Задания егэ по литературе фипи. Структура теста ЕГЭ. Структура КИМ ЕГЭ


03.02.2017

ФИПИ опубликовал новую модель КИМа по литературе для общественного обсуждения. Замечания и предложения принимаются до конца марта 2017 года по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Изменения:

1. Исключены задания с кратким ответом

Задания с кратким ответом нацелены главным образом на проверку знания терминологического аппарата и содержания произведений. Как показывает статистика, они не представляют сложности для экзаменуемых и не играют решающей роли в разделении экзаменуемых по уровню образовательной подготовки. В КИМ включены только задания с развернутым ответом, которые берут на себя функции заданий с кратким ответом.

2. Увеличено число заданий по выбору ученика

Не увеличено суммарное число заданий с развернутым ответом: экзаменуемый пишет 4 развернутых ответа ограниченного объема и 1 сочинение. В части 1 альтернативными стали первые два задания к фрагменту эпического (лироэпического, драматического) произведения и первые два задания к лирическому произведению. В части 2 (сочинение) увеличено количество альтернативных тем с трех до четырех. Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанрово­родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи.

3. Упрощены сопоставительные задания

Исходный текст нужно сравнивать не с двумя произведениями, а с одним. Не требуется обоснование выбора примера для сопоставления.

4. Уточнен объем ответов на задания части 1. Повышены требования к объёму сочинения

Часть 1. Объем ответов указан в словах (ранее - в предложениях): экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов (ранее 5-10 предложений); если в ответе менее 40 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Часть 2 (сочинение). Требования к объему повышены: экзаменуемым рекомендован объём не менее 250 слов (было 200); если в сочинении менее 200 слов (было 150), то такая работа оценивается 0 баллов.

5. Усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов

Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы: упрощен алгоритм действий эксперта при оценивании развернутых ответов разных типов; обеспечена бОльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого);

Министр образования сообщила о том, какие будут изменения в ЕГЭ по литературе. К 2018 году российские одиннадцатиклассники, выбравшие итоговый экзамен по родной литературе, будут сдавать его по-новому. Изменится и содержание итоговой аттестации по предмету, и форма данного испытания, об этом шла речь на прошедшей пресс-конференции в Москве.

Во-первых, не будет больше элементарных тестовых заданий, так называемой «угадайки». По словам ведущего специалиста ФИПИ Сергея Зинина, к тестовым заданиям в школах давно привыкли. Эти уже традиционные тренинги выполняются автоматически и абсолютно не учат детей думать самостоятельно. В старом формате экзамена после четырех кратких ответов на задания по тому или иному литературному фрагменту следовало написать полноценное сочинение как развернутый и аргументированный ответ, мнение о какой-либо проблеме.

В новом формате ЕГЭ по литературе предполагается больше возможностей для самостоятельных рассуждений и творчества. Выпускнику предлагается выбрать один из нескольких вопросов, а также способ и стиль своего сочинения. Текст работы может выглядеть как статья литературного критика, а может быть откликом читателя, в котором акцент делается на эмоциональное личное восприятие прочитанного фрагмента.

Как объяснил эксперт из ФИПИ, школьник имеет возможность строить свои рассуждения как от частностей к общим положениям, так и наоборот - от общего утверждения к частностям. Главная задача состоит в том, чтобы содержание творческой работы отражало понимание учащимся смысла анализируемого текста, а также способность прийти к собственным выводам, пользуясь самостоятельно подобранной аргументацией.

В дискуссии принял участие также Дмитрий Бак, профессор Гуманитарного университета, известный ученый, возглавляющий Государственный литературный музей. По его мнению, изучению такого предмета, как художественная литература мешает не только общая для ЕГЭ проблема подмены образовательного процесса контролирующими мероприятиями, но и более глубокий момент - непонимание истинной сути этого вида искусства. Ведь художественные произведения, по словам профессора, требуют более глубокого, эмоционального переживания. Их нельзя анализировать с помощью инструментов формальной логики. Такая практика формирования универсальных критериев для оценки художественного текста никогда не сможет научить школьника понимать и любить литературу, сможет только привить чувство отторжения и неприязни к этой разновидности чтения.

А заслуженный учитель России Евгения Абелюк, доцент НИУ ВШЭ, в своем выступлении особо отметила, что, хотя обновленный формат госэкзамена по литературе имеет свои достоинства, все же оставляет желать лучшего. Требование быстро составить три сочинения, хоть и небольшого объема, достаточно сложно выполнить. Для этого необходимо умение оперативно концентрировать свое внимание на новой теме, а также максимально емко и точно формулировать свои мысли.

В тексте из двухсот пятидесяти слов надо уместить и достаточные аргументы, и подробности из произведений, отражающие те или иные коллизии сюжета. Ткань художественного произведения сплетена из тысячи тонких деталей, крошечная подробность может получить особое символическое значение, наполниться роковым смыслом. А в школах учителя едва успевают научить ребят давать хотя бы краткий ответ на поставленные вопросы.

При этом, заслуженный учитель отметила, что ее лично радует возможность современных школьников анализировать литературу, которая ранее не входила в объем школьной программы. Это расширение рамок, возможность выбора являются для учащихся стимулом научиться мыслить самостоятельно, без чего невозможно представить современного по-настоящему образованного человека.

В СМИ приводятся отдельные примеры из контрольных материалов госэкзамена в новом его формате.

  • Требуется назвать произведение, описывающее нравственный мир типичного чиновника, и сравнить его с тем, как он изображен в гоголевском «Ревизоре».
  • Какое значение для раскрытия образа Чацкого имеют монологи, которые он произносит по ходу пьесы?
  • Тема любви в поэзии Анны Ахматовой.
  • Какой персонаж из книги «Война и мир» Толстого вам больше всего симпатичен или интересен? Почему? Аргументируйте ответ с помощью эпизодов из романа.

Как видите, даже новый формат ЕГЭ все же не отменяет глубоких и действительно вечных вопросов русской литературы, которая остается важнейшим школьным предметом, воспитывающим душу и нравственность, формирующим личность подростка.

Ознакомиться с изменениями в КИМ ЕГЭ 2018 года по литературе в сравнении с 2017 годом можно в демоверсии опубликованной на официальном сайте ФИПИ.

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ 2018 по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надёжной системы её оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развёрнутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

Изменения в ЕГЭ 2018 по литературе

1. Усовершенствованы и сближены с ОГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов.

2. Упрощён алгоритм действий эксперта при оценивании развёрнутых ответов разных типов; обеспечена бóльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого). Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и на укрепление преемственности между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования.

3. Усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания).

4. Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

5. Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи).

6. Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.

7. Уточнён порядок назначения 3 эксперта.

8. Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).

Методика прохождения ЕГЭ меняется каждый год. Специалисты изобретают новые способы определения уровня знаний учеников, разрабатывают перечень вопросов, обновляя их тематику, меняют количество обязательных предметов. Такое положение вещей чрезвычайно настораживает и пугает будущих выпускников, ведь им также необходимо знать, к чему готовиться и чего ожидать от важного для их жизни экзамена.

В нашей статье мы расскажем основные этапы прохождения ЕГЭ по литературе 2017 года, а также озвучим возможные изменения, которые коснутся этого экзамена.

Дата проведения

До главных школьных экзаменов осталось не так уж много времени. Не за горами пора, когда “покой нам только снится”, а на письменном столе собираются горы учебников по разным предметам. Конечно, подготовка к ЕГЭ отнимает много свободного времени, сил и нервов. Предварительное расписание будущих экзаменов уже составлено и выглядит оно следующим образом:

  • Досрочный этап — 24 марта 2017 года. Резервный день досрочного этапа — 3 апреля 2017 года.
  • Основной этап — 13 июня 2017 года, а резервный день закреплен за 20 июня 2017 года.

Обязательные предметы, вынесенные на ЕГЭ 2017

Это наиболее животрепещущая тема, стремительно переходящая от одного ученика к другому. Многие школьники переживают, что список обязательный предметов значительно расширится и им придется еще больше времени прозябать за учебниками, вместо заслуженного отдыха после уроков.

На сегодняшний день нет окончательного списка новых обязательных предметов, ведь на рассмотрении у чиновников было несколько дисциплин: от истории до физики.

  • — необходим для поступления в любой ВУЗ страны.
  • Математика — экзамен разделен на два уровня (базовый и профильный).

ЕГЭ по литературе: возможные изменения

Ближе к 2018 году экзамен по литературе должен быть в корне пересмотрен и в некоторые его пункты внесут кардинальные изменения. В частности, специалисты намерены полностью убрать задания с короткими ответами, оставив лишь небольшие сочинения и одно полноценное.

Впрочем, пока еще рано бить тревогу и панически бояться окончания года — ЕГЭ по литературе в 2017 году придет по привычной всем схеме:

  • 1 блок — Смысловой. Здесь ученикам представлен небольшой отрывок эпического или драматического произведения с 7 вопросами по его содержанию (краткими). Кроме того, выпускник должен написать пару мини-сочинений по заданной тематике.
  • 2 блок — Лирическое произведение с несколькими вопросами к нему, а также два мини-сочинения.
  • 3 блок — Развернутое сочинение на любую из трех заданных тем.

Тем не менее, небольшие изменения все-таки произойдут. Они будут касаться построения вопросов — в уклон сделают на знание реалий текста, а не на знание основных литературных терминов. Из этого следует, что для сдачи экзамена недостаточно обладать узкими познаниями в литературе.

Также хочется заострить внимание еще на одной особенности экзамена по литературе — на стихотворения. Как правило, ученики надеются, что в бланках они найдут стихотворное произведение определенного автора из школьной программы.

Тем не менее, исходя из правил КИМы, если поэт был включен в кодификатор, то на экзамене для анализа могут подать любое его произведение. Это достаточно правильный подход, ведь во время прохождения итогового испытания выпускник должен показать в мини-сочинении, насколько правильно он умеет анализировать, не ссылаясь на страницы учебников.

Уже в 2016 году “нешкольные” стихотворения можно было отыскать во многих вариантах КИМов, поэтому в 2017 году этот ход обязательно повторится.

Итоговое сочинение

Для хорошей оценки по этому блоку недостаточно просто взять и изложить свои мысли на бумаге. Необходимо тщательно продумать каждое предложение, грамотно оформить и выразить свое мнение в понятной и простой форме. Орфографические и пунктуационные ошибки привлекают внимание проверяющих, поэтому нужно их избегать.

Кроме того, каждый ученик должен постараться раскрыть заданную тему полностью, используя не только свои жизненные примеры, но и аргументы из области литературы. Структура текста должна выглядеть следующим образом: введение, несколько аргументов и примеров, заключение.

Чтобы итоговое сочинение было качественным, выпускнику уже сейчас доступен перечень произведений, которые вынесены на ЕГЭ по литературе. Прочитав их, а также ознакомившись с дополнительной информацией про автора, историей написания, ключевыми моментами и другими подробностями, вы обязательно напишете достойное произведение, которое заслуживает высочайшей оценки.

Шкала оценивания

В 2017 году для того, чтобы пройти пороговое значение по данному экзамену, необходимо набрать всего лишь 36 баллов. Их заработать не так-то и сложно — достаточно решить 9 заданий (с 1 по 7, 10 и 11). В соответствии с пятибалльной шкалой первичные/тестовые баллы выглядят следующим образом:

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Любой выпускник мечтал бы увидеть заветную “Пятерку” в аттестате, но не каждому дано сдать экзамены на высокие оценки. Только тот, кто не жалеет собственных сил и времени, тратит их на подготовку, без конца листает вспомогательную литературу, имеет все шансы получить “Отлично”. Подготовку к ЕГЭ можно выполнять различными способами:

  • Раз за разом проходить демоверсию экзамена.
  • Ознакомиться с вопросами при помощи тестов, которые похожи на те, что будут вынесены на ЕГЭ.
  • Обратиться к репетиторам.

Какой бы из предложенных вариантов вы ни выбрали, необходимо помнить, что без определенного багажа знаний, ни один из них работать не будет. Больше читайте, анализируйте, пытайтесь составлять сочинения, и тогда успешная сдача экзамена вам гарантирована.

Видео новость

ЕГЭ 2017 Литература Типовые тестовые задания Ерохина

М.: 2017. - 72 с.

Типовые тестовые задания по литературе содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ по литературе, степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приводятся выполнения всех заданий одного из вариантов. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений. Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по литературе, а учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 1,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Вариант 1
Часть 1 7
Часть 2 12
Вариант 2
Часть 1 13
Часть 2 18
Вариант 3
Часть 1 19
Часть 2 23
Вариант 4
Часть 1 24
Часть 2 29
Вариант 5
Часть 1 30
Часть 2 35
Вариант 6
Часть 1 36
Часть 2 42
Вариант 7
Часть 1 43
Часть 2 47
Вариант 8
Часть 1 48
Часть 2 53
Вариант 9
Часть 1 54
Часть 2 59
Вариант 10
Часть 1 60
Часть 2 64
Комментарий к варианту 6 65
Часть 1 65
Часть 2 68
Ответы 70


Экзаменационная работа по литературе состоит из 2 частей, включающих в себя 17 заданий. На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (15, 16).
Ответом к заданиям 1-7 и 10-14 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1-17.3), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время - на выполнение задания части 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: