Консультации про гжель для родителей. Консультация для воспитателей: "Старинный русский промысел - гжель". Народная роспись - Гжель

Старинный русский промысел - Гжель.

Маленькая деревенька Гжель впервые была упомянута 650 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Позднее гжелью стала называться большая территория двух бывших уездов Московской губернии: Бронницкого и Богородского. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественных глин, что способствовало развитию здесь гончарных промыслов. Отсюда по стране развозились черепица, кирпич, гончарная посуда, игрушки. Благодаря уникальности глин Гжель входила в число дворцовых земель.

В 1724 году решением Мануфактурной коллегии было предложено предприимчивым людям открывать фабрики по производству <табачных трубок> и посуды, на что будут даны <Его императорского величества привилегии>. В этом же году в Москве, в районе Таганки, купец Афанасий Гребенщиков открывает первый русский майоликовый завод. С его возникновением связано появление в Гжели производство прославившей ее майолики.

Талантливые народные мастера усовершенствовали технику майолики.

Им удалось получить теплый, желтоватый оттенок эмали (московские изделия имели белую с холодным серым отливом эмаль). У Гребенщикова на изготовление посуды большое влияние оказывали привозные иностранные образцы. Блюда и супницы были крупной формы с мелкой графической росписью, исполненной двумя красками.

На фоне этих вещей особенно отчетливо виден национальный характер гжельской майолики того времени, при создании которой творчески перерабатывалось все ранее увиденное в соответствии с народными традициями и собственным вкусом гончара. Особенно любопытны в этом плане квасники. Отдельные человеческие фигурки и жанровые сцены на плечиках квасников располагались в разных композициях, что всякий раз обогащало силуэт предмета.

Роспись гжельской майолики выполнялась, как правило, четырьмя красками: желтой, зеленой, синей и черно-фиолетовой. В сочетании с теплым оттенком белой эмали создавалось удивительное тоновое равновесие. Известна трудность техники росписи по сырой эмали: требуется быстрое без поправок нанесение красок, т.е. смелый и точный мазок, обостренное чувство композиции, линии и цвете. Всем этим обладали талантливые народные мастера.

Во второй половине XVIII века почти все тридцать деревень (гжельских) освоили производство майолики. Она очень популярна; ее ассортимент разнообразен: квасники, кувшины, кружки, супницы, соусники, блюда, тарелки, игрушки. В период развития наивысшего производства майолики (1750-1770 г.г.) квасники часто служат в качестве дорогих подарков. Их ценят, тщательно хранят.

В 1790-е годы гжельскую майолику теснит на русском рынке привозной английский фаянс. Он более прочен, легок, и пышно украшен печатным декором. В сохранившихся гжельских вещах этого периода чувствуется, как бы некоторая растерянность. Однако предприимчивость и смекалка помогают народным мастерам с честью выйти из затруднительного положения. Они начинают активные поиски нужного материала, всеми правдами и неправдами узнают технологию, и в начале XIX в. в Гжели появляется полуфаянс (майолика к тому времени находит сбыт только в деревне). Полуфаянсовая посуда имеет светлый черепок, более легкий и прозрачный и монохромную подглазурную роспись кобальтом или подглазурную ангобную роспись. Последняя еще отчасти сохраняет цвета, но ее технология исключает ликующее многоцветье и чистоту тонов, как при росписи по сырой эмали. В полуфаянсе гжели еще долго будут проглядывать знакомые черты майолик XVIII века: свободная кистевая сюжетная роспись, скульптурное украшение сосудов.

В начале XIX века в Гжели появляются фарфоровые производства. Одним из первых заводчиков стал, тогда еще бесфамильный оборотистый купец Гжельской волости по имени Яков - основатель будущей династии Кузнецовых. 1830 - 1840 г.г. считают наивысшим расцветом производства Гжели. К этому времени здесь было свыше 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи. Производились все виды сервизной и штучной посуды, многочисленные бытовые предметы: чернильницы, флаконы, масленки, перечницы, пасхальные яйца и многое другое.

Фарфор Гжели чрезвычайно многообразен, в нем отразились все стили и смены вкусов XIX века, в его производстве использованы все виды и способы декора. Но неизменно в нем одно - народный характер, т.к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

В конце XIX века фарфоровое производство переживает глубокий кризис: закрываются заводы, разбредаются в поисках работы по стране мастера - гончары, утрачиваются традиции. Продукция начала XX века не представляет какой-либо художественной ценности. Это фарфоровая мелочь в виде дешевых, рассчитанных на непритязательный вкус статуэток, игрушек и т.д. в псевдорусском стиле. После империалистической и гражданской войн, из - за трудностей первых послереволюционных лет керамическое производство Гжели замерло: не было сырья, красок, топлива для обжига. Только в конце 20-х годов стали появляться в некоторых деревнях первые кооперативные артели. В 1936 году созданная артель <Художественная керамика> объединила высококвалифицированных мастеров и несколько профессиональных художников. В первое время они специализировались на выпуске декоративного фарфора: многоцветных с прорисовкой золотом скульптур <персов> и <персиянок>, <русских богатырей>. На некоторых вещах стоит клеймо <сделано в России> - Гжель искала выход на зарубежный рынок. Промысел постепенно оживал, но о его возрождении говорить пока не приходится.. Процесс этот начался несколько позже, когда с артелью Художественная керамика> в Туригине начинает сотрудничать Институт художественной промышленности и ставится задача развития в работах современных мастеров лучших художественных традиций гжельской керамики XVIII - XIX веков. Художница Н.Бессарабова и в качестве консультанта крупнейший специалист по русской керамике и фарфору А.Салтыков, за несколько лет они проделали огромную экспериментально­творческую работу. Результатом ее явилось создание современного декоративного гжельского фарфора с орнаментальной подглазурной росписью кобальтом, а также росписью золотом по синему фону.

В первых вещах того времени отчетливо видна попытка возродить утраченную к концу XIX века технику свободной кистевой росписи, осмыслить и переработать традиционные посудные формы. Возвращается плоскостной растительный орнамент, характерный для стилистически сложившихся образцов гжельского полуфаянса XIX века.

Н.Бессарабова работала в артели с 1945 - по 1955 годы. Создавая новые образцы, она в то же время обучала технике кистевой подглазурной росписи мастериц живописного цеха.

С 1947 г. обновленный гжельский фарфор стал непременным участником всех выставок современного декоративно-прикладного искусства.

Консультация для воспитателей «Бело-синее чудо» (Гжель)

Полуянова Н.А., воспитатель МБДОУ №54 «Искорка» г.Набережные Челны

В 60 километрах от Москвы расположена деревня, давшая имя знаменитому на весь мир фарфоровому производственному объединению «Гжель».

Гжель, так мы теперь называем изделия, сделанные на заводах объединения, прочно вошла в нашу жизнь и покорила нас. Но прошло много лет, прежде чем Гжель стала такой, какой мы полюбили ее.

Давным-давно, еще в XIV веке, на гжельской земле (бывшие Бронницкий и Богородицкий уезды) была найдена особая глина, пригодная для изготовления керамических изделий.

Гораздо позже, в XVIII веке, в России появились первые керамические фабрики, на которых делали разнообразную посуду, кувшины для кваса, декоративные настенные тарелки, маленькую скульптуру (фигурки людей и животных) . Старые мастера любили расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами, сценками из жизни людей, а некоторые вещи украшать скульптурой. В те времена посуду и скульптуру раскрашивали желтой, зеленой, коричневой, синей да вишневой красками. И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей Руси. И гжельскую посуду стали называть «лучше. Их всех делаемых в России сего рода посуд».

Работы старых мастеров сохранились и дошли до наших дней. Теперь их можно увидеть только в музеях.

Но наш рассказ о сегодняшней Гжели, которая явилась к нам в новом, бело-синем наряде. Много талантливых художников работают здесь, среди них: Л. П. Азарова, Т. С. Дунашова, Н. Б. Квитницкая, 3. В. Окулова, В.Г. Розанов. У каждого свой почерк, своя манера. Казалось бы, все делают масленки, чашки, кувшины, но получаются вещи совсем разные, непохожие друг на друга.

Бережно относятся к наследию прошлого современные художники. У старых мастеров они переняли роспись широкими мазками, научились заполнять всю поверхность кружки или вазы цветами, птицами, сценками. Вот почему сегодняшняя Гжель несет в себе национальные черты, в ней проглядывается ярко выраженный самобытный, народный характер.

Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Задумал художник создать чашку. Какой может быть она? Невысокой и круглой. Прямой, как стакан. Похожей на бочонок. И ручки для чашек придумал удобные: фигурные, затейливые. Но главное – роспись. Придумал и все нарисовал на бумаге. Красиво получилось!

Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все видели, как она будет выглядеть Вот теперь ее можно отправлять на завод. Здесь одни мастера делают по образцу художника форму чашки, другие - расписывают ее, третьи - отправляют в специальную печь для обжига. И лишь тогда чашка готова.

Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы – в цвете, бело-синем. Говорят, что небо гжельское, как нигде в России, синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия.

По белому фону тарелки или подсвечника рука художника ведет кисточку с синей краской кобальтом. Сначала весь рисунок кажется блеклым, бесцветным. Но после обжига все, что кисть нарисовала, становится синим: и цветы, и люди, и птицы, и трава... Там, где художник нажимали на кисточку сильнее, цвет получился темно-синий, а где слабее - светло-голубой.

Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который называют «гжельская роза» Вроде везде роза одна и та же, и все-таки каждый раз другая. Есть крупные и маленькие, разбросанные по поверхности чашки или масленки. То мы видим букет из нескольких роз, то лишь лепестки.

Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки, даже шахматы и часы. И все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.

Кружки, как правило, все необычной, причудливой формы, с крышками, украшенными фигурками, и без крышек, с витиеватыми ручками. И расписаны интересно. То по ним шагает сказочная птица, то изображен гжельской заводик.

А чайник! Можно только удивляться богатой фантазии художников. Какой чайник лучше, сказать трудно. Глаза разбегаются. Нельзя пройти мимо семейства пузатых чайников: мал мала меньше. С удивлением смотришь на другой чайник, состоящий как бы из двух. Его раздало от важности. Как просто, но в то же самое время красиво они расписаны! И уж обязательно на каждом из них есть цветок.

На одном чайнике изображена сценка «Чаепитие». С одной стороны нарисована женщина, ставящая самовар, с другой – женщина за столом перед самоваром пьет чай. А у ее ног сидит кошка. Как узнать, где сделан этот чайник? Если внимательно посмотреть на него, то можно увидеть гжельскую розу на платке женщины.

Лепестки розы обрамляют верхнюю часть чайника, да и на крышке они хорошо видны.

Любят художники давать своим произведениям яркие и образные названия. Масленка «Рыба-кит» не оставит равнодушным никого. Кит как будто плывет по волнам, которые напоминают лепестки цветка. Глаза кита настоящие розы. А на его спине художница Л. П. Азарова вылепила сказку (город с башенками и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка) .

Другая масленка носит название «Колокол». Ее крышка напоминает колокольчик, на самом верху которого сидит птичка. Кажется, приподнимаешь крышку - птичка улетит и раздастся мелодичный звон. Маслёнка «Лужок» разукрашена травкой и цветами.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, можно подолгу рассматривать, и о каждой можно сочинить сказку или рассказ. А уж про маленькую скульптуру и говорить нечего. Например, о том, как в зимний, морозный солнечный день молодая семья на санях поехала в гости. Резво бежит голубая лошадка. Радостно и молодцу, который управляет ею. Или про льва: такой важный и довольный собой. Настоящий царь зверей. А посмотришь на него внимательно - и смешно делается.

Ведь грива то его просто роза! Иногда художники, как бы иллюстрируют сказки скульптурами. Увидев терем-теремок, лисичку, петушка или доктора Айболита в окружении зверей, мы невольно вспоминаем известные сказки.

Приятно пить чай из гжельской чашки. Красиво смотрятся цветы в гжельской вазе. Бело - синее фарфоровое чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов.

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Уважаемые родители

расскажите детям

Всего в 60 км к юго
-
востоку от Москвы
есть уникальное место с кратким названием,
известным каждому
-

Гжель. Исторически под
этим названием подразумевается не город, не
деревня (хотя деревня с таким названием тоже

имеется), а регион, издавна славившийся
залежами высококачественной глины. Район
Гжели включа
л в себя 30 сел и деревень,
объединённых одним названием «Гжельский
куст».

Почти СЕМЬ веков здесь трудятся мастера и ремесленники. Традиции
промысла, переходящие

из поколения в поколение, талант мастеров, приносивших в
каждую эпоху что
-
то новое, создали бренд под названием «Гжель», который сейчас
известен во всем мире.

Продукцией гончаров в
старину

была глиняная посуда. На
зывали её ещё
«чёрной». Но в XVII веке
был налажен выпуск
«муравленой», политой глазурью посуды, придававшей
изделию прозрачный цвет, а наличие специальных
добавок позволяло получить зелёные и коричневые тона.
В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый
материал и новую технологию. Тепе
рь они выпускали
полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес
представляли изделия, расписанные в синий цвет.

Чтобы как
-
то связать название местности с её основным
ремеслом, появилась версия:

если посуду обжинают, «жгут», то и
всё её производство названо «гжелью», которое со временем было
превращено в «гжель».

Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта,
из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из

глины. Мир
гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях,
семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк,
несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и
подчас наивна, но об
язательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску

кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели
сини
й

цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут
узоры по поверхности изде
лия, а затем его покрывают
глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в
орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки
ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они
одного цвета. Но после печи узор приобретает множество
оттенков и тонов,
придавая своеобразие изделиям.

В 1972 году было создано объединение «Гжель» на основе шести маленьких
производств. Разрабатывались новые образцы и новые формы. Живопись становилась
богаче. «Гжель»

(
gzhel.ru
)

название современной фирмы, производящей уни
кальный
фарфор с кистевой росписью кобальтом. В «Гжели» работают
высококвалифицированные и одарённые художники. Мастера расписывают каждое
изделие только вручную. Процесс обучения художников занимает до двух лет. В
Гжели существует преемственность в обучен
ии промыслу: от
детского сада до Гжельского художественного Колледжа. Гжель
сегодня

это не только красивая бело
-
синяя посуда, но и камины,
люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера.
Гжель

это многовековая традиция, любимая и по сей д
ень.

БОРДЮРЫ СЕТОЧКИ

МАЗКОВАЯ ЖИВОПИСЬ С ТЕНЬЮ

ЭЛЕМЕНТ «КАПЕЛЬКА» В РОСПИСИ

ГЖЕЛЬСКАЯ РОЗА

ГЖЕЛЬСКАЯ ПТИЦА

Уважаемые родители

почитай
те детям

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо
-
Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам г
жель приходит снежной

сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине
-
голубым.

Светлана Ледкова

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!


Приложенные файлы

Елена Смирнова
Консультация для родителей «Народные промыслы»

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей . А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами , мы постараемся освежить их знания о народно -прикладном искусстве.

Богато искусство современных русских народных промыслов . А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа . В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов . Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства . Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в . Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство . Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки , узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители почерпнут из книг , рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров . Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку : " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "

Можно загадать ребенку загадку :

"Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют… .(хохломой) .

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки : " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так :

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю :

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят : «Каков мастер, такова и работа» .

Важно всегда помнить : искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства , его эмоциональность, красочность, неповторимость - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера , люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3

Консультация для родителей

Тема : " Народные промыслы "

Подготовила

воспитатель .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: