Расчеты объёмных отношений газов при химических реакциях

В данном разделе использованы материалы методического пособия "Обучение решению задач по химии". Авторы - составители: учитель химии высшей категории, методист Учреждения образования «Гимназии №1 г. Гродно» Толкач Л.Я.; методист учебно-методического отдела Учреждения образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО» Коробова Н.П.

Вычисления с использованием молярного объема газов.

Вычисление относительной плотности газов.

Объемные отношения газов

Один моль любого газа при одинаковых условиях занимает один и тот же объем. Так, при нормальных условиях(н.у.), т.е. при температуре 0 °С и нормальном атмосферном давлении, равном 101,3 кПа, один моль любого газа занимает объем 22,4 дм 3 .

Отношение объема газа к соответствующему химическому количеству вещества есть величина, называемая молярным объемом газа (V m ):

V m = V / n дм 3 , откуда V = V m · n

Для того чтобы определить: легче или тяжелее газ относительно другого газа, достаточно сравнить их плотности:

r 1 / r 2 = M 1 ·V 1 /M 2 ·V 2 = M 1 /M 2 = D 2 .

Из выше приведенного выражения видно: для того, чтобы сравнить плотности газов, достаточно сравнить их молярные массы.

Отношение молярной массы одного газа к молярной массе другого газа есть величина, называемая относительной плотностью ( D 2 ) одного газа по другому газу.

Зная относительную плотность одного газа по другому, можно определить его молярную массу:

M 1 = M 2 · D 2 .

Воздух является смесью газов, поэтому его «молярная масса» представляет собой массу воздуха объемом 22,4 л. Эта величина численно равна:

М возд = 29 г/моль

Согласно закону Авогадро одинаковое число молекул разных газов при одних и тех же условиях занимает одинаковый объем.

Из этого вытекает второе следствие.

При неизменных температуре и давлении объемы вступающих в реакцию газов относятся друг к другу, а также к объемам образующихся газообразных продуктов как небольшие целые числа.

Эта закономерность была сформулирована Гей-Люссаком в виде закона объемных отношений газов. Таким образом, если в химической реакции участвуют или получаются газообразные вещества, то по уравнению реакции можно установить их объемные отношения.

Объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны химическим количествам этих веществ:

V 1 / V 2 = n 1 / n 2 т.е. V 1 и V 2 численно равны коэффициентам в уравнении реакции.

Пример 1. Баллон вмещает 0,5 кг сжатого водорода. Какой объем займет такое количество водорода? Условия нормальные.

Решение:

1. Вычисляем химическое количество водорода, содержащееся в баллоне:

N (Н 2 ) = 500/2 = 250 (моль), где М(Н 2 ) = 2 г/моль.

2.Так как при нормальных условиях 1 моль любого газа занимает объем 22,4 дм 3 , то

V = V m · n , V ( H 2 ) = 22,4 * 250 = 5600 (дм 3 )

Ответ: 5600 дм 3

Пример2. Каков состав (в %) алюминиево-медного сплава, если при обработке 1 г его избытком соляной кислоты выделилось 1,18 л водорода?

Решение:

1.Так как в реакцию с кислотой вступит только алюминий, то записываем уравнение:

2А1 + 6НС1 = 2А1С1 3 + 3 H 2

2моль 3 моль

2.Вычисляем химическое количество водорода:

n (Н 2 ) = 1.18/22.4= 0,05 (моль)

3.По уравнению реакции вычисляем массу алюминия, содержащегося в сплаве:

3 моль 2 моль алюминия

0,05 моль водорода выделится, если прореагирует x моль алюминия

х = 0.05·2/3 = 0,033 (моль),

m ( Al ) = 0,035·27 = 0,9 (г), где М(А l ) = 27 г/моль

5. Вычисляем массовую долю алюминия в сплаве:

w l ) = m ( Al ) / m (сплава) , w ( А1 ) = 0,9/1= 0,9 или 90%.

Тогда массовая доля меди в сплаве 10%

Ответ: 90% алюминия, 10% меди

Пример 3. Определить относительную плотность: а) кислорода по воздуху, б) углекислого газа по водороду.

Решение:

1. Находим относительную плотность кислорода по воздуху:

D возд (О 2 ) = M (О 2 )/ M (возд.) = 32/29= 1,1.

2.Определяем относительную плотность углекислого газа по водороду

D Н2 (СО 2 ) = M (СО 2 )/ M (Н 2 ) = 44/2 = 22.

Ответ: 1,1; 22

Пример 4. Определите объем смеси газов, состоящей из 0,5 моль кислорода, 0,5 моль водорода и 0,5 моль углекислого газа.

Решение:

1. Находим химическое количество смеси газов:

n (смеси) = 0,5 + 0,5 + 0,5 = 1,5(моль).

2. Вычисляем объем смеси газов:

V (смеси) = 22,4 · 1,5 = 33,6(дм 3 ).

Ответ: 33,6 дм 3 смеси

Пример 5. Рассчитайте объем углекислого газа, который получится при сжигании 11,2 м 3 метана СН 4 .

Решение:

1. Записываем уравнение химической реакции горения метана:

CH 4 + 2O 2 = CO 2 + 2H 2 O

1 моль 1 моль

1 м 3 1 м 3

2. Для вычисления объема углекислого газа составляем и решаем пропорцию:

при сжигании 1 м 3 СН 4 получится 1 м 3 СО 2

при сжигании 11,2 м 3 СН 4 получится х м 3 СО 2

х = 11,2·1/1= 11,2 (м 3 )

Ответ : 11,2 м 3 углекислого газа

Пример 6. Стальной баллон для хранения сжатых газов наполнили жидким кислородом массой 8 кг.

Какой объем займет кислород в газообразном состоянии (н.у.) ?

Решение:

1. Вычисляем химическое количество жидкого кислорода:

n ( O 2 ) = 8000/32 = 250 (моль).

2. Вычисляем объем газообразного кислорода:

V ( O 2 ) = 22, 4 · 250 = 5600 дм 3 .

Ответ: 5600 дм 3

Пример 7. Вычислите массу воздуха объемом 1 м 3 (н.у.), если в нем 78 объемных долей азота, 21 - кислорода, 1 - аргона (не считая других газов).

Решение:

1. Исходя из условия задачи, объемы газов в воздухе соответственно равны:

V ( N 2 ) = 1 · 0,78 = 0,78 м 3 ;

V (О 2 ) = 1 · 0,21 = 0,21 м 3 ,

V r ) = 1 · 0,01 = 0,01 м 3 .

2. Вычисляем химическое количество каждого газа:

n ( N 2 ) = 0,78/22,4·10 -3 = 34,8 (моль),

n (О 2 ) = 0,21/22,4·10 -3 = 9,4 (моль),

n r ) = 0,01/22,4·10 -3 = 0,45 (моль).

3. Вычисляем массы газов:

m (N 2 ) = 34,8 · 28 = 974(г),

m 2 ) = 9,4 · 32 = 30(г),

m r ) = 0,45 · 40 = 18(г).

4. Вычисляем массу воздуха:

m (воздуха) = 974 + 301 + 18 = 1293 (г) или 1,293 кг.

Ответ: 1,293 кг воздуха

Пример 8. При поджигании в эвдиометре смеси кислорода и водорода объемом 0,1 м 3 объем смеси уменьшился на 0,09 м 3 .

Какие объемы водорода и кислорода были в исходной смеси, если оставшийся газ горит (н.у.) ?

Решение:

1. Записываем уравнение реакции:

2 + О 2 = 2 О

2 моль 1моль 2моль

2. Определяем объемы газов, вступивших в реакцию.

Объем газовой смеси сократился за счет образования жидкой воды, поэтому объем газов, вступивших в реакцию, равен 0,09 м 3 .

Т.к. газы вступают в реакцию в отношении 2:1, то из 0,09 м 3 две части

приходятся на водород, а одна – на кислород. Следовательно, в реакцию

вступило 0,06 м 3 водорода и 0,03 м 3 кислорода.

3. Вычисляем объемы газов в исходной смеси.

Т.к. оставшийся газ горит, то это водород – 0,01 м 3 .

V 2 ) = 0,01 + 0,06 = 0,07 (м 3 ) или 70 л,

V 2 ) = 0,1 – 0,07 = 0,03 (м 3 ) или 30 л.

Ответ: 70 л водорода, 30 л кислорода

Пример 9. Определите плотность по водороду газовой смеси, состоящей из 56л аргона и 28 л азота (н.у.) ?

Решение:

1. Исходя из определения относительной плотности газов,

D H 2 = M (смеси) / M (H 2 ).

2. Вычисляем химическое количество и массу смеси газов:

n (Ar ) = 5.6/22.4= 2,5 (моль);

n (N 2 ) = 28/22.4= 1,25 (моль);

n (смеси) = 2,5 + 1,25 = 3,75 (моль).

m (Ar ) = 2,5 · 40 = 100 (г),

m (N 2 ) = 1,25 · 28 = 35 (г),

m (смеси) = 100 + 35 = 135 (г), т. к.

М (А r ) = 40 г/моль, М (N 2 ) = 28 г/моль.

3. Вычисляем молярную массу смеси:

М(смеси) = m (смеси) / n (смеси) ;

М(смеси) = 135/3,75= 36 (г/моль)

4. Вычисляем относительную плотность смеси газов по водороду:

D H 2 = 36/2 = 18.

Ответ: 18

Пример 10. Можно ли полностью сжечь 3 г древесного угля в трехлитровой банке, наполненной кислородом (н.у.)?

Решение:

1. Записываем уравнение реакции горения угля:

С + О 2 = СО 2

1моль 1моль

2. Вычисляем химическое количество угля:

n (С) = 3/12 = 0,25 (моль), т. к. М (С) = 12 г/моль.

Химическое количество кислорода, необходимого для реакции, будет тоже равно 0,25 моль (исходя из уравнения реакции).

3. Вычисляем объем кислорода, необходимый для сжигания 3 г угля:

V (O 2 ) = 0,25 · 22,4 = 5,6 (л).

4. Поскольку газ занимает объем сосуда, в котором он находится, то имеется 3 л кислорода. Следовательно, этого количества не хватит для сжигания 3 г угля.

Ответ: не хватит

Пример 11. Во сколько раз увеличится объем жидкой воды в результате превращения ее в пар при н.у.?

Поурочные планы Сычевой Л.Н..

Класс: __8___ Дата: __________________

Тема «Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях»

Цель : закрепление навыков решения задач по формулам и уравнениям химических реакций.

Задачи:

    продолжить формирование понятия «моль»;

    познакомить учащихся с законом Авогадро и областью его применения;

    ввести понятия «молярный объем», «относительная плотность газов»;

    развивать логическое мышление и умение применять полученные знания.

План урока

    Мотивация учащихся;

    Повторение необходимых терминов и понятий;

    Изучение нового материала;

    Закрепление (на каждом этапе изучения темы);

    Рефлексия.

Ход урока

Перед вхождением в новую тему необходимо повторить основные ключевые термины, понятия и формулы:

    Что такое «моль»?

    Что такое «молярная масса»?

    Что такое «число Авогадро»?

    Как обозначается величина «количество вещества»?

    Напишите формулы нахождения молярной массы вещества, числа Авогадро.

Два ученика решают задачи у доски:

1. Вычислите массу 3,5 моль воды. Определите число молекул, содержащихся в этом количестве вещества.

2. Какое количество вещества железа соответствует массе 112 г?

Учащиеся на местах также решают задачу: вычислите количество вещества кислорода, содержащееся в 3,2 г. Найдите число молекул в этом количестве вещества.

После непродолжительного времени (5 мин.) обсуждаем решение всех задач

Объяснение закона Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул (одинаковое количество вещества).

(Школьники в тетрадях составляют опорный конспект. Выделяют величину 22,4 л – это объем, который занимает 1 моль любого газа при нормальных условиях).

Разбираем примеры расчетных задач:

1. Какое количество вещества азота составляет 11,2 л?

2. Какой объем займут 10 моль кислорода?

После этого учащимся предлагается самостоятельная работа по вариантам:

Задание

1-ый вариант

2-ой вариант

3-ый вариант

4-ый вариант

водорода

кислорода

Определите объем газа

кислорода

водорода

Определите количество вещества

Определить массу

На следующем этапе урока рассматриваем применение величины молярного объема (22,4 л) при решении расчетных задач по уравнениям химических реакций:

1. Какой объем кислорода необходим для взаимодействия с 6,4 г меди?

2. Какое количество алюминия подвергается окислению 13,44 л кислорода?

3. Какой объем кислорода потребуется на сжигание 4 л этана (С 2 Н 6 )?

На примере третьей задачи показываю учащимся решение ее с применением закона объемных отношений газов. Уточняю, что так решаются те задачи, где речь идет только о газообразных веществах. Делаю акцент учащихся на формуле и прошу обратить на нее внимание, запомнить.

Цели урока: формировать знания учащихся о закон объемных соотношений для газообразных веществ на примере химических реакций органических веществ; формировать умение применять закон объемных соотношений для расчетов по химическим уравнениям.

Тип урока: формирование новых умений и навыков.

Формы работы: выполнение тренировочных упражнений (практика на примерах, управляемая и самостоятельная практика).

Оборудование: карточки-задания.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

1. Фронтальная беседа

1) Сравните физические свойства алканов, алкенов и алкінів.

2) Назовите общие химические свойства углеводородов.

3) Какие реакции (присоединение, замещение) характерны для алканов? Почему?

4) Какие реакции (присоединение, замещение) характерны для алкенов? Почему?

5) Из приведенных на доске веществ выберите те, которые обесцвечивают бромную воду. Приведите пример уравнений реакций.

2. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

Фронтальная беседа по материалу 8 класса

Чему равен молярный объем любого газа при нормальных условиях?

Все газы одинаково сжимаются, имеют одинаковый термический коэффициент расширения. Объемы газов зависят не от размеров отдельных молекул, а от расстояния между молекулами. Расстояния между молекулами зависят от скорости их движения, энергии и, соответственно, температуры.

На основании этих законов и своих исследований итальянский ученый Амедео Авогадро сформулировал закон:

В равных объемах различных газов содержится одинаковое количество молекул.

При обычных условиях газообразные вещества имеют молекулярное строение. молекулы газов очень мелкие по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому объем газа определяется не размером частиц (молекул), а расстоянием между ними, что для любого газа примерно одинакова.

А. Авогадро сделал вывод, что, если взять 1 моль, то есть 6,02 · 1923 молекул любых газов, то они будут занимать одинаковый объем. Но при этом измеряться этот объем при одинаковых условиях, то есть при одинаковых температуре и давлении.

Условия, при которых проводятся подобные расчеты, назвали нормальными условиями.

Нормальные условия (н. в.):

Т = 273 К или t = 0 °С;

Р = 101,3 кПа или Р = 1 атм. = 760 мм рт. ст.

Объем 1 моль вещества называют молярным объемом (Vm ). Для газов при нормальных условиях равен 22,4 л/моль.

Согласно закону Авогадро, 1 моль любого газа занимает одинаковый объем при нормальных условиях равен 22,4 л/моль.

Следовательно, объемы газообразных реагентов и продуктов реакции соотносятся как их коэффициенты в уравнении реакции. Эту закономерность используют для химических расчетов.

IV. Первичное применение полученных знаний

1. Практика на примерах

Задача 1. Вычислите объем хлора, который может присоединить 5 л этилена.

Ответ: 5 л хлора.

Задание 2. Вычислите, какой объем кислорода нужен для сжигания 1 м3 метана.

Ответ: 2 м3 кислорода.

Задание 3. Вычислите объем ацетилена, для полного гидрирования которого потратили 20 л водорода.

Ответ: 10 л ацетилена.

2. Управляемая практика

Задание 4. Вычислите объем кислорода, который необходим для сжигания 40 л смеси, содержащей 20 % метана, 40 % этана и 40 % етену.

Ответ: 104 л кислорода.

3. Самостоятельная практика

Задание 5. Вычислите объем водорода, который потребуется для полного гидрирования вещества Х.

(Ученики самостоятельно заполняют таблицу, после окончания работы сверяют ответы.)

Объем вещества Х, л

Формула вещества Х

Уравнение гидрирования

Объем водорода, л

Задание 6. Вычислите объем воздуха (содержание кислорода принять 20 % объемных), что израсходуется для полного сжигания смеси.

(Учащиеся самостоятельно на оценку решают одну-две задачи по заданию учителя.)

Объем смеси, л

Цели урока:

Просмотр содержимого документа
«Химия 9 класс Объемные отношения газов в химических реакциях. Вычисление объемных соотношений газов по химическим уравнениям.»

Урок химии по теме «Объёмные отношения газов в химических реакциях. Вычисление объёмных соотношений газов по химическим уравнениям»

Урок № 3 по методике критического мышления

Цели урока: формировать знания учащихся о законе объёмных отношений для газообразных веществ на примере химических реакций органических веществ; формировать умение применять закон объёмных соотношений для расчетов по химическим уравнениям. Совершенствовать умения учащихся решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций. Развивать умение учащихся составлять химические задачи. Развивать критическое мышление. Формировать положительное отношение к изучению предмета, добросовестное отношение к выполняемому заданию.

Оборудование: карточки- задания.

Ход урока.

I .Разминка (Учащиеся привлекаются к высказыванию собственных мыслей)

А. Франс «Когда человек мыслит, он имеет сомнение, но он уверен, когда…»

Как бы вы закончили эту фразу?

Учащиеся работают в группах. Записывают предложенные варианты. Выбирают те, которые по их мнению подходят больше.

Вывод: «Когда человек мыслит, он имеет сомнение, но он уверен, когда действует».

Я надеюсь, что дело, которым мы будем заниматься на уроке, вас заинтересует и вы проявите свои способности и умения.

ІІ. Мотивация познавательной деятельности.

Объявление темы и задач урока.

Ш. Степень актуализации

По диаграмме Вена вспомнить химические свойства алкенов и алкинов.

Чему равен молярный объём любого газа при н.у.

Ответ: 22,4 л/ моль

Как формулируется закон Авогадро?

Ответ: В одинаковых объёмах разных газов при одинаковых условиях (t,p) содержится одинаковое число молекул.

Вывод: объёмы газообразных реагентов и продуктов реакции соотносятся как их коэффициенты в уравнениях реакции. Эта закономерность используется для химических расчетов.

Творческое задание: (Дает возможность убедиться в стойких знаниях учащихся по теме)

В трех пронумерованных пробирках, закрытых пробками, находятся: метан, этилен, ацетилен. Как распознать, где какой газ находится?

IV . Степень осознания (доведение до сознания учащихся материала, который опирается на проблемность, поиск истины).

Усиленная лекция («Карусель»: сначала даются основные понятия по решению задач; по окончании учащиеся объединяются в пары, решают подобные задачи; составляют подобные задачи, которые решает соседняя пара и т.д.)

Объём хлора (н.у.), который вступит в реакцию с 7 л пропена, равен:

а) 14 л; б) 10 л; в) 7 л; г) 22,4 л.

3. Вычислить объём воздуха, который понадобится для сжигания смеси,

которая состоит из 5 л этилена и 7 л ацетилена (н.у.).

    Укажите, какой объём водорода необходим для полного гидрирования 7 л этилена в соответствии с уравнением реакции:

С 2 Н 4 + Н 2 = С 2 Н 6 а) 7 л; б) 6 л; в) 14 л; г) 3,5 л.

Работа в парах. Учащиеся, объединившись в пары, составляют подобные задачи, которые решает соседняя пара:

    Объём водорода, необходимый для полного гидрирования 15 л бутина, равен: а) 15 л; б) 30 л; в) 7,5 л; г) 3.5 л.

    Какой объём хлора присоединится к 5 л ацетилена в соответствии с уравнением реакции С 2 Н 2 + 2Cl 2 = С 2 Н 2 Cl 2:

а) 5 л; б) 10 л; в) 2,5 л; г) 22,4 л.

3. Вычислить объём воздуха, который необходимо потратить на сжигание

10 м 3 ацетилена (н.у.).

V . Рефлексия

Выполнение задания по карточке.

Вычислить объём водорода, который необходим для полного гидрирования вещества Х.

(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, после окончания работы сверяют ответы).

Объём вещества Х,л

Формула вещества Х

Уравнение гидрирования

водорода,л

V І . Выводы по уроку

Формулируются задания на следующий урок.

V І I . Итоги урока

VIII . Домашнее задание

Проработать параграф 23, выполнить упражнения 206, 207 на стр. 149

Объемные отношения газов при химических реакциях.

Цель: закрепить знания о газах, уметь вычислять объемные отношения газов, по химическим уравнениям используя закон объемных отношений, применять закон Авогадро и понятие молярного объёма при решении задач.

Оборудование: Карточки с задачами, на доске закон Авогадро.

Ход урока:

I Орг. момент

Повторение

1.Какие существуют вещества в газообразном состоянии?

(Н 2 , N 2 , О 2 , СН 4 , С 2 Н 6 )

2.Какое понятие характерно для этих газов? («Объем»)

3.Какой ученый предположил, что в состав газов входят 2 атома и какие?

(А.Авогадро, Н 2 , О 2 , N 2 )

4. Какой закон был открыт Авогадро?

(В равных объемных различных газов при одинаковых условиях(t и давления) содержится одинаковое число молекул)

5. По закону Авогадро 1 моль любого газа занимает объем равен (22,4 л/моль)

6.Каким законом обозначается объем газа? (V м – объем молярный)

7. По каким формулам мы находим: V , V м, количества вещества?

V м = V v = V V = V м ∙ v

v V м

II . Изучение материала

Когда вступивший в реакцию реагент и полученный продукт находится в газообразном состоянии, то по уравнению реакции можно определить их объемные отношения.

Например, рассмотрим взаимодействие водорода с хлором. Например уравнение реакции:

Н 2 + CI 2 = 2НС I

1 моль 1 моль 2 моль

22,4 л/моли 22,4 л/моли 44,8 л/моли

Как видим, 1 моль водорода и 1 моль хлора, вступив в реакцию, образуют 2 моль хлороводорода. Если сократить эти числовые значения объемов на 22,4, то получим объемное отношения 1:1:2. Таким способом можно определить и объемные отношения газообразных веществ при нормальных условиях.

Закон Авогадро, играющий важную роль в химических расчетах газообразных веществ, формируется следующим образом:

В равных объемах при одинаковых внешних условиях ( t и давление) содержится одинаковое число молекул.

Из этого закона вытекает следствие, что 1 моль любого газа при нормальных условиях всегда занимает один и тот же объем (молярный объем газа). Равный 22,4 л.

Коэффициенты в уравнениях реакции показывает число молей и число объемов газообразных веществ.

Пример: Рассчитайте, какой объем кислорода расходуется при взаимодействии с ним 10м³ водорода.

Запишим уравнение реакции

10 м³ х м³

2Н 2 + О 2 = 2Н2О

2 моль 1 моль

2 м³ 1 м³

По уравнению реакции известно, что водород и кислород вступают в реакцию в объемных отношениях 2:1.

Тогда 10:2 = Х:1, Х = 5 м³. Следовательно, чтобы 10м³ водорода вступили в реакцию необходимо 5 м³ кислорода.

Расчеты с применением закона Авогадро.

I тип задач.

Определение количества вещества по известному объему газа и вычисление объема газа (н.у.) по производству количеству вещества.

Пример 1. Вычислите количество молей кислорода, объем которого при н.у. занимает 89,6 л.

По формуле V = V м ∙ v находим количество вещества v = V

V м

v (O 2 ) = _____89,6л___ = 4 моль

22,4 л/моль Ответ: v (O 2 ) = 4 моль

Пример 2. Какой объем при нормальных условиях занимает 1,5 моль кислорода?

v (O 2 ) = V м ∙ v = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль = 33,6 л.

II тип задач.

Вычисление объема (н.у.) по массе газообразного вещества.

Пример. Вычислите, какой объем (при н.у.) занимают 96 г кислорода. Сначала находим молярную массу кислорода О 2 . Оно равно М (О 2 ) = 32 г/моль.

Теперь по формуле m = M v находим.

v (O 2 ) = m = 96 г____ = 3 моль.

М 32 г/моль

Вычислите объем, занимаемый 3 моль кислорода (н.у), по формуле V = V м ∙ v :

V (O 2 ) = 22,4 л/моль ∙ 3 моль = 67,2 л.

Ответ: V (O 2 ) = 67,2 л.

III . Закрепление урока

1. работа с упр. стр 80 (8,9)

2. д/з: параграф 29 стр. 80 упр. 10



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: