Уроки лидерства от деворы. Не можешь — научим, или уроки лидерства для интровертов Любовь к продукту

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Джей Эллиот, Вильям Саймон
Стив Джобс. Уроки лидерства

Моей жене Лилиане и сыновьям Джею-Александру и Федерико за их любовь и поддержку, а также Эйрин, Виктории и Шарлотте, Шелдону, Винсенту и Елене

Пролог
Я сидел в холле ресторана…

…где меньше всего можно было ожидать встречи, которая изменит всю мою дальнейшую жизнь.

Я читал статью в разделе деловых новостей; речь в ней шла о трагической истории компании Eagle Computer. Молодой человек, сидевший неподалеку, читал ту же статью. Мы разговорились, и я сказал ему, что имею некоторое отношение к этим событиям. Не так давно я сообщил своему начальнику, президенту Intel Энди Гроуву, что ухожу, чтобы занять должность в начинающей компании Eagle Computer. Она вот-вот должна была разместить свои акции на открытом рынке.

В день проведения IPO ее генеральный директор стал мультимиллионером и отпраздновал это событие в ресторане, где вместе с другими соучредителями изрядно выпил. Затем он поехал в автосалон, чтобы купить себе «феррари», устроил тест-драйв в состоянии опьянения и разбился. Он погиб, компания тоже, а должность, ради которой я ушел из Intel, была закрыта еще до того, как я успел ее занять.

Молодой человек, выслушав эту историю, начал расспрашивать меня об образовании и опыте работы.

Мы казались полной противоположностью друг другу. Он, примерно двадцати с небольшим лет, облаченный в джинсы и кроссовки, выглядел как хиппи. И я, сорокалетний мужчина спортивного телосложения, ростом под два метра. Единственное, что у нас было общего, – это борода, украшавшая в то время лица обоих.

Очень скоро выяснилось, что мы оба разделяем страсть к компьютерам. В парне бурлила энергия, и он очень оживился, узнав, что в свое время я занимал ключевые должности в ИТ-компаниях, но ушел из IBM, почувствовав, что там перестали воспринимать новые идеи.

Мой новый знакомый представился Стивеном Джобсом, председателем совета директоров Apple Computer. Я немного слышал об Apple, но мне трудно было представить себе этого юношу главой компьютерной компании.

Затем он удивил меня еще больше, предложив работать у него. Я ответил: «Не думаю, что вы можете себе позволить меня нанять». В то время Стиву было двадцать пять; чуть позже в том же году, когда Apple стала открытой акционерной компанией, его состояние оценивалось примерно в 250 млн долл. Он и его компания определенно были в состоянии нанять меня.


Две недели спустя, в пятницу, я приступил к работе в Apple и получил более высокий оклад и намного больше опционов на акции, чем в Intel. От Энди Гроува я получил прощальное письмо: он говорил, что я «совершаю большую ошибку – из Apple ничего не выйдет».

Стив любит удивлять людей, поэтому до самой последней минуты не сообщает им важную информацию. Возможно, так он пытается немного вывести вас из равновесия и тем самым лучше вас контролировать. В мой первый рабочий день в Apple в завершение ознакомительной беседы он сказал: «Давайте завтра съездим в одно место. Встречаемся здесь в десять. Я хочу кое-что вам показать».

В субботу утром мы сели в «мерседес» Стива и отправились в путь. Из динамиков лилась слишком громкая музыка групп Police и Beatles. Стив по-прежнему не проронил ни единого слова о том, куда мы направляемся.

Стив заехал на автостоянку исследовательского центра корпорации Xerox в Пало-Альто (PARC). Нас провели в компьютерный зал, который меня просто поразил. Месяц назад Стив уже побывал в PARC вместе с группой инженеров из Apple, разошедшихся во мнениях о том, представляет ли то, что они там увидели, какую-либо ценность для персональных компьютеров.

Теперь Стив вернулся сюда, чтобы еще раз взглянуть на разработанные там технологии, и был очень возбужден. Когда Стив видит что-то «безумно выдающееся», у него меняется голос, и в тот день я стал свидетелем этого. В PARC мы увидели примитивную версию устройства, впоследствии получившего название «мышь», принтер, дисплей (на него можно было выводить не только текст и цифры, но и графические изображения), а также меню, пункты которого выбирались с помощью мыши. Стив назвал эти визиты в PARC «судьбоносными». Он был уверен, что увидел будущее вычислительной техники.

В PARC создавали компьютер для предприятий – мейнфрейм, который должен был конкурировать с продуктами IBM; его предполагаемая цена варьировалась в диапазоне 10–20 тыс. долл. Стив же видел нечто иное: компьютер для всех.

Однако его видение распространялось не только на компьютерные технологии. Как мальчик, живший в средневековой Италии, вошел в монастырь и постиг Иисуса, так и Стив только что открыл для себя религию под названием «продукт, дружественный по отношению к пользователю» . Возможно, у него и раньше было желание создать нечто подобное, и теперь он понял, что есть способ осуществить его. Стив, олицетворяющий образ конечного потребителя, Стив, который предвидел перспективы доведения продукта до совершенства, абсолютно случайно вышел на путь к блестящему будущему.

Безусловно, он не обещал быть легким. Стив совершил на этом пути много серьезных, дорогостоящих, почти катастрофических ошибок, причем большинство из них можно отнести на счет свойственного ему ощущения непогрешимости – той упрямой уверенности, которая стала поводом для появления клише «либо по-моему, либо никак».

На меня, новоиспеченного партнера Стива, производила огромное впечатление его открытость для новых возможностей, волнение, с которым он воспринимал новые идеи, умение распознать их ценность и найти им достойное применение. Стив понимает образ мыслей людей, для которых создает свои продукты, потому что он – один из них. А поскольку он мыслил так, как они, то распознавал те моменты, когда ему открывается будущее.

Стив казался мне невероятно ярким, полным энтузиазма, способным видеть перспективы, но при этом удивительно молодым, невероятно импульсивным человеком. Каким был я в его глазах? Думаю, он видел во мне то, к чему стремился, но пока не нашел. В конце концов он получил в моем лице старшего товарища со значительным опытом работы в бизнесе. Моя новая должность в Apple Computer, Inc. называлась «старший вице-президент», однако я выполнял и некоторые неофициальные обязанности партнера, наставника и друга (мне было тогда 44 года). Вскоре Стив стал говорить: «Не доверяйте никому старше сорока, кроме Джея».

Хотя сам Стив не был технарем, он горел желанием создать собственный продукт. Он занимался организацией сбыта и заключением сделок (а Воз разрабатывал первые компьютеры компании), и все же страстно стремился подтвердить свое видение будущего компьютерной техники посредством создания устройства, в котором бы воплотились его собственные идеи. Когда Стив пытался навязать свое видение будущего инженерам Apple, работавшим над компьютером Lisa, они, чтобы отделаться от него, говорили что-либо в таком роде: «Если ты думаешь, что эти идеи так хороши, возьми и сделай компьютер сам».


Нет, у Стива не было хрустального шара, который рассказал бы ему, что он будет создавать один первоклассный, пользующийся большим спросом продукт за другим. И он никогда не занимался таким глубоким самоанализом, чтобы понять, почему все сложилось именно так. Можно сказать, он заслужил доверие к себе и своим продуктам, даже не заметив этого.

В то время я восхищался, когда видел, насколько Стив открыт новым возможностям, как его волнуют новые идеи, как он умеет распознавать их ценность и находить им применение.

Знакомство Стива с разработками исследовательского центра корпорации Xerox в Пало-Альто, раскрывшее ему глаза на будущее компьютерных технологий, стало одним из самых известных событий в истории передовых технологий, широко освещавшихся на страницах печатных изданий. После визитов в PARC Стив решил изменить мир.

Несомненно, именно это он и сделал.

Введение
Иногда…

…по воле случая все складывается даже лучше, чем при тщательном планировании.

Безусловно, те сферы деятельности, которые называют «гламурными», – кино, телевидение, музыкальный бизнес, мода, – нередко выглядят такими привлекательными только со стороны. На самом деле работа в любой из них полна повседневных трудностей и постоянных разочарований.

Вряд ли найдется хоть один человек, считающий сферу технологий гламурной; для меня же работа в ней никогда не была настолько приятной и невероятно волнующей, как во время сотрудничества со Стивом Джобсом.

Я работал в IBM и Intel и был лично знаком с руководителями этих поистине великих компаний, встречался с такими выдающимися лидерами и мыслителями, как Джек Уэлч, Бакминстер Фуллер и Джозеф Кэмпбелл, и обсуждал очередное изменение концепции организационной структуры с Джоном Друкером.

Стив уникален в своем роде, хотя ведущие деловые журналы часто и не соглашаются с этим. Однако большинство сходится в том, что Стив Джобс – лидер самой выдающейся компании за всю историю бизнеса. Он каждый день делал на первый взгляд невозможные вещи. Что же делало Стива уникальным руководителем компании, обеспечивавшем удобство, экономию времени и удовольствие многим людям во всем мире? (На этот вопрос я попытаюсь ответить в этой книге.) На мой взгляд, не только собственная оригинальная система взглядов, но и умение создать условия для того, чтобы организация изменялась вместе с вами.

Принципы iЛидерства, представленные в этой книге, затрагивают такие ключевые элементы любого бизнеса, как предлагаемые товары или услуги1
Для того чтобы избежать многократного повторения словосочетания «товары и услуги» по всему тексту, я использую вместо него термин «продукт», обозначая им и то и другое. – Примеч. авт.

Персонал и команды, с которыми вы работаете, собственно организацию, а также инновационный инструментарий, который позволит установить связь между тем, что вы делаете и что производите, и потребителями, которых вы пытаетесь завоевать. Возможно, Стив Джобс – самый лучший пример того, как лидер может реализовать все эти изменения и управлять даже очень крупной организацией так, будто она родилась только вчера.

Некоторые из моих рекомендаций покажутся не такими уж простыми или удобными для использования. Вам придется отказаться от привычного образа мышления и научиться думать по-новому. Если же у вас достанет храбрости, вы сможете улучшить свой бизнес и свою жизнь, применив на практике принципы iЛидерства, изложенные в книге.

Часть первая
Властелин продуктов

Глава 1
Любовь к продукту

Одни люди сами выбирают свой жизненный путь. Другие идут по пути, который диктуют им обстоятельства. Но есть и те, кто находит свое призвание чуть ли не случайно, неожиданно для самих себя.

Стивен Пол Джобс не планировал быть творцом самых лучших, самых популярных в мире продуктов. Если бы я сказал нечто подобное в те дни, уверен, он даже не понял бы, о чем идет речь. Возможно, даже посмеялся бы над моими словами.

Я вовсе не претендую на то, чтобы читатель думал, будто я понимал это еще тогда. Никто не понимал. Даже Пол и Клара Джобсы, любящие родители, которые пережили все перипетии школьных лет Стива, ведь он был таким неуправляемым и трудным подростком, что, по его собственным словам, вполне мог оказаться за решеткой.

В то время очень трудно было увидеть в Стиве одного из самых выдающихся генеральных директоров и создателя лучших в мире продуктов. И все же человек, которого я увидел, начав работать с ним, совершенно определенно был весьма решительным и целеустремленным.

И, подобно всем выдающимся лидерам, с которыми я был знаком и работал, у него были свои собственные, не поддающиеся рациональному объяснению приоритеты – именно они сделали мир лучше. Стив был одержим любовью к продукту – к совершенному продукту.

В чем эта одержимость выражалась? Да в том, что Стив – лучший в мире потребитель. Я понял это в первый же день своей работы в Apple. Он вдохнул жизнь в Macintosh, сделав его «компьютером для всех нас». Благодаря его любви к музыке и желанию слушать ее всегда и везде родились интернет-магазин iTunes и плеер iPod. Он восторгался удобством мобильной связи, но ему очень не нравились тяжелые, топорно сделанные, уродливые мобильные телефоны, присутствовавшие на рынке, – и эта неудовлетворенность привела к тому, что он создал для себя и всех нас iPhone.

Стив Джобс преодолевал трудности, добивался успехов и изменял мир, следуя собственным пристрастиям.


Впервые я увидел одержимость Стива во время нашего визита в PARC. Оставшуюся часть выходных я снова и снова переживал это событие, вспоминая детали происходившего на протяжении тех двух часов, и понял, что увидел нечто экстраординарное. Стив испытывал сильное эмоциональное возбуждение; энтузиазм переполнял его. Это была одержимость в ее самой распространенной форме – одержимость идеей, которая Для Стива уже начинала превращаться в одержимость конкретным продуктом. Из всего, что сказал мне Стив, когда мы были в PARC, а также по пути домой, можно было сделать два очевидных вывода: этот человек уже тогда видел, что компьютер может изменить жизнь людей. Кроме того, он понимал, что лицом к лицу встретился с идеями, которые делали это возможным. В частности, Стива просто поразила идея отображения на экране курсора, перемещением которого можно управлять рукой. Стив понял это за какую-то долю секунды, и у него сразу же сформировалось ви́дение будущего вычислительной техники.

В PARC такое большое впечатление произвели на Стива не только технологии, но и люди. Причем восхищение было обоюдным. Через несколько лет исследователь из PARC Ларри Тесслер рассказал журналисту и писателю Джеффри Янгу о визите Стива и его команды из Apple следующее: «Меня поразило, что они задавали самые умные и проницательные вопросы из всех, которые мне довелось слышать за годы работы в Xerox. Раньше я не слышал таких вопросов ни от кого – ни от сотрудников Xerox, ни от посетителей, ни от профессоров или студентов университета. Вопросы ребят из Apple показали, что им понятен смысл происходящего и все тонкости наших идей. До сих пор еще ни один человек из тех, кто уже видел демонстрационную версию наших разработок, не вникал во все детали так глубоко – например, почему в заголовке окна присутствуют те или иные графические объекты, почему всплывающее меню имеет именно такой вид и т. д.»2

Все это произвело на Тесслера такое большое впечатление, что вскоре он ушел из PARC, чтобы занять в Apple должность вице-президента компании. Кроме того, он стал первым руководителем исследовательского отдела Apple.

За 10 лет работы в IBM мне приходилось общаться со многими блестящими учеными, которые занимались чрезвычайно интересными исследованиями, но испытывали разочарование из-за того, что так мало их разработок нашли применение в реальных продуктах. В PARC дух разочарования просто витал в воздухе, поэтому я не был удивлен, когда узнал, что текучесть кадров в этом исследовательском центре составляла в то время 25 процентов – самый высокий показатель в отрасли.


Когда я начал работать в Apple, костяк компании составляла группа разработчиков, занимавшихся созданием продукта, который превосходил все, что существовало в то время, – речь идет о компьютере Lisa. Он создавался на базе технологий, полностью отличных от применяемых в Apple II, а использование инновационных разработок, с которыми инженеры Apple познакомились в PARC, должно было придать развитию компании совершенно новое направление. Стив сказал мне, что Lisa станет технологическим прорывом и «полностью изменит мироздание». Невозможно было не испытывать благоговейный трепет от таких надежд. С тех пор слова Стива стали для меня источником вдохновения, напоминанием о том, что нельзя добиться от людей заинтересованного отношения к работе, если самому не гореть энтузиазмом – и не заражать им окружающих.

Разработка компьютера Lisa велась уже два года, но это не имело значения. Технология, которую Стив увидел в PARC, должна была изменить мир, и компьютер Lisa необходимо было полностью переосмыслить в свете новых идей. Стив попытался заинтересовать членов группы, занимавшейся созданием этого компьютера, теми идеями, с которыми он познакомился в PARC. «Нужно изменить направление», – настаивал он. Однако инженеры и программисты из группы Lisa преклонялись перед Возом и не были склонны отдавать свои симпатии Стиву Джобсу.

В те дни компания Apple напоминала корабль в свободном плавании, бороздящий морские воды на большой скорости со множеством людей на капитанском мостике и почти полным отсутствием настоящей команды. Чистый годовой объем продаж компании, которой едва исполнилось четыре года, составил около 300 млн долл. Стив был соучредителем Apple, но уже не обладал таким влиянием, как в те дни, когда в компании было всего два Стива: Возняк, который занимался технологиями, и Джобс, решавший все остальные вопросы. Генеральный директор уволился; Майк Марккула, вложивший свои деньги в Apple в самом начале, выполнял функции временного генерального директора, а Майкл Скотт («Скотти») занимал должность президента компании. Оба более чем компетентные руководители, но у них не было необходимых навыков для управления компанией, работавшей в сфере высоких технологий. Майка, второго крупнейшего акционера Apple, больше интересовало, по-моему, как он уйдет в отставку, чем повседневные трудности быстроразвивающейся технологической компании. Этим двум высшим руководителям Apple, от которых зависело принятие самых важных решений, не нужны были никакие отсрочки с выводом компьютера Lisa на рынок – именно это произошло бы в случае внесения изменений, предлагаемых Стивом. Реализация проекта уже и так отставала от намеченных сроков, и мысль о том, чтобы отказаться от того, что уже было сделано к тому моменту, и пойти по новому пути, казалась неприемлемой.

Для того чтобы получить возможность заставить команду Lisa и высших руководителей компании изменить свою точку зрения на происходящее, Стив разработал такой сценарий: если он займет должность вице-президента по созданию новых продуктов, то станет для команды инженеров, занимающихся Lisa, «верховным главнокомандующим», наделенным всеми полномочиями приказывать подчиненным повернуть в нужном направлении.

В ходе организационных перестановок Марккула и Скотт отдали Стиву должность председателя совета директоров, объяснив, что это сделает его лицом компании, что важно для успеха предстоящего первичного размещения акций Apple. По их мнению, если первым лицом компании будет харизматичный двадцатипятилетний мужчина, это может значительно повысить курс акций и сделать их всех богаче.

Для Стива это был болезненный удар. Ему не понравилось, как Скотти проделал этот фокус, не проинформировав его и не посоветовавшись, – ведь это была его компания, в конце концов! Стив очень огорчился, что его лишили возможности принимать непосредственное участие в создании компьютера Lisa. Все это очень обидело его.

На этом неприятности не закончились. Новый руководитель группы по разработке Lisa Джон Кауч сказал Стиву, чтобы тот не беспокоил его инженеров и держался подальше от членов группы – словом, оставил их всех в покое.

Стив не привык слышать «нет» и всегда был глух к словам «мы не можем» или «тебе не позволено».


Что бы вы делали, если бы придумали продукт, способный потрясти мир, но ваша компания не проявила бы к нему никакого интереса? Я видел, как в тот момент Стив полностью сфокусировался на своей цели. Вместо того чтобы вести себя как ребенок, у которого отняли игрушку, он стал очень дисциплинированным и был настроен весьма решительно.

Стив никогда раньше не оказывался в таком положении: ему еще ни разу не намекали, чтобы он не вмешивался в дела собственной компании. Мало кому вообще приходилось бывать в подобной ситуации. С одной стороны, он брал меня с собой на собрания совета директоров, и я видел, что он ведет их как председатель совета, лучше осведомленный о делах компании, чем старшие, мудрые и гораздо более опытные генеральные директора, сидевшие за столом. В его голове хранилось огромное количество информации о финансовом положении Apple, прибыли компании, движении денежных средств, продажах компьютера Apple II в разных сегментах рынка и разных регионах, а также многих других деталях ведения бизнеса. В наши дни все считают Стива Джобса лучшим специалистом по передовым технологиям, создателем исключительных продуктов, на самом же деле он представляет собой нечто большее, и так было с самого начала.

Что теперь делать?


В то время в компании денег было в избытке: на банковский счет поступали миллионы долларов, полученных от резко растущих продаж компьютеров Apple II. Благодаря этим средствам в Apple повсюду рождались небольшие инновационные проекты и сформировалась атмосфера, которая позитивно повлияла бы на любую другую компанию: попробуем создать удивительный новый мир, придумав что-то совершенно новое, то, чего еще никто до нас не делал?

С самых первых дней работы в Apple я почувствовал: духом увлеченности и драйва наполнены все сотрудники компании. В моем воображении это выглядело так: два инженера встречаются в коридоре, и один описывает другому идею, пришедшую ему в голову. Коллега отвечает ему что-то в таком роде: «Отлично! Тебе нужно ее реализовать». И первый инженер возвращается в свою лабораторию, собирает команду и на протяжении следующих нескольких месяцев разрабатывает идею. Готов побиться об заклад: подобное происходило в те времена во всей компании. Большинство проектов заканчивались ничем и совсем не приносили прибыли; некоторые группы дублировали работу друг друга. Но все это не имело значения; в компании было достаточно успешных проектов, чтобы изменить мир к лучшему . У нее было много денег, и она буквально бурлила творческими идеями.

Незадолго до этих событий Стив попытался закрыть один проект Apple, находившийся на раннем этапе реализации, – по его словам, он мог составить конкуренцию компьютеру Lisa. Теперь Стив вернулся к нему, чтобы выяснить, как обстоят дела. В здании, называемом всеми «башней Texaco» из-за его близости к заправочной станции Texaco, он обнаружил горстку людей, работавших над этим проектом. Преданные идее создания удобного в использовании и недорогого компьютера для массового потребителя, члены этой команды занимались проектом всего несколько месяцев, но им уже удалось создать рабочий прототип. У нового компьютера даже было имя: подражая названию компании, новую машину нарекли Macintosh. (Руководитель группы, бывший профессор, блестящий ученый Джеф Раскин выбрал для этого название своего любимого сорта яблок. Об этом ходила такая история: Джеф якобы хотел использовать оригинальное название сорта яблок («McIntosh»), но неправильно написал слово, хотя впоследствии настаивал на том, что намеренно написал это слово именно так, чтобы избежать путаницы.)

Стив больше не хотел закрывать этот проект. И если команда Lisa не желала слушать его «проповеди» о вычислительной технике нового типа, в небольшой группе разработчиков Macintosh у Стива нашлись единомышленники, которые были открыты для восприятия его идей.

Когда соучредитель и председатель совета директоров компании Apple, человек, олицетворяющий собой сферу высоких технологий, зачастил в группу проекта Macintosh, ее члены отреагировали на это по-разному. Их вдохновляла одержимость и увлеченность Стива, но при этом, судя по тому, что написал в своей служебной записке один из членов группы, он «вносил напряженность в работу коллектива, плел интриги и создавал трудности»3
Young J. Steve Jobs: The Journey Is the Reward. – Scott Foresman Trade, 1987.

Все правильно: преуспевающим людям, имеющим собственное ви́дение будущего, иногда не хватает навыков общения, и они не утруждают себя вежливостью и тактичностью.

Впрочем, у команды не было выбора. Стив просто взял проект под свой контроль и начал включать в команду новых людей, созывать собрания, определять новые направления работы. Основной темой споров между Стивом и руководителем группы Джефом Раскиным был вопрос о том, как именно пользователь будет давать команды компьютеру. Джеф считал, что команды должны передаваться через клавиатуру; Стив же знал, что существует более прогрессивный способ: перемещать курсор с помощью специального устройства управления. Он дал команде Macintosh указание найти более эффективный способ управления курсором, чтобы, скажем, дать компьютеру команду открыть файл или показать на экране список опций. Основные элементы работы с компьютером, которые мы используем сейчас, перемещение курсора с помощью мыши, выбор щелчком кнопки мыши, перетаскивание элементов изображения посредством мыши и т. д. – появились на свет благодаря почерпнутым в PARC идеям, которые команда Macintosh наполнила содержанием и реализовала под влиянием неизменного стремления Стива к созданию продукта с такими характеристиками, как простота, элегантность дизайна и интуитивность управления.


Стив хотел, чтобы помимо служебных обязанностей я выполнял функции его наставника и советника, особенно в организационных и деловых вопросах. Поэтому он дал мне вторую роль – в команде проекта Macintosh. Я должен был стать неофициальным консультантом, полноправным членом группы, правда, не имеющим официального статуса. Мы со Стивом встречались практически каждый день и совершали прогулки по Бэндли-драйв. Он обсуждал со мной новые идеи, желая услышать мнение другого человека по вопросам, связанным с сотрудниками, проектами, маркетингом и продажами – да с чем угодно. Мы часто и подолгу обсуждали, как сделать группу Mac примером для всей корпоративной Америки.

Стив видел во мне партнера, который должен был помочь ему осуществить его мечту, – человека, добившегося успеха собственными силами и получившего большой деловой опыт в двух ведущих компаниях сферы высоких технологий. Мне кажется, он также видел во мне и человека со спокойным характером, который мог бы стать противовесом для него самого. Кроме того, я играл роль миротворца. Помощница Стива, Пэт Шарп, иногда говорила: «Когда Джей входит в кабинет, Стив становится другим». Она имела в виду, что он становился более спокойным.

Качествами, которые Стив во мне увидел, я обязан своей необычной биографии. Моего отца большинство людей назвали бы фермером, но для нашей семьи он был хозяином ранчо. Площадь ранчо Ano Nuevo («Новый год») составляла 400 гектаров земли, расположенной на побережье округа Монтеррей на севере Калифорнии. Земельный участок протянулся на три с половиной мили вдоль береговой линии; на нем также находились два озера, достаточно больших, чтобы плавать на небольших парусных лодках. Эти земли открыл в свое время отец Хуниперо Серра. Семья моей матери принадлежала к числу семей, которые первыми отправились в крытых фургонах на запад и поселились на этих землях в конце 1800-х, когда Калифорния стала штатом. (В наши дни мы передали бо́льшую часть ранчо Ano Nuevo штату, и его ежегодно посещают тысячи туристов, чтобы увидеть морских слонов.)

Один из моих прапрадедов, Фредерик Стил, жил в Уэст-Пойнте в одной комнате с Улиссом Симпсоном Грантом и был его правой рукой во время Гражданской войны. У меня до сих пор хранится фамильная ценность – документ о присвоении Фредерику Стилу звания генерала, подписанный Авраамом Линкольном.

Зерновые культуры и домашний скот требуют постоянного внимания со стороны человека. Все члены семьи вставали в пять часов утра каждый день, даже по выходным, и я не видел своего отца до тех пор, пока все не садились ужинать в шесть часов вечера – родители, бабушка, две сестры, иногда мой брат и его жена, а также управляющий ранчо.


Дети фермеров тоже много работают – школа, домашние задания, повседневные обязанности на ферме. Коров нужно доить в пять часов утра и в пять часов вечера, в будние дни и по выходным, когда светит солнце и когда темно, и в туман, и в грозу. Когда становишься достаточно взрослым, чтобы водить трактор, лучше научиться его ремонтировать: если трактор сломается в двадцати милях от гаража, придется очень далеко идти за помощью, если только не сможешь починить его сам (хотя сейчас, конечно, благодаря мобильной связи это не такая уж и большая проблема).

Такую жизнь нельзя назвать легкой, но она учит самостоятельности. В подобных условиях невозможно ничем себя занять, не проявив изобретательности. Я сам делал доски для серфинга и даже построил два парусника, которые очень неплохо держались на воде. Когда мне исполнилось пятнадцать, отец объявил, что в следующем году он сосредоточится на своих обязанностях в школьном комитете, а также на других общественных нагрузках, а управление ранчо оставит на меня. Я до сих пор не знаю, почему он считал, что мне это под силу.

Я мечтал сделать что-то особенное. На большом ранчо достаточно одного богатого урожая раз в пять лет, чтобы удержаться на плаву. Мне хотелось вырастить именно такой небывалый урожай – но какой культуры? Что я мог посадить? Нужно запланировать все на шесть месяцев вперед и угадать, какой будет цена в период сбора урожая. Мое внимание привлек удивительно интересный журнал Farmers’ Almanac. На основании прогнозов погоды на посевной сезон, публикуемых в нем, а также рекомендаций специалистов по выращиванию ягод в этом регионе, я принял решение посадить клубнику и нанял для этого японскую семью, которая знала все об этой культуре.

Тот год оказался невероятно прибыльным и для ранчо, и для меня. По-моему, именно этот опыт помог мне обрести уверенность в себе, а также ощущение, что я способен достичь большего, чем сам считаю возможным.

Работа на ферме научила меня еще кое-чему важному. Возможно, у каждого ранчо есть своя специфика, но ранчо Ano Nuevo не принадлежало к числу хозяйств, организованных по строгому иерархическому принципу, в которых вы обязаны делать только то, что вам сказано. В Ano Nuevo, если видишь, что что-то делается не так как надо, можно прямо заявить об этом. Такая позиция стала главной особенностью моего характера, под ее влиянием на своей первой работе в мире бизнеса, в IBM, я совершил поступок, на который, как мне кажется, отважился бы далеко не каждый. Президент компании, Том Уотсон-младший (сын первого президента IBM), давал показания в комитете по иностранным делам сената США, который расследовал причины неудач во Вьетнаме. Он сказал, что проблема заключалась в логистике военных действий.

Когда я прочитал в газете свидетельские показания Уотсона, меня как будто подтолкнула к действиям сформировавшаяся еще в годы работы на ранчо привычка высказываться прямо, если что-то идет не так. Я сел и написал тщательно продуманное письмо, в котором говорилось о том, что IBM совершает ту же ошибку. Я писал, что восхищаюсь тем, с каким уважением компания относится к своим сотрудникам и корпоративным клиентам, но, как мне кажется, упускает очень большую возможность, игнорируя необходимость занять достойное место на рынке потребительских товаров.


Кто такой лидер? Этот вопрос не раз задаем мы себе когда идем по улице, этот вопрос не дает уснуть, а нередко и просто сводит с ума. С самого малого детства я слышал одну и ту же, шаблонную ответ: "Лидер - это тот, кто ведет за собой людей." Но мне этого было мало, это не является характеристикой истинного лидера. Извините, но вести за собой других это слишком размыто сказано. Да, я согласен с тем, что лидер, который не ведет за собой людей, не является лидером по одной простой причине: лидер зависим от людей, как и люди зависимы от лидера. А если нет людей, то нет и лидера.

Сразу хочу ответить на один из самых популярных вопросов: можно стать лидером? Ответ однозначный - да, можно. Лидерство несмотря на общепринятую теорию это не только врожденное качество, лидерство можно приобрести. Так я знаю, на это придется потратить невероятно много времени, нужно будет сделать фантастический кусок работы и в основном это будет работа над собой, добавьте к этому еще безграничную преданность своему делу, любовь и терпение и вы сможете приобрести в себе лидерские качества, а чуть не забыл, это еще и самодисциплина, не просто вставать по будильнику, а и ложиться по часам и все делать по строго определенному плану. Но суть одна - лидерство это не только врожденное, хотя это тоже важно, но тем не менее лидерские качества в себе можно и нужно развивать.

Когда-то я задался одним простым вопросом: что нужно иметь лидеру, без чего он не является лидером? Проще говоря, что нужно лидеру, так, как людям воздух, а рыбам вода? Казалось бы простой вопрос, но ответов много. Лишь много месяцев я понял: главное, что только может быть для лидера - это цель. Ни один лидер, не является лидером тогда, когда у него нет цели. Для того чтобы люди пошли за лидером, он должен иметь цель. Все просто.

Представьте ситуацию, когда к вам подходит человек и говорит: "Иди за мной" Первый вопрос, который вы зададите этому человеку, будет: "Куда?" Это логично.

Человек не становится лидером, когда научился всей теории лидерства. Человек становится лидером тогда, когда у него появляется цель. Чтобы люди пошли за кем-то, они должны знать куда они идут. Чтобы люди были удовлетворены и с энтузиазмом хотели что-то делать, лидер должен знать, как достичь цели. И только когда есть цель и средства достижения цели, лидер может сплачивать вокруг себя полноценную команду. Ни для кого не секрет, что все люди пристрастны. Мы часто руководствуемся не здравым смыслом и логикой, а мнением других и собственным опытом. И эти предубеждения так же распространяются и на тему лидерства. Сегодня хотел бы разбить несколько мифов и нарисовать более правдоподобную картину настоящего лидерства.

Лидер это должность.
Говоря с людьми я очень часто спрашиваю: "Какие синонимы слова лидер?" Знаете, что в большинстве случаев отвечают люди? "Ну лидер, это начальник, директор, или какой-то руководитель вообще." Казалось бы, что плохого в этом мнении? Я и сам раньше не видел разницы, но когда я общался и узнавал людей еще больше я встретился с огромным парадоксом. Лидерами довольно часто были люди, далекие от высокой должности, или люди, которые вообще были самыми обычными рабочими. Долго размышляя над этим вопросом я пришел к выводу, что лидер это не высокая должность, лидер это человек, который знает куда он идет и ведет за собой других. А чтобы иметь цель и вести к ней других не обязательно быть начальником.

Но еще больший парадокс я встретил в том, что очень многие руководители не являются лидерами. Казалось бы, они имеют цель, достигают ее с помощью других людей, но все равно, ну не лидеры они. А почему? В чем их проблема? И в том, что они руководствуются ложными представлениями о лидерстве и строят свой путь к цели на мифах и откровенной лжи.

Ложь 1 - Лидер это тот, кто дает приказы.
Знаете в чем проблема современных "лидеров"? В том, что они тупо дают наказы и ждут их выполнения, а затем еще отчет требуют.
Настоящий лидер должен очень редко давать приказы. Парадокс? Нет. Истина.
Лидер это пример для подражания. Лидер это некий образец, на который должны смотреть все остальные и повторять то, что он делает. А теперь скажите, на кого смотреть людям? На человека, который только и сидит в кабинете и дает приказы? Так что же здесь подражать? Манеру сиденья или тембр голоса?
Синоним слову лидер - слуга. Невозможно быть лидером и не служить при этом другим. Эта истина очень тяжело дается, но ее необходимо принять всем, кто столкнется с ролью лидера. Потому лидерство это служение. Служение прежде всего людям, а не своему желанию. Как писал Освальд Сандерс в своей замечательной книге "Духовное лидерство": "Лидер имеет цель - сделать вклад в жизнь людей"

Ложь 2 - Лидера должны бояться.
В голове многих людей есть стереотип - лидера должны бояться. На вопрос "Почему?" ответ стандартный: "Чтобы слушались!" Но разве слушаются только из-за страха? А как же любовь? А желание послужить другим? Это что получается, пустые слова?
Нет не пустые. На самом деле лидера может никто не бояться. "Но как тогда его будут слушаться?" Просто. Лидер должен заслужить любовь. И тогда люди будут выполнять все, что скажет лидер по одной простой причине - "Потому что я люблю его и не хочу огорчать". Вот это мне кажется идеальные отношения между лидером и людьми. Страх это пропасть, которая только разделяет и увеличивает расстояние между людьми. И чем глубже пропасть тем больше недоразумений, а чем больше недоразумений, тем меньший авторитет, а чем меньше авторитет, тем менее заметное лидерство.
Президент США Трумэн однажды сказал: "Лидер - это тот, кто может заставить людей с удовольствием делать то, чего они делать не хотят." Вот это суть лидерства, не заставлять, а просить. Не приказывать а просить.

Ложь 3 - Лидеру не нужно учиться, это лидер должен учить других.
Такую точку зрения я встретил не так давно, но сразу запротестовал. НЕТ! Лидер, который не учится, это плохой лидер. Если мы перестаем учиться, мы начинаем деградировать, а деградация очень быстро ведет к падению. Лидер должен учиться постоянно, учиться на своих и чужих ошибках. Учиться из книг и фильмов, учиться из простых обыденных ситуаций, из общения с людьми. Лидер это тот, кто в каждом мгновении жизни, в каждом случае видит урок и спешит его усвоить и только тогда он развивается как личность и как лидер. Только тогда в его работе будет заметно результат и успех. Лидер безусловно должен всегда и везде учиться, но не забывать учить других. Как? Нет не скучными лекциями, а своей жизнью. Мне нравится фраза, автора которой, я никак не запомню: "Проповедовать надо всегда и везде... и только иногда словами". Это величественное фраза. Лидер должен всегда и везде учить других своим примером и своей жизнью и тогда он на правильном пути. Только тогда он станет лидером, которого не будут бояться, а будут любить. Вот такой он, путь к лидерству.

Читайте ещё полезные статьи

Вы предпочитаете работать в одиночестве, избегаете корпоративов и терпеть не можете публичные выступления? Поздравляем, судя по всему, вы - интроверт! Но это еще не означает, что вам не дано стать лидером.

На первый взгляд может показаться, что интроверсия и лидерство - не самая удачная комбинация. Но на самом деле у этого типа личности есть все шансы повести за собой целый полк.

Знаменитые интроверты, от Альберта Эйнштейна до Марка Цукерберга, становились источниками вдохновения для многих людей.

Они доказали, что не обязательно говорить громче всех в комнате, чтобы быть услышанным. Все потому, что управление не имеет ничего общего с типом личности руководителя, зато связано с его подходом к рабочему процессу и отношением к команде.

Интроверты думают, прежде чем сказать, внимательно слушают собеседника и хорошо знают свои достоинства и недостатки. Эти качества выгодно отличают их от остальных лидеров.

С другой стороны, не каждый человек способен взять на себя ответственность, вдохновлять команду и развивать компанию. Но если вы обожаете свою работу и коллег, у вас есть все шансы стать хорошим руководителем.

Основатель и генеральный директор HR-агентства Мэнди Гилберт (Mandy Gilbert) предлагает пять стратегий, которые помогут интроверту превратиться в лидера.

Снимите с себя ярлык

Лучший способ преодолеть слабые стороны интровертов - перестать думать, что они существуют. Часто мы сами себе худшие враги.

Поэтому, прежде всего, заставьте замолчать тот самый внутренний голос, который постоянно нашептывает, что вам не дано стать лидером.

Помните:

  • абсолютно все нервничают перед ,
  • никому не нравится объявлять плохие новости,
  • мы все делаем ошибки,
  • у каждого лидера есть ситуации, в которых он чувствует себя уязвимым.

Так что просто примите это.

Играйте роль

Время от времени вы будете попадать в ситуации, из которых захочется сбежать: от встреч акционеров до ежегодного корпоратива на природе.

Но лидер - член коллектива, а не затворник. Он пытается снова, если что-то не получилось с первого раза, и регулярно делает то, что ему не по душе.

Даже если вы не считаете себя прирожденным лидером, действуйте так, как будто вы им являетесь. Примерьте на себя эту роль и сделайте все, что от вас зависит.

Со временем у вас будет получаться все лучше, а затем настанет момент, когда вы почувствуете себя в своей тарелке. Но до этого времени работайте над собой и не прячьтесь от людей.

Делайте ставку на преимущества

Все мы знаем, каково это, когда кто-то превращает совещание в театр одного актера и говорит без умолку. Если руководитель слышит только себя и в других ситуациях, подчиненные начинают разбегаться.

В этом смысле интроверты обладают суперспособностью - умением слушать других людей. Многие недооценивают это качество, но для лидеров оно особенно важно.

В то время как экстраверты склонны говорить прежде, чем подумают, интроверты поступают наоборот. Они анализируют то, что сказали другие, и взвешивают все за и против.

Неспроста к спокойным и уравновешенным руководителям относятся с большим уважением.

Берите на работу экстравертов

Интроверты хорошо знают и слабые стороны. Такой лидер быстро разберется, какие задачи ему не под силу.

Так что если вы уверены, что не сможете удержать внимание аудитории своей презентацией, найдите человека, который сделает это быстро и с огоньком.

Если вы не склонны к риску и медленно принимаете решения, штатные экстраверты ускорят темп работы компании. Успех во многом зависит от скорости реакции на инновации и изменения в спросе целевой аудитории.

Так что найдите «янь» к своему «инь» и обретите желаемый баланс.

Выйдите из своей головы

Интроверты склонны «переваривать» чувства и мысли внутри себя. Однако нам всем время от времени и давление.

Тренировка в спортзале, медитация или разговор по душам с близким человеком - выберите самый удобный способ и убедитесь, что ваше вдохновение и позитивную энергию больше ничто не сдерживает.

Джей Эллиот, Вильям Саймон

Стив Джобс. Уроки лидерства

Моей жене Лилиане и сыновьям Джею-Александру и Федерико за их любовь и поддержку, а также Эйрин, Виктории и Шарлотте, Шелдону, Винсенту и Елене

Я сидел в холле ресторана…

…где меньше всего можно было ожидать встречи, которая изменит всю мою дальнейшую жизнь.

Я читал статью в разделе деловых новостей; речь в ней шла о трагической истории компании Eagle Computer. Молодой человек, сидевший неподалеку, читал ту же статью. Мы разговорились, и я сказал ему, что имею некоторое отношение к этим событиям. Не так давно я сообщил своему начальнику, президенту Intel Энди Гроуву, что ухожу, чтобы занять должность в начинающей компании Eagle Computer. Она вот-вот должна была разместить свои акции на открытом рынке.

В день проведения IPO ее генеральный директор стал мультимиллионером и отпраздновал это событие в ресторане, где вместе с другими соучредителями изрядно выпил. Затем он поехал в автосалон, чтобы купить себе «феррари», устроил тест-драйв в состоянии опьянения и разбился. Он погиб, компания тоже, а должность, ради которой я ушел из Intel, была закрыта еще до того, как я успел ее занять.

Молодой человек, выслушав эту историю, начал расспрашивать меня об образовании и опыте работы.

Мы казались полной противоположностью друг другу. Он, примерно двадцати с небольшим лет, облаченный в джинсы и кроссовки, выглядел как хиппи. И я, сорокалетний мужчина спортивного телосложения, ростом под два метра. Единственное, что у нас было общего, – это борода, украшавшая в то время лица обоих.

Очень скоро выяснилось, что мы оба разделяем страсть к компьютерам. В парне бурлила энергия, и он очень оживился, узнав, что в свое время я занимал ключевые должности в ИТ-компаниях, но ушел из IBM, почувствовав, что там перестали воспринимать новые идеи.

Мой новый знакомый представился Стивеном Джобсом, председателем совета директоров Apple Computer. Я немного слышал об Apple, но мне трудно было представить себе этого юношу главой компьютерной компании.

Затем он удивил меня еще больше, предложив работать у него. Я ответил: «Не думаю, что вы можете себе позволить меня нанять». В то время Стиву было двадцать пять; чуть позже в том же году, когда Apple стала открытой акционерной компанией, его состояние оценивалось примерно в 250 млн долл. Он и его компания определенно были в состоянии нанять меня.


Две недели спустя, в пятницу, я приступил к работе в Apple и получил более высокий оклад и намного больше опционов на акции, чем в Intel. От Энди Гроува я получил прощальное письмо: он говорил, что я «совершаю большую ошибку – из Apple ничего не выйдет».

Стив любит удивлять людей, поэтому до самой последней минуты не сообщает им важную информацию. Возможно, так он пытается немного вывести вас из равновесия и тем самым лучше вас контролировать. В мой первый рабочий день в Apple в завершение ознакомительной беседы он сказал: «Давайте завтра съездим в одно место. Встречаемся здесь в десять. Я хочу кое-что вам показать».

В субботу утром мы сели в «мерседес» Стива и отправились в путь. Из динамиков лилась слишком громкая музыка групп Police и Beatles. Стив по-прежнему не проронил ни единого слова о том, куда мы направляемся.

Стив заехал на автостоянку исследовательского центра корпорации Xerox в Пало-Альто (PARC). Нас провели в компьютерный зал, который меня просто поразил. Месяц назад Стив уже побывал в PARC вместе с группой инженеров из Apple, разошедшихся во мнениях о том, представляет ли то, что они там увидели, какую-либо ценность для персональных компьютеров.

Теперь Стив вернулся сюда, чтобы еще раз взглянуть на разработанные там технологии, и был очень возбужден. Когда Стив видит что-то «безумно выдающееся», у него меняется голос, и в тот день я стал свидетелем этого. В PARC мы увидели примитивную версию устройства, впоследствии получившего название «мышь», принтер, дисплей (на него можно было выводить не только текст и цифры, но и графические изображения), а также меню, пункты которого выбирались с помощью мыши. Стив назвал эти визиты в PARC «судьбоносными». Он был уверен, что увидел будущее вычислительной техники.

В PARC создавали компьютер для предприятий – мейнфрейм, который должен был конкурировать с продуктами IBM; его предполагаемая цена варьировалась в диапазоне 10–20 тыс. долл. Стив же видел нечто иное: компьютер для всех.

Однако его видение распространялось не только на компьютерные технологии. Как мальчик, живший в средневековой Италии, вошел в монастырь и постиг Иисуса, так и Стив только что открыл для себя религию под названием «продукт, дружественный по отношению к пользователю» . Возможно, у него и раньше было желание создать нечто подобное, и теперь он понял, что есть способ осуществить его. Стив, олицетворяющий образ конечного потребителя, Стив, который предвидел перспективы доведения продукта до совершенства, абсолютно случайно вышел на путь к блестящему будущему.

Безусловно, он не обещал быть легким. Стив совершил на этом пути много серьезных, дорогостоящих, почти катастрофических ошибок, причем большинство из них можно отнести на счет свойственного ему ощущения непогрешимости – той упрямой уверенности, которая стала поводом для появления клише «либо по-моему, либо никак».

На меня, новоиспеченного партнера Стива, производила огромное впечатление его открытость для новых возможностей, волнение, с которым он воспринимал новые идеи, умение распознать их ценность и найти им достойное применение. Стив понимает образ мыслей людей, для которых создает свои продукты, потому что он – один из них. А поскольку он мыслил так, как они, то распознавал те моменты, когда ему открывается будущее.

Стив казался мне невероятно ярким, полным энтузиазма, способным видеть перспективы, но при этом удивительно молодым, невероятно импульсивным человеком. Каким был я в его глазах? Думаю, он видел во мне то, к чему стремился, но пока не нашел. В конце концов он получил в моем лице старшего товарища со значительным опытом работы в бизнесе. Моя новая должность в Apple Computer, Inc. называлась «старший вице-президент», однако я выполнял и некоторые неофициальные обязанности партнера, наставника и друга (мне было тогда 44 года). Вскоре Стив стал говорить: «Не доверяйте никому старше сорока, кроме Джея».

Хотя сам Стив не был технарем, он горел желанием создать собственный продукт. Он занимался организацией сбыта и заключением сделок (а Воз разрабатывал первые компьютеры компании), и все же страстно стремился подтвердить свое видение будущего компьютерной техники посредством создания устройства, в котором бы воплотились его собственные идеи. Когда Стив пытался навязать свое видение будущего инженерам Apple, работавшим над компьютером Lisa, они, чтобы отделаться от него, говорили что-либо в таком роде: «Если ты думаешь, что эти идеи так хороши, возьми и сделай компьютер сам».


Нет, у Стива не было хрустального шара, который рассказал бы ему, что он будет создавать один первоклассный, пользующийся большим спросом продукт за другим. И он никогда не занимался таким глубоким самоанализом, чтобы понять, почему все сложилось именно так. Можно сказать, он заслужил доверие к себе и своим продуктам, даже не заметив этого.

В то время я восхищался, когда видел, насколько Стив открыт новым возможностям, как его волнуют новые идеи, как он умеет распознавать их ценность и находить им применение.

Знакомство Стива с разработками исследовательского центра корпорации Xerox в Пало-Альто, раскрывшее ему глаза на будущее компьютерных технологий, стало одним из самых известных событий в истории передовых технологий, широко освещавшихся на страницах печатных изданий. После визитов в PARC Стив решил изменить мир.

Несомненно, именно это он и сделал.

Введение

…по воле случая все складывается даже лучше, чем при тщательном планировании.

Безусловно, те сферы деятельности, которые называют «гламурными», – кино, телевидение, музыкальный бизнес, мода, – нередко выглядят такими привлекательными только со стороны. На самом деле работа в любой из них полна повседневных трудностей и постоянных разочарований.

Вряд ли найдется хоть один человек, считающий сферу технологий гламурной; для меня же работа в ней никогда не была настолько приятной и невероятно волнующей, как во время сотрудничества со Стивом Джобсом.

Я работал в IBM и Intel и был лично знаком с руководителями этих поистине великих компаний, встречался с такими выдающимися лидерами и мыслителями, как Джек Уэлч, Бакминстер Фуллер и Джозеф Кэмпбелл, и обсуждал очередное изменение концепции организационной структуры с Джоном Друкером.

Стив уникален в своем роде, хотя ведущие деловые журналы часто и не соглашаются с этим. Однако большинство сходится в том, что Стив Джобс – лидер самой выдающейся компании за всю историю бизнеса. Он каждый день делал на первый взгляд невозможные вещи. Что же делало Стива уникальным руководителем компании, обеспечивавшем удобство, экономию времени и удовольствие многим людям во всем мире? (На этот вопрос я попытаюсь ответить в этой книге.) На мой взгляд, не только собственная оригинальная система взглядов, но и умение создать условия для того, чтобы организация изменялась вместе с вами.

ЗАНЯТИЕ «РАЗБУДИ В СЕБЕ ЛИДЕРА!»

Цель занятия - создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.

1. Приветствие «Я рад с вами общаться…». Участники вместе с тренером встают в круг, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.

2. Упражнение-разминка «Как я себя чувствую». Цель: раскрепощение и сплочение группы. Члены группы становятся в круг. Один из участ- ников выходит на середину круга выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Все остальные члены группы повторяют продемонстрированное действие и при этом говорят названное имя. Своё самочувствие может выразить каждый участник.

3. Упражнение «Слепая геометрия». Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: «Сейчас ваша зада- ча, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). За- тем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.

4. Информирование. Ребятам объясняется цель работы, её структура. Затем совместно вырабатываются правила группы, которые можно оформить на плакате. Ребята и ведущие могут под правилами распи- саться, тем самым, символизируя их принятие.

5. Тест «Капитан – рулевой – пассажир» (см. Приложение № 1).

6. Информирование: 1 закон лидера – «Лидер видит будущее» Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть ге- роем, героем – в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который спо- собен увлечь за собой. Главное качество лидера – видение будущего. Видение будущего – это загадочный феномен. Лидер живёт будущим как настоящим. Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. Человек, живущий будущим, не видит преград в достижении этого будущего. Так, например, Наполеон четко видел перед собой цель – завоевание Италии – но при этом не видел преграды – горы Альпы – поэтому он смог добиться чего хотел.

Нейрофизиолог Давид Ингвар на основании многочисленных опытов доказал, что лидеры видят будущее парадоксально: как воспоминание, как воспоминание о будущем. На этом фе- номене основан метод Леонардо да Винчи. Человек, используя этот метод, мысленно загляды- вает в будущее, вживается в это состояние и в мельчайших подробностях представляет, что проблема уже решена. А потом как бы вспоминая, успешно справляется со сложной задачей.

Перспектива должно быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели. (Ребятам задается вопрос о том, есть ли у них цели и насколько они реалистичны.) Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать по- ражения, - все эти качества позволяют лидеру добивать успеха». После информирования проводится совместное обсуждение.

7. Упражнение «Чикина – пшена». Цель – закрепление позитивного настроя на занятия. Участники образуют круг, Ведущий го- ворит слова и показывает движения, все остальные, ходя по кругу и всё повторяют:

  • «локти от себе»
  • «колени до тебе»
  • «бедра до заду»
  • «ромена широка»
  • «зенки де лупа»
  • «язык на гора»
  • «ходили -ходили - хоп!» (повторяется после каждых слов).

8. Рефлексия по занятию. Что было легко, какие встретились трудности, самочувствие на данный момент.

Приложение 1.

Тест «Капитан – рулевой – пассажир»

  1. Я всегда чувствую ответственность за всё, что происходит в моей жизни.
  2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили отношение ко мне.
  3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами неудач.
  4. Иногда мне кажется, что я родился под счастливой звездой.
  5. Я считаю, что неудачники сами виноваты в своих неудачах.
  6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.
  7. Если я простужаюсь, предпочитаю, лечиться самостоятельно, не прибегая к помощи врача.
  8. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые меня так раздражают в каком – либо человеке, виноваты другие люди.
  9. Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, кто не справляется со своими трудностями.
  10. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня
  11. Если возникает конфликт, то я, размышляя, кто виноват, начинаю анализ с себя.
  12. Если черная кошка перебежит мне дорогу, я перехожу на другую сторону.
  13. Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным, уверенным и самостоятельным.
  14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
  15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

Обработка результатов:

На 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13: да-10баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 0 баллов.

На 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15: да - 0 баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 10 баллов.

От 100 до 150 баллов. Вы лидер, капитан собственной жизни. Вы чувствуете ответствен- ность за всё, что с вами происходит, много берете на себя, преодолеваете трудности. Вы все- гда видите перед собой цель и думаете над тем, как её достичь. Умеете подключить к ре- шению важных для вас задач других людей. Что вы чувствуете в сложные периоды жизни, и что происходит в вашей душе – для окружающих всегда загадка.

От 50 до 99 баллов. Вы охотно становитесь рулевым, но можете при необходимости передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы всегда мыс- лите реалистично. Гибкость, рассудительность и четкость – в вашей натуре. Вы способны брать ответственность на себя в сложных ситуациях, когда нужно это сделать.

49 баллов и меньше. Вы – пассажир на корабле этой жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря, что так сложились обстоятельства, судьба. В своих трудностях обвиняете кого угодно, только не себя, потому что не желаете нести ни какой ответственности ни за что. На- стоящая независимость кажется вам недостижимой. Тем не менее вы умеете мирно сосущест- вовать с другими людьми.

ЗАНЯТИЕ № 2 «ЗНАНИЕ - СИЛА»

Цель занятия - повышение мотивации к саморазвитию.

1. Приветствие «Здравствуй, лидер!» Участники вместе с тренером встают в круг, взявшись за руки. Каждый поочередно, обращаясь к стоящему справа, произносит фразу: «Здравствуй, лидер!»

2. Упражнение-разминка «Хлопки по кругу». Цель: активизация работы группы, сплочение и взаимодействие. Все встают в круг и от определенного человека, в определенную сторону (по назначению ве- дущего) начинают «гонять» хлопки, по очереди и быстро.

3. Упражнение «Опыт и знание». Цель: тренировка умения высказывать свое мнение, определять свой статус в группе и даль- нейший путь развития. По классу развешиваются три утверждения (Лидер, Начинающий лидер, Еще не лидер), уча- стники должны сделать выбор в отношении себя и объяснить его.

4.Тест «Кто из вас лидер?» (см. Приложение № 2).

5.Информирование: 3 закон лидера – Лидер обладает мудростью.

Работа в группах. Две группы получают разные утверждения о лидерстве: «Лидер должен добиваться блестящего результата», «Лидер должен быть в своей команде самым ум- ным». Задача ребят – доказать или опровергнуть данное утверждение, используя убедитель- ные аргументы.

Вывод: По-настоящему успешные лидеры выбирают, в первую очередь, достижение бле- стящего результата. Ведь лидер не обязательно должен быть самым умным. Он привле- кает к себе самых разных людей: талантливых, умных, одержимых, непредсказуемых и т.д.

Ввод двух понятий: УМ и МУДРОСТЬ. Обсуждаются их сходства и различия, пути достижения того и другого.

История: Вася и Петя совершали прогулку в горах и встретились с горным львом, который грозно смотрел на них. Вася замер на месте как вкопанный, а Петя присел на бревно, снял свои тяжелые ботинки, вынул из рюкзака пару беговых кроссовок и стал спешно одевать их. «Но ты все разно не сможешь обогнать горного льва!»- закричал Вася. «А мне это и не потре- буется, - пожал плечами Петя. – Мне будет достаточно обогнать тебя»

Кто из ребят обладал умом, а кто мудростью? Объясните почему.

Что необходимо для развития в себе мудрости? (блиц-опрос) История: Маленький мальчик пришел к своему отцу и спросил его: «Папа, кто сделал Бога?» Отец, поглощенный чтением вечерней газеты, ответил: «Понятия не имею». Но сын не отставал: «пап, почему Земля круглая?» Отец ответил: «Не знаю, сынок» Мальчик ненадолго занялся своими играми, а потом спросил: «Папа, а на других планетах есть жизнь?» Отец тер- пеливо ответил: «Никто не знает ответа на этот вопрос». Наконец спросил своего отца: «Папа, ты не сердишься на меня за то, что я задаю тебе все эти вопросы?» Отец опустил свою газету. «Вовсе нет, сынок, - сказал он. – Как же иначе ты будешь всему учиться?»

В чем смысл этой истории?

Задача на развитие мудрости: Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить голову крестьянину за дерзость. Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию.

Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт, принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты сло- вом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та могла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытаний, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил очень счастливо. Король так рассвире- пел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Ответ: Крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и ска- зал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «Свадьбу», я буду знать, что моей картой была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет «смерть», я пойму, что моей бала «свадьба», и смогу жениться на принцессе».

Сын мой, разве ты не знаешь, как мало надо ума, чтобы управлять миром, - ответил рим- ский папа Юлий III на вопрос о трудности своего дела. Будьте лидером, который развивает в себе мудрость! Отсюда вытекает III закон лидера – Лидер обладает мудростью.

6.Работа по группам. С помощью цветных геометрических фигур ребята делятся на 2 группы и получают задание: поставить перед собой актуальную для нашего совета цель и продумать все пути ее достиже- ния.

Результаты групповой работы оглашаются и обсуждаются.

7.Упр. «Репортер» Цель: развитие коммуникативных навыков, лучшее узнавание друг друга. Все участники тренинга делятся на пары, в которой один – репортер, другой – лидер, дающий интервью для прессы.

Критериями опроса являются: качества характера, поведение, интересы и увлечения, цели и устремления, пути достижения статуса лидера. Затем репортеры готовят сообщение об интер- вьюированном лидере.

8.Мозговой штурм «Перед нами стоит цель – как стать успешным лидером – и необходимо выработать пути достижения этой цели, можно предлагать любые пришедшие на ум способы, реальные и нере- альные» Затем выбираются наиболее приемлемые для нашей школы.

9.Упражнение «Аргентинский дождь» Цель: закрепление позитивного настроя группы, сплоченность, единство действий. По кругу, участники повторяют за ведущим действия: потерание ладошек, щелчки пальцами, похлопывание по коленкам, легкое постукивание ногами об пол, но при этом нельзя произно- сить слова.

В итоге неодинаковые действия всех участников группы приводят к необычному звуку «ар- гентинского дождя».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: