Алексей Андреевич Ржевский. Биография. русский поэт эпохи Екатерины II, вице-директор Российской Академии Наук, масон

Ржевский Алексей Андреевич (1737 - 1804, Санкт-Петербург) – действительный тайный советник, сенатор, камергер, писатель;

заместитель директора (В.Г. Орлова) в период президентства К.Г. Разумовского (1771-1773)

Алексей Алексеевич Ржевский родился 19 февраля 1737 г. в дворянской семье мичмана, участника осады Очакова Андрея Ивановича Ржевского (1711-1737/1741) и Екатерины Ионовны (урожденной Вельяминовой).

Ржевские - старинный русский дворянский род, происходящий от смоленских князей, потомки князя Рюрика. Род Ржевских внесён в родословную книгу Воронежской, Костромской, Курской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской и Тверской губерний.

На протяжении долгого времени родовым имением Ржевских являлось село Селихово Болховского уезда Орловской губернии. Первым владельцем имения был Иван Иванович Ржевский (1615-1678), который начинал свою военную службу в Болхове. Большую часть жизни он посвятил защите Отечества. За верную службу в 1669 г. И.И. Ржевский стал думным дворянином. У Ивана Ржевского было три сына: Алексей, Тимофей и Иван - каждый из которых, дал начало новой ветви старинного рода. А его правнучка, дочь Юрия Алексеевича, Сара Юрьевна Ржевская (1721-1779) - бабушка А.С. Пушкина по материнской линии.

В XVIII в. Селихово считалось владением правнука И.И. Ржевского, мичмана Андрея Ивановича Ржевского. Затем село перешло к его сыну Алексею Ржевскому.

А.А. Ржевский начал свою служебную карьеру в 1749 г. в качестве военного (гвардейский унтер-офицер), но затем, перешел на штатскую службу. Служил при Петре III, которого воспел в своих одах за либеральные реформы и особенно за жалованную грамоту дворянам. Впоследствии он стал не менее восторженным певцом Екатерины II.

А.А. Ржевский был популярным литератором своего времени. Публиковать стихи Ржевский начал в конце 1750-х годов. Большае часть его стихотворений появилось в 1760-е годы в журналах М.М. Хераскова «Полезное увеселение» и «Свободные часы», где он сотрудничал одновременно с А.В. и С.В. Нарышкиными, В.И. Майковым, И.Ф. Богдановичем (позднее, в 1783 г., Ржевский на свой счет издал знаменитую поэму Богдановича «Душенька»). Был дружен с И.И. Дмитриевым и Г.Р. Державиным. По своему литературному направлению Ржевский примыкал к группе А. П. Сумарокова, с которым он был хорошо знаком, и на первом этапе своего творчества сильно ему подражал. Ржевский внес в поэзию ряд сложных литературных приемов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов и т. п. подчеркнутые ухищрения стиля.

Литературная деятельность Ржевского заключалась, прежде всего, в его участии в Московском издании "Переводов из Энциклопедии", где напечатаны его переводы. Отдельно изданы следующие произведения Ржевского: На день рождения Императрицы Екатерины II, 1763 г., "На новый 1764 год", Ода на день восшествия на престол Императрицы Екатерины II, 1762 г., Министру полиции А.Д. Балашову, 1812г., "Ода на восшествие на престол Императора Александра I, 1801 г. Всего А.А. Ржевский напечатал более 200 произведений – стансов, элегий, од, сонетов, рондо, притч, мадригалов, загадок, эпиграмм.

Друзья-поэты и любители поэзии ожидали, что талант Ржевского с годами будет мужать и крепнуть. Но в 1763 году его имя пропало со страниц журналов: он перестал писать. В этом году на русский престол взошла новая императрица, Екатерина II. Потомку старинного дворянского рода удельных князей Ржевских открылся путь к чинам, и он, оставив перо поэта, ринулся в водоворот придворной жизни.

В 1767 г. Ржевский получил звание камер-юнкера и принимал участие в Комиссии о сочинении проекта нового Уложения, как депутат города Воротынска, Московской губернии. По предложению маршала Бибикова участвовал в частной Комиссии «о полиции»; 31 декабря 1768 г. был назначен Советником Правления банков для обмена государственных ассигнаций.

С 29 мая 1771 г. по 25 октября 1773 г. А.А. Ржевский был вице-директором Академии Наук, а в 1772 г., когда ее директор – граф В. Г. Орлову ехал за границу, исполнял его должность.

А.А. Ржевский сыграл видную роль в истории русского масонства. Он присоединился к ордену в конце ноября 1782 г.; его орденское имя было "Eques е bona spe"; он принадлежал к ложе "Латаны" Вильгельмсбадской организации, к теоретическому градусу Соломоновых Наук. Есть сведения (у Пекаского), что он был Розенкрейцером. Через Ржевского, главным образом, происходили сношения между Петербургскими и Московскими масонами. 26 апреля 1783 г. Ржевский получил звание префекта Петербургской масонской ложи, но в сентябре того же года отказался от этой должности, оставаясь надзирателем "теоретического градуса".

Постепенно Ржевский выдвинулся в первые ряды государственных деятелей. 24 ноября 1783 г. А.А. Ржевский был пожалован в звание сенатора с производством в чин тайного советника.

А.А. Ржевский принимал деятельное участие в трудах Российской Академии, членом которой он был избран при ее открытии 21 октября 1783 года. Параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, которая была создана в Петербурге Екатериной II и княгиней Е.Р. Дашковой по образцу Французской Академии, как центр по изучению русского языка и словесности. Главным результатом ее деятельности явилось издание Российского академического словаря. В 1841 г. Российская академия была упразднена, а часть её членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности.

Для Академического Словаря А.А. Ржевский подготовил все понятия на букву «Б»; по поручению Академии дал подробный отзыв о переводе «Генриады». В Академию же он прислал, незадолго до смерти, свою идиллию: «К Невским Музам».

С 1794 г. А.А. Ржевский занимал выборную должность, тогда очень почетную - совестного судьи в Санкт-Петербурге.

А.А. Ржевский был награжден несколькими знаками отличия: 22 сентября 1785 г. получил Аннинскую ленту (Императорский орден Святой Анны); 5 сентября 1799 г. – орден Александра Невского.

Семья: А.А. Ржевский был женат два раза: первой раз (с 1766 г.) на Александре Федотовне Каменской (1740-1769), сестре известного фельдмаршала Каменского, она скончалась при родах 7 апреля 1769 г., а спустя три месяца умер новорожденный сын; во второй раз (с 1777 г.) - на Глафире Ивановне Алымовой, одной из наиболее любимых Екатериной II воспитанниц первого выпуска Смольного Института.

Дети: Глафира Ивановна стала матерью трех сыновей Александра, Павла, Константина и дочери Марии. Ее дети получили имена в честь особ царствующего Дома, в кругу которых проходила ее светская жизнь. Старший сын Ржевских Александр (1781–1807), флигель-адъютант, полковник, погиб в бою. Павел Ржевский (1784–1852), ротмистр лейб-гвардии Семеновского, затем Гусарского полка, позднее камергер, действительный статский советник, также не оставил наследников. Дочь Мария (1778–1866) вышла замуж за камергера Николая Свистунова и стала матерью декабриста Петра Свистунова, отбывавшего после восстания на Сенатской площади наказание в Читинском остроге.

Родовое поместье Ржевских – Селихово перешло к младшему сыну Константину (1788–1837), действительному статскому советнику, камергеру, кавалеру орденов Святой Анны II степени и Владимира IV степени, поручику, участнику Отечественной войны 1812 года.

Алексей Алексеевич Ржевский умер 23 апреля 1804 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.


РЖЕВСКИЙ, АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ

Действительный тайный советник, сенатор, камергер, вице-директор Академии Наук, член Российской Академии, Президент Медицинской Коллегии, писатель; происходил из старинного дворянского рода, родился 19 февраля 1737 года, начал свою служебную карьеру в 1749 г. и продолжал при Петре III, которого воспел в своих одах за либеральные реформы и особенно за жалованную грамоту дворянам. Впоследствии он стал не менее восторженным певцом Екатерины II.

В 1767 году Ржевский получил звание камер-юнкера и принимал участие в Комиссии о сочинении проекта нового Уложения, как депутат города Воротынска, Московской губернии, а также, по предложению маршала Бибикова, - в частной Комиссии "о полиции"; 31 декабря 1768 г. был назначен Советником Правления банков для вымена государственных ассигнаций. С 29 мая 1771 по 25 октября 1773 гг. Ржевский был вице-директором Академии Наук, а в 1772 году, за отъездом директора ее графа В. Г. Орлова, исполнял его должность. 10 июля 1775 г. назначен был Президентом Медицинской Коллегии. В 1783 г., 24 ноября, Ржевский был пожалован в звание сенатора с производством в чин тайного советника и в 1785 г. получил Аннинскую ленту (22 сентября); с 1794 года он занимал почетную выборную должность Совестного Судьи, 5 апреля 1797 г. произведен был в действительные тайные советники, а 4 сентября 1800 г. был уволен от службы; умер, имея орден Александра Невского (с 5 марта 1799 г.), 23 апреля 1804 года; погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.

Ржевский сыграл видную роль в истории русского масонства и был выдающимся литератором своего времени. Он присоединился к ордену в конце ноября 1782 года; его орденское имя было "Eques е bona spe"; он принадлежал к ложе "Латаны" Вильгельмсбадской организации, к теоретическому градусу Соломоновых Наук. Наконец, он, говорят, был и Розенкрейцером (см. у Пекарского). Через Ржевского, главным образом, происходили сношения между Петербургскими и Московскими масонами. 26 апреля 1783 года Ржевский получил звание префекта Петербургской масонской ложи, но в сентябре того же года отказался от этой должности, оставаясь надзирателем "теоретического градуса".

Литературная деятельность Ржевского выразилась прежде всего в участии в Московском издании "Переводов из Энциклопедии", где напечатаны его переводы: 1) История, 2) Одежды римлян, 3) Гамак.Во-вторых, Ржевский принимал довольно деятельное участие в трудах Российской Академии, членом которой он был провозглашен при ее открытии 21 октября 1783 г. Для Академического Словаря он составил букву "Б"; по поручению Академии дал подробный отзыв о переводе "Генриады". В Академию же он прислал, незадолго до смерти, свою идиллию: "К Невским Музам" ("Сочин. и переводы Российской Академии", ч. V, стр. 45).-Ржевским была сочинена драма "Смердий и Прелеста" на сюжет из истории Киева; драма эта была поставлена в придворном театре в 1769 году и имела успех. "Сия трагедия", пишет Новиков: "сочинителю своему делает честь: она сочинена в правилах театра, завязка и продолжение расположены очень хорошо, характеры выдержаны сильно, игры театральной много...; трагедия сия почитается в числе лучших в Российском театре". Однако же, мы имеем об этой трагедии и несколько иной отзыв: "Пьеса эта, несмотря на несколько хороших мест, не удержалась на нашем театре; ибо мы нынче становимся уже разборчивее и не довольствуемся всяким представлением" (автор статьи на немецком языке "Известие о некоторых русских писателях", см. "Материалы" Ефремова). Особенной популярностью пользовался Ржевский в свое время, как лирический поэт. Он печатал свои, довольно многочисленные притчи, элегии, стансы, сонеты, рондо и проч. в "Ежемесячных Сочинениях", "Трудолюбивой Пчеле", "Свободных часах" и особенно в "Полезном увеселении" (тт. I, II, III, IV, V).

"Все сии стихотворения", говорит тот же Новиков: "а особливо его оды, притчи и сказки весьма хороша и изъявляют остроту его разума и способность к стихотворству. Стихотворство его чисто, слог текущ и приятен, мысли остры, а изображения сильны и свободны"... В этой оценке, как, кажется, и в оценке трагедии Ржевского, Новиков едва ли доказал свой критический дар: оды Ржевского ниже среднего и, конечно, не сравняются с одами его приятеля, певца Фелицы; притчи и сказки - то же самое. Лучшими его лирическими произведениями можно назвать некоторые стансы и элегии. Преобладающими мотивами их является: грусть о непостоянстве и суете всего земного, разочарование в жизни и жажда смерти, как полного успокоения, наконец, муки неудовлетворенной или обманутой любви.

"Наполнен век наш суетою,

Нигде блаженства в нем не зрим;

Единой только мы мечтою,

Прельстясь, от истины бежим",

восклицает поэт с грустным чувством. Или еще в другом стихотворении:

"О, жизнь, о суета! иль вечно нам страдать?

Страдать и не видать, что свет сей цепь мучений?

Не век: смерть может нам свободу даровать…".

Впрочем, поэт находит себе "modus vivendi":

"В одном спокойствии душевном

Блаженство наше состоит",

говорит он и ясно указывает, каким образом можно приобрести его среди житейской суеты и страданий: жизнь человеческая непостоянна; человека можно сравнить с цветком, а потому:

"Умерен в счастьи будь, премены берегись:

Раскаянье в делах уже прошедших поздно".

Такова жизненная философия поэта: в ней слышатся, конечно, отзвуки масонских взглядов. Но, все-таки, в современной ему поэзии эти мотивы, несомненно, своеобразны и выделяются своей пессимистической окраской на крикливо-ярком фоне тогдашней торжественной лирики. В "Сыне Отеч." 1817 г. напечатан его стихотворный "Ответ А. В. Храповицкому" (ч. 40, № 36, стр. 140-143).

Ржевский два раза был женат: в первой раз (с 19 февраля 1766 г.) на Александре Федотовне Каменской (род. 19 августа 1740, ум. 7 апреля 1769), сестре известного фельдмаршала Каменского; во второй - на Глафире Ивановне Алымовой, одной из наиболее любимых Екатериной воспитанниц первого выпуска Смольного Института. Этот второй брак был очень счастлив. Державин в 1780 году посвятил супругам Ржевским оду: "Счастливое семейство", в которой воспел их супружеское счастье. Ржевский и Державин вообще были приятелями.

Отдельно изданы следующие произведения Ржевского: 1) На день рождения Императрицы Екатерины II, СПб. 1763 г., 2) "На новый 1764 год" М., 3) Ода на день восшествия на престол Императрицы Екатерины II, СПб. 1762 г., 4) Министру полиции А. Д. Балашову, М. 1812 г. и СПб. 1812 г., 5) "Ода на восшествие на престол Императора Александра I, СПб. 1801 г. Кроме того, Ржевскому принадлежат 2 издания "Душенька" Богдановича: 1783 и 1794 гг.

Н. И. Новиков, "Опыт Словаря о русских писателях", СПб. 1867; Митр, Евгений, "Словарь русских светских писателей", М. 1845 г.; С. В. Ешевский, "Московские масоны" - "Русский Вестник", 1864 г., т. 52, № 8; 1865 г., т. 56, № 3; М. Лонгинов, "Новиков и Московские мартинисты", М. 1867 г.; П. Пекарский, "Дополнения к истории масонства в России"; Его же: "Редактор, сотрудники и цензура в русском журнале XVIII в.", СПб. 1867 г.; М. Сухомлинов, "История Российской Академии", СПб. 1876-1887 г.; В. А. Венгеров, "Русская поэзия", VI выпуск, СПб. 1897 г., стр. 837; Архив князя Воронцова, т. V; С. П. Шевырев, "История Московского Университета", М. 1855 г.; А. Палицsн, "Послание к Привете", X. 1807 г.; Российская родословная книга кн. П. Долгорукова, т. IV, СПб. 1857 г.; М. И. Семевский, "Очерки царствования Петра III"-"Отеч. Записки" 1867 г., кн. VIII и IX; Соч. Державина, изд. Я. К. Грота; "Русская Старина" 1872 г., II, стр. 78; "Русский Архив" 1870 г. и 1871 г.; "Месяцеслов" 1790 г., стр. 21; Б. Модзалевский, Список членов Имп. Академии Наук", СПб. 1908; Дневник А. В. Храповицкого, СПб. 1874 г.; В. И. Саитов "Петербургский Некрополь", М. 1833 г.; П. А. Ефремов, "Материалы для истории русской литературы", М. 1867 г., Указатели: Плавильщикова, Неустроева, Смирдина и Губерти.

{Половцов}

Ржевский, Алексей Андреевич

(1737-1804) - писатель, член российской академии. Участвовал в 1767 г. в комиссии о сочинении проекта нового уложения, как депутат от города Воротынска Московской губернии; позже был президентом медицинской коллегии и сенатором. В 1794 г. Р. занимал и выборную должность, тогда очень почетную - совестного судьи в СПб. Был одним из самых видных масонов своего времени. Стихотворения его (элегии, стансы, мадригалы и др.) печатались в "Ежемесячных Сочинениях", "Трудолюбивой Пчеле", "Полезном Увеселении" и "Свободных Часах" (1759-63). В 1769 г. Р. написал трагедию "Смердий и Прелестна", оставшуюся ненапечатанной. Писать стихи он не переставал до конца жизни. Отдельно напечатаны оды его на день восшествия Екатерины II и на день восшествия Александра I. Р. был дружен с Дмитриевым и Державиным; последний описал его супружескую жизньв оде: "Счастливое семейство" (1780).

Ср. Лонгинов, "Русские писатели XVIII в." ("Русская Старина", 1870, т. II).

{Брокгауз}

Ржевский, Алексей Андреевич

{Половцов}

Ржевский, Алексей Андреевич

Популярный в XVIII в. лирический поэт, член Российской академии, видный масон. Происходил из старинного дворянского рода. Его кратковременная литературная деятельность носит отпечаток аристократического дилетантства. Блестящая придворная карьера в царствование Екатерины II заглушила в Р. писателя: за всю последующую жизнь он написал всего несколько од и две трагедии: "Прелеста" и "Смердий" (ставились на сцене, напечатаны не были).

Поэтическое наследие Р. отличается богатством жанров: он писал оды - торжественные и анакреонтические, элегии, идиллии, стансы, сонеты, эклоги, басни, притчи и т. д. По своему литературному направлению Р. примыкал к группе Сумарокова и на первом этапе своего творчества сильно ему подражал. Оды Р., посвященные императорам, царствования которых он пережил, шаблонны; лучшие его произведения - стансы и элегии. В них преобладают мотивы неразделенной и тоскующей любви и грусти о непостоянстве и суете всего земного. Лирика Р. всегда соединена с дидактикой и является отголоском его масонских взглядов. Проповедь рационалистической добродетели, умеренности и внутреннего самоусовершенствования сочетается с признанием неизбежности желаний и страстей; истинное блаженство дает лишь душевное спокойствие, доступное человеку на всех без различия ступенях социальной лестницы; конечное успокоение и свободу дает смерть.

Внутренняя сосредоточенность некоторой части лирики Р. выгодно выделяет ее на бравурном фоне торжественной поэзии его эпохи; однако образами и красками она не богата. Идейная опустошенность привела Р. к преобладанию в его творчестве формы над содержанием. Р. внес в поэзию ряд сложных литературных приемов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов и т. п. подчеркнутые ухищрения стиля.

Стихотворения Р. печатались в журн. "Трудолюбивая пчела" и "Ежемесячные сочинения" , "Полезное увеселение" и "Свободные часы" ; отдельным собранием изданы не были.

Библиография

: II. Русский биографический словарь, т. Рейтери - Рольцберг, СПб, 1913 (статья без подписи); Гуковский Гρ., Ржевский, в его книге: Русская поэзия XVIII в., Л., 1927 (Вопросы поэтики, вып. X).

III. Венгеров С. А., Русская поэзия, вып. VI, СПб, 1897.

Т. Берхен-Глаголева.

{Лит. энц.}



19 февраля 1737 - 23 апреля 1804

русский поэт эпохи Екатерины II, вице-директор Российской Академии Наук, масон

Биография

Из дворянской семьи Ржевских, сын мичмана, участника осады Очакова Андрея Ивановича Ржевского (1711-1737/1741) и Екатерины Ионовны Вельяминовой. Алексей Ржевский первоначально пошёл по военной стезе, потом предпочел штатскую. В 1767 участвовал в комиссии о сочинении проекта нового Уложения как депутат от города Воротынска Московской губернии; позже стал вице-директором Академии наук (с 29 мая 1771 по 25 октября 1773), президентом Медицинской коллегии (10 июля 1775) и сенатором с производством в чин тайного советника (24 ноября 1783), в 1785 г. получил Аннинскую ленту (22 сентября). В 1794 году Ржевский занял выборную должность совестного судьи в Санкт-Петербурге . 5 апреля 1797 г. произведен был в действительные тайные советники, а 4 сентября 1800 г. был уволен от службы; умер, имея орден Александра Невского (с 5 марта 1799 г.), 23 апреля 1804 года; погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Был дружен с И. И. Дмитриевым и Г. Р. Державиным , в творчестве находился под влиянием А. П. Сумарокова . Являясь членом Российской академии, принимал участие в работе над созданием словаря русского языка, участвовал в написании статей для «Переводов из Энциклопедии». Ржевским была сочинена драма «Смердий и Прелеста» на сюжет из истории Киева ; драма эта была поставлена в придворном театре в 1769 году и имела успех. Особенной популярностью пользовался как лирический поэт, хотя его творчество носит черты аристократического дилетантства, а успешная придворная карьера затмевала для него писательские лавры. Демонстрировал большое искусство в играх со словами и владение размерами - внес в поэзию ряд сложных литературных приемов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов и т. п. подчеркнутые ухищрения стиля. Он печатал свои, довольно многочисленные притчи, элегии, стансы, сонеты, рондо и проч. в «Ежемесячных Сочинениях», «Трудолюбивой Пчеле», «Свободных часах» и особенно в «Полезном увеселении» (тт. I, II, III, IV, V).

Являлся одним из самых видных масонов своего времени. Он присоединился к ордену в конце ноября 1782 года; его орденское имя было «Eques е bona spe»; он принадлежал к ложе «Латона», к теоретическому градусу «Соломоновых Наук». Наконец, он, говорят, был и Розенкрейцером (см. у Пекарского). Через Ржевского, главным образом, происходили сношения между Петербургскими и Московскими масонами. 26 апреля 1783 года Ржевский получил звание префекта петербургской масонской ложи. В сентябре того же года отказался от этой должности, оставаясь надзирателем «теоретического градуса».

Семья

  1. Каменская, Александра Федотовна (с 19 февраля 1766 г.); скончалась в родах вместе с новорожденным сыном Иваном
  2. Алымова, Глафира Ивановна (с 1777 года); 4 сыновей и дочь Мария, в замужестве Свистунова, мать декабриста Петра Свистунова.

Алексей Андреевич Ржевский (1737-1804) - действительный тайный советник, сенатор, вице-директор Петербургской Академии Наук, президент Медицинской Коллегии, масон; поэт.

Биография

Из дворянской семьи Ржевских, сын мичмана, участника осады Очакова Андрея Ивановича Ржевского (1711-1737/1741) и Екатерины Ионовны Вельяминовой. Алексей Ржевский первоначально пошёл по военной стезе, потом предпочёл штатскую.

В 1767 году участвовал в комиссии о сочинении проекта нового Уложения как депутат от города Воротынска Московской губернии; позже стал вице-директором Академии наук (с 29 мая 1771 по 25 октября 1773), президентом Медицинской коллегии (с 10 июля 1775 до 1785) и сенатором с производством в чин тайного советника (24 ноября 1783), в 1785 году получил Аннинскую ленту (22 сентября).

В 1794 году Ржевский занял выборную должность совестного судьи в Санкт-Петербурге; 5 марта 1799 года награждён орденом Св. Александра Невского; 5 апреля 1797 года произведён в действительные тайные советники, а 4 сентября 1800 года уволен от службы. Погребён на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Ржевский был дружен с И. И. Дмитриевым и Г. Р. Державиным, в творчестве находился под влиянием А. П. Сумарокова. Являясь членом Российской академии, принимал участие в работе над созданием словаря русского языка, участвовал в написании статей для «Переводов из Энциклопедии».

Ржевским была сочинена драма «Смердий и Прелеста» на сюжет из истории Киева; драма эта была поставлена в придворном театре в 1769 году и имела успех. Особенной популярностью пользовался как лирический поэт, хотя его творчество носит черты аристократического дилетантства, а успешная придворная карьера затмевала для него писательские лавры.

Демонстрировал большое искусство в играх со словами и владение размерами - внёс в поэзию ряд сложных литературных приёмов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов и т. п. подчёркнутые ухищрения стиля.

Он печатал свои довольно многочисленные притчи, элегии, стансы, сонеты, рондо и проч. в «Ежемесячных Сочинениях», «Трудолюбивой Пчеле», «Свободных часах» и особенно в «Полезном увеселении» (тт. I, II, III, IV, V).

Алексей Ржевский принадлежал к числу видных масонов своего времени. Он присоединился к ордену в конце ноября 1782 года; его орденское имя было «Eques е bona spe»; он принадлежал к ложе «Латона», к теоретическому градусу «Соломоновых Наук».

Наконец, он, говорят, был и Розенкрейцером (см. у Пекарского). Через Ржевского, главным образом, происходили сношения между Петербургскими и Московскими масонами.

26 апреля 1783 года Ржевский получил звание префекта петербургской масонской ложи. В сентябре того же года отказался от этой должности, оставаясь надзирателем «теоретического градуса»


Ода, собранная из односложных слов

Как я стал знать взор твой,
С тех пор мой дух рвет страсть;
С тех пор весь сгиб сон мой;
Стал знать с тех пор я власть.

Хоть сплю, твой взор зрю в сне,
И в сне он дух мой рвет;
О коль, ах, мил он мне!
Но что мне в том, мой свет?

Он мил, но я лишь рвусь:
Как рвусь я, ты то знай.
Всяк час я мил быть тщусь;
Ты ж мне хоть вздох в мзду дай.

На берегах текущих рек
Пастушок мне тако рек:
"Не видал прелестнее твоего я стану,
Глаз твоих, лица и век.
Знай, доколь продлится век,
Верно я, мой свет, тебя, верь, любити стану".

Вздохи взор его мой зрел,
Разум был еще незрел,
Согласилась мысль моя с лестной мыслью с тою.
Я сказала: "Будешь мой,
Ты лица в слезах не мой,
Только будь лишь верен мне, коль того я стою".

Страсть на лесть днесь променя,
И не мыслит про меня.
О, неверный! ныне стал пленен ты иною.
Мне сказал: "Поди ты прочь,
И себе другого прочь".
Как несносно стражду днесь, рвуся я и ною.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: