Таможенный контроль. Формы, принципы и порядок его проведения. Курсовая работа принципы проведения таможенного контроля Содержание основных принципов таможенного контроля

Осн. Понятия и принципы по там. Контролю закреплены в ТК ТС и ФЗ-311

При проведении таможенного контроля там. органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения там. законодательства ТС

Проведение таможенного контроля

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах,

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Товары, находящиеся под таможенным контролем:

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

Инострнные товары находятся под там. Контолем до:1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления 3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения 5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с момента регистрации таможенной декларации и до пересечения таможенной границы.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 ТК ТС, всего 12 форм таможенного конроля.

Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности там. контроля там. органы взаимодействуют с другими контролирующими гос. органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный,

22. Меры таможенного контроля. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

Тамо́женный контро́ль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательстваТаможенного союза.

К таким мерам относят:

применение форм там . Контроля: Проверка документов и сведений, Устный опрос,Получение объяснений, Таможенное наблюдение, Таможенный осмотр, Таможенный досмотр, Личный таможенный досмотр, Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, Таможенный осмотр помещений и территорий, Таможенная проверка, Учет товаров, находящихся под таможенным

Использование средств идентификации товаров:

Наложение таможенных пломб и печатей на транспортное средство международной перевозки, контейнер или на съемный кузов

Нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места

Проставление штампов, Отбор проб и образцов товаров

Использование чертежей, изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций

Использование средств идентификации транспортных документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары в таможенных целях

Проставление на документах печатей и штампов

Нанесение специальных наклеек, специальных защитных приспособлений

Помещение документов, необходимых для таможенных целей, в сейф-пакеты

Принятие мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, на

Таможенное сопровождение

Установление маршрута перевозки

Сбор информации

Направление в таможенный орган назначения запроса о наличии получателя товаров

Получение от налоговых органов, а также иных органов сведений о субъектах ВЭД

Получение коммерческих документов, документов бухгалтерского учета и отчетности и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим операциям с товарами

Иные меры

Таможенная экспертиза

Запрос дополнительных документов и сведений

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств международной перевозки в присутствии специалиста-кинолога со служебном собакой

Проведение последующего контроля информации, полученной с использованием ИДК. координирующим подразделением таможни

ВРЕМЯ НАХОЖДЕНИЯ ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ - товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Инострнные товары находятся под там. Контолем до:1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления 3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения 5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с момента регистрации таможенной декларации и до пересечения таможенной

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

"

Внешнеэкономическая, как и любая другая, коммерческая деятельность обычно сопровождается конфликтом частных интересов участников ВЭД и интересов общества. Как следствие, после завершения процедуры таможенного декларирования возникает необходимость в организации таможенного контроля.

Подвергаясь таможенному контролю, необходимо учитывать, что таможенные органы, применяя эту процедуру, обязаны руководствоваться следующими принци-пами:

§ принципом выборочности;

§ принципом исключительности объектов таможенного контроля;

§ принципом исключительности мест таможенного контроля;

§ принципом оперативности;

§ принципом информационной открытости;

§ принципом недопустимости причинения неправомерного вреда.

Принцип выборочности означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми его формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Принцип исключительности объектов таможенного контроля проявляется в том, что таможенный контроль распространяется только на определённые категории товаров.

В соответствии с ТК РФ при ввозе товары считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента:

§ выпуска для свободного обращения;

§ уничтожения или отказа в пользу государства;

§ фактического вывоза с таможенной территории РФ;

§ обращения в федеральную собственность в результате конфискации.

В свою очередь, российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия

таможенной декларации и до пересечения таможенной границы.

Принцип исключительности мест таможенного контроля устанавливает порядок, в соответствии с которым таможенный осмотр, таможенный досмотр товаров, а также их хранение и перемещение под таможенным наблюдением может производиться исключительно в пределах зон таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля могут создаваться на постоянной или временной основе вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, в местах перегрузки, временного хранения, стоянки транспортных средств и иных местах.

Принцип оперативности требует, чтобы при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации и иных необходимых документов была завершена не позднее трёх рабочих дней.


Срок проверки допускается увеличивать только в тех случаях, когда контролируемые товары не разделены по отдельным видам и наименованиям или сведения об упаковке и маркировке не указаны ни в коммерческих, ни в транспортных документах.

Согласно принципу информационной открытости , лица, перемещающие товары через таможенную границу, таможенные брокеры, владельцы СВХ, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики обязаны представлять для таможенного контроля все необходимые документы и сведения. Таможенный орган запрашивает эти документы и сведения в письменной форме и устанавливает достаточный срок для их представления. Для того чтобы иметь возможность выполнить требования о представлении документов, участники ВЭД должны их хранить не менее трёх календарных лет после года, в течение которого товары утратили статус находящихся под таможенным контролем.

В соответствии с принципом недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля не допускается причинение убытков перевозчику, таможенному декларанту и иным лицам. Убытки, вызванные неправомерными действиями или бездействием таможенного органа, подлежат возмещению в полном объёме. Причём возмещению также подлежит упущенная выгода лица, пострадавшего от неправомерных действий таможенного органа.

Введение 2

    Понятие, цели и принципы таможенного контроля 4

    Правовые основания проведения таможенного контроля 8

    Формы таможенного контроля 12

3.1. Таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств 15

3.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля 19

3.3. Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля 23

3.4. Таможенная ревизия 25

3.5. Проверка документов и сведений 30

3.6. Устный опрос 33

3.7. Получение пояснений 33

3.8. Таможенное наблюдение 34

3.9. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков 34

Заключение 35

Список литературы 37

Приложение 38

Введение

Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.

Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

Таможня – государственное учреждение, осуществляющее контроль над перемещением товаров и транспортных средств (в том числе багажа и почтовых отправлений) через границу и взимание установленных пошлин и иных сборов с этих товаров. Таможня не пропускает грузы, которые не удовлетворяют условиям, предусмотренным законодательством данной страны (товары, не снабжённые соответствующей лицензией; товары, ввоз и вывоз которых запрещён, и т.д.).

Как правило, пункты таможенного досмотра располагаются в портах и на сухопутной границе, в пунктах пересечения её железной дорогой, водными, автомобильными и воздушными путями. Такие пункты организуются также внутри страны, обычно в крупных центрах в которые доставляют большие партии товаров, прибывающих из-за границы, или в местах отправки значительных количеств экспортных товаров.

Прибывающие в пограничный пункт или пункт импортные и экспортные товары и другие грузы подвергаются таможенному досмотру в целях контроля за выполнением действующих правил по ввозу и вывозу грузов, взимания причитающихся таможенных пошлин и других сборов и получения сведений для таможенной статистики.

Грузы выпускаются только после погашения всех необходимых платежей. В случае несоблюдения таможенных правил (неправильное составление или несвоевременное представление таможенной документации, указание неправильной цены товара или неверного веса его, неправильная маркировка груза и т.д.) таможня может применить административные взыскания (штраф, конфискация груза и др.).

Актуальность темы исследования – немало важную роль в сфере политических и экономических отношений оказывает таможенное дело и таможенная политика.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением таможенного контроля.

Предметом исследования выступают положения действующего законодательства в области таможенного дела, деятельность таможенных органов.

Основной целью работы является исследование института таможенного контроля, форм таможенного контроля и критерия их применения, анализ осуществления таможенного контроля.

Достижение поставленной цели исследования невозможно без определения конкретных задач.

Задачами работы являются:

Общая характеристика таможенного контроля, как института таможенного права;

Изучение правового механизма реализации форм таможенного контроля и критерия их применения;

Проведение анализа осуществления таможенного контроля;

    Понятие, цели и принципы таможенного контроля

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации 1 .

При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ, а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации.

Таможенный контроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ 2 , то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ. Согласно ТК РФ таможенные органы наделены правом при проведении таможенного контроля использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением, которых возложен на таможенные органы. При необходимости таможенные органы могут использовать все формы таможенного контроля, предусмотренные таможенным законодательством.

Основными задачами таможенного контроля являются:

Установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

Обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений и предоставление их незаконного перемещения;

Выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;

Определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества.

К целям таможенного контроля относятся:

Определение соответствия досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

Определение соответствия досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками;

Контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;

Классификация товаров по ТН ВЭД;

Определение стоимости, количества, качества.

Цель таможенного контроля так же состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Место таможенного контроля в структуре административного процесса определяется с учетом его широкого и узкого понимания, каждое из которых имеет свое нормативное воплощение и практическое значение.

Таможенный контроль в широком понимании по смыслу ст. 66 и ч. 3 ст. 77 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) - это разновидность государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоза с этой территории.

На таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль (ч. 7 ст. 358, ст. 403 ТК РФ), возложена функция координации различных видов государственного контроля при импорте и экспорте товаров.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

В широком понимании таможенный контроль охватывает всю процессуальную деятельность таможенных органов, в том числе таможенное оформление. В рамках таможенного контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер. Таможенный контроль рассматривается в качестве формы осуществления таможенного дела наряду с другими формами - нормативным регулированием порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей.

В ходе таможенного контроля таможенными органами реализуется система мер административной ответственности за нарушение таможенных правил. Такими принудительными мерами становятся меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания, урегулированные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Значительной новеллой ТК РФ явилось введение системы принципов таможенного контроля как правовых основ государственного контроля в сфере таможенного дела. К числу таких принципов следует отнести:
- всеобщность таможенного оформления и таможенного контроля (ч. 1 ст. 14);
- законность таможенного оформления и таможенного контроля (ч. 2 ст. 14);
- принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования (ч. 3 ст. 14);

Выборочность и достаточность таможенного контроля (ч. 1 ст. 358);

Использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля (ч. 2 ст. 358);

Возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля (ст. 386);

Использование методов анализа рисков для определения и степени проверки (ч. 3 ст. 358);

Выработка стратегии таможенного контроля федеральной таможенной службой (ч. 4 ст. 358);

Сотрудничество с таможенными органами иностранных государств (ч. 5 ст. 358);

Взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ч. 6 ст. 358);

Создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу (ч. 1 ст. 403);

Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля (ст. 365);

Безопасность применения технических средств таможенного контроля (ч. 1 ст. 388).

В качестве объекта таможенного контроля следует выделить государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы 3 .

Таможенный контроль - одно из базовых понятий в сфере таможенного регулирования. При характеристике таможенного контроля целесообразно исходить из того, что понятие таможенного контроля может быть раскрыто в широком и узком понимании1.

Определение, данное в ст. 4 ТК ТС, связано с широким пониманием таможенного контроля, в соответствии с ним таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

В той или иной мере всю деятельность таможенных органов можно связать с таможенным контролем в таком понимании. Для конкретизации указанного термина следует выделить узкое определение, вытекающее из анализа содержания ТК ТС в целом и разд. 3 в частности. В узком понимании таможенный контроль - совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и выявления нарушений таможенного законодательства.

Анализируя понятие таможенного контроля, можно выделить его характерные черты:

  • 1) таможенный контроль - один из видов государственного контроля, для которого характерны принципы осуществления контролирующей функции органами государственной власти. Общепризнанным является тог факт, что действие Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в силу специфики таможенных отношений на него не распространяется2;
  • 2) формы таможенного контроля и порядок проведения, как правило, императивно закреплены законодателем;
  • 3) правовое регулирование таможенного контроля связано с использованием значительного количества актов государств - членов Таможенного союза.

Существует возможность классификации действий таможенных органов, направленных па осуществление таможенного контроля.

В зависимости от того объекта, на который направлен таможенный контроль, можно выделить:

  • таможенный контроль товаров;
  • таможенный контроль транспортных средств международных перевозок.

В зависимости от направленности движения товаров различаются:

  • таможенный контроль ввозимых на территорию Таможенного союза товаров;
  • таможенный контроль вывозимых с территории Таможенного союза товаров.

Наиболее распространение получил способ классификации таможенного контроля по формам его проведения, зафиксированным в ст. НО ТК ТС.

По времени проведения таможенного контроля выделяют:

  • предварительный контроль (до ввоза товаров на таможенную территорию);
  • текущий (осуществляемый после ввоза товаров и транспортных средств международных перевозок и до их выпуска);
  • последующий (проводимый после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем).

Современные тенденции в сфере таможенного регулирования свидетельствуют об увеличении доли и значения проверочных мероприятий, проводимых в рамках последующего контроля, что соответствует общемировой практике и принципам Киотской конвенции.

В рамках указанной тенденции законодатель существенно увеличил срок, в течение которого таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров. В соответствии со ст. 99 ТК ТС предельный срок, в течение которого возможно проведение последующего контроля, - три года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Принципами проведения таможенного контроля являются следующие.

  • 1. Выборочность таможенного контроля. В современных условиях развития экономики проведение полного комплекса проверочных мероприятий в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу, невозможно. Таможенные органы осуществляют выбор форм таможенного контроля, порядок их применения, оценивая в каждом конкретном случае достаточность тех или иных его форм для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Современные концепции развития таможенного дела предусматривают проведение досмотровых мероприятий в отношении относительно незначительного количества товаров (до 5% от общего числа товаров, перемещаемых через таможенную границу). Таким образом, принцип выборочное™ предполагает:
    • выбор таможенными органами подлежащих применению форм таможенного контроля;
    • выбор (как правило, на основе системы управления рисками) товаров и транспортных средств международных перевозок, подлежащих отдельным проверочным мероприятиям (например, таможенному досмотру).

Принцип выборочность при проведении проверочных мероприятий соответствуют стандартному правилу 6.2 Киотской конвенции, в соответствии с которым таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

  • 2. Обязательность таможенного контроля. Анализ содержания ТК ТС и Закона о таможенном регулировании позволяет заключить, что предметом таможенного контроля могут быть любые товары и транспортные средства международных перевозок, перемещаемые через таможенную границу. Таможенное законодательство предусматривает лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Например, в соответствии со ст. 105 ТК ТС таможенному досмотру не подлежит личный багаж глав государств - членов Таможенного союза и следующих вместе с ним членов их семей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом.
  • 3. Использование системы управления рисками. Реализация принципа выборочности таможенного контроля, закрепленного в Киотской конвенции, неизбежно ставит вопрос о тех критериях, в соответствии с которыми будет осуществляться выбор форм таможенного контроля и порядок их проведения. Выработка таких критериев в современных условиях происходит в рамках системы управления рисками.
  • 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля. Одна из характерных черт таможенного дела - тесная связь с международными отношениями, что особенно ярко проявляется в сфере осуществления таможенного контроля. От эффективного взаимодействия таможенных служб разных стран во многом зависит эффективность таможенного контроля. Этот принцип положен в основу деятельности таможенных органов и закреплен не только в нормах законодательства Таможенного союза, но и в актах международного права.
  • 5. Принцип сотрудничества с участниками ВЭД. Стандартное правило 6.8 Киотской конвенции гласит, что таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля. Закрепление в ТК ТС принципа сотрудничества с участниками ВЭД, различными организациями, профессиональными объединениями, ассоциациями, в сферу интересов которых входит осуществление и содействие осуществлению внешнеторговых операций, свидетельствует не только о намерениях государства учитывать интересы участников ВЭД, но и о переходе к другим по характеру отношениям, основанным на партнерстве государства и бизнеса.
  • 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями ТК ТС и законодательства государств - участников Таможенного союза. Федеральная таможенная служба - единственный исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в облает таможенного дела. Все полномочия ФТС России, связанные с проведением таможенного контроля, закреплены в Законе о таможенном регулировании и Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459, и принадлежат исключительно данному органу власти.

Порядок осуществления таможенного контроля заключается в следующем. Товары и транспортные средства международных перевозок, находящиеся под таможенным контролем, имеют особый статус, налагающий ограничения на реализацию правомочий по владению, пользованию и распоряжению ими. В связи с этим необходимо обратить внимание на момент возникновения и прекращения статуса товаров, находящихся под таможенным контролем.

К товарам, находящимся под таможенным контролем, относятся:

  • иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза;
  • товары Таможенного союза при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза.

В отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, статус находящихся под таможенным контролем приобретается с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза. С этого момента у лиц возникают обязанности, установленные таможенным законодательством. Владение, пользование и распоряжение такими товарами допускается на условиях и с учетом ограничений, установленных таможенным законодательством. Большинство действий с данными товарами, как порождающих, так и не порождающих юридические последствия (транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, упаковка, взятие проб и образцов), возможны только с ведома либо разрешения таможенных органов.

Статус находящихся под таможенным контролем ввезенных товаров прекращается с момента наступления любого из следующих событий:

  • выпуск в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства;
  • фактический вывоз за пределы таможенной территории Таможенного союза;
  • обращение в собственность государства - члена Таможенного союза;
  • признание части иностранных товаров производственными потерями (при переработке);
  • отнесение отходов при переработке к категории непригодных для коммерческого использования.

В отношении вывозимых товаров Таможенного союза и транспортных средств международных перевозок статус находящихся под таможенным контролем возникает с момента:

  • 1) принятия таможенной декларации таможенным органом;
  • 2) совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров (въезд лица в зону таможенного контроля, въезд транспортного средства в пункт пропуска, сдача товаров организации почтовой связи для пересылки и т.д.);
  • 3) отзыва таможенной декларации.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ, относятся:

  • вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля;
  • въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ;
  • сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ;
  • действия лица, непосредственно направленные па фактическое пересечение таможенной границы с товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест.

Статус вывозимых товаров Таможенного союза, находящихся под таможенным контролем, по общему правилу прекращается в момент пересечения ими таможенной границы.

Однако ТК ТС установил случаи, когда таможенный орган продолжает выполнять контрольные функции и после вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза (речь идет прежде всего о вывозе товаров в рамках таможенных процедур, предусматривающих обратный ввоз товаров или продуктов переработки вне таможенной территории). Анализ ст. 96 ТК ТС позволяет предположить, что данное правило говорит о сохранении статуса находящихся под таможенным контролем товаров, подлежащих обратному ввозу.

Сроки проведения проверочных операций установлены положениями ТК ТС, Закона о таможенном регулировании, ведомственными нормативными актами. Сроки зависят не только от избираемых форм таможенного контроля, но и от категории товаров, характера их перемещения, вида транспорта, на котором осуществляется перемещение. Так, например, срок проведения выездной таможенной проверки не может превышать два месяца (ст. 132 ТК ТС), срок досмотра транспортных средств вне зон таможенного контроля не может превышать двух часов (п. 7 ст. 96 ТК ТС).

Вместе с тем существует возможность говорить об общем сроке таможенного контроля, в течение которого таможенные органы, как правило, обязаны завершить все проверочные операции. Этот срок совпадает со сроком выпуска товаров, установленным ст. 196 ТК ТС, и составляет два дня. На связь этого срока и осуществления мероприятий но таможенному контролю товаров и транспортных средств указывает тот факт, что продление срока выпуска товаров до 10 рабочих дней (п. 4 ст. 196 ТК ТС) возможно только для завершения форм таможенного контроля.

Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов (ст. 97 ТК ТС). Указанное определение вытекает из анализа содержания основных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок создания и функционирования зон таможенного контроля.

В зависимости от местоположения можно выделить зоны таможенного контроля, которые создаются:

  • вдоль таможенной границы;
  • в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
  • в местах временного хранения;
  • в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;
  • в местах производства таможенного оформления;
  • в иных местах, определяемых таможенным законодательством Таможенного союза и государств - участников Таможенного союза.

В зависимости от времени существования зоны таможенного контроля бывают временные и постоянные.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (например, начальника таможенного поста):

  • 1) при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);
  • 2) при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

В зависимости от полномочий по созданию зоны таможенного контроля делятся:

  • на создаваемые приказами ФТС России (расположенные вдоль государственной границы);
  • создаваемые руководителями территориальных таможенных органов (временные и постоянные зоны в местах временного хранения и таможенного оформления товаров).

Для правового регулирования создания зон таможенного контроля характерно следующее:

  • 1) порядок создания, реорганизации, ликвидации зон таможенного контроля регламентируется актами государств - членов Таможенного союза;
  • 2) порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 14.10.2003 № 624 "О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы");
  • 3) зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы РФ;
  • 4) деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о Государственной границе РФ на пограничные органы.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне "Зона таможенного контроля" на русском и английском " Customs control zone" языках. Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями. В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КоАП.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации1.

ТК РФ установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Вышеуказанные обстоятельства определяют основной принцип проведения таможенного контроля выборочность форм таможенного контроля (таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ). При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ. Система управления рисками (СУР) основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ2:

  • -имеющих устойчивый характер;
  • -связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • -подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • -затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков. Такая стратегия определяется документами, к которым установлен ограниченный доступ.

Следует отметить, что формы таможенного контроля и порядок его проведения исходя из таких форм установлены Таможенным Кодексом РФ. Применение форм таможенного контроля, которые не установлены ТК РФ, не допускается. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами.

Так же, не мало важным принципом, совершения таможенного контроля является соблюдения прав лиц, недопустимость причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. При этом убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таможенный кодекс устанавливает критерии отнесения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, считающихся находящимися под таможенным контролем. Так, товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:

  • - выпуска для свободного обращения;
  • - уничтожения;
  • - отказа в пользу государства;
  • - обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом;
  • - фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.

При этом российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы.

Таможенные органы в целях совершенствования таможенного контроля, сотрудничают с иностранными государствами, стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: