Движения с мячом художественная гимнастика. Упражнения с мячом в художественной гимнастике. Упражнения с шарфом

В художественной гимнастике широко применяются упражнения с различными предметами: малым и средним мячом, скакалкой, обручем, лентой, вымпелом, шарфом . Они способствуют развитию тонкого мышечного чувства, глазомера, приучают к точности в движениях, совершенствуют их координацию. Кроме того, они позволяют создавать красивые, интересные рисунки движений.

Все упражнения с предметами в художественной гимнастике основаны на движениях без предмета. Поэтому переходить к ним следует после систематических тренировок по выполнению упражнений без предметов. В каждую тренировку включайте один предмет. Начните с малого (теннисного) мяча.

Упражнения с мячом

Упражнение № 1

Положите мяч на ладонь правой руки, а левую поднимите в сторону. Слегка приседая и опуская голову на грудь, бросьте мяч вверх. Заканчивая бросок, выпрямите корпус, поднимите голову и смотрите на мяч. (Рис. 1 а, б)

Теперь поймайте мяч правой рукой, так же слегка приседая и наклоняя голову. В момент касания мячом руки, она продолжает опускаться, тем самым пассируя (смягчая) удар мяча о ладонь. (Рис. 1 в, г)

Упражнение № 2

Повторите бросок вверх левой рукой, соблюдая те же требования. Сделайте по 4-6 бросков каждой рукой.

Упражнение № 3

Бросьте мяч правой рукой и поймайте его левой (4-6 раз).

Упражнение № 4

В момент, когда мяч будет вверху, сделайте хлопок руками над головой, за спиной.

Упражнение № 5

Бросьте мяч повыше и, когда он будет вверху, сделайте поворот на месте, переступая на носках. Руки вытяните в стороны. (Рис. 2)

Повторите броски другой рукой с поворотом в противоположную сторону 2-4 раза.

Упражнение № 6

Держите мяч пальцами сверху. Слегка приседая и округляя спину, ударьте мячом о пол. (Рис. 3 а)

После отскока подхватите мяч на ладонь и, не останавливая его движения, подбейте слегка вверх. Сделайте то же другой рукой. Повторите движения 4-6 раз.

Упражнение № 7

Сделайте шаг левой ногой, сгибая вперед правую, и одновременно бросьте мяч вверх левой рукой. (Рис. 4).

Поймав мяч, сделайте шаг другой ногой и бросьте мяч правой рукой. Повторите 6-8 раз. Теперь усложните бросок, делая его не на шаге, а на подскоке на опорной ноге (8-10-12 раз).

Упражнение № 8

Бросьте мяч правой рукой под левую, вытянув ее вперед (рис. 5 а), и поймайте ладонью левой. Затем, не задерживая мяча, бросьте его левой рукой под правую (рис. 5 б) и поймайте правой. Бросайте мяч непрерывно каждой рукой по 4-6 раз и при этом смотрите на мяч.

Упражнение № 9

Бросьте мяч правой рукой под согнутую в колене левую ногу (рис. 6 а) и поймайте его левой рукой. Не задерживая мяча, бросьте его под правую ногу. (Рис. 6 б). Броски надо делать по 2-4 раза под каждую ногу.

Упражнение № 10

Сделайте броски на «скачке», т. е. во время броска под согнутую ногу другая нога должна оттолкнуться от пола. Во время «скачков» продвигайтесь вперед или назад. (Рис. 7). Повторите все 2-4-6-8 раз.

Упражнение № 11

Соедините в одно непрерывное упражнение броски под руку (рис. 5 а, б) с бросками под согнутую ногу (Рис. 6 а, б)

Упражнение № 12

Держа мяч правой рукой, ведите ее вниз и назад, одновременно сгибая в локте, а потом в лучезапястном суставе. Затем бросьте мяч по дуге вверх над правым плечом (рис. 8 а, б) и поймайте правой рукой.

Этот бросок называется «выкрутом». Повторите его левой рукой. Сделайте по 4-6 бросков одной и другой, рукой. Это движение можно выполнять, танцуя «Польку».

Упражнение № 13

Вытяните руки в стороны, ноги поставьте врозь. Мяч держите в правой руке. Затем, слегка приседая на правой ноге и наклоняя корпус вправо, бросьте мяч «выкрутом» за спиной с таким расчетом, чтобы он не коснулся спины и пролетел по дуге сзади в левую руку (Рис. 9 а, б)

Поймав мяч левой рукой, не задерживайте его, а перебросьте «выкрутом» за спиной в правую руку. Повторите это 4-6 раз.

Примечание:

Когда эти основные движения с мячом будут отработаны, можно их соединять между собой по своему усмотрению в короткие упражнения и делать их группой, стоя в кругу или продвигаясь под музыку танцевальными шагами «Польки» или «Галопа».

От малого теннисного мяча переходите к среднему. Это обыкновенный резиновый мяч, диаметром 15-16 сантиметров. Делать упражнения с ним труднее, поэтому вначале следует научиться хорошо владеть малым мячом.

Упражнения со скакалкой

Освоив мяч, можно переходить к упражнениям со скакалкой в художественной гимнастике . Продается она в спортивных магазинах. Чтобы выбрать скакалку по своему росту, встаньте обеими ногами на середину шнура, а ручки подтяните к плечам. (Рис. 10). Скакалку можно сделать и самим: проденьте через деревянные ручки пеньковую веревку, плотный шнур или резиновую трубку.


Упражнение № 14

Вращая скакалку вперед, делайте подскоки, выпрямляя поочередно то одну, то другую ногу (Рис. 11). Корпус держите прямо, носки оттягивайте. Вращайте скакалку при участии только лучезапястных суставов. Сделайте 8-12 движений.

Упражнение № 15

Повторите предыдущее упражнение, вращая скакалку назад (Рис. 12).

Упражнение № 16

Делайте подскоки на одной ноге, согнув другую вперед (4 раза). Не останавливая вращения скакалки вперед, повторите подскоки на другой ноге (Рис. 13)

Выполните это же движение, вращая скакалку назад.

Упражнение № 17

Вращайте скакалку вперед один раз просто, а другой раз - скрещивая руки. Подскоки делайте одновременно, отталкиваясь двумя ногами. (Рис. 14 а, б). Сделайте непрерывно 8-12-16 подскоков. Затем повторите то же самое, вращая скакалку назад.

Примечание: Сделав два-три упражнения со скакалкой, отдохните, но не стойте на месте, не садитесь, а пройдите несколько шагов, глубоко дыша.

Упражнение № 18

Сложите скакалку вдвое и обе ее ручки возьмите в правую руку. Наклонитесь вперед и вращайте скакалку правой рукой под ногами, перепрыгивая через нее то одной, то другой ногой (Рис. 15).

Сделайте это 6-8 раз, отдохните и повторите упражнение, вращая скакалку левой рукой.

Упражнение № 19

Отталкиваясь обеими ногами, сделайте энергичный подскок вверх так, чтобы в это время скакалка дважды прокрутилась под ногами. Это будет двойное вращение. Повторите его 2-4-6 раз.

Примечание: Отдельные упражнения со скакалкой можно по-разному сочетать. Их хорошо выполнять под русские плясовые мелодии.

Упражнения с лентой

Упражнения с лентой в художественной гимнастике можно делать в большой комнате, в зале и на воздухе. Длина ленты 5 метров, ширина 3-5 сантиметров. Один конец ее прикрепите к палочке при помощи кольца. Длина палочки 65-70 см (Рис. 16 вверху)

Упражнение № 20

Встаньте на носки, возьмите палочку с лентой в правую руку и делайте ею энергичный взмах влево по большой дуге, а затем, не останавливая движения, возвращайте таким же взмахом вправо. Ноги при этом слегка сгибаются в коленях. (Рис. 17) Повторите это 4-6 раз.

Можно делать не дуги, а круги, вращая ленту несколько раз перед собой. Или делать круги над головой, стоя на одной ноге. (Рис. 18). Во время вращений можно продвигаться шагами, прыжками.

Круги можно делать и в боковой плоскости (Рис. 19), стоя на одной ноге или продвигаясь танцевальными шагами.

Упражнение № 21

Стоя чуть наклонившись на двух или на одной ноге, делайте короткие ритмичные движения лентой взерх-вниз. (Рис. 20). При этом движении лента будет извиваться «змейкой». Эту «змейку» можно делать и с поворотом на месте (Рис. 21), но в этом случае лента не должна касаться пола.


Упражнение № 22

Вращая ленту непрерывными кругами в лицевой пл¬скости, можно прыгать через нее, как бы перешагивая сначала одной, а потом другой ногой. (Рис. 22)

Упражнение № 23

Бег с лентой, во время которого лента извивается «змейкой» в воздухе. (Рис. 23)


Соедините движения по дуге и по кругу со «змейкой», бегом, прыжками и поворотом. Получится красивое упражнение.

Упражнения с шарфом

Для упражнения с шарфом достаньте кусок шелковой, очень легкой материи, длиной 2 м и шириной 80-90 см. Для этой цели подойдет газовый шарф. С ним можно делать многие движения, описанные в упражнениях с лентой, например дуги и круги в лицевой (рис. 24 вверху) и боковой (рис. 25) плоскостях. Шарф надо держать одной рукой за узкий край.

Взмахивать шарфом, держа его за широкий край.

Стремительно бежать с шарфом, поднятым над головой (Рис. 26 выше)

Делать прыжки, держа шарф двумя руками за широкий (рис. 27) или за узкий (рис. 28) края.

Наклоняться назад (рис. 29)

Стоять на одной ноге, удерживая равновесие. (Рис. 30)


Примечание: Отдельные движения с шарфом также можно соединять в короткие упражнения, выполняя их под музыку.

Несколько методических указаний к упражнениям с предметами

Начиная с первого упражнения следите за тем, чтобы все тело участвовало в движении. Так, при подбрасывании мяча вверх движения должны выполняться «волной». Свободная рука должна оставаться в одном и том же положении, если она не принимает активного участия в движении.

В момент ловли мяча в большинстве случаев необходимо смягчать его удар, как указано в упражнении № 1 (рис. 1 в, г). В пассировке падающего мяча принимает участие все тело: корпус, ноги, руки. Происходит как бы «круглое» полуприседание. Вообще во всех упражнениях с предметами в художественной гимнастике необходимо активное участие всего тела.

Каждое упражнение следует повторять, делая его правой и левой рукой. Соединяйте предыдущее упражнение с последующим, чтобы получать новые короткие «связки».

Осторожнее занимайтесь со скакалкой. Не перегружайте организм прыжками!

Чередуйте движения с отдыхом, постепенно увеличивая число прыжков.

Непременное условие для всех упражнений - правильное дыхание. Его нельзя задерживать. Дышите всегда глубоко и ритмично. Помните и об осанке.

После тренировки не забудьте сделать заключительные успокаивающие упражнения.

Сочиняйте сами короткие упражнения с отдельными предметами. Исполняйте их целой группой.

По материалам журнала…

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо–физиологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Этими особенностями можно объяснить широкий спектр использования художественной гимнастики в занятиях женских групп разного возраста и подготовленности. От других средств гимнастики упражнения художественной гимнастики отличаются особой динамичностью широкоамплитудных движений и танцевальной манерой исполнения.

К специфическим локальным задачам, которые удается решить с помощью упражнений художественной гимнастики можно отнести:

– воспитание двигательной культуры – умения придавать движениям эмоциональную окраску, делать их предельно выразительными;

– эстетическое воспитание занимающихся на основе связи движений с музыкой и использование танцевально–хореографических элементов;

Благодаря такой ориентации занятий с использованием соответствующих средств и методов эту разновидность гимнастики именуют «художественной».

В упражнениях художественной гимнастики можно видеть традиционные строевые, прикладные, общеразвивающие упражнения. Но выполняются они по–особенному. Махи выполняются плавно, мягко. Наклоны, как правило, выполняются пружинящими, волнообразными движениями, хорошо сочетающимися с «отстающей» работой головы, рук.

Насыщенные хореографическими и танцевальными элементами упражнения художественной гимнастики развивают гибкость, прыгучесть, координацию движений, музыкальный слух и чувство ритма.

Девушек, занимающихся художественной гимнастикой, отличает красивая осанка, легкость, грациозность походки и изящность движений.

В зависимости от степени трудности упражнения художественной гимнастики условно подразделяют на: подготовительные и основные.

К первой группе относятся: разновидности ходьбы, бега, подскоков, общеразвивающие движения, простейшие хореографические и танцевальные элементы.

Ко второй группе упражнений (основных) относятся более сложные движения, предназначенные главным образом для тех, кто специализируется по художественной гимнастике: упражнения без предметов (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки), упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента), соединения и комбинации упражнений без предмета и с предметами (индивидуальные и групповые).

8.2. Хореографические и танцевальные упражнения

Упражнения хореографии представлены элементами классической хореографии у станка и на середине зала.

Основные позиции ног и рук.

Основные позиции рук

Рис. 156 Руки внизу, округленные в локтевых и лучезапястных суставах ладонями вверх (большой палец внутри ладони).

Рис. 157 Руки вперед, округленные в локтевых и лучезапястных суставах.

Рис. 158 Руки вперед – в стороны, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).

Рис. 159 Руки вперед – кверху, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).

Основные позиции ног

Рис. 160 I – первая

Сомкнутая стойка. Пятки соединены, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением нагрузки по всей стопе.

Рис. 161 II – вторая

Широкая стойка, носки наружу. Ноги расположены в линию на расстоянии одной стопы с равномерным распределением нагрузки на обе стопы.

Рис. 162 III – третья

Сомкнутая стойка, правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу).

Рис. 163 IV – четвертая

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы), носки наружу.

Рис. 164 V – пятая

Сомкнутая стойка, правая перед левой (правая пятка сомкнута с носком левой), носки наружу.

Рис. 165 VI – шестая

Сомкнутая стойка с соединением носков и пяток.

Наиболее часто используемые виды передвижений:

    «мягкий шаг» выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе;

    «высокий шаг» выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол);

    «острый шаг» выполняется из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед резко, отрывисто, стопа другой ноги – на носко;

    «широкий шаг» выполняется выпадом правой (левой) с разноименным движением рук;

    «перекатный шаг» выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу. Одновременно, сгибая и затем, разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую ногу вперед–книзу;

    «пружинный шаг» выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующие терминологические определения. Например, острый бег, пружинный бег, высокий бег. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.

Хореографическо–танцевальные упражнения

В художественной гимнастике применяют элементы классического бального танца (галоп, полька, вальс и др.), народных танцев (русский переменный, припадание, веревочка, па–де–баск, ковырялочка, шаг с притопом и др.), историко–бытовых, современных танцев.

Приставной шаг является наиболее простым танцевальным шагом, позволяющим успешно изучить шаг галопа. Выполняется вперед, в сторону, назад.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, впереди правая, руки на поясе; 1–скользящим движением шаг правой вперед на носок (с переходом на всю ступню), левая сзади на носке; 2–приставляя левую, принять и.п.; 3–4 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем приставной шаг выполняется с движением одной или обеих рук.

Переменный шаг (так называемый тройной, музыкальный размер 2/4) служит основой шагов польки, русского танца. Изучается в различных сочетаниях.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед; «И» – приставить левую; 2–шаг правой вперед, левая сзади на носке; 3–4 – то же с левой ноги. Выполняется так же, «пропуская» на счет «И» ногу несколько вперед.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед на носок; «И» – слегка приседая на правой, небольшой шаг левой на носок; 2–шаг правой, левую отвести назад, руки книзу, затем переводятся вперед–вверх; 3–4 – то же с левой ноги. На счет 3 руки дугами книзу возвращаются в и.п. Выполняется так же с подниманием на счет 2 и 4 прямой или согнутой ноги вперед, с попеременными движениями рук, с поворотами кругом махом ноги.

Шаг Галопа – это приставной шаг с небольшим прыжком и соединением ног в фазе полета.(муз. размер 2/2). Выполняется обычно вперед и в стороны. В момент безопорного положения туловища и ноги должны быть прямыми, носки – оттянутыми. Шаг галопа удобнее всего выполнять, стоя в парах, взявшись за руки (или руки на поясе).

1. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; 1–7 – шаги галопа вперед с правой ноги; 8–подскок на правой, левую вперед; 9–16 – шаги галопа вперед с левой ноги.

2. И.п. – занимающиеся стоят в кругу лицом к центру, взявшись за руки; 1–7 – шаги галопа вправо; 8– подскок на правой, левую в сторону; 9–16– шаги галопа влево.

Шаг Польки – разновидность переменного шага, выполняемого небольшими прыжками с разворотом плеч в сторону ноги, с которой начиналось выполнение движения (муз. размер 2/4).

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И»– подскок на левой ноге, правая вперед; 1– «И» – 2 небольшими прыжками переменный шаг с правой ноги, левую вперед; 3– «И» – 4 – то же с левой ноги.

Шаг Мазурки (муз. размер 3/4). Основные разновидности: женский шаг, мужской шаг.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И» – небольшой подскок на левой ноге, правую вперед–книзу; 1– шаг правой вперед, слегка приседая на ней, левую ногу согнуть назад, колено наружу; 2– небольшой подскок на правой, левую несколько больше согнуть назад; 3–подскок на правой, левую выставить вперед–вниз. Продолжить движение с левой ноги.

Шаг вальса (муз. размер 3/4) выполняется вперед, в стороны, назад, с поворотом.

Вальсовый шаг вперед: И.п. – на носках, руки на поясе; 1– скользящий шаг правой с небольшим приседанием на ней и последующим подниманием на носок; 2–3 – два небольших шага вперед на носках с левой; 4–6 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем рекомендуется выполнять с движениями рук (вперед–назад, «восьмеркой», одноименной с ногой руки).

Вальсовый шаг с поворотом (представляет собой сочетание вальсовых шагов вперед и назад с поворотами кругом): И.п. – о.с., руки на поясе; 1– шаг правой вперед – наружу с небольшим приседанием; 2– небольшой шаг левой вперед с поворотом направо кругом на носках; 3–приставить правую назад к левой; 4–слегка приседая, шаг левой назад; 5–шагом правой назад – поворот направо кругом на носках; 6– приставить левую к правой. В дальнейшем выполняется с движениями рук вперед– назад и др.

Некоторые элементы народного танца:

Русский переменный шаг вперед (муз. размер 4/4): И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе или в стороны; 1–шаг правой с носка; «И» – шаг левой с носка; 2–шагом правой ноги, слегка приседания на ней, левую скользящим движением продвигать вперед; «И» – левую вперед с поворотом туловища налево на 45 0 ; 3–4 – то же с левой ноги.

Шаг «веревочка» назад: И.п. – о.с., руки на поясе; 1– поднимая и сгибая ногу, поставить ее назад за левой на носок; 2– небольшой подскок на правой со сгибанием левой и постановкой ее назад. После освоения «веревочки» назад изучается шаг «веревочки» с тройным притопом.

Хореографические прыжки

Хореографические прыжки необходимы для освоения вольных упражнений и улучшения координации движений занимающихся.

Скачок выполняется толчком одной ноги со сгибанием другой. Рекомендуемая последовательность освоения скачка:

    Ходьба с подниманием согнутой ноги вперед, руки на поясе.

    Ходьба на месте с подниманием согнутой ноги вперд с движениями рук вперед и назад.

    И.п. – стойка на левой, правая согнута вперед, левая рука впереди, правая сзади; 1 – шаг правой, левую согнуть вперед, правую руку вперед, левую назад; 2– то же шагом левой ногой, руки меняют положение.

    То же, что в 3-м, но с выполнением прыжка на ноге, с которой идет шаг (это упражнение и является скачком).

    переменный шаг с выполнением скачка на счет 2 и 4.

1. И.п. – о. с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1– шаг правой с подниманием на носок и махом левой вперед; 2 – то же шагом левой с махом правой.

2. И.п. – о.с., левым боком к станку или гимнастической стенке, правая рука в сторону. Шагом левой прыжок со сменой ног впереди с дополнительной опорой левой рукой во время прыжка.

3. Выполнение прыжка со сменой ног после шага левой с продвижением вперед. Затем то же с другой ноги.

4. То же, что в упражнении № 3, но со сменой согнутых ног.

5. Переменный шаг и прыжки на счет 2 и 4 со сменой ног впереди.

Закрытый прыжок выполняется шагом ноги вперед или назад с прыжком на ней. Другая нога в момент прыжка сгибается вперед, руки поднимаются вперед ладонями книзу, голова опущена.

1. И.п. – о.с. на носках, руки в стороны; 1– шагом правой закрытый прыжок, левую согнуть вперед; 2– приставляя левую, стать на носки, руки в стороны; 3–4 – выполнить закрытый прыжок шагом левой.

2. Переменный шаг с закрытыми прыжками на счет «2» и «4».

Открытый прыжок исполняется шагом ноги вперед с прыжком на ней и одновременным отведением другой ноги назад. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника, смотреть перед собой.

1. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шаг правой на носок, левую отвести назад, прогнуться; 2 – то же шагом левой, отводя правую назад.

2. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шагом правой открытый прыжок на ней; 2 – то же шагом левой.

3. Выполнение открытого прыжка после переменного шага.

Комбинации танцевальных шагов.

Выполнение комбинаций танцевальных шагов, меняющихся от занятия к занятию, резко повышает интерес к занятиям, позволяет незаметно поднять физическую нагрузку, улучшить координацию движений. Рекомендуемые комбинации танцевальных шагов:

1. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой ноги; 5–7 – три легких прыжка с продвижением вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, но галоп начать с левой ноги.

2. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой; 5–8 – четыре подскока на двух на месте; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги.

3. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – восемь шагов галопа вперед с правой; 9–16 – то же с левой.

4. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – четыре шага галопа вперед, начиная с правой; 5–7 – три шага вперед с правой; 8 – притоп левой ногой, слегка поворачивая туловище влево; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги с притопом правой.

5. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки в кругу, левым боком к центру круга; 1–3 – три шага галопа влево (к центру); 4 – притоп правой ногой; 5–7 – три шага галопа вправо; 8 – отпуская руки, повернуться налево, лицом к центру круга, руки на поясе; 9–11 – три шага вперед с правой ноги; 12 – приставляя левую ногу, хлопок руками перед собой; 13–15 – три шага назад с левой ноги, руки на поясе; 16 – шагом правой ноги назад повернуться направо, принять и.п.

6. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5–7 – с поворотом направо, не отпуская рук, три шага вперед с правой ноги; 8 – поворот налево с притопом левой ногой; 9–16 – то же, что 1–8, но в другую сторону.

7. И.п. – то же, что в упражнении № 6; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5 – прыжок вправо; 6 – прыжком вправо левую ногу в сторону с приземлением на правую; 7–8 – повторить то же, что на счет 5–6. Не прерывая движения, повторить то же, но в левую сторону.

8. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–8 – восемь шагов галопа вправо; 9–16 – с поворотом направо восемь скачков вперед по кругу, не отпуская рук. То же выполнить влево.

9. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки; 1 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа с правой ноги с поворотом направо кругом, руки во время поворота отпустить. После поворота опять взяться за руки; 5–8 – шаги галопа в том же направлении, но с левой ноги.

10. И.п. – стоя в парах, лицом друг к другу, взявшись за руки; 1–3 – три шага галопа в сторону направления движения; 4 – поворот плечом назад, отпуская одну руку, и взяться за руки после поворота; 5–7 – три шага галопа в сторону направления движения; 8 – отпуская одну руку, поворот плечом вперед и опять взяться за руки.

11. И.п. – о.с., руки на поясе, лицом к центру круга; 1–3 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа вправо с поворотом направо, приставляя левую ногу; 5–6 – два прыжка на правой с махом левой в сторону и приставлением ноги; 7–8 – тройной прыжок с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но с продвижением влево.

12. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – четыре подскока с подниманием согнутой ноги вперед и продвижением вперед.

13. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–6 – три шага польки вперед с правой; 7–8 – тройной притоп с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но шаг польки с левой ноги, притоп – с правой.

14. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – шаги польки вперед. Стоящие слева начинают польку с левой ноги, стоящие справа – с правой. Последний шаг польки выполняется с поворотом на счет 8 лицом друг к другу; 9–15 – семь шагов галопа в направлении движения; 16 – небольшим подскоком поворот лицом по направлению движения.

15. И.п. – о.с., руки на поясе; 1–6 – три шага польки вперед с правой ноги; 7–8 – тройной притоп с левой ноги с поворотом на 360°; 9–16 – то же, что 1–8, но тройной притоп выполняется с правой ноги с поворотом направо на 360°.

16. И.п. – стоя в парах, взявшись правыми руками снаружи, левые руки вперед; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – партнер, находящийся слева, отпуская левую руку, поднимает правую руку стоящего снаружи вверх, оставаясь на месте. Партнер, стоящий снаружи, подскоками на месте со сгибанием ноги, поворачивается на 360°. По окончании поворота принимается и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, только поворот выполняет гимнастка, стоящая слева.

17. И.п. – стоя парами, взявшись за руки; 1– 4 – два шага польки с правой ноги; 5–7 – три скачка вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–10 – два подскока на правой ноге с легким ударом об пол левой ногой впереди вначале носком, затем пяткой; 11–12 – тройной притоп на месте с левой ноги; 13–14 – то же, что 9–10, но подскоки выполнить на левой ноге, правая впереди; 15–16 – тройной притоп с правой.

Определение и характеристики предмета

Мяч – один из предметов в художественной гимнастике. Мяч делается из резины или синтетического материала. Его диаметр – 18-20 сантиметров. Вес – 400 граммов. Мяч традиционно считается более «лирическим» видом программы. Динамическая составляющая в упражнениях с мячом не так сильна, как в других дисциплинах художественной гимнастики. Движения гимнастки должны быть плавными и спокойными.

История использования предмета в художественной гимнастике

Мяч был введен в программу художественной гимнастики в 1929 году в берлинской школе гимнастики. С этого времени начинается развитие гимнастического мяча. Как ни странно, наиболее успешно и активно оно проходило в Эстонии и Финляндии. Идея мяча была заимствована из заокеанского баскетбола. Эстонский доктор Идла обратил внимание на то, как естественны движения тела во время работы с мячом. Открытие Идла существенно ускорило развитие художественной гимнастики, позволив уйти от архаичных и нелепых движений, напоминавших античные представления. В дальнейшем в некоторых учебниках по гимнастике элементы и движения описывались относительно человека, стоящего с мячом. С 1969 года упражнения с мячом вошли в программу чемпионатов мира.

Особенности применения предмета в художественной гимнастике

Набор элементов в упражнениях с мячом достаточно велик. Основу составляют броски и ловля мяча (базовые упражнения этого вида), перекаты по помосту или телу гимнастки. Броски и подбивы выполняются не только руками, но другими частями тела. Например, плечами, ногами или головой. Судьи очень строго следят за контролем мяча. Он ни в коем случае не должен держаться на запястьях, эта ошибка карается сурово. Фиксация мяча осуществляется разными частями тела. Важнейший элемент упражнений с мячом – балансировка, когда гимнастка лежит на животе в шпагате и удерживает мяч на ноге, которая находится над ее головой. В упражнениях с мячом от спортсменки требуется гибкость во всех ее проявлениях: пассивная и активная. Также необходимо чувство ритма, музыкальность и артистичность.

На последнем чемпионате мира по художественной гимнастике, который состоялся в 2011 году во французском Монпелье, в упражнениях с мячом без шансов для соперниц первенствовали россиянки Евгения Канаева и Дарья Кондакова. На третьей ступеньке пьедестала расположилась гимнастка из Беларуси Любовь Черкашина. Кроме того, на французском чемпионате мира разыгрывались награды не только в индивидуальных, но и в групповых упражнениях с мячом. Здесь также с большим отрывом победу праздновали россиянки, итальянки – вторые, у болгарок – бронза.

В последнее время на соревнованиях мирового класса упражнение без предмета не проводится, но именно оно является базой всей художественной гимнастики. Все упражнения выполняются под музыку (продолжительность от 75 до 90 секунд) и характеризуются свободным перемещением гимнастки по ковру (13х13 м), выполняющую упражнения, связанные с искусством владения своим телом и синхронной работой с предметом.

Основой для выполнения практически любых элементов в художественной гимнастике является гибкость и растяжка. Создание этой базы и является основной задачей для тренера начинающей гимнастки. Заставить своё тело двигаться в любых направлениях практически без ограничений – это фундамент на котором строится, а в последствии отшлифовывается весь богатый арсенал этого прекрасного вида спорта.

Основная информация о предметах:

Скакалка

Пеньковая или синтетическая, при условии, что синтетический вариант обладает такими же качествами легкости, гибкости, как и пенька. Должна быть пропорциональна росту гимнастки, не должна иметь никаких ручек, только один или два узла на каждом конце.

После покупки скакалки, ее необходимо обрезать под рост гимнастки. Считается, что обрезать скакалку нужно с обеих сторон, чтобы не изменялась центровка, и завязывать одинаковые узлы с обоих концов.

Сколько сантиметров обрезать лучше подскажет тренер. Общепринято, что скакалка должна быть выше подмышек и почти доходить до плеч, когда гимнастка стоит на ней обеими ногами по центру (ноги вместе).

Узлы пеньковой скакалки можно закрепить, прошив нитками, у нейлоновой скакалки узлы можно обжечь.

Нейлоновую скакалку можно стирать вручную или в стиральной машинке в режиме «деликатная стирка». Вода должна быть не более 30 градусов, количество порошка небольшое, отбеливать нельзя. После стирки такая скакалка цвет не потеряет, останется яркой.

Обруч

Может быть деревянным или синтетическим при условии, что этот материал не деформируется при движении. Внутренний диаметр от 80 до 90 см. Минимальный вес - 300 гр.

Полиэтиленовые обручи отличаются своей пластичностью, поэтому не ломаются. Но у них есть свой минус: возможная потеря формы (до овала или «восьмерки») при неправильном обращении. Чтобы предотвратить это, необходимо:

после покупки обруча сразу обмотать его декоративной обмоткой и закрепить рисунок, обмотав обруч одним слоем прозрачного скотча. Это, во-первых, прибавит обручу необходимые по правилам FIG граммы (обруч должен весить минимум 300 г), а, во-вторых, сделает его прочным;

хранить обруч в горизонтальном положении (в вертикальном положении обруч незаметно «сплющивается»);

в жаркую погоду стараться следить за формой обруча, потому что он более подвержен изменению формы и при понижении температуры (например, на ночь) может «застыть» в прежней форме.

Мяч

Резиновый или синтетический при условии, что этот материал обладает такой же эластичностью, как и резина. Диаметр - 18-20 см. Вес не менее 400 гр.

Мячи необходимо хранить в чехле из мягкой ткани, который будет защищать поверхность от царапин. Зимой желательно иметь теплый чехол, потому что сжатие-расширение воздуха внутри мяча негативно воздействует на внешнее покрытие.

Нельзя часто сдувать-надувать мяч (к примеру, для того чтобы в дороге багаж был менее объемен), это негативно воздействует на ниппель.

Мяч можно мыть теплой водой с помощью мыльного раствора и мягкой ткани. Затем необходимо вытереть сухой тканью.

При накачивании мячика иглу насоса нужно смачивать водой, чтобы не повредить ниппель.

Булавы

Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными). В последнее время разрешено использовать булавы с бархатными ручками (чтобы они не выскальзывали из рук). Длина булавы 40-50 см.

Булавы могут быть однотонными или раскрашенными в произвольные цвета. Современные гимнастки часто декорируют булавы специальным цветным скотчем для красоты (чаще всего раскрашивают под цвет купальника).

Главная проблема, которая может возникнуть с этим предметом, заключается в его ломкости. Относится это только к булавам, сделанным из пластика. В залах без коврового покрытия и в залах с бетонным полом (не важно, есть ковер или нет) булавы могут разбиться на части при падении. Поэтому, если Вы тренируетесь именно в таком зале, то лучше приобрести резиновые булавы, с которыми таких проблем не бывает.

И еще о резиновых булавах: в процессе тренировок цветное покрытие постепенно стирается. Здесь можно проявить фантазию и покрасить булавы краской (продается в баллончиках-пульверизаторах) в любой цвет.

Лента

Палочка может быть из дерева или пластика. Ее длина от 50 до 60 см, включая карабинчик крепления ленты. Диаметр - 1 см в самом широком месте.

Лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м, из одного куска. Вес не менее 35 гр.

Ленты можно стирать в таком же режиме, как и скакалки. После нескольких стирок лента, как правило, становится слишком мягкой для работы. Поэтому после очередной стирки ленту можно накрахмалить и затем как обычно прогладить.

Для того, чтобы лента не прилипала к костюму и ковровому покрытию, нужно сбрызнуть ее по всей длине любым антистатиком.

Для раскрашивания лент используйте специальные акриловые краски с пометкой «для тканей» или перманентные маркеры. После нанесения всего рисунка, высушите ленту и прогладьте с отпариванием на 3-ем режиме через тонкую хлопчатобумажную ткань. Окрашенную ленту рекомендуется стирать в холодной воде с порошком, не содержащим агрессивных отбеливающих компонентов.

Палочку всегда носите в чехле, в транспорте лучше нести ее в руках, а не в рюкзаке или сумке.

Перед соревнованиями всегда проверяйте исправность карабина. Если какие-то его части погнулись, то лучше выступать с другим карабином, или с плетеной из ниток косичкой вместо него.

Художественная гимнастика.Художественная гимнастика - вид
спорта, выполнение под музыку различных
гимнастических и танцевальных
упражнений без предмета, а также с
предметом
(скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Из истории художественной гимнастики.

Термин «художественная гимнастика» родился в
открывшейся в 1934 году «Высшей школе
художественного движения» Ленинградского
государственного института физической культуры
им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия
теоретиков и преподавателей ведущих студий
пластики и художественного движения,
существовавших в 20-30 годы: Петроградского
института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды
Вербовой (1923 г.), студии художественного
движения Елены Горловой (1923 г.), пластического
отделения студии «Темас» Александры СеменовойНайпак (1927 г.) и многих других.
В 1941 году в Ленинграде проходит первый
чемпионат города по художественной гимнастике.
Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия
Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей
северной столице стартует первый чемпионат
России. Первой примадонной российской
гимнастики стала москвичка Людмила Зотова.
Начиная с 1948 года ежегодно проводятся
чемпионаты России, и определяется первая леди
отечественной художественной гимнастики. 1980
год стал для художественной гимнастики
поворотным, после завершения Олимпийских игр в
Москве, на конгрессе МОК было принято решение
о включении этого вида спорта в программу
Олимпийских игр.

Правила соревнований.

Гимнастки выполняют упражнения со скакалкой,
обручем, мячом, булавами и лентой на ковре
размером 13x13 метров под музыкальное
сопровождение, время которого не должно превышать
полторы минуты. Во время упражнения гимнастка
обязана двигаться в такт музыке и не выходить за
пределы ковра. Существует два вида упражнений –
индивидуальные (личные) и групповые. В
индивидуальном многоборье на международном
уровне гимнастка выступает на ковре одна по четырём
видам программы из пяти существующих. Поэтому
каждые два года один предмет выпадает из списка
программы. В групповых упражнениях на ковре
выступают пять гимнасток одновременно и одна
гимнастка является запасной. Обычно по олимпийской
программе нужно выполнить два упражнения.
В групповом упражнении гимнастки обязаны выполнять
не только технические элементы, как в индивидуальном
многоборье, но и переброски предметов, а также
элементы сложной акробатики. Поэтому упражнение
смотрится очень интересным и динамичным.

Упражнения с предметами составляют основное
содержание соревновательных программ
по художественной гимнастике. Применяемые
в художественной гимнастике предметы отличаются
по форме структуре и размерам:
Скакалка - это пеньковая веревка удобной для гимнастки
длины с поперечным диаметром 0,5–1,0 см с узелками
на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть
видимым.
Обруч - это предмет в форме круга, внутренним
диаметром 80–90 см, толщиной (поперечным диаметром)
0,8–1,5 см, весом минимум 300 грамм, сделанный
из пластмассы. Цвет по выбору.Мяч - это резиновый шар,
диаметром 18–20 см, весом минимум 400 грамм. Цвет
по выбору.Лента - это конструкция из палочки-трости длиной
50–60 см, диаметром 1 см, подвижного крепления -
карабинчика и полоски ткани длиной 6 м + подгиб 1 м
и шириной 4–6 см, весом минимум 35 грамм (без палочки).
Цвет по выбору.Булавы - это два предмета, состоящие
из бочкообразного тела, сужающейся шейки
и шарообразной головки. Диаметр головки до 3 см, длина
булавы 40–50 см, вес каждой булавы минимум 150 грамм.
Цвет по выбору.

Система оценок

Выступление гимнасток оценивают три бригады судей:
Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D1 (2
судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи,
оценивают технику работы с предметом). При
подсчёте оценки учитывается среднее
арифметическое бригад D1 и D2: (D1+D2)/2.
Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи;
Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют
сбавки за ошибки;
На любых соревнованиях обязательно работает судьякоординатор, следящий за формальной стороной
выступления (например, количество предметов на
площадке, выходы за площадку и т. д.).
Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка
= (D1+D2)/2+A+E

МТО на примере упражнения «Перекат мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол»

Для упражнений с мячом используется резиновый мяч средней
величины (диаметр 15-20 см). Броски, отбивы и перекаты мяча могут
выполняться одной гимнасткой и двумя (переброски и перекаты -с
партнером).
В исходных положениях мяч может лежать на ладони (рис. 68), можно
поддерживать его пальцами с боков, и тогда ладони не касаются мяча,
и, наконец, он может лежать на тыльной стороне кисти.
В последнем случае пальцы предельно вытянуты. Руки при бросках и
ловле мяча следует освободить от излишнего напряжения. Бросок
выполнять с предварительным замахом. Ловлю мяча, особенно после
высоких бросков, необходимо амортизировать, продолжив движение
руки вниз. В противном случае мяч будет отскакивать от ладони.
Захватывать мяч пальцами нельзя.
Броски и ловля мяча обеими руками. В качестве подготовительного
упражнения сначала следует освоить без мяча предварительные и
сопровождающие движения руками. 1. И. п.- руки в стороны.
Раскачивание руками дугами к низу-вверх и дугами книзу – в стороны,
слегка пружиня ногами.

Техника выполнения.

Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине
должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно
только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома.
Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки
вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз,
перекатить обратно на ладони.
2. И. п. - о. с, руки вперед
ладонями вниз, мяч на тыльной стороне ладоней. Приподнимая и опуская руки, прокатывать мяч по рукам на грудь
и обратно на ладони (рис. 72).
3. То же, перекатывая мяч
на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти
(на беге назад).
4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой
ладони. 1. Слегка поднимая правую руку, перекатить
мяч на грудь. 2. Левой рукой задержать мяч на груди,
положив ладонь на мяч сверху. 3-4. Повернув левую
кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку
в и. п. Повторить перекат на левой руке.
5. И. п.-руки в стороны, мяч на правой ладони.
1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь.
2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой.
Программное упражнение. 6. П п. -о. е., правая рука в сторону, мяч на ладони. 1.
Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке
на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч
левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п., левая
рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка
отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.

Вывод.

В художественной гимнастике упражнения с мячом
считаются, одними из основных и самых главных.
Они развивают гибкость и ловкость у спортсменок,
что очень важно.
Обычно хорошими данными для художественной
гимнастики считается врождённая гибкость,
растяжка, высокий толчёк, стройная фигура,
хорошая координация движений. Но даже если
гимнастка не обладает всеми этими качествами,
почти всего можно добиться путём тяжёлых
тренировок, находясь в руках у хорошего тренера.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: