Пушка д 44 снятие станин

В 1946 году на вооружение была принята созданная под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова 85-мм противотанковая пушка Д-44. Это орудие было бы очень востребовано во время войны, но его разработка по ряду причин сильно затянулась. Внешне Д-44 сильно напоминало немецкую 75-мм противотанковую Рак 40.

С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий. Д-44 состояли на вооружении отдельного артиллерийского противотанкового дивизиона мотострелкового или танкового полка (две противотанковых артиллерийских батареи состоящие из двух огневых взводов) по 6 штук в батарее (в дивизионе 12).


В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами, подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П - 1050 м/с, бронепробиваемость - 110 мм с дистанции 1000 м. В 1957 году на часть пушек установили ночные прицелы, так же была разработана самодвижущаяся модификация СД-44 , которая могла передвигаться на поле боя без тягача.


Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Так, на одну из станин пушки был установлен прикрытый кожухом двигатель М-72 Ирбитского мотоциклетного завода мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Передача мощности от двигателя обеспечивалась через карданный вал, дифференциал и полуоси на оба колеса орудия. КПП, ходящая в состав трансмиссии, обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода. На станине также закреплено сиденье для одного из номеров расчёта, выполняющего функции механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин. Устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток. В последствии было решено использовать 85-мм Д-44 в качестве дивизионной для замены ЗиС-3, а борьбу с танками возложить на более мощные артсистемы и ПТУР.


В этом качестве орудие применялось во многих конфликтах, в том числе на просторах СНГ. Крайний случай боевого применения отмечен на Северном Кавказе, в ходе «контртеррористической операции».


Д-44 до сих пор формально состоит на вооружении в РФ, некоторое количество этих орудий имеется во внутренних войсках и на хранении. На базе Д-44 под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова была создана противотанковая 85-мм пушка Д-48 . Основной особенностью противотанковой пушки Д-48 являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6 м., 29 см.). Специально для этого орудия были созданы новые унитарные выстрелы. Бронебойный снаряд на дистанции 1 000 м пробивал броню толщиной 150-185 мм под углом 60°. Подкалиберный снаряд на дистанции 1000 м пробивает гомогенную броню толщиной 180–220 мм под углом 60° Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами весом 9,66 кг. - 19 км. С 1955 по1957 годы выпущено: 819 экземпляров Д-48 и Д-48Н (с ночным прицелом АПН2-77 или АПН3-77).


Орудия поступали на вооружение отдельных артиллерийских противотанковых дивизионов танкового или мотострелкового полка. Как противотанковое орудие пушка Д-48 быстро устарела. В начале 60-х годов XX века в странах НАТО появились танки с более мощной броневой зашитой. Отрицательной чертой Д-48 стал «эксклюзивный» боеприпас, неподходящий к другим орудиям калибра 85-мм. Для стрельбы из Д-48 так же запрещено использование выстрелов от Д-44, КС-1, 85-мм танковых и САУ пушек, это существенно сузило область применения орудия. Весной 1943 года В.Г. Грабин в своей докладной записке на имя Сталина, предложил наряду с возобновлением производства 57-мм ЗИС-2, начать проектирование 100-мм пушки с унитарным выстрелом, который применялся в морских орудиях.


Через год, весной 1944 года 100-мм полевая пушка образца 1944 года БС-3 была запущена в производство. Благодаря наличию клинового затвора с вертикально перемещающимся клином с полуавтоматикой, расположению механизмов вертикальной и горизонтальной наводки с одной стороны орудия, а также применению унитарных выстрелов скорострельность пушки составляет 8-10 выстрелов в минуту. Стрельба из пушки велась унитарными патронами с бронебойно-трассирующими снарядами и осколочно-фугасными гранатами. Бронебойно-трассирующий снаряд с начальной скоростью 895 м/с на дальности 500 м при угле встречи 90° пробивал броню толщиной 160 мм. Дальность прямого выстрела составляла 1080 м. Однако роль этого орудия в борьбе с танками противника сильно преувеличена. К моменту её появления немцы практически не применяли танки массировано.


Во время войны БС-3 была выпущена в небольших количествах и большой роли сыграть не могла. На завершающем этапе войны 98 БС-3 были приданы как средство усиления пяти танковым армиям. Пушка состояла на вооружении легких артиллерийских бригад 3-полкового состава.

В артиллерии РГК по состоянию на 1 января 1945 года находилось 87 пушек БС-3. В начале 1945 года в 9-й Гвардейской армии в составе трёх стрелковых корпусов было сформировано по одному пушечному артиллерийскому полку по 20 БС-3. В основном, благодаря большой дальности стрельбы - 20650 м и достаточно эффективной осколочно-фугасной гранате весом 15,6 кг пушка использовалась в качестве корпусного орудия для борьбы с артиллерией противника и подавления дальних целей.

БС-3 имело ряд недостатков, которые затрудняли её использование в качестве противотанковой. При стрельбе орудие сильно прыгало, что делало небезопасной работу наводчика и сбивало прицельные установки, что, в свою очередь, приводило к уменьшению практического темпа прицельной стрельбы – качества для полевого противотанкового орудия очень важного. Наличие мощного дульного тормоза при небольшой высоте линии огня и настильных траекториях, характерных для стрельбы по бронецелям, приводило к образованию значительного дымопылевого облака, демаскировавшего позицию и ослеплявшего расчет. Подвижность орудия с массой более 3500 кг оставляла желать много лучшего, транспортировка силами расчёта на поле боя была практически невозможна.


После войны орудие находилось в производстве до 1951 года включительно, всего выпущено 3816 полевых орудий БС-3. В 60-е годы орудия прошли модернизацию, это касалось в первую очередь прицелов и боеприпасов. До начала 60-х годов БС-3 могло пробить броню любого западного танка.

Но с появлением: М-48А2, Чифтен, М-60 - ситуация изменилась. Были срочно разработаны новые подкалиберные и кумулятивные снаряды. Следующая модернизация состоялась в середине 80-х, когда в боекомплект БС-3 поступил противотанковый управляемый снаряд 9М117 «Бастион».

Это орудие также поставлялась другим странам, принимала участие во многих локальных конфликтах в Азии, Африке и Ближнем Востоке в некоторых из них оно до сих пор стоит на вооружении. В России пушки БС-3 до последнего времени состояли в качестве орудия береговой обороны на вооружении 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии, дислоцированной на Курильских островах, а также довольно значительное количество их имеется на хранении.

До конца 60-х начала 70-х годов прошлого столетия противотанковые орудия являлись основным средством борьбы с танками. Однако с появлением ПТУР с полуавтоматической системой наведения, которая требует лишь удержания цели в поле зрения прицела, во многом изменило ситуацию. Военное руководство многих стран сочло металлоёмкие, громоздкие и дорогие противотанковые орудия анахронизмом.

Но только не в СССР. В нашей стране разработка и производство противотанковых орудий в значительном количестве продолжились. Причём на качественно новом уровне. В 1961 году на вооружение поступила 100-мм гладкоствольная противотанковая пушка Т-12 , разработанная в КБ Юргинского машиностроительного завода № 75 под руководством В.Я. Афанасьева и Л.В. Корнеева.


Решение сделать именно гладкоствольную пушку на первый взгляд может показаться довольно странным, время таких пушек закончилось почти сто лет назад. Но создатели Т-12 так не думали. В гладком канале можно сделать давление газов намного выше, чем в нарезном, и соответственно увеличить начальную скорость снаряда. В нарезном стволе вращение снаряда уменьшает бронепробивающее действие струи газов и металла при взрыве кумулятивного снаряда. У гладкоствольного орудия значительно увеличивается живучесть ствола - можно не бояться так называемого «смыливания» полей нарезов.

Канал пушки состоит из каморы и цилиндрической гладкостенной направляющей части. Камора образована двумя длинными и одним коротким (между ними) конусами. Переход от каморы к цилиндрическому участку - конический скат. Затвор вертикальный клиновой с пружинной полуавтоматикой. Заряжание унитарное. Лафет для Т-12 был взят от 85-мм противотанковой нарезной пушки Д-48. В 60-х годах для пушки Т-12 был сконструирован более удобный в эксплуатации лафет. Новая система получила индекс МТ-12 (2А29) , а в некоторых источниках именуется «Рапирой».

В серийное производство МТ-12 пошли в 1970 году. В состав противотанковых артиллерийских дивизионов мотострелковых дивизий ВС СССР входили две противотанковых артиллерийских батареи, состоящих из шести 100-мм ПТП Т-12 (МТ-12).


Пушки Т-12 и МТ-12 имеют одинаковую боевую часть – длинный тонкий ствол длиной 60 калибров с дульным тормозом-«солонкой». Раздвижные станины оснащены дополнительным убирающимся колесиком, установленным у сошников. Главным отличием модернизированной модели МТ-12 является то, что она оснащена торсионной подвеской, при стрельбе блокируемой для обеспечения стабильности. При перекатывании пушки вручную под хоботовую часть станин подставляется каток, который крепится стопором на левой станине.

Перевозка пушек Т-12 и МТ-12 осуществляется штатным тягачом МТ-Л или МТ-ЛБ. Для движения по снегу использовалась лыжная установка ЛО-7, которая позволяла вести огонь с лыж при углах возвышения до +16° с углом поворота до 54°, а при угле возвышения 20° с углом поворота до 40°.

Гладкий ствол намного удобней для стрельбы управляемыми снарядами, хотя в 1961 году об этом, скорее всего, еще не думали. Для борьбы с бронированными целями применяется бронебойно-подкалиберный снаряд со стреловидной боевой частью, обладающей высокой кинетической энергией, способной на дистанции 1000 метров пробить броню толщиной 215 мм. В боекомплект входит несколько типов подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов.


Выстрел ЗУБМ-10 с бронебойным подкалиберным снарядом

Выстрел ЗУБК8 с кумулятивным снарядом При установке на пушке специального прибора наведения можно применять выстрелы с противотанковой ракетой «Кастет». Управление ракетой полуавтоматическое по лучу лазера, дальность стрельбы от 100 до 4000 м. Ракета пробивает броню за динамической защитой («реактивную броню») толщиной до 660 мм.


Ракета 9М117 и выстрел ЗУБК10-1 Для стрельбы прямой наводкой пушка Т-12 оснащена дневным прицелом и ночным прицелами. С панорамным прицелом может использоваться в качестве полевого орудия с закрытых позиций. Есть модификация пушки МТ-12Р с навесной РЛС наведения 1А31 "Рута".


МТ-12Р с РЛС 1А31 "Рута" Пушка массово состояла на вооружении армий стран Варшавского договора, поставлялась в Алжир, Ирак и Югославию. Принимали участие в боевых действиях в Афганистане, в Ирано-Иракской войне, в вооруженных конфликтах на территориях бывшего СССР и Югославии. В ходе этих вооруженных конфликтов 100-мм противотанковые пушки в основном применяются не против танков, а как обычные дивизионные или корпусные орудия. Противотанковые орудия МТ-12 продолжают состоять на вооружении в России. По сообщению пресс-центра Министерства обороны 26 августа 2013 года с помощью точного выстрела кумулятивным снарядом УБК-8 из пушки МТ-12 "Рапира" екатеринбургской отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа ликвидирован пожар на скважине № Р23 U1 под Новым Уренгоем.


Пожар начался 19 августа и быстро перешел в неуправляемое горение прорывающегося через неисправную арматуру природного газа. Артиллерийский расчет был переброшен в Новый Уренгой самолетом военно-транспортной авиации, вылетевшим из Оренбурга. На аэродроме Шагол была произведена погрузка техники и боекомплекта, после чего артиллеристы под командованием офицера управления ракетных войск и артиллерии ЦВО полковника Геннадия Мандриченко были доставлены на место происшествия.

Орудие было установлено на прямую наводку с минимально допустимого расстояния в 70 м. Диаметр цели - 20 см. Цель была успешно поражена.

В 1967 году советские специалисты пришли к заключению, что пушка Т-12 «не обеспечивает надежного поражения танков «Чифтен» и перспективного МВТ-70. Поэтому в январе 1968 года ОКБ-9 (ныне входит в АО «Спецтехника») получило указание разработать новую, более мощную противотанковую пушку с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81.

Задача была трудно выполнимая, так как Д-81, имея прекрасную баллистику, давала сильнейшую отдачу, что для танка весом 40 тонн было еще терпимо. А вот на полигонных испытаниях Д-81 стреляла с гусеничного лафета 203-мм гаубицы Б-4. Понятно, что о такой противотанковой пушке в 17 тонн весом и максимальной скоростью передвижения 10 км/час не могло идти и речи. Поэтому в 125-мм пушке откат был увеличен с 340 мм (ограничиваемый габаритами танка) до 970 мм и введен мощный дульный тормоз. Это дало возможность установить 125-мм пушку на трехстанинный лафет от серийной 122-мм гаубицы Д-30, допускавший круговой обстрел.

Новая 125-мм пушка была спроектирована ОКБ-9 в двух вариантах: буксируемая Д-13 и самодвижущаяся СД-13 («Д» - индекс артсистем конструкции В. Ф. Петрова).

Развитием СД-13 стала 125-мм гладкоствольная противотанковая пушка «Спрут-Б» (2А-45М). Баллистические данные и боеприпасы танковой пушки Д-81 и противотанковой пушки 2А-45М были одинаковы.


Пушка 2А-45М имела механизированную систему для перевода ее из боевого положения в походное и обратно, состоящую из гидравлического домкрата и гидроцилиндров. При помощи домкрата лафет поднимался на определенную высоту, необходимую для разведения или сведения станин, а затем опускался на грунт. Гидроцилиндры осуществляют подъем пушки на максимальный клиренс, а также подъем и опускание колес. «Спрут-Б» буксируется автомобилем «Урал-4320» или тягачом МТ-ЛБ. Кроме того, для самопередвижения на поле боя пушка имеет специальный силовой агрегат, выполненный на базе двигателя МеМЗ-967А с гидроприводом. Двигатель расположен с правой стороны орудия под кожухом. С левой стороны на раме устанавливаются сиденья водителя и система управления пушкой при самодвижении. Максимальная скорость при этом по сухим грунтовым дорогам - 10 км/ч, а возимый боекомплект - 6 выстрелов; запас хода по топливу - до 50 км.


В боекомплект 125-мм пушки «Спрут-Б» входят выстрелы раздельно-гильзового заряжания с кумулятивными, подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами, а также противотанковыми ракетами. 125-мм выстрел ВБК10 с кумулятивным снарядом БК-14М может поражать танки типа М60, М48, «Леопард-1А5». Выстрел ВБМ-17 с подкалиберным снарядом - танки типа М1 «Абрамс», «Леопард-2», «Меркава МК2».

Выстрел ВОФ-36 с осколочно-фугасным снарядом ОФ26 предназначен для поражения живой силы, инженерных сооружений и иных целей. При наличии специальной аппаратуры наведения 9С53 «Спрут» может стрелять выстрелами ЗУБ К-14 с противотанковыми ракетами 9М119, управление которых полуавтоматическое по лазерному лучу, дальность стрельбы - от 100 до 4000 м. Масса выстрела около 24 кг, ракеты - 17,2 кг, она пробивает броню за динамической защитой толщиной 700–770 мм.

В настоящее время буксируемые противотанковые орудия (100- и 125-мм гладкоствольные) состоят на вооружении стран - бывших республик СССР, а также ряда развивающихся государств. Армии ведущих стран Запада давно отказались от специальных противотанковых пушек, как буксируемых, так и самоходных. Тем не менее можно предположить, что у буксируемых противотанковых орудий есть будущее. Баллистика и боеприпасы 125-мм пушки «Спрут-Б», унифицированные с пушками современных основных танков, способны поражать любые серийные танки мира.

Важным преимуществом противотанковых пушек перед ПТУР являются более широкий выбор средств поражения танков и возможность поражения их в упор. Кроме того, «Спрут-Б» может использоваться и как не противотанковое оружие . Его осколочно-фугасный снаряд ОФ-26 близок по баллистическим данным и по массе взрывчатого вещества к снаряду ОФ-471 122-мм корпусной пушки А-19, прославившейся в Великой Отечественной войне.

85-мм дивизионная пушка Д-44 разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Фёдора Фёдоровича Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.


85-мм дивизионная пушка Д-44 была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.


Данное орудие может поражать танки, бронетранспортёры, самоходно-артиллерийские орудия, а также другие бронесредства противника.


Также же она может использоваться для ведения огня по бронеколпакам, амбразурам деревоземляных и долговременных точек, уничтожения живой силы и огневых средств, находящихся за лёгкими укрытиями или вне укрытий.


Конструктивная компоновка орудия имела классическую схему: ствол и затвор наложены на лафет.


Ствол – труба-моноблок имеющая двухкамерный дульный тормоз, муфты и казенник обоймы.


Орудийный лафет входит: противооткатные устройства, уравновешивающий механизм, люлька, механизмы наведения, верхний станок, нижний станок имеет подрессоривание, колеса, станины, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.


На дульную часть ствола навинчивается активный дульный тормоз, представляющий собой массивный полый цилиндр. На его образующей выполнены окна (отверстия).

Копирный клиновой полуавтоматический затвор предназначен для запирания канала ствола, производства выстрела. Чтобы произвести первый выстрел затвор открывается вручную, в дальнейшем, после каждого выстрела затвор открывается автоматически. Люлька цилиндрическая литая обойменного типа, при накате и откате направляет ствол.


В состав противооткатного устройства входят пнвматический накатник и гидравлический тормоз отката. На люльке закреплена при помощи сварки обойма с гнездами, в которой размещаются цапфы служащие для соединения с верхним станком.

Рамка (верхний станок) служит основанием для качающейся части орудия. В уравновешивающий механизм накачивается азот или воздух.


Нормальное давление азота (воздуха) в уравновешивающем механизме: когда качающаяся часть закреплена по-походному от 54 до 64 кгс/см2; при наибольшем угле возвышения которое составляет 35° от 50 до 60 кгс/см2.


В уравновешивающий механизм для создания гидравлического запора заливается 0,5 литра веретенного масла АУ.

В уравновешивающем механизме давление регулируется компенсатором при изменении температуры воздуха в пределах от -20° до +20°С.


Уравновешивающий механизм с компенсатором наполнен веретенным маслом АУ (0,6 литра).

На качающейся части слева установлены винтовые механизмы наведения (поворотный и подъёмный), щитовое прикрытие и уравновешивающий механизм.


На несущем щите, который жестко скреплён с нижним откидным, задним и передним бронелистами и рамкой, размещалась вращающаяся часть орудия.


На щите смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части.


Боевую ось составляют две прямые полуоси. Усиленные колёса от ГАЗ-АА, имели шины ГК. Полые раздвижные станины СД-44 имеют на концах сошники. С несущим щитом они соединены шарнирно.

Д-44
85-ММ ДИВИЗИОННАЯ ПУШКА

D-44 85-mm divisional gun

На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44 .

Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола - 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п - 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью - за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной - 33 км/час. По проселочной дороге - 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной - 40 км/час. По асфальтовому шоссе - 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной - 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности - 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей - Н.Г. Кострулин , был удостоин Сталинской премией 1-й степени.

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.

Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение - 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз - активного типа. Тормоз отката - гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката - 580…660 мм, предельная - 675 мм. Затвор - вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм - винтового типа. Уравновешивающий механизм - толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический - С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.

Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.

Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть - двухколёсная. Колеса - размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки - торсионное.

В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П - 1050 м/с, бронепробиваемость - 110 мм с дистанции 1000 м.

Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.

В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).

Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ , использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.

На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44.

Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола - 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п - 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью - за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной - 33 км/час. По проселочной дороге - 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной - 40 км/час. По асфальтовому шоссе - 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной - 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности - 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей - Н.Г. Кострулин, был удостоин Сталинской премией 1-й степени.

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.

Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение - 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз - активного типа. Тормоз отката - гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката - 580…660 мм, предельная - 675 мм. Затвор - вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм - винтового типа. Уравновешивающий механизм - толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический - С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.

Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.

Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть - двухколёсная. Колеса - размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки - торсионное.

В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П - 1050 м/с, бронепробиваемость - 110 мм с дистанции 1000 м.

Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.

В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).

Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ, использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.

Mодификации

Д-47. В 1947 году в КБ завода №9 была спроектирована «облегченная» 100-мм дивизионная пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес её в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда - 15,6 кг, начальная скорость - 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом №9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.

ЗИС-Д-44А. В конце 1947 года в КБ завода №9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (начальная скорость БТС - 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом №9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.

Д-44Н. В 1957 году часть раннее выпущенных пушек Д-44 подверглись незначительной модернизации (заводское обозначение - 52-П-367Н). В частности, пушки получили ночной прицел АПН2-7 или АПН3-7.

Пушка СД-44

СД-44. В 1948 году инженеры К.В. Беляевский и С.Ф. Комиссарик предложили идею орудия, которое могло бы передвигаться по полю боя без помощи буксировщика-тягача. Ими был выполнен эскизный проект самодвижущейся пушки, который 1 января 1949 года был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод №9 приступил к изготовлению опытного образца 85-мм самодвижущейся пушки СД-44, который был закончен в первом квартале 1950 года.

Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Так, на одну из станин пушки был установлен прикрытый кожухом двигатель М-72 Ирбитского мотоциклетного завода мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Передача мощности от двигателя обеспечивалась через карданный вал, дифференциал и полуоси на оба колеса орудия. КПП, ходящая в состав трансмиссии, обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода. На станинетакже закреплено сиденье для одного из номеров расчёта, выполняющего функции механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин. Там же устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток. СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите). Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.

В режиме самодвижения пушка передвигается стволом назад, при этом на ней размещается как расчёи, так и часть боекомплекта. СД-44 способна преодолевать подъёмы до 27°, броды глубиной до 0,5 м и снежные заносы высотой 0,30…0,65 м. Запас хода по булыжной мостовой - 220 км. На большие расстояния пушка бксируется колёсным или гусеничным тягачом с максимальной скоростью до 60 км/ч.

После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана (отдел Ю.К. Бессонова, в т.ч. конструкторы Н. Ширёв, Б.Г. Дудко). В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением Совмина №2329-1105сс от 19 ноября 1954 года первая отечественная пушка с самодвижением была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «85-мм самодвижущаяся пушка СД-44».

В 1954 году завод №9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году - еще 250. В 1957 году завод №9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 - СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.

Кроме Советской Армии, СД-44 состояла на вооружении армий Албании, Болгарии, ГДР, Кубы и Китая.

В середине 50-х началась разработка подвесных кабин, предназначавшихся для для десантирования пушки СД-44 с самолётов. Летом 1958 года успешно прошли испытания десантной кабины П-110 с парашютно-реактивной системой (вес в снаряженном состоянии с СД-44 - 3900 кг) для использования её с самолётами Ту-4Д.

Характеристики 85-мм дивизионная пушка Д-44

Расчёт, чел 6 (7*)

Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)

Длина ствола, клб 55,1

Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)

Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)

Угол возвышения/склонения, град +35/-7

Угол горизонтальной наводки, град 54

Начальная скорость ОФС, м/с 793

Масса ОФС снаряда, кг 9,54

Максимальная дальность стрельбы ОФС, м 15820

Скорострельность, выстр./мин до 15

Противотанковую пушку Д-44 калибра 85 миллиметров спроектировали в конструкторском бюро завода № 9 («Уралмаш»). Данное орудие может поражать танки, бронетранспортеры, самоходно-артиллерийские орудия, а также другие бронесредства противника. Также же она может использоваться для ведения огня по бронеколпакам, амбразурам деревоземляных и долговременных точек, уничтожения живой силы и огневых средств, находящихся за легкими укрытиями или вне укрытий.

Конструктивная компоновка орудия имела классическую схему: ствол и затвор наложены на лафет.

Ствол – труба-моноблок имеющая двухкамерный дульный тормоз, муфты и казенник обоймы. Орудийный лафет входит: противооткатные устройства, уравновешивающий механизм, люлька, механизмы наведения, верхний станок, нижний станок имеет подрессоривание, колеса, станины, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

На дульную часть ствола навинчивается активный дульный тормоз, представляющий собой массивный полый цилиндр. На его образующей выполнены окна (отверстия). Копирный клиновой полуавтоматический затвор предназначен для запирания канала ствола, производства выстрела. Чтобы произвести первый выстрел затвор открывается вручную, в дальнейшем, после каждого выстрела затвор открывается автоматически. Люлька цилиндрическая литая обойменного типа, при накате и откате направляет ствол. В состав противооткатного устройства входят пнвматический накатник и гидравлический тормоз отката. На люльке закреплена при помощи сварки обойма с гнездами, в которой размещаются цапфы служащие для соединения с верхним станком. Рамка (верхний станок) служит основанием для качающейся части орудия. В уравновешивающий механизм накачивается азот или воздух. Нормальное давление азота (воздуха) в уравновешивающем механизме: когда качающаяся часть закреплена по-походному от 54 до 64 кгс/см2; при наибольшем угле возвышения которое составляет 35° от 50 до 60 кгс/см2. В уравновешивающий механизм для создания гидравлического запора заливается 0,5 литра веретенного масла АУ. В уравновешивающем механизме давление регулируется компенсатором при изменении температуры воздуха в пределах от -20° до +20°С.

Уравновешивающий механизм с компенсатором наполнен веретенным маслом АУ (0,6 литра). На качающейся части слева установлены винтовые механизмы наведения (поворотный и подъемный), щитовое прикрытие и уравновешивающий механизм. На несущем щите, который жестко скреплен с нижним откидным, задним и передним бронелистами и рамкой, размещалась вращающаяся часть орудия. На щите смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части. Боевую ось составляют две прямые полуоси. Усиленные колеса от ГАЗ-АА, имели шины ГК. Полые раздвижные станины СД-44 имеют на концах сошники. С несущим щитом они соединены шарнирно.


Нормальная длина отката:
- на полном заряде от 580 до 660 миллиметров;
- на уменьшенном заряде от 515 до 610 миллиметров;
- предельная длина отката составляет 675 миллиметров (отмечена надписью «Стоп»).

Для ведения огня прямой наводкой и с закрытых позиций противотанковая пушка Д-44 оснащается прицелом С71-7, оптическим прицелом ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Также, могут использоваться ночные прицелы АПН3-7 или АПН-2. На пушке механический С71-7 должен постоянно быть закреплен; панораму снимают и хранят в штатном ящике.

Скорострельность противотанковой пушки Д-44: при угле +20 градусов с исправлением наводки составляет 15 выстрелов в минуту; при угле 0 градусов – 11-13 выстрелов в минуту; максимальная скорострельность 20 – 22 выстрела в минуту.

Для стрельбы применяются артвыстрелы унитарного заряжания, имеющие различные снаряды: бронебойные подкалиберные, кумулятивно-осколочные и осколочно-фугасные.

Боеприпасы к противотанковой пушке Д-44:

Выстрелы УО-367 и УО-365К состоят из стального цельнокорпусного осколочного снаряда 0-365К, головного взрывателя, стальной (латунной) гильзы, в ее очко донной части ввинчивается капсюльная втулка КВ-4, и порохового боевого заряда (УО-365К имеет полный и УО-367 уменьшенный заряд).
УО-367А состоит из снаряда 0-367А (цельнокорпусного осколочного сталистого чугуна), головного взрывателя, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ- 4 ввинчена в очко донной части и боевого уменьшенного порохового заряда.
УБР-365К состоит из снаряда БР-365К (остроголового бронебойно-трассирующего), взрыватель МД-8 имеющий трассер ввинчен в очко донной части, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчена в очко донной части и порохового боевого полного заряда.
УБР-365 состоит из снаряда БР-365 (тупоголового бронебойно-трассирующего с баллистическим наконечником), взрыватель МД-7 оснащенный трассером ввинчен в очко донной части, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчена в очко его донной части и полного боевого порохового заряда.
УБР-367П состоит из снаряда БР-367П (бронебойно-трассирующего подкалиберного имеющего баллистический наконечник), трассер ввинчен в очко донной части снаряда, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчена в очко ее донной части, боевого порохового заряда.
УБР-365П и УБР-367ПК состоят из трассирующего подкалиберного снаряда БР-365П, трассер ввинчен в очко его донной части, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчивается в очко ее донной части, порохового боевого заряда.
УБР-365П от выстрела УБР-367ПК отличается лишь конструкцией заряда.
УБК1 имеет кумулятивный невращающийся снаряд БК2 с трассером № 9 и головным взрывателем ГПВ-1, стальной или латунной гильзы, капсюльная втулка марки КВ-4 ввинчена в ее очко, боевого воспламенителя и заряда, помещенных в гильзе и закрепленных цилиндром и картонным кружком.
УБК1М от выстрела УБК1 отличается лишь тем, что БК2М, которым, имеет медную кумулятивную воронку вместо стальной.
УД-367 имеет дымовой стальной снаряд Д-367, головной взрыватель КТМ-2 ввинчивается в очко его головной части, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчивается в очко ее донной части, боевой уменьшенный пороховой заряд.
ЗУД1 имеющий полный заряд и ЗУД2 уменьшенный заряд в отличие от УД-367 оснащаются взрывателем КТМ-1-У.
У выстрела У ПБР-367 со снарядом ПБР-367 имеется такое же устройство, как и у выстрела с бронебойными снарядами. ПБР-367 взрывателя не имеет и не снаряжен взрывчатым веществом.

Основные данные:
Начальная скорость осколочной гранаты (с уменьшенным зарядом) – 655 м/с;
Начальная скорость осколочной гранаты (с полным зарядом) – 793 м/с;
Начальная скорость бронебойно-трассирующего – 800 м/с;
Начальная скорость подкалиберного бронебойно-трассирующего – 1050 м/с;
Масса полного заряда – 2,6 килограмма;
Масса уменьшенного заряда – 1,5 килограмма;
Масса осколочного снаряда – 9,54 килограмм;
Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 9,2 или 9,34 килограмм;
Масса подкалиберного бронебойно-трассирующего снаряда – 4,99 килограмма;
Масса выстрела имеющего осколочно-фугасный снаряд – 16,3 килограмм;
Масса выстрела имеющего бронебойно-трассирующий снаряд – 15,68 килограмм;
Масса выстрела имеющего подкалиберный бронебойно-трассирующий снаряд – 15,68 килограмм;
Максимальное давление пороховых газов составляет 2550 кгс/см;
Наибольшая табличная дальность составляет 15820 метров.

На вооружении отдельного артиллерийского противотанкового дивизиона мотострелкового или танкового полка (две противотанковых артиллерийских батарей состоящих из двух огневых взводов) по 6 штук в батарее (в дивизионе 12).

Боеприпасы унифицированы с СД-44.

Штатным средством тяги противотанковой пушки является ГАЗ-66 или ГАЗ-63.
Скорость перевозки:
- по бездорожью – 15 км/ч.
- по проселочным дорогам и булыжной мостовой – 35 км/ч;
- по асфальтированным дорогам – 60 км/ч.

ПТП Д-44 по воздуху может перевозиться в грузовых военно-транспортных самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-22.

Для перекатывания на позиции вручную под хоботовую часть пушки подставляют специальный каток, закрепляемый в походном положении и перевозимый на станинах.

Технические характеристики противотанковой пушки Д-44:
Калибр – 85 миллиметров;
Длина ствола – 4685 миллиметров (55 калибров);
Длина нарезной части ствола – 3496 миллиметров (41 калибров);
Число нарезов – 24;
Объем зарядной каморы при осколочном снаряде 0-365К - 3.94 дм3;
Высота линии огня - 825 мм;
Угол наведения по вертикали – -7° +35°;
Угол наведения по горизонту – 54°;
Длина системы – 8340 миллиметров;
Высота линии огня – 825 миллиметров;
Ширина – 1680 миллиметров;
Высота – 1420 миллиметров;
Клиренс – 350 миллиметров;
Ширина колеи – 1434 миллиметров;
Масса в боевом положении – 1725 килограмм;
Ствола с затвором – 718 килограмм;
Затвора – 31,6 килограмм;
Качающейся части – 920 килограмм;
Откатывающихся частей (ствола с противооткатными устройствами и затвором) – 785 килограмм;
Люльки - 99 килограмм;
Тормоза отката в собранном виде – 42 килограмма;
Собранного накатника – 32 килограмма;
Уравновешивающего механизма – 13 килограмм;
Собранного верхнего станка – 71 килограмм;
Собранного щитового прикрытия – 83 килограмма;
Собранного нижнего станка – 133 килограмма;
Подхоботового катка – 12,3 килограмм;
Колеса (со ступицей) – 81 килограмм;
Ходовой части (колес, подрессоривания и боевой оси) – 222 килограмма;
Лафета в собранном виде – 972 килограмма:
Лыжной установки – 170 килограмм;
Перевод из боевого в походное положение – 1 минута;
Прицельная скорострельность пушки - 10-15 выстрелов в минуту;
Максимальная скорострельность пушки – 20 выстрелов в минуту;
Скорость перевозки по хорошим дорогам - 60 км/ч;
Скорость перевозки по булыжной мостовой - 35 км/ч;
Скорость перевозки по бездорожью - 15 км/ч.
Расчет – 5 человек.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: