Матрена Распутина Распутин. Почему? Воспоминания дочери. Чёрно-белый Распутин

Эдвард Радзинский

Распутин: жизнь и смерть

ПРОЛОГ. ОХОТА ЗА ДОКУМЕНТАМИ

Накануне Рождества Христова, 19 декабря* 1916 года (в том последнем декабре Романовской империи) в Петрограде** на речке Малая Невка всплыл труп - покрытый ледяной коркой, с изуродованным лицом. Поражали руки - связанные руки были подняты. Будто там, подо льдом, избитый и простреленный человек все еще жил, все пытался освободиться от пут…

Как напишет в отчете полиция, множество людей с флягами, кувшинами и ведрами устремились в те дни к реке. Они черпали воду, где еще недавно плавало страшное тело, они словно надеялись зачерпнуть с водой и дьявольскую, неправдоподобную силу этого таинственного человека, о котором знала вся Россия.

Я всегда опасался писать о нем. И не только потому, что в теме есть привкус вульгарности: Распутин - один из самых популярных мифов массовой культуры XX века. Опасался, потому что не понимал его, хотя прочел о нем множество книг. Многие написаны были весьма добросовестно, но под пером исследователей исчезало главное - его тайна.

Его лицо (запечатленное на множестве фотографий) довольно одинаково описывается людьми, встречавшимися с ним: об-* Все даты в книге даны по старому стилю. (Э. Р.) ** До 1914 года - Санкт-Петербург. ветренное, опаленное солнцем морщинистое лицо пожилого русского крестьянина - узкое, с крупным бугристым носом, полными плотоядными губами и длинной бородой. Волосы разделены на пробор и начесаны на лоб, чтобы скрыть (по словам его дочери) странную шишку высоко на лбу, напоминающую зачаток рога… Его глаза, также одинаково описанные разными свидетелями, притягивают даже на фотографиях. «Этот мгновенно загорающийся магнетический взгляд светлых глаз, в которых смотрит не один зрачок, а весь глаз"* (Жуковская); „глубоко сидящие глаза… долго выдержать его глаза невозможно“ (Джанумова); „гипнотическая сила, которая светилась в его необыкновенных глазах“ (Хвостов)…

Но далее начинается тайна: очевидцы описывают совершенно разное. В свое время я не без удовольствия выписал все эти противоречия: «высокий», «невысокий», «по-крестьянски опрятный», «грязный и неряшливый», «худой», «коренастый с широкими плечами»… Певица Беллинг, много раз видевшая Распутина, пишет о его «гнилых зубах и зловонном дыхании». А писательница Жуковская, весьма близко его знавшая, сообщает: «Зубы были у него безукоризненные и все до одного целы, а дыхание совершенно свежее… белые хлебные зубы, - крепкие, точно звериные… „ „Рот был очень велик, но вместо зубов в нем виделись какие-то черные корешки“, - пишет его секретарь Симанович. «Крепкие белые зубы“ увидел у Распутина его почитатель Сазонов…

Он зыбок, он странно меняется. Очень точно сказала о нем великая княгиня Ольга, сестра последнего царя: «Он менялся, как хамелеон». О том же пишут и другие: «Когда вспомнишь эту его диковинную особенность мгновенно изменяться… сейчас сидел простой, неграмотный мужичок, грубоватый, почесывающийся, и язык у него еле шевелится, и слова ползут неповоротливо… и вдруг превращается он во вдохновенного пророка… и… новый скачок перевертыша, и с диким звериным сладострастием скрипят белые зубы, из-за тяжелой завесы морщин бесстыд-* Здесь и далее во всех цитируемых документах, дневниках, письмах, воспоминаниях и т. п. сохраняется стиль, орфография и пунктуация оригиналов. Курсив в цитатах мой. (Э. Р.) но кивает какой-то хищный, безудержный, как молодой зверь… и вот уже… на месте распоясанного охальника сидит серый сибирский странник, тридцать лет ищущий Бога по земле», - вспоминала Жуковская.

Но главная его тайна, которую я никак не мог понять, - это ослепление Царской Семьи.

«Старец» - так называла Распутина императрица Александра Федоровна. Но как она, прочитавшая множество книг о православии, знавшая жития знаменитых старцев, могла называть «старцем» мужика, погрязшего в блуде и пьянстве? Она не верила рассказам о нем? Не верила - кому? Придворным? Это понятно. Отчетам полиции? И это объяснимо. Не верила Романовской семье? Матери мужа-царя не верила? Это объяснить труднее, однако все-таки можно. Но как она могла не верить своей сестре? Любимой и воистину святой старшей сестре Элле, с которой была так близка? А может быть, она попросту не хотела верить?

А сам царь? Почему он соглашался с ослепленной женой? Неужели все дело было в том, что Распутин спасал их больного сына? И этого достаточно, чтобы возникло восторженное поклонение, точнее - обожествление? Чтобы возник пугающий симбиоз: религиознейшая семья, однолюбы царь и царица, их чистые дочери - и рядом похотливый мужик, чьи проделки были притчей во языцех? Неужели здоровье ребенка заставило их молчаливо согласиться на уничтожение престижа династии, на неминуемую катастрофу, о которой им все без исключения твердили? Согласиться забыть свой долг перед страной?

Тогда поймем и пожалеем добрых и несчастных родителей. Но как относиться к властителям - виновникам катастрофы, постигшей Россию в 1917 году и унесшей не только их жизни, не только жизнь их мальчика, но жизни миллионов их подданных?

Или была какая-то совсем иная причина их удивительной веры в этого человека? Совсем иное объяснение его поступков?

В начале века, когда всплыл страшный труп, все было так ясно: Распутин - слуга Антихриста. Так говорила тогда и верующая, и неверующая Россия… чтобы спустя 80 лет вновь задавать себе вопрос: кто же он все-таки был - Григорий Ефимович Распутин?

ТЮРЕМНЫЙ «БАЛ»

Я давно понял: только когда найду «То Дело» - смогу попытаться ответить на этот вопрос. Я знал, что «То Дело» должно существовать.

В 70-х годах, когда я писал книгу о Николае II, мне, естественно, приходилось обращаться к бумагам Чрезвычайной комиссии Временного правительства.

В марте 1917 года, после победы Февральской революции, в казематах Петропавловской крепости стало многолюдно. Сюда, в камеры русской Бастилии, где при царе сидели политические преступники, были доставлены те, кто их туда сажал. Люди, еще недавно вершившие судьбы России - бывшие премьер-министры Штюрмер и Голицын, министр внутренних дел Протопопов, руководитель департамента полиции Белецкий и сменивший его на этом посту Васильев, министр двора престарелый граф Фредерике, председатель Государственного Совета Щегловитов, дворцовый комендант Воейков, ближайшая подруга царицы Вырубова, и прочие, и прочие, - собрались в крепостных камерах, вечно сырых от наводнений. Как напоминало это общество недавние балы в Зимнем дворце…

4 марта 1917 года Временным правительством была образована «Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию противозаконных действий министров и прочих должностных лиц царского режима». И теперь в Зимнем дворце, куда столь недавно министры являлись в орденах и лентах, заседал Президиум Комиссии, а следователи выезжали вести допросы в Петропавловскую крепость. Протоколы обрабатывал первый поэт России - Александр Блок. В своих записных книжках он описал и атмосферу допросов, и Зимний дворец с пустым тронным залом, «где вся материя со стен была содрана, а трон убран, потому что солдаты хотели его сломать».

Протоколы допросов готовились к изданию - вся страна должна была узнать, что же творилось там - за кулисами режима, в таинственном Царском Селе. И одним из главных вопросов, на который должна была ответить Комиссия, был вопрос о деятельности полуграмотного русского мужика Григория Распутина.

«13-Я ЧАСТЬ»

Президиум Комиссии и 27 ее следственных частей с марта 1917 года и вплоть до Октябрьского переворота вели непрерывные допросы своих блестящих заключенных.

Особая следственная часть, имевшая выразительный номер 13, специально занималась «обследованием деятельности темных сил». На политическом жаргоне того времени «темными силами» именовались Распутин, царица и приближенные к ним лица. Влияние Распутина на бывшего царя - вот что было основным содержанием работы 13-й части. Во главе ее стоял Ф. П. Симеон - бывший председатель Харьковской судебной палаты. Допросы вели однофамильцы Владимир и Тихон Рудневы и Григорий Гирчич, следователи, прикомандированные к Комиссии из провинциальных судов (тут идея была: провинциальные следователи не связаны с находившейся под следствием столичной правящей верхушкой).

А потом грянул переворот, и захватившие власть большевики покончили с Временным правительством. И вчерашние министры отправились в те же камеры Петропавловской крепости. Там их не без юмора встретили царские министры, которых они так недавно туда посадили…

Прекратили большевики и деятельность Чрезвычайной комиссии. Но часть допросов важнейших царских министров все же решили опубликовать к 10-летию революции. Издание должно было «показать маразм царской власти», которой руководил невежественный развратный мужик Григорий Распутин.

К тому времени обрабатывавший стенограммы допросов Александр Блок уже умер (но успел увидеть, как «мировая революция превратилась в грудную жабу»). Издание осуществил один из самых видных деятелей Комиссии П. Щеголев. До революции он был редактором знаменитого журнала «Былое». Этот печатный орган «совсем революционного настроения» не раз закрывался царскими властями. Лев Толстой говорил: «Если бы я был молод, то после чтения „Былого“ я взял бы в обе руки по револьверу»… При царе Щеголев успел побывать и в камере Петропавловской крепости, где впоследствии сам допрашивал посадивших его туда. Но после прихода большевиков вчерашний неподкупный Щеголев весьма переменился - стал послушным помощником новой власти, выступал экспертом на процессах, устроенных большевиками.

Семь маленьких томиков «Протоколов Чрезвычайной следственной комиссии» - вот и все, что было опубликовано Щеголевым из огромного материала допросов. Эти томики и стали на долгие годы главной документальной основой всех книг, написанных о Распутине.

ИСЧЕЗНУВШЕЕ «ДЕЛО»

Только спустя почти четыре десятка лет к ним прибавился еще один поразительный документ о Распутине, и тоже из материалов Комиссии.

В 1964 году вышел сенсационный номер журнала «Вопросы истории», и его жадно читали тогда не только специалисты. Там впервые начали печатать «Постановление следователя Чрезвычайной комиссии Ф. Симеона о деятельности Распутина и его приближенных лиц и влиянии их на Николая Второго в области управления государством», хранившееся прежде в секретной части Архива Октябрьской революции (ныне Государственный архив Российской Федерации). Это постановление и было итогом работы 13-й части.

Я прочел этот номер позже, когда начал работать над книгой о Николае II. Содержание «Постановления» произвело ошеломляющее впечатление. В нем Симеон щедро цитировал показания лиц из ближайшего окружения Распутина: его издателя Филиппова; его друга Сазонова, на квартире которого проживал Распутин и с женой которого он находился в самых тесных отношениях; знаменитой Марии Головиной - верной обожательницы Распутина, ставшей невольной причиной его гибели; петербургских кокоток, с которыми мужик был связан нежными узами; и так далее…

Но в изданных Щеголевым «Протоколах» все эти показания отсутствовали. Ибо это были показания людей, любивших Распутина, чья точка зрения была неприемлема для Щеголева.

Впрочем, вырванные цитаты, которые приводил в своем отчете Симеон, мало что меняли. В «Постановлении» он старательно защищал ту же идею, которую проводил Щеголев в своей публикации: рисовал все тот же образ развратного мужика, обезумевшего от пьянства и вседозволенности, который руководил и Царской Семьей, и согласившимися прислуживать фавориту коррумпированными министрами.

Было ли это всей правдой показаний, полученных в 13-й части? Я имел право усомниться, ибо к тому времени уже знал о непримиримых разногласиях внутри Комиссии. Один из следователей, Владимир Руднев, демонстративно покинувший Комиссию, уже в эмиграции написал о причинах своего ухода: «В августе 17 года я подал прошение об отчислении меня, ввиду попыток председателя Комиссии Муравьева побудить меня явно к пристрастным действиям».

И я отправился в архив, чтобы целиком прочесть показания, которые так пристрастно цитировал Симеон. Каково же было мое изумление, когда в фонде Чрезвычайной комиссии я их не нашел.

Эти документы исчезли.

Итак, исчезли показания ближайших друзей Распутина. А ведь в них-то, возможно, и было самое интересное! Ведь эти показания давали люди, видевшие его каждый день, те, кто согласились в силу каких-то причин преданно служить ему. В них могла быть разгадка - подлинный портрет, который я для себя уже назвал «Живой Распутин»…

Эти исчезнувшие показания и стали для меня «Тем Делом». Так началась моя охота за документами.

ПИСАТЕЛЬ ГРИГОРИЙ РАСПУТИН

В архиве я нашел довольно скудный «фонд Распутина». В нем были знаменитые телеграммы, которые он посылал царю и царице. Заботливо сохраняемые ими вплоть до революции, они были изъяты Чрезвычайной комиссией и впоследствии неоднократно публиковались в разных изданиях.

И там же я нашел некие загадочные и никогда не печатавшиеся телеграммы, посланные Распутину за подписью «Душка». Эти телеграммы (к которым мы еще вернемся) проливают особый свет на отношения Распутина и царицы…

Там же хранились и произведения самого Распутина - и самое сильное, самое таинственное, так и не изданное при его жизни «Житие опытного странника». И еще три (опубликованных прижизненно): «Великие торжества в Киеве» (во время этих торжеств был убит премьер Столыпин), «Благочестивые размышления» (сборник поучений) и «Мои мысли и размышления» (рассказ о поездке в Иерусалим). Разумеется, малограмотный Распутин сам их не писал. Он говорил, а некто за ним записывал (и с любовью записывал!). Мы еще вернемся к удивительному соавтору (точнее - соавторше) Распутина…

Изданные сочинения после революции были изъяты из библиотек и переправлены в закрытые хранилища. Они цитировались в книгах иностранных авторов о Распутине. Но его сильная, народная русская речь меркнет при переводе. Переводить его должен поэт.

Можно представить обольщение, которое испытывали слышавшие эту речь, видевшие «пронзительные волчьи глаза»… И опасные прикосновения его «электрических» рук - он часто дотрагивался до собеседников во время поучений…

ФАЛЬШИВЫЕ ДНЕВНИКИ

И тогда же в архиве я нашел «Дневник Распутина». С подзаголовком: «писанный под его диктовку Крамер Л. П. „ Неопубликованный дневник Распутина! Это было счастье! Но восторг погас быстро. Многие истории и их герои в этом дневнике совпадали с тем, что я уже прочел в щеголевских „Протоколах“. И все, что доказывала тогда большевистская историческая наука: разврат «старца“, продажность высшего петербургского общества, жалкий тупой царь - все старательно было собрано в дневнике.

Вот Распутин поучает царя - стучит кулаком, объясняет глупому самодержцу загадку русского народа: «Ты как учить мужика думаешь? Через жопу?.. Жопу ему драть хочешь, а в голове у него такая злоба вырастет… „ И далее поясняет: „С царями… (так Распутин называет императорскую чету. - Э. Р.) не разумом надо, а духом… Они разума не понимают, а духа боятся“… Повелевает он и покорной царицей: решил Распутин заключить мир с немцами, и она благоговейно становится перед ним на колени, обещает немедля сделать… И конечно же - разврат с „прогнившей аристократией“: «Повезла мама (царица. - Э. Р.) меня к Кусихе (баронессе Кусовой - Э. Р.) в Павловск… Там еще генеральша была… Липучие они обе, как мухи… Сама ко мне липнет, а все боится, как бы не узнали“.

Да, это была всего лишь идеологическая подделка. Недаром в подзаголовок «писанный под его диктовку» позже кем-то было стыдливо вставлено слово «якобы» - «якобы писанный под его диктовку».

В 1927 году на страницах журнала «Минувшее» начал печататься «Дневник Вырубовой». Вся страна с упоением читала этот дневник, раскрывавший интимные подробности «разложения режима, так недавно правившего Россией».

Правда, очень скоро поползли слухи, что Вырубова тут была совершенно ни при чем. Авторами занимательной подделки называли двух знаменитостей: все того же издателя «Протоколов Чрезвычайной комиссии» Щеголева и известного писателя Алексея Толстого («красного графа», как часто его звали).

До этого Щеголев и Толстой уже успели вдвоем сочинить нечто похожее. Это была пьеса «Заговор императрицы» - о попытке Распутина произвести дворцовый переворот и сделать правительницей страны Александру Федоровну. Пьеса имела «анафемский успех» в Москве и Ленинграде, шла там одновременно в шести театрах.

И в 1927 году, когда праздновалась десятая годовщина падения царского режима, мощная идеологическая кампания по дискредитации царизма не смогла обойтись без Щеголева и «красного графа» (и они - без нее). Это был типичный социальный заказ: Щеголев предоставил материалы, Толстой написал - так появился лжевырубовский дневник. И огромный его успех, видимо, подсказал новую работу - «Дневник Распутина» должен был стать продолжением «Дневника Вырубовой». Однако благодаря общительному (и часто пьяному) «красному графу» история фальшивки перестала быть тайной, так что об издании «продолжения» нечего было и думать. И, возможно, тогда ценивший литературные мистификации Щеголев и отдал «Дневник Распутина» в архив - пусть полежит до лучших времен…

И подделка осталась пылиться в архиве.

НЕДРЕМЛЮЩЕЕ ОКО ПОЛИЦИИ

Но, пожалуй, самыми забавными документами о Распутине, которые я прочел тогда в архиве, были тома донесений агентов полиции, наблюдавших за ним. Эти «агенты наружного наблюдения» должны были ежедневно писать отчеты обо всех передвижениях Распутина по городу, опознавать и описывать его бесчисленных посетителей (которые тут же попадали, как в капкан, под надзор полиции). Отмечались любые отлучки Распутина из квартиры, время его возвращений, адреса визитов и встречи по дороге. Ни один государственный деятель того времени не имел такого подробного «жизнеописания», как полуграмотный мужик Григорий Распутин…

Но находящиеся в архиве тома - всего лишь жалкие остатки. Часть полицейских документов погибла во время Февральской революции, когда горели охранные отделения, часть уничтожили сами высокие чиновники, ибо они тоже посещали Распутина, и он бывал у них. Министр внутренних дел Хвостов показал в Чрезвычайной комиссии: «При оставлении мной должности Штюрмер (премьер-министр. - Э. Р.) брал к себе документы, особенно о Распутине… главный интерес был к ним. Все тут же сожглось»…

Но и оставшиеся донесения раскрывают безумную мозаику распутинских дней - посещения ресторанов и цыганских хоров, встречи с министрами и политическими деятелями, пикантные сцены на кухне, подсмотренные агентами из-за отсутствия занавесок, мешанина его посетителей: кокотки, княгини, банкиры, дельцы, набожные почитательницы… Все фиксируют агенты: имена, время прибытия и ухода дам (подчас после ночи с мужиком)…

ЕЩЕ ОДИН ДНЕВНИК

Но исчезнувшее «То Дело» не выходило у меня из головы.

После начала перестройки я возобновил поиски. В начале 90-х тщетно искал его в Петербурге.

В Историческом архиве, расположившемся в роскошных зданиях бывших Сената и Синода (куда столь многих назначил простой мужик), из распутинских документов сохранилась только маленькая ученическая тетрадочка с портретом Пушкина и надписью «Девник» (то бишь «Дневник»). В свое время обнаружение этой тетрадочки вызвало волну статей в крупнейших газетах мира: найден дневник Распутина! На самом же деле наш герой заносил в эту тетрадочку (чудовищными каракулями) свои поучения. Название «Дневник» он, видимо, дал для важности, зная, что и царь, и царица ведут дневники.

И наконец в бывшем Музее Революции, помещавшемся в особняке балерины Кшесинской, я увидел еще одну сенсацию последнего времени: обнаруженные в 90-х годах фотографии из следственного дела об убийстве Распутина. Это вид двора Юсуповского дворца, по которому в декабрьскую ночь 1916 года бежал Распутин, пытаясь спастись от своих убийц, и фотографии его трупа, вытащенного из реки, - изувеченного лица с запекшейся кровью и обнаженного тела с пулевыми отверстиями.

Сам протокол вскрытия тела еще в 30-е годы хранился в Военно-медицинской академии, но вдруг таинственно исчез. Впрочем, тогда исчезали не только документы. Вскоре исчезли и многие сотрудники, которые видели этот акт, - было время террора… Правда, осталось официальное свидетельство о сожжении трупа Распутина после Февральской революции.

Все это было интересно, но… никаких следов пропавших документов из 13-й части - следов «Того Дела» - я по-прежнему не нашел.

«БОЛЬШАЯ ГРУДА ПЕПЛА»

В начале 90-х годов вышла моя книга о Николае II. Не обладая достаточным количеством материалов, я писал в ней о Распутине мало и осторожно. Тогда же на телевидении появилась моя передача «Загадки истории». После выхода книги на меня обрушился поток писем с просьбами сделать передачу о Распутине. И я решился снять историю его гибели.

Я попытался найти для передачи хоть какие-нибудь новые свидетельства о нем - помимо бесконечно цитируемых и переходящих из одной книги о Распутине в другую. Тогда я и вспомнил о рукописи, которую студентом видел в Архиве литературы и искусства. Это были воспоминания Веры Александровны Жуковской, молодой писательницы (родственницы знаменитого ученого Н. Е. Жуковского), о ее встречах с Распутиным. Однако эротика этих воспоминаний, весьма напоминавшая романы Арцыбашева, заставляла подозревать, что все это - литературный вымысел. Желание проверить подлинность фактов в рукописи заставило меня вспомнить о «Том Деле»…

Ибо, как писала Жуковская, попасть к «старцу» ей помог Александр Степанович Пругавин, знаменитый знаток русского сектантства. Более того, она утверждала, что впоследствии сама приводила Пругавина к Распутину. Как легко можно было проверить достоверность ее истории! Ведь показания Пругавина о Распутине цитировались в постановлении Симеона, значит, они были и в «Том Деле»… Я должен был его найти!

Работая над передачей, я, естественно, думал и о бумагах Вырубовой. Несколько ее допросов опубликованы в щеголевских «Протоколах», но их должно было быть куда больше. Ибо, как отмечал следователь Руднев, 13-я часть «обратила особое внимание» на деятельность ближайшей подруги царицы и главной почитательницы «старца».

После гибели Распутина Вырубова жила вместе с Царской Семьей в Александровском дворце. В конце февраля 1917 года, когда восставшая толпа уже заполнила улицы столицы, наследник и великие княжны заболели корью. Заразившись от них, Подруга лежала в жару, без сознания. Очнулась она уже в осажденном дворце, безнадежно тонувшем в море революции. Света не было, лифт не работал, царица металась между больными. Но едва оправившись, Вырубова начала жечь свои бумаги…

В конце марта Вырубову арестовали. Она предстала перед Чрезвычайной комиссией. В опубликованных показаниях на вопрос следователя: «Почему вы сожгли целый ряд документов?» она ответила: «Я почти ничего не жгла… сожгла только несколько последних писем императрицы, не хотела, чтобы они попали в посторонние руки».

Я хотел в это поверить. Может быть, действительно, главное ей удалось спрятать? Ведь не сожгла она впоследствии письма царственной подруги из тобольского заточения, несмотря на все призывы Аликс уничтожить их! И возможно, унесла она драгоценные документы с собой в ту ночь, когда ей удалось бежать из красной России по опасному льду Финского залива.

Вырубова - одна из очень немногих, кто был близок к Царской Семье и уцелел. Она прожила до 1964 года и благополучно умерла в Финляндии. Естественно, я отправился туда.

В Хельсинкском Национальном архиве мне показали ее полицейское досье. Там была запись допроса Вырубовой, произведенного финскими властями в городе Териоки - в карантине для беженцев. Финны понимали всю важность ее показаний. Как сказано в деле, «показания направлены премьер-министру и президенту».

Но ничего нового Вырубова финнам не сообщила. Ее ответы были добросовестным повторением ее же показаний Чрезвычайной комиссии: «Нет, царица не была в связи с Распутиным» и так далее… В досье были также бесконечные прошения о гражданстве, но ей, «большой почитательнице Распутина», финны постоянно отказывали. Мотив - «занималась политической деятельностью». В 1934 году за нее тщетно просил бывший царский кавалергард, ставший финским маршалом, барон Маннергейм. Но лишь спустя пять лет, когда он стал всемогущим лидером страны, его рекомендация возымела действие.

В Финляндии она стала «тайной монахиней» (с правом жить дома, а не в монастыре, из-за инвалидности - ее изуродованной ноги). Я связался с монастырем, где приняла она тайный постриг, но и там ничего не обнаружил. Вырубова доживала свой век одиноко, почти ни с кем не общаясь. Я было подумал, что она дала некий обет молчания, но это оказалось не так…

В 1937 году, остро нуждаясь в деньгах, она пыталась издать новую редакцию своих воспоминаний и даже заключила контракт с финским издательством. Но пока писала, началась война. Когда-то Первая мировая разрушила империю и жизнь могущественной Подруги «царей», теперь Вторая разрушила надежды изгнанницы получить немного денег… Воспоминания о царе и царице России, воевавшей с Германией, оказались «не ко времени» в Финляндии - союзнице Гитлера. А после войны, когда НКВД хозяйничал в Финляндии и эмигрантов почти открыто вывозили в СССР, Подруга, вероятно, попросту боялась напоминать о себе. Только в 1953 году - в год смерти Сталина - она передала в издательство законченную книгу. Но и тогда ее не напечатали - видимо, рукопись не показалась издателю новой по сравнению с прошлым изданием.

В начале 80-х, уже после смерти Вырубовой и ее финского издателя, его дочь, разбирая бумаги отца, нашла конверт с фотографиями. На нем было написано: «Фото Анны Вырубовой с ее подписями на обороте». Нашла она и рукопись ее воспоминаний. В 1984-м книга была издана. Она не стала событием, ибо в ней, повторюсь, не было нового. Но фотографии в книге - поражают. Особенно одна, где Александра Федоровна сидит в шезлонге на фоне Царскосельского парка… Какая грусть, какое безнадежное лицо у императрицы…

Прочтя эти мемуары, я окончательно понял: никаких документов Вырубова с собой не вывезла. Неужели она действительно все сожгла в Зимнем дворце? Я тогда еще не знал, что «То Дело» (которое я вскоре увижу!) даст мне разгадку.

«То Дело»: «Комендант Александровского дворца подполковник Коровиченко в присутствии дежурного офицера и члена исполкома Царскосельского гарнизона произвели осмотр помещений, которые занимала в Царскосельском дворце Анна Александровна Вырубова… В камине спальни госпожи Вырубовой найдена большая груда пепла от сожженных бумаг».

Из показаний Александра Оамерга, «исполнявшего должность скорохода при бывшем высочайшем дворе»: «Лакеи передавали мне, что 3 или 4 марта в камине ее (Вырубовой. - Э. Р.) комнаты они нашли большую кучу пепла от сожженных бумаг. Судя по количеству пепла, можно думать, что было сожжено очень много бумаг»

В отличие от предусмотрительной Подруги, царица, к великому счастью, не смогла сжечь большинство писем, ибо в них была ее любовь - бессмертная любовь к «дорогому Ники». Письма, которыми обменивались Аликс и Ники в дни войны, сохранились. И в них бесконечно упоминался Распутин. Если до 1914 года о его отношениях с Царской Семьей можно судить по показаниям свидетелей, то с первого дня войны о своих отношениях с Распутиным заговорят сами «цари».

Но комментировать эти письма мне помогла еще одна свидетельница…

Хозяйка маленького домика, затерянного в Канаде, сухонькая старушка, одетая в грубую черную юбку, потертый свитер и тяжелые коричневые туфли, когда-то владела дворцами, ей прислуживали десятки лакеев. Она умерла в 1960 году - как и Вырубова, сумела перешагнуть середину века. На ее похоронах в православном соборе в Торонто собрались остатки первой - величественной - русской эмиграции. От умершей остались старая мебель и огромный портрет Александра III, напоминавший о былом.

Это была великая княгиня Ольга, родная сестра последнего русского царя Николая II, младшая дочь Александра III. Ее память поразила журналистку, записавшую ее мемуары. Я пользовался этими воспоминаниями - еще одним голосом навсегда исчезнувшей России.

ВОСКРЕСЕНИЕ РАСПУТИНА В НОВОЙ РОССИИ

Но «Того Дела» я и тогда не нашел… Однако в 90-х годах выплыли из небытия документы о Распутине, хранившиеся в Тобольском и Тюменском архивах. Были найдены метрические книги Богородицкой церкви, по которым стало, наконец, возможно установить точную дату его рождения. В Тюменском архиве нашлись «Дело Тобольской духовной консистории о хлыстовстве Григория Распутина» и «Дело о покушении на убийство Григория Распутина».

Я благодарю оба этих архива, переправивших мне ксерокопии хранившихся у них бесценных документов.

В последние годы Григорий Распутин начал «воскресать» в России. И в этом «воскрешении» немалая заслуга самого Распутина, вернее, его сочинений. В годы перестройки они вновь явились на свет, были напечатаны и произвели огромное впечатление: прекрасный народный язык, исчезнувший в годы «новояза», и великие библейские истины, забытые в стране, где незнание Библии было почти всеобщим, завораживали.

Новая «распутиниана» началась со справедливого ощущения, что образ Распутина, созданный в течение нашего столетия, - политическая легенда. И показания, опубликованные Щеголевым в «Протоколах Чрезвычайной комиссии», - это в основном тенденциозно подобранные показания его врагов. И в документах, клеймящих Распутина, есть множество несовпадений…

Но «восстановление справедливости» вылилось в нашу любимую «легенду наоборот»: «святой черт» Григорий стал «святым старцем» Григорием!

Русские мифы о демонах и святых… сколько их в XX веке: «кровавый Николай» - «святой Николай»; «святой Ленин» - «кровавый Ленин»; «отец и учитель» Сталин - «монстр» Сталин… И все эти новые исследования о Распутине закончились излюбленной версией о «жидомасонах»: «масонами был создан миф о Распутине - миф, имеющий целью очернить, дискредитировать Россию, ее духовное начало».

Вопрос:

Сейчас для меня очевидно, насколько лживы и безграмотны произведения советского времени о царе Николае II и его семье (роман В.Пикуля, книга М.К. Касвинова, фильм «Агония» Э.Климова и др.). Фальшивые стереотипы «въелись» в сознание. Как от них освободиться?

Аркадий

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

По мере того, как растет число архивных публикаций и воспоминаний людей, близко знавших царя Николая II и его семью, изумляешься той чистоте, которую они сохранили среди нравственного неблагополучия общества, в котором уже появились явные признаки приближающейся катастрофы.

Царской семье выпал особый крест – годами терпеть изощренную и злонамеренную клевету. В распространении ее участвовали все, кто питал ненависть к Церкви, Православию и христианской государственности. Если вспомним, что греческое слово «дьявол» (diabolos) переводится – «клеветник, ненавистник», то станут понятны глубинные причины этой борьбы. Поэтому слово Божие относит клевету к тяжким грехам (Рим. 1, 30; 2 Тим. 3, 3). Ложь, в силу своей демонической природы, обладает изощренно-парадоксальной логикой. Она чаще всего пытается проявить активность именно в той области, где человек наиболее безупречен. Чистоту и целомудренность жизни этой необыкновенно дружной семьи нам ярко и полно открывают их письма, документы и воспоминания людей, ежедневно общавшихся с ними. Мы никогда до конца не сможем узнать, сколько нравственных терзаний пережила семья, про которую все революционеры, либералы и вообще все, зараженные ненавистью к христианству и традиционным ценностям, утверждали, что Двор представляет собой гнездо разврата, «царица живет с Распутиным, Вырубова живет с Распутиным и одновременно является любовницей царя». Прошу простить, что прикоснулся к этом грязным вымыслам, но без этого невозможно показать «технологию лжи».

Уже в марте 1917 года Временное правительство учредило специальную следственную комиссию по изучению жизни императорского двора. В нее входил Владимир Михайлович Руднев. Сам он в записке пишет следующее: «Состоя Товарищем Прокурора Екатеринославскиго Окружного Суда, 11-.го марта 1917 г., ордером Министра Юстиции Керенского, я был командирован в Петроград, а Чрезвычайную Следственную Комиссию по расследованию злоупотреблений бывших Министров, Главноуправляющих и других высших должностных лиц. В Петрограде, работая в этой Комиссии, я получил специальное поручение обследовать источник «безответственных» влияний при Дворе, причем этому отделу Комиссии было присвоено наименование: «Обследование деятельности темных сил». Занятия Комиссии продолжались до последних чисел августа 1917 г., когда я подал рапорт об отчислении ввиду попыток со стороны председателя Комиссии прис. пов. Муравьева побудить меня на явно пристрастные действия. Мне, как лицу, командированному с правами Судебного Следователя, было предоставлено производство выемок, осмотров, допрос свидетелей и т. д. В целях всестороннего и беспристрастного освещения деятельности всех лиц, относительно которых в периодической печати и обществе составилось представление, как о людях, имевших исключительное влияние на направление внутренней и внешней политики, мною были разобраны и осмотрены архивы Зимнего Дворца, Царскосельского и Петергофского Дворцов, а ровно и личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей, а также и переписка, отобранная при обыске у епископа Варнавы, графини С. С. Игнатьевой, доктора Бадмаева, В. И. Воейкова и других высокопоставленных лиц. При производстве расследования было обращено особое внимание на личность и характер деятельности Г. Е. Распутина и А. А. Вырубовой, также и на отношение Царской Семьи к Германской Императорской Фамилии».

Что же показало следствие? Анна Вырубова была девственницей. В браке, ввиду болезни мужа, жила в воздержании от плотских отношений. В отчете В. М. Руднева читаем: «При дальнейшем производстве следствия эти объяснения Г-жи Танеевой о болезни супруга ее дочери [А. Вырубовой] нашли свое полное подтверждение в данных медицинского освидетельствования Г-жи Вырубовой, произведенного в мае 1917 г. по распоряжению Чрезвычайной Следственной Комиссии: данные эти установили с полной несомненностью, что Г-жа Вырубова девственница». Это подтверждается и другими источниками. Генерал А.И. Спиридович писал: «Было распространено мнение, будто бы они были в близких интимных отношениях. Так говорили кругом. И тем более я был поражен, когда лейб-хирург Федоров сказал мне, что, делая медицинское исследование госпожи Вырубовой еще с одним профессором вследствие перелома бедра, они неожиданно убедились, что она девственница. Больная подтвердила им это и дала кое-какие разъяснения относительно своей супружеской жизни с Вырубовым, с которым она была разведена» (А. И. Спиридович. Великая война и Февральская революция. Книга I, гл.16). Самое страшное, что клевета, порочащая царскую семью и Вырубову, была воспринята почти всеми слоями общества. Это видно из записки В. М. Руднева: «Мои предположения о нравственных качествах Г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестном помещении, и, наконец, в Зимнем Дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над Г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от нее, а от Г-жи Танеевой; только лишь после этого Г-жа Вырубова подтвердила все сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью, заявив, «они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме плевания в лицо, снимания с нее одежды и белья, сопровождаемого битьем по лицу и по другим частям тела больной, еле двигавшейся на костылях женщины, и угроз лишить жизни «наложницу Государя и Григория», побудили Следственную Комиссию перевести Г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском Жандармском Управлении». Следователь комиссии В.М. Руднев пришёл также к выводу о полной несостоятельности сплетен об интимных похождениях Г. Распутина во дворце.

От фальшивых стереотипов избавляться тяжело. Горы лжи будут разгребаться медленно. На это уйдет еще много десятилетий. В последние годы изданы замечательные дневники и письма царицы-мученицы. От них веет благоуханием истинной чистоты. В наше время, когда семья оказалась буквально раздавлена пороками нашего больного общества, очень назидательно и полезно читать и перечитывать эти документы.

Из записок Императрицы:

– Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

– Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

– После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

– День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

– Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

– Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение.

– Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Сердце ее мужа должно ей доверяться без опаски. Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и экстравагантность жен разрушили счастье многих семейных пар.

– Надо, чтобы руки мужа, вдохновленные любовью, умели делать все. Надо, чтобы у каждого любящего мужа было большое сердце. Многие страждущие должны найти помощь в настоящей семье. Каждый муж жены-христианки должен объединиться с ней в любви ко Христу. Из любви к ней он пройдет через испытания в вере. Разделяя ее жизнь, наполненную верой и молитвами, он и свою жизнь свяжет с Небом. Объединенные на земле общей верой во Христа, переплавляя свою взаимную любовь в любовь к Богу, они будут вечно соединены и на Небе.

Ровно 90 лет назад Императрице Александре и всей Царственной семье было послано великое испытание, которое они встретили со святым христианским смирением. Ее чистое материнское сердце предчувствовало это. Еще будучи царицей, она записала в дневнике: «О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог».

В своё время ему, как грамотному и требовательному руководителю, не раз безуспешно предлагали сменить прокурорскую деятельность на партийную или судебную. Однако своё призвание Николай Петрович видел в охране законности и восстановлении справедливости именно на прокурорском посту. По его твёрдому убеждению, достойным прокурором сможет стать не просто профессионал своего дела, а тот, кто относится к людям по-человечески. Везде, где довелось ему служить, он старался создать коллектив единомышленников. Ну а все, кому довелось пообщаться с Николаем Рудневым, отзываются о нём как о простом, доступном человеке с отменным чувством юмора.

Сибирская закалка

Бывший прокурор Орловской области, 13 лет успешно проработавший в этой ответственной должности, родом из Сибири. После окончания сельской школы Николай работал трактористом и шофёром. Были в его трудовой биографии и система профтехобразования, и автомотоклуб ДОСААФ, во время работы в котором перспективному молодому сотруднику предложили попробовать свои силы на юридическом поприще, которое и стало для Руднева настоящим призванием.

Николай Петрович начинал работать в органах прокуратуры простым следователем, что стало для него отличной школой.

Хорошо, что я начинал работать именно следователем, - признаётся Руднев. - Мне потом легче было работать по поддержанию гособвинения в суде.

Кстати, за первое раскрытое им дело молодой следователь схлопотал выговор от прокурора Новосибирской области. Неизвестные обокрали сельский магазин, похитив из него вещи, продукты и деньги. Сотрудники милиции быстро нашли вора, которым оказался 16-летний подросток.

По своей неопытности я принял сообщение милиционеров о несовершеннолетнем преступнике за чистую монету, - вспоминает Николай Петрович. - Спрашиваю у этого пацана, куда он спрятал украденное добро. Тот отвечает, что кинул в реку. Вызвали водолазов, сели в лодку, но ничего в указанном им месте на дне Оби не нашли. В итоге я оформил на парня заключительное обвинение, дело передали в суд, воришка был осуждён. А через некоторое время начались аналогичные кражи в других магазинах. Как потом выяснилось, тот подросток никакой кражи не совершал. Его запугали и заставили взять вину на себя милиционеры, которых потом самих привлекли к ответственности. Настоящих воров вскоре нашли, парня немедленно освободили из мест лишения свободы, а мне за допущенный промах, в результате которого пострадал невиновный человек, влепили справедливый выговор. С тех пор я на всю жизнь себе уяснил, что некоторые нерадивые сотрудники милиции ради улучшения показателей раскрываемости могли пойти на что угодно: на отказ в приёме заявления о совершении преступления, на отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение без законных оснований.

Из следовательской работы в Сибири Рудневу запомнился небывалый, дикий случай, который поверг в шок не только население округи, но и видавших виды сотрудников правоохранительных органов. В деревенской силосной яме было найдено истерзанное тельце пятилетнего мальчика с выколотыми глазами. Как удалось установить следствию, убийство совершили другие малолетние дети, настолько заигравшиеся в войну с немцами, что буквально запытали невинного ребёнка до смерти...

Орловские будни

Назначение на Орловщину Николай Руднев получил в 1992 году. Как он считает, не случайно. Ровно сто лет до этого события, в 1892 году, в Болховском уезде Орловской губернии родился его отец Пётр Николаевич, переехавший потом с родителями в далёкую Сибирь, но до конца жизни тепло вспоминавший родные места.

В лихие девяностые главному прокурору Орловщины пришлось непросто. При Ельцине многие прежние советские законы уже не действовали, а новая законодательная база ещё не была сформирована. Плюс ко всему в некогда спокойной области появились свои организованные преступные группировки - попросту говоря, банды. Одни «специализировались» на разбойных нападениях на автобусы с «челноками», другие - на убийстве таксистов. Нередки были и бандитские разборки между ОПГ. В такой сложной криминальной обстановке прокурор Руднев поставил вопрос о координации деятельности всех правоохранительных органов области для усиления борьбы с преступностью. И эта сплочённая деятельность орловских силовиков принесла свои плоды - через несколько лет с местными бандами было покончено.

Особенно меня возмутила мать главаря одной из банд Моисеева, воспитатель детсада, прятавшая автоматы и другое оружие у себя на работе, - вспоминает Николай Петрович. - Её осудили за пособничество бандитам. Самого Моисеева, осуждённого на десять лет лишения свободы, потом досрочно освободили без законных на то оснований. Но по протесту областной прокуратуры преступник был вновь возвращён в места не столь отдалённые.

За годы службы в органах прокуратуры Николаю Рудневу не раз приходилось выступать в суде в роли гособвинителя по наиболее сложным, резонансным уголовным делам. Однажды он попросил суд вынести смертный приговор молодому мужчине, хладнокровно расстрелявшему из охотничьего ружья пять человек на улице сибирского городка. Кровавое преступление было совершено среди бела дня на глазах детей. Суд согласился с мнением прокурора и приговорил убийцу к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение.

Я человек не жестокий, но жёсткий по отношению к преступникам, - говорит о себе Николай Петрович. - Убеждён, что в нашей стране необходимо восстановить смертную казнь за терроризм и серийные убийства. Если человек не видит другого смысла своей жизни, кроме как убивать ни в чём не повинных людей, его самого необходимо ликвидировать по решению суда, чтобы избежать новых жертв.

При рассмотрении жалоб, заявлений и иных обращений граждан прокурор Руднев всегда старался быть объективным и справедливым. По его словам, в советское время люди жаловались на нарушения трудового законодательства, особенно в части незаконного увольнения или понижения в должности, а также на необоснованные действия сотрудников правоохранительных органов. В постсоветское время валом повалили жалобы на невыплату или задержку зарплат и различные нарушения в сфере ЖКХ. Сейчас количество обращений в прокуратуру области доходит до 18 тысяч в год, что говорит и о том, что законы у нас ещё нарушаются сплошь и рядом, и о том, что люди надеются восстановить справедливость с помощью «ока государева».

Опыт и знания Руднева пригодились ему в преподавательской деятельности в ОГУ. Студенты на его занятиях основательно усваивают сухую юридическую теорию, которую Николай Петрович обязательно подкрепляет яркими примерами из собственной практики. К молодым людям он относится по-отцовски. Кстати, все трое детей Николая Руднева - дочь и два сына - успешно служат в правоохранительных органах. А ещё он гордится четырьмя внучками и очень мечтает о внуке, будущем продолжателе славной русской фамилии.

Справка

Н.П. Руднев родился в 1941 г. в Здвинском районе Новосибирской области в семье председателя колхоза. После окончания в 1965 г. Ачинского индустриального техникума работал мастером производственного обучения в СПТУ, затем преподавателем, завучем и руководителем автомотоклуба системы ДОСААФ. Высшее юридическое образование получил заочно в Томском госуниверситете (филиал в г. Барнауле). С 1970 по 2005 год служил в органах прокуратуры на различных должностях. Был прокурором Каргатского района Новосибирской области, прокурором г. Бердска, зампрокурора Новосибирской области, прокурором Волгоградской области. С 1992 по 2005 год работал прокурором Орловской области. Сейчас преподаёт в ОГУ им. И. С. Тургенева, заведует кафедрой уголовного права и уголовного процесса юридического факультета.

За заслуги в укреплениизаконности и правопорядка, большой вклад в дело воспитанияпрокурорско-следственных кадров государственный советник юстиции 2-го классаНиколай Руднев награждён ведомственной медалью Руденко. Эта авторитетнаянаграда учреждена Генпрокуратурой России в марте 2015 год в связи с 70-летнимюбилеем Международного военного трибунала в Нюрнберге, в целях увековеченияпамяти главного гособвинителя от СССР на Нюрнбергском судебном процессе надглавными нацистскими военными преступниками Романа Руденко, а также дляпоощрения лучших прокурорских работников. Николай Петрович лично встречался сРуденко и считает, что современным прокурорам есть чему поучиться умноголетнего бессменного Генерального прокурора СССР.

Есть у нас такая национальная забава. Периодически перекрашивать исторических персонажей то в чёрный, то в белый цвет. Обычно это происходит с некоторым опозданием вслед за качнувшимся в стране политическим маятником. Только что прошедший на телевидении сериал о Григории Распутине в очередной раз это подтвердил.

Помните «Агонию» Элема Климова 1974 года? Тот Распутин с Петренко в главной роли был выкрашен в чёрный цвет. Хотя, надо отдать должное Климову, он и не скрывал, что это фильм-гротеск, фильм-фарс. Нынешний Распутин в исполнении Машкова — белый. Но гротеском тут и не пахнет. В старом фильме главным фоном были разнузданные оргии выдающегося проходимца, в новом — милосердие и чудотворчество «святого старца». Точно не считал, но по количеству чудес герой сериала, похоже, превзошёл все новозаветные чудеса вместе взятые. А чтобы не возникло неуместных параллелей, скажем, с Кашпировским, каждое чудо сопровождается появлением на экране солнечного света с небес.

Алексей Петренко в роли Григория Распутина. Фото: Кадр из фильма

Это, конечно, лишь субъективная оценка рядового зрителя, я не кинокритик. Что же до святости Григория Ефимовича, с этим тем более пусть разбирается РПЦ. Впрочем, похоже, уже разобрались. Как сказано в одном из документов Архиерейского собора: «Как могло в нём соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге тёмное всё же одолело». Поэтому и будем говорить исключительно об истории и источниках, которые легли в основу сценария.

Как поясняют сами авторы сериала, они опирались на воспоминания следователя Руднева (в фильме он, правда, сменил национальность и фамилию, став обрусевшим немцем Свиттеном ). Действительно, товарищ прокурора Екатеринославского окружного суда Владимир Михайлович Руднев делом Распутина по поручению Временного правительства занимался. Верно и то, что он пришёл совсем не к тем выводам, на которые рассчитывали заказчики. Временному правительству нужен был «чёрный» Распутин: развратник, сектант («хлыст»), мошенник, а главное, немецкий агент влияния, пробравшийся в царскую семью. А Руднев, покопавшись в истории Распутина, пришёл к выводу, что он — «белый».

Правда, авторы сценария, если не ошибаюсь, читали не протоколы допросов (они остались на территории уже подконтрольной большевикам), а лишь воспоминания самого Руднева. А это не одно и то же. Пусть даже подлинность его записки и засвидетельствовали чины Добровольческой армии в Екатеринодаре в марте 1919 года.

Использовали авторы фильма и мемуары фрейлины императрицы Анны Вырубовой , очень близкого к Распутину человека. Причём, как особо подчёркивают авторы, они работали с воспоминаниями подлинными, а не фальшивыми, на которые десятилетиями ссылались многие, писавшие о Распутине. И это правда. Не понятно только, откуда такая убеждённость, что подлинные воспоминания Вырубовой обязательно содержат подлинные факты. Если Руднев — следователь, то страстная поклонница Распутина — Анна Вырубова — его адвокат. Собственно, в этом и заключается главная слабость большинства известных нам фильмов и книг о Распутине. Присяжному заседателю, то есть зрителю или читателю, всё время кого-нибудь не хватает: то прокурора, то адвоката. Между тем работа следствия всегда нуждается в тщательной проверке.

Вот и Руднев не есть истина в последней инстанции. Читаем: «Когда же вошла г. Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости». Согласитесь, язык не следователя, а скорее, поэта-романтика. Руднев категорически отвергает всякую причастность Вырубовой к политической интриге в силу её простодушия, «вследствие чисто женского отношения ко всем тем политическим событиям, о которых мне приходилось с ней беседовать».

Но Вырубову допрашивал не один Руднев. И протоколы свидетельствуют, что она не раз весьма хитроумно пыталась уйти от неприятных вопросов, а то и попросту лгала. А перед арестом предусмотрительно сожгла письма и записки, связанные с Распутиным и царской семьёй. То есть отнюдь не была простушкой. Она старалась выглядеть такой, а это совсем другое дело. И попался на этот спектакль не только Руднев. Цитирую Александра Блока , читавшего её показания: «Она врёт по-детски». Предположим даже, что «по-детски», но ведь врёт!

И подобных нестыковок между запиской Руднева и другими свидетельствами слишком много. Любой непредвзятый судья в подобных обстоятельствах направляет дело на доследование. Хотя, разумеется, авторы фильма не судьи и имеют полное право на свою версию. Главное, чтобы зритель не забывал: это лишь версия. К тому же и время для объективного «доследования» давно упущено. Восстановить полную правду о Распутине не удастся никому. Слишком много противоречивых свидетельств, которые невозможно уже проверить, слишком много слухов. Даже документы при желании можно интерпретировать и так, и эдак. А уж слухи…

Конечно же, среди врагов Распутина было немало интриганов, политиканов, тех, кому он лично навредил, да и просто завистников. Но были и другие: умные и порядочные люди, привыкшие полагаться не на светские или уличные сплетни, а на проверенную информацию. К тому же противники «старца» отнюдь не являются единым целым: здесь и Столыпин, и английское посольство, и Пуришкевич, и православное духовенство. Многие, очень многие были уверены, что Распутин — зло.

Тот, кто мог, пытался образумить императора, но тщетно. Если даже на какое-то время Николай II и отдалял Распутина, то затем быстро приближал «старца» снова. В 1911 году Пётр Столыпин представил государю убедительные, с его точки зрения, доказательства вреда, который наносит Распутин России. Однако в ответ услышал: «Быть может, всё, что вы мне говорите, — правда. Но я прошу вас никогда больше мне о Распутине не говорить. Я всё равно сделать ничего не могу». Было даже коллективное письмо императору от царской родни, подписанное среди прочих и его матерью. И это не сработало. Объяснение на поверхности: Распутин помогал больному наследнику. А это для царской семьи было важнее всего.

Считать, что все противники Распутина не правы, а правы лишь Руднев и Вырубова, по меньшей мере, наивно. Обвинение в причастности Распутина к хлыстам толком не было ни доказано, ни снято. Пьяные оргии «старца» неоднократно фиксировались полицией. Руднев, правда, выносит за скобки участие в них дам из высшего света, но сам факт загулов вынужден подтвердить и он: «Амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами лёгкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц». Лоббирование Распутиным интересов в том числе и откровенных прохиндеев отрицать тоже бессмысленно. И здесь Руднев выносит за скобки политику, но не отрицает, что на этом сомнительном протекционизме «старец» зарабатывал немалые деньги. Которые (и это тоже правда) тратил не только на поездки в кабаки к цыганам, но и на благотворительность. Верно и то, что Распутин предупреждал царя об опасности войны. Однако причём здесь чудеса? То же предсказывали магнат Блох, полицейский Дурново и марксист Ленин — люди далеко не святые. Вот и разбирайся тут, каким был Распутин: чёрным, белым или в полосочку.

Наконец, Распутин пал жертвой не только своих поступков, но и обстоятельств. Они разные: исторические, политические, да и просто житейские. Отмечу лишь одно из них. Я уже писал, что главным в жизни для Николая II была семья. А для Александры Фёдоровны мир вообще часто сужался до проблем «маленького» — наследника престола. К тому же тот факт, что гемофилию он получил в наследство от матери, накладывал на отношение императрицы к сыну особый эмоционально-болезненный отпечаток. А в результате вышло, что для Николая Александровича и Александры Фёдоровны семья и в первую очередь сын оказались важнее России. Осудить легко, но сначала предлагаю прикинуть, какой выбор сделали бы вы сами. Правда, у лидера нации особые обязательства перед страной. И если он с этим грузом не справляется, значит, плохой лидер.

Как бы то ни было, многие русские люди этот выбор — в пользу семьи и во вред России — остро ощущали. И не прощали. Если к полукровке Александре Фёдоровне, в чьих жилах текла не только немецкая кровь, но и кровь Марии Стюарт , во время войны накрепко приклеился ярлык «германской пособницы», то как было избежать ненависти далеко не безгрешному Распутину, обласканному царской семьёй? Вот и выходит: в том, что судьбы «старца» и семьи Николая II оказались трагически переплетены, нет никакой мистики. Скорее, есть закономерность.

На сегодня Распутин — бренд, причём это не столько торговая марка, сколько клеймо: есть водка и пиво «Распутин», есть сигареты, есть эротический мужской журнал и клуб, ресторан. Всё это следы, оставленные «чёрным» Распутиным. Появится ли теперь бренд «белого» Распутина (с рекламным лицом харизматичного Машкова), увидим.

Года четыре назад Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант «Распутина». И у нас с продюсером «Марс Медиа» Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать».

Пока на закрытии Московского международного кинофестиваля показывали французскую картину «Распутин » с Жераром Депардье , в Санкт-Петербурге продолжались съемки российской телеистории с таким же названием. В роли Григория Распутина вместо Депардье предстает Владимир Машков , в режиссерском кресле находится любитель исторического материала Андрей Малюков , сценарий числится за Эдуардом Володарским и Ильей Тилькиным , продюсер - Рубен Дишдишян .

На протяжении восьми серий следователь Генрих Николаевич Свиттен (Андрей Смоляков) ведет допросы свидетелей по делу убийства Распутина. У тех, кто был знаком с этим «малограмотным сибирским мужиком с темным прошлым», сумевшим подчинить своему влиянию двор и царскую семью (Ингеборга Дапкунайте и Валерий Дегтярь), есть собственные версии относительно его удивительной «карьеры». Одни старца называют волшебником и целителем, другие - шпионом, третьи - любовником императрицы. Наконец, Свиттена поражают воспоминания главного фигуранта дела - Феликса Юсупова (Владимир Кошевой), который утверждает, что старик обладал «сверхъестественной силой, какую можно встретить лишь раз в сотню лет».

Снимают российского «Распутина» с размахом и пиететом. На площадке дежурит исторический консультант Павел Корнаков, который отслеживает все, начиная с правильности костюма и заканчивая точностью в соблюдении этикета. В основе сценария лежат достоверные воспоминания современников Распутина, в том числе реальный отчет следователя Руднева, ставшего прототипом героя Свиттена. Съемочной площадкой пока выступает Санкт-Петербург. В «Распутине» можно будет увидеть канал Грибоедова, Дворцовую площадь, Стрелку Васильевского острова и интерьеры знаменитых дворцов. Затем кинематографисты переедут в Новгород и там будут снимать эпизоды сибирской жизни Распутина. После перерыва в несколько месяцев, в январе 2014-го, процесс завершится досъемкой зимней натуры. На телевизионных экранах «Распутин» появится не раньше осени будущего года.

В эксклюзивном интервью режиссер Андрей Малюков рассказал, почему кинематографистов так привлекает личность Распутина, каким «великий старец» предстанет в его картине и как долго искали актера на главную роль.

Как вы думаете, почему в последнее время настолько возрос интерес к персоне Григория Распутина? Сначала французы сняли фильм с Жераром Депардье, теперь вы с Владимиром Машковым, а на подходе американцы с Леонардо ДиКаприо .

Мы не знаем, существовали или нет Калиостро, граф Дракула. Кто-то говорит, что да, кто-то утверждает, что все это вымысел. А Григорий Распутин - реальная историческая фигура. При этом вроде было о нем известно все: и где родился, и сколько лет было, и как прожил, и как убили. Но в то же время ничего не известно. Доказать какой-то постулат, мол, это было именно так, невозможно. Поэтому многое приходится принимать на веру. Знаете сколько о Распутине написано? Тонны! Всего не перечитать! Что любопытно, каждый пишет про какого-то другого человека. Сличить, идентифицировать невозможно. Он загадка, и поэтому к нему такой интерес. Сейчас спроси кого-нибудь за пределами нашей страны: «„Кто такой Распутин?“ Да как же! Вон ресторан! Вон магазин!» Очень популярная фигура. И, кстати, этот интерес появился не сейчас. Про него много уже снято, а будет еще больше.

В свое время «Агония» меня потрясла. После нее сильное послевкусие. Это мощнейший, страстный, яростный фильм, потрясающая актерская работа Алексея Петренко. Но Элем делал картину в совершенно конкретную историческую эпоху и не мог ее снять иначе. А как это раскрывается? Все, что сопряжено с императором и его окружением, нельзя хвалить ни при каких условиях. И Климов пытался через Распутина компенсировать недосказанность в отношении императора. Кстати, впоследствии Алексей Петренко всенародно покаялся за то, что так сыграл эту роль. В своем фильме я постараюсь по страсти не особенно проигрывать «Агонии», но в то же время быть объективным. Очень важно, с какими руками, глазами и сердцем берешься за эту тему. Важно не потерять все, что дает материал, но и не пережать в какую-то определенную сторону.

С каким сердцем беретесь вы?

Прошу прощения, что сам себе здесь противоречу, но мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него чего только не насочиняли! И произошло это по одной простой причине: высказать всероссийскому императору все, что хотелось, было невозможно, это преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него можно. Когда же начинаешь перебирать, как бусинки, факты, выясняется, что ничего из придуманного о «великом старце» и в помине не было.

В российской истории фигура со знаком плюс - это Ломоносов. Пришел парнем откуда-то с севера и достиг неимоверных высот. Но он не занимался политикой, поэтому его не трогали. А вот с Григорием Ефимовичем иначе. Он тоже пришел из Сибири, из села Покровского, из тех нефтяных мест, откуда произрастает сегодняшнее богатство нашей казны. И он тоже не хотел заниматься политикой, просто его поступки приписывались к политике. Да, у него существовало много двойников - людей, выдававших себя за Распутина. И они что-то там такое натворили. Но про самого Распутина ничего подобного не известно. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны, считая, что в России всего достаточно, что это великая, могучая и огромная страна. Вот его посыл. А тем, кому хотелось войны, тем, кто ненавидел Россию, не любил императора и императрицу, он казался исчадием ада. А по сухому остатку это был человек с большим знаком плюс. И с такой трагической судьбой…

В российской истории фигура со знаком плюс - это Ломоносов

Значит ли это, что в своей картине вы хотите развенчать все мифы, существующие о Распутине?

Мифов было безумное количество, и каждый из них опирался на свою доказательную базу. Чтобы развенчать все их, потребуется много времени, наших восьми серий не хватит. Да и мы перед собой не ставим такую задачу. Наша история распадается на две параллельные линии - на Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и найти доказательства всех его «грехов». Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Григорию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что он мог бы положить в обвинение Распутину.

Следователь Свиттен - вымышленный персонаж?

Да, мы его придумали целиком и полностью. Точнее, его придумал Эдик Володарский, а когда его не стало, нам пришлось доводить сценарий до конца. Но надо сказать, что у Свиттена есть прототип, реальная историческая персона.

Какими документами при подготовке сценария вы пользовались? Может быть, удалось найти какие-то уникальные источники?

Документов много, и они все известны. И есть историки, которые этим занимаются, и мы с ними общаемся. На нашей площадке постоянно находится исторический консультант. Также есть человек, который консультирует нас с точки зрения православия. И это очень важно, поскольку к фигуре Распутина у церкви, точнее, у ее иерархов, непростое отношение. Среди отдельных священнослужителей, с которыми мне доводилось общаться, он вызывает большую, глубокую и искреннюю симпатию. Но это в народе, а на официальном уроне все иначе. Может быть, благодаря нашему фильму как-то удастся эту ситуацию изменить.

Изменилось ли ваше отношение к персоне Распутина за время работы над фильмом?

состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова , тогда можно пробовать» . Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал.

Володя сегодняшний и тогдашний - это два разных Машкова

Продюсеру удалось Володю вытащить в Москву, и мы снова встретились в кабинете у Рубена. Машков заинтересовался ролью, а сейчас просто горит ей. Я на него иногда с осторожностью смотрю. Он шутит: «Во мне подселенец» . Энергия, которая из него исходит, велика, и, к счастью, она передается в кадр. «Распутин» - уже третья моя картина с Володей, мы друг друга знаем и, надеюсь, чувствуем. Помню, я был уже маститым режиссером, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе. И должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний - это два разных Машкова. Он постигает профессию до конца, вычерпывает до донышка. Не могу поклясться, что у нас с ним бесконфликтная жизнь. Бывает, что спорим, ссоримся, орем друг на друга. Но потом, оторвавшись, продолжаем работать гармонично.

Впрочем, у нас все актеры в «Распутине» превосходные: Катя Климова , которая играет Вырубову (Анна Вырубова была фрейлиной и ближайшей подругой Александры Федоровны и горячей почитательницей Распутина - Прим. КиноПоиска ), Ингеборга Дапкунайте - царица Александра Федоровна. Катя тоже снимается во всех моих картинах, я ее как талисманчик с собой таскаю. Про Ингеборгу думал, рассчитывал, надеялся - и случилось. В «Распутине» главной проблемой как раз оказалось желание свести всех наших замечательных актеров на одной площадке. Но нам удалось и это.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: