верхнего бедного класса”.

    • ** Михаил Восленский “Номенклатура” - М.:Захаров, 2005. (с. 266).
    • *** Лев.Гумилев “Конец и вновь начало” М:Рольф, 2002.
    • ****Дилигинский Г.ГАналитическом доклад "Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России". Институт социологии Академии наук (на сайте www.fom.ru).
    • *****www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

    Роман стал первым большим успехом в творчестве Федора Михайловича Достоевского. О молодом авторе заговорили как о талантливом писателе. Произведение сначала увидели Григорович, Некрасов и Белинский и тут же признали дарование новичка. В 1846 году «Петербургский сборник» напечатал книгу «Бедные люди».

    На создание произведения о жизни городской бедноты автора вдохновил собственный жизненный опыт. Отец Достоевского работал врачом в городской больнице, а его семейство проживало во флигеле по соседству с палатами. Там маленький Федор увидел множество жизненных драм, происходящих по вине безденежья.

    В юности писатель продолжал свое изучение низших слоев петербургского общества. Он часто гулял в трущобах, видя спившихся и опустившихся жителей столицы. Также он снимал квартиру с врачом, который тоже часто рассказывал соседу о несостоятельных пациентах и их проблемах.

    Прототипами главных героев стали родственники писателя. Варвара стала литературным воплощением его сестры. С воспоминаниями Доброселовой очень схожи дневники Варвары Михайловны, где изложены ее детские впечатления. В частности, описание родной деревни героини напоминает усадьбу Достоевских в селе Даровое. Образ отца девушки и его судьба, образ няни и ее внешность тоже были взяты из жизни семьи Федора Михайловича.

    Писатель начинает работу над романом «Бедные люди» в 1844 году, когда оставляет должность чертежника и решает всерьез заняться творчеством. Однако новое дело дается с трудом и он, нуждаясь в деньгах, вынужден заняться переводом книги Бальзака «Евгения Гранде». Она вдохновила его, и молодой автор вновь берется за свое детище. Поэтому произведение, которое должно было появиться еще в октябре, было готово лишь в мае 1845 года. Достоевский за это время не раз переписывал черновики, но в итоге получилось нечто, потрясшее критиков. Григорович после первого чтения даже разбудил Некрасова ради того, чтобы возвестить ему о рождении нового таланта. Оба публициста высоко оценили дебют литератора. Роман был опубликован в «Петербургском сборнике» в 1846 году и мгновенно приковал к себе внимание публики с подачи самых авторитетных критиков того времени.

    Наряду с самобытными идеями автор использовал литературные клише своего времени. Формально это европейский социальный роман, его структуру и проблематику писатель позаимствовал у зарубежных коллег. Такую же композицию имел, например, труд Руссо «Юлия, или новая Элоиза». На произведение также повлияла мировая тенденция – переход от романтизма к реализму, поэтому книга заняла промежуточное положение между двумя направлениями, вобрав в себя признаки обоих.

    Жанр

    Жанр произведения – роман в письмах, так называемый «эпистолярный». Маленькие люди рассказывают сами о себе, о своих маленьких радостях и больших бедах, подробно о том, из чего, собственно, состоит их жизнь. Они откровенно делятся друг с другом своими переживаниями, мыслями и открытиями. Направление, которое отразилось в книге, носит название «сентиментализм». Оно и занимает промежуточное положение между романтизмом и реализмом. Его характеризуют повышенная чувствительность персонажей, акцент на эмоциях и внутреннем мире героев, идеализация деревенского образа жизни, культ естественности, искренности и простоты. Все это читатель находит в литературном дебюте Ф. М. Достоевского.

    Эпистолярный жанр позволяет раскрыть персонажа не только подробным описанием, но и через его же манеру письма. Через лексикон, грамотность, особое строение предложений и особенности выражения мыслей можно добиться того, что герой как-бы охарактеризует себя сам, причем ненавязчиво и естественно. Именно поэтому «Бедные люди» отличаются глубоким психологизмом и уникальным погружением во внутренние миры персонажей. Сам Федор Михайлович писал об этом в «Дневнике писателя»:

    Нигде не выказывая „рожи сочинителя“, передать слово самим героям

    О чем это произведение?

    Главными действующими лицами романа «Бедные люди» являются титулярный советник Макар Девушкин и бедная сирота Варенька Доброселова. Они общаются в письмах, всего было передано 54 штуки. Девушка стала жертвой насилия и теперь скрывается от обидчиков под покровительством дальнего родственника, который и сам еле сводит концы с концами. Они оба несчастны и очень бедны, но пытаются помочь друг другу, жертвуя последним. Их беды на протяжении всего повествования все больше увеличиваются, как в количественном, так и в качественном отношении, они находятся на краю пропасти, от гибели их отделяет один шаг, ведь поддержки ждать неоткуда. Но герой находит в себе силы тянуть лямку нищеты и продолжать развиваться по тем параметрам, которые задает его идеал. Девица дает ему книги и ценные рекомендации, а он отвечает ей поклонением и обожанием. Впервые у него появляется цель в жизни, и даже вкус к ней, ведь Варя занимается его воспитанием и просвещением.

    Героиня пытается заработать честным трудом (шить на дому), но ее находит Анна Федоровна, женщина, которая продала сироту похотливому дворянину. Она вновь предлагает девушке проявить благосклонность к Быкову (богатому помещику, который обесчестил Варю), хочет ее устроить. Разумеется, Макар против этого, однако сам ничего предложить не может, ведь те деньги, которые он тратит на воспитанницу, — последние, да и их не хватает. Сам он живет впроголодь, его неухоженный внешний вид создает ему проблемы на работе, а перспектив в его возрасте и положении нет никаких. От жалости к себе и ревности (к Варе приставал офицер) он начинает выпивать, за что подвергается осуждению со стороны своей Вареньки. Но происходит чудо: автор спасает героев от голодной смерти с помощью начальника Девушкина, который дает ему 100 рублей безвозмездно.

    Но это не спасает их от нравственного падения, которое описывает Достоевский. Девушка принимает ухаживание своего обидчика и соглашается на брак с ним. Ее покровитель ничего не может поделать и смиряется с судьбой. Фактически Макар Алексеевич и Варенька остаются живы, у них появляются средства, но они теряют друг друга и, наверняка, это и станет для обоих концом. Бедный чиновник живет только для сироты, она и есть смысл его жизни. Без нее он пропадет. И Варенька тоже, выйдя замуж за Быкова, погибнет.

    Главные герои и их характеристика

    Характеристики героев романа «Бедные люди» во многом похожи. И Варенька, и Макар Алексеевич добры, искренни, имеют большую открытую душу. Но они оба очень слабы перед этим миром, он их спокойно задавит самоуверенный и порочный Быков. В них нет ни хитрости, ни ловкости, чтобы выжить. Хотя одновременно два персонажа очень разные.

    1. Девушкин Макар Алексеевич - смирный, кроткий, безвольный, посредственный и даже жалкий человек. Ему 47 лет, большую часть жизни он переписывает чужие тексты, читает он зачастую поверхностную, пустую литературу, в которой нет никакого смысла, но все-таки способен оценить Пушкина, а вот Гоголь с «Шинелью» ему не нравится, так как уж слишком Акакий Акакиевич похож на него самого. Он слабый и очень зависящий от мнения окружающих человек. Таков образ Макара Девушкина, родственный и Червякову из рассказа «Смерть чиновника», и Самсону Вырину из повести «Станционный смотритель».
    2. Варенька Доброселова хотя еще очень молода, но испытала много горя, которое ее совершенно не сломило (богатый дворянин обесчестил ее, проданную родственницей в счет уплаты за содержание). Однако красивая девушка не пошла кривой дорожкой и жила честным трудом, не поддаваясь на провокации и уговоры. Героиня начитана, обладает литературным вкусом, который ей привил студент (воспитанник Быкова). Она добродетельна и трудолюбива, ведь стойко отбивает атаки своей родственницы, которая хочет устроить ее на содержание к господам. Она намного сильнее Макара Алексеевича. Варя вызывает только восхищение и уважение.
    3. Петербург — еще один главный герой романа «Бедные люди». Место, которое в произведениях Достоевского всегда отображается достаточно объемно. Петербург описан здесь как большой город, приносящий несчастье. В Варенькиных воспоминаниях деревня, где она провела свое детство, предстает ярким, прекрасным раем на земле, а город, в который привезли ее родители, принес только страдания, лишения, унижения, потери самых близких людей. Это мрачный, жестокий мир, который ломает многих.

    Тема

    1. Тема маленького человека. По названию «Бедные люди» видно, что основной темой произведения стал маленький человек. Достоевский в каждом из них находит большую личность, ведь только способность к любви и доброта характеризуют живую душу. Автор описывает хороших и порядочных людей, которых задавила нищета. Вокруг них царит произвол и орудует несправедливость, но в этих жалких и незначительных обитателях Петербурга все еще теплилась надежда на лучшее и вера друг в друга. Они – обладатели истинной добродетели, хоть их нравственного величия никто и не замечает. Они живут не напоказ, их скромный труд посвящен лишь бескорыстному желанию помочь другому человеку. И многочисленные лишения Девушкина, и самопожертвование Вари в финале говорят о том, что эти личности потому только и малы, что себя не ценят. Писатель идеализирует их и возносит им хвалу, следуя традиции сентименталистов вроде Карамзина.
    2. Тема любви. Ради этого светлого чувства герои идут на самопожертвование. Макар отрекается от забот о себе, все средства он тратит на свою воспитанницу. Все его мысли посвящены ей одной, больше его ничего не беспокоит. Варя в финале решает отплатить своему опекуну и выходит за Быкова по расчету, лишь бы больше не обременять Девушкина своим существованием. Она понимает, что он никогда сам не оставит ее. Эта опека ему не по карману, она уничтожает его и доводит до нищеты, поэтому героиня попирает свою гордость и вступает в брак. Это и есть настоящая любовь, когда люди готовы на все ради избранника.
    3. Противопоставление города и деревни. В романе «Бедные люди» автор намеренно сталкивает равнодушие и серость Петербурга и яркие краски добродушной деревни, где жители всегда помогают друг другу. Столица перемалывает и пропускает через себя души, делая из горожан алчных, порочных и безразличных ко всему обладателей чинов и званий. Они злятся от тесноты и суеты вокруг, жизнь человека для них ничто. Село, напротив, обладает целебным воздействием на личность, ведь деревенские жители спокойнее и доброжелательнее по отношению друг к другу. Им нечего делить, они с радостью примут чужую беду за свою и помогут решить проблему. Этот конфликт так же характерен для сентиментализма.
    4. Тема искусства. Достоевский устами своей героини говорит о разграничении литературы на качественную и некачественную. К первой он относит сочинения Пушкина и Гоголя, ко второй бульварные романы, где авторы делают акцент только на сюжетной стороне произведения.
    5. Тема родительской любви. Писатель изображает яркий эпизод, где отец плетется за гробом сына и роняет его книги. Эта трогательная сцена поражает своей трагичностью. Также Варенька трогательно описывает своих родных, которые очень много для нее сделали.
    6. Милосердие. Начальник Девушкина видит удручающее положение его дел и помогает ему финансово. Этот ничего не значащий для него дар спасает человека от голодной смерти.

    Проблематика

    1. Нищета. Даже работающий человек в Петербурге того времени не может позволить себе есть досыта и покупать одежду. О девушке, которая не может обеспечить себя честным и упорным трудом, и говорить нечего. То есть, даже трудящиеся и добросовестные работники не могут себя прокормить и заработать на сносные условия жизни. Из-за своей финансовой несостоятельности они находятся в рабском подчинении от обстоятельств: их одолевают долги, домогательства, оскорбления и унижение. Писатель безжалостно критикует сложившуюся систему, изображая богатых людей равнодушными, жадными и злыми. Они не только не помогают другим, но и еще больше втаптывают их в грязь. Это не стоит труда, ведь нищий в царской России лишен права на правосудие и уважительное отношение. Его либо используют, как Варвару, либо ни во что не ставят, как Макара. В таких реалиях бедняки и сами теряют себе цену, продавая достоинство, гордость и честь за кусок хлеба.
    2. Произвол и несправедливость. Помещик Быков обесчестил Варю, но ему за это ничего не было, и быть не могло. Он – богач, и правосудие работает на него, а не на простых смертных. Проблема несправедливости особенно остро стоит в произведении «Бедные люди», ведь главные герои оттого и бедные, что их самих в грош не ставят. Макару платят так мало, что это даже прожиточным минимумом не назовешь, Варин труд тоже ужасно дёшев. Зато дворяне живут в роскоши, праздности и довольстве, пока те, благодаря кому это возможно, изнывают в бедности и невежестве.
    3. Равнодушие. В городе все остаются безразличными друг к другу, никого не удивишь чужой бедой, когда они повсюду. Например, судьба Вари волновала только Макара, хотя сирота жила у родственницы Анны Федоровны. Женщина была до того испорчена жадностью и алчностью, что продала беззащитную девушку на потеху Быкову. Далее она не угомонилась и дала адрес жертвы другим своим приятелям, чтобы они тоже попытали счастье. Когда такие нравы царят в пределах семьи, о взаимоотношениях чужих людей нечего и говорить.
    4. Пьянство. Девушкин запивает свое горе, другого решения вопроса у него нет. От пагубной привычки его не уберегают даже чувства любви и вины. Однако Достоевский в «Бедных людях» не спешит валить всю ответственность на своего несчастного героя. Он показывает безысходность и отчаяние Макара, как и его безволие. Когда человека втаптывают в грязь, он, не будучи сильным и стойким, сливается с нею, становится низким и противным самому себе. Персонаж не выдержал давления обстоятельств и нашел утешение в алкоголе, ведь больше негде. Последний удел русского бедняка автор описал в красках, чтобы показать масштаб проблемы. Как видно, чиновнику платят ровно столько, чтобы хватило на забытье в стеклянном стакане. Кстати тот же недуг поразил отца студента Покровского, который тоже когда-то работал, но спился и опустился на самое дно общественной иерархии.
    5. Одиночество. Герои романа «Бедные люди» ужасно одиноки и от этого, возможно, порочны и озлобленны. Трагически сломлен даже Быков, который понимает, что ему даже наследства некому оставить: вокруг одни охотники за чужим добром, которые только и ждут его кончины. От осознания своего положения он женится на Варе, не скрывая, что просто хочет обзавестись потомством, семьей. Ему, как ни странно, не хватает искреннего участия и тепла. В простой деревенской девушке он увидел естественность и честность, значит, она не оставит его в трудную минуту.
    6. Антисанитария и отсутствие медицинского обслуживания для бедных. Автор затрагивает не только философские и социологические проблемы, но и самые обыкновенные, житейские, касающиеся быта и жизни людей того времени. В частности, от чахотки умирает студент Покровский, совсем еще молодой человек, которому в силу безденежья никто не помог. Эта болезнь бедных (она развивается от недоедания и плохих условий жизни) очень широко распространилась в Петербурге того времени.

    Смысл произведения

    Книга наполнена остросоциальным смыслом, который проливает свет на критическое отношение автора к действительности. Он возмущен нищетой и бесправностью жителей «углов» и вседозволенностью высших чиновников и дворян. Оппозиционный настрой произведению придают не лозунги или призывы, а сюжет, который при всей своей обыденности потряс читателя описаниями и деталями жизни несчастных персонажей. К финалу становилось понятно, что несчастны они не личной драмой, а в силу несправедливости государственного строя. Но главная мысль романа «Бедные люди» выше политики. Она заключается в том, что и в таких бесчеловечных и жестоких реалиях нужно найти в себе силы любить искренно и беззаветно. Это чувство возвышает над враждебной действительностью даже маленького человека.

    Кроме того, эта история хоть и заканчивается, на первый взгляд, не очень хорошо, имеет неоднозначный финал. Быков все-таки раскаивается в содеянном. Он понимает, что умрет в одиночестве в окружении лицемерных врагов, если не обзаведется семьей. Им движет желание приобрести прямого наследника. Однако почему же его выбор пал на Вареньку – бесприданницу и сироту? Он мог бы рассчитывать на более выгодную невесту. Но все же он решает загладить старый грех и узаконить положение своей жертвы, ведь видит в ней все те добродетели, которые необходимы для создания семьи. Она-то точно не предаст и не обманет. В этом прозрении и есть основная идея романа «Бедные люди» — маленькие люди иногда оказываются большими сокровищами, которые необходимо разглядеть и уберечь. Они должны быть оценены по достоинству, а не сломлены и перемолоты в жерновах испытаний.

    Концовка

    «Бедные люди» заканчиваются неоднозначным событием. После неожиданного спасения Макар воспарил духом и отогнал «либеральные мысли». Теперь он надеется на светлое будущее и верит в свои силы. Однако в это же время Варю находит Быков. Он делает ей предложение руки и сердца. Он хочет завести своих детей, чтобы они унаследовали его имущество, на которое посягает негодный племянник. Жених требует немедленного ответа, иначе предложение перейдет к московской купчихе. Девушка колеблется, но со временем соглашается, ведь только помещик может вернуть ей честное имя и утраченное достоинство, узаконив отношения. Девушкин в отчаянии, но ничего не может изменить. От горя герой даже заболевает, но все равно мужественно и смиренно помогает воспитаннице хлопотать по поводу свадьбы.

    Конец романа Достоевского «Бедные люди» — день бракосочетания. Варя пишет другу прощальное письмо, где сетует на его беспомощность и одиночество. Он же отвечает, что все это время жил только ради нее, а теперь ему незачем «работать, бумаги писать, ходить, гулять». Макар недоумевает, «по какому праву» разрушают «жизнь человеческую»?

    Чему учит?

    Достоевский дает нравственные уроки читателю в каждом своем произведении. Например, в «Бедных людях» автор раскрывает сущность невзрачных и жалких героев в самом выгодном свете и словно предлагает нам оценить, как мы ошиблись бы в этом человеке, сделав выводы о нем по внешнему виду. Недалекий и безвольный Макар способен на подвиг самоотречения ради бескорыстного чувства к Варе, а окружающие коллеги и соседи видят в нем лишь неопрятного и нелепого клоуна. Для всех он только посмешище: на нем срывают злобу и оттачивают языки. Однако он не ожесточился от ударов судьбы и все еще способен выручить любого нуждающегося, отдав последнее. К примеру, он отдает все свои деньги Горшкову только потому, что тому нечем кормить семью. Таким образом, писатель учит нас не судить по обертке, а глубже узнавать того, о ком идет речь, ведь он может быть достоин уважения и поддержки, а не зубоскальства. Так делает единственный положительный образ из высшего общества – начальник Девушкина, который дает ему деньги, спасая от нищеты.

    Добродетель и искренне желание помочь служат героям верой и правдой, позволяя им вместе преодолевать все сложности жизни и оставаться при этом честными людьми. Любовь направляет их и подпитывает, давая силы бороться с проблемами. Тому же благородству души учит нас автор. Надо сохранить чистоту помыслов, жар сердца и моральные принципы, несмотря ни на что, и щедро одаривать ими тех, кто нуждается в поддержке. В этом и заключается богатство, которое возвышает и облагораживает даже бедняков.

    Критика

    Либеральные рецензенты восторженно отнеслись к новому дарованию на литературном горизонте. Сам Белинский (самый авторитетный критик того времени) прочитал рукопись «Бедных людей» еще до опубликования и пришел в восторг. Он вместе с Некрасовым и Григоровичем подогрел интерес публики к выходу романа и окрестил никому не известного Достоевского «Новым Гоголем». Об этом писатель упоминает в письме к брату Михаилу (16 ноября 1845 года):

    Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное…

    В своей подробной рецензии Белинский пишет о феноменальном даре литератора, дебют которого столь хорош. Однако не все разделяли его восхищение. Например, редактор «Северной пчелы» и консерватор Фаддей Булгарин отрицательно высказался о произведении «Бедные люди», затронув всю либеральную печать. Именно его авторству принадлежит термин «натуральная школа». Он применил его, как ругательство по отношению ко всем романам такого толка. Его атаку продолжил Леопольд Брант, заявивший, что сам Достоевский пишет неплохо, а неудачное начало его карьеры обусловлено излишним влиянием сотрудников конкурирующего издания. Таким образом, книга стала поводом для битвы двух идеологий: прогрессивной и реакционной.

    Из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое — пишет критик Брант.

    Рецензент Петр Плетнев положительно выделил лишь дневник Вари, а остальное он назвал вялым подражанием Гоголю. Степан Шевырёв (публицист из журнала «Москвитянин») считал, что автор слишком уж увлекся филантропическими идеями и забыл о придании произведению необходимой художественности и красоты слога. Впрочем, он отметил несколько удачных эпизодов, например, знакомство со студентом Покровским и его отцом. С его оценкой был согласен и цензор Александр Никитенко, который высоко ставил глубокий психологический анализ характеров, но сетовал на растянутость текста.

    Религиозную мораль произведения критиковал Аполлон Григорьев в «Финском Вестнике», подмечая «ложную сентиментальность» повествования. Он считал, что автор воспел мелочную личность, а не идеалы христианской любви. С ним полемизировал неизвестный рецензент в журнале «Русский инвалид». Он говорил об исключительной достоверности описанных событий, о том, что негодование писателя благородно и полностью соответствует интересам народа.

    Наконец, книгу прочитал сам Гоголь, с которым Достоевского очень часто сравнивали. Он высоко оценил работу, но, тем не менее, мягко пожурил начинающего коллегу:

    В авторе „Бедных людей“ виден талант, выбор предметов говорит в пользу его качеств душевных, но видно также, что он ещё молод. Много ещё говорливости и мало сосредоточенности в себе: всё бы оказалось гораздо живей и сильней, если бы было более сжато.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Нам часто кажется, что разница между богатыми и бедными состоит в наличии или отсутствии денежных средств. Но мышление это слишком примитивное и стереотипное. В самом же деле, разница между имущими и неимущими заключается в более фундаментальных и сложных вещах.

    Например, в привычках, в типах мышления, в способности думать, действовать и совершать поступки. В способности рисковать, обучаться, и преодолеть препятствия. О некоторых важных вещах, отличающих богатых и бедных людей, вы узнаете, прочитав эту статью.


    Отношение к материальным ценностям наглядно демонстрирует различие между мышлением богатых и бедных людей. Если у бедного человека появляется большая сумма денег, он тут же тратит ее на дорогие покупки: на электронику, авто, аксессуары, одежду, ювелирные изделия и т.д.

    Он покупает вещи, которые должны сделать его богатым в глазах окружающих, он создает кажущуюся роскошь, которая ассоциируется с богатством в его подсознании. Часто мы встречаем людей, которые тратят большие деньги на вещи, которые совсем не нужны им, поддаваясь минутному эмоциональному порыву или уловкам маркетологов.

    Экономия ­ мать богатства. Ярким доказательством истины, заключенной в этой пословице является жизненная позиция известнейшего инвестора-миллиардера Уоррена Баффета. Не смотря на то, что за обед с этим человеком предприниматели платят несколько миллионов долларов в час, и доходы от инвестиций Уоррена достигают колоссальных масштабов, он до сих пор продолжает жить в своем старом, уютном домике за 31 000 $, ездит на старой машине и содержит неприметный офис с небольшим штатом сотрудников.

    Как видите, отношение к материальным ценностям у разных типов людей совсем разное. Богатые видят в них только вещи, и несколько раз обдумывают необходимость той или иной покупки. Бедные же покупают все, что считают нужным и сознают свой образ «богатого» человека напоказ.

    Забота о своих финансах

    Как не странно, но богатые люди умеют управлять своим финансовым положением. Иными словами, они делают все возможное, чтобы, как минимум, сохранить и защитить свои финансовые активы, и, как максимум,­чтобы их преумножить. Этот навык приобретается в процессе обучения и саморазвития, и он очень важен в любом роде деятельности.

    Без такого навыка, даже получив большое наследство или выиграв джек-пот в лотерею, человек может за несколько лет загнать себя обратно в категорию бедных. Ибо заставить свои деньги работать на себя и преумножаться ­ это не ценный и сложный навык, да и не каждый стремится им обладать.

    Отношение к переменам

    Богатый человек всегда ожидает перемен. Он всегда ждет положительных изменений в своей жизни. Он стремится добиться своей цели и воспринимает всякие события как проблемы на пути к ней или как помощь в ее достижении. Бедный же человек очень часто боится перемен, он боится что-то менять, боится сделать ошибку или потерять деньги.

    Позитивное мышление богатого человека притягивает к нему удачу и хороших людей. Он все время ждет, что изменчивый мир вот-вот подкинет ему новую возможность что-то поменять в лучшую сторону. А негативное мышление бедняка только отпугивает всякую возможность улучшить свое благосостояние и приводит к ухудшению не только материального положения, но и морального.

    Бедный человек думает, что в скором поезде под названием «моя жизнь» он всего лишь пассажир, и от него ничего не зависит. Богатый же всегда считает себя машинистом и может свернуть в любую сторону в любой момент времени.

    Обучение и саморазвитие

    Богатый человек всегда вкладывает время и средства в свое образование. Он посещает тренинги личностного роста, изучает рынки, ищет новые возможности, связи, инструменты и методы инвестирования. Вместо того чтобы все время жаловаться на жизнь, следить за ростом цен и уровня инфляции, богатый человек занимается самосовершенствованием, тренирует свой мозг, повышает навыки и умения.

    Исходя из столь разного образа жизни и взглядов на вещи, у богатых и бедных людей формируются привычки, которые во многом предопределяют их жизнь в будущем. Аналитик из США, Томас Карли посвятил привычкам богатых и бедных людей целое исследование. Ниже будут приведены некоторые факты, выявленные в его работах.

    В эпоху Интернета, когда существует множество бесплатных курсов, тренингов, хороших книг по инвестированию и финансовому планированию говорить о том, что кто-то не может себе позволить хорошее образование ­ просто абсурдно. Информация о том, как быть богатым и финансово независимым есть, и она доступна всем. Только нужно ее найти, изучить, а потом применить полученные знания в реальной жизни.

    Если кто-то думает что он уже слишком стар для того чтобы учиться, пусть прочтет для мотивации несколько историй успеха таких людей как полковник Дэвид Сандерс, который основал сеть ресторанов быстрого питания KentuckyFriedChicken в 62 года да еще и во время Великой Депрессии.

    Вывод: почему кто-то богат, а я нет?

    Когда мы видим богатого человека, часто думаем что, наверняка, он получил свое богатство в наследство, а сам ничего не сделал в жизни. Но статистика журнала Forbes говорит об обратном,­ 80% из миллионеров из списка самых богатых людей мира заработали свое состояние самостоятельно.

    Как видите, никакого секрета богатства не существует. Все отличия богатого и бедного заключаются в мышлении, в образовании и силе воли.

    Если хотите быть свободным и независимым ­ развивайтесь. Ваша смекалка и стремление изменить свою жизнь, в конце концов, сделают вас богатыми. Изучайте рынки, инвестируйте свои сбережения с умом.

    Попробуйте применить в жизни простую истину, написанную в книге Роберта Кийосаки: «Если хочешь что-то получить, сначала нужно это отдать!»

    Большинство людей бедные не из-за того что у них написано это на роду, а из-за психологической предрасположенности к бедноте, от образа мыслей. Можно работать по 14 часов в сутки, но зарабатывать "копейки". В нашей статье мы рассмотрим 9 причин бедности, которые мешают многим людям быть богатыми.

    1. Жалость и сожаление к себе
    Бедный человек имеет свойство искать причины для того, чтобы не быть богатым.

    Во-первых, такой человек из чувства жалости к себе может сетовать на судьбу, которая обошла его стороной.

    Во-вторых, он сожалеет о том, что не родился сильным мужчиной, который в жизни всего может добиться с легкостью и без проблем.

    В-третьих, человек не доволен своим внешним видом или фигурой, которая мешает ему без проблем продвинуться по служебной лестнице.

    В-четвертых, он недоволен своей национальностью, цветом кожи, отношением к религии.

    Молодые бедняки сетуют на свою неопытность, а старые жалеют о старости. И эти сожаления, и неудовлетворенность у бедных людей проявляются бесконечно. Постоянно жалеть себя или сожалеть о чем-то дает такому человеку тяжелую преграду в виде якоря на пути развития его личности, успешного продвижения по жизни и обречет его на вечную бедность. Жалость к себе и недовольство собой не помогут бедняку найти высокооплачиваемую работу и приобрести статус преуспевающего человека.

    2. Хроническая жадность
    У жадного человека утеряно чувство собственного достоинства. У него развито и глубоко засело стремление экономить, меньше тратить, во всем искать для себя выгоду, никому не делать подарки и подаяния. Такой жадный человек может иметь большие денежные средства и свою фирму, но заставлять сотрудников работать максимальное количество часов в день за меньшую заработную плату - это его принцип. Экономный и жадный человек - это две большие разницы в типе характера. Жадный теряет репутацию у окружающих его людей, не пользуется их поддержкой и одобрением. В итоге он умирает в одиночестве и в нищете, забытый всеми, но с состоянием.

    3. Бедный человек занимается делами, которые он ненавидит
    Он вынужден это делать, так как от этого зависит его благосостояние. Этот человек готов получать маленькую зарплату, выдерживать унижения со стороны руководства и тем самым программирует себя на бедность. Спасти себя от такой ситуации можно одним способом – заниматься любимой работой или делом и при этом испытывать удовлетворение собой и своим занятием. Только так вы сможете добиться успеха, достатка и благосостояния.

    4. Богатый и бедный человек измеряют успешность по-разному
    Бедный считает, что полное счастье можно испытать при наличии кругленькой суммы. Если ее нет, то он берет кредит в банке. На какое-то время он ощущает удовлетворенность, имеет возможность купить для себя какую-то новую вещь и так далее. Но деньги всегда заканчиваются, и опять наступает то же чувство несчастья, потому что нет денег. Успешный человек думает совершенно иначе. Он возьмет кредит для развития своего бизнеса, а не для покупки дорогой машины или мебели. А бедный человек так и не поймет, в чем разница между полезным кредитом и тем, который влечет его в долговую яму.

    5. «Хочу всего много и сразу»
    Это выражение используют чаще всего бедные люди. Если человек работает в крупной развивающейся компании и имеет достаточную, но не высокую зарплату, то у него есть шанс быть состоятельным в будущем, а не сегодня. Ему следует только подождать некоторое время, за которое он должен усовершенствовать свое мастерство и умение. Но люди, запрограммированные на бедность, стараются довольствоваться случайными заработками здесь и сейчас и не задумываются о том, что должно быть завтра.

    6. Жалобы на жизнь и судьбу
    Нытье и недовольство жизнью, работой, семьей, детьми и, наконец, судьбой изначально сопутствует неудачникам. Но если такой человек сменит этот имидж на креативность, то все дела пойдут по другому направлению. Для этого нужно активно бороться с пороками общества, принимать участие в благотворительных акциях, жить проблемами коллектива, друзей и семьи.

    7. Привычка сравнивать других с собой
    Бедные несчастные люди болезненно реагируют на успехи других. Но всегда нужно помнить, что никто не может прожить жизнь так же, как вы. У каждого человека своя уникальная жизнь. Не стоит чужую сравнивать со своей жизнью. Уж больно неблагодарное это занятие.

    8. Истинное богатство – это умение привлекать его к себе
    Богатый человек не измеряет свой успех и достаток деньгами. Для него важнее средства, которые могут помочь ему расширить свой бизнес, сделать его более успешным и нужным. Как правило, очень богатые люди принимают участие в благотворительности, являются спонсорами. Они не жалеют денег на благие дела, так как уверены в том, что заработают еще больше, чем они отдали. Это очень сильное и верное направление в сознании успешных и состоятельных людей.

    9. Уйти в «никуда» и остаться ни с чем
    Те люди, которых раздражают постоянные финансовые проблемы родственников, друзей, близких, всегда стараются удалиться подальше и не участвовать в этих проблемах и их решениях. Они обречены на одиночество, тоску и неудовлетворенность своей судьбой. Каждый человек должен помнить, что в одиночку нельзя быть успешным и сильным. Кто как не друзья, близкие и родные выручат вас в трудную минуту, помогут вам пережить минуты радости и разочарований? Успешным человек может стать только с помощью моральной и материальной поддержки близких ему по духу людей. Один в поле не воин.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: